Сфинкс википедия в египте – факты, предположения и теории про Великого Сфинкса из Гизы

Хафра — Википедия

Хефрен (Хафра) — фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 2547 — 2521 годах до н. э.; из IV династии.

Строитель второй пирамиды среди великих пирамид Гизы.

Приход к власти и продолжительность правления[править | править код]

Геродот упоминает этого фараона под именем Хефре(н) (др.-греч. Χεφρήν) и называет его братом и преемником великого Хеопса (Хуфу)[1]. Манефон, видимо, называет его вторым Суф(исом), и ставит его вслед за первым Суфисом (Хуфу)[2]. Диодор также говорит, что Хуфу, который у него назван Хеммисом, наследовал его брат Кефрен, но тут же делает любопытную оговорку, что «некоторые говорят, что это был не брат, но его сын, по имени Хабрес».[3]

В египетских памятниках его имя обычно писалось как Хафра, и в Абидосском списке он назван преемником Джедефра, в то время как в Саккарском списке, где он опять-таки упомянут после Джедефра, его имя выписано как Хауфра. Современные историки считают Хафра преемником Джедефра, больше доверяя в этом отношении более ранним спискам, чем свидетельствам писателей античности.

Геродот и Диодор утверждают, что Хефрен правил 56 лет, Манефон пишет, что правление Суфиса II продолжалось 66 лет. Туринский список, имя царя в котором не сохранилось, а можно прочесть только ..ха.., вроде как говорит, что этот фараон правил 18 лет. В гробнице сына Хафра царевича Никаура упоминается «12 раз счёта скота» (имеется в виду подсчёт по всей стране крупного рогатого скота с целью взимания налогов). Однако известно, что эти подсчёты в тот период происходили нерегулярно, и поэтому данный факт не помогает установить хронологию. Тем не менее важно отметить, что сын Хафра в тот год, похоже, был уже в почтенном возрасте, поскольку идущая дальше надпись представляет собой его завещание, в котором он передаёт свои поместья жене, сыновьям и дочери. Если мы допустим, что ему в то время было 50 или 60 лет, то придётся предположить, что его отцу Хафра исполнилось 70 или 80 лет. Это означало бы что на трон он вступил, будучи пожилым человеком. Данный факт наводит на мысль, что он приходился Хуфу братом, как утверждал Геродот, а Джедефра, соответственно дядей. Чтобы узаконить своё воцарение, он женился на собственной племяннице — дочери Хуфу Меритсанх, поскольку, согласно египетскому закону, подлинной наследницей фараона являлась его старшая дочь.

[4] С другой стороны в Папирусе Весткар Хафра назван сыном фараона Хуфу.[5] Диодор также сомневается кем был Хафра фараону Хуфу — сыном или братом.

Имена фараона[править | править код]

Тронным именем, то есть именем как царя Верхнего и Нижнего Египта было Хафра или Хауфра, которое означало «Солнечный бог в своей славе», или «Подобный Ра», или «Являющийся (воплощением) Ра». Его хоровым именем было Усериб или Усерхати, «Сильный сердцем». В качестве золотого имени царя звали

Сехем, «Правитель». Как воплощение двух Владычиц (богинь Нехбет и Уаджит) он звался Усерем, «Имеющий силу».[6]

Хафра в греческой традиции[править | править код]

Две тысячи лет спустя после постройки великих пирамид греческому историку Геродоту рассказывали про то, как фараоны Хеопс и Хефрен заставляли весь народ поочерёдно трудиться над сооружением пирамид: одни де тащили камень из заречных каменоломен к реке, другие от реки на нагорье, где возводились пирамиды. Эти два фараона изображаются жесткими деспотами, а время их правления, по словам Геродота, «считаются величайших бедствий для Египта, когда святилища были заперты. Египтяне так ненавидят этих царей, что только с неохотой называют их имена. Даже и пирамиды эти называют пирамидами пастуха Филитиса, который в те времена пас свои стада в этих местах»[7].

Геродоту вторит Диодор, сообщая: «Впрочем, ни тому, ни другому царю, хоть они и приготовили себе пирамиды в качестве гробниц, не удалось быть погребёнными в них. Народ из-за страданий, связанных с этими строительствами и из-за жестокости царей по отношению к нему, разгневался на виновников и грозился растерзать их тела и с глумлением выбросить из гробниц. Вот почему каждый из царей завещал своим приближенным тайно и в неизвестном месте захоронить их тела»

[8].

Пирамида Хефрена[править | править код]

Пирамида Хефрена и Великий Сфинкс на плато Гизы Пирамида Хефрена и Великая пирамида, находящаяся за ней

Пирамида Хафра, или Хефрена является второй по величине пирамидой после Великой пирамиды Хеопса (Хуфу). Она расположена в Гизе, буквально в двухстах метрах от пирамиды Хуфу, и лишь ненамного уступает своей великой соседке и по величине и по возрасту. Когда её построили она достигала 143,5 метра в высоту и, следовательно, была лишь на 3,2 метра ниже, чем пирамида Хуфу; сейчас от её подножия до вершины 136,5 метра, так что теперь ей не хватает меньше метра, чтобы сравняться со своей знаменитой соседкой. Стороны её квадратного основания первоначально равнялись 215,3 метра, сейчас они равны 210,5 метра. При небольшом различии в длине сторон двух пирамид (меньше 10 %) и при более крутом наклоне стен (52°20′) пирамида Хафра кажется выше пирамиды Хуфу: этот оптический обман усиливается ещё тем, что она стоит на самом высоком месте некрополя в Гизе. На вершине её отсутствует лишь гранитный пирамидион,

«бенбенет», остриё которого должно ловить первые и последние лучи солнечной ладьи Ра. Возможно, пирамиду намеревались облицевать розовым гранитом, добываемым на юге страны в Асуане, и вокруг нижних слоёв кладки был положен единственный слой такой облицовки, но впоследствии от этой идеи отказались, видимо, из-за трудности транспортировки такого количества гранита. Верхняя часть облицовки была выполнена из отшлифованного известняка, и в наши дни она сохранилась только вокруг вершины пирамиды, в то время как её нижняя часть была полностью разрушена.

Поперечный разрез пирамиды Хефрена Саркофаг Хафра

Внутренняя структура пирамиды Хафра относительно проста. Две камеры и два входа на северной стороне, один — примерно на высоте 15 метров, другой — под ним, на уровне основания. Сейчас внутрь пирамиды попадают из верхнего входа по коридору, который под самым основанием выравнивается и приводит к погребальной камере. Коридор, ведущий от нижнего входа, сначала опускается на десятиметровую глубину, а после небольшого ровного отрезка снова поднимается и приводит к верхнему коридору; сбоку у него имеется отвод в небольшую камеру, оставшуюся незавершенной. Погребальная камера находится примерно на оси пирамиды она вытянута с востока на запад на 14,2 метра, с севера на юг — на 5 метров, высота её — 6,8 метра. Камера вытесана в скале, только сводчатый потолок уходит в каменную массу пирамиды. В этой камере до сих пор стоит пустой саркофаг с разбитой крышкой, обнаруженный Бельцони в 1818 году; саркофаг заглублен в пол и сделан из прекрасно отшлифованного гранита. Пирамида была разграблена в древности, и мумия фараона исчезла. Больше в пирамиде нет никаких камер и шахт. Эта пирамида представляет собой самую компактную постройку на свете: при объёме известняковых блоков 1 629 200 м² свободное пространство в ней составляет менее 0,01 %. Эта пирамида получила название

Урт-Хафра, «Хафра велик» или «Почитаемый Хафра».[9]

Верхний и нижний храмы[править | править код]

Помещения для статуй в заупокойном храме Хафра. На заднем плане возвышается пирамида Хафра

Заупокойный храм этой пирамиды ещё в XVIII веке находился в довольно приличном состоянии, потом местное население растащило стены, но по развалинам его можно достаточно точно реконструировать. Он стоял к востоку от пирамиды на специальной гранитной террасе за стеной ограды и занимал площадь 145 × 45 метров, в нём было пять молелен с прихожими и двор с 12 скульптурными изображениями царя. Полукилометровая каменная дорога шириной 5 метров вела от него к нижнему храму, который стоял юго-восточнее Большого сфинкса. По форме он напоминал большую мастабу; его площадь в плане была 45 × 45 метров, высота — 12 метров. В центральном зале стояли 23 тронные статуи царя, большей частью из алебастра и сланца, и 16 гранитных колонн; два его входа сторожили четыре лежащих сфинкса. Сейчас его называют «Гранитным храмом».

Пирамиду Хафра, как и всякую другую, окружала каменная ограда; судя по раскопкам основания этой стены, она имела толщину 3,4 метра и отстояла от пирамиды на 10,1 метра. По бокам заупокойного храма обнаружено пять «доков» для «солнечных ладей», все они оказались пустыми. К югу от каменной ограды, точно по её центру, на искусственной террасе когда-то возвышалась маленькая пирамида-спутница. Наземная её часть исчезла, но по остаткам основания и обломкам облицовочных плит можно было установить её размеры (20,1 × 20,1 метра) и наклон стен (52°20′). Подземная часть сохранилась полностью, включая туннель, через который в погребальную камеру (на глубине 12 метров) проникли грабители. Вероятно, здесь была похоронена супруга Хафра, однако в камере оказались лишь две жемчужины, оброненные грабителями, и пробка от какого-то сосуда, на которой удалось прочесть имя Хафра.[10]

Большой сфинкс[править | править код]

Большой Сфинкс

Кроме того, ему приписывается сооружение Большого Сфинкса. Хотя это приписывание довольно условно. Тайна происхождения Большого Сфинкса и по сей день остается не раскрытой. Сфинкс представляет собой чудовищного льва с человеческой головой, вырезанного из естественной скалы неподалёку от пирамид Хуфу и Хафра. Этот утёс изначально мог по форме напоминать статую, в которую он впоследствии превратился. Она побудила скульпторов улучшить природу и изготовить колоссальное изображение из подходящей скалы. В этой части пустынного плато находилось несколько шахтных гробниц, ни одну из которых невозможно датировать, хотя, похоже, они относятся к более раннему периоду, чем правление царя Хафра. Одна из этих шахт вырезана в центре спины Сфинкса. Такую гробницу конечно же не могли построить здесь после того, как статуя была вырезана из скалы и стала объектом поклонения. Следовательно, эта огромная скульптура была создана позднее, чем были вырублены данные гробницы.

Стела Тутмоса IV, упоминающая имя Хафра

Фараон XVIII династии Тутмос IV оставил упоминание о реставрации статуи. В частично разрушенной надписи встречается имя царя Хафра, однако контекст утрачен. Поэтому можно предположить, что Хафра в ней упоминается как основатель величественного памятника. Черты лица Сфинкса явно имеют сходство со статуями примерно того же времени. Более того, Сфинкс лежит рядом с прямой дорогой, ведущей к пирамиде Хафра, и к тому же параллельно ей. По-египетски он звался

Ху, что, вероятно, означало «высеченная статуя». Его описывали как изображение солнечного бога в комбинации его четырёх имён. Во-первых, это был Хармаху, или Хорэмахет (по-гречески Хармахис), «Хор горизонта», восходящее солнце. Во-вторых, он представлял Хепри, солнце в роли «Творца». В-третьих, это был Ра, солнце в зените, и, в-четвёртых, Атум, то есть, заходящее солнце. В надписи Тутмоса IV он назван просто Хепри, однако в других местах его иногда величают Ху-н-Хармаху, «Высеченная статуя Хармаху». И всё же лев с человеческой головой в царском головном уборе скорее был символом фараона, чем бога. Следовательно, Сфинкс изображал солнечного бога как царя, и древние мифы повествуют, как солнечный бог Ра некогда жил на земле и был царём Египта. Тутмос IV рассказывает, что Сфинкс обратился к нему, когда он был ещё царевичем: «Я отец твой, который даст тебе своё царство на земле». Вероятно, изначально статуя действительно была изображением фараона Хафра как воплощения солнечного бога. Постепенно Сфинкса стали считать олицетворением некого собирательного царского духа, а в итоге и изображением самого солнца, воплощениями которого на земле являются фараоны, получившие от него свою власть.[11]

Сфинкс не только самая древняя, но и одна из самых больших статуй на свете, выполненных из природного камня. От её передней лапы до хвоста — 57,3 метра, высота статуи — 20 метров, ширина лица — 4,1 метра, высота — 5 метров, от верхушки до мочки уха — 1,37 метра, длина носа — 1,71 метра.[12]

Некоторые египтологи считают, что Хафра распорядился придать лицу Сфинкса свои черты, но это весьма спорно, так как прямых свидетельств этому не существует.

Храм Сфинкса[править | править код]

К юго-востоку от Сфинкса находится необычный храм, построенный из гранита. Шестнадцать простых квадратных в плане колонн, сделанных из огромных гранитных блоков, поддерживали крышу главного зала. Из этого зала проход вёл к трём длинным узким нишам, выполненным из алебастра, предназначение которых неизвестно. Возможно, в них хранились модели священных ладей. Это здание, которое, несомненно, когда-то возвышалось над поверхностью пустыни, теперь со всех сторон окружают пески, и поэтому создаётся впечатление, что внутреннее пространство храма находится ниже уровня земли.

В настоящее время это сооружение называют Храмом Сфинкса, однако на самом деле оно не имеет никакого отношения к огромной статуе. Вероятно, это был храм бога мемфиского некрополя Сокарра-Осириса. В колодце, или яме, в этом здании Мариетт в 1853 году обнаружил девять статуй Хафра, которые были сброшены туда в поздний период. Среди них находилась и знаменитая статуя из диорита, которая теперь хранится в Каирском музее. Она изображает царя восседающим на троне. Находящийся за его головой сокол простирает вперёд крылья в жесте защиты.[13]

Другие артефакты правления Хафра[править | править код]

Что касается других источников того времени, то их мало. В Бубастисе в Дельте были найдены остатки храма. Граффито с именем Хафра обнаружено на юге в Нехебе (Эль-Кабе). В Британском музее хранится чаша, найденная в припирамидном храме. Отсюда же происходят навершия булав. Были обнаружены несколько скарабеев, цилиндрических печатей, а также оттисков печатей. Нам известны имена пяти сыновей Хафра.[14]

Самая известная диоритовая статуя Хафра CG 14. Египетский музей, Каир

Из всех правителей Древнего царства Хафра принадлежит наибольшее количество найденных статуй. Они все происходят, почти без исключения, из Гизы; отчасти из гробниц похороненных там чиновников, но в основном из окрестностей храмовых сооружений пирамиды Хафра. В большом зале заупокойного храма было сделано 23 углубления, предназначенных для статуй в натуральную величину. Одна из этих ниш была шире других, возможно, здесь стояли две статуи. Было высказано предположение, что эти 24 статуи связаны с часами дня. Все эти статуи были убраны со своих мест в какой-то момент после царствования Хафра. Однако в 1860 году Огюст Мариет нашёл девять из них (инвентарные номера с CG 9 по CG 17), а также фрагменты десятой (CG 378) в яме внутри заупокойного храма. Ныне эти статуи находятся в Египетском музее в Каире.

Статуи с CG 9 по CG 14 высечены из диорита, остальные четыре из граувакки. CG 9, 10, 13 и 17 были найдены без головы, от CG 16 сохранились только ноги. Статуя CG 14 (также JE 10062) это самая известная статуя Хафра. Она 168 сантиметров в высоту и почти полностью сохранилась, небольшие повреждения есть только на левой ноге и левом предплечье. Хафра изображён сидящим на троне, ножки которого заканчиваются львиными лапами и по бокам которого установлен символ объединения двух стран (Верхнего и Нижнего Египта). Хафра носит накладную бородку и царский платок немес. За его головой изображён сокол Хор, защищающий фараона своими крыльями. Также великолепно оформлена и очень похожа на предыдущую статуя CG 15. Она меньшего размера и имеет высоту 120 см. Трон надписан теми же символами, но отсутствуют львиные ножки и спинка. Даже сокола Хора нет. Ещё несколько фрагментарных статуй Селим Хасан нашёл в 1930-х годах в окрестностях пирамиды Хафра.

Каирский египетский музей также имеет ещё одну хорошо сохранившуюся статую Хафра, которая происходит не из Гизы, а из Мит-Рахина (древнего Мемфиса). Она выполнена из алебастра.

В Музее изящных искусств в Бостоне находится около 200, часто крошечных фрагментов, многочисленных статуй Хафра, найденных на Западном кладбище пирамиды Хеопса. Один из наиболее сохранившийся фрагмент статуэтки (Инв. № 21.351) сделан из травертина и имеет размеры 20,4 × 12,4 × 10 сантиметров. Видны остатки бороды и платка.

В Египетском музее Лейпцигского университета хранятся четыре головы небольших статуй Хафра, найденных во время раскопок в районе храма пирамиды Хафра в 1909 и 1910 годах. Первая (Инв. № 1945) высечена из гнейса и имеет высоту 17,2 сантиметра. Царь носит накладную бороду, а также царский платок, но он сохранился только в остатках. Голова статуи имеет очень индивидуальные черты лица и является одним из экспонатов Лейпцигской коллекции. Вторая (Инв. № 1946) показывает Хафра в том же облачении. Она изготовлена из граувакки и имеет высоту 9 сантиметров. Платок здесь почти полностью сохранился, также как и правое плечо. Две последние (Инв. № 1947 и 1948) были изготовлены из известняка и изображают царя в красной короне Нижнего Египта. Первая, высотой 8 сантиметров, имеет глаза, радужная оболочка, которых когда-то была инкрустирована из кремня. Веки изначально были покрыты медным налетом. У второй, сохранилась также часть туловища, но оно имеет сильные повреждения. Царь изображён в облачении к юбилейному празднику. Опять же, веки имеют остатки медного покрытия. Кроме того, Лейпцигскому музей принадлежат несколько меньших фрагментов других статуй Хафра.

Фрагменты головы статуи (Инв. № 5415) находятся в музее Рёмера и Пелицеуса в Хильдесхайме. Эта голова изваяна из кальцита и имеет размеры 48,7 сантиметра в высоту и 41,2 сантиметра в ширину. Опять же, царь изображён в головном платке немес. Остатки краски на правой брови предполагают, что вся статуя была первоначально окрашена.

Новая глиптотека Карлсберга в Копенгагене располагает головой статуи (Инв. № 1599). Она была приобретена из частной коллекции, а первоначальным её местонахождением была указана Гиза. Она имеет 15,5 сантиметров в высоту и сделана из известняка. По характерным чертам лица эта голова приписывается фараону Хафра.

Ещё одна статуя из гранита находится в частной собственности. Она имеет 39,5 сантиметра в высоту и 30,5 сантиметра в ширину, а место происхождения её остаётся неизвестным. Она связывается с Хафра по характерным чертам лица и внешним видом головного платка. Кроме того, в частной собственности находится небольшая голова из известняка, которая также может быть связана с Хафра, хотя её происхождение также неизвестно. Она всего восемь дюймов в высоту и очень сильно напоминает по своей обработке и по внешнему виду лейпцигскую голову статуи № 1947. Самое поразительное сходство — медное покрытие на бровях. В отличие от лейпцигской головы, она носит белую корону Верхнего Египта.

Фрагменты других статуй также находятся в музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке и в Египетском музее в Берлине.

Обратная сторона 10-фунтовой египетской банкноты

В честь Хефрена также был назван астероид, обнаруженный в 1960 году: 4412 Хефрен.

Профиль самой известной статуи Хефрена (Каир CG 14) был изображён на передней части египетской 50-пиастровой банкноты в период с 1930 по 1951 годы. С 1967 года он украшает заднюю часть 10-фунтовой банкноты.

IV династия

     Серым цветом выделены представители III династии.      Голубым цветом выделены представители V династии.

Обсуждение:Большой сфинкс — Википедия

Шох никакой не историк, а геолог-альтернативщик. —217.29.87.6 03:13, 8 июня 2009 (UTC)

Ничего не написано про облицовку в нижней части Сфинкса. На фотографиях облицовку тоже не видно. —Alexey laa 06:56, 9 августа 2009 (UTC)

Статья:

«…нижняя часть сфинкса представляет собой классический пример эрозии, вызванной длительным нахождением камня в воде. … соответствующий уровень осадков наблюдался в Египте на рубеже IV и III тысячелетий …В научной литературе особенности эрозии скульптуры объясняются другими причинами — вторичной трещинноватостью, действием кислотных дождей, низким качеством известняка»

Щёлкните на изображение и посмотрите фото с разрешением 2272 × 1704. Повнимательней, только не на сфинкс, а на стенки карьера в котором он стоит. Это не следы от инсрументов, применявшихся при вырезании каменных блоков для пирамид, и это точно не эрозия от ветра. Больше это похоже на округленные камни с берега моря.
Интересно, те кто предлагает «соответствующий уровень осадков» и те кто объясняет «вторичной трещинноватостью» по сторонам смотрели? Есть ли примеры аналогичной эрозии на известняке добытом из карьера и расположенного сейчас выше уровня поверхности долины (на пирамидах)?

А если взять во внимание:

«…Из рассказа аль-Макризи можно заключить, что для местных жителей Сфинкс был своеобразным талисманом, властителем Нила, от которого, как они полагали, зависел уровень разлива великой реки и, соответственно, плодородие их полей. »

Почему бы не предположить, что карьер с сфинксом — это водохранилище, в которое во время разлива набирали воду , а затем, во время засухи, сливали воду на ближайшие поля. Собственно сфинкса постоянно и заносит песком, так как его специально воздвигли на дне искусственного озера (Фотографии «Сфинкс в песке», «Сфинкс на дне»] )

Кто знает куда ведёт виднеющийся на заднем плане «подземный ход» (на других фотографиях видно их три или четыре )?
—Алексей 10:29, 22 сентября 2009 (UTC)

сомнительная уверенность[править код]

прослеживается в некоторых аспектах статьи, в частности автор уверяет, что сфинкс служил для охраны ГРОБНИЦ. Однако заподлинно не известно назначение этих древниегипетских пирамид. К тому же в статье рассматривается единственный вариант появления изваяния — постройки его древними египтянами. Однако. Из всех известных мне вариантов появления сфинкса, наиболее убедительным кажется тот, что вследствии пустынных ветров образовалась гора песка, очертаниями напоминающая сфинкс. Египтяне же обнаружив гору просто обработали её. В нынешнем же контексте даже не предполагается такой вариант. Предлагаю поставить содержимое статьи под сомнение и периписать её в более нейтральном контексте. Кобель Иван 16:45, 4 января 2010 (UTC)


«…Из всех известных мне вариантов появления сфинкса, наиболее убедительным кажется тот, что вследствии пустынных ветров образовалась гора песка, очертаниями напоминающая сфинкс. Египтяне же обнаружив гору просто обработали её. »
Это было бы «убедительно» , если бы сфинкс стоял в центре пустыни , а не рядом с несколькими 140 метровыми пирамидами, состоящими из миллионов каменных блоков, средний вес каждого больше 2 тонн. Cфинкс стоит на дне карьера , в котором также добывали эти самые каменные блоки для пирамид. И Вы думаете, что посреди карьера, где работали тысячи людей случайно образовалась «гора песка, очертаниями напоминающими сфинкс» ? —Алексей 20:10, 4 января 2010 (UTC)

понимаете ли. по данным этой (да и не только этой) версии большой сфинкс появился раньше пирамид и карьера в котором он оказался. К тому же в нескольких километрах от нашего объекта споров находится очередная горка напоминающая очертания сфинкса, и как утверждают исследователи, надутая исключительно ветрами. К сожалению я не могу дать ссылки на эту версию из-за неполноценного доступа к интернету. А узнал я о этой версии по Первому каналу где то летом прошлого года.

Однако в любом случае, я считаю, что статью надо переписать в более нейтральном стиле.Кобель Иван 11:13, 6 января 2010 (UTC)

Горизонтальные борозды на теле статуи[править код]

Уважаемый, User:Ghirlandajo, вы удалили раздел Горизонтальные борозды на теле статуи с пометкой «опять выпячивается маргинальщина, источники сомнительной авторитетности». Не могли бы вы пояснить ваше решение. Вопросов несколько.

Вы считаете необоснованным наличие в разделе «Разрушение» подраздела «Горизонтальные борозды на теле статуи»?

Вы считаете все или отдельные тезисы раздела относящимися к области маргинальных теорий?

Вы ставите под сомнение авторитетность всех или некоторых источников информации?

Что касается источников, то большая их часть взята с англоязычной версии статьи.Александров Павел 20:26, 13 февраля 2010 (UTC)

  • А Жералдино даже НЕ смотрел источники он умный—188.32.44.87 08:23, 1 декабря 2011 (UTC)


Раздел Горизонтальные борозды на теле статуи необходимо переписать. Факты искажены. Шок и Вест не считают что горизонтальные следы эрозии образованы от воды. Они говорят что от воды (ливневые дожди) образованы вертикальные следы эрозии различимые на стенках траншеи и в основании статуи. Горизонтальные следы — следствие воздействия песчаной эрозии. Следы песчаной эрозии не вызывают никаких споров. С ними все согласны. Об этом совершенно однозначно говорится в фильме Тайна Сфинкса. Человек написавший раздел — либо не смотрел фильм, либо замыслил недоброе. Кстати… следы водной эрозии в основании статуи прекрасно видны на фото чуть выше лап, их пытались скрыть «реставрационной» кладкой. A4 10:20, 15 мая 2012 (UTC)

фильм «Загадки сфинкса» добавил инфу и ссылки на фильм качайте дополняйте.самая разумная версия на мой взгляд. Лицо сына хеопса httр://letitbit.net/…/Zagadki_Sfinksa.2010.SATRip.avi —178.140.187.61 16:17, 20 октября 2011 (UTC)

Самое интересное , в «инвентарной стеле», есть упоминание о том, что молния ударила во Второго сфинкса, а также в смоковницу, священное дерево в те дни, которые были сожжены одним и тем же удара молнии. Удар молнии ознаменовал начало конца этого второго сфинкса. По словам археолога Майкла По, который ссылается на папирусе фрагменты из Среднего царства , второй Сфинкс находился лицом к лицу с еще существующим Сфинксом. Он был расположен на другой стороне Нила, и был уничтожен наводнением при повышении Нила ок. 1000 года. Местные жители взяли камни из его состава,что бы восстановить свои деревни. Этот тезис подтверждают и другие тексты, такие, как у великого арабского географа и ученогоAl-I-Drisi (1099-1166 н.э.) в своих двух географических энциклопедих (Kitab al Mamalk, Al-Mamsalik, and Kitab al Jujori). Он отмечает наличие двух сфинксов в Гизе, памятник он описывает в мельчайших подробностях: один находится в очень плохом состоянии, воды Нила около ног и нескольких камней не хватает. Другие авторы также отмечают наличие двух сфинксов. Известный историк Musabbihi пишет о что «один Сфинкс меньше, чем другой » (вероятно, потому ,что мог разваливаться к тому времени) на другой стороне Нила, сделанный из кирпича и камней (Annals of Rubi II, ок. 1024) . В общей сложности, эти записи представляют убедительные доказательства того, что по своему происхождению, было два сфинкса: один, Сфинкс, которые все еще существует; Второй Сфинкс на противоположной стороне Нила, сделанные из кирпича, поврежденный и в относительно современные времена,около 11-го века, использовался в качестве карьера, тем самым полностью разобрав его структуру. Что касается точного местонахождения второго сфинкса это особенно сложно, так как эта область имеет множество современных зданий. Известно лишь, что Сфинкс был на другой стороне Нила, река, которая была гораздо шире в те дни, особенно во время наводнений.

  • »

    Second Great Sphinx at Giza 3

  • »

    Second Great Sphinx at Giza 2

  • »

    Second Great Sphinx at Giza 1

Mikerin 15:57, 29 ноября 2011 (UTC)

Немного о фактах в статье[править код]

В статье обилие желтых «фактов»,почерпнутых из ТВ3. По-ходу, те кто пилит статью первоисточники не читает, а все познания черпает из т.н. «альтернативной истории». К примеру, в «Инвентарной Стелле» НЕТ упоминаний про Большого Сфинкса и тем более НЕТ упоминаний, про то что его раскопал Хеопс (смайл рука-лицо). Хоть бы переводы почитали, прежде чем ересь постить. Про негроидные черты ХафрА и «Окрестные храмы были первоначально посвящены солнечному богу Ра» — тоже повеселило… Придется исправлять. —Агафон 94.233.96.156 06:47, 21 октября 2013 (UTC)

«сфинкс»: см. орфографический словарь —llecco 18:07, 3 мая 2015 (UTC)

в 2014 года, когда предприимчивые китайцы впервые поставили точная копия легендарной статуи Большого Сфинкса в натуральную величину в специальном парке развлечений в провинции Хэбей. Дошло до того, что египетское министерство по делам древностей подало на КНР официальную жалобу в ЮНЕСКО.  Сфинкса убрали, но недавно лев с головой то ли женщины, то ли фараона китайского производства вернулся на прежнее место.  [1]

Луксорский храм — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Луксорский храм (егип. Jpt-rst «Святилище Амона»)[1] — развалины центрального храма Амона-Ра, на правом берегу Нила, в южной части Фив, в пределах современного города Луксор.

Храм с 1979 года входит (в группе с Карнакским храмом и фиванским некрополем поблизости) в список Всемирного наследия ЮНЕСКО[2].

Неверная интерпретация названия храма с егип. Jpt-rst привела к распространению перевода «южный гарем». Такое понимание продиктовано рельефами божественного рождения в зале XIII, отчего некоторые исследователи называли храм «гаремом Амона»[3]. Слово jpt не имеет отношение к понятию «гарем» и может переводится как «святилище»[4], что стоит ближе к теологии храма[1].

Храм богов Амона, Мут и Хонсу представляет собой наиболее полное воплощение архитектурных особенностей Нового царства (XVI—XI века до н. э.) Его отличают грандиозность замысла, монументальность и торжественность деталей, большое количество колонн.

Храм ориентирован с северо-запада на юго-восток. Для соответствия с пилонами стоявшего в получасовом расстоянии к северу Карнака, с которым он был соединён мощёной аллеей сфинксов, северный пилон его уклонен несколько к востоку от общей оси.

Древнейшая часть с примыкающими залами, украшенными монументальными рельефами и надписями — основана при Аменхотепе III; первые фараоны XIX династии прибавили к югу двор с 74 колоннами, перемежающимися статуями фараонов.

На северном пилоне в честь Битвы при Кадеше записана «Поэма Пентаура»[5], восхваляющая Рамсеса II с целью пропагандистского воздействия на широкие массы людей[6].

У северного входа Луксорского храма — четыре колосса-монолита и два обелиска, из которых один перевезён в 1830-е годы в Париж, на площадь Согласия. Длина сооружения от входа до самой северной стены — 260 метров.

6 августа 2018 года в Луксоре на аллее сфинксов обнаружена новая статуя в виде льва с головой человека. Находка по виду похожа на большого сфинкса в Каире у Великих пирамид[7].

Рамсес II пристроил северный перистиль, пилон и изобразил на внешней стороне последнего cвои подвиги в войне с хеттами (Битва при Кадеше). Здесь начертана «Поэма Пентаура» в честь упомянутой битвы в начале XIII века до н. э.[8].

C периода Нового царства ежегодно отмечался Праздник Опет — символическое бракосочетания Амона и Мут. Барки с изображениями этих богов и их ребёнка Хонсу (фиванская триада) перевозились из Карнакского храма (Ипет-сут[9]) в Луксорский[10], расстояние между которыми около 2 км.

  • Аллея сфинксов и пилоны днём.

  • Старинная фотография колонного зала Аменхотепа III

  • Колонны храма в тёмное время суток

  • Egypt.LuxorTemple.06.jpg
  • Egypt.LuxorTemple.06.jpg

    Статуя Рамсеса II

  • Luxor Tempel02.jpg
  • Юго-западный вид на храм

  • Главный вход ночью

  1. 1 2 Rachel Mairs, Alice Stevenson. Current Research in Egyptology 2005: Proceedings of the Sixth Annual Symposium. — Oxbow Books, 2007. — 326 с. — ISBN 9781782974482.
  2. UNESCO World Heritage Centre. Ancient Thebes with its Necropolis (англ.). UNESCO World Heritage Centre. Дата обращения 1 марта 2019.
  3. Peter Pamminger. Amun und Luxor — Der Widder und das Kultbild. — 1992. — С. 93—140.
  4. Georges Émile Jules Daressy. Notice explicative des ruines du temple de Louxor. — Le Caire, 1893.
  5. James Henry Breasted. The battle of Kadesh : a study in the earliest known military strategy. — Chicago : The University of Chicago press, 1903. — 80 с.
  6. Синило Галина. История мировой литературы. Древний Ближний Восток. — Минск: Вышэйшая школа, 2017. — 680 с. — ISBN 5040110650.
  7. ↑ На Аллее сфинксов в Луксоре обнаружили новую статую льва с головой человека (рус.), ТАСС. Дата обращения 7 августа 2018.
  8. James Henry Breasted. The battle of Kadesh : a study in the earliest known military strategy. — Chicago : The University of Chicago press, 1903. — 80 с.
  9. Ольга Игоревна Павлова. Амон Фиванский: ранняя история культа, В-XVII династии. — М.: Наука, 1984. — С. 73. — 175 с.
  10. И. С. Кацнельсон. Мероэ: История, история культуры, язык древнего Судана. — Наука, 1977. — С. 137. — 320 с.

Бонапарт перед сфинксом — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Бонапарт перед сфинксом» (фр. Bonaparte devant le Sphinx) — картина французского художника Жана-Леона Жерома, написанная им в 1867—1868 годах.

Через девять лет после Великой французской революции, 19 мая 1798 года 29-летний Наполеон Бонапарт вместе со своей Армией Востока[en] отплыл из Франции для похода на Египет. 1 июля он ступил на сушу и, легко победив силы мамлюков, заручился поддержкой широких слоёв населения, в том числе духовенства. Он планировал продвижение на восток для того, чтобы положить конец монополии Великобритании по торговле с Индией. Однако через четыре месяца жители Каира организовали восстание[en] против французских войск, подавленное кровавыми репрессиями. В то же время армия стала более уязвимой со стороны британского флота, который под руководством вице-адмирала Горацио Нельсона победил силы Наполеона в битве на Ниле 1 августа 1798 года. Боевой дух французских войск ежедневно подрывался жарой, дизентерией и чумой. 19 марта 1799 года Наполеон предпринял захват Акры, затянувшейся на два месяца, в результате чего планы похода в Сирию были сорваны. Возвратившись в Каир, в битве при Абукире 25 июля 1799 года Наполеон победил армию Мустафы-паши из нескольких десятков тысяч османов. Обеспокоенный поступлением новостей на родину о том, что армия отступает на всех фронтах, а египетская кампания не достигла желаемой цели, 22 августа Наполеон тайно отплыл во Францию. 18 июня 1801 года французские войска сдали Каир, а 3 сентября Александрию, и к концу сентября эвакуировались из Египта[1][2].

Жан-Леон Жером

Французский художник и скульптор Жан-Леон Жером (1824—1904), будучи известным в академической среде и пользуясь поддержкой правительства Франции, в своих картинах проявлял большую оригинальность, совмещая вместе свой любимый и старомодный классицизм с современным и объективным реализмом[3]. С 1855 года Жером побывал в Египте не менее четырёх раз, каждый визит длился несколько месяцев. В последние годы Второй империи Жером вдохновляется легендами о Наполеоне, пытаясь совместить мифы о египетской кампании и исторические сюжеты с ориенталистической живописью. В преддверии столетия со дня рождения Наполеона в 1869 году, он пишет серию картин, изображающих генерала Бонапарта в Каире, в песках пустыни, перед мечетью — в качестве нового Александра Македонского, восхищавшегося величием исчезнувшей цивилизации[4][5].

В 1886 году Жером выставил картину «Бонапарт перед сфинксом» на Парижском салоне под названием «», проведя параллели между фиванским освободителем и французским героем[4][6]. Там она была хорошо встречена критикой и названа «лучшей из его великого ряда исторических исследований»[7][8].

В настоящее время картина находится в коллекции Херст-касла близ Сан-Симеона[en] (штат Калифорния, США)[6].

Большой Сфинкс в наши дни, очищенный от песка

Молодой Бонапарт, положив правую руку на бедро, верхом на коне, стоящем на каменном мысе, замер в созерцании перед огромным и выветренным лицом сфинкса — памятника титанических амбиций, забытых правителей, исчезнувших цивилизаций. На заднем плане низкое дневное солнце бросает свет на марширующие по пустынной равнине армии у лагеря на фоне цепи гор, уходящих в прозрачное безоблачное небо. Посреди песков Бонапарт в одиночестве обдумывает свои будущие грандиозные планы по изменению истории перед руинами некогда великой скульптуры, как будто бы общаясь со сфинксом, по сравнению с которым полководец выглядит незначительным человеком, но только лишь потому, что всё великое у него впереди[6][7][9].

Жером сознательно не изобразил пирамиды рядом со сфинксом, занимающим половину композиции, вытеснив их за угол картины, чтобы подчеркнуть противостояние и уединение Бонапарта с загадочным колоссом, и не отвлекать зрителя никакими другими деталями[4][7][9]. Он подобрал смесь холодных и теплых цветов, создав тонкую и загадочную игру теней, неопределенность горизонта, а также контраст между величественной неподвижностью черт каменного лица и гордой внешностью Наполеона, в уме сравнивавшего свои триумфы и жажду бессмертной славы в деяниях фараонов древности, сделавших имя путём строительства таких памятников[10]. Жером подчеркнул последние мгновения перед знаменитой битвой 21 июля 1798 года французской армии против мамлюков Мурад-бея — хвост коня под Наполеоном вздрагивает, его помощники суетливо маячат в тени в левом углу, а войска на заднем плане осуществляют манёвры[4].

Кошки в Древнем Египте — Википедия

Статуэтка кошки

Кошка была одним из многих животных, которым поклонялись в Древнем Египте. Она являлась символом плодородия и солнца.

Известно о представителях трёх видов из мелких диких кошачьих, живших в Древнем Египте.

Дикая ливийская, иначе африканская кошка или степная (felis silvestris lybica) — наиболее распространённая. Подвид, который можно обнаружить в Африке, за исключением Сахары и тропических лесов, а также на Ближнем и Среднем Востоке. Её размер колеблется от 50 до 70 см, а вес — от 3 до 7 кг. Внешне напоминает короткошёрстную домашнюю кошку, но отличается более крупным размером и удлиненными конечностями. Преимущественно ночное животное, охотящееся в сумерках или ночью. Днём прячется в норах или под деревьями, укрываясь от жары.

Камышовый кот или хаус (felis chaus) — мелкая дикая кошка, живущая на влажных территориях (её можно обнаружить во многих местах вплоть до Азии). Намного крупнее, чем дикая ливийская кошка, но с более короткими лапами, её размер достигает от 60 до 75 см, а вес — от 10 до 15 кг. У неё длинная и тонкая морда, чёрные кисточки на ушах. Шерсть — густого терракотового цвета, с чёрными полосками на лапах.

Сервал (felis serval) — кошка родом из Нубии (её можно обнаружить от Юга Сахары до Южной Африки). Преимущественно ночное животное, живёт в саванне. Средний размер — примерно 70 см, вес колеблется от 14 до 18 кг, обладает приподнятым телом на длинных лапах. Шерсть покрыта пятнами дикого коричневого цвета, которые просветляются ближе к животу. У неё большие уши, маленькая голова и большие глаза.

Мумия кошки (Музей Лувр)

В древности египтяне называли кошку ономатопеей «миу», которая имеет транскрипцию «miw» для мужского рода и «miwt» для женского (в русском языке присутствует схожая ономатопея в глаголе «мяукать»).

Длительное время именно Египет считался местом одомашнивания дикой ливийской кошки, но сейчас учёные располагают свидетельствами того, что в регионе «Плодородного полумесяца» и на Кипре кошка была одомашнена намного ранее. Предположительно, одомашнивание кошки в Египте произошло в течение III тысячелетия до н. э. До того, как стать домашним любимцем, ценящимся за свою мягкость, грациозность и беззаботность, кошка, прежде всего, стала оберегающим животным. Охотясь на мелких грызунов, они оберегали амбары, где египтяне хранили свою провизию (прежде всего — пшеницу), жизненно важную для этого сельскохозяйственного народа. Охотясь на крыс, кошки устраняли источник серьёзных заболеваний (таких как чума). Наконец, охотясь на змей (обычно рогатых гадюк), они делали близлежащие окрестности более безопасными.

На особое место кошек в ряду животных, почитаемых Египтянами, обращал внимание ещё древний грек Геродот (ок. 484 — ок. 425 до н. э.). «Отец истории» писал в своей «Евтерпе»:

Хотя у египтян много домашних животных, но их было бы ещё гораздо больше, если бы с кошками не происходило вот какого странного явления. Всякий раз, как у кошек появляются на свет котята, они уже больше не идут к котам, а те, желая с ними спариться, не находят их. Поэтому коты прибегают к такой хитрости: они силой похищают котят у кошек, умерщвляют их, но не пожирают. А кошки, лишившись своих котят и желая снова иметь других, приходят тогда к котам. Ведь это животное любит детёнышей. Во время пожара с кошками творится что‑то удивительное. Египтяне не заботятся о тушении огня, а оцепляют горящее пространство и стерегут кошек, а те все же успевают проскользнуть между людей и, перескочив через них, бросаются в огонь. Это повергает египтян в великое горе. Если в доме околеет кошка, то все обитатели дома сбривают себе только брови. Если же околевает собака, то все стригут себе волосы на теле и на голове. Трупы кошек отвозят в город Бубастис, бальзамируют и погребают там в священных покоях. Собак же хоронят каждый в своем городе в священных гробницах.[2]

Геродот, «Евтерпа», 66–67.

По Геродоту, к каждым священным животным (включая кошек) египтяне назначали для ухода за ними особых служителей, мужчин и женщин. Должности эти переходили по наследству от отца к сыну. Своё благоговение перед священным животным египтяне выражали следующим образом: «После молитвы богу, которому посвящено данное животное, они стригут своим детям всю голову, половину или только треть головы, и затем взвешивают волосы на серебро. Сколько веса серебра потянут волосы, столько они отдают служительнице, а та за это нарезает рыбы в пищу животным»[2]. Умышленное убийство какого‑нибудь из священных животных в те времена каралось смертью; неумышленное — уплатой виры, установленной жрецами.

Спустя 400 лет, в 60 году до н. э., Диодор Сицилийский стал свидетелем расправы толпы над виновником неумышленного убийства кошки: римская повозка случайно переехала египетскую кошку и, вопреки порядкам фараона Птолемея XII, египетский солдат убил возчика («Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царём для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно»[3]).

Тысячи мумий кошек, обнаруженных на кошачьих кладбищах, наводят нас на мысль о том, что они были наиболее популярными животными в Древнем Египте. Однако большое количество обнаруженных мумий кошек может также объясняться их малым размером (легче похоронить кошку, чем быка). Во дворцах кошки были домашними животными, которых содержали в роскоши. Когда кошка уходила из жизни, её хозяева в знак траура сбривали себе брови. Траур длился семьдесят дней, что соответствует срокам мумификации как человека, так и кошки. Кошка в виде статуэтки или рельефа, нанесённого на саркофаг, может «сопровождать» своего хозяина в загробную жизнь. Изображения кошки также можно найти на многочисленных вазах, драгоценностях и посуде, равно как и на рисунках (под местом женщины, как защитный символ).

В 1888 году египетский феллах наткнулся на большую гробницу, содержавшую огромное (около 80 000) количество мумифицированных кошек. Она относилась к некрополю Бени-Хасана — города, построенного во времена XII и XIII династий Среднего царства.

Ра в образе кота убивает змея Апопа

С кошачьими в египетской мифологии ассоциировалось большое количество божеств. С львицами отождествлялись Сехмет, Тефнут, Мафдет и нубийская Шесемтет. Многие боги, включая Амона, могли изображаться в образе сфинкса; некоторые — непосредственно как львы (например, двуглавый лев Акер). В 17-й главе «Книги мёртвых» один из важнейших богов египетского пантеона, бог солнца Ра, выступает в образе рыжего кота, ежедневно повергающего змея Апопа. Баст — богиня с головой кошки — изначально считалась оберегающей, воинственной львицей. Её образ с течением времени претерпел изменения: она начала отождествляться с приручёнными кошками, лояльными, но дикими.

Со времени, когда кошек начали отождествлять с Баст, их стали мумифицировать. Почести, получаемые ими посмертно, отражали то, что они воплощали в течение каждого дня своей жизни. Греческий историк Геродот описывал, как египтяне бросались в пылающие дома, чтобы убедиться, что внутри нет ни одной кошки. Также Геродот писал, что после смерти кошки семья пребывала в трауре и сбривала себе брови в знак скорби[4].

Бубастис[править | править код]

Хотя культ кошек уже имел важное религиозное значение на заре становления Нового царства, он получил своё развитие, после того как фараон ливийского происхождения Шешонк I возвёл город Бубастис, главное место поклонения богини Бастет, расположенное на востоке дельты Нила, до статуса столицы. Баст стала очень популярной и почитаемой среди населения. Теперь же она стала олицетворять плодородие, материнство, оберег и благосклонность солнца — подобно Сехмет, она стала зваться оком Ра. Благодаря культу кошек, объединявшему тысячи почитателей и паломников, ежегодно на улицы Бубаста прибывало огромное количество людей. Геродот сообщает о «700 000 людей обоего пола, кроме детей», ежегодно посещавших центр поклонения Баст. Имя «Бубастис» стало другим именем Баст.

Упадок культа кошек[править | править код]

Культ Баст был официально запрещён императорским[уточнить] указом в 390 году. Таким образом, интерес к кошкам в Египте стал постепенно угасать, и хотя они остались в качестве домашних животных, они больше не были объектами поклонения.

В дошедших до наших дней ряде папирусов и остраконов кошки представлены в сатирических образах. Например в Сатирическом папирусе эпохи Рамессидов (ок. 1150 год до н. э.) представлен кот, пасущий гусей, мыши, штурмующие крепость кошки. Они могут обозначать пословицы или рассказы, утраченные сегодня, но понятные древнему египтянину, либо содержат политическую или религиозную сатиру[5]. Подобные сцены повторяются на некоторых обнаруженных остраконах, сосудах, косметических принадлежностях и фигурках Нового царства.

Во II веке до н. э. Полиэн рассказал о хитрости, якобы применённой персидским царём Камбисом II во время битвы при Пелузии (525 год до н. э.): Камбис II приказал поместить кошек и других животных, почитаемых египтянами, перед персидской линией фронта. Египтяне якобы прекратили свои оборонительные операции, и тогда персы завоевали Пелузий[6].

  1. Wörterbuch der Ägytischen Sprache — Tome 2, 42.1-3.
  2. 1 2 Геродот. История. Книга вторая. Евтерпа
  3. ↑ Диодор. Историческая библиотека, книга I, 83
  4. ↑ Геродот, История, книга II, LXVI
  5. M. I. Hussein, A. A. Shokeir. Sexual life in Pharaonic Egypt: towards a urological view (англ.) // International Journal of Impotence Research. — 2004-10. — Vol. 16, iss. 5. — P. 385–388. — ISSN 1476-5489. — DOI:10.1038/sj.ijir.3901195.
  6. Shepherd, R. Polyænus’s Stratagems of War. — London: George Nicol, 1793. — С. 268−269. — 414 с.

Немес — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Неме́с, или клафт — царский головной убор в Древнем Египте, один из символов власти египетских фараонов. Представлял собой сделанный из ткани платок, обычно полосатый (на большинстве изображений — синий с золотом), сплетённый в узел сзади и с двумя длинными боковыми фалдами, вырезанными полукругом и спускающимися на плечи.

Немес служил защитой от пыли, загара и являлся привилегией царской семьи. Немес покрывал всю верхнюю и затылочную часть головы, оставляя уши открытыми. Поперечную сторону ткани немеса накладывали на лоб горизонтально, укрепляли лентой, а сверху надевали уре́й — изображение богини-кобры Уаджи́т. В отдельных случаях поверх немеса могла надеваться двойная корона Верхнего и Нижнего Египта (пшент)[1], о чём свидетельствуют, среди прочих, колоссы Рамсеса II в Абу-Симбеле.

Иногда словом «немес» обозначают только царский полосатый платок, следовательно, его считают разновидностью клафта, как называют любой египетский платок, плотно облегавший голову[2]. Клафт был распространён среди представителей всех сословий. Среди рядовых египтян клафт мог быть белым или полосатым, причём цвет полос зависел от статуса и рода занятий владельца: например, у воинов полосы были красные, у жрецов — жёлтые, и т. п. Платок с синими продольными полосами мог носить только фараон.

Самое раннее изображение немеса с уреем, дошедшее до нас — пластина фараона Дена (I династия) из слоновой кости, хранящаяся в Британском музее. Первая известная нам скульптура с немесом изображает фараона Джосера. В числе самых поздних — статуи римских императоров, включая Августа. Немес присутствует и на голове Большого Сфинкса.

Донской сфинкс — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Донской сфинкс — порода российских бесшёрстных кошек, выведенная в Ростове-на-Дону. Имеется стандарт DSP по классификации FIFe, DSX по классификации WCF. Кошку отличает мускулистое тело, лишённое шерсти, шелковистая и горячая на ощупь кожа, высокие, стройные лапы с длинными и тонкими пальцами, длинный хвост, выразительная морда, большие уши, крупные миндалевидные или чуть раскосые глаза. Отличаются большой привязанностью к людям при полном отсутствии агрессии. Ласковы, не злопамятны, игривы, но не навязчивы, достаточно тактичны и выдержаны.

Донские сфинксы — одна из немногочисленных российских пород кошек. История этой породы началась в феврале 1986 года в городе Ростов-на-Дону. Однажды уроженка Красноярска, Елена Ковалёва, возвращаясь домой, подобрала на площади Толстого маленького котёнка, которого мучили мальчишки. Котёнка дома назвали Варварой.

Какое-то время спустя шерсть на спинке стала вылезать. Лечение ни к чему не привело, спина кошки оставалась без шерсти. В 1988 году Варвару впервые удалось показать специалистам, занятым разведением породистых кошек, но впечатления эта необычно выглядящая кошка не произвела. 20 февраля 1990 года Варвара родила помёт из трёх котят от европейского короткошёрстного кота Василия. Их дочь Чита и является основоположницей породы. Выведением новых кошек занялась Ирина Немыкина, впоследствии ставшая фелинологом, ныне вошедшая в историю мировой фелинологии. А тогда, путём бэк-кросса, после многолетней племенной работы Ириной Немыкиной была получена ныне известная во всём мире порода, в 1996 году зарегистрированная как донской сфинкс.

У донского сфинкса процесс облысения происходит из-за наличия в его генотипе доминантного аллеля Hbl.

Бесшёрстность разделяется на четыре основных типа:

  • голые («пластилиновые», «резиновые») — полностью бесшёрстный кожный покров, горячий и липкий на ощупь (как резина или пластилин). Множественные складки на теле, особенно на голове, шее, в паху и на лапах. Чаще всего резиновые коты являются голорожденными. Наиболее ценные коты при разведении.
  • флок — кожа животного покрыта очень короткими мягкими волосками, которые невооружённым глазом практически незаметны (напоминает опушённость персика). На ощупь кожа более нежная. Обычно к двум годам такие коты «раздеваются» полностью.
  • велюр — волоски более длинные (2-3 мм) и заметные. С возрастом также могут пропадать. Названия флок и велюр произошли от названий тканей, тактильно напоминающие кожу этих котов.
  • браш — (англ. brush — щётка, щетинистый) — эти кошки имеют довольно длинную, жёсткую, извитую и редкую шерсть (как у старой щётки). Часто бывают участки облысения на голове, шее и поне. Такие представители не имеют фелинологической ценности, не получают титулы на выставках, хотя допускаются к экспертизе, однако используются в племенном разведении. Это обусловлено тем, что нельзя скрещивать двух голых животных, их котята вероятнее будут с большими мутациями и нежизнеспособны.

Порода донской сфинкс имеет ряд принципиальных отличий от породы канадский сфинкс (SFX):

  • у канадских сфинксов ген облысения — рецессивный (аллель h).
  • у канадских сфинксов не бывает абсолютно голых животных, они слегка покрыты шёрсткой, особенно длинной на морде, ушах, конечностях и хвосте).
  • у канадских сфинксов отсутствует голорождение.

Существует несколько вариантов стандартов породы донской сфинкс.

  • Кошка теплолюбива, поэтому необходимо содержать её в теплом помещении. Уличное содержание исключено или крайне нежелательно.
  • Из-за повышенной теплоотдачи донской сфинкс потребляет несколько большее количество пищи, чем другая кошка.
  • Из-за отсутствия ресниц на глазах в конъюнктивальных мешках может скапливаться слизь, которую необходимо удалять чистой ватой или тканью.
  • Купание можно заменить обтиранием.
  • Кошка неконфликтна при содержании с детьми, с другими животными.
  • Течки у кошек происходят относительно редко, коты «метят» редко.
  • Отсутствует характерный запах, шерсть не остается на вещах.
  • У людей, имеющих аллергию на кошачью шерсть, реакции на присутствие донских сфинксов отмечаются реже.
  • Котята довольно легко приучаются к туалету.
  • Многие сфинксы привыкают к одному хозяину и сохраняют преданность ему.
  • Кошки обидчивы (но не злопамятны) и привязчивы, что требует от хозяина большего внимания к ним.