Школа жизненных навыков – Статья (1 класс) на тему: Формирование необходимых жизненно важных навыков у детей младшего школьного возраста в урочной и внеурочной деятельности

Классный час (8 класс) по теме: Классный час "Школа жизненных навыков. Я принимаю ответственное решение"

МОУ «Макуловская СОШ»

Верхнеуслонского района Республики Татарстан

8 класс

Из опыта работы

классного руководителя

Белкиной Татьяны Алексеевны

2011 год

Школа жизненных навыков «Я принимаю ответственное решение»

Цели:

  1. углубить знания подростков о психическом социальном здоровье;
  2. способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как уверенность в себе, честность;
  3. развивать умение формулировать и принимать решение в отношении курения и предвидеть последствия своих решений

I. Слово учителя

        Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам «здравствуйте». Это значит, что я всем желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому что здоровье, для человека – самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье только тогда, когда его теряем.

        Американский учёный Джон Броди на основании многолетних исследований пришёл к выводу, что 90% факторов здоровья неподвластны медицине. Среди трёх основных групп этих факторов – наследственность, влияние окружающей среды и образа жизни – лидирует именно образ жизни.

        Человек и общество должны делать всё, чтобы формировать здоровый образ жизни. Но опять оказался прав Козьма Прутков, заметивший, что все говорят, «здоровье дороже всего, но никто этого не соблюдает».

        Причинами нежелания вести здоровый образ жизни являются недостаток знаний и элементарная лень.

        Нашим сегодняшним классным часом мы начинаем в этом году цикл классных часов, посвящённых пропаганде здорового образа жизни.

        Что же такое «здоровый образ жизни»?

Здоровый образ жизни – это совокупность действий и поступков человека, которые направлены на сохранение его духовного и физического здоровья.

        Для того,  чтобы соприкоснуться с аспектами здорового образа жизни, мы должны подробнее рассмотреть материал относительно некоторых проблем. Обратимся к схеме.

        Сегодня мы с вами поговорим об одном из аспектов здорового образа жизни: об отказе от вредных привычек, а именно о вреде курения. Прежде чем перейти к основному разговору, давайте ответим  на несколько вопросов:

  1. Верно ли, что от курения погибает более 10 000 тысяч человек ежегодно? (Да).
  2. Верно ли, что курение успокаивает нервы? (Нет)
  3. Легко ли отказаться от курения? (Нет).
  4. Почему же молодое поколение, зная о вреде курения, продолжает курить?

II. Выступления подготовленных учеников

1-й ученик

        Открытие Америки (1942 год) подарило человечеству два знаменитых растения: картофель и табак. Гёте заметил, что картофель стал для человека благословением, а табак – карой. В США запрещена реклама табака, а за курение в общественном месте взимают штраф. Трое из четырёх американцев не курят.

        У ещё неокрепшего молодого организма быстрее, чем у взрослого формируется непреодолимое влечение к наркотизации организма в любых формах: курение, употребление алкоголизма и наркотиков. Некоторые люди оправдывают курение тем, что оно не даёт им пополнеть. Но ведь есть более эффективные и безопасные методы: уменьшение количества потребляемой пищи, занятия физической культурой, различные диеты. Все мы знаем, что воздух, которым дышат люди, загрязнён пылью, выхлопными газами… А курильщики поглощают ещё сигаретный дым, никотин и другие яды табака. Курение оказывает резко отрицательное влияние на все жизненно важные процессы в организме. Быстрее развивается утомляемость, ослабевает память, нарастает раздражительность. Доказано, что у курильщиков возрастает риск заболевания болезнями сердца в 2-3 раза, раком лёгких болеют в 15 раз чаще, а риск заболеть раком лёгких у злостных курильщиков возрастает в 46 раз. Курение влияет на содержание гемоглобина в крови.

        Уродства у курящих матерей встречаются в 2 раза чаще, чем у матерей, которые не курят. Чаще всего уродуется нервная система плода: дети рождаются с водянкой головного мозга, недоразвитым головным мозгом.

У курильщиков центры мозга, чувствительные к никотину, находятся в угнетённом состоянии, а потому и на концах нервов, берущих начало из них, веществ, необходимых для нормального строения и функции тканей, образуется недостаточно. В результате курения во многих тканях и органах наблюдается нервная дистрофия, а на фоне неё складывается предрасположенность к различным заболеваниям.

Вот некоторые заболевания, наиболее характерные для табакокурения:
- в бронхах - хронический бронхит курильщика;

- слизистая оболочка пищевода истончена, повышенно ранима;
- в желудке - хронический гастрит курильщика или даже язва;
- слизистая оболочка толстого кишечника тоже изменена, нарушена его моторика;
- мелкие артерии, артериолы, повышенно возбудимы, склонны к спазмам;
- расстроена работа потовых и сальных желёз кожи;
- волосы истончены, секутся и выпадают;
- оголяются шейки зубов, развивается пародонтоз.

Рак тоже чаще развивается там, где имеет место хроническое воспаление и дистрофия; именно поэтому у курильщиков чаще бывает рак.  Не только рак бронхов, лёгкого, но также рак пищевода, желудка, толстого кишечника.

2-й ученик

Каждый день от потребления табака в мире погибает около 14 тысяч человек. Это «клиентура» восьми участковых терапевтов.

2. Каждый год только в России 330-400 тысяч человек умирают от связанных с курением заболеваний.

3. В течение ХХ века курение убило около 100 миллионов человек во всем мире. По сути, это 10 вымерших мегаполисов размером с Москву, или пять опустевших городов вроде Мехико.

4. Если табачная эпидемия будет развиваться сегодняшними темпами, 250 миллионов  ныне живущих детей умрут от заболеваний, вызванных употреблением табака. Примерно столько младенцев родится во всем мире за два ближайших года.

5. В России курит 44 миллиона человек. Около 60 процентов мужчин в нашей стране – курильщики, это один из самых высоких показателей в мире. С начала 90-х годов прошлого века число россиянок-курильщиц удвоилось. По количеству курильщиков мы «в одной лодке» с Китаем, Индией и Индонезией.

6. Почти четверть несовершеннолетних курильщиков пристрастились к табаку до того, как им исполнилось 10 лет.

7. Около 50 миллионов женщин ежегодно вынуждены вдыхать дым во время беременности. Врачи давно выяснили, насколько серьезен вред курения во время беременности.

Табачный дым сильно воздействует на плод – курение (в том числе пассивное) может стать причиной преждевременных родов и выкидыша, гибели плода, рождения маловесного ребенка. Дети курящих родителей более подвержены синдрому внезапной младенческой смерти, заболеваниям органов дыхания и другим проблемам со здоровьем и развитием.

8. В табачном дыму содержится около 4000 химических соединений, в том числе 70, вызывающих рак, даже при пассивном курении.

9. Почти половина всех детей в мире – пассивные курильщики, что существенно увеличивает риск развития астмы. То есть, каждый второй ребенок может серьезно заболеть только потому, что рядом курят взрослые.

10. Проживание и совместная работа с курильщиками на 22 процента увеличивают риск возникновения рака легких у людей, которые никогда не курили. У жен заядлых курильщиков риск развития рака легкого вдвое выше, чем у жен некурящих мужчин.

Пассивными курильщиками можно считать и жителей многоквартирных домов – если один человек курит в подъезде или лифте, все остальные рискуют заболеть или даже умереть от связанных с курением заболеваний.

11. Некурящие бармены и официанты получают на рабочих местах ежедневную дозу дыма и содержащихся в нем веществ, эквивалентную 3–5 выкуренным сигаретам. По утрам у них настоящая никотиновая «ломка», которая проходит только после начала рабочего дня в дыму.

12. Каждый второй курильщик умирает от связанных с курением причин. Также курение является основной причиной рака легких, и отнимает в среднем 10–12 здоровых лет жизни. За 10 лет можно: проводить внука в первый класс и быть с ним рядом в момент получения школьного аттестата, или получить два-три высших образования, или написать 8–10 книг-бестселлеров, или выучиться на врача.

13. Во всем мире люди выкуривают больше 15 миллиардов сигарет в день. Это 750 миллионов пачек, 75 миллионов блоков, горы окурков и другого мусора.

III. Просмотр видеоролика «Твой выбор: курить или не курить» на сайте http://www.youtube.com/watch?v=cL0Mr5_fwro) либо презентации, подготовленной к классному часу

IV. Выступление подготовленного ученика

        Специалисты предлагают два способа борьбы с курением:

  1. Постепенное отвыкание путём медленного снижения количества выкуриваемых сигарет;
  2. Полный отказ от курения, замена сигареты конфетой. Избавление от вредной привычки – прежде всего победа каждого человека над самим собой.

ФАКТЫ БОРЬБЫ С КУРЕНИЕМ

  1. В конце 16 века в Англии за курение казнили, а головы казнённых с трубкой во рту выставляли на площади.
  2. Французский король Людовик XIII издал специальный указ о том, что лишь аптекари имеют право продавать табак, только как лечебное средство.
  3. В Турции курильщиков сажали на кол.
  4. В Россию зелье завезли в начале 17 века, курильщиков также не миловали. В царствование Михаила Романова за курение полагалась смертная казнь. Всех, у кого будет найден табак, надобно пытать и пороть кнутом, пока тот не признается, откуда добыл…
  5. В школах Пекина юного курильщика ожидает изнурительное наказание – тренировка на велотренажёре. Педагоги полагают, что подобный метод не только отучит провинившегося от сигареты, но и приобщит к спорту.

V. Викторина

1. Когда, кем и откуда впервые завезён табак в Европу?

А) В 16 веке испанцами из Америки.

Б) В 17 веке китайцами.

В) В 18 веке англичанами из Индии

2. Существуют ли сигареты, которые не приносят вреда?

А) Сигареты с фильтром.

Б) Сигареты с низким содержанием никотина.

В) НЕТ

3. Сколько веществ содержится в табачном дыме?

А) 20-30

Б) 200-300

В) Свыше 3000

4. Как курение влияет на работу сердца?

А) Замедляет его работу.

Б) Заставляет учащённо биться.

В) Не влияет на его работу

5. Какие заболевания считаются наиболее связанными с курением?

А) Аллергия

Б) Рак лёгкого

В) Гастрит

6. Что такое пассивное курение?

А) Нахождение в помещении, где курят.

Б) Когда куришь за компанию.

В) Когда не затягиваешься.

7. Что вреднее?

А) Дым от сигарет

Б) Дым от газовой горелки

В) Выхлопные газы

8. Как курение влияет на массу человека?

А) Снижает её

Б) Повышает

В) Никак

9. Как много взрослых мужчин в нашей стране курит?

А) 10%

Б) 30%

В) 50%

10. Каков процент желающих бросить курить?

А) 100%

Б) 65%

В) 25%

11. На сколько лет рискуют раньше умереть женщины, мужья которых курят?

А) на 10 лет

Б) на 15 лет

В) на 4 года

12. Если человек начал курить в 15 лет, на сколько в среднем уменьшается продолжительность его жизни?

А) на 8 лет и более

Б) на 1-2 года

В) на 5-6 лет

13. Из тысячи подростков, начавших курить, как много умрут от болезней, связанных с курением?

А) около 250 человек

Б) не менее 100 человек

В) менее 200 человек

VI. Слово учителя

        Вот и подошёл к концу наш первый классный час о здоровом образе жизни. Я думаю, что все вы, ребята, сделаете определённые выводы и решите для себя, что главное для вас ЗДОРОВЬЕ!

Использованная литература и Интернет-ресурсы

  1. Давыдова  А.В. Классные часы. 8 класс. М.: Вако, 2008
  2. Морозова Л. П. Классные часы. 10 класс. Волгоград: Учитель АСТ, 2005
  3. Кулинич Г. Г. Классные часы. 10-11 классы. М.: Вако, 2007

http://neky.ru/foto/191-o-vrede-kurenija-v-kartinkakh.html

http://chipollis.nm.ru/kartinki-o-vrede-kureniya.html

http://www.ivanpobeda.com/post103718419/

http://www.nekurim.com/

http://www.realisti.ru/main/satisf

http://narco.mcvita.ru/smoke/bolezni.html

http://www.takzdorovo.ru/privychki/glavnoe/fakty-o-vrede-kureniya/

http://www.youtube.com/watch?v=cL0Mr5_fwro ( видеоролик «Твой выбор: курить или не курить?»)

Положительные эмоции, нравственная

регуляция

Физическая культура

Рациональное питание

ЗОЖ

Личная гигиена, эстетика труда и отдыха

Отказ от вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики

Экологическое сознание и поведение

Классный час. Формирование жизненных навыков у школьников

Цели урока:

  1. Развивать умения анализировать свои внешние и внутренние качества; формировать адекватную самооценку.
  2. Воспитывать умения слушать и слышать себя и других, определять свои недостатки и достоинства.
  3. Помочь сделать правильный выбор жизненно необходимых привычек (навыков).

Подготовительная работа к классному часу:

  1. Анкетирование учащихся.
  2. Создание презентации “Сопротивление негативному”.

Ход проведения мероприятия

I. Слово учителя

Кто я? Какой я? Почему я такой? И как поступить? Казалось бы, это очень простые вопросы, но для большинства из нас ответить на них труднее всего. Между тем ответы на эти вопросы определяют наше отношение к себе, к другим людям и жизни в целом.

Тема нашего классного часа “Формирование жизненных навыков”. Давайте не спеша и обстоятельно разберем, какие из жизненных навыков, а, наверное, точнее, какие привычки можно сформировать, позаимствовать, а от каких лучше отказаться сразу.

Привычка – вторая натура. Каждый человек имеет большое количество привычек, как вредных, так и полезных.

Полезные привычки помогают нам почувствовать себя собранными, организованными и готовыми к преодолению трудностей. Они помогают человеку при стрессе, в условиях дефицита времени.

Если мы начали говорить о полезном, то давайте сразу возьмем на вооружение концепцию позитивного общения.

Давайте послушаем выступление девочек, что входит в эту концепцию?

II. Концепция позитивного общения

А) Немного о правилах хорошего тона (выступление учащегося)

Давно известно, что наши слова обладают творческой силой – такой же, как и мысли, формирующие наше сознание. Поскольку мы всегда делимся своими мыслями с окружающими, мы должны знать, что можем позволить себе при этом только позитивные мысли.

Когда вы плохо себя чувствуете, старайтесь не жаловаться. Часто жалуясь на свои недуги, вы становитесь для людей символом болезни. Однако жалобы на здоровье или на жизнь влияют не только на слушателей. Постоянно жалуясь, вы ухудшаете и свое состояние, настраивая свое подсознание на болезнь.

Б) Хорошее отношение к жизни (выступление учащегося)

Все хотят иметь дело с людьми, обладающими здоровыми, позитивными взглядами на жизнь. Такое отношение к жизни передается и другим. Старайтесь вести беседы о вещах вдохновляющих, возвышающих. Дайте понять своему собеседнику, что вы человек жизнерадостный, и посмотрите, какой будет реакция с его стороны. Даже если вам не по себе, делайте вид, что все хорошо. Так вы не только поднимете настроение окружающим, но и улучшите собственное самочувствие.

Концепция позитивного общения включает в себя и умение хранить чужие секреты. Учитесь говорить только то, что можно повторить в другом месте. Вскоре вы обнаружите, что ваши реплики будут состоять только из позитивных, конструктивных, оптимистичных замечаний.

Вопросы после выступления

  1. Что вы запомнили из этой концепции?
  2. Что вы возьмете себе на вооружение?

III. Мини-тест “Как к вам относятся окружающие?”

[2]

Мы в своем классе провели мини-тест “Как к вам относятся окружающие?”. С результатом своих исследований вас познакомит Новикова Лилия.

Анализ анкетирования учащихся.

После своего выступления она раздает памятки “Отношение к собеседнику”.

Памятка – отношение к собеседнику

  1. Проявляйте больше уважения к мнению собеседника. Никогда не говорите человеку, что он неправ
  2. Если вы не правы, признайте это
  3. С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона
  4. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник
  5. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника

IV. Рассказ о конфликте

Но, к сожалению, в нашей жизни есть место и негативным моментам, таким как конфликт.

Выступление III ведущей

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение), столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.

В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация.

В любой конфликтной ситуации необходимо прежде всего сориентироваться. Что это значит? Присмотреться, прислушаться и осмыслить происходящее. Определить подлинную проблему: в чем ее суть? Отказаться от установки “Победа любой ценой, только победа!”. Продумать несколько возможных решений. Оценить их и выбрать лучшее. Помнить: лучший способ разрешения конфликта тот, когда выигрывают обе стороны.

Сейчас мы хотим предложить вашему вниманию некоторые сценки, после чего мы их обсудим.

V. Сценки из сказок (конфликтные ситуации)

Давайте мы посмотрим русскую народную сказку “Два козлика” (инсценирование сказки)

Сценка №1

Жили-были два козлика. Один козлик был белый, а другой – черный. И до того упрямые были, ну никогда ни в чем друг другу не уступали. Как-то встретились эти упрямые козлики на узком мостике, переброшенным через ручей. Сразу двоим перейти ручей было невозможно.

– Уступи мне дорогу, – сказал белый козлик.

– Вот ещё, какой важный барин, – ответил чёрный козлик.

– Пяться назад, я первый взошёл на мостик.

– Нет, не уступлю. Я гораздо старше тебя годами и мне ещё уступать тебе?

– Ни за что! – кричал белый козлик.

Тут оба козлика, недолго думавши, столкнулись рогами и, упираясь тоненькими ножками, стали драться. А мостик был мокрый. Оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду. С большим трудом козлики вылезли из воды и решили больше не ссориться, потому что без дружбы горя не миновать. Без дружбы радости не бывать.

Вопросы:

  1. Можно ли назвать ситуацию с козликами конфликтной ситуацией?
  2. Как бы вы поступили на месте козликов?

Выступление учащихся после обсуждения сценки

Терпимее друг другу нужно быть, добрее!

1 уч. Да, наверное, мы разные! Но все мы при этом равные!

2 уч. Мы все имеем равные права, смеяться и грустить

3 уч. Мы все для счастья рождены, и так тому и быть!

4 уч. Ведь каждый из нас индивидуальность

И в этом конечно есть уникальность!

Сценка №2

Мама: “Сынок, сходи за хлебом”.

Сын: “Что? Опять я? Что, кроме меня некому?”

Обсуждение сценки №2.

VI. Игра “Найти человека”

Хотим предложить вашему вниманию игру “Найти человека”. Эта игра поможет вам проверить себя, хорошо ли вы знаете своих друзей, одноклассников.

Игра проводится в коллективе для более близкого знакомства и познания друг друга.

Для этой игры организаторам необходимо подготовить карточки – задания по числу участников. Карточка состоит из 5-7 заданий. Начало у всех карточек одинаковое: Найти человека, который мог бы…, а вот дальше идут задания из разных областей знаний и умений.

Например: среди играющих найти человека, который мог бы

а) подобрать музыку для дискотеки;
б) назвать 3 страны с материка Африки;
в) сделать массаж;
г) связать крючком салфетку; и т.д.

Лучше, если в разных карточках задания не будут повторяться.

Все игроки берут ручки или карандаши. Ведущий раздает всем карточки, но никто их не читает.

Внимание! Начали!

Игроки открывают карточки и начинают искать нужных себе людей. Найдя человека, они записывают рядом с заданием его фамилию и продолжают поиск.

Побеждает тот, кто найдет необходимое количество нужных себе людей.

VII. Что такое стресс? Как с ним бороться?

Ребята, ученые все чаще говорят о стрессе и стрессовых ситуациях. Стресс – реакция организма, нарушающая его равновесие. А можно ли извлечь пользу от стресса? С этим нас сейчас ознакомит Воронков Олег.

Выступление Олега о стрессе.

Стресс – реакция организма, нарушающая его равновесие. Говоря о методах управления стрессом, полезно думать о позитивных моментах, которые можно извлечь из большинства стрессовых ситуаций. Когда человеку удается реализовать эту способность на практике, он преодолевает самое большое препятствие на пути приобретения устойчивости к стрессу. Научившись контролировать неприятные ситуации, мы превращаем их в ценный жизненный опыт.

Таким образом, наш выбор заключается в следующем: позволите ли вы событиям одержать над вами верх или будете сами контролировать их. На одну и ту же ситуацию разные люди могут реагировать по-разному. Следовательно, разовьется стресс или нет, зависит только от самого человека. Поэтому, один из методов управления стрессом – это управление собой в стрессе. Чтобы иметь возможность управлять собой, важно решиться взять ответственность на себя за все, что с тобой происходит. А это значит, отказаться от приятной возможности обвинять в сложившейся ситуации внешние обстоятельства, и выйти из образа достойной сострадания жертвы.

VIII. Презентация “Сопротивление негативному”

Ребята, мы постарались вместе разобраться в конфликтных ситуациях, понять, как бороться со стрессом, сделали вывод из концепции позитивного общения, из тестов узнали много о себе и об отношении к нам окружающих, дали описание качеств человека с проекцией на себя. Это все были положительные, позитивные моменты. Но в самом начале мы говорили, что есть и вредные привычки. И здесь самое главное – уметь защитить себя от них, уметь сопротивляться негативному. Предлагаем вашему вниманию небольшую презентацию “Сопротивление негативному”. Приложение 1.

IX. Критерии здорового образа жизни

С негативными моментами разобрались. Теперь давайте продолжим “разбор” здорового образа жизни. Выступает учащийся.

Важные критерии здорового образа жизни школьника

В наше тяжелое время забота о физическом состоянии человека приобретает все большую актуальность. Плохая экология, некачественные продукты питания, в которых содержится одна лишь химия, со временем окажут свое действие на здоровье человека. Именно поэтому, необходимо рано приучать себя к здоровому образу жизни, прямо со школьной скамьи.

 Почему в это время? Как раз в школьные годы, начинает формироваться ваш образ жизни, который потом в дальнейшем изменить будет крайне трудно. Здоровый образ жизни школьника – это основа не только крепкого здоровья, но и его умственной активности, и хорошего самочувствия. Что же представляет собой, этот здоровый образ жизни? А представляет он следующее – правильное питание, соблюдение режима дня, физическую активность, отказ от вредных привычек. Все это – критерии здорового образа жизни, соблюдая которые, вы сохраните свое здоровье на долгие годы.

 Но прежде чем разобрать по полочкам критерии здорового образа жизни, давайте сначала поговорим о негативных моментах, которые будут влиять на здоровье школьника. Речь идет о двух вещах технического прогресса – телевизоре и компьютере. Подобная техника сейчас есть практически у каждого второго в доме. Компьютер может не у всех, а вот телевизор точно. В чем же их вред? Начнем с компьютера...

 "Благодаря" компьютеру поддерживать здоровый образ жизни школьника будет очень тяжело. Причина кроется в создании компьютерной зависимости, которая будет развиваться с течением времени. И чем больше времени школьник проводит за ним, тем эта зависимость больше. Причем компьютерная зависимость это не единственный вред! Еще обязательно будут проблемы со зрением и позвоночником.

Что касается телевизора, то здесь тоже ничего хорошего – проблемы с лишним весом и глазами вам обеспечены. Таким образом, необходимо оградить школьника от чрезмерного влияния компьютера и телевизора. Запрещать полностью не нужно, так как это может привести к нежелательным последствиям, а вот ограничить время проведения у компьютера и телевизора, стоит. Так сказать, небольшие перерывы.  

С негативными моментами разобрались. Ну, а теперь, давайте продолжим "разбор" здорового образа жизни.

Критерии здорового образа жизни

1) Режим дня. Четко составленный распорядок дня, поможет вам не только все успевать, но и приучить свой организм к правильной работе и восстановлению в течение дня. Режим дня индивидуален для каждого человека! Он поможет вести здоровый образ жизни школьника, который обязательно скажется на общем состоянии организма.

2) Питание В школьный период у подростков наблюдается сложная гормональная перестройка организма и процесс роста. Рацион школьника должен покрывать все энергетические потребности организма. Питание поможет довольно серьезно "разнообразить" здоровый образ жизни школьника. Чтобы у него не возникало проблем из-за неправильного питания, нужно составить рацион питания таким образом:

Завтрак – 25%
Обед – 35-40%
Полдник – 10-15%
Ужин – 25%

В течение дня должна приниматься пища, содержащая и белки, и жиры, и углеводы. Также не стоит забывать и о приеме витаминов, которые помогут укрепить иммунитет.

3) Физическая активность Необходимо всегда вести подвижный образ жизни, сочетая его с физическими упражнениями. Главное не перегрузить организм.

4) Отказ от вредных привычек. Отказ от курения и алкоголя, точнее полный запрет позволит сохранить здоровье на много лет. Ведь именно вредные привычки сильно влияют на здоровый образ жизни современного школьника. Слишком раннее стремление стать взрослыми обязательно станет в будущем огромной проблемой.

Здоровый образ жизни соблюдать, конечно, тяжело, проще все то, что негативно влияет на здоровье. Плохое делать всегда легче, чем хорошее. Но всегда стоит думать о будущем своего здоровья. Только от самого человека зависит, каким оно будет, и только мы сами, сможем его изменить! Главное захотеть и сделать это!

X. Заключение. Слово учителя.

Я надеюсь, что наш классный час помог вам. Кого-то он заставил задуматься, кто-то согласился с нашим мнением и теперь будет вести работу над собой в заданном направлении, кто-то начнет делать первые робкие попытки сближения с окружающими людьми, познавать себя. В любом случае – выбор за вами! В заключении позвольте вам напомнить, что мы должны выбрать для себя самые лучшие жизненные навыки. А это… (дальше идет демонстрация на доске) Приложение 1 (27 слайд презентации).

Вот на такой ноте хотелось бы закончить наше мероприятие. Спасибо всем за внимание! Спасибо, что пришли к нам!

Список использованной литературы

  1. Ен

8 жизненно важных навыков, которым не учат в школе

Каждый год в первый день сентября взволнованные родители одевают своих чад в новенькую форму, вручают дежурный букет цветов и отправляют грызть гранит школьных наук. Каждый из них надеется, что если повторять этот ритуал на протяжении 10 лет, то в результате он получит обратно гармонично развитую, всесторонне образованную личность, полностью готовую к вступлению во взрослую жизнь. Однако так ли это на самом деле? Насколько молодые люди, потратившие целых 10 лет своей жизни на обучение, готовы к реальной жизни?

У меня есть по этому поводу большие сомнения. Нет, я не против детального изучения тонкостей химических реакций, тригонометрических теорем и всех без исключения законов термодинамики, не подумайте. Но за этими академическими знаниями наши дети часто так и не успевают узнать о реальных жизненных задачах, которые им всем без исключения встретятся сразу же после выпускного звонка. Вот только краткий их перечень.

Компьютеры

То, что преподаётся в школах под условным названием «Информатика», только с очень большой натяжкой можно назвать реальным и актуальным курсом компьютерной грамотности. Вместо того чтобы дать полезные знания и, самое главное, практический опыт использования цифровых технологий для решения бытовых проблем, в школе преподают пёструю солянку из отвлечённых теоретических знаний и устарелых практикумов. В результате получаем выпускников, которые только умеют запускать свою любимую игру (если, конечно, есть ярлык на рабочем столе) и открывать страницу в «Одноклассниках» или «ВКонтакте».

Управление временем

Самым ценным и единственным невосполнимым нашим ресурсом является время. Соответственно, умение управлять этим ресурсом жизненно необходимо любому человеку, независимо от его будущего места работы. Нет, потом можно, разумеется, наверстать упущенное с помощью многочисленных книг по тайм-менеджменту и курсов повышения продуктивности, но, может, первичные навыки эффективного использования своего времени всё же лучше давать сразу в школе?

Умение учиться

Основной навык, которым должен обладать современный выпускник, — это умение учиться. Современные технологии так быстро меняют мир, что старые способы его познания уже давно не действуют. Сегодня вместо упрямого заучивания тех или иных фактов гораздо важнее знать, где и каким способом их можно быстрее получить. Сегодня навыки взаимодействия с поисковой строкой и быстрого освоения большого количества информации нужны гораздо больше, чем заученные страницы школьных учебников.

Управление деньгами

Много ли наших выпускников могут сами разобраться в условиях банковских кредитов, тонкостях составления домашнего бюджета или хотя бы грамотно пользоваться банковской картой? Да, совсем скоро они научатся этому на своём опыте и ошибках, но, может быть, лучше на уроках математики вместо деления яблок и землекопов давать и такие задачи? Или даже ввести специальный курс финансовой грамотности?

Навыки выживания

Мы часто говорим про изнеженность и неприспособленность наших детей, и во многом это действительно правда. Никто не хочет воспитать из обычного мальчика или тем более девочки стального Рэмбо, но иногда обладание хотя бы самыми простыми навыками выживания очень сильно облегчает жизнь. Первая медицинская помощь, организация быта и питания в походных условиях, основы навигации, разведение огня и поиск воды — все эти знания должны преподаваться детям, причём не в школьных классах, а на практике.

Переговоры и дискуссии

Всю свою взрослую жизнь мы только и занимаемся тем, что ведём переговоры и вступаем в дискуссии. Очень часто способность убеждать и доказывать свою точку зрения значит гораздо больше, чем светлая голова, знания или умелые руки. Ведь неслучайно начальниками становятся чаще всего те, кто много и хорошо говорит, а не те, кто много работает. Тем не менее искусство риторики и ведения переговоров не изучают в школе, хотя это не помешало бы.

Душевное здоровье

Россия занимает первое место в Европе по количеству детских самоубийств. В этой печальной статистике содержится ответ на вопрос о необходимости присутствия в школьной программе какого-либо предмета, который научит быть счастливым. В подростковом возрасте человек особенно восприимчив к проблемам, стрессам, депрессиям, так что урок психического здоровья в школе жизненно необходим. Если есть уроки для физического здоровья, то почему отсутствуют уроки для укрепления здоровья психического?

Как найти работу

Возможно, это самый главный навык, которому надо обучать в старших классах школы. Десятки тысяч счастливых выпускников покидают родные пенаты, чтобы уверенно и смело сделать шаг… Куда?

Вот на этот вопрос и должны давать ответ уже в школе. Как составить своё резюме, как вести себя на собеседовании, как заполнять анкеты и не нервничать перед важным тестом — все эти навыки пригодятся многим сразу же после последнего звонка. Так почему им не учат в школе?

А какие важные предметы и курсы были бы, по вашему мнению, полезны в современной школе? Чему ещё лучше учить наших школьников за школьной партой, а не методом собственных проб и ошибок?

14 вещей, которым нас не учат в школах. А должны бы

14 вещей, которым нас не учат в школах. А должны бы 14 вещей, которым нас не учат в школах. А должны бы

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Школа — то место, где нас учат базовым знаниям, которые должны помочь преуспеть в этом мире. Но по какой-то причине нам не дают действительно необходимых навыков, которые пригодятся в будущем. Поэтому обучать им должны родители, чтобы их ребенок в будущем был успешным.

AdMe.ru расскажет про 14 вещей, которым нас не учат в школах, а должны бы.

14 вещей, которым нас не учат в школах. А должны бы

В какой стране бы вы ни жили, налоги и коммунальные услуги придется оплачивать везде. Расскажите вашему ребенку, какие бывают налоги, какие из них платите вы сами, какие можно вернуть. Оплачивайте вместе коммунальные услуги, чтобы ребенок хотя бы примерно представлял, что это такое и как это делается.

Самые важные налоги, которые позволят вернуть часть потраченных денег, — это на лечение, обучение и жилье.

14 вещей, которым нас не учат в школах. А должны бы

Технологии настолько облегчают нашу жизнь, что когда у гаджета садится батарея, мы в буквальном смысле становимся беспомощными. Научите вашего ребенка преодолевать трудности, не прибегая к помощи цифрового друга.

Например, чтобы найти дорогу, не обязательно пользоваться гуглом, ведь можно полагаться на свою память, помощь прохожих или даже бумажную карту. Времени это займет больше, зато даст важный жизненный опыт.

14 вещей, которым нас не учат в школах. А должны бы

Нет, речь не о публичных выступлениях. Способность поддерживать формальную, интеллектуальную беседу с другими людьми можно даже назвать формой искусства. И независимо от того, чем занимается человек в жизни, это один из самых важных навыков, которые можно приобрести.

Говорите и учите разговаривать вашего ребенка на самые разные темы — это не только разожжет любопытство к определенным вещам, но и поможет лучше понимать друг друга. Расскажите про язык тела и научите его распознавать простые знаки, которые подают люди при общении.

14 вещей, которым нас не учат в школах. А должны бы

Возможно, на первый взгляд это не настолько нужное умение. Однако в жизни бывает всякое, и, возможно, кредитная карточка будет единственным вариантом решения проблемы.

Конечно, не стоит заставлять учить сложные термины и читать кредитный договор ребенку, но в старшей школе он уже способен понять, что такое процентная ставка, первоначальный взнос и как отличить выгодное предложение от невыгодного.

14 вещей, которым нас не учат в школах. А должны бы

Важный навык, который мы начинаем особенно ценить в университете. Ведь правильное распределение своего времени может оказывать прямое влияние на результат теста или контрольной.

Завести дневник и записывать туда важные и не особо важные дела будет верным шагом, который научит правильно распоряжаться своим временем.

14 вещей, которым нас не учат в школах. А должны бы

Умение делать нужные и выгодные покупки дорогого стоит.

Научитесь сами и научите вашего ребенка тому, как отличить хорошую вещь от плохой и качественный продукт от некачественного, — это даст понимание того, что траты нужно делать с умом и выгодой для себя.

14 вещей, которым нас не учат в школах. А должны бы

Поиск новой работы может быть сложной задачей, особенно если она первая. Время на объяснение того, что та

7 жизненных навыков, которым не обучают в школе, а зря

Зароните лишь семена в умах детей, и просто оставьте их в покое — в определенных условиях они прорастут сами. Прогресс будет постепенным, но если он начался, то его уже нельзя будет остановить.

Навыки, о которых я расскажу далее, не так просто в себе воспитать. У меня нет большинства из них, но я понимаю, что они – это все, что должен знать человек. Стоит их выработать, и они будут направлять его во всем. Во мне эти семена, несомненно, проросли, и я постоянно становлюсь в своих умениях все лучше и лучше. На это ушли годы, и я жалею, что не начал работать над собой еще в начальной школе.

1. Позвольте людям вас не любить и не понимать.

Я привык считать, что люди, которые плохо обо мне думают, являются источником моих проблем. Это своего рода страх, мешающий мне, скажем, взять напрокат фильм «Небесные создания», потому что там показана голая грудь Кейт Уинслет, а она может подумать, будто я взял диск потому, что являюсь извращенцем, а не ценителем хорошего кино. И это только один небольшой пример, но таких можно перечислить тысячи.

На то, чтобы попытаться управлять чужим мнением о другом человеке, требуется огромное количество энергии. Это заставляет потворствовать окружающим. Но у вас и так ничего не получится, а если и получится, то вы от этого никак не выиграете.

В итоге вместо негативного впечатления о вас люди просто получат ничем не обоснованное положительное. Тяжело представить себе, как много напрасных страданий вызывает желание кому-то понравиться. Это буквально сводит с ума.

Никогда не извиняйтесь за свои желания и не объясняйте их. Пускай люди, которых вы не знаете, вам не доверяют. Победите свой страх оставить о себе плохое впечатление и научитесь делать то, что вам хочется. Готов поспорить, что вам не только станет проще жить, но вы еще и начнете нравиться людям.

Элейн Бенес: Кого интересует, что ты ей не нравишься? Ты хочешь нравиться абсолютно всем?

Джордж Костанза: Да! Меня должны любить все!

2. Общайтесь с незнакомцами.

В школе меня научили тому, что незнакомцы это, в худшем случае, плохие люди, а в лучшем – личности, не представляющие никакой ценности. У меня ушло довольно много время на то, чтобы осознать, что они вообще являются людьми, и что у них тоже есть семьи и друзья, для которых они вовсе не являются незнакомцами. А еще больше времени я потратил на то, чтобы понять, что для других людей я тоже незнакомец.

Главное правило учителей: не разговаривать с незнакомыми людьми!

«Незнакомец» — это эдакое пренебрежительное слово, которым описываются абсолютно все чужие нам люди. И им ни в коем случае нельзя позволять с собой разговаривать!

Я по-прежнему пытаюсь отвыкнуть от мысли о том, что люди, которых я не знаю, это «чужаки». И день, когда я наконец-то смог это сделать, стал одним из главных переломных моментов в моей жизни.

Детей необходимо учить придерживаться правил безопасности, но не нужно прививать им боязнь каждого случайного прохожего.

Представьте себе ситуацию, если бы мы относились к другим людям не как к чужакам, а как к тем, кого мы просто не знаем. Войны не начинаются без участия чужаков. Для того, чтобы их начать, требуется наличие группы настолько безразличных нам людей, чтобы нам было все равно, что с ними произойдет.

3. Прощайте.

Несмотря на все передачи Опры Уинфри и массу религиозных поучительных текстов, люди по-прежнему неверно толкуют понятие прощения. Прощение не означает, что вы соглашаетесь со всем происходящим, и что оно вас не беспокоит.

Прощение – это принятие решения о том, что вы больше не хотите оправдывать свою ненависть или гнев, потому что они наносят вред вам и вашей жизни. Эти чувства все равно будут периодически (или всегда) одолевать вас, но, прощая, вы тем самым отказываетесь им потакать. Больше никаких желаний отомстить или гадких замечаний в сторону обидчика, со временем они вообще перестанут у вас появляться.

В моей жизни было много обид. Я все время думал о них, мечтал, фантазировал и репетировал предстоящие «разборки», но мне так и не удалось увидеть выгоды в таком противостоянии. Это заставляет страдать и вызывает зависимость, потому что в чувстве ненависти человек находит успокоение. Нам кажется, что она защищает нас от новых страданий.

Когда мы понимаем свое бессилие, фантазии о мести приводят к облегчению, но на самом деле они ничем нам не помогают. Это все равно, что думать о еде, если вы застряли на необитаемом острове. Обида – это нездоровая пища для ума, которая делает вас не сытыми, а беспомощными.

4. Позвольте себе перепады настроения. Не стоит пытаться быть всегда в хорошем расположении духа.

Какое откровение! Мне исполнилось 22, прежде чем до меня дошло, что в отсутствии настроения нет ничего плохого, и оно отнюдь не свидетельствует о каких-либо жизненных проблемах. Плохое настроение имеет определенные свойства, способные нарушать восприятие и искажать реальное положение вещей.

Я бы описал плохое настроение как «отвратительный наркотик, проникающий в ваши мысли и отбирающий у вас интуицию и точку зрения». Находясь в таком состоянии, вы становитесь черствыми, необъективными и нетерпеливыми. Все ваши человеческие качества словно берут отпуск, обещая обязательно вернуться. Поэтому не спешите делать вещи, которые зависят от таких качеств: не принимайте никаких жизненно важных решений, не делайте никаких заявлений о том, кто вы такой (ни себе, ни кому-либо еще), не критикуйте окружающих и не пытайтесь доказать себе, что ваше настроение неправильное.

