Сфинкс легенда: Легенда о Сфинксе

Легенда о сфинксах в Санкт-Петербурге

Легенда о сфинксах в Санкт-Петербурге
  • 402

    732877

  • mix» data-ping-position=»1″ data-featured-url=»https://kudago.com/spb/list/vokrug-sankt-peterburga/» data-item-url=»https://kudago.com/spb/list/vokrug-sankt-peterburga/» data-featured-path=»/spb/places/»>

    26

    35665

  • mix» data-ping-position=»1″ data-featured-url=»https://online.kudago.com/list/rasshiryaya-granitsyi-poznavatelnyie/» data-item-url=»https://online.kudago.com/list/rasshiryaya-granitsyi-poznavatelnyie/» data-featured-path=»/spb/places/»>

    3 6346

  • mix» data-ping-position=»2″ data-featured-url=»https://kudago.com/spb/list/dohodnyie-doma-kommunalnyie/» data-item-url=»https://kudago.com/spb/list/dohodnyie-doma-kommunalnyie/» data-featured-path=»/spb/places/»>

    11 37140

  • mix» data-ping-position=»2″ data-featured-url=»https://kudago.com/spb/list/interesnyie-ekskursionnyie/» data-item-url=»https://kudago.com/spb/list/interesnyie-ekskursionnyie/» data-featured-path=»/spb/places/»>

    3168

  • mix» data-ping-position=»2″ data-featured-url=»https://kudago.com/spb/list/znakomstvo-s-peterburgom/» data-item-url=»https://kudago.com/spb/list/znakomstvo-s-peterburgom/» data-featured-path=»/spb/places/»>

    36 187949

  • mix» data-ping-position=»3″ data-featured-url=»https://kudago.com/spb/list/6-novyih-tsiklov-lektsij-ot/» data-item-url=»https://kudago.com/spb/list/6-novyih-tsiklov-lektsij-ot/» data-featured-path=»/spb/places/»>

    5

    6071

Сфинксы ночью

Сфинксы при свете дня

Фараон Аменхотеп III (1388-1353 до н.э.) оставил о себе дурную славу в Египте. Он создал в этой стране страшный колдовской культ. Свои жуткие обряды Аменхотеп проводил в катакомбах Фив, и в окрестностях этого города начались нападения мумий на людей, которые продолжались и после смерти самого фараона вплоть до середины XX века.

Для популяризации своего культа Аменхотеп начертал колдовские заклинания на постаментах каменных сфинксов, находившихся в Фивах. Именно этих двух сфинксов в 1833 году перевезли в Санкт-Петербург и установили на набережной Невы напротив здания Академии художеств (мода на египетские архитектурные украшения появилась в Европе после похода Наполеона Бонапарта в Египет, а затем пришла и в Россию). Именно к этому мрачному месту с тех пор прибивает утопленников со всей Невы выше по течению. Существует поверье, что если смотреть сфинксу в глаза, то можно лишиться рассудка.

Самые интересные события в городе.

Лучшие концерты, выставки и спектакли по версии редакции KudaGo.

Посмотреть

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+


Расположение

Адрес Легенда о сфинксах

Университетская набережная, д. 3

Ближайшее метро

Адмиралтейская, Василеостровская

Выберите рассылку:

Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на передачу и обработку предоставленной персональной информации в соответствии с условиями Политики конфиденциальности.

Подписка оформлена

Спасибо!

Легенда про Сфинкса

Тему легенды о Сфинксе начну с отрывка из книги Анастасии Новых «Сэнсэй-IV»:

«— Кстати говоря, “Сфинкс” — это далеко не истинное наименование данного сооружения. Это вообще греческое слово, означающее “тот, кто душит”, возникшее от глагола “сжимать”, “удушать”. Так эту статую называли греки, поскольку, пребывая в Египте, ассоциировали её с персонажем своих древнегреческих легенд — Сфинга (Сфинкс). Сфинга у греков означало сказочное животное с головой и грудью женщины, туловищем льва, крыльями птицы. Это существо по легенде обитало на скале близ Фив и задавало прохожим неразрешимую загадку и когда не получало ответа, то душило их. Поскольку где-то их легенда перекликалась с древнеегипетскими легендами о расправе богини Сахмет (львице с человеческим лицом), дочери бога Ра, с непокорными людьми, то это название так и осталось в истории.

Хотя отмечу, что греческая легенда родилась из более древней версии о хищнице Фикс, обитавшей в Беотии на горе Фикион — свирепом чудовище, способном заглатывать свою добычу. В жестоком сражении её одолел Эдип. А сам образ Сфинга родился у греков под влиянием малоазийского образа крылатой полудевы-полульвицы.

Что же касается большого Сфинкса, то, на самом деле, в Египте его именовали как Хармахис, который олицетворяли с восходящим на Востоке солнцем и символом воскрешения. Но эти понятия вытекали из более ранних представлений о большом Сфинксе как о “Страже дома богов”. И это не случайно. Так как это сооружение охраняет тайну пути, ведущего к Храму Лотоса — одной из древнейших подземных построек в этом месте».

Из этого интересного и содержательного отрывка текста можно сделать несколько выводов:

  1. На самом деле большого Сфинкса называли Хармахис;
  2. Греки именовали его Сфинксом. Основанием для такого названия послужила местная легенда о Сфинге. Опять-таки, легенда о Сфинге появилась из более древнего повествования о Фиксе;
  3. Изображение сфинкса было распространено в Египте и Малой Азии и совмещало в себе черты человека и различных животных;
  4. Большой Сфинкс служит стражем дома Богов.

О Большом Сфинксе в Интернете и книгах Анастасии Новых выложено очень много материала. Изложенной информации для анализа и изучения более, чем достаточно. Но всё же, может, отойдём немного в сторону от общепринятых теорий изучения большого Сфинкса и посмотрим на Сфинкса как на стража дома Богов, но не того, который скрыт под ним. Иного.

Так пусть и дальше будем называть Хармахиса Большим Сфинксом, просто хотя бы для того, чтобы избежать путаницы. Наш мозг уже привык к этому названию, и вместе с упоминанием Большого Сфинкса сразу же возникает его величественный профиль.

Современный толковый словарь издательства «Большая Советская Энциклопедия» предложил следующее толкование:

  • ХАРМАХИС (Хор-Эм-Ахет) (др.-егип. Гор на небосклоне), в египетской мифологии одна из ипостасей бога Гора, связанная с культом солнца. Изображался в виде сфинкса или льва с головой сокола.

О Сфинксе или Сфинге в Интернет-пространстве можно узнать следующее:

  • Сфинкс (др. греч Σφίγξ, Σφιγγός, сфинга, собств. «душительница») — зооморфное мифическое существо.
  • В древнеегипетском искусстве — животное с телом льва, головой человека или (реже) — головой сокола или барана.
  • В древнегреческой мифологии — чудовище с головой женщины, лапами и телом льва, крыльями орла и хвостом быка, персонаж легенды об Эдипе.

Греческий миф об этом мифическом создании легко можно найти. Сфинкс или Сфинга в древнегреческой мифологии — это крылатое чудовище с лицом и грудью женщины и туловищем льва. Она — порождение стоглавого дракона Тифона и Ехидны. Имя Сфинкс связано с глаголом «сфинго» — «сжимать, удушать». Насланная Герой на Фивы в наказанье за совращение Лаем юного Хрисиппа, она расположилась на горе близ Фив (или на городской площади), и задавала каждому проходившему загадку: «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днём на двух, а вечером на трёх?» Не сумевшего дать разгадку Сфинкс убивала, и таким образом погубила много знатных фиванцев, включая сына царя Креонта. Удручённый горем царь объявил, что отдаст царство и руку своей сестры Иокасты тому, кто избавит Фивы от Сфинкса. Когда загадку разгадал Эдип, Сфинкс в отчаянье бросилась в пропасть и разбилась на смерть, а Эдип стал фиванским царём.

Этот вариант мифа появился из своей более древней версии, в которой первоначальным именем хищницы, обитавшей в Беотии на горе Фикион, было Фикс (здесь её родителями названы Орф и Эхидна). Древняя Фикс была свирепым чудовищем, способным заглатывать добычу. Её одолел Эдип с оружием в руках в ходе жестокого сражения. Сам образ Фикс возник под влиянием образа крылатой полудевы-полульвицы, распространённого в Малой (Передней) Азии.

Чем глубже вникаешь в этот вопрос, тем больше он вызывает недоумение. Как можно было отождествлять столь разные сущности? Как их можно было связать?

Почему греки назвали Большого Сфинкса этим именем? Ведь он олицетворяет воплощение бога Гора, надежду на воскрешение, а Фикс – это вообще свирепое чудовище, заглатывающее свою добычу. Большой Сфинкс вмещает в себе образ льва. Богиня Сехмет изображалась с головой львицы и телом женщины. Фикс тоже появилась из образа полудевы-полульвицы. Может, поэтому греки дали этому изваянию такое имя? По сути, легенда о Фиксе где-то похожа на древнеегипетскую легенду о богине Сехмет. Сехмет была супругой бога Птаха, богиней войны и грозным оком бога Солнца Ра. Она изображалась с головой львицы и телом женщины. Известна она была своей расправой с непокорными людьми, что немного схоже с образом Сфинги. Давайте отметим, что Сехмет расправлялась именно с непокорными. Здесь есть ещё о чём подумать. Как связаны между собой Хармахис и Сехмет? Может потому, что Сехмет охраняла фараона. А комплекс пирамид в Гизе официально признается как гробница фараонов. Здесь есть связь, но мне интересно разобраться в другом.

Посмотрим на сфинкса. Поиск изображения сфинкса дал разнообразные результаты. Теперь можно разделить, что есть скульптуры сфинксов, которые во множестве распространены в Малой (Передней) Азии, Египте, есть скульптура Большого Сфинкса и есть изображения Сфинга/Фикса. Изображения сфинкса также были распространены в Греции. К примеру, там даже монеты чеканились с их изображением. Среди скульптур сфинксов есть такие, которым придан именно такой образ. Он совмещает в себя части тела человека, льва, орла и быка; этот образ несёт в себе уже знакомые нам черты.

Образы человека, льва, орла и быка в свете истинных Знаний используются для объяснения энергетической конструкции Человека, его четырёх Сущностей. И через образ сфинкса в древнегреческой мифологии идёт указание на четыре Сущности как собирательный облик чудовища, совмещающего в себе человека, льва, орла и быка.

О значении человека, льва, орла и быка в исконных Знаниях хорошо написано в книге Анастасии Новых «АллатРа», особенно в том отрывке, где дается описание иконы «Спас в силах».

Приведу цитату из этой книги:

«Ригден: Более того, на иконе “Спас в Силах” Христос изображён на фоне геометрических фигур. В частности, на заднем плане находится красный квадрат, по углам которого расположены крылатый человек, лев, телец и орёл.

Анастасия: То есть символы четырёх Сущностей на фоне красного квадрата.

Ригден: Да. Сейчас в христианстве эти образы (тетраморфы) трактуют как символы евангелистов (соответственно, Матфея, Марка, Луки, Иоанна). Вследствие такой жреческой трактовки, теперь мало кто знает об истинной сути этих символов и их происхождении. А вот “пастве” этой мировой религии их поясняют так: Матфей — это образ крылатого человека. Он был сборщиком податей, поэтому его образ обычно изображают при помощи денежной суммы, копья, меча. ..

Анастасия: Ну да, образ человека — это символ человеческой природы и желаний, традиционное аллегорическое толкование у древних восточных народов Задней сущности в контексте знаний о четырёх Сущностях.

Ригден: Абсолютно верно, только об этом уже давно никто не помнит. Далее символ Марка — лев, царь зверей. Символ Луки — крылатый бык, где сам бык рассматривается как жертвенное животное.

Анастасия: Так бык ещё в праиндийской цивилизации означал Животное начало, а у большинства древних народов — характеристику Правой сущности человека. А сколько старинных восточных сюжетов посвящено борьбе со львом и победе над ним, как символе укрощения человеком своей самой умной и властолюбивой Левой сущности — опоре Животного начала!

Ригден: Ну так всё просто, когда понимаешь очевидное… А вот символ Иоанна — орёл. Однако изначально в контексте знаний о четырёх Сущностях стояла другая птица. По факту, здесь должен быть изображён сокол, если следовать первоисточникам, откуда жрецы копировали сюжет для своей новой религии. У многих древних народов, в том числе и египтян птица (сокол) являлась символическим обозначением Передней сущности. Орёл — это уже вставка от жрецов в сведения, заимствованные ими у других народов. Но это уже другая тема разговора».

Если рассматривать образ сфинкса как указание на четыре Сущности человека, то сама легенда и вопрос, который задает Сфинг, в греческой мифологии предстают уже в новом, отличительном свете. Если в жизни своей человек совершил правильный выбор, смог побороть в себе Животное начало, правильно ответить на вопрос: «Кто я?»; то он, как Эдип, способен победить своё Животное начало и войти в царство, которое ему обещано.

В более ранней версии древнегреческого мифа, указания на исконные Знания носили ещё более конкретный характер. Фикс именно заглатывала проигравшего ей в схватке человека. Это так похоже на объяснения ада, которое также приведено в книге «АллатРа»:

«Кстати, на санскрите “ад” (транскрипция русскими буквами) означает “есть, глотать, поглощать”, или, говоря древнерусским языком, — “жрать”. Этот материальный мир считался древними людьми как раз тем местом, что нынешние религии называют адом и изображался в виде чудовища, которое пожирает людей, их судьбы и Души. Но если человек денно и нощно жаждет спасти свою Душу, работает над собой в каждом дне, то это даёт ему шанс выйти навсегда за пределы материального мира, за пределы страданий и постоянных перерождений».

Не зря легенда говорит о жестоком сражении Эдипа с Фиксой, и оно, по сути, похоже на личный армагеддон человека. Но Человек способен выйти из него победителем. В этом сражении важно сделать правильный выбор и твёрдо следовать намеченному пути. Человек способен одержать победу над своим животным началом, обрести воскрешение в новом для себя качестве как Ангел Божий уйти в Мир Духовный.

Но здесь мне все-таки вновь хотелось бы вернуться к началу этой темы и вспомнить, что Большой Сфинкс создан именно как страж Дома Богов. Само понимание стража довольно интересно в Исконных Знаниях и не раз отражалось в эпосе народов мира. Поэтому на страже, как части легенды о Сфинксе,  хотелось бы отдельно остановиться во второй части этого изложения.

Легенда о Сфинксе — один из примеров того, как в древних верованиях, сказаниях, сказках. мифах и легендах нашли свое отражение Исконные Знания. Они раскрываются идущему по Духовному пути. Но бывает, когда в таких красивых и поэтических произведениях скрыто нечто большее. Когда неясная связь легкой тенью скользит от древней Греции к еще более мудрому древнему Египту. В Исконных Знаниях победа Человека над своим Животным началом неизменно сопровождается прохождением им стража.

Стражем, охраняющим Дом Богов, является Хармахис. Да правильно, первый взгляд на комплекс в Гизе создает впечатление, что Большой Сфинкс охраняет пирамиды. Но все-таки его основное предназначение — это Храм Лотоса. Под ним скрыто это подземное сооружение, вход в которое расположен в лапах Льва. Хотя все же Домом родным для каждого человека есть Мир Духовный. Мир, где в Любви живут Ангелы, о котором так сказано в предисловии к книге Анастасии Новых «АллатРа».

Для меня Хармахис является логическим завершением легенды о Сфинксе, которая так красиво и незатейливо указывает на историческую личность — Гора. Гор был реальным лицом, жившим и правящим в Египте на протяжении многих лет. Нас приучают к тому, что персонажи в легендах и мифах выдуманы. Так можно было бы и относится к этому человеку. Но вот египетский жрец Манафон оставил нам более чем конкретное упоминание о нём. В книге Анастасии Новых «Эзоосмос. Исконный Шамбалы» говорится о Горе как о сильной духовной личности. Его деятельность неразрывно связана с духовным развитием человечества. И древние египтяне, сознавая ценность полученных знаний, стремились закрепить их в народном творчестве, памятниках архитектуры, культуры и быта, в том числе и изваянии Большого Сфинкса. Ведь не зря  первоначально это величественное изваяние назвали Хармахис, что означает «Гор на небосклоне».

Если писать о Горе, то полагаю обязательно надо начать с Осириса – отца Гора. Осирис унаследовал трон правителя Египта и стал править им с добротой мудрого правителя. Египтяне признают, что это были поистине золотые времена для их страны. Много народов покорилось Осирису без какого либо принуждения, добровольно. И во всех делах этого правителя ему верной подругой и помощницей была его жена – Исида. Но Осирис был умерщвлен Сетом, как говорят, без пролития и капли божественной крови. Потом со временем тело Осириса было расчленено Сетом на 14 частей и разбросано по территории Египта. Исида собрала все части тела Осириса и на тех местах, где их находили, построены 14 храмов. От этих отстроенных храмов и развивался Египет в дальнейшем.

Гор вырос и победил Сета. Он смог оживить своего отца, но Осирис не пожелал вернуться в мир материальный и остался в мире загробном. Он передал власть Гору, который и занял трон правителя Египта. У Гора были 4 сына: Амсет, Хапи, Дуамутеф и Кебексенуф. Четверо сыновей Гора, в изначальном духовном смысле, и есть четыре Сущности человека. Они присутствуют на суде Осириса и им определена роль защитников трона Осириса. В обретенных знаниях сказано, что победив свое Животное начало, человек подчиняет себе четыре Сущности и они становятся все защитниками. И ещё один факт о защитниках: Тот повелел египтянам хранить и защищать Гора, когда его родила Исида, сказав при этом, что без него Египет погрузится во мрак и хаос.

Будучи спасённым, после своего становления Гор, если образно выражаться, стал стражем Дома Богов. В Знаниях отдельно выделено, что идущий по Пути духовного развития Человек обязательно должен с ним встретится, ответить искренне и честно на вопрос: «Кто я?», победить свое Животное начало и сдать самый главный экзамен в Жизни. Гор может быть и не является напрямую тем самым Стражем (хотя откуда мне знать доподлинно), но через образ его переданы Знания о пути Бессмертия. О прохождении этого Стража так вдохновенно написала Анастасия Новых в книге «Сэнсэй-IV»:

«Духовный опыт — это результат жизни, в которой твоя духовность должна проявляться во всём: в мыслях, поступках, действиях, духовных практиках и, в первую очередь, помощи людям во имя добра, ибо это есть самый ближайший путь к Богу. Любовь человека не тщетна, ибо она очищает душу и дарует силу созидания. Молитвы и медитации не бессмысленны, ибо они есть такое же благо для духовного роста человека, как питание для плода, набирающего силу. Упование на Бога не ложно, ибо в нём сокрыто сущее, что связывает нас непосредственно с Ним. Так что быть настоящим Человеком и истинно приближаться к Богу — это значит с каждым днём всё больше проявлять в мир Свет своей души и добиться того, чтобы в этом Свете не было даже намёка на присутствие тени. Только тогда вы сможете пройти Стража и воссоединиться с истинным Источником Света».

Давайте посмотрим на изображение Стража, нарисованного Анастасией Новых. Как-то он мало похож по виду на Гора или Большого Сфинкса, но мне кажется суть у них очень близкая.

Пройдя Стража, сдав экзамен на духовную зрелость аттестационной комиссии под председательством Владыки Шамбалы, Человек ещё при жизни смело проходит в Мир Духовный или, говоря иными словами, в Дом Богов и сам становится частью Беспредельного.

Так в легендах древней Греции, в символике Египта сохранились зерна духовных Знаний о сути Человеческой жизни. Кроме Большого Сфинкса можно найти другие источники истинных Знаний. Но в то же время, на основе легенды о Сфинге/Фиксе видно, как сознание противится процессу духовного освобождения Человека, как неуклонно оно затирает исконные Знания, искажает их. Да, дьяволу под силу исказить истинный смысл духовных Знаний в умах людей, но затереть Большого Сфинкса он не может. Ибо само время боится Пирамид и Величественного изваяния Стража Мира Духовного.

Автор: Игорь Гайдук
25.12.2016

Sphinx – Mythopedia

Creature

By Avi KapachПоследнее обновление 9 декабря 2022 г.

Существо, известное нам как Сфинкс, восходит к иллюстрациям и религиозным изображениям из Египта и Месопотамии, созданным еще в третьем тысячелетии до нашей эры. Сфинкс в конце концов попал и в греческую мифологию, вероятно, вдохновленный египетской версией этого существа.

  • Кто были родители Сфинкса?

    В греческой мифологии Сфинкс обычно описывался как ребенок Орфа и Химеры или Тифея и Ехидны, в зависимости от источника.

  • Кто убил Сфинкса?

    В известном мифе Сфинкс прыгнул на смерть после того, как Эдип разгадал свою знаменитую загадку.

  • Содержание

    • Обзор
    • Этимология
    • Атрибуты
    • Семья
    • Мифология
    • Поклонение
    • Поп-культура

    Обзор

    Сфинкс был гибридом греческого, египетского льва и, как правило, представлялся как человеческое существо, часть греческого, египетского и месопотамского. Иногда он также мог похвастаться птичьей анатомией, такой как крылья орла или сокола. В греческой мифологии Сфинкс всегда был женщиной.

    Греческую версию Сфинкса обычно называли потомком либо Орфа и Химеры, либо Тифея и Ехидны (были разные версии). Она устроила свое логово за пределами города Фив, где загадывала путникам и прохожим загадку и убивала их, когда они не давали правильного ответа. Но когда Эдип наконец разгадал ее загадку, Сфинкс прыгнул насмерть.

    Греки также считали Сфинкса своего рода демоном Подземного мира. Сфинксы были чрезвычайно популярны в древнем искусстве и продолжают часто появляться в современных СМИ.

    Этимология

    Похоже, что в Древней Греции популярная или народная этимология вывела имя «Сфинкс» (Σφίγξ, транслит. Sphínx ) от греческого глагола σφίγγω ( sphíngō), «связывать с ». [1] Но истинная этимология неизвестна. [2]

    Произношение

    Альтернативные имена

    Имя «Сфинкс» несколько варьировалось в зависимости от местных диалектов. Наиболее значительным вариантом является беотийский Φίξ ( Phíx ), использованный, например, великим беотийским поэтом Гесиодом в его Теогонии . [3]

    Атрибуты

    Местонахождение

    Греческий Сфинкс жил недалеко от Фив, важного города в центральной греческой области Беотии. Некоторые источники указывают еще более точное местонахождение ее логова: гора Фикий, к западу от Фив. [4] Другие добавили, что Сфинкс изначально прибыл из Эфиопии. [5]

    Внешний вид и способности

    Сфинкс был существом-гибридом, подобно Химере или грифону. Хотя его версии были известны в Египте и Месопотамии (см. ниже), греческий Сфинкс обычно изображался с телом льва и головой человеческой женщины. Во многих источниках у него также были крылья, а более поздние источники добавили, что вместо хвоста у него была змея. [6]

    Вооружившись своей знаменитой загадкой, которую, как иногда говорят, она узнала от самих Муз, Сфинкс принесла городу Фивы много страданий. Она сидела в своем логове за городом, загадывала путникам и прохожим свою загадку, убивала и пожирала тех, кто не давал правильного ответа. [7]

    Иконография

    Сфинксы были популярны в греческом искусстве еще в Бронзовом веке. На некоторых из этих ранних изображений была изображена голова мужчины, но к пятому веку до н. э. Сфинкс, все более связанный с мифологией Фив, всегда был женщиной. В искусстве, как и в литературе, Сфинкс обычно изображался с телом льва и человеческой головой, иногда в головном уборе. У него часто были крылья.

    Сфинксы часто изображались на вазах и скульптурах, часто в мифологических сценах с Эдипом. Они также использовались в качестве декоративных элементов в архитектуре и мебели и даже появлялись на монетах и ​​официальной атрибутике, такой как печати (например, на перстне римского императора Августа был изображен сфинкс). Наконец, поскольку сфинксы ассоциировались с Подземным миром, их часто изображали на погребальных предметах, таких как саркофаги, урны и могильные алтари. [8]

    Мраморная капитель и навершие в форме сфинкса (ок. 530 г. до н. э.).

    Метрополитен-музей Public Domain

    Семья

    Было несколько разных сведений о происхождении Сфинкса. Согласно Гесиоду, Сфинкс родился от Орфа, двуглавого пса, и Химеры, гибридного монстра с чертами льва, козла и змеи. [9] Согласно Аполлодору и Гигину, с другой стороны, она была ребенком Тифея и Ехидны, древних змеиных монстров. [10] Другие источники объединили эти две версии и сделали Сфинкса ребенком Тифея и Химеры. [11]  

    В каждой из этих генеалогий у Сфинкса были различные чудовищные братья и сестры. Она была сестрой либо Немейского льва (по Гесиоду) [12] , либо Горгоны, Цербера, дракона, охранявшего Сад Гесперид (иногда называемого Ладоном), Гидры, дракона, охранявшего Золотое руно , Сцилла и Химера (согласно Гигину). [13]

    Но были и другие версии генеалогии Сфинкса. В одном Сфинкс на самом деле была одной из дочерей Кадма, основателя Фив, и превратилась в знакомое гибридное существо только после того, как сошла с ума. [14] В другом Сфинксом звали внебрачную дочь Лая, царя Фив и отца Эдипа (см. ниже). [15]

    Семейное древо

    Мифология

    Происхождение

    Сфинксы возникли где-то на Ближнем Востоке. Уже в середине 3-го тысячелетия до н. э. они были широко распространены в искусстве, геральдике и религиозных изображениях Египта и Месоптомии. Например, Великий Сфинкс в Гизе, вероятно, был возведен во время правления фараона Хефрена (ок. 2558–2532 гг. до н. э.), которого, как говорят, он представлял. И египетских, и месопотамских сфинксов часто изображали убивающими или топчущими людей, скорее всего, врагов царя.

    Большой Сфинкс в Гизе, Египет.

    BarcexCC BY-SA 3.0

    Как правило, египетский или месопотамский сфинкс обладал телом льва и головой человека. Иногда у него также были крылья или рога.

    Хотя греческий сфинкс был женщиной, восточные сфинксы могли быть любого пола. Египетский сфинкс, например, часто представлял фараона или богов-мужчин, которых он воплощал, и, таким образом, имел мужскую, а не женскую голову — то, что греки иногда называли «андросфинксом» (ἀνδροσφίγξ, «человек-сфинкс»). [16] Египетские сфинксы также могли иметь голову и крылья сокола (представляющего Гора) или барана (представляющего Амона). Однако сфинксы с головой человеческой женщины (подобные греческому сфинксу) не были неизвестны на Востоке: они были довольно популярны в Сирии и Анатолии, особенно в хеттской архитектуре, и даже иногда засвидетельствованы в Египте.

    Сфинкс прибыл в Грецию где-то в минойский период (ок. 2000–1450 гг. до н. э.) или микенский период (ок. 1600–1100 гг. до н. э.). Его основным источником вдохновения, вероятно, был египетский сфинкс. [17] В последующие исторические периоды Сфинкс продолжал процветать в греческом искусстве, культуре и, конечно же, в мифологии.

    Загадка Сфинкса

    В Древней Греции Сфинкс был тесно связан с Фивами, одним из самых легендарных городов греческой мифологии. Говорили, что один из богов послал ее туда, чтобы наказать фиванцев за какой-то проступок (личность бога и подробности проступка различаются в зависимости от источника). [18]

    Согласно известной версии мифа, Сфинкс устроила свое логово в горах за пределами Фив и загадывала каждому, кто встречался ей на пути, загадкой. В самой простой прозаической форме загадка звучала так:

    Что такое то, что имеет один голос, но становится четвероногим, двуногим и трехногим? [19]

    Но древние иногда также цитировали загадку в стихах:

    По земле ходит существо двухфутовое, четырехфутовое и трехфутовое; у него один голос, но он единственный среди животных, растущих на земле, в небе или под водой, может изменять свою природу; более того, когда он ходит, опираясь на большинство ног, скорость его конечностей становится меньше, чем когда-либо прежде. [20]

    Всякий раз, когда кто-то не мог правильно ответить на загадку, Сфинкс убивал и пожирал их. Так погибло много знатных фиванцев, в том числе (по некоторым сведениям) сын Креонта, один из самых могущественных деятелей города. [21] В отчаянии Креонт объявил, что любой, кто успешно разгадает загадку и избавит Фивы от Сфинкса, может жениться на Иокасте, вдове покойного царя Лая, и стать новым царем Фив.

    Сфинкс, наконец, встретил свою пару в лице Эдипа, который на самом деле был сыном Лая и Иокасты (хотя сам он в то время этого не знал). Когда Сфинкс загадал свою загадку, Эдип рассудил, что люди ходят на четвереньках в младенчестве, на двух ногах во взрослом возрасте и на трех ногах — двух ногах и трости — в старости. Таким образом, он ответил правильным ответом: человек.

    Эдип и Сфинкс Франсуа-Эмиля Эрманна (1903). Страсбургский музей современного искусства, Страсбург, Франция.

    Wikimedia CommonsPublic Domain

    Затем Сфинкс либо бросилась со скалы насмерть (общая версия) [22] , либо была убита Эдипом. [23] После этого триумфа Эдип стал царем Фив и женился на Иокасте, не зная, что она его родная мать.

    Другие версии

    В древности существовало несколько альтернативных версий мифологии Сфинкса. Сегодня они известны нам только в сводном виде из различных разрозненных источников.

    В одной версии, своеобразной «рационализации» традиционного мифа, Сфинкс был вовсе не монстром, а женщиной-бандиткой. Лидер небольшой армии преступников, этот «Сфинкс» опустошал сельскую местность Фив, пока Эдип либо не собрал собственную армию и не победил ее, либо не убил ее с помощью обмана. [24]

    В другой версии «Сфинкс» звали одного из многих внебрачных детей короля Лая. Параноидальный по поводу наследования своего престола, Лай научил свою дочь Сфинкс древнему пророчеству, передававшемуся от одного царя Фив к другому. Говорили, что только истинный король, то есть законный сын Лая и его королевы, знал это пророчество. Таким образом, всякий раз, когда незаконнорожденные сыновья Лая приходили в Фивы в поисках своего отца, Сфинкс спрашивал их о пророчестве и убивал их, если они не знали его. Однако когда давно потерянный сын Лая Эдип прибыл в Фивы, он смог правильно процитировать пророчество, узнав его во сне. [25]

    В другой версии, также являющейся рационализацией, Сфинкс был не чудовищем, а женщиной-провидицей, предупредившей фиванцев об их неминуемой гибели. [26]

    Наконец, была еще одна версия, в которой Сфинкс изначально был одной из дочерей Кадма, основателя и первого царя Фив. Но она сошла с ума, вероятно, в результате отказа потомков Кадма признать нового бога Диониса, и превратилась в чудовище — знаменитого Сфинкса. [27]

    Сфинкс между Орхоменом и Фивами

    Некоторые ученые предполагают, что Сфинкс изначально был связан с войной между Фивами и соседним минейским городом Орхомен. В этом мифе царь Климен был случайно убит фиванцем, что побудило его сына Эргина напасть на Фивы и заставить их жителей платить ему ежегодную дань. В конце концов фиванцам удалось сбросить оковы Эргина под предводительством Геракла.

    Война между Фивами и Орхоменом развернулась в разных местах недалеко от горы Фициум, традиционного прибежища Сфинкса. Это заставило некоторых ученых предположить, что Сфинкс изначально был каким-то образом связан с войной и что он был привит к мифу об Эдипе лишь позднее. [28]

    Поклонение

    Сфинксу не поклонялись как божеству в Древней Греции, но сфинксы были популярны в религиозном контексте. Многие скульптурные обеты, то есть подношения, оставленные в храмах, святилищах или алтарях богов, были созданы по образцу Сфинкса. Одним из известных примеров является Сфинкс наксианцев, скульптура Сфинкса, сидящего на вершине ионической колонны, обнаруженная недалеко от храма Аполлона в Дельфах.

    Сфинкс Наксоса, освященный в Дельфах ок. 560 г. до н.э. Дельфийский археологический музей, Дельфы, Греция.

    Рикардо Андре ФранцCC BY-SA 3.0

    Сфинкс также был связан с Подземным миром с раннего периода. В народной религии это существо, по-видимому, считалось своего рода демоном Подземного мира или стражем могилы. Таким образом, сфинксы иногда использовались в качестве украшения на могильных стелах в Аттике. [29]

    Поп-культура

    Сфинксы сохранили свое присутствие в современной популярной культуре. Греческий вариант Сфинкса чаще всего запоминается своей загадкой, и сегодня словосочетание «загадка Сфинкса» часто используется для обозначения какой-либо трудной или неразрешимой головоломки.

    Сфинкс часто появляется в современных пересказах греческих мифов. В пьесе Жана Кокто «: Адская машина » (1934) Сфинкс фактически дает Эдипу ответ на ее загадку, чтобы она, наконец, могла перестать убивать и покончить с собой. Сфинкс также появлялся в популярных франшизах, вдохновленных греческой мифологией, в том числе Зена: королева воинов ( Охотница и Сфинкс — название романа 1997 года) и Рика Риордана Перси Джексон и олимпийцы (Сфинкс появляется в четвертой книге, Битва в Лабиринте ). Наконец, «Загадка Сфинкса» использовалась в качестве названия нескольких фильмов, музыкальных альбомов и видеоигр.

    Ссылки

    Примечания

    1. Связь более очевидна во множественной форме имени Sphinx, Σφίγγες (транслит. Sphínges ).

    2. См. Мартин Л. Уэст, Гесиод: Теогония (Оксфорд: Кларендон, 1966), 88; Пьер Шантрен, Этимологический словарь греческого языка (Париж: Klincksiech, 1977), 4:1077; Роберт С. П. Бикс, Этимологический словарь греческого языка (Лейден: Брилл, 2009), 2: 1431–32.

    3. Гесиод, Теогония 326.

    4. Ликофрон, Александра 1465; Аполлодор, Библиотека 3.5.8; ср. Гесиод, Щит Геракла 33; Павсаний, Описание Греции 9.26.2. Вероятно, это была игра на сходстве между названием горы и названием «Сфинкс».

    5. Схолия Еврипида Финикиянки 1760.

    6. Аполлодор, Библиотека 3.5.8; схолии Еврипида Финикийские женщины 45, 1760; ср. Иоанн Цецес на Lycophron’s Alexandra 7, где Сфинкс описывается как имеющий черты льва спереди, человеческие сзади, когти стервятника и крылья орла.

    7. Аполлодор, Библиотека 3.5.8; Диодор Сицилийский, Библиотека истории 4.64.4; и т. д.

    8. Nota Kourou et al., «Сфинкс», в Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae (Цюрих: Artemis, 1994), 7:1149–74.

    9. Гесиод, Теогония 326–27. Однако этот отрывок можно интерпретировать по-разному: матерью Сфинкса является Ехидна или даже Кето.

    10. Аполлодор, Библиотека 3.5.8; Гигин, предисловие к Fabulae , 151.

    11. Схолия Гесиода Теогония 326.

    12. Гесиод, Теогония 326ff.

    13. Hyginus, предисловие к Fabulae , 151.

    14. Scholia On Hesiod’s Теогония 326.

    15. Pausanias Описание Описания из GREECE

    16. .

    17. Геродот, Истории 2.175.

    18. Сара Андерсон Иммервар, 9 лет0067 Эгейская живопись бронзового века (University Park: Pennsylvania State University Press, 1990), 35.

    19. Fragmente der griechischen Historiker ( FGrH ) 16 фрагмент 10, цитируется в схолиях Еврипида Финикийские женщины 1760; Аполлодор, Библиотека 3. 5.8). Согласно другой, Сфинкс был послан Аресом, чтобы наказать Кадма, основателя Фив, за убийство исменийского дракона, который был сыном Ареса (схолии на Еврипид 9).0067 Финикийские женщины 1064, 1760). В других источниках записано, что Сфинкс был послан Аидом (Еврипид, Финикийские женщины, 810–11) или даже Дионисом (схолия Гесиода, Теогония, 326).

    20. Аполлодор, Библиотека 3.5.8, пер. Джеймс Дж. Фрейзер; ср. Диодор Сицилийский, Библиотека истории 4.64.3.

    21. Асклепиадес, FGrH 12 фраг. 7a (цитируется по Athenaeus, Deipnosophistae 10.456b, пер. Чарльза Б. Гулика). В другой традиции загадка Сфинкса могла быть другой или могла быть дополнительная загадка. Афиней, например, цитирует следующую загадку из пьесы Феодекта Эдип (ныне утерян): «Есть две сестры, из которых одна рождает другую, а сама, родив, рождается от другой» (Теодект, Эдип frag. 4 Tragicorum Graecorum Fragmenta ( TrGF ), цитируется в Athenaeus, Deipnosophistae 451f, перевод Чарльза Б. Гулика). Выясняется, что две сестры — ночь и день.

    22. Схолия Еврипида Финикиянки 45, 1760.

    23. Диодор Сицилийский, Историческая библиотека 4.64.4; Аполлодор, Библиотека 3.5.8; Hyginus, Fabulae 67.

    24. Corinna, frag. 672 Poetae Melici Graeci ( PMG ).

    25. Павсаний, Описание Греции 9.26.2; схолия по Гесиоду Теогония 326; Суда , с.в. «Отвратительный». В Суде добавлено, что после того, как Эдип победил разбойника Сфинкса, он вступил в конфликт с Лаем и убил его.

    26. Павсаний, Описание Греции 9.26.3–4. Точный источник и детали этой странной версии неизвестны, и также неясно, как это повествование может быть согласовано с известным мифом, в котором Эдип по незнанию убивает своего отца и женится на своей матери.

    27. Джон Цецес о Ликофроне Александра 7; схолии Еврипида Финикиянки 1760.

    28. Схолии Еврипида Финикийские женщины 45.

    29. Лоуэлл Эдмундс, Сфинкс и легенда об Эдипе (Königstein: Hain, 1981).

    30. Nota Kourou et al., «Сфинкс», в Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae (Цюрих: Artemis, 1994), 7:1149–74, на 1165; Ганс Вальтер, «Сфинген», Antike und Abendland 9 (1960): 60–72; Daphné Woysch-Méautis, Представительство анимационных и художественных сказок на памятниках похоронных греков (Лозанна: Bibliothèque historique vaudoise, 1982), 84–87.

    Первичные источники

    Греческий
    • Гесиод (восьмой/седьмой век до н. э.): Генеалогия Сфинкса кратко (хотя и несколько двусмысленно) упоминается в

      Теогонии.

    • Геродот (ок. 484–ок. 425 до н. э.): Историк Геродот описывает египетских сфинксов в Книге 2 своих историй .

    • Софокл (ок. 497/496–406/405 до н. э.): есть упоминания о битве Эдипа со Сфинксом в г. Эдип Тиранн г.

    • Еврипид (ок. 480–406/405 до н. э.): есть упоминания о Сфинксе и ее поражении Эдипом в году. Финикийские женщины .

    • Диодор Сицилийский (ок. 90–ок. 30 г. до н. э.): Миф об Эдипе и Сфинксе кратко изложен в Книге 4 Исторической библиотеки .

    • Павсаний (ок. 110–ок. 180 г. н. э.): Описание Греции , рассказ о путешествиях, содержит важные отсылки к альтернативным версиям мифа о Сфинксе.

    • Аполлодор (первый век до н.э. или первые несколько веков н.э.): Библиотека , мифологический справочник, ошибочно приписываемый ученому Аполлодору из Афин, резюмирует миф о Сфинксе.

    Роман
    • Овидий (43 г. до н.э. – 17/18 г. н.э.): в « Метаморфозах» Овидия есть очень краткие упоминания о Сфинксе.0068 .

    • Сенека (ок. 54 г. до н.э. – ок. 39 г. н.э. / ок. 4 г. до н.э. – 65 г. н.э.): трагедия Эдип содержит несколько ссылок на Сфинкса и ее битву с Эдипом.

    • Плиний Старший (ок. 23/24–79 гг. н.э.): В 8-й книге своей книги «Естественная история » Плиний утверждает, что в Эфиопии можно найти много сфинксов.

    • Стаций (ок. 45–ок. 96 г. н. э.): Сфинкс упоминается в эпосе Фиваида .

    • Hyginus (первый век н.э. или позже): Fabulae , мифологический справочник, ошибочно приписываемый писателю Гаю Гигину, включает разделы, посвященные мифу о Сфинксе.

    Вторичные источники

    • Эдмундс, Лоуэлл. Сфинкс и легенда об Эдипе . Königstein: Hain, 1981.

    • Ганц, Тимоти. Раннегреческий миф: Путеводитель по литературным и художественным источникам . 2 тт. Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джона Хопкинса, 19.96.

    • Куру, Нота, Майя Комвоу, Стелла Рафтопулу, Ингрид Краускопф и Стилианос Катакис. «Сфинкс». В Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae , vol. 7, 1149–1174. Цюрих: Артемида, 1994.

    • Ренгер, Альмут-Барбара. Эдип и Сфинкс: миф о пороге от Софокла через Фрейда к Кокто . Чикаго: University of Chicago Press, 2013.

    • Шахтер, Альберт. «Сфинкс». In Оксфордский классический словарь , 4-е изд., под редакцией Саймона Хорнблауэра, Энтони Спофорта и Эстер Эйдиноу, 1393–1394. Oxford: Oxford University Press, 2012.

    • Зайдлмайер, Стефан Йоханнес, Нина Йохансен и Бальбина Бэблер. «Сфинкс». В New Pauly Брилла под редакцией Хьюберта Канчика, Гельмута Шнайдера, Кристин Ф. Салазар, Манфреда Ландфестера и Фрэнсиса Г. Джентри. Опубликовано в Интернете в 2006 г. http://dx.doi.org/10.1163/1574-9347_bnp_e1119080.

    • Смит, Уильям. «Сфинкс». В Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Лондон: Споттисвуд и компания, 1873 г. Цифровая библиотека Персея. По состоянию на 15 декабря 2021 г. 1.

    • Проект Theoi. «Сфинкс». Опубликовано в Интернете 2000–2017 гг. https://www.theoi.com/Ther/Sphinx.html.

    Цитата

    Капач, Ави. «Сфинкс». Мифопедия , 9 декабря 2022 г. https://mythopedia.com/topics/sphinx.

    Капач, Ави. «Сфинкс». Mythopedia , 9 декабря 2022 г. https://mythopedia.com/topics/sphinx. По состоянию на 30 января 2023 г.

    Капач, А. (9 декабря 2022 г.). Сфинкс . Мифопедия. https://mythopedia.com/topics/sphinx

    Авторы

    Сфинкс • Греческие боги и богини

    Сфинкс, возможно, является одним из самых известных изображений в мире. Существо тесно связано с Египтом, в основном из-за 5000-летней статуи, которая по сей день стоит на страже плато Гиза.

    Однако это не единственное изображение Сфинкса в древней культуре. У греков тоже был свой Сфинкс, и он был почти таким же знаменитым.

     

    Греческий сфинкс

    Египетский сфинкс почитался как королевский страж, но греческая версия была гораздо менее благородной. В Древней Греции Сфинкс был женщиной с широкими крыльями, плохим отношением и еще худшей репутацией. Она была коварна, порочна и жаждала крови.

    Согласно Гесиоду, Сфинкс был потомком огнедышащей Химеры и чудовищного двуглавого пса по имени Ортрус.

    Однако чаще считается, что Сфинкс был дочерью Ехидны и Тифона, что делало бы ее братом Химеры, Цербера, Лернейской Гидры и Немейского Льва. По общему мнению, греческий Сфинкс был мифическим чудовищем с головой женщины, телом льва, крыльями орла и хвостом змеи.

    В качестве еще одного примера сложных отношений между богами и людьми боги послали Сфинкса в город Фивы, чтобы он охотился на его жителей и пожирал всех, кто не смог разгадать ее загадку.

    Она произвела такое опустошение, что царь Креонт, регент Фив, предложил свой трон любому, кто убьет ее. Эдип был единственным, кто принял вызов и добился успеха.

     

    Греческий сфинкс против египетского сфинкса

    В египетских преданиях Сфинкс был символом, а не отдельной сущностью. Существо считалось фигурой-хранителем. Это был защитник великих пирамид и разрушитель врагов бога солнца Ра. Это также рассматривалось как представление фараона и его божественной силы.

    В греческих мифах Сфинкс был не более чем чудовищем. Однако, как ни странно, эта фигура была введена в греческую мифологию греками, путешествующими туда и обратно через Средиземное море в Египет, единственную другую сопоставимую цивилизацию в то время.

    Так как же образ Сфинкса так исказился в глазах грека? Легенда ясно указывает, в каком именно квартале он был введен в греческую мифологию. В то время как исходная египетская или эфиопская фигура не имела крыльев и имела верхнюю часть туловища и лицо мужчины, ястреба или барана, а не женщины, фигура Сфинкса была значительно изменена после его включения в греческую историю.

    Египетский Сфинкс ясно изображает бескрылого льва с человеческой верхней частью туловища. Хотя его верхняя часть была человеческой, Сфинкс описывался как лев.

    Греческий Сфинкс был совсем другим. Его тело было также львиным, но у него были крылья, змеиный хвост, а также лицо и верхняя часть туловища женщины. Греческие сфинксы также появляются в разных позах, а не просто лежат вперед, как их египетские собратья.

     

    Эдип и Сфинкс

    В классической греческой истории об Эдипе богиня Гера послала Сфинкса бичевать жителей Фив в наказание за какое-то древнее неизвестное преступление. Некоторые считают, что это произошло из-за того, что он не извинился и не искупил преступления, совершенные бывшим фиванским царем.

    Сфинкс сидел на склоне горы за пределами древнего города и заставлял любого, кто надеялся войти или выйти, решить неразрешимую загадку. Она узнала загадку от муз, и каждый раз, когда путник не мог правильно ее разгадать, она пожирала их, в результате чего никто не мог выйти или войти в город. Сложность загадки и хитрость Сфинкса означали, что никто не мог перехитрить ее.

    Однажды пропавший принц Фив по имени Эдип направлялся к городу, чтобы сразиться с существом и разгадать ее загадку. В самых ранних отчетах не упоминалась конкретная загадка, данная ему Сфинксом, но более поздняя версия включала ее, и с тех пор она стала очень известной.

     

    Загадка

    Тех, кто подходил к чудовищу, спрашивали: «У какого существа один голос, но оно становится четвероногим, двуногим и трехногим?»

    Когда Эдип услышал эту загадку, он просто ответил: «Человек». В детстве человек ползает на руках и коленях/ступнях, поэтому у него четыре ноги. В зрелом возрасте ходит на двух ногах. В старости он использует трость или трость в качестве третьей ноги.

     

    Вторая загадка

    Согласно некоторым сообщениям, Эдипу была дана вторая загадка после успешного ответа на первую: «Есть две сестры: одна рождает другую, а она, в свою очередь, рождает первую. Кто эти две сестры?

    Ответ, который снова угадал Эдип, — «день и ночь». Отгадав ее загадки, Эдип смог пройти.

     

    Смерть Сфинкса

    После правильного ответа на оба вопроса Эдипу не нужно было ничего делать, чтобы уничтожить чудовище. В большинстве мифов говорится, что она покончила с собой, спрыгнув со скалы, на которой сидела, и кувыркнувшись насмерть внизу. Однако, по некоторым данным, она поглотила себя.

    В любом случае история Эдипа и Сфинкса признана поворотным моментом, помогающим перейти от старых религиозных практик к тем, которые сосредоточены вокруг олимпийских богов.

     

    Современная интерпретация

    Многие греческие источники признают, что Сфинкс не был греком по происхождению. Согласно нескольким текстам, она пришла из далекой Африки. И в современном, и в древнем мире самые известные сфинксы жили в Египте.

    Вдоль Нила процветала торговля, вероятно, именно так греки познакомились с этим древним существом.

    В Египте было много сфинксов, но самым известным из всех был гигантский страж Гизы. Когда был рассказан греческий миф об Эдипе, эта достопримечательность простояла уже почти две тысячи лет.

    Торговля с египтянами через Средиземное море, греки были хорошо знакомы с изображением Сфинкса и других египетских божеств. Однако, в отличие от египтян, в их рассказах упоминался только один Сфинкс. Она была единственной в своем роде.

    Сфинксы, изображенные в египетском искусстве, несколько отличаются от греческих сфинксов. Во-первых, египетские сфинксы, такие как Великий Сфинкс Гизы, почти всегда самцы. Однако греческий Сфинкс изображается женщиной.

    Греческое существо также имело крылья и змеиный хвост, которые никогда не изображались в египетской иконографии. Кроме того, в отличие от греческого сфинкса, египетские и месопотамские сфинксы принимали разные формы. Хотя наиболее известен лев с человеческой головой, на изображениях также изображены сфинксы с головами баранов или соколов.

    Несмотря на эти различия, греческий сфинкс, несомненно, был основан на образах сфинксов в Египте. Греческая мифология даже утверждает, что он пришел из чужой земли.

    Однако при адаптации к греческой мифологии черты были изменены и добавлены, чтобы сделать существо уникальным греческим. Змеиный хвост и орлиные крылья греческой версии Сфинкса были знакомыми чертами, обычно связанными с мифологическими монстрами.

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *