Скажи что ты ешь и я скажу кто ты есть: Как вы понимаете высказывание : «Скажи что ты ешь, и я скажу, кто ты есть

Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты есть

Идеи

Интерес, который люди испытывают к еде, не уменьшается. Об этом свидетельствует множество книг, телепередач, фильмов и сериалов по этой теме, а повара становятся настоящими звездами. Феномен гурманства отражает глубокие изменения, которые определяют новый пищевой порядок в мире.

4 апреля 2022

Last update: 5 апреля 2022

Густаво Лаборде
Доктор антропологических наук, специалист по истории и культуре питания, преподаватель Школы питания в Республиканском университете Уругвая

Процесс питания строится на принципе абсорбции. Продукты, которые мы поглощаем, оказывают на наш организм определенное биохимическое воздействие. Поэтому в буквальном смысле «мы есть то, что мы едим». Однако этот афоризм работает и в обратном направлении: мы едим то, что мы есть. Потому что когда мы едим, мы поглощаем не только питательные вещества, но также символы и смыслы. Каждая культура придает продуктам питания особое значение: существуют блюда повседневные и праздничные, главные блюда и перекусы, продукты, которые мы употребляем и, что еще более важно, не употребляем в пищу.

Питание не только исполнено смысла, но и является центральным элементом коллективной и индивидуальной идентичности. 

В последние 30 лет эти идентичности переживают активную трансформацию, что выражается в парадоксальном пищевом поведении. «Новый пищевой порядок» стал следствием двух противоположных тенденций. С одной стороны, мы наблюдаем распространение стандартизированного режима питания, который часто называют «западным». Он включает много мясных продуктов и полуфабрикатов, рафинированного сахара, насыщенных жиров и углеводов. С другой стороны, режимы питания становятся все более индивидуализированными, что создает пеструю картину из различных тенденций, которые позволяют питаться в соответствии со своими предпочтениями, свободно выбирая варианты.

Мы наблюдаем распространение стандартизированного режима питания

Вследствие этой индивидуализации мы отдаляемся от традиционной культуры питания, а личные предпочтения выходят на первый план. Современный потребитель способен осознанно управлять символическими смыслами с конкретной целью — сформировать свою собственную идентичность, ибо сегодня потребление во многом определяет наш стиль жизни.

Семейный прием пищи как ритуал

Сложно найти что-то более рутинное, чем прием пищи. Тем не менее, повторяемость этого действия только способствует театрализации сугубо личных аспектов нашей жизни. 

Традиционные приемы пищи, когда вся семья собирается за столом перед телевизором, уже ушли в прошлое. По мере того как экранов становится все больше, наша манера питания становится более раздробленной. Нередки ситуации, когда члены одной семьи за ужином смотрят каждый в свой экран и едят совершенно разные блюда: веган — овощи, человек с целиакией — продукты без глютена, спортсмен — витаминные добавки, а те, кому некогда или лень готовить, — разогретое на скорую руку блюдо из коробки.

Это разнообразие способов питания свидетельствует об отдалении от кулинарных традиций, которые формировали коллективное сознание разных регионов и народов. Многие люди сегодня питаются совсем не так, как их бабушки и дедушки — и даже не так, как их родители. При этом мы не можем утверждать, что коллективная идентичность разрушается — она просто меняется. Придерживаясь определенного режима питания, люди выводят свою идентичность за пределы семьи, региона или страны, чтобы ощутить себя частью глобальных сообществ, объединенных в единую сеть.

Еда по сети

В то же время процесс совместного приема пищи обогащается новыми практиками. Несколько лет назад в некоторых странах Азии появился феномен, который называется корейским словом «мокпан» — «трансляция приема пищи». Мокпан — это поедание зачастую впечатляющего количества еды перед камерой при одновременном общении со своей онлайн-аудиторией. Тогда как множество людей едят в одиночестве, этот феномен, возможно, свидетельствует о необходимости создать новые, виртуальные практики сотрапезничества. Сегодня мы можем есть по сети.

Пищевое поведение, которое является центральным элементом коллективной и индивидуальной идентичности, активно меняется

Индивидуализация режима питания — это часто вопрос личного выбора. Человек решает, быть или не быть вегетарианцем, питаться органическими, местными или сезонными продуктами, есть вредную, но приносящую радость пищу, быть гурманом или очищать организм от шлаков и токсинов. Этот выбор может быть продиктован моральными принципами или необходимостью скорректировать свой режим питания в связи с заболеваниями, непереносимостью или отказом от тех или иных продуктов. Он также может быть обусловлен феноменом медикализации питания. Следуя экономической логике, которая превращает в товар все аспекты человеческой жизни, участники рынка приравнивают некоторые продукты к «лекарствам», которые борются с болезнями, облегчают кишечный транзит, обладают антиоксидантными свойствами или продлевают жизнь.

Поиск новых впечатлений

Многие люди сегодня стремятся не просто насытиться, но и получить при этом новые впечатления. Удовлетворение этого желания все чаще становится путешествием внутрь себя, в котором важную роль играют материальное положение человека, его культурный капитал и, в первую очередь, поиск своей идентичности.

В культуре потребления поощряется экзотика и новшества. Таким образом, некоторые продукты питания приобретают большую экономическую ценность, если они оказываются в том поле потребления, где они маркированы как «этнические», «фермерские», «региональные» или «натуральные». Можно привести в пример киноа из Анд, чай пуэр из провинции Юньнань, фермерский сыр из Пиреней или говядину с диких пастбищ Уругвая.

Туризм также становится одной из самых динамичных форм гурманизации и удовлетворения потребности в экзотике. У путешественников есть множество возможностей пережить уникальный гастрономический опыт. Поэтому все больше стран развивают так называемую гастродипломатию — стратегию, согласно которой еда используется в качестве приманки для привлечения посетителей. Эта стратегия, направленная на стимулирование экономики и местного развития, не только позволяет привлечь туристов, но и превращает местные продукты и поваров в бренд, который за рубежом воспринимается как знак качества.

Движущей силой гурманизации могут быть и сами потребители. В условиях массового распространения стандартизированных промышленностью товаров мы ищем продукты, которые выделяются на общем фоне. В современном обществе кулинария стала объектом потребления: это уже не тяжелая домашняя обязанность, а изысканное развлечение. Выращивать свои овощи, покупать кофейные зерна со знаком «Справедливая торговля», предпочитать органические продукты или готовить домашний напиток из чайного гриба — это не просто гурманство. Это творческое потребление, которое является отражением эстетической и политической позиции и, самое главное, нашей идентичности.

Эти новые тенденции повлекли за собой и ряд негативных последствий. К примеру, когда киноа вышло на гастрономический рынок, рацион коренных жителей Анд, основу которого составляет эта зерновая культура, оказался поставлен под угрозу. Представление о продуктах питания как о лекарствах также зачастую иллюзорно и даже ошибочно. Другая проблема заключается в том, что утрата традиции есть вместе способствует разрушению социальных связей, которые совместный прием пищи укреплял. 

Несмотря на эти проблемы, искусство приготовления пищи, способное постоянно изобретать себя заново, отличается поразительной жизнестойкостью. Кухня остается в центре социальной жизни и продолжает формировать наше самосознание. Она остается общим кодом — в материальном, а теперь и в виртуальном мире — и очень мощной системой, сближающей людей.

Еще тексты из рубрики «Идеи»

Мода на этнику: кому это выгодно?

Микробы и вирусы: маленькие участники большой истории

Related items

  • Культура
  • Социальные и гуманитарные науки
  • Sharing knowledge
  • Site tags: Idea
  • Site tags: 2022_2
  • See more add

Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты есть.

Режим работы
Пн.-Пт.: 8:00-17:00

Телефоны
колл-центра

+375 (17) 311-00-99
+375 (29) 899-04-01
+375 (29) 101-73-73

Задать вопрос Задать вопрос

  1. О нас
  2. Новости
  3. Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты есть.

 «У каждого свой вкус: один любит арбуз, а другой — свиной хрящик», — каламбурил известный киноперсонаж из кинофильма «Жестокий романс».

Что говорят психологи?

Этот вопрос давно волнует психологов, и в научной литературе можно найти множество объяснений тех или иных вкусовых предпочтений. Предлагаем вам интересную теорию известного эксперта японской Ассоциации естественного питания Норико Курияма. На протяжении нескольких лет она искала взаимосвязь между характером человека и его любимой едой. Присмотритесь и вы, что находится в тарелках ваших любимых и близких.

По теории Норико Курияма, по вкусовым предпочтениям можно выделить 7 основных типов характеров.

Овощи

Выбирают очень энергичные люди. Они активно стремятся к самосовершенствованию и нередко добиваются отличных результатов на профессиональном поприще. Вегетарианцы — очень мирные и уживчивые люди, которые стремятся к гармоничному партнерству и берегут свое здоровье.

Фрукты

Выбирают чуткие и внимательные люди. Это натуры творческие, они не стремятся сделать карьеру и достигнуть небывалых высот в профессии. Отсутствие честолюбия и равнодушие к деньгам делают их беспечными. Кроме того, они очень сдержанно демонстрируют свои чувства.

Мясо

Любители сочных бифштексов ведут себя очень импульсивно. Для них характерны взлеты и падения. Это люди целеустремленные и собранные. Они могут добиваться больших успехов в профессии. А вот в личной жизни, бывают очень требовательны, эгоистичны и непоследовательны. Кроме того, мясоедов нередко подстерегают болезни желудочно-кишечного тракта и сосудов.

Рыба

Любители рыбки отличаются спокойствием и постоянством. Нередко такие люди пользуются популярностью и уважением в среде коллег и друзей. Они отлично чувствуют себя в семье, на них всегда и во всем можно положиться. Единственный минус любителя рыбы — некоторая замкнутость, которая порой мешает им общаться с людьми.

Острая пища

Выдает страстный темперамент. Путешествия, экстремальные виды спорта, множество приключений.

Рядом с ними не соскучишься! На любовном фронте они всегда в числе победителей. Огненные любовники страдают от одного серьезного недостатка — эгоизма. Для них не существует другой точки зрения, и они не приемлют противоречий.

Жирная пища

Выдает резвого и проворного человека. Это одиночка, который настойчиво добивается поставленной цели и зачастую взбирается на вершину профессиональной лестницы. Любители жирного очень обаятельны, но иногда им недостает чувства такта.

Как быть со сладкоежками?

Если японские психологи не дают нам ответа на этот вопрос, то наши очень четко определяют характер сладкоежек. Присмотритесь к таким людям внимательнее. Обычно любители сладких десертов — люди щедрые и человеколюбивые. Они готовы жертвовать собой ради ближнего.

А вот мужчины сладкоежки нередко бывают ловеласами и могут часто ходить «налево» от своей благоверной. Психологи утверждают, любителей сладенького, скорее всего, просто недолюбили в детстве. И сейчас они очень стремятся всем и каждому нравиться.

Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты

Идея

Наш интерес к еде не ослабевает. Это видно из большого количества книг, программ, фильмов и сериалов на эту тему, а также из-за того, что к поварам относятся как к знаменитостям. Этот феномен гастролатрии отражает глубокие изменения, формирующие новый мировой продовольственный порядок.

24 марта 2022 г.

Последнее обновление: 4 января 2023 г.

Густаво Лаборде
Доктор антропологии, специалист в области истории и культуры питания, профессор Школы питания Университета Республики Уругвай.

Процесс еды регулируется принципом поглощения. Пища, которую мы едим, оказывает конкретное биохимическое воздействие на организм. Вот почему мы буквально то, что мы едим.

Но этот афоризм работает и в обратную сторону – мы едим то, что есть. Потому что, когда мы едим, мы впитываем не только питательные вещества, но и символы и смыслы. Все культуры придают своим продуктам питания определенное значение – есть повседневные блюда и праздничные блюда, основные блюда и закуски, то, что можно есть, и то, что нельзя. Еда не только плетет сеть смыслов, но и является центральной чертой коллективной и индивидуальной идентичности.

В течение последних тридцати лет эти личности развивались, создавая парадоксальное пищевое поведение. Этот «новый пищевой порядок» фактически пересекается двумя противоположными движениями. С одной стороны, мы наблюдаем глобализацию стандартизированной диеты, которую часто называют «западной», основанной на обилии мясных и обработанных пищевых продуктов, рафинированного сахара, насыщенных жиров и углеводов. С другой стороны, появляются более унифицированные диеты, создавая мозаику из фрагментированных тенденций со все более персонализированными способами питания «а ля карт».

Мы являемся свидетелями глобализации стандартизированной диеты

Эта сингулярность приводит к тому, что мы дистанцируемся от традиций, так что мы можем играть активную роль в определении наших собственных пищевых привычек. Современный искушенный потребитель способен сознательно манипулировать символическими значениями с конкретной целью создания собственной идентичности. Ведь потребление во многом формирует наш образ жизни сегодня.

Ритуал семейной трапезы

Немногие действия являются такими же повседневными, как прием пищи. И все же это повторяющееся действие все больше ведет к театрализации близости.

Ритуал семейной трапезы за столом перед телевизором почти ушел в прошлое. По мере увеличения количества экранов привычки в еде становятся все более фрагментарными. Нередко можно увидеть, как члены одной семьи обедают, каждый перед своим экраном и со своей индивидуальной едой — тарелка овощей для вегана, безглютеновая еда для целиакии, витаминные добавки для спортивного. , едва подогретая готовая еда для тех, кому не хватает времени или желания готовить.

Такое разнообразие способов питания выдает дистанцирование от кулинарных традиций, которые когда-то придавали коллективную идентичность различным регионам и нациям мира. Многие люди сегодня едят не так, как их бабушки и дедушки, даже их родители. Однако это не означает, что коллективные идентичности растворяются, они просто меняются. Придерживаясь определенной диеты, люди раскрывают свою идентичность, выходящую за пределы семьи, региона или страны, чтобы стать частью сетей транснациональных сообществ.

Сетевое питание

В то же время комменсальность — способ совместного приема пищи — обогащается новыми практиками. Несколько лет назад в некоторых азиатских обществах зародился феномен под названием мукбанг, корейский термин, объединяющий «еду» и «вещание». Эта практика состоит в том, чтобы съесть иногда впечатляющее количество разных продуктов перед видеокамерой, взаимодействуя с подключенной аудиторией.

Поскольку многие люди едят в одиночестве, это явление может быть ответом на необходимость изобрести новую, виртуальную комменсальность. Сейчас мы тоже едим в сетях.

Пищевое поведение, центральное для коллективной и индивидуальной идентичности, меняется. Человек решает, быть ли ему вегетарианцем или всеядным, питаться органическими, местными или сезонными продуктами, есть ли нездоровую, но утешительную пищу, быть гурманом или специалистом по детоксикации. Причины такого выбора могут быть моральными или продиктованы необходимостью адаптировать свой рацион в соответствии с патологиями, непереносимостью или отказом от пищи. Они также раскрывают медикализации пищи. Согласно экономической логике, стремящейся коммерциализировать все аспекты жизни, участники рынка превратили определенные продукты в «лекарства», которые борются с болезнями, облегчают пищеварение, являются антиоксидантами или продлевают жизнь.

Эммануэль Пьеро / Agence VU

Улучшение опыта

Действительно, еда стала опытом. Удовлетворение этого желания все больше становится приключением самого себя, в которое люди вкладывают свои деньги, свой культурный капитал и, прежде всего, поиск собственной идентичности.

Культура потребления поощряет экзотику и новизну. Таким образом, определенные продукты приобретают большую экономическую ценность, если они переходят в сферу потребления, где на них навешиваются ярлыки, связанные с риторикой подлинности, как «этнические», «кустарные», «наследственные» или «натуральные». Примеры включают киноа из Анд, чай пуэр из китайской провинции Юньнань, кустарный сыр из Пиренеев и говядину с естественных пастбищ в Уругвае.

В том же духе туризм предлагает одну из самых динамичных форм гастрономии и удовлетворения потребности в экзотике. У путешественников есть возможность насладиться широким спектром уникальных гастрономических впечатлений. В связи с этим все большее число стран стремится развивать так называемую гастродипломатию , стратегию, использующую местную еду в качестве приманки для привлечения посетителей. Эта стратегия работает двумя способами: стимулировать экономику и местное развитие. Это не только привлекает туристов в страну, но и придает ее продуктам и поварам имидж торговой марки, которая действует как знак качества за границей.

Однако гурманизация также может быть получена с помощью более кустарных процессов. Столкнувшись с массовым распространением потребительских товаров, стандартизированных промышленностью, люди теперь ищут продукты, которые выделяются. В современном обществе приготовление пищи стало предметом потребления — это больше не тяжелая домашняя ноша, а гламурное и развлекательное времяпрепровождение. Выращивание овощей для собственного потребления, покупка кофейных зерен по правилам справедливой торговли, предпочтение органических продуктов или приготовление домашних 9Комбуча 0014 — это больше, чем просто вкус гурмана. Благодаря этим формам творческого потребления продукты питания также выражают эстетические, политические и, прежде всего, позиции, связанные с идентичностью.

Эти новые методы не лишены определенных побочных эффектов. Когда киноа вышла на рынок для гурманов, например, коренные общины в Андах, которые основывают свой рацион на этом семени, увидели, что их доступ к традиционной пище серьезно скомпрометирован. Между тем, медикализация еды во многом иллюзорна, даже обманчива. Еще одна ловушка заключается в том, что разрушение комменсальности разрушает социальные связи, которые укрепляет совместное использование пищи.

Несмотря на эти ограничения, кухня удивительно устойчива и способна постоянно изобретать себя заново. Он остается центром социальной жизни и продолжает формировать идентичность. Он остается общим кодом — материально, а теперь и виртуально — и очень мощной системой коммуникации.

Другие статьи из Идеи

Кому выгодны этнические ярлыки?

Микробы и вирусы, вошедшие в историю

Связанные элементы

  • Культура
  • Социальные и гуманитарные науки
  • Делимся знаниями
  • Теги сайта: Idea
  • Теги сайта: 2022_2
  • Подробнее добавить

Кто первым сказал: «Ты то, что ты ешь?»

Фраза «ты есть то, что ты ешь» повторялась много раз. У каждого человека, говорящего это, могла быть немного другая повестка дня. Иногда повестка дня состоит в том, чтобы продвигать точки зрения на питание и здоровье. Вы то, что вы едите, и если вы едите «плохую пищу», у вас будет плохое здоровье. Или, возможно, вы даже будете плохим человеком. Да, иногда это философия. Еда — это культура.

На самом деле, одно из самых блестящих утверждений о культуре питания, которые я читал, состоит в том, что культурные традиции питания очень похожи на язык (простите меня, но я не могу вспомнить автора). Люди могут издавать очень широкий спектр звуков. На самом деле сотни. Тем не менее, все человеческие языки используют лишь относительно небольшое количество этих звуков. То, как мы говорим, многое говорит о нас как о людях, как о том, к чему мы стремимся, так и о том, как мы хотим, чтобы нас воспринимали.

То же самое и с едой. Существует большое разнообразие продуктов, которые люди могут есть. Мы способны использовать более широкий спектр пищи, чем любое другое животное. Тем не менее, в любой человеческой культуре выражена лишь часть этого пищевого разнообразия. То, какую пищу мы едим и как мы ее едим, многое говорит о нас как о народе, о том, к чему мы стремимся и как мы хотим, чтобы нас воспринимали.

Итак, да, мы то, что мы едим. Если рассматривать это утверждение в таком свете, оно может показаться несколько более глубоким, чем простое наблюдение о «плохой еде». На самом деле, эти самые наблюдения говорят о вышеизложенном!

Первоначальное выражение говорило о еде и личности. Это было еще не совсем простое наставление о правильном питании типа «ешь свои овощи, ты то, что ты ешь, понимаешь». Тем не менее, это по-прежнему было утверждением о том, что мы должны есть, , а также утверждением о том, что мы едим.

Хотя неизвестно, кто мог быть первым, кто произнес эту фразу или какую-то ее версию, самое раннее легко идентифицируемое использование этой фразы было у Жана Антельма Брийя-Саварена в 1826 году в его семитомной книге. Физиология вкуса .

Он написал: «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты». Он буквально говорил, что умственное, эмоциональное и физическое здоровье человека может быть определено тем, что он ел, и, более того, самим его характером. Идея о том, что хорошая еда ведет к хорошему характеру и крепкому здоровью, а плохая пища развращает как морально, так и физически, так или иначе сохранилась до сих пор.

Брийя-Саварену было бы трудно сегодня оправдать свое заявление, и, возможно, он был бы шокирован тем, насколько открытой стала культура питания. Вряд ли он ожидал увидеть людей из современных развитых стран, ищущих «этнические» продукты, столь распространенные сегодня. В своей классической книге « Food in History » Рей Таннахилл написала о своем заявлении следующее:

Если бы Брийя-Саварен был жив сегодня [1970-е годы], он, возможно, дважды подумал бы, прежде чем сказать: «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты». Конечно, он бы уточнил это, поскольку ни один здравомыслящий аналитик гастрономической истории не мог бы предположить, что ливерпульский поп-певец выведен из йогурта и нешлифованного риса, а манхэттенский миллионер — из черноглазого гороха и цыплят; связать шотландский виски с французом или французский хлеб с японцем. Но эти кажущиеся дикими отклонения от логики таблицы, хотя они больше связаны с современным социальным давлением, чем с едой, отражают новое и более общее отношение к гибкости в процветающих странах мира и среди более богатых классов в развивающихся странах. .

После Брийя-Саварена немецкий философ Людвиг Андреас Фейрербах в 1863 году повторил эту идею в своем эссе Спиритуализм и материализм , сказав: «Человек есть то, что он ест».

Фридрих Ницше, хотя он использовал гораздо больше слов, безусловно, казалось, соглашался с этим понятием. В Ecce Homo , начиная с 1908 года, он писал:

.

А что до немецкой кухни вообще — что у нее на совести! Суп перед едой; мясо, приготовленное до потери вкуса, овощи, приготовленные с жиром и мукой; вырождение выпечки в пресс-папье! Прибавьте к этому совершенно звериные постпрандиальные привычки древних, не только древних германцев, и вы начнете понимать, откуда берет свое начало немецкий интеллект — в расстроенном кишечнике… Немецкий интеллект есть несварение; он ничего не может ассимилировать.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *