Сна философия – Полезный Блог. Философия Сна. Все об ортопедических подушках. — Купить ортопедическую подушку от производителя Философия Сна

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О СНАХ |

Существуют разные философские взгляды в понимании значения такого феномена, как сон. Сновидение, несмотря на всю свою необычность, существует реально. Однако философы мира несколько расходятся в понимании генезиса и структуры сна, предлагая нам возможные способы толкования данного феномена. Философы мира рассматривают сны как особый тип реальности, без которой целостность человеческого бытия не может быть постигнута в полной мере. В этой статье мы попытаемся изложить некоторые философские теории о снах. Так, мы хотим увидеть внутреннюю структуру феномена для воссоздания в дальнейшем наиболее целостного концепта «Traum».

Интерес к снам появился с древних времен. Так, знаменитый философ, снотолкователь и гадатель II в. н. э., Артемидор называет сновидение «волнением души» или «созданием разных образов, знаменующих будущие блага или беды». По его мнению, сон есть контакт сновидца с его собственной душой, при котором последняя сообщает спящему грядущие события. Артемидор видит четкое отличие между

сном (enhypnion/ derTraum) и сновидением (oneiros/das Traumgesicht), подчеркивая, что сновидение показывает сновидцу будущее, а сон настоящее [7, с.32-33]. Такое понимание он объясняет тем, что «некоторые ощущения обладают свойством возвращаться в душу, снова пребывать в ней и вызывать явления во сне. Влюбленный, например, обязательно увидит во сне своих любимцев, напуганный — причину своего испуга… в этих видениях, за которыми кроются ощущения, содержится не предсказание будущего, а переживание настоящего» [2, с. 212]. Сновидения, в свою очередь, Артемидор разделяет ещё на 5 видов: иносказательные, ясные, личные, чужие и родственные [там же, с. 219]. Ясные сновидения сбываются с полной точностью в краткий срок; иносказательные показывают свое значение символом-загадкой и сбываются лишь спустя время.
Личные сновидения
– это сновидения, в которых человеку снится он сам; в результате такого сна со сновидцем происходит нечто хорошее или плохое. Чужими сновидениями Артемидор называет те сновидения, при которых сновидец видит действующим другого человека; такие сновидения предвещают хорошее или плохое только для приснившегося. Родственные, исходя из самого названия, – это сновидения, во время которых сновидец видит своих родственников. По характеру выражения Артемидор выделяет четыре группы сновидений. Одни предсказывают многое через многое, другие – малое через малое, третьи – многое через малое, четвертые – малое через многое. Более того снотолкователь указывает на особую, отдельную группу сновидений, называя такие богопосланными [там же, с. 219].

Платон придавал снам большое значение. Философ разделял сновидения  назначимые и не значимые. К первой группе относились сны «божественного происхождения»

, ко второй соответственно ночные видения «небожественного происхождения». Платон говорит о сне, как о способе увидеть, или как он выражается «подглядеть»  иномирное пространство. Во многих своих работах он дает сну как позитивную, так и негативную окраску, объясняя это прямой зависимостью сна от спящего. В трудах Платона есть следующее объяснение: Боги сотворили человека и наделили его глазами, излучающими свет (т.е. зрение) наружу. Дневной свет попадает внутрь человека. С наступлением ночи человек засыпает, закрывая внутренний огонь, который создает яркие образы. Если же человек во сне производит движения телом, переворачивается, это немедленно отражается в сновидении и может помешать сообщению Богов. Так, чтобы увеличить вероятность общения с богами во сне, человеку было необходимо проводить очищающие ритуалы перед сном и засыпать в спокойной тихой обстановке[7, S. 19-21]. Философ выдвигает идею о трех началах души: вожделеющем, яростном и разумном. Если разумное начало души сновидца стоит во главе, укротив яростное и вожделеющее начало ему даются пророческие сновидения, открывающие истину. Ложные же сны и видения приходят к душам невежественным, находящимся под властью чувственных страстей и удовольствий. Платон так же предполагает возможность человека черпать вдохновение для жизни из пространства сна [4, с. 353-358].

Аристотель создал целый ряд философских произведений о снах. Среди них известны следующие работы: «О сновидениях» (Περὶἐνυπνίου / De Insomniis), «О сне и бодрствовании» (Περὶ ὗπνου καὶ ὶγρηγορήσεως / De Somno et Vigilia), «О гадании по снам» (Περὶτῆς καθ΄ ὕπνον μαντικῆς / De Divinationeper Somnum) [3, с. 420].В отличие от Платона, Аристотель полностью отрицает божественное происхождение сновидений. Философ объясняет это тем, что сны видит не только человек, но и некоторые животные. Он не видит причины общения Богов и животных, вследствие чего и указывает на демоническое происхождение сновидений. Само явление сна Аристотель называет физическим феноменом. Говоря о психо-физиологии и «механике» сновидений, Аристотель описывает некое прозрачное тело, которое находится между глазом и воспринимаемой вещью и является «опосредующим звеном в отношении видящего к видимому» [там же, с. 422]. Согласно такой теории, по словам философа «видения во сне возникают в результате отражения на внутренней поверхности век исходящих из глаз лучей света» (также как вышеописанный «внутренний свет» у Платона) [там же, с. 423]. Аристотель указывает, что видение снов не может быть следствием чувственного восприятия или мнения человека. Он утверждает, что наша душа имеет потребность к регенерации, поэтому люди спят и видят сны. Аристотель призывает исследовать «механизм сна», определить, как и каким образом происходит вѝдение снов. Останавливаясь на религиозном аспекте, следует заметить, что философ называет сны явлением «профанным», потому что если бы они были явлением «сакральным», так называемым «божественным откровением», сновидения приходили бы только лучшим людям, а не каждому без исключения [7, с 24-26].

Фридрих Ницше называет сон своего рода «опьянением» и относит его к художественным силам природы. Вот как описывает философ ощущение сна человеком в одном из своих очерков: «наша внутренняя сущность, общая основа бытия во всех нас, испытывает сон с глубоким наслаждением и радостной необходимостью». По его мнению, человеческая жизнь состоит из двух половин: бдения и сна [9, ч.1]. Первая представляется человеку без всякого сравнения «более предпочтительной, важной, достопочтенной,жизне-достойной, даже единственно жизненной». Однако при всей видимости такого парадокса, Ницше утверждаеттаинственную основу сущности человека, и указывает на прямо обратную оценку сновидения. Философ наделяет сон силой и духом. Ницше говорит, что «мир сонных грёз» совершенен и не находится ни в какой зависимости от интеллектуального развития или художественного образования сновидца. Философ пишет, что «под воздействием сна человеку открывается единство с внутренней первоосновой мира в символическом подобии сновидения» [там же, ч.4]. Фридрих Ницше полагает, что сны пластичны и логичны. При невероятной пластической точности и верности сновидений философ видит во снах логическую причинность линий и очертаний. Ницше говорит, что если человеку отвлечься от собственной «реальности», и «принять своё эмпирическое существование, как и бытие мира вообще, за возникающее в каждый данный момент представление Первоединого», сновидение, таким образом, станет для человека «иллюзией в иллюзии». Так, он утверждает, что каждый сон дает возможность постичь переходность вещей, приводя в пример аллегорию «видящего сны грека и Гомера», где видящего сны грека по праву можно назвать Гомером, а Гомера — видящим сны греком. [4, с 340].

П. А. Флоренский описывает сон как ступень жизни в невидимом. Сон, по его словам, позволяет каждому «предощутить» существование иномирного пространства и осознать, что не единственно то, что мы склонны считать жизнью есть жизнь. Сном как таковым, философ называет именно глубокий сон,  а сновидение, по его мнению, есть не что иное, как рубеж между сном и бодрствованием [5, с. 4-16]. Философ особо выделяет временнóе пространство сна, которое позволяет за короткое по внешнему измерению, время «прожить» гораздо более длительный период, чем на самом деле длится сон [там же]. Во сне система времени имеет совершенно иную систему, в которой время летит с неимоверной быстротой, относительно времени, воспринимаемого человеком в бодрствующем состоянии. Это же явление подтверждает эффект необычно быстрого забывания сна после пробуждения [там же].

Так, представив образы сновидений таких философов как Артемидор, Платон, Аристотель, Фридрих Ницше, П. А. Флоренский, мы показали насколько разнообразно можно истолковывать внутренний характер сновидений.

Список литературы:

  1. Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого: [сайт]. URL:
    https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Goff_SrMir/18.php
  1. Памятники поздней античной научно-художественной литературы II-V: сборник / под ред. М.Л. Гаспаров. – М.: Наука, 1964. – 412 с.
  1. Платоновское философское общество: [сайт]. URL:
  1. Сны и видения в народной культуре: Мифологический, религиозно-мистический и культурно-психологический аспекты [Текст] / А. А. Панченко [и др.]; под ред. С. Ю. Неклюдова. – М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2001. – 382 с.
  1. Флоренский, П. А. Иконостас // Христианство и культура [Текст] / П. А. Флоренский. – Москва : АСТ ; Харьков : Фолио, 2001. – С. 521-626.
  1. Alt, P.-A. Der Schlaf der Vernunft: Literatur und Traum in der Kulturgeschich-te der Neuzeit [Text] / Peter-André Alt. – München : Beck, 2002. – 464 S.
  1. Gehring, P. Traum und Wirklichkeit: Zur Geschichte einer Unterscheidung [Text] / Petra Gehring. – Frankfurt-New York : Campus Verlag, 2008. – 280 S.
  1. Hieronimus, E. Der Traum von den Urkulturen : Vorgeschichte als Sinngebung der Gegenwart? [Text] / Ekkehard Hieronimus. – München : Carl Friedrich von Siemens Stiftung, 1975. – 60 S. Project Gutenberg – free online books– Friedrich Wilhelm Nietzsche – Die Geburt der Tragödie: [сайт]. URL: .

Философия сновидений

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова»

 

Факультет Международных экономических отношений

 

 

 

 

Работа  по дисциплине «Философия» на тему «Философия сновидений».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

студентка группы 833

очной формы  обучения

факультета  международных экономических отношений

 Бурлака Владлена Сергеевна

 

 

 

 

Москва  – 2012

Содержание.

 

 

 

Введение. ……………………………………………………………3-4 стр.

Раздел 1. Что говорят ученые о самом сне?……………………..………..5-7 стр.

Раздел 2. Философия и толкование сновидений…………………. 8-9 стр.

Раздел 3. Интересные факты……………………………………..10-12 стр.

Заключение……………………………………………………………13 стр.

Список литературы…………………………………………………..14 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Для начала,  я бы хотела рассказать  почему я выбрала именно эту тему.

Люди, на мой  взгляд, очень часто задумываются над тем, что им снится, стараются  разгадать сновидения, понять,  что  они означают, придумывают каждому  из снов какое-то объяснение, но к сожалению, в основном, разгадку не находят.

В детстве  я думала, что когда сплю – живу в другом мире, или, что мама укладывает меня спать, а потом включает мультики, чтобы мне не так страшно было спать в темноте. И по мере взросления все мультики «испарялись» из моего сознания и я находила другие объяснения своим снам. Я стала думать, что это мое подсознание помогает найти выход из трудных ситуациях, сообщить о важных событиях и предостеречь от неправильных поступков. ( Это логично, потому что у ребенка нет жизненных проблем, а с возрастом легче думать, что кто-то старается тебе помочь)

Кто-то думает, что разгадка кроется в подсознании  и мыслях, кто-то думает, что во вселенной, кто-то придумывает свои варианты. В  своей работе я бы хотела немного  разобраться в истоках снов и  сновидений, узнать, что думали об этом великие философы и ученые. В изучении этой темы я очень заинтересована, потому что, каждый раз ,просыпаясь, вспоминаю что же я видела во сне, и каждый раз бегу к компьютеру и ввожу в поисковике слово «сонник». Думаю сонниками пользуюсь не одна я, потому что у человека слишком много вопросов в жизни, и каждый хочет найти ответы, в данном случае, надеется отыскать его в своем сновидении, иначе бы сонников не существовало.

Существует  разные взгляды на объяснение снов. Например, в работе ‘Толкование сновидений’ Фрейд рассматривает феномен скрытого содержания, лежащего в основе сновидений. Другие исследователи считают, что сновидение является одним из способов решения конфликта — проработкой различных переживаний в реальной жизни. Сновидение рассматривается также как особая форма усвоения информации, способствующего совладанию с эмоциональными проблемами.

Так же в  своей работе я рассмотрю стадии сна, интересные факты, современную  философию сна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Что говорят ученые о самом сне?

Всю свою жизнь  человек работает, занимается поледными и вредными делами, ведет активную жизнь, но в итоге, к концу бурного дня любого начинает клонить в сон – человек засыпает и ему снятся разные сновидения. Ученые установили, что треть жизни человек пребывает во сне.

 

«Начало изучению сна и сновидений было положено в Древнем Египте и Древней Греции. В культурах античных цивилизаций сон носил выраженный мистический характер. По-мнению мудрецов существовал бог сна – Морфей, который, принимая образ любого человека или существа являлся к людям в снах. Древние считали, что сон нужен человеку, чтобы он мог услышать пророчества богов, и все, что человек видит во сне, имеет непосредственное отношению к бытию. Как нельзя более полно восприятие сна раскрывает цитата древнегреческого врача Гиппократа: «Кто познает смысл знаков, возникающих перед нами во сне, поймет, что они оказывают важное влияние на все события». Сновидения тщательно анализировались, люди пытались разгадать тайну увиденных снов, чтобы оказаться готовыми к событиям, которые произойдут в их жизни. Считалось, что во сне человеку заблаговременно сообщалось и о болезнях, которые его ждут, и об опасностях, которые его подстерегают».

Первыми ,кто задумался о том, что сон может быть физиологическим процессом были Фрейд и Дарвин. Они то и положили начало науке о сновидениях.

Современные представления о физиологии сна  сформировались во второй половине ХХ века, после того как появился электроэнцефалограф. Электрический измеритель стал тем прибором, который позволил регистрировать активность головного мозга. Первыми проанализировать деятельность мозга спящего человека решили ученые Чикагского университета Н. Клейтман и Ю. Азеринский. Результаты электроэнцефалограмм ряда пациентов позволили ученым заметить ряд закономерностей, сделать выводы о структуре сна и дать научное определение этому процессу.

 

Хотела бы дать современное определение сна, которой перефразировано мной для лучшего понимания. Итак, сегодня сон — естественный, регулярный физиологический процесс, который имеет циклическую структуру, свойственный человеку, млекопитающим, птицам и насекомым, при котором наблюдается минимальный уровень деятельности мозга и снижение активного взаимодействия организма с окружающей средой.

Человек отдаёт сну почти треть своей жизни. Сон является циклическим явлением, обычно за 7-8 часов сна, друг друга  сменяют 4-5 циклов. Каждый цикл включает в себя 2 фазы: фазу медленного сна и фазу быстрого сна.

1-я фаза

 

Полусознательная  стадия дремоты. На этой фазе сна дыхание  замедляется, и вы можете наблюдать  гипнагогические образы: визуальные и слуховые сноподобные галлюцинации (например, вспышки света и треск, между которыми отсутствует какая-либо логическая связь).

Во время  дремоты человеку свойственно «домысливать»  и «допереживать» те идеи, которые были особенно актуальными для него на протяжении дня. Я, например, наверно интуитивно продолжаю искать ответы на вопросы, которые волновали меня среди дня. Перед сном, как говорят ученые, человек мечтает и иногда домысливает удачное решение проблем. Я и сама не раз это замечала.

 

2-я фаза

 

Фаза крепкого сна. Активность мозга замедляется, но происходят краткие вспышки активности, называемые сонными веретенами, длящиеся 1-2 с. Эта фаза занимает половину времени, которое вы проводите во сне.

 

 

3-я фаза

 

Переходная стадия фазы углубляющегося сна.

 

4-я фаза

 

Фаза наиболее медленного, глубокого сна. Сердцебиение и кровяное давление понижены, мозг демонстрирует медленную постоянную форму активности, известную как дельта-волны. Это фаза сна, в которой могут наблюдаться случаи лунатизма и разговора во сне. Если прервать сон на этой фазе, спящий испытает чувство разбитости и путаность мыслей.

 

Быстрый сон (REM-сон)

 

Фаза сна, характеризующаяся повышенной активностью головного мозга. Одним из признаков этой фазы являются быстрые движения глазных яблок. Эти так называемые быстрые движения глаз — характерный признак этой фазы. Фазы быстрого сна составляют 20-25 % ночного сна, около 90—120 минут, одна фаза длится 10—20 минут и чередуется с фазой медленного сна. В фазе быстрого сна более крупные группы мышц находятся в расслабленном состоянии, а деятельность мозга активизируется.

В этот момент спящий видит сновидения. Установили интересный факт: разбудить спящего  во время быстрого сна, несмотря на признаки более поверхностного сна, учащение дыхания и пульса, ритма  ЭЭГ, значительно труднее, чем при  медленном сне.

Итак, благодаря  ученым, я выяснила, что сны снятся человеку как раз в фазе быстрого сна.

Переходим к  более интересному разделу « Философия и толкование сновидений».

 

Раздел 2. Философия и толкование сновидений.

 

Сны — это помощь подсознания, подсказка  свыше,  
таинственное предупреждение судьбы… Сколько  
сил тратит Вселенная, чтобы уберечь человека от  
бед, а особенно от его собственного неразумия! 
«Вольф Мессинг»

          Великий  философ Ницше говорил, что  на раннем этапе зарождения  человеческой культуры существовало  утверждение, что во сне человек  создает второй реальный мир.  Если бы люди не видели снов, то они никогда бы не узнали о том, что есть другой мир. В те времена многие люди считали, что во время сна душа человека покидает физическую оболочку и летает по миру, поэтому внезапно будить человека считалось очень опасным, так как душа может не успеть вернуться в тело, и человек умрет. Именно на основании этих предрассудков появилась теория о душе, как о призраке, появилась вера в бога и приведений.

В философии сновидений прослеживаются три основные теории, которые нашли  больше всего последователей. Одним  из главных теоретиков был Зигмунд  Фрейд, который жил в эпоху викторианства, когда подавлялись все плотские желания, поэтому его теория основывается на том, что сны  — это отражение потаенных желаний человека.

Другой теоретик, Карл Юнг, долгое время изучал теорию Фрейда, но некоторое время спустя выдвинул свою теорию , отличавшуюся от зания Фрейда. Юнг признал, что природа снов зависит от психологии человека, однако, он утверждал, что сны вовсе не являются отражением наших желаний и потребностей, а они являются отражением самого человека, позволяя порой найти решение проблем.

И только сравнительно недавно появилась  теория, выдвинутая исследователями  Робертом Маккарли и Аланом Хобсоном, которая опровергла все ранее существующие теории, основанные на психоанализе снов. Сoгласно этой теoрии, челoвеческий мозг во сне отражает картинки из памяти, а, проснувшись, разум пытается связать и переосмыслить хаотический поток образов, неосознанно создавая истории. Эта теория популярна и по сей день.

«Сновидение выстраивается по своим специфический законам. Это законы энергии-осознания, ассоциации-представления (наглядно-образного мышления). В прогнозировании будущего по материалу сновидения, режиссура сна активно использует принцип несоответствия, перевертышей. Он означает, что судить дневными мерками, критериями сновидные образы и действия нельзя. Так, например, танцевать, петь и сильно радоваться во сне означает чаще всего обратное: болезнь, неудачи и беды наяву. Если сновидец плачет или его убили во сне, то это предсказывает радость и удачу в будущем в яви дневной».

Это говорит о том, что когда  снятся плохие сны в жизни, это  означает что-то хорошее и наоборот. Люди должны понимать, что, нельзя включать слишком бурную фантазию в расшифровку  сна, это может привести к депрессии  и неправильным выводам.

Думаю, не стоит толковать каждый сон, это вносит лишнее напряжение, мелочность и скрупулезность. И хотя почти каждое сновидение имеет тот  или иной смысл, трактовке подлежит наиболее характерное сновидное содержание, заряженное энергетически, эмоционально, а также те сюжеты сна, в которых некая деталь, предмет, образ выпукло, отчетливо выставляется, обнаруживают себя, кажутся странными, удивляют, вызывают интерес, привлекают внимание.

 

 

Раздел 3. Интересные факты.

В этом разделе, самом интересном разделе  моей работы, я бы хотела привести некоторые  очень  интересные факты о сновидениях. (В роли источника использовала интресный сайт http://www.tvoison.ru/dream.shtml).

Интересные факты, касающиеся сновидений, из жизни знаменитых людей.

  1. Часто случается, что если человек не может в течение дня решить какой-то очень важный для него вопрос, то ответ приходит во сне. В истории известны случаи, когда такие сны имели действительно большое значение.

 

  1. Менделеев увидел сон, в котором ему приснилась таблица, где химические элементы были расположены в порядке возрастания их атомного веса.

 

  1. Химику Августу Кекуле приснилась формула бензола, над которой он работал долгое время.

 

  1. Скрипачу и композитору Тартини приснилась заключительная часть сонаты «Дьявольские трели», это соната считается одной из лучших его работ.

 

  1. Пушкину приснились две строчки из стихотворения «Лицинию»

 

  1. Лафонтен во сне сочинил басню «Два голубя»

 

  1. Бетховен во сне сочинил пьесу.

 

  1. Державин во сне сочинил последнюю строфу оды «Бог».

 

  1. Вольтеру приснилась целая поэма, это был первый вариант «Генриады».

 

 

Так же есть еще очень много интересных заключений учеными о сне. (Постараюсь написать свое мнение после каждого факта)

 

  • Слепые от рождения люди не видят во сне картинок, вместо этого в их снах присутствуют запахи, звуки и ощущения. (Да, а ведь это действительно так, потому что слепые могут рассказать что они слышат, вель и обычные люди порой запоминают запахи их своего сна).

 

  • Люди очень быстро забывают свои сны. Буквально через 5-10 минут после пробуждения мы не помним и четверти того, что нам приснилось ночью. ( Очень много раз, проснувшись, я осознавала, что вроде и помню, что что-то снилось, а сам сон вспомнить не могу).

 

  • В своих снах мы видим множество, казалось бы, незнакомых нам людей, однако это не выдумки нашего подсознания, на самом деле мы видели этих незнакомцев в реальной жизни, только не запомнили их лиц. ( К сожалению, я не могу привести никаких доказательств из своего опыта… Ведь я не запоминаю людей, которых я вижу за целый день).

Объяснение феномена вещих сновидений в философии и психологии

Никульникова А. Д., Мухамедвалиева З.А.

Научный руководитель: ассистент Чебан А.Г.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Сновидение — субъективное восприятие образов, возникающих в сознании спящего человека.

С древних времен люди дают самые разные объяснения увиденному в сновидениях. Одни считают это предзнаменованием, откровением, предсказанием,  а другие, наоборот, уверены,  что сон — это лишь плод воображения или осуществление желаний, возникающих, когда разум не контролирует тело. 

Однако, известны неоспоримые факты того, что некоторые сновидения сбывались наяву. Свидетельства о таких снах сохранились в исторических летописях и мемуарах современников тех людей, которые видели «вещие сны».

К ним можно отнести сон Менделеева, в котором он увидел периодическую таблицу химических элементов, видение во сне своей смерти Авраамом Линкольном, смерти своего отца Михаилом Ломоносовым, завоевания Франции и  поражения в войне против России Наполеоном.   Грибоедову приснился сюжет «Горя от ума», Шлиману – местонахождение Трои, Кекуле – циклическая формула бензола…

Феномен «вещих сновидений» не оставлял равнодушным философов и психологов. Среди них существуют разные мнения о природе такого явления. Рассмотрим взгляды некоторых из них на проблему существования «вещих сновидений» и объяснения их природы.

Артемидор Далдианский, автор «Онейрокритики», – труда, который явился первой в своем роде попыткой привести в единую систему многочисленные верования, связанные с толкованием сновидений.  В нем он разделил сновидения на простые и вещие.

Простые  сновидения указывают на настоящее. О них Артемидор пишет: «Некоторые переживания имеют свойство возвращаться, вновь возникать в душе и вызывать сонные видения: так естественно, что влюбленный видит себя во сне с предметом своей любви, испуганный видит то, чего он боится, голодному снится, будто он ест, жаждущему — будто он пьет» [1, c.31]. Такие сны  имеют действие лишь в то время, когда снятся,  а как кончаются —  перестают действовать.

Вещие сны – движения души, указывающие на предстоящее добро или зло. А возникают они, потому что душа таким образом предостерегает нас о будущих событиях, чтобы мы могли поразмышлять над ними, уяснить это или в какой-то мере изменить.  Среди вещих снов в свою очередь различают прямосозерцательные и аллегорические.             Прямосозерцательный сон точно и ясно показывает то событие, которое должно произойти. Например, одному человеку в морском плавании приснилось, что он терпит кораблекрушение, и так оно и вышло. Аллегорические  сны — это те, которые знаменуют одно через другое. В свою очередь аллегорические сны делятся на пять видов.

1) «своевещие» — в них каждый видит самого себя или близких ему людей;

2) «чужевещие»: в них человек видит малознакомых  или неизвестных ему людей;

3) «общие» — в таком сне спящий видит и себя, и кого-либо из знакомых;

4) «общественные» — сны, связанные с площадями,  гимназиями и другим общественными местами.

5) «космические» — «убыль или полное затмение солнца, луны и прочих светил, а также нарушение порядка на земле и на море, сны на философскую тематику, не постижимые разуму» [1, c.33].

Также он объясняет, почему не каждому человеку снятся, например, великие открытия: «То, о чем не заботишься, не увидишь и во сне. Человеку ничтожному не дано во сне созерцать великие дела, смысл которых он не сможет даже понять»[1, c.35].

Рассуждение о природе сновидений мы так же встречаем и в трактате Платона «Тимей»: «Когда же ночь скроет родственный ему огонь дня, внутренний огонь как бы отсекается: наталкиваясь на то, что ему не подобно, он терпит изменения и гаснет, ибо не может слиться с близлежащим воздухом, не имеющим в себе огня. Зрение бездействует и тем самым наводит сон. Дело в том, что, когда мы при помощи устроенных богами природных укрытий для глаз, то есть век, запираем внутри себя силу огня, последняя рассеивает и уравновешивает внутренние движения, отчего приходит покой. Если покой достаточно глубок, то сон почти не нарушается грезами, но если внутри остались еще сильные движения, то они сообразно своей природе и месту порождают соответствующие по свойствам и числу изображения, отражающиеся внутри нас и вспоминающиеся после пробуждения как совершившееся вне нас». [3, c.31]

Платон был убеждён в том, что сны  — это показатель уровня нравственности человека, независящий от представлений человека о самом себе. Он выявляет зависимость сна от спящего в  своей теории о трех частях души – вожделеющей, яростной и разумной.

Так, если «человек ведет разумный образ жизни, соблюдает себя в здоровой воздержности и способен укротить вожделеющее и яростное начала» [3, c. 60],  то ему не будут сниться «беззаконные видения» и «благороднейшее в человеке, будучи спокойным и свободным от страстей, без помехи, само по себе, в совершенной своей чистоте стремится к исследованию и ощущению того, что ему еще не известно, будь то прошлое, настоящее или будущее» [3, c. 62]. Следовательно, Платон не отрицает возможность пророческих сновидений, но они даются только тому, «кто очищает свою душу от страстей и порочных желаний» [3, c.63]. Здесь действует платоновский тезис: «созерцаемое подобно созерцающему».

Древнегреческий философ Аристотель вопросу сновидений посвятил 3 своих работы: « О сне и бодрствовании», « О сновидениях» и « О предсказаниях во сне». «Вещим»  Аристотель называет  сновидение, содержание которого «предвосхищает» будущее и позволяет узнать о нем до того, как увиденное произойдет в реальности.

В  своих ранних диалогах Аристотель допускает вещие сны. Он соглашается со взглядами Платона, считая, что душа может отделяться от тела, существовать независимо от него во время сна и видеть будущее: «Когда душа во сне становится сама собою, тогда, воспринявши свою собственную природу, она пророчествует и прорицает будущее. Таковою же она становится и при отделении от тела по смерти». [2, c.301]

В более поздние годы творчества Аристотель изменяет свое мнение о возможности существования вещих сновидений. Философ настроен на поиск естественнонаучных причин и избегает то, что можно было бы счесть мистическим и сверхъестественным, утверждая: «если [сны] посылает бог, то он посылает их не самым хорошим и благоразумным, а кому придется. Если же отрицать бога как причину вещих снов, никакое другое объяснение не кажется основательным, ибо принято думать, что требуется разумение, превосходящее человеческое» [2, c.304]. Философ уже не допускает, что во время сна душа может действовать независимо от тела, познавать в этом освобожденном состоянии истину или пророчествовать. Сон лишь  позволяет восстановить физические силы.  Все ночные видения возникают в душе в результате ее «дневной деятельности восприятия». Таким образом, в трактате «О предсказаниях во сне» Аристотель  отрицает искусство предсказывать будущее, а совпадение некоторых снов с реальностью объясняет следующим:

1)Сны показывают то, чем мы сильнее всего озабочены.

2)«Некоторым людям, по натуре болтливым и возбудимым, мерещится  множество всевозможных видений, а поскольку с ними случаются различные происшествия, бывает, что им везет, и некоторые из их видений соответствуют действительным событиям.  Но таково же везение игроков в чет и нечет: чем чаще бросаешь кости, тем больше вероятность удачного совпадения – то же самое получается с гаданием во сне». [2, c. 320]

3)Сновидения могут быть связаны с восприятием воздействий на тело во время сна: «Спящим кажется, что гремит гром и сверкает молния, если уши воспринимают слабый шум». [2, c.321]

Логику сновидений раскрывает русский православный священник, религиозный философ Павел Александрович Флоренский в своей работе «Иконостас». Он говорит о том, что сновидения возникают на границе между сном и бодрствованием и являются опытом жизни нашей души в ином мире. Так, ответ на вопрос о границе видимого и невидимого мира Флоренский предлагает искать,  в первую очередь, в нас самих  —  в таком явлении, как сновидения: «…ибо и в нас самих жизнь в видимом чере­дуется с жизнью в невидимом, и тем самым бывают времена — пусть короткие, пусть чрезвычайно стянутые, иногда даже до атома вре­мени,— когда оба мира соприкасаются, и нами созерцается самое это прикосновение» [4, c. 83]. При погружении в сон сновидением символизируются всплески переживаний иной действительности и переживаний здешней, происходящей в данный момент. Философ отмечает, что, в связи с этим, вечерние сновидения является психофизиологическим, так как отражают в себе дневные впечатления сновидца, а утренние — преимущественно мистичны. Именно «подутренние» сновидения являются формой естественного, божественного откровения  и в них возможно даже увидеть события будущего.

Таким образом, Флоренский утверждает, что сновидения насыщены смыслом иного, невидимого нам мира, но представляются нам, облаченые в тонкую материю символов, ликов, идей, навязанных реальностью. Происхождение знаменательных снов определяется как внезапный кратковременный отрыв от действительности в пучину неведомого.

Психолог К.Юнг считал, что сновидения являются конкретными проявлениями психической деятельности. В своей психотерапевтической практике он стремился отыскать, прежде всего, реалистическое толкование сновидений пациентам, однако сам считал возможным существования «вещих» сновидений, предвосхищающих события в жизни человека.

Аналогично тому, как осознанное может исчезать в подсознании, «забываться», так и нечто новое, раньше не находившееся там, может неожиданно возникать: «Можно почувствовать, что в сознании вот-вот появится нечто — тогда мы говорим: «идея витает в воздухе» или: «у меня нехорошее предчувствие»» [5, c. 19]. Это привело Юнга к новому взгляду на психологию: кроме воспоминаний из прошлого к человеку могут приходить совершенно новые мысли и идеи, ранее не посещавшие сознание. Они же и образуют некую часть подсознательного в его психике.

Но и это не является своего рода предзнаменованием в чистой форме. Психолог пытается объяснить,  что многие кризисы в нашей жизни могут иметь предысторию. В сознательной жизни мы подвергаемся влияниям извне, которые незаметно подводят нас к смещению душевного равновесия, которое имеет место восстанавливаться в сновидениях: «Нам снится именно то, что требуется для тонкой регулировки психического баланса» [5, c. 24]. Этому явлению Юнг дает понятие вспомогательной или компенсаторной функции сновидения.

Психолог ясно дает понять, что «вещее» сновидение не является чудом, а, скорее, предупреждает сновидца о случае, возможно даже несчастном, провокатором которого он и является. Ведь кризисы в нашей жизни имеют предысторию, которую фиксирует подсознание и преобразует в сновидения. Тем самым Юнг подчеркивает важность анализа сновидений в своей практике.

Сон – одна из сложных, малоисследованных сторон жизни человека. С древних времен он был окружен ореолом таинственности, легендами, мифами и философскими рассуждениями. Имеется множество фактов о том, что видимое человеком во сне иногда сбывалось. Вещие сновидения являются реальностью, однако философы и психологи расходятся в понимании их генезиса и структуры, предлагая нам различные возможные толкования данного феномена.  Так, Артемидор, Платон и П. А. Флоренский считают такие сновидения деятельностью души, которая проникает в неведомое, трансцендентное. Вещие сновидения предупреждают нас, подготавливают к тому, что должно случиться, либо являются вознаграждением за чистоту помыслов или  формой естественного, божественного откровения, доступного душе. Аристотель же отрицает возможность существования вещих сновидений, говоря, что сны лишь показывают нам то, о чем мы много думаем во время бодрствования. Они так же могут быть результатом воздействия на тело во время сна, либо являются просто случайностью. Юнг признает возможность предвидеть события будущего во снах, однако не связывает это с мистическим происхождением таких сновидений, а считает их результатом деятельности бессознательного, говорящего с нами посредством «символов» которые способны показывать нам незамеченные в реальности влияния, в дальнейшем способные изменить нашу жизнь.

Философия сна

Автор Sonan На чтение 4 мин.

Не отметить тот факт, что сон уже долгие века является не только способом восстановиться, было бы не правильно, учитывая, сколько легенд, сказаний, учений и просто мыслей людей из разных временных отрезков было посвящено таинствам сна. Так сложилась философия – философия сна, которая и в наше время помогает осознать видения, понять себя и даже свою жизнь, отыскать истину в непрекращающемся потоке образов и символов.

Что для человека сон

Функции, которые несёт в себе сон, очень разнообразны. Помимо простой биологической потребности, которая заключается в восстановлении физической силы и способности мышления, ночной отдых занимается выполнением многих других задач.

1. Выведение из организма токсичных веществ, продуктов разложения и прочих отходов, которые производит организм в течение всего дня. Если процесс сна не нарушен, что с утра после такого очищения мы чувствуем себя опустошёнными в самом хорошем смысле данного слова – лёгкость и ясность ума очевидны.

2. Расслабление мышц, снижение нагрузки на суставы – тело полностью отдыхает, позволяя активизировать все процессы регенерации. Полноценный сон позволяет в короткие сроки восстановить физическую форму и выносливость, что в свою очередь помогает легче переносить физические тренировки.

3. Упорядочение мыслей, чувств и эмоций. Иногда кажется, что всё это невозможно контролировать – мысли перебивают одна другую, чувства отключают разум, эмоции затмевают сознание. Но, стоит выспаться, и всё как будто встаёт на свои места – мысли выстраиваются в нужном порядке, не нужные – уходят прочь, чувства поддаются контролю, а эмоции приобретают положительный характер. Сны часто пытаются нам что-то показать, например, можно узнать к чему снится умерший отец если обратиться к соннику.

4. Усвоение полученной информации, навыков. Если сон полноценный, то можно даже не сомневаться в том, что всё, что вами было выучено или узнано в течение дня, будет усвоено и всплывёт тогда, когда это необходимо, даже в самом сне. Таким образом, можно заучивать планы сновидений или сценарии для осознанных снов, что в процессе ночного отдыха позволяет контролировать увиденное, вспоминая наставления из реальности.

5. Установка психоэмоционального равновесия. Когда мы спим, вырабатывается гормон серотонин, который контролирует деятельность нервной системы и отвечает за приподнятое настроение. Ко всему прочему, во время полноценного сна наша нервная система имеет возможность полностью распределить нагрузку, полученную за день и запустить процессы восстановления.

6. Возможность получить ответы на свои вопросы посредством анализа сновидений. Это мало относится к эзотерике, ведь психологи всего мира часто используют данную возможность, чтобы в реальности помочь людям разобраться в своих проблемах и постепенно решить их.

Сон как потребность души

Меланхолия, усталость, стресс, влюблённость, грусть, печаль – часто именно эти человеческие состояния, отражающие душевные терзания, являются причиной сонливости, либо, напротив, бессонницы. В данном случае сон становится некой потребностью, потребностью нашей души – во сне мы философствуем, ищем ответы, видим причины своего состояния и вместе с тем становимся более чувствительны ко всему, что происходит вокруг нас.

Раскрывая тему глубины человеческой души, можно сказать, насколько нам важно её наполнение. Сны часто являются тем самым наполнением, которое помогает нам жить, чувствовать и развивать своё видение, а значит, и укреплять свою философию.

Сон как метод саморазвития

Одним из главных пунктов философии сна является возможность благодаря ему развиваться. Речь идёт, как о духовном, так и о физическом, и об интеллектуальном развитии. Поспособствовать этому могут практики осознанных сновидений, астральных путешествий и прочих выходов из тела. Благодаря им можно научиться контролировать свой собственный разум, а значит, в нужный момент наполнять его необходимыми для нас знаниями. Это же позволяет ставить препятствия перед тем, что нашему разуму не нужно.

Просто прочитав книгу, мы запомним сюжет, но проигрывая сюжет данной книги в своём подсознании, мы начинаем различать детали и находим то, что ранее казалось не значимым. Так и происходит постепенное развитие нашего разума, интеллекта, расширяются возможности нашего энергетического круга, его влияния на окружающее нас пространство.

Философия сна

Философия сна

Что нужно для полноценно, комфортной жизни? Исследователи, изучающие этот вопрос, говорят, что совсем не много: здоровый сон, разумное питание, нормальная экология и регулярная физическая нагрузка. Однако это тот самый случай, когда легко сказать – трудно сделать. Возьмем, к примеру, сон. Главный его враг – стрессы, многочисленные, стрессы, которых мы едва ли можем избежать. В то же время здоровый сон – один из главных способов противостояния им. Вывод напрашивается сам собой: нужно сделать так, чтобы сон был максимально эффективным, и залог успеха здесь – подходящий вам матрас.

Ученые, занимающиеся проблемами сна, утверждают: его недостаток приводит к хронической усталости, разбитости, раздражительности, проблемам с памятью и концентрацией, трудностям в личной жизни. Знакомо? А ведь вполне возможно, что причина тому – старый либо неудобный матрас.

Как не проспать лишнего 

Засиживаться на работе допоздна, борясь со сном с помощью кофе, — не лучший способ все успеть. Однако можно спать меньше — и получать от затраченного времени тот же эффект. Вопрос в том, как это делать. К примеру, Уинстон Черчилль спал всего 6 часов, зато сразу после обеда устраивал себе дневной перерыв. Специалисты говорят: чтобы дать мозгу передышку, совсем необязательно посреди дня ложиться спать на час. Во-первых, такой перерыв не все могут себе позволить. Во-вторых, он чреват тем, что после подъема вы будете чувствовать себя разбитыми и не сможете уснуть вечером. Оптимальный вариант дневного сна — не более 15 минут. Главное в ночном сне — не продолжительность, а его качество. За 6 часов крепкого, глубокого сна можно выспаться лучше, чем за 10 проведенных в ожидании того момента, когда вам удастся забыться.  

 

Из пушки не разбудишь – или 10 заповедей здорового сна (Заголовок статьи)

  •  Хотите всегда спать крепко? Тогда берите на вооружение эти 10 заповедей: 

  •  Знаки приоритета, мы часто жертвуем сном ради других «неотложных» дел. И при этом забываем, что он — непременное условие для эффективной работы на следующий день. Сделайте сон приоритетом — и пусть мир подождет.

  •  Прочь сомненья и тревоги. Постарайтесь закончить все дела и забыть о тревогах и волнениях, с ними связанных, хотя бы за 2 часа до сна.

 

  • Какая боль! Часто хронические боли, о которой мы забываем в течение дня, не дают нам уснуть ночью. Вот вам еще один весомый повод найти время, чтобы посетить врача. А предупредить многие боли (например, в спине или шее) вам поможет правильно подобранный матрас.

 

  • Ложитесь по расписанию и вставайте в одно время, даже по выходным. Это сложно, но можно. Самый полезный сон — с 23.00 до 2 часов ночи.

 

  • Сонное царство. Создайте для сна подходящие условия (см. ниже «Центр удовольствий»).

 

  • На чем лежишь? Подберите ортопедический матраc, который идеально будет вам подходить. Чаше всего проблемы со сном возникают, если матрас слишком маленький, мягкий (жесткий) или старый.

 

  •  Живи в движении. Регулярная физическая нагрузка (фитнес, бег, плавание — выберите занятие по душе) Спорт позволит вам всегда быть в форме, но и не даст ни единого шанса бессоннице. Единственное ограничение — тренировки стоит заканчивать за 2—3 часа до того, как отправитесь спать.

 

  • Чай, кофе, не танцуем. Кофе, крепкий чай, напитки с кофеином (кола и все то, что содержит кофеин) могут помочь в первой половине дня, когда вам трудно взбодриться. Воздержитесь от них вечером. Если нет в кармане пачки сигарет. Курить сложно бросить в один день. Однако постарайтесь не курить хотя бы после ужина — увидите, это самым лучшим образом скажется на качестве сна. Не горячись с горячительным. То, что немного алкоголя на ночь помогает уснуть, — иллюзия. Когда его действие заканчивается, тут уже не до сна.

 

  • Центр удовольствий это спальня — место для самых приятных занятий, в том числе и сна. Идеальная для них обстановка складывается из четырех элементов: 
Свет: На него наш организм отзывается лучше, чем на противный писк будильника. А плотные шторы действуют эффективнее любого снотворного. Шум Вы думаете, что привыкли к звуку отбойного молотка, который раздается под окнами уже полгода. А вот ваш организм — нет. И скорее всего, именно шум виноват в том, что вы стали раздражительными, а память начала подводить. Однако гробовая тишина — не лучший аккомпанемент для крепкого сна. Ученые выяснили, что идеален для засыпания мягкий негромкий шум — вроде того, что издают вентилятор или кондиционер. Температура. Установлено, что идеальная температура воздуха для спальни — от 16°С до 20°С. Все, что теплее или прохладнее, сказывается на качестве сна не лучшим образом. И конечно же, воздух должен быть свежим. Если ваши окна не выходят на автомагистраль, открывайте форточку пошире.

Кровать — это самый важный элемент спальни. Кровать должна быть удобной и красивой.

Главные требования, которые нужно предъявлять к матрасу — это: удобство, поддержка тела в правильном положении, прочность и долговечность.

Дорогой и качественный матрас должен служить не менее 7—10 лет.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Современная «Философия сна»

Современная «Философия сна»

Современная «Философия сна»

«Философия сна» фактически является синонимом солипсизма.  Можно сказать, что это один из видов последнего. Однако в отличие от довольно запутанных формулировок субъективного идеализма, апелляция к такому известному феномену, как сновидение, делает философию сна более доступной для читателя. Когда приверженец солипсизма утверждает, что весь физический мир — иллюзия, возникают ассоциации с галлюцинациями и нездоровыми состояниями психики, достаточно редкими в обществе. Тогда как сновидение — нормальное явление, с которым каждый сталкивался множество раз. Кроме того, удобство сна в качестве иллюстрации идей идеализма, заключается в том, что видя сон мы не осознаем яви и считаем все происходящее там — реальностью.

Так или иначе, идею того, что наш физический мир является сном высказывали многие современные авторы. Например, так описывает ее Кузнецов В. А. в эссе «Не будите своих создателей»

«Вообрази на минуту:

Ты — сон человека, которым себя считаешь, но и он тоже не настоящий. Это цепь воображения, звеном которой являешься ты.

Тогда возникает логичный вопрос- кто же реален, а кто нет? Кто стоит в начале цепи?

Давайте посмотрим на знакомые нам вещи с другой точки зрения. Что мы знаем о Боге? Теоретически.

Бог наблюдает за каждым из нас. Во сне ты наблюдаешь за героями.

Бог создал этот мир. Когда ты спишь — ты создаешь свои собственные миры.

Бог создал человека по своему образу и подобию. Тебе может сниться будто ты — огромная пчела, или пантера, или bacillus anthracis. Но все-таки, чаще всего ты — это ты.

Бог вездесущ. В каждом из нас есть частица Бога. Бог управляет этим миром. Бог — начало начал… Все что угодно находит свое логическое обоснование.

Я ничего не утверждаю.

Предположим. Просто на минуту представим, что мы снимся Богу, что мы всего лишь сон, скрытый во сне… Гипотетически.

Тогда последним звуком, который услышит человечество станет звонок огромного будильника.

А пока этого не случилось — тссс… Не будите своих создателей…»

Кончеев Александр Сергеевич напрямую использует идею сна для описания и обоснования солипсизма. В работе, которая так и называется «Солипсизм», он пишет:

«Никакого непосредственного знания о мире мы (я) не имеем.

     Этот выводной характер знания о мире не осознается по той же причине, по какой не осознается процесс распознавания и вспоминания букв в процессе чтения — вследствие его автоматизма и глубокой вовлеченности в него сознания. Причем, если в чтении мы всегда можем оторваться от текста, или что-то может заставить нас, его прервать, то сделать то же самое с процессом осознавания жизни по своей воле не возможно. Он продолжается и во сне, и (я настаиваю на этом) после смерти. Гибель мозга при смерти тела не важна, потому что мозг обеспечивает только ту часть интеллектуальной деятельности, которая отвечает за осознавание вибраций этого плотного мира при жизни тела. После смерти физического тела этим занимаются другие структуры бытия.»

«Нельзя отрицать, что вполне непосредственно каждый из нас мнит себя самостоятельным и вполне отдельным существом в ряду подобных ему. МИР ОБЪЕКТИВЕН, и точка. Но мир не объективен и никогда не был объективен, и не может быть объективен. Утверждать, что субъект находится в объекте объективно, есть абсурд, потому что непосредственно любой субъект имеет дело только с самим собой как субъектом. В себе же самом субъект может сколько угодно забавляться со своими фиктивными псевдообъектами, воображая их сколь угодно независимыми от себя, но истина проста и очевидна: субъект — единственная непосредственная реальность, объект всегда, ВСЕГДА, виртуален.»

«Единственный бог этого мира — это бессмертный, вечный субъект, бесконечно переживающий, когда невыносимые, когда и терпимые сны жизни. «Бог не может существовать, потому что тогда я был бы вторым, а я первый» — вот какую мысль высказал один гениальный интуит, плохо понятый слышавшими его. Не так уж далеко он ушел от воззрений адвайта-веданты и шуньявады.

     Бог должен быть по определению всемогущ. Почему же я, почему же ты не всемогущ? Да, всемогущ! Как же не всемогущ, если создал и продолжаешь создавать этот величественный и ужасающий мир? Каждый субъект — это единственный субъект. И как отличаются разные мгновения жизни одного человека между собой, по такому же принципу различаются между собой содержания разнообразных мгновений разных субъектов. Различия эти иллюзорны. Независимость, автономность их сосуществования друг относительно друга в прямом смысле иллюзорна. Все есть единое целое, непостижимым образом разделившееся само в себе. Все мы Бог, а Бог един.

     Мир, бытие, вся жизнь — это кошмарный и непрекращающийся сон Бога. В виде разнообразия бывают в нем и проблески, но скоро небо опять застилают тучи. Совершенно очевидно, что Бог может и должен пожелать себе более прекрасного сна, идеального состояния, а не страдать от созданного самим же собой. Почему же он этого не делает? Куда он смотрит?

     Увы, мы все это знаем. Он смотрит в ложь, иллюзию, в заблуждение. Он воображает себя маленькой козявкой, которую вот-вот раздавит могучая стопа «настоящего» бога. Вот такой нелепый сон. И невозможно проснуться, потому что любое пробуждение, любая попытка пробуждения это тоже только сон об этом, который во сне смотрит многострадальное насекомое.»

Философ Швец Андрей Владимирович пошел дальше. Он не только сделал идею мира-сна центральной в своем мировоззрении, но и попытался объяснить, зачем они нужны. Ниже приведен отрывок из его произведения «Очередное зазеркалье».

«Представь себе сущности, назовем их осознаниями, которые существуют в своем, для нас почти непостижимом, мире. Этот мир крайне сложен для восприятия, настолько сложен, что неподготовленное к нему осознание будет испытывать невообразимые муки. Такие же, какие бы испытывали и мы если бы без подготовки очутились в помещении с оглушающей музыкой и ослепляющими вспышками света. Однако у еще «незрелых» сущностей это мучение связано скорее не с уровнем воздействия, а с тем, что они еще не могут осознать свой мир со всеми его взаимосвязями, для них он — невообразимый, пугающий хаос. Как быть? Необходима реабилитационная программа, подготавливающая осознания к восприятию своего мира. А что может лучше подготовить неокрепшую сущность к «взрослой» жизни, как не игра? И они играют. Каждое из таких осознаний погружено в игру, так же как мы погружаемся каждую ночь в свои сновидения. И также как мы, видя сон, не воспринимаем того, что происходит наяву, играющие, или спящие, осознания не воспринимают внешний мир.

Осознание, достигшее необходимого уровня восприятия должно само просыпаться, стряхивая с себя свой мир-сон в котором уже не нуждается. Так и у вас, сон прекращается, если вы осознаете, что это лишь сновидение, и вспоминаем себя в другом мире — наяву. Но как сделать, чтобы из простой иллюзии сон превратился в мост между настоящим и воображаемым миром? Для этого с одной стороны он должен полностью удовлетворять те сущности, которые еще не готовы с ним расстаться, а с другой, необходимо чтобы «продвинутые» осознания могли через свой мир-сон, как через фильтр, воспринимать мир внешний, абсолютный.»

Швец считает учение о переселении душ, присущее многим религиям, отражением того, что осознание в процессе обучения восприятию видит множество снов.

Еще одним фактором, усилившим интерес ко снам, явились книги Карлоса Кастанеды, в которых он подробно описывает магическую практику «осознанных сновидений». Так или иначе, философия сна вдохнула новую жизнь в идеи солипсизма и идеализма и возможно поможет выйти на новые грани понимания бытия, через такое, казалось бы, обыденное явление, как сновидение.


Философия сновидений / / Независимая газета

Ирина Александровна Бескова (род. 1954) – современный русский философ. Доктор философских наук, ведущий научный сотрудник сектора эволюционной эпистемологии Института философии РАН. Область научных интересов: эпистемология, эволюционная эпистемология, философия языка, философия сознания, философия творчества, теория аргументации, логико-методологический анализ природы сновидения, эпистемология телесности, философская онтология. Автор таких книг, как «Как возможно творческое мышление?» (1993), «Эволюция и сознание (когнитивно-символический анализ)» (2001), «Эволюция и сознание: новый взгляд» (2002), «Природа сновидений (эпистемологический анализ)» (2005).

Ирина Бескова предлагает гипотезу о трехуровневой структуре человека, включающей сознание, подсознание и бессознательное. Согласно Бесковой, современному человеку крайне редко доступно реликтовое мировосприятие, свойственное представителям и древних, и современных примитивных культур, которое характеризуется тем, что может воспринимать информацию из разных источников.

– Ирина Александровна, что вы можете сказать о современной русской философии? Какими именами она представлена?

– Я считаю, что сейчас много талантливых людей. Например, в Институте философии РАН работают высококлассные профессионалы. Все они в той или иной форме вносят вклад в развитие современной философии. Сложность нынешнего этапа развития философских исследований я вижу в том, что объем информации, циркулирующей в сообществе, огромен. Это приводит к тому, что у людей остается очень мало времени и сил на то, чтобы знакомиться с новинками.

Недавно я разговаривала с руководителем одного из крупных издательств, и он сказал ужасную вещь: книжные магазины, в которые доставляются вновь издаваемые книги, берут минимум экземпляров, даже не выставляя их на полки и впоследствии возвращая издательству как непроданные. А библиотеки, в которые осуществляется бесплатная рассылка, отказываются принимать книги, возвращая их обратно. Такое поведение кажется безумным: пресса рыдает о засилии бездуховности, чиновники разрабатывают программы, призванные способствовать культурной консолидации нации, а на деле творится настоящее безобразие. На международных выставках книгоиздательской продукции наша страна не имеет собственных каталогов, в которых выпускаемые книги были бы представлены хотя бы краткими резюме на иностранных языках. В результате в мировом сообществе страна предстает как пережившая свой расцвет, связанный с известными именами дореволюционных философов.

Современная русская философская мысль для мирового сообщества вовсе не существует. Государство ничего не делает для того, чтобы пропагандировать наработки отечественных философов. Кроме того, полностью разрушена система связей с периферией, когда люди, работающие в регионах, практически не имеют шансов познакомиться с литературой, выпускаемой современными исследователями.

– В своей книге «Природа сновидений (эпистемологический анализ)» вы выдвигаете гипотезу об антропологических границах – внешней и внутренней. Внешняя граница телесности начинается с кожи, а внутренняя – с неспособности контролировать работу собственных органов. Насколько ваша гипотеза физиологистична?

– Вопрос о границах телесности не нов. В частности, он профессионально исследуется в психологии телесности. Свой подход я бы не называла физиологичным. Для меня существенно, не игнорируя проблему телесного, вписать его в более широкий культурный контекст.

Долгое время проблема «сознания» и проблема «тела» рассматривались в отрыве друг от друга. Телесность в духовных традициях часто носит негативный статус: плоть предлагается умерщвлять, а иногда истязать. Я считаю, что телесность человека – это бесценный дар, потому что она представляет собой тот инструмент, используя который наш Создатель имеет возможность узнавать-познавать-проживать плоды своего творения. Как говорит Дипак Чопра словами волшебника Мерлина юному королю Артуру: «Вы, смертные, думаете, что вы – это физические тела, которые развили у себя способность сознания. На самом же деле вы – это способность сознания, которая создала под себя физические тела». Мне близка такая позиция, поэтому я считаю, что исследование телесности – в ее многообразных и бесконечно сложных проявлениях – царский путь (если вслед за Фрейдом признать королевским путем анализа бессознательного – сновидение) не только изучения природы сознания, но и возможности его коррекции с целью общей гармонизации состояния человека и улучшения качества его жизни.

– Что представляет собой философия сновидений? Каково значение сновидений в истории философии?

– Такого понятия, как «философия сновидений», пока не существует, хотя мне оно показалось очень интересным и перспективным. Если мы обращаемся к сновидению, то целью философии является постановка и – по возможности – решение самых общих вопросов, связанных с миром сновидений. Что это за вопросы? На мой взгляд, это прежде всего вопрос о том, какова природа сновидения вообще. Что это за мир? Что за порождения этого мира? Каков их статус в сфере других ментальных конструктов человека? Как эта важнейшая сфера жизнедеятельности человека соотносится с другими областями его жизни? Какова логика разворачивания сновидения относительно мира объективной реальности жизненных ситуаций субъекта? Какова связь между мирами сна и бодрствования? Какова природа символов сновидений (именно природа, а даже не конкретное их содержание)?

Сновидение имеет большой творческий потенциал, поэтому в истории науки и культуры известно множество примеров, когда творцы либо буквально видели во сне решение мучивших (или просто занимавших) их проблем, либо находили в них прекрасные подсказки, приводившие к озарениям уже в состоянии бодрствования. Наиболее известные примеры: Фридрих Кекуле, который увидел во сне змею, кусающую собственный хвост, что дало толчок рождению модели бензольного кольца; Дмитрий Менделеев, которому приснилась Периодическая система химических элементов; Людвиг ван Бетховен, сочинивший во сне канон; Джузеппе Тартини, услышавший, как Дьявол играет прекрасную сонату для скрипки. Сновидения сыграли исключительную роль в жизни Зигмунда Фрейда (и в личностном плане, и в плане формирования теории).

Для меня сновидение также сыграло роль импульса к рождению новой идеи. Эту историю (как образ приснившейся вулканической лавы послужил импульсом формирования модели бессознательного) я описала в книге «Эволюция и сознание: новый взгляд».

– Какие сны могут сниться неродившемуся ребенку в утробе матери? О каком архетипическом опыте может идти речь?

– Мы не можем достоверно знать, что снится неродившемуся ребенку, поскольку свой опыт на этот счет забыли, а его опыт нам непосредственно недоступен. Можно предположить, что «сны» неродившегося существа – это нечто отличное от знакомого нам по собственному опыту, хотя бы уже потому, что нашего мира он еще не видел, а значит, соответствующих зрительных образов у него просто не может быть. Возможно, его сны – это коррелят электрической активности мозга, потребной для формирования и развития живого существа на том этапе эволюции плода, который в данный момент им проживается. Идея о том, что он может видеть некие архетипические картины, тоже неясна. Архетипическим картинам соответствуют зрительные образы, а откуда они возьмутся у нерожденного существа? Скорее речь может идти о неких неясных, расплывчатых и синкретичных целостностях, которые проживаются-ощущаются ребенком всем его телесным существом, а синкретичные переживания выступают другой формой выражения электрической активности формирующегося мозга.

– Вы считаете человеческое Я не субстанциональным, а функциональным образованием, во многом сближаясь с концепцией философа Федора Гиренка о пустом Я. Какое место вы отводите так называемой самости? В чем вы видите источник аутизма человека?

– Идея Я как иллюзорного образования имеет под собой тысячелетнюю историю формирования и развития. Достаточно сказать, что духовные традиции Востока (прежде всего индуизм и буддизм) говорят о самости как о вредной иллюзии, замутняющей изначально чистую природу сознания и кладущей начало нераспознаванию им себя в своих проявлениях, что запускает творение миров иллюзии. В традиции Запада понятие самости имеет противоположное значение. Например, в концепции Густава Юнга развитие самости, так называемый процесс индивидуации, предстает в качестве вершинного в формировании личности человека. Соответственно многие психотерапевтические концепции призывают к всемерному развитию, укреплению и совершенствованию своего Я.

Мне представляется, что природа Я двойственна: с одной стороны, это иллюзия, с другой – в ее основе лежат совершенно реальные динамики самоощущения человека, сознание которого диссоциировано и омрачено.

– Какова, на ваш взгляд, природа вещих снов?

– Сон именуют вещим тогда, когда в нем оказывается представленным то будущее, которое в мире человека еще не реализовалось, но которое впоследствии предстает воплотившимся в жизнь. Как такое возможно? Чтобы попытаться понять природу вещих снов, необходимо наметить природу взаимосвязей, объединяющих мир человека и мир его идеальных конструктов.

В каком отношении должны находиться эти миры, чтобы стала возможной интересующая нас коллизия? Здесь возможны разные модели. Например, это могут быть миры с противоположной направленностью стрелы времени, и тогда то, что в нашем мире – будущее, то в том мире – уже состоявшееся событие.

– Что такое реликтовое мировосприятие? Является ли телепатия его разновидностью?

– Реликтовым я называю мировосприятие представителей ранних культур, которое гипотетически реконструирую на основе данных современной антропологии, изучающей примитивные племена. Однако будет неправильным непосредственно экстраполировать эти данные на период начального развития человеческой культуры, потому что современные люди испытали на себе влияние цивилизационных процессов и прошли долгий путь эволюции собственных культур, каким бы адинамичным он нам ни казался. Здесь также имеет место теоретическая реконструкция того, каким реликтовое мировосприятие должно было бы быть, исходя из наличия имеющихся характеристик и его естественной, на собственном основании осуществлявшейся, эволюции. Одну из его важнейших особенностей я усматриваю в возможности переживать происходящее в другом как во-мне-самом-совершающееся, то есть как часть собственных внутренних процессов. О том, что такое мировосприятие возможно, свидетельствуют данные изучения австралийских аборигенов, которые способны узнавать о том, что из соседней деревни возвращается жена, в собственном теле ощутив, как ремни, на которых она несет ребенка, впиваются в плечи, или что в гости идет старик-отец, почувствовав, как ноют его старые раны. Многие представители животного мира демонстрируют возможности таких форм восприятия, которые человек, опираясь на современную картину мира, склонен считать экстрасенсорными (например, электрическое чувство угря и чувство боковой линии рыб). На самом деле они вполне обыденны, просто задействуют механизмы, не актуализируемые современным человеком в его схемах восприятия. Я думаю, что телепатия, рассмотренная в этом ключе, будет представлять собой вполне нормальное явление, имеющее в своей основе естественные и совершенно рациональные механизмы.

Комментарии для элемента не найдены.