ВНИМАНИЕ! Оказалось, что конструктивно рассказать про фильм «Жизнь Пи» Энга Ли без СПОЙЛЕРов не представляется возможным. Имейте это в виду, если не читали исходную книжку Янна Мартела / не смотрели экранизацию / не делали ни того, ни другого, но при этом опасаетесь СПОЙЛЕРов. Книги получившие Букеровскую премию часто переносятся на экраны. Продюсеры видят в подобных экранизациях потенциальный коммерческий успех: в конце концов, роман, завоевавший такое признание, точно имеет достаточное количество поклонников, которые пойдут в кинотеатр на фильм по нему. Итак, в чем заключается история, которая в начале нулевых покорила и критиков, и простых читателей? Главный герой, пятнадцатилетний индус Писин Молитор Патель, именующий себя просто Пи, после кораблекрушения, в котором погибла вся его семья, оказывается в одной лодке с зеброй, орангутангом, гиеной и бенгальским тигром. Интерпретировать роман Янна Мартела достаточно сложно, это многослойный текст с большим количеством поднятых вопросов и всяких аллюзий. С одной стороны, это, конечно, робинзонада, изощренно придуманная и реализованная. С таким материалом продюсерам, конечно, надо было найти сильного режиссера с небанальным авторским видением. И начали они с козырей: позвали Найта М. Шьямалана. На тот момент он был известен, как постановщик многозначительных триллеров с неожиданными финалами (провал «Девушки из воды» был еще впереди). Безусловно, сыграло роль и то, что сам он родился в Пондешерри, городе в Индии, где и живет до отправления в Канаду главный герой. Безусловно, Найт М. Шьямалан мог бы сделать выдающееся и парадоксальное кино, учитывая, что на тот момент он показал городу и миру, как внимательно относится к мелким сюжетным деталям (см. «Шестое чувство» с Брюсом Уиллисом и Хэйли Джоэлом Осментом) и в целом умеет работать с религиозными мотивами (см. По сути Энгу Ли надо было упаковать в один фильм три жанра: документального интервью, детского кино про взросление и кино про выживание в диких условиях. С первым все просто: это рамка. Некий писатель (по сути сам Янн Мартел) встречается с сорокалетним Пи, который рассказывает ему свою историю. При этом они завтракают, гуляют по Монреалю и так далее. Можно было бы забыть первые полчаса «Жизни Пи», как страшный сон, ведь дальше летучие рыбы атакуют шлюпку, вода по ночам светится, тигр беснуется, шторм, кажется, поглотит героев и так далее. Если «Оскар» в номинации «Лучший режиссер» и вызывает некоторое недоумение, то вот с остальными выигранными статуэтками все в порядке. Музыка тут действительно хороша и атмосферна, оператор поработал на славу, визуальные эффекты такие, что и комар носа не подточит. В целом «Жизнь Пи» получился крепким фильмом, которому можно было бы и «Фильм года» дать, в конце концов, он явно лучше «Операции «Арго»». |
«Жизнь Пи» — обсуждаем финал
Пожалуй, эта статья только для тех, кто уже видел или читал книгу «Жизнь Пи», потому что в ней самый главный спойлер истории – финал.
Финал, который буквально взрывает мозг и ставит в тупик каждого, кто в течение двух часов сражался вместе с Пи Пателем и тигром Ричардом Паркером со стихией в спасательной лодке. Именно финал, буквально последние десять минут переворачивают всё сознание и ставят перед зрителем и читателем неудобный вопрос выбора. Именно финал продолжает терзать и мучить спустя месяцы после увиденного. Тот, кто не читал книгу, получил настоящий культурный шок. И если большая часть картины вполне понравилась, то финал вызвал настоящую бурю протеста. Люди не любят открытый финал любого произведения. Они считают себя обманутыми. Но на философско -религиозные вопросы каждый отвечает сам и никто не может подсказать единственно правильного решения. В этой статье мы попытаемся проанализировать финал, но объяснений может быть гораздо больше, поэтому надеемся на ваше участие в обсуждении. О спойлерах вы предупреждены.
Прямо к делу… Приключение Пи заканчивается на больничной койке в мексиканском госпитале, где его «допрашивают» представители министерства транспорта Японии, поскольку сухогруз, на котором имел несчастье плыть Пи со своей семьёй и зоопарком, был японским. Представители, прослушав историю Пи о его многодневном плавании с тигром и жизни на плотоядном острове, сочли её слишком невероятной, чтобы поместить в официальный отчёт.
Тогда Пи рассказывает им другую историю, мрачную, жуткую. А потом спрашивает японцев (и нас, зрителей!), какую историю мы предпочитаем.
Обе истории одинаковы в пересказе событий до точки кораблекрушения: отец нанимает японский сухогруз, чтобы перевезти свою семью и оставшихся от распродажи животных из личного зоопарка в Канаду, чтобы обеспечить лучшее будущее своим двум сыновьям из-за неустойчивой политической ситуации в Индии, а конкретно, в провинции Пондишер.
227 дней, проведённых в океане являются самыми спорными. Это и станет предметом нашего обсуждения.
История с животными
В этой версии Пи сухогруз тонет, и в наступившем хаосе он оказывается в спасательной шлюпке с несколькими выжившими зверями: орангутангом, пятнистой гиеной, зеброй, у которой сломана нога и бенгальским тигром по имени Ричард Паркер.
Вскоре на глазах у беспомощного Пи гиена начинает пожирать живую зебру кусок за куском, а потом и орангутанга (самку), пока, в конце концов, тигр не пожирает саму гиену.
Через длительную дрессуру Пи устанавливает границы существования для тигра, обеспечивая его едой и водой.
Человек и зверь дрейфуют в океане до тех пор, пока не оказываются на плотоядном острове, населённом бессметным числом мелких зверьков, сурикатов. Странный остров полон еды и питья и кажется кусочком рая в безбрежном океане.
Сначала еда и питьё это всё, что надо Пи и Паркеру, но вскоре становится понятно, что даром ничего не даётся – остров — прибежище плотоядных водорослей, выделяющих смертельную кислоту с приближением вечера. И это только дело времени, когда остров примется перерабатывать путешественников. Мальчик и тигр в спешке покидают остров.
Когда их лодка, наконец, прибивается к мексиканскому берегу, оба истощены и обезвожены. Пи бессильно падает на песок и видит, как тигр, кожа да кости, исчезает в густых зарослях, ни разу не обернувшись назад.
Пи приносят в госпиталь, где он рассказывает эту историю японцам. Когда представители флота выражают полное неверие, Пи, в нескольких словах, дает другую версию событий. Совсем другую.
Человеческая история
В этой версии Пи судно так же идёт ко дну, но вместо спасшихся животных, в лодке вместе с ним оказывается его мать, Гита, дрянной повар с сухогруза и раненый молодой японский матрос.
Через некоторое время повар убивает матроса, а потом и мать Пи прямо у него на глазах. Защищая себя и мстя за мать, мальчик убивает повара.
О плотоядном острове Пи даже не упоминает, но если убрать фантастические элементы из предыдущей истории, то выстраивается следующая аллегория – он спал и ел на каком-то острове, но такое растительное существование привело его на такую грань отчаяния, что он предпочёл дрейф в океане неизвестности известному концу.
Но это только наше предположение, Пи ничего не говорит об этом в своём втором рассказе.
Аналогии между людьми и животными угадываются сразу: Орангутанг – мать Пи, Зебра – молодой матрос, Гиена – повар, а Ричард Паркер это сам Пи Патель. И если в книге Янн Мартель никак не намекает, какая история истинная, то в фильме, если вы смотрели внимательно, весь вид мальчика выражает страдание, когда он начинает рассказывать вторую историю.
Многие сочли это прямым доказательством того, что именно она и случилась с Пи.
В книге же Пи ведёт себя совершенно по-другому: он возмущён тем, что ему не верят и хотят услышать от него рассказ о событиях, которые они итак «уже знают».
В любом случае, единственного ответа нет, и вопрос и в книге и в фильме остаётся открытым, подталкивая нас к собственному решению.
А ведь неудивительно, что мы забыли, как начиналась история!
Персонаж, Писатель, обещал нам рассказать историю, которая заставила его поверить в Бога.
В первой части повествования мы видим Пи, пытающегося привести в согласие с собой три основополагающие веры – Индуизм, Христианство и Ислам, признав, что в каждой есть ценные вещи.
А вот и самый главный вопрос, который ставит перед нами Янн Мартель вместе с режиссёром Энгом Ли – Какую историю принимаем мы?
Интерпретация ответов может быть разной, но вопрос связан именно с верой.
Вы, тот человек, что верит только в то, что сам видел и вас устраивает общепринятое «логическое» объяснение?
Или вы верите в чудеса и принимаете многое на веру?
И в этом не может быть правильного или неправильного ответа, здесь просто открывается поле для самоанализа.
Пи столкнулся с трудным вызовом – рассказать историю так, чтобы любой слушающий поверил в Бога. И в истории мы видим удивительное единение: Писатель открыто признал, что он предпочитает рассказ с Тигром, а рациональные японцы в официальном отчёте сообщают:
«Далеко не каждый, кому случалось пережить кораблекрушение, может сказать, что продержался в море так же долго, как господин Патель, и уж тем более один на один с взрослым бенгальским тигром».
Пи (Писатель) придерживается взглядов сразу нескольких религий, и он не верит, что можно познать всю правду о Боге, став приверженцем какой-то одной религии, поэтому он не стремится убедить нас, что правда в одной единственной догме.
Вместо этого он выстраивает свою историю так, чтобы помочь зрителям\читателям решить, какая версия мироздания им ближе всего – та, которую они выстрадали сами, продираясь через мрак собственного самоопределения.
Или та, которая возвышается над нами и ведёт нас по жизни, каким бы именем «бога» мы это не называли.
Но финал можно рассматривать и вовсе в другом аспекте – если, согласно убеждениям Пи, в каждой религии есть свои полезные вещи, то возможен и третий вариант исхода истории – правда в смешении обеих историй.
Объективная правда лишь в том, что Пи Патель находился в океане 227 дней, женился на девушке из своей мечты, родил детей и рассказал нам две истории о своём удивительном странствии.
Не пропустите
Читайте о других фильмах, которые имеют скрытые смыслы и значения:
Размышления о «Жизни Пи»: NPR
Мальчик, лодка, тигр: Размышления о «Жизни Пи» Тщательно контролируемый стиль Энга Ли идеально подходит для «Жизнь Пи», страстно контролируемый экранизация удивительной приключенческой истории с неожиданно резким жалом в хвосте.
Обзор
Фильмы
Услышано на свежем воздухе
Мальчик, лодка, тигр: размышления о «жизни Пи»
Пи Патель (Сурадж Шарма) начинает путь личного роста и духовных открытий после того, как заблудился в море. 20 век Фокс
переключить заголовок
20 век Фокс
Life of Pi
- Режиссер: Ang Lee
- Жанр: Приключение
- Время работы: 127 минут
. : Сурадж Шарма, Ирфан Хан, Адиль Хусейн
«Это твое»
«Это твое»
‘Пожалуйста, отправьте помощь’
‘Пожалуйста, отправьте помощь’
Режиссер Энг Ли имеет удивительную близость к индийскому герою Жизни Пи — его зовут Пи, и его видели в нескольких возрастах, но в основном как 17-летний мальчик дрейфует в спасательной шлюпке в южной части Тихого океана. Он единственный выживший после кораблекрушения, в котором погибли команда, его семья и множество животных из зоопарка, которых его отец перевозил в Северную Америку для продажи.
На самом деле, Пи — одинокий человек выживший. Он делит свою лодку и ее истощающиеся запасы еды с бенгальским тигром-людоедом.
Ли — режиссер, работами которого я восхищаюсь больше, чем люблю. Все его фильмы — среди них « Разум и чувствительность», «Крадущийся тигр», «Затаившийся дракон», «Горбатая гора», «» и даже « Халк » — сосредоточены на эмоциях, которые сталкиваются с жесткими нормами поведения — эмоциях, которые нельзя подавить и которые в конце концов прорываются наружу.
Разнообразие жанров и настроек Ли впечатляет, но есть что-то в его дотошности, что держит меня на расстоянии. Я знаю, что многие люди любили Горбатая гора, , но я зациклился на мифической ковбойской иконографии, этой запретной любви, освященной лиловыми горными величиями. Ли снимает фильмы о том, как поддаться страсти, не отпуская ее.
Но Жизнь Пи отличается. Большая часть фильма представляет собой воспоминания, историю, рассказанную писателю Пи средних лет. И то, как Ли изображает это — в типично привередливом и артистичном стиле — удивительно синхронно с его рассказчиком.
Спасательная шлюпка, в которой происходит большая часть фильма, представляет собой чудесную декорацию, не реалистичную, но и не фальшивую — трансцендентно промежуточную. Вода ультра-ультрамариновая, море — зеркало, в котором облака наверху, кажется, смешиваются с акулами, дорадо, светящимися медузами и даже китами внизу.
Оранжевый цвет тигра горит так же ярко, как в бессмертной поэме Уильяма Блейка. Трехмерность блестяще эффективна в создании нескольких планов реальности, а также позволяет Ли удерживать кадры дольше, чем позволила бы ему любая студия, если бы не эта технология с удивительным эффектом погружения.
Это не просто великолепная история выживания: поиски высшего смысла проходят через весь фильм, как и через бестселлер Яна Мартеля.
В детстве Пи увлекался разными религиями. Он благодарит Вишну за то, что он познакомил его с Христом, раскатывая свой молитвенный коврик в честь Аллаха. Малыш под всем подписывается. Но на спасательной шлюпке кажется, что ни один из его многочисленных богов даже не признает его существование. Он ужасно одинок — кроме, конечно, сами-знаете-кого.
Как будто заблудиться в море для подростка не страшно, компаньон Пи в его спасательной шлюпке — бенгальский тигр. « Жизнь Пи » основан на романе Яна Мартеля, удостоенном Букеровской премии 2001 года. 20 век Фокс скрыть заголовок
переключить заголовок
20 век Фокс
Как будто потеря в море не пугает подростка, компаньоном Пи в его спасательной шлюпке является бенгальский тигр. « Жизнь Пи » основан на романе Яна Мартеля, удостоенном Букеровской премии 2001 года.
20 век Фокс
Кстати, о несоответствующей картинке приятеля! Из-за бюрократической лажи тигр носит имя поймавшего его человека — Ричарда Паркера. Но, несмотря на это человеческое прозвище, зверь никогда не антропоморфизируется. Подолгу Пи смотрит на тигра с благоговением и страхом.
У молодого актера Сураджа Шармы хорошая, жилистая внешность — он всегда начеку, как и должно быть. У Ирфана Кхана, как старшего Пи, более неблагодарная работа, в основном он просто сидит и рассказывает свою историю писателю, которого играет Рэйф Сполл. Эти кадрирующие сцены ужасно неуклюжи, но, несмотря ни на что, они окупаются. У фильма есть жало в хвосте, которое помещает то, что вы видели, в поразительно суровый контекст.
Чрезмерно самоуправляемый Ли использовал свои сильные стороны и снял фильм, в котором страстно гиперконтролируют. Если кажется, что на один шаг от реальности, под стеклом, с мерцанием волшебства, которое явно создано компьютером, что ж, эта склонность к искусству является ключом к фильму. Как и Пи, Ли всем сердцем верит в преобразующую силу рассказывания историй.
В этом прекрасном фильме меня огорчает только одно. Когда-то зрители говорили: «Вау! Как они это сделали!!??» Некоторые люди могли прочитать о том, как это было сделано позже; большинство никогда не узнает. Теперь вы не можете уйти от закулисных документальных фильмов по кабелю и в Интернете. На DVD будет множество дополнительных материалов, показывающих Ричарда Паркера и его спасательную шлюпку на каждом этапе ее компьютерного поколения. Я бы хотел, чтобы мы могли просто сказать: «Вау!» и оставьте это на этом.
Сообщение спонсора
Стать спонсором NPR
Мальчик, лодка, тигр: размышления о жизни Pi ‘
Arts & Culture
Дэвид Эдельштейн
Сохранить статью
Статья
Пожалуйста, попробуйте
966. Этой статье больше 9 лет.
У режиссера Энга Ли есть удивительная близость к индийскому герою «Жизнь Пи» —
, это его имя, Пи, и его видели в разном возрасте, но в основном как 17-летнего мальчика, дрейфующего на спасательной шлюпке в южной части Тихого океана. Он единственный выживший после кораблекрушения, в котором погибли команда, его семья и множество животных из зоопарка, которых его отец перевозил в Северную Америку для продажи.На самом деле Пи — единственный выживший из человек. Он делит свою лодку и ее истощающиеся запасы еды с бенгальским тигром-людоедом.
Ли — режиссер, работами которого я восхищаюсь больше, чем люблю. Все его фильмы — среди них « Разум и чувствительность», «Крадущийся тигр», «Затаившийся дракон», «Горбатая гора», «» и даже « Халк » — сосредоточены на эмоциях, которые сталкиваются с жесткими нормами поведения — эмоциях, которые нельзя подавить и которые в конце концов прорываются наружу.
Диапазон жанров и настроек Ли впечатляет, но есть что-то в его дотошности, что держит меня на расстоянии. Я знаю, что многим нравились Горбатая гора, , но я зациклился на мифической ковбойской иконографии, этой запретной любви, освященной лиловыми горными величествами. Ли снимает фильмы о том, как поддаться страсти, не отпуская ее.
Но Жизнь Пи отличается. Большая часть фильма представляет собой воспоминания, историю, рассказанную писателю Пи средних лет. И то, как Ли изображает это — в типично привередливом и артистичном стиле — удивительно синхронно с его рассказчиком.
Спасательная шлюпка, в которой происходит большая часть фильма, представляет собой чудесную декорацию, не реалистичную, но и не фальшивую — трансцендентно промежуточную. Вода ультра-ультрамариновая, море — зеркало, в котором облака наверху, кажется, смешиваются с акулами, дорадо, светящимися медузами и даже китами внизу.
Оранжевый цвет тигра горит так же ярко, как в бессмертной поэме Уильяма Блейка. Трехмерность блестяще эффективна в создании нескольких планов реальности, а также позволяет Ли удерживать кадры дольше, чем позволила бы ему любая студия, если бы не эта технология с удивительным эффектом погружения.
Это не просто великолепная история выживания: поиски высшего смысла проходят через весь фильм, как и через бестселлер Яна Мартеля.
В детстве Пи увлекался разными религиями. Он благодарит Вишну за то, что он познакомил его с Христом, раскатывая свой молитвенный коврик в честь Аллаха. Малыш под всем подписывается. Но на спасательной шлюпке кажется, что ни один из его многочисленных богов даже не признает его существование. Он ужасно одинок — кроме, конечно, сами-знаете-кого.
Кстати, о несовместимой фотографии приятеля! Из-за бюрократической лажи тигр носит имя поймавшего его человека — Ричарда Паркера. Но, несмотря на это человеческое прозвище, зверь никогда не антропоморфизируется.
У молодого актера Сураджа Шармы хорошая, жилистая внешность — он всегда начеку, как и должно быть. У Ирфана Кхана, как старшего Пи, более неблагодарная работа, в основном он просто сидит и рассказывает свою историю писателю, которого играет Рэйф Сполл. Эти кадрирующие сцены ужасно неуклюжи, но, несмотря ни на что, они окупаются. У фильма есть жало в хвосте, которое помещает то, что вы видели, в поразительно суровый контекст.
Чрезмерно контролирующий Ли использовал свои сильные стороны и снял фильм, в котором он страстно контролировал себя. Если кажется, что на один шаг от реальности, под стеклом, с мерцанием волшебства, которое явно создано компьютером, что ж, эта склонность к искусству является ключом к фильму. Как и Пи, Ли всем сердцем верит в преобразующую силу рассказывания историй.
В этом прекрасном фильме меня огорчает только одно. Когда-то зрители говорили: «Вау! Как они это сделали!!??» Некоторые люди могли прочитать о том, как это было сделано позже; большинство никогда не узнает.