Смысл названия рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма» 🎓
Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма», написанный в 1946 году, поразил меня до глубины души, наверное, потому, что затрагивает важную для любого человека проблему-взаимоотношения родителей и детей. По-своему решают ее главные героини рассказа — Катерина Петровна и ее дочь Настя. Катерина Петровна доживала свой век «в старом доме, построенном ее отцом — известным художником».
Ее дочь, Настя, живущая в далеком большом городе, очень редко писала ей и почти не приезжала. Свои дела, непонятные матери интересы, свое счастье увлекают
ее больше, чем родная мать. Катерина Петровна же из скромности боится напомнить о себе. «Лучше не мешать», — решает она.Ей одиноко в пустом холодном доме, где «застоялся горький запах нетопленных печей, ей все труднее вставать по утрам», ощущать полную ненужность и свою, и своего «мемориального» дома, находящегося под охраной областного музея.
Внутреннее состояние Катерины Петровны автор передает и с помощью пейзажа. Осеннее холодное ненастье, высохшая в саду трава, облетевшие ветлы, почерневшие тесовые крыши, ночи долгие и тяжелые, как бессонница, помогают понять внутреннее состояние героини, ее грусть, одиночество, ненужность и бесприютность.
Композиционно рассказ можно разделить натри части. Первая часть посвящена жизни Катерины Петровны, вторая — ее дочери Насте, в третьей — история о телеграмме, но именно она является кульминационным центром всего произведения.
Говоря о Катерине Петровне, автор вспоминает ее длинную жизнь, за которую успела она не так уж и мало. Она была воспитана в артистической семье, была достаточно образована, интеллигентна, знакома со многими интересными людьми, «жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго». Постаревшая, сгорбившаяся, плохо видящая, Катерина Петровна хорошо помнит свою молодость. Она хранит милые сердцу вещи: сморщенные перчатки, страусиные перья, какие-то бумажки в рыжем кожаном ридикюле.
Брошенная собственной дочерью, она отдает это все Манюше, девочке, помогающей ей по хозяйству. Только эта девочка да сторож с почтальоном иногда навещают Катерину Петровну. Все они с уважением относятся к ней, помогают, как могут.
Но, как не стараются, не могут скрасить ее одиночества. Она с нетерпением ждет писем от дочери, с трепетом перечитывает несколько сухих слов на почтовом переводе. Катерина Петровна не выдерживает, пишет трогающее душу каждого читателя письмо: «Ненаглядная моя, зиму эту не переживу.
Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки».
Неторопливое повествование от лица одинокой старости автор прерывает рассказом о суетливой, наполненной работой и другими заботами жизни Насти. Занятая организацией выставки молодого скульптора, Тимофеева, Настя не сразу читает письмо от матери, успокаивая себя словами: «Раз мать пишет — значит, жива». А когда вспоминает «о переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней», спокойно кладет письмо в ящик письменного стола. Думая о посторонних людях, Настя забывает о единственном родном человеке.
Когда ее хвалят за организацию выставки, «за заботу о человеке», Настя смущается до слез, но ей стыдно сказать, что в кармане у нее лежит телеграмма: «Катя помирает. Тихон». Раскаяние наступает слишком поздно: «Мама!
Как же это могло случиться? Ведь никого у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее.
Лишь бы успеть, лишь бы она меня увидела, лишь бы простила». Она опаздывает везде: на железнодорожной станции, на последнее свидание с матерью и даже на похороны. Проплакав в пустом материнском доме всю ночь, она утром, крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал, уезжает, но в ее сердце навсегда останутся боль и стыд.
Телеграмма изменила жизнь Насти, заставила ее задуматься об ответственности человека за свои поступки, о том, что даже в суете забот нельзя забывать, что тебя ждут, любят близкие и родные тебе люди. Именно поэтому К. Г. Паустовский выбрал такое название.
Смысл названия рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»
Рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма», написанный в 1946 году, поразил меня до глубины души, наверное, потому, что затрагивает важную для любого человека проблему—взаимоотношения родителей и детей. По-своему решают ее главные героини рассказа — Катерина Петровна и ее дочь Настя. Катерина Петровна доживала свой век «в старом доме, построенном ее отцом — известным художником». Ее дочь, Настя, живущая в далеком большом городе, очень редко писала ей и почти не приезжала. Свои дела, непонятные матери интересы, свое счастье увлекают ее больше, чем родная мать. Катерина Петровна же из скромности боится напомнить о себе. «Лучше не мешать», — решает она.
Ей одиноко в пустом холодном доме, где «застоялся горький запах нетопленных печей, ей все труднее вставать по утрам», ощущать полную ненужность и свою, и своего «мемориального» дома, находящегося под охраной областного музея.
Внутреннее состояние Катерины Петровны автор передает и с помощью пейзажа. Осеннее холодное ненастье, высохшая в саду трава, облетевшие ветлы, почерневшие тесовые крыши, ночи долгие и тяжелые, как бессонница, помогают понять внутреннее состояние героини, ее грусть, одиночество, ненужность и бесприютность.
Композиционно рассказ можно разделить натри части. Первая часть посвящена жизни Катерины Петровны, вторая — ее дочери Насте, в третьей — история о телеграмме, но именно она является кульминационным центром всего произведения.
Говоря о Катерине Петровне, автор вспоминает ее длинную жизнь, за которую успела она не так уж и мало. Она была воспитана в артистической семье, была достаточно образована, интеллигентна, знакома со многими интересными людьми, «жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго». Постаревшая, сгорбившаяся, плохо видящая, Катерина Петровна хорошо помнит свою молодость. Она хранит милые сердцу вещи: сморщенные перчатки, страусиные перья, какие-то бумажки в рыжем кожаном ридикюле. Брошенная собственной дочерью, она отдает это все Манюше, девочке, помогающей ей по хозяйству. Только эта девочка да сторож с почтальоном иногда навещают Катерину Петровну. Все они с уважением относятся к ней, помогают, как могут. Но, как не стараются, не могут скрасить ее одиночества. Она с нетерпением ждет писем от дочери, с трепетом перечитывает несколько сухих слов на почтовом переводе. Катерина Петровна не выдерживает, пишет трогающее душу каждого читателя письмо: «Ненаглядная моя, зиму эту не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки».
Неторопливое повествование от лица одинокой старости автор прерывает рассказом о суетливой, наполненной работой и другими заботами жизни Насти. Занятая организацией выставки молодого скульптора, Тимофеева, Настя не сразу читает письмо от матери, успокаивая себя словами: «Раз мать пишет — значит, жива». А когда вспоминает «о переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней», спокойно кладет письмо в ящик письменного стола. Думая о посторонних людях, Настя забывает о единственном родном человеке. Когда ее хвалят за организацию выставки, «за заботу о человеке», Настя смущается до слез, но ей стыдно сказать, что в кармане у нее лежит телеграмма: «Катя помирает. Тихон». Раскаяние наступает слишком поздно: «Мама! Как же это могло случиться? Ведь никого у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она меня увидела, лишь бы простила». Она опаздывает везде: на железнодорожной станции, на последнее свидание с матерью и даже на похороны. Проплакав в пустом материнском доме всю ночь, она утром, крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал, уезжает, но в ее сердце навсегда останутся боль и стыд.
Телеграмма изменила жизнь Насти, заставила ее задуматься об ответственности человека за свои поступки, о том, что даже в суете забот нельзя забывать, что тебя ждут, любят близкие и родные тебе люди. Именно поэтому К.Г. Паустовский выбрал такое название.
Сочинение по рассказу телеграмма паустовского. Смысл названия рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма Равнодушие и отзывчивость телеграмма к паустовский
В рассказе Константина Георгиевич Паустовского «Телеграмма» рассказывает об одинокой престарелой женщине, и её невнимательной и неблагодарной дочери. Тем не менее, автор специально показывает нам, что Настя (а именно так и звали «невнимательную» дочь), вовсе не злой человек. Напротив, она помогает окружающим – например, Тимофееву организовать выставку. При всём при этом она всё-таки ужасно невнимательно отнеслась к своей собственной матери. Куда проще Насте было отдавать всю себя работе, стремиться к карьерным вершинам, успешно и ответственно выполнять свои задачи, чем помнить о том, что рядом находятся близкие люди, которые нуждаются в её помощи, поддержки.
Тем не менее, внимательный читатель сможет всё-таки найти и отрицательные стороны в характере главной героине рассказа Паустовского «Телеграмма». Например, Настя эгоистична. И даже выставку Тимофееву она организовывает не просто так, а из своих эгоистических соображений. Но главный недостаток Насти заключается в том, что она не смогла найти золотую середину между помощью чужим, не родным ей людям и заботой к самому близкому человеку – собственной матери. И после смерти матери, я уверен, Настя никогда не простит себе это, всю жизнь будет мучиться угрызениями совести, осознания собственной вины.
Однако, Паустовский в финале рассказа «Телеграмма» даёт читателям надежду, помогает понять, что смерть позабытой дочерью женщины не напрасна. Что кто-нибудь обязательно задумается об этом и не совершит такой же ошибки, как это сделала Настя.
Рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма», написанный в 1946 году, поразил меня до глубины души, наверное, потому, что затрагивает важную для любого человека проблему-взаимоотношения родителей и детей. По-своему решают ее главные героини рассказа — Катерина Петровна и ее дочь Настя. Катерина Петровна доживала свой век «в старом доме, построенном ее отцом — известным художником». Ее дочь, Настя, живущая в далеком большом городе, очень редко писала ей и почти не приезжала. Свои дела, непонятные матери интересы, свое счастье увлекают ее больше, чем родная мать. Катерина Петровна же из скромности боится напомнить о себе. «Лучше не мешать», — решает она.
Ей одиноко в пустом холодном доме, где «застоялся горький запах нетопленных печей, ей все труднее вставать по утрам», ощущать полную ненужность и свою, и своего «мемориального» дома, находящегося под охраной областного музея.
Внутреннее состояние Катерины Петровны автор передает и с помощью пейзажа. Осеннее холодное ненастье, высохшая в саду трава, облетевшие ветлы, почерневшие тесовые крыши, ночи долгие и тяжелые, как бессонница, помогают понять внутреннее состояние героини, ее грусть, одиночество, ненужность и бесприютность.
Композиционно рассказ можно разделить натри части. Первая часть посвящена жизни Катерины Петровны, вторая — ее дочери Насте, в третьей — история о телеграмме, но именно она является кульминационным центром всего произведения.
Говоря о Катерине Петровне, автор вспоминает ее длинную жизнь, за которую успела она не так уж и мало. Она была воспитана в артистической семье, была достаточно образована, интеллигентна, знакома со многими интересными людьми, «жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго». Постаревшая, сгорбившаяся, плохо видящая, Катерина Петровна хорошо помнит свою молодость. Она хранит милые сердцу вещи: сморщенные перчатки, страусиные перья, какие-то бумажки в рыжем кожаном ридикюле. Брошенная собственной дочерью, она отдает это все Манюше, девочке, помогающей ей по хозяйству. Только эта девочка да сторож с почтальоном иногда навещают Катерину Петровну. Все они с уважением относятся к ней, помогают, как могут. Но, как не стараются, не могут скрасить ее одиночества. Она с нетерпением ждет писем от дочери, с трепетом перечитывает несколько сухих слов на почтовом переводе. Катерина Петровна не выдерживает, пишет трогающее душу каждого читателя письмо: «Ненаглядная моя, зиму эту не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки».
Неторопливое повествование от лица одинокой старости автор прерывает рассказом о суетливой, наполненной работой и другими заботами жизни Насти. Занятая организацией выставки молодого скульптора, Тимофеева, Настя не сразу читает письмо от матери, успокаивая себя словами: «Раз мать пишет — значит, жива». А когда вспоминает «о переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней», спокойно кладет письмо в ящик письменного стола. Думая о посторонних людях, Настя забывает о единственном родном человеке. Когда ее хвалят за организацию выставки, «за заботу о человеке», Настя смущается до слез, но ей стыдно сказать, что в кармане у нее лежит телеграмма: «Катя помирает. Тихон». Раскаяние наступает слишком поздно: «Мама! Как же это могло случиться? Ведь никого у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы
Смысл названия рассказа К. Г. Паустовского “Телеграмма” 👍
Рассказ К. Г. Паустовского “Телеграмма”, написанный в 1946 году, поразил меня до глубины души, наверное, потому, что затрагивает важную для любого человека проблему-взаимоотношения родителей и детей. По-своему решают ее главные героини рассказа – Катерина Петровна и
ее дочь Настя. Катерина Петровна доживала свой век “в старом доме, построенном ее отцом – известным художником”. Ее дочь, Настя, живущая в далеком большом городе, очень редко писала ей и почти не приезжала.Свои дела, непонятные матери интересы, свое счастье увлекают ее больше, чем родная мать. Катерина Петровна же из скромности боится напомнить о себе. “Лучше не мешать”, – решает она.
Ей одиноко в пустом холодном доме, где “застоялся горький запах нетопленных печей, ей все труднее вставать по утрам”, ощущать полную ненужность и свою, и своего “мемориального” дома, находящегося под охраной областного
Внутреннее состояние Катерины Петровны автор передает и с помощью пейзажа. Осеннее холодное ненастье, высохшая в саду трава, облетевшие ветлы, почерневшие тесовые крыши, ночи долгие и тяжелые, как бессонница, помогают понять внутреннее состояние героини, ее грусть, одиночество, ненужность и бесприютность.
Композиционно рассказ можно разделить натри части. Первая часть посвящена жизни Катерины Петровны, вторая – ее дочери Насте, в третьей – история о телеграмме, но именно она является кульминационным центром всего произведения.
Говоря о Катерине Петровне, автор вспоминает ее длинную жизнь, за которую успела она не так уж и мало. Она была воспитана в артистической семье, была достаточно образована, интеллигентна, знакома со многими интересными людьми, “жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго”. Постаревшая, сгорбившаяся, плохо видящая, Катерина Петровна хорошо помнит свою молодость. Она хранит милые сердцу вещи: сморщенные перчатки, страусиные перья, какие-то бумажки в рыжем кожаном ридикюле.
Брошенная собственной дочерью, она отдает это все Манюше, девочке, помогающей ей по хозяйству. Только эта девочка да сторож с почтальоном иногда навещают Катерину Петровну. Все они с уважением относятся к ней, помогают, как могут.
Но, как не стараются, не могут скрасить ее одиночества. Она с нетерпением ждет писем от дочери, с трепетом перечитывает несколько сухих слов на почтовом переводе. Катерина Петровна не выдерживает, пишет трогающее душу каждого читателя письмо: “Ненаглядная моя, зиму эту не переживу.
Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки”.
Неторопливое повествование от лица одинокой старости автор прерывает рассказом о суетливой, наполненной работой и другими заботами жизни Насти. Занятая организацией выставки молодого скульптора, Тимофеева, Настя не сразу читает письмо от матери, успокаивая себя словами: “Раз мать пишет – значит, жива”. А когда вспоминает “о переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней”, спокойно кладет письмо в ящик письменного стола. Думая о посторонних людях, Настя забывает о единственном родном человеке.
Когда ее хвалят за организацию выставки, “за заботу о человеке”, Настя смущается до слез, но ей стыдно сказать, что в кармане у нее лежит телеграмма: “Катя помирает. Тихон”. Раскаяние наступает слишком поздно: “Мама!
Как же это могло случиться? Ведь никого у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она меня увидела, лишь бы простила”.
Она опаздывает везде: на железнодорожной станции, на последнее свидание с матерью и даже на похороны. Проплакав в пустом материнском доме всю ночь, она утром, крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал, уезжает, но в ее сердце навсегда останутся боль и стыд.
Телеграмма изменила жизнь Насти, заставила ее задуматься об ответственности человека за свои поступки, о том, что даже в суете забот нельзя забывать, что тебя ждут, любят близкие и родные тебе люди. Именно поэтому К. Г. Паустовский выбрал такое название.
Сочинение по рассказу паустовского телеграмма. Смысл названия рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма Телеграмма аргумент равнодушие
В рассказе Константина Георгиевич Паустовского «Телеграмма» рассказывает об одинокой престарелой женщине, и её невнимательной и неблагодарной дочери. Тем не менее, автор специально показывает нам, что Настя (а именно так и звали «невнимательную» дочь), вовсе не злой человек. Напротив, она помогает окружающим – например, Тимофееву организовать выставку. При всём при этом она всё-таки ужасно невнимательно отнеслась к своей собственной матери. Куда проще Насте было отдавать всю себя работе, стремиться к карьерным вершинам, успешно и ответственно выполнять свои задачи, чем помнить о том, что рядом находятся близкие люди, которые нуждаются в её помощи, поддержки.
Тем не менее, внимательный читатель сможет всё-таки найти и отрицательные стороны в характере главной героине рассказа Паустовского «Телеграмма». Например, Настя эгоистична. И даже выставку Тимофееву она организовывает не просто так, а из своих эгоистических соображений. Но главный недостаток Насти заключается в том, что она не смогла найти золотую середину между помощью чужим, не родным ей людям и заботой к самому близкому человеку – собственной матери. И после смерти матери, я уверен, Настя никогда не простит себе это, всю жизнь будет мучиться угрызениями совести, осознания собственной вины.
Однако, Паустовский в финале рассказа «Телеграмма» даёт читателям надежду, помогает понять, что смерть позабытой дочерью женщины не напрасна. Что кто-нибудь обязательно задумается об этом и не совершит такой же ошибки, как это сделала Настя.
Рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма», написанный в 1946 году, поразил меня до глубины души, наверное, потому, что затрагивает важную для любого человека проблему-взаимоотношения родителей и детей. По-своему решают ее главные героини рассказа — Катерина Петровна и ее дочь Настя. Катерина Петровна доживала свой век «в старом доме, построенном ее отцом — известным художником». Ее дочь, Настя, живущая в далеком большом городе, очень редко писала ей и почти не приезжала. Свои дела, непонятные матери интересы, свое счастье увлекают ее больше, чем родная мать. Катерина Петровна же из скромности боится напомнить о себе. «Лучше не мешать», — решает она.
Ей одиноко в пустом холодном доме, где «застоялся горький запах нетопленных печей, ей все труднее вставать по утрам», ощущать полную ненужность и свою, и своего «мемориального» дома, находящегося под охраной областного музея.
Внутреннее состояние Катерины Петровны автор передает и с помощью пейзажа. Осеннее холодное ненастье, высохшая в саду трава, облетевшие ветлы, почерневшие тесовые крыши, ночи долгие и тяжелые, как бессонница, помогают понять внутреннее состояние героини, ее грусть, одиночество, ненужность и бесприютность.
Композиционно рассказ можно разделить натри части. Первая часть посвящена жизни Катерины Петровны, вторая — ее дочери Насте, в третьей — история о телеграмме, но именно она является кульминационным
Разработка урока литературы «К.Г. Паустовский. Смысл названия рассказа «Телеграмма»(8 класс)
Тема урока: «К.Г. Паустовский. Смысл названия рассказа «Телеграмма»
Цели урока: Выявить способы авторской харктеристики; помочь учащимся прочувствовать авторскую идею; развивать навыки выразительного чтения и анализа текста; воспитывать чувства милосердия, уважения и любви к родителям
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Заглавия к частям рассказа:
часть — Мать. «Эх, горе ее горькое, страданье неписанное!»
часть — Дочь. «Эх ты, сорока!»
часть — Телеграмма. «За добро плати добром, не будь пустельгой».
Последняя (4 часть) в композиционном плане играет роль эпилога. Основное действие уже закончено: мать умерла и похоронена посторонними людьми, односельчанами; дочь не успела не только увидеться с ней, но и на похороны. Но автор не оставляет надежды на то, что холод души ее растоплен слезами боли и раскаяния. Для Насти это тоже «зарубка на сердце».
II. Словарная работа
Пустельга — 1) Хищная птица из семейства соколиных; 2) Легкомысленный пустой человек (разг. неодобр.).
Ш. Характеристика Насти
1. Слово учителя.
Во II части рассказа Паустовский резко меняет место действия: он переносит читателя в мир большого города, где живет и работает дочь Катерины Петровны, Настя. Композиционный переход оправдан и внешним (письмо отправлено — естественно рассказать о том, как девушка его получила), и внутренним сцеплением событий: нам давно уже хочется узнать, что же это за бессердечная Настя.
Обратимся к образу Насти.
2. Работа с портретом.
— Что во внешнем облике Насти подчеркивает автор? («Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза». Сольвейг — в переводе означает «Солнечный путь», это имя носила героиня драмы Ибсена «Пер Гюнт» (а позже и одноиме)шой оперы Грига), воплощение верности и любви. Но авторское определение «холодные» контрастно этому имени. Солнце не может быть холодным. Глаза — зеркало души человека. Что-то подобное мы и ожидали.)
3. Анализ эпизодов, изображающих отношения Насти к художникам.
а) Настя в мастерской Тимофеева.
— Почему Настя вздрогнула, когда увидела скульптуру Гоголя? (Произошло то, что происходит в момент встречи человека с прекрасным. Героиня потрясена. «Насмешливо, зная ее насквозь, смотрел на нее остроносый сутулый человек. Настя видела, как на виске его бьется тонкая склеротическая жилка, «А письмо-то в сумочке нераспечатанное, — казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. — Эх ты, сорока!». В душе героини происходит внезапный перелом. Отступило суетное, сиюминутное — осталось главное: мать и ее одиночество.)
Какая внутренняя связь есть между эпизодом в мастерской
и историей жизни Катерины Петровны? (И молодой талантливый художник, и старая эюенщина переживают душевную драму, причина которой — человеческое равнодушие и непонимание.)Случайно ли число «три» во фразе, сказанной Тимофеевым: «Ночи не спишь!.. Три года читаешь о Гоголе. Свиные рыла снятся!». (Три года страдает от одиночества Катерина Петровна, три года проводит в творческих муках и безвестности Тимофеев, и эти же три года живет вдали от матери Настя, живет, по ее словам, так, что «нет времени не то чтобы приехать, а далее написать настоящее письмо».)
Как вы думаете, почему Настя так самоотверженно («будем драться») помогает скульптуру Тимофееву? Она, по вашему мнению, бескорыстна? И как это сочетается с холодным безразличием к матери?
б) Выставка Тимофеева.
Устраивая выставку Тимофеева, Настя ходила к председателю Союза художников. Бездушна ли, по-вашему, Настя? (Настя отнюдь не бездушна: она сочувствует Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки.)
Найдите в тексте глаголы, которые указывают на Настины действия. («Долго говорила, горячилась, доказывала», хлопотала, «ссорилась и мирилась с неуживчивым скульптором», «приходила в отчаяние». Неужели это самая Настя, которая могла за три года не написать матери ни одного письма?)
— Вспоминала ли Настя о матери? Найдите в тексте Настины слова и мысли, которые приводит повествователь, избегая всяких оценок. (Настя постоянно отодвигает мысли о матери на второй план, находит себе оправдания: «Куда там сейчас ехать! Разве отсюда вырваться!». «Она подумала
о переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней — и положила письмо в ящик письменного стола».
Ничего Настя не забыла. Сама структура предложения передает нежелание ехать. Даже упоминание о материнских слезах — «неизбежных» — выдает Настино раздражение. Паустовский предостерегает от беспамятства и нелюбви, нас, забывающих в суете повседневности о главном.)
Как Настя воспринимает телеграмму? (Спокойно. Она даже не поняла, о какой Кате речь, не поняла, что речь идет об умирающей матери.)
Почему Настя не открыла старому художнику правду? (Ей было стыдно признаться в том, что в то время, как она наслаждается похвалой, у нее умирает мать.)
Почему «Настя скомкала телеграмму и нахмурилась»? (Не приятное известие нарушило ее планы.)
4. Чтение и анализ эпизода «Настя под»хмурым небом»».
Этот внутренний монолог героини — кульминация центральной части рассказа. Героиня переживает душевный кризис. Ее горькие слезы — это слезы очищения. Но с просветлением души пришло и твердое понимание: «Поздно! Маму я больше не увижу». Новым смыслом наполнилось для Насти и письмо матери, и трогательное обращение «ненаглядная моя!» и по-детски милое «мама», впервые произнесенное за последние годы. И мы уже готовы простить все Насте за ее раскаяние.
— Настя так и не успела попрощаться с матерью. Кто и как хоронил Катерину Ивановну? (Односельчане проводили Катерину Петровну в последний ее путь по-человечески. Их доброта словно примирила мир природы с миром людей: «День побелел, и небо было сухое, светлое, но серое, будто над головой
протянули вымытую, подмерзшую холстину. Дали за рекой стояли сизые. От них тянуло острым и веселым запахом, снега, схваченной первым морозом ивовой коры». Впервые в пейзаже появляются не мрачные, а светлые, живые штрихи.)
5. Сопоставление Насти и «молоденькой учительницы».
У «молоденькой учительницы», встретившейся на пути похоронной процессии, мать тоже осталась одна — «вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая».
Катерина Ивановна напомнила учительнице о матери, а учительница словно заменила Настю на похоронах.
Душевная чуткость учительницы контрастна Настиной глухоте, Настиному «недочувствию».
IV. Анализ эпиграфа к уроку
— В качестве эпиграфа мы выбрали слова Тихона, сказанные Манюшке. Почему они сказаны именно ей? (Это напутствие пожилого человека девочке: она тоже дочь. Но это совет, предназначенный и Насте, и всем людям.)
Какой смысл вкладывает в эти слова автор? («…не будь пустельгой» -значит не будь пустым человеком, научись отделять главное от второстепенного. Это и авторское напутствие читателям.)
Какую библейскую заповедь нарушает Настя? (Открываем запись не доске: « Чти отца своего и матерь твою, да благоти буде, и долголетен будешь на земле».)
Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:
Любили тебя без особых причин
За то, что ты — внук,
За то, что ты — сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Вот эту-то опору в жизни и потеряла Настя. От карьеризма пострадала ее душа.
— Какие факты свидетельствуют о том, что совесть у Насти все же пробудилась? (Бросив все, она наконец-то поехала к матери: «проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжелый (как на душе у Насти) рассвет», уехала «крадучись» (стыдно перед людьми). И не зря ей казалось,
что никто, кроме матери, «не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести».)
V. Итог урока
Телеграммы посылают в исключительных ситуациях, когда сообщение нужно передать немедленно. С телеграммой связано чувство тревоги, ожидание беды. В рассказе обе телеграммы отправлены Тихоном, который любит, жалеет Катерину Петровну, пытается подержать ее в одиночестве, старости. Обе телеграммы до конца нe выполняют своего назначения: Катерина Петровна догадывается, кто составлял телеграмму; Настя не успевает повидаться с матерью, попросить у нее прощения.
«Будь человеком! — говорит Паустовский. — За добро плати добром!»
Домашнее задание
Прочитать материалы рубрики учебника «Для любознательных»
(с. 90-94).Прочитать статьи учебника «А.Т. Твардовский. Поэт и гражданин» и «Как был написан «Василий Теркин» (с. 95-97).
Доклад о Твардовском
Прочитать главы поэмы Твардовского «Василий Теркин».
План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему: Анализ рассказа К.Паустовского «Телеграмма»
Урок литературы в 9 классе «Пока не стало поздно»
- Актуализация.
Слайд 1.Литературу не случайно называют учебником жизни. Книга учит ненавидеть зло и предательство, человеческую несправедливость. Именно таким мастером слова был Константин Георгиевич Паустовский.
Слайд 2.- Какие произведения Константина Паустовского мы изучали на уроках литературы? Какие проблемы затрагивают?
Сегодня мы откроем еще несколько страниц великого мастера слова и проанализируем умолчания в рассказе «Телеграмма». В советские времена нельзя было изучать этот рассказ в школе. А почему? Мы ответим на этот вопрос, анализируя текст произведения.
— А что такое телеграмма? Вам приходилось получать её?
— Как вы думаете, почему рассказ Паустовского называется «Телеграмма»? Именно телеграмма перевернула всю жизнь Насти.
— Итак, тема сегодняшнего урока «Пока не стало поздно» (по рассказу К. Паустовского «Телеграмма»).
— Мы встречались с Паустовским — мастером пейзажной прозы. А этот рассказ можно определить, как рассказ о природе? (Это рассказ о сложных человеческих взаимоотношениях.)
Слайд 3.- Какова тема рассказа? На сколько частей можно композиционно разделить рассказ? Но пейзажные зарисовки в нём есть, хотя очевидна их иная роль.
2. Работа с пейзажными фрагментами
Слайд 4, 5 — С чего начинается рассказ? Все описываемое происходит холодной осенью. Вообще, слово холодный встречается несколько раз. «Над лугами тащились из-за реки (именно тащились, а не плыли), цепляясь за обветевшие ветлы, рыхлые тучи» (тучи идут низко; они как бы растворяются в пространстве, лишены строгих очертании). «Из них назойливо сыпался дождь» (не лил, а сыпался -‘ дождь мелкий, словно песок, и сыпался беспрерывно, надоедливо, назойливо). Выделяется только маленький подсолнечник у забора, но и он доцветает, и он одинок среди серого, черного, и поэтому становится грустно. Образные оценочные эпитеты
— При описании пейзажа, какие фразы использует автор? Для чего? (Короткие, кроме фразы о подсолнечнике. Они тоже усиливают общий колорит серости).
— Для чего автор начинает рассказ с таких зарисовок? (Автор настраивает читателя на тональность повествования, создает фон, на котором будет разворачиваться действие. Такое начало помогает понять состояние Катерины Петровны).
— Что еще дополняет картину пейзажа и как? (Детали интерьера: горький запах нетопленных печей; пыльный «Вестник Европы»; пожелтевшие чашки; давно не чищенный самовар; в комнатах слишком сумрачно). Ощущается неухоженность, запущенность.
— Почему журнал «Вестник Европы»?Слайд 6 Это символ ушедшей далёкой жизни.
Немного о журнале » Вестник Европы». Отец Катерины Петровны и она сама читали номера этого русского журнала. Он издавался в Санкт-Петербурге с 1866-го года по 1918 год. В журнале печатались известные учёные и публицисты: И.И.Мечников, С.М.Соловьёв, А.Ф.Кони, А.Н.Пыпин и др. В литературном отделе » Вестника Европы» можно было прочесть новые произведения русских писателей — И.С.Тургенева, А.Н.Гончарова, А.Н. Островского, В.С.Соловьёва, М.Е.Салтыкова-Щедрина. На этой классической литературе выросла дочь художника.
— Что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково ее душевное состояние? Чем она живет? Слайд 7
— Попытаемся передать душевное состояние. Душевное состояние: одинока, разочарована, душевная боль, на переводах ощущает запах духов Насти, не теряет надежды на приезд дочери).
— Как представлена в рассказе история старой женщины? (Только прошлое — настоящего нет: и клён, и сад — это только память.)
— В каком эпизоде особенно чувствуется, что надежда Катерины Петровны на приезд дочери не совсем потеряна? Чтение со слов «Как-то в конце октября…» до «… побрела в дом». Метафора в предложении «Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю». Автор употребляет слово позабытые, чтобы подчеркнуть одиночество Катерины Петровны, ведь и ее как бы «позабыли», и звезды понимают это и поэтому смотрят пронзительно.
- Какова роль эпизода встречи с кленом? (У них одинаковая судьба).В судьбе клена, как он описан в рассказе, тоже видны неустроенность, одиночество: «Ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи». Метафора и олицетворение здесь помогают нам понять настроение героини, ее переживания, ведь ее тоже никто не ждет, ей тоже некуда идти, она просто доживает. Страдает человек ,и природа у Паустовского «сочувствует» ему.
- Именно после встречи с кленом она решается написать письмо дочери. (читаю письмо): «Ненаглядная моя, — писала Катерина Петровна. — Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень».
- Какие чувства Катерины Петровны нашли в нем отражение? (отчаяние, боль, тоска, одиночество, желание ласки, дочернего понимания).
— Какое самое важное слово в письме? Ненаглядная. Работа по лексике: как понимаете прямой, переносный смысл этого слова?
— А что-то удивило в письме? Удивило то, что она как-то просто пишет о приближении смерти («зиму эту я не переживу», «смерть забыла ко мне дорогу»). А еще удивительно, что в таком коротком письме она пишет об окружающей природе: обычно в письмах сообщают о знакомых или родственниках. А Катерина Петровна упоминает о саде, об осени. Она и окружающий ее мир — единое целое.
— Пейзаж — это действующее лицо рассказа. Может быть, именно природа и помогает ей жить. Ведь и сад, которым занимался еще ее отец, и замерзший клен, который она жалеет, так как его «посадила давно, еще девушкой-хохотушкой», — это все близкий ей мир, ее родная земля.
Делаем вывод: пейзаж передаёт состояние героев, он психологичен по своей сути.
— Была ли Катерина Петровна одинока? Как соседи относились к ней? То, что ей было дорого, для Мани было лишь хламом, рухлядью. Тихон поступал иначе. Возраст у него был другой, старше: «Тихон научился ценить и щадить больное сердце соседки». Мучило Тихона то, что Катерина Петровна страдает от одиночества, но помочь ей ничем, кроме слов сострадания, уже ничем не мог.
Хотя его дом «был, как говорила Катерина Петровна, «мемориальный». Он находился под охраной областного музея. Но что будет с этим домом, когда умрёт она, последняя его обитательница, Катерина Петровна не знала».
Так показана духовная пропасть между Россией интеллигенции и Россией крестьянства уже в советские времена. Да и охраны дома со стороны областного музея в рассказе что-то не наблюдается. Тихон же «рубил в саду засохшие деревья, и пилил их, колол на дрова» — вот и вся охрана дома и сада.
Понятно, по какой причине нельзя было в советские времена изучать этот рассказ в школе — слишком уж велики были симпатии автора к «пережиткам» дворянского прошлого.
— А обратили ли вы внимание, что на страницах, рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде, почти нет описаний природы. Почему? Не в этом дело, и в Ленинграде есть сады, парки, скверы. Я думаю, просто Насте некогда было увидеть все это, так как она постоянно была занята работой.
-Слайд 8. Обращаемся к образу Насти.
— Что мы узнаем о ее жизни и работе в Ленинграде?
— Что Вас удивило в поведении Насти? Она не видела мать три года, а письмо сразу не стала читать. Письмо вызвало два чувства: облегчения, что мать жива, и в то же время проснулась совесть, которую она успокаивала тем, что у нее много работы.
— Когда она прочитала письмо, то вслух назвала одну причину, ненастоящую: «Куда там сейчас ехать. Разве отсюда вырвешься!» А на самом деле ей просто не хотелось ехать, потому что ее ждали переполненные поезда, пересадки, материнские слезы, скука.
Слайд 9. — Как проявила себя Настя в организации выставки художника Тимофеева? Ребята отмечают настойчивость, решительность, упорство в достижении цели, горячую заинтересованность, внимание к судьбе художника. («Ну что ж, будем драться вместе», — сказала Настя.)
— Как оценили деятельность Насти художники?
— А каково авторское отношение к Насте? Прямых авторских оценок в тексте нет, но отношение Паустовского однозначно. Он подчеркивает самолюбование Насти. «…Настя нравилась сама себе. Слайд 10. Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза». Глаза — зеркало человеческой души. Здесь такой разоблачающий эпитет! Пустые глаза говорят о равнодушии. Страшно, когда встречаешь человека с холодными глазами. Очевидно, у человека такое же холодное, жестокое сердце.
— Сольвейг — солнечный луч или путь. Но была ли она им для матери? Для чужих людей? Работа по лексике: двуличие. Как вы понимаете значение этого слова?
-Кто является судьей в поведении Насти?
— Почему именно Гоголя, а не Пушкина или другого писателя? Гоголь — сатирик, который обладал, по мнению Пушкина, удивительной, способностью сразу угадывать человека. И автор, и великий сатирик видят Настю изнутри; доброта Насти показная, ненастоящая.
— — Почему автор ввел сцену вручения телеграммы, страшной по содержанию, именно во время праздника? (Её отсутствие на выставке в разгар веселья не заметили бы, но ей нравится быть у все на виду, нравится быть хорошей; а её отсутствие возле матери — смерть. А теперь разберем фразу и почувствуем глубокий смысл, вложенный Паустовским в каждое слово: «ВРУЧИЛА ЕЁ ДАША, УХМЫЛЯЯСЬ». Зачем введено это слово?
— Какова реакция дочери, почему боялась поднять голову? Настя совершила предательство. Оценку ее поступку опять дает Гоголь, он выступает в роли судьи: «…Чей-то взгляд, тяжелый, пронзительный, Настя все время чувствовала на себе и боялась поднять голову. Она с усилием подняла глаза и отвела их: Гоголь смотрел на нее, нахмурясь. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх, ты!»» Восклицание сатирика горестно-укоризненное. Гоголь словно видит Настю насквозь: ее фальшь, предательство. Он, может, даже презирает ее за бессердечность, тщеславие и эгоизм.
— Пробудилась ли совесть Насти? Показать динамику пробуждения. (Быстро встала, торопливо оделась, выбежала на улицу, вспомнила «ненаглядная моя» — заплакала; поняла, что ее никто так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка; вскочила, побежала на железнодорожную станцию — лишь бы успеть; билетов не оказалось; чувствовала, что расплачется навзрыд. В тот же вечер Настя уехала). Она теперь не думает о том, как сложно добираться до деревни, а сразу идет на вокзал, а потом ей кажется, что поезд едва тащится. Она проплакала в комнате матери всю ночь, чувствуя, что «никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести».
С чем осталась Настя? (Холодная комната, чувство вины — её одинокая история ещё впереди.) Кто мог бы помочь и простить её, успей она вовремя? Можно ли сомневаться в том, что мать простила бы её? (Работа с эпиграфом.) Оказывается, к тому, кто был и, кажется, будет всегда, можно и не успеть, и не сказать о чём-то очень важном, можно очень многое потерять в суете жизни, в якобы важных и первостепенных делах.
— А для чего, по-вашему, вводится в рассказ образ молодой учительницы? Она, видимо, поняла весь ужас одиночества этой женщины, почувствовала какую-то вину перед ней, понимая, что все молодые, живя своей интересной жизнью, виноваты перед матерями, уделяя им мало внимания. Наверное, молоденькая учительница лучше Насти понимает это и, может быть, воспитает и своих учеников добрыми, отзывчивыми людьми.
Физкультминутка.
— На сколько частей можно композиционно разделить рассказ? (3жизнь Катерины Петровны, дочь Настя и история телеграммы)
— Сколько телеграмм упомянуто в рассказе? (2)
— На сколько групп можно можно поделить действующих лиц в рассказе? (2 жители Заборья и окружение главной героини Насти)
— Символика какого числа встречается в рассказе? (3)
4. Вывод.
Современники Паустовского не могли не воспринимать «Телеграмму» Паустовского как обращение к себе лично. Рассказ заставляет задуматься об отношении друг к другу, об отношении начальников к подчинённым, об отношении правительства к народу, о том, чтобы забота о человеке была бы не на словах, а на деле, и о том, что воспитательный призыв «раньше думать о Родине, а потом о себе и своих близких» — палка о двух концах, ведь разобщённость самых близких и дорогих людей не укрепляет государство, а подтачивает и ослабляет его. И этот посыл автора уже не отнесёшь к умолчаниям в силу его актуальности и по сей день.
Слайд Широко известна фотография, на которой Константин Паустовский, а перед ним на коленях стоит Марлен Дитрих! Этот снимок сделан во время гастролей Дитрих в России в начале 1960-х. Она не раз признавалась: «Я бы хотела увидеть советского писателя Константина Паустовского. Это моя мечта много лет!»
Мировая звезда – и какой-то Паустовский?! И всё же Паустовского, уже полуживого, умирающего в дешевой больнице, разыскали. Объяснили суть нужной встречи. Но врачи запретили. Тогда компетентный товарищ попросил самого писателя. Но и он отказался. Потребовали! Не вышло. Пришлось – с непривычки неумело – умолять. Умолили…
И вот при громадном скоплении народу вечером на сцену ЦДЛ вышел, чуть пошатываясь, худой старик. А через секунду на сцену вышла легендарная звезда, подруга Ремарка и Хемингуэя, – и вдруг, не сказав ни единого слова, молча встала перед ним на колени. А потом, схватив его руку, начала ее целовать и долго потом прижимала эту руку к своему лицу, залитому абсолютно не киношными слезами. И весь большой зал беззвучно застонал и замер. И только потом вдруг – медленно, неуверенно, оглядываясь, как бы стыдясь чего-то! – начал вставать. И встали все
Как вы считаете, почему наш урок называется «Пока не стало поздно»
Какова основная мысль рассказа? (Помни о родителях, пиши, навещай — это обязанность перед теми, кто дал тебе жизнь. Спешите делать добрые дела! За добро надо платить добром.)
Чему учит этот рассказ?
«ЗА ДОБРО ПЛАТИ ДОБРОМ, НЕ БУДЬ ПУСТЕЛЬГОЙ» Как вы поняли смысл этой фразы? Кого называют пустельгой?