Рядом бог: Илья Шишкин — Рядом Бог (feat. Регина Савчук) | Слова | Аккорды | Скачать

выгорания нет, Бог всегда рядом!

Елена Фонарева – сестра милосердия. Служит в детском отделении противотуберкулезного диспансера. Сюда часто попадают дети из неблагополучных семей.

Елене Михайловне 62 года, 2 детей и внуки, в прошлом – бухгалтер, жила в Таллине. Но оказалась в Православной службе милосердия Екатеринбурга, не боится туберкулеза, и утешает больных детей.

Назад дороги нет

«Сестрами милосердия просто так не становятся, – говорит Елена Михайловна. – Это зов души. Сестер много приходит, форма красивая, и «сестра милосердия» звучит. Но если идешь просто тщеславиться – я вся такая правильная, в платке белом, – то ничего не получится.

У меня муж очень мудрый. Мы никогда в одиночку ничего не делаем, все вместе решаем. Когда мне предложили служение в туберкулезном диспансере, выбрала момент и говорю: так и так. Я думала, Вова услышит слово «туберкулез» и все…

А он спросил: «Лена, ты мне скажи честно, это тебе надо или ты просто не можешь отказать?» И я поняла, что это мне надо. Тогда он говорит: «Иди».

Бывает, сестры, как сейчас говорят, «выгорают». Хотя я считаю, что выгорания нет. Потому что Бог всегда рядом.

Меня однажды батюшка, который приходил к нам детишек причащать, спросил: как вы не боитесь заразиться? А я говорю, как бояться, если Бог нас охраняет? Самое главное, наша вера. Охраняет и все.

Я сразу в сестры не пошла, года два была в добровольцах. Думала, а вдруг я не смогу, вдруг подведу кого-нибудь? У меня папа и мама были на Украине, я туда ездила по три раза в год. А потом папа умер, следом за ним мама. И вот после ее смерти мне и предложили пойти работать в диспансер.

Согласилась, а потом как-то душе защемило, не справлюсь. Я такой человек – не люблю филонить, если пообещала, должна исполнить. Так нас мама приучила. Если было дано задание нам с сестрой, посуду помыть или убраться в комнате, мы прибежим с улицы и бегом все делать, ведь мама сейчас придет! Не потому, что ругать будет, огорчать не хотелось.

И вот я позвонила старшей сестре милосердия: «Вы знаете, я наверное, не согласна». А в душе чувствую, неприятно как-то. Она говорит: «Елена Михайловна, раз батюшка благословил, все будет хорошо». И я успокоилась.

Умение помогать передается по наследству

Я думаю, все от родителей идет. Что они вложат, то и получится. Моя мама всегда всем помогала.

Мама заведующей в магазине работала, и была там уборщица, баба Лида. Она прожила всю жизнь, а не было у нее своего уголка. Жила с подругой, а потом подруга умерла, дом забрали наследники. Маму очень уважали. Она попросила, и бабе Лиде выделили маленькую квартирку, она там лет десять еще прожила. Все время приходила, мы ее покормим. Так мама ее и похоронила.

Дедушка жил у нас в поселке, на старца похож, мне страшновато было, немного его боялась. Я ему пирожки носила. А у него ногти такие длинные были на руках. То ли ножниц не было, то ли тяжело самому стричь. Так мама позвала его в гости и подстригла ногти.

Когда мама умерла, многие звонили и говорили: как мне вашей мамы не хватает, она была как скорая помощница. И папа такой же был, помогал, не задумываясь.

«Шторы только возьми с собой»

Жили мы с мужем в Таллине, его туда направили после Летного училища. Двое детей родились. Потом в перестройку многие из Прибалтики стали уезжать. Мужу друг предложил переехать в Екатеринбург. Требовался борт-радист со знанием английского языка. А муж английский хорошо знает.

Говорю: «Слушай Вова, ну где этот Урал?!» Со школы запомнилось только, что это такой далекий-далекий Север. Одни медведи и елки.

Ладно, решили, два года поработает, заработает немного денег и вернется обратно. А я с детьми в Таллине пока жила, муж часто приезжал.

Я работала бухгалтером в банке. Недалеко от работы – собор Александра Невского. Костелов в Таллине много, а православных храмов мало. Помню, тяжело на душе, сокращение скоро, меня точно сократят, с маленькими детьми одной трудно. И в обеденный перерыв, думаю, пойду я в собор, а на душе кошки скребутся.

Зашла в храм, стою, не знаю, что мне делать. И женщина одна мне говорит: «Возьмите этот молитвослов», показала, какие молитвы читать. До сих пор он у меня.

Показала иконы: Александра Невского, Николая Чудотворца. И я чувствую, у меня на душе полегчало, вернулась на работу успокоенная, а шла чуть ли не со слезами.

А через два года муж говорит: «Поехали, Лена, ничего только с собой не бери, я все там купил». У нас в Таллине трехкомнатная квартира была, мы все там обустроили.

Вот почему не надо привязываться к вещам, к дому. Мне подруга посоветовала: «Лена, только возьми с собой шторы! Шторы – одежда комнаты». Я приезжаю в эту съемную квартиру, шторы там какие-то синие… И тут я вспомнила подругу, достала свои шторы.

Детей обидеть очень легко

Пятый год я работаю в тубдиспансере, мне 62 года, старая уже. Сыновья выросли, женились, отдельно живут.

Там инструкций нет. Когда первый раз пришла, думаю, что мне делать с этими детьми? Я же не учитель, не воспитатель. Посидела – посмотрела. Они на меня, я на них. В другой раз зашла: «Дети, здравствуйте!» Человек 15 было. И они все как стали меня за ноги хватать, обступили. Я одну девочку по голове погладила, все давай головы подставлять. И все, контакт состоялся.

Я понимаю, медсестре некогда, она пока таблетки разложит, то да се. Они благодаря нашей службе тоже меняются, медсестры. Они, может, при мне не накричат на них так сильно. Детей обидеть очень легко, особенно маленьких. Он обидится, пойдет, сядет в уголке и будет плакать.

У меня в диспансере своя комнатка, иконы, маслице освященное. Малыши прямо бегут, лоб готовят, показывают: «Вот сюда меня помажь». Мамой называют. Идет батюшка, кричат: «Бог к нам пришел!»

Детям не обязательно что-то из Библии рассказывать, они доброту должны чувствовать, что ты к ним расположен.

Милосердие – лечение души через тебя, твои слова, твое отношение. Такая наша работа – нести добро.

Их нельзя обманывать. Спрашивают, когда вы придете? Говоришь, через четыре дня, они будут считать эти дни, ждать. Эти дети особенные, они благодарят за все. Я часто то пряники, то печенье приношу. Внуки иногда «это есть не буду, то не хочу», а они рады простому прянику.

Девочка одна рассказывает: «Папа у меня не родной», как он маму бил, она его даже оправдывает: «Он у нас немножко контуженный», говорит. «В драке ранили – ножом пырнули». Ребенку шесть лет.

Представьте, какие судьбы у этих детей. Не зря их Бог определил в эту больницу, ради этого наше служение и нужно – согреть их.

Я по профессии бухгалтер. Но мне всегда нравилось стричь. Это непрестижная специальность была, если бы я маме сказала, что пойду на парикмахера учиться, она бы в обморок упала.

Уже взрослой я пошла на курсы парикмахеров – для себя, сыновей стричь и мужа. Сейчас вот здесь детей стригу. Машинку нам спонсор купил. В диспансере же подолгу лежат. У девчонок челки длинные вырастают, в глаза лезут.

Миша лежит уже больше года, вчера меня просит, подстричь его налысо.

– Уверен? — спрашиваю.

– Да-да-да, только налысо.

– Молодец, Миша, – говорю, – ты уже принял самостоятельное решение!

Налысо не стала, коротко ему сделала, под насадочку 8 мм.

Интересно с ними. Иду иной раз туда – устала так, а потом увижу их глаза, и все проходит, на душе спокойно. Назад идешь – как будто тебя на крыльях несет, и не устала вовсе».

Источник: сайт www.miloserdie.ru от 21.01.2021 Сестра милосердия: выгорания нет, Бог всегда рядом!

25 января 2021г.

#помощьдетям #сестричество

Поделиться в социальных сетях

Бог — рядом

Протоиерей Михаил Фортунатто часто шутит: «Я появился на свет в русском городе под названием Париж». После революции Франция приняла сотни тысяч русских эмигрантов, жизнь которых на чужбине складывалась непросто. Но именно оттуда, из детства во Франции, у отца Михаила — горячая, неугасающая со временем любовь к храму и Церкви, которая определила всю его жизнь. Отец Михаил — один из авторитетнейших регентов, известный богослов и специалист по богослужебному пению, пастырь, которого любят и помнят все, кто встречался с ним на своем жизненном пути.

Стаж его регентства можно отсчитывать с 1945 года, когда четырнадцатилетним подростком он был назначен старшим регентом летнего лагеря для эмигрантской молодежи. Поэтому наш разговор начался с вопроса: каким было детство отца Михаила, помнит ли он, когда впервые попал в храм?

Отечество земное и небесное

 

Мне кажется, я рос на клиросе. Русская эмиграция была очень рассеянной, конечно. Жили, где придется, где смогли устроиться, но в храм меня водили с раннего детства. Мой папа, Всеволод Львович Фортунатто, был очень верующий, очень церковный человек, сам пел в хоре. Его отец, мой дед, был профессором горного дела в Екатеринославе (теперь это Днепропетровск). Он был либерал и, кажется, в храм не ходил. А папа, когда пошел в гимназию, уже прислуживал в алтаре. Он ушел в Белую армию и эвакуировался с Врангелем, как и два миллиона эмигрантов первой волны. И был до конца своих дней, если так можно сказать, очень крепко верующим. Мама была, скорее, литературно настроена, она нас русскому учила. Так что мы, два брата (третий наш брат родился позже), росли в очень благодатной атмосфере. Мой младший брат — тоже священник.

Русскую культуру мы знали и ценили. Но вокруг — ее не было. За рубежом ведь живешь не в своей среде. Семья русская, а ребенок ходит во французскую, английскую школу и волей-неволей становится французом, англичанином. Правда, в наше время русских эмигрантов в Париже было много и у нас было много русских друзей. Но все-таки в школе — менталитет французский, западный. Нельзя сказать, что там все плохо — там очень много хорошего: порядок, в том числе упорядоченность мышления, что очень свойственно французам. У русских же очень много таланта, но порядка им не хватает…

И вот вопрос: можно ли в себе сохранить две культуры? Одна воспринята от родителей, но вне контекста, в окружающей жизни не на что опереться… Я так отвечаю на это, понял со временем: чтобы две культуры одновременно в себе сохранить, их нужно взращивать, культивировать. Мы, например, «Евгения Онегина», «Медного всадника» знали почти наизусть. И главное, благодаря родителям и вере, росли с ощущением, что человек есть Божие создание, где бы он ни жил. И когда я вырос и стал учиться уже в Богословском институте [1] в Париже, я постепенно пришел к выводу, что живу в такой среде, которая нуждается в Православии и нуждается во мне (без хвастовства). Потому что Православие — это глубокая истина жизни, а вокруг — что-то другое, что-то, если так можно сказать, разжиженное. И главной нашей целью стало свидетельство.

— Кого Вы считаете своими наставниками?

— Мои наставники — это, прежде всего, профессора Богословского института и те русские музыканты, у которых я учился.

Главное, что их характеризует как поколение, как социальный феномен,— это то, что они не потерялись. Живя в чужой стране, в большой нужде, часто в нищете, они остались собой и передали нам, следующему поколению, то, что знали, то, чем они были богаты. Это были люди великого служения.

Они поняли, что такое милосердие, потому что знали, что Бог к ним был милосерд, сохранил их в беде. Я бы сказал, что в трудных обстоятельствах они пережили воскресение души и тем самым свидетельствовали о Воскресении Христовом. Их сердца жили Православием, и для меня они святые люди, праведники.

Большим ученым, конечно, был владыка Кассиан [2], он преподавал Новый Завет. Ради нас он, наверное, постиг всю западную науку новозаветную и нас с ней познакомил, вооружил научным аппаратом. Мы сперва брыкались: зачем нам немцев нужно изучать, нам нужны святые отцы! А он говорит: и то, и другое нужно. Немцев вы не узнаете так просто, поэтому я вам расскажу о них. Сам он был очень добрый человек.

Очень серьезный богослов был Антон Владимирович Карташев [3]. Это уже был старый, маститый профессор, он преподавал еще в Петербургской Духовной Академии. Он был историком Церкви, русской и византийской, знатоком Ветхого Завета — в общем, он все знал. Он нам такую мысль подал (писал он об этом и в своей книге «Воссоздание Святой Руси»): та симфония Церкви и государства, которая началась с императора Константина в 314 году, прекратилась в России в 1917-м. Что же теперь? Кто займет место помазанника Божия на земле? Профессор Карташев пришел к выводу, что теперь каждый крещеный человек есть помазанник Божий, и православные люди в обществе должны стать той силой, которую прежде представлял собой император. В любой стране они должны жить по-христиански и в любом деле действовать по-христиански — с милосердием к людям, чувствуя ответственность перед Богом. Эта его мысль была для нас такой важной, потому что мы-то остались не только без царя — мы без родины остались. Она нас очень воодушевила: мы поняли, что у нас есть свое историческое место, и мы можем быть совершенно полноправными гражданами и государства, где мы живем, и нашей родины Небесной.

В присутствии Христа

 

— В документальном фильме «Регент» с Вашим участием есть кадры великопостного богослужения в Успенском соборе Лондона. Меня просто потрясли благоговение и молитвенность, которые чувствовались в фигуре служащего в алтаре, лица его мы при этом не видели. Служил митрополит Антоний?

— Да. Он был человек очень умный, все понимал. При этом не то, чтобы ничего не боялся — но на любую опасность, любую проблему он мог посмотреть прямо и старался решить ее. И, конечно, благодаря этому он, во-первых, очень хорошо вел Церковь свою и, во-вторых, он знал место Бога в жизни — Бог вот здесь! Он с Богом говорил как с другом, понимаете? Думаю, от него я научился, я понял, что когда я пою в храме, я могу быть очень близким с Богом, душа в душу с Богом, ведь Он здесь, рядом.

Однажды я служил, а не регентовал, и стоял на солее, на амвоне, и потом подвинулся немножко ко Христу, к иконе Христа. И вдруг почувствовал себя как-то иначе, почувствовал огромное тепло от этой иконы. Что это такое? Ведь мы знаем, что когда мы находимся в присутствии кого-то очень важного для нас, очень любимого, все существо наше как бы облагораживается. И вот так я себе представляю службу — в присутствии Христа.

Я уверен, что владыка Антоний так же представлял себе литургию, когда ничто другое не привносится ни в мысли, ни в жесты. Только Бог, только молитва — вот это самое важное, все остальное отложим попечение, как поется в «Херувимской». Я могу еще охарактеризовать это словом «серьезность». Серьезность — это манера уходить глубоко в предмет. Если предмет — молитва, то нужно полностью себя посвятить этому. Мне кажется, что вот это создает мир в богослужении.

Ведь для кого мы служим, для кого мы поем — священник, хор, чтец и так далее? Во-первых, для Бога, потому что мы к Нему обращаемся, во-вторых, для себя, для своей души, в-третьих, для окружающих, для общины и, в-четвертых,— для Предания, потому что мы ему верны, мы продолжаем молитву вековую. Вот это все, вместе взятое, воплощается в одной службе.

— Вы совмещали и регентское, и священническое служение. С одной стороны, это кажется очень естественным, с другой — так очень редко бывает. Почему? В чем особенность такого «двойного» служения?

— Мне кажется, регентом я родился, я не могу жить без музыки. А священный сан я принял по благословению митрополита Антония. Ситуация у нас была такая, что регентов не хватало. Поэтому мне пришлось служить так: в субботу, в воскресенье и в праздники я — регент. В эти дни я никогда в алтаре не служил, хотя, конечно, зная все в алтаре, я вибрировал алтарем, пусть даже там не присутствовал. Но все будние дни я был пастырем. Мое священство заключалось, в первую очередь, в пастырстве, то есть в заботе о людях. Понимаете, нужда людей в этом в эмиграции очень большая. После службы очень важны были встречи с людьми. Знаете, как начнешь разговаривать после службы… У каждого проблемы, заботы, нужна помощь, молитвы… В домах наших прихожан я бывал тысячи раз. Так что моя жизнь была очень полной.

Служение на клиросе — это тоже, хоть и не священническое, но все же духовное служение. Оно очень важное. Как создать настроение в храме? Я представляю себе, каким было настроение у апостолов в первый день Воскресения, в тот момент, когда Христос вошел к ним в первый раз, дверем затворенным [4]. Они были врасплохе. А Он вошел, и Его первые слова были: Мир вам. И вот этот мир, я думаю, первая забота регента: суметь передать слово и благодать Божию всем присутствующим.

Очень часто люди приходят в храм потому, что у них горе, или забота, или гнетет грех. И вот я заметил, что, когда люди постоят на службе, они уходят умиротворенными. Даже когда они приходят на панихиду, потому что потеряли кого-то дорогого, может, ребенка — все же умиротворяются. Почему? — спрашивал я себя. И я пришел к такой мысли: если у меня горе и я плачу, то уже не смогу петь, а если я пою, то уже не смогу плакать. Думаю, что пение исцеляет, это противоядие от горя. Это удивительная вещь: церковное пение действует и на душу, и на физиологию людей. Это очень сильный инструмент.

— Я знаю, что при митрополите Антонии в Успенском соборе появилось двуязычное богослужение. Как оно складывалось? Было ли единым и гармоничным?

— Второй язык входил в богослужение постепенно. Сначала очень долго служили на церковнославянском. Но с конца 1950-х годов начало увеличиваться число англичан в храме, и те, кто мог и хотел петь, вступали в хор. Я им ставил условие: выучите кириллицу, научитесь читать, и из службы в службу они постепенно научались смыслу молитв. Естественно, они быстро усваивали молитвы, которые на каждой службе поются, а с меняющимися — стихирами, тропарями и т.д. — было труднее.

Лет через 10 после начала вот этого «английского притока», в 1969 году, мы впервые отслужили всенощную на английском языке. И так длилось долго, десятилетие, может быть: одна служба — по-английски, другая служба — по-славянски. И получалось, что одна часть прихода приходит на одну службу, а другая — на другую. И Владыка сказал: «Давайте попробуем устроить смесь языков». Он попросил меня составить план такой службы. И мы делили ее на большие блоки, скажем, начало до Евангелия по-английски, потом от Евангелия до «Херувимской» — на славянском и так далее. А на следующей службе место языков меняется. И вот это соседство постепенно сглаживалось и сглаживалось. Благодаря чему? Благодаря тому, что стиль исполнения на обоих языках — тот же самый. То, что мы пели по-английски, в точности соответствовало по мелодии, по интонациям тому, что мы пели по-церковнославянски. Придешь в храм и не сразу поймешь, на каком языке поют, нужно прислушаться.

Воспринято это было очень хорошо прихожанами. В двуязычии есть и достоинства, и трудности. Но мы с удовольствием это делали, потому что верили, что это очень важно для миссионерства. И нигде я такого не видел в других местах. Во Франции, например, все приходы — либо французский, либо церковнославянский. И не допускают смешения, как-то очень ревностно стоят на страже своего языка. А митрополит Антоний нашел такой вариант, который покорил всех.

Чтобы душа была открыта Богу

 

— Сейчас в России великое множество и разнообразие церковных хоров. Кто-то из настоятелей категорически не приемлет профессионалов, потому что от них трудно добиться молитвенности. Кто-то все-таки предпочитает профессиональный хор. Кто-то, увлекшись знаменным распевом, не признает партесное многоголосие. Кто-то призывает петь песнопения богослужения всех молящихся в храме вместе с хором. Как Вы к этому относитесь?

— Мне трудно об этом судить, но мне кажется, что время пройдет, и прояснятся эти проблемы. У каждого варианта, о которых Вы говорите, есть свои достоинства и своя ущербность. Сейчас взялись за знаменный распев, но он еще не полностью открыт. Часто я сам пою дома знаменным распевом для изучения его. Его трудно постичь так, чтобы петь подобающе, для этого все-таки надо иметь известную культуру. Ведь знаменный распев был создан в Средние века, а у нас, в новое время, менталитет другой. И ничего не поделаешь, мы все-таки дети своего века и мы, так сказать, реагируем на другую гамму. Музыка, которая звучит вокруг, от симфонической до рока,— это все клавишная музыка. И с того момента, как инструменты завоевали наше слуховое пространство, мы стали привыкать к гамме современной, а она другая, не та же, что создала знаменный распев. И я мало знаю хоров, которые видят эту проблему и поют натуральной церковной гаммой.

— Насколько я знаю, Вы сторонник многоголосия.

— Вы знаете, 100 лет назад, на рубеже веков, в России много думали об этом (композиторы Рахманинов, Кастальский) и пришли к выводу, что пение должно соответствовать нашей культуре, то есть оно должно быть русское. Это был очень большой шаг, когда были развеяны иностранные влияния — немецкие, итальянские. Это очень важно. Но еще важнее, мне кажется, еще один шаг сделать и найти церковный ответ на это. Национальный ответ недостаточен, потому что он может нас задержать на фольклоре, например. У нас же очень богатый фольклор, и светская классическая музыка у нас очень хорошая, просто блестящая. А церковная музыка должна быть другая. Когда мы этого достигаем, иногда в самых простых храмах поют так хорошо, так душевно, что питают и успокаивают душу. И вот в этом воспитательное значение многоголосия — оно как бы обволакивает душу, оно отвечает на вопросы, на позывы души. Нужно воспитать душу так, чтобы она была открыта Богу во всем, что вы делаете. Можно ли, например, считать деньги и думать о Боге одновременно? Я не говорю, что многоголосие отвечает на этот вопрос, но я хочу сказать, что с душой, воспитанной духовно, относишься иначе ко всем благам жизни.

Да, и еще… Многоголосие способно внушить надежду даже тогда, когда все потеряно. Вот, скажем, Великий Пяток. Уже Богочеловек умер на Кресте, все апостолы совершенно потерялись, для них все было кончено. Церковь же поет «Благообразный Иосиф…» и другие песнопения этого дня («Искупил ны еси от клятвы законныя, честною Твоею Кровию») так, что мысль о воскресении не забыта. Мы переживаем смерть Христа, мы Его оплакиваем, однако помним, что Он жив. Это парадокс, действительно.

Вот как можно сохранить веру во Христа, в Бога Живого в любых обстоятельствах жизни, в самых трудных? Остаться способным на восстание, на воскресение души, когда все потеряно? Один из наших великих святых XX века, преподобный Силуан Афонский, молился о мире и видел, что мир погибает. И он говорил: «Держи ум свой во аде, но не отчаивайся!». Как все это воплотить в музыке? А это возможно, и некоторые композиторы сумели это сделать.

— Кто, например?

— Я бы сказал, что Кастальский лучше всех.

— В Вашей жизни и регентское дело, и богословская наука неразрывно связаны. Сейчас в храмы, в том числе и для того, чтобы трудиться в них, в большинстве своем приходят люди, не обладающие богословским багажом. Что бы Вы хотели сказать человеку, начинающему регентское или певческое служение в Церкви? Вообще человеку, начинающему жизнь в Церкви?

— Мне кажется, что в России очень нужна академия церковной музыки, музыкально-богословская. Пока в Русской Церкви нет такого специального учреждения, где бы все необходимое церковному музыканту преподавалось на высоком уровне. Но, главное, я думаю, чтобы те, кто поет в храме, любили читать. Любили читать о Христе. И притом не благочестиво-легкую, духовно-детскую литературу, а действительно что-то такое, чтобы «прогрызть» немного то, что говорили Вселенские Соборы о Христе. Ведь как понять эту Личность загадочную? Как это можно объяснить — Человек, который одновременно есть Бог? И вот об этом нужно читать, мне кажется. Читать и обсуждать это, не стесняться того, что ты христианин и интересуешься самым главным Человеком в истории. И что твое пение должно служить именно Ему. В чем заключаются Его мысли, Его Завет — Евангелие? Как это может быть, что Он умер и воскрес? Вот такие вопросы, связанные со Христом, я думаю, каждый служитель Церкви должен перед собой ставить. И должен сам искать на них ответ.

Мой святитель [5] был врачом, а стал большим богословом. Как? Он прочитал Новый Завет много раз, даже не знаю, не буду гадать, сколько тысяч раз он его прочитал. Но он знал его великолепно и наизусть помнил очень многое, и главное — он понял суть.

Благодаря богослужению я понял такую интересную вещь: время натянуто. Время стремится, как стрела куда-то. Куда — мы знаем: ко второму Пришествию. Господь устроил так, что мы не забываем — ежедневно приближается конец, Небо приближается. И уверение в этом находится в богослужении, каждый день во время службы чувствуешь — Господь идет. И все наше существо — и душа, и мысли — может к этому приноравливаться. Человек становится более стойким в жизни, углубляется его вера. Только надо проверять себя: Бог идет ко мне, а я-то к Нему иду?

Справка

 

Протоиерей Михаил Фортунатто родился в 1931 году в Париже в семье эмигрантов из России.

Окончил Свято-Сергиевский православный институт в Париже.

С 1962 года служил в Успенском кафедральном соборе Лондона, будучи одним из ближайших сотрудников митрополита Сурожского Антония (Блума, † 2003). Был регентом церковного хора, руководил «Приходским листком» Успенского храма. Преподавал в Оксфордском университете и в университете Восточной Англии в г. Норич. Бакалавр богословия Оксфордского университета. В 1969 году принял священный сан.

В 1990-е годы, как один из известнейших специалистов по церковной музыке, неоднократно приезжал в Россию и Белоруссию для преподавания в духовных школах возрождающейся Русской Церкви.

В настоящее время находится на покое, живет в г. Шатель-Монтань во Франции.

 


[1] Свято-Сергиевский богословский институт в Париже (основан в 1925 г.) — старейшая православная богословская школа в Западной Европе, оказавшая огромное влияние на духовное становление Русского Зарубежья. Преподавателями и студентами института были многие видные иерархи Русского Зарубежья, ведущие духовные писатели и богословы: протоиереи Сергий Булгаков, Василий Зеньковский, Николай Афанасьев, архимандрит Киприан (Керн), епископы Кассиан (Безобразов), Вениамин (Федченков), историки А.Карташев и Г.Федотов. В настоящее время здесь учатся студенты из Франции, России, Румынии, Греции, Белоруссии и других стран мира.

[2] Епископ Катанский Кассиан (Безобразов, †1965) — профессор, доктор наук, второй ректор Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже.

[3] А.В. Карташев (†1960) — православный историк, богослов и библеист, профессор, доктор наук, один из основателей Свято-Сергиевского богословского института в Париже.

[4] Ин. 20, 19.

[5] Так отец Михаил называет митрополита Антония.

Журнал «Православие и современность» № 10 (26), 2009 г.

7 способов приблизиться к Богу и удержать Его рядом

Эта статья может содержать партнерские ссылки. Я могу зарабатывать деньги в компаниях, упомянутых в этом посте, без каких-либо дополнительных затрат для вас. Пожалуйста, ознакомьтесь с моей политикой раскрытия информации для получения дополнительной информации. Все цитаты из Библии взяты из Новой версии короля Иакова (NKJV), если не указано иное. Библейское авторское право.

Я часто слышу фразу «Приближаться к Богу». Как верующие, вы можете чувствовать, что вы не так близки к Богу, как раньше.

Иакова 4:8-10, NKJV, говорит: «Приблизьтесь к Богу, и Он приблизится к вам. Очистите руки, грешники; и очистите сердца ваши, двоедушные. Плачьте и скорбите и рыдайте! Пусть смех ваш превратится в скорбь и радость ваша в уныние. Смиритесь пред Господом, и Он вознесет вас».

Этот библейский стих говорит нам, что если мы приблизимся к Богу, Он приблизится к нам. Загвоздка здесь в том, что мы не можем ходить во грехе и быть ближе к Богу. Он хочет, чтобы у нас было чистое сердце, чистый разум и смирение.

Если вы чувствуете, что сейчас вы не близки к Богу, вы не одиноки. Я тоже испытываю это чувство. Хорошая новость заключается в том, что Библия говорит нам, как приблизиться к Богу. Сегодня я расскажу, как вы можете приблизиться к Богу.

Что значит приближаться к Богу?

Приблизиться к Богу означает, что вы хотите быть в близких отношениях с Богом. Иисус – единственный путь к Отцу (Иоанна 14:6). Он — единственный способ приблизиться к Богу. Бог послал Иисуса быть посредником между Богом и человеком.

Решение сделать Иисуса своим личным Господом и Спасителем означает, что вы доверяете Ему свою жизнь. Мы должны иметь веру и знать, что можем стать ближе к Богу через Иисуса.

  • Где найти Бога в своей жизни

Как приблизиться к Богу

Существуют определенные способы приблизиться к Богу. Во время прогулки я несколько раз чувствовал, что был далеко от Бога, поэтому я собираюсь поделиться тем, что помогло мне приблизиться к Нему.

1. Примите Иисуса

Принять Иисуса в свою жизнь — это первый шаг к тому, чтобы приблизиться к Господу. Без Иисуса нет доступа к Богу. Библия говорит нам, что Бог послал Своего единственного сына, чтобы проложить нам путь.

«Иисус ответил: Я есмь путь и истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, кроме как через меня». Иоанна 14:6 NIV

Этот стих означает, что для того, чтобы добраться до Бога, вам нужно пройти через Иисуса. Если вы хотите получить спасение, доступное через Иисуса Христа, доверьтесь Ему (Деяния 16:31), покайтесь в своих грехах и полностью доверьтесь Его смерти как жертве за ваши грехи. Он обещает послать Свой Святой Дух тем, кто примет Его.

Дела вас не спасают (Еф. 2:8-9). Крещение — это важный шаг к отождествлению со смертью, погребением и воскресением Христа. Он иллюстрирует смерть и погребение со Христом. Крещение не требуется для спасения. Единственное, что требуется для спасения, — это вера в Иисуса Христа.

«Веруй в Господа Иисуса, и спасешься» Деяния 16:31 ESV

Приняв Иисуса, вы сможете стать ближе к Богу. Его Святой Дух направит вас к Божьей Истине и обличит вас в вашем грехе. Покаяние в своих грехах позволит вам ходить с Иисусом и расти вместе с Ним.

2. Изучайте Библию

Изучение Библии необходимо, если вы хотите стать ближе к Богу. Невозможно узнать нашего Создателя, если мы ничего не знаем о Нем.

Во 2 Тимофею 3:16, ESV, говорится: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления и для наставления в праведности».

В Библии есть все, что нам нужно знать, чтобы ориентироваться в жизни. Я рекомендую вам приобрести хорошую учебную Библию, чтобы вы могли изучать Священные Писания. Существуют библейские приложения и бесплатные онлайн-изучения Библии, которые могут помочь расширить ваши знания. Если вы хотите изучить конкретную тему, вам может пригодиться план чтения.

Сделайте изучение Библии своим приоритетом, и вы станете ближе к Господу.

3. Молитесь

Молитва – это то, как мы общаемся с Богом. Молитва через Иисуса приведет вас к общению с Богом. Вы можете молиться весь день и задавать столько вопросов, сколько хотите.

«Поэтому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, и будет вам». Марка 11:24 NIV

Молитву не нужно совершать каким-то особым образом. Я стараюсь выделять определенное время для молитвы в тихой обстановке, потому что хочу услышать от Бога. Если слишком много всего происходит, я легко отвлекаюсь.

Я также молюсь, когда мою посуду, складываю белье, готовлю ужин и т. д. Нет правильного способа молиться. Не позволяйте никому обманывать вас, думая, что вам нужно молиться определенным образом.

Бог вездесущ. Он с вами все время и доступен в любое время, когда вы позовете Его. Включите Его в свою жизнь, и вы будете расти в более близких отношениях.

4. Поклоняйтесь и хвалите Его

Нам дана привилегия хвалить и поклоняться Богу. Бог — наш Создатель, и все, что у нас есть, исходит от Него. Признание того, что отношения с Иисусом носят личный характер, позволяет нам увидеть, насколько могущественен наш Бог.

«Господня земля и все, что наполняет ее, мир и живущие в нем». Псалом 24:1, NKJV

Мы должны все время поклоняться и славить Бога. Он всегда добр (Псалом 100:5) и достоин нашей похвалы. Один из моих любимых способов поклоняться и восхвалять Его — через музыку.

Музыка действительно трогает мою душу и погружает меня в глубокое поклонение. Я даже ловлю себя на том, что запоминаю Священные Писания, когда слушаю музыку.

Музыка приблизит вас к Богу. Он создал музыку и любит слушать ее радостный шум (Псалом 9).8:4-6).

5. Доверьтесь Ему

Когда я решил принять Иисуса в свою жизнь, мне было трудно доверять Ему. Только когда я стал ближе к Богу, я смог отдохнуть в Нем.

Библия учит, что мы должны доверять Господу всем своим сердцем. Если мы искренне верим, что Он любит нас и сделает все для нашего блага, мы сможем доверять Ему.

«Надейся на Господа всем сердцем твоим и не полагайся на разум твой; во всех путях твоих повинуйся ему,
, и он сделает ваши пути прямыми». Притчи 3:5-6 NIV

Вам нужно проверить свое сердце и попросить Бога открыть правду о том, кому вы доверяете. Я сделал это и обнаружил, что доверяю себе.

Доверие к себе или кому-то другому, кроме Иисуса, является проблемой. Только Господь может сделать ваши пути прямыми. Ваша собственная плоть соблазнит вас.

Научитесь доверять Господу и знайте, что вам не нужно все понимать. Если вы близки к Богу, вы поверите, что Его понимания достаточно. Он все делает для нашего блага (Римлянам 8:28) и знает, что для нас лучше.

6. Имейте веру

Чтобы иметь веру, нам нужно знать, кем Бог называет нас. Библия говорит нам, что у нас есть цель (Иеремия 29:11). У Него есть планы для нас, и нам нужно верить, что Его планы — самое лучшее для нас.

Если у нас нет веры, мы рискуем впасть в страх. Выбор веры вместо страха требует ежедневной дисциплины. Мы должны выбрать веру, иначе мы пойдем по темной пустой дороге.

Вера приближает вас к Богу, потому что вы верите в то, что Он говорит. Выбор сделать Его Господом своей жизни означает, что вам нужно подчинить свою волю Его воле. В моей жизни Он снова и снова доказывал, что Его пути лучше моих. Он всегда обеспечивает.

7. Принимайте участие

Когда я принял решение принять Христа, я почувствовал, как Святой Дух говорит мне принять участие. Я сделал первый шаг, посетив библейское изучение в моей церкви.

Я был так благословлен дамами. Это было мое самое первое женское изучение Библии под руководством Бет Мур. Мой рост во Христе рос благодаря общению с другими женщинами.

Есть так много способов принять участие, помимо групп по изучению Библии. Есть несколько способов благословить людей и показать им любовь Христа.

Лично мне нравятся группы по изучению Библии, но я знаю, что они не для всех. Молитесь о том, как вы можете принять участие. Господь может вложить в ваше сердце христианский блог, христианский подкаст или даже христианский канал на YouTube. Все это отличные способы поделиться тем, что Бог сделал в вашей жизни.

Участие поможет вам приблизиться к Богу, став живым свидетельством Его верности.

Как вы приближаетесь к Богу?

Эти 7 способов помогли мне приблизиться к Богу. Я хотел бы услышать о других найденных вами способах приблизиться к Нему. Позвольте мне знать в комментариях ниже.

Приблизьтесь к Богу – Значение стиха из Библии и обещание

«Приблизьтесь к Богу, и Он приблизится к вам». Иакова 4:8

Иаков призывает нас приблизиться к Богу так же, как ветхозаветные священники приближались к Богу в святилище храма. Священники приближались к Богу в поклонении — с верой и страхом.

Когда мы приближаемся к Богу, Божьи обетования могут стать реальностью в нашей жизни. Мир, сила, надежда, радость, любовь… станут характеризовать нашу жизнь.

Что значит приближаться к Богу?

Мы приближаемся к Богу через молитву и поклонение. Когда мы предстаем перед Ним со смиренным сердцем, в подчинении Его воле и с желанием прославить Его как Господа над нашей жизнью, мы можем испытать близость Бога и все последующие благословения.

«Приблизимся к Богу с искренним сердцем и с полной уверенностью, которую приносит вера, окропляя наши сердца, чтобы очистить нас от нечистой совести, и омывая наши тела чистой водой». В Евреям 10:22 нам дается набросок того, как приблизиться к Богу. Мы призваны приближаться к Богу в поклонении — вместе — с теми, кто любит Христа. Основанием для этого призыва к поклонению является жертвенная работа Христа, Спасителя, — у нас есть уверенность, что мы войдем во святилище через кровь Иисуса (ст. 19).), и Его постоянное ходатайство в качестве нашего великого Первосвященника (ст. 21). Но как нам приблизиться к Богу? Писание говорит: «Приступаем с искренним сердцем, с полной уверенностью веры, окропляя сердца наши от порочной совести и омывая тела водою чистою».

Комментарий Джона Гиллса говорит нам о приближении следующее: «Это следует понимать в соответствии с совершенством безмерности и вездесущности Бога: святые приближаются к Богу, когда представляют свои тела в Его святилище, когда они ступают в Его дворах и посещают его таинства… они приближаются к нему, когда они подходят к престолу благодати его, чтобы благодать и милость помогали им; когда они приближаются к нему в молитве с искренним сердцем и возносят свои руки к Богу ; когда в упражнении веры и надежды они входят за завесу, и подходят даже к Его седалищу, и цепляются за Него как за их заветного Бога и Отца; и Он приближается к ним, даруя им свое милостивое присутствие, сообщая свою любовь к ним, применяя благословения своей благодати, помогая им в нужде и бедствии и защищая их от их врагов, что противоположно тому, что выражается в отдалении от них. понял, как если бы мужчины могли сначала приблизиться к Богу, прежде чем он приблизится к ним; ибо как Бог сначала любит, так он сначала и движется; он делает первый шаг и в обращении обращает и привлекает к себе людей; хотя это относится не к первому обращению, а к последующим действиям, вытекающим из него; и это не должно рассматриваться как условие благодати и благоволения Бога в приближении к Его народу, но выражение их долга и поощрение к нему» 9.0005

Чтобы Бог был доволен нашим поклонением, мы должны приблизиться к Нему, выполнив четыре условия. Как верующие, мы должны выполнить первые два требования, но Христос уже удовлетворил два последних. Давайте сначала рассмотрим требования, которым мы должны соответствовать.

1. Приблизьтесь с искренним сердцем

Сначала мы должны приблизиться «с искренним сердцем». Слово искренний означает верный или надежный. Это больше, чем просто искренность, хотя оно включает и это. Многие религиозные люди приходят к Богу искренне, но не по истине. Наш Бог требует и того, и другого. Истинное сердце – это обязанность каждого верующего, когда он собирается вместе с другими верующими как церковная семья. Поэтому, прежде чем мы поклонимся, мы должны убедиться, что мы приходим в наше местное собрание с искренним сердцем, которое противостоит нашему собственному лицемерию и известному греху. Если между нами и другим верующим существует конфликт, мы должны взять на себя инициативу, чтобы исправить его, даже по дороге на общее богослужение (Мф. 5:23–24; Рим. 12:18).

Истинное сердце тоже неделимо. Псалмопевец спрашивал: «Кто может взойти на гору Господню? И кто может стоять на Его святом месте? Тот, у кого чистые руки и чистое сердце» (Пс. 24:3–4). В Первой Паралипоменон 12:33 упоминается 50 000 воинов, которые выстроились в боевой порядок и помогали Давиду «с неразделимым сердцем». Истинное сердце не разделено между Богом и миром, но всецело посвящено Ему одному. В покаянии Давид молился: «Вот, Ты желаешь истины в глубине души» (Пс. 51:6). Истинное поклонение начинается с истины во внутреннем человеке.

2. Приближайтесь с твердой верой

Второе условие приемлемого поклонения – это приходить к Богу «с полной уверенностью веры» (Евр. 10:22). Первым читателям Послания к Евреям не хватало уверенности из-за ослабления их веры. Следовательно, рост был необходим, чтобы увеличить уверенность в их общении с Богом. В одной из последующих глав мы читаем: «без веры угодить Ему невозможно, ибо тот, кто приходит к Богу, должен верить, что Он есть и что Он воздает ищущим Его» (11:6). Поклоняться с верой — значит прийти с ищущим сердцем, которое покоится только на заслугах Христа.

Приближение к Богу в поклонении содержит условия, за соблюдение которых несет ответственность каждый верующий. Есть еще два условия; однако слово «иметь» (Евр. 10:22) указывает на то, что они уже были встречены искупительной работой Иисуса Христа.

3. Приближайтесь с чистой совестью

Мы можем прийти к Богу с искренней верой только в том случае, если наши сердца были «окроплены очисткой» (10:22). Слово «окропить» говорит об очищении наших сердец от порочной совести. В греческом языке это совершенное время, которое указывает на законченное состояние или состояние; другими словами, чувство вины исчезло. Во Христе совесть верующего уже очищена от вины. Когда грешник приходит к Иисусу и получает спасение, вина снимается.

Даже если чувство вины остается, фактическая юридическая вина исчезла, потому что в теле Своего Сына Бог осудил грех, вызвавший нашу вину. «Поэтому нет теперь никакого осуждения тем, кто во Христе Иисусе» (Рим. 8:1). Иногда мы, как верующие, все еще испытываем чувство вины за наше прошлое, потому что мы не полностью осознаем степень нашего очищения. Поэтому мы должны постоянно говорить евангельскую истину себе и друг другу, чтобы научиться жить в свободе, которая уже принадлежит нам во Христе. «Не по беззакониям нашим сотворил нам и не по беззакониям нашим воздал нам» (Пс. 103:10).

4. Приблизиться с чистым телом

Слово «омытый» (10:22) также стоит в совершенном времени, указывая на то, что это требование уже выполнено. Это условие, как и предыдущее, говорит о левитских церемониях, которые готовили священников к служению, и оба символизируют процесс, посредством которого они были окроплены жертвенной кровью и тщательно омыты перед служением другим. В то время как священники должны были ежегодно повторять свое очищение в День Искупления, верующие теперь имеют постоянный и прямой доступ к Богу через Христа, потому что мы были полностью очищены Им.

Иисус сказал Петру: «Омывшемуся нужно только ноги умыть, ибо он совершенно чист» (Иоанна 13:10). Искупительная работа Христа настолько совершенна, что продолжает очищать нас. «Если говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, — лжем и не поступаем по истине; но если ходим во свете, как и Он во свете, то имеем общение друг с другом, и кровь Иисуса, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Иоанна 1:6–7). В крови Агнца Божьего есть сила. Нет такого греха, который Бог не смыл бы, когда мы приходим к Нему на Его условиях. Прийти к Нему верой — значит отказаться от всякой веры в себя, понимая, что нет другой надежды на прощение. Этого требует Бог. «Теперь работающему заработок вменяется не как милость, а как должное. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность» (Рим. 4:4–5). Когда существует эта пустая вера, полное очищение становится реальностью.

Поэтому, как верующие, мы должны напоминать себе и ободрять друг друга, понимая полноту нашего прощения во Христе. Без этого мы не можем по-настоящему приблизиться к Богу в истине, искренности и уверенности и полностью участвовать в общем богослужении церкви.

Молитва о приближении к Богу

Отец, спасибо Тебе за то, что Ты дал нам Свое Слово, чтобы мы могли узнать о Тебе. Благодарю Тебя за то, что Ты любящий, верный, постоянный и всемогущий. Спасибо Тебе за то, что Ты заставляешь все работать вместе на наше благо, даже когда мы делаем не лучший выбор. Спасибо Тебе за Иисуса, Который оправдывает нас и дает нам возможность иметь отношения с Тобой. Благодарю Тебя за Святого Духа, Который ходатайствует за нас.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *