Религия и магия искусства: от художественной агиографии к протестной акции
Непростые взаимоотношения религии и искусства становятся еще более сложными, когда затронутыми оказываются политические проблемы. В Московском Центре Карнеги состоялось мероприятие, посвященное взаимодействию религии и творчества, православным мотивам в современной массовой культуре, а также феномену Pussy Riot и их протестной акции. В качестве докладчика выступила доктор культурологии Елена Волкова. Модератором был сопредседатель программы «Религия, общество и безопасность» Алексей Малашенко.
Православие в современной художественной среде
- Религиозно-художественный конформизм. По мнению Е. Волковой, в современной массовой культуре доминирующим началом являются жанр и эстетическая установка, в то время как религия здесь — подчиненное начало. В итоге, по словам докладчика, фактически происходит «некритическое наполнение того или иного жанра религиозным содержанием», адаптация религиозных образов к уже сложившимся ценностным установкам массового искусства.
- Образ священника в массовой культуре. Е. Волкова рассказала о том, как православные священнослужители представлены в российской массовой культуре (кино, литература и даже рок-музыка христианского направления):
- Образ «доброго мудреца». Образ священнослужителя часто идеализируется массовой культурой (образ «доброго мудреца»), и это обстоятельство, по мнению Е. Волковой, выявляет тот факт, что люди на бессознательном уровне стремятся уйти от несения ответственности за что-либо. В то время как, с одной стороны, образ «доброго мудреца» символизирует искреннюю веру, милосердие и помощь бедствующим, он, с другой стороны, дает установку на чудо и апеллирует к патриархальной семейной модели общества, рядовым членам которого достаточно быть просто «послушными детьми».
- Образ «священника из военных». Также, отметила Е. Волкова, существует и другой характерный образ — «священник из военных» (бывший моряк, «афганец», милиционер), вынужденный в силу обстоятельств браться за оружие. Подобный архетип призван создать положительный образ «защитника православия и Отечества».
- Образ «доброго мудреца». Образ священнослужителя часто идеализируется массовой культурой (образ «доброго мудреца»), и это обстоятельство, по мнению Е. Волковой, выявляет тот факт, что люди на бессознательном уровне стремятся уйти от несения ответственности за что-либо. В то время как, с одной стороны, образ «доброго мудреца» символизирует искреннюю веру, милосердие и помощь бедствующим, он, с другой стороны, дает установку на чудо и апеллирует к патриархальной семейной модели общества, рядовым членам которого достаточно быть просто «послушными детьми».
- «Танцующая кощунница» — объект Божьего и народного гнева. Е. Волкова также рассказала о фильме Александра Прошкина «Чудо» (2009) и провела параллели с историей группы Pussy Riot:
- Фильм «Чудо». Как отметила докладчик, если в массовой культуре требуется продемонстрировать сверхъестественную силу Бога перед лицом не верящих в него, то объектом божественного возмездия зачастую становится довольно невинный персонаж. В этой связи показателен фильм «Чудо», основанный на народной городской легенде. Народ, в чьей среде сформировалась легенда (а вслед за ним и создатели фильма), выбирает в качестве объекта возмездия не советскую власть, непосредственно виновную в преступлениях против Церкви, а обычную советскую девушку, окаменевшую из-за того, что она танцевала с иконой в руках.
- Параллели с Pussy Riot. Как подчеркнула Е. Волкова, в этом сюжете наблюдается схожесть с событиями вокруг группы Pussy Riot, организовавшей панк-молебен в храме Христа Спасителя. На жертву в лице участниц Pussy Riot широкие массы перенесли всеобщие раздражение и гнев, вызванные многолетней нищетой и беззащитностью перед государственным насилием.
- Фильм «Чудо». Как отметила докладчик, если в массовой культуре требуется продемонстрировать сверхъестественную силу Бога перед лицом не верящих в него, то объектом божественного возмездия зачастую становится довольно невинный персонаж. В этой связи показателен фильм «Чудо», основанный на народной городской легенде. Народ, в чьей среде сформировалась легенда (а вслед за ним и создатели фильма), выбирает в качестве объекта возмездия не советскую власть, непосредственно виновную в преступлениях против Церкви, а обычную советскую девушку, окаменевшую из-за того, что она танцевала с иконой в руках.
Протестная акция Pussy Riot
Е. Волкова отметила, что у панк-группы Pussy Riot есть свое собственное, хорошо продуманное в философском и религиозном аспектах мировоззрение.
- Традиция юродства. По мнению Е. Волковой, выступление Pussy Riot имеет сходство с поведением средневековых юродивых. Панк-молебен группы был направлен против многих болезненных проблем современности — в частности, против стремления церковной верхушки служить власти, а не Богу, а также против пропасти между «богословским феминизмом» (почитанием Богородицы) и реальным положением рядовой женщины. По своему обличительному содержанию, считает Е. Волкова, панк-молебен вписывается в контекст средневековой религиозно-смеховой культуры.
- Художественная целостность панк-молебна. Е. Волкова выделила основные характеристики видеоролика с записью панк-молебна, которые, по ее мнению, придают ему классицистическую художественную целостность:
- Место действия. Храм Христа Спасителя, ставший символом цезарепапизма и слияния Церкви и государства.
- Время действия. Масленица — период, когда вступает в свои права смеховая народная культура, обличающая ложь серьезной официальной культуры.
- Форма и содержание. Протестная акция в жанре сакральной пародии, многовекторный обличительный текст в шутовской площадной форме.
- Место действия. Храм Христа Спасителя, ставший символом цезарепапизма и слияния Церкви и государства.
- Значение Pussy Riot для современного искусства. Pussy Riot возродили мощную традицию церковного и народного протеста, следуя примеру юродивых, скоморохов и шутов, подчеркнула Е.
Религия и магия. Религии мира: опыт запредельного
Религия и магия
Вопрос о соотношении религии и магии представляется искусственно усложненным. Обычно эти два феномена справедливо противопоставляют, однако на ложных основаниях. Во-первых, говорят, что религия базируется на благоговении перед высшими силами и добровольном подчинении им, тогда как магия предполагает подчинение высших сил воле мага. Но такая точка зрения абсолютно неверна, поскольку ряд высокоразвитых религий (буддизм, джайнизм, некоторые направления брахманизма, даосизм и др.) не только не базируются на благоговейном подчинении высшим силам, но и принципиально отрицают таковое на разных основаниях. С другой стороны, существовали религии (ведийская религия индоариев), целью жертвоприношений и ритуалов которых было не умилостивление богов, а именно подчинение их воле лица, от имени которого совершался ритуал.
Следовательно, в данном аргументе слово «магия» употреблено просто некорректно, ибо под магией в нем понимается магия в средневековом смысле, предполагавшем наличие средств для подчинения воле мага светлых, ангельских (белая магия) или демонических, темных (черная магия) сил. Это, по существу, уже не магия, а довольно примитивная форма утилитарной религиозности. Впрочем, в средние века существовала и так называемая естественная магия (magia naturalis), которая ставила своей целью воздействие на некоторые тайные, сокровенные (оккультные) силы природы. Вот эта естественная магия, в которую верил не только монах Роджер Бэкон, но и его однофамилец и великий эмпирик Фрэнсис уже на заре Нового времени, и является собственно магией в строгом научно-терминологическом смысле этого слова.Во-вторых, магия рассматривается как суеверие («пустоверие») в отличие от религии как онтологически обоснованной веры. Но подобный аргумент является сугубо теологическим, ибо он априорно предполагает истинность (онтологическую релевантность) одной из религий (в данном идеологическом контексте – христианства; здесь даже само слово «религия» должно бы браться с определенным артиклем, буде таковой существовал в русском языке: религия=христианство) и поэтому серьезной научной критики просто не заслуживает.
Другие религиоведы, наоборот, склонны рассматривать магию как существенный элемент любой религии, находя ее присутствие в обрядах, ритуалах и таинствах различных религий. Более того, магию в чистом виде они считают одной из ранних форм религии.
Эта точка зрения, особенно последнее утверждение (магия – одна из ранних форм религии), должна рассматриваться как печальное заблуждение, базирующееся на предпосылке, что религия равна вере в сверхъестественное, и на отождествлении сверхъестественного с фантастическим, а точнее – с фантастическими (ложными) представлениями о природе физической реальности. Собственно, основа представления о магии как форме религии может быть выражена через следующее умозаключение: «Религия есть вера в сверхъестественное. Ничего сверхъестественного не существует. Следовательно, религия есть вера в то, чего не существует. Магия основана на вере в то, что не соответствует действительности, ложно. Следовательно, религия и магия по основной характеристике тождественны.
Строго говоря, у религии и магии принципиально разные сферы деятельности, и отношения между религией и магией можно с некоторой натяжкой (впрочем, незначительной) сравнить с отношениями между религией и наукой. В истории науки существовало множество ложных наук (например, френология; примеры астрологии и алхимии неправомерны, поскольку последние не были по своим принципам науками в строгом смысле и не претендовали на это), но то, что они были ложными, совсем не означает, что они базировались на вере в сверхъестественное или чудесное.
Френологи приписывали особый биологический смысл выпуклостям черепа, которого эти выпуклости были лишены, но где же здесь сверхъестественное? По существу, мы имеем здесь дело с неправильной интерпретацией эмпирических данных или связей между событиями, а отнюдь не суеверие или религию.Рассмотрим теперь магическую процедуру как таковую. Предположим, охотник примитивного[23] племени собирается на бизона.
Перед охотой он изготавливает изображение бизона и стреляет в него, будучи уверен, что между изображением и его прототипом существует некоторая связь и удар по изображению гарантирует успех в охоте. То же самое мы наблюдаем и в случае вредоносной магии, когда изготавливается изображение врага, которому затем причиняется ущерб (например, оно прокалывается иглой). Здесь также присутствует убежденность в наличии связи между изображением и оригиналом. Тот же самый принцип присутствует и в парциальной магии, когда функцию изображения выполняет какая-то часть оригинала (например, череп зверя или прядь волос человека).
Современная наука отрицает существование связи между явлениями по принципу подобия, заменяя его причинными интерпретациями и принципом детерминизма. С точки зрения науки Нового времени этот принцип не отражает реально существующие связи и отношения, он онтологически нерелевантен, проще говоря, неистинен. Но при чем же тут религия и сверхъестественное? При здравом и непредвзятом размышлении становится совершенно очевидным, что магия базируется не на вере в сверхъестественное или чудесное, более того, ей вообще чужда какая бы то ни было религиозная интенциональность. Магия основывается на вполне определенном и рациональном методологическом принципе, который, однако, не был подтвержден эмпирически в ходе развития науки и поэтому был отвергнут ею. Потому-то магия имеет отношение скорее к истории науки, чем к истории религии, что прекрасно выразил в названии своего фундаментального труда американский ученый Линн Торндайк, озаглавивший его следующим образом: «История магии и экспериментальных наук» (речь идет о средневековой и ренессансной Европе).[25]
Ситуация несколько осложняется, когда магия оказывается связанной с ритуалом. Представим себе, что охотники некоего племени перед началом охоты устраивают ритуальную пляску, имитирующую (моделирующую) охоту (подобные ритуалы широко распространены), а колдун племени в костюме из шкуры того или иного животного и в соответствующей маске изображает это животное, символически поражаемое охотниками. Цель ритуала – магическая, принцип, положенный в его основу, – тот же самый, что был описан выше. Однако теоретически можно предположить, что он связан и с определенными трансперсональными переживаниями. Многократно описаны случаи, когда под воздействием психоделиков или немедикаментозных психотерапевтических техник пациент отождествляет себя с животными (например, в контексте филогенетических переживаний), и можно предположить, что для большей действенности ритуала колдун входит в определенное психическое состояние, в котором отождествляет себя с тем или иным животным, что тем более вероятно, поскольку ритуал зачастую имеет своей целью или воспроизведение определенного глубинного переживания или, по крайней мере, его имитацию. Кстати, на этом феномене в значительной степени базируется и вера в оборотничество – случаи, когда люди сознательно достигают таких состояний сознания, в которых они самоотождествляются с животными (обычно, хищниками), хорошо известны; в качестве примера можно привести знаменитых членов тайного союза людей-леопардов, наводящих ужас на население Экваториальной Африки.
Но даже наличие трансперсонального переживания в магическом ритуале ничуть не меняет его природу, поскольку это переживание здесь является не источником, сутью или целью ритуала, а лишь дополнительным средством повышения его эффективности. Следовательно, магический ритуал принципиально отличен от религиозного, что еще раз подчеркивает как гетерогенность, так и гетерологичность религии и магии.
Тем не менее определенные элементы магии в разных религиях (особенно в сфере ритуала) действительно присутствуют. Для архаических верований это объясняется синкретическим характером мировосприятия примитивного человека, который отнюдь не склонен проводить четких (а скорее, вообще никаких) граней между тем, что впоследствии станет религией, искусством, наукой, философией и т. д. Поэтому и в более поздние формы религии магический элемент также зачастую переходит, так сказать, по наследству, в силу исторической преемственности и непрерывности традиции. Но есть и другие причины, о которых будет сказано ниже в связи с проблемой места протонаучных (особенно космологических) представлений в различных религиях.
Сказанное нами относительно неистинности или нерелевантности теории магии отнюдь не означает, что мы догматически априорно отвергаем возможность существования особых феноменов, демонстрирующих эффективность тех или иных магических операций, о чем достаточно часто сообщают этнологи (например, значительную эффективность практики африканских заклинателей дождя). Однако мы глубоко убеждены, что причина этих эффектов лежит совершенно в иной сфере, чем та, о которой говорят сами колдуны и вся симпатическая теория магии. Больше мы не будем касаться этой темы как выходящей далеко за пределы нашего исследования, а заинтересованному читателю рекомендуем познакомиться с весьма любопытными соображениями, высказанными на сей счет А. Шопенгауэром в разделе о магии его труда «О воле в природе».[26]
Глава 9 СИКХИЗМ: РЕЛИГИЯ ДОБРОВОЛЬНОГО КОМПРОМИССА Синкретичная религия
Глава 9 СИКХИЗМ: РЕЛИГИЯ ДОБРОВОЛЬНОГО КОМПРОМИССА Синкретичная религия Сикхизм, или религия сикхов, является типичным примером синкретизма, т. е. возникновения новой религии на основе соединения двух или большего числа идей различных религиозных систем. И хотя сикхизм
Глава XXXVIII РЕЛИГИЯ, МАГИЯ И ГЕРМЕТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ДО И ПОСЛЕ РЕФОРМАЦИИ
Глава XXXVIII РЕЛИГИЯ, МАГИЯ И ГЕРМЕТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ДО И ПОСЛЕ РЕФОРМАЦИИ § 304. Пережитки дохристианских религиозных традиций Мы уже неоднократно оговаривали, что христианизация европейских народов оказалась бессильна упразднить местные поверья. Принятие Европой
1. Религия Израиля и религия Ханаана
1. Религия Израиля и религия Ханаана В этой главе мы сравним веру Израиля с религиозными воззрениями его соседей. Успех археологических изысканий последних лет позволяет нам с достаточной уверенностью говорить о теологии древних политеистических учений, имевших
3.
Магия букв3. Магия букв «Слова не падают в пустоту» Зогар Если одни исследователи устремлялись вслед за еврейскими учеными в возвышенные сферы метафизических спекуляций, то других больше привлекало практическое приложение каббалы. И даже в эпоху, когда христианский Запад уже
РЕЛИГИЯ ИЛИ ЭТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА? МОЖЕТ БЫТЬ, АТЕИСТИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ?
РЕЛИГИЯ ИЛИ ЭТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА? МОЖЕТ БЫТЬ, АТЕИСТИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ? Если основываться на знаменитой бенаресской проповеди Будды в ее каноническом изложении, которая считается самым фундаментальным вероисповедным документом буддизма, то на первый взгляд перед нами
Глава IV МАГИЯ И РЕЛИГИЯ
Глава IV МАГИЯ И РЕЛИГИЯ Примеров, приведенных в предыдущей главе, достаточно, чтобы проиллюстрировать общие принципы работы двух ответвлений симпатической магии: магии гомеопатической и магии контагиозной. В некоторых из приведенных примеров, как мы видели,
Глава IV МАГИЯ И РЕЛИГИЯ
Глава IV МАГИЯ И РЕЛИГИЯ Примеров, приведенных в предыдущей главе, достаточно, чтобы проиллюстрировать общие принципы работы двух ответвлений симпатической магии: магии гомеопатической и магии контагиозной. В некоторых из приведенных примеров, как мы видели,
Магия аморальна? Это сыграло роль в развитии раннего христианства
Американцы увлечены магией. Телевизионные шоу, такие как «ВандаВижн» и «Ведьмак», книги, такие как серия книг о Гарри Поттере, а также комиксы, фильмы и игры о людях, обладающих способностями, которые не могут быть объяснены Богом, наукой или технологиями, уже много лет пользуются бешеной популярностью. Современная поп-культура является свидетельством того, насколько люди очарованы мыслью об обретении особого контроля над изменчивым миром.
«Магия» часто определяется на Западе как зло или нечто отдельное от «цивилизованных» религий, таких как христианство, а также от научного наблюдения и изучения мира. Но ирония в том, что магия была неотъемлемой частью развития христианства и других религий, а также повлияла на эволюцию наук.
Как специалист по древней магии и раннему христианству, я изучаю, как магия помогла ранним приверженцам развить христианскую идентичность. Одной частью этой идентичности была мораль: внутреннее чувство правильного и неправильного, которое руководит жизненными решениями. Конечно, более темная сторона этого развития — сползание к превосходству: восприятие собственной традиции как морально превосходящей и законно доминирующей.
Моя работа направлена на то, чтобы вернуть магии должное место в христианской традиции. Я показываю, как были созданы ложные различия между магией и христианством, чтобы возвысить древнее христианство, и как они продолжают продвигать христианское превосходство сегодня.
Истоки магии
В западной культуре магия часто противопоставляется религии и науке. Это проблематично, потому что все три концепции уходят корнями в колониализм. На протяжении веков многие европейские ученые основывали свои определения религии на христианстве, в то же время описывая обычаи и верования нехристиан как «примитивные», «суеверные» или «магические».
Это чувство превосходства помогло христианским монархиям Европы оправдать завоевание и эксплуатацию коренных народов по всему миру в попытке «цивилизовать» их, часто с помощью крайней жестокости. Империалистическое наследие до сих пор влияет на то, как некоторые люди относятся к нехристианам как к «другим» и как они называют чужие ритуалы и религии «магией».
Но это современное понимание магии не совсем соответствует миру первых христиан. «Магия» всегда имела много значений. Из того, что могут собрать ученые, само слово было заимствовано из персидского слова «магуш», которое, возможно, описывало класс жрецов, связанных с царями. Иногда эти «волхвы» изображались выполняющими гадания, ритуальными действиями или обучающими мальчиков, которые займут трон.
Греческие тексты сохранили это прежнее значение, а также добавили новые. Известный древнегреческий историк Геродот пишет, что персидские волхвы толковали сны, читали небеса и совершали жертвоприношения. Геродот использует греческое слово «магос». Софокл, греческий драматург, использует тот же термин в своей трагедии «Царь Эдип», когда Эдип ругает провидца Тиресия за заговор с целью свергнуть его.
Хотя оба этих греческих текста датируются приблизительно началом 400-х годов до нашей эры, слово «маг» имеет в каждом из них разные коннотации.
Семь фантазий о Гарри Поттере — самая продаваемая серия книг в мире: с момента публикации первого рассказа в 1997 году было продано более 500 миллионов романов. Майк Кларк/AFP через Getty ImagesНачиная с первого века до нашей эры, латинские авторы также адаптировали персидский термин как «маг».
Защищаясь на суде за совершение «злых магических деяний», философ II века Апулей утверждал, что он одновременно и был, и не был «волшебником». Он настаивал на том, что он похож на первосвященника или естествоиспытателя, а не на человека, который использует сомнительные средства для достижения желаемого. Что интересно здесь, так это то, что Апулей использует одну идею высокой философской магии для борьбы с другой идеей грубой, корыстной магии.
Христианство и магия
Первые христиане унаследовали эти разнообразные представления о магии вместе со своими римскими соседями. В их мире люди, которые совершали «магические» дела вроде экзорцизма и исцеления, были обычным явлением. Такие люди иногда также объясняли религиозные или философские тексты и идеи.
Это поставило перед раннехристианскими авторами проблему: если чудесные дела были довольно обычным явлением, как могла группа, стремящаяся привлечь последователей, конкурировать с «волшебниками»? В конце концов, Иисус и апостолы тоже совершали необыкновенные дела. Поэтому христианские писатели делали различия, чтобы возвысить своих героев.
Возьмите библейскую историю о волхве Симоне. В Деяниях 8 магические дела Симона соблазняют самаритян и убеждают их следовать за ним, пока евангелист Филипп не совершит еще более удивительные чудеса, обратив всех самаритян и Симона тоже. Но Симон срывается, когда пытается купить силу Святого Духа, побуждая апостола Петра упрекнуть его. В этой истории мы получаем грех симонии: покупка религиозного служения.
Как я уже говорил в другом месте, подобные тексты не отображают реальных событий. Это учебные пособия, направленные на то, чтобы показать новым адептам различия между добрыми христианскими чудотворцами и злыми магами. Первые новообращенные нуждались в таких историях, потому что чудотворцы были очень похожи друг на друга.
Христианство и нравственность
Некоторым древним людям рассказы о чудесах Иисуса, вероятно, не казались чем-то далеким от деяний, совершаемых магами за деньги на рынке. Фактически, отцы церкви должны были защищать Иисуса и апостолов от обвинений в занятиях магией. Среди них Ориген Александрийский, который в середине третьего века нашей эры защищал христианство от Цельса, языческого философа, который обвинял Иисуса в том, что он маг.
Цельс утверждал, что чудеса Иисуса ничем не отличались от магии, совершаемой рыночными колдунами. Ориген соглашался с двумя общими поверхностными сходствами, но утверждал, что они фундаментально различны, потому что маги забавлялись с демонами, а чудеса Иисуса приводили к нравственному преобразованию. Как и в случае с волхвом Симоном, разногласия Оригена с Цельсом были способом научить свою аудиторию тому, как различать нравственно подозрительных магов, стремившихся к личной выгоде, и чудотворцев, действовавших на благо других.
В раннехристианских историях волшебник Симон аморально использует магию, чтобы попытаться получить власть и влияние. Метрополитен-музейДревние авторы изобрели идею о том, что чудесам христиан присуще моральное превосходство над нехристианской магией, потому что древняя аудитория была так же увлечена магией, как и современная. Но, возвысив христианство над магией, эти писатели создали ложные различия, которые существуют даже сегодня.
Примечание редактора: эта статья была обновлена, чтобы прояснить роль Иисуса в раннем христианстве.
Когда-то магия считалась равной науке и религии — немного магического мышления может помочь миру сейчас
16 апреля 1872 года группа мужчин сидела и выпивала в пабе Barley Mow недалеко от Веллингтона в Сомерсете на юге Великобритании. -запад. Порыв ветра в трубе выбил четыре луковицы с прикрепленной к ним булавками бумагой. На каждом листе бумаги было написано имя. Это оказался экземпляр 19магия го века. Лук поместил туда «волшебник», который надеялся, что по мере того, как овощи сморщиваются в дыму, люди, чьи имена были прикреплены к ним, также уменьшатся и пострадают.
Одна луковица оказалась в Музее Питта Риверса в Оксфорде. На нем имя человека — Джозеф Хойланд Фокс, местный борец за воздержание, который пытался закрыть Barley Mow в 1871 году, чтобы бороться со злом алкоголя. Хозяин, Сэмюэл Портер, имел местную репутацию «волшебника», и никто не сомневался, что он участвовал в магической кампании против тех, кто пытался нанести ущерб его бизнесу.
Э.Б. Тайлор, написавший «Первобытную культуру», основополагающий труд по антропологии XIX века, жил в Веллингтоне. Лук попал к нему, а оттуда в музей Питта Риверса, куратором которого он был с 1883 года. Тайлор был потрясен луком, который он сам считал волшебным. Интеллектуальная история Тайлора рассматривала человеческое развитие как переход от магии к религии и науке, каждая из которых была более рациональной и институционально обоснованной, чем предыдущая. Найти доказательства магии на своем пороге в якобы рациональной, научной Британии конца XIX века.XX век полностью противоречил такой идее.
Лук из ячменного покоса с именем Джозефа Хойланда Фокса на приколотой к нему бумаге. Музей Питта Риверса, PRM 1917.53.776, предоставлено автором.Слухи о смерти магии часто преувеличены. Десятки тысяч лет — во всех частях обитаемого мира — магия практиковалась и сосуществовала с религией и наукой, иногда счастливо, иногда беспокойно. Магия, религия и наука образуют тройную спираль, пронизывающую человеческую культуру. В то время как история науки и религии последовательно исследовалась, история магии — нет. Любой элемент человеческой жизни, настолько распространенный и продолжительный, должен играть важную роль, требуя больше размышлений и исследований, чем это часто получалось.
Что такое магия?
Ключевой вопрос: «Что такое магия?» Мое определение подчеркивает участие человека во вселенной. Быть человеком — значит быть на связи, и вселенная также открыта для влияния человеческих действий и воли. Наука побуждает нас отстраняться от вселенной, понимая ее отстраненно, объективно и абстрактно, в то время как религия видит связь человека с космосом через одного бога или многих богов, управляющих вселенной.
Магия, религия и наука имеют свои сильные и слабые стороны. Это не вопрос выбора между ними — наука позволяет нам понимать мир, чтобы влиять на него и изменять его. Религия, между тем, проистекает из чувства трансцендентности и удивления. Магия видит нас погруженными в силы и потоки энергии, влияющие на наше психологическое состояние и самочувствие, точно так же, как мы можем влиять на эти потоки и силы.
Магия заложена в местных культурах и способах бытия – нет какой-то одной магии, а есть огромное разнообразие, как видно из самого краткого обзора (подробнее см. мою недавнюю книгу). Рассказы о шаманизме в евразийской степи, например, включают людей, превращающихся в животных или путешествующих в духовный мир, чтобы противостоять болезням, смерти и лишению собственности.
Самое раннее европейское изображение шаманского обряда. Британская библиотека. Николаес Витсен 1705, Амстердам, автор предоставленВо многих местах предки влияют на живых, в том числе во многих африканских и китайских культурах. Гробница бронзового века в Китае демонстрирует сложные формы гадания, когда мертвые отвечают на вопросы живых. Фу Хао, похороненная в гробнице, показанной ниже, спрашивала своих предков об успехах на войне и исходах беременностей, но затем потомки спросили ее об их будущем после смерти.
Гробница Фу Хао: эта китайская королева бронзового века стремилась узнать будущее с помощью гадания. Джессика Роусон, Автор предоставилВлиятельные маги
Британская королевская семья нанимала магов: Королева Елизавета I попросила доктора Джона Ди, известного «фокусника» — вероятного прототипа Просперо в шекспировской «Буре», — найти наиболее благоприятную дату для ее коронации и поддержала его попытки алхимии .
В следующем столетии Исаак Ньютон уделил много внимания алхимии и библейским пророчествам. Экономист Джон Мейнард Кейнс описал его не как первого из Эпохи Разума, а как последнего из волшебников. В сознании Ньютона — и в его работах — магия, наука и религия переплелись, и каждое из них было инструментом для исследования глубочайших тайн Вселенной.