Энциклопедия сказочных героев: «Шрамы на сердце»
Жанр: притча
Главные герои сказки «Шрамы на сердце» и их характеристика
- Отец. Мудрый, опытный человек
- Сын. Молодой, несдержанный, эмоциональный.
План пересказа сказки «Шрамы на сердце»
- Несдержанный сын
- Мешок с гвоздями
- Вбитые гвозди
- Извлечение гвоздей
- Дырки от гвоздей
- Не оставляй шрамы
Кратчайшее содержание сказки «Шрамы на сердце» для читательского дневника в 6 предложений
- Отец дал своему несдержанному сыну мешок гвоздей.
- За каждую вспышку гнева сын вбивал в забор гвоздь.
- Настал день, когда он не вбил ни одного гвоздя.
- Сын стал вытаскивать гвозди из забора.
- После гвоздей остались шрамы-дырки.
- Отце сказал сыну не оставлять шрамы в сердцах других людей.
Главная мысль сказки «Шрамы на сердце»
Никакие извинения не уничтожат полностью шрам от нанесенной обиды.
Чему учит сказка «Шрамы на сердце»
Притча учит сдерживать свои эмоции, не поддаваться гневу, никого не обижать.
Отзыв на сказку «Шрамы на сердце»
Мне понравилась эта притча, ведь в ней говорится о том, что любая обида оставляет в нашем сердце шрам. Мы можем простить нанесшего нам ее, но не можем забыть.
Пословицы к сказке «Шрамы на сердце»
Всякому своя обида горька.
Человека словом убить можно.
От обидного слова навек ссора.
У огня не бывает прохлады, у гнева рассудка.
Судит бог обидчика, а человек прощает.
У одного очень достойного человека рос очень несдержанный в эмоциях сын. И вот однажды, после очередной вспышки гнева, отец дал сыну мешок с гвоздями и молоток. Он сказал, что каждый раз, когда сын поддастся гневу, он должен вбивать один гвоздь в забор.
В первый день сын забил в забор более десяти гвоздей. Во второй на один меньше, с каждым днем число забитых гвоздей становилось все меньше, молодой человек учился сдерживать свои порывы.
Наконец настал день, когда в забор не было забито ни одного гвоздя. Отец похвалил сына и сказал, что в этом случае он должен вытащить из забора один гвоздь.
И теперь каждый день, когда сын ни разу не поддался гневу, он вытаскивал из забора один гвоздь.
И вот пришел день, когда все ранее вбитые им гвозди были извлечены.
Отец пришел с сыном к забору и показал мальчику на дырки от гвоздей. Он сказал, что несмотря на то, что гвозди были удалены, забор уже не станет таким, каким был прежде. От вбитых гвоздей на нем остались шрамы.
И такие же шрамы остаются в сердцах несправедливо обиженных людей. И никакие извинения не удалят эти шрамы. И отец посоветовал сыну никогда своими поступками не оставлять шрамы в чужих сердцах. Рисунки и иллюстрации к сказке «Шрамы на сердце»
Притча «Шрамы на сердце»
Методическая разработка урока в 4 класе. УМК «Перспектива»
Притча «Шрамы на сердце»
Атапина Елена Васильевна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №291
Красносельского района Санкт-Петербурга
Цели: познакомить обучающихся с притчей «Шрамы на сердце»; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; учить понимать поступки героев; развивать память, РЕЧЬ, мышление, воображение.
Планируемые результаты:предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтение вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: регулятивные – формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, познавательные – анализ художественного текста, выделение в нём главной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге; коммуникативные – осмысление правил взаимодействия в паре, составление плана совместных действий, умение договариваться; личностные: формирование системы нравственных ценностей (красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни).
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
-Расскажите, какие притчи вы нашли и прочитали к уроку.
3.Актуализация знаний .
— Прочитайте и отгадайте загадку.
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится стук. (Сердце)
— Прочитайте медленно (ещё скороговоркой, с вопросительной интонацией, выразительно)
-Как вы догадались , что это сердце?
4.Самоопределение к деятельности.
-Работа в группах:
Объясните, что обозначают выражения:
А).Сердце не камень, тает.
Б).Принимать близко к сердцу.
В).Шрамы на сердце.
Г).О мужественное сердце разбиваются все невзгоды.
Д).Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
Е) Скрипя сердцем.
Ж).В дни счастья будь чист сердцем, в дни горя будь тверд сердцем.
-Как вы думаете, как будет называться притча. Которую мы сегодня будем читать?(Предположение учащихся)
-О чём будет эта притча?(Предположение детей)
— Сформулируйте цель и задачи урока. (Познакомиться с новой притчей, проанализировать поступки героев притчи, выяснить чему она нас учит , что ценно в человеческих отношениях.
5 Работа по теме урока.
Знакомство с притчей «Шрамы на сердце».
Вспомните, что называется притчей? ( Притча — краткий поучительный рассказ).
(Чтение притчи учителем.)
— Что вы испытали, когда слушали притчу?
— Прочитайте притчу самостоятельно. Приготовьтесь читать её без ошибок, выразительно.(Самостоятельная работа учащихся.)
— О чём эта притча? (О шрамах на сердце)
— Найдите строки, где выражена главная мысль этой притчи.( Поэтому никогда не срывайся, чтоб не оставить шрамы на чужих сердцах.)
6.Физкультминутка.
7.Продолжение работы по теме урока.
-Прочитайте те строчки притчи, которые вас особенно тронули.
— Часто ли вы раздражаетесь и гневаетесь? ( Ответы детей.)
— Как вы стараетесь сдерживать себя? (ответы детей.)
8.Словарная работа.
— Как вы понимаете слова гнев и самообладание?
Гнев – чувство сильного возмущения, негодования, состояние раздражения, озлобления.
Самообладание – способность владеть собой, выдержка и хладнокровия.
Выразительное чтение произведения учащимися.
— Какое настроение передадите при чтении? Почему?
-Послушайте эту же притчу в поэтическом варианте.
Жил человек, гневливый до предела.
Он молод был, и вот отец его
Сказал, чтоб он, когда не сдержит гнева,
Вбивал бы в столб забора длинный гвоздь.
Сначала столб пронизывали гвозди
По нескольку десятков каждый день,
Потом всё меньше, и однажды вовсе
Он молотком забора не задел.
Отец его заданье дал другое:
Когда он сможет снова гнев сдержать,
За каждую победу над собою –
По одному теперь их выдирать.
И вот настал тот день, когда в заборе
Он не нашёл гвоздя ни одного,
И сын сказал, довольный сам собою:
— Смотри, отец, я победил его!
Гнев побеждён, что для отца важнее.
Чем столб, дырявым ставший от гвоздей,
И молвил он, что сказанное в гневе
Гвоздей железных может быть острей.
И как забор уже не будет новым,
Так в сердце шрамы, словно от гвоздей,
От грубого презрительного слова
Навеки остаются у людей… (С. Копылова.)
— Понравилось вам стихотворение?
— Запишите в тетрадь главную мысль притчи из текста, нарисуйте картинку к этой притче.
9. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
Сегодня на уроке я узнал …
На этом уроке я похвалил бы себя за …
После урока мне захотелось …
Сегодня я сумел ..
10. Подведение итогов урока.
— Какой урок преподносит нам притча?
11.Домашнее задание.
Выразительное чтение притчи , пересказ близко к тексту.
Притчи. «Царь и кузнец», «Шрамы на сердце» (УМК «Перспектива», 4 класс)
Технологическая карта урока литературного чтения
Класс: 4
Учитель: Кореницына Анастасия Владимировна
Тема: Притчи «Царь и кузнец», «Шрамы на сердце».
Тип урока: комбинированный.
Цель: формирование эмоциональной отзывчивости при чтении притч.
Задачи:
— познакомить обучающихся с притчами народов мира;
— отрабатывать навыки беглого выразительного чтения;
— учить понимать поступки героев;
— развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты:
Предметные:
Научиться аргументированно высказывать свое отношение к прочитанному
Метапредметные:
Познавательные: на основе прочитанного текста высказывать предположения; обсуждать проблемные вопросы; делать обобщения, выводы.
Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, делиться своими размышлениями, впечатлениями от прочитанного.
Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, коллективно составлять план урока, контролировать выполнение действий в соответствии с планом
Личностные:
Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир.
Оборудование и материалы:
Проектор, компьютер
Презентация Microsoft Power Point.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Мотивация к учебной деятельности
Цель: включение учащихся в учебную деятельность.
(Слайд 2)
Здравствуйте,
Слово какое чудесное,
Красивое, доброе, чуточку нежное.
-Здравствуйте!
Скажем мы новому дню!
Здоровья желаем всем и всему!
Чтоб урок наш стал светлее,
Мы поделимся добром.
Вы ладони протяните,
В них любовь свою вложите,
Ей с друзьями поделитесь
И друг другу улыбнитесь. —
Я очень рада, что у вас хорошее настроение. И с хорошим настроением отправимся в путь за знаниями.
Приветствие учителя
2. Учебно-познавательная деятельность
1.Этап. Определение темы урока. Постановка цели урока.
-В начале нашего урока мы проведем речевую разминку.
Давайте мы представим, что мы пришли на поляну. Там очень много одуванчиков, каждый срывает себе одуванчик, одуванчики уже пушистые и мы дуем на этот одуванчик.
(Слайд 3)
Делаем вдох носиком и выдох. В руках у нас одуванчики. Еще раз вдох, выдох. Повторите 5 раз это упражнение.
Поиграем в эхо. Я называю вам слово, а вы эхо. Слушаем. Я кричу вам: за горой, играй, сочиняй, доверяй, не шуми, отвечай.
Следующая наша разминка.
(Слайд 4)
Собрались вместе притчи-сёстры
Делиться мудростью своей.
В кругу сестёр уютно, просто…
Короче, всё, как у людей.
Коль выдаст мудрость кто свою —
Сестра сестрою восторгалась.
Но, молча слушая родню,
Одна лишь грустно улыбалась.
— Какова тема стихотворения? О чем говорится в стихотворении?
Ответы детей
2. Этап подготовки
учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.
— Совершенно верно, а что вы можете мне рассказать о данном жанре? Вспомните, что такое притча.
(Слайд 5)
-Давайте вспомним признаки притчи.
(Слайд 6)
— Определите задачи урока.
Притча – краткий иносказательный поучительный рассказ.
3.Первичное чтение рассказа и выявление первичного восприятия текста.
— Сегодня мы с вами познакомимся с двумя притчами, откройте свои учебники на странице 52.
— (Имя ребёнка), прочитай нам, пожалуйста, название притчи.
(Слайд7)
— Теперь, по цепочке начинаем читать нашу притчу.
— Ребята, какие чувства возникли у вас при чтении этого произведения?
— Что было непонятно?
— Давайте посмотрим, знакомы ли вам эти слова?
(Слайд8-11)
Свита, подкова, кузнец, сетовать.
— Теперь, по цепочке начинаем читать нашу притчу.
Итак, кто является персонажем притчи?
С кем царь проезжал мимо селения?
Почему им пришлось завернуть в кузницу?
Что делал царь, пока кузнец подковывал лошадь?
На что жаловался царю кузнец?
А как ещё это можно назвать?
Прочитайте, что ответил на это царь.
Когда царь вновь увидел кузнеца?
Чему удивился царь?
Что же случилось с кузнецом?
— А как вы думаете, почему кузнец поблагодарил царя за изменения в своей жизни?
Царь и кузнец.
Ответы детей
Чтение притчи.
Царь, кузнец
Со свитой
Лошадь потеряла подкову
Расспрашивал его о жизни
Через год
Чтение отрывка
Чтение отрывка
Ответы детей
4.Инсценировка
— Сейчас мы с вами поставим небольшой спектакль.
Читаем мы чётко и с выражением.
(просмотр постановки).
— Ребята, вам понравилось выступление ваших одноклассников?
— Как вы думаете, смогли ли они передать настроения героев?
Царю корону, кузнецу подкову, рассказчику книгу.
5.Вторичный анализ произведения.
(Слайд 12)
— На доске вы видите предложения, вам нужно их внимательно прочитать выбрать нужно слово, опираясь на текст из учебника.
Молодцы!
Выполнение задания
6.Физкультминутка
(Слайд 13)
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
7.Чтение и анализ следующей притчи.
— Теперь посмотрите на другую притчу, название которой нам прочитает (Имя ребёнка).
(Слайд 14)
— Начинаем читать так же, по цепочке.
— Что вы испытали, когда слушали притчу?
Для чего отец дал своему сыну мешочек гвоздей?
Сколько гвоздей оказалось в столбе за первую неделю?
Что случилось через неделю?
Что подумал юноша?
Какой день наступил/пришёл?
Что сказал отец?
Какой день настал после речи отца?
Что сделал юноша?
Отец сказал : «Посмотри…»?
С чем отец сравнил дыры в столбе?
— Прочитайте те строчки притчи, которые вас особенно тронули.
— Часто ли вы раздражаетесь и гневатесь?
— Как вы стараетесь сдерживать себя?
Чтение притч
8. Работа с карточками.( в парах)
(Первичный анализ притчи)
— Ребята, я раздала вам карточки с заданиями.
— Вопросы читайте очень внимательно и выберите только один правильный ответ.
— А сейчас я хочу проверить, насколько правильно вы ответили на вопросы.
(Слайд 15)
Выполнение задания
Проверка
9. Вторичный анализ
— Пробегитесь глазами по тексту и скажите мне, как вы поняли эту притчу?
— А как вы считаете, неужели на самом деле от полученной обиды у человека останутся шрамы в душе? Почему?
— Совершенно верно!
— Как вы думаете, у этой притчи есть скрытый смысл или нам очевидна его суть?
— Прочитайте последнее предложение.
— Как вы считаете, значит ли это, что если мы обидели человека, то не нужно просить у него прощения?
Правильно!
Ответы детей
Нет, потому что душа не материальна, это образное выражение
Очевидна
Нет
10. Подведение итога урока.
— Итак, с чем мы с вами сегодня познакомились?
— А кто может назвать мне отличия притчи от других жанров?
— Как они назывались?
— И какой вывод мы можем сделать для себя, прочитав первую притчу?
-/-/- вторую притчу?
Подводят итог урока.
11. Рефлексия урока.
(Слайд 16) «ДЕРЕВО ЧУВСТВ»
Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево листья красного цвета, если нет, зелёного.
красный – комфортно, все получилось
желтый – хорошо, не все получилось
зеленый – плохо, не понял.
— Но вот и всё, урок к концу подходит,
Мы славно поработали сейчас,
Учитель ваш уже итог подводит,
Не сводит с вас своих довольных глаз.
Спасибо вам, ребята, за работу,
Не подвели меня и в этот раз,
С великим удовольствием, конечно,
Поставлю вам оценки я сейчас!
Оценивают свою деятельность.
12. Домашнее задание.
(Слайд 17)Найти и прочитать сказки о лисе.
(Слайд 18)
Любовь Худолей. Блог: «ВВС! Шрамы на сердце!»
Доброе утро сайт!
Ну что же вы други мои несете сюда, ох уж эти склоки, оставьте их где нибудь за бортом сайта живите дружно. Перед тем как написать подумайте, что вы и зачем пишите, а то читая ваши блоги или комментарии к чужим блогам, создается ощущение, что ты в очереди или забитом автобусе, где очередная жертва плохого настроения раздает его всем, не надо это делать. ПОДУМАЙТЕ в начале о себе. Разберитесь в самом себе…
«И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: дай, я выну сучок из глаза твоего, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. (Мф. 7, 3-6)»
Есть одна хорошая притча про молодого человек который был очень несдержан. Его отец, желая дать урок своему вспыльчивому сыну, дал ему мешочек гвоздей, наказав вбивать гвоздь в столб забора всякий раз, когда тот не сможет сдержать гнева. Привожу ее стихотворный вариант, прочитайте и подумайте как ваши слова оставляют раны на сердце других, какой воздух исходит от них.
Автор: Светлана Копылова
Жил человек, гневливый до предела.
Он молод был, и вот отец его
Сказал, чтоб он, когда не сдержит гнева,
Вбивал бы в столб забора длинный гвоздь.
Сначала столб пронизывали гвозди
По нескольку десятков каждый день,
Потом всё меньше, и однажды вовсе
Он молотком забора не задел.
Отец его заданье дал другое:
Когда он сможет снова гнев сдержать,
За каждую победу над собою —
По одному теперь их выдирать.
И вот настал тот день, когда в заборе
Он не нашёл гвоздя ни одного,
И сын сказал, довольный сам собою:
— Смотри, отец, я победил его!
Гнев побеждён, и для отца важнее,
Чем столб, дырявым ставший от гвоздей,
И молвил он, что сказанное в гневе, —
Гвоздей железных может быть острей.
И как забор уже не будет новым,
Так в сердце шрамы, словно от гвоздей,
От грубого презрительного слова
навеки остаются у людей…
И еще вот вам еще одна притча на раздумье о зависти человеческой и злости
ОКНО
Песня-притча С.Копыловой
Лежали в больнице в палате одной
Два тяжко больных человека
Один у окошка лежал, а другой –
У двери, где не было света
Один постоянно в окошко глядел
Другой лишь на краску дверную
И тот, что у двери узнать захотел
Про жизнь за окошком – иную
С готовностью первый больной рассказал
Что видно ему из окошка.
Там тихая речка, дощатый причал
И ходит по берегу кошка.
По синему небу плывут облака
Причудливые как зверушки
Сидят на причале там два рыбака
И с внуком гуляет старушка
И так каждый день — то про сказочный лес
Рассказывал, то про влюбленных
Другой же сосед перестал даже есть,
Считая себя обделенным.
Он мучился злобой, и зависть росла,
Его постепенно съедая.
Не мог он понять, почему же была
Тут несправедливость такая.
Однажды сосед у окна занемог,
Что не было сил разогнуться.
Он стал задыхаться и даже не мог
До кнопки своей дотянуться.
У двери сосед мог на кнопку нажать
И вызвать сестру милосердья.
Но он не нажал, а остался лежать,
Глаза закрывая, усердно.
Наутро сестра милосердья пришла
Постель поменять за покойным
Сосед попросил, и она помогла
Занять эту самую койку.
Когда ж он в окно, наконец, посмотрел,
На шее задергалась вена
Увидел он вместо того, что хотел
Глухую высокую стену.
Он был потрясен и сестре рассказал
Про тихую чистую речку
Про сказочный лес, про дощатый причал
И небо в кудрявых овечках.
«Ах! если б он видел- сказала сестра –
Всю жизнь он слепым оставался…»
«Зачем же тогда?!» – тут больной прошептал.
-«Да он вас утешить старался…»
Притчи «Царь и кузнец», «Шрамы на сердце»
Урок литературного чтения на тему: «Притчи. «Царь и кузнец», «Шрамы на сердце»
Здравствуйте, Слово какое чудесное, Красивое, доброе, чуточку нежное. -Здравствуйте! Скажем мы новому дню! Здоровья желаем всем и всему!
Собрались вместе притчи-сёстры
Делиться мудростью своей.
В кругу сестёр уютно, просто…
Короче, всё, как у людей.
Коль выдаст мудрость кто свою-
Сестра сестрою восторгалась.
Но, молча слушая родню,
Одна лишь грустно улыбалась.
Притча –
краткий иносказательный поучительный рассказ.
Похожа на басню
Есть мораль и
основное содержание
Поучительный смысл
Небольшой рассказ
Притча
« Царь и кузнец»
Свита — лица, сопровождающие высоко поставленную особу
подкова — приспособление для предохранения копыт лошади
кузнец -мастер, занимающийся обработкой металла
Сетовать — жаловаться, быть недовольным)
Через ( , год) царь опять оказался в тех местах и нашел там того же кузнеца.
месяц
Однажды мимо селения (проезжал, ) царь со свитой.
проходил
Не ты ли тот человек, — спросил (царь, ), — который был обижен на жизни и сетовал на свое ремесло?
Работа ( , трудная), а денег приносит (мало, ).
лёгкая
кузнец
много
Она не приносит много денег, потому что ты ( , жаден), и не приносит (уважения, ) людей, потому что ты тщеславен.
И это ты показал мне причины моих несчастий: они ( , во мне), и я их увидел
щедр
в тебе
любви
Физкультминутка
«Шрамы на сердце»
М) мешочек О) с гвоздями Л) несколько десятков О) «…легче сдерживать вои чувства, чем забивать гвозди» Д) вытаскивать по одному гвоздю, когда сдержишь свой гнев Ц) в столбе не осталось ни одного гвоздя Ы) со шрамами на душе
Домашнее задание
Найти и прочитать сказки о лисе.
ШРАМЫ НА СЕРДЦЕ. РЕАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ ЛЮДЕЙ — ЭТО ИНТЕРЕСНО!
ШРАМЫ НА СЕРДЦЕ. РЕАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ ЛЮДЕЙИногда жизнь так больно ранит нас, что по прошествии долгих лет, мы вдруг обнаруживаем, что оставленные ею шрамы на сердце, незаметно отравляют и изменяют наш мир. Мы чувствуем это по состоянию своего здоровья и по состоянию своей души. Нам все сложнее бывает создавать внешнюю картинку собственной успешности и выглядеть счастливыми. Как с ними быть, с этими ничем не выводимыми пятнами, рубцами и шрамами на сердце?
История Елены
Возможно, кто-то узнает себя в этой героине. Ей около пятидесяти. Она бизнес-леди, имеет прекрасную работу, высокую зарплату, поклонников и постоянного друга. Она чудесно выглядит, следит за собой и воспринимается окружающими, как человек, полностью владеющий ситуацией, успешный и самодостаточный.
Но все это только внешнее впечатление, видимый миру смех и невидимые миру слезы. Она никогда и ни за что не расскажет вам, что ее мучают головные боли и одиночество, что на нее нападают приступы жестокой апатии, а врач-кардиолог недавно обнаружил у нее аритмию, а эндокринолог – аутоимунное заболевание. А еще у нее бывает жуткая бессонница и беспокойство…
Ей порой очень хочется все бросить и умчаться куда-нибудь, все равно куда, хоть на край света. Подальше от всех, от начальника, от работы, от напряженного графика жизни, где постоянно нужно держать марку, быть на высоте и соответствовать уже достигнутому уровню успеха.
Когда-то в жизни этой девочки была одинокая мама, которая старалась с помощью дочери компенсировать свое одиночество, но вместо этого излишне критиковала, унижала ее и заставляла погружаться в жуткую депрессию. В жизни этой девочки был папа, который, в свою очередь, предъявлял к ней слишком высокие требования, критиковал и почти никогда не хвалил.
Чтобы доказать родителям, что она чего-то стоит, что она достойна их любви и внимания, Елена старалась изо всех сил. Она сама поступила в вуз, закончила его с отличием, сама устроилась на работу и достигла результатов в построении карьеры. Она могла бы собой гордиться, но детские обиды остались с нею. Мама с папой давно уже не критикуют ее по каждому поводу, наверное, она все-таки доказала им свою человеческую ценность. Но шрамы на сердце остались. Они спрятались в подсознание и постоянно мешают Елене жить.
История Михаила
Михаил был любимым и единственным сыном в семье, ему ни в чем не отказывали, постоянно хвалили, опекали и, казалось бы, он был самым счастливым ребенком на свете. Уверовав в то, что является кем-то особенным и выдающимся, он свысока смотрел на своих сверстников, которые не имели таких же красивых игрушек и не могли похвастаться такой безоговорочной властью над взрослыми.
Но детство закончилось, и жизнь заставила мальчика стать юношей и брать на себя ответственность за свои решения. Он этого не умел, да и не хотел. Попал в плохую компанию, влюбился в девушку, а она просто его использовала. Они расстались. С «друзьями» тоже не сложилось, пока были деньги, все было хорошо, как только закончились, друзья разлетелись в разные стороны. А на сердце остались шрамы и в голове выкристаллизовались новые убеждения. Теперь Михаилу сложно найти пару, он не верит женщинам. И с доверием к людям тоже дела обстоят неважно. Он вообще никому не верит и все глубже погружается в одиночество.
У каждого из нас свои шрамы
Несчастная любовь, родительский диктат, обман, буллинг в школе, предательство любимого человека или друга, обиды, нанесенные нам самыми близкими или далекими людьми, которым мы когда-то поверили – у каждого из нас свои шрамы на сердце. Иногда мы стараемся забыть прошлое, прячем его далеко-далеко и, кажется, вылечиваемся от его влияния. Но оно неожиданно настигает нас в минуты слабости, растерянности или повторения историй, которые нам так хотелось забыть.
И мы надеваем защитные панцири, выпускаем шипы, закрываемся на тысячу замков, чтоб никто больше не смел ворошить старых ран или наносить нам новые удары. Однако закрывшись, теряем возможности доверять людям, любить, быть искренним и незащищенным ребенком, которому доступны самые тонкие и сокровенные душевные движения. Мы черствеем и становимся холодными и равнодушными к проявлениям чувств. А порой очень одинокими, потому что без человеческой близости, доверия и любви трудно жить.
Что делать с шрамами на сердце
Прятать шрамы можно, чтобы не выставлять напоказ свои слабости, чтобы никто не мог сыграть больше на нашей флейте, но не стоит, на мой взгляд, загонять их в подсознание и делать вид, что их не существует. Наше внутреннее я обязательно воспротивится этому. И выплеснет то, что мы прячем, наружу, причем, в самые неудобный момент.
Что же тогда делать с этими болезненными и опасными старыми ранами?
• Нужно проработать их до конца. Понять, почему они все еще вызывают боль, заставляют забыть или повергают в уныние и неуверенность в себе? Почему мы хотим забыть о них вместо того, чтобы извлечь уроки и научиться справляться с такими и подобными ситуациями в будущем? Ведь только поняв, почему это с нами произошло, мы сможем избавиться от вечной обиды или чувства вины и пойдем дальше к своему настоящему счастью.
Иногда наши самые смертельные обиды или горести объясняются довольно банально и проистекают из наших собственных заблуждений или неправильных мотивировок и ожиданий, ошибочных убеждений или самооценок.
Как правило, несчастная любовь или смертельная обида случается тогда, когда мы не умеем правильно оценивать ситуацию, в которую попадаем. Мы страдаем от
• завышенных ожиданий;
• несоответствия заранее придуманному образу, плану и развитию событий;
• неправильной трактовки знаков внимания, слов, поступков или их отсутствия;
• мнения окружающих, родственников, друзей и знакомых;
• обстоятельств, которые складываются;
• неприятия других людей и событий со всеми их недостатками и слабостями;
• идеализации людей и отношений;
• неспособности реагировать на события спонтанно, то есть так, как того требует ситуация;
• неспособности видеть жизнь и людей в комплексе положительных и отрицательных черт.
Станьте взрослыми
Есть одна очень важная особенность у всех наших сердечных шрамов: мы сами сотворили их и сами можем излечить себя от них.
Конечно, в детстве, когда человек еще очень зависит от родителей и других взрослых, ему трудно взять на себя ответственность за все, что с ним происходит. Именно поэтому нам так трудно бывает избавиться от детских психологических травм. Они самые тяжелые. Иногда для избавления от них требуется дополнительный человек, психоаналитик, психолог. Он помогает поднять проблему из глубины подсознания и справиться с ней.
И все-таки взрослый зрелый человек может разобраться со своими драконами и болезненными детскими комплексами и самостоятельно. Для этого просто нужно быть внимательным к себе и своим реакциям. Изучать себя и научиться понимать мотивы своих поступков, причины страхов и постепенно избавляться от старых шрамов.
Взрослый человек не ищет виноватых вовне. Не пытается оправдаться и не придумывает неправдивых, но удобных объяснений своему поведению или своим реакциям.
Взрослый человек – это смелый человек, умеющий брать на себя ответственность за все, что с ним происходит, и бороться со своими страхами, заблуждениями и ошибочными убеждениями.
Автор: Ирина Власенко
Опубликовано ЭТО ИНТЕРЕСНО!ПОНРАВИЛОСЬ? СОХРАНИТЕ СЕБЕ НА СТРАНИЦУ, НАЖАВ НА КНОПКУ
Притча `Шрамы на сердце` | Школьные файлы SchoolFiles.net
Урок литературного чтения. 4 класс. УМК «Перспектива»
Притча «Шрамы на сердце»
Цель: Создать условия для обсуждения и осмысления образов притчи.
Задачи: Совершенствовать навыки осознанного чтения. Содействовать формированию умения анализировать текст, читать «между строк». Развивать творческое образное мышление, обогащать словарный запас учащихся, воспитывать эмпатию. Создавать условия и ситуации позволяющие отказаться от стереотипов межличностных отношениях. Воспитывать культуру ведения дискуссии.
Ход урока: 1. Организационный момент.
Сегодня на уроке у нас много гостей, давайте поприветствуем их.
СЛАЙД №1
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс,
И для меня уже награда,
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений!
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок!
Мои соавторы и судьи
Я слов для вас не нахожу,
За странный слог не обессудьте
А дальше прозой я скажу…
2. Актуализация опорных знаний.
Урок литературного чтения. С чем мы знакомились на прошлом уроке? (с притчей)
— А что такое притча?
— А что мы знаем о притче? (Притча – это иносказательный нравоучительный рассказ. Притчи бывают библейские и авторские. По содержанию притча похожа на басню. Притча – это рассказы для души. Притча – это искусство слова попадать прямо в сердце.)-Отгадайте загадку:
День и ночь стучит оно,
словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
прекратится этот стук.
Да, это сердце. Сердце- это орган человека, очень важный орган, его можно назвать мотором организма. Сердце – это бесценный дар, поэтому нужно беречь!
3. Самоопределение к деятельности.
СЛАЙД №2
-Посмотрите на экран, что это записано? (это фразеологизмы)
-Что такое фразеологизмы?
-Прочитайте их. Слышали ли вы их в своей повседневной жизни? Давайте объясним их значение.
Большое сердце – добрый, отзывчивый человек.
Разбить сердце – сделать кого-нибудь несчастным.
Сердце кровью обливается – глубоко переживать чужие проблемы.
Сердце в пятки ушло – сильно испугаться.
Вырвать из сердца – решительно забыть кого-нибудь.
От чистого сердца – очень искренне.
— В русском языке есть много фразеологизмов, связанных со словом сердце.
Но жизнь такова, что бывают такие жизненные ситуации, что мы невольно используем такие выражения как, разбить сердце, скрепя сердце, сердце изо льда, сорвать сердце, сердце оборвалось.
Хочется пожелать нам всем, чтобы в нашей жизни как можно чаще мы слышали такие выражения, как большое сердце, от чистого сердца, сердце кровью обливается.
Давайте проведем эксперимент.
У вас на партах лежат бумажные сердечки (Приложение 1). Представьте ситуацию, человек, который вам очень дорог чем-то вас обидел, разочаровал, совершил возмутительный поступок. Попробуйте мысленно сказать ему, что в