Символ сфинкс: Página no encontrada — Decorar con Arte

Символизм Сфинкса

Различные виды сфинксов известны с древнейших времен. Великий Сфинкс, расположенный в Гизе на западном берегу Нила, — самая старая из сохранившихся на земле монументальных скульптур. Как этот, так и другие египетские сфинксы имеют тело льва. Наиболее распространенными являются «андросфинксы», лица которых сделаны человеческими. Они часто изображали конкретных фараонов, в честь которых возводились. Наряду с ними в древнем Египте можно встретить «иеракосфинкса» с головой сокола (в честь бога Гора, обычно изображаемого с соколиной головой), а также «криосфинкса» с головой барана (в честь бога Амона).

Традиционная версия приписывает создание Великого Сфинкса фараону из IV династии — Хафре (в греческом произношении Хефрену), который правил Египтом около 24 лет в 26-м веке до н. э. Впрочем, единства среди историков по этому вопросу нет — некоторые считают, что это массивное сооружение было создано еще в додинастический период (4-е тысячелетие до н. э.), а наиболее фантастические теории отводят ему более десяти тысяч лет.

В древних восточных цивилизациях лев, как правило, всегда означал власть Солнца или кого-то из солнечных богов. Само имя фараона Хафра несет в себе имя солнечного бога Ра и означает «подобный Солнцу» или «воплощающий в себе Солнце». Возможно, для древнего человека сама морда льва, окруженная пышной гривой, чем-то напоминала солнечный диск, испускающий во все стороны от себя золотистые лучи. Как бы то ни было, солнечный символизм льва имеет глубочайшие корни и сохраняется до нашего времени — например, в астрологии, где зодиакальный знак Льва считается «обителью» Солнца (т. е. когда Солнце находится в этом знаке, его астрологическое влияние усиливается и, как правило, приобретает более благотворный характер).

Однако, само слово «сфинкс» — не египетского, а греческого происхождения. Как назывались существа с львиным телом и человеческой головой в Древнем Египте, с достоверностью сказать невозможно. По-видимому, греки, которые с большим интересом изучали египетскую цивилизацию, переняли идею сфинкса в свою собственную мифологию, параллельно углубив и развив этот образ. Косвенно об этом может свидетельствовать и тот факт, что согласно греческой легенде сфинкс терроризировал жителей города Фивы в Беотии. Отметим, что город с таким же названием существовал и в Египте и долгое время был столицей этого древнего государства.

Слово «сфинкс» означает «душительница». Оно связано с легендой об Эдипе, который освободил фиванцев от этого грозного проклятия. Богиня Гера наслала сфинкса в наказание за преступление царя Лая. Сфинкс задавал загадки и убивал всех, кто не мог их отгадать. Главная его загадка звучала так: «Кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Ответом на это служит слово «человек». На вульгарном уровне это объясняют так: «утро» означает младенчество, когда ребенок еще не научился ходить, но ползает на четвереньках; «день» — зрелый возраст, когда человек ходит на двух ногах; «вечер» — старость, когда он опирается на трость (третья «нога»). Впрочем, как мы увидим далее, существует и более глубокое понимание ответа на эту загадку.

В отличие от своего египетского аналога, греческий сфинкс изображается с крыльями. Обычно его описывают как синтетическое существо, несущее в себе части четырех животных. Он имеет львиное тело и лапы, бычий хвост, орлиные крылья и человеческую голову (в других вариантах тело у него бычье, а львиные — только лапы).

В дальнейшем для философов-герметиков такой сфинкс обозначал синтез четырех священных животных из видения пророка Ихезкеля (в христианской традиции — Иезекииля). Трактаты, приписываемые легендарному мудрецу древности — Гермесу Трисмегисту, стали широко известны в Европе в эпоху Ренессанса. Ими занимались философы, алхимики и каббалисты. Алхимия видела в символах различных животных определенные силы природы, влияющие на материальный мир. Они также соответствовали душевным качествам людей — их добродетелям и порокам.

У самого Ихезкеля мы читаем следующее (глава 1, 4-10): «И увидел я: вот бурный ветер пришел с севера, облако огромное и огонь пылающий, и сияние вокруг него… И внутри него — подобие четырех живых существ… И четыре лица у каждого, и четыре крыла у каждого из них… И образ лиц их — лицо человека, и лицо льва — справа у четырех, и лицо быка — слева у четырех, и лицо орла у четырех».

Комментаторы обычно объясняют это видение так, что каждое из четырех живых существ обладало всеми четырьмя лицами, совмещая в себе льва, быка, орла и человека. На символическом уровне они представляли то же, что и греческий сфинкс — синтез четырех духовных сил. Эти же силы представлены и в Новом Завете, в Откровении Иоанна (глава 4, 2-7): «И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий… И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, второе животное подобно тельцу, третье животное имело лицо, как человек, а четвертое животное подобно орлу летящему».

Почему древние приписывали такое огромное значение именно этим четырем существам? Важность человеческого образа или лица вполне очевидна — мы сами, будучи людьми, ассоциируем и изображаем духовное по аналогии с самими собой. Но что делает человек в компании двух зверей и птицы? Возможно, отчасти свет на это прольет взгляд в астрологию.

Знаки Зодиака были известны с древнейших времен. Когда-то они соответствовали созвездиям, которые получили свои имена по героям мифов и легенд (в дальнейшем в результате прецессии знаки Зодиака и одноименные созвездия разошлись). Если посмотреть на зодиакальный круг, мы обнаружим на нем знаки Тельца, Льва, Скорпиона и Водолея, образующие между собой крест. Это так называемый «фиксированный» крест у астрологов (который существует наряду с «кардинальным» и «мутабельным» крестами).

Здесь мы видим знак Тельца в северо-восточной части эклиптики и знак Льва — в северо-западной. Водолей очевидным образом представляет собой человека и занимает юго-восточную сторону. Остается Скорпион на юго-западе. Казалось бы, он здесь совершенно лишний — в образе сфинкса ничто ему не соответствует. Однако, не будем спешить. Если внимательнее изучить карту звездного неба, мы обнаружим созвездие Орла недалеко от Скорпиона. Можно предположить, что у народов древности Орел когда-то играл ту роль, которая позже перешла к Скорпиону. Это созвездие могло служить четвертым углом фиксированного креста для астрологов.

Традиционно эти же знаки Зодиака связываются с силами четырех элементов, или стихий. Лев представляет огонь (и потому он хорошо служит символом Солнца — источника света и тепла для нашей планеты), а Телец — землю. Образ Водолея у любого читателя с первого раза легко ассоциируется с водой, тогда как Орел, будучи летающим существом, должен обозначать воздух. Однако, в астрологии они меняются местами: Водолей соответствует воздуху, а Орел (точнее Скорпион) — воде. Это связано с общим правилом в порядке следования знаков Зодиака, в которое мы здесь не будем вдаваться.

А раз уж речь зашла о четырех элементах, неудивительно, что и человеческие душевные качества подчиняются той же схеме. Огню (и льву) соответствуют холерики, воздуху (и человеку) — сангвиники, воде (и орлу) — флегматики, а земле (и тельцу) — меланхолики. Такую классификацию можно встретить еще у античных авторов. И хотя она довольно упрощенная и не в силах отразить все хитросплетения человеческой души, ее до сих пор используют в психологии.

Все это и многое другое означал сфинкс для философа, заглядывающего под внешний покров и стремящегося глубже постичь его тайны. В оккультизме с каждым из четырех животных связываются определенные достоинства или добродетели, которые должен был взрастить в себе адепт, идущий по пути Магии. «Тот, кто стремится стать мудрецом и узнать великую загадку природы, должен сделаться наследником сфинкса и ограбить его: он должен иметь его человеческую голову, чтобы владеть словом; орлиные крылья, чтобы завоевывать высоты; бока быка, чтобы обрабатывать глубины; львиные когти, чтобы расчищать себе место направо и налево», — писал Элифас Леви в 19-м веке в своей книге «Учение и ритуал высшей магии».

Наконец, и сама загадка сфинкса вместе с ответом на нее с эзотерической точки зрения несет в себе гораздо большую глубину. Она отражает процесс, лежащий в основе творения. Еврейский каббалист увидит в ней последовательность миров — Акудим, Некудим и Брудим (сами термины заимствованы из книги Берешит 31:10), о которых говорит его учение. Для пифагорейца это будет переход между кватернером, бинером и тернером. Каждый выразит это своими словами, но суть в том, что начальный этап творения привел к устойчивому и чистому состоянию — число 4 (в эзотерике — символ устойчивости, прочности). В дальнейшем в творении раскрываются корни зла, что приводит к кризису — число 2 (символ противоборства двух сторон). Наконец, кризис разрешается числом 3, которое примиряет в себе враждующие силы, возвращая их к единству.

И человек на своем пути проходит такую же историю. Каббала показывает это на примере первого человека — Адама. Четверка — это Адам до греха, живущий в раю. Это его символическое младенчество, или утро. Двойка — Адам в грехопадении, борющийся за свое выживание и «в поте лица» добывающий себе хлеб. Это зрелый возраст, или день. Наконец, пройдя через горнило страданий и исправив себя служением Богу, является Адам восстановленный — вернувшийся к своей первоначальной божественной славе. Это число 3 — вечер, или последний этап жизненного цикла. Неудивительно, что ответом на загадку сфинкса было это таинственное и великое слово — «Человек»!

Сфинкс (символ). История и значение в разных культурах

Сфинксом называется фантастическое существо, сочетающее в себе животные и человеческие черты. Родиной этого необычного создания является Древний Египет, откуда оно затем широко распространилось по античному миру. Египетский андросфинкс ассоциировался с властью, мудростью, тайной, правдой и единением. Являясь солнечным символом, сфинкс часто олицетворял богов Ра и Гора, Повелителя двух горизонтов, который символизировал восход и закат солнца, перерождение и воскресение.

Древнегреческая мраморная статуя сфинкса из Коринфа

В мифах Древней Греции это существо представляло чудовищное порождение Тифона и Ехидны с головой и грудью женщины, туловищем льва и крыльями птицы. Данный символ возник под влиянием образа малоазийской крылатой полудевы-полульвицы. Кроме наиболее известного греческого мифа о царе Эдипе, до наших дней дошло свидетельство о сатировской драме Эсхила «Сфинкс», в которой этому существу пришлось отгадывать заданную Силеном загадку: «Что находится у меня в руке, спрятанной за спиной, — живое существо или мертвое?» Сам философ прятал в ладони маленькую птицу, которой мог быстро свернуть шею, поэтому Сфинкс не могла дать верный ответ и признала свое поражение.

Ассирийцы представляли это существо несколько отлично от египтян и греков, порой изображая его с частями тела не только льва, человека и птицы, но и быка, а иногда и с пятью ногами вместо четырех. Финикийцы и сирийцы связывали сфинкса с духом ламассу, сделав его символом охранников дворцов и храмов. Поэтому в образе этого мифического существа слились людские и животные черты.

Эмблема женской масонской ложи «Дочь Нила»

Эмблема масонской ложи «Хранитель гробницы»

Сфинкс часто олицетворяет единение ума и тела, а также в случае, когда он состоит из четырех существ (включая человека), является символом четырех элементов: земли, ветра, огня и воды. Сфинкс с множеством грудей друиды считали покровителем плодородия и материнства. Это существо считают также прообразом херувима, так как первоначальная символика последнего, выраженная в видении пророка Иезекииля, в точности такая же, что и у его языческого предка.

Сфинкс, состоящий из головы и груди человека, а также частей тел быка и орла, стал символом четырех зверей Апокалипсиса. Данное существо также являлось олицетворением четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также четырех царей животных: льва (царя джунглей), орла (царя воздуха), быка (царя домашних животных) и человека — венца творения. Согласно Святому Иеремии, сфинкс был символом и четырех ипостасей Христа: воплощения (человек), страстей (бык), воскресения (лев) и вознесения (орел). Мотив «загадочного сфинкса» был широко распространен в маньеризме и барокко.

Такие разные сфинксы

Сфинксы с головой человека (андросфинкс), ястреба (гиеракосфинкс) и барана (криосфинкс) встречаются также в культурах ассирийцев, персов и финикийцев, олицетворяя собой солярные божества. Все животные, части тел которых заимствованы этими фантастическими существами, также символизировали стороны света в индоевропейских культах, посвященных солнцу.

Гиеракосфинкс

Криосфинкс

Греческий женский андросфинкс

Великий сфинкс

Древние египтяне ставили сфинксов на входе в святилища. Считалось, что они являются властелинами тайн, храня секреты и предупреждая входящих, что те не должны раскрывать их непосвященным. Самый известный египетский сфинкс находится в Гизе, представляя собой фараона Хефрена с львиным туловищем. Этот образ символизирует непобедимость правителя. Точно так изображены и некоторые другие древнеегипетские цари, например Сесострис Ши Аменхотеп III. Образ столь могущественного зверя символизировал также божественную силу и мудрость, которую фараон использовал, чтобы защищать страну и править своим народом.

Сфинкс в Гизе

Фиванский сфинкс

Наиболее известным греческим мифом, в котором упоминается Сфинкс, является предание о царе Эдипе. Перед воротами Фив лежала Сфинкс и задавала каждому прохожему загадку: «Кто ходит на четырех ногах, на двух и на трех, и чем больше ног, тем оно слабее?» Тех, кто не мог отгадать загадку, чудовище разрывало на части, и только Эдип сумел дать правильный ответ: «Человек».

Фрагмент картины «Эдип и сфинкс» работы французского художника-символиста XIX в. Г. Моро

Поделиться ссылкой

Сфинкс – что это за символ?

Раскрытие информации о партнерских программах

Содержание

Один из самых устойчивых символов Древнего Египта и Греции, сфинкс — мифическое существо, которое на протяжении тысячелетий интриговало и вдохновляло человеческое воображение. Сам символ тайны, первоначальное предназначение сфинкса остается неясным.

В зависимости от культурной точки зрения, это либо доброжелательный защитник, либо злобный загадчик. Вот взгляд на сфинкса, его происхождение и символическое значение.

Сфинкс – история и происхождение

Сфинкс восходит к древнейшим египетским мифам. Поскольку этим существам поклонялись как доброжелательным стражам, их статуи часто ставили у входов в гробницы, храмы и королевские дворцы.

Для фараонов также было обычным делом изображать свои лица в виде голов сфинксов-хранителей их гробниц.

Эго правителей, возможно, сыграло здесь роль, но это также египетская традиция связывать правителей с богами, поскольку они сами должны рассматриваться как своего рода полубоги. В данном случае изображение фараонов в виде сфинксов-хранителей связывало их с солнечным божеством Сехмет, которая сама имела тело львицы.

Таким образом, многие известные статуи сфинксов, обнаруженные по сей день, имеют сходство со старыми египетскими фараонами. Например, сфинкс с головой Хатшепсут, вырезанной из гранита, в настоящее время находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

Сфинксы с нецарскими человеческими или звериными головами по-прежнему встречались гораздо чаще, поскольку их использовали в качестве охранников храмов сфинксов. Хорошим примером является храмовый комплекс в Фивах с 900 сфинксами с бараньими головами, представляющими бога Амона.

На протяжении всей истории Египта они в основном использовались для защиты царских дворцов и гробниц и обычно строились фараонами и для них.

Однако королевской «исключительности» у сфинкса не было. Если простолюдин хотел купить или вырезать статуэтку сфинкса, нарисовать изображение сфинкса на тарелке или вазе или даже построить свою статуэтку меньшего или большего размера — ему это разрешалось. Сфинкс был повсеместно любимым и почитаемым мифологическим существом для всех египтян.

Изображение Сфинкса

Сфинкс обычно изображается с телом льва и крыльями орла. Однако иногда у него голова человека, сокола, кошки или даже овцы, в зависимости от мифа.

Сфинксы с головами соколов могут быть связаны с более поздними мифами о грифонах или грифонах, но сфинксы с человеческими головами были наиболее известным вариантом.

Как обсуждается ниже, у греков тоже был свой сфинкс. Греческий сфинкс имел женскую голову и, как правило, был злобным по своей природе, в то время как египетский сфинкс имел мужскую голову и считался доброжелательным.

Египетский сфинкс против греческого сфинкса

Хотя египетский сфинкс является наиболее известным, у греков также была своя версия сфинкса. На самом деле слово сфинкс происходит от греческого слова сфинго – что означает задушить .

Греческий сфинкс был злобным и противным — по сути, чудовищем по своей природе. Его изображали в виде женщины с телом льва и крыльями сокола. Это существо обычно изображается сидящим и размером с обычного льва.

Именно греческий сфинкс задал путешественникам знаменитую загадку:

«Какое животное ходит утром на четырех ногах, в полдень на двух и вечером на трех?»

Если прохожий не мог ответить на загадку, сфинкс душил, а затем пожирал их. Наконец, именно Эдип смог разгадать загадку, сказав:

.

«Человек, который в младенчестве ползает на четвереньках, во взрослом возрасте ходит на двух ногах, а в старости пользуется тростью.

Сфинкс, поняв, что потерпел поражение, бросился со своей высокой скалы и погиб. Разговор о том, чтобы быть болезненным неудачником.

Существует только один греческий сфинкс, тогда как египетских сфинксов много.

Большой Сфинкс Гизы

Большой Сфинкс в Гизе

Самый известный памятник сфинксу – это, конечно же, Большой Сфинкс Гизы. По сей день любимая современными египтянами как национальное достояние, эта гигантская статуя на реке Нил несет на себе лицо фараона Хафры.

Расположенный к юго-востоку от столь же известных пирамид Гизы, сфинкс, вероятно, был построен для защиты этих великих гробниц, как и любой другой египетский сфинкс.

Сегодня Большой Сфинкс даже является официальной эмблемой Египта и часто появляется на марках, монетах, официальных документах и ​​флагах страны.

Символика и значение Сфинкса

Символ сфинкса вызывает разные толкования. Вот самые примечательные:

  • Защита

Сфинкс был символом опеки и защиты, поэтому их обычно располагали вне гробниц для защиты умерших.

  • Загадка и тайна

Первоначальное назначение сфинкса неизвестно. Сам образ сфинкса, стоящего на страже у гробницы или задающего путникам загадку без видимой цели, навевает таинственность.

Почему сфинкс загадал загадку? Почему сфинкс покончила с собой, когда Эдип разгадал загадку? Почему это наполовину человек, наполовину животное? Эти и другие вопросы усиливают тайну сфинкса, делая его символом загадочного.

Само слово сфинкс вошло в наш лексикон как синоним непостижимого, таинственного и загадочного. Например: Она превратилась в сфинкса, когда он спросил ее, что случилось с деньгами.

  • Мудрость

Сфинкс считался очень умным и мудрым, поэтому он мог поставить людей в тупик своими загадками. Как таковой, он представляет мудрость.

  • Сила

Тело льва олицетворяет силу, а голова человека символизирует интеллект. Некоторые ученые рассматривают это сочетание как символ силы, господства и мудрости.

Изображения Сфинкса в искусстве

Сфинкс, вероятно, является единственным египетским мифологическим существом, которое чаще всего изображается в искусстве. Еще до того, как он стал национальным символом современного Египта, сфинкс широко почитался на протяжении всей истории Египта.

Сегодня он обычно представлен в статуях, а также на настенных гравюрах, картинах, гравюрах на вазах и практически на всем, на чем можно рисовать или гравировать. Обычно его изображают спереди, по диагонали или сбоку. Ниже приведен список лучших вариантов, выбранных редактором с символом сфинкса.

Лучший выбор редактора

Коллекционная фигурка египетского сфинкса

См. это здесь

Amazon.com

-7%

Wakauto Ebros Египетская Смола Статуя Сфинкса Боги Египта Статуэтка Руин Пустыни…

Смотрите это здесь

Amazon.com

Статуя египетского сфинкса эпохи Эброса Птолемея, 8 дюймов, длинные древнеегипетские боги и…

Смотрите это здесь

Amazon.

com

Последнее обновление было: 6 марта 2023 г. 6:04


В современном искусстве сфинкс не менее культовый. Даже за пределами Египта мифическое существо признано во всем мире. Он появлялся в бесчисленных фильмах, шоу, играх и книгах по всему миру и, вероятно, будет продолжать это делать.

Часто задаваемые вопросы о Sphinx

Сфинкс египетский или греческий?

Сфинкс был изобретен египтянами, которые, вероятно, повлияли на греков. Существуют значительные различия в изображениях сфинкса в этих двух культурах.

Каково символическое значение сфинкса?

В Египте сфинкс считался защитником и доброжелательным стражем. Сочетание тела льва и головы человека интерпретируется как символ силы и ума. В Греции сфинкс был символом тайны, загадочности и жестокости.

Для чего нужен сфинкс?

Первоначальная цель сфинкса неизвестна и неясна. Похоже, что он был построен как символ опеки над Гизой.

Почему его называют сфинксом ?

Название сфинкс , по-видимому, было дано фигуре примерно через 2000 лет после ее первоначальной постройки в Египте. Слово сфинкс — греческое слово, происходящее от слова «9».0034 задушить.

Подведение итогов

Сфинкс остается загадочной фигурой, которая на протяжении тысячелетий захватывает человеческое воображение. Его часто изображают в фильмах, книгах и произведениях искусства, и сегодня он так же жив, как и когда-либо.

Значение Великого Сфинкса Гизы в Египте

Что бы это ни было, Великий Сфинкс, безусловно, не является хранителем давно утраченных знаний или древних технологий, как широко сообщалось на протяжении многих лет. Наверняка между его лапами или где-либо еще нет скрытых комнат, хранящих секреты Атлантиды. То, чем является Великий Сфинкс на самом деле, достаточно грандиозно. Это монументальный символ древнеегипетского царствования, вероятно, связанный с поклонением солнцу.

К середине 4-й династии, когда Хафра принял царство, в Египте возникла тенденция к колоссальной каменной архитектуре. Эта тенденция продолжалась более века, когда к власти пришел Хефрен, но он пошел еще дальше. Он начал с того, что использовал в своих храмах блоки из известняка весом в сотни тонн, но его мастера также создали более двухсот известных нам статуй из твердого камня. Двадцать две из них были по крайней мере в три раза больше, чем в натуральную величину, но считается, что самой большой статуей из всех является Большой Сфинкс в Гизе недалеко от Каира. Он остался бы уникальным как по своим размерам, так и по тому, что был высечен прямо из живой скалы.

Вокруг Великого Сфинкса возникло много споров, в том числе о том, был ли он на самом деле вырезан во времена 4-й Династии, что неудивительно, учитывая, что он появился внезапно и без особых прецедентов. Хотя он оставался классическим изображением царской власти на протяжении всей древней истории Египта, не было непрерывного развития его формы до появления Великого Сфинкса на плато Гизы. Скорее, полная форма появляется в Гизе целиком, хотя отдельная голова Джедефре в Лувре предполагает, что форма была выполнена в камне несколькими годами ранее. Это, конечно, не тот способ, которым пирамиды были разработаны в Египте путем многих проб и ошибок.

Примечателен тот факт, что это самое раннее сверхколоссальное изображение царя представляло собой смешанную форму животного и человека. В смешанных формах именно голова передает основную идентичность, а с шарфом немес на голове Великого Сфинкса он должен быть изображением короля. Но, как Генри Фишер связывает прикрепление головы к телу льва, это «намек на изменение формы, метаморфозу, которая соответствует королю, который является уникальным связующим звеном между человечеством и богами и постоянно стоит на вершине». порог этих двух миров».

Тем не менее, мы должны также обратиться к некоторым древнейшим изображениям Древнего Египта, а также в других местах. Лев был солнечным символом более чем в одной древней ближневосточной культуре. Это также распространенный архетип королевской власти. Еще в додинастический период мы находим вырезанные на предметах роскоши, вероятно, царского происхождения сцены, изображающие фантастических животных, смешивающихся с дикими, реальными животными. Их можно найти на церемониальных сланцевых палитрах, бляшках из слоновой кости и рукоятках ножей из слоновой кости, особенно найденных в Иераконполисе или в соседнем Накаде в Верхнем Египте. Большинство этих ранних изображений были крылатыми грифонами с головами соколов, леопардами с длинными извилистыми шеями и другими сопутствующими животными, которые, как обычно считается, косвенно вдохновлены моделями, найденными в Месопотамии. Однако некоторые двухмерные изображения на грифельных палитрах Ранней династии период, примерно за три-четыре столетия до создания Большого Сфинкса, изображают царя в виде дикого льва или грифона, уничтожающего своих врагов.

Волшебная палочка из Древнего Египта с двуглавым Сфинксом

В древнейшие египетские времена люди видели и знали силу зверей и, кажется, завидовали им. Есть ощущение, что люди на заре цивилизации подчинялись более диким обитателям мира и, казалось, уступали им. Однако по мере того, как рос интеллект человека, а вместе с ним и его способность контролировать или, по крайней мере, защищаться от диких зверей, росла и его уверенность. Многие ученые считают, что смешанные изображения, такие как Сфинкс, символизируют господство человечества над дикими зверями и над самим хаосом. Такие образы, как Великий Сфинкс, вполне могут представлять животную силу, укрощенную человеческим разумом и таким образом преобразованную в божественное спокойствие. Традиционно смешанные или составные изображения почти всегда считались божественными. Так или иначе, что может быть более опасным и могущественным, или более самоуверенным, чем король джунглей с разумом человеческого короля?

Более конкретно к Большому Сфинксу, однако, Алан Гардинер предположил, что египетская фраза, shesep ankh Atum, означающая «Живой образ Атума», которая в более поздние времена ассоциировалась со сфинксами, означала фараона в форме первобытное солнце и бог-творец. Слово Шесеп анх, используемое для обозначения статуи, возможно, определенного типа, известно со времен Древнего царства. Фишер предположил, что оно происходит от shesep, что означает «получать». Далее Фишер говорит, что такая статуя — это «тот, кто получает подношения и другие услуги».

Высеченный из живого камня Великий Сфинкс Гизы является подходящим символом бога Атума или царя в облике, особенно в аспекте Атума как хтонического бога-создателя. Джеймс Аллен указал, что имя Атума означает «завершенный» и что, согласно древним египтянам, весь физический мир произошел от Атума как «первобытной массы». На самом деле в «Текстах пирамид», «Текстах гробов» и «Книге Мертвых» есть неясное представление о том, что лев появляется из первобытной массы в первобытных водах раньше всех других животных, включая человечество. Кароль Мысливец указал на связь между рождением Атума и львом; что Атум появился на земле в образе льва. Согласно «Сокровищам пирамид» под редакцией доктора Захи Хавасса:

«Идея выражена в ассоциации между Атумом и Рути, богом-двойным львом, который чем-то похож на клетку, которая удвоила свои элементы и начала делиться до того, как произошло фактическое разделение. Двойной лев также намекает на Шу и Тефнут, первая дифференциация существа Атума. Но Рути говорит: «Я двойной лев, старше Атума», появляясь, таким образом, еще до фактического рождения следующего изначального поколения».

Египтяне династии видели в Сфинксе образ Атума. Однако, даже если Великий Сфинкс был изображением царя, согласно Текстам пирамид, царствование перешло от Атума через Шу, Геба и Осириса к Гору и, следовательно, к правящему царю Египта. В то время как структура пирамиды почти наверняка ассоциировалась с Атумом в его роли первобытного кургана и священного бенбен-тона Гелиополя, Великий Сфинкс также мог ассоциироваться с Атумом как первобытным царем в форме льва, появляющимся из бесформенной массы творения. с его царственной головой, возвышающейся прямо над земляной ямой.

Храм сфинкса также предполагает, что комплекс был связан с солнечным циклом, который включал бы не только Атума во время его захода, но и солнце в других его фазах, включая восходящее солнце, Хепри и солнце в зените. , Ре. Различные элементы в храме Старого Сфинкса кажутся связанными с солнцем, например, 24 колонны, которые, как считается, представляют 24 часа дня и ночи, которые поддерживают его крышу.

Похоже, что Сфинкс может быть связан с продвижением культа королевского солнца во время 4-й Династии. Джедефре, недолго правивший во времена Хефрена и Хуфу, был первым фараоном, принявшим титул «Сын Ра». Как Гор, подносящий подношения, Сфинкс мог олицетворять возвышение царской власти перед высшим божеством. В то же время Сфинксу не составило бы труда представлять и царя как Гора, и также отождествляться с богом солнца.

Мы также должны, наконец, взглянуть на Великого Сфинкса как на стража некрополя в Гизе от зла. Расположенный у самого входа на священное кладбище, Сфинкс, должно быть, был предупреждением опасным силам.

См. также:

  • Знакомство с Большим Сфинксом

  • Храмы Великого Сфинкса

  • Значение Большого Сфинкса

  • Консервация Большого Сфинкса

  • Эпоха Сфинкса

  • Сфинкс в картинках

Каталожные номера:

Титул

Автор

Дата

Издатель

Справочный номер

Атлас Древнего Египта

Бейнс, Джон; Малек, Яромир

1980

Ле Ливр де Франс

Не указано

Завершенные пирамиды (Разгадка древних тайн)

Ленер, Марк

1997

Темза и Гудзон, ООО

ISBN 0-500-05084-8

Полные храмы Древнего Египта,

Уилкинсон, Ричард Х.

2000

Темза и Гудзон, ООО

ISBN 0-500-05100-3

Словарь Древнего Египта, The

Шоу, Ян; Николсон, Пол

1995

Гарри Н. Абрамс, Инк., Издательство

ISBN 0-8109-3225-3

Энциклопедия древнеегипетской архитектуры,

Арнольд, Дитер

2003

Издательство Принстонского университета

ISBN 0-691-11488-9

Гиза Правда

Лоутон, Ян; Огилви-Геральд, Крис

2000

Вирджин Паблишинг Лтд.

ISBN 0-7535-0412-x

Иллюстрированный путеводитель по пирамидам,

Хавасс, Захи; Силиотти, Альберто

2003

Американский университет в Каире Press, The

ISBN 977 424 825 2

Памятники цивилизации Египта

Баркокас, Клаудио

1972

Мэдисон Сквер Пресс; Гроссет и Данлэп

ISBN 0-448-02018-1

Оксфордская энциклопедия Древнего Египта,

Редфорд, Дональд Б.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *