«Сниться» как правильно пишется? — проверить правописание
Чтобы узнать как пишется это слово, необходимо узнать какой частью речи оно является. Затем найти правило русского языка. Давайте разбираться.
Правильно пишется:
«СНИТЬСЯ»
Другие формы слова
Здесь мы приводим все формы слова, склонение по падежам (если это возможно с точки зрения правил русского), единственное и множественное число слова сниться
Базовая форма слова СНИТЬСЯ
Инфинитив:
сниться
Лицо | Ед. число | Мн. число |
---|---|---|
1 | снюсь | снимся |
2 | снишься | снитесь |
3 | снится | снятся |
Ед. число | Мн. число | ||
---|---|---|---|
муж. | жен. | сред. | |
снился | снилась | снилось | снились |
Ед. число | Мн. число |
---|---|
снись | снитесь |
настоящее | прошедшее |
---|---|
снясь | снившись |
Ед. число | Мн. число | |||
---|---|---|---|---|
Муж. род | Жен. род | Средний род | ||
Им. | снящийся | снящаяся | снящееся | снящиеся |
Род. | снящегося | снящейся | снящегося | снящихся |
Дат. | снящемуся | снящейся | снящемуся | снящимся |
Винит. одуш. | снящегося | снящуюся | снящееся | снящихся |
Винит. неодуш. | снящийся | снящуюся | снящееся | снящиеся |
Тв. | снящимся | снящейся, снящеюся | снящимся | снящимися |
Пред. | снящемся | снящейся | снящемся | снящихся |
Кр. прич. | — | — | — | — |
Ед. число | Мн. число | |||
---|---|---|---|---|
Муж. род | Жен. род | Средний род | ||
Им. | снившийся | снившаяся | снившееся | снившиеся |
Род. | снившегося | снившейся | снившегося | снившихся |
Дат. | снившемуся | снившейся | снившемуся | снившимся |
Винит. одуш. | снившегося | снившуюся | снившееся | снившихся |
Винит. неодуш. | снившийся | снившуюся | снившееся | снившиеся |
Тв. | снившимся | снившейся, | снившимся | снившимися |
Пред. | снившемся | снившейся | снившемся | снившихся |
Кр. прич. | — | — | — | — |
Например
Ей снились какие-то странные сны, то радостные, то мучительные.
Мне снился дом из моего детства: такой родной, привычный.
И море снилось родное.
Детям, увидевшим его в сумерках, ночью снились страшные сны.
– Мне просто часто снятся кошмары. Но от этого нет лекарства.
Ночью ему снились хорошие сны, он видел маму.
Сны перед смертью: какие снятся и почему
Специалисты американского Центра хосписной и паллиативной помощи в Буффало в течение 10 лет наблюдали за пациентами и сделали довольно интригующее открытие — выяснили, какие сны видят люди перед смертью. Оказывается, незадолго до смерти умирающие видят одни и те же сновидения.
Александр Пономарёв
Главные факты
- 9 из 10 людей незадолго до смерти видят одинаковые сны
- Больше половины опрошенных людей во время клинической смерти видели своих умерших близких
- Предсмертные сны начинают сниться за 10 недель до кончины
Люди, перенёсшие так называемую клиническую смерть, то есть обратимый этап смерти, который является своего рода переходным периодом между жизнью и биологической смертью, зачастую рассказывают о странных сновидениях. Как правило, во время таких снов перед реальной смертью у них перед глазами проносится вся жизнь, после чего они обнаруживают себя в тёмном тоннеле, который заканчивается ярким светом, а некоторые даже встречают давно умерших родственников.
Однако исследование, которым на протяжении 10 лет занимались врачи из Центра хосписной и паллиативной помощи в Буффало (США) во главе с Кристофером Керром, показывает, что ещё за три недели до кончины людей начинают посещать странные видения – одинаковые сны.
Какие сны видят люди перед смертью
По словам пациентов, в 72% случаев они в своих снах накануне смерти общались с уже умершими родственниками и друзьями, испытывая при этом тёплые чувства. 59% пациентов в своих последних снах паковали чемоданы или покупали билеты – в общем, собирались в последний путь. Некоторые уже ехали в поезде или летели в самолёте, а иногда также обнаруживали рядом с собой давно умерших родных, с которыми радостно общались.
29% пациентов тоже видели во сне своих близких и друзей, но исключительно живых. Наконец, 28% наблюдали в своих снах, которые видели перед смертью, разные воспоминания из уходящей жизни – те или иные события, оставившие приятное впечатление. Исключением стали умирающие дети: чаще всего им снились покойные домашние животные, которых они узнавали.
Снились и взрослые, но их маленькие пациенты не могли вспомнить.Когда начинаются сновидения перед смертью
Загадочные сновидения начинаются примерно за 10-11 недель до смерти, причём за 3 недели их частота стремительно увеличивалась, а сны становились всё ярче. Учёные отмечают, что почти 100% опрошенных воспринимали сновидения перед смертью как реальность, поскольку они вызывали очень интенсивные переживания.
Однако некоторые специалисты скептично относятся к этому явлению. Дело в том, что 45% участников исследования видели подобные сновидения во время глубокого сна. У 16% они случались во время пробуждения, а у 39% они начинались при пробуждении и продолжались, когда человек уже не спит, переходя в нечто, похожее на видение. Из-за этого некоторые врачи считают исследования снов перед смертью неубедительными, поскольку по их мнению, причиной видений может быть бред, спровоцированный сильнодействующими препаратами, которые давали пациентам.
Почему перед смертью возникают одинаковые сны
К сожалению, однозначного ответа на этот вопрос у Кристофера Керра и его команды нет. Как уже отмечалось выше, исследователи заметили, что 29% людей в своих снах перед смертью видели события, произошедшие с ними в жизни. Например, бывший солдат снова переживал десант в Нормандии, участником которого когда-то был. Вокруг него находились его погибшие товарища, а незнакомый солдат пообещал, что они собираются приехать за ним на следующей неделе. Другой пациент видел во сне лучшего друга детства, выбегающего из дома с бейсбольной битой и перчаткой — будучи детьми, они очень увлекались этим видом спорта. Поэтому ученые предполагают, что накануне смерти в мозге начинают происходить какие-то изменения, которые приводят к появлению подобных снов. Ясно одно: это успокаивает людей и уменьшает страх скорой смерти.
Что ваши сны пытаются рассказать вам о том, насколько хорошо вы спите
Быстрее! Правда или ложь: синий свет может испортить способность вашего тела заснуть. Большинству людей требуется семь-восемь часов сна, чтобы чувствовать себя хорошо отдохнувшим и полным энергии. Сон без сновидений — самый спокойный сон.
Чешете затылок от последнего? Никто бы не стал тебя винить. Нет недостатка в научно обоснованных советах по улучшению сна, и сейчас примерно каждый пятый человек использует приложение или носимое устройство для отслеживания и улучшения своего сна. Но что делать нашим снов должны сказать о качестве нашего сна? Действительно ли хорошие сны — или отсутствие сновидений — равны хорошему сну?
Ответы не совсем однозначны, но ученые говорят, что стоит присмотреться.
Должны ли мы действительно заботиться о своих мечтах?«Настоящий «хороший сон» означает, что у нас есть как не-БДГ-сон, так и БДГ-сон», — говорит Рубин Найман, доктор философии, специалист по сну и сновидениям и клинический профессор медицины в Университете Аризоны.
Дело в том, что технология отслеживания сна не может точно измерить фазу быстрого сна (быстрое движение глаз), стадию, наиболее связанную со сновидениями. Поэтому, если мы просто полагаемся на данные с наших устройств, мы получаем неполную картину качества нашего сна.
Но данные многолетних исследований показывают, что «как культура мы лишены сна по крайней мере в той же мере, в какой мы лишены сна», — говорит Найман.
И, как оказалось, это проблема: во всестороннем обзоре данных, опубликованных в Анналах Нью-Йоркской академии наук , Найман пришел к выводу, что потеря сна лежит в основе многих проблем со здоровьем, связанных с недосыпанием. , от скомпрометированной памяти до корреляции с тревогой и депрессией. В этом смысле «нам нужен сон, и нам нужно мечтать», — утверждает Найман. «Нам нужны оба».
Итак, как выглядит «здоровая» ночь сновидений?Большинство людей лучше всего здоровы, если спят восемь часов, в течение которых мы чередуем периоды медленного сна и быстрого сна, говорит Дейдре Барретт, доктор философии, доцент психологии Гарвардской медицинской школы, бывший президент Международной ассоциации. за исследование сновидений и автор, недавно написавший Pandemic Dreams .
Мы входим в БДГ-сон примерно каждые 90 минут после периодов легкого и глубокого сна, и каждый БДГ-фаза длится дольше предыдущего. В начале ночи снов снится очень мало (кстати, мы все видим сны — даже те, кто думает, что это не так).
Большая часть нашего БДГ-сна — и, в свою очередь, большая часть наших сновидений — приходится на вторую часть ночи. «Итак, если вы спите всего четыре часа, вы получаете очень малую долю времени БДГ», — говорит Барретт.
Что наши сновидения могут сказать о качестве нашего сна?По правде говоря, лучшим признаком хорошего ночного сна является «чувство отдохнувшего утром, до кофеина или других внешних раздражителей», — говорит Барретт. Другими словами, наличие сладких, приятных снов или полное отсутствие воспоминаний о них не может точно сказать вам, была ли у вас восстанавливающая и спокойная ночь — в конечном счете, это личное.
Некоторые люди ощущают субъективную связь со снами, добавляет Барретт. «Люди, которые интересуются снами и наслаждаются своими снами, могут описать ночь сна как хорошую, если у них были интригующие или счастливые сны или они могут вспомнить свои сны.
Другие люди кажутся отрицательными к сновидениям и воспринимают сны скорее как что-то плохое — они могут сказать: «Я плохо спал прошлой ночью, мне снилось много снов». сны могут рассказать нам о нашем времени дремоты. Вот несколько примеров:
Если ваши сны ясные и яркие:Что это значит: Возможно, вы просыпаетесь. «Обычно мы чувствуем, что сон становится более интенсивным, когда наш мозг начинает демонстрировать большую активность по мере приближения к пробуждению», — объясняет Барретт. «Так может быть, ваше тело просыпается, и поэтому сон приобретает некоторую ясность, яркость и сильную эмоциональность — и четко запоминается».
То же самое касается сна, который кажется настолько интенсивным, что будит вас: обычно просто ваш мозг естественным образом просыпается, «а не сам сон будит вас как причину», — добавляет она.
Если вы помните свои сны:Что это значит: Вы проснулись во сне. «Чтобы вспомнить сон, вам нужно проснуться», — говорит Барретт, независимо от того, происходит ли это естественным образом или из-за чего-то, что нарушило ваш сон, например, от будильника или от того, что кто-то подтолкнул вас разбудить. «Такие вещи, как шумная обстановка, которая вас разбудит, приведут к большему воспоминанию снов, но, очевидно, они также приведут к нарушению сна», — говорит Барретт.
Даже если вы чувствуете, что спите непрерывно, вы можете быть удивлены: «В лабораториях сна мы видим, что у людей, которые помнят много снов, случаются «микропробуждения», которые очень помогают вспоминать сны», — говорит Барретт. «Их мозговые волны показывают состояние бодрствования сразу после периода БДГ, но они не встают, даже не открывают глаза и не двигаются».
В последнее время пандемия сильно повлияла на сон, сновидения и память. «Непонятно почему, но во время кризисов люди вспоминают сны чуть больше. Это может быть потому, что нас будит тревога — я видел это, когда собирал сны после 11 сентября и других катастроф», — говорит Барретт.
«Но пандемия действительно уникальна, потому что большинство людей сначала укрывались дома, увольнялись с работы и учились дома. Люди сообщали, что стали больше спать и вспоминать больше снов. И это благодаря более длительным периодам быстрого сна в конце сна».
И наоборот, «не вспоминать сны — это не проблема, — говорит Барретт, — если только это не вызвано хроническим недосыпанием, что само по себе является проблемой».
Если вы сразу начинаете видеть сны:Что это значит: Видеть сны сразу после засыпания может означать несколько вещей. Люди с нарколепсией часто впадают в фазу быстрого сна в течение 15 минут после засыпания, но это довольно редкое, хотя и серьезное состояние сна.
Скорее всего, вы испытываете гипнагогические галлюцинации — пугающее название образов, которые мы иногда видим, когда засыпаем. По словам Барретта, эти визуальные образы, которые могут появляться в виде неподвижных изображений или очень коротких фрагментов сцены, не имеют развернутого повествования, характерного для сновидений в фазе быстрого сна, и длятся всего одну или две минуты.
И если вы обнаружите, что вздремнули утром, Барретт говорит, что для вашего тела даже естественно продолжать свой цикл сна. «Если вы проснетесь утром на стадии, когда вы вот-вот впадете в БДГ-фазу, а затем вскоре после этого вздремнете, вы гарантированно вернетесь в БДГ-фазу, как если бы это было продолжением вашего ночного сна. » она говорит.
Другими словами, ваш утренний кошачий сон, кажется, отслеживает, где вы были в своем цикле ночного сна, хотя это становится менее вероятным с течением дня.
Если вам никогда не снятся сны:Что это значит: Возможно, вам не хватает сна. В целом, ваш мозг отдает предпочтение медленному глубокому сну, а не сновидениям. «Итак, если вы даете себе только четыре-пять часов сна, мозг захочет больше спать и меньше мечтать», — говорит Найман.
Если вам снятся кошмары:Что это означает: Возможно, вы имеете дело с сильным психологическим стрессом. Технически травматические ночные кошмары или сны о травмах на самом деле представляют собой совершенно другую породу и могут возникать даже на всех стадиях сна, а не только в фазе быстрого сна.
«Мы склонны рассматривать повторяющиеся посттравматические кошмары как симптом болезни, называемой посттравматическим стрессовым расстройством, — на самом деле это не так», — говорит Найман. «Есть свидетельства того, что сон пытается исцелить, обработать и переварить действительно тяжелые переживания. Новые исследования показывают, что если вы заставляете людей спать и видеть сны сразу после травматического опыта, это резко снижает вероятность посттравматического стрессового расстройства». Это имеет смысл, если подумать о том, сколько людей говорили о своих безумных мечтах во время пандемии.
Как мы можем мечтать лучше?Чтобы хорошо мечтать, нужно хорошо спать, говорят эксперты. Дайте себе по крайней мере семь-восемь часов отдыха каждую ночь и соблюдайте правила гигиены сна: «Поддерживайте нормальный уровень мелатонина, приглушайте свет за час или два до сна и блокируйте синий свет», — говорит Найман.
Если вы хотите помнить свои сны, просыпайтесь медленно, в идеале без будильника. Ключ в том, чтобы «задержаться в полусонном состоянии с восприимчивостью.
Нас обескураживает чувство слабости — это слово происходит от английского слова «грог», ромовый напиток, — но эти первые несколько секунд сотрясения — это прекрасное сочетание сна, бодрствования и сновидений, — говорит он.
В конечном счете многое зависит от того, что значат для вас сны. Исследование, опубликованное в International Journal of Dream Research , показало, что позитивное отношение к снам связано не только с более позитивным пробуждением, но и с большей удовлетворенностью жизнью. Как предлагает Найман, «сделайте мечты важными. Говорите об этом, пишите об этом, делитесь своими мечтами так же, как вы рассказываете о том, что происходит в вашей жизни наяву». В конце концов, как он выразился, «мечты — это десерт хорошего ночного сна».
- Тенденции отслеживания сна. Ассоциация бытовой электроники + Национальный фонд сна . 2015. «Осведомленность потребителей и восприятие технологии сна».
- Все мы мечтаем? Журнал исследований сна . 2015. «Доказательства того, что люди, не видящие сновидений, видят сны: модель расстройства поведения во время быстрого сна».
- Важность лишения сна. Анналы Нью-Йоркской академии наук. 2017. «Без сновидений: тихая эпидемия потери быстрого сна».
- Отношение к сновидениям. Международный журнал исследований сновидений. 2016. «Отношение к сновидениям предсказывает субъективные результаты благополучия, опосредованные предвзятостью эмоционального позитива».
Примечания. Эта статья была первоначально опубликована 19 июля 2020 г. и последний раз обновлялась 28 мая 2021 г. Она провела 10 лет, редактируя и производя контент в одном из крупнейших мировых медиа-издателей, а также в отмеченных наградами стартапах. Она сосредоточена на таких темах, как образ жизни, устойчивость, наука, здоровье и велнес-пространство.
Осознанный сон или сон, что вы спите? – Блог The Brains
Почему осознанный сон не просто сон во сне? Предположим, мне снится сон о полете, и я думаю: «Должно быть, я сплю». Я нахожусь в состоянии сна, так почему же мне не снится, что я сплю? Другими словами, если есть разница между знанием того, что вы спите, и тем, что вы спите, то в чем именно она заключается?
Тридцать лет назад Дэниел Деннет поставил следующую задачу:
«Если кто-то наяву расскажет об осознанных сновидениях, то будут две гипотезы, согласующиеся с этим сообщением; у субъекта было, как она считает, осознанное сновидение; или субъекту приснился обычный сон, в котором она осознала, что спит, решила полететь во сне и т. д. Она, конечно, не действительно осознавала, что спит; ей просто приснилось, что она знала, что спит. Итак, субъективные показания. . . не может установить, что осознанные сновидения есть не что иное, как разновидность обычных сновидений, а именно сновидений об осознанных сновидениях» (Dennett 19).79: 316).
Сегодня можно сказать две вещи, чтобы справиться с этой задачей. Первый исходит из феноменологии, а второй — из неврологии. Во-первых, знание того, что вы спите, и сон, что вы спите, не ощущаются одинаково и кажутся разными в памяти, когда вы просыпаетесь. Причина, как мы увидим, в том, что знание того, что вы спите, требует определенного внимания, которого не хватает, когда вы видите во сне, что спите. Во-вторых, теперь у нас есть больше свидетельств осознанных сновидений, чем просто то, что люди говорят нам, когда просыпаются; у нас также есть физиологические и визуализационные подтверждения состояния осознанного сновидения.
Начнем с феноменологии сна. Нормальное бодрствующее сознание эго-структурировано, обусловлено появлением резкой разницы между ограниченным Я и внешним миром. Сновидения обычно воссоздают эту структуру, поскольку часто у человека есть тело сновидения, в котором он участвует в мире сновидений. Даже когда вместо этого человек воспринимает себя как наблюдательную точку зрения, он все равно ощущает себя субъектом, связанным с пейзажем сновидения (см. более ранние сообщения Дженнифер Виндт в этом блоге). Таким образом, феноменальная структура себя/другого характеризует состояние сна.
Однако гипнагогическое состояние не соответствует этой структуре. Нет никакого гипнагогического мира; образы возникают сами по себе, одно за другим, без связи с чем-либо за их пределами. Корова растворяется в россыпи стаи птиц, которая трансформируется в женское лицо, но ни один из этих образов не участвует ни в какой большей вселенной. В то же время нет гипнагогического эго в смысле Я, выступающего участником воображаемого. Я могу воздействовать на образы во время их просмотра, но я не ощущаю себя погруженным в сцену — если я это делаю, то вхожу в полноценный сон (Windt 2010).
В гипнагогическом состоянии мы смотрим на зрительные образы, и они нас поглощают. Когда мы мечтаем, мы ощущаем себя во сне; точнее, мы переживаем пребывание в мире сновидений. Переживание себя в мире, характерное для бодрствования, но уменьшающееся в гипнагогическом состоянии, вновь появляется в сновидениях.
Великий пионер осознанных сновидений, маркиз д’Эрве де Сен-Дени, утверждал, что может наблюдать, не прерывая сознания, как гипнагогические образы превращаются в полноценные сны. Вот один из его отчетов о снах:
«Я закрываю глаза, чтобы заснуть, думая о некоторых предметах, которые я заметил сегодня вечером в магазине на улице Риволи. Я помню аркады рассматриваемой улицы и мельком вижу что-то вроде светящихся аркад, многократно формирующихся вдалеке. Вскоре перед моим мысленным взором предстает покрытая фосфоресцирующей чешуей змея, окруженная бесчисленными нечеткими образами. Я все еще нахожусь в периоде, когда все запутано. Образы очень быстро исчезают и переформировываются. Длинный огненный змей превратился в длинную пыльную дорогу, горящую под летним солнцем. Я сразу вижу себя путешествующим по ней, и у меня оживают воспоминания об Испании. Я разговариваю с погонщиком мулов, несущим на плече манту (одеяло); Я слышу колокольчики мулов; Я слушаю, как он рассказывает мне историю. Сельская местность соответствует центральной фигуре; в этот момент переход от бодрствования ко сну завершается. Я полностью поглощен иллюзией ясно определенного сна. Я предлагал погонщику мулов нож, который, кажется, ему понравился, в обмен на прекрасный старинный медальон, который он показал мне, когда меня внезапно вывела из сна внешняя причина. Я проспал минут десять, насколько мог сказать разбудивший меня человек» (цит. по Мавроматис 19).87: 91-92).
Здесь мы видим переход от созерцания гипнагогических образов к погружению в мир грез с видением эго сновидения от третьего лица или наблюдателя как промежуточного состояния между ними.
Техника гипнагогических образов для достижения осознанного сновидения работает с этим типом перехода, используя тот факт, что бодрствующее осознание некоторое время продолжается в гипнагогическом состоянии. Техника направлена на то, чтобы вывести вас из гипнагогического состояния в состояние сна, не теряя при этом метаосознания вашего собственного сознательного опыта. Принимая точку зрения отстраненного наблюдателя, вы наблюдаете, как возникают, трансформируются и исчезают образы начала сна, не пытаясь контролировать или удерживать их. По словам исследователя осознанных сновидений Стивена Лабержа:
«Когда образ становится движущимся, ярким сценарием, вы должны позволить себе пассивно погрузиться в мир снов. Не пытайтесь активно войти в сцену сна, а вместо этого продолжайте проявлять отстраненный интерес к образам. Пусть ваша вовлеченность в происходящее вовлечет вас в сон. Но остерегайтесь слишком большого вовлечения и слишком малого внимания. Не забывай, что ты сейчас спишь!» (Лаберж и Рейнгольд 1980: 90).
Опыт засыпания является правом человека по рождению, поэтому неудивительно, что многие люди из разных времен и культур наткнулись на этот метод переноса метасознания в состояние сна. Помимо де Сен-Дени и Лабержа, русский философ П. Д. Успенский (1848–1919 гг.47), американский психиатр Натан Раппорт и немецкий исследователь осознанных сновидений Пол Толей использовали эту технику для осознанных сновидений. Но более старая и более практикуемая форма принадлежит тибетской буддийской йоге сновидений, описанной в тибетском тексте XVII века:
«Прежде чем вы погрузитесь в глубокий сон, между засыпанием и сновидением возникают так называемые мысли. Перед тем, как вы действительно заснете, и вы все еще находитесь в процессе засыпания, возникают мысли и слышны слабые звуки. У вас есть ощущение, что тело становится очень апатичным, и вы чувствуете, что его вдавливают во тьму. У вас также есть ощущение опыта глубокого дыхания, когда вы начинаете расслабляться. Сразу после этого возникает ощущение онемения в точке посередине между глазами. В это время вы начнете ощущать смутные впечатления от людей, животных, окружения или любых других недавних ментальных впечатлений. Эти смутные мысленные впечатления и являются причиной сновидения. Сон, который у вас будет, на самом деле возникает как результат этих впечатлений. Если вы осознаете это, это ваш шанс распознать сон, как продеть иголку прямо в глаз, и вы немедленно войдете в сон и воспримете его» (Гьятрул Ринпоче 19).93: 109).
Что делает эту технику сложной, так это завороженное качество внимания в гипнагогическом состоянии. Слишком много поглощенности, и вы больше не можете направлять свое внимание на сказочное качество изображений.
Вот ключевой феноменологический момент: Состояние сновидения, в котором вы спите, лишено ясности ума, необходимой для наблюдения и направления вашего внимания на сновидение . Как отмечает Андреас Мавроматис в своей книге «Гипнагогия »: «Опыт осознания во сне имеет совершенно иной статус, чем состояние сновидения о том, что человек находится в сознании во сне» (Мавроматис 19).87: 106). Разница заключается именно во внимании и метаосознании: чтобы осознавать свой сон, требуется, чтобы сновидческое качество состояния было непосредственно доступно вашему вниманию. Только если вы можете таким образом наблюдать или наблюдать за состоянием сна, вы можете ясно знать, что спите.
В сильном осознанном сне вы не просто думаете: «Я сплю». Вы также непосредственно переживаете свое состояние как сон, обращая внимание на подобное сновидению качество вашего состояния. Это начало ясности обычно увеличивает сенсорную яркость состояния, не уменьшая ясности осознания состояния (ясного понимания пребывания в состоянии сна). Наконец, вы не страдаете от когнитивных нарушений, типичных для неосознанных сновидений (дезориентация, плохая рабочая память, неспособность направлять и удерживать внимание), но у вас есть понимание природы вашего текущего состояния сознания. Таким образом, теперь вы ощущаете себя спящим субъектом. Ваше ощущение себя меняется, когда вы переживаете сон с точки зрения сновидца, а не с точки зрения эго сновидения или себя во сне.
Этот сдвиг в вашем самоощущении не обязательно означает, что вы способны контролировать сон в смысле активного и преднамеренного управления содержанием сна. Такой контроль проявляется постепенно и может в той или иной степени присутствовать в каждом конкретном осознанном сновидении. Таким образом, то, что определяет сон как осознанное сновидение, заключается не в способности контролировать содержание сна, а скорее в способности направить ваше внимание на состояние сна как таковое. Конечно, способность направлять ваше внимание на похожее на сон качество вашего состояния — это своего рода когнитивный контроль, и он действительно влияет на содержание сна, потому что то, что вы видите во сне, зависит от того, как вы направляете свое внимание во сне. Но одна из вещей, которая делает осознанные сновидения такими убедительными, — это именно неспособность контролировать многие особенности сна, признавая, что вы их видите во сне.
Критически настроенные читатели справедливо заметят, что этих феноменологических наблюдений недостаточно, чтобы отклонить вызов Деннета. Во-первых, наблюдения основаны только на субъективных показаниях. Во-вторых, они основаны на воспоминании наяву и, строго говоря, считаются отчетами о воспоминаниях наяву об осознанных сновидениях.
Но что, если осознанный сновидец мог сигнализировать внешнему миру, что он видит осознанный сон? Что, если бы она могла сигнализировать о наличии определенных особенностей или качеств своего осознанного сновидения во сне? А что, если бы эти сигналы можно было сопоставить с поведенческими и физиологическими измерениями в лаборатории сна?
Одно из поразительных научных открытий в отношении БДГ-сна — открытие, которое сделало возможным физиологическое подтверждение осознанных сновидений — состоит в том, что движения глаз эго во сне часто соответствуют физическим движениям глаз сновидца (Dement and Kleitman, 1957). Направление вашего взгляда во сне часто совпадает с направлением движения ваших глаз во время быстрого сна: когда ваше эго во сне смотрит влево, ваши физические глаза движутся влево; когда ваше эго во сне выглядит правильно, ваши глаза двигаются правильно.
В конце 1970-х и начале 1980-х годов два исследователя сновидений — Кит Хирн в Англии и Стивен Лаберж в США — независимо воспользовались этой корреляцией, чтобы проверить осознанные сновидения в лаборатории сна (Hearne 1978; LaBerge et al. 1981а, 1981б). Они пришли к выводу, что если осознанные сновидцы могут действовать по своей воле в состоянии сна, то они должны быть в состоянии указывать, когда они приходят в состояние осознания, совершая заранее заданные движения глаз во сне, которые можно было бы наблюдать снаружи на полиграфе. Осознанным сновидцам давали указание смотреть вправо и влево определенное количество раз, и движения их глаз записывались. Когда они просыпались, испытуемые сообщали, сколько преднамеренных сигналов движения глаз они сделали, и число совпадало с количеством движений глаз, зарегистрированных на полиграфе (см. рисунок ниже из LaBerge 2000).
Эти гениальные эксперименты имели большое значение. Они показали, что испытуемые действительно спали, когда сигнализировали о своих осознанных сновидениях; они позволяли испытуемым сообщать о своих снах во время их сновидения, а не только ретроспективно; они осуществляли своего рода трансмировую коммуникацию из частного мира сновидений в публичный мир бодрствования; и они открыли новый способ исследования сознания, перспективы которого мы едва начали использовать.
До этих экспериментов многие ученые полагали, что осознанные сновидения, скорее всего, были переживаниями, которые происходили во время кратких моментов пробуждения, но позже ошибочно воспринимались как произошедшие во время сна. Однако, когда испытуемые сигнализировали о начале осознанного сна, ЭЭГ показывала мозговые волны, указывающие на фазу быстрого сна. Итак, согласно стандартным критериям науки о сне, испытуемые однозначно спали. Этот вид осознанного сна в лаборатории сна теперь известен как «осознанный сон, подтвержденный сигналом».
Дальнейший анализ, проведенный Лабержем и его коллегами, показал, что осознанные сновидения обычно происходят во время наиболее активного периода быстрого сна, называемого «фазовым» быстрым сном (LaBerge 2007). Как во время бодрствования, так и во время быстрого сна нейроны активируются с высокой частотой во многих областях мозга. В БДГ-сне этот высокий уровень активности можно разделить на два компонента — «тоническую», или непрерывную фоновую активность, и «фазовую», или преходящую активность. Фазовая активность состоит из коротких периодических импульсов, которые совпадают с быстрыми движениями глаз, подергиваниями мышц и всплесками активности мышц среднего уха (активность мышц среднего уха, или MIMA, является ушным эквивалентом REM). Короче говоря, ясность сознания, по-видимому, возникает при кратковременном и быстром повышении уже высокого уровня корковой активности в фазе быстрого сна.
Проверив осознанные сновидения с точки зрения науки о сне, эти исследователи могли сделать следующий шаг, попросив людей рассказать об особенностях их осознанных сновидений во время сна. Таким образом, наука о сне могла бы выйти за рамки того, чтобы полагаться только на отчеты о сновидениях, которые испытуемые делают после пробуждения.
Применяя именно такой подход, Лаберж исследовал время в осознанных сновидениях (LaBerge 2007). Действия во сне занимают столько же времени, сколько действия наяву, или они занимают больше или меньше времени (как предполагает фильм «Начало»)? Осознанные сновидцы оценивали десятисекундные интервалы, считая «тысяча один», «тысяча два» и так далее, и отмечали начало и конец интервалов сигналами движения глаз. Во всех случаях время, необходимое для счета от одного до десяти в осознанных сновидениях, близко соответствовало времени, затраченному на бодрствование. Даниэль Эрлахер и Михаэль Шредл в Германии воспроизвели эти результаты (Эрлахер и Шредл, 2004). Однако они также обнаружили, что приседания (глубокие сгибания коленей) в осознанных снах занимают на 44,5% больше времени, чем в бодрствующем состоянии. Эрлахер и Шредл предполагают, что более длительные задачи или двигательные задачи (например, приседание по сравнению со счетом) могут потребовать непропорционально больше времени в осознанных сновидениях, но неясно, чем объясняется этот результат.
В другом недавнем исследовании, проведенном Мартином Дреслером и его коллегами из Института психиатрии Макса Планка в Мюнхене, два опытных осознанных сновидца смогли выполнить предопределенную моторную задачу — сжать руки во сне после движения глаз, сигнализирующего о том, что они находятся в состоянии сна. состояние осознанного сновидения (Дреслер и др. , 2011). Эти ученые сравнили активность мозга во время выполнения этой задачи в осознанном сновидении с активностью мозга, когда те же люди сжимали свои настоящие руки во время бодрствования. Как в состоянии осознанного сна, так и в состоянии бодрствования их мозг демонстрировал активацию в одних и тех же сенсомоторных областях, хотя в состоянии осознанного сна активация была слабее. Это открытие подтверждает идею о том, что области мозга, активные, когда мы выполняем двигательное действие, также активны, когда мы представляем себе выполнение этого действия.
Эти исследования основаны на том, что мне нравится называть своего рода межмировой коммуникацией. Устанавливается связь между личным миром сновидений и общественным миром бодрствования. Отправитель пишет сообщения в феноменальной среде взглядов эго во сне; получатель считывает сообщения на физическом носителе движений глаз спящего. Еще более удивительный метод использует азбуку Морзе. Когда осознанный сновидец сжимает левый и правый кулаки своего эго во сне, полиграф улавливает соответствующую последовательность подергиваний левого и правого предплечья. Лаберж (сам осознанный сновидец) послал сигнал азбукой Морзе, написав инициалы своего имени, при этом сжатые кулаки сна слева соответствовали точкам, а кулаки сна справа соответствовали тире (LaBerge 2007).
Может ли общение идти другим путем, от ученого сновидения к сновидцу? Возможна ли двусторонняя связь между миром бодрствования и миром сновидений?
Похоже, да. В другом немецком исследовании осознанных сновидцев стимулировали повторяющимися низкими тонами, которые время от времени прерывались высокими тонами. Испытуемых просили прислушиваться к высокому тону и сигнализировать о том, что они слышат его, одним движением левого-правого глаза. Трое осознанных сновидцев смогли выполнить эту задачу, и ЭЭГ показала форму волны, которая, как известно, указывает на обнаружение такого рода целевого стимула (см. описание этого неопубликованного исследования Дж. Стрелена в Erlacher and Schredl 2008). По словам недавней статьи: «Это всего лишь один пример простого способа общения между «обстановкой реального мира» (исследования в лаборатории сна) и осознанным сновидцем в мире сновидений. Будущие исследования двусторонней связи между миром сновидений и бодрствующим миром должны предоставить многообещающие исследовательские возможности» (Эрлахер и Чапин, 2010: 9).).
Что происходит в мозгу во время осознанного сна? Поскольку осознанные сновидцы могут сигнализировать об осознании, а ученые могут одновременно следить за тем, что происходит в мозгу, этот вопрос теперь можно проверить.
В недавнем исследовании ЭЭГ немецкий исследователь сна Урсула Восс и психиатр и специалист по сновидениям из Гарвардского университета Аллан Хобсон сравнили активность мозга в трех состояниях — бодрствовании, подтвержденных сигналами осознанных сновидениях в фазе быстрого сна и неосознанном фазе быстрого сна (Voss et al. 2009 г.). Они обнаружили, что осознанные сновидения напоминают бодрствование, проявляя повышенную активность в гамма-диапазоне частот (36–45 Гц) в лобных и фронтолатеральных областях по сравнению со сниженной активностью в неосознанном быстром сне. Они также обнаружили, что «когерентность» ЭЭГ — мера степени, в которой мозговые волны на различных частотах синхронизированы между областями, — намного выше во время осознанных сновидений, чем во время неосознанного быстрого сна. Считается, что этот вид «нейронной синхронии» представляет собой способ, с помощью которого мозг координирует или интегрирует процессы в нескольких областях. Короче говоря, это исследование показывает, что во время осознанных сновидений мозг принимает новый, последовательный паттерн активности, отмеченный чертами, характерными для бодрствующего бодрствующего сознания, но не выходя из фазы быстрого сна.
Какое значение имеют лобные и лобно-боковые области, где преобладают эти электрические паттерны? Область в передней части мозга, называемая дорсолатеральной префронтальной корой, которая имеет решающее значение для рабочей памяти, воли и рефлексивного самосознания, демонстрирует значительно сниженную активность во время быстрого сна. Таким образом, мы можем предположить, что активность дорсолатеральной префронтальной коры должна возрастать, чтобы возникло осознанное сновидение. Хобсон давно отстаивал эту гипотезу. Но хотя повышенная гамма-активность и когерентность в лобных областях во время осознанных сновидений согласуются с этой гипотезой, использование ЭЭГ для измерения электрической активности кожи головы не может сказать нам, является ли дорсолатеральная префронтальная кора основным источником этих паттернов мозговых волн.
Более прямые доказательства получены в другом недавнем исследовании, в котором использовалась фМРТ. В этом исследовании, проведенном Мартином Дреслером и Майклом Чишем из Института психиатрии Макса Планка в Мюнхене, четверо осознанных сновидцев спали в МРТ-сканере, и им было предложено непрерывно сигнализировать о своем состоянии осознанности с помощью быстрых движений глаз влево-вправо-влево-вправо. (Дреслер и др., 2012). Когда ученые сравнили осознанные сновидения с неосознанным REM-сном, они обнаружили повышенную активность в ряде областей коры, включая дорсолатеральную префронтальную кору, в периоды осознанности (см. рисунок ниже из Dresler et al. 2012). Эти активированные области включают лобные и теменные области, которые, как считается, образуют систему контроля познания и принятия решений. Эта «лобно-теменная система управления» связывает сети мозга, поддерживающие способность обращать внимание на внешний мир, с другими сетями, поддерживающими долговременную память и способность думать о себе — вспоминать свое личное прошлое и проецировать себя в ожидаемое будущее. Таким образом, осознанные сновидения реактивируют не только дорсолатеральную префронтальную кору, но и широкую и распределенную сеть областей мозга, имеющих решающее значение для внимания и нашего человеческого самоощущения и личной идентичности во времени.
Это открытие подтверждает идею о том, что осознанное сновидение переосмысливает опыт с точки зрения сновидящего «я», а не сновидящего эго, то есть с точки зрения сновидца, который может помнить свою бодрствующую жизнь, думать и направлять внимание на подобное сновидению. качество опыта.
Подводя итог, важно помнить, что Деннет не отрицал, что между осознанными сновидениями и сновидениями о том, что вы спите, может быть реальная разница; он утверждал, что одних субъективных показаний было бы недостаточно, чтобы установить разницу между ними. Лучший способ воспринять его аргументы — это как вызов улучшить феноменологию сновидений и описание сновидений и подтвердить эти улучшения физиологическими и поведенческими измерениями. Этот подход является базовой стратегией нейрофеноменологии (Lutz and Thompson 2003; Fazelpour and Thompson 2015). Мой аргумент состоял в том, что нейрофеноменология отвечает проблеме Деннета и решительно показывает, что осознанные сновидения не являются разновидностью обычных сновидений. Скорее, это уникальное состояние сознания, определяемое с помощью различных феноменологических, психологических и нейробиологических критериев.
Ссылки
Демент, В. К. и Клейтман, Н. (1957) «Связь движений глаз во время сна с активностью во сне: объективный метод изучения сновидений». Журнал экспериментальной психологии 53: 89–97.
Деннет, округ Колумбия (1979) «Обязанность повторного опыта: ответ Эммету». Философские исследования 35: 315–318.
Дреслер М. и др. (2011) «Движение во сне вызывает активацию сенсомоторной коры». Текущая биология 21: 1–5.
Дреслер, М. и др. (2013) «Нейронные корреляты осознанности сновидений, полученные в результате сопоставления осознанного и неосознанного быстрого сна: комбинированное исследование ЭЭГ/фМРТ». Сон 35: 1017–1020.
Эрлахер, Д. и Чапин, Х. (2010) «Осознанные сновидения: нейронная виртуальная реальность как механизм повышения производительности». Международный журнал исследований сновидений 3: 7–10.
Эрлахер, Д. и Шредл, М. (2008) «Сердечно-сосудистые реакции на физические упражнения во сне во время БДГ-осознанных сновидений». Сновидение 18: 112–121.
Фазелпур, С. и Томпсон, Э. (2015) «Кантовский мозг: динамика мозга с нейрофеноменологической точки зрения». Текущее мнение в нейробиологии 31: 223-229.
Гьятрул Ринпоче (1993). Медитация, трансформация и йога сновидений. Транс. Б. Алан Уоллес и Сангье Кхандро. Итака, Нью-Йорк: Снежный лев.
Херн, К.М.Т. (1978) «Осознанные сновидения: электрофизиологическое и психологическое исследование». Кандидат наук. дисс. Университет Ливерпуля.
Лаберж С. и др. (1981a) «Осознанный диминг, подтвержденный произвольной коммуникацией во время быстрого сна». Перцептивные и моторные навыки 52: 727–731.
Лаберж С. (1981b) «Психофизиологические корреляты начала осознанных сновидений». Исследования сна 10: 149.
Лаберж С. (2000) «Осознанные сновидения: данные и методология», Behavioral and Brain Sciences 23: 962–963.
Лаберж, С. (2007) «Осознанные сновидения». В книге Патрика Макнамара и Дейдре Барретт, ред., «Новая наука о сновидениях», том II: содержание, припоминание и личностные корреляты сновидений, 307–328. Вестпорт, Коннектикут: Прегер.
Лаберж С. и Рейнгольд Х. (1990) Изучение мира осознанных сновидений. Нью-Йорк: Баллантайн.
Лутц, А. и Томпсон, Э. (2003) «Нейрофеноменология: интеграция субъективного опыта и динамики мозга в нейробиологию сознания». Журнал исследований сознания 10: 31–52.
Мавроматис, А. (1987) Гипнагогия: уникальное состояние сознания между бодрствованием и сном. Лондон и Нью-Йорк: Routledge and Kegan Paul, 1987.
Voss, U., et al. (2009) «Осознанное сновидение: состояние сознания с чертами как бодрствующего сознания, так и неосознанного сновидения».