Именно отказ от негативных эмоций заставляет людей делать отчаянные вещи: впадать в зависимость от чего-то, обвинять всех вокруг, портить отношения и даже совершать преступления.

С хорошим настроением совладать гораздо проще, ведь оно не требует принятия каких-либо мер. Но не стоит забывать, что рано или поздно оно уступит место плохому. Поэтому, если ваше настроение внезапно ухудшается, не стоит воспринимать это как признак наличия проблемы. Это обычное изменение направление ветра, и по этой причине настроение можно сравнить с погодой.

5. Делайте то, чего боитесь.

Ко мне постепенно начало приходить осознание того, что лучшим лекарством от страха является любопытство. Когда мысль о чем-то доставляет вам чувство дискомфорта, значит, последствия этого неизвестны и непредсказуемы. Но в этом есть свои плюсы. И порой это может вывести вас на совершенно другой уровень.

Среди всех перечисленных выше навыков в этом я преуспел меньше всего. Но я все больше убеждаюсь, что чем упорнее ваши старания, тем быстрее отступает чувство страха. Это словно вы увидели, что ранее непробиваемая стена оказалась лишь тонкой оболочкой. Теперь-то я знаю, что успех всегда намного ближе и доступнее, чем казалось раньше. И эта закономерность срабатывает в 9 из 10 случаев.

Сначала вы говорите: «Мужик, я никогда этого не сделаю», а затем делаете первый шаг – и это в прямом смысле слова шаг. Вы видите свое движение от первого лица, и ваш разум кричит вам: «Матерь Божья, да я совсем рехнулся!». И вот вы уже на полпути, вы говорите то, что должны сказать, и делаете то, что нужно сделать. Далее вы понимаете, что все осталось позади, и перед вами открылось то, что ранее казалось запретным. У вас кружится голова и вы до конца дня благодарны себе и миру за случившееся.

В современном мире почти каждый человек может уживаться со своими страхами и при этом жить в условиях достаточного комфорта. Но некоторые из нас так ничего не и меняют в своей жизни.

Хотя порой мне и хочется, чтобы это было неправдой, но вот он, закон жизни: «То, как часто вы делаете вещи, которых боитесь, является надежным показателем того, как быстро вы улучшите свою жизнь».

6. Наблюдайте за происходящим и избавьтесь от потребности это контролировать.

Скажите это вслух и людей тут же охватит паника: «Но мы не можем просто смотреть сложа руки! А что если произойдет что-то ужасное?!».

Правда в том, что ваша жизнь это постоянный поток непредсказуемых событий, и на них почти невозможно как-то повлиять, кроме как отреагировать на уже случившееся. И лучшей реакцией на любое событие является сознательность и спокойствие.

Мы можем научиться более внимательно выбирать риски, на которые можно пойти, однако предугадать то, что готовит для нас судьба, невозможно. Если что-то происходит, то это просто происходит. И если вы хотите как-то это исправить, то по-прежнему можете это сделать. Но ваши действия не должны быть направлены на реальное положение вещей. Планирование, подготовка, обеспечение и решение – все это можно делать, несмотря на происходящее вокруг.

Вы не сможете сразу избавиться от желания все контролировать. Но если вы поставите перед собой задачу послабить этот контроль хотя бы на 5 минут, то увидите нечто удивительное. Можете ли вы на протяжении 5 минут просто наблюдать за тем, что происходит? Конечно же, да, и это очень захватывает.

7. Обращайте внимание на появление чувства притяжения и отторжения.

Всем нам хочется думать, что по жизни нами движет мудрость и рациональное мышление. Но на самом деле большинство наших действий исходит из мимолетного притяжения или отторжения, а именно они почти всегда преобладают в каждый конкретный момент. Это главные движущие силы в жизни человека, и если вы сами не понимаете, куда они вас ведут, то остальные люди — тем более. Доверяйте этим чувствам на свой страх и риск.

Именно так мы и попадаем на работу, которая нам не нравится, страдаем от нервных срывов и оказываемся по уши в долгах. Но никто сознательно не выбирает такие последствия. Мы просто идем, следуя за хлебными крошками, разбросанными по жизненному пути, и они порой заводят нас в очень темные места. Эти крошки бездумно проводят нас от рождения к воспроизведению потомства и дальнейшей смерти. Они тянут нас по усеянному препятствиями пути, и мы не имеем понятия, как это все работает.

По тому, когда возникает чувство притяжения или отторжения, можно узнать очень много: каковы ваши мысли (принять их или убежать от них), и насколько ваши действия осознанны. Если следить за появлением таких чувств, то можно заметить, что они почти всегда либо подталкивают вас к чему-то приятному, либо отталкивают от чего-то неприятного, и рациональность ваших мотивов здесь не имеет ни малейшего значения.

Представьте на минутку, что вы можете ощущать эти «толчки», решать, что отвечает вашим интересам и на основании этого определять свои дальнейшие действия. Учиться этому навыку придется всю жизнь, но от вас требуется лишь понять, на что похоже «рождение» чувства притяжения или отторжения. Научитесь определять, какая из «крошек» вас привела в конкретное место, и если это вам не подходит, откажитесь от нее и посмотрите, что из этого получится…

источник

10 навыков. Какие навыки понадобятся в жизни

Содержание:

Реклама

Чему учить ребенка, помимо школьной программы? Что ему понадобится в жизни для успеха? Как раз школьные знания почти не пригодятся, считает психолог Ольга Юрковская, автор книги "Образование для жизни" и яростный критик школьной системы. Ее дочери — на семейном обучении, и мама бизнес-тренер составила для них целый список навыков, необходимых современному человеку. Здесь и скорочтение, и Photoshop, и навыки преподавания и... уборки. В общем, есть, с чем согласиться и поспорить.

10 навыков для успеха в жизни<

Лично для меня самое важное — навыки эффективной работы с текстом, с информацией. Умение извлекать из потока нужные мысли, структурировать и обрабатывать.

На втором месте находится все, что касается компьютера и Интернета. В частности, грамотный развернутый поиск, работа с сайтами, верстка и прочие незаменимые навыки.

Важны также хорошо развитые коммуникативные и презентационные навыки.

Где всему этому учат?

10 навыков для успеха в жизни

Существует множество бесплатных инструментов. Вы сами ими пользуетесь. Если приложить немного фантазии, их можно адаптировать к нуждам детей и включить в процесс обучения.

Интеллект-карты для развития мышления. Есть бесплатные сервисы, где дети могут каждую сложную тему структурировать при помощи интеллект-карты. Во-первых, такой подход развивает системное мышление. Во-вторых, облегчает запоминание и обработку большого объема информации. И потом, это просто полезная привычка.

Развивать мышление можно, как это делают мои дети — на шахматах или в кружках логических игр. Подключайте обучающие компьютерные игры (главное — вовремя отказаться от них в пользу реальной жизни).

Работа с компьютером на базовом уровне. Незаменимый для современного человека навык — слепая десятипальцевая печать. И дело даже не в скорости набора, в 10–12 лет это не очень важно. Но пока ребенок осваивает навык набора текста с помощью того же "Соло на клавиатуре", он становится более внимательным, снижает процент опечаток и пропущенных букв. К тому же в игровой форме усваиваются основы орфографии.

Простейшие программы и основы сайтостроения. Эту часть взаимодействия с Интернетом оценят подростки. Так они получат возможность вести блог, набирать подписчиков. При этом им придется осваивать работу с конструкторами сайтов, на простейшем уровне — программу Photoshop, а также другие редакторы. И даже вплотную познакомиться с основами маркетинга, созданием продающих текстов и вирусного копирайтинга.

Реклама

Основы переговоров. В этом направлении хороши и теория, и практика. Вы можете отправить ребенка на тренинг по переговорам или публичным выступлениям. А можете доверить ребенку (в любом возрасте) вести переговоры с персоналом в магазине или кафе. Жизнь — самый требовательный учитель.

Навыки эффективной работы с информацией. В этом направлении существует множество платных и бесплатных онлайн-тренажеров. Я пошла по другому пути: оплатила курсы быстрого чтения (доступны для детей с 7 лет), а также курсы памяти и внимания (с 10 лет).

Физическое развитие ребенка не является навыком, но я отношу его к этой категории. Совершенно не обязательно отдавать чадо в профессиональный спорт. Меня вполне устраивала детская программа в нашем спортивном центре (плавание, водное поло, гимнастика, танцы, карате, йога, аэробика, тренажерный зал для детей), три раза в неделю занятия по выбору детей.

10 навыков для успеха в жизни<

Сейчас мои дочки увлеклись брейк-дансом, старшая даже начала выигрывать международные соревнования всего лишь через полгода после начала занятий. То есть детский фитнес дал нужную ей спортивную подготовку.

Умение писать книги, статьи и рекламные тексты. Подберите дистанционные курсы писателей, журналистов и копирайтеров. Если подросток овладеет этим навыком, скоро ему будут предлагать гонорары за публикации.

Моим детям по возрасту рано проходить такое обучение, но они уже просматривают материалы семинаров "Вольная журналистика", "Глянцевая журналистика", "Копирайтинг" и других. Старшая уже начала писать сказки и рассказы, и я помогла ей сделать сайт для публикации материалов.

Навык преподавания. Это могут быть школьные предметы или хобби. В любом случае, в такой занятости очень много плюсов:

  1. Более глубокие и обстоятельные знания. Для того чтобы кого-то научить, придется самому копнуть гораздо глубже, чем обычно.
  2. Появится необходимость четко и системно излагать свои мысли. А это тренирует и навыки ораторского искусства, и уверенность в себе.
  3. Маркетинговый подход. Уже в подростковом возрасте ваше чадо научится монетизировать свои навыки.

Так что предложите ребенку вести какой-нибудь бесплатный кружок для ровесников. При желании организовать их несложно. Или пусть попробует себя в роли репетитора. Такая практика существовала в дореволюционной России: ученики старших классов гимназии обучали младших школьников.

Знание иностранных языков на хорошем разговорном уровне. Это уже жизненная необходимость (а не просто плюс при поступлении в вуз): то нужно информацию из иностранных источников собрать, то книгу в оригинале почитать, то за границей сориентироваться...

Я пришла к выводу, что месяц живого общения с носителями языка за границей сопоставим с пятью годами изучения иностранного в школе. Только нахождение в языковой среде даст знание языка без утомительной зубрежки.

Тем не менее хороший базовый уровень могут обеспечить:

  • компьютерные программы;
  • мультфильмы и фильмы с субтитрами;
  • аудиокурсы;
  • облегченные книги со встроенным переводом.

Навыки ведения хозяйства и бытового самообслуживания я считаю одними из самых важных. В первую очередь, умение готовить и убирать. Если ребенок способен сам себя обслуживать и даже помогать по дому — это хорошо со всех сторон:

  • во-первых, он чувствует себя взрослым, самостоятельным и охотнее берет на себя ответственность;
  • во-вторых, нагрузка на родителей становится меньше. Всегда можно либо попросить ребенка помочь, либо сделать часть работы по дому его повседневными обязанностями.

Научить могут специальные курсы для детей и подростков — например, кулинарные или по шитью и вязанию. А если нет нужных курсов? Например, таких, где учили бы детей уборке, ремонту одежды или обуви, ремонту бытовой техники?

Можно договориться о бесплатной стажировке для подростка. Хотите, чтобы ваш ребенок освоил навыки уборки? Организуйте ему стажировку в клининговой компании! Это ведь тоже непростое умение. Профессиональная уборщица умудряется за минимальное время выполнить работу, на которую у неподготовленного человека уходит весь день.

Чтобы получить навыки обслуживания и простейшего ремонта техники, отправьте мальчика на индивидуальное обучение к мастерам по ремонту бытовой техники, к автомеханикам в гараж, к строителям, отделочникам. К мастерам по ремонту одежды и обуви, наконец! И увлечение чаду подыщете, и сэкономите на профильных услугах.

6 умений, которым не учат в школе и на курсах

6 умений, которым не учат в школе и на курсах

Еще я хочу привлечь внимание родителей к ряду способностей, которые либо угасают у детей по мере взросления, либо не развиваются вовсе, если ими не заниматься.

Умение задавать вопросы. Постоянное "почему", "зачем" и "как" — естественное, природное состояние детей. Но по мере взросления эта черта, которая сводит с ума родителей, когда их чаду четыре года, куда-то незаметно девается.

Часто по вине родителей. Если ребенок ожидает, что вместо обстоятельного ответа он получит либо отговорку, либо грубость, он прекращает спрашивать. А ведь вопросы — основной способ получения знаний.

Умение самостоятельно решать проблемы. Человек, который умеет разбивать сложные задачи на простые, а затем решать их по одной, справится с любой работой.

Хотите развить этот навык? Не бросайтесь на помощь по первому зову. Не важно, идет ли речь о безуспешном надевании колготок или решении задачи по математике. Конечно, гораздо проще написать ответ за ребенка и вернуться к своим делам. Только в итоге подросток привыкает перекладывать трудности на плечи родителей (то есть ваши) или другого взрослого. И с возрастом это не проходит.

Реклама

Привычка завершать начатое. Любое действие, которое вы совершаете, может быть маленьким проектом. Объясните ребенку, что если он за что-то взялся, то важно это закончить.

Способность найти призвание или дело своей жизни. Если вы спросите у учеников выпускных классов, чем они хотят заниматься в жизни, получите печальные ответы. Большинство идет продолжать образование в вуз, который выбрали родители.

Я ни в коем случае не говорю, что высшее образование не нужно. Просто образование, навязанное родителями, или "абы какое, лишь бы высшее", обычно пропадает впустую вместе с вложенными в него деньгами и временем.

Если ребенку нравится что-то делать, он из любого "непрестижного" занятия сможет сделать что-то действительно стоящее. И можно быть спокойными за его самореализацию и гармонию с самим собой.

Толерантность. Границы стерлись, и ваш ребенок не сможет нормально взаимодействовать с миром, если при виде человека, отличающегося от него расой, вероисповеданием, сексуальной ориентацией, социальным статусом или имеющего какие-либо физические недостатки, будет впадать в ступор. Все мы разные, со своими взглядами и особенностями, и, чтобы взаимодействовать, людям нужно учиться принимать и понимать друг друга.

Умение быть личностью. Иногда мне кажется, что за семь десятилетий Советского Союза навык не выделяться и быть серой массой закрепился на генетическом уровне. Оставаться незамеченным, не высовываться, быть как все! Твое "я" ничего не значит. Главное — не отрываться от коллектива.

В определенном возрасте у ребенка возникает вполне естественное желание быть похожим на кого-то. Но со временем это проходит. Однако, к сожалению, не у всех.

— Вот, у моей сотрудницы дети уже машину купили, дом построили и дерево посадили! А вы вообще ничего не делаете и непонятно, чем занимаетесь!

— На работу нужно ходить! А ты в Интернете сидишь или по встречам шляешься непонятным! Разве это работа? Что я людям скажу, если спросят?

Такие варианты родительских высказываний встречаются очень часто. Получается, что человек живет не своей жизнью, а какой-то "принятой в обществе". Да, определенные социальные нормы нужно соблюдать (раз уж мы живем в обществе, а не в дремучем лесу), но полностью подстраивать свою жизнь под мнение большинства — не лучший выбор!

Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]

Soft skills или социальные навыки для школьника: 85% успеха в жизни

Soft skills или социальные навыки для школьника

Гарвард и Стэнфорд считают, что академические знания школьника – это всего лишь 15% успеха в его дальнейшем обучении, в построении карьеры и в жизни.

Российские школы активно загружают знания в головы наших детей, но не учат их социальным навыкам, так называемым soft skills - лидерство, умение работать в команде, организационные навыки и т.д. А именно они позволяют применять полученные знания и добиваться поставленных целей: престижный университет, успешная карьера, счастливая семья и истинная дружба.

Результаты исследования, проведенного среди генеральных директоров компаний из списка «Fortune 500», показали, что долговременный и стабильный успех в работе на 75% определяется социальными навыками и только на 25% – навыками академическими.

Поэтому европейское образование уже давно включает в себя и тренировку soft skills, без которых сложно преуспеть в современном мире. Многие из этих черт – врожденные и присущи каждому ребенку, но их нужно культивировать и развивать. Вот несколько важнейших социальных навыков, которые помогут любому школьнику достичь своих целей в жизни.

УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ

Умение слушать, способность видеть единую цель и находить точки соприкосновения общей идеи с личными амбициями. Готовность оказать помощь другим и поддержать в сложной ситуации, умение убеждать и находить компромисс.

Проверьте может ли ваш ребенок:

  • делать что-то вместе с другими детьми?
  • помочь кому-то решить его учебный вопрос?
  • сделать так, чтобы не только он, но и вся его команда добилась цели?

Как этому учат в зарубежной школе:

  • командные мероприятия: игры, постановка спектакля, волонтерские программы;
  • совместные академические проекты, когда защита проекта возможна только всей командой;
  • соревнования между «Домами» для школьников, проходящих обучение на полном пансионе.

ЛИДЕРСТВО

Быть лидером – значит быть человеком, за которым все остальные признают право принимать ответственные решения за всю команду.

Проверьте может ли ваш ребенок:

  • стать лидером для других детей: воодушевить и повести их за собой?
  • понимать и чувствовать других людей?
  • ставить другим детям соответствующие их способностям и характеру задачи и добиваться их выполнения?

Как этому учат в зарубежной школе:

  • Курирование младших школьников и новичков старшеклассниками;
  • Многочисленные клубы и занятия по увлечениям обязательно найдут отклик в душе любого школьника, и он проявит инициативу в той сфере, которая ему интересна и соберет свою команду единомышленников.

Мы ищем лидеров, но не из разряда «президент шахматного клуба», а из тех, кто, столкнувшись с проблемой, может в нужный момент встать во главе команды и повести ее к цели

- Ласло Бок, вице-президент по набору персонала Google

КРЕАТИВНОСТЬ

Креативный человек способен находить нестандартные, совершенно новые решения в знакомых ситуациях, он умеет придумывать и воплощать в жизнь новые идеи.

Проверьте может ли ваш ребенок:

  • с ходу предложить идею для праздничного вечера, дизайна одежды или постера поп-звезды?
  • рассказать друзьям сочиненную им историю?
  • придумать идею новой компьютерной игры или мобильного приложения?

Как этому учат в зарубежной школе:

  • Решая задачу, школьнику предложат не только дать правильный ответ, но и найти 10 разных вариантов решения;
  • Школьники фокусируются как на академических знаниях, так и на внеклассных занятиях – музыкальные классы, театральные постановки и актерское мастерство, развитие художественных навыков. Ребенку с широким кругозором легче найти нестандартный подход к решению вопроса.

КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ

Способность к общению, открытость и умение наладить контакт с другими людьми, а также производить на них нужное впечатление.

Проверьте может ли ваш ребенок:

  • доступно и интересно излагать свои идеи и мысли?
  • уверенно говорить с группой своих сверстников, с директором школы, с другими взрослыми?
  • выступить перед аудиторией в 100 человек?

Как этому учат в зарубежной школе:

  • На занятиях поощряется активное участие школьников в дискуссии. А на финальную оценку влияет вовлеченность ученика на лекциях и семинарах и его способность отстаивать свою точку зрения;
  • Школьники постоянно находятся в окружении своих сверстников и вместе реализуют академические проекты, участвуют в спортивных и творческих мероприятиях, посещают кружки по интересам;
  • Для старшеклассников регулярно проходят дни карьеры и встречи с университетами. В школах отводится время для проработки личного резюме, навыков самопрезентации и прохождения интервью.

ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Это способность объединять людей для достижения цели и воодушевлять себя и других на действия. Инициативность, требовательность к себе и другим, внимание к деталям, способность делегировать или делать самому – все это важные качества организатора.

Проверьте может ли ваш ребенок:

  • так организовать свое время, чтобы успевать с учебой и принимать участие в дополнительных школьных мероприятиях?
  • собрать команду, чтобы пробежать вместе кросс или организовать вечеринку?
  • принимать быстрые решения, когда что-то идет не так, как задумано?

Как этому учат в зарубежной школе:

  • навыки тайм-менеджмента – первое, что осваивает школьник. В отличие от российских учеников, европейские не занимаются учебой с утра до вечера. Весь день расписан по часам, есть время для учебы, спорта, хобби, домашних заданий и, обязательно, время для отдыха;
  • участие в многочисленных школьных мероприятиях требуют самых разных навыков от школьника, в том числе и умения организовать выставку, праздник, спектакль, дебаты, спортивный матч и многое другое.

ПОЗИТИВНОСТЬ

Вера в себя и в других людей. Это такой взгляд на мир, при котором человек может смотреть на события с разных сторон и предпочитает находить позитив во всем, что его окружает.

Проверьте может ли ваш ребенок:

  • сохранять улыбку на лице, несмотря на возникающие проблемы?
  • бороться и не сдаваться, даже когда не получается достичь цели?
  • пробовать решать свои вопросы самостоятельно, не прибегая сразу к вашей помощи?

Как этому учат в зарубежной школе:

  • Поддержка и внимание учителей, наставников и старшеклассников. Школа прекрасно знает с какими сложностями ученики сталкиваются и всегда готовы помочь советом и обратить внимание на положительные события.
  • Здоровая конкурентная атмосфера помогает школьникам фокусироваться на своей цели, а не на временных неудачах.

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Интеллектуальное любопытство, жажда новых знаний, интерес к окружающему миру и желание получить новые впечатления. Это естественное качество любого ребенка и важно его сохранить.

Проверьте может ли ваш ребенок:

  • оторваться от телефона или планшета и смотреть по сторонам, когда вы едете в машине?
  • оказываясь в новом месте, пытаться узнать что-то о нем?
  • задавать вопросы о том, как устроен мир?

Как этому учат в зарубежной школе:

  • Задача каждого учителя не только подготовить ученика к выпускным экзаменам, но и влюбить его в свой предмет. Первое, что замечают российские дети и родители – в европейских школах ученики любят учиться.
  • Прекрасно оборудованные классы и лаборатории – здесь можно изучать не только теорию, но и попробовать все на практике. Химия, физика, биология становятся особенно увлекательными.
  • Школьные занятия также предполагают выступления приглашенных лекторов и тематические экскурсии. Ребята из первых рук могут узнать о предмете и специальностях: кем можно стать в будущем, как можно применять полученные знания на практике, каких сотрудников хотят видеть работодатели.

Большинство детей не очень уверены в себе. Они беспокоятся по поводу вхождения в новую социальную ситуацию, по поводу обучения новым навыкам, по поводу того, что нужно выполнить новую задачу, еще более сложную. Они ищут помощь и поддержку у друзей, родителей, учителей, и это естественно.

Обучаясь в европейских школах, школьники развивают свои социальные навыки, становясь увереннее в себе. Эти навыки никак не связаны с интеллектом, способностью цитировать Шекспира в оригинале или перемножать в уме трехзначные числа. Но умения ребенка четко формулировать мысли, предлагать альтернативы и уважать чужую точку зрения сделают его успешным во всех сферах жизни. Ведь как говорил Генри Форд, уверенность – это уже половина сделанного дела.

Европейские школы помогают школьникам развить их социальные навыки.

Они не будут отражены в аттестате средней школы или в университетском дипломе.

Но эти способности важны, чтобы поступить в хороший вуз, успешно его закончить и найти работу мечты, а значит – получить пропуск в счастливую жизнь.

Связаться с менеджером и выбрать школу
по телефону +7 (495) 935-85-45
через форму запроса на сайте

Смотрите также: