12. М. Хайдеггер. Философия
12. М. Хайдеггер
Мартин Хайдеггер (1880–1976) — немецкий философ-экзистенциалист. Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование) — «философия существования», одно из самых модных философских течений в середине XX в., явившее собой «самое непосредственное выражение современности, ее затерянности, ее безысходности… Экзистенциальная философия выражает общее чувство времени: чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего… Экзистенциальная философия — это философия радикальной конечности» [171].
Согласно экзистенциализму, задача философии — заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Его бытие окружено со всех сторон какими-то таинственными знаками, символами. Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каково место человека в мире? Каков выбор им своего жизненного пути? Это действительно очень важные вопросы, которые не могут не волновать людей.
Наиболее крупные представители экзистенциализма — М. Хайдеггер, К. Ясперс в Германии; Г.О. Марсель, Ж.П. Сартр, А. Камю во Франции; Аббаньяно в Италии; Баррет в США. Свой метод эта философия в значительной мере заимствовала у феноменологии Э. Гуссерля.
В своем труде «Бытие и время» М. Хайдеггер поставил во главу угла вопрос о смысле бытия, который, по его мнению, оказался «забытым» традиционной философией. Хайдеггер стремился раскрыть этот смысл путем анализа проблемы бытия человека в мире. Собственно лишь человеку свойственно осмысление бытия, именно ему «открыто бытие», именно такое бытие экзистенция и есть тот фундамент, на котором должна строиться онтология: нельзя, пытаясь осмыслить мир, забывать о самом осмысливающем — человеке.
Хайдеггер перенес акцент на бытие: для вопрошающего человека бытие раскрывается и высвечивается через все, что люди познают и делают. Человек не может смотреть на мир иначе, чем сквозь призму своего бытия, разума, чувств, воли, вместе с тем вопрошая о бытии как таковом. Для человека мыслящего характерно стремление повсюду быть дома в совокупном целом, во всем мироздании. Это целое и есть наш мир — он наш дом. Поскольку конечную основу человеческого бытия составляет его временность, преходящность, конечность, постольку прежде всего время должно быть рассмотрено как наисущественнейшая характеристика бытия. Обычно же бытие человеком анализировалось специально и обстоятельно в контексте времени и лишь в рамках настоящего времени как «вечного присутствия». По Хайдеггеру, личность остро переживает временность бытия, но ориентация на будущее дает личности подлинное существование, а «вечное ограничение настоящим» приводит к тому, что мир вещей в их повседневности заслоняет от личности ее конечность.В дальнейшем по мере своего философского развития Хайдеггер перешел к анализу идей, выражающих не столько личностно-нравственную, сколько безлично-космическую суть бытия: «бытие и ничто», «скрытое и открытое бытие», «земное и небесное», «человеческое и божественное». Вместе с тем ему свойственно стремление осмыслить природу самого человека, исходя из «истины бытия», т. е. исходя уже из более широкого, даже предельно широкого осмысления самой категории бытия.
Исследуя истоки метафизического способа мышления и мировоззрения в целом, Хайдеггер стремится показать, как метафизика, являясь основой всей европейской духовной жизни, постепенно мировоззренчески подготавливает новую науку и технику, которые ставят своей целью подчинение всего сущего человеку и порождают стиль жизни современного общества, в частности, его урбанизацию и «омассовление» культуры. Истоки метафизики, по Хайдеггеру, восходят к Платону и даже к Пармениду, положившим начало рационалистического осмысления сущего и истолкованию мышления как созерцания вечных реалий, т. е. чего-то самотождественного и пребывающего. В противоположность этой традиции Хайдеггер для характеристики истинного мышления употребляет термин «вслушивание»: бытие нельзя просто созерцать — ему можно и нужно только внимать. Преодоление метафизического мышления требует, по Хайдеггеру, возвращения к изначальным, но нереализованным возможностям европейской культуры, к той «досократовской» Греции, которая еще жила «в истине бытия». Такое воззрение возможно потому, что (хоть и «забытое») бытие все же еще живет в самом интимном лоне культуры — в языке: «Язык — это дом бытия». Однако при современном отношении к языку как к орудию он технизируется, становится лишь средством передачи информации и поэтому умирает как подлинная «речь», как «речение», «сказание», поэтому теряется та последняя нить, которая связывает человека и его культуру с бытием, а сам язык становится мертвым.
Итак, если в своих ранних работах Хайдеггер стремился выстроить философскую систему, то впоследствии он провозгласил невозможность рационального постижения бытия. В более поздних работах Хайдеггер, пытаясь преодолеть субъективизм и психологизм своей позиции, выдвинул на первый план бытие как таковое.
30. Хайдеггер, Мартин
30. Хайдеггер, Мартин Немецкий философ двадцатого столетия. Никогда и ни в чем не упускал своей выгоды. По существу поддержал Гитлера и нацизм в своем выступлении в 1933 году, после чего был назначен ректором Фрайбургского университета (простое совпадение, я полагаю).
2. Хайдеггер и Декарт: критика субъективизма
2. Хайдеггер и Декарт: критика субъективизма У мыслителей, сформировавших феноменологическую философию, оценки философии Декарта весьма различны. Они колеблются от брентановской оценки Декарта как основателя «фазы восходящего развития» Нового времени доМартин Хайдеггер Преодоление метафизики[1]
Мартин Хайдеггер Преодоление метафизики[1] I. Что значит «преодоление метафизики»? Бытийно-историческая мысль применяет это обозначение лишь как вспомогательное для того, чтобы вообще сделать себя понятной. По существу оно дает повод для многих недоразумений; ибо оно не
Мартин Хайдеггер Что значит мыслить?
Мартин Хайдеггер Что значит мыслить? Мы попадаем в то, что называют мышлением, когда мыслим сами. Чтобы нам это удалось, мы должны быть готовы учиться мыслить.Как только мы принимаемся за это учение, мы сразу понимаем, что мыслить мы не можем. Но все же человека считают, и по
Мартин Хайдеггер
Мартин Хайдеггер 1889–1976Бытие и время1927Автор Бытия и времени является одним из тех философов XX века, вокруг которых было больше всего споров. Дело в том, что с 1933 года он примкнул к национал-социалистической партии. На долгое время Хайдеггер останется отправной точкой
4. Хайдеггер в качестве общего места
4. Хайдеггер в качестве общего места Что же говорит «текущий» Хайдеггер — тот, согласно которому организуется мнение? Вот что:1) Современная фигура метафизики, какою она сложилась вокруг категории субъекта, находится в стадии своего завершения. Истинный смысл категории
3. Гуссерль, Гегель, Хайдеггер
3. Гуссерль, Гегель, Хайдеггер Кажется, что философия XIX и XX веков понимала невозможность избежать солипсизма, если рассматривать вначале меня и другого в виде двух разделенных субстанций: в самом деле, всякое объединение этих субстанций должно считаться невозможным.
Хайдеггер и поэтическое
Хайдеггер и поэтическое Согласно Хайдеггеру, западная история не является триумфальным маршем к свету и счастью. Напротив, она характеризуется постоянным упадком, начавшимся во времена досократиков. Чем больше люди пытаются охватить существующее в своих теоретических
12. М. Хайдеггер
12. М. Хайдеггер Мартин Хайдеггер (1880–1976) — немецкий философ-экзистенциалист. Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование) — «философия существования», одно из самых модных философских течений в середине XX в., явившее собой «самое непосредственное выражение
Мартин Хайдеггер Искусство и пространство
Мартин Хайдеггер Искусство и пространство Когда много думаешь сам, обнаруживаешь, что в языке заключено много мудрости. Едва ли вероятно, что мы сами всё вкладываем в него; в нем действительно скрыта немалая мудрость, как и в пословицах. Г. Хр. Лихтенберг Но чем-то великим
МАРТИН ХАЙДЕГГЕР (1889–1978)
МАРТИН ХАЙДЕГГЕР (1889–1978) Немецкий философ, один из основоположников немецкого экзистенциализма. Развил учение о бытии («фундаментальная онтология»), в основе которого противопоставление подлинного существования (экзистенции) и мира повседневности, обыденности;
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 96
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 96 ©emirsaba.org 2023 | Басты бет Lessons Curriculum vitae Documents |
Алан Лайтман о темной энергии, мультивселенной и почему мы существуем – Маргинал
Мария Попова
Такие вопросы, как почему наш мир существует и что такое ничто, занимали умы великие и обычные с самого начала человечества, и все же навсегда нашего научного прогресса, они продолжают это делать, давая лишь гипотезы, а не конкретные ответы. Но есть что-то неизменно обнадеживающее в различии между примитивными гипотезами мифа, фольклора и религии, которые передавали такие тайны различным божествам и случайным седобородым людям, и все более обоснованными догадками современной науки.
В заглавном эссе его превосходного The Accidental Universe: The World You Thought You Knew ( public library ), которое также дало нам это прекрасное размышление о науке и духовности, Алан Лайтман баллов до штрафа -настройка — представление о том, что основные силы, движущие нашу Вселенную, по-видимому, настроены таким образом, чтобы сделать возможным существование жизни, — центральным элементом того, как современные ученые пытаются ответить на эти извечные вопросы.
Самый убедительный пример тонкой настройки — темная энергия — невидимая и неожиданная космологическая сила, скрывающаяся в пустом пространстве и работающая против замедления расширения Вселенной, своего рода «космическая педаль акселератора», ускоряющая ее расширение и заставляя галактики удаляться друг от друга. Каким бы таинственным это ни было, ученые подсчитали, что темная энергия составляет почти три четверти всей энергии во Вселенной — факт, который делает ее тем, что Лайтман метко называет «конечной 9-тью».0008 éminence greise … невидимый слон в комнате науки». Тем не менее, темная энергия может содержать ключ к освещению вечной загадки того, почему мы существуем. Лайтман пишет:
В одном большинство физиков согласны. Если бы количество темной энергии в нашей Вселенной хоть немного отличалось от того, что есть на самом деле, то жизнь никогда бы не возникла. Еще немного, и Вселенная ускорилась бы так быстро, что материя в молодой Вселенной никогда бы не собралась вместе, чтобы образовать звезды и, следовательно, сложные атомы, образовавшиеся в звездах. И, уйдя в отрицательные значения темной энергии, чуть меньше, и Вселенная затормозилась бы так быстро, что снова схлопнулась бы прежде, чем успело образоваться даже простейшее атомообразование.
Но возникает естественный вопрос: кто или что выполнило эту тонкую настройку. Одно объяснение, которое не требует всемогущего «Творца» или доброжелательного «Творца» — другими словами, теория, не поддающаяся философии невежества, — это концепция мультивселенной, предпосылка которой состоит в том, что вселенная только « существует», или обладает свойствами, которые мы можем наблюдать, в той мере, в какой и потому, что мы здесь, чтобы наблюдать это. Лайтман пишет:
Из всех возможных количеств темной энергии, которые может иметь наша Вселенная, фактическое количество находится в крошечной полоске диапазона, в котором возможна жизнь. По этому поводу мало аргументов. Это не зависит от предположений о том, нужна ли нам для жизни жидкая вода, кислород или определенные биохимические процессы. Это зависит только от потребности атомов. По-прежнему приходится задаваться вопросом: почему происходит такая тонкая настройка? И ответ, в который сейчас верят многие физики: Мультивселенная. Может существовать огромное количество вселенных с разными значениями количества темной энергии. Наша конкретная вселенная является одной из вселенных с небольшим значением, допускающим появление жизни. Мы здесь, поэтому наша вселенная должна быть такой вселенной. Мы несчастный случай. Из космической лотерейной шляпы, содержащей миллионы вселенных, нам довелось нарисовать вселенную, в которой возможна жизнь. Но опять же, если бы мы не вытянули такой билет, нас бы здесь не было, чтобы обдумывать шансы.
И просто чтобы убедиться, что у нас не закружилась голова, Лайтман добавляет научный эквивалент незабвенного романа Дэвида Фостера Уоллеса This Is Water и пишет:
Если идея мультивселенной верна, то историческая миссия физики объяснять все свойства нашей вселенной в терминах фундаментальных принципов — объяснять, почему свойства нашей вселенной обязательно должны быть такими, какие они есть, — бесполезно, это красивая философская мечта, которая просто не соответствует действительности. Наша вселенная такая, какая она есть, просто потому, что мы здесь. Ситуацию можно сравнить с ситуацией с группой разумных рыб, которые однажды начинают задаваться вопросом, почему их мир полностью заполнен водой. Многие рыбы-теоретики надеются доказать, что космос обязательно должен быть наполнен водой. В течение многих лет они ставили перед собой задачу, но никогда не могли полностью доказать свое утверждение. Затем группа иссохших рыб постулирует, что, возможно, они обманывают себя. Возможно, предполагают они, есть много других миров, некоторые из них полностью сухие, некоторые влажные, и все, что между ними.
The Accidental Universe — это изысканно умопомрачительное чтение во всей своей полноте, такое, которое оставит вас одновременно образованным и дезориентированным, но, прежде всего, способным принять и прославить глубокую неопределенность, которая продвигает, а не мешает человеку. знание.
Фотографии общественного достояния через Flickr Commons / Smithsonian Institution
—
Опубликовано 4 февраля 2014 г.
—
https://www.themarginalian.org/2014/02/04/accidental-universe-alan-lightman/
—
ПЕЧАТЬ СТАТЬИ
ОТПРАВИТЬ СТАТЬЮ ПО ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЕ
Filed Under
Alan Lightmanbooksreligionscience
Marginalian участвует в партнерской программе Amazon Services LLC, партнерской рекламной программе, предназначенной для предоставления сайтам средств для получения комиссионных за размещение ссылок на Amazon. Говоря более человеческим языком, это означает, что всякий раз, когда вы покупаете книгу на Amazon по любой ссылке здесь, я получаю небольшой процент от ее цены, который идет прямо на мои собственные колоссальные библиорасходы. Политика конфиденциальности. (TLDR: вы в безопасности — на моих часах не прячутся гнусные «третьи лица» и не разбрасываются крохи «куки», которые использует остальная часть Интернета.)
Случайная Вселенная, с картины Алана Лайтмана
В пятом веке до нашей эры философ Демокрит предположил, что вся материя состоит из мельчайших и неделимых атомов, которые бывают разных размеров и текстур: твердые и мягкие, гладкие и тернистый. Сами атомы принимались как данность. В девятнадцатом веке ученые обнаружили, что химические свойства атомов периодически повторяются (и создали периодическую таблицу, чтобы отразить этот факт), но происхождение таких закономерностей оставалось загадкой. Только в двадцатом веке ученые узнали, что свойства атома определяются количеством и расположением его электронов, субатомных частиц, вращающихся вокруг его ядра. И теперь мы знаем, что все атомы тяжелее гелия были созданы в ядерных топках звезд.
Историю науки можно рассматривать как преобразование явлений, которые когда-то считались случайностями, в явления, которые можно понять с точки зрения фундаментальных причин и принципов. К списку полностью объясненных можно добавить: оттенок неба, орбиты планет, угол следа лодки, движущейся по озеру, шестигранные узоры снежинок, вес летящей дрофы, температура кипящей воды, размер капель дождя, круглая форма солнца. Все эти явления и многие другие, которые когда-то считались зафиксированными в начале времен или являлись результатом случайных событий впоследствии, были объяснены как необходимых следствий фундаментальных законов природы — законов, открытых людьми.
Эта долгая и привлекательная тенденция подходит к концу. Резкое развитие космологических открытий и идей привело некоторых ведущих физиков мира к предположению, что наша Вселенная является лишь одной из огромного числа вселенных с сильно различающимися свойствами и что некоторые из самых основных характеристик нашей конкретной вселенной действительно всего лишь . несчастные случаи — случайный бросок космических костей. В этом случае нет никакой надежды когда-либо объяснить особенности нашей Вселенной с точки зрения фундаментальных причин и принципов.
Возможно, невозможно сказать, насколько далеко друг от друга могут быть разные вселенные и существуют ли они одновременно во времени. У некоторых могут быть звезды и галактики, подобные нашей. Некоторые не могут. Некоторые из них могут быть ограничены по размеру. Некоторые могут быть бесконечными. Физики называют совокупность вселенных «мультивселенной». Алан Гут, пионер космологической мысли, говорит, что «идея множественных вселенных сильно ограничивает наши надежды понять мир с фундаментальных принципов». И философский этос науки оторван от своих корней. Как сказал мне недавно лауреат Нобелевской премии по физике Стивен Вайнберг, человек столь же осторожный в своих словах, как и в своих математических расчетах: «Сейчас мы находимся на исторической развилке на пути, по которому мы идем, чтобы понять законы природы. Если идея мультивселенной верна, стиль фундаментальной физики радикально изменится».
Ученые, которых больше всего огорчила «развилка дорог» Вайнберга, — это физики-теоретики. Теоретическая физика — самая глубокая и чистая отрасль науки. Это форпост науки, наиболее близкий к философии и религии. Ученые-экспериментаторы занимаются наблюдением и измерением космоса, выясняя, какие вещи существуют, какими бы странными они ни были. С другой стороны, физики-теоретики не удовлетворяются наблюдением за Вселенной. Они хотят знать почему . Они хотят объяснить все свойства Вселенной с помощью нескольких фундаментальных принципов и параметров. Эти фундаментальные принципы, в свою очередь, приводят к «законам природы», которые управляют поведением всей материи и энергии. Примером фундаментального принципа в физике, впервые предложенного Галилеем в 1632 г. и расширенного Эйнштейном в 1905 г., является следующий: все наблюдатели, движущиеся с постоянной скоростью относительно друг друга, должны быть свидетелями одинаковых законов природы. Из этого принципа Эйнштейн вывел свою специальную теорию относительности. Примером фундаментального параметра является масса электрона, считающегося одной из примерно двух десятков «элементарных» частиц природы. С точки зрения физиков, чем меньше фундаментальных принципов и параметров, тем лучше. В основе этого предприятия всегда лежала надежда и вера в то, что эти базовые принципы настолько ограничительны, что возможна только одна самосогласованная вселенная, как кроссворд с единственным решением. Эта единственная вселенная была бы, конечно, вселенной, в которой мы живем. Физики-теоретики — платоники. До последних нескольких лет они соглашались с тем, что вся вселенная, одна вселенная, создана из нескольких математических истин и принципов симметрии, возможно, с добавлением нескольких параметров, таких как масса электрона. Казалось, мы приближаемся к видению нашей вселенной, в которой все можно рассчитать, предсказать и понять.
Однако две теории в физике, теория вечной инфляции и теория струн, теперь предполагают, что одних и тех же фундаментальных принципов, из которых вытекают законы природы, могут привести к множеству различных самосогласованных вселенных с множеством различных свойств. Это как если бы вы зашли в обувной магазин, измерили свою ногу и обнаружили, что вам подойдет размер 5, размер 8 также подойдет и размер 12 подойдет одинаково хорошо. Такие сомнительные результаты крайне огорчают физиков-теоретиков. Очевидно, что фундаментальные законы природы не ограничивают единую и неповторимую вселенную. Согласно нынешнему мнению многих физиков, мы живем в одной из огромного количества вселенных. Мы живем в случайной вселенной. Мы живем во вселенной, не поддающейся исчислению наукой.
«В 1970-х и 1980-х годах, — говорит Алан Гут, — казалось, что мы настолько умны, что почти все предусмотрели». То, что придумали физики, было очень точными теориями трех из четырех фундаментальных сил природы: сильного ядерного взаимодействия, связывающего атомные ядра вместе, слабого взаимодействия, ответственного за некоторые формы радиоактивного распада, и электромагнитного взаимодействия между электрически заряженными частицами. . И были перспективы слияния теории, известной как квантовая физика, с теорией Эйнштейна о четвертой силе, гравитации, и, таким образом, втягивания их всех в лоно того, что физики называли Теорией всего или Окончательной теорией. Эти теории 1970-е и 1980-е годы потребовали спецификации пары десятков параметров, соответствующих массам элементарных частиц, и еще полдюжины или около того параметров, соответствующих силам фундаментальных взаимодействий. Следующим шагом тогда было бы вывести большинство масс элементарных частиц в терминах одной или двух фундаментальных масс и определить силу всех фундаментальных взаимодействий в терминах одной фундаментальной силы.
Были веские основания полагать, что физики готовы сделать следующий шаг. Действительно, со времен Галилея физика чрезвычайно успешно открывала принципы и законы, у которых все меньше и меньше свободных параметров и которые также находятся в близком согласии с наблюдаемыми фактами мира. Например, наблюдаемое вращение эллипса орбиты Меркурия, 0,012 градуса в столетие, было успешно рассчитано с помощью общей теории относительности, а наблюдаемая магнитная сила электрона, 2,002319магнетонов, был выведен с использованием теории квантовой электродинамики. Физика больше, чем любая другая наука, полна очень точных совпадений между теорией и экспериментом.
Гут начал свою карьеру физика в этом солнечном научном мире. Сейчас ему шестьдесят четыре года, и он профессор Массачусетского технологического института. Ему было около тридцати, когда он предложил серьезно пересмотреть теорию Большого Взрыва, нечто, называемое инфляцией. Теперь у нас есть много свидетельств того, что наша Вселенная возникла как самородок чрезвычайно высокой плотности и температуры около 14 миллиардов лет назад и с тех пор расширяется, истончается и остывает. Теория инфляции предполагает, что, когда возраст нашей Вселенной составлял всего одну триллионную от триллионной триллионной доли секунды, особый тип энергии заставлял космос очень быстро расширяться. Через крошечную долю секунды Вселенная вернулась к более медленному расширению стандартной модели Большого взрыва. Инфляция решила ряд нерешенных проблем космологии, например, почему Вселенная кажется такой однородной в больших масштабах.
Когда я посетил Гута в его кабинете на третьем этаже Массачусетского технологического института в один прохладный майский день, я едва мог разглядеть его над стопками бумаг и пустыми бутылками из-под диетической колы на его столе. На полу валялись новые стопки бумаги и десятки журналов. На самом деле, несколько лет назад Гут выиграл конкурс, спонсируемый Boston Globe , на самый грязный офис в городе. Призом стали услуги профессионального организатора на один день. «На самом деле она больше мешала, чем помогала. Она взяла с пола груды конвертов и начала рассортировывать их по размеру». Он носит очки в стиле авиаторов, носит длинные волосы и постоянно пьет диетическую колу. «Причина, по которой я занялся теоретической физикой, — говорит мне Гут, — заключается в том, что мне нравилась идея, что мы можем понять все — то есть вселенную — с точки зрения математики и логики». Он горько смеется. Мы говорили о мультивселенной.
Бросая вызов платоновской мечте физиков-теоретиков, идея мультивселенной объясняет один аспект нашей вселенной, который годами тревожил некоторых ученых: согласно различным расчетам, если бы значения некоторых фундаментальных параметров нашей вселенной были немного больше или немного меньше, жизнь не могла бы возникнуть. Например, если бы ядерное взаимодействие было на несколько процентных пунктов сильнее, чем оно есть на самом деле, тогда все атомы водорода в зарождающейся Вселенной слились бы с другими атомами водорода, образовав гелий, и водорода не осталось бы. Нет водорода — значит нет воды. Хотя мы далеко не уверены в том, какие условия необходимы для жизни, большинство биологов считают, что вода необходима. С другой стороны, если бы ядерная сила была существенно слабее, чем она есть на самом деле, то сложные атомы, необходимые для биологии, не могли бы удерживаться вместе. В качестве другого примера: если бы соотношение между силой гравитационной силы и электромагнитной силой не было близким к тому, что есть, то в космосе не было бы звезд, которые взрываются и извергают поддерживающие жизнь химические элементы в космос или любые другие звезды. которые образуют планеты. Оба вида звезд необходимы для возникновения жизни. Силы основных сил и некоторые другие фундаментальные параметры в нашей Вселенной, по-видимому, «точно настроены», чтобы обеспечить существование жизни. Признание этой тонкой настройки побудило британского физика Брэндона Картера сформулировать то, что он назвал антропным принципом, который гласит, что Вселенная должна иметь те параметры, которые у нее есть, потому что мы здесь, чтобы наблюдать за ней. На самом деле слово антропный , от греческого «человек», — неправильное название: если бы эти фундаментальные параметры сильно отличались от того, что они есть, не существовало бы не только людей. Никакой жизни не существовало бы.
Если такие выводы верны, большой вопрос, , конечно, состоит в том, почему эти фундаментальные параметры лежат в диапазоне, необходимом для жизни. Заботится ли Вселенная о жизни? Интеллектуальный дизайн — это один из ответов. Действительно, немало теологов, философов и даже некоторые ученые использовали тонкую настройку и антропный принцип как доказательство существования Бога. Например, на конференции христианских ученых 2011 года в Университете Пеппердайн Фрэнсис Коллинз, ведущий генетик и директор Национального института здравоохранения, сказал: любая форма жизни, все должно быть точно определено на этом острие невероятности…. [Вы] должны увидеть руки создателя, который установил параметры именно так, потому что создатель интересовался чем-то более сложным, чем случайные частицы».
Однако разумный замысел — это ответ на тонкую настройку, которая не нравится большинству ученых. Мультивселенная предлагает другое объяснение. Если существует бесчисленное множество разных вселенных с разными свойствами — например, в некоторых ядерные силы намного сильнее, чем в нашей Вселенной, а в некоторых ядерные силы гораздо слабее, — тогда в некоторых из этих вселенных возможно появление жизни, а в некоторых — нет. Некоторые из этих вселенных будут мертвыми, безжизненными громадами материи и энергии, а другие позволят появиться клеткам, растениям и животным, разумам. Из огромного диапазона возможных вселенных, предсказанных теориями, доля вселенных с жизнью, несомненно, невелика. Но это не имеет значения. Мы живем в одной из вселенных, которая допускает жизнь, потому что иначе мы не были бы здесь, чтобы задать вопрос.
Объяснение аналогично объяснению того, почему нам довелось жить на планете, на которой так много приятных вещей для нашего комфортного существования: кислород, вода, температура между точкой замерзания и точкой кипения воды и так далее. Это счастливое стечение обстоятельств просто удача, или деяние провидения, или что? Нет, просто мы не могли бы жить на планетах без таких свойств. Существует много других планет, которые не столь благоприятны для жизни, например, Уран, где температура составляет -371 градус по Фаренгейту, и Венера, где идут дожди из серной кислоты.
Мультивселенная предлагает объяснение тонкой настройки, не требующей присутствия Дизайнера. Как говорит Стивен Вайнберг: «На протяжении многих веков наука ослабляла власть религии, не опровергая существование Бога, а сводя на нет аргументы в пользу Бога, основанные на том, что мы наблюдаем в мире природы. Идея мультивселенной предлагает объяснение того, почему мы находимся во вселенной, благоприятной для жизни, которая не полагается на благосклонность создателя и поэтому, если она верна, оставит еще меньше поддержки религии».
Некоторые физики по-прежнему скептически относятся к антропному принципу и использованию множественных вселенных для объяснения значений фундаментальных параметров физики. Другие, такие как Вайнберг и Гут, неохотно приняли антропный принцип и идею мультивселенной как вместе обеспечивающие наилучшее возможное объяснение наблюдаемых фактов.
Если идея мультивселенной верна, то историческая миссия физики — объяснить все свойства нашей Вселенной с точки зрения фундаментальных принципов — объяснить, почему свойства нашей Вселенной должны быть обязательно быть тем, что они есть — это бесполезно, красивая философская мечта, которая просто не соответствует действительности. Наша вселенная такая, какая она есть, потому что мы здесь. Ситуацию можно сравнить со стаей разумных рыб, которые однажды начали задаваться вопросом, почему их мир полностью заполнен водой. Многие рыбы-теоретики надеются доказать, что весь космос обязательно должен быть наполнен водой. В течение многих лет они ставили перед собой задачу, но никогда не могли полностью доказать свое утверждение. Затем группа иссохших рыб постулирует, что, возможно, они обманывают себя. Возможно, предполагают они, есть много других миров, некоторые из них совершенно сухие, и все, что между ними.
Самый поразительный пример тонкой настройки, который практически требует мультивселенной для объяснения, — это неожиданное обнаружение того, что ученые называют темной энергией. Немногим более десяти лет назад, используя роботизированные телескопы в Аризоне, Чили, на Гавайях и в открытом космосе, которые могут прочесывать почти миллион галактик за ночь, астрономы обнаружили, что расширение Вселенной ускоряется. Как упоминалось ранее, с конца 1920-х годов было известно, что Вселенная расширяется; это центральная особенность модели Большого взрыва. Ортодоксальная космологическая мысль считала, что расширение замедляется. В конце концов, гравитация — это сила притяжения; он сближает массы. Так что это было довольно неожиданно в 1998 года, когда две группы астрономов объявили, что какая-то неизвестная сила, по-видимому, нажимает на педаль космического газа. Расширение ускоряется. Галактики разлетаются друг от друга, словно отталкиваемые антигравитацией. Говорит Роберт Киршнер, один из членов команды, сделавшей открытие: «Это не вселенная вашего отца». (В октябре члены обеих команд были удостоены Нобелевской премии по физике.)
Физики назвали энергию, связанную с этой космологической силой, темной энергией. Никто не знает, что это такое. Не только невидимая, темная энергия явно прячется в пустом пространстве. Тем не менее, основываясь на наших наблюдениях за ускоряющейся скоростью расширения, темная энергия составляет колоссальные три четверти всей энергии Вселенной. Это невидимый слон в комнате науки.
Количество темной энергии, или, точнее, количество темной энергии в каждом кубическом сантиметре пространства, по расчетам, составляет около одной стомиллионной (10 90 133 –8 90 134 ) эрга на кубический сантиметр. (Для сравнения, пенни, упавший с высоты пояса, ударяется об пол с энергией около трехсот тысяч, то есть 3 × 10 90 133 5 90 134 эрг.) Это может показаться не таким уж большим, но в сумме получается огромное объемы космического пространства. Астрономы смогли определить это число, измерив скорость расширения Вселенной в разные эпохи: если Вселенная ускоряется, значит, в прошлом скорость ее расширения была меньше. По величине ускорения астрономы могут рассчитать количество темной энергии во Вселенной.
У физиков-теоретиков есть несколько гипотез о сущности темной энергии. Это может быть энергия призрачных субатомных частиц, которые могут ненадолго появиться из ничего, прежде чем самоуничтожиться и соскользнуть обратно в вакуум. Согласно квантовой физике, пустое пространство — это столпотворение субатомных частиц, которые мечутся, а затем исчезают, прежде чем их можно будет увидеть. Темная энергия также может быть связана с еще не наблюдаемым силовым полем, называемым полем Хиггса, которое иногда используется для объяснения того, почему определенные виды материи имеют массу. (Физики-теоретики размышляют о вещах, о которых другие люди не думают.) И в моделях, предложенных теорией струн, темная энергия может быть связана с тем, как дополнительные измерения пространства — сверх обычных длины, ширины и ширины — сжимаются до размеры намного меньше атомов, так что мы их не замечаем.
Эти различные гипотезы дают фантастически большой диапазон для теоретически возможных количеств темной энергии во Вселенной, примерно от 10 115 эрг на кубический сантиметр до -10 115 эрг на кубический сантиметр. (Отрицательное значение темной энергии означало бы, что она действует на замедление Вселенной, в отличие от того, что наблюдается.) Таким образом, по абсолютной величине количество темной энергии, действительно присутствующей в нашей Вселенной, либо очень, очень мало, либо очень, очень большой по сравнению с тем, что могло бы быть. Уже один этот факт удивляет. Если бы теоретически возможные положительные значения темной энергии были отмечены на линейке, протянувшейся отсюда до Солнца, с нулем на одном конце линейки и 10 115 эрг на кубический сантиметр на другом конце, значение темной энергии, действительно обнаруженное в нашей Вселенной (10 –8 эрг на кубический сантиметр), было бы ближе к нулевому концу, чем ширина атома.
В одном большинство физиков сходятся во мнении: если бы количество темной энергии в нашей Вселенной хоть немного отличалось от того, что есть на самом деле, жизнь никогда бы не возникла. Еще немного, и Вселенная ускорится так быстро, что материя в молодом космосе никогда не сможет собраться вместе, чтобы сформировать звезды и, таким образом, образовать сложные атомы, образующие звезды. А если перейти к отрицательным значениям темной энергии, еще немного, и Вселенная замедлится так быстро, что снова схлопнется, прежде чем успеет сформироваться даже простейший атом.
Здесь у нас есть наглядный пример тонкой настройки: из всех возможных количеств темной энергии, которые может иметь наша Вселенная, фактическое количество находится в крошечной полоске диапазона, в котором возможна жизнь. По этому поводу мало аргументов. Это не зависит от предположений о том, нужна ли нам для жизни жидкая вода, кислород или определенные биохимические процессы. По-прежнему приходится задаваться вопросом: почему происходит такая тонкая настройка? И ответ, в который сейчас верят многие физики: Мультивселенная. Может существовать огромное количество вселенных с разными значениями количества темной энергии. Наша конкретная вселенная является одной из вселенных с небольшим значением, допускающим появление жизни. Мы здесь, поэтому наша вселенная должна быть такой вселенной. Мы несчастный случай. Из космической лотерейной шляпы, содержащей миллионы вселенных, нам довелось нарисовать вселенную, в которой возможна жизнь. Но опять же, если бы мы не вытянули такой билет, нас бы здесь не было, чтобы обдумывать шансы.
Концепция мультивселенной убедительна не только потому, что она объясняет проблему тонкой настройки. Как я упоминал ранее, возможность мультивселенной на самом деле предсказывается современными физическими теориями. Одна из таких теорий, называемая вечной инфляцией, представляет собой пересмотр теории инфляции Гута, разработанной Андреем Линде, Полом Стейнхардтом и Алексом Виленкиным в начале и середине 1980-х годов. В обычной теории инфляции очень быстрое расширение зарождающейся Вселенной вызвано энергетическим полем, таким как темная энергия, которая временно находится в ловушке в состоянии, которое не представляет собой самую низкую энергию для Вселенной в целом, как сидящий мрамор. в небольшой вмятине на столе. Шарик может остаться там, но если его толкнуть, он выкатится из вмятины, покатится по столу, а затем упадет на пол (что представляет собой самый низкий возможный уровень энергии). В теории вечной инфляции поле темной энергии имеет много разных значений в разных точках пространства, аналогично множеству шариков, сидящих во множестве вмятин на космическом столе. Более того, поскольку пространство быстро расширяется, количество шариков увеличивается. Каждый из этих шариков толкается случайными процессами, присущими квантовой механике, и некоторые из шариков начинают катиться по столу и падать на пол. Каждый шарик начинает новый Большой Взрыв, по сути, новую вселенную. Таким образом, первоначальная, быстро расширяющаяся вселенная порождает множество новых вселенных в бесконечном процессе.
Теория струн также предсказывает возможность мультивселенной. Первоначально задуманная в конце 1960-х годов как теория сильного ядерного взаимодействия, но вскоре расширившаяся далеко за пределы этих амбиций, теория струн постулирует, что мельчайшие составляющие материи — это не субатомные частицы, такие как электрон, а чрезвычайно крошечные одномерные «струны» энергии. Эти элементарные струны могут вибрировать с разной частотой, как струны скрипки, и разные режимы вибрации соответствуют разным фундаментальным частицам и силам. Струнные теории обычно требуют семи измерений пространства в дополнение к обычным трем, которые сжаты до таких малых размеров, что мы никогда их не ощущаем, подобно трехмерному садовому шлангу, который выглядит как одномерная линия, если смотреть с большого расстояния. . На самом деле существует огромное количество способов свернуть дополнительные измерения в теории струн, и каждый из этих способов соответствует отдельной вселенной с разными физическими свойствами.
Первоначально надеялись, что с помощью теории этих струн с очень небольшим количеством дополнительных параметров физики смогут объяснить все силы и частицы природы — вся реальность будет проявлением вибраций элементарных струн. Тогда теория струн была бы окончательной реализацией платоновского идеала полностью объяснимого космоса. Однако за последние несколько лет физики обнаружили, что теория струн предсказывает не единственную вселенную, а огромное количество возможных вселенных с различными свойствами. Подсчитано, что «струнный ландшафт» содержит 10 500 различные возможные вселенные. Для всех практических целей это число бесконечно.
Важно отметить, что ни вечная инфляция, ни теория струн не имеют экспериментального подтверждения многих предыдущих физических теорий, таких как специальная теория относительности или квантовая электродинамика, упомянутые ранее. Вечная инфляция или теория струн, или и то и другое, могут оказаться ошибочными. Однако некоторые из ведущих физиков мира посвятили свою карьеру изучению этих двух теорий.
Вернемся к разумной рыбе. Сморщенная старая рыба предполагает, что есть много других миров, одни с сушей, другие с водой. Некоторые рыбы неохотно принимают это объяснение. Некоторые чувствуют облегчение. Некоторые считают, что их размышления на протяжении всей жизни были бессмысленными. А некоторые по-прежнему глубоко обеспокоены. Потому что они никак не могут доказать эту гипотезу. Та же неопределенность беспокоит многих физиков, которые приспосабливаются к идее мультивселенной. Мы не только должны признать, что основные свойства нашей вселенной случайны и не поддаются исчислению.