Следите за своей речью от нее зависит ваше будущее – Тема 15. Ораторская (публичная) речь как компонент профессионального общения. Приемы подготовки устного публичного выступления.

Слово не воробей… | Сатурния

Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. Так гласит народная мудрость. А все потому, что оно, сорвавшись с губ, не исчезает бесследно. Пронизывающая его энергия, переданная мелодикой звука и интонацией, как круги на воде начинает расходиться все шире по реке жизни, изменяя подчас не только нашу «индивидуальную действительность», но и влияя на судьбы окружающих. Пламенная резкая или, напротив, доброжелательная речь не раз и не два предопределяла ход истории не только для отдельных людей, но и для целых народов. Поэтому, неслучайно то, что тема неумолимо грядущего и своей ответственности перед ним редко кого из знаменитых творческих личностей могла оставить равнодушной. Вот и Уильям Шекспир в свое время сказал: «Следите за своей речью, от нее зависит ваше будущее».

Конечно, вы можете задаться вопросом: «Разве применимы ли все эти выражения, произнесенные столько веков назад, к современной жизни?» Но, если подумать и внимательнее вглядеться в то, что происходит вокруг, несложно заметить, что все наши слова, как маленькие ниточки каждый день, час, минуту ткут полотно нашей жизни. И распустятся ли на нем удивительные прекрасные цветы или все заслонит собою хмурый осенний дождь – зависит только от нас.

Одним единственным словом можно лишить надежды или вернуть желание жить, в устах человека, осознающего это удивительное свойство звучащей речи нести в себе определенный энергетический заряд, оно обретает практически безграничное могущество. Однако обычно мы не склонны размышлять на эту тему и, может быть поэтому, совсем не замечаем, что помимо собственных мыслей в разговоре выражаем чувства, причем именно последние играют главную роль, придавая весомость и оттеночное значение всему, что было и будет сказано.

Поэтому иногда, даже мимоходом услышанная фраза может поднять настроение или испортить его. Это как раз и есть последствия воздействия той звуковой энергетической волны, которая движется от эпицентра – говорящего, к адресатам и попутно затрагивает всех, кто встречается на ее пути. При этом, сила воздействия – величина, напрямую зависящая от эмоционального состояния оратора, то есть от того насколько полно он заинтересован донести смысл своей речи до остальных слушателей, насколько это важно для него (кстати, как правило, личные беседы во много раз более горячи, экспрессивны). Особенно явно мощь произнесенных звуков ощущают на себе адресат и адресант. И, зачастую, настроение одного передается другому: речь, как и взгляд, в этом случае является надежным проводником, который доставляет мысли и чувства «по назначению».

Именно поэтому мы всегда в ответе за свои слова. Не только по отношению к тем, кто находится чуть выше по служебной лестнице или, наоборот, как ребенок зависит от нашего участия, не только тогда, когда это позволяет расположение духа или иные составляющие бытия. Ведь абсолютно неверно и наивно полагать, что быть внимательным и вежливым необходимо исключительно на работе и в общественном транспорте, а близкие и родные – вытерпят и поймут все, потому что любят. Они-то, возможно, посочувствуют и простят, но только сможете ли вы простить себе, что ненароком причинили боль самым дорогим, самым любимым людям?

«Безумье – глядеть вперед, безумье – жить не глядючи» — так писал Борис Пастернак. Перефразируя его, скажу, что безумие думать, будто мы в состоянии просчитать, какие слова и поступки в конечном итоге приведут нас к поставленной цели, но еще большее безумие жить, не задумываясь о том, к каким последствиям могут привести наши необдуманные слова.

© Евгения Чуклина

Определение понятия «композиция речи». План – основа композиции

Менеджмент Определение понятия «композиция речи». План – основа композиции

просмотров — 441

Вопрос 1

Следите за своей речью, от нее зависит ваше будущее».

Требования логики, предъявляемые к публичным выступлениям (речевой коммуникации).

Главная часть публичного выступления. Методы изложения материала.

Вступление как составной элемент композиции речи.

Определœение понятия «композиция речи». План – основа композиции.

3. Заключение – стратегически наиболее важный раздел речи.

6. Недостатки композиции речи.

Вильям Шекспир

«В случае если кажется, —говорил Наполеон, — что я всœегда ко всœему подготовлен, то это объясняется тем, что раньше, чем что-либо предпринимать, я долго размышлял уже прежде; я предвидел то, что может произойти. Вовсœе не гений внезапно и таинственно открывает меня, что именно мне должно говорить и делать при обстоятельствах, кажущихся неожиданными для других, — но мне открывает это мое размышление. Я работаю всœегда, работаю во время обеда, работаю, когда я в театре; я просыпаюсь ночью, чтобы работать».

Наполеон говорил, что «искусство войны — ϶ᴛᴏ наука, в которой не удается ничего, кроме того, что было рассчитано и продумано». Это относится к публичным выступлениям в не меньшей мере, чем к военным действиям. Выступление — ϶ᴛᴏ путешествие, маршрут которого должен быть нанесен на карту. Оратор, который не знает, куда идет, обычно приходит неизвестно куда.

Старайтесь точно сказать то, что вы имеете в виду, и выразить наиболее тонкие нюансы ваших мыслей. Это не всœегда легко, даже для опытных писателœей. Иногда приходится переписывать предложения от пятидесяти до ста раз. Иногда затрачиваешь целый день на сокращение на одно или два предложения коротенькой статьи.

Выступающий должен четко представлять себе, что крайне важно сказать во вступлении, что – в главной части, а что – в заключение выступления.

Для успешного публичного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, собрать убедительные факты, цифры, примеры. В случае если необходимый материал и соответствующая информация собраны, систематизированы, то на отдельном листе следует разработать схему выступления и наметить в ней главные пункты: вступление, главная часть и заключение. Нужно подумать, как расположить собранный материал, в какой последовательности его излагать, какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателœей и удержать его до конца. По этой причине важно уделять серьезное внимание работе над композицией речи.

Композиция речи – построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всœему выступлению как единому целому.

Стоит сказать, что для наименования этого понятия наряду со словом

композиция употребляются близкие по смыслу слова построение, структура. Важно учитывать, как соотносятся между собой части выступления, какое место занимает отдельная часть по отношению ко всœему выступлению. В случае если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда сводится к нулю.

Приступая к работе над композицией речи, крайне важно, прежде всœего, определить порядок, в котором будет излагаться материал, то есть составить план.

План – взаимное расположение частей, краткая программа какого-нибудь изложения.

Выступление без плана можно сравнить с путешествием без карты – неизвестно, куда можно прийти.

План последовательно раскрывает тему, позволяет слушателям без труда понять логику изложения, облегчает изложение материала. В случае если оратор не продумал план выступления, то он нередко «уходит» от основной темы, не укладывается в отведенное для выступления время.

План выступления, содержащего анализ проблемы, будет включать:

1) описание самой проблемы или явления;

2) причину возникновения проблемы или явления;

3) связь этого явления с другими, закономерно оно или случайно;

4) взаимосвязь и взаимодействие различных сторон этого явления;

5) перспективу развития явления или разрешения проблемы;

6) практический вывод или предложение.

На деловых совещаниях приходится выступать с предложениями. В этом случае схема выступления (план) будет следующей:

1. Существующее положение дел требует определœенных перемен.

2. Суть моего предложения по улучшению работы предприятия состоит в следующем.

3. Мое предложение приведет к таким-то положительным изменениям.

4. Возможные отрицательные последствия моего предложения и как их можно избежать.

5. Насколько выполнимо мое предложение.

6. Что нужно сделать, чтобы его реализовать.

На разных этапах подготовки речи составляются различные по цели и назначению планы.

План может быть предварительный, рабочий, основной, простой и сложный.

Предварительный план. Составляется после выбора темы выступления. Каждая тема требует решения многих вопросов. К примеру, в выступлении на тему об охране окружающей среды можно говорить о загрязнении воздуха, рек, морей, об уничтожении лесов и т.д. С данной темой связано много вопросов. По этой причине после выбора темы выступления определяются основные направления выступления, конкретизируются вопросы /из перечня которых и состоит предварительный план/, подбирается литература, отбирается фактический материал для выступления.

Рабочий план. Составляется после изучения литературы, обдумывания темы и сбора фактического материала.

Выделяются вопросы выбранной темы, отбираются из них самые существенные, определяется последовательность изложения вопросов, выделяются в каждом вопросœе подвопросы, а также вступление и заключение.

Вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые будут использованы в речи. То есть весь подобранный материал (как теоретический, так и эмпирический) распределяется по выделœенным вопросам и подвопросам. Первоначально подобное распределœение происходит в полном объеме.

Затем производится редактирование (перераспределœение, сокращение, дополнение) материала в соответствии с тремя разновидностями пропорциональности – теоретической, эмпирической, временной.

Продумывается структура выступления, определяется, какие разделы оказались перегруженными теоретическим, фактическим материалом, какие не имеют примеров, какие вопросы следует опустить /так как они менее существенны для раскрытия данной темы/, какие включить и т.д.

Следует помнить и о распределœении времени на отдельные части речи. Психологи рекомендуют 10-12 процентов общего времени посвящать вступлению, 4-5 процентов — заключению, остальное время – главной части.

Характерной особенностью рабочего плана, как и предварительного, является то, что он представляет ценность для самого оратора, в связи с этим его пунктами бывают не только законченные предложения, но и незаконченные, а также словосочетания и отдельные слова.

Основной план – составляется на основе рабочего плана. Называются вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Пишется для слушателœей, чтобы облегчить им процесс восприятия речи. Формулировки пунктов должны быть четкими и ясными. Сообщается слушателям после объявления темы выступления или во введении при раскрытии цели речи. План речи не всœегда оглашается оратором. Это зависит от вида речи, от состава аудитории и ее настроя, от намерений оратора. Чаще всœего план сообщается в лекциях, докладах и т.п. Во время таких выступлений слушатели обычно ведут записи, и план помогает им следить за ходом изложения материала.

