её классификация и виды с примерами
Каждый человек, в определённом возрасте, обычно довольно-таки юном, производит переоценку ценностей, навязанную обществом. Вместе с пересмотром ценностей человек оценивает и свою личность как со стороны других людей, так и со своей. Важную роль в его развитии оказывает общество, так что нужно осторожно подбирать круг общения ребёнка и свой.
Что такое самооценка личности
Самооценка личности в психологии занимает очень значимое место, так как на ней строится множество теорий. У каждого индивида она складывается из многих факторов:
- Мнение личности о себе. Очень важная её часть, это самостоятельное мнение человека
- насчёт себя.
- Оценка своей значимости для общества. Обычно она выражается в том, считает ли человек себя успешным, относительно своего окружения.
- Собственная система ценностей. Индивид рассматривает собственную систему ценностей, и сравнивает её с системой ценностей общества.
- Вклад в дела общества. Индивид рассматривает свою деятельность, как полезную или негативную по отношению к обществу.
Её функции помогают индивиду адаптироваться к разным ситуациям, изменениям, а также комфортно чувствовать себя в обществе. Она независимо от адекватности или неадекватности помогает индивиду строить защиту от внешних нападок, проецировать свой образ на общество в целом и помогает понять, как же себя вести в обществе.
Её формирование
Источники её формирования у индивида, отличаются у каждого человека. Тем не менее из всех них, можно выделить несколько. На тему источников её формирования было написано множество работ известных учёных, и каждый учёный добавляет что-то своё, при этом не меняя основных.
На протяжении столетий, в которых существовала наука психология, источники формирования менялись, и вот такую структуру мы можем увидеть сейчас:
- Сопоставление себя идеального и себя реального.
- Мнение общества об этом индивиде.
- Самостоятельная оценка собственных достижений.
- Сравнение себя с кумиром или индивидом, который олицетворяет совершенство для данной личности.
Таким образом, можно судить о том, что она у индивида, в отличие от системы ценностей, начинает формироваться и видоизменяться с течением времени. Но начинается этот процесс с самого раннего возраста, примерно с 3-ёх лет, когда ребёнок начинает активно изучать окружающий мир и своё место в нём.
Первое переосмысливание собственной значимости обычно начинается во время переходного возраста и продолжается в течение всего его срока.
Виды самооценки в психологии
В психологии самооценка делится на множество видов, и каждый из них оценивает какой-либо определённый фактор, от которого он и зависит. Разделить самоанализ в психологии можно на несколько категорий. Самооценка и её виды и какая бывает самооценка:
Адекватная и неадекватная
С адекватной всё ясно — когда человек ставит перед собой реальные цели, не уходит от общества, его самооценку можно принять за адекватную. Неадекватная делится на две подкатегории:
- Завышенная. Её характеристиками являются завышенные стремления, чрезмерная вера в собственные силы, повышенное внимание к себе, высокомерие по отношению к обществу в целом.
- Заниженная. Её показателями являются робость, нерешительность и отсутствие веры в себя.
По уровню
Высокая, средняя и низкая. Такая классификация самоанализа относится лишь к адекватной самооценке, и использует для разделения иные факторы.
- Высокая. Она является отличительной чертой успешных людей, но только в том случае, если своего положения они достигли сами.
- Средняя самооценка. Те личности, которые делают основную полезную работу в обществе. У них также есть порог, за который они не опустятся, и эту планку они никогда не снижают.
- Низкая. Неуверенные и совершенно не пробивные люди обладают низкой самооценкой. Они легко внушаемы и идут на поводу у своих желаний.
По стабильности
По стабильности самооценка делится на стабильную и плавающую. Разумеется, стабильная является эталоном, к которому каждый человек должен стремиться. Плавающая же сильно зависит от обстоятельств.
- Стабильная. Люди, которые удовлетворены своим положением в обществе, и не хотят его терять ни при каких обстоятельствах. Они спокойно перенесут невзгоды и вернут своё место, даже если их скинуть.
- Плавающая. Люди, склонные к сантиментам и чувствам, которые идут им же во вред. Такой человек легко впадает в депрессию.
Создаём идеальную самооценку
Любым родителям хочется, чтобы их ребёнок достиг в жизни каких-либо высот либо тех, на которые сам посмотрит, либо тех, что покажут ему любящие родители. Поэтому важно воспитать в человеке идеальную самооценку. Она должна быть адекватной, высокой и стабильной.
Для этого ребёнку с раннего возраста нужно объяснить, что он не лучше других людей, пока сам не добьётся определённых успехов в жизни. А также стоит внушить ребёнку веру в свои силы, всегда повторять что он сможет сделать то или иное дело. Поддерживать в его собственных начинаниях.
И также следует помнить, что для воспитания ребёнка у вас в семье должно быть взаимное уважение. Ни в коем случае не унижайте своего ребёнка, даже неосознанно. Доверительные отношения с ребёнком станут тем спусковым механизмом, который запустит реакцию построения правильного взгляда на жизнь и идеальную самооценку.
что это, определение в психологии, виды, характеристика, методики диагностики
Расстройство личности
В процессе личностного роста и реализации собственных планов на жизнь каждый человек обращается к своей самооценке, которая представляет собой психологические особенности каждой личности в отдельности. Ее наличие, вид и характеристика отчасти представляют психотип человека. Изменение самооценки очень трудный процесс, требующий комплексной и глубокой работы с личностью. На фоне недостаточного и некомпетентного лечения истинная сущность человека будет прорываться «наружу» в ходе взаимодействия с общественностью. Каждый индивид должен понимать, какие эмоции он на самом деле испытывает по отношению к себе.
1
Самооценка: что это?Самооценка — это возможность оценить свои интеллектуальные и физические возможности, видеть себя со стороны и давать оценку собственным действиям и поступкам. Она позволяет человеку формировать мнение о своих способностях и принимать решение в отношении какого-либо поступка. Самооценка входит в состав ядра личности и регулирует поведение индивида. Оказывает непосредственное влияние на эффективность деятельности и способствует развитию иных качеств человека. От уровня самооценки зависит степень трудности поставленных к выполнению задач. Несоответствие ожидаемого результата с фактическим приводит человека к эмоциональному дискомфорту. Возникают такие эмоции, как агрессия, разочарование, подавленность и тревожность. От уровня самооценки зависит способность воспринимать новую информацию, интеллектуально развиваться и взаимодействовать с окружающим миром.
Понятие самооценки включает в себя две основные функции для личности — регуляторную и защитную. На основе первой происходит решение поставленных задач и оценка собственных способностей, вторая обеспечивает личностную независимость и стабильность. У развитого индивида она отображает целостное приятие и неприятие себя. Самооценка имеет определенные критерии формирования:
- Собственный образ. Создается путем сравнения своего внутреннего «Я» с идеалом, к которому стремится личность. Несоответствие этих представлений определяет зону роста и развития. Помогает человеку отказаться от негативных черт характера и нарастить положительные. Является вспомогательным элементом в социальной адаптации.
- Математическая величина. Этот критерий показывает разницу между желаниями и потребностями и реальными возможностями личности. Различие в показателях характеризует несостоятельность личности и переоценку собственных возможностей.
- Интериоризация. Представляет собой переход от внешних факторов на личные качества. Каждый индивид оценивает себя не только с внутренней точки зрения, но и в зависимости от отношения окружающих. Этот критерий отображает степень зависимости от мнения социума и показывает восприимчивость к нему.
- Результативность. Внутри своего сознания личность дает оценку каждому полученному результату по отношению к первоначально поставленной цели. Чем больше разница ожидаемого и действительного, тем выше степень отклонения от адекватного восприятия себя и своих возможностей.
- Равнение на идеал. В качестве идеала или авторитета воспринимаются другие личности, которые имеют более высокий социальный статус, степень влияния на окружающих и являются важными в жизни индивида. В процессе жизнедеятельности происходит постоянное сравнение собственного «Я» с их возможностями и достижениями.
Психология маргинального поведения и его характеристики
1.1
Возрастные особенностиОсновные характеристики гармоничной самооценки формируются в детском возрасте и закладываются в процессе воспитания. На них влияет уровень оценки родителями совершенных действий и комфортный микроклимат внутри семьи. Формирование качеств характера происходит в момент становления личности.
Основной пик развития самосознания приходится на подростковый и юношеский периоды. До этого момента закладываются основы восприятия себя по отношению к окружающему миру и положению в обществе. У дошкольников на основании взаимоотношений в семье формируется предрасположенность к развитию личностных качеств. Первые тесты на социальную адаптацию и заложенные черты характера проводятся в возрасте 6 лет. Когда ребенок поступает учиться в первый класс, с ним работает детский психолог, который определяет зону дальнейшего роста и развития личностных качеств.
В начальной школе ответственность частично перекладывается на педагога, но ключевую позицию в формировании адекватной самооценки у младших школьников по-прежнему занимают родители. Они являются более авторитетными для ребенка и больше времени проводят рядом с ним. У учащихся старших классов в обязательную программу образования вводятся такие предметы, как психология и социология. Они помогают в процессе стабилизации и облегчают глубокий процесс самосознания.
Критическим периодом развития самосознания считается ранний юношеский возраст. Ввиду индивидуальных особенностей каждого ребенка, его возрастные рамки колеблются от 10 до 15 лет. Окончательное становление личности по психологическим меркам должно наступить к 21 году. Период становления очень сложный и проходит несколько этапов формирования. Сначала подросток начинает изучать свой внутренний мир и познавать свои интересы, потом углубляется и рассматривает себя по отношению к внешнему миру. Это время самое нестабильное, любые влияния извне могут наложить свой отпечаток на образующийся тип личности. К окончанию формирования человек должен иметь представление о себе в рамках «Я-концепции».
Что такое пассивная агрессия и как с ней бороться?
2
ВидыВ психологии каждый отдельный вид самооценки имеет четкое определение и присущие ему характеристики, которые отображают поведение личности. Все виды условно разделены на образующие их основания:
- Приближенность к реальности: адекватная, неадекватная самооценка.
- Уровень: высокая, средняя и низкая.
- Устойчивость: стабильная, плавающая.
- Степень охвата: частная, общая, ситуативная.
Самооценка одного человека может включать в себя сразу несколько видов. Идеальной формулы сочетания не существует, каждый имеет свой непосредственный набор качеств, которые характеризуют индивида, как личность.
Делинквентное поведение: причины и пути решения проблемы
2.1
Характеристика видовАдекватная и неадекватная самооценка отображает способность воспринимать себя и свои действия объективно или субъективно. Адекватная является оптимальной, потому что в таком случае соблюдается баланс между желаниями и возможностями. Такие люди с наибольшим успехом достигают поставленных перед собой целей, могут объективно оценить свою пользу для окружающих и выполняют поставленные задачи. Неадекватная самооценка может быть завышенной или заниженной. Независимо от этого, у личности проявляются нарушения в восприятии реальности, что влияет на ее способности и результативность. У таких людей деформированное восприятие личных качеств, проблемы с мотивацией и эмоционально-волевой сферой.
Проявлениями заниженной самооценки являются:
- неуверенность в своих силах;
- застенчивость, робость, нерешительность.
У завышенной противоположные проявления:
- переоценка сил;
- собственная идеализация;
- высокомерие;
- нежелание признавать поражения;
- уверенность в своей правоте и отрицание критики.
Высокий уровень самооценки характеризует успешных людей, которые не боятся сложных задач, всегда готовы быть полезными для окружающих. На практике такие личности сильны духом, быстро поднимаются по карьерной лестнице. Это обусловлено высоким уровнем мотивирующих факторов.
Индивиды со средним уровнем отличаются своей стабильностью. Они не возлагают больших надежд на собственные результаты, не берутся за дела, в реализации которых они не уверены. Для достижения чего-то большего им не хватает рывка, но и ниже имеющегося они не опускаются.
Низкий уровень самооценки является уделом слабых и неуверенных в себе личностей. Отсутствие мотивации обычно спровоцировано предыдущими неудачами или страхом перед конкуренцией с более сильными соперниками.
Стабильная или плавающая самооценка характеризует этап формирования человека. В психологии ядро личности считается готовым уже в подростковом возрасте, когда заканчивается переходный период. Обладатели сильной жизненной позиции, удовлетворенные своими внутренними качествами и собой в целом, считаются стабильными. Люди с плавающей самооценкой подвержены постоянному самоконтролю и переоценке совершенных поступков. Рациональное восприятие собственных ошибок и их коррекция приводит к стабилизации.
Частная самооценка позволяет критиковать отдельные качества поведения человека.
Общая или глобальная — является проявлением значения индивида в обществе, отображает его ценности и эмоциональный спектр.
Ситуативные, они же оперативные, позволяют оценить конкретное действие или обстоятельство. У человека формируется мнение и отношение в целом к возникшей ситуации.
3
Методы определенияМетодика Дембо-Рубинштейна позволяет определить три основные параметра личности: уровень, устойчивость и реалистичность. Суть метода заключается в распределении предложенных качеств по шкале значимости. Простой анализ расположения точек по полюсам и шкалам отображает лишь поверхностные критерии самооценки. Для более детального изучения индивида требуется интерпретация теста компетентным психологом. Он может попросить прокомментировать расположение метки и дать более детальный анализ.
Количественная методика определения самооценки проводится по Будасси. Так можно выявить ее адекватность и степень. Автор предлагает 48 прилагательных, характеризующих личность, которые необходимо выстроить по рангам значимости. Исследуемый должен указать к каждой характеристике численные показатели, отображающие реальное присутствие качества и желаемое, необходимое в идеальном представлении себя. Результат определяется с помощью ранговых корреляций.
Тест Каттелла является распространенным при трудоустройстве и других видах анкетирования. С помощью него можно выявить стабильность и адекватность личности. В ходе заполнения опросника открывается 16 основных факторов, которые являются определяющими в поведенческой и эмоциональной сферах человека.
Для определения самооценки школьников часто используется методика В. Щур под названием»Лесенка». Она имеет групповую и индивидуальную форму. В первом случае применяется в рамках учебного класса и показывает взаимоотношения между детьми и их собственное восприятие по отношению к коллективу. Во втором проводится индивидуально с каждым учеником, отображая степень нарушений развития личности. Ребенку предлагают разместить себя и других учеников класса на лестнице из семи ступеней, где на первой находятся прилежные и авторитетные дети, а на седьмой — противоположные им.
В своей работе психологи используют и более сложные методики, например, по Айзенку, выполнение которых занимает много времени и требует специфической интерпретации результата, ориентированной на конкретную личность. Это необходимо для более точной диагностики нарушений и определения верной тактики по коррекции качеств характера, присущих человеку.
определение и виды, как формируется
Самооценка включает способность личности к самоанализу, критическое отношение к себе, анализ своего потенциала, особенностей характера и своего места среди людей. В нее также входит восприятие человеком себя как хорошего или плохого, компетентного или непрофессионального, достойного или недостойного уважения.
Самооценка – это важный механизм регуляции поведения. Она во многом определяет характер взаимодействия субъекта с окружающим миром, отражает способность к восприятию критики, ответственность, способность адекватно оценивать свои достижения и промахи. Уровень притязаний и оценка себя тесно переплетаются между собой. Человек оценивает свой потенциал и возможные трудности, которые могут возникнуть на пути к цели. В случае, когда оценка своих возможностей и уровень желаемых потребностей сильно расходятся, это может спровоцировать появление в поведении агрессивных тенденций, чрезмерной тревожности, эмоциональных перепадов.
Виды самооценки в психологии
Под видом принято понимать степень соответствия реального положения вещей и оценки себя. Выделяются следующие типы самооценки:
- Адекватная.
- Неадекватная: заниженная и завышенная.
Человек с адекватной самооценкой способен здраво соотносить свои потенциальные возможности, способности. Он способен критически относиться к своим недостаткам и промахам. Если же у человека она завышена, зачастую он склонен обвинять в своих неудачах других людей, а также обстоятельства. Оценка себя представляет собой достаточно устойчивое качество личности. Несмотря на это при определенных усилиях ее можно изменить.
Психологи предлагают и другие классификации самооценки, основываясь на различных критериях:
- Исходя из величины ее разделяют на высокую, среднюю и низкую.
- Отталкиваясь из критерия конструктивности, оценку себя можно разделить на конфликтную и бесконфликтную.
- Исходя из временных отношений, она бывает прогностической, актуальной и ретроспективной;
- В зависимости от степени стойкости — может быть устойчивой и неустойчивой.
- Самооценка может распространяться на жизнь человека в целом. Тогда она называется общей. Если же она касается отдельных событий либо внешних обстоятельств, ее называют частной.
- Психологи выделяют оптимальную и не оптимальную оценку себя, которая в свою очередь подразделяется на несколько уровней.
Деятельность и самооценка
Уровень оценки себя отражается на всех сторонах жизни человека, в том числе и профессиональной. Когда субъект не способен видеть в себе таланты, склонен считать себя неудачником, никчемным, он проявляет меньшее участие в собственной судьбе, чем уверенный в себе субъект. Те, кто высоко оценивают себя и свои возможности, готовы прилагать большие усилия в борьбе за место под солнцем.
Любопытно, что люди, воспринимающие себя положительно, склонны к более безрассудным, рискованным поступкам. Те, чье самовосприятие остается на низком уровне, зачастую предсказуемы и инертны в своем поведении.
Проблема границы нормы и патологии в завышенной и заниженной самооценке.
Понятие норма в психологии и психиатрии достаточно расплывчато. Это же касается и вопроса самооценки. Некоторые психологи считают, что позитивное отношение к себе, оптимизм являются признаками душевного здоровья человека. В то же время постоянный душевный подъем и идеи собственного совершенства нередко можно наблюдать в клинике психических патологий.
Самооценка и здоровье
Негативное отношение к себе и к жизни влияет не только на душевное, то и на физическое здоровье, поскольку снижаются защитные функции иммунной системы, человек более подвержен различным недугам.
Повышенная оценка себя нередко сопровождается высоким уровнем серотонина в крови. Этот гормон в простонародье называют «гормоном счастья». Существует гипотеза, что самооценку можно поднять при помощи определенных биохимических элементов.
Доминантные функции самооценки в психологии.
К превалирующим функциям относятся:
- констатирующая;
- побудительная;
- проектировочная.
Суть констатирующей функции сводится к самоконтролю человека за своим поведением и вынесением оценки «хорошо-плохо».
Побудительная состоит в способности самокритично относиться к своей деятельности («кое-что у меня получилось, а здесь еще нужно работать»)
Смысл проектировочной функции состоит в способности человека прогнозировать свою деятельность исходя из имеющегося у него опыта, знаний и умений.
Самооценка помогает увидеть слабые и сильные стороны в своей деятельности, дает возможность спланировать и выстроить определенный план деятельности, опираясь на свои ошибки. Умение адекватно воспринимать критику и учитывать промахи в деятельности является условием успешной деятельности.
Больше информации по теме:
Самооценка в психологии: понятие, виды, характеристика и методы определения. Самооценка в психологии
В процессе личностного роста и реализации собственных планов на жизнь каждый человек обращается к своей самооценке, которая представляет собой психологические особенности каждой личности в отдельности. Ее наличие, вид и характеристика отчасти представляют психотип человека. Изменение самооценки очень трудный процесс, требующий комплексной и глубокой работы с личностью. На фоне недостаточного и некомпетентного лечения истинная сущность человека будет прорываться «наружу» в ходе взаимодействия с общественностью. Каждый индивид должен понимать, какие эмоции он на самом деле испытывает по отношению к себе.
Самооценка: что это?
Самооценка — это возможность оценить свои интеллектуальные и физические возможности, видеть себя со стороны и давать оценку собственным действиям и поступкам. Она позволяет человеку формировать мнение о своих способностях и принимать решение в отношении какого-либо поступка. Самооценка входит в состав ядра личности и регулирует поведение индивида. Оказывает непосредственное влияние на эффективность деятельности и способствует развитию иных качеств человека. От уровня самооценки зависит степень трудности поставленных к выполнению задач. Несоответствие ожидаемого результата с фактическим приводит человека к эмоциональному дискомфорту. Возникают такие эмоции, как агрессия, разочарование, подавленность и тревожность. От уровня самооценки зависит способность воспринимать новую информацию, интеллектуально развиваться и взаимодействовать с окружающим миром.
Понятие самооценки включает в себя две основные функции для личности — регуляторную и защитную. На основе первой происходит решение поставленных задач и оценка собственных способностей, вторая обеспечивает личностную независимость и стабильность. У развитого индивида она отображает целостное приятие и неприятие себя. Самооценка имеет определенные критерии формирования:
- Собственный образ . Создается путем сравнения своего внутреннего «Я» с идеалом, к которому стремится личность. Несоответствие этих представлений определяет зону роста и развития. Помогает человеку отказаться от негативных черт характера и нарастить положительные. Является вспомогательным элементом в социальной адаптации.
- Математическая величина . Этот критерий показывает разницу между желаниями и потребностями и реальными возможностями личности. Различие в показателях характеризует несостоятельность личности и переоценку собственных возможностей.
- Интериоризация . Представляет собой переход от внешних факторов на личные качества. Каждый индивид оценивает себя не только с внутренней точки зрения, но и в зависимости от отношения окружающих. Этот критерий отображает степень зависимости от мнения социума и показывает восприимчивость к нему.
- Результативность . Внутри своего сознания личность дает оценку каждому полученному результату по отношению к первоначально поставленной цели. Чем больше разница ожидаемого и действительного, тем выше степень отклонения от адекватного восприятия себя и своих возможностей.
- Равнение на идеал . В качестве идеала или авторитета воспринимаются другие личности, которые имеют более высокий социальный статус, степень влияния на окружающих и являются важными в жизни индивида. В процессе жизнедеятельности происходит постоянное сравнение собственного «Я» с их возможностями и достижениями.
Возрастные особенности
Основные характеристики гармоничной самооценки формируются в детском возрасте и закладываются в процессе воспитания. На них влияет уровень оценки родителями совершенных действий и комфортный микроклимат внутри семьи. Формирование качеств характера происходит в момент становления личности.
Основной пик развития самосознания приходится на подростковый и юношеский периоды. До этого момента закладываются основы восприятия себя по отношению к окружающему миру и положению в обществе. У дошкольников на основании взаимоотношений в семье формируется предрасположенность к развитию личностных качеств. Первые тесты на социальную адаптацию и заложенные черты характера проводятся в возрасте 6 лет. Когда ребенок поступает учиться в первый класс, с ним работает детский психолог, который определяет зону дальнейшего роста и развития личностн
Самооценка личности в психологии что значит, как ее повысить
Самооценка личности в психологии состоит из осознания человеком важности своей персоны, понимания и анализа мотивов своих поступков, умственных и физических сил, отношения к окружающим и самому себе. Если субъект не даст адекватной оценки своим возможностям, он не будет способен занять достойное место в социуме. Ставить перед собой реальные цели и отказываться от не оправдавших надежд проектов или предположений.
Только верная самооценка может помочь человеку выбрать подходящую профессию или претендовать на какую-либо роль в жизни общества.
Самооценка личности в психологии: главный фактор развития
Благодаря самооценке, человек может определить уровень тех задач, которые он перед собой решает поставить.
Постоянное присутствие в любых актах поведения самооценки, позволяет индивиду:
- управлять своими поступками;
- создавать собственный стиль жизни;
- планировать ее дальнейшие этапы.
В процессе формирования самооценки, человек обязательно учитывает мнение окружающих его людей, а также все свои предыдущие достижения.
В современной психологии самооценка личности может быт выражена в трех видах:
- адекватная — субъект ставит перед собой реальные задачи;
- заниженная — низкая планка достижений, неуверенность и плохая мораль;
Адекватную самооценку дает взрослый человек без психических отклонений. Самооценка ребенка формируется довольно специфически, так как для каждого возрастного периода есть характерные особенности.
Различные подходы при самооценке личности в психологии и навыков, позволяющие изменять свое поведение под влиянием опыта, создают благоприятные условия для наилучшей адаптации к жизненным условиям. Наиболее важным фактором, стимулирующим развитие личности, является оценка окружающих людей для подростка. Если требования родителей, педагогов и других людей, не совпадают или расходятся с его внутренними правилами и самооценкой, то никакого воздействия на него оказываться не будет.
Способность противостоять им, занимать независимую от мнения окружающих позицию, зависит от устойчивости личности. Если этой характерной четы нет, подросток или начнет соблюдать предъявленные к нему требования или возможно развитие конфликтной ситуации.
Основные функции самооценки человека
Критерием оценивания служит система смыслов и не смыслов человека, а также такие функции как:
- развивающая — побуждает субъекта развиваться и становиться совершеннее;
- адаптационная — позволяет стать полноценным членом общества, приспособиться к окружающему миру;
- прогностическая — оценивает и регулирует активность индивида в самом начале деятельного процесса;
- отражающая — допускает оценку адекватности действий и демонстрирует настоящее отношение субъекта к самому себе;
- эмоциональная — обеспечивает индивиду получение удовлетворенности собственными личностными качествами;
- корригирующая — дает возможность человеку контролировать текущую деятельность;
- мотивирующая — стимулирует индивида к действиям, для получения им одобрения окружающих и собственных оценочных реакций, таких как самоуважение, удовлетворенность собственным поступком, гордость;
- терминальная — обязывает субъекта прекратить начатое дело, если его поступки вызывают самокритику и недовольство.
Благодаря адекватной самооценке, человек способен развиваться и жить без внутренних конфликтов души и разума. Быть уверенным в собственных силах, стремиться к реализации всех своих возможностей.
Что такое самооценка личности в психологии и как ее повысить — видео
Самооценка в психологии — это что? Виды и понятие самооценки в психологии
Каждый человек склонен постоянно оценивать себя, свое поведение и поступки. Это необходимо для гармоничного развития личности и построения отношений с окружающими людьми. Способность дать себе правильную оценку оказывает огромное влияние на то, как общество воспринимает человека, и на его жизнь в целом.
Понятие самооценки в психологии
Все люди время от времени анализируют свой характер, ищут в себе плюсы и минусы. Понятие самооценки в психологии – это способность сознания человека составлять представление о себе и своих действиях, а также судить о своих навыках, умениях, личных качествах, достоинствах и недостатках. Самооценка позволяет людям критически относиться к себе, ставить различные цели и достигать их, соизмерять свои возможности с требованиями в тех или иных жизненных сферах, обдумывать действия и принимать взвешенные решения.
Способность к самоанализу оказывает большое влияние на формирование поведения людей. Такие качества личности, как неуверенность и решительность, активность и сдержанность, общительность и замкнутость напрямую зависят от самооценки. Мнение человека о себе определяет и отношение к нему окружающих.
Виды самооценки в психологии
Какие же типы существуют? В зависимости от того, насколько правильно себя оценивает человек, можно выделить следующие основные виды самооценки в психологии: адекватную и неадекватную.
Если мнение человека о себе совпадает с тем, каков он в действительности, то она считается адекватной. Она должна быть присуща всем взрослым людям. Адекватная самооценка в психологии – это способность индивида более-менее объективно формировать мнение о своей персоне.
У людей с неадекватной самооценкой представление о себе резко расходится с тем, что о них думают окружающие. При этом такое мнение может быть завышенным или заниженным.
В зависимости от подверженности влиянию внешних факторов выделяют стабильную и плавающую самооценку. Стабильная самооценка в психологии – это неизменное мнение человека о себе в любой ситуации. В тех случаях, когда представление о себе меняется в зависимости от настроения, успехов или поражений, одобрения или осуждения окружающих, она является плавающей.
Что влияет на формирование самооценки
Каждый человек склонен сравнивать себя с неким идеальным образом, с тем, кем он хотел бы быть. Совпадение реального представления о себе с желаемым играет огромную роль в формировании самооценки. Чем дальше истинный образ от совершенного, тем ниже мнение человека о себе.
Существенное влияние на формирование самооценки оказывает отношение к индивиду окружающих. Особое значение имеют мнения самых близких людей: родителей, родственников и друзей.
Реальные достижения человека в той или иной сфере деятельности также влияют на самооценку. Чем выше личностные успехи, тем лучшего мнения о себе человек.
Как привить ребенку положительную самооценку?
Все родители хотят видеть своего ребенка преуспевающим и счастливым. То, насколько больших результатов сможет достичь в жизни человек, напрямую зависит от самооценки. Чтобы привить ребенку положительное самомнение, необходимо придерживаться рекомендаций, которые дает психология. Самооценка человека начинает формироваться в самом раннем детстве. Для малыша важно одобрение и поощрение со стороны взрослых и своих сверстников. Если такового нет, у ребенка складывается заниженная самооценка.
Дети очень четко улавливают внимание к ним со сторон взрослых. Если ребенок замечает, что его игнорируют, у него складывается впечатление, что он неинтересен окружающим. В свою очередь, это негативно отражается на его самооценке. Таким образом, чтобы сформировалось положительное мнение ребенка о себе, он должен постоянно чувствовать защищенность, значимость и важность.
К каким проблемам приводит неадекватная самооценка?
Когда люди не умеют правильно оценивать себя, адекватно судить о своих достоинствах и недостатках, у них может возникнуть немало проблем. Как низкая, так и завышенная самооценка негативно влияет на жизнь человека.
При низкой самооценке люди склонны всегда делать выбор в худшую сторону, считая, что другого они не достойны. Это касается поиска партнера, работы и многого другого. В результате люди испытывают постоянную неудовлетворенность, но при этом боятся предпринять решительные шаги, чтобы как-то изменить ситуацию.
Завышенная самооценка в психологии – это когда человек считает себя гораздо лучше, чем он есть на самом деле. Это также большая проблема для человека. Прежде всего, она влияет на взаимоотношения с окружающими. Людям тяжело общаться с теми, кто постоянно ставит себя выше других, хвастается и превозносит свою персону. Как правило, у человека с чересчур завышенной самооценкой очень мало друзей.
Для любого человека важно чувствовать уверенность в себе. Однако слишком высокое мнение о себе чаще наносит вред, чем пользу.
Вычислить человека с завышенной самооценкой достаточно легко. Эти люди очень эгоистичны. Свои интересы они всегда ставят превыше чужих. Они любят рассказывать о себе, часто перебивают и переводят тему разговора, если она им не интересна. Они не хотят знать мнения других людей, считают свою точку зрения по любому вопросу единственно верной. Человек с завышенной самооценкой с удовольствием берется за сложную, порой невыполнимую работу, а в случаях неудачи впадает в отчаяние и депрессию.
Что же приводит к формированию завышенной самооценки у людей? В первую очередь это неправильное воспитание. Когда родители во всем потакают своему чаду, ни в чем не ограничивают и готовы выполнить по первой же просьбе все его желания, у ребенка формируется мнение, что он самый главный человек в мире, а все должны его боготворить и поклоняться ему.
Как научиться адекватно оценивать себя?
Если вы заметили, что у вашего ребенка завышенная самооценка, необходимо срочно принимать меры, направленные на то, чтобы он научился формировать о себе адекватное мнение, иначе впоследствии ему будет очень сложно построить отношения с окружающими. Прежде всего, стоит ограничить похвалу малыша, стараться объяснить, в каких ситуациях успех является его заслугой, а в каких к нему привели удачно сложившиеся обстоятельства.
Исправить завышенную самооценку у взрослого человека намного сложнее. Такие люди чаще всего не видят или не хотят видеть проблему, а соответственно, и бороться с ней. Объяснить человеку, что у него неадекватная самооценка, практически невозможно.
Если же вы осознаете, что ваше представление о себе завышено, необходимо приложить немалые усилия, чтобы научиться оценивать себя адекватно. Самое главное, нужно понять, что каждый человек имеет право на свое мнение, и если оно отличается от вашего, то это совсем не значит, что оно неправильное. Научитесь слышать других, идти на уступки, бескорыстно помогать людям.
Заниженная самооценка в психологии – это состояние, при котором человек думает о себе намного хуже, чем он есть на самом деле. Она приводит к таким проблемам, как неуверенность в себе, замкнутость, скованность, ревность, зависть, обидчивость.
Проблемой многих индивидов является низкая самооценка. Психология таких людей такова, что они, как правило, стремятся устроиться на должность, требующую минимальной степени ответственности. При выборе партнера они неосознанно притягивают к себе людей, которые только укрепляют их неуверенность в себе. Они склонны к излишней самокритике, концентрации на своих недостатках. Такие люди часто жалуются, считают себя невезучими и беспомощными.
Как повысить свою самооценку?
По статистике, мужчины чаще завышают представление о себе. Женщины же более склонны к занижению своих достоинств, они чаще ищут в себе недостатки – такова их психология. Повышение самооценки является для них очень сложной проблемой.
Как правило, причина заниженной самооценки у женщин кроется в недовольстве своей внешностью или фигурой, а также в скрытых комплексах, вызванных неудачами в личных отношениях или карьере.
Как повысить самооценку женщине? Психология советует прежде всего начать концентрироваться на своих достоинствах. Подумайте, каковы ваши положительные качества? Почему вы достойны в жизни лучшего, чем имеете? Каждая женщина сможет найти в себе что-то хорошее. Например, кто-то отлично готовит, кто-то прекрасно поет, танцует, кто-то наделен аналитическими способностями. Список своих положительных качеств необходимо повторять как можно чаще, чтобы они отложились на уровне подсознания.
Для повышения самооценки старайтесь общаться с людьми, которые вас уважают и поддерживают. Следите за своим внешним видом, одевайтесь так, чтобы чувствовать себя комфортно и уверенно. Повысить свою самооценку бывает очень сложно, главное, не сдаваться и верить, что у вас все получится.
это в психологии особый раздел, функции, значение
Самооценка — это в психологии представление индивида о степени важности своей личности для других людей, с учетом вида деятельности и социального статуса. Дается оценка собственным способностям, качествам, достоинствам и недостаткам. Выражаться она может не только в виде каких-либо умозаключений, но и в открытой форме — как правило, во время разговора с близкими людьми или друзьями.
От самооценки личности зависит поведение человека, его поступки, отношение к коллегам по работе или начальству, требовательность, критичность восприятия собственных успехов и неудач, действий других людей.
Самооценка и ее функции
У самооценки разные виды и функции. Легче всего человеку оценить свои способности. Например, ему трудно ошибиться в оценке умения хорошо бегать или прыгать. Ведь нетрудно замерять длину или высоту совершенного прыжка, узнать, за сколько секунд можно пробежать стометровку. В психологии самооценка это важный показатель личностного развития. Но он иногда кардинально отличается от оценки индивидом своих способностей. Человек может быть хорошим профессионалом в своем деле, например, иметь высший разряд токаря, но совершенно не уметь при этом общаться с девушками.
Главным критерием оценивания в психологии считают систему смыслов и не смыслов субъекта.
Функции самооценки могут быть следующими:
- развивающая — стимулирует человека к дальнейшему совершенствованию и личностному развитию;
- мотивирующая — воодушевляет на совершение определенных поступков и действий для того, чтобы получить одобрительную самооценочную реакцию и способствовать развитию самоуважения;
- защитная — обеспечивает независимость и стабильность качеств личности;
- регуляторная — от нее зависит постановка целей и задач, выбор решений;
- сигнальная (отражающая) — позволяет человеку дать правильную оценку своим действиям, поступкам;
- адаптационная — позволяет человеку бесконфликтно входить в различные группы и коллективы, легко приспосабливаться к любым изменениям;
- корригирующая — в процессе работы или деятельности обеспечивает определенный уровень контроля;
- терминальная — вынуждает субъекта прекратить действия, если они вызывают у него недовольство;
- ретроспективная — дает возможность человеку оценить свою деятельность, находясь на последнем ее этапе;
- эмоциональная — позволяет индивиду получать удовлетворение от способностей и возможностей своей личности;
- прогностическая — производит настрой человека на работу и оценивает необходимый расход энергии, необходимый для ее выполнения.
Без адекватной самооценки человеку трудно определиться в жизни, выставить приоритеты, поставить перед собой реальные, достижимые цели.
Самооценка, это в психологии личности значит многое
Натаниэль Бранден, американский психотерапевт, придавал большое значение самооценке человека. Он утверждал, что это психологическая потребность человека. И если она остается неудовлетворенной, то появляются патологии — различные переживания и беспокойства, затруднения в отношениях с другими людьми. Он выразил свое мнение, что человек склонен чувствовать себя компетентным, знающим, чтобы справляться с разными проблемами и полагать, что он достоин счастья. Его самооценку могут поддерживать друзья и близкие, но она базируется, в основном, на внутренних установках.
Это так называемые шесть столпов самооценки, выраженные в следующих практиках:
- Практика осознания — человек должен понимать, когда и что он делает. Он должен относиться внимательно к своим мыслям и поступкам, быть честным по отношению к самому себе.
- Практика ответственности — отвечать не только за свои поступки, но и мысли. Всегда осознавать возможные последствия своего выбора, быть ответственным за него.
- Само-принятие. Эта практика позволяет примириться даже с самыми неприятными сторонами своей личности, не избегать их и не отрицать.
- Практика уверенности — человек может открыто демонстрировать свои истинные мысли и чувства. Он должен поступать так, как считает нужным, а не так как ему советуют поступить окружающие.
- Практика целеустремленности — иметь жизненные цели и желания. Стремиться к их выполнению. Жить в согласии со своими жизненными приоритетами.
- Личная целостность — стремление к согласованности всех предыдущих правил, их неукоснительное выполнение, для того чтобы сделать свою жизнь ярче и радостней.
Также особую важность для развития личности имеет способность давать своим действиям адекватную самооценку. Это возможность человека объективно оценивать себя, свои наклонности и способности. Понимать, насколько высоко его поступки оценивают другие люди, осознавать себя в реальном мире.
Успешные люди, занимающиеся любимым делом и имеющие большой круг друзей, как правило, всегда оценивают свои способности довольно высоко.
Они не только ставят перед собой вполне реальные цели, но и без особых трудностей достигают их. Эта самооценка в психологии рассматривается как стимул, который буквально подталкивает их вперед, к новым свершениям.