«В чужой монастырь со своим уставом не суйся»
Русский язык проблема фраза значение выражение
Только в сентябре: получи кредитку по акции с бонусом 2000р. и годом без % Получить карту
Довольно часто, когда человек пытается навязать свое мнение, пытается качать права и т.д., можно услышать такую фразу: «В чужой монастырь со своим уставом не суйся«.
Какое значение имеет крылатое выражение «В чужой монастырь со своим уставом не суйся»?
Что оно означает, когда его применяют и каково его происхождение?
Похвалить 1 Пожаловаться
2 ответа
Дело в том, что в былые времена монастыри были фактически государством в государстве. Они вели самостоятельную, автономную жизнь. Причем монастыри одного и того же вероисповедания могли иметь разные уставы.
Монахи понимали, что их ждет, когда принимали постриг. Они должны были смиренно принять новый образ жизни со всеми его тяготами и правилами, отказавшись от своих привычек и привязанностей.
- Попав в новый коллектив, нужно не свои правила устанавливать, а подчиниться уже существующим.
- Так говорили невестке, которая вошла в новую семью.
Это выражение очень распространенное, часто употребляемое и в наши дни. Такова жизнь.
Читайте также:
- Что означает выражение «в мутной воде рыбку ловить»?
- «Чужими руками жар загребать» что значит?
Похвалить 0 Пожаловаться
И снова мы окунаемся в прошлое, ведь это выражение пришло к нам оттуда. Когда-то на Руси монастырей было очень много и у каждого из них были свои правила, которые соблюдались только в нем, свой устав поведения и даже устав судебный, по которому человека судили за его прегрешения.
Уста́в. Общеславянское слово от глагола уставити (ставити, ставить). Буквально — «установленное».
Монахи частенько переходили из монастыря в монастырь, и порой им приходилось очень тяжко, так как привыкнув к одним правилам, приходилось подчиняться другим, свой же устав сюда не принесешь.
Поэтому, никто не сомневается, что это выражение идет от монахов.
Значение его просто:
В любой среде, обществе, будь то коллектив, семья, страна есть свои правила, устои, привычки и нормы поведения. Люди привыкли жить так, а не иначе, и как бы вам что-то не нравилось, вы не имеете права с налету устанавливать свои порядки. Что для вас норма, для них может быть неприемлемо и наоборот. Так что оставьте свои правила при себе и присмотритесь к другим.
В русском языке есть и множество других поговорок, закрепляющих эту мудрость:
Примеры из художественного текста:
— «Претензии на собственную правоту не могут быть оправданием для навязывания другим своих порядков. Русская поговорка советует не соваться со своим уставом в чужой монастырь» (Герасимов «От Вильсона до Рейгана»)
Предлагаю ознакомиться с интересными темами:
- Своя земля и в горсти мила: смысл и происхождение пословицы?
- Значение выражения — Подвести под монастырь?
Похвалить 0 Пожаловаться
Дать ответ и заработать:
Cимволов:
В чужой монастырь со своим уставом не ходят или ходят?
Отношения
Не ходят76%
24%
- Не ходят
- 76%
682
- Ходят
- 24%
214
В чужой монастырь со своим уставом не ходят
С другой стороны, общество и особенно лидер могут осознавать, что нужны перемены. Главное при этом чтобы необходимость перемен понимало именно руководство. Яркий пример успешного внедрения нового – это действия первого российского императора Петра Великого. Есть и другой пример, когда попытки принести что-то новое привели к полному краху – это деятельность последнего генсека СССР Михаила Горбачёва.
Попытки ввести что-то новое в общество должны производится с понимаем сути этих новшеств и понимания цели, чем это должно закончится. Без понимания сути это просто копирования, а вернее сказать обезьянничество, этого в России было полно в 90-х годах и начале нулевых. Встречается и сейчас, но значительно реже.
На более мелком уровне, например в рабочемустоявшимся коллективе
, ввести что-то новое можно тоже только тогда, когда большинство членов, а ещё лучше лидеры, осознают необходимость перемен. Мы написали «устоявшимся коллективе» и подчеркнули это слово. В молодых группах (например в первом курсе учебного курса) никаких правил в первое время нет, они формируются позже.
- С компьютера
- Из интернета
Файл
Выравнивание нетслевасправапо центру
Описание
Зарегистрируйтесь, что бы иметь возможность комментировать. Или комментируйте используя учётную запись ВКонтакте!
Почему некоторые монахи и монахини живут «за решеткой»? —Aleteia
Вы можете получать вдохновение и новости Aleteia по электронной почте. Наш специально подобранный информационный бюллетень рассылается каждое утро. Лучшая часть? Это бесплатно.
Зарегистрируйтесь здесь
При обсуждении религиозных орденов тот факт, что некоторые религиозные мужчины и женщины живут «за решеткой», может сбить некоторых людей с толку. «Монастырь» может быть странным понятием, но на самом деле это гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.
Подробнее:
21 год, и ты поступаешь в уединенный монастырь? Интервью с моей младшей сестрой
Слово «монастырь» происходит от латинского claustrum или clostrum, означает «замкнутое пространство». Практически говоря, монастырь относится к огороженной территории за стеной, окружающей монастырь. Эта архитектурная особенность подчеркивает тот факт, что многие верующие ведут жизнь, физически отделенную от остального мира. Они почти никогда не выходят за пределы стен монастыря, за исключением редких случаев для необходимых встреч, таких как визит к врачу. Если их навещает член семьи или друг, они делают это в специальной комнате, где монах или монахиня видны за сеткой из проволочной сетки или металлической решеткой.
Эти монахи и монахини свободно выбирают этот особый образ жизни, полностью сосредоточив свое внимание на Боге, не позволяя никаким мирским заботам или взаимодействиям отвлекать их.
Они внимательно следуют словам Иисуса: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, следуй за Мною» (Матфея 19:21). Это нелегко сделать, и Бог не всех призывает следовать такой радикальной жизни.
Тем не менее, зов монастыря — это прекрасный дар от Бога, который ведет к свободе, а не к плену.
Доминиканская монахиня по имени сэр Мэри Кэтрин объяснила это в длинном интервью.
Монастырь дает нам огромную свободу! Один из самых больших страхов у тех, кто распознает созерцательное призвание, заключается в том, что монастырь рассматривается как раздавливающий свободу, но это как раз противоположное. Монастырь расширяет нас. Это освобождает нас от стольких забот и беспокойств, даже от такой простой вещи, как не обращать внимания на пятно на лопатке! Эта свобода не столько от вещей, сколько для чего-то, действительно для Кому-то! Ограждение — это «Закрытый сад» Песни Песней. Наша жизнь полностью сосредоточена только на Христе, нашем Супруге. Папская ограда — великий дар Церкви, позволяющий нам хорошо жить созерцательной жизнью. Когда мне нужно покинуть вольер для чего-то необходимого, я всегда так рад вернуться. Мир такой шумный, как на слух, так и визуально. Я вообще не понимаю, как люди остаются в здравом уме!
Другая монахиня объяснила New York Times: «Вы идете в монастырь, чтобы найти уединение, и вы найдете Бога, и вы найдете себя».
Удивительно, но жизнь, посвященная молитве, вместо того, чтобы изолировать человека от мира, намного приближает его к нему. Как добавила одна монахиня: «Как физическое присутствие в мире, я могла быть только одним человеком с двумя руками и двумя ногами… Но с помощью молитвы я чувствовала, что могу достичь большего числа своих братьев и сестер. Духовное измерение безгранично».
Св. Иоанн Павел II подтвердил ценность затворнической жизни в своем письме к посвященным Богу лицам: «Институты, полностью посвященные созерцанию, «предают себя одному Богу в уединении и молчании, через непрестанную молитву и готовое покаяние. Какими бы неотложными ни были нужды активного апостольства, такие общины всегда будут играть выдающуюся роль в Мистическом Теле Христа» 9.0003
Подробнее:
Почему монахи и монахини носят одежду разного цвета?
Читать далее:
От Элвиса в монастырь
Читать далее:
Эти Святые Монахини Живут в монастыре. Так что же они делают на Facebook?
Беседа с архимандритом Тихоном / Православие.Com
ИСТОЧНИК: Правмир
Архимандрит Тихон (Шевкунов), настоятель Сретенского монастыря в центре Москвы и автор бестселлера «Бытовые святые и другие рассказы », побеседовал с главным редактором «Правмир.ру» Анной Даниловой. Многие вопросы, касающиеся состояния современного монашества, поднимаются в контексте продолжающегося обсуждения пересмотренного «Положения о монастырях и монашествующих», вносимого в епархии Русской Православной Церкви на рассмотрение комиссии Межсоборного Присутствие, из которых о. Тихон является членом.
Монастырь против Мира
Фр. Тихон, какое главное назначение монастыря? Должен ли монастырь служить миру?
Основная цель монастыря — помочь монаху оставить мир и все, что есть в слове, чтобы служить Богу и людям для спасения своей души.
Если по Промыслу Божию монастырь находится в центре большого города, и если Господь привел в него монаха, то он не должен отворачиваться от пастырского и воспитательного служения, если Церковь призывает его к таковому.Можно ли каким-то образом установить баланс между внешней и внутренней жизнью монастыря?
Не знаю. Послушание Сретенского монастыря – это подготовка будущих пастырей. Это внутренняя или внешняя деятельность монастыря? В нашу семинарию приходят замечательные ребята; Я действительно восхищаюсь ими. Мы издаем книги, это внешняя деятельность – так мы поддерживаем монастырь и семинарию. Но, самое главное, это еще и духовное послушание, завещанное нам о. Иоанн (Крестьянкин).
Или, говоря о внутреннем служении: это означает только только частную молитву и богослужение? Я не думаю, что это правильно.
Мы начали строить скит в Рязанской области [к юго-востоку от Москвы], чтобы время от времени уединяться от суеты. Но там мы нашли новых прихожан, разрушенные храмы и даже нуждающийся в уходе колхоз [ колхоз ]. Пришлось восстанавливать всю деревню, чтобы была церковь, вокруг которой жили люди. Наши новые прихожане нуждаются в новом храме, который мы строим. Они не могут входить в старую церковь в великие праздники, вынуждены стоять снаружи. Но братьям и не нужна большая церковь. Является ли это внешней деятельностью?
Святые отцы говорили, что монах все должен делать как служение Богу, даже если двор метет или у печи стоит. Если так рассуждать, то таких вопросов, наверное, просто не возникнет.
А у вас есть детский дом в Рязанской области?
Да, мы увидели рядом школу-интернат и постепенно стали ей помогать. Воспитание детей — не работа для монахов, об этом даже говорить смешно. Мы приезжаем к ним как Дед Мороз, чтобы принести подарки, а также помогаем материально. Дети приходят на службу в нашу церковь. Выпускники нашей семинарии, женатые священники и их семьи, берут на себя самое главное. У них есть опыт воспитания детей, поэтому они едут туда, чтобы направлять и воспитывать.
Все-таки есть ли способ провести границу между внешним и внутренним обслуживанием, придумать разумную меру?
Я не вижу здесь неразрешимой дилеммы. Для нас это все как-то нормально, и кому-то даже странно видеть здесь проблему.
А если в монастыре нет благотворительности – нет приюта или богадельни? Это возможно?
Нет благотворительности? Этого не происходит. Каждый монастырь молится за мир. Это его основная работа. Если монастырь по каким-то причинам не занимается тем, что сейчас принято называть «благотворительностью», я не очень представляю, как можно было бы навязать это сверху. Как это будет работать? Монастырь живет своей жизнью, и тут приходит приказ: «Откройте приют!» Это абсурд. Все должно естественным образом вытекать из обстоятельств, в которые поставил нас Господь.
Можете ли вы сравнить, легче монастырю заниматься благотворительностью в центре города или в сельской местности?
Существует мнение, что чем дальше от столицы, тем сложнее организовать помощь. Я полностью не согласен. Например, недалеко от Псково-Печерского монастыря, на уединенном подворье живет раба божья Евгения. Она переехала туда из Москвы и воспитывает четверых приемных детей с синдромом Дауна и другими тяжелыми заболеваниями. Она зарабатывает на жизнь рисованием икон. Ее усадьба точно такая же, как монастырь с одной монахиней. Неважно, носит ли она юбку или халат, шарф или фату. Самое главное, что она живет как настоящая монахиня – и таких, как она, предостаточно. Мы знаем священников, воспитавших пятьдесят, семьдесят детей. Мы знаем очень маленькие монастыри, которые помогают выжить десяткам людей.
Об отшельнической жизни.
Может ли монах уйти в уединение, затворничество или даже в лес? Есть печальные примеры, например, когда монастыри бегут в леса, чтобы избежать идентификационного номера плательщика НДС.
Только Сам Господь может выбрать людей, которых Он со временем приведет к уединенной жизни. Здесь невозможно регламентировать и планировать. В нашем монастыре есть монахи, которые знают только келью, церковь и послушание. Они уже живут в уединении и молитве в самом центре Москвы. Но есть и монахи в отдаленных монастырях, которые по духу на самом деле бездельники. В России нет недостатка в подлинно уединенных монастырях, духовно и молитвенно служащих Богу и людям.Какой путь предпочтительнее: созерцательный или активный?
Путь может быть активным, а может быть созерцательным, но главное понять волю Божию для себя. Если человек пойдет в пустыню против воли Божией, то его подвижничество будет за грех и погибель. И наоборот.
По воле Божией
о. Тихон, как же в самом деле услышать и понять волю Божию о себе? Звучит прекрасно… но как?
Услышать, понять и ощутить на себе волю Божию, а затем найти в себе силы исполнить ее – я считаю, что это самое главное в жизни человека. Я всегда говорю на наших курсах пастырского богословия, что у священников и духовников одна задача: искать и находить волю Божию вместе с человеком, который к ним приходит. Не спешите говорить: «Видите, воля Божья такая-то и такая-то». Скорее, нужно искать его постепенно в различных обстоятельствах своей жизни. Самонадеянно и глупо, когда кто-то утверждает: «Мне открылась воля Божия!» о. Иоанн (Крестьянкин), старец, которому — я искренне убежден — Господь действительно открывал Свою волю для людей, только однажды сказал мне: «Это воля Божия для тебя». В определенных жизненных обстоятельствах найти волю Божию довольно легко, потому что она изложена в Евангелии самым прямым образом. Но иногда обстоятельства настолько запутываются, что бывает очень трудно понять, что нужно делать.
Трудная задача…
Да, иногда духовнику бывает очень трудно привести человека к пониманию воли Божией. Недаром святые отцы писали, что пастырское служение есть «искусство искусств и наука наук».
Посильная ли это задача, учитывая, что даже о. Иоанн (Крестьянкин) только раз говорил вам прямо о воле Божией?
Он говорил об этом всего один раз, но много раз приводил многих людей к пониманию воли Божией. Ты прав; это трудная задача. Но, с другой стороны, это вовсе не означает, что кто-то вместе со своим духовным отцом не может понять волю Божию. Господь ставит священников в положение помочь привести людей ко спасению по воле Божией. Пастыри постепенно, шаг за шагом раскрывают волю Божию вместе со своими духовными чадами – через саму жизнь, через Священное Писание, через опрос более опытных людей. Это великий дар Божий в нашей Православной Церкви.
О монахах и частной собственности
Могут ли монахи владеть собственностью?
Знаете, у греческих монахов вообще нет собственности. Я принес греческий перевод своей книги в афонский монастырь, потому что хотел дать им два экземпляра, один настоятелю и один монастырскому переводчику. Они даже не оставляли их в своих камерах! Сказали, что как только прочитают, отдадут в монастырскую библиотеку. Но следует помнить, что греческие монахи поступают в монастыри, существовавшие за тысячу лет до них, в которых уже есть все необходимое для монашеской и богослужебной жизни.
Архимандрит Иннокентий (Просвирнин) (+1994).
Однако в России все сложилось иначе. Вспоминаю наших старцев: о. Иоанн, о. Адриан, о. Феофан… У них были свои книги и богослужебные сосуды, на всякий случай, и свои одежды и иконы. Судите сами: о. Иоанн (Крестьянкин) после отсидки служил в шести приходах подряд в Рязанской области – его переводили из одного в другой. Как только один восстанавливали, его переводили в другой разрушенный храм. Где в советское время можно было найти Священное Писание? То же самое было и с творениями святых отцов и молитвенниками – у него были свои. То же самое было и с иконами и богослужебными сосудами. Где их можно было найти в другом приходе?Помню, чему меня учил архимандрит Иннокентий (Просвирнин) в Издательском отделе: «Когда станешь священником, купи себе красивую чашу и блюдце и нарисуй на дне обоих крестик. Тогда у тебя будет чаша и чаша. Когда начнутся гонения, вы будете путешествовать из города в город и тайно служить. Если КГБ тебя поймает и найдет богослужебные сосуды, они сразу все конфискуют. А тут только чашка с блюдцем — не отнимут, не догадаются!» Это очень мудро, не так ли? Во время обыска кто заметит чашку с блюдцем? А на самом деле это чаша и чаша, а чайная ложка – лжица литургическая.
Как решается вопрос частной собственности в Сретенском монастыре?
У монахов есть свои книги и иконы. Никаких телевизоров и кассет. Если при въезде в монастырь у кого-то была машина, она используется для нужд монастыря. Монахи едут на машинах, чтобы причастить больных и получить припасы; по субботам и воскресеньям они укомплектованы составом. У многих есть компьютеры. Но в нашем правиле есть особые указания, определяющие, как их можно использовать. Вообще говоря, половина наших братьев занимается производством книг: пишет, редактирует и корректирует. Мне в келье нужен компьютер, а у одного из наших монахов, который гений, виртуоз в компьютерах, в келье его нет. В его камере вообще ничего нет, даже кровати нет — он спит на полу.
О роскоши среди монахов
Сегодня особенно остро стоит вопрос о роскоши среди монахов, о дорогих автомобилях…
Роскошь непозволительна для монахов. Иногда кажется, что кто-то с жадностью набрасывается на все, что не мог приобрести раньше, используя такие возможности во вред своей душе – и не только своей.Можно ли что-нибудь с этим сделать?
Думаю это тема для будущего совета. Конечно, могут быть сложности и даже недопонимания. Например, я делаю фотографии для нашего сайта и наших книг. У нас очень хорошая профессиональная камера. Это не мое, но если кому-то покажется, что я фотографирую, то могут подумать: «Какая же у батюшки камера!»
О монахах, уходящих в отпуск
Могут ли монахи уйти в отпуск?
Как и в случае с выборами настоятелей, на этот вопрос нельзя ответить однозначно – либо они могут, либо не могут брать отпуска. У нас есть монахи, которые никогда не уходят в отпуск. Один монах уходит в отпуск ровно на два дня, едет к своему покровителю, причащается там, а потом возвращается. А еще есть монахи с телесными недугами, которым просто необходимо куда-то съездить, поправить здоровье, провести время в другом климате, подышать другим воздухом. Я сам только что вернулся из такой поездки, лечить легкие.
О монашеском уставе
о. Тихон, должен ли быть единый устав [ устав ] для монастырей?
В документах Межсоборного Присутствия мы написали в принципе примерный общий устав для монастырей – в принципе и примерный. Каждый монастырь должен принять свой устав на братском соборе, исправляя то, что считает нужным, и только потом представлять его на утверждение архиерею. Тем не менее, есть определенные основы. Есть гражданский устав Русской Православной Церкви, вне которого мы не можем существовать. Есть исторически сложившиеся типики, например, Юрьева монастыря в Новгороде или Троице-Сергиевой Лавры. Последний был разработан в ХХ веке и ему следуют практически все монастыри Русской Православной Церкви. Нельзя просто отбросить эти типики. Многие из них можно использовать как основу, а затем развивать, обсуждать и принимать с братией для утверждения епископом.
При выборах аббатов
Должен ли настоятель избираться или назначаться?
Сразу изложу свою позицию.
В идеале настоятель должен избираться братией и утверждаться епископом. Так это делается сегодня во многих [поместных] Православных Церквях. Это проверенный веками, вполне правильный путь для тех монастырей, которые имеют глубокие монашеские традиции и преемственность монашеского благочестия и живого подвижнического опыта, передаваемого из поколения в поколение. Классический пример, который приводят практически все сторонники игуменских выборов, — Святая Гора Афон, где монашеская преемственность не прерывалась веками.
Полностью с этим согласен, но хочу обратить внимание на два немаловажных момента. Во-первых, такая традиция никогда не была широко распространена в Русской Церкви. Нравится вам это или нет, это нельзя игнорировать. Во-вторых, и это более важно: сегодняшние русские монашеские общины не просто молоды, они находятся в очень раннем зачаточном состоянии. Вряд ли это можно оспорить. Еще пятнадцать лет назад было модно иронизировать: «Это не монастырь, это комсомольский поход!» В этих ядовитых, несправедливых по сути словах была доля правды: значительный процент монашеской братии был буквально призван Богом из числа вчерашних безбожников и комсомольцев.
Этим монахам сейчас сорок, пятьдесят, шестьдесят лет. Но дело здесь, разумеется, не в человеческом возрасте, а в духовной зрелости монашеских общин. Очевидный и совершенно естественный факт, что не все эти монастыри достигли избирательного возраста. Отсюда вполне обоснованные опасения, что выборы аббатов могут привести к той борьбе за власть, о которой мы уже говорили, то есть к конфронтации между различными группами, фракциями и партиями. И трудно придумать что-то хуже для монастырской жизни. Кстати, такое время от времени случается даже в Греции, несмотря на всю их многовековую преемственность.
Последнее, конечно, совсем не означает, что мы должны отказаться от стремления к правильному упорядочению монашеской жизни. Наоборот, мы должны стремиться именно к этому. Ведь преимущества разумного и законного избрания совершенно очевидны: если монастырская братия испрашивает у архиерея позволения избрать своего настоятеля, то тем самым они показывают, что их кандидат не только лучший и достойнейший из их братии, но и то, что они сами хотят чтить его как отца, которому они будут подчиняться не со страхом, а по совести. Наконец, выборы означают, что вся братия готова разделить с игуменом ответственность за монастырь перед Богом и Церковью. Стремление к этому действительно необходимо, но нужно помнить и слова святителя Амвросия Оптинского: «Чтобы не ошибиться, не следует торопиться!»
В этом я глубоко убежден: скоро придет время, когда один монастырь за другим, и женский, и мужской, будут получать от своих епископов право избирать своих настоятелей. Даже нынешнее «Положение о монастырях» уж точно не должно исключать этого.
Монахи не нуждаются в церковных наградах [
Об откровении мыслей
Что вы думаете о практике раскрытия мыслей?
Фр. Иоанн (Крестьянкин) очень осторожно относился к постоянному откровению мыслей в наши дни. Он чувствовал, что не все духовники созрели до того, чтобы постоянно получать откровение помыслов. Хотя я знаю монастырь, в котором настоятельница получает откровение помыслов, и их опыт вполне положительный.
В нашем монастыре еженедельно исповедуется. Священники исповедуются перед каждой службой. Я духовник братства и настоятель. Я думаю, что сегодня это правильно для Срентенского монастыря. Возможен иной подход, когда игумен и духовник — разные люди. Это тоже может быть правильным, если это приносит плоды. Но мы установили его таким образом по благословению о. Иоанн (Крестьянкин).
Причастие очень важно. Многие из моих более консервативных друзей меня в этом не поддерживают, но я на своем опыте убедился, что причащаться четыре раза в неделю, как заповедовали нам святые отцы, и в особенности Василий Великий, — это жизненно важная и очень нужная практика. для монахов. Мы стараемся придерживаться этого правила, и некоторые причащаются реже, но в основном мы причащаемся четыре раза в неделю. По четвергам у нас общая служба для братии, когда все мы – и монахи, и послушники – причащаемся.
Но как быть с частой исповедью, если из раза в раз подходим с одним и тем же списком грехов?
Действительно, у людей, давно воцерковленных, список грехов, как правило, остается одним и тем же от одной исповеди к другой. В духовной жизни может возникнуть определенное чувство формальности.