По структуре план бывает простым и сложным.

Простой план состоит из нескольких пунктов, относящихся к основной части изложения темы.

В сложном плане выделяют вступление, главную часть и заключение, в главной части пункты разбиваются на подпункты.

Тема 15. Ораторская (публичная) речь как компонент профессионального общения. Приемы подготовки устного публичного выступления.

«Поэтами рождаются, ораторами делаются»

М.Т.Цицерон

☺☺Ораторская речь – это речь

– устная, то есть живая, говоримая;

– публичная, то есть обращенная к многочисленной аудитории;

– публицистическая, имеющая общественно-социальную значимость, а также оказывающая воздействие не только на ум, но и на чувства и волю слушателей;

– монологическая, представляющая собой развернутое высказывание одного лица.

Ключевой фигурой публичной речи является оратор.

Оратор – это лицо, которое произносит речь; лицо, которое владеет навыками публичных выступлений.

При общении с аудиторией оратор должен учитывать ожидания аудитории и применять различные способы воздействия на нее в соответствии с ее характеристиками: возрастом (детская, молодежная, люди среднего возраста, старшего возраста), полом (мужская, женская), профессией (гуманитарная, техническая), уровнем образования, эмоциональным состоянием, степенью заинтересованности, национальностью, ценностями.

Ораторская речь в зависимости от содержания, цели и условий высказывания подразделяется на несколько родов: академическая (лекция вузовская, школьная, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция), судебная (прокурорская, или обвинительная и адвокатская, или защитительная), социально-политическая (доклад (выступление) на съезде (конференции, собрании, заседании), парламентская, митинговая, военно-патриотическая, дипломатическая, агитаторская, политическое обозрение), социально-бытовая (юбилейная, приветственная, застольная (тост), надгробная (поминальная), речь на приеме), духовная, церковно-богословская (слово (проповедь), официальная церковная).

Композиционное построение ораторской речи

I. Вступление

Задачи: пробудить интерес к теме предстоящего разговора; установить контакт, подготовить слушателей к восприятию выступления, обосновать постановку вопроса.

II. Главная часть

Задачи: последовательно разъяснить выдвинутые положения, доказать их правильность, подвести слушателей к необходимым выводам.

III. Заключение

Задачи: суммировать сказанное, подчеркнуть значение сказанного, повысить интерес к предмету речи, поставить задачи, призвать к непосредственным действиям.

Для привлечения и поддержания внимания и установления контакта с аудиторией используют следующие приемы:

– Обращение

– Изложение цели выступления, обзор главных разделов темы

– Прием сопереживания

– Изложение парадоксальной ситуации

– Апелляция к интересам аудитории

– Прием соучастия

– Апелляция к событиям

– Апелляция к географическим или погодным условиям

– Апелляция к речи предыдущего оратора

– Апелляция к авторитетам или известным источникам

– Апелляция к личности оратора

– Юмористическое замечание

– Вопросы к аудитории

– Риторический вопрос

– Вопросно-ответный ход рассуждения.

Приемы подготовки устного публичного выступления

«Следите за своей речью, от нее зависит ваше будущее»

Вильям Шекспир

Одним из важнейших компонентов удачного выступления является хорошая подготовка. Она состоит из нескольких этапов:

1. Определение темы (ее формулировка) и цели выступления.

2. Составление предварительного (рабочего) плана.

3. Подбор теоретического и практического материала.

4. Работа над текстом выступления.

5. Репетиция.

6. Произнесение речи.

Существуют три способа произнесения речи: чтение текста речи (официального содержания), воспроизведение его по памяти с чтением отдельных фрагментов, свободная импровизация.

Можно выбрать любой из способов, главное – достичь эффективности коммуникации, произвести благоприятное впечатление на аудиторию. Благоприятное впечатление складывается и из уверенной, с достоинством манеры держаться, и из проявления доброжелательности с помощью улыбки, взгляда.

Довольно часто перед публичным выступлением люди испытывают чувство неуверенности, сильно волнуются, боятся встречи со слушателями. Считается, что боязнь публичных выступлений входит в тройку самых распространенных страхов, наряду с боязнью высоты и страхом перед змеями. Еще древние люди говорили, что страх рвет ум в клочья. Даже при неплохом владении дикцией, дыханием и голосом, если оратор сильно волнуется, если застенчивость и страх мешают ему, речь может стать прерывистой, невнятной, нервозной, проявятся дефекты голоса. Не случайно появилось такое понятие, как «ораторская лихорадка». Единых рецептов избавления от нее не существует, но есть рекомендации общего плана. Обратимся к ним.

1. Волнение перед выходом на кафедру вполне нормальное физиологическое явление. Так наш организм готовится к чрезвычайным ситуациям, активным действиям. В кровь вбрасывается огромное количество гормонов стресса, в первую очередь адреналина. В соответствии с этой задачей адреналин сужает сосуды и повышает кровяное давление, чтобы обеспечить приток крови к мышцам; усиливает работу сердца за счет учащения и усиления сердечных сокращений; ускоряет передачу нервных импульсов; повышает тонус скелетных мышц, но вызывает расслабление желудочно-кишечного тракта; вызывает дрожание скелетных мышц, чтобы их скорее разогреть; повышает содержание уровня глюкозы в крови, чтобы дать мышцам дополнительную энергию.

2. Волнение не следует пытаться полностью уничтожить, определенная его степень, вызванная неравнодушием к предмету речи или желанием убедить аудиторию, даже помогает. Еще Цицерон говорил: «Я утверждаю: будь то даже самые лучшие ораторы, даже те, кто умеет говорить отменно легко и красиво, но если они приступают к речи без робости и в начале её не смущаются, то на меня они производят впечатление прямо-таки бесстыдных наглецов. К счастью, это дело небывалое, так как чем оратор лучше, тем более страшит его трудность ораторских обязанностей, неверность успеха речи, ожидание публики. /…/ Я и в вас это часто замечал, и по себе очень хорошо знаю, как я бледнею и содрогаюсь всем телом и душой при первых словах своей речи. А в молодости я однажды в начале обвинения до такой степени потерял присутствие духа, что истинным моим благодетелем оказался Квинт Максим, который сейчас же закрыл заседание, как только заметил, что я изнемог и обессилел от страха» (Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1994. – С. 98-99).

3. Репетируйте перед зеркалом или произносите речь кому-то из своих близких. Представьте себя в образе идеального оратора.

4. Заранее решите, будете ли вы читать текст или произносить его наизусть. Учитесь говорить понятно, ярко, образно, эмоционально.

5. Не приносите с собой на кафедру, на сцену, к доске слишком много дополнительных материалов – конспектов, шпаргалок, карточек. Вы можете в них запутаться. Докладчик, судорожно перебирающий бумажки или листающий книгу в поисках нужной цитаты, производит негативное впечатление на аудиторию и сам начинает волноваться.

6. Не опаздывайте на выступление, не забывайте о регламенте. Когда человек торопится, он волнуется.

7. Помните, что ваши недостатки (внешность, голос, дикция, неуверенность и т. п.) не заметны аудитории так сильно, как вам это кажется. Вы потеряли нужную карточку с цитатой – кроме вас, этого никто не знает. Вы не успели как следует погладить рубашку – плохо, но уже со второго ряда этого не заметно. Такие неприятные моменты не должны вас тревожить: надо научиться забывать о них, сосредоточившись на теме выступления. Если вы знаете, что склонны к навязчивым жестам (например, теребить прядь волос или вертеть в руках очки во время выступления) или не умеете следить за темпом, тембром и скоростью речи, сделайте пометки на полях при­готовленного текста: «Громче!» «Медленнее!».

8. Придумайте несколько реплик-реакций на непредвиденные ситуации, которые могут возникнуть во время выступления и сбить вас: приход опоздавших, звонки мобильных и т. П.

9. Выработайте несколько приемов, которые вы будете использовать, если что-то забыли: например, повторить последнюю фразу, переложить что-то на столе, обвести взглядом аудиторию. Помните, вам только кажется, что все сразу замечают вашу неуверенность. Аудитория больше сосредоточена на содержании, которое вы пытаетесь донести, чем на анализе вашего душевного состояния.

10. Не бойтесь неудач. Не позволяйте им бросить тень на ваши последующие выступления. Нет такого, даже самого опытного, преподавателя, который не проводил бы «провальных» уроков. Нет такого, даже самого изощренного политика, поддержанного командой спичрайтеров, который был бы одинаково доволен всеми своими речами и дебатами. Нет такого, даже самого талантливого, актера, который мог бы каждый спектакль играть на одинаково высоком уровне. Неудачные выступления неизбежны: вы не успели подготовиться, плохо себя чувствовали, подобралась неудачная аудитория и т. п. Из таких ситуаций нужно извлекать уроки, а не делать неутешительные выводы: «Я не умею говорить публично».

Известный русский издатель И. Д. Сытин, к примеру, стеснялся даже самой маленькой аудитории. Как рассказывают современники, выступая с ответным словом на своем юбилее, он от волнения говорил сбивчиво и непоследовательно. А ведь он был образованнейшим человеком своего времени, гордостью русской культуры, прекрасным знатоком русского языка.

Выделенные этапы подготовки публичной речи близки с системой правил создания текста и публичного выступления на основе данного текста, которая была создана еще в период античности. Называлась такая система правил – риторический канон.

Риторический канон состоит из 5 этапов подготовки речи.

1. ИНВЕНЦИЯ, или «нахождение», «изобретение». На этом этапе собирают и систематизируют необходимый для будущей речи материал.

2. ДИСПОЗИЦИЯ, или «расположение». Автор будущей речи обдумывает материал, структурирует его, связывает детали, учитывает силу аргументов, готовит комментарии к материалу.

3. ЭЛОКУЦИЯ, или «словесное оформление мысли». В этой части осуществляется первая редакция ключевых слов, стилистическое оформление главной части, формулирование выступления и заключения, окончательная редакция текста.

4. МЕМОРИО, или «запоминание». На этом этапе необходимо мысленно освоить написанный текст, может быть даже выучить его наизусть и попробовать освоить риторически, то есть выделить места, где необходимы паузы, модуляции голоса, невербальная поддержка текста и другие проявления индивидуального ораторского стиля.

5. ПРОИЗНЕСЕНИЕ. На этом этапе задуманное превращается в звучащее слово.

Таким образом, условиями успешной публичной речи являются: глубокое и всестороннее знание предмета речи; тщательная подготовка устного публичного выступления; грамотное структурирование речи, умение подбирать и выстраивать аргументы; использовать в речи приемы привлечения и поддержания внимания и установления контакта с аудиторией; интонация речи оратора, его поза, жесты, мимика; соответствие речи стилю, необходимому в данной речевой ситуации и потому ожидаемому слушателями, насколько индивидуально воплощается этот стиль, то есть от того, насколько проявляется индивидуальный стиль оратора.

Умение следить за своей речью

Умение следить за своей речью — важная основа в искусстве общения

Аля  того  чтобы  быть  в  искусстве  общения  на  высоте,  вы должны  уметь  контролировать свою речь —  то  есть не просто избегать  слов, оскорбительных для чужого  слуха,  а  следить  за  тем,  КАК  вы  говорите.  Если  вы  обильно  приправляете свою  речь  ничего  не  значащими  фразами —  так  называемыми  фразами-паразитами —  это значительно  ослабляет  силу  ваших  высказываний.  К  таким «паразитам»  относятся, например:

«Понимаете, что я имею в виду?»

«Знаете, да?»

«Вы меня понимаете?»

Привычка заканчивать любое предложение восходящей Характерной именно для вопросов) интонацией создает у собеседника впечатление, будто вы хотите услышать его одобрение, прежде чем продолжить разговор. Такая манера придает речи неуверенность, и она более характерна для женщин, чем для мужчин.

Также следует избегать использования других слов-паразитов:

♦вот

♦ну

♦как бы

♦на самом деле

♦в общем

♦в принципе

Верный  способ  найти  у  себя  эти «грешки» —  записать  свою  речь  на  диктофон,  а  потом прослушать  ее и подсчитать, насколько  часто вы употребляете ничего не  значащие  слова, выражения  и  предложения,  а  также  переспрашиваете  без  необходимости.  Также  можно попросить коллегу, чтобы он последил за вашей речью и отметил примерное количество и частоту  указанных  оплошностей,  допускаемых  вами  в  повседневном  общении.  Дурные привычки легко привязываются, но избавиться от них потом трудно.

Не надо все время извиняться перед собеседником

Будьте кратки и прямолинейны: не ходите вокруг да около, чтобы высказать свое предложение,  и  не  рассыпайтесь  в  извинениях.  Старайтесь  говорить  так: «Мне бы хотелось, чтобы вы взялись за работу на этой неделе» или: «Не хотите ли выпить со мной чашечку  кофе?». А вот так говорить не следует: «Я подумал,  что  вы,  может  быть, согласитесь, ну, как бы, взяться за данную работу на этой неделе?» или: «Я подумал, что если  вы  сейчас  не  очень  заняты,  ну,  то  есть,  если  у  вас  нет  никаких  особых  дел,  то, может быть, вы хотите, в общем, это… выпить со мной чашечку кофе?»

Также не следует чрезмерно оправдываться. Например: «Мне неловко обращаться к тебе по такому поводу, но назавтра я осталась без машины, она понадобилась мужу — он на ней поехал  в Лондон  по  делам,  а  электрички  завтра  с  утра  все  отменены -так  что, может

быть, ты смогла бы подвезти меня на работу?»

Лучше просто  сказать: «Лора, ты не могла бы подвезти меня  завтра на работу? А то я сейчас без машины…»

 

Если вам необходимо извиниться, не рассыпайтесь в извинениях, а просто скажите: «Прошу прощения». Или, если вы хотите, чтобы ваши слова звучали более убедительно, можете сказать: «Я должен перед вами извиниться, я был неправ».

ДЛЯ того чтобы ваша речь  звучала увереннее, используйте высказывания от первого лица. Например:

♦мне кажется

♦я думаю

♦по моему мнению

♦я предпочитаю

♦насколько я понимаю

♦я считаю

Избегайте высказывать в отношении себя суждения негативного характера, например:

«Я в этом ничего не смыслю»

«Ты ж меня знаешь, от меня в этом деле никакого толку»

«Мне это не под силу…»

Люди в конце концов поверят в это, да и вы сами тоже поверите. Если ваш мозг будет говорить вам, что вы не в состоянии что-либо сделать, то вы и вправду этого не сможете!

Наибольшей  убедительностью  и  силой  обладают,  как  правило,  слова  с  большим количеством гласных — например, «необходимо» или «пожалуйста».

Так,  предложение «Нам  необходимо  что-то  предпринять»  выражает  крайнюю необходимость  и  лучше  действует  на  людей,  чем  фраза «Мы могли  бы что-то предпринять», содержащая оттенок вопросительности. Высказывание «Мы обязаны что-то предпринять»  звучит,  скорее,  как  приказание  и  может  вызвать  реакцию: «Я  обязан?  Да неужели?» или: «Я должен? Да что вы говорите!» А сказав: «Вы должны принять во внимание…», вы вполне можете получить ответ: «С какой это стати я должен?»

 

Тон, высота голоса и темп речи

На слушающих оказывает огромное влияние то, как звучи наша речь: под этим я подразумеваю не столько произношение (хотя и оно тоже несет в себе много информации), сколько о краску, звучность, эмоциональность и интонационное разнообразие голоса.

Вспомните, например, как вы говорите с больным человеком? Мягко, сочувственно, с пониманием. Как вы приветствуете старого друга, завидев его на другой стороне улицы? Как вы предостерегаете ребенка, чтобы он  случайно не  выбежал на проезжую часть? Как звучит ваш голос, когда вы отчитываете кого-нибудь?

Если вы говорите монотонно, то речь ваша делается скучной и неинтересной (независимо от ее содержания) и не вызывает к себе никакого доверия. А ведь от доверия к говорящему зависит и убедительная сила его высказывания. Вам никогда не удастся добиться цели, если вы будете говорить вяло и невыразительно!

Старайтесь  варьировать  высоту  голоса  и  темп  речи,  сделайте  манеру  говорить  более эмоциональной. Для этого хорошо помогает чтение вслух маленьким детям: вам придется читать выразительно и «на разные голоса» — иначе дети просто не станут вас слушать.

 

Если вы говорите очень высоким «детским» голосом (это в основном касается женщин), вас просто  не  будут  воспринимать  всерьез.  Не  тараторьте,  замедлите  темп  речи,  увеличьте длительность пауз и несколько понизьте тон голоса.

Возьмите за правило говорить четко, звучным и ровным голосом, не срываясь на крик, но и не  бубня  себе  под  нос.  Выступая  перед  группой  людей,  обязательно  поддерживайте визуальный контакт и с теми, кто находится дальше всего от вас: это поможет вам донести

до них смысл своего выступления.

Для  установления контакта  с человеком подстраивайтесь под  темп  его речи и тон голоса. Это вовсе не означает, что вы должны обезьянничать: просто, если человек говорит мягко и медленно, понижайте свой голос и замедляйте темп речи. Если же человек говорит быстро, старайтесь выдерживать тот же темп.

Независимо  от  характера  вашего  сообщения  подавайте  его  так,  чтобы  другим  было интересно  это  слушать.  Подумайте,  к  кому  вы  обращаетесь,  и  решите,  каким  голосом говорить и какие слова использовать. Всем нам знакомы люди, которые любят употреблять в  своей  речи  профессиональный  жаргон  они  делают  так,  чтобы  поставить  своего собеседника в неловкое положение или принизить его. В таком случае не позволяйте себя смутить и, слыша непонятные для вас слова, не извиняйтесь: «Простите, пожалуйста, но я не совсем понимаю вас». Если ваш собеседник говорит так — это его вина, поэтому просто вежливо и доброжелательно скажите: «Объясните, пожалуйста, что вы имеете в виду».

Вы должны верить в важность своих слов и передавать эту уверенность другим. Чем экспрессивнее  ваша  речь,  тем  большее  воздействие  она  оказывает.  Однако  не  следует чересчур  увлекаться,  забывая  о  слушателях:  чрезмерный  энтузиазм может  вызвать  у  них неприятие. Итак, мы уже подошли к теме нашей следующей главы — слушанию.

 

Статья подготовлена по материалам книги Полины Роусон «Техника общения»

Вернуться на главную Личностный рост и саморазвитие

{odnaknopka} 

 


< Предыдущая   Следующая >

КАРМА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ НАШЕЙ РЕЧЬЮ. ОТ РЕЧИ ЗАВИСИТ И ЗДОРОВЬЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ!

КАРМА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ НАШЕЙ РЕЧЬЮ. ОТ РЕЧИ ЗАВИСИТ И ЗДОРОВЬЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ!КАРМА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ НАШЕЙ РЕЧЬЮ. ОТ РЕЧИ ЗАВИСИТ И ЗДОРОВЬЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ!От речи зависит здоровье и материальное благополучие

И это относится ко всем, кто хочет как духовного развития, так и материального успеха. Умение говорить и слушать очень серьезно изучают во всех бизнес-школах. Даже в криминальном мире, чтобы подняться в бандитской иерархии, нужно уметь использовать специальный язык и контролировать все, что говоришь.

В Ведической цивилизации каждого человека учили очень внимательно следить за своей речью. Пока человек не заговорил, его тяжело узнать. Дурака от мудреца можно отличить, когда он заговорит.

Речь обладает очень сильной энергией. Известно высказывание Будды о том, что словом можно убить человека. И что три минуты гнева могут уничтожить десятилетнюю дружбу.

Специалисты, обладающие тонким видением, говорят, что люди, которые общаются матом, грубо и оскорбительно говорят, в определенном месте тонкого тела тут же получают черное пятно, которое через год-два может перерасти в раковую опухоль.

 

Речь — это проявление жизненной силы

 

В Аюрведе говорится, что самое главное, для чего нам предназначен язык — это чтение молитв, мантр и обсуждение тем, приближающих к Божественному. Можно также по мере необходимости обсуждать практические дела, общаться с близкими.

Но важно не переусердствовать. Ведь речь — это проявление праны (жизненной силы, Вселенской энергии). Чем больше праны, тем более здоров, успешен, харизматичен и гармоничен человек.

Так вот, в первую очередь, прана расходуется, когда человек говорит. Особенно, когда кого-то критикует, осуждает, предъявляет претензии, матерится. По статистике, 90% всех ссор происходит из-за того, что мы говорим о ком-то плохо.

Наиболее успешны те люди, которые приятно говорят и умеют контролировать свою речь. В Бхагават-Гите говорится, что аскеза речи заключается в умении говорить правду приятными словами. Люди, которые грубо разговаривают, занимают во всех иерархиях последние места.

Сейчас практически везде в мире происходит культурное вырождение, включающее в себя и деградацию культуры речи. И это сказывается и на экономике, и на духовной жизни в целом. На Востоке человек, который элементарно не может контролировать свою речь, считается очень примитивным, хотя он может быть профессором на Западе.

 

Карма определяется нашей речью

 

Слова также сильно определяют нашу карму. Можно десять лет заниматься духовным развитием, благотворительной деятельностью, но оскорбив великую личность, можно все потерять на всех уровнях и деградировать в низшие формы жизни. Откуда это берется? От оскорблений.

Важно помнить, что если мы кого-то критикуем, то берем на себя негативную карму и плохие качества характера этого человека . Так действует закон кармы. И также мы берем качества той личности, которую восхваляем.

Поэтому Веды призывают всегда говорить о Боге и о святых и восхвалять их. Это самый легкий путь для того, чтобы обрести божественные качества. То есть если вы хотите обрести какие-то качества, вам достаточно почитать о каком-нибудь святом, который ими обладает либо с кем-то обсудить его качества.

Давно замечено, что мы приобретаем качества того человека, о котором думаем и, следовательно, говорим. Поэтому даже западные психологи советуют думать и говорить об успешных и гармоничных людях. Но чем больше в нас эгоизма и зависти, тем тяжелее нам говорить о ком-то хорошо. Мы должны учиться никого не критиковать.

Был такой случай. У одного человека по гороскопу с определенного года должна была быть серьезная болезнь, но у него все было нормально. У него спросили, что он начал делать в этот год. Он ответил мне, что дал обет, что никого не будет критиковать. И сказал, что реально заметил, что его жизнь улучшилась, его духовная практика вышла на новый уровень.

Тот, кто нас критикует, отдает нам свою положительную карму и забирает нашу плохую. Поэтому в Ведах всегда считалось, что это хорошо, когда нас критикуют.

 

Как речь работает с нашей кармой

 

В «Махабхарате» говорится, что если вы что-то наметили, что-то хотите сделать, никому об этом не говорите. Как только вы об этом сказали, на 80% уменьшается вероятность, что это произойдет, особенно если вы поделились с завистливым, жадным человеком.

Почему люди, говорящие мало и продуманно, достигают больше? Они не теряют энергию. Другое простое правило, связанное с речью, — если мы сделали кому-то что-то хорошее и похвастались этим перед другими, то в этот момент мы теряем положительную карму и все свои плоды благочестия, которые заработали этим поступком. Хвастуны мало чего достигают.

Поэтому мы не должны никогда хвастаться своими достижениями, так как в этот момент мы теряем все плоды, которые до этого заработали. «…Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Евангелие от Матфея, 6:3).

Освободите свою речь от критики и пусть Ваша карма будет чиста!


По материалам «Эзотерика», отрывок из 10 главы книги Рами Блекта: «Самоучитель совершенной личности. 10 шагов на пути к счастью, здоровью и успеху»

Опубликовано ЭТО ИНТЕРЕСНО!
ПОНРАВИЛОСЬ? СОХРАНИТЕ СЕБЕ НА СТРАНИЦУ, НАЖАВ НА КНОПКУ

11 приемов, которые помогут наконец элегантно поставить на место любую выскочку

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Карстен Бредемайер в своей книге «Искусство словесной атаки» пишет, что умение побеждать в споре зависит не столько от знаний, сколько от тактики и уловок, которым может научиться любой. Отработав их, вы с блеском будете обезоруживать оппонентов, а ваши комментарии в интернете соберут большое количество лайков.

AdMe.ru собрал наиболее простые и действенные трюки, которые научат с достоинством побеждать в любом споре.

Говорите доступно

11 приемов, которые помогут наконец элегантно поставить на место любую выскочку

Джонатан Херринг в своей книге «Искусство полемики» замечает, что речь должна соответствовать пониманию тех, для кого она предназначена. Из этого следует, что не нужно спешить щеголять умными терминами, если вы заведомо знаете, что вас не поймут. В крайнем случае стоит пояснить, что вы имеете в виду.

С другой стороны, термины и иностранные слова можно использовать, чтобы смутить оппонента и сбить его с толку, но это уже не совсем честная игра.

Ссылайтесь на авторитеты

11 приемов, которые помогут наконец элегантно поставить на место любую выскочку

Какой бы вопрос вы ни обсуждали, всегда найдутся известные публичные люди, которые в нем хорошо разбираются. Это могут быть общественные деятели, политики, ученые, писатели и др. Аргументируйте свою позицию, ссылаясь на мнение авторитетов, это усилит любое ваше слово. Главное, ссылка должна быть достоверной, иначе вы рискуете проиграть.

Используйте факты и статистику

11 приемов, которые помогут наконец элегантно поставить на место любую выскочку

Есть 2 типа аргументов, с которыми почти невозможно поспорить, — это факты и статистика. Вряд ли ваш оппонент будет опровергать непреложную истину, что земля круглая (хотя и такие уникумы находятся). Данные статистики не всегда есть под рукой, но здесь может выручить «окей, гугл».

Критикуйте позицию, а не человека

11 приемов, которые помогут наконец элегантно поставить на место любую выскочку

Для этого нужно четко понимать тему и границы спора и чувствовать ту черту, за которой заканчивается беседа и начинаются упреки. В споре важно не то, картавит ли человек, говорит он громко или тихо, быстро или медленно и прочее, а только его мысли и доводы. Также помните, что мнение человека о каком-то предмете не является характеристикой его как личности.

Соглашайтесь с оппонентом, чтобы он согласился с вами

11 приемов, которые помогут наконец элегантно поставить на место любую выскочку

Иногда помогает отчасти согласиться с соперником. Найдите то, в чем вы оба согласны, это сделает оппонента более открытым для убеждения. Используйте оборот «да, но…» Если вы видите, что оппонент скрестил руки и нахмурился, возможно, стоит в чем-то с ним согласиться, чтобы разрядить обстановку и расположить собеседника.

Задавайте вопросы

11 приемов, которые помогут наконец элегантно поставить на место любую выскочку

Прикинувшись простодушным, искренне задавайте вопросы. Человек расслабится, не будет чувствовать угрозы и пустится в рассуждения. С каждым шагом усиливайте свои вопросы, делайте их сложнее, находите противоречия, в конце концов собеседник запутается и проиграет. Этот прием называется «метод Сократа», с помощью него знаменитый философ выиграл много споров.

«Как неизвестные авторы достигают успеха после первой же книги? » – Яндекс.Знатоки

Прочитав вопрос, я сразу вспомнила о книгах для детей, ставших чрезвычайно популярными сразу после выхода в свет. Давайте порассуждаем, почему так произошло?

Один из главных секретов успеха книги — ИДЕЯ. Ну и, конечно, её талантливое художественное воплощение. Книга должна появиться в нужное время в нужном месте. Вспомним великолепную историю о Гарри Поттере Джоан Роллинг. Простая домохозяйка, рассказывавшая сказки на ночь своей дочери и решившая записать придуманное, сразу стала невероятно популярной, а для многих уже взрослых до сих пор самое главное разочарование в жизни то, что к ним в своё время так и не прилетела сова… Люди устали от повседневности и им до невозможности захотелось чего-то необычного, волшебного… А идея о школе, в которой учат основам чародейства и волшебства, оказалась как раз кстати!

Похожая история успеха у известной шведской писательницы Астрид Линдгрен, которая также любила «засыпать» свою доченьку под рассказы о Пиппи (кстати, именно так правильно читать имя этой рыжеволосой девочки с косичками в разные стороны), или Лотте, или Эмиле

ИТАК, СЕКРЕТ УСПЕХА В:

  1. ИДЕЕ

  2. ТАЛАНТЕ

  3. ГОРЯЧЕЙ УВЛЕЧЁННОСТИ СВОИМ ДЕЛОМ

  4. ВНЕШНЕМ ДВИГАТЕЛЕ (собственном ребёнке или ещё ком-то, ради кого всё начинается)

  5. ПОДГОТОВЛЕННОЙ ПОЧВЕ (книга должна быть актуальна и ожидаема)

Творите! Успехов Вам!!!