Человек и обезьяна. Сходство и различия
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Восточносибирская Государственная Академия Образования»
Человек и обезьяна. Сходство и различия
Выполнила:
Ропель Алина
Группа 2б3
Иркутск 2010
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Доказательства животного происхождения человека
3. Различия строения и поведения человека и животных
4. Заключение
5. Библиографический список
1. ВВЕДЕНИЕ
Человекообразные обезьяны во многом напоминают человека. Они выражают чувства радости, гнева, печали, нежно ласкают детенышей, заботятся о них, наказывают за непослушание. У них хорошая память, высокоразвитая высшая нервная деятельность.
Ж.Б.Ламарк предложил гипотезу о происхождении человека от обезьяноподобных предков, которые перешли от лазанья по деревьям к прямохождению. В результате тело у них выпрямилось, изменилась стопа. Потребность в общении привела к речи. В 1871г. была опубликована работа Ч.Дарвина «Происхождение человека и половой отбор». В ней он доказывает родство человека с человекообразными обезьянами, используя данные сравнительной анатомии, эмбриологии, палеонтологии. В то же время Дарвин справедливо считал, что ни одна ныне живущая обезьяна не может считаться прямым предком человека.
сходство различие человек обезьяна
2. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Человек относится к млекопитающим, так как имеет диафрагму, молочные железы, дифференцированные зубы (резцы, клыки и коренные), ушные раковины, зародыш его развивается внутриутробно. У человека есть такие же органы и системы органов, как и у других млекопитающих: кровеносная, дыхательная, выделительная, пищеварительная и др.
Сходство прослеживается и в развитии зародышей человека и животных. Развитие человека начинается с одной оплодотворенной яйцеклетки. За счет ее деления образуются новые клетки, формируются ткани и органы зародыша. На стадии 1,5-3 месяцев внутриутробного развития у человеческого плода развит хвостовой отдел позвоночника, закладываются жаберные щели. Мозг месячного зародыша напоминает мозг рыбы, а семимесячного — мозг обезьяны. На пятом месяце внутриутробного развития зародыш имеет волосяной покров, который впоследствии исчезает. Таким образом, по многим признакам зародыш человека имеет сходство с зародышами других позвоночных.
Поведение человека и высших животных очень сходно. Особенно велико сходство человека и человекообразных обезьян. Им свойственны одинаковые условные и безусловные рефлексы. У обезьян, как и у человека, можно наблюдать развитую мимику, заботу о потомстве. У шимпанзе, например, как и у человека, различают 4 группы крови. Люди и обезьяны болеют болезнями, не поражающими других млекопитающих, например холерой, гриппом, оспой, туберкулезом. Шимпанзе ходят на задних конечностях, у них нет хвоста. Генетический материал человека и шимпанзе идентичен на 99%.
В скелете и внутренних органах человекообразных обезьян и человека наблюдается поразительное сходство. Строение уха, глаз, кожи человека очень сходно со строением этих органов у человекообразных обезьян. Красные кровяные клетки этих обезьян не разрушаются в человеческой крови, как это происходит с кровью низших обезьян; 4 группы крови, характерные для человека, найдены и у шимпанзе, есть общие паразиты (например, головная вошь), общие болезни, обнаружено поразительное сходство хромосомного аппарата. Все это доказывает несомненное родство человека и человекообразных обезьян.
Обезьяны имеют хорошо развитый головной мозг, в том числе полушария переднего мозга. У человека и обезьян совпадают сроки беременности и закономерности зародышевого развития. С возрастом у обезьян выпадают зубы, седеют волосы. Важным свидетельством животного происхождения человека является развитие признаков далеких предков (волосатость тела, внешний хвост, многососковость) и недоразвитые, утратившие функциональное значение органы и признаки, которых у человека насчитывают свыше 90 (ушные мышцы, дарвинов бугорок на ушной раковине, полулунная складка внутреннего угла глаза, аппендикс и др. ).
Самое большое сходство с человеком по таким признакам, как пропорции тела, относительно короткие верхние конечности, строение таза, кисти и стопы, имеет горилла; шимпанзе похожа на человека особенностью строения черепа (большая округленность и сглаженность), размерами конечностей. Орангутанг, как и человек, имеет 12 ребер. Но это не значит, что человек происходит от какого-либо из нынешних видов обезьян. Эти факты свидетельствуют о том, что человек и человекообразные обезьяны имели общего предка, давшего ряд ответвлений, и эволюция шла в разных направлениях.
Научное изучение интеллекта обезьян началось с Ч. Дарвина. Ему принадлежит книга, которая и в наши дни остается классической в своей области,- «О выражении ощущений у человека и животных» (1872). В ней, в частности, показано, что мимика обезьян сходна с человеческой. Дарвин считал это следствие сходства мускулатуры лица у приматов.
Он же определил, что мимика, выражение эмоций являются, можно сказать, средством коммуникации. Дарвин заявил и о такой подробности: человекообразная обезьяна способна мимически выражать почти все человеческие эмоции, кроме изумления, удивления и отвращения.
Многие неврологические заболевания человека и шимпанзе и даже других обезьян очень сходны. Сравнительно недавно стало известно, что обезьяна — единственное животное, которое с успехом используется в психиатрических исследованиях: при изучении модели изоляции, фобии, депрессии, истерии, неврастении, аутизма и других черт шизофрении. Удовлетворительную модель психоза человека можно получить при «социальной» изоляции обезьян.
В настоящее время получены важные результаты, уже используемые в практике, по изучению на низших обезьянах модели депрессии человека. Разнообразные формы глубокой депрессии у обезьян, как правило, развивались в результате разлучения обезьян с объектом привязанности, например малыша с матерью, что отражалось тяжело на обоих. Симптоматика депрессии у обезьян во многом параллельна подобным состояниям у детей и взрослых людей: подавленное настроение, расстройство сна, отсутствие аппетита, явное снижение двигательной активности, потеря интереса к играм. Показано, что у детенышей разных видов макак, изолированных от сверстников или от матерей, так же, как у самих самок, развиваются нарушения клеточного иммунитета наподобие тех, которые происходят у взрослых людей после тяжелой утраты. Состояние депрессии у обезьян может длиться годами, а главное, уже во взрослом состоянии животное оказывается биологически неполноценным, излечить же его чрезвычайно трудно. Разлучение вызывает не только депрессию, но и другие расстройства, всякий раз связанные с «персональной» историей жизни каждого индивида.
Эмоции обезьян (не обязательно высших, но и низших!) не просто сходны с человеческими. Они нередко «по-человечески» проявляются, сердце у раздраженного павиана готово выскочить из груди, но он скрывает свое возмущение от других, «спокоен», заторможен, и, наоборот, животное недвусмысленно угрожает противнику, демонстрирует грозные клыки и резко поднимает брови, а изменения в вегетативных функциях отсутствуют. (Можно отметить, что и артериальное давление, и электрокардиограмма, частота сердцебиений у обезьян такие же, как и у человека).
Высшие обезьяны поддаются гипнозу, который можно у них вызвать обычными методами. Недавно показано, что гориллы преимущественно используют правую руку, а это говорит об асимметрии мозга у обезьян, аналогичной ассиметрии мозга человека.
Особенно большое неврологическое и поведенческое сходство человека и высших обезьян установлено в младенчестве и в детском возрасте. Психомоторное развитие у детеныша шимпанзе и ребенка протекает одинаково.
Уникальна неподвижность уха обезьян и человека, почему им приходится, чтоб лучше слышать, одинаково поворачивать голову в сторону источника звука. Доказано, что шимпанзе различает 22 цвета, до 7 оттенков одного тона. Есть данные о сходстве у высших приматов обоняния, вкуса, осязания и даже восприятия веса поднимаемых тяжестей. Изучая различных представителей позвоночных, физиологи прослеживают путь развития и постепенного усложнения высшей нервной деятельности животных, их способность сохранять в памяти, выработанные условные рефлексы.
Можно сказать, что человек, шимпанзе и орангутанг — единственные из всех существ на Земле, узнающие себя в зеркале! Авторы говорят о наличии у узнающих себя обезьян элементарных представлений о собственном «я». Многие считают самоузнавание высшей формой ассоциативного поведения в животном мире. Шимпанзе в разных ситуациях принимает наиболее адекватное решение: великолепно пользуется рычагом, ключом, отверткой, палкой, камнем и другими предметами, ищет и находит их, если они не лежат под рукой.
3. РАЗЛИЧИЯ СТРОЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ
Наряду со сходством человек имеет определенные отличия от обезьян.
У обезьян позвоночник дугообразный, а у человека он имеет четыре изгиба, придающие ему S-образную форму. У человека более широкий таз, сводчатая стопа, смягчающая сотрясение внутренних органов при ходьбе, широкая грудная клетка, соотношение длины конечностей и развития отдельных их частей, особенности строения мышц и внутренних органов.
Ряд особенностей строения человека связан с его трудовой деятельностью и развитием мышления. У человека большой палец на руке противопоставлен другим пальцам, благодаря чему рука может выполнять разнообразные действия. Мозговая часть черепа у человека преобладает над лицевой в связи с большим объемом головного мозга, достигающего примерно 1200- 1450 см3 (у обезьян — 600 см3), на нижней челюсти хорошо развит подбородок.
Большие отличия обезьян от человека обусловлены приспособлением первых к жизни на деревьях. Эта особенность, в свою очередь, ведет ко многим другим. Существенные отличия человека от животных, состоят в том, что человек приобрел качественно новые особенности — способность к прямохождению, освобождение рук и использование их как органов труда для изготовления орудий труда, членораздельную речь как способ общения, сознание, т. е. те свойства, которые тесно связаны с развитием человеческого общества. Человек не только использует окружающую природу, но подчиняет, активно изменяет ее соответственно своим потребностям, сам создает необходимые вещи.
4. СХОДСТВА ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫХ ОБЕЗЬЯН
Одинаковое выражение чувств радости, гнева, печали.
Обезьяны нежно ласкают детенышей.
Обезьяны заботятся о детях, но и наказывают их за непослушание.
У обезьян хорошо развита память.
Обезьяны способны использовать предметы природы как простейшие орудия.
Обезьяны имеют конкретное мышление.
Обезьяны могут ходить на задних конечностях, опираясь на руки.
На пальцах у обезьян, как у человека, ногти, а не когти.
У обезьян 4 резца и 8 коренных зубов — как у человека.
У человека и обезьян общие болезни (грипп, СПИД, оспа, холера, брюшной тиф).
Человек и обезьяны имеют общих паразитов (головная вошь).
У человека и человекообразных обезьян сходное строение всех систем органов.
Биохимические доказательства близости человека и обезьян:
степень гибридизации ДНК человека и шимпанзе равна 90-98 %, человека и гиббона — 76 %, человека и макаки — 66 %;
Цитологические доказательства близости человека и обезьян:
у человека 46 хромосом, у шимпанзе и мартышек по 48, у гиббонов — 44;
в хромосомах 5-й пары хромосом шимпанзе и человека имеется инвертированный перицентрическии участок
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все перечисленные факты свидетельствуют о том, что человек и человекообразные обезьяны произошли от общего предка и позволяют определить место человека в системе органического мира Человек относится к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, виду человек разумный.
Сходство между человеком и обезьянами является доказательством их родственности, общности происхождения, а отличия — следствием разных направлений эволюции обезьян и предков человека, особенно влияния трудовой (орудийной) деятельности человека. Труд-ведущий фактор в процессе превращения обезьяны в человека.
На эту особенность эволюции человека обратил внимание Ф. Энгельс в сочинении «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», которое было написано в 1876-1878 гг. и опубликовано в 1896г. Он впервые проанализировал качественное своеобразие и значение общественных факторов в историческом становлении, человека.
Решительный шаг для перехода от обезьяны к человеку был сделан в связи с переходом наших древнейших предков от хождения на четвереньках и лазания к прямой походке. В трудовой деятельности развилась членораздельная речь и общественная жизнь человека, вместе с которыми, как говорил Энгельс, мы вступаем в область истории. Если психика животных обусловлена только биологическими законами, то человеческая психика является результатом общественного развития и воздействия.
Человек — социальное существо, создавшее величественную цивилизацию.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Панов Е.Н. Зыкова Л.Ю. Поведение животных и человека: сходство и различия. Пущино-на-Оке, 1989.
2. Сифард P.M., Чини Д.Л. Разум и мышление у обезьян // В мире науки. 1993. № 2-3.
3. Столяренко В.Е., Столяренко Л.Д. «Антропология – системная наука о человеке», М.: «Феникс», 2004.
4. Хомутов А. «Антропология», М.: «Феникс», 2004.
5. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии: Учебное пособие / Сост. М.Н. Сотская МГППУ, 2003.
6. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. «Антропология. Учебник. Издание 4», М.: МГУ, 2005.
7. Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. «Социальная антропология», М.: социальная защита, 2004.
1
«Думают» ли обезьяны | Наука и жизнь
От обезьян Старого Света произошел в отдаленную эпоху человек — чудо и слава Вселенной, и каждый, кто не довольствуется, подобно дикарю, взглядом на явления природы, как на события, не связанные между собой, не будет более в состоянии допустить, что человек есть произведение отдельного акта сотворения. Эти слова принадлежат Чарлзу Дарвину, создателю научной теории развития органического мира. Конечно, и до него обращали внимание на поразительное во многих отношениях сходство обезьян с людьми. Знаменитый шведский натуралист XVIII века Карл Линней, классифицируя различные виды животных, отнес человекообразных обезьян к одной группе с человеком — в семейство «приматов» (что значит «высшие»). Но только Дарвин сумел показать, что за внешним сходством здесь кроется общность происхождения. На огромном фактическом материале он обосновал теорию о происхождении человека от высшей породы древних обезьян. Эта теория была подтверждена в дальнейшем многочисленными исследованиями и прочно вошла в науку как неопровержимая истина. Сравнительно — анатомические данные служат ярким свидетельством близкого родства человека и человекообразных обезьян (особенно шимпанзе). У них одинаковое число, строение и расположение зубов, очень сходно строение костей руки, мускулатуры, кровеносной системы, почти одинакова продолжительность беременности, родственен состав крови; шимпанзе болеют теми же болезнями, что и люди, и т. д. Очень важно также сходство в развитии зародышей. Различия между организмами человека и обезьяны касаются в основном степени развития ряда органов, прежде всего мозга. Если у человека вместимость черепа в среднем составляет I 450 кубических сантиметров, то у шимпанзе — всего 400; если у человека вес тела в 55 раз превышает вес мозга, то у шимпанзе—в 200 раз (у других человекообразных обезьян — гиббона, орангутана, гориллы — мозг еще меньше сравнительно с весом тела).
Легко обучить обезьяну открывать сложные запоры.
Обезьяна подбирает палку такой формы, чтобы она вошла в отверстие.
Выражение чувств у шимпанзе по Н. Н. Ладыгиной-Котс).
Из многих тесемок шимпанзе безошибочно выбирает ту, которая привязана к яблоку.</p>
Шимпанзе гасит свечи.
Если приманка подвешена высоко сооружается пирамида из ящиков.</p>
Обезьяна заливает водой огонь, чтобы добраться до приманки.
‹
›
Открыть в полном размере
Вывод о происхождении человека от обезьяны не оставил камня на камне от мифов о «творении» человека богом. Не в состоянии опровергнуть этот вывод науки, многие защитники религии стали утверждать, что «бессмертная душа» человека якобы является творением божества, что, каково бы ни было сходство между организмами человека и обезьяны, человеческое сознание, мышление якобы не имеет ничего общего с психикой животных.
Понятен интерес ученых к психической деятельности человекообразных обезьян. Ценные экспериментальные исследования этого вопроса проведены за последние полвека в ряде стран, в частности, в Германия (В, Кёлером), в США (P. Йерксом). Однако с тем объяснением, которое давали эти ученые действиям подопытных животных, в большинстве случаев согласиться нельзя. Теоретическую основу их составляли идеалистические теории, господствующие в буржуазной науке.
В нашей стране впервые в 1913 году приступила к изучению психики высших обезьян (шимпанзе) и успешно работает в этой области Н. Н. Ладыгина-Коте. В последние годы своей жизни (1933—1936) много занимался человекообразными обезьянами великий физиолог И. П. Павлов; опыты, которые он начал, в дальнейшем были продолжены его учениками. Обширный материал собран также в Сухумском питомнике (где разводятся низшие обезьяны) Н. Ю. Войтонисом и Н. А. Тих. Новые данные в изучении навыков и зачатков интеллектуальных действий у шимпанзе получены и наших опытах.
Что же показали эти исследования?
Американский ученый Р. Йеркс назвал одну из своих книг о шимпанзе «Почти человек». Он утверждал, что обезьяне присущи почти все сложные психические функции («разум»), которые свойственны людям.
При поверхностном наблюдении за некоторыми действиями обезьян такой вывод может показаться оправданным. В самом деле, кто не видел в цирке дрессированных обезьян? Там шимпанзе ходят в костюме и ботинках, со шляпой на голове, ездят на велосипеде, курят папиросы, моют руки мылом, чистят зубы, вытираются полотенцем, пользуются за столом ложкой, вилкой и т. д. Однако факты доказывают, что в таких действиях поведение обезьян только внешне сходно с человеческим. Даже самая лучшая из дрессированных шимпанзе способна после умывания съесть мыло, зубной порошок и закусить зубной щеткой. Совершенно антинаучным является поэтому то перенесение на обезьян человеческих черт поведения (антропоморфизм), которым насыщены некоторые кинофильмы из жизни животных. Например, в известной картине «Тарзан» обезьяна показана более умной и рассудительной, чем окружающие её люди. Здесь заснято, конечно, дрессированное животное, причем кадры его ошибочных действий исключены. Очевидна тенденциозность таких произведений, подводящих под один знаменатель зверя и человека и даже возвышающих зверя над человеком.
Научные исследования, опирающиеся на анализ опытов, раскрывают действительно большую сложность поведения человекообразных обезьян и в то же время показывают глубокие различия между ним и поведением людей.
В многочисленных опытах разных ученых обезьяны (обычно шимпанзе), стремясь добраться до приманки, манипулировали с ящиками, палками, тесемками, открывали запоры, находили выход из лабиринтов и т. п. Один из сложных опытов, проведенных в лаборатории И. П. Павлова с шимпанзе Рафаэлем, выглядел так. Через окно комнаты обезьяне показали приманку — гроздь винограда, подвешенную над площадкой вольеры. Рафаэль бросился к выходу, но дверь во двор была заперта. Тогда шимпанзе направился в соседнюю комнату, где лежали ключи, выбрал из них нужный, открыл с его помощью дверь и выскочил в вольеру. Но приманка оказалась недосягаемой: её повесили над площадкой на высоте четырех метров. В разных местах площадки находились кубические ящики различных размеров. Шимпанзе положил самый большой ящик под приманкой, взгромоздил на него несколько ящиков в порядке убывающей величины, забрался на построенную таким образом пирамиду и достал виноград.
Проделать всю эту «операцию» Рафаэль смог благодаря тому, что в его мозгу образовалась целая цепь ассоциаций — условных связей (дверь и ключ, ящики и пирамида к т. д.). Возникали же эти ассоциации отнюдь не как внезапные «догадки». Для того, чтобы обезьяна «догадалась» составлять пирамиду из шести ящиков, потребовалась длинная серия опытов, занявших почти четыре месяца. Долгое время обезьяны беспорядочно нагромождали ящики один на другой, пытались ставить больший из них на меньший, ставили один ящик на край другого, иногда клали его себе на голову или, держа в руках, старались тут же на него вскочить и т. п. После многих сотен неудачных попыток обезьяна наконец совершала правильное действие и овладевала приманкой. Те действия, которые вели к достижению цели, закреплялись в виде довольно устойчивых ассоциаций, остальные же затормозились и угасли. Поэтому в дальнейшем обезьяна уже шла к цели кратчайшим путем.
Большой интерес представляют манипуляции шимпанзе с палкой. В наших опытах обезьяны без всякого предварительного обучения подтягивали к себе палкой подвешенную или положенную за решеткой приманку, выталкивали или обводили ее вдоль препятствий, сбивали палками фрукты, подвешенные к потолку, опираясь на шест, прыгали вверх, пытаясь их достать; короткой палкой они подтягивали длинную, чтобы с ее помощью достать приманку. Иногда они пользовались палками как рычагами, сдвигали ими тяжелые предметы, ломали решетки, били стекло, толкали друг друга и людей и т. д. Маленькими палочками шимпанзе пользовались вместо ложки — макали их в пищу и облизывали.
Подобные действия навели некоторых зарубежных исследователей па мысль о том, что обезьяны применяют палки как «орудия труда». В некоторых же опытах обезьяны как будто «изготовляли» орудия. Так, если имелись короткие палки разной толщины с отверстиями в торце, обезьяна вставляла одну палку в другую, «изготовляя» палку нужной длины. Один из изучавшихся нами шимпанзе после первых таких опыта сломал все деревянные предметы, имевшиеся в клетке, и наготовил из них груду палок.
Но между действиями обезьян и трудом человека общего очень мало. Шимпанзе легко совершают сложные манипуляции с палками, потому что в природных условиях им приходилось ломать ветви и сплетать из них гнезда, сбивать плоды с деревьев. Конечно, умение обезьян орудовать с палками говорит об их развитии; это умение должно было сыграть колоссальную роль в процессе перехода от обезьяны к человеку. Но действия обезьяны с палкой — это не труд, ибо в них нет той планомерной целеустремленности, которая характерна только для людей. Эти действия биологически обусловлены и ограничены обычно добыванием приманки. Что же касается фактов кажущегося «изготовления» орудий обезьянами, то это просто случайный результат хаотических действии или подражания людям. Перед тем как соединить две палки в одну, обезьяна втыкала палку в пол, в решетку, в поперечные отверстия другой палки и т. п. Никакой сознательной преднамеренности в этих действиях явно не было, — значит, не было и действительного изготовления орудий.
Многие якобы «трудовые» действия обезьян при ближайшем рассмотрении оказываются бессмысленным подражанием аналогичным поступкам людей. Так, когда нашим подопытным шимпанзе давали молоток, гвозди и недостроенный ящик, они вколачивали гвозди куда попало: в пол, стены и потолок, ломали ящик, а молотком швыряли в окно или в электрическую лампу. Несколько шимпанзе «подметали» метлой и «мыли» тряпкой пол. Однако на деле они только разбрасывали метлой мусор по клетке; действуя мокрой тряпкой, они не мыли пол, а размазывали по нему грязь. Когда им давали пустое ведро с сухой тряпкой, они опускали тряпку в ведро, выкручивали, отжимали ее над ведром м водили тряпкой но сухому полу.
Но что заставляет обезьян проделывать всевозможные манипуляции с палками (да и вообще с любым новым предметом, попавшим им в руки)? Всем животным в большей или меньшей мере, свойствен рефлекс, который Павлов назвал «ориентировочно-исследовательским», или, иначе, рефлексом «что такое?» Он выражается в том, что, попав в новые условия, животное стремится «ознакомиться» с ними: определить вероятное местонахождение пищи, возможные опасности и т.д. Рефлекс этот естественно выработался в борьбе за жизнь. У низших животных он весьма ограничен: они «проявляют интерес» только к предметам, непосредственно связанным с их биологическими потребностями. У обезьян же исследовательский рефлекс развит чрезвычайно сильно: их «любопытство» возбуждает любой новый предмет, любое необычное движение, хотя бы и никак не связанное с пищей, угрозой и т. п. Это объясняется естественными условиями, в которых живут обезьяны в лесах (где каждое движение открывает новые объекты для восприятия и требует новой ориентировки), сложным развитием их мозга и рук, способностью ассоциировать различные предметы и явления и другими факторами. И. П. Павлов подчеркивал, что «постоянное стремление исследования», которым охвачены обезьяны, роднит их с человеком. Именно большая природная (то есть возникшая в естественных условиях) восприимчивость обезьян объясняет тот факт, что они очень легко обучаются различным сложным действиям в неволе.
Опыты показали при этом, что животные быстро овладевают действиями, подобными тем, которые они совершают в природе, и с большим трудом справляются с задачами, которые им в естественных условиях решать не приходилось. Оказалось, например, что подопытные крысы, которым часто приходится пробираться по темным проходам, легче находят выход из лабиринта, чем обезьяны.
Характерны в этом отношении поставленные нами многочисленные опыты, в которых животные должны были тянуть за тесемку, чтобы достать привязанную к ней приманку. Собаки, белки, крысы с такими задачами или совсем не справлялись, или решали их случайно (после многих хаотических движений задевали тесемку лапой). Шимпанзе же сразу, без предварительных неудачных попыток хватали тесемку и тянули приманку к себе. Если тесемка укладывалась за решеткой так, что шимпанзе не мог достать до нее рукой, он брал палку и подтягивал конец тесемки к себе. Если к приманке было протянуто несколько тесемок, из которых одна только была к ней привязана, обезьяна легко выбирала нужную и тянула именно за нее, не трогая остальных. Следовательно, обезьяна верно ориентировалась в обстановке, установив зрительно связь между тесемкой и приманкой. Но когда задача была поставлена так, что нужно было потянуть за оба конца тесемки (пропущенной сквозь ручку чашки), обезьяна не смогла ее решить даже после сотен попыток. Дело в том, что в естественной обстановке шимпанзе часто приходится притягивать ветку, доставая плод; тесемки же, которые нужно тянуть за оба конца сразу, им, понятно, никогда не были знакомы. Стоит отметить, что двухлетние дети очень легко научались решать эту задачу. Они даже сами восстанавливали экспериментальную обстановку: ставили на стол чашку, соответствующим образом укладывали тесемку и тянули за оба ее конца.
Анализ обширного опытного материала показывает правильность вывода, который Н. Н. Ладыгина-Котс противопоставила упомянутому выше положению Р. Йеркса: «Мы вполне определенно можем сказать, что шимпанзе — это не только не «почти человек», а это — никоим образом не человек». Но этот материал вовсе не подтверждает заключений некоторых исследователей об отсутствии у обезьян каких бы то ни было мыслительных операции. В опытах Н. Н. Ладыгиной-Котс обезьяне показывали небольшую фигуру определенной формы: куб, конус, шар и т. п., — и она по этому образцу выбирала такие же из большого числа установленных перед ней различных фигурок. Следовательно, обезьяна совершала анализ, вычленяя одни из признаков данных предметов (форму) и отвлекаясь от других признаков. Во многих опытах, например, когда обезьяна открывала ящики с помощью палки или составляла пирамиду из ящиков, наглядно проявлялась способность этих животных производить синтез. Аналитико-синтетическая деятельность мозга — это и есть мышление. Обезьянам присуща, следовательно, способность к элементарному мышлению, причем у них она развита несравненно больше, чем у других животных, например, собак.
Мышление животных отлично от человеческого тем, что оно, по выражению И. П. Павлова, является конкретным. Обезьяна оперирует с конкретными образами предметов и их связей, но не с отвлеченными понятиями.
В лаборатории И. П. Павлова был осуществлен сложный опыт из серии «огонь и вода». Шимпанзе Рафаэль находился на плоту. В руках обезьяны была кружка, которой она только что пользовалась, зачерпывая воду из пруда и обливаясь. Но когда перед Рафаэлем появилась приманка, загороженная огнем, он, как делал в подобных случаях в лаборатории, отправился к баку с водой, стоявшему на другом плоту. Добравшись с большим трудом (с помощью шеста) до бака, он налил воду в кружку, вернулся обратно, залил огонь и достал приманку. Когда бак с водой был убран, обезьяна лишь после многих бесцельных хаотических движений зачерпнула кружкой воду из пруда и залила огонь. У нее, очевидно, не существовало обобщенного понятия о воде и только после многих бесплодных попыток образовалась связь между водой из пруда и водой из бака.
Абстрактные, отвлеченные понятия, которыми характеризуется человеческое мышление, образуются на базе особых, свойственных только людям условных раздражителей — слов. У обезьян же такой способности нет. Издаваемые ими звуки выражают только эмоциональное состояние животных, но никак не являются словами. Отсутствие у обезьян языка убедительно доказано опытами Н. А. Тих. Не увенчались успехом попытки некоторых зарубежных ученых научить детенышей человекообразных обезьян говорить. Голосовые связки обезьяны не приспособлены к членораздельной речи. Не имея языка, слов, обезьяны не могут иметь и абстрактных понятий. Если человек, решая какую-либо задачу, может спокойно обдумать ее (сопровождая это «думание» речью — вслух или «про себя»), то обезьяны этого никогда не делают: их мышление всегда проявляется в действиях, в движениях, В первую очередь при этом действуют руки обезьян, почему И. П. Павлов и называл их мышление «ручным».
Многочисленные опыты ученых говорят о высоком развитии психики обезьян по сравнению с другими животными, Обезьяны обладают большой восприимчивостью, разлитым ориентировочно-исследовательским рефлексом, зачатками мышления (конкретное, «ручное» мышление). Эти особенности помогли некогда какой-то высшей породе человекообразных обезьян взять в руки палку и камень, а в дальнейшем перейти к систематическому изготовлению орудий — труду, превратиться в людей. Вместе с этим между психикой современных человекообразных обезьян и человеческой психикой существуют коренные, качественные различия, связанные с тем, что у обезьян нет трудовой деятельности, нет языка и абстрактного мышления. Эти отличия говорят не об «особом акте творения» человека. Они лишь свидетельствуют о том, что ископаемых родичей современных обезьян отделяют от людей сотни тысяч лет эволюционного развития, сотни тысяч, лет трудовой деятельности, которая выпрямила походку обезьян, развила их руки, усовершенствовала мозг и которая вместе с речью в конечном счете превратила обезьяну в человека.
Приматы: Люди
Типичный
человек |
Помимо человекообразных обезьян, семейство Hominidae включает наш вид, Человек разумный .
В прошлом существовали и другие виды людей, а также гоминиды.
больше похожи на нас, чем шимпанзе и бонобо. Они будут
описано в последних трех учебниках этой серии.
Людям исторически было трудно признать, что мы на самом деле просто еще один вид приматов африканского происхождения и что мы отличаемся физически только степенью от некоторых других. сходство можно увидеть во всем нашем теле. У африканских обезьян и людей по существу одинаковое расположение внутренних органов, все они имеют одинаковые кости (хотя и несколько отличающиеся по форме и размеру), без внешних хвостов, и имеют несколько общих важных систем групп крови.
S похожий на шимпанзе и человеческие руки |
Двуногая локомоция |
Сравнительно небольшие анатомические различия между люди и человекообразные обезьяны во многом являются результатом нашего привычного прямохождения . Ряд изменений в нашем организме был связан с Эволюция этой формы передвижения. В отличие от обезьян, наши руки относительно короткие и слабые по сравнению с нашими ногами. Наши ноги больше не имеют возможности эффективно хватать предметы и манипулировать ими, потому что Пальцы стали короче, а большой палец поднялся на одну линию с другие. Человеческие стопы также удлинились и приобрели свод, что сделало их лучше. поддерживает тело. Человеческий таз и позвоночник также были модифицированы для вертикального положения и эффективная двуногая локомоция. Таз стал короче, шире и приобрел более чашеобразную форму. Этот обеспечивает большую устойчивость при ходьбе и беге. Теперь мы, по сути, полностью наземные животные. Природа очень вероятно, выбран из-за более длинных ног с мощными мышцами и пружинистым телосложением. сухожилия у людей потому что это более эффективен для ходьбы и особенно бега на двух ногах. Исследования проведены Герман Понцер из Вашингтонского университета в Сент-Луисе, штат Миссури, указывает что более длинные ноги требуют меньше движений вверх-вниз во время бега и, следовательно, уменьшите количество энергии, необходимой для быстрого движения.
Обратная сторона эволюции эффективное прямохождение у людей заключается в том, что оно привело к изменениям в области таза что, к сожалению, включало более узкие родовые пути у женщин. Как как следствие, роды для нас более трудный и рискованный процесс чем у большинства других видов млекопитающих.
Человек Хромосома 2 — видеоклип из Домен учителей
Это ссылка ведет на новую веб-страницу. Чтобы вернуться сюда, вы должны нажать
кнопку «назад» в программе вашего браузера. (длительность = 3 мин 27 сек)
Исследования на обучение в весь геном обыкновенных шимпанзе было завершено в 2005 г. А сравнение между этим и геномом человека (завершено в 2001 г.) показывает что 96% пары оснований ДНК последовательности людей и шимпанзе такие же. Большинство из 4% разница заключается в дуплицированных негенных сегментах.
Сравнение геномы человека и шимпанзе Это ссылка ведет на
новая веб-страница. Чтобы вернуться сюда, вы должны нажать кнопка «назад» на твой
программа браузер. (длительность = 1 мин 40 сек)
Мозг современного человека в 3 раза больше по объему, чем таковые у человекообразных обезьян. Что еще более важно, отношение человеческого мозга к размеру тела значительно больше, и оно имеет гораздо крупная кора головного мозга с высокая концентрация нейронов. Эволюция большего мозга происходит в крутая стоимость энергии. Человеческий мозг использует около 25% энергии полученный из питательных веществ, которые мы потребляем, и 20% кислорода. Недавние исследования показали, что наше преимущество в интеллекте может быть связано с эволюционные изменения в гене регулятора HAR1F, начиная примерно с 6 млн. лет назад у наших дочеловеческих предков, но не у шимпанзе или другие обезьяны. Этот ген участвует в производство мозговой ткани между 7 и 19ая неделя после зачатия. Неудивительно, что есть некоторые Разительные различия между человекообразными обезьянами и людьми в умственных способностях. У людей гораздо более сложные формы вербального общения, чем у любых других приматов. разновидность. Мы единственные животные, которые создают и используют символы как средство общения. У нас также есть более разнообразные и сложные социальные организации. Отличительной особенностью человека является наша умственная способность создавать новые идеи и сложные технологии.
Есть еще одно любопытное различие между людей и всех других приматов, что стоит отметить. Пожилые женщины проходят через менопаузу и становятся бесплодны, часто за десятилетия до смерти от старости. самки шимпанзе, гориллы и другие нечеловеческие приматы обычно остаются способными к зачатию и рожают даже в очень старом возрасте. в дикие, они живут только относительно короткий промежуток времени после менопаузы, если они проходят через нее вообще. Одно объяснение этому разница между людьми заключается в том, что годы жизни после менопаузы прошли через естественный отбор.
значение для нашего вида. Воспитав собственных детей, женщины в постменопаузе во всем мире часто заботятся о своих внуки, пока их дочери работают. Утверждается, что это увеличивает шансы на то, что внуки доживут до совершеннолетия потому что они получают это дополнительное опытное и заботливое внимание. Бабушки, помогающие дочерям воспитывать детей, позволяют и матерям иметь дополнительных детей до того, как старшие станут достаточно зрелыми, чтобы принять заботиться о себе. Все остальные приматы обычно не рожают. снова, прежде чем их нынешний ребенок больше не нуждается в родительской опеке.
Обзор классификации обезьян и людей
Обезьяны и люди являются членами подотряда Anthropoidea , Инфраотряд Catarrhini и надсемейство Гоминоиды .
АНТРОПОИДЫ: |
|
Гиббоны достаточно отличаются тем, что принадлежат к их собственному семейству гоминоидов, Hylobatidae . Вместе с Великие человекообразные обезьяны, люди являются членами семьи Гоминиды . Из всех живых существ люди генетически и эволюционно ближе всего к африканским человекообразным обезьянам. Впоследствии мы были относятся к тому же подсемейству, Гоминины .
ГОМИНОИДЫ: |
|
Эволюционные отношения приматов
Сравнение нуклеотидов ДНК последовательности живых видов приматов показывают, что люди наиболее близко относится к африканским обезьянам. Далее в порядке убывания генетического к нам приближаются азиатские обезьяны, обезьяны Старого Света, обезьяны Нового Света, долгопяты и, наконец, лемуры и лори. Это генетическое сравнение точно соответствует сравнению сходные физические признаки приматов. Это также хорошо сочетается с тем, что мы знаем из летописи окаменелостей. Просимиане были первыми, кто эволюционировать. Затем появились обезьяны, затем человекообразные обезьяны и, наконец, люди.
Кладограмма
из приматы на основе на гомологичном физические черты и генетический сходства |
Почему
Есть ли еще шимпанзе — видеоклип из
Фонд Ричарда Докинза . Это ссылка ведет на новую веб-страницу. Чтобы вернуться сюда, вы должны нажать «зад» кнопку в программе вашего браузера. (длительность = 1 мин 47 сек) |
ПРИМЕЧАНИЕ : Проект Полный геном макаки-резус был завершен в 2007. Сравнивая этот геном с уже установленными для шимпанзе и современные люди предоставят еще лучший инструмент для понимание сходства и различия между основными группами приматы. Предварительный анализ показывает, что макаки похожи на люди в 93% последовательностей их ДНК, в то время как у шимпанзе примерно 96% последовательностей ДНК. их последовательности ДНК с нами. Этот несколько более низкий процент для макак следует ожидать, потому что последний обычный предком макак и людей было около 19 миллионов лет назад, в то время как эволюционные линии шимпанзе и человека разошлись лишь на 6-7 млн. много лет назад. Национальный институт исследования генома человека США (NHGRI) планирует секвенировать геномы мартышек, северных белоглазых гиббоны, орангутаны и гориллы.
Геном макаки — видеоклипы из Наука Мультимедиа Центр
Эта ссылка ведет к 3 коротких видео на внешнем сайте.
(закрыто версия заголовка)
Связь между обезьяной и человеком
Связь между обезьяной и человекомПредмет частых дискуссий среди креационистов и эволюционистов. удивительное генетическое сходство между людьми и обезьянами, где-то в районе 98-99 процентов. Это любопытно ситуация вызывает некоторые вопросы. Почему так трудно для эволюционистов определить связь человека и обезьяны по окаменелостям, если у нас общие предки, и зачем Богу создавать что-то настолько похож на человека, если мы не?
Во-первых, многие млекопитающие обладают высокой степенью генетической предрасположенности. сходство (Спетнер, Не случайно, стр. 69). Например, цитохром С собаки примерно на 90 процентов подобен человеческому, а гемоглобин лошади примерно на 88 процентов подобен гемоглобину лошади. человек. Ввиду этого 98-процентное генетическое сходство между обезьянами и человека это не удивляет. Интересно, что в некоторых источниках указывается разница между людьми и обезьянами гораздо выше, достигает 10 процент. По крайней мере, для одного гена аллели человека и шимпанзе, по-видимому, совпадают. различаются на 13 пар оснований из 270, что составляет разницу примерно в 5 процент. (См. Science, 6 января 19 г.95, стр. 35-36.)
По-видимому, есть и заметные отличия. Млекопитающие в вообще может пить и дышать одновременно, согласно сообщению на Talk.origins. Но люди не могут. Это цена, за которую мы платим быть в состоянии говорить. Казалось бы, это должно включать совсем немного генетических отличий от человекообразных обезьян.
Следующая цитата из ReMine, The Biotic Message, стр. 449, ставит под сомнение значение сходства ДНК:
Также следует отметить, что у шимпанзе 24 пары хромосом. а у людей 23 пары, так что существует определенная неоднородность.Есть два вида мух (дрозофилы), которые похожи друг на друга, но имеют только 25 процентов их последовательностей ДНК являются общими. И все же ДНК люди и шимпанзе разделяют 97,5 процента. Это означает, что ДНК двух практически одинаковых мух в 30 раз больше разных чем между людьми и шимпанзе.
Многие сходства между людьми и обезьянами происходят просто из структурное сходство их скелетов. Учитывая любое животное, которое частично прямостоящий, с хватательными руками на передних конечностях, может просто быть одним из оптимальных способов проектирования остальных органов. За например, такому животному потребуется дополнительный интеллект, чтобы управлять своим Руки. Он также будет склонен быть гибким и приспосабливаемым, а не таким привязаны к временам года, как и другие животные; так разумнее иметь репродуктивный цикл, позволяющий иметь потомство в любое время года, а не только в определенные сезоны. Таким образом, большая часть генетического сходство может быть просто результатом структурного сходства.
Однако это усложняет картину окаменелостей. Сходство скелетов в сочетании с различными расами человека и различных видов обезьян, может сделать эволюционную задачу определения родословная очень запутанная. Добавьте к этому тот факт, что не всегда имеют полный скелет, но только несколько костей или фрагментов костей. Кроме того, то, что делает людей уникальными, — это не структура нашего организма. скелет, а нематериальные ценности, такие как язык, культура и мышление, которые очень трудно вывести из летописи окаменелостей. Даже если эти различия возникают из одного или двух процентов генома, это составляет очень значительный один или два процента.
И в самом деле, как представляется, существует заметное разделение между скелеты обезьян и людей. Гленн С. Конрой из Вашингтона Университет в Сент-Луисе сообщил в журнале Science в июне 1998 г. что «мистер Плес», имя, данное окаменелости австралопитека africanus, гоминид, живший на территории современной Южной Африки, имел объем мозга около 515 кубических сантиметров. Другой А. африканский череп имел объем мозга 370 куб.см. У современного человека размер мозга около 1350 см3, а 370 см3 — размер мозга шимпанзе.
Существует также поразительное различие в речевых способностях между людьми и обезьян в летописи окаменелостей. Следующая информация взята из новость:
Не принимая шкалы времени, указанные в этом объявлении, информация о речевых способностях все еще заслуживает внимания.Отчет, опубликованный в апреле 1998 г. В материалах Национальной академии наук говорится, что ученые в Университете Дьюка исследовали новое направление ископаемой анатомии и нашли удивительные доказательства того, что неандертальцы, родственники современных людей, мог иметь такой же дар речи, как и современные человек. Исследование провели доктор Ричард Ф. Кей и доктор Мэтт. Картмилл в Медицинском центре Дьюка в Дареме, Северная Каролина, с помощь бывшей ученицы Мишель Балоу. Ученые герцога направили свои исследования на подъязычный канал у всех приматов. Это отверстие в нижней части черепа в задней части, где находится спинной шнур соединяется с мозгом.
Через канал проходят нервные волокна от головного мозга к мышцам язык. На основании сравнительных измерений подъязычного каналы современных людей, обезьян и нескольких окаменелостей предков человека, исследователи пришли к выводу, что каналы современного человека почти в два раза больше, чем у современных человекообразных обезьян — шимпанзе и гориллы, не умеющие говорить. Они также обнаружили, что размер канала австролопитеков, более ранних умерших родственников человека примерно один миллион лет назад, существенно не отличался от что у шимпанзе. Чтобы сузить диапазон, ученые исследовали скелеты неандертальцев, а также представителей рода Homo, жили 400 000 лет назад. К ним относятся образцы Кабве. из Африки и окаменелости Суонскомба из Европы. Их подъязычный каналы находились в диапазоне таковых у современных Homo sapiens». когда мы доберемся до Кабве, около 400 000 лет назад, вы получите канал это современный размер, — сказал Картмилл. — И это верно для всех более поздних Виды Homo, включая неандертальца» 9.0011
Другое недавнее исследование неандертальцев, опубликованное The New York Times, 1 декабря 1998 г., вторник, отдел Science Desk, «Неандерталец или Кретин? Дебаты о йоде» Джона Нобла Уилфорда предполагают, что неандертальцы были современными людьми с дефицитом йода в рационе. Дефицит йода вызывает признаки, удивительно похожие на те, обнаружены в останках неандертальцев.
Статья из Creation in the Crossfire, креационистского издания, от ноября 1998 года, говорится: «Человеческое ухо состоит из трех основных частей и внутренняя часть уха имеет канал, определяющий расположение в пространство и время. Форма внутреннего слухового прохода связана с форма передвижения. Когда исследовали австралопитеков, показали, что у них не было подходящего типа внутреннего слухового прохода для двуногость» (австралопитеки — еще одно предполагаемое связующее звено между людьми и другими приматами.)
В реальной жизни нет проблем с различением людей и обезьяны. Я никогда не видел гориллу, которую я бы спутал с человеком, или наоборот, несмотря на необычный внешний вид различных редких лица. Я никогда не слышал о горилле или шимпанзе, убегающих от зоопарк и за несколько месяцев до этого маскировался под человека был обнаружен и возвращен в плен. Даже если обезьяна должна эволюционировать до человеческого роста с обезьяньим мозгом, это было бы далеко не человеческое существование. Если бы мы видели существ, из которых произошли окаменелости в реальной жизни, нам может быть очень легко узнать, были ли они людьми или обезьян, но скудость свидетельств оставляет много места для интерпретация.
С точки зрения эволюции можно понять, почему должны существовать животные. такие как обезьяны, которые так близки к людям. Но зачем Богу создавать существо, которое так близко к человеку, но не совсем? Чтобы ответить на это, мы должны рассуждать на основании того, что мы знаем или можем сделать вывод о мотивах Бога в творчестве. Это может привести нас к соображениям, которые кажутся далекими от реальности. удалены из тех, которые ожидаются в этом контексте. Оригинал творение должно было способствовать счастью человека и животное. Можно предположить, что во многих случаях Господь создавал животных это было бы наслаждением для человека, и сотворил человека, чтобы он был благословением для животные. Даже сегодня и дети, и взрослые с удовольствием смотрят гориллы и шимпанзе в зоопарках.