виды, структура и формирование — iNormal — Психология и Жизнь
Человек — социальное существо, вся его деятельность и сам он, как личность, подвергается постоянному оцениванию окружающих. Мы сравниваем себя с другими людьми, а те, в свою очередь, выносят нам гласную или скрытую оценку. Мнение окружающих имеет значение, но не менее важна самооценка, наше собственное представление о себе
Содержание
- Что такое самооценка
- Классификация
- Виды самооценки
- Уровни самооценки
- Адекватная
- Заниженная
- Завышенная
- Структура самооценки
- Функции
- Процесс формирования
- Факторы, влияющие на формирование самооценки
- Диагностика
- Как повысить самооценку
Что такое самооценка
Самооценка — это то, каким человек видит себя, как он представляет себя и своё место среди других людей. Изо дня в день мы выносим заключение о своём характере, привычках, способностях, сравниваем себя с окружающими, делаем выводы, стараемся измениться, стать лучше, совершеннее. Одни считают себя выше других, успешнее или талантливее. Другие — наоборот, страдают от несовершенства, непохожести на избранный идеал.
С раннего детства самооценка определяет поведение, настроение, внутренний баланс чувств человека. Ребёнок начинает оценивать себя, не научившись толком говорить. Малыш может расплакаться от того, что не в состоянии застегнуть сандалии.
— Значит, я хуже, чем мама, — думает трёхлетний карапуз, и его самооценка стремительно падает.
А если мама при этом напоминает, что соседский Славик давно уже сам одевается и обувается, — что ж, считайте, что начало комплексу заниженной самооценки положено.
То, как человек оценивает себя, накладывает отпечаток на всю его жизнь. Завышенная или заниженная самооценка одинаково опасны. Необъективная оценка собственных достоинств и недостатков приводит к тому, что человека неадекватно воспринимают окружающие. Трудно оценить самого себя объективно, и всё же, по выражению английского философа Фрэнсиса Брэдли, «каждый человек есть то, что он о себе думает».
Классификация
Самооценка присутствует у любого человека. У некоторых она представлена в зачаточном состоянии, на уровне «лучше — хуже», «он может, а я не могу», «меня ругают, а я хороший». Такой уровень самооценки характерен для детей, но может сохраниться и у взрослого. Чаще с возрастом человек формирует о себе устойчивое мнение, которое с трудом поддаётся корректировке.
Самооценки не может быть слишком много — её либо достаточно, либо недостаточно. В зависимости от того, насколько здраво человек подходит к оценке своих сил, качеств, поступков, можно выделить адекватную и неадекватную оценку. Самооценка может зависеть от конкретной ситуации или настроения человека. Критериев, по которым человек оценивает себя, — великое множество, однако можно выделить наиболее характерные и присущие большинству людей.
Читайте также:
Как стать сильной личностью: 33 дельных совета
Виды самооценки
Адекватная и неадекватная
Сложность в разделении этих двух видов заключается в том, что человек всегда считает себя правым в оценке собственных достоинств и недостатков. Уровень адекватности определяется уровнем здравомыслия, способностью оценивать свои поступки и личностные качества.
Стабильная и плавающая
В процессе взросления формируется отношение к самому себе, оценка своих способностей и возможностей. К определённому возрасту каждый человек точно знает, способен ли он стать космонавтом или примой балета. В то же время на самооценку влияет настроение и достигнутые успехи: похвала начальника или проигрыш в соревнованиях может значительно повысить или понизить уровень самооценки.
Общая, частная и ситуативная
Это разделение указывает на область или сферу самооценки. Можно иметь высокую общую самооценку, но признавать несостоятельность в хозяйственных делах. Или наоборот, страдать от комплекса неполноценности, но гордиться успешными детьми или пышными волосами.
При обозначении вида самооценки не используют такие понятия как «хорошая» или «плохая». Самооценка может быть различной по уровню — повышенной, низкой или средней
Психологи используют и другие способы классификации самооценки. В частности, выделяются актуальная самооценка, или оценка по достигнутым результатам; парциальная, зависящая от достижений в какой-то одной области; потенциальная, обусловленная врождёнными способностями и задатками.
В зависимости от того, как относится человек к своим достоинствам и недостаткам, принижает или завышает их значимость в собственных глазах, можно говорить о различных уровнях самооценки.
Уровни самооценки
Если абстрагироваться от видов самооценки, можно выделить повышенный, заниженный и адекватный уровень самооценки. То же самое можно выразить немного другими словами: высокая, низкая и средняя самооценка. Принципиальной разницы здесь нет, различие только в принятых формулировках.
Представление о средней, или адекватной самооценке, не имеет чётких границ. Точно так же, как трудно охарактеризовать «среднего», неприметного человека, не просто описать и среднюю самооценку в отрыве от её крайних проявлений.
Адекватная
Это реалистичное восприятие самого себя, не слишком отличающееся от того, как воспринимают вас окружающие. Человек с адекватной самооценкой несёт в себе осознанную уверенность, чувства его стабильны, а душевное состояние находится в гармонии с внешними проявлениями чувств и эмоций. Реалистически воспринимающие себя люди легко строят отношения с окружающими, спокойно реагируют на критику и всегда готовы пошутить над собой.
Адекватная самооценка подразумевает соответствие притязаний человека и возможностей реализовать эти притязания. Известный тост — «Пусть ваши желания всегда совпадают с вашими возможностями!» — хорошо отражает суть адекватной самооценки.
Заниженная
Если оценка собственных возможностей занижена по отношению к их реальной величине, можно говорить о низкой самооценке. Такой человек не уверен в своих силах и проявляет сильную зависимость от оценки окружающих. Мало того, выводы о своих возможностях он делает не по реальным высказываниям других людей, а по собственным домыслам — наверное, они думают обо мне так-то и так-то.
Человек с низкой самооценкой отличается повышенной тревожностью, мнительностью, неспособностью принимать решения и брать ответственность на себя. Такие люди часто настроены негативно по отношению к окружающим, им всюду мерещится подвох, попытка ущемить их права.
Другая сторона заниженной самооценки — неуверенность, стеснительность, робость. Заниженной самооценкой может страдать и умный, талантливый, достойный во всех отношениях человек, которому родители или другие люди — учителя, руководители, супруги — внушили мысль о его якобы неполноценности.
Завышенная
Завышенная самооценка не является сугубо отрицательным качеством до тех пор, пока высокое мнение о себе не начинает мешать адекватному восприятию такого человека окружающими. Если человек с повышенной самооценкой обладает реальным превосходством, например, лучше всех решает задачи или быстрее всех бегает, окружающие до поры до времени прощают его зазнайство.
Чаще бывает иначе: человек с завышенной самооценкой взирает на окружающих свысока, не имея для этого никаких оснований. Все свои поступки и мысли он считает единственно правильными, а в случае неудач винит в этом обстоятельства или других людей.
Рука об руку с завышенной самооценкой идут зазнайство, высокомерие, чванливость, неуважение к чужому мнению, а порой агрессивность и жестокость. Такие люди не выносят критики, их невозможно переубедить, заставить посмотреть на происходящее с другой стороны. Все эти качества отталкивают людей, создают социальный вакуум вокруг неадекватной личности.
Следует понимать разницу между высокой и завышенной самооценкой. Высокая базируется на реальных достоинствах и достижениях, завышенная — говорит о ложном самовосприятии
Структура самооценки
Понятие самооценки условно можно разделить на два компонента: когнитивный или познавательный, и эмоциональный, построенный на переживании человеком представлений о самом себе. Другими словами, самооценка складывается из набора качеств, которыми обладает человек, и из его отношения к этим качествам.
К этим компонентам можно добавить третью составляющую — поведенческий компонент, являющийся связующим звеном между внутренней оценкой себя и тем, как оценивает индивидуума общество. Таким образом, самооценка складывается из трёх взаимосвязанных частей:
представление человека о своих способностях, внешности, характере, месте в социуме
собственное отношение к этим представлениям
выстраивание взаимоотношений с окружающими на основе этих представлений
В сумме эти три составляющие дают понятие «самости», или «Я-концепции» — термина, распространённого в зарубежной психологии. Ядром «Я-концепции» является эмоциональный компонент, именно он отвечает за степень самоуважения, баланс между уровнем притязаний личности и её реальными достижениями.
Читайте также:
Как стать настоящим неудачником: вредные советы
Функции
Способность к самооценке и потребность в оценивании своих качеств заложена в природу человека. Отсутствие этой способности затрудняет существование в социуме, делает невозможным адекватное восприятие мира и себя в этом мире.
Можно выделить такие основные функции самооценки:
регуляторная
защитная
отражающая
развивающая
эмоциональная
Регуляторная функция помогает принять решение, сделать выбор. С помощью этой функции человек решает, как ему повести себя в той или иной ситуации — сделать или не сделать, согласиться или отказаться.
