«МЫСЛИ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ» — ВАСИЛИЙ ШУКШИН
Не помню, кто из великих сказал: на надгробиях надо писать не то, кем человек был, а кем он мог быть. В. Шукшин
Василий Макарович Шукшин в представлении не нуждается. На его книгах и фильмах росло не одно поколение, а его слова и мысли в каждом эпизоде, в каждом абзаце точны и проникновенны. Талантливый режиссер, актер и писатель с русской душой и сердцем. Пожалуй, самый главный талант Шукшина — говорить о нашей жизни, играть роли, раскрывающие сущность наших людей. Раскрывать внутренний мир непостижимой русской души — было особенным даром Василия Макаровича.
Василий Макарович ушел из жизни слишком рано — в 45 лет. От сердечной недостаточности. 2 октября 1974 года Василий Макарович Шукшин скоропостижно скончался в период съёмок фильма «Они сражались за Родину» на теплоходе «Дунай».
Жизненный путь гениальных людей почти всегда недолог. Но память о человеке — она не мелом на асфальте пишется, или на школьной доске — ее стереть невозможно…
Замечательные слова посвящены Василию Шукшину академиком и профессором Корольковым А. А. В этих строках все сказано и добавить нечего:
«Василий Шукшин остановил гибельный процесс утраты национального лица России в культуре и стал протагонистом нового Возрождения русской духовности. Поверхностное отношение к творчеству Шукшина выделяло видимость — противостояние города и деревни, интеллигенции и народа. Шукшина чувствовали как родного все слои общества, его читали, смотрели в кино, с радостью узнавая открывшуюся собственную русскую душу. Устареть Шукшин не может, ибо даже при окончательном исчезновении живого биения русской культуры — не исчезнет интерес к духовному материку, именуемому Россией, а Шукшин — пульсирующая словом и чувством живая душа России. В нем Россия обрела во второй половине XX столетия свое самосознание и самочувствование.»
Цитаты, мысли, афоризмы Василия Шукшина
«Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами.
Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание — не отдавай всего этого за понюх табаку.
Мы умели жить. Помни это. Будь человеком.»
21 августа 1974 года
∇
«Вот так живёшь — сорок пять лет уже — всё думаешь: ничего, когда-нибудь буду жить хорошо, легко. А время идёт… И так и подойдёшь к этой самой ямке, в которую надо ложиться, — а всю жизнь чего-то ждал. Спрашивается, чего надо было ждать, а не делать такие радости, какие можно делать? Вот же: есть деньги, лежат необыкновенные сапожки — возьми, сделай радость человеку! Может, и не будет такой возможности.»
∇
Истинно великих людей определяет, кроме всего прочего, еще и то, что они терпят рядом с собой инакомыслящих. Гитлер и Сталин по этой статье не проходят туда.
∇
Когда нам плохо, мы думаем: «А где-то кому-то – хорошо». Когда нам хорошо, мы редко думаем: «Где-то кому-то – плохо».
∇
Не старость сама по себе уважается, а прожитая жизнь. Если она была.
∇
Ты счастлив, когда ты смел и прав.
∇
К тупому лицу очень идет ученая фраза: «Полное отсутствие информации».
∇
А Русь все также будет жить: плясать и плакать под забором…
∇
Критическое отношение к себе — вот что делает человека по-настоящему умным.
∇
Человек, который дарит, хочет испытать радость. Нельзя ни в коем случае отнимать у него эту радость.
∇
Мы не мыслители, у нас зарплата не та!
∇
И прокурор твой, и все, кто всерьез занимается экономикой, прекрасно знают, что – воруют. Больше того, какой-то процент, кажется пятнадцать процентов, государственного бюджета отводится специально — под воровство.
∇
«Не нам унывать!» – хрюкнула свинья, укладываясь в лужу.
∇
Эпоха великого наступления мещан. И в первых рядах этой страшной армии – женщины. Это грустно, но так.
∇
В трех случаях особенно отчетливо понимаю, что напрасно трачу время:
1. Когда стою в очереди.
2. Когда читаю чью-нибудь бездарную рукопись.
3. Когда сижу на собрании.
∇
Я ищу героя нашего времени и, кажется, нащупал его; герой нашего времени – демагог.
∇
Если же кто сказал слова добрые и правдивые и его не услышали – значит, он и не сказал их.
∇
Почему же позор тем, кто подражает? Нет, слава тем, кому подражают, – они работали на будущее.
∇
Каждый настоящий писатель, конечно же, психолог, но сам больной.
∇
Да, стоим перед лицом опасности. Но только – в военном деле вооружаемся, в искусстве, в литературе — быстро разоружаемся.
∇
Грамматические ошибки при красивом почерке – как вши в нейлоновой рубашке.
∇
Самые наблюдательные люди – дети. Потом – художники.
∇
Армию – не тронь, милицию не тронь, партаппарат не тронь, чиновников министерского ранга не тронь… Ну, а мужика я и сам не буду. В России – все хорошие!
∇
Да, литературы нет. Это ведь даже произнести страшно, а мы – живем!
∇
Ни ума, ни правды, ни силы настоящей, ни одной живой идеи!.. Да при помощи чего же они правят нами? Остается одно объяснение — при помощи нашей собственной глупости. Вот по ней-то надо бить и бить нашему искусству.
∇
Не всегда, к сожалению, мы бываем настолько находчивы в ответах, чтобы потом не ныла душа: здесь не так сказал, там сморозил.
∇
Нет, Бог, когда создавал женщину, что-то такое намудрил. Увлекся творец,увлекся. Как всякий художник, впрочем.
∇
Всю жизнь свою рассматриваю как бой в три раунда: молодость, зрелость, старость. Два из этих раундов надо выиграть. Один я уже проиграл.
∇
Нам бы про душу не забыть, нам бы чуть добрее быть, нам бы, с нашими скоростями, не забыть, что люди мы.
∇
Не должно наступать никогда то время, когда надо махнуть рукой и сказать, что тут уже ничего не сделаешь. Сделать всегда можно.
∇
«Все ценное и прекрасное на земле создал умный, талантливый, трудолюбивый человек. Никогда еще в истории человеческой ни один паразит не сделал ничего стоящего»
∇
Все гибнет: молодость, обаяние, страсти, все стареет и разрушается. Мысль не гибнет, и прекрасен человек, который несет ее через жизнь.
∇
Все время живет желание превратить литературу в спортивные состязания: кто короче? Кто длинней? Кто проще? Кто сложней? Кто смелей? А литература есть правда. Откровение.
∇
Нигде больше не видел такой ясной, простой, законченной целесообразности, как в жилище деда — крестьянина, таких естественных, правдивых, добрых, в сущности, отношений между людьми там.
∇
Одно дело жить и бороться, когда есть куда вернуться, другое дело, когда отступать некуда.
∇
И прокурор твой, и все, кто всерьез занимается экономикой, прекрасно знают, что — воруют.
∇
Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил себе пожить расслабленно, развалившись.
∇
Угнетай себя до гения.
∇
Русского человека во многом выручает сознание этого вот — есть еще куда отступать, есть где отдышаться, собраться с духом.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.
Цитаты Василия Шукшина
* * *
Вот еще из откровений: «На свете счастья нет, а есть покой и воля».
* * *
Все ценное и прекрасное на земле создал умный, талантливый, трудолюбивый человек. Никогда еще в истории человеческой ни один паразит не сделал ничего стоящего.
* * *
Добрый, добрый… Эту медаль носят через одного. Добро — это доброе дело, это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла!
* * *
Если же кто сказал слова добрые и правдивые и его не услышали — значит, он и не сказал их.
* * *
Жалеть… Нужно жалеть или не нужно жалеть — так ставят вопрос фальшивые люди. Ты еще найди силы жалеть. Слабый, но притворный выдумывает, что надо — уважать. Жалеть и значит уважать, но еще больше.
* * *
Жизнь представляется мне бесконечной студенистой массой — теплое желе, пронизанное миллиардами кровеносных переплетений, нервных прожилок… Беспрестанно вздрагивающее, пульсирующее, колыхающееся. Если художник вырвет кусок этой массы и слепит человечка, человечек будет мертв: порвутся все жилки, пуповинки, нервные окончания съежатся и увязнут. Но если погрузиться всему в эту животворную массу, — немедленно начнешь — с ней вместе — вздрагивать, пульсировать, вспучиваться и переворачиваться. И умрешь там.
* * *
За что человек не жалеет ни сил, ни средств, ни здоровья? За удовольствия. Только в молодости он готов за это здоровье отдать, в старости — отдать удовольствия за здоровье.
* * *
Истинно великих людей определяет, кроме всего прочего, еще и то, что они терпят рядом с собой инакомыслящих. Гитлер и Сталин по этой статье не проходят туда.
* * *
К тупому лицу очень идет ученая фраза: «Полное отсутствие информации».
* * *
Когда нам плохо, мы думаем: «А где-то кому-то — хорошо». Когда нам хорошо, мы редко думаем: «Где-то кому-то — плохо».
* * *
Критическое отношение к себе — вот что делает человека по-настоящему умным. Так же и в искусстве и в литературе: сознаешь свою долю честно — будет толк.
* * *
Культурный человек… Это тот, кто в состоянии сострадать. Это горький, мучительный талант.
* * *
Нам бы про душу не забыть, нам бы чуть добрее быть, нам бы, с нашими скоростями, не забыть, что люди мы.
* * *
Не наступает никогда, не должно наступать никогда то время, когда надо махнуть рукой и сказать, что тут уже ничего не сделаешь. Сделать ВСЕГДА можно.
* * *
Не помню, кто из великих сказал: на надгробиях надо писать не то, кем человек был, а кем он мог быть.
* * *
Не старость сама по себе уважается, а прожитая жизнь. Если она была.
* * *
Непонятные, дикие, странные причины побуждают людей скрывать правду… И тем-то дороже они, люди, роднее, когда не притворяются, не выдумывают себя, не уползают от правды в сторону, не изворачиваются всю жизнь. Меня такие восхищают. Радуют.
* * *
Одно дело жить и бороться, когда есть куда вернуться, другое дело, когда отступать некуда.
* * *
Нигде больше не видел такой ясной, простой, законченной целесообразности, как в жилище деда — крестьянина, таких естественных, правдивых, добрых, в сущности, отношений между людьми там.
* * *
Русского человека во многом выручает сознание этого вот — есть еще куда отступать, есть где отдышаться, собраться с духом.
* * *
Самые наблюдательные люди — дети. Потом — художники.
* * *
Смех — розовая пена на слезах жизни.
* * *
Старшее поколение делится опытом с младшим… Да, но не робостью же делиться!
* * *
Ты еще найди силы жалеть. Слабый, но притворный выдумывает, что надо — уважать. Жалеть и значит уважать, но еще больше.
* * *
Ты счастлив, когда ты смел и прав.
* * *
Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание — не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком.
* * *
Угнетай себя до гения.
* * *
Человек, который дарит, хочет испытать радость. Нельзя ни в коем случае отнимать у него эту радость.
О литературе и искусстве
Говорят, когда хотят похвалить: «Писатель знает жизнь». Господи, да кто же ее не знает! Ее все знают. Все знают, и потому различают писателей — плохих и хороших. Но только потому: талантлив и менее талантлив. Или вовсе — бездарь. А не потому, что он жизни не знает. Все знают.
* * *
Надо уважать запятую. Союз «и» умаляет то, что следует за ним. Читатель привык, что «и» только слегка усиливает то, что ему известно до союза. О запятую он спотыкается… и готов воспринимать дальнейшее с новым вниманием. «Было пасмурно и неуютно». «Было пасмурно, неуютно».
* * *
Пробовать писать должны тысячи, чтобы один стал писателем.
* * *
Я знаю, когда я пишу хорошо: когда пишу и как будто пером вытаскиваю из бумаги живые голоса людей.
* * *
Армию — не тронь, милицию не тронь, партаппарат не тронь, чиновников министерского ранга не тронь… Ну, а мужика я и сам не буду. В России — все хорошие!
* * *
В нашем обществе коммуниста-революционера победил чиновник-крючок.
* * *
Все время живет желание превратить литературу в спортивные состязания: кто короче? Кто длинней? Кто проще? Кто сложней? Кто смелей? А литература есть ПРАВДА. Откровение. И здесь абсолютно все равно — кто смелый, кто сложный, кто «эпопейный»… Есть правда — есть литература. Ремесло важно в той степени, в какой важно: начищен самовар или тусклый. Был бы чай. Был бы самовар не худой.
* * *
60 строчек журнального текста — почти часть фильма.
* * *
Все удобное мешает искусству.
* * *
…Вслушайтесь — искусство! Искусство — так сказать, чтоб тебя поняли. Молча поняли и молча же сказали «спасибо».
* * *
Говорят: писатель должен так полно познать жизнь, как губка напитывается водой. В таком случае наши классики должны были в определенную пору своей жизни кричать: «Выжимайте меня!»
* * *
Грамматические ошибки при красивом почерке — как вши в нейлоновой рубашке.
* * *
Да, литературы нет. Это ведь даже произнести страшно, а мы — живем!
* * *
Да, стоим перед лицом опасности. Но только — в военном деле вооружаемся, в искусстве, в литературе — быстро разоружаемся.
* * *
Есть правда — есть литература.
* * *
Мы не мыслители, у нас зарплата не та!
* * *
Каждый настоящий писатель, конечно же, психолог, но сам больной.
* * *
Надо, чтоб в рассказе было все понятно, и даже больше.
* * *
Правда всегда немногословна. Ложь — да.
* * *
Рассказчик всю жизнь пишет один большой роман. И оценивают его потом, когда роман дописан, а автор умер.
* * *
Самые великие слова в русской поэзии: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли… Глаголом жги сердца людей!»
* * *
Сейчас скажу красиво: хочешь быть мастером, макай свое перо в правду. Ничем другим больше не удивишь.
* * *
Сто лет с лишним тянули наши титаны лямку Русской литературы. И вдруг канат лопнул; баржу понесло назад. Сколько же сил надо теперь, чтобы остановить ее, побороть течение и наладиться тащить снова. Сколько богатырей потребуется! Хорошо еще, если баржу-то не расшибет совсем о камни.
* * *
Я ищу героя нашего времени и, кажется, нащупал его; герой нашего времени — демагог.
Об обществе
Восток и Запад: Когда у вас День, у нас — Ночь. Не забывайте только, что новый день к нам приходит раньше и раньше — ночь.
* * *
В трех случаях особенно отчетливо понимаю, что напрасно трачу время:
1. Когда стою в очереди.
2. Когда читаю чью-нибудь бездарную рукопись.
3. Когда сижу на собрании.
* * *
И прокурор твой, и все, кто всерьез занимается экономикой, прекрасно знают, что — воруют. Больше того, какой-то процент, кажется пятнадцать процентов, государственного бюджета отводится специально — под воровство. («Энергичные люди»)
* * *
Ложь, ложь, ложь… Ложь — во спасение, ложь — во искупление вины, ложь — достижение цели, ложь — карьера, благополучие, ордена, квартира… Ложь! Вся Россия покрылась ложью как коростой.
* * *
Надо совершенно спокойно — без чванства и высокомерия — сказать: у России свой путь. Путь тяжкий, трагический, но не безысходный в конце концов. Гордиться нам пока нечем.
* * *
Не нам унывать! — хрюкнула свинья, укладываясь в лужу.
* * *
Не страшна глупость правителя, ибо он всегда божественно глуп, если не знает другой радости, кроме как политиканствовать и ловчить. Страшно, что люди это терпят.
* * *
Ни ума, ни правды, ни силы настоящей, ни одной живой идеи!.. Да при помощи чего же они правят нами? Остается одно объяснение — при помощи нашей собственной глупости. Вот по ней-то надо бить и бить нашему искусству.
* * *
Попробуйте без всякого отношения пересказать любую историю — не выйдет. А выйдет без отношения, так это тоже будет отношение … какой-нибудь «равнодушный реализм».
* * *
Почему же позор тем, кто подражает? Нет, слава тем, кому подражают, — они работали на будущее.
* * *
Эпоха великого наступления мещан. И в первых рядах этой страшной армии — женщины. Это грустно, но так.
О себе
Во всех рецензиях только: «Шукшин любит своих героев… Шукшин с любовью описывает своих героев…» Да что я, идиот, что ли, всех подряд любить?! Или блаженный? Не хотят вдуматься, черти. Или — не умеют. И то и другое, наверно.
* * *
Всю жизнь свою рассматриваю как бой в три раунда: молодость, зрелость, старость. Два из этих раунда надо выиграть. Один я уже проиграл.
* * *
Глянь, сколько хороших людей кругом. Надо просто жить. Надо бы только умно жить. Я многое повидал на веку. Душа моя скорбит. Но она все помнит. Дай время, дружок, все будет хорошо.
* * *
Да, я б хотел и смеяться, и ненавидеть, и так и делаю. Но ведь и сужу-то я судом высоким, поднебесным — так называемый простой, средний, нормальный положительный человек меня не устраивает. Тошно. Скучно.
* * *
Не могу жить в деревне. Но бывать там люблю — сердце обжигает.
* * *
Никак не могу относиться к массовке равнодушно. И тяжело командовать ею — там люди. Там — вглядишься — люди! Что они делают?!! И никогда, видно, не откажусь смотреть им в глаза.
* * *
Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил себе пожить расслабленно, развалившись. Вечно напряжен и собран. И хорошо, и плохо. Хорошо — не позволил сшибить себя; плохо — начинаю дергаться, сплю с зажатыми кулаками… Это может плохо кончиться, могу треснуть от напряжения.
* * *
Свет. Солнце… И как-то он сразу вдруг вспыхнул в сознании этот квадратный желтый пожар — весна! На дворе желанная, милая весна. Летел по улице, хрустел ледком, думал черт знает о чем, не заметил, что — весна.
* * *
Те, кому я так или иначе помогаю, даже не подозревают, как они-то мне помогают.
* * *
Я — сын, я — брат, я — отец… Сердце мясом приросло к жизни. Тяжко, больно — уходить.
Цитаты из произведений
«Алеша Бесконвойный»
Вот вы там хотите, чтобы все люди жили одинаково… Два полена и то сгорают неодинаково, а вы хотите, чтоб люди прожили одинаково!
«Чудик»
Чудик поспешил сойти с крыльца… А дальше не знал, что делать. Опять ему стало больно. Когда его ненавидели, ему было очень больно. И страшно.
Казалось: ну, теперь все, зачем же жить? И хотелось куда-нибудь уйти подальше от людей, которые ненавидят его или смеются.
«Любавины»
Какой ты, такая у тебя душа.
* * *
…ему даже казалось, что с подлыми жить легче. Их ненавидеть можно — это проще. А с хорошими — трудно, стыдно как-то.
* * *
Сидели, склонившись локтями на стол, — лоб против лба, угрюмые, похожие друг на друга и не похожие. У старшего Любавина черты лица навсегда затвердели в неизменную суровую маску. Лишь глубоко в глазах можно еле заметить слабый отсвет тех чувств, какие терзали этого большого лохматого человека. У молодого — все на лице: и горе, и радость, и злость. А лицо до боли красивое — нежное и зверское. Однако при всей своей страшной матерости отец уступал сыну, сын был сильнее отца. Одно их объединяло, бесспорно: люди такой породы не гнутся, а сразу ломаются, когда их одолевает другая сила.
* * *
Что-то остается в нас от родины такое, что живет в нас всю жизнь, то радуя, то мучая, и всегда кажется, что мы ее, родину, когда-нибудь еще увидим.
* * *
Ах, какая же это глубокая, чистая, нерукотворная красота — русская песня, да еще когда ее чувствуют, понимают. Все в ней: и хитреца наша особенная — незлая, и грусть наша молчаливая, и простота наша неподдельная, и любовь наша неуклюжая, доверчивая, и сила наша — то гневная, то добрая… И терпение великое, и слабость, стойкость — все.
* * *
Он любил сидеть у окна за столиком в поезде… и смотреть на проплывающие мимо деревеньки, села, поля, леса, перелески… Есть в этом неизъяснимое наслаждение. Рождается чувство некой прочности на земле всего существующего. Особенно, когда там, откуда едешь, все осталось в хорошем состоянии — и дела, и отношения с людьми; и когда там, куда едешь, тоже должно быть все хорошо.
* * *
Жизнь представлялась теперь запутанной, сложной — нагромождение случайных обстоятельств. И судьба человеческая — тоненькая ниточка, протянутая сквозь этот хаос различных непредвиденных обстоятельств. Где уверенность, что какое-нибудь из этих грубых обстоятельств не коснется острым углом этой ниточки и не оборвет ее в самый неподходящий момент?
«Беспалый»
Свадьба — это еще не знак качества. Это — всего лишь символ, но не гарантия. Прочность семейной жизни не исчисляется количеством выпитых бутылок.
«Залетный»
Да здравствует смерть! Если мы не в состоянии постичь ее, то зато смерть позволяет понять нам, что жизнь — прекрасна.
«Верую!»
Вообще в жизни много справедливого. Вот жалеют: Есенин мало прожил. Ровно — с песню. Будь она, эта песня, длинней, она не была бы такой щемящей. Длинных песен не бывает.
«Случай в ресторане»
Увидел, человек нуждается в помощи, — бери и помогай. Не спрашивай.
«Позови меня в даль светлую»
— Гораздо дальше идут. У меня приятель был — тот все по ночам шанец искал…
— Что это?
— Шанс. Он его называл — шанец. Один раз искал-искал, и показалось же ему, что кто-то позвал с улицы, шагнул с балкона — и все, не вернулся.
— Разбился?
— Ну, с девятого этажа… Он же не голубь мира. Когда летел, успел, правда, крикнуть: «Эй, вы что?!»
«Печки-лавочки»
У нас на квартире жил один ученый — такой умница, такой башковитый, добрый тоже такой, а ширинку вечно забывал застегнуть
«Степка»
«Ермолай щурился и, попадая рубанком на сучки, по привычке ласково матерился».
«Калина красная»
Да не переживай ты за него так! Он же человеком то никогда и не был! Он был мужик. А мужиков, их знаешь, на Руси много.
* * *
Иногда я бываю фантастически богат, Люба. Жаль, что ты не встретилась мне в эту пору. Ты бы увидела, что я эти деньги вонючие вполне презираю.
* * *
Тебе бы опером работать, отец. Цены бы тебе не было. Колчаку не служил в молодые годы? Нет? В контрразведке? Только честно. Ну, а чего мы так сразу смутились? В трудные годы колоски с колхозных полей воровал? Ну-ка в глаза, в глаза, в глаза мне!
* * *
Люди напрягают все силы, люди буквально падают от напряжения, люди начинают даже напрягаться от напряжения, покрываются морщинами на крайнем севере и вынуждены вставлять себе золотые зубы… А как же иначе?! Нужно! Но в это же самое время находятся люди, которые из всех достижений человечества облюбовали себе печку! Вот как! Славно, славно!
ИСТОЧНИК: http://www.host2k.ru/quotes.html
Цитаты Шукшина
Подготовил: Дмитрий Сироткин
Представляю вам подборку цитат писателя Василия Шукшина.
В цитатах Шукшина чувствуется искреннее беспокойство за советских людей, судьбу России, ситуацию с отечественной литературой.
Цитаты сведены по темам: писательство, люди, о себе, жизненная этика, жизнь, русские и Россия, человеческие проявления, отношения, правда и ложь, власть, женщины и мужчины, умный человек, интеллигентный человек, мещане, душа.
О писательстве
Каждый настоящий писатель, конечно же, психолог, но сам больной.
Все удобное мешает искусству.
Пробовать писать должны тысячи, чтобы один стал писателем.
Угнетай себя до гения.
Сейчас скажу красиво: хочешь быть мастером, макай свое перо в правду. Ничем другим больше не удивишь.
Надо, чтоб в рассказе было все понятно, и даже больше.
Сто лет с лишним тянули наши титаны лямку Русской литературы. И вдруг канат лопнул; баржу понесло назад. Сколько же сил надо теперь, чтобы остановить ее, побороть течение и наладиться тащить снова. Сколько богатырей потребуется! Хорошо еще, если баржу-то не расшибет совсем о камни.
Говорят: писатель должен так полно познать жизнь, как губка напитывается водой. В таком случае наши классики должны были в определенную пору своей жизни кричать: «Выжимайте меня!»
Я знаю, когда я пишу хорошо: когда пишу и как будто пером вытаскиваю из бумаги живые голоса людей.
Вслушайтесь — искусство! Искусство — так сказать, чтоб тебя поняли. Молча поняли и молча же сказали «спасибо».
Да, стоим перед лицом опасности. Но только — в военном деле вооружаемся, в искусстве, в литературе — быстро разоружаемся.
Грамматические ошибки при красивом почерке — как вши в нейлоновой рубашке.
Рассказчик всю жизнь пишет один большой роман. И оценивают его потом, когда роман дописан, а автор умер.
О людях
За что человек не жалеет ни сил, ни средств, ни здоровья? За удовольствия. Только в молодости он готов за это здоровье отдать, в старости — отдать удовольствия за здоровье.
Человек – полный идиот. Утром встаёт – ворчит, ложится спать – ворчит. Вечно всем недоволен, хрюкает, ненавидит всех. Говорят – характер.
У него дорог много, и все — весёлые.
Сильный в этом мире узнает всё: позор, и муки, и суд над собой, и радость врагов.
Никогда еще в истории человеческой ни один паразит не сделал ничего стоящего.
Даже самый необыкновенный человек интересен именно тем, что он — обыкновенен.
С подлыми жить легче. Их ненавидеть можно – это проще. А с хорошими – трудно, стыдно как-то.
Нам бы про душу не забыть, нам бы чуть добрее быть, нам бы, с нашими скоростями, не забыть, что люди мы.
Вот вы там хотите, чтобы все люди жили одинаково… Два полена и то сгорают неодинаково, а вы хотите, чтобы люди прожили одинаково!
О себе
Всю жизнь свою рассматриваю как бой в три раунда: молодость, зрелость, старость. Два из этих раундов надо выиграть. Один я уже проиграл.
Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил себе пожить расслабленно, развалившись. Вечно напряжен и собран. И хорошо, и плохо. Хорошо — не позволил сшибить себя; плохо — начинаю дергаться, сплю с зажатыми кулаками… Это может плохо кончиться, могу треснуть от напряжения.
Да, я б хотел и смеяться, и ненавидеть, и так и делаю. Но ведь и сужу-то я судом высоким, поднебесным — так называемый простой, средний, нормальный положительный человек меня не устраивает. Тошно. Скучно.
Не могу жить в деревне. Но бывать там люблю — сердце обжигает.
И тут меня стукнула идея. Как только я выпиваю лишнего, меня начинают стукать разные идеи. Иной раз с похмелья все тело болит.
Глянь, сколько хороших людей кругом. Надо просто жить. Надо бы только умно жить. Я многое повидал на веку. Душа моя скорбит. Но она все помнит. Дай время, дружок, все будет хорошо.
Я — сын, я — брат, я — отец… Сердце мясом приросло к жизни. Тяжко, больно — уходить.
О жизненной этике
Не должно наступать никогда то время, когда надо махнуть рукой и сказать, что тут уже ничего не сделаешь. Сделать всегда можно.
Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание — не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком.
Увидел, человек нуждается в помощи, — бери и помогай. Не спрашивай.
Не нам унывать! — хрюкнула свинья, укладываясь в лужу.
Не поворачивайся к людям спиной — укусят.
Не стыдно быть бедным, стыдно быть дешёвым!
Почему же позор тем, кто подражает? Нет, слава тем, кому подражают, — они работали на будущее.
Мы не мыслители, у нас зарплата не та!
О жизни
Не старость сама по себе уважается, а прожитая жизнь. Если она была.
Вообще в жизни много справедливого. Вот жалеют: Есенин мало прожил. Ровно – с песню. Будь она, эта песня, длинней, она не была бы такой щемящей. Длинных песен не бывает.
Нигде больше не видел такой ясной, простой, законченной целесообразности, как в жилище деда — крестьянина, таких естественных, правдивых, добрых, в сущности, отношений между людьми там.
Да здравствует смерть! Если мы не в состоянии постичь ее, то зато смерть позволяет понять нам, что жизнь — прекрасна.
Я ищу героя нашего времени и, кажется, нащупал его; герой нашего времени — демагог.
Вот так живёшь — сорок пять лет уже — всё думаешь: ничего, когда-нибудь буду жить хорошо, легко. А время идёт… И так и подойдёшь к этой самой ямке, в которую надо ложиться, — а всю жизнь чего-то ждал. Спрашивается, чего надо было ждать, а не делать такие радости, какие можно делать?
О русских и России
Русского человека во многом выручает сознание этого вот — есть еще куда отступать, есть где отдышаться, собраться с духом.
Надо совершенно спокойно — без чванства и высокомерия — сказать: у России свой путь. Путь тяжкий, трагический, но не безысходный в конце концов. Гордиться нам пока нечем.
Старшее поколение делится опытом с младшим… Да, но не робостью же делиться!
В нашем обществе коммуниста-революционера победил чиновник-крючок.
Армию — не тронь, милицию не тронь, партаппарат не тронь, чиновников министерского ранга не тронь… Ну, а мужика я и сам не буду. В России — все хорошие!
Что-то остается в нас от родины такое, что живет в нас всю жизнь, то радуя, то мучая, и всегда кажется, что мы ее, родину, когда-нибудь еще увидим.
О человеческих проявлениях
Характер куда денешь? Его не скроешь…
Когда нам плохо, мы думаем: «А где-то кому-то – хорошо». Когда нам хорошо, мы редко думаем: «Где-то кому-то – плохо».
Самые наблюдательные люди — дети. Потом — художники.
Истинно великих людей определяет, кроме всего прочего, ещё и то, что они терпят рядом с собой инакомыслящих. Гитлер и Сталин по этой статье не проходят туда.
К тупому лицу очень идет ученая фраза: «Полное отсутствие информации».
Если у тебя получилось обмануть человека, это не значит, что он дурак, это значит, что тебе доверяли больше, чем ты этого заслуживаешь.
Об отношениях
Человек, который дарит, хочет испытать радость. Нельзя ни в коем случае отнимать у него эту радость.
Нужно жалеть или не нужно жалеть — так ставят вопрос фальшивые люди.
Те, кому я так или иначе помогаю, даже не подозревают, как они-то помогают мне.
А загадочных сперва уважают, а потом уже любят или презирают, смотря по тому, чем обернётся эта загадочность.
Он по-особенному умел говорить главное: негромко, как бы между прочим. И потому, может быть, это, сказанное тихо, искренне, входило в душу, оставалось в памяти.
Раз молчит, значит не хочет говорить об этом, значит, зачем же бередить душу расспросами.
О правде и лжи
Правда всегда немногословна. Ложь — да.
Нравственность есть Правда. Не просто правда, а — Правда. Ибо это мужество, честность, это значит — жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что народ всегда знает Правду.
Ложь, ложь, ложь… Ложь — во спасение, ложь — во искупление вины, ложь — достижение цели, ложь — карьера, благополучие, ордена, квартира… Ложь! Вся Россия покрылась ложью как коростой.
О властях
Ни ума, ни правды, ни силы настоящей, ни одной живой идеи. Да при помощи чего же они правят нами? Остается одно объяснение — при помощи нашей собственной глупости. Вот по ней-то надо бить и бить нашему искусству.
Не страшна глупость правителя, ибо он всегда божественно глуп, если не знает другой радости, кроме как политиканствовать и ловчить. Страшно, что люди это терпят.
В дурачке, который ходит у нас по улице, больше времени — эпохи, чем в каком-нибудь министре.
О женщинах и мужчинах
Нет, Бог, когда создавал женщину, что-то такое намудрил. Увлекся творец, увлекся. Как всякий художник, впрочем.
Да не переживай ты за него так! Он же человеком то никогда и не был! Он был мужик. А мужиков, их знаешь, на Руси много.
Свадьба — это еще не знак качества. Это — всего лишь символ, но не гарантия. Прочность семейной жизни не исчисляется количеством выпитых бутылок.
Об умном человеке
Критическое отношение к себе — вот что делает человека по-настоящему умным. Так же и в искусстве, и в литературе: сознаешь свою долю честно — будет толк.
В жизни — с возрастом — начинаешь понимать силу человека, постоянного думающего. Это огромная сила, покоряющая. Все гибнет: молодость, обаяние, страсти — все стареет и разрушается. Мысль не гибнет и прекрасен человек, который несет ее через жизнь.
Все ценное и прекрасное на земле создал умный, талантливый, трудолюбивый человек.
Об интеллигентном человеке
Культурный человек… Это тот, кто в состоянии сострадать. Это горький, мучительный талант.
Явление — интеллигентный человек — редкое. Это — неспокойная совесть, ум, полное отсутствие голоса, когда требуется — для созвучия — «подпеть» могучему басу сильного мира сего, горький разлад с самим собой из-за проклятого вопроса «что есть правда?», гордость… И — сострадание судьбе народа. Неизбежное, мучительное. Если всё это в одном человеке — он интеллигент. Но и это не всё. Интеллигент знает, что интеллигентность — не самоцель.
О мещанах
Эпоха великого наступления мещан. И в первых рядах этой страшной армии — женщины. Это грустно, но так.
Народ для разврата собрался.
О душе
Какой ты, такая у тебя душа.
Шаркнем по душе.
О разном
Смех — розовая пена на слезах жизни.
Ты счастлив, когда ты смел и прав.
Что касается мечты… Я не отвергаю мечты, но верую я всё же в труд. Мечта мечтой, а когда мастер берётся за дело, когда руки его знают и умеют сделать точно, красиво, умно — это подороже всякой мечты. И ещё: я не доверяю красивым словам. Мечта — слишком красивое слово. Слов красивых люди наговорили много, надо дел тоже красивых наделать столько же, и хорошо бы побольше.
Так получилось, что Шукшин оказался в сложных отношениях и с советским официозом, и со столичной интеллигенцией. Нелегкий характер. Стремление к справедливости. Прожил всего 45 лет. К сожалению, по-своему типичная для советского времени история.
Цитаты про Шукшина
- Л.Н. Федосеева-Шукшина: Особинка Шукшина? Он самородок. В нем все от господа Бога и ничего от высшего образования. Он корневой человек, а жизнь-то вся начинается от корней, вот в нем эти корни русской земли сидели очень прочно. Он не был классиком в литературном понимании этого слова. Классики — это Толстой, Гоголь, Достоевский. А Шукшин — продолжение своей земли, своей деревни, часть народа.
- В.П. Астафьев: Его изображали таким мужичком… Так вот, за столом передо мной сидел интеллигент, не только в манерах своих, в способах общения, но и по облику… Очень утонченное лицо… Он говорил немного, но был как-то активно общителен…
- С.Ф. Бондарчук: Его коренной чертой было первородство, которое необычайно редко встречается.
- С.А. Любшин: Если существует эталон искренности, то это Шукшин. Искренним людям очень тяжело на свете живется. Это рациональным натурам легко, а он если кого-то любил, то уж сомневаться не приходилось, а кого не любил…
Далее вы можете перейти к другим подборкам цитат:
Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже.
Комментарии также всячески приветствуются!
15 цитат Василия Шукшина, с которыми приходится согласиться
87 лет назад, 25 июля 1925 года, родился Василий Макарович Шукшин – режиссёр, актёр, сценарист, который в каждом своём фильме, в каждой роли говорил о людях, раскрывал сущность человеческой души.
***
С подлыми жить легче. Их ненавидеть можно – это проще. А с хорошими – трудно, стыдно как-то.
***
Человек – полный идиот. Утром встаёт – ворчит, ложится спать – ворчит. Вечно всем недоволен, хрюкает, ненавидит всех. Говорят – характер.
***
Не старость сама по себе уважается, а прожитая жизнь. Если она была.
***
Вот так живёшь — сорок пять лет уже — всё думаешь: ничего, когда-нибудь буду жить хорошо, легко. А время идёт… И так и подойдёшь к этой самой ямке, в которую надо ложиться, — а всю жизнь чего-то ждал. Спрашивается, чего надо было ждать, а не делать такие радости, какие можно делать?
***
Когда нам плохо, мы думаем: «А где-то кому-то – хорошо». Когда нам хорошо, мы редко думаем: «Где-то кому-то – плохо».
***
Эпоха великого наступления мещан. И в первых рядах этой страшной армии — женщины. Это грустно, но так.
***
Вообще в жизни много справедливого. Вот жалеют: Есенин мало прожил. Ровно – с песню. Будь она, эта песня, длинней, она не была бы такой щемящей. Длинных песен не бывает.
***
Не стыдно быть бедным, стыдно быть дешёвым!
***
Ложь, ложь, ложь… Ложь — во спасение, ложь — во искупление вины, ложь — достижение цели, ложь — карьера, благополучие, ордена, квартира… Ложь! Вся Россия покрылась ложью как коростой.
***
Сильный в этом мире узнает всё: позор, и муки, и суд над собой, и радость врагов.
***
Вот вы там хотите, чтобы все люди жили одинаково… Два полена и то сгорают неодинаково, а вы хотите, чтобы люди прожили одинаково!
***
Я ищу героя нашего времени и, кажется, нащупал его; герой нашего времени — демагог.
***
Ни ума, ни правды, ни силы настоящей, ни одной живой идеи. Да при помощи чего же они правят нами? Остается одно объяснение — при помощи нашей собственной глупости. Вот по ней-то надо бить и бить нашему искусству.
***
Каждый настоящий писатель, конечно же, психолог, но сам больной.
***
Рассказчик всю жизнь пишет один большой роман. И оценивают его потом, когда роман дописан, а автор умер.
Шукшин В.М.. Мысли, высказывания и цитаты великих людей. ~ Beesona.Ru
Главная ~ Литература ~ Афоризмы ~ Поиск по авторам ~ Шукшин В.М.Василий Макарович Шукшин — родился 25 июля 1929 года, село Сростки, Сростинский район, Бийский округ, Сибирский край. Советский писатель, кинорежиссёр, актёр, сценарист. Снимался в фильмах — «Они сражались за Родину», «Калина красная», «Печки-лавочки», «У озера», «Когда деревья были большими», «Простая история» и др. Режиссёр фильмов — «Живёт такой парень», «Ваш сын и брат», «Странные люди», «Калина красная» и др. Автор романов — «Любавины», «Я пришёл дать вам волю»; пьес — «Точка зрения», «Энергичные люди», «А поутру они проснулись»; более 50 рассказов. Умер 2 октября 1974 года, станица Клетская, Волгоградская область.
Ни ума, ни правды, ни силы настоящей, ни одной живой идеи. Да при помощи чего же они правят нами? Остается одно объяснение — при помощи нашей собственной глупости. Вот по ней-то надо бить и бить нашему искусству.
Автор: Шукшин В.М.
Нигде больше не видел такой ясной, простой, законченной целесообразности, как в жилище деда — крестьянина, таких естественных, правдивых, добрых, в сущности, отношений между людьми там.
Автор: Шукшин В.М.
Уверуй,что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание- не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком.
Автор: Шукшин В.М.
Все время живет желание превратить литературу в спортивные состязания: кто короче? Кто длинней? Кто проще? Кто сложней? Кто смелей? А литература есть правда. Откровение.
Автор: Шукшин В.М.
В трех случаях особенно отчетливо понимаю, что напрасно трачу время: когда стою в очереди, когда читаю чью-нибудь бездарную рукопись, когда сижу на собрании.
Автор: Шукшин В.М.
Армию — не тронь, милицию не тронь, партаппарат не тронь, чиновников министерского ранга не тронь. Ну, а мужика я и сам не буду. В России — все хорошие.
Автор: Шукшин В.М.
Всю жизнь свою рассматриваю как бой в три раунда: молодость, зрелость, старость. Два из этих раунда надо выиграть. Один я уже проиграл.
Автор: Шукшин В.М.
Все гибнет: молодость, обаяние, страсти, все стареет и разрушается. Мысль не гибнет, и прекрасен человек, который несет ее через жизнь.
Автор: Шукшин В.М.
Не должно наступать никогда то время, когда надо махнуть рукой и сказать, что тут уже ничего не сделаешь. Сделать всегда можно.
Автор: Шукшин В.М.
Русского человека во многом выручает сознание этого вот — есть еще куда отступать, есть где отдышаться, собраться с духом.
Автор: Шукшин В.М.
Когда нам плохо, мы думаем: «А где-то кому-то — хорошо». Когда нам хорошо, мы редко думаем: «Где-то кому-то — плохо».
Автор: Шукшин В.М.
Истинно великих людей определяет, кроме всего прочего, еще и то, что они терпят рядом с собой инакомыслящих.
Автор: Шукшин В.М.
Нам бы про душу не забыть, нам бы чуть добрее быть, нам бы, с нашими скоростями, не забыть, что люди мы.
Автор: Шукшин В.М.
Эпоха великого наступления мещан. И в первых рядах этой страшной армии — женщины. Это грустно, но так.
Автор: Шукшин В.М.
Человек, который дарит, хочет испытать радость. Нельзя ни в коем случае отнимать у него эту радость.
Автор: Шукшин В.М.
Почему же позор тем, кто подражает? Нет, слава тем, кому подражают, — они работали на будущее.
Автор: Шукшин В.М.
В дурачке, который ходит у нас по улице, больше времени — эпохи, чем в каком-нибудь министре.
Автор: Шукшин В.М.
Добро – это доброе дело, это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла.
Автор: Шукшин В.М.
Одно дело жить и бороться, когда есть куда вернуться, другое дело, когда отступать некуда.
Автор: Шукшин В.М.
Если же кто сказал слова добрые и правдивые и его не услышали — значит, он и не сказал их.
Автор: Шукшин В.М.
И прокурор твой, и все, кто всерьез занимается экономикой, прекрасно знают, что — воруют.
Автор: Шукшин В.М.
Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил себе пожить расслабленно, развалившись.
Автор: Шукшин В.М.
Я ищу героя нашего времени и, кажется, нащупал его; герой нашего времени — демагог.
Автор: Шукшин В.М.
Грамматические ошибки при красивом почерке — как вши в нейлоновой рубашке.
Автор: Шукшин В.М.
Критическое отношение к себе — вот что делает человека по-настоящему умным.
Автор: Шукшин В.М.
Нужно жалеть или не нужно жалеть — так ставят вопрос фальшивые люди.
Автор: Шукшин В.М.
Да, литературы нет. Это ведь даже произнести страшно, а мы — живем.
Автор: Шукшин В.М.
Каждый настоящий писатель, конечно же, психолог, но сам больной.
Автор: Шукшин В.М.
Самые наблюдательные люди — дети. Потом — художники.
Автор: Шукшин В.М.
Надо, чтоб в рассказе было все понятно, и даже больше.
Автор: Шукшин В.М.
Василий Макарович Шукшин — Викицитатник
Василий Макарович Шукшин (25 июля 1929 — 2 октября 1974) — русский советский писатель, кинорежиссёр, актёр, сценарист.
В дурачке, который ходит у нас по улице, больше времени — эпохи, чем в каком-нибудь министре. |
Всё никак не могу выбрать время — когда я имею право загулять? Всё не имею. |
Истинно великих людей определяет, кроме всего прочего, ещё и то, что они терпят рядом с собой инакомыслящих. Гитлер и Сталин по этой статье не проходят туда. |
Критическое отношение к себе — вот что делает человека по-настоящему умным. Так же и в искусстве и в литературе: сознаешь свою долю честно — будет толк. |
Культурный человек… Это тот, кто в состоянии сострадать. Это горький, мучительный талант. |
Не могу жить в деревне. Но бывать там люблю — сердце обжигает. |
Не помню, кто из великих сказал: на надгробиях надо писать не то, кем человек был, а кем он мог быть. |
Не старость сама по себе уважается, а прожитая жизнь. Если она была. |
Ничего, болезнь не так уж и страшит: какое-то время можно будет ещё идти на карачках. |
Патриарх литературы русской — Лев Толстой. Это — Казбек или что там? — самое высокое. В общем, отец. Пушкин — сын, Лермонтов — внучек, Белинский, Некрасов, Добролюбов, Чернышевский — племянники. Есенин — незаконнорожденный сын. Все, что дальше, — воришки, которые залезли в графский сад за яблоками. Их поймали, высекли, и они стали петь в хоре — на клиросе. |
Пробовать писать должны тысячи, чтобы один стал писателем. |
Самые наблюдательные люди — дети. Потом — художники. |
Я воинственно берегу свою нежность. А как больше? |
Я, как пахарь, прилаживаюсь к своему столу, закуриваю — начинаю работать. Это прекрасно. |
Я — сын, я — брат, я — отец… Сердце мясом приросло к жизни. Тяжко, больно — уходить. |
Цитаты из произведений[править]
Мужчина вздохнул всей грудью… Отбежал в сторону, сорвал несколько пыльных тёплых цветков, догнал телегу, подал цветы женщине. Та приняла их с благодарной улыбкой. | |
— «Кукушкины слёзки», 1968 |
- Шукшин В. Позови меня в даль светлую. — М.: Эксмо, 2003. — 672 с. — (Красная книга русской прозы). — 5000 экз. — ISBN 5-699-03224-X
- ↑ Василий Шукшин. Собрание сочинений в 3 томах. Т. 1. М.: Вагриус, 2003 г.
Василий Шукшин, цитаты. Высказывания и афоризмы Василия Шукшина.
Высказывания, афоризмы и цитаты Василия Шукшина.
Василий Шукшин (25 июля 1929 — 2 октября 1974) русский актёр, писатель, режиссёр, сценарист
Показано 1-18 из 31
Каждый настоящий писатель, конечно же, психолог, но сам больной.
Раз молчит, значит не хочет говорить об этом, значит, зачем же бередить душу расспросами.
Смех — розовая пена на слезах жизни.
Нет, Бог, когда создавал женщину, что-то такое намудрил. Увлекся творец, увлекся. Как всякий художник, впрочем.
На надгробиях надо писать не то, кем человек был, а кем он мог быть.
Жалеть… Нужно жалеть или не нужно жалеть — так ставят вопрос фальшивые люди. Ты еще найди силы жалеть. Слабый, но притворный выдумывает, что надо уважать. Жалеть и значит уважать, но еще больше.
Патриарх литературы русской — Лев Толстой. Это — Казбек или что там? — самое высокое. В общем, отец. Пушкин — сын, Лермонтов — внучек, Белинский, Некрасов, Добролюбов, Чернышевский — племянники. Есенин — незаконнорожденный сын. Все, что дальше, — воришки, которые залезли в графский сад за яблоками. Их поймали, высекли, и они стали петь в хоре — на клиросе.
Самые наблюдательные люди — дети. Потом — художники.
Правда всегда немногословна. Ложь — да.
Хочешь быть мастером, макай своё перо в правду. Ничем другим больше не удивишь.
Не должно наступать никогда то время, когда надо махнуть рукой и сказать, что тут уже ничего не сделаешь. Сделать всегда можно.
Ложь, ложь, ложь… Ложь — во спасение, ложь — во искупление вины, ложь — достижение цели, ложь — карьера, благополучие, ордена, квартира… Ложь! Вся Россия покрылась ложью как коростой.
Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами.
Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание — не отдавай всего этого за понюх табаку.
Мы умели жить. Помни это. Будь человеком.
Всю жизнь свою рассматриваю как бой в три раунда: молодость, зрелость, старость. Два из этих раунда надо выиграть. Один я уже проиграл.
Добро — это доброе дело, это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла.
Одно дело жить и бороться, когда есть куда вернуться, другое дело, когда отступать некуда.
Не всегда, к сожалению, мы бываем настолько находчивы в ответах, чтобы потом не ныла душа: здесь не так сказал, там сморозил.
Он по-особенному умел говорить главное: негромко, как бы между прочим. И потому, может быть, это, сказанное тихо, искренне, входило в душу, оставалось в памяти.