Владимир Спиваков: «Мне было скучно играть одному» | Статьи
В эти дни знаменитые теперь уже на весь мир «Виртуозы Москвы» отмечают свое 25-летие. С создателем одного из самых востребованных отечественных оркестров Владимиром Спиваковым побеседовал Григорий Каковкин специально для «Известий».
— Зачем Вам, самостоятельно состоявшемуся, успешному музыканту, нужно было создавать «Виртуозов Москвы»?
— 25 лет назад мне было скучно играть одно и то же, скучно было приходить после концерта и ни с кем не поговорить, не выпить стакан чаю, я видел угнетенные условия жизни моих друзей, сокурсников. И тогда я решил создать что-то новое, тем более, что такие примеры были на Западе — виртуозы Праги, Рима, Бостона, Лондона. Конечно, это сначала было воспринято в штыки, нас боялись, и я боролся. Нас было 20 человек, и на протяжении первых лет с нами постоянно ездили «сопровождающие». Помню, как в первую поездку был концерт в Барселоне, и вышел наш «сопровождающий», огляделся по сторонам и сказал: «Ну, что Барселона — город как город, я бы здесь никогда в жизни не остался. А вы?»…
— Но оставались, наверное, многие?
— Конечно, но не в первую поездку. Часть «Виртуозов» уже в последнее время остались в Испании, работают по контракту. Ну что же, это их выбор. Я всегда вспоминаю, как Бродский сказал про эмиграцию: «Мы сюда приехали не жить, а доживать». Это ощущение есть, оно касается не быта, а психологии, чувства порванных внутренних связей, которые очень важны. Может быть, их дети или внуки ощущать этого не будут, но уехавшие и родившиеся в России каждый день с этим сталкиваются. Я рад, что мне не довелось это испытать. То есть, я испытал это чувство частично, потому что жил и работал в Испании, несколько лет дирижировал там оркестром, но потом получил свободу.
— Неужели это было так тяжело?
— Эти годы были чужие.
— Но Россия не славится любовью к своим талантам…
— Да, но это мой дом. Вот сейчас турне, посвященное двадцатипятилетию оркестра «Виртуозы Москвы», мы начали с Нижнего Новгорода, где когда-то первое выступление состоялось, потом Сибирь — Новосибирск, Барнаул другие города. В этом году будет еще Североморск, Мурманск, Волгоград, хотя и по миру я езжу много и расписание есть уже почти на весь 2007 год. Залы в российской провинции полны — невероятное количество публики, хотя, классическую музыку теперь не поддерживают как раньше ни радио, ни телевидение, ни государство.
— Зато мы бурно обсуждаем постановку Большого театра «Дети Розенталя».
— Помните: «не читал, но осуждаю…», или постановление «о формализме в искусстве». Тут уже дело не в либретто Сорокина, а в том, что некоторые думцы не имеют такой необходимой для политиков исторической памяти. Уверен, в Большом театре есть люди, которые в состоянии самостоятельно разобраться со своим репертуаром и определить, где настоящее искусство. В стране столько проблем, столько бедных, такое количество законодательных дыр, что это обсуждение становится зловещим знаком. Не дай Бог вернуться к тому времени, когда «заказывать музыку» будут на общем собрании, и не важно как оно будет называться.
— Насколько вы и «человек мира», и «человек искусства» вообще вовлечены в то, что происходит в России?
— Вовлечен постоянно. Я здесь больше, чем где бы то ни было.
— Беслан меня просто потряс, перевернул. Я считаю, после этого теракта наступил поворотный момент в психике детей в России. Такая прямая агрессия на детей — это не укладывается в голове! Со всей российской нации сняли кожу. И самое главное, что это остается в детях.
Я приведу простой пример. Когда-то очень давно я посетил Армению и был в доме замечательного художника Минаса Аветисяна. И у него в доме висела картина — Иисус Христос распятый, но в младенчестве, распятый младенец. Меня это страшно поразило. Я спрашиваю жену художника — «Это кто сделал?» «Вот — говорит. — Это мой сын». Я спрашиваю сына: «Почему Иисус ребенок у тебя, ведь не так было». А он мне: «А как во время геноцида в 1915 году убивали наших детей?!». Представляете, ничего себе — расстояние временное!
— Вам не кажется, что в России отношение к таким константам, как «мы», «страна», «мир» все время меняется — времена меняются, отношение тоже — как это у Вас?
— Мы пережили все «времена». Может быть, Россия — одна из не многих стран, где постоянен выбор между путями развития. И мы всегда выбирали, даже когда не ходили на выборы. Я не исключение. Хотя, конечно, есть люди, которые всегда в русле, они попутчики, они плывут по воле волн, со всем и всегда согласные. Есть пескари, даже щука их не хочет съесть — они даже изменений не видят, уткнулись в свой ил и ничего не слышат. Есть другой тип — они «переживают и молчат». Дмитрий Карамазов говорил: «Будем петь гимн по землей». Но, слава Богу, есть и такие, кто хотел бы что-то изменить, приложить свои усилия, свой талант. Вот между двумя последними категориями находится наша интеллигенция. Я хорошо знаю и тех и других. И понимаю и тех и других.
Вы со всеми нашими «капитанами» большой политики наверняка встречались — какое у вас к ним отношение?
— К Горбачеву я отношусь хорошо. Я считаю, что по-настоящему его оценят еще лет через 20. Все-таки нарыв надо было вскрывать.
Я никогда не был очень подключенным к политике, мы, творческие люди, всегда думаем о своем — о творчестве, в первую очередь. Но запах свободы впервые мы почувствовали тогда при Горбачеве.
У меня нет отношений с властью, ни близости какой-то — я всегда делал то, что считал нужным для себя, чтобы меня не коробило внутри, чтобы быть в ладу с собой. Многие отвернулись от Собчака, когда он был в Париже, а к нам домой он приходил в семью, несколько раз в неделю. Мне некоторые «ответственные работники» говорили, что мне это может очень повредить, но я считал, что человеческий долг — помочь этому человеку, оказать какое-то тепло. Я понимал, что он находится в ссылке, и что возврата нет — пока. Потом наступил возврат кратковременный, но судьба распорядилась иначе. Мы играли недавно концерт памяти Анатолия Александровича в Питере — вот уже пять лет прошло со дня смерти. Может быть, это был последний романтик. Он желал России действительно сделать что-то хорошее — абсолютно отвечаю за свои слова.
— Кроме музыки вы еще что-то любите — дни рождения, друзей, что-нибудь остается кроме нее?
— Театры люблю. Друзья есть. Но близких друзей очень мало. Самые близкие — это, конечно, семья. Дни рождения очень не люблю. Я с трудом пережил 12 сентября в прошлом году, даже не хочу об этом вспоминать. Никаких юбилеев больше не хочу.
А больше всего я люблю, когда в какой-нибудь поездке сидит весь оркестр, и мы в какой-нибудь столовой, или ресторане, за столом. Тогда просто замечательные ощущения общности человеческой, хорошо сделанного дела. Вот это я действительно люблю.
20 людей, которым было настолько скучно, что они стали делать действительно странные вещи
смешное
подборка
06.03.2019
1791
Скука — одна из самых беспощадных вещей в нашей жизни. Иногда кажется, что всё хорошо, и даже слишком, но есть один убивающий тягу к жизни фактор — скука. Существует множество известных способов справиться со скукой, но что делать, если в данный момент вы не можете ни один из них себе позволить? Правильно, приходится импровизировать. Далее вас ждут 20 людей, которые решили победить скуку самыми необычными и неожиданными способами.
«Мне стало скучно от голых стен в моем офисе, поэтому я решил немного их украсить»
Кто-то оторвал все шарики глазури от мармеладных ягод
«Заскучал на ланче, поэтому сделал крошечные шляпы для крошечных подопечных»
«Знакомая соскучилась по рисованию и нарисовала футболку этого парня»
«Ненавижу уроки философии. Вот мои рукописные заметки за восемь скучных часов»
[region:bone:inline_1]
«Заскучали в офисе? У меня есть для вас идея»
«29 249 смайликов — именно столько нужно, чтобы в стандартной шариковой ручке закончилась паста»
«У меня слишком много времени»
«Заскучал у ветеринара»
«Это был длинный день в скорой помощи»
[region:bone:inline_2]
Кто-то заскучал в японском туалете
«Папа сказал, что ему было скучно»
«Умри, зима!»
«Мне и моим коллегам стало скучно на работе, поэтому мы сделали набор мебели из проволоки от шампанского»
«Иногда, когда мне становится скучно, я балансирую вещи на голове моей жены»
«Этот парень работает рядом с моим домом прямо сейчас»
[region:bone:inline_3]
«Мне было очень скучно на уроке химии»
«Выполнял обязанности папы, и мне стало скучно»
«Когда мне становится скучно я пытаюсь балансировать предметы, поэтому я продал душу, чтобы уметь делать это»
«Нам было так скучно на работе»
«Мой папа заскучал сегодня на работе и прислал мне эти фотографии»
Не забудьте также взглянуть на 25 находчивых родителей, которые умеют воспитывать детей с огоньком и смекалкой.
Поделиться в соц. сетях
Поиск по тексту
Комментарии
Социальные комментарии Cackle
Похожие публикации
25 невезучих девушек, которых угораздило застрять в странных местах самым нелепым образом
смешное
17.07.2018
596341
30 смешных провалов в дизайне, которые настолько нелепы, что в них с трудом верится
смешное
29.03.2018
377495
35 людей, у которых день не задался для того, чтобы ваш стал чуточку лучше
смешное
10.08.2018
358107
Примеры худшей упаковки, которые рассмешат вас до слез
смешное
11.10.2014
342913
Парень спас раненную птицу, положив её в машину, и очень об этом пожалел
истории
19.04.2018
322289
Это интересно
15 безумных идей, которые люди воплотили в жизнь на удивление качественным образом
безумие
01. 02.2023
248
16 доказательств беспощадности времени, которое меняет всё, стоит только подождать
истории
01.02.2023
198
Колорист превращает неухоженные волосы в серебристые гривы, и это красота, которую не нужно скрывать
красота
01.02.2023
158
16 раз, когда люди пробовали свои силы в кулинарии и потерпели фиаско, отбив себе всё желание готовить
еда
01.02.2023
115
15 крутых и неожиданных штук, напечатанных на 3D–принтере, до которых даже сложно додуматься
штуки
02.02.2023
44
скучно | значение слова скучно в Longman Dictionary of Contemporary English
Семейство слов (имя существительное) надоедает скука (прилагательное) скучно скучно (глагол) бурить (наречие) boringbor‧ing /ˈbɔːrɪŋ/ ●●● S2 прилагательное СКУЧНО, в любом случае не интересно Ее муж — самый скучный человек, которого я когда-либо встречала.
Krl Mx — Ад был скучным
$root.artistsMenu.setActiveLabelMemberBand(id)»>из Krl Mx — Shifter Pro EP (Wallis & Clair Remixes) от Дом Клоуз
поддерживается
Фили
Тукикс
брейс-музыка
алехобарон
КРИ МИНАЛ
Куба
партизан029
мясникj
Не∞n
СаДми
Боргборг
Пшемек Бела
ШИНИГ
херраушРейне Майр
раджламерс
Антуан Порте
шноксин
Сильвия Торрес
ИОНА
Поломка
МИШКА
ДСЗН
петепейн
людодуб
Китайское печенье (dj)
Наутиз
Андрей Груя
акула00
Киттиара
Давид Зикарский
тр8орфан
МартинХ
Тойфельсверк
Курсов
луиза_такер_спиннинг
Фредди Менкури
ржавчина_механизм
лола
Хитек
tommy_disgrace
андилехман
Маркус Москосо
сейсмическая активность87
эразмиос
М36
головка
миасалав
ЛПЕЕВ
Стед Хеллвис / Sh23
Жюль
ЛУННЫЙ
с9ч𝕾𝖎𝖓𝖑𝖊𝖘𝖘
Запутанная сингулярность
КАСКАР
Бертонбургер
бесконечный
spicy_sprite
далее. ..
теги
теги
электронный техно Парижконтакт / помощь
Связаться с Maison Закрыть
Потоковая передача и
Справка по загрузке
Сообщить об этом треке или учетной записи
Если вам нравится Maison Close, вам также могут понравиться:
Bandcamp Daily — ваш путеводитель по миру Bandcamp
На Bandcamp Radio
Язмин Лейси в качестве гостя ведет беседу с Алексом Натом и Мело-Зедом.