Защитная функция характерна для адекватной и завышенной самооценок. В случае неудачи или непредвиденных обстоятельств она позволяет пережить ситуацию без серьёзных потерь, не даёт опускать руки и терять веру в себя. У людей с низкой самооценкой эта функция не срабатывает.
Отражающая функция отображает отношение человека к самому себе. Она реалистически показывает, как индивидуум относится к своим поступкам, способствует адекватной оценке собственных действий.
Развивающая функция не позволяет останавливаться на достигнутом. Она стимулирует постоянное саморазвитие, личностный рост, подталкивает к мысли о необходимости получать новые знания и навыки.
Эмоциональная функция занимает особое место. Именно она отвечает за степень удовлетворённости собственными качествами, позволяет чувствовать себя адекватно и комфортно.
Помимо перечисленных можно выделить и некоторые другие функции самооценки — адаптационную, помогающую приспособиться к внешним обстоятельствам; корригирующую, выполняющую контрольные функции в процессе жизнедеятельности; терминальную, заставляющую прекратить действия в случае их нежелательного развития, и некоторые другие.
Процесс формирования самооценки
Формирование самооценки происходит на протяжении всего периода развития личности. Начинается этот процесс с момента рождения и достигает кульминации в дошкольные и школьные годы.
Есть основания предполагать, что самооценка начинает формироваться уже в период внутриутробного развития. Влияние оказывают такие факты: желанный ребёнок или нет, возлагают родители большие надежды на наследника или воспринимают появление ребёнка как текущее событие своей жизни.
Самооценка формируется на базе взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Первые люди, с которыми сталкивается малыш — его родители, братья и сёстры, другие родственники. Затем приходит черёд воспитателей детского сада и учителей. Характер оценки окружающими поведения и способностей ребёнка в первые пять лет жизни откладывает отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.
Уважительное отношение со стороны родителей, высокая оценка способностей, заслуженные похвалы, поддержка инициативы формируют у ребёнка адекватную или повышенную самооценку
Если ребёнка с малых лет приучают к мысли, что он ничего не умеет, всё делает хуже, чем его сверстники, если ему не дают возможности проявить самостоятельность, фантазию, инициативу, — в результате вырастает неуверенный в себе, закомплексованный неудачник с пониженной самооценкой. Большим везением в этом случае станут опытные педагоги или талантливые тренеры и наставники.
В школьном возрасте есть возможность откорректировать и поднять самооценку за счёт выявления и стимулирования способностей к творчеству, наукам, спорту. Если упущен момент для формирования общей высокой самооценки, есть шанс поднять частную самооценку, научить выше оценивать себя в какой-то одной области.
Факторы, влияющие на формирование самооценки
В раннем возрасте на формирование самооценки влияют люди, с которыми ребёнок сталкивается чаще всего — родители, старшие братья и сёстры, бабушки и дедушки. Самооценка не рождается сама по себе, «ниоткуда». Привычка оценивать себя развивается постепенно, под влиянием тех оценок, которые дают нам окружающие люди.
С возрастом удельный вес различных факторов меняется. Если для маленького ребёнка на первом месте стоит оценка его поступков родителями, то для школьника приоритеты смещаются в сторону оценки учителей и сверстников. Примерный перечень факторов, влияющих на самооценку школьника младших классов, выглядит следующим образом:
оценка со стороны учителя, наставника, тренера
мнение родителей, родственников
мнение товарищей по учёбе, увлечениям
личный опыт, чувство компетентности
влияние рефлексии
После поступления ребёнка в школу формирование самооценки стремительно набирает обороты. Происходит внутренняя переоценка ценностей: избалованный ребёнок получает критические замечания со стороны педагога, подвергается насмешкам сверстников, сталкивается с первыми неудачами в процессе обучения. Это может привести к понижению самооценки, нервным срывам, нежеланию ходить в школу. И наоборот — те качества, за которые раньше ругали родители, оказываются востребованными и пользуются признанием у одноклассников, что способствует повышению самооценки.
Читайте также:
33 способа бросить себе вызов
С возрастом факторы меняются: на передний план выходит личный опыт, собственная оценка своих поступков и личностных качеств.
Диагностика
Одним из качеств, характеризующих взрослого, самодостаточного человека, является умение правильно оценить свои возможности и способности, отделить собственную оценку от мнения окружающих. Насколько человек объективен в этой оценке, можно определить с помощью различных способов и методов диагностики самооценки.
Диагностика оценки личностью своих умений, качеств, особенностей характера лежит в сфере компетентности специалистов — психологов, психотерапевтов, педагогов. Анализируя различные виды самооценки, психологи пришли к выводу, что она бывает оптимальной и неоптимальной, или, говоря другими словами, адекватной и неадекватной.
Для того, чтобы правильно диагностировать самооценку, необходимы консультации специалиста, использование научных методик и различные способы тестирования
Оптимальная самооценка выражается в том, что человек относится к себе со здоровой долей критичности, оценивая себя реально. При такой самооценке индивидуум способен замечать в себе плюсы и минусы, видит свои успехи и отмечает неудачи, ставит перед собой реальные цели и способен корректировать своё поведение. Человек адекватно оценивает себя, старается представить, как выглядят его поступки со стороны. Внутреннее состояние такого человека отличается гармонией и стабильностью.
Под неоптимальной самооценкой подразумевается чрезмерно завышенная или наоборот, заниженная самооценка. Люди с неадекватной самооценкой либо идеализируют себя, либо необоснованно принижают. Никакие замечания извне такими людьми не воспринимаются, либо трактуются в угоду собственному мнению. Справедливый упрёк или просьба пересмотреть своё отношение воспринимается как попытка унизить или оскорбить достоинство. Такой человек, даже если не может отрицать очевидный промах, списывает его за счёт придирок или зависти окружающих.
Читайте также:
Синдром самозванца: как обрести уверенность в себе
Наука предлагает много способов и методик диагностики самооценки. В частности, с помощью определения величины рангового соотношения можно довольно ясно увидеть разрыв между теми качествами, которые реально присутствуют в человеке, и теми, которые он хотел бы иметь.
На этом принципе основана методика анализа самооценки С. А. Будасси. Испытуемому предоставляется список свойств личности — аккуратность, вспыльчивость, доброта, подозрительность и прочее — и предлагается выбрать те из них, которые присущи данному человеку. Затем выясняется важность выбранных качеств от большего к меньшему и выраженность выбранных качеств у данного индивидуума. На основе полученных данных составляется корреляция, по которой вычисляется степень адекватности самооценки.
Как повысить самооценку
Хорошо, если этим вопросом озаботятся родители ребёнка, обнаружившие в нём признаки заниженной самооценки. Для этого не нужно быть профессиональным психологом, достаточно посмотреть, как реагирует малыш на замечания взрослых. Растерянность, слёзы на глазах говорят о низкой самооценке. Если же ребёнок пытается отстоять своё мнение, сделать по-своему — это хороший знак. Попытки ребёнка подвести логическую базу под свои действия, например, сказать, что так для него удобнее или проще, говорят о хорошей, адекватной самооценке.
Когда ребёнок начинает посещать детский сад или школу, его самооценке могут быть нанесены серьёзные удары. Привыкший к родительским похвалам за каждое пустяковое достижение, он с трудом переносит критику старших или насмешки сверстников. Задача родителей на этом этапе — поддержать ребёнка, проанализировать ситуацию, дать мудрый совет. Если школьнику никак не даются точные науки, нужно подыскать такие предметы, которые вызывают наибольший интерес. Вполне возможно, что двойки по математике не помешают ребёнку стать талантливым биологом или писателем.
Выраженная самооценка полностью формируется у ребёнка уже к 5 годам. Поднять уровень самооценки на достаточную высоту — важная задача родителей и воспитателей детских учреждений
Низкую самооценку можно поднять и взрослому человеку. Сделать это сложнее, чем в детстве, ведь придётся полностью перекраивать сформировавшееся отношение к себе. В детстве это отношение складывается на основе оценок других людей. Значит, и теперь нужно найти таких людей, которые помогут пройти весь путь становления самооценки заново.
Таким человеком может стать профессиональный психолог или специалист, практикующий методики повышения самооценки. Хороший результат даст посещение вебинаров, работа в группе единомышленников, самостоятельное изучение соответствующей литературы.
Есть несколько простых, но действенных способов поднять самооценку:
Используйте формулы самовнушения, периодически мысленно или вслух произносите фразы: «Это мне по силам. Я обязательно добьюсь успеха», или: «Не боги горшки обжигают. У меня тоже всё получится!»
Определите сферы своих компетенций. Невозможно быть идеальным во всём — если вы страдаете, сравнивая себя с красивой и стройной подругой, почаще рассказывайте о том, какие вкусные блинчики и пирожки вы умеете готовить.
Читайте также:
10 способов повысить самооценку
Учитесь адекватно воспринимать похвалу. Люди с заниженной самооценкой слишком смущаются, когда слышат комплименты в свой адрес, они кажутся им насмешкой. Просто ответьте «спасибо!» и примите на веру услышанное.
Замените самокритику на сочувствие к себе. Иногда необходимо улыбнуться своему отражению в зеркале вместо того, чтобы расстраиваться по поводу прыщика на носу.
На каждый минус найдите плюс. Понизили зарплату — нужно поискать другую, более интересную работу. Любимый человек забыл поздравить с днём рождения — это его, а не ваша проблема. Плохая погода — повод посмотреть хороший фильм.
Задаваясь вопросом, как повысить самооценку, нужно отделять важное от второстепенного. Перед тем как что-то менять, следует задуматься, насколько это важно для вас и не повлечет ли ещё больших неприятностей. Знаменитая фраза «Если не можешь изменить обстоятельства, измени своё отношение к ним» — вполне подходит и к вопросу повышения самооценки.
* * *
Низкая самооценка — это не обязательно плохо. Можно привести немало примеров успешных людей, которые всю жизнь страдали от неуверенности в себе, чрезмерно критического отношения к собственным слабостям и недостаткам. Особенно это свойственно тонким творческим натурам — актёрам, писателям, художникам.
Если в вашем окружении есть такие люди, протяните им руку поддержки. Намекните при случае, что тактичность, скромность, отсутствие амбиций — это их плюс, а не минус. Но если низкая самооценка мешает жить, работать, добиваться задуманного, вспомните слова Билла Гейтса: «Миру наплевать на вашу самооценку. Жизнь будет требовать от вас закончить дело ДО того, как вы почувствуете себя уверенно».
Наталия Алексеeва
Виды и уровень самооценки — Психологос
Чем более развит человек, тем больше у него оказывается видов и разновидностей самооценок. У маленького ребенка вообще трудно говорить о какой-либо самооценке, развитый человек различит у себя самооценку способностей и личностную самооценку, самооценку общую и самооценки частные, самооценку плавающую и стабильную, адекватную и нет, низкую и высокую, завышенную и заниженную, самооценку «потому что» и самооценку «для того чтобы» – и много разных других…
Оценка делается всегда относительно чего-то, относительно тех или иных критериев. Самые распространенные (значимые) для людей критерии – компетентность (смогу ли я справиться с той или иной конкретной задачей) и статус (каково мое место среди других людей).
- Самооценка способностей и личностная самооценка
«Я умею прыгать через лужи» у ребенка или «Освоил быстрочтение» у взрослого – это все самооценка человеком своих способностей, оценка своей способности что-то сделать. Другой вид самооценки – личностная самооценка: то, как человек в целом оценивает себя как личность и свой характер, свое место среди окружающих и место по жизни. См.→
- Общая, частная и конкретно-ситуативная самооценка
Частные самооценки – оценки человеком себя в разных областях жизни: в бизнесе и личной жизни, применительно к армии или применительно к семье, оценка своего ума и физических данных, вплоть до совсем конкретно-ситуативных самооценок: умений готовить или умения сдать экзамен, не зная материала. На основе частных самооценок формируется общая самооценка. См.→
- Адекватная и нет, в том числе завышенная и заниженная. См.→
- Разного уровня: высокая, средняя, низкая. См.→
- Стабильная и плавающая
Личностная самооценка бывает стабильной, мало зависящей от успешности человека в тех или иных конкретных ситуациях: так, обедневшая графиня все равно может ощущать себя дворянкой и вести себя соответственно, даже если сегодня ей приходится работать официанткой. У других людей самооценка плавающая, зависящая от текущего настроения и ситуативного успеха или неудачи.
- Настоящая и «якобы»
За низкой самооценкой могут стоять самые разные вещи. За низкой самооценкой может стоять адекватная оценка своих малых возможностей, может – страх и неуверенность в себе. Однако чаще за низкой самооценкой стоит совсем другое, «якобы низкая самооценка». Чаще это игра, декларирование, демонстрация, показуха, имеющее целью снять с себя ответственность, ничего не делать, не прилагать никаких усилий. Иногда это осозанная игра, иногда – неосознанная психологическая защита, иногда – философия жизни. См.→
- Оптимальная самооценка
Какая самооценка оптимальная? Если у человека стабильно низкая самооценка, его врач будет радоваться хотя бы ситуативному ее повышению («У больного ремиссия»). Если у человека самооценка скачет, психотерапевт заботится о ее стабилизации на высоком, но адекватном уровне. См.→
5 инструментов самооценки, которые помогут вам найти подходящего специалиста
Найдите свое призваниеПосле четырех лет обучения в колледже многие новоиспеченные выпускники задают себе следующий вопрос: «Куда мне двигаться дальше?» В то время как колледж готовит студентов, снабжая их необходимой информацией, необходимой в определенной области обучения, помимо этого не так много инструментов для самооценки. Это может не подготовить их должным образом к тому, что последует за ними — их настоящей карьере.
Исследование, проведенное службой подбора кадров GradStaff (теперь известной как Avenica), показало, что 75% выпускников, которые в настоящее время не имеют работы, с трудом находят работу, потому что они просто не знают, какая должность им лучше всего подходит. Второй по распространенности ответ выпускников (46%) заявил, что они не знают, что делать со своей специальностью.
Исследование пришло к выводу, что эти проблемы возникают из-за того, что большинство списков вакансий не содержат достаточно подробностей или что учащиеся недостаточно посещают школьный центр карьеры, чтобы быть должным образом подготовленными к поиску работы после окончания учебы. Последнее кажется наиболее подходящим — большинство студентов не тратят достаточно времени на то, чтобы лучше узнать себя в годы становления в колледже.
С другой стороны, с таким количеством вариантов, доступных сегодняшним недавним выпускникам — гибкость в карьере и возможность создавать свои собственные (например, быть цифровым кочевником) — миллениалам может быть трудно понять, что остается только на одной работе. на всю оставшуюся жизнь. Даже помимо недавних выпускников есть люди, недовольные своей текущей работой. Будь то из-за вышеупомянутой неопределенности после колледжа или просто из-за непредвиденных обстоятельств, которые ведут их по неожиданному пути, инструменты самооценки могут помочь.
Если вы определите, каковы ваши навыки, что вам нравится делать и что для вас наиболее важно, процесс выбора работы (и карьерного пути, которому она соответствует) станет намного проще.
Независимо от того, какую сферу вы выберете, хотите ли вы стать организатором вечеринок, массажистом или юридическим консультантом, существует ряд инструментов самооценки, которые можно использовать при выборе идеального карьерного пути.
Что такое инструменты самооценки?
Проще говоря, самооценка — это оценка ваших действий и отношений. Инструменты самооценки предлагают метод сбора информации о себе, чтобы упростить выбор карьеры, соответствующей этим критериям.
К важным элементам тестов для самооценки относятся:
- Ценности — Самое важное для вас
- Интересы — Что вам больше всего нравится делать
- Личность — Ваши индивидуальные черты, потребности, установки, мотивы
- Способности — Виды деятельности, в которых вы хороши, будь то врожденные или приобретенные навыки
Тесты для самооценки не являются тестами в традиционном смысле этого слова. Нет желаемого результата или мастерства в чем-то, что можно было бы измерить. Там нет правильных или неправильных ответов. Знайте, что тесты самооценки — это больше, чем просто личностные тесты; самооценка может служить ориентиром для выбора прочного карьерного пути.
Но хотя инструменты самооценки могут служить руководством, каким бы ни был результат, именно вы в конечном итоге делаете окончательный выбор — следовать ли руководству ваших результатов или нет.
5 инструментов самооценки для рассмотрения
На сегодняшний день существует несколько инструментов самооценки — некоторые из них бесплатны, а некоторые доступны за плату.
Майерс-Бриггс.
Определение сильных сторон.
Сортировщик темперамента Кейрси.
Оценка личности Большой пятерки.
Код Голландии.
Не знаете, какой из них лучше для вас? Продолжайте читать, чтобы узнать больше, и выберите один (или несколько!), который вы хотите протестировать.
1. Майерс-Бриггс
Индикатор типа Майерс-Бриггс (MBTI) — один из самых популярных инструментов самооценки на сегодняшний день. Его создали Кэтрин Кук Бриггс и ее дочь Изабель Бриггс Майерс. Он основан на теории Карла Юнга, согласно которой существуют четыре основные психологические функции, с помощью которых люди познают мир: ощущение, интуиция, чувство и мышление.
Myers-Briggs — это интроспективный опросник для самоотчета, который оценивает ваши личностные предпочтения и относит вас к одному из 16 типов, что помогает вам понять, почему вы видите, интерпретируете или действуете определенным образом.
В сети доступно несколько версий, но это также означает, что подделок много . Имея это в виду, попробуйте сдать MBTI в центре карьеры университета или в центре профессионального тестирования/консультационном центре.
2. Strengthsfinder
Тест Strengthsfinder представляет собой онлайн-оценку, целью которой является определение области, в которой у вас есть наибольший потенциал для развития сильных сторон. Это наиболее полное руководство по теме, в котором описаны пять ваших главных талантов и то, как они влияют на ваш жизненный выбор и повседневные решения, включая то, как вы работаете.
Понимая свои сильные стороны, вы лучше подготовлены к тому, чтобы найти работу, которая подчеркивает их и эффективно использует их, вместо того, чтобы тратить время на карьеру, для которой вы не очень подходите. Чтобы пройти тест Strengthsfinder, вы должны либо приобрести книгу Strengthsfinder, либо онлайн-код на веб-сайте Gallup.
3. Сортировщик темперамента Кейрси
Сортировщик темперамента Кейрси основан на теории темперамента Кейрси, которая предполагает, что у людей есть четыре темперамента: опекун, ремесленник, рациональный и идеалист, которые далее делятся на четыре типа характера для каждого.
Сортировщик темперамента Кейрси — это тест из 70 вопросов, который измеряет коммуникативные стили и то, к каким действиям они обычно приводят. Вы можете пройти бесплатную оценку на веб-сайте Keirsey.
4. Оценка личности Большой пятерки
Индивидуальные черты Большой пятерки, также известные как пятифакторная модель (FFM), основаны на общеупотребительных языковых дескрипторах личности. Оценка личности «большой пятерки» делит людей на пять личностных черт: открытость, добросовестность, экстраверсия, покладистость и невротизм. Это может помочь вам определить ваши конкретные стили обучения и рабочие предпочтения.
Вы можете пройти бесплатную оценку на веб-сайте Open Source Psychometrics Project.
5. Кодекс Голландии
Кодекс Голландии определяет вашу пригодность для различных профессий на основе шести профессиональных тем: Реалистичная, Исследовательская, Художественная, Социальная, Предприимчивая и Традиционная (RIASEC). Он определяет ваш главный интерес и то, как он сравнивается с другими областями. Тестируемым дается трехбуквенный код, который определяет их три доминирующих типа личности.
Вы можете пройти курс Holland Code в центрах карьеры колледжей и на веб-сайте Open Source Psychometrics Project.
Инструменты самооценки и правильное профессиональное соответствие
Многие люди испытывают неудовлетворенность работой, потому что они не знают себя или не знают, какие именно должности им подходят, исходя из их специальности в колледже. Кроме того, иногда вы просто заканчиваете тем, что выполняете работу, которая, как вы думали, будет краткосрочным наполнителем, только для того, чтобы спустя годы обнаружить, что вы все еще находитесь в той же колее. Если вы ищете перемен или направления, инструменты самооценки могут помочь вам определить, какая карьера лучше всего соответствует вашим увлечениям.
4 популярных инструмента самооценки для сотрудников
Самооценка позволяет сотрудникам лучше понять сильные и слабые стороны и личностные качества, влияющие на их работу. В этой статье объясняется, как работает самооценка и какие инструменты самооценки доступны, чтобы помочь вам начать работу.
Но что такое самооценка?Успех начинается с самосознания. Вам нужно знать, чего вы хотите и что вы можете сделать, чтобы принять осознанное решение о возможных карьерных путях. Отличительной особенностью тестов для самооценки является то, что в них нет «пройдено» или «не пройдено», так как нет неправильных или правильных ответов.
Самооценка расскажет вам больше о себе, собирая информацию о связанных с работой ценностях, предпочтениях, интересах, типах личности и способностях. После того, как вы сопоставите все эти переменные, вам будет намного проще найти работу или роль, соответствующую вашему профилю.
Из чего состоит инструмент самооценки?Чтобы создать четко определенный профессиональный профиль, необходимо тщательно учитывать следующие факторы:
1. Ценности, связанные с работойСвязанные с работой ценности, убеждения и идеи — это то, что вы считаете важным на личном уровне, например независимость, безопасность, гибкость или баланс между работой и личной жизнью.
Они также относятся к социальному профилю вашей организации. Например, если вы отстаиваете экологические или социальные интересы, то вряд ли захотите работать в компании, которая наносит ущерб окружающей среде или потворствует сомнительным трудовым практикам в развивающихся странах.
2. ИнтересыВаши интересы определяют, что вам больше всего нравится делать. Психологические исследования показали, что люди, выполняющие одинаковую работу, часто имеют одинаковые интересы. Опросник сильных интересов (названный в честь психолога Э. К. Стронга) рассматривает чьи-то интересы как надежный показатель для определенного карьерного пути.
3. Типы личностиТипы личности представляют собой сочетание социальных и профессиональных стремлений, потребностей и установок. Ваш тип личности во многом определяет, подходите ли вы для определенного типа работы или рабочей среды. Швейцарский психиатр Карл Юнг 9Теория личности 0041 составляет основу популярного инструмента оценки Индикатора типа Майерс-Бриггс (MBTI) .
4. СпособностиСпособности в значительной степени определяются генетикой, хотя вы также можете приобрести, освоить и отточить определенные способности с помощью тренировок и практики. Они определяют, легко ли вы освоите новые навыки.
Примерами способностей являются математическая проницательность, язык, музыкальность, логическое мышление и ловкость рук. Ваши способности определяют вашу пригодность для определенного вида работы. Тот, у кого большие пальцы, вряд ли станет очень хорошим плотником, а тот, у кого нет чувства языка, не станет писателем на всю жизнь.
Как вам помогают инструменты самооценки?Итак, каковы основные преимущества самооценки? Здесь только несколько!
- Выводы, полученные в результате самооценки, дают руководителям более четкое представление о своих сотрудниках.
- Это также упрощает описание навыков и компетенций, а затем их сопоставление с профессиями и/или персонажами.
- Важным аспектом является активное вовлечение персонала в вашу оценку. В конце концов, они не просто пассивные получатели ваших отзывов, а активные участники со своими собственными идеями и размышлениями. Это также поможет вам вести более продуктивные обсуждения.
- Дополнительная информация, которую предоставляет самооценка, также упрощает поиск и устранение пробелов в навыках.
- Более того, восходящая самооценка более мотивирует, чем альтернативные нисходящие подходы.
Вы можете проводить самооценку различными способами, некоторые из которых составляют основу популярных инструментов и методов:
1. Myers-BriggsКэтрин Бриггс и Изабель Бриггс Мейерс создали тест индикатора типа Майерс-Бриггс на основе шестнадцати типов личности, определенных Карлом Юнгом. Он основывал их на наблюдениях за людьми и тем, как они выражали себя, интерпретировали информацию, принимали решения и вели свою жизнь.
Юнг сгруппировал шестнадцать типов личности в четыре категории:
АналитикиВ эту группу входят:
- Архитекторы – творческие, стратегические мыслители, у которых есть план на все
- Логики – новаторы, проявляющие ненасытный аппетит к знаниям
- Командиры – смелые, изобретательные, сильные лидеры, которые всегда знают, как двигаться вперед или найти решение
- Дебатеры – умные, любознательные мыслители, любящие интеллектуальные вызовы
В эту группу входят:
- Адвокаты – тихие типы, которые предпочитают играть закулисную роль, но часто являются вдохновляющими и неустанными идеалистами
- Посредники – поэтические, приятные и альтруистичные типы
- Протагонисты – харизматичные лидеры, умеющие вдохновлять свою аудиторию и коллег
- Активисты – полные энтузиазма, творческие и свободолюбивые люди
В эту группу входят:
- Логисты
- Защитники
- Руководители
- Консулы
Все практичные, целеустремленные, надежные и готовые помочь люди, умеющие управлять людьми и проектами.
ИсследователиВ эту группу входят:
- Виртуозы
- Искатели приключений
- Предприниматели
- Артисты
Все проявляют обаяние, спонтанность и гибкость и, как правило, энергичны и готовы попробовать что-то новое.
2. DISCТеория DISC представляет собой поведенческую модель, основанную на работе Уильяма Моултона Марстона (1893–1947). Модель использует четыре квадранта или измерения для группировки типов личности:
- Доминирование – относится к уверенности и акценту на достижении результатов
- Влияние – описывает процесс убеждения и построения отношений с другими
- Устойчивость – подчеркивает сотрудничество, искренность и надежность
- Добросовестность – основное внимание уделяется качеству и точности в отношении опыта и компетентности
Нанеся на карту эти параметры, вы получите лучшее представление о типах работы, работы или окружающей среды, которые подходят вашей личности.
3. Большая пятеркаТеория личности Большой пятерки присваивает баллы на основе следующих пяти черт личности:0026
Программное обеспечение AG5 для управления навыками — отличный инструмент, позволяющий вашим сотрудникам выполнять самооценка навыков . Он обобщает, для каких ролей или проектов ваши сотрудники больше всего подходят.
Основное преимущество заключается в том, что он позволяет более гибко использовать персонал. Это не только выгодно для вашей организации в целом, но и делает работу более разнообразной и интересной для ваших сотрудников.