Сфинкс мифология – 14. Загадочный Сфинкс. Мифологические существа народов мира [Магические свойства и возможности взаимодействия]

Сфинкс — легенда о сущности, значение символа

Сфинкс — мистическое существо, герой мифов Древней Греции и Египта. Это зооморфная сущность символ глубинной связи, сокрытых тайн. Сфинкс рассматривается как энигматический символ, ассоциировался с царской властью и стражами. Ассоциируется с тайной, которую скрывает.

В статье:

Сфинкс у разных народов

сфинкс мифологияВ литературе есть вариации существа, и каждая отличается. Один из вариантов — фиванский Сфинкс, упоминается  в легенде об Эдипе. В мифе у сущности женская голова и грудь, тело быка либо собаки, лапы льва, хвост дракона, крылья птицы. Исследователи объясняют: этот образ – альянс главных стихий и женского начала.

Сфинскс, как и другой монстр, ассоциируется с хаосом, безумной разрушающей все на пути мощью, что носит в себе иррациональную природу. Поэтому его можно сразить с помощью силы разума. В легенде он повержен Эдипом, несущим в себе мужское начало.

Один из египетских сфинксов имеет голову барана,  что ассоциируют его с Богом Амоном – покровителем черного небесного пространства и воздуха. Египетские сфинксы в отличие от греческих изображались с мужской головой и туловищем льва (также проводилась параллель с мужским началом).

В каждое сочетание людских и звериных частей тела в мифах вкладывался смысл. Данная сущность – это символ загадочности. Есть мнение, что он хранитель потустороннего мира.

Мифическое существо древнего Египта

что означает сфинксПервые скульптуры получеловека-полульва в Древнем Египте найдены при раскопках Гёбекли-Тепе и датируются Х тысячелетием до н. э. Частью древнеегипетской культуры подобные изображения были ещё во время древнего царства.

Известная скульптура в мире – огромный сфинкс, охраняющий пирамиды в Гизе. Распространенные варианты изображения существа считаются эти:

  • андросфинкс — привычный облик чудища с человеческой головой. Чаще изображалось лицо фараона;
  • иеракосфинкс — использовалась голова сокола. Подобные существа стерегли храмы бога Гора.
  • криосфинксы — сущность с головой барана.

Но это не все варианты. Поминальный храм Аменхотепа III имеет изображения сфинксов с телами крокодила.

Легенда о сфинксе в Древней Греции

Греческое чудовище отличается от египетского. Оно имеет крылья грифона, туловище пса, лапы льва и голову женщины. Считается, что это существо детище Тифона и Ехидны. В первой версии легенды родителями его являлись Химера и Орф. легенда о сфинксеСущность уничтожала особей мужского пола.

 

Согласно мифу, Гера послала существо на Фивы в наказание – один горожанин богохульствовал. Чудовище любому, кто проходил мимо, задавало вопросы. Никто не сумел ответить на них, после чего оно убивало жертв. Люди гибли от лап Сфинкса, но сразиться с ним решил Эдип – будущий царь. Сфинкс спросил:

Кто ходит на четырех ногах утром, на двух – в полдень и на трех вечером, причем на четырех и трех ходит хуже, чем на двух?

Эдип не колеблясь сказал, что это человек – сначала он передвигается на четвереньках, когда взрослеет, становится на две ноги, а старым передвигается с помощью клюки. Чудовище огорчилось и задало вторую загадку:

Назови двух сестер, одна из которых порождает другую, а та в свою очередь порождает первую.

Эдип заявил, что это день и ночь — и этот ответ раздосадовал чудовище. Оно проиграло. А после сущность бросилась в бездну.

Есть еще одна версия легенды. Она гласит, что полудевушка-полульвица с крыльями уничтожала людей, а не загадывала им загадки. А Эдип победил ее непосредственно в сражении.

Индийский сфинкс

В период эллинизма мотив получеловека-полульва популярен и за пределами Греции. В Индии также сохранились подобные скульптуры, и есть специальные термины для полулюдей-полульвов, звучит один так: «пурушамрига».

сфинкс мифическое существо

Статуэтка индийского сфинкса.

На юге Азии, на Филиппинах и сегодня популярны обереги с изображением сфинкса.

Сфинкс в современном мире

Есть древние мифические сущности, настолько входящие в культуру, что спустя века не теряют актуальности. Людьми используется символ дракона, чья популярность не уменьшается на протяжении веков. История со сфинксом аналогична.

сфинкс символ

Сфинкс — символ оккультизма.

В европейское искусство сущность вернулась в эпоху маньеризма. Изображения появлялись на фресках, создавались новые скульптуры. Чаще это полуженщины, с длинными волосами, обнажённой грудью.

С наступлением классицизма образ получеловека-полульва становится популярнее. Чудовище стало появляться на картинах, в архитектуре. Изображение головы сфинкса украшало бланки документов, использовалась как регулярная деталь декора различных предметов.

Не обошли такой яркий, говорящий элемент и масоны. Они решили, что это – символ-мистерий. В США эти сущности и сегодня устанавливаются у входа в залы масонских собраний как олицетворение тайны и призыв к молчанию.

Сфинкс — важный символ и в Древней Греции, и Древнем Египте, он привлекал людей на протяжении истории человечества. Одно из узнаваемых мифологических чудищ. Неизвестно, существовало это воплощение мудрости и таинственности или нет, но память о нем будет жить долго.

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Сфинкс | Mythological Creations | Fandom

Сфинкс

Основное имя

Сфинкс (Sphinx)

Альтернативные имена

Сфинга, Шепсес анх

Происхождение

Египетская мифология, греческая мифология

Вид

Зооморфное мифическое существо

Сторона

Нейтральная, зло

    Этимология названияПравить

    др.-греч. Σφίγξ, Σφιγγός, сфинга, собств. «душительница» — переосмысление древнеегипетского названия сфинкса «шепсес анх» — «живой образ».

    Сфинкс — зооморфное мифическое существо. В древнеегипетском искусстве — животное с телом льва, головой человека или (реже) — головой сокола или барана.

    В древнегреческой мифологии — чудовище с головой женщины, лапами и телом льва, крыльями орла и хвостом быка, персонаж легенды об Эдипе.

    Египетский сфинксПравить

    Древнейшие изображения человекольва были обнаружены при раскопках Гёбекли-Тепе и датируются 10-м тыс. до н. э.

    Статуи сфинксов стали атрибутом древнеегипетского искусства ещё в период Древнего царства, наиболее ранние изображают, вероятно, царицу Хетепхерес II. Одна из самых больших монолитных статуй мира — изваяние сфинкса (Большой сфинкс), которое охраняет пирамиды фараонов в Гизе.

    Существовало три распространенных варианта сфинксов:

    • Классическим вариантом египетского сфинкса был андросфинкс с лицом человека, как правило, высокопоставленной особы — например, фараона.
    • Храмы бога Гора украшали сфинксами с головой сокола — иеракосфинксами
    • Близ храмов Амона устанавливались сфинксы с мордой барана — криосфинксы.

    Поминальный храм Аменхотепа III включает изображения сфинксов с телами крокодила.

    Греческий сфинксПравить

    Древние греки, вероятно, заимствовали мотив сфинкса из Египта. В греческой мифологии бескрылый египетский сфинкс обретает женский пол и крылья грифона.

    В греческой мифологии «сфинга» считается порождением хтонических чудовищ Тифона и Ехидны (по другой версии — Химеры и Ортра), злобным демоном разрушения. Чудовище с телом собаки, крыльями птицы, женской головой и лицом. Крылатая дева убивала юношей.

    Крылатая душительница была послана к Фивам богиней Герой за преступление фиванского царя Лая в отношении Хрисиппа. Она подстерегала путников, задавала им хитроумные загадки и убивала всех, кто не мог их отгадать. Гера наслала её на Фивы. Узнав загадку от Муз, Сфинга уселась на Фикейской горе и стала задавать её фиванцам.

    Загадка Сфинкса звучит так: «Скажи мне, кто ходит утром на четырёх ногах, днём — на двух, а вечером — на трёх? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырёх ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время». Ответ таков: это человек. В младенческом возрасте он ползает, в расцвете сил он ходит на двух ногах, а в старости — опирается на трость.

    После того как Эдип разгадал загадку Сфинкса, чудовище кинулось с вершины горы в пропасть. По одной версии, загадка была стихотворной, и Сфинкс съедала не разгадавших её. Её изображение было на шлеме Афины. В Олимпии изображены «фиванские дети, похищенные сфинксами».

    Есть версия, что она была побочной дочерью Лая, и он сообщил ей тайну изречения дельфийского бога, данного Кадму. От наложниц у Лая было много сыновей, и все они не могли ответить на вопрос и гибли.

    По другому истолкованию, она была морской разбойницей, блуждавшей по морям с войском и флотом, захватив гору, занималась разбоем, пока Эдип с войском из Коринфа не победил её. По ещё одному истолкованию, это амазонка, первая жена Кадма, укрепилась на горе Фикион и стала воевать с Кадмом.

    Действующее лицо сатировской драмы Эсхила «Сфинкс», пьесы неизвестного автора «Сфинкс», комедии Эпихарма «Сфинкс».

    ИндияПравить

    В период эллинизма мотив «человекольва» распространился далеко на восток Азии. В Индии для обозначения таких скульптурных изображений используют целый ряд терминов, например, «пурушамрига». Обереги с телом льва и лицом человека находят на юге Азии повсюду вплоть до Филиппин и Цейлона. С каждым новым веком азиатские изображения становятся всё более самобытными и всё менее напоминают греческие прототипы.

    В популярной культуреПравить

    • В анимационном фильме Астерикс и Клеопатра 1968 года Обеликс повисает на носу Великого Сфинкса Гизы, который затем отрывается.
    • В анимационном фильме 1992 года Аладдин изображает строительство Великого Сфинкса Гизы.
    • Монстр сфинкс появляется в книгах о Гарри Поттере и Перси Джексоне.
    • Сфинкс также появляется в фильме 2016 года «Боги Египта».

    Сфинкс — это… Что такое Сфинкс?

    Сфинкс, Сфи́нга (др.-греч. Σφίγξ, Σφιγγός, собств. «душительница» — переосмысление древнеегипетского названия сфинкса «шепсес анх» — «живой образ») — мифическое существо с головой женщины, лапами и телом льва, крыльями орла и хвостом быка.

    Египетский сфинкс

    Египетский сфинкс — разновидность андросфинкса, лишь с тем различием, что голову делали с какого-либо великого правителя Египта, властного и знаменитого человека. Легенды о сфинксе встречаются в Древнем Египте (периода Древнего царства). Одна из самых больших монолитных статуй мира — изваяние сфинкса, которое охраняет пирамиды фараонов в Гизе. Предположительно образ египетского сфинкса был заимствован древними греками.

    Греческий сфинкс (сфинга)

    Предположительно образ сфинкса был заимствован древними греками из Египта. В греческой мифологии бескрылый египетский сфинкс обретает крылья грифона.

    В греческой мифологии[1] она считается порождением хтонических чудовищ Тифона и Ехидны[2] (по другой версии — Химеры и Ортра), злобным демоном разрушения. Чудовище с телом собаки, крыльями птицы, женской головой и лицом[3]. Крылатая дева убивала юношей[4].

    Sphinx MET 11.185.jpg

    Крылатая душительница была послана к Фивам богиней Герой за преступление фиванского царя Лая в отношении Хрисиппа. Она подстерегала путников, задавала им хитроумные загадки и убивала всех, кто не мог их отгадать. Гера наслала её на Фивы. Узнав загадку от Муз, Сфинга уселась на Фикейской горе и стала задавать её фиванцам.

    Загадка Сфинкс звучит так: «Скажи мне, кто ходит утром на четырёх ногах, днём — на двух, а вечером — на трёх? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырёх ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время?». Ответ таков: это ЧЕЛОВЕК. В младенческом возрасте он ползает, в расцвете сил он ходит на двух ногах, а в старости — опирается на трость.

    После того как Эдип разгадал загадку Сфинкс, чудовище кинулось с вершины горы в пропасть[5]. По одной версии, загадка была стихотворной, и Сфинкс съедала не разгадавших её[6]. Её изображение было на шлеме Афины[7]. В Олимпии изображены «фиванские дети, похищенные сфинксами»

    [8].

    Есть версия, что она была побочной дочерью Лая, и он сообщил ей тайну изречения дельфийского бога, данного Кадму. От наложниц у Лая было много сыновей, и все они не могли ответить на вопрос и гибли[9].

    По другому истолкованию, она была морской разбойницей, блуждавшей по морям с войском и флотом, захватив гору, занималась разбоем, пока Эдип с войском из Коринфа не победил её[10]. По ещё одному истолкованию, это амазонка, первая жена Кадма, укрепилась на горе Фикион и стала воевать с Кадмом[3].

    Действующее лицо сатировской драмы Эсхила «Сфинкс» (фр.235-236 Радт), пьесы неизвестного автора «Сфинкс», комедии Эпихарма «Сфинкс». См. Сенека. Эдип 94-102.

    Популярная культура

    • Американский писатель Говард Лавкрафт в своем творчестве приводил версию о миллионнолетнем возрасте египетского сфинкса, первоначально изображавшего жуткое чудовище. При фараоне Хефрене черты чудовища были сбиты с лица сфинкса и заменены чертами лица фараона.
    • Сфинксы встречаются на пути у героев фантастических романов Джоан Роулинг «Гарри Поттер и Кубок огня» и Роджера Желязны «Карты Судьбы».
    • Сфинкс встречается в романе Макса Фрая «Мой Рагнарёк».
    • В книге Михаэля Энде «Бесконечная книга» и в экранизации этой книги «Бесконечная история» — «Первыми Вратами» и «Оракулом» являлись именно сфинксы с крыльями.

    В астрономии

    В честь Сфинкса назван астероид (896) Сфинкс (англ.)русск., открытый в 1918 году.

    См. также

    Сфинксы Петербурга

    Примечания

    1. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.479-480, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.321
    2. Гесиод. Теогония 326; Гигин. Мифы 151
    3. 1 2 Палефат. О невероятном 4
    4. Еврипид. Финикиянки 805—811; 1019—1029
    5. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 5, 8; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 64, 3
    6. Гигин. Мифы 67; текст загадки см. Софокл. Драмы. М., 1990. С.456
    7. Павсаний. Описание Эллады I 24, 5
    8. Павсаний. Описание Эллады V 11, 2
    9. Павсаний. Описание Эллады IX 26, 3-4
    10. Павсаний. Описание Эллады IX 26, 2

    Ссылки

    Сфинкс — Википедия

    Эдип и сфинкс в древнегреческой вазописи

    Сфинкс (др.-греч. Σφίγξ, Σφιγγός, сфинга, собств. «душительница» — переосмысление древнеегипетского названия сфинкса «шепсес анх» — «живой образ») — зооморфное мифическое существо.

    В древнеегипетском искусстве — животное с телом льва, головой человека или (реже) — головой сокола или барана.

    В древнегреческой мифологии — чудовище с головой женщины, лапами и телом льва, крыльями орла и хвостом быка, персонаж легенды об Эдипе.

    Египетский сфинкс

    Древнейшие изображения человекольва были обнаружены при раскопках Гёбекли-Тепе и датируются 10-м тыс. до н. э.[1]

    Статуи сфинксов стали атрибутом древнеегипетского искусства ещё в период Древнего царства, наиболее ранние изображают, вероятно, царицу Хетепхерес II. Одна из самых больших монолитных статуй мира — изваяние сфинкса (Большой сфинкс), которое охраняет пирамиды фараонов в Гизе.

    Существовало три распространенных варианта сфинксов:

    Поминальный храм Аменхотепа III включает изображения сфинксов с телами крокодила.

    Видео по теме

    Греческий сфинкс

    Аттическая мраморная стела (ок. 530 г. до н. э.)

    Древние греки, вероятно, заимствовали мотив сфинкса из Египта. В греческой мифологии бескрылый египетский сфинкс обретает женский пол и крылья грифона.

    В греческой мифологии[2][3] «сфинга» считается порождением хтонических чудовищ Тифона и Ехидны[4][5] (по другой версии — Химеры и Ортра), злобным демоном разрушения. Чудовище с телом собаки, крыльями птицы, женской головой и лицом[6]. Крылатая дева убивала юношей[7].

    Крылатая душительница была послана к Фивам богиней Герой за преступление фиванского царя Лая в отношении Хрисиппа. Она подстерегала путников, задавала им хитроумные загадки и убивала всех, кто не мог их отгадать. Гера наслала её на Фивы. Узнав загадку от Муз, Сфинга уселась на Фикейской горе и стала задавать её фиванцам.

    Загадка Сфинкса звучит так: «Скажи мне, кто ходит утром на четырёх ногах, днём — на двух, а вечером — на трёх? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырёх ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время». Ответ таков: это человек. В младенческом возрасте он ползает, в расцвете сил он ходит на двух ногах, а в старости — опирается на трость.

    Римский сфинкс повторял греческого.

    После того как Эдип разгадал загадку Сфинкса, чудовище кинулось с вершины горы в пропасть[8][9]. По одной версии, загадка была стихотворной, и Сфинкс съедала не разгадавших её[10][11]. Её изображение было на шлеме Афины[12]. В Олимпии изображены «фиванские дети, похищенные сфинксами»[13].

    Есть версия, что она была побочной дочерью Лая, и он сообщил ей тайну изречения дельфийского бога, данного Кадму. От наложниц у Лая было много сыновей, и все они не могли ответить на вопрос и гибли[14].

    По другому истолкованию, она была морской разбойницей, блуждавшей по морям с войском и флотом, захватив гору, занималась разбоем, пока Эдип с войском из Коринфа не победил её[15]. По ещё одному истолкованию, это амазонка, первая жена Кадма, укрепилась на горе Фикион и стала воевать с Кадмом[6].

    Действующее лицо сатировской драмы Эсхила «Сфинкс», пьесы неизвестного автора «Сфинкс», комедии Эпихарма «Сфинкс»[16].

    Индия

    В период эллинизма мотив «человекольва» распространился далеко на восток Азии. В Индии для обозначения таких скульптурных изображений используют целый ряд терминов, например, «пурушамрига». Обереги с телом льва и лицом человека находят на юге Азии повсюду вплоть до Филиппин и Цейлона. С каждым новым веком азиатские изображения становятся всё более самобытными и всё менее напоминают греческие прототипы.

    Новое время

    «Французский сфинкс»

    Мотив сфинкса вернулся в европейское искусство в эпоху маньеризма, когда его систематически использовали художники школы Фонтенбло, работавшие при дворе Франциска I. У сфинкса Нового времени, как правило, поднятая голова, обнажённая женская грудь и жемчужные сережки. Это своего рода фантастический штрих, которым архитекторы XVII—XVIII вв. освежали строгие регулярные парки королевских и аристократических резиденций.

    Подобные сфинксы вдохновлялись гротескными фресками Domus Aurea — нероновского дворца, найденного в XV веке. Мотив легко был включен в иконографический корпус классических мотивов арабесков, и распространился по Европе посредством гравюр в XVI—XVII веках. Сфинксы украшают фрески ватиканской лоджии Рафаэля (1515-20). Во французском искусстве сфинксы впервые появляются в искусстве Школы Фонтенбло в 1520-30-х годах, и прослеживаются в эпоху барокко и позднего Регентства (1715—1723). Благодаря французскому влиянию сфинкс становится повсеместным садово-парковым украшением по всей Европе (Бельведер (Вена), Сан-Суси (Потсдам), Дворец Браницких (Белосток), Ла-Гранха (Испания) и вариант позднего рококо в португальском Дворце Келуш).

    Сфинкс в искусстве классицизма

    «Эдип и сфинкс», картина Энгра (1808)

    Изображения сфинкса изобилуют в искусстве классицизма начиная с интерьеров Роберта Адама и заканчивая ампирной мебелью эпохи романтической «египтомании».

    Сфинксы являлись атрибутом неоклассического убранства, причем произошло возвращение к упрощённому раннему варианту, более похожему на роспись гротесок. Масоны считали их символом мистерий и использовали их в своей архитектуре, рассматривая как стражей врат храма. В масонской архитектуре сфинкс — частая деталь декора, например, даже в варианте изображения его головы на бланке документов.

    Именно в этот период многочисленными изображениями сфинкса украсился Санкт-Петербург (см., например, Египетский мост). В 1832 г. на набережной Невы перед Академией художеств были установлены парные сфинксы, перевезённые из Египта. Тот же мотив использован при проектировании памятника жертвам политических репрессий. С 1800 года в Петербурге под руководством А. Ф. Лабзина действовала масонская ложа «Умирающий сфинкс». В США сфинксы до сих пор устанавливают у входа в залы масонских собраний как олицетворение тайны и призыв к молчанию.

    См. также

    Примечания

    1. ↑ 7,000 years older than Stonehenge: the site that stunned archaeologists | Science | The Guardian. Проверено 24 марта 2013. Архивировано 27 марта 2013 года.
    2. ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.479-480
    3. ↑ Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.321
    4. ↑ Гесиод. Теогония 326
    5. ↑ Гигин. Мифы 151
    6. 1 2 Палефат. О невероятном 4
    7. ↑ Еврипид. Финикиянки 805—811; 1019—1029
    8. ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 5, 8
    9. ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 64, 3
    10. ↑ Гигин. Мифы 67
    11. ↑ текст загадки см. Софокл. Драмы. М., 1990. С.456
    12. ↑ Павсаний. Описание Эллады I 24, 5
    13. ↑ Павсаний. Описание Эллады V 11, 2
    14. ↑ Павсаний. Описание Эллады IX 26, 3-4
    15. ↑ Павсаний. Описание Эллады IX 26, 2
    16. ↑ См. Сенека. Эдип 94-102.

    Ссылки

    Сфинкс Греческая мифология

    Сфинкс (Σφίγξ), в греческом мифотворчестве чудовище, порожденное Тифоном и Ехидной, демон-душитель в образе полуженщины, полульва с крыльями птицы; олицетворение неизбежной судьбы и нечеловеческой муки. По иной версии Сфинкс была дочерью Химеры и Орфа (Гесиод, Теогония, 326). Богиня Гера наслала Сфинкс на Фивы для опустошения страны в наказание за совращение Лаем юного Хрисиппа (Еврипид, Финикиянки, 1760). По другой версии Арес отправил Сфинкс мстить фиванцам за убиение, основателем фив, Кадмом, любимого дракона бога войны. Сфинкс расположилась в пещере на горе, неподалеку от городских врат Фив и задавала каждому проходившему загадку («Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?»). Не сумевшего дать разгадку Сфинкс убивала и таким образом погубила многих знатных фиванцев, включая Гемона, сына царя Креонта (Аполлодор, III 5, 8). Фиванский царь объявил, что отдаст трон и руку вдовы Лая Иокасты тому, кто избавит город от чудовища.

    По Еврипиду загадку смог разгадать Эдип. Правильным ответом на вопрос Сфинкс был следующий: человек в три поры его жизни – в детстве, в зрелом возрасте и старости, когда опирается на палку. Сфинкс в отчаянии бросилась в пропасть и разбилась насмерть. По Эсхилу Сфинкс самой пришлось отгадывать загадку, заданную ей Силеном: «Что находится у него в руке – живое или мертвое?». Так как Силен сжимал в кулаке птичку, которой быстро мог свернуть шею, то Сфинкс не имела шансов дать верный ответ. Павсаний со слов Гесиода рассказывает более древнюю беотийскую версию, где чудовище именуется Фикс и обитает оно на горе Фикион. Древняя Фикс была свирепым чудовищем, способным заглатывать добычу; ее одолел Эдип с оружием в руках в ходе жестокой схватки (Гесиод, Теогония, 319-327; Павсаний, IX 26, 2).

    Слово Сфинкс имеет греческое происхождение (от глагола σφίγγω. что означает душить), но представление заимствовано, вероятно, у египтян или ассирийцев, у которых Сфинкс – одна из обычных мифических фигур. Особенно распространено было фиванское сказание, разработанное греческими трагиками, которые воплотили в Сфинкс идею борьбы человека с судьбой. Близ Фив показывали пещеру в горе Фикион или Сфингион, где, по преданию, жило это чудовище.

    Изображения Сфинкс в искусстве были различны: обыкновенно этот образ имел голову и грудь женщины, а нижняя часть тела представляла собой туловище какого-либо животного (льва, змеи, лисы или пса), или переднюю часть туловища льва и заднюю часть тела человека, с когтями коршуна и крыльями орла. В новейшей поэзии Сфинкс стала символом загадки и тайны, а также воплощением идеи о смежности страдания с наслаждением.

    14. Загадочный Сфинкс. Мифологические существа народов мира [Магические свойства и возможности взаимодействия]

    14. Загадочный Сфинкс

    Египетский, греческий Сфинкс и Сфинксы, существовавшие в других культурах, всегда завораживали людей. Некоторые из нас помнят, что значение Сфинкса, как и других магических, мифических существ, гораздо глубже, чем известно или допускается сейчас.

    Египетский Сфинкс

    Образ египетского Сфинкса знаком нам по разрушенному памятнику, стоящему рядом с пирамидами. Эта древняя статуя, вырубленная из гигантского камня, располагается сразу за пределами Газы и представляет собой изображение лежащего льва с очевидно мужской человеческой головой. В настоящее время статуя Сфинкса разрушена и значительно повреждена и являет собой лишь отголосок былой красоты. Когда Египтом завладели мусульмане, фанатичные приверженцы этой религии намеренно откололи нос статуи, назвав ее греховным идолом.

    В глазах древних египтян, называвших его «ху»[64], он символизировал четыре стихии и Дух, а также всю науку прошлого, которая для нас утрачена. Несмотря на то что статуя лежащего Сфинкса расположена недалеко от Великой пирамиды, Сфинкса построили гораздо позже, чем это знаменитое сооружение.

    Египетский Сфинкс отличается от греческого. Считается, что он мужского пола, так как на его голову надет головной убор с длинными полотнами, спадающими на плечи, и королевский урей (кобра). Крыльев у него нет. Между тем многие древние авторы утверждали, что Сфинкс является андрогинным существом, обладающим как мужскими (положительными), так и женскими (отрицательными) творческими силами[65]. Похоже, что египетский Сфинкс, царственное, но загадочное существо, был стражем подземного царства, того параллельного мира, о котором посвященные говорят как о месте великих инициаций.

    Высота египетского Сфинкса составляет почти семьдесят футов, длина – более ста. По проведенным оценкам, его вес составляет несколько сотен тонн. Возможно, что изначально статуя была покрыта слоем гипса и выкрашена в священные цвета. Внешне Сфинкс был воплощением бога Солнца, поэтому его голову украшал царский головной убор, лоб – кобра (урей), а подбородок – борода. И кобра, и борода были когда-то отколоты. Бороду обнаружили между передних лап Сфинкса во время его раскопок из покрывающего статую слоя песка.

    Египетский Сфинкс

    Основной массив тела Сфинкса высечен из монолитного гигантского камня, а передние лапы вырезаны из камней меньшего размера. Версия, что этот камень мог быть монолитной скалой, располагавшейся там изначально, вызвала много споров. Анализ известняка, из которого вырезана статуя, показал, что в нем содержалось огромное количество мелких морских существ, что указывает на большую вероятность добычи камня в другом месте.

    Храм, алтарь, располагавшийся между лап, и ступени, ведущие вверх к Сфинксу, были построены значительно позже. Вероятно, это сделали римляне, восстанавливавшие многие египетские памятники.

    Между передними лапами Сфинкса располагается огромная стела из красного гранита с нанесенной на ней иероглифической надписью о том, что Сфинкс является стражем[66]. Некоторые иероглифы на этой стеле описывают необычный сон-видение фараона восемнадцатой династии Тутмоса IV, явившегося ему в то время, когда он спал в тени Сфинкса.

    Тогда Тутмос был еще принцем. Утомившись во время охоты, принц прилег подремать в тени древней статуи, и ему приснилось, что Сфинкс обратился к нему с просьбой убрать сковывавший его песок и восстановить былую красоту. А в благодарность он пообещал наградить Тутмоса двойной короной Египта. Очевидно, Тутмос удостоил вниманием эту просьбу (хотя часть стелы, описывающая это, слишком сильно повреждена и не позволяет прочесть текст полностью), потому что он стал фараоном Тутмосом IV.

    Консервативно настроенные археологи, историки и ученые твердо убеждены, что Сфинкс был вырезан по образу одного из великих фараонов как погребальное приношение. Однако древние исторические источники, которые эти «специалисты» оставили без внимания, излагают другую версию назначения Сфинкса.

    Античный философ Ямвлих писал о том, что египетский Сфинкс закрывал вход в священные подземные палаты и галереи, где адепты тайных знаний проходили определенные испытания. Вход внутрь Сфинкса тщательно закрывали огромные бронзовые ворота, а способ их открыть был известен лишь отдельным верховным жрецам и жрицам. Если посвящаемый в тайное знание не был полностью готов, запутанный лабиринт переходов внутри статуи вновь возвращал его к началу пути. Если же он находил верный путь в лабиринте, то переходил из одного ритуального зала в другой. И только если посвящаемого признавали готовым к великому таинству инициации, его или ее провожали к глубокому тоннелю, ведущему под песками пустыни от Сфинкса внутрь Великой пирамиды.

    Джордж Хант Уильямсон утверждает, что в этих подземных храмах хранятся плиты из драгоценных металлов, свитки папирусов и глиняные таблички, содержащие древнюю информацию.

    Чтобы опровергнуть утверждения древних авторов, на протяжении многих лет внутрь Сфинкса вводились металлические пруты и ни одного прохода или зала внутри него не было обнаружено. Однако в октябре 1994 года информационное агентство «Ассошиэйтед пресс» сообщило о том, что рабочие, пытавшиеся восстановить разрушенные части Сфинкса, сделали фантастическое открытие: ими был обнаружен неизвестный древний проход, ведущий глубоко внутрь Сфинкса. И все же эксперты в области древностей до сих пор не знают, кем он был построен, куда он ведет или каково было его назначение.

    Иногда Сфинкса представляли с головой ястреба, а не с человеческой. Египетских Сфинксов всегда изображали лежащими. Часто по обе стороны входа в храм ставили Сфинксов, чтобы они охраняли его.

    Однако изображения Сфинксов были обнаружены и в более древних, чем египетская, культурах. Определено, что каменные изваяния Сфинксов, найденные в Месопотамии, созданы по крайней мере на пять тысяч лет раньше, чем египетский Сфинкс в Газе. Подобные фигуры, высеченные из камня, были обнаружены на всей территории Ближнего Востока. Даже в Древней Греции существовала легенда о Сфинксе.

    Греческая Сфинкс

    Греческая Сфинкс – существо с головой и грудью женщины и крыльями. Она была агрессивна, многоречива, хищна, так как любила питаться человеческой плотью. Слово «Сфинкс» происходит от греческого sphiggein («крепко связывать», «душить»).

    Из всех греческих Сфинксов наиболее известна фиванская. У нее были женская голова и грудь, тело и когтистые лапы льва, хвост дракона и крылья птицы. О ее происхождении известно мало, хотя, согласно одной легенде, она была порождением Тифона и Ехидны. По другой версии, ее родителями были Ортр и Химера. Ее излюбленным местом был утес у дороги, ведущей в Фивы, где она подстерегала путников и загадывала им загадку, услышанную от муз. Тех же, кто не давал правильного ответа, она убивала. В конце концов, Эдипу удалось ответить верно.

    Греческая Сфинкс

    Остальные легенды утверждают, что греческая Сфинкс иногда перемещалась по стране из одного места в другое. Они также отмечают несколько направлений между различными греческими островами, которые выбирала Сфинкс.

    Греческая Сфинкс любила разговаривать со своими жертвами и мучить их, прежде чем убить. Если жертве удавалось сбежать, ее ярость была ужасна. Юнг сравнивал это существо с архетипическим образом Ужасной матери. Трон Зевса в Олимпии был украшен узором, изображающим Сфинксов, уносящих детей. Эти рисунки могли обозначать символическую связь между Зевсом и Сфинкс, которая, возможно, исполняла приказания бога о возмездии.

    Другие Сфинксы

    Древнейшие ассирийские, персидские и финикийские Сфинксы были мужского пола, у них были бороды и длинные кудрявые волосы. Однако после XVII века до о. э. в ассирийских резных произведениях появились образы крылатых женских особей Сфинксов. В древней Финикии изображали как женские, так и мужские особи. Хетты вырезали из камней изваяния существ с телами льва и человеческими головами. Как и греческая Сфинкс, вавилонская Сфинкс была женского пола. Легенды гласят, что Сфинксы Среднего Востока обладали великой мудростью, редко открывали свое знание и были довольны тем, что люди их почитали.

    В римской мифологии Сфинкс была женского пола и носила урея на лбу. Возможно, свой женский облик она позаимствовала у своего греческого аналога, но многие атрибуты она переняла и от египетского Сфинкса. Как ни удивительно, но изображения этого загадочного существа были обнаружены также среди руин майянских городов на полуострове Юкатан.

    Все Сфинксы владеют всеми известными языками, как современными, так и древними. Им известны также все виды магии, когда-то существовавшие, а в настоящее время забытые людьми. Они – адепты использования магических заклинаний, а кроме того, ценят все виды драгоценных камней, драгоценные металлы и книги, в особенности древние.

    В основном, мужские особи этого вида крупнее женских, они также обладают большей физической силой. Если мужской Сфинкс злится или бросает кому-либо вызов, его оглушительный рев слышен на расстоянии многих миль.

    Женские особи этого вида на самом деле умнее мужских, но и самцы обладают высшей мудростью и знанием. Женщина-Сфинкс в большей степени склонна помогать людям в поэзии, прозе, загадках и общих знаниях.

    Это загадочное существо служит нам напоминанием о том, что у людей есть духовные крылья, человеческие головы (или разум) и тела животных. Оберегая священные древние тайны, Сфинкс лежит у ворот сверхсознания и не допускает к нему тех, кто не готов войти. Встреча со Сфинксом возвещает время духовного роста, а возможно, и новой любви.

    Психологические характеристики: положительные – человек, знающий, когда следует промолчать, а когда говорить. Отрицательные – тот, кому нравится бросать людям вызов на интеллектуальном уровне, а если они окажутся «менее умными», уничтожать их словами. Человек, использующий умение показать свое превосходство.

    Магические свойства: область действия Сфинкса – инициация, конец цикла; магия стихий, встреча с Темной Матерью, получение указаний от Нее. Римские и греческие Сфинкс являлись символами вспыльчивой натуры и беспричинного разрушения. Греки ассоциировали Сфинкс с посвящением и смертью. Считалось, что Сфинкс, это таинственное магическое существо, владеет глубочайшими тайнами вселенной, но хранит полное молчание. 

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Читать книгу целиком

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    Сфинкс | RPG | Fandom

    Одна из разновидностей сфинксов в D&D.

    У этого термина есть и другое значение: Sphinx (игра) — ролевая игра 1984 года про Древний Египет.

    Сфинксы — мифологические существа с телом льва и головой человека или животного, зачастую крылатые. Наиболее известен образ крылатого сфинкса с головой женщины, однако египтяне также изображали сфинксов с головами баранов (криосфинкс) и орлов (хиеракосфинкс), обычно бескрылыми.

      Фэнтезиийные сфинксы почти всегда крылаты, с телом льва и головой женщины. Сфинкс — сверхъестественное, чуждое, зачастую высокомерное и обязательно загадочное существо. Где сфинкс, там и загадка сфинкса. Иногда сфинксы, несмотря на женские атрибуты, в остальном относится к мужскому полу. Пафосность образа обрекает сфинкса на то, что зачастую он становится комическим персонажем.

      Современные фэнтезийные представления о сфинксах пошли наполовину из греческой, наполовину из египетской мифологии. В Египте в городах возводили статуи сфинксов с головами священных животных (в зависимости от богов-покровителей данного города). Подобно зверям фу, сфинксы часто охраняли храмы.

      В греческом мифе сфинкс, крылатое чудовище с телом собаки, с головой и грудью женщины и змеёй вместо хвоста, охраняло дорогу в Фивы. Каждому путнику оно загадывало загадку («Кто утром ходит на четырёх ногах, в полдень на двух, на трёх вечером и тем слабее, чем больше у него ног?»), и всех, кто не мог дать ответ, душило и съедало. Так продолжалось, пока загадку впервые не разгадал Эдип — тогда сфинкс бросился в пропасть и разбился насмерть. Вариации мифа дают разные мотивации и происхождение сфинкса и иногда говорят о второй загадке.

      На греческом слово «Сфинкс», или «Сфинга», значит «душительница» и является женским именем собственным. (В русском заимствованное слово «сфинкс» мужского рода.)

      Классические сфинксы в оригинальном Monster Manual.

      Самое раннее появление сфинкса в D&D — в Supplement IV: «Gods, Demi-gods & Heroes» (1976).

      После, в 1977 году, в AD&D первой редакции появились четыре классических вида сфинксов: гиносфинкс (с головой женщины), андросфинкс (с головой мужчины), криосфинкс (с головой барана) и хиеракосфинкс (с головой орла). С тех пор эта четвёрка в почти неизменном виде присутствовала в Monster Manual вплоть до третьей редакции включительно. Если андро- и гиносфинксам свойственны магия и высокомерие, то крио- и хиерако-разновидности — злые и далеко не такие умные. Только гиносфинксы являются самками, и поэтому эти четыре вида связывает забавная система брачных отношений (обладание самкой является одним из главных желаний сфинксов-самцов, но гиносфинксы не любят звероголовые разновидности).

      В D&D 4 сфинксы описаны в Monster Mаnual как бессмертные стражи важных мест (древних могил, забытых храмов, удаленных святилищ). Если персонажи не могут ответить на загадку сфинкса, то в последующем бою сфинкс получает дополнительные бонусы к своим боевым способностям.

      В D&D 5 в базовый монстрятник вошли только два вида «человекоголовых» сфинксов. Оба этих сфинкса объявлены там иномировыми созданиями, которых божества ставят охранять древние тайны и магические места в руинах. Там же упомянуто, что сфинксы, будучи существами со свободой воли, могут пасть и считать себя не стражами, а хозяевами места — но большинство их веками охраняет порученные им территории, чему немало способствует власть сфинксов над временем: в своём логове (и только в нём) сфинксы могут изменять его течение, «прокручивая» его при желании на десятилетия вперёд и назад. Сфинксы вполне могут использовать эту власть чтобы состарить или омолодить визитёра, а также обладают способностью переходить из логова в иные миры по желанию.

      Spelljammer Править

      В сеттинге Spelljammer (AD&D) существуют астросфинксы — безумные хищники с драконьей чешуёй, крыльями летучей мыши и головой, похожей на череп козла. Все живое астросфинксы вызывают на поединок в загадках (которые из-за их безумия нелогичны, вроде «Насколько громок низ?»), а при неправильном ответе или его отсутствии убивают. Так как астросфинксы — могущественные создания, способные метать молнии из глаз, усыплять дыханием и пр., нередко они остаются единственными обитателями опустошенной планеты.

      Forgotten Realms Править

      В сеттинге AD&D Forgotten Realms существуют дракосфинксы, обладающие некоторыми чертами красного дракона. Они описаны в дополнении «Древние империи» (Old Empires) в 1990 году.

      Scarred Lands Править

      В Скарне (система d20) одно из самых могучих существ, равное титанам — Афинтия, Великий Сфинкс. Она странствует по миру, преследуя свои цели (в особенности познание), и иногда делится знаниями с теми, у кого хватает духа её отыскать и задать вопрос. Однако ответом может быть страшное проклятье — обращение существа в живую головоломку-пазл, которая может произносить только одну загадку. Чтобы освободить существо, нужно собрать его и назвать правильный ответ.

      Другие сфинксы Править

      В 119-ом выпуске журнала Dragon описан люпосфинкс — с волчьими чертами, обитающий в лесах.

      В дополнении к третьей редакции «Sandstorm» описаны ещё четыре вида сфинксов: канисфинкс — хищный, с головой шакала, крокосфинкс — крылатый лев с хвостом и головой крокодила (агрессивный и жестокий хищник, способный скрещиваться с крокодилами), завросфинкс — разговорчивый теплолюбивый сфинкс с чертами рептилии, и трэскисфинкс — с головой ибиса, создатель волшебных предметов и советчик.

      В книге третьей редакции «Tome of Magic» в секции об Истинной речи описываются локвасфинксы (от лат. loquela — речь, слово, язык), занимающиеся постижением Истинной речи. Они более чем остальные сфинксы в D&D воплощают концепцию загадки, поскольку произносят её Истинными словами. Звучание такой загадки подавляет жертву само по себе, но существо может ответить на Истинной речи, если у него хватит умения. Среди локвасфинксов присутствуют оба пола (что редкость).

      В базовом D&D первой редакции независимо существовал отдельный вариант сфинкса. В 1991 году он был описан не как монстр, а как класс персонажа в «Dungeons & Dragons Rules Cyclopedia».