Остров (фильм, 2006) — Википедия
«Остров» — российский художественный фильм 2006 года режиссёра Павла Лунгина.
Во время Великой Отечественной войны в 1942 году где-то на Севере немецкий корабль захватывает советскую баржу, перевозящую уголь. На борту корабля находятся шкипер Тихон и кочегар. Оба попытались спрятаться в угле, но немецкие моряки находят кочегара. После побоев и попытки разыграть не понимающего вопрос на немецком «Где капитан?» кочегар выдаёт Тихона. Пленников ставят у борта с намерением расстрелять. Кочегар начинает рыдать, умоляя сохранить ему жизнь, Тихон же держится спокойно и демонстративно закуривает. Тогда немецкий офицер предлагает кочегару спасти свою жизнь, застрелив своего товарища, и даёт ему пистолет с одним патроном. Кочегар бьется в истерике, но всё же стреляет в Тихона, и тот падает за борт. Немцы оставляют кочегара в живых, минируют баржу и покидают её. Кочегар остаётся на заминированном судне, которое вскоре взрывается.
Монахи подбирают на берегу почти безжизненное тело.
Действие переносится в 1976 год. Кочегар значительно постарел. Он принял монашество и теперь носит имя Анатолий. Его основное послушание — трудиться в монастыре истопником. К нему, как к старцу, с разными нуждами и болезнями приезжают люди, так как он обладает даром прозорливости и способностью исцелять при помощи молитвы.
Отец Анатолий не похож на смиренного монаха: отступает от устава, живёт в котельной, где спит на угле, редко приходит на молитву в храм, предпочитая молиться у себя в келье, позволяет резкие слова и оскорбительные поступки по отношению к настоятелю и братии, но когда его хотят наказать за нарушение дисциплины — переходит на церковнославянский язык и отвечает исключительно цитатами из библии и богослужебных книг. Иногда он ведет себя как юродивый: мажет сажей ручки дверей, пускает игрушечные кораблики, бьет без нужды в колокола, ни с того ни с сего громко запевает песни. Странностей старца Анатолия многие монахи не понимают, особенно отец Иов — казначей монастыря, жалующийся об этом настоятелю отцу Филарету: что молится отдельно от всех, не моет лица и рук, на высокоторжественные праздники опаздывает на службу, поет «гнусным голосом». Отец Филарет, который раньше тоже был в конфликте с отцом Анатолием, уже втайне простил его, поэтому на жалобы отца Иова он смотрит сквозь пальцы.
Анатолий отказывается от предложения отца Филарета, озабоченного состоянием здоровья кочегара, переехать в его покои. Отца Иова, который принес ему это предложение, и получив отказ, отругал кочегара за своеволие, Анатолий просит растолковать прописную истину: за что Каин убил Авеля? Тем самым намекает на зависть отца Иова. Позднее Иов сам признается, что завидует Анатолию за его дар и они мирятся.
В келье настоятеля случается пожар. Анатолий знал о пожаре, никому об этом не сказал, а только накануне бросил головню под ноги Филарета. Тот ничего не понял и посчитал это очередной выходкой кочегара. Приютив владыку после пожара, Анатолий среди ночи начинает изгонять бесов и в процессе сжигает архиерейские сапоги — потому что на них много грехов написано, и топит в воде принесенное Филаретом одеяло, а также чуть не губит его самого — закрыв дверь на замок напускает в кочегарку дыма из печей. Напротив Филарет благодарит Анатолия за избавление от лишних, хоть и ценных вещей, и за проверку готовности принять смерть. Анатолий же сам не рад своему «дару» — говорит что все его благодетели «смердят».
Несмотря на причуды и нарушения устава, старцу не даёт покоя совершенное им преступление. Он часто садится в лодку и уплывает на уединённый остров, где усердно молится и кается в совершённом грехе.
Однажды в монастырь приезжает видный адмирал со своей одержимой дочерью. Старец везёт её на свой остров и с помощью молитвы изгоняет из неё беса. Адмирал же оказался тем самым Тихоном, в которого стрелял Анатолий. В беседе выясняется, что Анатолий лишь ранил Тихона в руку, и тому удалось спастись. Тихон говорит Анатолию, что давно простил его.
Теперь Анатолий знает, что может спокойно умереть. Отец Анатолий сообщает Иову о том что в ближайшую среду будут его похороны. Тот пытается проявить заботу и предлагает заказать дубовый гроб. Анатолий указывает что сгодится и простой ящик, который стоит у кочегарки. Монахи опять ругаются: Иов обвиняет Анатолия в гордыне — «даже умереть без выкрутасов не можешь!» А Анатолий отвечает: «Ты ведь меня любишь, отец Иов!». Тем не менее, Иов исполняет просьбу — в кочегарку приносят тот самый ящик, отшкуренный и покрытый лаком, с крестом на крышке. Иов хвалится, что гроб получился на славу, хоть вместо буфета в дом ставь. Отец Анатолий шутя ругает отца Иова: «я гроб просил, а ты мне принес буфет». Отец Иов пытается загладить свою вину и трёт гроб углём. Отец Анатолий, тем временем, ложится в него и просит отца Иова пойти и сказать братии, что он скончался. Отец Иов бежит к колокольне и бьёт в колокола, оповещая о смерти старца. Гроб с телом монаха везут в лодке на его остров.
Место для съёмок «Острова» киногруппа подбирала долго. Было 4 экспедиции: съёмочная команда проехала по Мурманской области, побывала на Ладоге, Онежском озере, в Кижах, на Псковских озёрах[1]. Ни один из действовавших в тех местах монастырей не подошёл режиссёру, так как ему требовался «маленький, заброшенный скит, а все современные монастыри — это огромные, обнесённые высокими стенами города»[2]
Во время пятого выезда натура нашлась — это было окраина маленького посёлка Рабочеостровск на побережье Белого моря в Карелии. Подошло всё: и пейзаж, который отвечал замыслам сценариста и художника, и естественные декорации. Вокруг — море, в котором разбросаны острова. На суше — старая навигационная башня, полузаброшенные домики [1]. Островом стал полуостров, отделённый от материка небольшим перешейком[3]. Из башни сделали колокольню, барак без крыши превратили в церковь: надстроили купола, подлатали, внутри «выпилили» стены, чтобы получилось единое пространство[1]. Особое значение для режиссёра имела затопленная деревянная баржа, к которой была привязана вся декорация монастыря. По рассказу режиссёра, баржа, скорее всего, осталась от заключённых: «она старая, с коваными гвоздями — явно двадцатые годы»[2].
По словам Павла Лунгина, исполнитель главной роли Пётр Мамонов «в большой степени играл самого себя». Перед началом работы в картине актёр получил благословение у своего духовника. Кроме того, со съёмочной группой был отец Косьма, монах Донского монастыря, который провёл молебен в первый день съёмок
Снимать пришлось быстро. Нужно было успеть завершить съёмки прежде, чем Белое море покроется льдом. Съёмки начались в октябре, а закончились в первых числах декабря 2005 года. Лишь пять дней съёмки велись вне Рабочеостровска. Военные сцены были отсняты на Волге, под Дубной; по словам Вадима Корюзлова, «снимали ночью, чтобы не было видно, что это не море, а река». Сцену, где Настя со своим отцом Тихоном едут в поезде, снимали на Рижском вокзале в Москве[1].
В 2007 году режиссёр Павел Лунгин сказал[4]:
Мы жили <…> на окраине рабочего посёлка в маленькой пустой гостинице. Там есть причал, откуда уходят корабли на Соловецкие острова. Зимой, конечно, они уже не ходили. Оттуда в своё время отправляли заключённых в лагеря. Это места, надышанные и первой русской святостью, подвижниками, монастырями и в то же время политые кровью безвестных мучеников советских времён. Там осталась колючая проволока, ржавые рельсы. Та баржа, которую мы затопили в картине, тоже сохранилась с тех времен. Именно на таких баржах заключенных увозили на Соловки. Поэтому место это для нас было особое. На протяжении съёмок у нас в группе было чудесное ощущение общности, никто чужой к нам не приходил. Воспоминания остались у нас очень счастливые. Актёры играли лучше, чем всегда. Оператор Андрей Жегалов совершил какой-то колоссальный прорыв и снял так, как он не снимал никогда. Все вместе мы сделали больше, чем мог каждый из нас по отдельности. Такое бывает раз в жизни. И я счастлив, что в моей жизни это произошло.
- Автор сценария: Дмитрий Соболев
- Режиссёр: Павел Лунгин
- Режиссёрская группа:
- Соня Массон
- Анна Мачильская
- Алексей Шихатов
- Продюсеры:
- Оператор-постановщик: Андрей Жегалов
- Художники-постановщики:
- Игорь Коцарев
- Александр Толкачев
- Композитор: Владимир Мартынов
- Звук:
- Монтаж: Альбина Антипенко
- Художник-гримёр: Валерия Никулина
- Костюмы: Екатерина Дыминская
- 2006 — лучший фильм на кинофестивале «Московская премьера».
- 2007 — Шесть премий «Золотой орёл» — «Лучший фильм года», «Лучшая мужская роль второго плана» (Виктор Сухоруков), «Лучшая мужская роль» (Петр Мамонов), «Лучший режиссёр» (Павел Лунгин), «Лучший сценарий» (Дмитрий Соболев), «Лучшая операторская работа» (Андрей Жегалов, посмертно).
- 2007 — Шесть премий «Ника» — «Лучший фильм года», «Лучшая мужская роль второго плана» (Виктор Сухоруков), «Лучшая мужская роль» (Петр Мамонов), «Лучшая режиссёрская работа» (Павел Лунгин), «Лучшая операторская работа» (Андрей Жегалов, посмертно), «Лучшая работа звукорежиссёра» (Стефан Альбине, Владимир Литровник, Степан Богданов).
- Производство: «Студия Павла Лунгина»
- Художественный фильм, цветной
- Ограничения по возрасту: нет
- Прокатное удостоверение № 11191 от 21 июня 2005 года
- Премьера на фестивале Кинотавр в Сочи 27 июня 2006 года[5]
- Выход в прокат: 23 ноября 2006 года
- Бюджет: 1,9 миллиона долларов
- Сборы: 2 530 791 долларов[6]
- Единственный фильм в широком российском прокате, у которого зафиксирован рост сборов на втором уик-энде
- Первый показ по центральному ТВ: 7 января 2007 года, телеканал «Россия»
Как отметил епископ Игнатий (Депутатов): «после этого фильма большое количество людей пришли в Церковь и многое осознали. Когда я был священником, на исповеди многие говорили, что обратились к вере под влиянием фильма „Остров“. Знаю даже людей, которые приняли монашество после просмотра этого фильма»[7].
Страница фильма на сайте «Наше кино»
История создания фильма «Остров» — РИА Новости, 24.11.2006
Анатолия оставляют в живых, чтобы через несколько минут взорвать вместе с баржей, но он остается жив. На севере России, на пустынном острове в море, в маленькой православной обители он находит приют. Анатолий работает истопником монастырской котельной, целыми днями возит тачку с углем, спит на куче угля и даже похоронить себя завещает в угольном ящике. Собратьев-монахов смущают его странности — то он зачем-то бросает в печь чужие сапоги, то громко кричит петухом, то кидает обгорелой головней в игумена. Но в каждой такой дикой выходке есть смысл. На остров издалека приезжают люди, веря, что Анатолий способен дать мудрый совет, излечить болезнь, изгнать бесов. Он никому не отказывает в помощи, но страдает, тяготясь сознанием тяжести греха, совершенного тогда, на барже. Вымаливает прощение у убитого товарища. Но как узнать, что прощен, если ответа нет?
Сценарий принадлежит выпускнику ВГИКа, точнее, стал выпускной работой Дмитрия Соболева. Позже агент отправил сценарий Павлу Лунгину. «У меня в жизни был период, когда я читал теологическую литературу, пытаясь что-то понять для себя. В принципе это второй сценарий, связанный с православием. В первом сценарии был священник православный. Поэтому идея вынашивалась долго, пока не созрела эта схема искушения, покаяние и прощение. После этого все и случилось, — рассказал Дмитрий Соболев РИА Новости. — Я читал жития многих подвижников и в основу образов главного героя легли Феофил Печерский и Севастьян Карагандинский». Кроме того, сценарий вышел и как отдельная книга, в сборнике сценариев, который также называется «Остров».
Фильм «Остров» — это свидетельство того, что время остановилось, отмечает режиссер. Сравнивая современные ценности России и всего мира, Лунгин говорит: «В России нет никакой истории, нет даже кружек, из которых мы пили пиво в пивных автоматах. Мы не оставляем никаких материальных следов, только идеи». «Остров» — это как раз попытка поймать мгновение.
Съемки картины проходили в специально выстроенном монастыре в городе Кемь в Карелии, на берегу Белого моря. Вся декорация монастыря была привязана к затопленной деревянной барже. По рассказу режиссера, баржа, скорее всего, осталась от заключенных: «она старая, с коваными гвоздями — явно двадцатые годы».
Как отмечает режиссер, исполнитель главной роли Петр Мамонов «в большой степени играл самого себя». Перед началом работы в картине актер получил благословение у своего духовника. Кроме того, в выстроенном в Кеми монастыре со съемочной группой был отец Косьма, монах Донского монастыря, он провел молебен в первый день съемок.
«Процесс съемок запомнился мне гораздо больше радостями, чем сложностями, — вспоминает Павел Лунгин. — На съемках была совершенно особая теплая и творческая атмосфера. Мы жили там уединенно, в маленькой гостинице на берегу Белого моря. И даже Белое море само было к нам благосклонно, потому что не замерзало до середины декабря. Хотя по прогнозам лед должен был встать уже в октябре».
После завершения работы над фильмом построенную на время съемок церковь освятили, а один из работников съемочной группы, который был подсобным рабочим, остался в этом ските жить и, видимо, стал первым монахом нового монастыря.
«Перед съемками я объехал много знаменитых монастырей: был на Валааме, Селигере, Соловках, но понял, что ни один из них для нас не подходит. Нам нужен был маленький, заброшенный скит, а все современные монастыри — это огромные, обнесенные высокими стенами города. К тому же фильм-то не церковный, он не о монастыре, а о чувстве греха и стыда — главном, что отличает человека от животного».
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников
«Остров» (2006) — смотреть фильм бесплатно онлайн в хорошем качестве 720 HD на портале «Культура.РФ»
Во время Великой Отечественной войны немцы захватывают угольную баржу где-то у берегов Белого моря. Матрос Анатолий под угрозой смерти предает и убивает своего командира, капитана корабля Тихона. Несмотря на это, немцы взрывают баржу и оставляют Анатолия умирать в море. Выжившего Анатолия мы находим через четверть века иноком при монастыре. Постаревший до неузнаваемости Анатолий трудится истопником. Он спит на углях в котельной, молится отдельно от всех и распевает во все горло песни.
Кадр из фильма. Фотография: kino-teatr.ru
Кадр из фильма. Фотография: kino-teatr.ru
Кадр из фильма. Фотография: kino-teatr.ru
Отец Иов не принимает и не понимает подход Анатолия к вере и жизни. Будучи человеком строгих нравов, он постоянно жалуется на старца кроткому и покладистому отцу Филарету – настоятелю монастыря. Анатолий обладает даром предвидеть будущее и исцелять людей. Они приезжают к нему издалека, выстраиваются в очередь у дверей котельной, на самом берегу острова. Он хоть и ведет себя с ними грубо, но помогает и наставляет на верный путь.
Под маской баламута и грубияна старец Анатолий прячет свои глубокие переживания об ошибках прошлого. В одиночестве он кается, взывая к небу, умоляя о прощении.
До «Острова» Павел Лунгин снял несколько неоднозначных работ, вызвавших смешанные чувства как у зрителей, так и у кинокритиков. Его обращение к религиозной тематике было встречено с настороженностью. Несмотря на это, картина заслужила похвалы в первую очередь за стилистику съемки и удивительную работу актеров. Прозрачный сюжет картины только укрепляет эстетическую целостность. Вопросы религии в фильме подняты с точки зрения основных постулатов христианства, таких как всепрощение, любовь и смирение, а не частных канонических надстроек.
Как признается Лунгин, сценарий фильма попал к нему в руки случайно. Его автор Дмитрий Соболев, на тот момент еще не окончивший ВГИК, сумел создать продуманный и многослойный сюжет, который сразу заинтересовал мастера.
За роль старца Анатолия Петр Мамонов получил премии «Золотой орел» и «Ника». Образ отстраненного, не понятого окружающими юродивого не раз встречается в творчестве Мамонова. Таким он предстает еще совсем молодым со сцены в составе группы «Звуки Му». Таким позже появится в «Царе» того же Лунгина и «Шапито-шоу» Сергея Лобана.
На вопрос о конфессиональной направленности фильма Мамонов ответил: «Нет такого понятия – православное кино. Есть кино и некино».
«Остров» получил шесть «Золотых орлов» и шесть премий Национальной академии кинематографических искусств. Среди них награды в номинациях «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль первого плана» (Петр Мамонов), «Лучшая мужская роль второго плана» (Виктор Сухоруков) и «Лучшая операторская работа» (Андрей Жегалов, посмертно). В 2006 году картина закрывала 63-й Венецианский фестиваль.
Остров (фильм, 2006) — Википедия. Что такое Остров (фильм, 2006)
«Остров» — российский художественный фильм 2006 года режиссёра Павла Лунгина.
Сюжет
Во время Великой Отечественной войны в 1942 году где-то на Севере немецкий корабль захватывает советскую баржу, перевозящую уголь. На борту корабля находятся шкипер Тихон и кочегар. Оба попытались спрятаться в угле, но немецкие моряки находят кочегара. После побоев и попытки разыграть не понимающего вопрос на немецком «Где капитан?» кочегар выдает Тихона. Пленников ставят у борта с намерением расстрелять. Кочегар начинает рыдать, умоляя сохранить ему жизнь, Тихон же держится спокойно и демонстративно закуривает. Тогда немецкий офицер предлагает кочегару спасти свою жизнь, застрелив своего товарища, и даёт ему пистолет с одним патроном. Кочегар бьется в истерике, но всё же стреляет в Тихона, и тот падает за борт. Немцы оставляют кочегара в живых, минируют баржу и покидают её. Кочегар остаётся на заминированном судне, которое вскоре взрывается.
Монахи подбирают на берегу почти безжизненное тело.
Действие переносится в 1976 год. Кочегар значительно постарел. Он принял монашество и теперь носит имя Анатолий. Его основное послушание — трудиться в монастыре истопником. Живёт он в котельной, где спит на угле. К нему, как к старцу, с разными нуждами и болезнями приезжают люди, так как он обладает даром прозорливости и способностью исцелять при помощи молитвы. Странностей же старца Анатолия некоторые монахи не понимают, он молится отдельно от всех них, опаздывает на службу, ни с того ни сего начинает громко запевать песни. В числе непонимающих — отец Иов, завидующий отцу Анатолию из-за его дара. Настоятель, отец Филарет, пытается наладить отношения с отцом Анатолием, отвечая на жалобы отца Иова. Однако, несмотря на смирение и раскаяние, старцу не даёт покоя совершенное им преступление. Он часто садится в лодку и уплывает на уединённый остров, где усердно молится и кается в совершённом грехе.
Однажды в монастырь приезжает видный адмирал со своей одержимой дочерью. Старец везёт её на остров и с помощью молитвы изгоняет из неё беса. Адмирал же оказался тем самым Тихоном, в которого стрелял Анатолий. В беседе выясняется, что Анатолий лишь ранил Тихона в руку, и тому удалось спастись. Тихон говорит Анатолию, что давно простил его.
Теперь Анатолий знает, что может спокойно умереть. Отец Анатолий просит отца Иова принести ему простой гроб. Тот приносит, но не понимает для чего. Отец Анатолий шутя ругает отца Иова за слишком роскошный «буфет». Отец Иов пытается загладить свою вину и трёт гроб углём. Отец Анатолий, тем временем, ложится в него и просит отца Иова пойти и сказать братии, что он скончался. Отец Иов бежит к колокольне и бьёт в колокола, оповещая о смерти старца. Гроб с телом монаха везут в лодке на его остров.
Создание фильма
Место для съемок «Острова» киногруппа подбирала долго. Было 4 экспедиции: съемочная команда проехала по Мурманской области, побывала на Ладоге, Онежском озере, в Кижах, на Псковских озёрах[1]. Ни один из действовавших в тех местах монастырь не подошёл режиссёру, так как ему требовался «маленький, заброшенный скит, а все современные монастыри — это огромные, обнесённые высокими стенами города»[2]
Во время пятого выезда натура нашлась — это было окраина маленького посёлка Рабочеостровск на побережье Белого моря в Карелии. Подошло всё: и пейзаж, который отвечал замыслам сценариста и художника, и естественные декорации. Вокруг — море, в котором разбросаны острова. На суше — старая навигационная башня, полузаброшенные домики[3]. Островом стал полуостров, отделённый от материка небольшим перешейком[4]. Из башни сделали колокольню, барак без крыши превратили в церковь: надстроили купола, подлатали, внутри «выпилили» стены, чтобы получилось единое пространство[3]. Особое значение для режиссёра имела затопленная деревянная баржа, к которой была привязана вся декорация монастыря. По рассказу режиссёра, баржа, скорее всего, осталась от заключённых: «она старая, с коваными гвоздями — явно двадцатые годы»[2].
По словам Павла Лунгина, исполнитель главной роли Пётр Мамонов «в большой степени играл самого себя». Перед началом работы в картине актёр получил благословение у своего духовника. Кроме того, со съёмочной группой был отец Косьма, монах Донского монастыря, который провёл молебен в первый день съёмок[2].
Снимать пришлось быстро. Нужно было успеть завершить съёмки прежде, чем Белое море покроется льдом. Съёмки начались в октябре, а закончились в первых числах декабря 2005 года. Лишь пять дней съёмки велись вне Рабочеостровска. Военные сцены были отсняты на Волге, под Дубной; по словам Вадима Корюзлова, «снимали ночью, чтобы не было видно, что это не море, а река». Сцену, где Настя со своим отцом Тихоном едут в поезде, снимали на Рижском вокзале в Москве[1].
В 2007 году режиссёр Павел Лунгин сказал[5]:
Мы жили <…> на окраине рабочего посёлка в маленькой пустой гостинице. Там есть причал, откуда уходят корабли на Соловецкие острова. Зимой, конечно, они уже не ходили. Оттуда в своё время отправляли заключённых в лагеря. Это места, надышанные и первой русской святостью, подвижниками, монастырями и в то же время политые кровью безвестных мучеников советских времён. Там осталась колючая проволока, ржавые рельсы. Та баржа, которую мы затопили в картине, тоже сохранилась с тех времен. Именно на таких баржах заключенных увозили на Соловки. Поэтому место это для нас было особое. На протяжении съёмок у нас в группе было чудесное ощущение общности, никто чужой к нам не приходил. Воспоминания остались у нас очень счастливые. Актёры играли лучше, чем всегда. Оператор Андрей Жегалов совершил какой-то колоссальный прорыв и снял так, как он не снимал никогда. Все вместе мы сделали больше, чем мог каждый из нас по отдельности. Такое бывает раз в жизни. И я счастлив, что в моей жизни это произошло.
В ролях
Съёмочная группа
- Автор сценария: Дмитрий Соболев
- Режиссёр: Павел Лунгин
- Режиссёрская группа:
- Соня Массон
- Анна Мачильская
- Алексей Шихатов
- Продюсеры:
- Оператор-постановщик: Андрей Жегалов
- Художники-постановщики:
- Игорь Коцарев
- Александр Толкачев
- Композитор: Владимир Мартынов
- Звук:
- Монтаж: Альбина Антипенко
- Художник-гример: Валерия Никулина
- Костюмы: Екатерина Дыминская
Призы и награды
- 2006 — лучший фильм на кинофестивале «Московская премьера».
- 2007 — Шесть премий «Золотой орёл» — «Лучший фильм года», «Лучшая мужская роль второго плана» (Виктор Сухоруков), «Лучшая мужская роль» (Петр Мамонов), «Лучший режиссёр» (Павел Лунгин), «Лучший сценарий» (Дмитрий Соболев), «Лучшая операторская работа» (Андрей Жегалов, посмертно).
- 2007 — Шесть премий «Ника» — «Лучший фильм года», «Лучшая мужская роль второго плана» (Виктор Сухоруков), «Лучшая мужская роль» (Петр Мамонов), «Лучшая режиссёрская работа» (Павел Лунгин), «Лучшая операторская работа» (Андрей Жегалов, посмертно), «Лучшая работа звукорежиссёра» (Стефан Альбине, Владимир Литровник, Степан Богданов).
Технические данные
- Производство: «Студия Павла Лунгина»
- Художественный фильм, цветной
- Ограничения по возрасту: нет
- Прокатное удостоверение № 11191 от 21 июня 2005 года
- Выход в прокат: 23 ноября 2006 года
- Бюджет: 1,9 миллиона долларов
- Сборы: 2 530 791 долларов[6]
- Единственный фильм в широком российском прокате, у которого зафиксирован рост сборов на втором уик-энде
- Первый показ по центральному ТВ: 7 января 2007 года, телеканал «Россия»
Примечания
Ссылки
Страница фильма на сайте «Наше кино»
Остров (фильм, 2005) — Википедия
«О́стров» (англ. The Island) — фантастический боевик, снятый режиссёром Майклом Бэем. Главные роли исполнили Юэн Макгрегор и Скарлетт Йоханссон.
Общество будущего
2019 год. После глобальной катастрофы, уцелевшие люди живут в специальном изолированном комплексе, где за ними тщательно следит персонал. У каждого человека есть диета, мужчины живут отдельно от женщин и все носят белые костюмы. Также у каждого есть свой браслет. В комплексе запрещена агрессия, алкоголь, секс.
В комплексе разыгрывается лотерея, победитель которой отправляется на Остров — экологически чистое место, пригодное для жизни.
Линкольн-Шесть-Эко
Главный герой — Линкольн-Шесть-Эко (Юэн Макгрегор), живущий в комплексе 3 года. Его постоянно мучают странные сны, в которых он видит современную яхту с надписью «Реновацио». Также его раздражает диета, которой он должен придерживаться каждый день. Однако иногда ему помогает нарушать её его подруга Джордан-Два-Дельта (Скарлетт Йоханссон).
Линкольн работает в одном из секторов комплекса, где ему требуется вводить специальные препараты, которые якобы по специальным трубкам поступают в еду. Он делится своими догадками по поводу работы со своим другом Джоном-Три-Эко (Итан Филипс), но тот не придаёт этому значения. Его приглашают к директору комплекса — доктору Марреку (Шон Бин), которого тревожит состояние Линкольна. Линкольн высказывает ему своё отношение к правилам в комплексе, и рисует ему яхту из своих снов. Маррек ничего не может объяснить и вводит ему минироботов через глаз, с помощью которых ему удастся отслеживать состояние героя, а роботы по его словам выйдут с мочой.
На работе ломается компьютер, и Линкольн идёт в соседний сектор к своему другу Маккорду (Стив Бушеми), который может починить устройство. После непродолжительного разговора Маккорд дарит ему спичечный коробок с рисунком. В секторе Линкольн ловит букашку — обычную стрекозу, которую он никогда не видел.
Вскоре Линкольн узнаёт новость — Джордан выиграла лотерею и в ближайшие дни должна отправиться на Остров. Однако Линкольну кажется что-то неладное, и он втайне от всех отправляется в сектор Маккорда. Он запускает букашку к выходу из комплекса и видит, что она жива. Линкольн следует дальше и попадает в комнату с большим количеством воды, где в специальных «пакетах» находятся люди. Далее герой находит потайной выход наверх и оказывается в больнице. Он одевается в форму медбрата становится свидетелем ужасных событий: беременную девушку, подругу Джордан убивают смертельной инъекцией, а ребёнка отдают девушке, точь-в-точь похожую на умершую. Также Линкольн видит, как охрана ловит сбежавшего из операционной мужчину, которого показывали по всем компьютерам комплекса как выигравшего в лотерею. Линкольну становится плохо, он натыкается на охранника, однако тот помогает ему встать и не обращает особого внимания. Эко возвращается обратно в комплекс и бежит в корпус к женщинам, чтобы забрать Джордан.
Маррек замечает пропажу Линкольна и через камеры в больнице обнаруживает его в форме медбрата, после чего приказывает найти его, а затем убить. Линкольн врывается в сектор к женщинам и находит там Джордан, которая ничего не понимает из его объяснений. Эко уговаривает её бежать с собой, и пара убегает от охраны через все сектора комплекса, а затем выбираются на поверхность. На поверхности они обнаруживают лишь пустыню и не видят никаких признаков заражения, как они видели из окон комплекса. Герои понимают, что всё, что им говорили, является обманом.
Беглецы
Маррек приказывает выследить беглецов и отправляет за ними своих агентов, среди которых и бывший оперативник отряда «Дельта» Альберт Лоурент (Джимон Хонсу). Вместе со своей командой он на вертолётах начинает облёт местности, но никого не находит. Линкольн и Джордан бегут в неизвестном направлении, однако на них внезапно нападают люди Лоурента и герои прячутся в сарае. Джордан с помощью пневмомолотка удаётся пригвоздить руку одного из киллеров к двери, после чего герои снова убегают. Они находят бар, в котором Линкольн надеется найти Маккорда (значок бара является аналогичным со значком на спичечном коробке, который механик подарил Эко). Эко находит того в туалете и заставляет всё рассказать, применяя грубость. Маккорд отводит двоих к себе в дом и рассказывает им всю историю: никакой катастрофы не было — это легенда, призванная удержать жителей комплекса от побега, — а сами они являются агнатами — страховочными клонами своих спонсоров, «выигрыш в лотерею» же означает лишь то, что спонсорам понадобились органы для пересадки. Также каждому агнату имплантируют вымышленные воспоминания (всего 12 сюжетов). Линкольн же является новой моделью марки «Эко», и он видит воспоминания своего спонсора. Он уверяет спонсоров, что клоны просто «куски мяса», которые не имеют души, но это не так. Мэррик является членом совета директоров компании и разработчиком программы по созданию клонов. Если агнаты доберутся до своих спонсоров, у Мэррика будут серьёзные проблемы.
Маккорд даёт беглецам новую одежду и рассказывает им, как найти их спонсоров. Он покупает им билеты на поезд в Лос-Анджелес, однако на станции появляются киллеры компании. Маккорд кричит Линкольну и Джордан, чтобы они убегали, после чего его убивают. Эко и Дельта успевают на поезд и уезжают. По прибытии в город они с помощью специального автомата на улице находят своих спонсоров: модель Сару Джордан и конструктора-дизайнера Тома Линкольна. Однако Сара оказывается смертельно больна, что заставляет Джордан задуматься над своими поступками. На них устраивают облаву полиция, а затем прибывает и Альберт со своей командой. Начинается суматоха, так как клоны не должны попасть в руки властей, и Линкольн вместе с Джордан пользуются суматохой для побега. В ходе продолжительной погони с перестрелками Линкольну и Джордан удаётся даже угнать мотоцикл на магнитной подушке и сбежать.
Том Линкольн
Лоурент решает выследить беглецов, используя минироботов, вживлённых Линкольну, но к тому времени Эко удаляет их из своего тела. Мэррик опрашивает знакомого Эко из комплекса, после чего убивает. Вместе с Джордан они добираются до особняка Тома Линкольна и после сканирования сетчатки глаза пробираются в дом. Там на Линкольна нападает Том, однако останавливается, увидев своего «двойника». Линкольн рассказывает дизайнеру об обмане и узнаёт, что он Том смертельно болен. Также Том снимает с обоих героев браслеты. Линкольн замечает макет яхты «Реновацио», которую постоянно видел во снах.
Том и Линкольн решают доложить журналистам об обмане компании Мэррика, однако Том задумал другое: он сообщает Мэррику о встрече с Линкольном и тот высылает группу. Джордан остаётся в особняке, так как не доверяет Тому. Том и Линкольн едут на машине, как вдруг Том наставляет на Эко пистолет и угрожает убить, после чего появляется Лоурент. Эко начинает бороться и в итоге случается авария. Лоурент достаёт пистолет, однако не знает, кто из двоих клон, а кто — настоящий Линкольн. Линкольн надевает незаметно свой браслет дизайнеру, и Лоурент, приняв того за клона убивает. Теперь Линкольн становится Томом Линкольном. Он возвращает в особняк к Джордан и говорит о случившемся. Теперь его целью является спасение друзей. Линкольн и Джордан занимаются сексом.
Финал
Лоурент докладывает Мэрреку о случившемся. От доктора он узнаёт, что тот намерен найти и убить Джордан, не обращая внимания на то, что Сару уже не спасти. Это не нравится Альберту. Также Мэррик приказывает убить всех неродившихся клонов, а затем увеличивает количество выигрышей в лотереи. Среди «победителей» оказывается и Джон-Три-Эко. Джордан и Линкольн придумывают план, как спасти своих друзей. Джордан покупает много мороженого, благодаря чему её находят и ловят. Эко/Том на вертолёте летит в офис компании, где с ним должны решать вопросы относительно инцидента. Уже в комплексе Джордан готовятся убить, однако она с помощью пистолета вырывается. Врачи обследуют тело Тома и обнаруживают браслет на другом запястье и понимают, что клон ещё жив. Линкольн бежит в зал построения голограмм, с помощью которого вокруг комплекса с помощью компьютерной графики вымышленный пейзаж заражённой местности. Агнатов загоняют в комнату и собираются сжечь их заживо. Лоурент, который возненавидел Мэррика и помогает Джордан освободить их. Линкольн готовится устроить взрыв, но появляется Мэррик и между ними завязывается схватка, в которой выигрывает доктор. Он готовится убить Линкольна, но тот стреляет злодею в горло из электропушки, после чего случается взрыв, однако Линкольн и Мэррик повисают над пропастью. Агнаты уходят из комплекса и с удивлением рассматривают окружающий мир. Линкольн выходит из толпы и направляется к Джордан. Альберт смотрит на них.
В конце фильма Линкольн и Джордан уплывают на яхте «Реновацио» навстречу новой жизни, как видел во снах Линкольн.
- 2006 — номинация на премию «Сатурн» — Лучший научно-фантастический фильм
- 2006 — номинация на премию «Golden Reel» Лучшие звуковые эффекты
- В фильме в качестве интерфейса управления компьютером используются сенсорные столы-экраны. В 2007 году фирма Microsoft анонсировала выпуск подобных столов[4][5], по состоянию на 2015 год такие столы используются в ресторанном бизнесе[6].
- Кассовые сборы в США — 35,8 млн долл., в других странах — 127,1 млн долл., суммарные — 162,9 млн долл[7].
- Два фрагмента из фильма с точностью до кадров совпадают с фрагментами более позднего фильма Майкла Бэя — «Трансформеры 3: Тёмная сторона Луны»[8].
- Основа сюжета фильма и многие его детали совпадают с сюжетом фильма 1979 года «Части: ужас клонов», что стало предметом судебного разбирательства[9][10][11].
Остров (фильм, 2006) — Википедия
«Остров» — российский художественный фильм 2006 года режиссёра Павла Лунгина.
Сюжет
Во время Великой Отечественной войны в 1942 году где-то на Севере немецкий корабль захватывает советскую баржу, перевозящую уголь. На борту корабля находятся шкипер Тихон и кочегар. Оба попытались спрятаться в угле, но немецкие моряки находят кочегара. После побоев и попытки разыграть не понимающего вопрос на немецком «Где капитан?» кочегар выдает Тихона. Пленников ставят у борта с намерением расстрелять. Кочегар начинает рыдать, умоляя сохранить ему жизнь, Тихон же держится спокойно и демонстративно закуривает. Тогда немецкий офицер предлагает кочегару спасти свою жизнь, застрелив своего товарища, и даёт ему пистолет с одним патроном. Кочегар бьется в истерике, но всё же стреляет в Тихона, и тот падает за борт. Немцы оставляют кочегара в живых, минируют баржу и покидают её. Кочегар остаётся на заминированном судне, которое вскоре взрывается.
Монахи подбирают на берегу почти безжизненное тело.
Действие переносится в 1976 год. Кочегар значительно постарел. Он принял монашество и теперь носит имя Анатолий. Его основное послушание — трудиться в монастыре истопником. Живёт он в котельной, где спит на угле. К нему, как к старцу, с разными нуждами и болезнями приезжают люди, так как он обладает даром прозорливости и способностью исцелять при помощи молитвы. Странностей же старца Анатолия некоторые монахи не понимают, он молится отдельно от всех них, опаздывает на службу, ни с того ни сего начинает громко запевать песни. В числе непонимающих — отец Иов, завидующий отцу Анатолию из-за его дара. Настоятель, отец Филарет, пытается наладить отношения с отцом Анатолием, отвечая на жалобы отца Иова. Однако, несмотря на смирение и раскаяние, старцу не даёт покоя совершенное им преступление. Он часто садится в лодку и уплывает на уединённый остров, где усердно молится и кается в совершённом грехе.
Однажды в монастырь приезжает видный адмирал со своей одержимой дочерью. Старец везёт её на остров и с помощью молитвы изгоняет из неё беса. Адмирал же оказался тем самым Тихоном, в которого стрелял Анатолий. В беседе выясняется, что Анатолий лишь ранил Тихона в руку, и тому удалось спастись. Тихон говорит Анатолию, что давно простил его.
Теперь Анатолий знает, что может спокойно умереть. Отец Анатолий просит отца Иова принести ему простой гроб. Тот приносит, но не понимает для чего. Отец Анатолий шутя ругает отца Иова за слишком роскошный «буфет». Отец Иов пытается загладить свою вину и трёт гроб углём. Отец Анатолий, тем временем, ложится в него и просит отца Иова пойти и сказать братии, что он скончался. Отец Иов бежит к колокольне и бьёт в колокола, оповещая о смерти старца. Гроб с телом монаха везут в лодке на его остров.
Создание фильма
Место для съемок «Острова» киногруппа подбирала долго. Было 4 экспедиции: съемочная команда проехала по Мурманской области, побывала на Ладоге, Онежском озере, в Кижах, на Псковских озёрах[1]. Ни один из действовавших в тех местах монастырь не подошёл режиссёру, так как ему требовался «маленький, заброшенный скит, а все современные монастыри — это огромные, обнесённые высокими стенами города»[2]
Во время пятого выезда натура нашлась — это было окраина маленького посёлка Рабочеостровск на побережье Белого моря в Карелии. Подошло всё: и пейзаж, который отвечал замыслам сценариста и художника, и естественные декорации. Вокруг — море, в котором разбросаны острова. На суше — старая навигационная башня, полузаброшенные домики[3]. Островом стал полуостров, отделённый от материка небольшим перешейком[4]. Из башни сделали колокольню, барак без крыши превратили в церковь: надстроили купола, подлатали, внутри «выпилили» стены, чтобы получилось единое пространство[3]. Особое значение для режиссёра имела затопленная деревянная баржа, к которой была привязана вся декорация монастыря. По рассказу режиссёра, баржа, скорее всего, осталась от заключённых: «она старая, с коваными гвоздями — явно двадцатые годы»[2].
По словам Павла Лунгина, исполнитель главной роли Пётр Мамонов «в большой степени играл самого себя». Перед началом работы в картине актёр получил благословение у своего духовника. Кроме того, со съёмочной группой был отец Косьма, монах Донского монастыря, который провёл молебен в первый день съёмок[2].
Снимать пришлось быстро. Нужно было успеть завершить съёмки прежде, чем Белое море покроется льдом. Съёмки начались в октябре, а закончились в первых числах декабря 2005 года. Лишь пять дней съёмки велись вне Рабочеостровска. Военные сцены были отсняты на Волге, под Дубной; по словам Вадима Корюзлова, «снимали ночью, чтобы не было видно, что это не море, а река». Сцену, где Настя со своим отцом Тихоном едут в поезде, снимали на Рижском вокзале в Москве[1].
В 2007 году режиссёр Павел Лунгин сказал[5]:
Мы жили <…> на окраине рабочего посёлка в маленькой пустой гостинице. Там есть причал, откуда уходят корабли на Соловецкие острова. Зимой, конечно, они уже не ходили. Оттуда в своё время отправляли заключённых в лагеря. Это места, надышанные и первой русской святостью, подвижниками, монастырями и в то же время политые кровью безвестных мучеников советских времён. Там осталась колючая проволока, ржавые рельсы. Та баржа, которую мы затопили в картине, тоже сохранилась с тех времен. Именно на таких баржах заключенных увозили на Соловки. Поэтому место это для нас было особое. На протяжении съёмок у нас в группе было чудесное ощущение общности, никто чужой к нам не приходил. Воспоминания остались у нас очень счастливые. Актёры играли лучше, чем всегда. Оператор Андрей Жегалов совершил какой-то колоссальный прорыв и снял так, как он не снимал никогда. Все вместе мы сделали больше, чем мог каждый из нас по отдельности. Такое бывает раз в жизни. И я счастлив, что в моей жизни это произошло.
В ролях
Съёмочная группа
- Автор сценария: Дмитрий Соболев
- Режиссёр: Павел Лунгин
- Режиссёрская группа:
- Соня Массон
- Анна Мачильская
- Алексей Шихатов
- Продюсеры:
- Оператор-постановщик: Андрей Жегалов
- Художники-постановщики:
- Игорь Коцарев
- Александр Толкачев
- Композитор: Владимир Мартынов
- Звук:
- Монтаж: Альбина Антипенко
- Художник-гример: Валерия Никулина
- Костюмы: Екатерина Дыминская
Призы и награды
- 2006 — лучший фильм на кинофестивале «Московская премьера».
- 2007 — Шесть премий «Золотой орёл» — «Лучший фильм года», «Лучшая мужская роль второго плана» (Виктор Сухоруков), «Лучшая мужская роль» (Петр Мамонов), «Лучший режиссёр» (Павел Лунгин), «Лучший сценарий» (Дмитрий Соболев), «Лучшая операторская работа» (Андрей Жегалов, посмертно).
- 2007 — Шесть премий «Ника» — «Лучший фильм года», «Лучшая мужская роль второго плана» (Виктор Сухоруков), «Лучшая мужская роль» (Петр Мамонов), «Лучшая режиссёрская работа» (Павел Лунгин), «Лучшая операторская работа» (Андрей Жегалов, посмертно), «Лучшая работа звукорежиссёра» (Стефан Альбине, Владимир Литровник, Степан Богданов).
Технические данные
- Производство: «Студия Павла Лунгина»
- Художественный фильм, цветной
- Ограничения по возрасту: нет
- Прокатное удостоверение № 11191 от 21 июня 2005 года
- Выход в прокат: 23 ноября 2006 года
- Бюджет: 1,9 миллиона долларов
- Сборы: 2 530 791 долларов[6]
- Единственный фильм в широком российском прокате, у которого зафиксирован рост сборов на втором уик-энде
- Первый показ по центральному ТВ: 7 января 2007 года, телеканал «Россия»
Примечания
Ссылки
Страница фильма на сайте «Наше кино»
Остров (фильм, 2006) Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Остров (значения).Остров | |
---|---|
Жанр | драма |
Режиссёр | Павел Лунгин |
Продюсер | Павел Лунгин Сергей Шумаков |
Автор сценария | Дмитрий Соболев |
В главных ролях | Пётр Мамонов Виктор Сухоруков Дмитрий Дюжев Виктория Исакова |
Оператор | Андрей Жегалов |
Композитор | Владимир Мартынов |
Кинокомпания | «Студия Павла Лунгина» |
Длительность | 112 мин |
Бюджет | $1 500 000 |
Сборы | $2 600 000 |
Страна | Россия |
Язык | русский и немецкий |
Год | 2006 |
IMDb | ID 0851577 |
Официальный сайт (рус.) |
«Остров» — российский художественный фильм 2006 года режиссёра Павла Лунгина.
Содержание
- 1 Сюжет
- 2 Создание фильма
- 3 В ролях
- 4 Съёмочная группа
- 5 Призы и награды
- 6 Технические данные
- 7 Оценки
- 8 Примечания
- 9 Ссылки
Сюжет[ | ]
Во время Великой Отечественной войны в 1942 году где-то на Севере немецкий корабль захватывает советскую баржу, перевозящую уголь. На борту корабля находятся шкипер Тихон и кочегар. Оба попытались спрятаться в угле, но немецкие моряки находят кочегара. После побоев и попытки разыграть не понимающего вопрос на немецком «Где капитан?» кочегар выдаёт Тихона. Пленников ставят у борта с намерением расстрел