Сфинкс египетский: Большой сфинкс — Википедия – 48 фактов из жизни монумента

Что скрывает египетский сфинкс? — Альтернативный взгляд Salik.biz

Навряд ли найдется хоть один человек во всем цивилизованном мире, который был бы не знал Египетского сфинкса, стерегущего восточную дорогу к пирамидам Гизы.

Сфинкс – синоним тайны. До 1926 года Сфинкс был погребен в земле по горло, и посетители выстраивали догадки, что же может быть внизу. На сегодняшний день археологи могут уверить нас, что сфинкс, освобожденный от песка и окруженный руинами, датируется царствованием Хафры, строителя Второй пирамиды.

— Salik.biz

Но они же признают, что необходимы еще раскопки, прежде чем можно быть быть уверенными, что под песком больше ничего не скрыто.

Довольно любопытна история сфинкса, о которой мы узнаем из раскопок, в особенности тех, что производились между 1926 и 1936 гг. Нет никаких сомнений в том, что этот лев с человеческой головой был частью комплекса пирамиды Хафры, но это уникальное произведение, и ни один другой фараон не может похвастаться таким грандиозным сооружением. Мы можем задаться вопросом, откуда он взялся и почему Хафра позволил себе такую гигантскую «новинку». Ответ – в положении скульптуры.


Египетский сфинкс занимает обширный скалистый амфитеатр на восточном краю плато: это не что иное, как громадный карьер, из которого рабочие вырубали камень для строительства пирамид и масштаб частных лиц. Они брали самый лучший твердый камень, так что в результате со дна карьера начала выступать масса более мягкой скалы. Эта огромная масса, находящаяся возле нижнего храма, закрывала вид на Вторую пирамиду и дорогу к ней и, вероятно, выглядела не очень красиво.

Перед строителями появилась задача: или полностью снять ее, или во что-либо переделать. Может быть, ее природные очертания чем-то могли напоминать сидящего льва. Как бы там ни было, архитекторы Хафры представили ее в виде великолепного сфинкса, а умелые каменщики перенесли видение в действительность, создав из уродливой помехи удивительный памятник своему царственному владыке.

Сфинкс высотой 20 м. и длиной 57 м. изначально был вырублен попросту из скалы без какой-то дополнительной каменной кладки. Из-за мягкости камня время и постоянные песчаные бури источили тело и лапы, и временами последующие фараоны чинили их при помощи каменных блоков. Египетский сфинкс обращен лицом к восходящему солнцу. Его очертания просты, поза величественна; лицо, обрамленное царским головным убором немес, – идеализированный портрет самого Хафры.

Тут мы должны опровергнуть частенько повторяемую историю о том, что наполеоновские солдаты сломали сфинксу нос, используя его как цель при упражнениях в стрельбе. Эту историю опровергает свидетельство арабского историка Макризи (ум. 1436): «В наше время был один человек. Звали его Саим-эль-Дахр, и он был суфием. Этот человек желал восстановить веру, и он отправился к пирамидам и обезобразил лицо Абу’л Хола (одно из арабских имен сфинкса), и он остается таким до сего дня. С тех времен, как его изуродовали, песок пришел на обработанные земли Гизы, и люди думают, что это оттого, что изуродовали Абу’л Хола».

Рекламное видео:

Когда сфинкс был возведен, он символизировал царя, и его лицу было придано сходство с Хафрой. Хотя ни один другой фараон не старался подражать памятнику Хафры, в конце многих дорог к пирамидам Пятой и Шестой династий есть рельефы, изображающие царя в виде сфинкса, попирающего распростертых врагов Египта. Может быть, что создатели этих рельефов вдохновлялись сфинксом в Гизе, потому как он занимает подобное же положение (в начале дороги) по отношению к комплексу пирамиды Хафры.

К эпохе Нового царства египетские понятия о сфинксах претерпели изменения. Хотя сфинкс как и прежде символизировал царя (а сфинкс-женщина – царицу), Египетский сфинкс начал представлять бога Солнца. Как таковой, он стал центром особого культа и местом паломничества. Несмотря на все это, наступающий из пустыни песок временами наполовину хоронил его, и даже в наше время необходимы постоянные раскопки, чтобы он был свободен от песка.

К середине XVIII династии сфинкс, вероятно, оказался погребенным по шею. Пустыня вокруг пирамид была полна дичи; царевичи и знатные люди с удовольствием там охотились. Согласно одному древнему документу, однажды произошло так, что молодой царевич по имени Тутмос, младший сын Аменхотепа II, охотился в тех местах. В полдень он остановился, для отдыха и обеда, и заснул в тени головы сфинкса – единственной части статуи, которая к тому времени выступала из песка. И царевич увидел сон: бог начал говорить с ним и пожаловался на засыпающий его песок, который мешал ему дышать. Он обещал Тутмосу трон Египта, если царевич очистит песок.

Тутмос обещал ему это и, пробудившись, исполнил свой обет. Но он никому не рассказал о своем сне. Хотя у Тутмоса были старшие братья, сфинкс также исполнил свою часть сделки и царевич вступил на трон как Тутмос IV. Он убрал песок, и снова сфинкс оказался на свободе. Чтобы предотвратить дальнейшее наступление песка, Тутмос построил вокруг сфинкса несколько стен из глинобитных кирпичей с севера, запада и юга; на кирпичах стоит печать с его именем. История о сне Тутмоса и его договоре с богом была высечена на гранитной плите, поставленной у груди сфинкса, где она стоит по сей день.

Может быть, эта история – своего рода пропаганда, и она была выдумана Тутмосом, в доказательство того, что его вступление на трон – следствие того, что он избран богом. У него не было прямого права на трон, он провозгласил себя фараоном или в силу своей влиятельности, или же из-за конфликтов в царской семье.

Вероятно, его могли поддержать жрецы Гелиополя и Мемфиса, которые очень почитали бога Хор-Эм-Ахета, которого символизировал сфинкс. Соответственно Тутмос хотел показать народу, что он избран богом Солнца, чтобы править Египтом. (В этом он следовал примеру некоторых своих предков, самой знаменитой из которых была женщина-фараон Хатшепсут. Она утверждала, что является дочерью бога Амона-Ра, который посещал ее мать, приняв вид ее супруга, фараона Тутмоса I. Целью Хатшепсут было убедить народ, что ее притязания на трон перевешивают претензии ее племянника.)

Последние раскопки вокруг сфинкса, которые были предприняты Департаментом древностей под руководством Селима Гассана, дали возможность обнаружить множество любопытных стел и памятников. Они говорят о том, что Египетский сфинкс был целью паломничества царей и частных лиц на протяжении всего Нового царства. Наиболее важным оказалось открытие небольшого храма сфинкса, находящегося непосредственно к северо-востоку от него самого. Этот храм, построенный из глинобитных кирпичей, в котором двери с надписями были сделаны из высококачественного белого известняка, был воздвигнут Аменхотепом II, сыном великого старого воина – Тутмоса III.

Фараон поведал историю основания храма на большой белой стеле из известняка, располагавшейся у задней стены храма. Еще в детстве Аменхотеп обожал охоту и спорт. Он был счастлив только тогда, когда мог пробраться в конюшни своего отца в Мемфисе, чтобы поездить на колеснице и поучиться тренировать лошадей и ухаживать за ними. Один придворный сообщил об этом фараону, но Тутмос выразил радость, узнав, что его маленький сын уже ведет себя как настоящий мужчина.

Он призвал к себе сына и спросил, что он умеет делать. Царевич гордо продемонстрировал свое мастерство колесничего, и Тутмос, в восторге от таланта и умения сына, приказал подарить ему все мемфисские конюшни. Потом, рассказывает Аменхотеп, однажды он запряг свою колесницу в Мемфисе и поехал к некрополю в Гизе, где пробыл весь день, осматривая памятники и удивляясь чудесам пирамид и сфинксу. После он поклялся, что, взойдя на трон, воздвигнет храм в честь сфинкса, и поставил стелу с записью о своем визите и о приятном дне, который он провел у пирамид.


Следующие правители вносили свои добавления в храм Аменхотепа II. Фараон XIX династии Сети I воздвиг стелу из известняка в боковой молельне у главного зала. На стеле показывается, как Сети охотится на диких зверей, и надпись говорит, что он пришел туда, куда люди приходят молиться. Сети тоже добавил к главному входу косяки, на одном из которых есть надпись его сына Мернептаха.

Вдобавок к стелам фараонов и царевичей есть много таких, которые воздвигли их подданные. Некоторые были попросту таблицами с одним или несколькими человеческими ушами, на которых порой написана молитва или имя дарителя.

Есть предположение, что эти уши – уши бога: молящийся ставил эту табличку так близко, как только возможно, к изображению божества, где его молитва, как считалось, ожидала внимание бога. Во многих из этих надписей люди просят духовных даров, к примеру ума, понимания и довольства сердца.


Весьма любопытны также стелы с изображениями самого сфинкса. Как правило они показывают его в короне, с телом покрытым соколиными перьями и в большом ожерелье: он лежит на высоком пьедестале, который часто окружен карнизом и снабжен дверями. Эти черты требуют объяснений: ведь изображения делались художниками тех времен, которые хорошо знали, как именно выглядит сфинкс. Корона и перья легко объясняются. На макушке сфинкса имеется глубокая квадратная дыра (теперь заполненная), в которой, несомненно, находился «шип» присоединенной сверху короны. Перья и ожерелья, вероятно, были добавленными к сфинксу украшениями.

Но пьедестал заставил Масперо и других исследователей пуститься в безуспешные поиски. Еще с древних времен, может быть с эпохи Птолемеев, традиция утверждала, что под сфинксом существует тайная комната или даже гробница и что, вероятно, даже подземный проход связывает статую со Второй пирамидой. Масперо потратил много сил и денег, чтобы отыскать этот пьедестал, от которого, как он считал, и берет начало традиция. Он очистил переднюю часть памятника вплоть до скалы, но не обнаружил никаких следов.

Весь памятник очистили в 1926 году, и стало очевидным, что Египетский сфинкс лежит на ровной поверхности старого карьера и образует с ним одно целое. Загадка пьедестала осталась нераскрытой. Но через несколько лет она получила свое объяснение из за случайной фотографии, снятой во время последних раскопок. Если смотреть на сфинкса с востока, то кажется, что он лежит на крыше своего храма, и когда храм с его карнизом и дверями был закончен, то он должен был в точности напоминать высокий пьедестал на изображениях.

Мы знаем, что в эпоху Нового царства храм сфинкса был полностью похоронен, потому как фундамент храма Аменхотепа был построен мостиком через один из его углов. Несмотря на все это, художники знали, что такое здание существовало, и были знакомы с его внешним видом. (Это показывает на то, с какой уверенностью мы можем полагаться на древние документы, а также говорит, что египтяне знали об истории своих древних памятников гораздо больше, чем мы можем представить.)

На изображениях Нового царства также видна колоссальная статуя фараона, стоящая перед грудью сфинкса. Все, что теперь от нее осталось, – это большой неровный вертикальный выступ из груди сфинкса, все детали формы и черт которого уже стерлись.

Стелы и вотивные фигурки сфинкса, львы и соколы, обнаруженные вокруг него, содержат имена, под которыми его знали и почитали. Более часто его звали Хор-Эм-Ахет – «Гор на горизонте» или же Хорахти – «Гор горизонта». Оба имени довольно уместны, так как древний некрополь назывался Ахет Хуфу – «Горизонт Хуфу».

Порой сфинкса называли Ху и Хол; его также отождествляли с ханаанским богом-соколом Хоруном, культ которого был популярен в Египте во время XIX династии. Египтяне Нового царства опять начали использовать скальные могилы Древнего царства в скале к северу от сфинкса. Некоторые из них опять стали погребениями, а другие – вместилищами стел и вотивных фигурок, дарованных последователями культа сфинкса. В некоторых случаях на более высоком уровне вырубали новые гробницы.

Культ сфинкса не переставал процветать даже после упадка Рамессидов, и граффити в близлежащем храме Исиды упоминают о его жречестве и храме. Большой интерес к памятникам Древнего царства в Саисский период, конечно, увеличил популярность сфинкса. Некоторые фараоны оставили вотивные фигурки, и важные лица вырубали свои гробницы в тех местах. Странно, что Геродот в своем рассказе о пирамидах Гизы не упомянул о сфинксе.

При Птолемеях сфинкс, как видно, был свободен от песка, потому как статуя начала терять форму из-за эрозии. Строители восстановили его первоначальные очертания при помощи маленьких блоков известняка, которые все еще возможно увидеть на лапах, боках и хвосте. Кроме этого, между лапами появился алтарь из красного гранита.

В римский период сфинкс не переставал быть популярным, привлекая паломников и туристов. Была выстроена большая лестница, ведущая из долины вниз, в амфитеатр, и рядом стояли памятники в классическом стиле, напоминавшие о визитах важных иностранных гостей. Кроме этого, путешественники писали свои имена и отзывы на лапах сфинкса и на известняковых плитах, которые они ставили рядом с ним. Как бы мы ни оплакивали такой вандализм, все же нужно простить человека, который написал такое греческое стихотворение на одном из пальцев сфинкса:

…и они погибли,

Те стены Фив, что выстроили Музы,

Моя стена не опасается войны,

Она не ведает ни опустошений, ни рыданий,

Она всегда ликует в праздниках и пирах,

И хоры молодых, придя со всех сторон,

Мы слышим флейты, а не трубы боя,

И кровь, что мочит землю, жертвенных быков,

А не людей, которым режут горло.

Нас украшают праздничные платья, не доспехи,

В руках у нас не длинный меч,

А праздничная чаша для пиров.

Всю ночь, пока мы жертвы сожигаем,

Гармахису (Хор-Эм-Ахету) мы распеваем гимны,

И наши головы увенчаны венками.

Чарующая красота этих строк воссоздает живую реальность прошлого. Праздники перед сфинксом, молодые люди, поющие и играющие на музыкальных инструментах, – их возможно было видеть здесь в каждую летнюю ночь в полнолуние. В мирной пустыне, когда мягкий лунный свет озарял величественные очертания сфинкса, мысли уносились к миру и покою, и «война и слухи о войне» казались далекими и нереальными.

Прошли тысячелетия, но Египетский сфинкс все еще смотрит на восток, слабо, таинственно и высокомерно улыбаясь. Он видел дни расцвета Египта, видел и чужеземные войска на священной земле, что простирается под его лапами. Времена меняются, история Египта знала взлеты и падения, но египтяне постоянно обращались к своей древней истории за вдохновением. Они смотрели на египетские пирамиды как на символ стабильности и гордости, но сфинкса они считают источником вечной мудрости и надежды на будущее…

А. Фахри

Любопытная история египетского Сфинкса и его возраст 🌟

Большой сфинкс, чья фигура вырублена из цельной скалы и обращена лицом на восток, намного старше пирамид, расположенных в долине Гиза. Этот факт доказывает Инвентарная стела, обнаруженная в окрестностях Каира в 1857 году.

Согласно надписям, выгравированным на древнем граните, Сфинкс отреставрирован в эпоху фараона Хефрена, начало правления которого датируется предположительно 2558 годом до н. э. Ранее считалось, что полулев-получеловек был только воздвигнут в это время.

Загадки древнего Сфинкса

Сфинкс находится рядом с пирамидой Хефрена, поэтому ученые сходились во мнении, что каменный лев с человеческой головой является хранителем усыпальницы великого царя египетского народа. Однако в папирусах, в которых был описан ход возведения пирамид, никаких сведений об огромной скульптуре нет.

Нет такой информации и в записях Геродота, посетившего Египет в V столетии до н. э. Как же мог древнегреческий историк не заметить фигуру, высота которой — 20 м и ширина — 57 м?

Ранее считалось, что голова Сфинкса имеет портретное сходство с Хефреном. В 1993 году известный американский составитель фотороботов Фрэнк Доминго был приглашен в Египет для независимого исследования.

Для идентификации использовалась скульптура фараона, хранящаяся в музее Каира. Результаты сравнительного анализа показали, что лица Сфинкса и Хефрена не имеют ничего общего.

Свидетель Всемирного потопа

К концу XX столетия аварийное состояние фигуры полульва стало причиной реставрационных работ. В 1988 году группа археологов из Японии под руководством профессора Йошимура при помощи электронной аппаратуры исследовала пирамиды и Сфинкса. Результаты ошеломили: материал, из которого сделана огромная статуя, гораздо старше блоков пирамид.

Вторым сенсационным открытием стало обнаружение под лапой скульптуры тоннеля. Кстати, американский ясновидец Эдгар Кейси еще в начале XX столетия предположил, что под Сфинксом находится скрытое помещение, являющееся хранилищем многовековых свитков с информацией об исчезнувших цивилизациях.

О древнем происхождении хранителя пирамид свидетельствуют и следы эрозии на его теле. В 90-х годах XX столетия гидрологи пришли к выводу, что эти углубления — результат действия мощнейших потоков воды.

По данным палеоклиматологов, последние ливни такой силы орошали земли Египта семь тысяч лет назад, но даже они не смогли бы так сильно повредить статую. Ученые считают, что повреждения могла вызвать более крупная катастрофа — Всемирный потоп.

Древнее предание гласит, что, когда полулев-получеловек заговорит, жизнь на Земле поменяет свое русло. Возможно, Сфинкс таит знания, способные в корне изменить человечество. Какие еще загадки скрывает в себе свидетель событий, произошедших более 8 тыс. лет назад?

Пока на этот вопрос нет ответа — молчаливый пророк пустыни умеет хранить тайны. Зато известно, что древние пирамиды не являлись местами захоронения фараонов.

Голосуй за пост!

Загрузка…

Тоже интересные факты

Египетский Сфинкс — это не сфинкс — Альтернативный взгляд Salik.biz

В Древнем Египте богов классически изображали по другому: тело человека, а голова животного.

Вот Гор — человек с головой сокола, вот Анубис — человек с головой шакала. Или к примеру Бастет — когда ее изображают не кошкой, то человеком с головой кошки.

— Salik.biz

Анубис.Анубис.

Остальной пантеон в Древнем Египте, в основном, строится по тем же принципам: антропоморфное (то есть человекообразное) существо с чем-то таким вместо головы или уже сразу животное или символ (солнце). Сфинкс (который не сфинкс) стоит тут каким-то особняком и явно пришел из других культур.


Придти сфинкс мог из Индии (совершенно не похоже).

Сфинкс в древней Индии, Пуришамриг.Сфинкс в древней Индии, Пуришамриг.

Или, что более вероятно, из Греции. Более вероятно, во-первых потому, что гораздо ближе: всего-навсего переплыть на тростникой лодке Средиземное море. Во-вторых, в Древней Греции любили соединять разные части живых существ воедино. Кентавр, человек-лошадь, даже залез на звездное небо в образе созвездия «Центавр». Прилепить голову со змеями на тело человека — тоже было для древних греков обычным делом. Так что вероятнее всего, Египетский Сфинкс родом из Греции.

В стороне оставим очень интересный вопрос: почему основные боги Египта (Ра, Осирис, Сет, Гор, Анубис) не вызвали у египтян желания изваять их в виде огромных статуй. Можно же было сделать не вертикальную статую Ра, а изящно прилегшего отохнуть? А Сфинкса сделали. Но пока речь не об этом.

Египетский Сфинкс, скорее всего, родом из Древней Греции. Но в Греции «просто сфинкс» изображался канонически одинаково: Тело льва, голова женщины и обязательно крылья орла.

Рекламное видео:

Греческий Сфинкс.Греческий Сфинкс.

Греческий Сфинкс.Греческий Сфинкс.

Но Древние Греки не могли остановится на том, чтобы просто изобрести существо и спорить, человеческие у него руки или львиные. И Сфинксы принялись плодиться. Точнее — мутировать ))))

Хиеракосфинкс, или Иеракосфинкс: Тело льва и голова орла.

Хиеракосфинкс.Хиеракосфинкс.

Кстати, любопытно, что в википедии Иеракосфинкс объявляется египетским, а его название ничтоже сумняше объясняется греческими словами )

Криосфинкс: тело льва и голова барана (и та же история с «он из Египта, а название греческое»).

Криосфинкс.Криосфинкс.

И наконец: Андросфинкс.

Именно вот этот, четвертый вид тварюшек изображен в Египте. Тело льва, с головой человека, но без крыльев. Итого получается: Сфинксы с крыльями, Хиеракосфинксы, Криосфинксы, а египетский — это Андросфинкс.

Египетский Андросфинкс.Египетский Андросфинкс.

Древние греки выделяли еще один вид сфинксов: Сфинга. Это особь женского пола.

Кстати, это именно она «душительница», а не мужчины-сфинксы. Мужчине, наверное, предпочтительнее было загрызть, а Сфинга предпочитала по- женски, ласково придушить. Может, она была богиней массажисток? ))

Эдип и Сфинга?Эдип и Сфинга?

Египетcкий большой Сфинкс

egiped-12

Содержание:

Большой Сфинкс не даёт покоя людям не меньше чем пирамиды. Хотя сейчас египтологи убеждены, что большой Сфинкс датируется эпохой IV династии, мы сталкиваемся с полным отсутствием упоминания о нем в текстах Древнего царства. Почему же видные современные ученые продолжают связывать большого Сфинкса с Хафрой и настаивать, что «[его] датировка временем IV династии Древнего царства… больше не подлежит сомнению»?

Одна из причин — слог, высеченный на гранитной стеле, которая стоит между передними лапами монумента, и использовавшийся как доказательство того, что большого Сфинкса воздвиг Хафра.

Легенда появления

Египетcкий большой Сфинкс

Фото: Большой Сфинкс на реставрации

Стела не является современницей Сфинкса и увековечивает героические усилия фараона Тутмоса IV (1401-1391 годы до н.э.) по расчистке большого Сфинкса от песка, в котором тот был погребен, и характеризует статую со львиным туловищем как воплощение «великой магической силы, которая существовала в этом месте с начала всех времен». В этой надписи на строке 13 имеется также первый слог имени Хафра — Хаф. Присутствие этого слога, по словам сэра Э.А.Уоллиса Баджа, «весьма важно, ибо доказывает, что… жрецы Гелиополиса, которые советовали Тутмосу предпринять расчистку большого Сфинкса от песка, верили, что он был задуман Хафрой…» Но действительно ли слог Хаф доказывает это?

Когда стела была открыта генуэзским авантюристом Джанбаттистой Кавилья в 1817 году, строка 13, которая теперь совершенно стерлась, была уже сильно повреждена. Мы знаем о ее существовании потому, что вскоре после раскопок английский филолог Томас Янг, видный специалист по расшифровке древнеегипетских иероглифов, был еще в состоянии сделать факсимиле надписи. Сделанный им перевод строки 13 звучит следующим образом: «…которые мы несем ему: быков… и все молодые овощи; и тот, кого мы будем славить… Хаф… статуя, сделанная во имя Атум-Хор-эм-Акета…»

Фотография большого Сфинкса

Предположив, что Хаф — это имя Хафра, Янг добавил к нему слог в в квадратных скобках, чтобы показать, что пробел им заполнен. Однако в 1905 году американский египтолог Джеймс Генри Брэстед, изучавший факсимиле Янга, пришел к выводу, что была сделана ошибка: «Это упоминание царя Хафры было воспринято как указание на то, что большой Сфинкс был делом рук этого царя — вывод, который необоснован; [в факсимиле] Янга нет и намека на картуш…»

Во всех надписях Древнего Египта, от начала и до конца цивилизации фараонов, имена царей всегда помещались в овальные рамки — картуши. Поэтому очень трудно понять, каким, образом на гранитной стеле между лапами большого Сфинкса имя такого властителя, как Хафра — впрочем, и любого иного монарха — могло быть начертано без положенного картуша.

Кроме того, даже если слог Хаф должен был относиться к Хафре, это совсем не значит, что именно он воздвиг большого Сфинкса. Столь же вероятно, что он был увековечен за какие-либо иные заслуги. Например, разве не мог он, подобно многим следовавшим за ним фараонам (Рамсес II, Тутмос IV, Ахмос I, и т. д.), и возможно, многим своим предшественникам, быть реставратором Сфинкса?

Зачем закопали Сфинкса

Фото: дорога с большому Сфинксу

Лично мне казалось что засыпать такую статую как большой Сфинкс трудно. Однако поездка в Каир развеяла все сомнения.Большой Сфинкс стоит в яме ( о происхождении которой судить не берусь) у подножия холма с пирамидами и если её засыпать то будет видна только часть головы. Правда следует учитывать что плато Гизе — это каменистая пустошь, а не пустыня с барханами песка, как может быть казалось многим. ( наиболее полную ассоциацию вам даст каменный известковый карьер или большая стройплощадка) так что для его заноса , на мой взгляд необходимо не одно десятилетие…

Реставрация

Сфинкс бывал не только засыпан но и реставрирован — сообщает нам та же стела, установленная Тутмосом между лап большого Сфинкса. «Однажды, еще будучи одним из кандидатов на трон, Тутмос охотился вблизи пирамид. Утомленный, он заснул в полдень в тени скалы-монолита. Во сне ему явился бог Хармахис, которого якобы изображал большойСфинкс, и потребовал раскопать его тело, придавленное песками. А в награду он пообещал двойную корону Египта — то есть, сделать его властелином Верхнего и Нижнего Египта. Вероятно, у будущего фараона были какие-то сомнения в получении трона, и он мог поклясться исполнить волю бога, чтобы получить корону наверняка. Когда Тутмос IV стал фараоном, он сдержал свою клятву. Статуя большого Сфинкса была откопана. Были найдены и упавшие части головы. Они лежали на земле, засыпанные песком, между его передними лапами. Вероятно, голову большого Сфинкса для облегчения восстановительных работ пришлось распилить на несколько крупных блоков и устанавливать их на место по частям. Можно предположить, что и остальные детали головы: царская корона, голова змеи, божественная бородка и праздничный плат — также были отреставрированы.»

Размеры

Большой Сфинкс

Но вернёмся к самому объекту. Гигантская статуя с телом льва и головой человека смотрит из Египта на Восток вдоль тридцатой параллели. Она вырублена из известнякового монолита, образующего скальное основание плато Гизы, и имеет размеры 72 метра в длину, 11,5 метра в плечах и 20 метров в высоту.

О сходстве лица сфинкса с Хефреном можно поспорить. Особенно учитывая, что многие из найденных статуй фараона Хефрена еще в прошлом веке были обследованы Борхардтом. Учитывая стиль исполнения, характер и качество обработки камня, он отнес эти скульптуры не к IV династии, а к эпохам XXV и даже XXVI династий, в которые проявлялся необычайный интерес к истории Египта. Именно тогда в большом количестве с особой тщательностью и любовью изготовлялись скульптурные изображения фараонов первых династий. Ну впрочем этот вопрос я предлагаю вам решить самим.

Сколько лет скульптуре

Видео: Большой Сфинкс — Сколько ему лет?

В 1988-м году японские ученые (Сакуджи Иошимура) с помощью эхолокаторов показали, что обработанный камень скульптуры большого Сфинкса гораздо древнее, нежели блоки пирамид. Подчеркну ДРЕВНЕЕ ИМЕННО МАТЕРИАЛ СКУЛЬПТУРЫ. Второй результат был ещё болеее сенсационен: электронная аппаратура показала под левой лапой каменного изваяния узкий тоннель, ведущий в сторону пирамиды Хефрена. Он начинается на глубине двух метров и уходит наклонно вниз. Дальше проследить его пока оказалось невозможно, но профессор Иошимура пообещал создать новое устройство, специально для исследования этого подземного хода.

Хотя первый интересный результат был получен ещё в начале девяностых американским геофизиком Томасом Добецки, который провел вокруг больогош Сфинкса свои сейсмографические исследования. Сложное оборудование, которое он привез с собой, зафиксировало многочисленные «аномалии и полости в скале между лап и по бокам Сфинкса». Одну из этих полостей он описывает следующим образом:

«…Она довольно велика, имеет размеры примерно 9 метров на 12 и находится на глубине менее 5 метров. Ее правильная форма — прямоугольная — маловероятна для полостей естественного происхождения… Поэтому есть основания предполагать, что она — дело рук человеческих.

Другой факт: гидрологические исследования выявили следы эрозии на большом Сфинксе от мощного потока воды у основания пьедестала статуи (а не ветром и песком, как настаивают египтологи) (в т.ч. и на обработанной поверхности ). Британские геофизики оценивают возраст эрозии в 10 -12 тысячелетий (!). Сказанное подтверждает гипотезу, весьма популярную в наши дни: комплекс Гизы строили дважды…

Сфинкс сегодня

Реставрация большого Сфинкса

В настоящее время всё основание сфинкса и лапы отреставрированы, так что следов эрозии я увидеть не смог. Впрочем у меня сложилось мнение, что многие археологические памятники египтяне не только восстанавливают но и строят заново, в Луксоре даже стоят башенные краны.

В принципе нельзя возразить против возможности водной эрозии большого Сфинкса, поскольку все согласны, что в прошлом Египет подвергался резким извлечениям климата и периодически затапливался — как морем (причем в не слишком далекие времена), так и сильными разливами Нила. Последние, как считают, соответствовали таянию льдов последнего ледникового периода. Согласно современным взглядам, оно имело место около 15 000 года до н. э. Впрочем, экстремальные разливы Нила периодически случались и позднее, вплоть до примерно 10 000 года до н. э. Отсюда вытекает, что если великий Сфинкс подвергался водной эрозии, то он был сооружен до соответствующего наводнения или наводнений… Проблема в том, что большой Сфинкс подвергся эрозии вплоть до уровня шеи. Для этого потребовался бы подъем воды по всей долине Нила на 18 метров. Так что если есть причина водной эрозии.

Как монумент пережил Египетский потоп

Египетcкий большой Сфинкс

Старая фотография большого Сфинкса

На мегалитах Храма Долины (около сфинкса), тоже наблюдается водная эрозия в точности такого же характера, как на самом большом  Сфинксе. При этом интересно отметить, что сохранившиеся блоки гранитной облицовки обработаны таким образом, что их внутренняя поверхность в точности повторяет форму несущих известняковых блоков, которые к этому времени уже подверглись основательной эрозии. Поскольку гранитная облицовка выглядит так же, как другие египетские архитектурные сооружения эпохи Древнего царства (а известняковые блоки заметно отличаются), это можно считать дополнительным подтверждением гипотезы, согласно которой почитаемое и подвергшееся сильной эрозии сооружение было восстановлено и обновлено фараонами Древнего царства. Роберт Шох явно поддерживает эту точку зрения. «Я остаюсь при своем убеждении, — сообщает профессор геологии Бостонского университета, — что задняя сторона гранитной облицовки храмов была в эпоху Древнего царства обработана таким образом, чтобы прилегать к неправильностям формы несущих известняковых блоков, возникшим в результате более раннего выветривания».

С учетом изложенного можно представить последовательность событий так. Около 12,5 тыс. лет назад неведомые зодчие воздвигли комплекс пирамид, закодировав в его плане соединение трех планет Солнечной системы, а в ориентации статуи льва — дату. когда оно имело место быть. Время разрушило пирамиды, но большой Сфинкс. выдолбленный из монолитной скалы и, возможно, засыпанный песком, устоял. Спустя 8000 лет, в эпоху правления фараонов четвертой династии, остальные сооружения восстановили. Не исключено, впрочем, что и Сфинкс подвергся реставрации: мы допускаем, что изначально он изображал просто льва, а человеческую голову — если конкретно, голову фараона Хефрена ( напротив Пирамиды которого он стоит) — ему приделали при фараоне Хефрене.

Французские археологи подметили: датировка египетского потопа совпадает с датой гибели легендарной Атлантиды по Платону.

Справочно

Как предполагает большинство переводчиков, Абуль-Гол, арабское название Великого египетского большого Сфинкса, означает «Отец Ужаса».

Впрочем, египтологом Селимом Хассаном была предложена альтернативная этимология. В ходе крупных раскопок, которые он проводил на плато Гиза в 1930-х — 1940-х годах, он открыл свидетельство того, что в этой части Нижнего Египта в начале II тысячелетия до и. э. обитала колония чужестранцсв-кананитов. Они происходили из святого города Харрама (расположенного на юге современной Турции вблизи сирийской границы) и, возможно, были странниками. Но, во всяком случае, оставшиеся от них предметы и памятные стелы доказывают, что они жили в непосредственной близости от Сфинкса и поклонялись ему как богу по имени Хвл.

На древнеегипетском языке бв означало «место». Поэтому Хассан резонно предположил, что Абдуль-Гол «это просто искаженное бв Хвл, то есть «место Хвла», а вовсе не означает «Отец Ужаса», как обычно считают».

Видео: Тоннель под Большим Сфинксом