Ролевые игры живого действия в Москве
Мы все играем в этой жизни по правилам и без.
Каждый хочет сыграть красиво.
У некоторых это даже получается.
Точных сведений о том, когда ролевые игры живого действия зародились в России, не существует. Точкой отсчета принято считать “Хоббитские игрища” — первую ролевую игру по произведениям Джона Р. Р. Толкиена, прошедшую в 1990 году под Красноярском. Хотя еще в середине 80-тых XX века проводились первые исторические реконструкции. Правда, по причине отсутствия Интернета в те времена информация передавалась медленно, масштабными игры не были и сведения о тех событиях сохранились только в памяти их участников.
Источник wikipedia.org
Интересно проходит трансформация ролевых игр живого действия на протяжении 30-ти лет. Если ранее ролевое сообщество носило черты субкультуры и воспринимались большей частью общества в качестве маргиналов, то в последнее десятилетие ролевые игры часто используются как методики обучения и организации бизнеса.
Специфика действа
По своей сути, ролевая игра живого действия — это театральная постановка в реальной жизни без сценария. Задумка и правила есть, а текста роли нет. Приходится игрокам перевоплощаться, импровизировать по ходу игры, и чем закончится та или иная ситуация, зависит только от действующих лиц.
Итак, что же из себя представляет в действительности ролевая игра живого действия:
- Есть некая постановка (ситуация) в которой роли нескольких единиц (десятков, сотен) персонажей распределены между игроками.
- Сюжет игры может быть взят из фильма, литературного произведения или придуман мастером (мастерской группой).
- Мастера в ролевой игре живого действия — это сонм богов на Олимпе. Они отвечают за все: организацию процесса, отбор игроков, подготовку правил, управление игровой ситуацией. Мастера имеют право в любой момент скорректировать или остановить игру.
- Каждый персонаж должен иметь свою вводную, информация о которой будет находится у мастеров. Вводная (квента) — это полное досье на персонажа. Его имя, характер, социальное положение, внешний вид, особые приметы, отношения с другими игроками. Это не значит, что в обязательном порядке игрок получает уже готовую роль. В некоторых случаях он может придумать и воплотить в жизнь собственного персонажа. И его вводная будет вписана мастерами в общий сюжет.
- Участник создает игровой образ, который поддерживает на протяжении всей игры, даже если она длится несколько недель. Неигровое общение не приветствуется, хотя в реале обойтись без него полностью не удается.
Естественно, некоторые сюжеты в целях безопасности обыгрываются персонажами условно. В правилах заранее оговариваются действия (знаки, движения), которые будут означать — удар, смерть, магию и пр.
Классификация по месту дислокации
Ролевые игры живого действия проходят в разных условиях — в городе, на полигоне, в помещении. От места проведения зависит многое: сюжет, количество участников, продолжительность игр.
Полигонные ролевые игры
Источник www.ixbt.com
Идеально подходят любителям природы, туристических слетов, посиделок у костра. Если посмотреть со стороны, своим антуражем они чем-то напоминают костюмированные фестивали. Обычно проводятся несколько раз в год и ограничены летним сезоном (май — сентябрь).
На специально оборудованном полигоне или просто в отведенном месте (поле, поляна) собираются от 100 до 3000 человек. Делятся на команды, надевают подходящие костюмы, иногда берут в руки оружие и на глазах создают новый мир. Свои цели и задачи есть у команды в целом и у каждого участника в отдельности. А как они смогут воплотить их в жизнь, зависит только от игроков. Полная свобода действий, в пределах правил и здравого смысла, конечно.
Сюжеты могут быть самые разные — средневековые, исторические, фэнтезийные. Как правило, такие игры длятся от нескольких дней до недели.
Из всех видов ролевых игр живого действия, полигонные — самые театральные. Насколько полно удастся каждому участнику вжиться в свою роль, настолько успешно и интересно пройдет игра.
Отдельная разновидность полигонных ролевых игр — страйкбольные. По своей сути, это та же полевая игра, но с использованием страйкбольных правил и оружия.
Городские ролевые игры
Среди них выделяются два подкласса игр — локальные и реального времени.
Локальные — практически то же, что и полигонные, только проводятся в условиях города. Количество игроков обычно меньше, чем на полевых играх, а продолжительность не превышает два–три дня.
Городские игры реального времени — это симбиоз театрального действа и обычной жизни, что-то среднее между «полевками» и «зальниками». Игрок одновременно существует и действует в двух реальностях. Кровожадный вампир в обычной жизни может быть строгим преподавателем, а агенту иностранной разведки приходится в реале продавать подержанные автомобили.
Иногда действия игроков со стороны могут выглядеть смешно или странно. Согласитесь, для обычного человека, который не в теме, какие-то пассы и заклинания солидного мужчины, стоящего на перекрестке выглядят по меньшей мере нелепо. Мы ведь не знаем, что в данный момент перед нами не директор компании Иван Петрович, а Змеегор — маг и волшебник высшего уровня, который в эту минуту спасает наш общий мир. Поэтому требуется тщательно продумывать сюжет городской игры, чтобы он не входил в противоречие с реальной жизнью. Костюмированные средневековые саги, волшебные сказки, исторические баталии для городских условий вряд ли подходят.
Еще одна проблема таких игр — мастерам трудно постоянно держать руку на пульсе. Городские условия и разброс участников игры по районам таковы, что мастер физически не имеет возможности постоянно следить за игрой. Из-за этого между игроками часто возникают споры и ссоры.
Часто игра реального времени длится несколько недель или даже месяцев. И если за это время она по какой-то причине она не сходит плавно на нет, то в процессе сбивается плотное ядро участников, команда, которая может играть годами. Но опытных игроков все равно часто не хватает.
Павильонные ролевые игры
Источник www.tvoybro.com
Их можно сравнить с полевыми, только пространство ограничено стенами, а время проведения и количество участников уменьшены в несколько раз. Так что «павильонки» — это своего рода быстрая инъекция адреналина. Динамика действий игроков, развития событий иногда достигает предела, тогда как «полевки» растянуты во времени.
Для устроителей подготовить и провести павильонные игры проще, чем полигонные, потому как в организационном и материальном плане работ предстоит гораздо меньше. В отличие от городских и полевых условий, в павильонах можно осуществить практически любой замысел, и жанровая константа стремится там к бесконечности. Все ограничивается только фантазией организаторов.
По характеру действий павильонные ролевые игры бывают двух видов.
- Мистериалки — у каждого игрока есть своя роль, которую он должен отыграть по четкому сюжету.
- Лангедоки — каждый участник выполняет свои отдельные задачи, но определенного сюжета развития событий нет. Персонажи вынуждены включать собственное мышление и импровизировать. Обычно требуется за короткий промежуток времени отыскать какую-то информацию и попутно обойти возникающие препятствия.
Время игры ограничено. Для того, чтобы заставить игроков действовать быстрее и повернуть ситуацию в нужное русло, мастера могут вводить не прописанные в сюжетах события.
С некоторой натяжкой к павильонным можно отнести игры, проводящиеся на турбазе или в доме отдыха. Основные события там, как правило, разыгрываются в помещении, но некоторые моменты могут происходить и на территории базы.
Обычное количество человек для камерных ролевых игр — один/два десятка. Исключение составляют игры на базах отдыха, там число участников может достигать нескольких сотен. Длительность игр варьируется от 2 до 24 часов.
Кабинетные ролевые игры
Источник pikabu. ru
Групповая игра для любителей решать загадки и задачи, не отходя далеко от стула. Обычно участвует от 10 до 15 игроков. Несмотря на небольшую территорию и ограниченное время, каждый персонаж имеет свою историю, характер, цели. Игровой реквизит тоже присутствует, хотя и не в таких количествах, как в «павильонках» и «полигонках».
В кабинетных играх упор делается на «мозговой» штурм. Ногами, как и прочими частями тела, работать там почти не приходится.
Игры — балы
Источник problem-solution.ru
Они не обязательно должны быть историческими, иногда проводятся балы на тему фэнтезийных миров.
Каждый участник обыгрывает своего персонажа, у которого есть определенные задачи. Так что это не просто приятное времяпровождение ролевиков на вечеринке, посвященной какой-то эпохе, а полноценная игра со своим сюжетом и распределением ролей.
Есть одно «но». Поучаствовать в такой игре не удастся, если человек не умеет танцевать старинные танцы и у него нет подходящего костюма. Требования в этом отношении весьма высоки. Пожалуй, это единственная из ролевых игр, в которую Вас могут не принять без должной подготовки.
Ролевые игры, которые проходят постоянно в Москве
Ролевые игры-долгожители. Те, которые проводятся годами и десятилетиями. Вот некоторые из них:
«Хоббитские игрища», основанные на «Властелине колец» Толкиена. Большие проводятся ежегодно по всей территории СНГ, а средние и малые… В Москве проходят павильонные игры. И в Подмосковье, под Можайском, в «Хоббитлэнде» — маленькой деревушке хоббитов, тоже лицедействуют поклонники автора «высокого фэнтези».
Среди ролевиков невероятно популярен «Гарри Поттер» Дж. Роулинг. Совсем недавно закончилась павильонная игра в Москве «Хогвартс: Magnum Opus Акт IV» и уже планируются «Хогвартские сезоны» на турбазе.
Еще одна игра-долгожитель, которую отыгрывают всегда и везде — «Ведьмак» А. Сапковского. Только на май 2021 года намечены 2 «полевки» по этому произведению, одна в Воронеже, другая в Москве.
Источник pikabu.ru
Одинаковых игр не бывает. В каждой есть свои особенности: место проведения, уровень подготовки игроков, костюмы, погода. Каждый раз она «звучит» по-новому, сколько бы раз ее не играли.
С чего нужно начинать
Спросите у себя, в каком мире, какой эпохе Вы хотели бы жить. Если ничего не приходит в голову, вспомните свое детство. Не было и нет такого ребенка, который бы не представлял себя героем какой-нибудь сказки, романа, фильма, компьютерной игры. Вспомнили? Вот от этого и будем отталкиваться.
- Для начала открываете календарь ролевых событий на текущий год http://kogda-igra.ru/ и находите то, что Вас устраивает по всем параметрам — дате, жанру, масштабу, месту действия.
- Далее вбиваете в поисковик название игры и заходите в группу игры Вконтакте или на сайт игры, если он существует. На некоторых сайтах уже представлена сетка ролей и даже шаблон анкет. Но не везде!
- Обязательно узнайте в группе правила игры. Так Вы больше поймете, подойдет она Вам или нет. Потому как тематика — это одно, а игра совсем другое. Даже если она поставлена по всем известному произведению.
- Трезво оценивайте свои умения и физические возможности. Подбирайте героя под себя, а не ломайте себя под героя. Приготовьтесь к тому, что понравившаяся Вам роль может быть занята. Если во всем остальном игра Вам подходит, не отказывайтесь, отправляйтесь в качестве другого персонажа и сыграйте/проживите его так, чтобы он запомнился всем и надолго. В конце концов человек делает роль, а не наоборот.
- Отправляете заявку на выбранную роль. Пишите по шаблону. Если шаблона нет, то указываете свои: ФИО, контактные данные, настоящий возраст, ролевой опыт (или его отсутствие), медицинские противопоказания.
- Если роль придумана Вами с нуля, в заявку включите информацию о персонаже: биография, родственные связи, характер, внешность, титул/должность, его цели и задачи.
- Далее связываетесь с мастером по Вашему региону.
В ходе диалога Вы выясняете, свободна ли выбранная Вами роль, согласовываете все мелкие детали, возможно, совместно с мастером перепишите своего персонажа, подгоните его под свои желания и потребности.
Подавать заявку желательно заранее, чтобы у мастера было время ввести Вашего героя в игру, а у Вас оставалось достаточно времени на подготовку. Особенно это важно для участников без опыта.
Подготовка к игре
К игре надо готовится. Причем важна как моральная, так и материальная сторона.
- Для начала придется изучить правила, прочитать книгу или посмотреть фильм, по которым эта игра поставлена. Если сюжет придуман мастером, то необходимо вычленить его основную канву.
-
Нужно детально продумать своего персонажа. Представить его манеру одеваться и общаться, придумать какие-то мелкие, отличающие именно этого героя детали. Может быть, своеобразную походку, привычку высоко поднимать бровь, какую-то характерную, запоминающуюся фразу.
Наверное, стоит заранее потренироваться дома, в одиночестве. Хотя иногда мастера устраивают сборы-сыгровки, где участники учатся обыгрывать небольшие этюды.
- Перед полевой игрой, когда предстоит провести несколько дней на природе, имеет смысл связаться с другими игроками и вместе обсудить вопросы проживания, питания и пр.
Костюм
По одежде должно быть понятно, кого отыгрывает игрок. Здесь все зависит от персонажа. Что-нибудь простое можно сшить самостоятельно или скомпоновать из имеющихся в доме вещей. Более сложные, исторические наряды, например, средневековый костюм, придется покупать или заказывать в мастерской.
Обязательно нужно обращать внимание на погоду. Тонкое платье не защитит от прохлады, а теплый шерстяной костюм доставит “непередаваемые” ощущения в жаркий, летний день.
Нужно постараться, чтобы одежда была по максимуму удобной, защищала от насекомых и не путалась под ногами. Если на улице холодно, можно под игровую одежду надеть термобелье и обязательно взять с собой на всякий случай обычные повседневные вещи. Для посиделок у костра прихватите штормовку или плащ, которые и в случае дождя можно будет быстро накинуть.
Экипироваться для городских и павильонных игр все же проще. Не нужны палатки, рюкзаки, котелки, не надо учитывать ночевки на улице. Хотя именно в таких, приближенных к природе условиях многие находят особую прелесть.
Обувь
Обувь должна быть прочной и удобной. Никаких тапочек и туфель на каблуках. Понятно, что знатная дама в пышном платье и туристических ботинках будет выглядеть нелепо. Но постарайтесь взять с собой что-нибудь максимально пригодное — то, в чем можно ходить, не боясь подвернуть ногу. И обязательно захватите запасную пару обуви на случай, если надо будет срочно переобуться.
Оружие и доспехи
Оружие берут с собой на игры и для участия в битвах, и как атрибут, указывающий на принадлежность к эпохе. Потому как невозможно представить средневекового пехотинца без алебарды, рыцаря без доспехов и меча, эльфа без лука со стрелами, самурая без катаны. Даже если Ваш персонаж не собирается участвовать в сражении, в средневековом мире кинжал для самозащиты не помешает.
Естественно, игровое оружие отличается от настоящего. Его делают из специальных материалов. Чаще используют стеклотекстолит и дюралюминий, реже — сталь (разрешена не всегда). Наконечники для стрел и арбалетов в обязательном порядке делают мягкими.
Еще совсем недавно ролевикам приходилось самостоятельно изготавливать деревянные мечи и сабли. Сейчас с этим делом проще, появились магазины в Москве, где можно купить мечи и практически любое оружие и доспехи.
Необходимые мелочи — антураж, украшения, предметы быта
Не стоит хотеть сразу и всего. Но подходящий амулет, перстень, кошель, пояс могут выгодно подчеркнуть самый простой игровой костюм. Ваш персонаж не затеряется среди многих других и его индивидуальность будет бросаться в глаза.
Продумайте какую-нибудь мелкую деталь, по которой бы Вас запомнили. Если ничего не приходит в голову, действуйте от противного. Заходите на сайт магазина средневековых товаров и выбирайте подходящий «обвес» из имеющихся в наличии. Это не обязательно должны быть украшения. Кожаная фляга или двузубая вилка на цепочке в некоторых случаях могут показать Вашего героя с более выгодной стороны, чем серьги и кольца.
Что касается остальной экипировки — для «полевиков» это обычный набор туриста. Палатка, рюкзак, спальник, еда, аптечка, предметы личной гигиены, фонарик, таблетки для обеззараживания воды, посуда, спички, нитки с иголкой, веревка, нож и пр. Не пугайтесь, это просто кажется, что всего слишком много. Все это позволит Вам с комфортом обустроиться, не доставляя хлопот ни себе, ни окружающим.
Источник chelmetar.ru
Что еще надо знать
В наше время каждая команда мастеров пишет правила для игры по-своему, единого стандарта не существует. Но некоторые из правил продиктованы логикой и здравым смыслом, и подходят для всех ролевых игр.
- Не нужно просить помощи на каждом шагу. Приехали — значит живите, действуйте, общайтесь в рамках своей роли. Войдите в своего персонажа, представьте, что Вы — это он.
- Не используйте ненормативную лексику, не доставляйте другим неудобств в бытовом плане. Играйте сами и не мешайте играть другим.
- Постарайтесь, чтобы Ваш персонаж приносил пользу другим игрокам и всей игре в целом.
- Не пытайтесь учить играть остальных, даже если Вам кажется, что они что-то делают неправильно.
- Рассказывайте мастерам о каких-то произошедших событиях, если они не в курсе. Так им будет легче координировать игру.
- Если планы срываются, и Вы не можете участвовать в игре, обязательно сообщите об этом мастеру.
Участие в ролевой игре живого действия — это новый опыт коммуникаций, выход за привычные рамки, проверка своих возможностей в нестандартной, иногда почти экстремальной в моральном отношении ситуации. Участникам приходится договариваться и взаимодействовать, невзирая на свои симпатии и антипатии в реальной жизни.
Сюжетно-ролевые игры развивают творческие и логические способности человека, помогают ему посмотреть на себя со стороны и открыть в себе что-то новое.
Ролевая игра живого действия — это сильные эмоции и мощная разрядка. Мозг переключается на другие задачи, и обыденность, которая так утомляет, уходит на второй план. Четырехчасовая ролевая игра действует на организм человека в плане восстановления лучше, чем 2-х недельный отпуск, проведенный дома или на даче.
Вы еще не начали играть? Присоединяйтесь к людям, которые умеют жить с удовольствием!
Ролевые игры живого действия в России: история появления и развития
Появление такого феномена как «ролевая игра» многие связывают с выходом книги Джона Толкина «Хоббит» в 1937 году, однако, мало кто знает, что первое упоминание об играх с элементами отыгрыша появилось в советской педагогике еще в 1920-х годах. Основоположником, так называемых «командно-стратегических, коллективных игр» стал А. С. Макаренко. Чтобы разнообразить досуг юных правонарушителей, он продумал для ребят вверенной ему колонии имени Горького комплекс задач, которые включали в себя военные сборы, стратегическое планирование и захват точек с игрушечным оружием, а затем и настоящими ружьями.
Но возникает резонный вопрос: какая связь между взрослыми ролевыми играми живого действия (далее – РИ) и психологией подростков? Дело в том, что опыт Макаренко был применён в работе Всесоюзной пионерской организации, в 60-70-хх годах при участии З.В. Кротовой были разработаны правила таких полевых стратегических игр как «Зарница» и «Орлёнок». Каждая из этих игр учила участников работать в команде, находить между собой общий язык, правильно распределить роли для достижения результата. Таким образом, коллективные игры для пионеров стали первыми робкими шагами в становлении полигонных РИ в России, в том виде, в котором они известны нам на сегодняшний день.
Полевая-стратегическая игра «Зарница»
Такие игры назывались по-разному, но именно «ролевой игрой» такой способ образовательного досуга был назван в 1960 году благодаря замечательному педагогу Д. Б. Эльконину. Он впервые заговорил об этом явлении как о «творческих ролевых играх».
Взрослые РИ зародились из детских игр и прошли долгий путь становления, наполнения глубоким смыслом, сложными механиками, и на сегодняшний день гораздо ближе к психологическим тренингам, нежели к воспитательным стратегиям. Но давайте проследим этот путь с самого начала.
Итак, детство. Дети загорались тем, что им важно, пытаясь походить на любимых героев со страниц книг и телеэкранов. Мечи заменяли палки, костюмы – плащи из тряпок, старые шляпы, все, что можно найти на антресоли в родительском доме. И вот в бесхитростном юном воображении уже разворачивались сценки из «Робин Гуда», «Айвенго», «Трёх мушкетеров», шли войны казаков и разбойников. Антураж и правила тут были не важны. Все это происходило спонтанно, без участия взрослых и на одной силе воображения. Никто еще не арендовал полигоны или специальные помещения – для таких игр было достаточно улицы. Затем кому-то из увлеченных ребят повезло попасть в детские клубы типа «Каравеллы» или «Бригантины». В клубе «Каравелла», возникшем в 1974 году в Екатеринбурге, с детьми занимались фехтованием, изучали основы морского дела и даже снимали любительские игровые фильмы. А военно-исторический клуб «Бригантина», появившаяся в 1976 году, постепенно стал одним из первых клубов отечественного реконструкторского движения благодаря упору на походы и патриотическое воспитание.
Еще одна важная опора, которая заложила фундамент современных российских РИ, — советский туризм. Ну какой поход без песен у костра? Постепенно в туристическом движении появляется множество талантливых поэтов и музыкантов, которых объединяет любовь к природе и приключениям. Возникший в 1968 году под Самарой Грушинский фестиваль существует и по сей день, объединяя любителей самодеятельной песни. К слову, из такого народного творчества в рамках ролевого движения выросли многие известные коллективы такие, как «Мельница», например.
Грушинский фестиваль в Самаре
Вместе с этим появлялось все больше кружков по интересам, которые объединяли и походников, и любителей фантастики, и тех, кто помнил азарт детских уличных игр в самодельных костюмах. На стыке такой разноплановой увлеченности, которая приобретала все большую массовость, привлекая всё новую и новую творческую молодежь, и зародились отечественные РИ.
В 1980 году несколько клубов Москвы, Калуги, Екатеринбурга (на тот момент — Свердловска), Иваново и других городов, увлекающихся фантастикой и любительской песней, создают свою организацию под названием «Система», в рамках которой проводят свои первые простенькие ролевые игры. По сути, это все те же «Зарницы», которые считаются синонимом игр без особого сюжета. Но постепенно организаторы учатся прописывать сюжет, думать над мотивами действий персонажей, — процесс игротворчества закономерным образом усложняется. Это первая стартовая точка в полноценной истории российских РИ.
Итак, вот мы и подошли к самому определению. Что же такое современная ролевая игра игра живого действия? Ради интереса давайте заглянем в Википедию.
Ролевая игра живого действия (от англ. Live action role-playing game, LARP) – разновидность ролевой игры, которая характеризуется непосредственным отыгрышем действий персонажа. Весьма схожа с театральным действием, но отличается тем, что игроки действуют не по заранее написанному сценарию, а согласно мотивации своего персонажа и личным желаниям. В отличие от словесных или настольных ролевых игр, как правило, требует антуража — костюма и снаряжения персонажа, моделирование быта и сооружений, окружающей действительности. Правила игры на игре определяются мастером (или мастерской группой), который ставит эту игру для участников (игроков).
В целом, определение довольно разумное, и его можно взять как основу понимания, что же такое РИ в опорных моментах. Определившись с понятием, разберемся, когда же состоялась первая ролевая игра в России – не на уровне зачаточных попыток сделать нечто похожее, а именно игра в том виде, в котором мы к ним привыкли.
И тут мы возвращаемся к творчеству Толкина – это были «Хоббитские игрища» или «ХИ», «Хишка» 1990 года по роману «Властелин колец». Отсюда, кстати, и ироничный термин «толчки» (от «толкиенисты», «толкиенутые»), как синоним ролевика. На игру приехало по разным данным от 130 до 150 человек. А годом ранее, по словам очевидцев, фанаты Толкина надели свои фентезийные костюмы и посетили реконструкцию Бородино, что и послужило первым толчком к проведению настоящей ролевой игры живого действия.
ХИ-1990
Вместе с тем, вы только вдумайтесь, «Хишка» 1990 года объединила игроков от Москвы до Красноярска, а это почти 4000 км, хотя происходило всё в те годы, когда ни у кого еще не было интернета, и участников нельзя было позвать рассылкой в соцсетях. Организаторы, традиционно именуемые «мастерами» писали игрокам бумажные письма, которые могли идти неделями. И на выходе получилась приличная тактическая игра, в которой каждая команда не только выбрала себе название или определилась с выбором тёмного или светлого блока, но и не поленилась продумать индивидуальную символику, внутреннее устройство своего игрового народа или мини-этноса. То, что не было прописано в первоисточнике, игроки сочиняли сами. Например, южный регион Средиземья Харад за многие годы существования игр по «ХИ» изображался игроками и как арабское, и как африканское, и даже азиатское государство. Как говорится, на свой вкус и цвет.
«Хоббитским игрища» – игра «суровых девяностых», не предусматривающая правил по костюму, все боевые сцены отыгрывались довольно топорно, так как еще не существует такого явления как «ролевое фехтование», а значит, нет и никаких единых стандартов для боевого взаимодействия. «Хишка» – это игра с лыжными палками и плащами из занавесок, и если сейчас такой подход вызывает ностальгию и иронию, то тогда этого было вполне достаточно для воссоздания необходимого духа приключений и героики. При этом, если опросить участников тех первых РИ, мнения сильно разнятся. Кто-то говорит, что те старые игры в силу своей примитивности, как раз, были ярче и душевнее, потому что никому не было дела, из чего у тебя меч или платье. А кто-то, наоборот, отмечает, что хорошего антуража и стен не из веревок хотелось всегда, и РИ не могли не пойти по тому пути, который прошли на данный момент – к аутентичным костюмам и качественному игровому оружию. И дело не в том, что раньше было «не надо», просто «не было ресурсов, а хотелось всегда». Сейчас же у современного ролевика есть много возможностей, чтобы собраться на игру, просто кликнув мышкой на нужный товар в ассортименте – наш сайт вам в помощь.
ХИ-1990
Но не будем отклоняться от темы. В 1991 году появилась инициатива объединить всех ролевиков СССР-СНГ, собрать всех вместе, чтоб, скажем так, посмотреть друг на друга вживую. В результате был проведен первый ролевой конвент «ЗилантКон» в Казани, собравший несколько тысяч ролевиков со всей страны. В 1990-1993 годах игры потихоньку развиваются, начинает зарождаться уже упомянутое ролевое и историческое фехтование, что делает боевые ситуации, или, как их еще называют «боевку» красивее и реалистичнее – это уже не просто махание палкой без всяких правил. Постепенно к нашим ролевикам приходит понимание, что красивый антураж – важная составляющая хорошей игры. Игровое оружие начинают производить сначала из текстолита, а затем из дюралюминия, что делает его похожим на настоящее. Причём дюралюминий с самого начала допускался не на все игры, так как считался более травмоопасным.
В 2000-х годах происходит окончательное разделение реконструкторского и ролевого движений. В контексте РИ в России это проявилось в следующих основных отличиях: во-первых, ролевая игра может быть на любую тему с самыми фэнтезийными костюмами и элементами антуража, в то время как историческая реконструкция это детальное воссоздание реального события, предметов обихода, доспехов, которое имели место в истории. Во-вторых, реконструкция – это, в большей степени, внешняя составляющая, чем внутренняя, здесь не отводится внимание глубокому сюжету, переживаниям персонажей как в игре. И, в-третьих, реконструкторы не используют различные имитации оружия, как ролевики, на их мероприятиях применяются только клинки из стали. При этом, реконструкторы часто посещают ролевые игры, соблюдая требования своих «коллег» по хобби в плане допуска оружия.
Помимо конвентов и местечковых ролевых тусовок, например, «Эгладор» (в Нескучном саду) и «Мандос» (в Царицыно), в начале 2000-х появляются различные сайты для ролевиков. В связи с этим наблюдается заметный скачок в развитии российских игр, так как это делает сообщество всё более открытым. В качестве популярных можно назвать сайт «Арда-на-куличках», который являлся крупнейшим в сети сайтом, посвященным толкиеновской проблематике, а также ролевые форумы «Эгладор Инфо» и «Манор», последний существует и по сей день, объединяя мастеров и игроков. В Москве уже не популярна, но всё ещё частично жива ролевая традиция собираться на Октябрьской площади, которая именуется Поганищем.
Так мы незаметно подошли к современности. Согласно разным социальным исследованиям, на 2021 год в России проживает более 15 000 ролевиков. Более 12 000 из них это аудитория Северо-Запада (~74%): Санкт-Петербург (~45%), Москва (~21%), Вологда (~3%), Мурманск (~2%), Архангельск, Северодвинск (~1%), Псков (~1%), Калининград (~1%). Если мы рассматриваем портрет современного ролевика, то это, в основном, мужчины (55 %) и женщины (45 %) 25-35 лет. Все больше ролевиков заказывают костюмы у опытных швей и приобретают детали антуража, оружие на специализированных сайтах, как, например, наш. Существует множество новостных пабликов, в которых можно узнать последние новости центрального региона и не только, в числе ведущих – «Ролевой Горн», в который каждый желающий может направить свой материал на рассмотрение редакции. А на форуме «КогдаИгра» вывешены все проекты года в разных регионах. Мастера больше не пишут бумажные письма игрокам, общение всё больше переходит в онлайн, чему помогают такие коммуникативные инструменты как Skype, Zoom и Discord. Списки участников ведутся в электронных базах, среди наиболее популярных – Join.rpg и All.rpg. На сегодняшний день самой многочисленной игрой остается «Ведьмак: Нечто большее» 2005 года от мастерской группы «Лестница в небо», на котором присутствовало 3 200 зарегистрированных участников.
Ведьмак: Нечто большее, 2005 г.
Важно также отметить игры МГ «Крафт» – однозначно самый массовый проект по вселенной Warhammer Fantasy Battle, который собирает свыше тысячи участников из России и ближнего зарубежья. По словам главного организатора игры Вадима Хижняка «уровня костюмов западных игр, таких как «Drachenfest», «Epic Empires» или «Quest of Mythodea», мы достигли уже несколько лет назад».
ПРИ «Warhammer», 2020 г.
Каждый год проводятся десятки конвентов, на которых выступают спикеры, рассказывающие о последних наработках в области игротехники и сюжетостроения, среди наиболее посещаемых в центральном регионе Комкон (г. Москва), Волк (г. Нижний Новгород), Большая Ролевая Ёлка (г. Санкт-Петербург), Рубикон (г. Воронеж). О ролевых играх пишут научные работы и защищают диссертации. Это больше не хобби для чудаков и ботаников – портрет современного ролевика удивляет своей элитарностью. И если раньше считалось, что «люди, играющие в ролевые игры, в общественном мнении могут рассматриваться как социально неустроенные и страдающие от заниженной самооценки либо одиночества», то теперь мы видим возросшую привлекательность этого хобби для лиц старше 30 лет, среди которых преобладают представители творческих профессий и бизнес-интеллигенции.
Комкон-2019
Помимо полигонных ролевых игр все больше преобладают игры совершенно разной тематики от популярных произведений до авторских миров на комфортных базах с очень высокими требованиями к антуражу. Современные РИ – возможность погрузиться в субъективно-альтернативную реальность и отработать те или иные навыки, которые не свойственны человеку в реальной жизни, что делает этот вид досуга все более уважаемым и интеллектуальным хобби, имеющим высокий тренинговый потенциал.
[1] Макаренко А.С. Книга для родителей: Лекции о воспитании детей / А.С. Макаренко: сост. и автор. вступит. статья К.И. Беляев. – М.: Просвещение, 1969. – 359 с.
Реальная ролевая игра | Psychology Today
Мастер игры Рио Грили (в кепке слева) ведет послешкольную игру «Миниатюры Звездных войн» с особыми внутренними правилами.
Когда 13 лет назад Макс Делани приехал в сельскую местность штата Мэн, его странствующая семья переезжала из города в город, из школы в школу. Имея мало социальных связей, он чувствовал себя изолированным. Как посторонний.
«Мне было трудно найти людей, — говорит г-н Делани, которому сейчас 21 год. — Я искал сообщество». Его успеваемость пострадала, и он не ладил со своими учителями. «У меня не ладилось с авторитетом в школе».
Затем, в год, когда его семья прибыла в Белфаст, прибрежный городок с населением около 6300 человек в заливе Пенобскот, он обнаружил The Game Loft и, наконец, нашел свое племя.
Подобно другим организациям по развитию молодежи, таким как Outward Bound или Scouting, The Game Loft также способствует риску, лидерству и духу товарищества. Но для детей, которые считают футбольную сетку чужим миром, The Game Loft погружает их в другой вид командного спорта.
В настольных ролевых играх, таких как Dungeons & Dragons (D&D), участники Game Loft играют персонажей, вооруженных не футбольными накладками и хоккейными клюшками, а кольчугами, палашами, световыми мечами и магическими заклинаниями. Работая вместе, они бросаются на поля сражений и исследуют подземелья в поисках доблести в этих воображаемых мирах.
«Я сразу увлекся [ролевыми играми], — говорит Делани. Он присоединился к The Game Loft в качестве члена, затем начал работать волонтером в качестве сотрудника и, наконец, стал сотрудником. Попутно игры, в которые он играл, формировали его характер в реальном мире.
«Убийство драконов — это вызов, — говорит Рэй Эста Брук, содиректор и соучредитель The Game Loft. Его центр связывает убийство драконов с испытаниями, которые бросает вам жизнь. С помощью игр дети проверяют «роли», но в безопасной, не школьной среде, чтобы стать полноправными взрослыми в обществе — общительными, сострадательными и заботливыми. «Хорошие вещи
случаются с детьми, которые играют», — говорит он. В 1996 году в самом сердце Белфаста муж и жена Рэя и Патриции Эстабрук, увлеченные геймерами, поняли, что их магазин стал местом сбора молодежи, которая хотела учиться и играть в игры.В 1998 году они основали свой общественный центр. на чердаке магазина. Двенадцать лет спустя инновационная тусовка и единственный игровой молодежный центр в стране набирает обороты, меняя жизни таких людей, как Делейни.
«Я был [в The Game Loft], чтобы пообщаться с детьми, у которых был взаимный интерес не только к играм, но и к беседам», — говорит Делани. «Это было место, где можно было направить много любопытства». Более того, он мог общаться с детьми всех возрастов, а также со взрослыми, которые относились к нему как к равному. «Уровень уважения, который мы получили в The Game Loft, отличался от [в] школе».
The Game Loft решает еще одну проблему: распространение видеоигр. В эпоху, когда родители беспокоятся о потенциально изолирующих и вызывающих привыкание эффектах компьютерных и консольных игр, таких как World of Warcraft и Halo, The Game Loft предлагает противоядие. Никакие электронные игры не разрешены в его дверях. Скорее дети играют в игры
, как D&D и миниатюры «Звездных войн», лицом к лицу, с карандашами, бумагой и пластиковыми фигурками, а не с пикселями и высокоскоростным интернет-соединением. Ролевая игра предполагает участие, а не пассивность. Дети не впитывают готовые сюжеты из фильмов, книг или видеоигр, а рассказывают собственные истории о подвигах своих персонажей. Игроки вокруг игрового стола
взаимодействуют между собой, выполняя квесты и, да, убивая монстров, стоящих между ними и их добычей. В своем воображении они связаны с повествовательным прошлым человечества, состоящим из героических баллад и рассказов о безрассудстве у костра.
Каждый будний день примерно в 14:00 от 15 до 35 детей в возрасте от 6 до 18 лет (примерно четверть из них девочки) выламывают входную дверь, поднимаются по лестнице и врываются в «Большой зал» The Game Loft. На соседней кухне подают горячую еду, иногда это единственная питательная еда, которую дети могут получить за весь день. Они берут пирожное или тарелку куриного супа, разделяются на небольшие группы (обычно менее восьми игроков) и направляются в разные комнаты, где проходят игровые сессии. Устроившись и накормившись, дети быстро приступают к ролевым играм за эльфов и волшебников или к разработке стратегии за рыцарей-джедаев и военачальников.
Но бесплатная ролевая игра без присмотра может быть такой же жестокой, как игра в вышибалы на детской площадке. Вот почему модераторы игр, такие как Том Фостер, структурируют «преднамеренные игры» с результатами, которые укрепляют принципы центра, такие как честная игра и сотрудничество.
В одной из комнат под названием «Комната дикарей», украшенной картами и доспехами, мистер Фостер, играющий в D&D с 1970-х годов, провел многонедельную модифицированную игру D&D. Он обучал своих протеже от 12 до 15 лет выживанию в тщательно продуманном подземелье, которое он спроектировал и наполнил ловушками и монстрами.
Но когда группа искателей приключений — «группа неудачников», как их ласково называл Фостер, — наступила на растяжку, клетка открылась, и на волю вырвался кровожадный носорог.
Взметнулись руки, предлагая решения. «Я собираюсь спрятаться!» — кричала одна девушка. «У меня есть эпический план!» выпалил другой. «Я хочу прыгнуть ему на спину!» — сказал другой, чей персонаж по необъяснимым причинам снял одежду и с помощью магии стал невидимым.
«Держитесь, все! Сосредоточьтесь», сказал Фостер. «За вами идет очень большое животное с тремя рогами, и вы спорите между собой». В конце концов, они обманом заставили носорога бежать в хранилище и захлопнули дверь. Успех.
«Здесь идея состоит в том, чтобы перевести их от игры к решению проблем», — позже говорит Фостер. «Интегрировать.»
Тем не менее, родители могут скептически относиться к педагогическим целям. Некоторые думают, что их дети просто дурачатся, говорит Кали Рошело, директор по работе с волонтерами и членством. «Но как только мы получаем их в дверь, у них есть тот момент «ага»».
Сиан Эванс, два сына которой завсегдатаи Game Loft, был одним из тех недоверчивых родителей. Она также не была поклонницей видеоигр и задавалась вопросом, не слишком ли жестоки фэнтези-игры. Но как только она наблюдала за своими сыновьями в действии, она заметила, что они начали передавать не только карты покемонов туда и обратно по игровому столу, но и концепции.
«Когда вы играете в D&D, вы говорите об идеях, — говорит мисс Эванс. «Это не игры, это жизненные навыки». Она вспоминает, как Таран, ее 11-летний сын, пришел домой, полный энтузиазма по поводу того, что произошло в тот день в игре: «О, мама, я превратился в карлика!»
«Это так важно для него, потому что он активен, он часть истории», — говорит Эванс. «[Таран] хотел бы поставить двухъярусную кровать и жить [на чердаке]».
Инструменты и настройки Game Loft не только фантазия. Одна сделанная на заказ игра, 1968: Gone but Not Forgotten воссоздает жизнь в галактике не так уж и далеко: Мэн. «Это ролевая игра в воображаемом графстве, но затрагивающая реальную историю», — говорит Патрисия Эстабрук.
«Наша игра по истории штата Мэн — это Dungeons & Dragons без подземелий и драконов, — добавляет Рэй Эстабрук.
Игры, которые позволяют детям стать другими личностями из местной истории, дают им возможность участвовать в жизни своего сообщества. То же самое можно сказать и о сервисных проектах, которые просят подростков сделать перерыв в битвах с орками, чтобы отплатить. Горожане видят, что подростки заняты работой, например, чистят тротуары для пожилых людей, а не слоняются без дела в центре города.
«Для молодежи важно быть вовлеченной в жизнь общества, а не застревать за стеной периметра средней школы, — говорит Рэй.
Для тех, кто рискует бросить школу, The Game Loft может предоставить полномочия, ответственность и возможность вернуться в школу. Например, 17-летний Дэмион Сосье, которого угнетала система образования его школы. «Я и школа никогда не ладили, — говорит Дэмион. Но в The Game Loft он нашел «большую семью», научился работать с другими, а также узнал о необходимости подчиняться авторитетам — иногда. Теперь он вернулся в школу и работает волонтером в качестве лидера игровых сессий, обучая гиков нового поколения. Они смотрят на него. «Ты для них как бог», — говорит он. «Это дает вам ощущение, что вы помогаете этим детям быть социальными, и им весело».
The Game Loft удалось перевернуть с ног на голову укоренившийся стереотип «игры антисоциальны».
Что касается Макса Делани, то только в марте этого года, спустя 11 лет, он уволился с работы в Game Loft. Мальчик из маленького городка переехал в далекое королевство Портленд, штат Мэн. Он чувствовал себя немного нервным, но в то же время уверенным. В конце концов, он умел играть роль.
«Мы разыгрываем роли во всех ситуациях нашей жизни. Это происходит бессознательно», — говорит Делани. Он отмечает, что собеседование при приеме на работу — это просто ролевая игра, а игры — это путь к взаимодействию. «Мы хотим ненадолго попробовать стать кем-то другим, поэкспериментировать, посмотреть, кого мы можем
быть и то, чем являются другие.»
Подобно персонажу в игре D&D, который перед приключением экипируется, затем набирается опыта и растет в мастерстве, Делейни хорошо подготовлен к своему следующему приключению — будь то работа в социальных службах,
Итан Гилсдорф — автор книги «Фэнтези-фрики и геймеры:
эпических поисков реальности среди ролевых игроков, онлайн-геймеров и других
обитателей воображаемых миров», которая выходит в мягкой обложке. в
Сентябрь. Свяжитесь с ним через его веб-сайт www.ethangilsdorf.com
50 забавных идей для ролевых игр для детей
Стимулировать детское творчество проще, чем вы думаете! Эти забавные ролевые игры для детей могут быть как простыми, так и сложными, как вы хотите, с использованием предметов, которые у вас, вероятно, уже есть в доме. (Если нет, то и для юных умов отлично подходит «зарабатывание денег».)
Вот 50 автономных решений для часов веселья, сотрудничества и воображения. Пусть ваши дети берут эти стартеры и бегают с ними! Обязательно загрузите нашу версию «Сегодня, давай поиграем…» для детей. Закрепите его в шкафу и сохраните для «Мне скучно!» день.
- Библиотека. Дети могут сделать читательские билеты и «сканер» (или любой другой метод оплаты, используемый в местной библиотеке), организовать свои книги или запланировать время для чтения вслух.
- Смотритель зоопарка: переверните несколько корзин для белья на мягкие игрушки, с большой миской для резиновых утят, мисок для еды и воды, поводков и т. д. Или пусть дети будут животными!
- Почтовое отделение: избавьте конверты от нежелательной почты, добавьте несколько наклеек для марок. Попросите детей сделать и украсить почтовый ящик из коробки от салфеток или обувной коробки, а затем написать письмо, чтобы доставить его семье и друзьям.
- Парикмахерская: Девочки любят брать своих кукол, засовывать их в кукольный стульчик и ходить в город с щетками и расческами, заколками/заколками для волос и т. д., пульверизатором и нагрудником или одеялом в качестве фартука.
- Ресторан: возьмите блокнот для заметок, полотенце для руки официанта или официантки, перевернутую картонную коробку с пластиковыми крышками для плиты и детскую посуду… ну вы поняли.
- Рыцари и девушки: Мальчики могут делать мечи из чего угодно; девочкам понравится манильская папка-конусообразная-шапка принцессы с тонким шарфом, свисающим сверху — может быть, и с их собственным мечом. И всегда есть старая ручная метла, ставшая лошадью.
- Фабрика: возьмите немного промытого вторсырья — старые контейнеры и т. д. — с бумажными штифтами, малярным скотчем и другими довольно безвредными предметами, чтобы соединить одну вещь с другой. Вы даже можете дать детям задание, например, создать лодку или устройство, чтобы яйцо не разбилось, если его уронить с высоты прилавка.
- Короли и королевы.
- Армия.
- Чаепитие.
- Самолет с пилотом: сдвиньте несколько стульев в два ряда, чтобы они выглядели как кабина самолета, или столько стульев, чтобы они выглядели как кабина. Пусть дети сделают все остальное.
- Поезд: расставьте стулья или корзины для белья как автомобили; канцелярские магазины продают рулоны билетов. А еще лучше, чтобы дети сделали их сами. Дети постарше могут наметить маршруты своего поезда по стране.
- Банк: дети делают свои собственные бумажные «деньги» и используют монеты из пенни, скрепок и т. д. Объясните такие термины, как кредит, кассир и проценты.
- Офис: загрузите их старыми канцелярскими принадлежностями, чем-нибудь, напоминающим компьютер (подойдет даже свернутый кусок картона, особенно если его украсить!), и т. д.
- Стирка: бросьте всю кукольную одежду в стиральную машину — настоящую или воображаемую. Пусть вешают одежду на веревку, «гладят» одежду и т. д.
- Цирк: возьмите обручи, стулья, костюмы, мягкие игрушки, даже краску для лица и материал для плакатов. Какие трюки они будут выполнять? Удивите своих детей попкорном или арахисом в качестве перекуса или позвольте им наполнить бумажные пакеты, которые они поместят в неглубокую коробку с пристегнутым ремешком (продавец мгновенной доставки!).
- Театр: здесь безграничные возможности! Кто-то может сделать билеты, написать сценарий, сделать костюмы, сделать декорации и т. д. Если у вас есть бельевая веревка и пара простыней, широкий дверной проем или просто двухъярусная кровать, на которую можно повесить одеяла — вуаля! Мгновенная стадия.
- Кукольный спектакль.
- Предприниматель: Пусть ваш ребенок придумает что-то, что он хотел бы «продать» за ничтожную сумму (копейка, пятицентовик, пробка от бутылки) членам семьи, которые они создают. Это могут быть рассказы, которые они пишут, печенье, которое они пекут, картинки, которые они рисуют, конструкторы Lego, которые они конструируют. Или вы можете позволить своему ребенку создать киоск с лимонадом или продать друзьям дюжину печенья по низкой цене, которая покроет стоимость товара.
- Астронавт/шаттл.
- Пришельцы.
- Больница.
- Ветеринар: достаньте набор врача (или используйте невидимый) и несколько мягких игрушек, пока вы их осматриваете на кухонном столе. Не забудьте миски для еды и воды!
- Продуктовый магазин: возьмите наклейки, не скоропортящиеся продукты и несколько монет или фальшивых денег.
- Гонщик/таксист: Два ряда по два стула с пластиной вместо руля и все готово! Подождите, пока не услышите, куда «высаживают» ваших детей.
- Школа (классика). Эй, ваши младшие дети могут даже выучить свои азбуки от старших братьев и сестер из этого!
- Полицейский/Детектив: Придумайте рассказ о тайне, которая произошла (ох!) в вашем собственном доме: украденное печенье, разбитая ваза. Детям нужно будет придумать свои собственные подсказки и концовку. В качестве дополнительной задачи дети могут по очереди оставлять ключи к разгадке тайны вокруг дома.
- Газета: пусть дети выберут роли редактора, репортера, художника-верстальщика и т. д. Они могут публиковать свои собственные газеты о «текущих событиях» в вашем доме и районе.
- Художник: Нарисуйте пейзаж снаружи с помощью мольберта и бумажной тарелки «палитра».
- Танцевальный класс.
- Сафари: склейте пару трубочек от туалетной бумаги, чтобы получился бинокль. Дети могут быть исследователями или животными!
- Президент/вице-президент.
- Разыграй библейскую историю!
- Band: Делайте инструменты из предметов домашнего обихода и контейнеров, пригодных для вторичной переработки. Проведите шоу и не забудьте постеры!
- Радиопередача.
- Разыграйте свою любимую сказку или детскую книжку.
- Секретное задание: Оденьтесь шпионом. Сделайте воображаемую миссию. Или попробуйте настоящий — сколько мусорных баков они могут смахнуть и опустошить, а вы их не увидите?
- Пожарные.
- Миссионер: быть пилотом-миссионером; накормите людей рисом или научите их читать; учить людей Библии; переводить библейские стихи на новый «язык», придуманный вашим ребенком. А может быть, ваш ребенок миссионер в закрытой стране, поэтому ему приходится держать подпольную церковь в чулане или подвале. Найдите страны на карте — возможно, с миссионерами из вашей церкви — узнайте о них и помолитесь за них (по-настоящему!).
- Строительство: попросите ребенка построить «здания» из подушек, стульев и предметов домашнего обихода.
- Кемпинг: вы можете создать классическую палатку с простыней над столом или сделать ее настолько сложной, насколько вы хотите, с фонариками, чучелами «диких» животных, рюкзаками, флягами, прогулками по дому, s’mores в микроволновке, спальные мешки или пикник.
- Моряки: Для этого отлично подходят корзины для белья или даже просто крыльцо с перилами для установки флага. Найдите рецепт твердой прихватки; принести несколько чемоданов; протрите палубу шваброй; используйте трубки от бумажных полотенец в качестве телескопов. Пусть они «ловят рыбу» за борт палками и веревкой или лентой. Делайте матросские шапки из онлайн-шаблонов. Возьмите карту, выберите океан для плавания и научитесь пользоваться компасом.
- Разыграйте любимую историю из истории.
- Пионеры/Домик в прериях.
- Мусоровоз: Сформируйте «ремни» в верхней части открытой картонной коробки, используя кусочки клейкой ленты, склеенные вместе, и наденьте картонную коробку (украшенную в виде грузовика) на голову вашего ребенка, подобно доске для сэндвичей. Попросите его или ее «покататься» по дому, чтобы взять мусорные баки и высыпать их в большую корзину для мусора.
- Воскресная школа.
- Карнавал своими руками: пусть ваши дети создают игры, призы и билеты. Эта ролевая игра может быть хорошей для вовлечения соседских детей!
- Автор/иллюстратор: Возьмите стопку белой бумаги; складываем пополам и сшиваем. Если хотите, добавьте обложку из плотной бумаги.
- Фермер: Покормите животных — чучел или настоящих.