Роман отцы и дети главные герои: Характеристика Базарова в романе Отцы и дети кратко, образ с цитатами героя Евгения для сочинения в таблице (10 класс)

Катя Локтева в романе «Отцы и дети»: образ, характеристика, описание

Аркадий и Катя.
Художник
Д. Боровский

Катя Локтева является одной из ярких второстепенны героинь знаменитого романа «Отцы и дети» Тургенева.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Кати Локтевой в романе «Отцы и дети»: описание внешности и характера героини.

Смотрите: 
— Краткое содержание романа
— Все материалы по роману «Отцы и дети»

Катя является молодой дворянкой, младшей сестрой помещицы Анны Сергеевны Одинцовой.

Полное имя героини — Катерина Сергеевна Локтева:
«…У Катерины Сергеевны…»

Иногда читатели ошибочно называют героиню Катей Одинцовой, но ее настоящая фамилия — Локтева (это девичья фамилия и Кати, и ее сестрыАнны Одинцовой):
«. ..Анна Сергеевна Одинцова родилась от Сергея Николаевича Локтева…» (об отце Кати и Анны)

Возраст Кати — около 20 лет:
«…Анне – двадцати и Катерине – двенадцати лет…» (8 лет назад Кате было 12 лет)

Катя — небогатая дворянка. Родители не оставили наследства ни ей, ни ее сестре Анне Одинцовой:
«…Да ведь я не богатая…»

«…оставив крошечное состояние…»

Девушка осталась сиротой в 12 лет:
«…Сергея Николаевича Локтева, известного красавца, афериста и игрока <…> умер, оставив крошечное состояние двум своим дочерям, Анне – двадцати и Катерине – двенадцати лет. Мать их, из обедневшего рода князей Х……, скончалась в Петербурге, когда муж ее находился еще в полной силе…»

После смерти родителей Катю воспитывает ее сестра Анна Сергеевна Одинцова:
«…запугана воспитавшею ее сестрой…»

О внешности Кати Локтевой известно следующее:
«. ..вошла девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами…» (Кате на вид 18 лет, но на самом деле ей около 20)
«…Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи… Она беспрестанно краснела и быстро переводила дух…»
«…маленькая прядь развившихся волос упала на темную бровь…»
«…А ведь недурно играет эта барышня, и сама она недурна…»
«…Но чудо – не она, а ее сестра <…> Да, эта смугленькая. Это вот свежо, и нетронуто, и пугливо, и молчаливо, и все что хочешь. Вот кем можно заняться. Из этой еще что вздумаешь, то и сделаешь…»
«…Розовое женское платье мелькнуло в темной зелени, молодое лицо выглянуло из-под легкой бахромы зонтика… Он узнал Катю,..»
«…темные глаза выражали недоумение…»
«…прелестные ножки, говорите вы… Ну, он и будет у них…»
«…Он схватил ее большие прекрасные руки. ..»
«…а у тебя еще такие прелестные ножки! И руки твои хороши… только велики; так надо ножками брать…»

Катя является милой девушкой:
«…Когда Катя говорила, она очень мило улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно сурово, снизу вверх.

Она — умная девушка:
«…Вы одинаково умны…»

Катя — добрая девушка:
«…А вот доброе существо меня не отвергает…»

При этом Катя — девушка с характером:
«…у вас столько же, если не больше, характера, как у ней…»
«…Иная барышня только оттого и слывет умною, что умно вздыхает; а твоя за себя постоит, да и так постоит, что и тебя в руки заберет, – ну, да это так и следует…»

Судя по всему, Катя является спокойным человеком:
«…Катя была спокойнее всех: она доверчиво посматривала вокруг себя…»

Она любит музыку и играет на фортепиано:
«… А ты, Катя, – прибавила она, – сыграй что нибудь Аркадию Николаевичу; он любит музыку…»
«…Катя достала це-мольную сонату фантазию Моцарта. Она играла очень хорошо, хотя немного строго и сухо…»

Она также любит природу:
«…Катя обожала природу, и Аркадий ее любил…»

Катя является упрямой девушкой:
«…О! я знаю: вы очень упрямы.
– Упряма…»

Она — наблюдательная девушка:
«…И наблюдательны…»
«…Я думаю о том, откуда могла прийти вам эта наблюдательность, которая действительно есть в вас…»

Катя пуглива и недоверчива, она избегает посторонних людей:
«…Вы так пугливы, недоверчивы; всех чуждаетесь…»

Юная Катя боится своей старшей сестры Анны Сергеевны Одинцовой:
«…Она была не то что робка, а недоверчива и немного запугана воспитавшею ее сестрой, чего, разумеется, та и не подозревала…»
«…Катя всегда сжималась под зорким взглядом сестры. ..»

Иногда Катя уходит в себя:
«…Но Катя отвечала ему односложно: она спряталась, ушла в себя. Когда это с ней случалось, она нескоро выходила наружу; самое ее лицо принимало тогда выражение упрямое, почти тупое…»

Она много размышляет:
«…Я много жила одна; поневоле размышлять станешь…»

Катя не любит «рисоваться» и не является кокеткой:
«…Сказали хорошо; просто, не стыдясь и не рисуясь…»

Она — самостоятельная девушка:
«…вы недаром одной крови с Анной Сергеевной; вы так же самостоятельны, как она; но вы более скрытны…»

В конце романа юный Аркадий Кирсанов влюбляется в милую Катю, которая отвечает ему взаимностью. Герои женятся, у них рождается сын Николай:
«…я люблю вас навек и безвозвратно, и никого не люблю, кроме вас…»
«…Неделю тому назад, в небольшой приходской церкви, тихо и почти без свидетелей, состоялись две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой. ..»
«…У Катерины Сергеевны родился сын Коля…»

Это была цитатная характеристика Кати Локтевой (сестры Анны Сергеевны Одинцовой) в романе «Отцы и дети» Тургенева: образ в цитатах, описание внешности и характера героини.

Смотрите: Все материалы по роману «Отцы и дети»

Образ и характеристика Фенечки в романе «Отцы и дети», описание внешности и характера

Возраст Фенечки — около 23 лет:

«Это была молодая женщина лет двадцати трех…» (глава V)

Полное имя героини — Федосья Николаевна:

«Да вы сами посудите, Федосья Николавна…» (глава XXIII)

Фенечка является крестьянкой по происхождению. Судя по всему, ее родители получили вольную и стали вольнонаемными крестьянами:

««Поцелуй же ручку у барина, глупенькая», – сказала ей Арина.. .» (крестьяне целовали у барина руку, (глава VIII))

Юная Фенечка остается сиротой в 20 лет:

«Муж у ней давно умер…» (речь идет про отца Фенечки) 
«…мать, Арина, умерла от холеры…» (Мать Фенечки умерла от холеры, когда дочери было около 20 лет)

Фенечка является красивой молодой женщиной:

«И в самом деле, есть ли на свете что-нибудь пленительнее молодой красивой матери с здоровым ребенком на руках?..» (глава VIII) 

«Какая хорошенькая!..» (глава IX) 

«Известно о ком: одна только хорошенькая…» (глава IX) 

«У твоего отца, видно, губа не дура…» (глава IX)

О внешности Фенечки известно следующее:

«…Фенечка. Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах…» (глава V) 
«…мелькнуло молодое женское лицо…» (глава IV) 
«…в голубой душегрейке и с наброшенным белым платком на темных волосах, молодая женщина, Фенечка…» (глава IV) 
«…показалась мягкая масса черных, блестящих, слегка растрепанных волос…» (глава XXIII) 
«…горячая кровь разлилась алою волной под тонкою кожицей ее миловидного лица…» (глава V) 
«…тихонько вышла. Она ходила немножко вразвалку, но и это к ней пристало…» (глава V) 
«…Фенечка и свои волосы привела в порядок, и косынку надела получше, но она могла бы остаться, как была…» (глава VIII) 
«…приложил губы к Фенечкиной руке, белевшей, как молоко, на красной рубашечке Мити…» (глава VIII) 
«.
..лицо Фенечки скользнуло перед ним такое бледное и маленькое…» (глава XI)
 
«…Фенечка хорошела с каждым днем. Бывает эпоха в жизни молодых женщин, когда они вдруг начинают расцветать и распускаться, как летние розы; такая эпоха наступила для Фенечки. Все к тому способствовало, даже июльский зной, который стоял тогда. Одетая в легкое белое платье, она сама казалась белее и легче: загар не приставал к ней, а жара, от которой она не могла уберечься, слегка румянила ее щеки да уши и, вливая тихую лень во все ее тело, отражалась дремотною томностью в ее хорошеньких глазках. Она почти не могла работать; руки у ней так и скользили на колени. Она едва ходила и все охала да жаловалась с забавным бессилием…» (глава XXIII) 
«Она сидела на скамейке, накинув по обыкновению белый платок на голову…» (глава XXIII)

XX

У нее «хорошенькие глазки»:

«…Фенечка подняла на Базарова свои глаза, казавшиеся еще темнее от беловатого отблеска, падавшего на верхнюю часть ее лица. ..» 
«Прелестно было выражение ее глаз, когда она глядела как бы исподлобья да посмеивалась ласково и немножко глупо…» 
«…в ее хорошеньких глазках…»

У нее приятный голос:

«Я люблю, когда вы говорите. Точно ручеек журчит…» (глава XXIII) 

«Здравствуйте-с, – ответила она негромким, но звучным голосом…» (глава V)

Фенечка является стыдливой девушкой:

«…она предполагает… она стыдится…» (глава V) 

«Напрасно ж она стыдится…» (глава V) 

«…поставив ее перед Павлом Петровичем, вся застыдилась…» (глава V)

 

«Казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти…» (глава V)

Она достойная женщина, по мнению Николая Петровича Кирсанова и его сына Аркадия:

«. ..если ты позволил ей жить с тобой под одною кровлей, стало быть она это заслуживает…» (глава V)
«Конечно, если б эта девушка не стоила… Это не легкомысленная прихоть…» (глава V)

Фенечка является вежливой девушкой:

«…Фенечка всем в доме говорила вы…» (глава VIII)

Она живет тихо и скромно:

«…редкий ее видел: она жила тихонько, скромненько…» (глава VIII)

Фенечка является пустым существом, по мнению Павла Петровича Кирсанова. При этом герой хорошо относится к ней:

«Ах, как я люблю это пустое существо!..» (глава XXIV)

При этом Фенечка — хорошая хозяйка. Она любит порядок в доме:

«Она наследовала от своей матери любовь к порядку…» (глава VIII)

Она рассудительна и степенна:

«…наследовала от своей матери… рассудительность и степенность. ..» (глава VIII)


Отношения Фенечки и Николая Петровича Кирсанова


В начале романа крестьянка Фенечка является неофициальной женой помещика Николая Петровича Кирсанова:

«…эта девушка, про которую ты, вероятно, уже слышал… 

Ну да… она теперь живет у меня. Я ее поместил в доме… там были две небольшие комнатки…» (глава III)

У крестьянки Фенечки и барина Николая Петрович есть маленький сын Митя:

«…вошла Фенечка с Митей на руках…» (глава VIII) 

«…– Сколько, бишь, ему месяцев? – спросил Павел Петрович. 

– Шесть месяцев; скоро вот седьмой пойдет, одиннадцатого числа…» (глава VIII)

Фенечка любит Николая Петровича. Она благодарна ему за его хорошее отношение к ней:

«Я Николая Петровича всем сердцем люблю… Мне Николая Петровича не любить – да после этого мне и жить не надо!. . Я Николая Петровича одного на свете люблю и век любить буду!..» (глава XXIV)

В конце романа Николай Петрович женится на Фенечке, несмотря на то что та является крестьянкой и что такие браки осуждаются в дворянском обществе:

«Неделю тому назад, в небольшой приходской церкви, тихо и почти без свидетелей, состоялись две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой…» (глава XXVIII)

Это был цитатный образ и характеристика Фенечки в романе «Отцы и дети» Тургенева: описание внешности и характера героини.


Смотрите: Все материалы по роману «Отцы и дети»

Отцы и дети (литература) — TV Tropes

http://tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/literature/fathersandsons

Следующий

Перейти к

«Каждый человек висит на волоске, бездонная яма может разверзнуться под ним в любую минуту, а он все придумывает себе неприятности и портит себе жизнь».

Отцы и дети — книга Ивана Тургенева 1862 года. Это последнее в ряду его нескольких важных произведений и считается его самым значительным полнометражным романом.

Его главный герой, Евгений Базаров, соломенный нигилист и, возможно, первый пример этого тропа. Главная отличительная черта Базарова в том, что он все отрицает. Он провозглашает, что никакие вещи не имеют значения вообще.

Это общее отношение вступает в противоречие с его работой врача и исследователя. Кроме того, хотя Базаров и подразумевается революционером, он только отрицает вещи, отвергая любые положительные ценности. Быть революционером, по логике вещей, означает осуждать только текущие условия (в 1862 году те, которые были установлены репрессивным царским режимом), однако тот же самый революционер должен быть очень увлечен идеями свободы и бунта и возлагать большие надежды на общество. Всего этого Базарову не хватает, он всегда все отрицает, никогда не предлагая конструктивной (или даже деструктивной) программы. Вероятнее всего, Тургенев не мог изобразить открытого революционера, так как царская цензура не пропустила бы тогда его книгу.

Поэтому автор замаскировал его под простого «нигилиста». Тем не менее это запутало смысл книги и ее героя.

Другие персонажи романа — члены семьи Кирсановых, в имении которых гостил Базаров. Появляются также некоторые товарищи Базарова по нигилистам, которые представляют собой определенно комические карикатуры.

Книга не снискала расположения с наступающим прогрессивным флангом. Тургенева обвиняли в том, что он нарисовал карикатуру на революционера в образе Базарова (не говоря уже о других нигилистах). Молодые активисты выступили против автора, после чего он бежал из России и поселился во Франции.

  • Отчужденный Большой Брат: Павел Кирсанов (за сорок) для Николая Кирсанова (немного за сорок). Павел обладает сильным характером и несколько резковатым человеком консервативных взглядов. Николай – добросердечный либерал.
  • Бета Пара: Аркадий и Катя. Аркадий — относительно кроткий (хотя и добросердечный) друг огромного Базарова. Катя — намного младшая девичья сестра зрелой и самостоятельной Одинцовой.
    В конце концов они женятся и живут счастливо.
  • Инстинкт Большого Брата: Пока Николай Кирсанов затягивает майско-декабрьский роман с Фенечкой, Павел Кирсанов тоже втайне любит девушку, но никогда не предпринимает никаких попыток. Однажды Павел Кирсанов замечает, как Базаров бьет Фенечку. Он в ярости (так как его уже раздражали взгляды Базарова) и вызывает нигилиста на дуэль. Базаров стреляет ему в ногу и покидает имение.
  • Нести большую палку: Исполняет Павел Кирсанов. Когда он, наконец, решается на дуэль с Базаровым, тот подходит к нему с большой палкой. Поскольку Базаров — нигилист, заявляющий, что ему на все наплевать, от него ждут и дуэлей, как никчемного архаичного аристократического обряда. Тогда Кирсанов прибегал к этой палке, чтобы физически оскорбить Базарова. Однако нигилист Базаров прямо уверяет Павла Кирсанова, что вполне готов дать ему полное удовлетворение. Палка никогда не используется, и они просто сражаются на дуэли. Павел Кирсанов легко ранен.
  • Смерть героя: Базаров умирает от заражения крови.
  • Просто рана во плоть: Так закончилась для Павла Кирсанова дуэль с Базаровым. Он ранен в ногу, но ему ничего не угрожает.
  • МайДекабрь Романтика: Николаю Кирсанову чуть за сорок и Фенечке 23 года. Они женятся и живут счастливо.
  • Outliving One’s Offspring: Сыграл для слезливой драмы в конце, когда Базаров умирает, и его родители теперь должны жить без него.
  • Пародия:
    • Сцена дуэли трактована очень иронично, это пародия на знаменитые дуэли в предыдущих нашумевших литературных произведениях.
    • Также Кукшина и Стников — пародии на Базарова.
  • Роман с вдовой: Базаров ухаживает за Одинцовой, независимой и богатой 29-летней женщиной, потерявшей мужа. Она любит его, но не может полностью ответить взаимностью на его чувства.
  • Сексуальная карма: Николай Кирсанов счастлив в браке с Фенечкой, а Аркадий счастлив в браке с Катей. Оба этих персонажа добрые, добросердечные люди. Базаров и Павел Кирсанов — дела посложнее, поэтому в итоге девушка им не достается.
  • Соломенный нигилист: Базаров на самом деле является самым ранним примером этого тропа.

Отцы и дети — Включено

В 1859 году Россия Николай Петрович Кирсанов и его старший брат Павел живут в имении Николая. Николай с нетерпением ждет возвращения своего сына Аркадия, только что получившего диплом в Петербурге. Аркадий приводит домой друга Базарова, который, как быстро узнают Николай и Павел, является нигилистом — никакие авторитеты, ценности или религиозные убеждения не имеют для него значения. Он считает, что ничего нельзя узнать или сообщить.

Пока Аркадий боготворит своего друга, старших джентльменов отталкивают идеи Базарова. Он критикует их старомодный романтизм, а его убеждения подчеркивают разрыв между поколениями. Мать Аркадия давно умерла, и Аркадий узнает, что с его отцом живет молодая женщина Фенечка. У Николая и Фенечки даже есть совместный сын. Аркадий рад за своего отца, но Николай все еще чувствует себя немного смущенным из-за сложившейся ситуации.

Базаров быстро заскучал, поэтому молодые люди едут к одному из родственников Аркадия. Там на вечеринке они знакомятся с молодой вдовой Анной Сергеевной Одинцовой. Аркадий сразу влюбляется в нее, хотя она смотрит на него как на младшего брата. Она приглашает Аркадия и Базарова к себе в гости в имение, доставшееся ей от богатого покойного мужа.

Молодые люди остаются в поместье на несколько недель. Анне нравится подшучивать над Базаровым и выслушивать его идеи, хотя со многими из них она не согласна. Сначала Аркадий угрюм, потому что чувствует, что Анна игнорирует его. Он обнаруживает, что проводит большую часть своего времени в компании младшей сестры Анны, Кати. Базаров чувствует большой внутренний конфликт, когда знакомится с Анной. Любовь и романтизм — нелепые идеи для нигилиста, но он понимает, что любит ее. Когда он говорит ей об этом, она не отвечает тем же. Он решает, что должен уйти, и Аркадий идет с ним.

Они навещают родителей Базарова, которых он не видел три года. Он остается угрюмым и легко возбуждается. Когда он решает снова уйти всего через несколько дней, его родители убиты горем. Мужчины импульсивно останавливаются у Анны, чтобы навестить ее, и все чувствуют себя неловко. Катя не спускается к ним, потому что больна, и Аркадий понимает, что не может перестать думать о Кате.

Двое возвращаются в дом Аркадия, где Базаров работает над некоторыми из своих научных исследований. В конце концов Аркадий возвращается в дом Анны, где проводит больше времени, знакомясь с Катей. Базаров, все еще в доме Николая, создает проблемы, когда начинает флиртовать с Фенечкой. Павел видит, как он целует ее в саду, и вызывает Базарова на дуэль.

Базаров считает старика и его идеалы смешными, но ради спорта соглашается. В конце концов, во время дуэли он ранит Павла в бедро. Оба мужчины соглашаются не рассказывать Николаю истинную причину их соперничества.

Базаров в последний раз приходит к Анне, чтобы узнать, любит ли она его. Она говорит, что нет.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *