Самый серьезный человек – Серьёзный человек — идет ли серьезность рука об руку с радостью, и если нет, то нужна ли она?

Серьёзный человек — Википедия

«Серьёзный человек» (англ. A Serious Man) — чёрная комедия братьев Коэнов, вышедшая в американский прокат 2 октября 2009 года. Российская премьера состоялась 25 февраля 2010 года. Главную роль исполнил Майкл Стулбарг. Номинировалась на премию «Оскар» за лучший фильм года.

Фильм открывается прологом-притчей. На дворе начало XX века, и действие происходит в галицийском местечке. Диалоги ведутся полностью на идише. За окном снежная буря. Велвл (Аллен Рикман) возвращается домой из поездки и сообщает жене Доре (Елена Шмуленсон), что по дороге у телеги отлетело колесо, но ему помог установить его не кто иной, как её знакомый — реб Трайтл Грошковер (Файвуш Финкель), дядя её подруги Песл. В благодарность за помощь он пригласил его «на суп». Жена в ужасе сообщает ему, что Бог проклял их, послав им диббука, так как Грошковер скончался от тифа 3 года назад. Между тем, кто-то вдруг громко и настойчиво начинает стучать в дверь. На несколько мгновений устанавливается жуткая, напряжённая пауза. Кто это — диббук или обычный человек? Всё-таки супруги открывают дверь. На пороге стоит реб Грошковер и просит впустить его погреться. Муж сразу же решает, что жена ошиблась и что реб Грошковер на самом деле жив. Жена же абсолютно убеждена, что это диббук и, схватив нож для колки льда (англ.)русск., безо всяких колебаний протыкает гостя. На груди Грошковера появляется кровавое пятно, однако он не умирает. Едва держась на ногах и прижимая ладонь к окровавленной груди, Грошковер уходит, исчезнув в снежной буре. Муж — в шоке, он думает, что жена совершила убийство. Жена тоже испугана, но удовлетворена своими действиями: она прогнала диббука.

В 1967 году Лоренс (Ларри) Гопник (Майкл Стулбарг) — университетский профессор физики, живёт со своей семьей в пригороде Миннеаполиса, штат Миннесота. В семье разлад: — его сын Дэнни постоянно тайком курит марихуану; его дочь Сара ворует деньги из кошелька отца, чтобы накопить на пластическую операцию по коррекции формы носа; его жена Джудит (Сари Ленник) хочет развестись, получив требующийся по законам иудаизма официальный документ, чтобы выйти замуж за вдовца Сая Эйблмана (Фред Меламед).

В дополнение к этому, его брат-неудачник Артур (Ричард Кайнд) уже несколько месяцев ночует на диване в доме Ларри, работая над безумным нумерологическим трактатом. Джудит и Сай настаивают на том, чтобы Ларри и Артур переехали жить в мотель, после чего Джудит снимает все деньги с их совместного банковского счета, оставляя Ларри без гроша. Тем не менее, от Ларри требуют решения семейных проблем — разобраться с соседом, который незаконно отобрал часть газона с участка Ларри, а также подчиняться настойчивым требованиям сына исправить телевизионную антенну, чтобы мальчик мог смотреть свой любимый телесериал.

На пикнике на берегу реки, старая знакомая Ларри (Катрин Боровиц) настаивает на том, чтобы Ларри поговорил с раввином Нахтнером, чтобы получить совет как справляться со своими проблемами. Ларри назначает встречу с раввином Нахтнером, но его принимает младший раввин Скотт Гинзлер (Саймон Хелберг), которого Нахтнер попросил «подменить» его. Всё, что говорит молодой раввин, не кажется убедительным Ларри.

В университете студент из Южной Кореи Клайв пытается дать Ларри взятку за оценку, которая позволит ему продолжить обучение и получать стипендию. Обнаружив оставленный Клайвом конверт с несколькими тысячами долларов, Ларри вынужден объясняться с отцом Клайва, который угрожает подать в суд за взятку, если Ларри возьмёт деньги, или за клевету, если Ларри расскажет о попытке подкупа. Положение осложняется тем, что со дня на день должен решиться вопрос о постоянном контракте Ларри, но Комитет по контрактам получил несколько анонимных писем, очерняющих его.

Ларри попадает в аварию и разбивает свой автомобиль, но сам остается невредим. Одновременно, в другой автокатастрофе и в ту же минуту погибает Сай Эйблман. По настоянию Джудит, Ларри вынужден взять на себя похоронные расходы, так как завещание Сая должно пройти утверждение судом.

Ларри дожидается встречи с основным раввином — Нахтнером (Джордж Уайнер). Тот рассказывает ему притчу о еврее-стоматологе, обнаружившем на внутренней стороне зубов пациента-нееврея письмена на древнееврейском языке. На вопрос Ларри, что означают эти надписи, и что Бог хотел этим сказать — Нахтнер не предлагает никакого вразумительного ответа. Ларри крайне разочарован — по всей видимости, раввин Нахтнер не в состоянии ему помочь.

Первый сон Ларри: он в университетской аудитории читает студентам лекцию о том, что никогда нельзя точно сказать, что на самом деле происходит. Как только он заканчивает объяснения длинной цепи формул и отпускает студентов, он видит покойного Сая Эйблмана в аудитории. Сай говорит о том, что он-то знает, что на самом деле происходит. Сай оказывается рядом с Ларри; он настаивает, чтобы Ларри посоветовался с раввином Маршаком, после чего начинает яростно бить Ларри головой о доску с написанными мелом формулами, повторяя: «Я-то знаю, что происходит. Я имел твою жену, Ларри, я имел её серьёзно, вот что происходит. Сходи к Маршаку!». В ужасе Ларри просыпается.

Третий и старший по возрасту раввин Маршак — крайне уважаемый за мудрость, но отошедший от дел. С некоторого времени он ограничил своё участие в жизни общины поздравлениями мальчиков после бар-мицвы. Ларри пытается получить у него аудиенцию — ничего не получается. «Ребе занят» — говорит ему женщина-секретарь. «Не похоже, что он занят!» — кричит Ларри, видя раввина Маршака в бездействии. «Он думает» — утверждает женщина, отказывая Ларри.

Некоторое облегчение наступает для Ларри, когда он посещает дом своей соседки Миссис Самски (Эми Ландекер), муж которой «всё время в разъездах». Ларри видел её с крыши дома, когда пытался починить антенну — она загорала голой в шезлонге около своего дома. Миссис Самски предлагает Ларри сигарету с марихуаной — но тут раздаются звуки сирены полицейской машины. Это привезли брата Артура — в наручниках. Обвинения серьёзны — приставания к мальчикам и содомия. Очередные расходы для Ларри — на адвокатов для брата.

Второй сон Ларри: он с братом на берегу пограничной реки. На другом берегу реки — Канада. Ларри даёт брату конверт с деньгами, полученными от Клайва. Артур садится в лодку и начинает грести в сторону Канады. В это время раздается выстрел — окровавленный Артур падает замертво. Ларри видит, что стрелявшие — его сосед (который отобрал у него часть газона) с сыном. По команде отца сын направляет ствол на Ларри и стреляет. Ларри просыпается с криком.

День бар-мицвы Дэнни. Он накурился марихуаны и не сразу соображает, что ему нужно делать. Однако, собравшись, ему удается прочитать отрывок из Торы с блеском. Ларри и Джудит млеют от счастья — Джудит выражает сожаление в связи с недавними неприятностями, и утверждает, что Сай всегда относился к Ларри хорошо, и даже написал несколько писем в Комитет по постоянным контрактам. Похоже, именно эти письма были анонимными обвинениями Ларри — поскольку ранее Ларри спрашивал, не были ли эти письма написаны на несовершенном английском, предполагая, что это происки Клайва или его отца.

После завершения церемонии Дэнни идёт в дом раввина Маршака, где раввин цитирует строки из песни «Somebody to Love» американской группы «Jefferson Airplane» . Затем он возвращает транзисторный радиоприёмник, который был конфискован у Дэнни ранее. Дэнни с облегчением находит 20 долларов, которые он оставил в чехле приёмника. Деньги он украл у сестры (которая, в свою очередь, украла их из кошелька отца), чтобы отдать Фейглу — известному задире в своем классе, в уплату за марихуану, которой тот снабжает всех одноклассников.

Позже заведующий кафедрой Ларри (Ари Хоптман) намекает, что решение о постоянном контракте принято в пользу Ларри. Жизнь, казалось бы, налаживается. Но тут Ларри открывает письмо, адресованное ему — это счёт на 3000 долларов от адвоката, которого он нанял для своего брата. Денег нет. Соблазн велик. Ларри раздумывает несколько минут, а потом мы видим, как он исправляет балл корейского студента на проходной.

В ту же минуту раздается телефонный звонок. Доктор Шапиро настаивает, чтобы Ларри немедленно пришёл, с целью обсудить результаты его рентгенографии. Похоже, результаты крайне тревожны. В это же время, огромная чёрная воронка торнадо приближается к еврейской школе. Пока престарелый учитель копается в поисках подходящего ключа от убежища, Дэнни пытается отдать 20 долларов Фейглу — но тот не обращает внимания — все смотрят на приближающийся торнадо, который вот-вот накроет город…

Пролог
Основной фильм

Через весь фильм проходит один из главных хитов 1967 года, когда происходит действие, — «Somebody to Love» группы Jefferson Airplane. На протяжении фильма несколько раз слышна песня на идише «Слёзы мельника» (

дэм милнерс трэрн; музыка и слова Марка Варшавского) в исполнении Сидора Беларского. Также заметное место занимает композиция «Machine Gun» Джими Хендрикса.

Фильм был неоднозначно воспринят кинокритиками, хотя преобладали положительные отзывы[1].

Высоко оценил фильм Ричард Корлисс, кинообозреватель журнала TIME. По его мнению, весь сюжет — каталог социальных прегрешений, больших и малых, которые совершают против главного героя его ближние[2]. Протагонист имеет научный склад ума; он слишком серьёзен, чтобы признать отсутствие глубинного смысла за полосой неудач в своей жизни. Характерен кафкианский комментарий, которым он заканчивает лекцию студентам о принципе неопределённости: «Даже если вы ничего не поняли, вам придётся отвечать на ближайшем экзамене»[2]. Роджер Эберт поставил фильму высший балл, расценивая его с достаточно традиционных позиций — как переосмысление библейского рассказа о праведном Иове. Среди актёров он выделил Стулбарга, который играет не загнанную в угол жертву депрессии, а человека, ещё полного надежды и не способного поверить в то, что с ним происходит

[3]. Все актёры, согласно Эберту, блестяще справились со своими ролями, хотя и не принадлежат к числу «звёзд»[3].

Киновед Джонатан Розенбаум заявил, что, хотя он никогда не был поклонником «презрительно-высокомерного шаржирования» человечества со стороны братьев Коэнов, «Серьёзный человек» показался ему одним из самых интересных их фильмов. И, несмотря на то, что, по его мнению, Коэны никогда не подберутся так близко к Кафке, как это сделал Кубрик с его фильмом «С широко закрытыми глазами», Розенбаум высоко оценил вкус Коэнов к сюрреалистическому кошмару, отметив, однако, неоправданность некоторых наиболее странных задумок авторов, например, идеи пролога. Говоря про склонность Коэнов к стилистическому пастишу, Розенбаум обратил внимание на особую чудаковатость их героев, в чём обнаружил сходство с творчеством сюрреалиста Дэвида Линча. В частности, манеры и поведение миссис Самски критик признал скопированными с одного из персонажей «Головы-ластика», первой ленты Линча. Помимо этого, с Линчем, по мнению Розенбаума, Коэнов сближает использование приёма остранения

[en], наиболее яркими примерами использования которого он называет сцены сновидений, и в особенности притчу раввина Нахтнера про дантиста[4]. Другому же критику о Линче напомнил «уютный городок», выбранный в качестве фона событий[5]. Писатель Уиллиам Кобб[en] сравнил «Серьёзного человека» с рассказом Владимира Набокова «Знаки и символы[en]» о нездоровых попытках главного героя прочесть тайнопись судьбы в самых обыденных предметах и происшествиях[6]. Как и фильм, рассказ Набокова заканчивается зловещим звонком телефона.

Кинокритик Элла Тэйлор[en] назвала фильм довольно неуклюжим и отметила, что «Серьёзный человек» мог бы стать прекрасной экзистенциальной комедией, если бы «не был похоронен под лавиной уродливой еврейской иконографии». Отмечая обилие неприятных персонажей-евреев («в сравнении с которыми даже обязательный антисемит фильма выглядит привлекательно»), Тэйлор заключает: «Разве «Серьёзный человек» — это плод еврейского отвращения к самому себе? Трудно сказать, хотя бы потому, что, помимо Мардж Гандерсон, одного из величайших творений американского кино, почти каждый персонаж, созданный Коэнами, призван подтвердить их собственное превосходство»[7]. С ней соглашается авторитетный кинокритик Джим Хоберман: «Я не считаю, что Коэны ненавидят себя. Напротив. Они кажутся демократичными в своём презрении и чрезмерно довольными собой. Однако, учитывая безразличные, если не сказать неприязненные, этнические карикатуры, показательно, а также жутко, узнать, что Коэны считают это своим самым личным проектом»[8]. По мнению британского кинокритика Райана Гилби, самый личный из проектов Коэнов (которые росли в Миннесоте примерно в то время, которое показано в фильме) лишний раз демонстрирует ограниченность их эмоций и стилистики (замешанной на по-кубриковски маниакальном стремлении к тотальному контролю над созданием фильмов о невозможности контроля над чем бы то ни было)[9].

В рецензии, опубликованной The New York Times, А. О. Скотт увидел посыл фильма в следующем: «Человеческое существование и попытки его осмыслить пусты и тщетны, хотя над ними можно неплохо посмеяться»[10]. Михаил Трофименков дал фильму подзаголовок: «Людям здесь не место»[5]. С точки зрения Скотта, высмеивают авторы фильма Бога, играют они в Бога или играют на его стороне — понять нет никакой возможности, да это и не важно. Сходную точку зрения высказал и Роман Волобуев[11]. Все попытки Ларри постичь суть происходящего с ним, все разговоры с раввинами, докторами, юристами не производят никакого эффекта, кроме молчания, околесицы и смеха в зрительном зале[10]. Для Коэнов раввины — чудаки и жулики в той же степени, что и адвокаты с психоаналитиками, полагает Трофименков, ибо за буквой закона давно нет никакого духа, что в религии, что в праве[5].

Не все зрители посчитали удачным пролог к фильму[12][7]. Если трактовать фильм как притчу о бессмысленной случайности как главной движущей силе мира, то и сам пролог не имеет смысла. Тем не менее большинство рецензентов попытались извлечь на поверхность якобы зашифрованные в нём смыслы. Например, Энтони Скотт считает, что своим творчеством Коэны компенсируют отсутствие смысла и завершённости в реальном мире; как и сам фильм, пролог — это притча о праведнике[10]. Михаил Трофименков полагает, что значение вводной сценки становится ясно только в финале: главный герой неизлечимо болен, он — диббук, живой мертвец, зомби[5]. Гилби трактует пролог как сатирическую притчу о том, что в метафизическом плане человек обречён — вне зависимости от активности своей жизненной позиции. Ларри стоически пассивен и, в отличие от Бартона Финка, не страдает самодовольством, однако и на него вываливается такой же ушат «нелепо-случайных жестокостей», как и на самоуверенных и предприимчивых до суетливости героев других коэновских фильмов[9].

Серьёзный человек (2010) отзывы зрителей и критиков информация о фильме

A Serious Man

Серьёзный человек

Информация о фильме:

Дата выхода в России:

25.02.2010 г.

Премьера в мире:

12.09.2009 г.

Продолжительность:

106 мин.

Актёры фильма:

Описание фильма Серьёзный человек (2010)

Фильм Серьёзный человек — это история профессора еврейского колледжа по имени Ларри Гопник, у которого вдруг стали появляться серьёзные проблемы в жизни. Его жена решила с ним развестись, в доме поселился безработный брат, дочь таскает деньги из кошелька, на работе шлют анонимные записки, а соседка принимает солнечные ванны обнажённой прямо перед его окном. Как с этим справиться и стать серьёзным человеком? Ларри решает поискать ответ у раввина.

Трейлер


Если трейлер Серьёзный человек не работает, пожалуйста, сообщите нам, прислав ссылку на эту страницу на адрес Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Заранее спасибо!

Зрительские отзывы

Здесь размещаются зрительские отзывы о фильме Серьёзный человек. В заголовке указан процент полезности отзыва, составленный на основе голосов читателей, общее количество голосов, имя автора и оценка автора фильму.

64% (75) Среда оценил(а) в 1 из 10

19-02-2010 / 21:53

60% (57) мэйн — это штат оценил(а) в 1 из 10

09-03-2010 / 12:52

64% (59) Zigmundfrey оценил(а) в 3 из 10

14-03-2010 / 19:03

70% (66) Zigmund Freid оценил(а) в 1 из 10

19-03-2010 / 00:38

50% (30) tema оценил(а) в 4 из 10

21-03-2010 / 18:32

63% (49) Любитель оценил(а) в 3 из 10

26-03-2010 / 07:31

60% (40) Зритель оценил(а) в 1 из 10

27-03-2010 / 04:18

72% (32) 1331

01-04-2010 / 22:55

48% (23) Dasha Drug

06-04-2010 / 23:57

53% (32) Стас оценил(а) в 1 из 10

14-04-2010 / 18:56

53% (45) ? оценил(а) в 8 из 10

17-04-2010 / 03:26

54% (35) NIK оценил(а) в 1 из 10

17-04-2010 / 06:38

95% (108) Зритель

29-04-2010 / 19:11

44% (43) Саша оценил(а) в 9 из 10

30-04-2010 / 23:33

36% (22) Зритель оценил(а) в 2 из 10

16-05-2010 / 20:30

48% (48) SS оценил(а) в 1 из 10

18-05-2010 / 05:50

41% (27) Зритель оценил(а) в 10 из 10

19-05-2010 / 02:51

54% (24) просто так

22-05-2010 / 23:38

36% (28) Зритель оценил(а) в 1 из 10

03-06-2010 / 20:40

39% (23) Аноним

11-06-2010 / 17:52

50% (22) Евген оценил(а) в 3 из 10

18-06-2010 / 05:07

37% (19) Чел оценил(а) в 3 из 10

21-06-2010 / 00:53

43% (28) Врач оценил(а) в 1 из 10

28-06-2010 / 13:46

45% (20) tazmag оценил(а) в 1 из 10

30-06-2010 / 22:00

60% (20) Jokester оценил(а) в 1 из 10

04-07-2010 / 11:48

44% (16) 036zero оценил(а) в 1 из 10

05-07-2010 / 04:49

53% (30) Kit-Kot оценил(а) в 9 из 10

06-07-2010 / 18:48

50% (24) Anton оценил(а) в 10 из 10

16-07-2010 / 06:26

36% (14) fidji оценил(а) в 3 из 10

02-08-2010 / 17:51

71% (28) JGamz оценил(а) в 8 из 10

11-09-2010 / 18:36

25% (12) Даниэль оценил(а) в 3 из 10

21-09-2010 / 02:48

33% (15) Алексей оценил(а) в 1 из 10

23-09-2010 / 16:16

76% (25) Елена оценил(а) в 10 из 10

03-10-2010 / 06:54

69% (16) Антон оценил(а) в 10 из 10

04-10-2010 / 04:47

27% (11) Зритель

11-10-2010 / 16:33

54% (13) Кирилл оценил(а) в 10 из 10

13-10-2010 / 22:43

30% (10) Зритель

09-11-2010 / 20:27

27% (11) Пи оценил(а) в 1 из 10

14-11-2010 / 06:00

42% (12) Не смотрите етот фильм оценил(а) в 1 из 10

16-11-2010 / 02:01

38% (13) Дамир

23-11-2010 / 09:49

25% (8) Barban оценил(а) в 7 из 10

02-12-2010 / 05:57

23% (13) R2 оценил(а) в 1 из 10

03-12-2010 / 14:17

88% (16) Ларри Гопник оценил(а) в 8 из 10

09-12-2010 / 14:13

25% (12) Зритель

10-12-2010 / 14:11

18% (11) Аля оценил(а) в 1 из 10

15-12-2010 / 10:44

50% (8) Армен оценил(а) в 10 из 10

15-12-2010 / 13:27

50% (4) Юдик

25-12-2010 / 18:04

60% (5) комедия?

29-12-2010 / 05:44

33% (15) Елена оценил(а) в 1 из 10

01-01-2011 / 22:27

77% (13) Дмитрий

03-01-2011 / 03:03

67% (9) Гандольер Вася оценил(а) в 5 из 10

05-01-2011 / 06:28

67% (6) Брошеный (т.к. не Богом избран оценил(а) в 2 из 10

08-01-2011 / 21:14

63% (8) Русский оценил(а) в 10 из 10

17-01-2011 / 16:38

38% (8) Тимур оценил(а) в 1 из 10

23-01-2011 / 22:41

56% (9) Обычный зритель оценил(а) в 1 из 10

23-01-2011 / 22:45

40% (5) Киноман оценил(а) в 1 из 10

24-01-2011 / 00:42

33% (6) Svetlana оценил(а) в 6 из 10

26-01-2011 / 01:51

67% (6) Зритель оценил(а) в 8 из 10

29-01-2011 / 19:08

33% (6) Илья

29-01-2011 / 21:28

70% (10) Марк

31-01-2011 / 15:55

45% (11) Сашка

23-02-2011 / 17:25

50% (4) Alisa оценил(а) в 2 из 10

02-03-2011 / 02:29

83% (6) Alberta оценил(а) в 9 из 10

17-03-2011 / 12:37

82% (11) Анна оценил(а) в 9 из 10

11-04-2011 / 21:09

90% (10) Леся оценил(а) в 10 из 10

22-08-2011 / 08:15

11% (9) Ванек оценил(а) в 1 из 10

10-09-2011 / 04:27

89% (9) Сакер Панч оценил(а) в 10 из 10

27-09-2011 / 00:47

0% (6) Акк оценил(а) в 3 из 10

28-09-2011 / 01:03

89% (9) Игорь оценил(а) в 10 из 10

07-10-2011 / 02:47

100% (8) Майк Познер оценил(а) в 10 из 10

09-05-2012 / 00:02

80% (5) Катерина оценил(а) в 9 из 10

29-07-2012 / 11:51

0% (5) Макс

27-02-2013 / 17:57

89% (9) + Алексей

22-05-2013 / 14:18

33% (3) Доцент оценил(а) в 1 из 10

21-07-2013 / 08:46

(1) Анастасия оценил(а) в 9 из 10

20-10-2013 / 22:14

100% (5) Игорь оценил(а) в 8 из 10

25-11-2013 / 22:18

75% (4) Виктор оценил(а) в 10 из 10

22-01-2014 / 02:50

83% (6) Гопник оценил(а) в 10 из 10

02-09-2014 / 01:17

(2) blogeman оценил(а) в 4 из 10

24-09-2014 / 22:40

100% (3) Олег оценил(а) в 10 из 10

21-10-2014 / 00:23

100% (3) Идоломания оценил(а) в 8 из 10

12-03-2016 / 09:12

(2) Идоломания оценил(а) в 10 из 10

11-07-2017 / 09:37

(0) Мария оценил(а) в 10 из 10

30-06-2019 / 18:24

Всего отзывов с оценкой: 66

Оставить отзыв

Оставить отзыв

Мы ждём от Вас интересного и развёрнутого рассказа – чем понравился или не понравился Вам этот фильм. Пожалуйста, придерживайтесь правила: 1 фильм — 1 отзыв. В случае нарушения правил размещения или законодательства отзыв может быть отредактирован или удален.

Отзывы критиков (анонсы рецензий)

При отсутствии оценки критика, её выставляет редактор на основании текста рецензии. Узнать как добавить новый отзыв критика Вы можете здесь.

Всего рецензий: 11

10

afisha.ru — Станислав Зельвенский

Ссылка на рецензию:

Полезно? 

134 102

10

Timeout.ru — Василий Корецкий

Ссылка на рецензию:

10

Kinomania.ru — Станислав Никулин

Ссылка на рецензию:

10

Gazeta.ru — Ярослав Забалуев

Ссылка на рецензию:

10

Exler.ru — Алекс Экслер

Ссылка на рецензию:

9

Film.ru — Кирилл Андреев

Ссылка на рецензию:

9

Kino-teatr.ru — Олег Коронный

Ссылка на рецензию:

8

Kinokadr.ru — Роман Куланин

Ссылка на рецензию:

7

Filmz.ru — Анатолий Ющенко

Ссылка на рецензию:

Серьезный человек

Америка, конец шестидесятых. Еврейская община на Среднем Западе. Главный герой картины - Ларри Гопник (Майкл Стулбарг), преподаватель физики в колледже. У Ларри все в этой жизни начинает идти наперекосяк. Сначала студент из Кореи притащил Ларри взятку, чтобы тот поставил ему по физике нормальную оценку. Ларри, разумеется, отказался, однако с этой взяткой тут же возникли проблемы: студент не признается, что это его конверт с деньгами, а отец студента угрожает подать на Ларри в суд, если тот не урегулирует ситуацию. То есть если Ларри возьмет деньги и поставит хорошую оценку — будет все в порядке, а если не возьмет и не поставит — на него подадут в суд за клевету на ребенка. Хотя взятку, утверждает корейское семейство, мы вам не давали. Но не возьмешь — тут же в суд.

Сосед Ларри — реднек, живущий во враждебном еврейском окружении — оттяпывает кусок участка семейства Гопников. Оттяпывает нагло, ничего не стесняясь, потому что понимает — Ларри слишком интеллигентен для того, чтобы этому воспрепятствовать.

Жена Ларри Джудит (Сэри Ленник) собралась уходить от мужа к лучшему другу семейства — Саю Абельману (Фред Меламед). Однако это только так называется «собралась уходить». Уйти должен Ларри — свалить из их семейного гнездышка в паршивый мотель «Веселый Роджер». А на его месте воцарится Сай Абельман. Так решили Сай и Джудит — Ларри об этом сообщили как о свершившемся факте.

Так что Ларри придется валить из дома, да еще и в компании со своим долбанутым братом Артуром (Ричард Кайнд), у которого нет ни жилья, ни работы, но зато Артур любит нарушать законы штата в плане азартных игр и не прочь заняться содомией, за что его в скором времени могут посадить.

Детям Ларри — Дэнни (Аарон Вольф) и Сара (Джессика Макманус) — совершенно до фонаря все эти пертурбации в доме. Отца они ни в грош не ставят и воруют у него деньги из кошелька. У Дэнни приближается бармицва, но его при этом волнуют только две высокодуховные проблемы: где бы найти двадцать баксов, которые он задолжал за порции дури, и как бы обкуриться в дымину, чтобы не думать об этих двадцати баксах. А Сара в перерывах между мытьем головы мечтает о том, чтобы сделать себе пластику носа.

Ларри не понимает, за что ему все эти испытания. Он же ничего плохого не делал. Растил детей, преподавал в колледже. А тут — куча всяких потрясений плюс какие-то мерзкие анонимки, которые присылаются руководству колледжа.

Гопник надеется, что хоть раввин ему что-нибудь объяснит. И он отправляется к рабби Нахтнеру, но там вместо него — рабби Скотт (Саймон Хелберг). Тот пока еще младший раввин. Он уже понял для себя что-то важное и увлеченно пытается это объяснить Ларри, но тому совершенно не понятно то, о чем говорит Скотт.

И тогда Ларри все-таки добивается встречи со старшим и мудрым рабби Нахтнером (Джордж Вайнер). Тот рассказывает ему притчу о надписях на зубах гоя и объясняет, что никто все равно не может понять, почему Бог поступает именно так, а не иначе. Поэтому единственное, что остается в данном случае, — это делать добрые дела. Просто потому, что оно не помешает.

После этого Ларри пытается добиться аудиенции у самого старого и самого мудрого рабби Маршака (Алан Мандель), но тот отказывается его принимать.

***

Есть фильмы, в которых сложными словами рассказывается о простом. А есть фильмы, в которых простыми словами рассказывается о сложном. К ним как раз и относится картина «Серьезный человек».

Режиссеры братья Коэны выросли в хасидской общине, так что фильм для них, в общем-то, в известной мере биографичный. А Ларри — это, скорее всего, отец Коэнов.

Однако, в отличие от, например, «Амаркорда» Феллини, эта картина для братьев не является средством вспомнить о детстве и показать различные детские переживания.

«Серьезный человек» рассказывает о достаточно сложных для понимания вещах.

Пролог фильма, где показана история-притча о диббуке, еврейском зомби, как раз и выводит тот самый принцип неопределенности, о котором Ларри рассказывает своим ученикам. Диббук Грошковер или не диббук? А мы не знаем! Наивный Вельвель, пригласивший в дом Грошковера, этого не знает, и его жена Дора этого не знает. Вельвель видит перед собой Грошковера, который ему помог, и думает, что это обычный человек. Дора разговаривала с родственницей, которая сказала, что Грошковер умер и по нему сидели шиву, и считает, что Грошковер — диббук. Во всей сцене — от начала и до конца — есть признаки того, что Грошковер — диббук, и признаки того, что он — обычный человек, а с его «смертью» просто произошла какая-то путаница.

Аналогичная фигня происходит с принципом неопределенности Шредингера — в мыслительном эксперименте, который должен был доказать неполноту некоторых постулатов квантовой механики. Кот, сидящий в закрытом ящике с радиоактивным ядром и ядовитым газом, жив и мертв одновременно, потому что состояние ядра описывается как суперпозиция — смешение двух состояний распавшегося и нераспавшегося ядра.

Ларри Гопник находится в аналогичном пограничном состоянии. Он вроде еще жив, но мир вокруг него полностью рушится, и Ларри не может понять, за что ему такое. Ведь вроде бы «он ничего такого не делал».

Ларри не понимает, что вот это его «ничего не делание», которое он почитает за добродетель, и вызывает к жизни все те проблемы, которые с ним случаются. Ларри думает, что ему что-то объяснят раввины (вариант психоаналитика в религиозных общинах). Однако младший раввин предлагает Ларри посмотреть на мир «другими глазами» и не объясняет, где взять эти глаза. Опытный раввин объясняет Ларри, что никто не знает, почему и как происходит то, что происходит. И советует помогать людям — просто потому, что это в любом случае не лишнее. А мудрый рабби Маршак вообще отказывается встречаться с Ларри, понимая, что он ничем не может помочь этому парню, пока тот сам не научится себе помогать.

И действительно! Ларри нужно не по раввинам шляться, а изменить свою жизнь. Перестать плыть по течению, думая, что если ты никуда не рыпаешься, то тебя никто не рыпнет. Ему нужно дать по морде обнаглевшему Саю Абельману и выгнать его из собственного дома. Поставить на место зарвавшуюся жену, наглого соседа-реднека, ну и, наконец, выставить из дома долбанутого брата Артура, от которого одни неприятности. Ему нужно сделать хоть что-то и перестать считать, что «я ничего не делал», — это средство избежать проблем.

В этом смысле у «Серьезного человека» есть определенные параллели с «Красотой по-американски». Лестер, как и Ларри, тоже находился в экзистенциальном состоянии. Но он резко изменил свою жизнь. Неважно, что эти изменения касались накачки мускулов и курения марихуаны. Главное — это то, что он изменил свои мозги, свое сознание. Он стал свободным.

Ларри свободным не стал — ни внешне, ни внутренне. Он только шляется по раввинам, как будто раввины могут ему помочь. Но никто не может помочь Ларри, кроме него самого!

Мне очень понравилось, как сделан этот фильм. Коэны намеренно не стали привлекать в картину никого из более или менее известных актеров. Здесь только Саймон Хелберг знаком поклонникам сериала «Теория большого взрыва», а почти все остальные, за парой небольших исключений, — лица совершенно неизвестные.

И тем не менее почти каждый персонаж — просто мини-шедевр. Роскошный диббук (или не диббук) в прологе, отличная стерва-жена Ларри, совершенно великолепный в своей отталкиваемости Сай Абельман, мощнейшие раввины — все три, начальник Ларри, ну и шикарные детишки.

Майкл Стулбарг очень хорошо подобран на роль Гопника. С одной стороны, обаятельный «ботаник». С другой — вот как-то его совершенно не жалко, потому что во всех своих бедах он виноват сам.

У Коэнов во многих фильмах есть эпизоды, которые можно пересматривать чуть ли не до бесконечности — до того замечательно это поставлено. «Серьезный человек» не стал исключением. Все беседы с Саем («В таких случаях я начинаю считать до десяти»), все беседы с раввином, сцены со школьниками, визит Ларри к сексуальной соседке — все это просто блеск!

И надо сказать, что это наиболее сатирический из фильмов братьев Коэнов. Они воспитывались в хасидской общине, но они с явной иронией относятся к важнейшим религиозным вопросам и обрядам. Это видно по очень многим сценам. Еврейские дети, получающие строгое религиозное воспитание, в фильме ведут себя как обычные американские школьники-тинейджеры и все сложные жизненные перипетии описывают двумя словами: shit и crap. Сцена бармицвы, в которой младший Гопник совершает важнейший у иудеев религиозный обряд, в дупель обкурившись. Эпизод с просветленным рабби Маршаком, который говорит с Дэнни на его собственном молодежном языке.

Есть ли вообще Бог? Вполне возможно, что он есть, просто, как кот Шредингера, находится в пограничном состоянии. Поэтому невозможно понять, какого черта он выкидывает с нами такие фортели и что это все вообще должно означать.

Очень хорошее кино. Для тех, кто хочет и может задуматься. И неважно, что это жизнь еврейской общины. В конце концов, проблемы у всех одинаковые — будь ты еврей, тунгус или друг степей калмык.

Кстати, «Серьезный человек» номинировался на «Оскар» в категориях «Лучший фильм» и «Лучший сценарий». И получил еще 27 номинаций и 8 наград. Но это, конечно, не должно помешать вам насладиться этим фильмом.

P. S. Любопытный тред на моем форуме по этой картине.

Рецензия на фильм «Серьезный человек»

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Серьезный человек"

Профессор физики Ларри Гопник (Майкл Штульбарг) – кроткий страдалец, и страдать его заставляет буквально все. Друг Сай (грандиозный Фред Меламед) уводит у него жену и ласково предлагает все сделать цивилизовано, дети едва замечают, чокнутый брат шляется по сомнительным барам и ищет теорию выигрыша в покер. Студент подбрасывает конверт со взяткой, а потом шантажирует, соседка истязает, принимая солнечные ванны голышом, а раввины в ответ на мольбу об утешении несут какую-то чушь. Но Ларри, дай Бог ему здоровья, пытается остаться серьезным человеком – справляться с неприятностями, вести себя подобающе тому, как должен вести себя хороший еврей в Миннеаполисе 1967 года. Но с каждым новым ударом справляться становится все трудней.

Будь Коэны хоть немного более дружелюбны, «Серьезный человек» мог бы стать увлекательной головоломкой – «Книга Иова», Кафка, Бунюэль, «Амаркорд» /Amarcord/ (1973) и «Бартон Финк» /Barton Fink/ (1991), еврейские анекдоты, наливай да пей, пиши диссертации или чеши языки с друзьями-киноманами, одно удовольствие. Но поскольку Коэны – чудовища, все подобные рассуждения быстро превращаются из попытки понять этот фильм в попытку его обезвредить. А это было бы жаль – если считать мерой успеха доведение творческого метода до дымящегося предела, то «Серьезный человек», возможно, лучший фильм Коэнов, хотя вряд ли он станет для кого-то любимым фильмом.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Серьезный человек"

Его трудно рекомендовать даже поклонникам братьев – разве только в том смысле, что можно наконец разобраться, всерьез они снимали «Старикам тут не место» /No Country for Old Men/ (2007) или придуривались. Вряд ли даже имеет значение, что формально это фильм о детстве уроженцев Миннеаполиса Итана и Джоэла Коэн, хотя действие происходит в том же году, когда Джоэл прошел бармицву (обкуренный, если верить фильму), а Jefferson Airplane выпустили альбом Surrealistic Pillow, на котором звучит весьма важная для фильма Somebody to Love. Психоделический ландшафт пригородов образца 67-го года и детство между клезмером и рок-н-роллом скорее снабдило Коэнов персонажами, чем хоть какой-нибудь ностальгией, оказалось удобной сценой для притчи о праведнике-идиоте и Боге, который развлекается, оставляя послания еврейским дантистам на зубах гоев (одна из самых драматических линий фильма).

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Серьезный человек"

Подходящими это время и место оказались и для другого. Чудовищное и смешное всегда шерочка с машерочкой ходили у Коэнов под ручку, но до «Серьезного человека» с такой ясностью показать, что между ними нет разницы, у братьев все же не получалось, абсурд происходящего все время оставлял лазейку для ума, решительно отказывающегося признать подобное сродство. «Человек» же, кроме вступительной новеллы про то, как к евреям из местечка приходит дух мертвеца диббук, почти не отклоняется от классической трагикомедии нравов, добавьте летающий пакет и получите «Красоту по-американски» /American Beauty/ (1999), только слегка спятившую. Почему буквально каждый персонаж – Ларри и его брат, секс-соседка и чудовищный Сай – вызывает тут смешанный с хохотом ужас, остается решительно непонятно, во-всяком случае, до тех пор, пока не признаешь, хотя бы на какое-то время, что это нормальный взгляд на вещи.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Серьезный человек"

Однако, Коэны хотя и чудовища, но не настолько, чтобы покинуть нас в мире живых мертвецов диббуков, которыми правят случай и бог, пишущий на зубах. Позволим себе крамольную мысль: в метафизической бойне, которую устраивают братья, шанс выжить есть лишь у тех, кто наделен одним тихим даром – даром любви, будь то беременная полицейская из «Фарго» или шериф из «Стариков». Don’t you want somebody to love?

Серьёзные люди

  Многие люди считают, что серьёзность — это на самом деле хорошо. Когда про кого-то говорят: «Это серьёзный человек!», это вроде как комплимент или признание  заслуги. 

  Позвольте сказать вам кое-что об этом. И вам будет интересно это услышать, так как понимание предмета «серьёзности» равносильно успеху или неудаче в бизнесе. Я говорю это предельно серьёзно. В «Словаре современного менеджмента» Л. Рона Хаббарда слово «серьёзность» определяется как «интерес, вызванный угрозой наказания». Дьявольски точное определение! 

  Вы видели лица действительно серьёзных людей? Они напряженные. «Жизнь — твёрдая штука, сынок! И опасная! Ни в коем случае нельзя к ней относится легкомысленно…». В словаре советского языка серьезность определяется как «вдумчивость, основательность, не легкомысленность». Это ловушка, господа. И ложное данное. Владимир Даль определяет слово серьезность как «важность, вдумчивость, занятость мыслями, а также суровость, угрюмость, нешуточность». Это уже более точно. Если разобрать это определение, то человек погружен в мысли (в себя), он интровертирован, озабочен. Если обратиться к моему любимому «Словарю современного менеджмента» Л. Рона Хаббарда, то слово «думать» определяется в нём, как «откладывать действия». Посмотрите на это внимательно, и вас очарует точность формулировки. 

Жизнь — твёрдая штука, сынок! И опасная! Ни в коем случае нельзя к ней относится легкомысленно…

  Вот сидит человек, думает. Рожает, понимаете ли, мысль. Некоторые думают с таким выражением лица, будто сидят на унитазе и у них запор. Вообще-то этот процесс мгновенен, если у вас в наличии все данные. А если вам не хватает данных для принятия решения, то можно сделать действия — найти эти данные. Не надо напряженно мыслить, мышечного усилия это не требует.  И вот что примечательно.

  Слова «серьёзность» и «ответственность» взаимоисключающие. То есть, чем человек серьёзнее (считай, чем он более угрюмый и испуганный), тем меньше он способен взять на себя ответственности. Это очевидно для любого, кто возьмёт на себя труд посмотреть на эти два понятия. Чем хуже настроение у человека, тем он серьёзнее. Веселый человек несерьёзен. Человек консервативный — серьёзен по хорошему, но он менее серьёзен, чем рассерженный человек. Испуганному человеку жизнь кажется намного более серьёзной, чем гневному. Рыдающий от горя человек — воплощение серьезности (ну никакого легкомыслия). Человек в апатии не понимает ничего, так всё вокруг серьезно. Самая серьёзная вещь в жизни — это конечно смерть. Куда уж серьезнее. Вот туда и ведёт всё увеличивающаяся серьезность — к смерти. Следовательно, чем меньше серьезности — тем человек более жив. 

  Я знаком со многими владельцами бизнеса. Самые лучшие и крутые из них — совсем несерьезные люди. Вы видели когда-нибудь Абрамовича, хотя бы на фото? Можете назвать его серьезным? Вряд ли. Но ни у кого не повернётся язык назвать его безответственным. Так как ответственность — противоположность серьезности. Здесь я рекомендую смотреть видео в разделе «личная эффективность» на rb.tv

Зимой без штанов — холодно

Определение «ответственности»: «способность и готовность быть причиной и признавать себя ей». Человек говорит (без всякого чувства вины, заметьте): «Да, это я сделал. У кого ко мне вопросы?». Неважно, причиной чего он был — хорошего, плохого или нейтрального. Он причина, он признаёт себя таковой. Так вот. Чем серьёзнее человек, тем сложнее ему занять подобную позицию. Нужно быть достаточно лёгким, чтобы признать себя причиной чего-то плохого и не расстроиться по этому поводу. А когда человек расстраивается по поводу того, причиной чего он был, то после этого он вообще перестаёт хотеть проявлять инициативу и начинать что-то по собственной воле. А тем более отвечать за это. 

Нужно быть достаточно лёгким, чтобы признать себя причиной чего-то плохого и не расстроиться по этому поводу. 

  В советском словаре «ответственность» определяется как «вина». Господа, это ещё одна ловушка коммунистов. Не верьте, это враки. Чем более человек чувствует себя виноватым, тем более он расстроен. Чем более он расстроен, тем менее он чувствует желание признавать себя причиной чего-то. Вася дал Пете по роже. Петя подал на Васю в суд. Вася теперь хочет всеми силами выкрутиться, придумывает объяснения, отмазывается. Он серьёзный — дальше некуда. Ему грозит наказание, и он сосредотачивает всё внимание на том, чтобы его избежать. Серьезность. И, заметьте, безответственность. 

  Как это связано с бизнесом и доходом, спросите вы? Да НАПРЯМУЮ. 

  Почему бизнесменов уважают за ответственность? Потому что, если человек отвечает за свои слова, он может выполнить свои обязательства и с ним легко и приятно вести дела. Человек, которого уважают, который пользуется доверием, заработает больше денег, чем тот, кому не доверяют. Это такая же аксиома, как «зимой без штанов холодно».  При прочих равных (интеллект, бизнес-идея, ресурсы, образование, регион) несерьезный человек всегда «сделает» серьёзного так, что тот потеряется в зеркале заднего вида.

Бамбуча

  Вот вам иллюстрация из опыта моих хороших друзей и клиентов — компании «Ак Барс Автомобили», г. Казань. Это крупная компания, объединившая под своей крышей автосалоны самых известных брендов. Я как раз проводил у них тренинг по продажам и видел, как они готовили презентацию нового внедорожника  Mercedes-Benz — GLK. Это мероприятие не просто было несерьёзным, оно было просто безбашенным!

  Всё было стилизовано под съемку фильма — это идея головного Мерседеса и все презентации GLK проходили с тест-драйвами а-ля съемка фильма. Но в некоторых салонах, в том числе центральных, идея получила настолько серьезное воплощение, что почти не сказалось на продажах. А казанцы не только заработали высший бал по оценке производителя — их продажи резко возросли, причём покупаются не только новинки. Заметьте, я говорю про резкое увеличение продаж на рынке, по которому кризис прошелся паровым катком — продажи новых автомобилей. 

  Чем же их презентация отличалась от других салонов? Она была стилизована под самый нашумевший из вышедших на экран в начале 2009 года фильмов — «Стиляги». «Чувихи» и «чуваки» из персонала были одеты в стильный «прикид», волосы на бриолине. Клиенты приходили на тест-драйв в одежде сумасшедших раскрасок, а рядом с местом тест-драйва работали стилисты, которые приводили волосы и галстуки публики в «правильный» вид. Организация самого процесса была такой, что не подкопаешься, всё четко — раз, два. И всё это снималось на видео той самой командой, которая снимала фильм «Стиляги». У ребят была ещё мысль пригласить на роль ведущих шоу главных героев фильма, но сами понимаете — 14 февраля, артисты не резиновые…

  Но и без них была бамбуча! Двести пятьдесят человек публики (потенциальных покупателей), аниматоры и вокалисты в костюмах стиляг, профессиональные каскадёры — жаль, вы не видели это шоу! Музыка в стиле «буги-вуги», профессиональные певцы… Очень серьезное мероприятие! Это в кризис-то.

  Участники тест-драйва обращались к помощницам режиссера в зоне распределения ролей (регистрация), далее следовали на короткий инструктаж в VIP гримерную (специально привезенный из Германии грузовик с VIP-зоной и установленной плазмой внутри)  и отправлялись в ознакомительную поездку (съемку эпизода) по улицам Казани. Поездка завершалась  упражнениями на диагональной конструкции, где каждый участник тест-драйва мог оценить внедорожные возможности автомобиля. В фуршетной зоне гости, ожидающие тест-драйв, проявляли свои творческие способности в вокале, конкурсах на знание марки Мерседес-Бенц и, конечно же, стильных танцах. «Серьезные» люди вели себя на удивление несерьезно!

  Я привел именно этот пример, как образец несерьезности и привлечения восхищения (а «восхищение» равно «деньги»). Я знаю автосалоны Мерседес, где при таких же исходных условиях люди организовывали презентацию той же самой модели (тоже недавно, эти презентации проходят по графику), используя ту же самую идею — фильм. И эти презентации прошли очень дохленько, людям было скучно, их так и не «зажгли». Публика даже иногда не понимала, зачем эта лишняя движуха с каким-то кино — дайте просто машину пощупать. 

  Результат — резкое увеличение продаж у команды, которая оказала большее воздействие. Скажете — креатив? Скажете — сценические эффекты? Это всё только технические детали. Основа побед успешных людей — элемент несерьезности, осознание своей способности быть причиной и использование правильных технологий. Ну и ум никто не отменял. 

Вадим Мальчиков, 

учредитель Центральной тренинговой компании

Оригинал статьи

   

Хотите больше разбираться в этом вопросе?

СМОТРИТЕ ВИДЕО в разделе «личная эффективность» на rb.tv

Серьёзный человек — Википедия

«Серьёзный человек» (англ. A Serious Man) — чёрная комедия братьев Коэнов, вышедшая в американский прокат 2 октября 2009 года. Российская премьера состоялась 25 февраля 2010 года. Главную роль исполнил Майкл Стулбарг. Номинировалась на премию «Оскар» за лучший фильм года.

Пролог

Фильм открывается прологом-притчей. На дворе начало XX века, и действие происходит в галицийском местечке. Диалоги ведутся полностью на идише. За окном снежная буря. Велвл (Аллен Рикман) возвращается домой из поездки и сообщает жене Доре (Елена Шмуленсон), что по дороге у телеги отлетело колесо, но ему помог установить его не кто иной, как её знакомый — реб Трайтл Грошковер (Файвуш Финкель), дядя её подруги Песл. В благодарность за помощь он пригласил его «на суп». Жена в ужасе сообщает ему, что Бог проклял их, послав им диббука, так как Грошковер скончался от тифа 3 года назад. Между тем, кто-то вдруг громко и настойчиво начинает стучать в дверь. На несколько мгновений устанавливается жуткая, напряжённая пауза. Кто это — диббук или обычный человек? Всё-таки супруги открывают дверь. На пороге стоит реб Грошковер и просит впустить его погреться. Муж сразу же решает, что жена ошиблась и что реб Грошковер на самом деле жив. Жена же абсолютно убеждена, что это диббук и, схватив нож для колки льда (англ.)русск., безо всяких колебаний протыкает гостя. На груди Грошковера появляется кровавое пятно, однако он не умирает. Едва держась на ногах и прижимая ладонь к окровавленной груди, Грошковер уходит, исчезнув в снежной буре. Муж — в шоке, он думает, что жена совершила убийство. Жена тоже испугана, но удовлетворена своими действиями: она прогнала диббука.

Видео по теме

Сюжет

В 1967 году Лоренс (Ларри) Гопник (Майкл Стулбарг) — университетский профессор физики, живёт со своей семьей в пригороде Миннеаполиса, штат Миннесота. В семье разлад: — его сын Дэнни постоянно тайком курит марихуану; его дочь Сара ворует деньги из кошелька отца, чтобы накопить на пластическую операцию по коррекции формы носа; его жена Джудит (Сари Ленник) хочет развестись, получив требующийся по законам иудаизма официальный документ, чтобы выйти замуж за вдовца Сая Эйблмана (Фред Меламед).

В дополнение к этому, его брат-неудачник Артур (Ричард Кайнд) уже несколько месяцев ночует на диване в доме Ларри, работая над безумным нумерологическим трактатом. Джудит и Сай настаивают на том, чтобы Ларри и Артур переехали жить в мотель, после чего Джудит снимает все деньги с их совместного банковского счета, оставляя Ларри без гроша. Тем не менее, от Ларри требуют решения семейных проблем — разобраться с соседом, который незаконно отобрал часть газона с участка Ларри, а также подчиняться настойчивым требованиям сына исправить телевизионную антенну, чтобы мальчик мог смотреть свой любимый телесериал.

На пикнике на берегу реки, старая знакомая Ларри (Катрин Боровиц) настаивает на том, чтобы Ларри поговорил с раввином Нахтнером, чтобы получить совет как справляться со своими проблемами. Ларри назначает встречу с раввином Нахтнером, но его принимает младший раввин Скотт Гинзлер (Саймон Хелберг), которого Нахтнер попросил «подменить» его. Всё, что говорит молодой раввин, не кажется убедительным Ларри.

В университете студент из Южной Кореи Клайв пытается дать Ларри взятку за оценку, которая позволит ему продолжить обучение и получать стипендию. Обнаружив оставленный Клайвом конверт с несколькими тысячами долларов, Ларри вынужден объясняться с отцом Клайва, который угрожает подать в суд за взятку, если Ларри возьмёт деньги, или за клевету, если Ларри расскажет о попытке подкупа. Положение осложняется тем, что со дня на день должен решиться вопрос о постоянном контракте Ларри, но Комитет по контрактам получил несколько анонимных писем, очерняющих его.

Ларри попадает в аварию и разбивает свой автомобиль, но сам остается невредим. Одновременно, в другой автокатастрофе и в ту же минуту погибает Сай Эйблман. По настоянию Джудит, Ларри вынужден взять на себя похоронные расходы, так как завещание Сая должно пройти утверждение судом.

Ларри дожидается встречи с основным раввином — Нахтнером (Джордж Уайнер). Тот рассказывает ему притчу о еврее-стоматологе, обнаружившем на внутренней стороне зубов пациента-нееврея письмена на древнееврейском языке. На вопрос Ларри, что означают эти надписи, и что Бог хотел этим сказать — Нахтнер не предлагает никакого вразумительного ответа. Ларри крайне разочарован — по всей видимости, раввин Нахтнер не в состоянии ему помочь.

Первый сон Ларри: он в университетской аудитории читает студентам лекцию о том, что никогда нельзя точно сказать, что на самом деле происходит. Как только он заканчивает объяснения длинной цепи формул и отпускает студентов, он видит покойного Сая Эйблмана в аудитории. Сай говорит о том, что он-то знает, что на самом деле происходит. Сай оказывается рядом с Ларри; он настаивает, чтобы Ларри посоветовался с раввином Маршаком, после чего начинает яростно бить Ларри головой о доску с написанными мелом формулами, повторяя: «Я-то знаю, что происходит. Я имел твою жену, Ларри, я имел её серьёзно, вот что происходит. Сходи к Маршаку!». В ужасе Ларри просыпается — это был сон.

Третий и старший по возрасту раввин Маршак — крайне уважаемый за мудрость, но отошедший от дел. С некоторого времени он ограничил своё участие в жизни общины поздравлениями мальчиков после бар-мицвы. Ларри пытается получить у него аудиенцию — ничего не получается. «Ребе занят» — говорит ему женщина-секретарь. «Не похоже, что он занят!» — кричит Ларри, видя раввина Маршака в бездействии. «Он думает» — утверждает женщина, отказывая Ларри.

Некоторое облегчение наступает для Ларри, когда он посещает дом своей соседки Миссис Самски (Эми Ландекер), муж которой «всё время в разъездах». Ларри видел её с крыши дома, когда пытался починить антенну — она загорала голой в шезлонге около своего дома. Миссис Самски предлагает Ларри сигарету с марихуаной — но тут раздаются звуки сирены полицейской машины. Это привезли брата Артура — в наручниках. Обвинения серьёзны — приставания к мальчикам и содомия. Очередные расходы для Ларри — на адвокатов для брата.

Второй сон Ларри: он с братом на берегу пограничной реки. На другом берегу реки — Канада. Ларри даёт брату конверт с деньгами, полученными от Клайва. Артур садится в лодку и начинает грести в сторону Канады. В это время раздается выстрел — окровавленный Артур падает замертво. Ларри видит, что стрелявшие — его сосед (который отобрал у него часть газона) с сыном. По команде отца сын направляет ствол на Ларри и стреляет. Ларри просыпается с криком — это был сон.

День бар-мицвы Дэнни. Он накурился марихуаны и не сразу соображает, что ему нужно делать. Однако, собравшись, ему удается прочитать отрывок из Торы с блеском. Ларри и Джудит млеют от счастья — Джудит выражает сожаление в связи с недавними неприятностями, и утверждает, что Сай всегда относился к Ларри хорошо, и даже написал несколько писем в Комитет по постоянным контрактам. Похоже, именно эти письма были анонимными обвинениями Ларри — поскольку ранее Ларри спрашивал, не были ли эти письма написаны на несовершенном английском, предполагая, что это происки Клайва или его отца.

После завершения церемонии Дэнни идёт в дом раввина Маршака, где раввин цитирует строки из песни «Somebody to Love» американской группы «Jefferson Airplane» . Затем он возвращает транзисторный радиоприёмник, который был конфискован у Дэнни ранее. Дэнни с облегчением находит 20 долларов, которые он оставил в чехле приёмника. Деньги он украл у сестры (которая, в свою очередь, украла их из кошелька отца), чтобы отдать Фейглу — известному задире в своем классе, в уплату за марихуану, которой тот снабжает всех одноклассников.

Позже заведующий кафедрой Ларри (Ари Хоптман) намекает, что решение о постоянном контракте принято в пользу Ларри. Жизнь, казалось бы, налаживается. Но тут Ларри открывает письмо, адресованное ему — это счёт на 3000 долларов от адвоката, которого он нанял для своего брата. Денег нет. Соблазн велик. Ларри раздумывает несколько минут, а потом мы видим, как он исправляет балл корейского студента на проходной.

В ту же минуту раздается телефонный звонок. Доктор Шапиро настаивает, чтобы Ларри немедленно пришёл, с целью обсудить результаты его рентгенографии. Похоже, результаты крайне тревожны. В это же время, огромная чёрная воронка торнадо приближается к еврейской школе. Пока престарелый учитель копается в поисках подходящего ключа от убежища, Дэнни пытается отдать 20 долларов Фейглу — но тот не обращает внимания — все смотрят на приближающийся торнадо, который вот-вот накроет город…

В ролях

Пролог
Основной фильм

Музыка

Через весь фильм проходит один из главных хитов 1967 года, когда происходит действие, — «Somebody to Love» группы Jefferson Airplane. На протяжении фильма несколько раз слышна песня на идише «Слёзы мельника» (дэм милнерс трэрн; музыка и слова Марка Варшавского) в исполнении Сидора Беларского. Также заметное место занимает композиция «Machine Gun» Джими Хендрикса.

Восприятие

Фильм был неоднозначно воспринят кинокритиками, хотя преобладали положительные отзывы[1]. Одни были оскорблены доходящей якобы до садизма неполиткорректностью Коэнов, сыплющих этническими карикатурами[2][3], другие назвали его самым зрелым фильмом братьев[4]. Масла в огонь подлил Итан Коэн заявлением о том, что они с братом развлекались, придумывая всё новые и новые пытки для Ларри[5]. По мнению британца Р. Гилби, самый личный из проектов Коэнов (которые росли в Миннесоте примерно в то время, которое показано в фильме) лишний раз демонстрирует ограниченность их эмоций и стилистики (замешанной на по-кубриковски маниакальном стремлении к тотальному контролю над созданием фильмов о невозможности контроля над чем бы то ни было)[6].

Маститый киновед Дж. Розенбаум заявил, что, хотя он давно перестал отслеживать «презрительно-высокомерное шаржирование» человечества со стороны режиссёров-мизантропов, «Серьёзный человек» всё же показался ему заслуживающим внимания[4]. Более забавным, чем «неудачный» пролог и сновидения главного героя, ему представился сюрреалистический рассказ про дантиста. В сюжете с миссис Самски он увидел отсылку к ленте «Голова-ластик» сюрреалиста Д. Линча;[4] другому же критику о Линче напомнил «уютный городок», выбранный в качестве фона событий[7]. Писатель У. Дж. Кобб сравнил «Серьёзного человека» с рассказом В. В. Набокова «Знаки и символы» о нездоровых попытках главного героя прочесть тайнопись судьбы в самых обыденных предметах и происшествиях[8]. Как и фильм, рассказ Набокова заканчивается зловещим звонком телефона.

В рецензии, опубликованной The New York Times, А. О. Скотт увидел посыл фильма в следующем: «Человеческое существование и попытки его осмыслить пусты и тщетны, хотя над ними можно неплохо посмеяться»[9]. Мих. Трофименков дал фильму подзаголовок: «Людям здесь не место»[7]. С точки зрения Скотта, высмеивают авторы фильма Бога, играют они в Бога или играют на его стороне — понять нет никакой возможности, да это и не важно. Сходную точку зрения высказал и Р. Волобуев[10]. Все попытки Ларри постичь суть происходящего с ним, все разговоры с раввинами, докторами, юристами не производят никакого эффекта, кроме молчания, околесицы и смеха в зрительном зале[9]. Для Коэнов раввины — чудаки и жулики в той же степени, что и адвокаты с психоаналитиками, полагает Трофименков, ибо за буквой закона давно нет никакого духа, что в религии, что в праве[7].

Высоко оценил фильм Ричард Корлисс, кинообозреватель журнала TIME. По его мнению, весь сюжет — каталог социальных прегрешений, больших и малых, которые совершают против главного героя его ближние[11]. Протагонист имеет научный склад ума; он слишком серьёзен, чтобы признать отсутствие глубинного смысла за полосой «непрухи» в своей жизни. Характерен кафкианский комментарий, которым он заканчивает лекцию студентам о принципе неопределённости: «Даже если вы ничего не поняли, вам придётся отвечать на ближайшем экзамене»[11]. Роджер Эберт поставил фильму высший балл, расценивая его с достаточно традиционных позиций — как переосмысление библейского рассказа о праведном Иове. Среди актёров он выделил Стулбарга, который играет не загнанную в угол жертву депрессии, а человека, ещё полного надежды и не способного поверить в то, что с ним происходит[12]. Все актёры, согласно Эберту, блестяще справились со своими ролями, хотя и не принадлежат к числу «звёзд»[12].

Не все зрители посчитали удачным пролог к фильму[4][2]. Если трактовать фильм как притчу о бессмысленной случайности как главной движущей силе мира, то и сам пролог не имеет смысла. Тем не менее большинство рецензентов попытались извлечь на поверхность якобы зашифрованные в нём смыслы. Например, А. О. Скотт считает, что своим творчеством Коэны компенсируют отсутствие смысла и завершённости в реальном мире; как и сам фильм, пролог — это притча о праведнике[9]. М. Трофименков полагает, что значение вводной сценки становится ясно только в финале: главный герой неизлечимо болен, он — диббук, живой мертвец, зомби[7]. Гилби трактует пролог как сатирическую притчу о том, что в метафизическом плане человек обречён — вне зависимости от активности своей жизненной позиции. Ларри стоически пассивен и, в отличие от Бартона Финка, не страдает самодовольством, однако и на него вываливается такой же ушат «нелепо-случайных жестокостей», как и на самоуверенных и предприимчивых до суетливости героев других коэновских фильмов[6].

Награды

Примечания

Ссылки

Серьёзный человек — Википедия

«Серьёзный человек» (англ. A Serious Man) — чёрная комедия братьев Коэнов, вышедшая в американский прокат 2 октября 2009 года. Российская премьера состоялась 25 февраля 2010 года. Главную роль исполнил Майкл Стулбарг. Номинировалась на премию «Оскар» за лучший фильм года.

Пролог

Фильм открывается прологом-притчей. На дворе начало XX века, и действие происходит в галицийском местечке. Диалоги ведутся полностью на идише. За окном снежная буря. Велвл (Аллен Рикман) возвращается домой из поездки и сообщает жене Доре (Елена Шмуленсон), что по дороге у телеги отлетело колесо, но ему помог установить его не кто иной, как её знакомый — реб Трайтл Грошковер (Файвуш Финкель), дядя её подруги Песл. В благодарность за помощь он пригласил его «на суп». Жена в ужасе сообщает ему, что Бог проклял их, послав им диббука, так как Грошковер скончался от тифа 3 года назад. Между тем, кто-то вдруг громко и настойчиво начинает стучать в дверь. На несколько мгновений устанавливается жуткая, напряжённая пауза. Кто это — диббук или обычный человек? Всё-таки супруги открывают дверь. На пороге стоит реб Грошковер и просит впустить его погреться. Муж сразу же решает, что жена ошиблась и что реб Грошковер на самом деле жив. Жена же абсолютно убеждена, что это диббук и, схватив нож для колки льда (англ.)русск., безо всяких колебаний протыкает гостя. На груди Грошковера появляется кровавое пятно, однако он не умирает. Едва держась на ногах и прижимая ладонь к окровавленной груди, Грошковер уходит, исчезнув в снежной буре. Муж — в шоке, он думает, что жена совершила убийство. Жена тоже испугана, но удовлетворена своими действиями: она прогнала диббука.

Сюжет

В 1967 году Лоренс (Ларри) Гопник (Майкл Стулбарг) — университетский профессор физики, живёт со своей семьей в пригороде Миннеаполиса, штат Миннесота. В семье разлад: — его сын Дэнни постоянно тайком курит марихуану; его дочь Сара ворует деньги из кошелька отца, чтобы накопить на пластическую операцию по коррекции формы носа; его жена Джудит (Сари Ленник) хочет развестись, получив требующийся по законам иудаизма официальный документ, чтобы выйти замуж за вдовца Сая Эйблмана (Фред Меламед).

В дополнение к этому, его брат-неудачник Артур (Ричард Кайнд) уже несколько месяцев ночует на диване в доме Ларри, работая над безумным нумерологическим трактатом. Джудит и Сай настаивают на том, чтобы Ларри и Артур переехали жить в мотель, после чего Джудит снимает все деньги с их совместного банковского счета, оставляя Ларри без гроша. Тем не менее, от Ларри требуют решения семейных проблем — разобраться с соседом, который незаконно отобрал часть газона с участка Ларри, а также подчиняться настойчивым требованиям сына исправить телевизионную антенну, чтобы мальчик мог смотреть свой любимый телесериал.

На пикнике на берегу реки, старая знакомая Ларри (Катрин Боровиц) настаивает на том, чтобы Ларри поговорил с раввином Нахтнером, чтобы получить совет как справляться со своими проблемами. Ларри назначает встречу с раввином Нахтнером, но его принимает младший раввин Скотт Гинзлер (Саймон Хелберг), которого Нахтнер попросил «подменить» его. Всё, что говорит молодой раввин, не кажется убедительным Ларри.

В университете студент из Южной Кореи Клайв пытается дать Ларри взятку за оценку, которая позволит ему продолжить обучение и получать стипендию. Обнаружив оставленный Клайвом конверт с несколькими тысячами долларов, Ларри вынужден объясняться с отцом Клайва, который угрожает подать в суд за взятку, если Ларри возьмёт деньги, или за клевету, если Ларри расскажет о попытке подкупа. Положение осложняется тем, что со дня на день должен решиться вопрос о постоянном контракте Ларри, но Комитет по контрактам получил несколько анонимных писем, очерняющих его.

Ларри попадает в аварию и разбивает свой автомобиль, но сам остается невредим. Одновременно, в другой автокатастрофе и в ту же минуту погибает Сай Эйблман. По настоянию Джудит, Ларри вынужден взять на себя похоронные расходы, так как завещание Сая должно пройти утверждение судом.

Ларри дожидается встречи с основным раввином — Нахтнером (Джордж Уайнер). Тот рассказывает ему притчу о еврее-стоматологе, обнаружившем на внутренней стороне зубов пациента-нееврея письмена на древнееврейском языке. На вопрос Ларри, что означают эти надписи, и что Бог хотел этим сказать — Нахтнер не предлагает никакого вразумительного ответа. Ларри крайне разочарован — по всей видимости, раввин Нахтнер не в состоянии ему помочь.

Первый сон Ларри: он в университетской аудитории читает студентам лекцию о том, что никогда нельзя точно сказать, что на самом деле происходит. Как только он заканчивает объяснения длинной цепи формул и отпускает студентов, он видит покойного Сая Эйблмана в аудитории. Сай говорит о том, что он-то знает, что на самом деле происходит. Сай оказывается рядом с Ларри; он настаивает, чтобы Ларри посоветовался с раввином Маршаком, после чего начинает яростно бить Ларри головой о доску с написанными мелом формулами, повторяя: «Я-то знаю, что происходит. Я имел твою жену, Ларри, я имел её серьёзно, вот что происходит. Сходи к Маршаку!». В ужасе Ларри просыпается — это был сон.

Третий и старший по возрасту раввин Маршак — крайне уважаемый за мудрость, но отошедший от дел. С некоторого времени он ограничил своё участие в жизни общины поздравлениями мальчиков после бар-мицвы. Ларри пытается получить у него аудиенцию — ничего не получается. «Ребе занят» — говорит ему женщина-секретарь. «Не похоже, что он занят!» — кричит Ларри, видя раввина Маршака в бездействии. «Он думает» — утверждает женщина, отказывая Ларри.

Некоторое облегчение наступает для Ларри, когда он посещает дом своей соседки Миссис Самски (Эми Ландекер), муж которой «всё время в разъездах». Ларри видел её с крыши дома, когда пытался починить антенну — она загорала голой в шезлонге около своего дома. Миссис Самски предлагает Ларри сигарету с марихуаной — но тут раздаются звуки сирены полицейской машины. Это привезли брата Артура — в наручниках. Обвинения серьёзны — приставания к мальчикам и содомия. Очередные расходы для Ларри — на адвокатов для брата.

Второй сон Ларри: он с братом на берегу пограничной реки. На другом берегу реки — Канада. Ларри даёт брату конверт с деньгами, полученными от Клайва. Артур садится в лодку и начинает грести в сторону Канады. В это время раздается выстрел — окровавленный Артур падает замертво. Ларри видит, что стрелявшие — его сосед (который отобрал у него часть газона) с сыном. По команде отца сын направляет ствол на Ларри и стреляет. Ларри просыпается с криком — это был сон.

День бар-мицвы Дэнни. Он накурился марихуаны и не сразу соображает, что ему нужно делать. Однако, собравшись, ему удается прочитать отрывок из Торы с блеском. Ларри и Джудит млеют от счастья — Джудит выражает сожаление в связи с недавними неприятностями, и утверждает, что Сай всегда относился к Ларри хорошо, и даже написал несколько писем в Комитет по постоянным контрактам. Похоже, именно эти письма были анонимными обвинениями Ларри — поскольку ранее Ларри спрашивал, не были ли эти письма написаны на несовершенном английском, предполагая, что это происки Клайва или его отца.

После завершения церемонии Дэнни идёт в дом раввина Маршака, где раввин цитирует строки из песни «Somebody to Love» американской группы «Jefferson Airplane» . Затем он возвращает транзисторный радиоприёмник, который был конфискован у Дэнни ранее. Дэнни с облегчением находит 20 долларов, которые он оставил в чехле приёмника. Деньги он украл у сестры (которая, в свою очередь, украла их из кошелька отца), чтобы отдать Фейглу — известному задире в своем классе, в уплату за марихуану, которой тот снабжает всех одноклассников.

Позже заведующий кафедрой Ларри (Ари Хоптман) намекает, что решение о постоянном контракте принято в пользу Ларри. Жизнь, казалось бы, налаживается. Но тут Ларри открывает письмо, адресованное ему — это счёт на 3000 долларов от адвоката, которого он нанял для своего брата. Денег нет. Соблазн велик. Ларри раздумывает несколько минут, а потом мы видим, как он исправляет балл корейского студента на проходной.

В ту же минуту раздается телефонный звонок. Доктор Шапиро настаивает, чтобы Ларри немедленно пришёл, с целью обсудить результаты его рентгенографии. Похоже, результаты крайне тревожны. В это же время, огромная чёрная воронка торнадо приближается к еврейской школе. Пока престарелый учитель копается в поисках подходящего ключа от убежища, Дэнни пытается отдать 20 долларов Фейглу — но тот не обращает внимания — все смотрят на приближающийся торнадо, который вот-вот накроет город…

В ролях

Пролог
Основной фильм

Музыка

Через весь фильм проходит один из главных хитов 1967 года, когда происходит действие, — «Somebody to Love» группы Jefferson Airplane. На протяжении фильма несколько раз слышна песня на идише «Слёзы мельника» (дэм милнерс трэрн; музыка и слова Марка Варшавского) в исполнении Сидора Беларского. Также заметное место занимает композиция «Machine Gun» Джими Хендрикса.

Восприятие

Фильм был неоднозначно воспринят кинокритиками, хотя преобладали положительные отзывы[1]. Одни были оскорблены доходящей якобы до садизма неполиткорректностью Коэнов, сыплющих этническими карикатурами[2][3], другие назвали его самым зрелым фильмом братьев[4]. Масла в огонь подлил Итан Коэн заявлением о том, что они с братом развлекались, придумывая всё новые и новые пытки для Ларри[5]. По мнению британца Р. Гилби, самый личный из проектов Коэнов (которые росли в Миннесоте примерно в то время, которое показано в фильме) лишний раз демонстрирует ограниченность их эмоций и стилистики (замешанной на по-кубриковски маниакальном стремлении к тотальному контролю над созданием фильмов о невозможности контроля над чем бы то ни было)[6].

Маститый киновед Дж. Розенбаум заявил, что, хотя он давно перестал отслеживать «презрительно-высокомерное шаржирование» человечества со стороны режиссёров-мизантропов, «Серьёзный человек» всё же показался ему заслуживающим внимания[4]. Более забавным, чем «неудачный» пролог и сновидения главного героя, ему представился сюрреалистический рассказ про дантиста. В сюжете с миссис Самски он увидел отсылку к ленте «Голова-ластик» сюрреалиста Д. Линча;[4] другому же критику о Линче напомнил «уютный городок», выбранный в качестве фона событий[7]. Писатель У. Дж. Кобб сравнил «Серьёзного человека» с рассказом В. В. Набокова «Знаки и символы» о нездоровых попытках главного героя прочесть тайнопись судьбы в самых обыденных предметах и происшествиях[8]. Как и фильм, рассказ Набокова заканчивается зловещим звонком телефона.

В рецензии, опубликованной The New York Times, А. О. Скотт увидел посыл фильма в следующем: «Человеческое существование и попытки его осмыслить пусты и тщетны, хотя над ними можно неплохо посмеяться»[9]. Мих. Трофименков дал фильму подзаголовок: «Людям здесь не место»[7]. С точки зрения Скотта, высмеивают авторы фильма Бога, играют они в Бога или играют на его стороне — понять нет никакой возможности, да это и не важно. Сходную точку зрения высказал и Р. Волобуев[10]. Все попытки Ларри постичь суть происходящего с ним, все разговоры с раввинами, докторами, юристами не производят никакого эффекта, кроме молчания, околесицы и смеха в зрительном зале[9]. Для Коэнов раввины — чудаки и жулики в той же степени, что и адвокаты с психоаналитиками, полагает Трофименков, ибо за буквой закона давно нет никакого духа, что в религии, что в праве[7].

Высоко оценил фильм Ричард Корлисс, кинообозреватель журнала TIME. По его мнению, весь сюжет — каталог социальных прегрешений, больших и малых, которые совершают против главного героя его ближние[11]. Протагонист имеет научный склад ума; он слишком серьёзен, чтобы признать отсутствие глубинного смысла за полосой «непрухи» в своей жизни. Характерен кафкианский комментарий, которым он заканчивает лекцию студентам о принципе неопределённости: «Даже если вы ничего не поняли, вам придётся отвечать на ближайшем экзамене»[11]. Роджер Эберт поставил фильму высший балл, расценивая его с достаточно традиционных позиций — как переосмысление библейского рассказа о праведном Иове. Среди актёров он выделил Стулбарга, который играет не загнанную в угол жертву депрессии, а человека, ещё полного надежды и не способного поверить в то, что с ним происходит[12]. Все актёры, согласно Эберту, блестяще справились со своими ролями, хотя и не принадлежат к числу «звёзд»[12].

Не все зрители посчитали удачным пролог к фильму[4][2]. Если трактовать фильм как притчу о бессмысленной случайности как главной движущей силе мира, то и сам пролог не имеет смысла. Тем не менее большинство рецензентов попытались извлечь на поверхность якобы зашифрованные в нём смыслы. Например, А. О. Скотт считает, что своим творчеством Коэны компенсируют отсутствие смысла и завершённости в реальном мире; как и сам фильм, пролог — это притча о праведнике[9]. М. Трофименков полагает, что значение вводной сценки становится ясно только в финале: главный герой неизлечимо болен, он — диббук, живой мертвец, зомби[7]. Гилби трактует пролог как сатирическую притчу о том, что в метафизическом плане человек обречён — вне зависимости от активности своей жизненной позиции. Ларри стоически пассивен и, в отличие от Бартона Финка, не страдает самодовольством, однако и на него вываливается такой же ушат «нелепо-случайных жестокостей», как и на самоуверенных и предприимчивых до суетливости героев других коэновских фильмов[6].

Награды

Примечания

Ссылки