В РПЦ объяснили разницу между религией и магией
https://ria.ru/20200808/1575534063.html
В РПЦ объяснили разницу между религией и магией
В РПЦ объяснили разницу между религией и магией — РИА Новости, 08.08.2020
В РПЦ объяснили разницу между религией и магией
Глава отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш) в комментарии радиостанции «Говорит Москва»… РИА Новости, 08.08.2020
2020-08-08T18:35
2020-08-08T18:35
2020-08-08T20:05
общество
русская православная церковь
религия
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/7e4/2/1/1564138918_0:191:2961:1857_1920x0_80_0_0_3981bedffca0d722dfd198da2569c13c.jpg
МОСКВА, 8 авг — РИА Новости. Глава отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш) в комментарии радиостанции «Говорит Москва» объяснил отличие религии от магии. Комментируя новость о кончине насельника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Германа (Чеснакова), иеромонах заявил, что у Русской православной церкви нет официальной позиции по поводу его деятельности.Священнослужитель отметил, что церковь не отрицает существование потусторонних злых сил. В то же время он подчеркнул, что существует опасность уклонения от религии в магию.»Что такое магия в точном смысле этого слова? Можно сформулировать фразой «Да будет воля моя, я хочу использовать невидимые силы для своей цели, начиная от хорошего урожая огурцов и кончая какими-то достижениями». Это магия, и она не имеет ничего общего с религией. Религия — «да будет воля твоя, Господи», — приводит его слова радиостанция.Он добавил, что религия предполагает полную отдачу себя богу, если человеку необходима его помощь или решение каких-либо проблем.»Подавляющее большинство малоинформированных наших сограждан не видят разницы между православием и вот этим вот опаснейшим антирелигиозным, антихристианским магическим болотом, которое людей засасывает», — заключил иеромонах.
https://ria.ru/20170324/1490742444.html
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21.img.ria.ru/images/7e4/2/1/1564138918_116:0:2847:2048_1920x0_80_0_0_83a8ddec30b674cebdd0496212014e95. jpg
1920
1920
true
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
общество, русская православная церковь, религия
Общество, Русская православная церковь, Религия
МОСКВА, 8 авг — РИА Новости. Глава отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш) в комментарии радиостанции «Говорит Москва» объяснил отличие религии от магии.
Комментируя новость о кончине насельника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Германа (Чеснакова), иеромонах заявил, что у Русской православной церкви нет официальной позиции по поводу его деятельности.
24 марта 2017, 13:40Религия
Экзорцизм: чудо по расписанию
Священнослужитель отметил, что церковь не отрицает существование потусторонних злых сил. В то же время он подчеркнул, что существует опасность уклонения от религии в магию.
«Что такое магия в точном смысле этого слова? Можно сформулировать фразой «Да будет воля моя, я хочу использовать невидимые силы для своей цели, начиная от хорошего урожая огурцов и кончая какими-то достижениями». Это магия, и она не имеет ничего общего с религией. Религия — «да будет воля твоя, Господи», — приводит его слова радиостанция.
Он добавил, что религия предполагает полную отдачу себя богу, если человеку необходима его помощь или решение каких-либо проблем.
«Подавляющее большинство малоинформированных наших сограждан не видят разницы между православием и вот этим вот опаснейшим антирелигиозным, антихристианским магическим болотом, которое людей засасывает», — заключил иеромонах.
Марина Королева: Магия возникла еще в первобытный период человечества
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
24. 03.2011 00:20
Рубрика:
Общество
Марина Королева (Обозреватель «Эхо Москвы»)
Магия. Белая магия, черная магия…
Волшебство, колдовство, одним словом.
Можно и не сомневаться, что магия — это искусство, древнее, как мир. Или, как пишут словари, совокупность действий и слов, которые якобы обладают чудодейственными свойствами и способностью безраздельно подчинять себе многообразные сверхъестественные энергии.
Когда две страны, два народа, два племени воевали, боги их земель, в свою очередь, враждовали между собой, пишет американский писатель Айзек Азимов в своей книге «Слова в истории», о которой мы с вами уже не раз вспоминали. Это понятно: каждая из сторон заклинала своих собственных богов, своих собственных сверхъестественных помощников — конечно, через жрецов — даровать победу им и только им.
В пятом веке до нашей эры главными врагами греков были персы. А представители этого народа по своим верованиям были, как известно, огнепоклонниками, зороастрийцами, то есть последователями одной из древнейших мировых религий, которая брала начало в откровениях великого пророка Заратустры (по-древнегречески — Зороастрэс).
Своих священников исповедующие зороастризм издревле называли магу.
Да, именно магу. Это слово со временем превратилось в слово mageia у древних греков и в magia у римлян. В русский же язык магия проникла, скорее всего, через немецкий. Однако, как мы видим, происхождение у слова — античное.
Но, между тем, само явление зародилось гораздо раньше. Магия как таковая существовала еще в первобытный период, за много веков до античности. Люди, которых учили непростому искусству задабривания богов, существовали с глубочайшей древности. Прошедшие многоступенчатую школу, они в совершенстве владели искусством проведения сложных и таинственных для окружающих ритуалов и толкования несведущим соплеменникам предзнаменования, идущие от могущественных покровителей — богов, светил, стихий и т.д.
Христианство, как известно, магию не признает в принципе и считает колдовство вещью убийственной для души, бессмысленным богоборчеством, а всякие там сглазы, порчу, заговоры и прочие привороты — вредными и опасными суевериями. Впрочем, и древние греки полагали, что искусство магов, колдунов и чародеев — это весьма опасное волшебство, потому слово магия и стало со временем обозначать искусство использования сверхъестественных сил в недобрых или опасных целях.
Ну а маг, соответственно, — тот, кто обладает этим искусством.
Российская газета — Неделя — Федеральный выпуск: №62(5438)
ОбразованиеКолонка Марины Королёвой
Главное сегодня
Путин поздравил с Днем защитника Отечества ветеранов и участников СВО
Видео: ВСУ обстреляли центр Донецка мощными боеприпасами
Столтенберг: Страны НАТО истощили запасы снарядов для поставок Украине
The Washington Post: Попытки Запада изолировать Россию провалились
Пользователей Twitter возмутил визит премьера Испании Санчеса на Украину
Reuters: Индия не собирается обсуждать антироссийские санкции на форуме G20
Магия когда-то считалась равной науке и религии — немного магического мышления может помочь миру сейчас
16 апреля 1872 года группа мужчин сидела и выпивала в пабе Barley Mow недалеко от Веллингтона в Сомерсете на юго-западе Великобритании. . Порыв ветра в трубе выбил четыре луковицы с прикрепленной к ним булавками бумагой. На каждом листе бумаги было написано имя. Это оказалось примером магии 19-го века. Лук поместил туда «волшебник», который надеялся, что по мере того, как овощи сморщиваются в дыму, люди, чьи имена были прикреплены к ним, также уменьшатся и пострадают.
Одна луковица попала в музей Питта Риверса в Оксфорде. На нем имя человека — Джозеф Хойланд Фокс, местный борец за воздержание, который пытался закрыть Barley Mow в 1871 году, чтобы бороться со злом алкоголя. Хозяин, Сэмюэл Портер, имел местную репутацию «волшебника», и никто не сомневался, что он участвовал в магической кампании против тех, кто пытался нанести ущерб его бизнесу.
Э.Б. Тайлор, написавший «Первобытную культуру», основополагающий труд по антропологии XIX века, жил в Веллингтоне. Лук попал к нему, а оттуда в музей Питта Риверса, куратором которого он был с 1883 года. Тайлор был потрясен луком, который он сам считал волшебным. Интеллектуальная история Тайлора рассматривала человеческое развитие как переход от магии к религии и науке, каждая из которых была более рациональной и институционально обоснованной, чем предыдущая. Найти доказательства магии на своем пороге в якобы рациональной, научной Британии конца XIX века.XX век полностью противоречил такой идее.
Лук из ячменного покоса с именем Джозефа Хойланда Фокса на приколотой к нему бумаге. Музей Питта Риверса, PRM 1917.53.776, предоставлено автором.Слухи о смерти магии часто преувеличены. Десятки тысяч лет — во всех частях обитаемого мира — магия практиковалась и сосуществовала с религией и наукой, иногда счастливо, иногда беспокойно. Магия, религия и наука образуют тройную спираль, пронизывающую человеческую культуру. В то время как история науки и религии последовательно исследовалась, история магии — нет. Любой элемент человеческой жизни, настолько распространенный и продолжительный, должен играть важную роль, требуя больше размышлений и исследований, чем это часто получалось.
Что такое магия?
Ключевой вопрос: «Что такое магия?» Мое определение подчеркивает участие человека во Вселенной. Быть человеком — значит быть на связи, и вселенная также открыта для влияния человеческих действий и воли. Наука побуждает нас отстраняться от вселенной, понимая ее отстраненно, объективно и абстрактно, в то время как религия видит связь человека с космосом через одного бога или многих богов, управляющих вселенной.
Магия, религия и наука имеют свои сильные и слабые стороны. Это не вопрос выбора между ними — наука позволяет нам понимать мир, чтобы влиять на него и изменять его. Религия, между тем, проистекает из чувства трансцендентности и удивления. Магия видит нас погруженными в силы и потоки энергии, влияющие на наше психологическое состояние и самочувствие, точно так же, как мы можем влиять на эти потоки и силы.
Магия заложена в местных культурах и способах бытия – нет какой-то одной магии, а есть огромное разнообразие, как видно из самого краткого обзора (подробнее см. мою недавнюю книгу). Рассказы о шаманизме в евразийской степи, например, включают людей, превращающихся в животных или путешествующих в духовный мир, чтобы противостоять болезням, смерти и лишению собственности.
Самое раннее европейское изображение шаманского обряда. Британская библиотека. Николаес Витсен 1705, Амстердам, автор предоставлен Во многих местах предки влияют на живых, в том числе во многих африканских и китайских культурах. Гробница бронзового века в Китае демонстрирует сложные формы гадания, когда мертвые отвечают на вопросы живых. Фу Хао, похороненная в гробнице, показанной ниже, спрашивала своих предков об успехах на войне и исходах беременностей, но затем потомки спросили ее об их будущем после смерти. Гробница Фу Хао: эта китайская королева бронзового века стремилась узнать будущее с помощью гадания. Джессика Роусон, Автор предоставилВлиятельные маги
Британская королевская семья нанимала магов: Королева Елизавета I попросила доктора Джона Ди, известного «фокусника» — вероятного прототипа Просперо в шекспировской «Буре», — найти наиболее благоприятную дату для ее коронации и поддержала его попытки алхимии .
В следующем столетии Исаак Ньютон уделил много внимания алхимии и библейским пророчествам. Экономист Джон Мейнард Кейнс описал его не как первого из Эпохи Разума, а как последнего из волшебников. В сознании Ньютона — и в его работах — магия, наука и религия переплелись, и каждое из них было инструментом для исследования глубочайших тайн Вселенной.
«Фокусник» Джон Ди совершает магическое «действо» для Елизаветы I в Мортлейке в Лондоне. Коллекция Wellcome, автор предоставленМногие по всему миру все еще верят в магию, что не делает ее «истинной» в каком-то научном смысле, но указывает на ее непреходящую силу. Мы вступаем в эпоху перемен и кризиса, вызванных опустошением экологии планеты, человеческим неравенством и страданиями. Нам нужны все имеющиеся в нашем распоряжении интеллектуальные и культурные инструменты.
Магия пробуждает чувство родства со Вселенной. С родством приходят забота и ответственность, что повышает вероятность того, что понимание магии, одной из древнейших человеческих практик, может сегодня дать нам новые и актуальные идеи.
Магия аморальна? Это сыграло роль в развитии раннего христианства
Американцы увлечены магией. Телевизионные шоу, такие как «ВандаВижн» и «Ведьмак», книги, такие как серия книг о Гарри Поттере, а также комиксы, фильмы и игры о людях, обладающих способностями, которые не могут быть объяснены Богом, наукой или технологиями, уже много лет пользуются бешеной популярностью. Современная поп-культура является свидетельством того, насколько люди очарованы мыслью об обретении особого контроля над изменчивым миром.
«Магия» часто определяется на Западе как зло или нечто отдельное от «цивилизованных» религий, таких как христианство, а также от научного наблюдения и изучения мира. Но ирония в том, что магия была неотъемлемой частью развития христианства и других религий, а также повлияла на эволюцию наук.
Как специалист по древней магии и раннему христианству, я изучаю, как магия помогла ранним приверженцам развить христианскую идентичность. Одной частью этой идентичности была мораль: внутреннее чувство правильного и неправильного, которое руководит жизненными решениями. Конечно, более темная сторона этого развития — сползание к превосходству: восприятие собственной традиции как морально превосходящей и законно доминирующей.
Моя работа направлена на то, чтобы вернуть магии должное место в христианской традиции. Я показываю, как были созданы ложные различия между магией и христианством, чтобы возвысить древнее христианство, и как они продолжают продвигать христианское превосходство сегодня.
Истоки магии
В западной культуре магия часто противопоставляется религии и науке. Это проблематично, потому что все три концепции уходят корнями в колониализм. На протяжении веков многие европейские ученые основывали свои определения религии на христианстве, в то же время описывая обычаи и верования нехристиан как «примитивные», «суеверные» или «магические».
Это чувство превосходства помогло христианским монархиям Европы оправдать завоевание и эксплуатацию коренных народов по всему миру в попытке «цивилизовать» их, часто с помощью крайней жестокости.
Но это современное понимание магии не совсем соответствует миру первых христиан. «Магия» всегда имела много значений. Из того, что могут собрать ученые, само слово было заимствовано из персидского слова «магуш», которое, возможно, описывало класс жрецов, связанных с царями. Иногда эти «волхвы» изображались выполняющими гадания, ритуальными действиями или обучающими мальчиков, которые займут трон.
Греческие тексты сохранили это прежнее значение, а также добавили новые. Известный древнегреческий историк Геродот пишет, что персидские волхвы толковали сны, читали небеса и совершали жертвоприношения. Геродот использует греческое слово «магос». Софокл, греческий драматург, использует тот же термин в своей трагедии «Царь Эдип», когда Эдип ругает провидца Тиресия за заговор с целью свергнуть его.
Хотя оба этих греческих текста датируются приблизительно началом 400-х годов до нашей эры, слово «маг» имеет в каждом из них разные коннотации.
Семь фантазий о Гарри Поттере — самая продаваемая серия книг в мире: с момента публикации первого рассказа в 1997 году было продано более 500 миллионов романов. Майк Кларк/AFP через Getty ImagesНачиная с первого века до нашей эры, латинские авторы также адаптировали персидский термин как «маг».
Защищаясь на суде за совершение «злых магических деяний», философ II века Апулей утверждал, что он одновременно и был, и не был «волшебником». Он настаивал на том, что он похож на первосвященника или естествоиспытателя, а не на человека, который использует сомнительные средства для достижения желаемого. Что интересно здесь, так это то, что Апулей использует одну идею высокой философской магии для борьбы с другой идеей грубой, корыстной магии.
Христианство и магия
Первые христиане унаследовали эти разнообразные представления о магии вместе со своими римскими соседями. В их мире люди, которые совершали «магические» дела вроде экзорцизма и исцеления, были обычным явлением. Такие люди иногда также объясняли религиозные или философские тексты и идеи.
Это поставило перед раннехристианскими авторами проблему: если чудесные дела были довольно обычным явлением, как могла группа, стремящаяся привлечь последователей, конкурировать с «волшебниками»? В конце концов, Иисус и апостолы тоже совершали необыкновенные дела. Поэтому христианские писатели делали различия, чтобы возвысить своих героев.
Возьмите библейскую историю о волхве Симоне. В Деяниях 8 магические дела Симона соблазняют самаритян и убеждают их следовать за ним, пока евангелист Филипп не совершит еще более удивительные чудеса, обратив всех самаритян и Симона тоже. Но Симон срывается, когда пытается купить силу Святого Духа, побуждая апостола Петра упрекнуть его. В этой истории мы получаем грех симонии: покупка религиозного служения.
Как я уже говорил в другом месте, подобные тексты не отображают реальных событий. Это учебные пособия, направленные на то, чтобы показать новым адептам различия между добрыми христианскими чудотворцами и злыми магами. Первые новообращенные нуждались в таких историях, потому что чудотворцы были очень похожи друг на друга.
Христианство и нравственность
Некоторым древним людям рассказы о чудесах Иисуса, вероятно, не казались чем-то далеким от деяний, совершаемых магами за деньги на рынке. Фактически, отцы церкви должны были защищать Иисуса и апостолов от обвинений в занятиях магией. Среди них Ориген Александрийский, который в середине третьего века нашей эры защищал христианство от Цельса, языческого философа, который обвинял Иисуса в том, что он маг.
Цельс утверждал, что чудеса Иисуса ничем не отличались от магии, совершаемой рыночными колдунами. Ориген соглашался с двумя общими поверхностными сходствами, но утверждал, что они фундаментально различны, потому что маги забавлялись с демонами, а чудеса Иисуса приводили к нравственному преобразованию. Как и в случае с волхвом Симоном, разногласия Оригена с Цельсом были способом научить свою аудиторию тому, как различать нравственно подозрительных магов, стремившихся к личной выгоде, и чудотворцев, действовавших на благо других.