Смысл жизни как духовно нравственная ценность: Смысл жизни как нравственная ценность

Смысл жизни как нравственная ценность

Проблема смысла жизни порождена особым характером человеческого бытия – это индивидуальное бытие-к-смерти. Осознание своей конечности побуждает человека задуматься о смысле столь быстротечного существования, во время которого не удается достичь даже материальных целей, не говоря уже о духовных. Утрата смысла в жизни обесценивает всю нравственную деятельность человека, поэтому «борьба за смысл» – одна из главных задач этики.

Решение проблемы смысла жизни начинается с ответа на вопрос: обладает ли земная человеческая жизнь самостоятельной ценностью? В истории этических учений сложились две традиции, отвечающие на поставленный вопрос диаметрально противоположно.

Имманентная традиция предполагает, что земная жизнь обладает ценностью, во всяком случае, некоторые ее стороны весьма привлекательны. Задача личности состоит в том, чтобы активно использовать отпущенный срок для приобщения к этим нравственно ценным аспектам действительности. Имманентная традиция считает, что смысл жизни – в самой жизни, в ее реальных проявлениях. Следует только определить, какие именно проявления жизни придают ей нравственную ценность:

гедонизм исходит из того, что смысл жизни заключается в удовольствиях, в наслаждении жизнью (школа киренаиков). Однако этика давно зафиксировала преходящий характер наслаждений, а также разрушающее воздействие удовольствий на личность, сосредоточившуюся исключительно на них;

эвдемонизм построен на идее о том, что смысл жизни состоит в достижении счастья, которое мыслится как реализация важнейших разумных целей человека (Аристотель, Фейербах). Нетрудно, однако, показать, что смысл жизни не сводится к ее целям, сколь угодно значимым. Напротив, это цели, избираемые нами в жизни, должны быть наделены смыслом из некого нравственного источника;

утилитаризм основывается на том, что смысл жизни состоит в получении пользы (эгоистический вариант) или принесении пользы (альтруистический вариант). Таких воззрений придерживались английские утилитаристы XVIII века (Бентам, Милль).

Между тем, при рассмотрении антиномий морали была отмечена нетождественность «морального» и «полезного». Даже альтруистическое «служение людям» может оказаться лишенным подлинного смысла.

социологизм ориентирован на то, что смысл жизни состоит в успешной деятельности в обществе (К.Маркс, «теория разумного эгоизма»). Это может быть как реализация своих нравственных установок в данной общественной системе, так и революционное преобразование социума во имя «лучшей морали». Проблема состоит в том, что мораль не только социальное, но и духовное явление, нравственный смысл жизни не может черпаться лишь из ее социальной составляющей.

Итак, имманентная традиция дает оптимистическую ориентацию повседневной жизни. Однако она возводит в ранг смысложизненных некие частные ценности. При практической реализации такой установки можно прийти к выводу об относительности всех ценностей, и, в конечном счете, о бессмысленности жизни.

Трансцендентная традиция предполагает, что земная жизнь не обладает самостоятельной ценностью, так как она всегда несовершенна, несправедливо устроена, непригодна для реализации истинных ценностей. Для личности земное существование является испытательным или подготовительным периодом по отношению к подлинной жизни. Предполагается, что смысл придается жизни некой ценностью, находящейся за пределами этой жизни (трансцендентной ценностью). Данная традиция реализуется в двух основных вариантах:

религиозные учения базируются на том, что смысл придается жизни Богом. Если Творец всего сущего предусмотрел смысл каждого элемента сотворенного им мира, то задача личности – осознать свое божественное предназначение, что и придаст ее существованию абсолютный смысл. Постижение этого смысла возможно благодаря вере;

философские учения интерпретируют трансцендентный смысл жизни как проистекающий из идеального закона, по которому развивается все бытие. В роли такого закона может выступать карма (в буддизме как этико-философском учении), дао (в даосизме), «мир идей» у Платона или «абсолютная идея» у Гегеля. Познать закон, при согласии с которым жизнь становится осмысленной, возможно с помощью разума.

Итак, трансцендентная традиция позволяет придать смысл самому ничтожному существованию. Даже если повседневная жизнь человека лишена удовольствий, счастья, пользы и социальных успехов, она может получать оправдание «в высшем смысле». Однако, при трансцендентном подходе возникают трудности, связанные с тем, что утверждение о существовании объективного смысла жизни и абсолютной жизненной ценности плохо согласуется с человеческой свободой. При практической реализации можно разувериться в том, что между трансцендентными ценностями и земным существованием есть связь, и прийти к выводу о бессмысленности жизни.

Приведенные рассуждения показывают, что проблема смысла жизни порождает очередную моральную антиномию. С одной стороны, смысл должен присутствовать непосредственно в земном существовании, с другой стороны, смысл жизни не может сводиться только к смыслу повседневности.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Смысл жизни как нравственная ценность

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Смысл жизни как нравственная ценность

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Смысл жизни как нравственная ценность

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Смысл жизни как нравственная ценность.

Проблема реализации смысла жизни

Заглавная страница
Избранные статьи
Случайная статья
Познавательные статьи
Новые добавления
Обратная связь

КАТЕГОРИИ:

Археология
Биология
Генетика
География
Информатика
История
Логика
Маркетинг
Математика
Менеджмент
Механика
Педагогика
Религия
Социология
Технологии
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология

ТОП 10 на сайте

Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации

Техника нижней прямой подачи мяча.

Франко-прусская война (причины и последствия)

Организация работы процедурного кабинета

Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний

Коммуникативные барьеры и пути их преодоления

Обработка изделий медицинского назначения многократного применения

Образцы текста публицистического стиля

Четыре типа изменения баланса

Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву



Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние общества на человека

Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации

Практические работы по географии для 6 класса

Организация работы процедурного кабинета

Изменения в неживой природе осенью

Уборка процедурного кабинета

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио

Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления

⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 37Следующая ⇒

Внутренние и внешние факторы реализации смысла жизни наличие осознанной смысложизненной ориентации; содержание и нравственная значимость этой ориентации; социокультурные обстоятельства жизни; способность личности к серьезным волевым усилия и т.д. В. Франкл писал о регулятивном значении смысла жизни: «Смысл смысла жизни в том, что он направляет ход бытия».

Смысл жизни имеет человеческое измерение. В мире, где нет человека, нет ни смысла, ни бессмыслицы. Только человек в процессе взаимодействия с миром способен выработать понимание смысла жизни. Это действо он совершает не произвольно, а в соответствии со своими ценностными установками, нормами и идеалами, обусловленными его субъективными особенностями и объективными условиями его бытия.

Человек не просто вырабатывает понятие смысла жизни, но и борется за его воплощение. Как метко сказал писатель В. Каверин: цель жизни личности – «бороться и искать, найти и не сдаваться».

Эффективность этого поиска напрямую зависит от меры свободы и ответственности человека. Отсутствие или ограничение свободы личности затрудняют выбор ее смыслообразующих ценностей и потому освобождает личность от ответственности за свои намерения и поступки.

Содержание цели жизни не является некоторой константой, оно меняется под влиянием различных условий. Одним из таких условий является, например, возраст человека. В юности человек пытается найти ответы на такие вопросы, как «Зачем я живу?», «Кем быть?», «Что делать?», «Что необходимо знать?» и т.д. В пожилом возрасте у человека появляются другие идеалы, а, следовательно, и другие вопросы.

Мой идеал теперь – хозяйка.

Моя мечта – покой,

Да щей горшок…

Таков идеал пожилого человека, каким его видел А.С. Пушкин.

Основные концепции смысла жизни.

Гедонизм. Кратко суть этой концепции выражается суждением «Жить – значит наслаждаться». Наслаждение – высший смысл бытия человека, независимо от того, каким целям служит его жизнь. Во всех случаях жизни, во всех ее проявлениях человек должен стремиться к удовлетворению своего собственного наслаждения.

Однако жизнь не может быть и не является лишь наслаждением. Она многообразна и нередко те или иные явления жизни вызывают у человека глубокие страдания, которые также не лишены смысла, если они помогают ему переносить невзгоды. Примером такого рода ситуаций может быть проявление силы духа в противоборстве человека с тяжелой мучительной болезнью (В. Франкл «Человек в поисках смысла»).

Эвдемонизм. С точки зрения представителей этой концепции, жизнь является стремлением к счастью как подлинному предназначению человека. К счастью, которое не означает наслаждение само по себе, но которое является наслаждением лишь в той мере, в какой оно ведет к безмятежности духа, выраженной в отсутствии страха перед богом, перед страданием и смертью, к бесконечной устремленности к духовному обогащению, умеренности в телесных наслаждениях. В таком понимании счастья его не принесут ни богатство, ни слава, ни головокружительная карьера.

В этом контексте становятся вполне понятными рассуждения героя произведения В. Гауфа «Холодное сердце», который говорит:

«Беден я был, когда был богат, богат – когда беден. Были у меня раньше каменные палаты, да зато и сердце в моей груди было каменным. А теперь у меня только домик с печью – да зато сердце человечье».

Архиепископ Тадеуш Кондрусевич, митрополит Минско-Могилевский призывает вспомнить бразильский сериал «Богатые тоже плачут», подтверждающий, что счастье не в богатстве. «Когда мы посмотрим» на статистику суицидов или наркозависимых, — отмечает архиепископ Тадеуш Кондрусевич, — то увидим, что среди них не только маргиналы, но также выходцы из зажиточных семей». Выясняя глубинную причину всякого рода социально-экономических и духовно-нравственных проблем, представитель католической церкви задается вопросом: «Что является причиной этого явления? Очень часто это потеря или вообще отсутствие смысла жизни. Не зря Папа Бенедикт XVI говорит, что грянувший как гром с ясного неба всемирный финансовый кризис является еще одним доказательством тому, что созидать будущее только на материальных ценностях означает созидать его на песке. В основе нынешнего кризиса не только и не столько материальные проблемы, но и, в первую очередь, моральные. Иными словами, современный мир поражен нравственным кризисом, и именно он является причиной финансового».

Счастье, если его понимать как чувство удовлетворения от добродетельной жизни, не существует автономно от несчастья. Это «две стороны одной медали», которая и называется «жизнь». В этой связи можно согласиться с тем, что абсолютного, полного счастья «на всю оставшуюся жизнь» не существует. Как свет не может быть без тьмы, так и счастье не может быть без страдания.

Человек не гарантирован от потери близких ему людей, он не защищен от болезней, от ошибок в работе, от личных неудач и т.д.

Религиозная концепция смысла жизни. Основанием этой концепции является вынесение цели жизни за пределы жизни человека. Цель жизни – «Царство Небесное», являющее собой идеальное совершенство. Религиозная концепция смысла жизни ориентирована на достижение этого идеала через праведную жизнь на Земле во имя веры и любви к Богу. Архиепископ Тадеуш Кондрусевич, митрополит Минско-Могилевский задается вопросом: «Может ли современный, подверженный огромному количеству вызовов человек быть действительно счастливым?» И отвечает на свой вопрос: «Несомненно, может, при условии, что сохранит в себе образ и подобие Божие. Значит, — делает вывод архиепископ Тадеуш Кондрусевич, — чтобы быть счастливым в современном мире, прогрессивный образ жизни необходимо вести в соответствии с требованиями закона Божиего, сопрягая небесное и земное, божественное и человеческое, веру и знания, духовное и материальное. Все зависит от самого человека и его позиции в отношении нравственного закона».

При этом считается, что основой праведной жизни должен быть аскетизм, призывающий к отречению от «мирской суеты», умерщвлению плоти ради искупления грехов и верностного служения Богу. Таким образом, земная, посюсторонняя жизнь человека в религиозной концепции теряет свою смысловую направленность, она становится лишь средством перехода в потусторонний, виртуальный мир. К религиозной концепцией смысла жизни связано осуществление кредо аскетизма: «Жить – это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов».

Концепция долга. Жизнь в этой концепции предстает как самопожертвование во имя служения идеалу. Человек вынужден действовать по велению долга, согласно общим для того или иного сообщества людей моральным принципам с целью утверждения общего блага. Все поступки человека обусловливаются не внешними обстоятельствами (интересами, выгодой, служением Богу), а внутренним нравственным законом, имеющим силу категорического императива. Альтруизм, отречение от всего личного во имя общественного – вот в чем состоит предназначение человека. Кратко этика долга означает: «Жизнь – это самопожертвование, альтруизм во имя служения идеалу».

Утилитаризм. В концепции утилитаризма смысл жизни лежит в расчете, связанном с умением извлекать пользу из всего, в том числе и из человека, который превращается здесь в функцию и инструмент социальной организации. Кратко обобщая концепцию утилитаризма как смысложизенную, можно подытожить: «Жить – значит из всего извлекать пользу».

Прагматизм. Кредо прагматизма: «Цель оправдывает средства». Из этого основополагающего тезиса следует, что смысл жизни здесь видится в служении практическому действию, выгоде, успеху. Такая целевая установка оправдывает любые средства ее осуществления.

Итак,смысл жизни это самостоятельный, осознанный выбор человеком тех ценностей и идеалов, которые ориентируют его на самореализацию, связанную с удовлетворением потребностей творить, отдавать, делиться с другими, а иногда и жертвовать собой ради других.

Чем выше духовность человека, чем свободней человек, тем большее наслаждение доставляет ему жизнь, тем большее влияние оказывает он на других людей, на все общество и целом. От отсутствия смысла жизни, писал Герцен, у человека «стадное чувство растет, душа убывает, постоянно происходит понижение личности. Какие у него были радости? Кого утешил, кому добрый совет дал, кому доброе слово сказал, кому помог, обогрел, защитил. Никому. А значит, не человек, а сушеная вобла. Никому от него ни тепло, ни холодно».

4.Счастье как нравственная ценность. Проблема определения понятия «счастье». Условия достижения счастья

Проблема определения понятия «счастье». Счастье — этическая категория, обозначающее особое психологическое состояние, сложный комплекс переживаний человека, связанный с положительной оценкой им своей жизни в целом.

Сложность определения. Релятивизм индивидуальных представлений, нет единого общезначимого определения. Эвдемонизм: счастье – высшее благо. Эвдемонизм: счастье – состояние полного, высшего удовлетворения, абсолютного отсутствия желаний, идеал, осуществить который стремятся путем разумного и совместного действия.

И. Кант о счастье: «Высшее из возможных в мире и являющееся конечной целью наших стремлений физическое благо – это счастье, при объективном условии согласия человека с законами нравственности – это достоинство быть счастливым».

Шиллер писал в стихотворении «Счастье»:

Мужа зову я великим, кто сам свой

творец и ваятель,

Доблестной силой своей парку

сумел одолеть

Но не достичь ему счастья и то, что

хариты ревниво

Берегут от него; силой у них не

отнять.

От недостойного ты храним

суровою волей,

Высшее благо богов вольно слетает

к тебе.

Различие между эвтихией и эвдемонией. Эвтихия – благоприятствие обстоятельств и благосклонность судьбы, эвдемония – способность чувствовать эту благосклонность, чувство счастья. Эвтихия – ценность, основанная на отношении вещей, а эвдемония – ценность блага, относящаяся к внутреннему состоянию. Обе ценности этического значения не имеют.

Чувство счастья зависит не от достижения определенных благ, а от внутренней способности человека быть счастливым. Но способность быть счастливым относится к ценности личности, ибо способный быть счастливым благодаря своему примеру повышает ценность жизни и готовность признавать и осуществлять этические ценности, как таковые.

Особенности интерпретации счастья как этической категории. Характеристики интерпретации: оценочная, мотивирующая, императивная, в контексте взаимоотношения объективного и субъективного, личного и общественного,

через призму взаимосвязи процесса достижения цели и его результата.

Многообразие эмоциональных выражений счастья: удовольствие и страдание.

Счастье как итог жизни и/или момент жизни. Счастье как регулятивная идея, нравственная цель-ценность (полностью в действительности не реализуется).

Но счастье – точно маков цвет:

Сорвешь цветок – его уж нет.

Часы утех подобны рою

Снежинок легких над рекою:

Примчатся к нам на краткий срок

И прочь летят, как ветерок.

Так исчезает, вспыхнув ярко,

На небе радужная арка…

(Роберт Бернс. Тэм О’Шентер (Повесть в стихах)

Условия достижения счастья. Наиболее значимые условия (объективные и субъективные): материальное благополучие, если оно не становится самоцелью, социальная стабильность, полноценное общение, возможность творчества, достаточная степень свободы, любовь, наличие смысла жизни, нравственные достоинства, здоровье и др.

 

Лекция 7

Раздел 3. Прикладная этика

⇐ Предыдущая10111213141516171819Следующая ⇒


Читайте также:



Техника прыжка в длину с разбега

Тактические действия в защите

История Олимпийских игр

История развития права интеллектуальной собственности



Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 532; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia. su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь — 161.97.168.212 (0.004 с.)

Духовно-нравственные ценности

Перейти к содержимому

Дом / Мемориальная часовня университета / Духовно-нравственные ценности

ПОДМЕНЮ &nbsp

  • Мемориальная часовня университета
    • Сотрудники
    • Привет от декана
    • Приветственное письмо студента
    • История
    • Духовно-нравственные ценности
    • Капелланские услуги
    • Экуменизм/Межконфессиональность
    • Религиозные услуги
    • События

Университетская мемориальная часовня


Философия университетской мемориальной часовни заключается в том, что образование должно учитывать важность духовных ценностей студента. Признание духовно-нравственных ценностей наполняет жизнь истинно образованного человека. Когда это происходит, дается моральный контекст тому, что человек делает с полученными знаниями. Часовня существует, чтобы дать направление реализации духовных и религиозных ценностей в формировании характера. При таком направлении жизненные решения должным образом обоснованы.

Мемориальная часовня университета существует также как постоянный символ актуальности моральных ценностей в высшем образовании. Таким образом, это признано не только университетом, но и обществом в целом. Его помещения предоставляют пространство для различных мероприятий для студентов, преподавателей, а также для различных организаций и частных лиц в районе Балтимора.

  • Мемориальная часовня университета
    • Сотрудники
    • Привет от декана
    • Приветственное письмо студента
    • История
    • Духовно-нравственные ценности
    • Капелланские услуги
    • Экуменизм/Межконфессиональность
    • Религиозные услуги
    • События

Духовные, нравственные, социальные и культурные ценности

Духовный

Исследуйте убеждения и опыт; уважать веру, чувства и ценности; получать удовольствие от изучения себя, других и окружающего мира; использовать воображение и творчество; отражать. (Офстед определение « духовное  развитие»)

О духовном развитии учащихся свидетельствуют их:

  • способность размышлять о своих собственных убеждениях, религиозных или иных, которые определяют их взгляды на жизнь, а также их интерес и уважение к верованиям, чувствам и ценностям разных людей.
  • чувство удовольствия и увлечения познанием себя, других и окружающего мира
  • использование воображения и творчества в обучении
  • готовность осмыслить свой опыт.

Мораль

распознавать правильное и неправильное; уважать закон; понимать последствия; исследовать морально-этические вопросы; предлагать аргументированные взгляды. (определение Офстеда мораль «развитие»)

О нравственном развитии учащихся свидетельствуют их:

  • способность распознавать разницу между правильным и неправильным и легко применять это понимание в своей жизни, признавать правовые границы и при этом уважать гражданское и уголовное право Англии
  • понимание последствий своего поведения и действий
  • интерес к исследованию и аргументированному мнению по моральным и этическим вопросам, а также способность понимать и ценить точки зрения других по этим вопросам.

Социальный

Используйте ряд социальных навыков; участвовать в жизни местного сообщества; ценить различные точки зрения; участвовать, волонтерить и сотрудничать; разрешить конфликт; участвовать в «британских ценностях» демократии, верховенства закона, свободы, уважения и терпимости. (Офстед определение « социальное  развитие»)

О социальном развитии учащихся свидетельствуют их:

  • использование ряда социальных навыков в различных контекстах, например, работа и общение с другими учащимися, в том числе из разных религиозных, этнических и социально-экономических групп
  • готовность участвовать в различных сообществах и социальных условиях, в том числе путем волонтерства, хорошего сотрудничества с другими и способности эффективно разрешать конфликты
  • принятие и приверженность фундаментальным британским ценностям демократии, верховенства закона, личной свободы и взаимного уважения и терпимости к тем, кто исповедует другую веру и убеждения; они развивают и демонстрируют навыки и взгляды, которые позволят им в полной мере участвовать и вносить положительный вклад в жизнь современной Британии.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *