Ксантиппа — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Ксантиппа (др.-греч. Ξανθίππη) — жена греческого философа Сократа, известная своим плохим характером. Её имя стало нарицательным для сварливых и дурных жён.
Сведения о биографии Сократа и Ксантиппы[править | править код]
Сократ, как все греки, женился, чтобы основать очаг, создать семью и увековечить себя потомством. Мы не знаем, в каком возрасте выполнил он этот гражданский долг, но по-видимому он не сильно торопился и произошло это, когда философу было уже за 40, в 20-е годы, уже после окончания первого периода Пелопоннесской войны под названием «Архидамова война»[1]. Первая его жена звалась Ксантиппа. От неё он имел троих сыновей: Лампрокла, Софрониска и Менексена.
В Греции существовал обычай называть первенца в честь более известного деда. Отца Сократа звали Софрониск (в честь него назван второй сын Сократа), что позволяет предположить, что Лампрокл был назван в честь отца Ксантиппы, и положение её семьи в афинском обществе было более прочное и выдающееся, чем семьи Сократа. На хорошее происхождение Ксантиппы указывает и её имя, восходящее к греческим корням ξανθός «xanthos» (золотисто-жёлтый светловолосый, рыжий) и ἵππος «hippos» (конь). Корень ἵππος часто встречается в греческих именах и зачастую указывает на аристократическое происхождение. У Ксантиппы и Сократа должна была быть большая разница в возрасте (около 40 лет). По свидетельству Платона, на момент казни Сократа старший его сын, Лампрокл, был подростком, а двое младших — малолетками. Самому же Сократу тогда должно было быть около 70 лет.
На вопрос был ли Сократ женат два раза или один, есть разные точки зрения. Платон и Ксенофонт упоминают лишь о Ксантиппе. Она же, согласно Платону, навещала в тюрьме своего мужа с ребёнком на руках и оплакивала его смерть. Вопрос о статусе предполагаемой второй жены — Мирто — остаётся открытым. Упоминание о ней встречается у Диогена Лаэртского (который считает, что она была первой женой, а Ксантиппа второй) и Плутарха. В качестве оправдания факта предполагаемого двоеженства рассказывается, что Пелопоннесская война и страшная чума опустошили Афины, и афиняне, чтобы пополнить население опустелого своего города и поскорее справиться с разорением, издали декрет, которым каждому гражданину разрешалось иметь двух жён, причём дети второй жены должны были считаться такими же законными, как и дети первого брака. Желая всегда служить наибольшему благу государства и подавать добрый пример, Сократ подчинился этому исключительному и необходимому закону и заключил второй брак с одной вдовой, впавшей в бедность. Действительно ли такое решение было принято, или оно является последующей выдумкой — неизвестно. По версии Плутарха, Сократ, хотя и был женат на Ксантиппе, оказывал материальную помощь одной обедневшей вдове — из чего однако же не следует, что они состояли в браке.
Имя Ксантиппы вошло в историю как нарицательное для дурной и сварливой жены. Действительно ли она была таковой, неизвестно. О дурном нраве Ксантиппы и раздорах между супругами у Платона ничего не сказано. Миф об особой сварливости Ксантиппы восходит, по-видимому, к сочинению Ксенофонта «Пир», где Ксантиппа используется как философский антипод и полная противоположность мудрому Сократу. Не случайно, что после появления «Пира» в философских школах Греции утвердилась новая тема для риторических упражнений — сравнительные характеристики Сократа и Ксантиппы. В ходе этих упражнений ученики должны были придумывать диалоги между ними, что окончательно исказило образ реальной жены Сократа, которая с этой «философической», умозрительной Ксантиппой не имела ничего общего.
В честь Ксантиппы назван астероид (156) Ксантиппа, открытый в 1875 году.
Терпение никогда не смешно | Почему Сократ терпел выходки Ксантиппы
Почему Сократ терпел выходки Ксантиппы?
Всемогуща судьба, и даже такой мудрец, как Сократ(469 – 399 гг. до н. э.), не смог посредством знания и добродетели возвыситься над ней… Знаменитый афинский философ своё время, в основном, посвящал умственному образованию молодых людей, вступая с ними в длинные диалоги, но деньги за свои услуги не брал, не желая прослыть профессиональным учителем. Он искренне верил, будто избран для занятий философией свыше и приставлен к народу Афин, «как овод к коню», дабы тот не впадал «в духовную спячку», а заботился о своём нравственном самосовершенствовании и развитии интеллекта: «Бог послал меня в этот город, чтобы я будил каждого из вас, носясь целый день повсюду, уговаривал, упрекал непрестанно». Но однажды на афинском базаре он вступил в житейский диалог с молодой девушкой по имени Ксантиппа. Она стояла, подбоченившись, среди глиняных горшков и звонким голосом зазывала покупателей, расхваливая свой товар. Сократ часто прохаживался возле меняльных лавок, рыночных продавцов и знал почти каждого из них в лицо, но эту голосистую красавицу видел впервые. Афинянам он был хорошо известен, как мудрый человек, искусный мастер разговора и отличный советчик.
Народная слава пришла к афинскому философу во время первой половины Пелопоннесской войны. Он доблестно воевал, поражая всех отвагой, физической силой и закалкой. От наград Сократ отказывался, отдавая их другим. О выдержке, терпении и самоуглублении философа уже тогда ходили легенды, и девушка, продававшая глиняные горшки, вероятно, была польщена его вниманием, узнав, какой знаменитый афинянин поднял её на руки, но пощёчину ему всё-таки закатила.
Сократу, решившему взять её в жёны, придётся до конца жизни терпеть затрещины, скандальный нрав и разные истерические выходки, проявляя смирение. Но почему он выбрал эту молодую девушку в спутницы жизни? Только ли красота Ксантиппы так притянула Сократа, что он решил немедленно связать с ней свою судьбу, или острый как бритва её язык напомнил женские уроки красноречия?
Женился Сократ поздно, приблизительно на сорок восьмом году жизни, пропустив пятое семилетие – лучшее время по мнению афинского мудреца Солона для вступления мужчины в брак. Сын камнетёса Софрониска и повитухи Финареты (Фенареты) из пригорода Афин (дема Алопека), вступил в брак с девушкой по имени Ксантиппа сразу после заключения Никиева мира в Пелопоннесской войне. Такой вывод можно сделать, исходя из того, что на момент смерти Сократа в 399 г. до н. э. его старшему сыну Лампроклу исполнилось двадцать лет.
В молодости философ был безнадёжно влюблён в молодую красавицу из Милета по имени Аспасия, открывшую в Афинах школу красноречия. Придя к ней первый раз на занятие из любопытства, молодой камнетёс был поражён её обаянием и умными, смелыми речами. Она отважно вступала в дискуссии с мужчинами своим певучим, нежным голосом, подшучивая над глупостью и невежеством. С того дня он забросил ваяние, посвящая всё время философии и ораторскому искусству, однако молодая и знатная красавица ничем не выделяла неказистого камнетёса из толпы других поклонников. Сократ, должно быть, страдал от неразделённого чувства и боль свою выразил в словах отчаяния: «Любовь к женщине – это яд». Но одинаковы страсти человеческие, и спустя почти двадцать четыре века повторит его мысли поэтесса Анна Ахматова: «… горек яд неразделённой любви!».
Молодой камнетёс старался не пропускать уроки Аспасии и впоследствии всем говорил, что благодаря этим занятиям и стал философом. Он входил в «кружок» правителя Афин, лидера демократов Перикла (Периклеса) и часто с ним встречался в его доме. От влюблённого Сократа великий стратег узнал о красивой, умной учительнице красноречия из Милета. Вместе с ним он пришёл на выступления чужеземки и был очарован ею с первого взгляда. Аспасия ответила стратегу взаимностью, и они, несмотря на все сложности, связали свои судьбы в браке.
Перикл часто собирал в своём доме друзей, и в дискуссиях его «кружка» принимали участие Аспасия, философ Анаксагор, приглашённый стратегом по её просьбе из Клазомен, и другие великие греки. Разным премудростям научился у них молодой Сократ: у Аспасии – искусству риторики и спора, тонкой иронии, проникновенному и уважительному отношению к женщине, у Анаксагора – понятию тезиса «всё во всём», единства большого и малого, от Перикла – удивительной выдержке и терпению.
Философ искал утешения от любовного женского яда и всем сердцем привязался к племяннику правителя Афин Алкивиаду, красивому и своенравному юноше. Вместе с ним он участвовал в походах, когда началась Пелопоннесская война, выносил его с поля боя после ранения, спасая не раз ему жизнь. Сократ много времени уделял воспитанию племянника Перикла, отличавшегося прекрасными способностями и стремившегося с самого детства к лидерству.
Алкивиад был очень богат, окружён молодыми бездельниками и часто проявлял неуважение к людям. Он мог из бахвальства ударить любого уважаемого гражданина, и хотя под влиянием Сократа извинялся потом и даже просил наказать его плетьми, тщеславие и стремление везде быть первым мешали воспитанию нравственности.
После заключения Никиева мира Алкивиад стал правителем Афин, возглавив группировку войны. Он женился на девушке из богатой семьи, однако это не мешало ему посещать салон ионийских гетер, который содержала Аспасия. Приблизительно в это же время Сократ и познакомился на базаре с девушкой по имени Ксантиппа, острый язычок которой и красота так его приворожили, что он женился на ней.
Его молодая жена быстро убедилась, что, несмотря на то, что философ дружил со стратегами и к нему приходили многие знатные афиняне за советом, богатства ей не видать. И она топтала в ярости пироги, которые присылал Алкивиад, знавший, что денежную помощь его наставник не примет. Её имя стало нарицательным для сварливых истеричных жён во все времена: острый язык пригодился ей для отборной ругани, и она его использовала с утра и до позднего вечера.
Сократу советовали прогнать строптивую женщину, позорившую его в общественных местах, но он улыбался и говорил: «Я хотел научиться искусству ладить с людьми и женился на Ксантиппе в уверенности, что если вынесу её нрав, то смогу выдержать всякие характеры». Многие осуждали философа за его супружеское терпение и предлагали ему побить Ксантиппу, но Сократ только посмеивался: «Вы хотите, чтобы город стал свидетелем наших ссор, чтобы я при всех вступил в драку с женой, а вы бы подзадоривали как на петушином бою… Поверьте мне, терпение никогда не смешно.». В глубине души философ, должно быть, понимал причину злого неистовства Ксантиппы: «Она, по-видимому, никогда его не любила». Сам он навсегда остался верен чувству своей молодости и искал в женщинах несравненную красоту и ум Аспасии, говорившей в своих беседах о равноправии: «Брак должен быть союзом двух любящих сердец».
Острый ум Ксантиппы, разочарованной в браке с мудрым «болтуном» и «бездельником», обрушился на него жёсткими упрёками, и он смиренно переносил её «грозы и дождичек», так и не догадавшись повысить образованность своей жены. Если Сократа просили посоветовать, как воспитать или найти хорошую спутницу жизни, он признавал, что лучше это может сделать умудрённая жизненным опытом Аспасия.
Философ использовал ещё один шанс семейного благополучия – в Афинах, опустошённых чумой и войной, издали декрет, позволявший каждому афинянину иметь двух жён, и все дети признавались законными. Сократ женился вторым браком на овдовевшей внучке знаменитого стратега Аристида, известного своей справедливостью. Он говорил, что желал подать пример законопослушания и служения своей родине, но, возможно, втайне надеялся, что этот брак сделает сносной его семейную жизнь.
Его новую избранницу звали Мирто, она была очень бедна и, должно быть, обрадовалась предложению философа стать его второй женой (или служанкой). Как её приняла Ксантиппа, неизвестно, но эта сварливая, обозлённая невзгодами женщина, по слухам изменявшая Сократу и не стеснявшаяся втайне собирать деньги с его учеников, скандалила даже с сыном Лампроклом. Дальнейшая судьба Мирто не известна истории. Возможно, она скончалась до суда над Сократом, и потому в тюрьму к нему прощаться не пришла. Ксантиппа принесла на руках младшего сына философа и рыдала при прощании с мужем, возмущаясь несправедливостью: «Ты умираешь безвинным!». А он ей заметил с иронией: «А ты хотела, чтобы заслуженно?». Ученики пообещали Сократу поддержать его семью, и Ксантиппа с детьми не знали нужды, получая помощь из разных городов Древней Греции. Когда философа спрашивали о поведении в браке, он уклонялся и посылал к Аспасии. Каждый из них шёл по жизни своим путём, но увековечили их на одном барельефе из бронзы вместе: она в платке, накинутом на волнистые волосы, говорит о любви, Сократ находится рядом и внимательно слушает, а сзади Эрос её мысли записывает. В Ватикане хранится гемма с портретом Аспасии, и на ней повторяется эта же тема.
МУДРЕЦ В БРАКЕ (СОКРАТ И ЕГО ЖЕНЫ)
Рассказ М. Менье
Первая жена Сократа звалась Ксантиппа. От нее он имел сына Лампрокла. А затем, после того, как Пелопонесская война и страшная чума опустошили Афины, афиняне, чтобы пополнить население опустелого своего города и поскорее справиться с разорением, издали декрет, которым каждому гражданину разрешалось иметь двух жен, причем дети второй жены должны были считаться такими же законными, как и дети первого брака. Желая всегда служить наибольшему благу государства и подавать добрый пример, Сократ подчинился этому исключительному и необходимому закону и заключил второй брак с одной вдовой, впавшей в бедность. Двое детей родились от этого брака.
Из двух женщин, связанных с Сократом, одна в особенности, Ксантиппа, прославилась своим дурным нравом. И, действительно, она обладала таким сварливым характером, такою неистовою и грубою природою, что никто другой кроме Сократа с его неизменной вежливостью не вынес бы всех ее оскорблений.
— Ну, Сократ, — сказал ему однажды Антисфен, — скажи мне, почему женился ты на Ксантиппе? Желал бы я знать, как можешь ты ужиться с самой необщительной женщиной, которая когда-либо была, есть и будет?
— Потому что я вижу, — отвечал Сократ, — что те, кто хотят быть хорошими наездниками, берут обычно не самых смирных лошадей, но пугливых и с норовом, будучи уверены, что если они их обуздают, то справятся потом со всяким конем. Я хотел научиться искусству жить с людьми; и я женился на Ксантиппе, будучи убежден в том, что если я вынесу ее нрав, то буду ладить со всякими характерами.
Но как бы язвительна ни была ирония Сократа, она лишена была желчи; сарказм был чужд ей и легкие искусные стрелы, которые он пускал, никогда не были ядовиты и стремились к одной только цели: сорвать личину с невежества, с дерзости и привести душу по мере возможности к знанию своих границ, потому что тот, кто знает свои границы, познает и совершенство.
Оттого-то, претерпевая нрав Ксантиппы, Сократ не только старался сам упражняться в терпении, но не менее того был озабочен, как бы и Ксантиппе преподать, путем кроткой иронии, искусство быть спокойнее, сдержаннее и уживчивее.
Говорят, что однажды, не довольствуясь всеми теми оскорблениями, в которых она изливала досаду на Сократа, Ксантиппа в ярости вылила ему на голову ведро помоев.
— После такой бури, — только и сказал на это мудрец, — можно было ожидать, что гроза не пройдет без дождя!
Для этой бранчивой женщины все могло служить поводом к проявлению ее нрава. Принимал ли Сократ подарок или отказывался от него, жена неизменно ополчалась на него за это. Однажды, когда Ксантиппа бранилась на него за то, что муж хотел вернуть Алкивиаду довольно ценный, только что полученный подарок, мудрец притворно раззадорил жадность своей супруги, говоря:
— Ну, Ксантиппа, поверь мне, вернем этот подарок! Не думаешь ли ты, что, постоянно принимая дары, мы надоедаем тем, кто их нам преподносит? Мудрый отказ может только возбудить бОльшую щедрость. Откажись сегодня от этого подарка. А, когда мы будем действительно нуждаться, тогда нам легче будет получить то, что нам нужно будет просить.
Другой раз, вероятно, ревнуя мужа к Алкивиаду, Ксантиппа швырнула на пол и с криками бешенства стала топтать ногами чудесный пирог, присланный этим другом Сократу. Муж, смеясь, смотрел на нее и только сказал:
— Хорошо, Ксантиппа, что ты попираешь ногами собственное обжорство. Ведь ты не съешь отсюда ни кусочка!
Немного спустя, Алкивиад доказывал Сократу, что, обращаясь так благодушно с женой и не возмущаясь на ее выходки, он только поощряет этим ее крикливое нетерпение.
Socrates & Xantippe
After Henri Gascar
1681-1688
Socrates, bearded and wearing a gown, on hands and knees, with Xanthippe, nude apart from a loose sheet, holding a whip and bridle and sitting astride him; in the background to the left, room with table, bookshelves, books, globe, and a window.
Mezzotint
Ксантиппа не только выливала помои на мужа, она еще и ездила на Сократе, сюжет очень похож на Аристотеля и Филлиду:
Aristotle and Phyllis
Print made by Master MZ c. 1500-03
— Я приучил себя ко всему этому шуму, — отвечал мудрец, — как привыкают люди к скрипу блоков. Впрочем, ты дурно говоришь про мою жену, а сам разве не выносишь криков своих гусей и разве сердишься, что они оглушают тебя?
— Но ведь гуси приносят мне выгоды, — отвечал Алкивиад, — несут яйца и высиживают гусят.
— А жена моя, — возразил Сократ, — разве не дает мне детей?
Другой раз Алкивиад был вне себя от того, что Ксантиппа день и ночь утомляла его любимого учителя постоянством своего злого расположения духа.
— Почему, — спросил он, — не прогонишь ты этой женщины?
— Потому что, — сказал Сократ, — имея ее, я упражняюсь в терпении и кротости, с которыми я потом выношу дерзости и оскорбления от других. Добрый муж должен исправлять недостатки жены или претерпевать их. Если он их исправит, он создаст себе приятную подругу. Если же он их претерпевает, он работает над усовершенствованием самого себя….
Дальше много букв, но интересно:
http://newwoman.ru/thwoman9.html
…..Несмотря на отвратительный характер супруги, Сократ оставался всегда ей верен, все переносил от нее и никогда не приходил в отчаяние. Он вообще, как древние греки, был убежден, что своим достоинством женщина обязана не столько лично себе, сколько своему семейному очагу, но он признавал все же, что женщина, развивая умственные свои способности и с усердием выполняя семейные обязанности, содействует тем самым совершенствованию своей эстетической и нравственной природы; а пуская в дело тот разум, которым она наделена наравне с мужчиной, она приобретает и личные заслуги, способные возвысить как ее душу, так и репутацию той семьи, которую она растит.
Ксантиппа хотя мало извлекла для себя пользы от ясной мудрости своего знаменитого супруга, но тоже всегда была ему верна и поддержала его в последние минуты его жизни. И если Сократ много страдал от ее нрава, то качества ее, как матери, часто вызывали похвалы нежного и любящего отца, каким был этот мудрец, умевший с такою простотою принимать участие в играх своих детей.
Взято с соседнего сайта:
http://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43514096799/MUDRETS-V-B…)
Ксантиппа- жена Сократа ..Прославилась дурным нравом , а Сократ великим терпением … Сократ, как все греки, женился, чтобы основать очаг, создать …
Ксантиппа- жена Сократа. Прославилась дурным нравом, а Сократ великим терпением …
Сократ, как все греки, женился, чтобы основать очаг, создать семью и увековечить себя потомством.
Мы не знаем, в каком возрасте выполнил он этот гражданский долг, но по-видимому он не сильно торопился и произошло это, когда философу было уже за 40, в 20-е годы, уже после окончания первого периода Пелопоннесской войны под названием «Архидамова война». Первая его жена звалась Ксантиппа.
От неё он имел троих сыновей: Лампрокла, Софрониска и Менексена.
В Греции существовал обычай называть первенца в честь более известного деда.
Отца Сократа звали Софрониск (в честь него назван второй сын Сократа), что позволяет предположить, что Лампрокл был назван в честь отца Ксантиппы, и положение ее семьи в афинском обществе было более прочное и выдающееся, чем семьи Сократа
У Ксантиппы и Сократа должна была быть большая разница в возрасте (около 40 лет).
По свидетельству Платона, на момент казни Сократа старший его сын, Лампрокл, был подростком, а двое младших — малолетками.
Самому же Сократу тогда должно было быть около 70 лет.
На вопрос был ли Сократ женат два раза или один, есть разные точки зрения. Платон и Ксенофонт упоминают лишь о Ксантиппе.
Она же, согласно Платону, навещала в тюрьме своего мужа с ребенком на руках и оплакивала его смерть.
Ксантиппа прославилась своим дурным нравом.
И, действительно, она обладала таким сварливым характером, такою неистовою и грубою природою, что никто другой кроме Сократа с его неизменной вежливостью не вынес бы всех ее оскорблений.
Тут Антисфен сказал:
— Если таково твоё мнение, Сократ, то как же ты не воспитываешь Ксантиппу, а живёшь с женщиной, сварливее которой ни одной нет на свете, да, думаю, не было и не будет?
— Потому что, — отвечал Сократ, — и люди, желающие стать хорошими наездниками, как я вижу, берут себе лошадей не самых смирных, а горячих: они думают, что если сумеют укрощать таких, то легко справятся со всеми.
Вот и я, желая быть в общении с людьми, взял её себе в том убеждении, что если буду переносить её, то мне легко будет иметь дело со всеми людьми.
— Ксенофонт, «Пир» Глава 2
Говорят, что однажды, не довольствуясь всеми теми оскорблениями, в которых она изливала досаду на Сократа, Ксантиппа в ярости вылила ему на голову ведро помоев.
— После такой бури, — только и сказал на это мудрец, — можно было ожидать, что гроза не пройдет без дождя!
Для этой бранливой женщины все могло служить поводом к проявлению ее нрава.
Принимал ли Сократ подарок или отказывался от него, жена неизменно ополчалась на него за это.
Однажды, когда Ксантиппа бранилась на него за то, что муж хотел вернуть Алкивиаду довольно ценный, только что полученный подарок, мудрец притворно раззадорил жадность своей супруги, говоря:
— Ну, Ксантиппа, поверь мне, вернем этот подарок! Не думаешь ли ты, что, постоянно принимая дары, мы надоедаем тем, кто их нам преподносит?
Мудрый отказ может только возбудить большую щедрость.
Откажись сегодня от этого подарка.
А, когда мы будем действительно нуждаться, тогда нам легче будет получить то, что нам нужно будет просить.
Другой раз, вероятно, ревнуя мужа к Алкивиаду,
Ксантиппа швырнула на пол и с криками бешенства стала топтать ногами чудесный пирог, присланный этим другом Сократу.
Муж, смеясь, смотрел на нее и только сказал:
— Хорошо, Ксантиппа, что ты попираешь ногами собственное обжорство.
Ведь ты не съешь отсюда ни кусочка!
Немного спустя, Алкивиад доказывал Сократу, что, обращаясь так благодушно с женой и не возмущаясь на ее выходки, он только поощряет этим ее крикливое нетерпение.
— Я приучил себя ко всему этому шуму, — отвечал мудрец, — как привыкают люди к скрипу блоков.
Впрочем, ты дурно говоришь про мою жену, а сам разве не выносишь криков своих гусей и разве сердишься, что они оглушают тебя?
— Но ведь гуси приносят мне выгоды, — отвечал Алкивиад, — несут яйца и высиживают гусят.
— А жена моя, — возразил Сократ, — разве не дает мне детей?
Другой раз Алкивиад был вне себя от того, что Ксантиппа день и ночь утомляла его любимого учителя постоянством своего злого расположения духа.
— Почему, — спросил он, — не прогонишь ты эту женщину?
— Потому что, — сказал Сократ, — имея ее, я упражняюсь в терпении и кротости, с которыми я потом выношу дерзости и оскорбления от других.
Добрый муж должен исправлять недостатки жены или претерпевать их. Если он их исправит, он создаст себе приятную подругу.
Если же он их претерпевает, он работает над усовершенствованием самого себя.
Алкивиад был однако не один, кто упрекал мудреца за крайнюю его супружескую кротость.
Однажды, действительно, Ксантиппа, встретив мужа среди людного рынка, где он ходил без дела и спорил с кем-то, осыпала его бранью, называя болтуном, сорвала и разрезала его плащ.
Друзья мудреца, свидетели этого оскорбления, осуждали его за кротость и советовали побить дерзкую, чтобы привести ее в разум и внушить ей уважение к себе.
— Друзья мои, что за советы подаете вы мне!
Вы хотите, чтобы весь город стал свидетелем наших ссор, чтобы я при всех вступил в рукопашную с женой, а вы, присутствуя как на петушином бою, подзадоривали бы то ее, то меня: «А ну-ка, Сократ! — Ну-ка ты, Ксантиппа!»
Поверьте мне, терпение никогда не смешно. Я для себя извлекаю пользу от злых женщин, как всадник от лошадей с норовом.
Если я сумею ужиться с Ксантиппой, мне легче будет ладить со всякого рода характерами.
Впрочем, в оправдание Ксантиппы, надо вспомнить и то, что этой женщине очень трудно было понять те цели, которые странный ее супруг преследовал в жизни
Он был, действительно, великий мудрец, но внешнее его поведение могло казаться сплошным сумасбродством.
По нескольку дней не возвращался он домой, а когда возвращался после целого дня бесконечных разглагольствований, которые вел, переходя из лавки в лавку, он никогда сразу не переступал порог своего жилья и до поздней ночи прогуливался взад и вперед перед своей дверью.
После занятий гимнастикою он приходил потный, томимый жаждой и черпал себе ведро воды.
Но, для упражнения себя в терпении и для подчинения чувственных инстинктов голосу рассудка, он воздерживался от питья, медленно выливал содержимое ведра, черпал другое и только тогда утолял жажду.
И эта воздержность Сократа была так велика, что ему требовалось очень немного для существования и он никогда почти ничего не желал, а считал рабами тех, кто, как ему казалось, жили для того, чтобы есть. Поэтому он требовал умеренности в своем столе.
Рассказывают, что однажды мудрец пригласил к себе на ужин нескольких знатных людей.
Ксантиппа устыдилась и стала ворчать, что муж ее собирался поставить гостям слишком скромное угощение.
— Не волнуйся, — заметил ей Сократ. — Если наши гости умеренны и скромны, они удовлетворятся тем, что им будет предложено.
Если же они прожорливы, их жадность изощрит бойкость нашей беседы.
Другой раз Сократ привел к себе в гости юного и прекрасного Эфидема. Ксантиппа не была об этом предупреждена.
Она подняла большой шум, стала жаловаться на бесцеремонность чудака-мужа и принялась, брюзжа, готовить обед.
Потом, все более и более досадуя на ясную невозмутимость мудреца, она так рассердилась, что ухватилась за стол и опрокинула его.
В смущении Эфидем поднялся и хотел уйти.
Но Сократ, обращая в смех это непредвиденное недоразумение, удержал его.
— Останься, Эфидем, — сказал он, — разве ты не помнишь, как намедни, когда мы ужинали у тебя, курица случайно вскочила на стол и уронила приборы, которые ты только что поставил?
Разве я тогда смутился и собрался уходить от тебя?
Тем не менее мудрец как-то обнаружил некоторую горесть по поводу семейного своего положения; когда один из друзей спросил его, что лучше, жениться или не жениться, Сократ ответил:
— И в том и в другом случае будешь раскаиваться.
Несмотря на отвратительный характер супруги,
Сократ оставался всегда ей верен, все переносил от нее и никогда не приходил в отчаяние.
Он вообще, как древние греки, был убежден, что своим достоинством женщина обязана не столько лично себе, сколько своему семейному очагу, но он признавал все же, что женщина, развивая умственные свои способности и с усердием выполняя семейные обязанности, содействует тем самым совершенствованию своей эстетической и нравственной природы; а пуская в дело тот разум, которым она наделена наравне с мужчиной, она приобретает и личные заслуги, способные возвысить как ее душу, так и репутацию той семьи, которую она растит.
Ксантиппа хотя мало извлекла для себя пользы от ясной мудрости своего знаменитого супруга, но тоже всегда была ему верна и поддержала его в последние минуты его жизни.
И если Сократ много страдал от ее нрава, то качества ее, как матери, часто вызывали похвалы нежного и любящего отца, каким был этот мудрец, умевший с такою простотою принимать участие в играх своих детей.
В честь Ксантиппы назван астероид (156) Ксантиппа, открытый в 1875 году.
Секрет Сократа: Как мудрец смог ужиться с ворчливой женой: picturehistory — LiveJournal
Сократ, как и большинство великих философов, был, по отзывам современников, человеком, презирающим богатство и мирские блага. Вероятно, именно поэтому он постоянно навлекал на себя гнев супруги.Ксантиппа (так звали жену афинского мудреца) обладала весьма сварливым и склочным характером. Как живое воплощение древнегреческой богини Мегеры, супруга терзала философа, день за днем отравляя его существование.
О. ван Веен. Сократ и Ксантиппа
Перед людьми стыдно
Историки предполагают, что Сократ женился в весьма зрелом возрасте — далеко за сорок лет. И по образу жизни, и по убеждениям он был уже состоявшимся философом. В браке родилось трое мальчиков.
Жена обустраивала быт, занималась детьми, а Сократ, идейный бессребреник и демагог, бродил по городу, проводя время в спорах, дискуссиях и поисках истины. Иногда философ по нескольку дней не показывался дома.
Умеренность Сократа, который полагал, что жизнь ради удовлетворения желудка напоминает рабство, а потому разрешал семье есть только самую скромную пищу, не радовала Ксантиппу.
Неизвестный скульптор. Бюст Сократа. Неизвестный художник. Ксантиппа
Однажды на обед к философу зашел знатный гость — красавец Эфидем. Ксантиппа, желая угодить дорогому визитеру, бросилась готовить вкусный обед. Вскоре она поняла, что не успеет, а других запасов в доме нет. Рассердившись на невозмутимого мужа, Ксантиппа в сердцах перевернула обеденный стол.
Эфидем, оробев от разгорающегося семейного скандала, собрался было уходить, но Сократ остановил его. Философ припомнил, что когда был в гостях у Эфидема, тарелки со стола смахнула залетевшая в дом курица. «Разве я ушел в тот раз?» — спросил у друга мудрец.
Дом — неполная чаша
Помимо вкусной еды, Сократ был равнодушен и к другим материальным благам. Время от времени горожане приносили философу подарки, но, чаще всего, он отвергал подношения, что, конечно, раздражало его супругу.
Неизвестный художник. Сократ и его жена
Когда Сократ вернул своему ученику, последователю и другу Алкивиаду очередной дар и выслушал от жены упреки, мудрец решил схитрить. Философ заявил супруге, что отказался лишь от подарка для того, чтобы не наскучить дарителю раньше времени, ведь гораздо важнее получить помощь в тот момент, когда она действительно понадобится.
Иногда Сократ все же принимал дары. Однажды Алкивиад прислал учителю пирог. Ксантиппа, которая была не в духе, назло мужу растоптала угощение ногами. «Глупая, — заметил мудрец, — ведь теперь и ты не сможешь съесть ни кусочка».
Впрочем, подобные философствования Ксантиппу утешали мало, ведь в доме царила бедность. Женщина не оставалась в долгу, хотя и действовала менее изобретательно. Как-то раз, заметив, что брань и ругань уже не долетают до ушей непутевого мужа, Ксантиппа выплеснула на голову Сократа все содержимое ведра с нечистотами. Супруг остался невозмутимым и лишь заметил, что после раскатов грома непременно льет дождь.
Р. ван Бломмендаль. Сократ и Ксантиппа. Фрагмент
Побеждает любовь
Сократа часто спрашивали, почему он не оставит ворчливую жену. Мудрец отвечал: «Если я смогу ужиться с ней, никто из людей мне будет не страшен».
Философ считал, что цель мужчины в браке — стараться сделать свою второю половину хоть немного лучше, а если не получится — потраченные усилия, по крайней мере, закалят его характер. К тому же Сократ очень ценил Ксантиппу за то, что она была прекрасной матерью и неустанно заботилась об их детях. Правда, при этом мудрец полагал, что брак и безбрачие — две стороны одной медали, и не сулят мужчине ничего, кроме расстройств.
И все же, несмотря на все разногласия, муж и жена были вместе до конца. Они оставались верны друг другу и воспитали прекрасных сыновей.
См.также:
Жрицы Афродиты
Чаепитие Гёте и Шаховского
9 самых знаменитых пари в истории
Правильная английская традиция!
Средневековье — антиборец за чистоту
Ксантипа — это… Что такое Ксантипа?
Ксантиппа — жена греческого философа Сократа.
Сократ, как все греки, женился, чтобы основать очаг, создать семью и увековечить себя потомством. Мы не знаем, в каком возрасте выполнил он этот гражданский долг, но по-видимому он не сильно торопился и произошло это, когда философу было уже за 40, в 20-е годы, уже после окончания «Архидамовой войны».[[1]] Первая его жена звалась Ксантиппа. От нее он имел троих сыновей: Лампрокла, Софрониска и Менексена. В Греции существовал обычай называть первенца в честь более известного деда. Отца Сократа звали Софрониск (в честь него назван второй сын Сократа), что позволяет предположить, что Лампрокл был назван в честь отца Ксантиппы, и положение ее семьи в афинском обществе было более прочное и выдающееся, чем семьи Сократа. На хорошее происхождение Ксантиппы указывает и ее имя, восходящее к греческим корням ξανθός «xanthos» (белый, светлый) and ‘ιππος «hippos» (лошадь).Корень ‘ιππος часто встречается в греческих именах и зачастую указывает на аристократическое происхождение. У Ксантиппы и Сократа должна была быть большая разница в возрасте (около 40 лет). По свидетельству Платона, на момент казни Сократа, старший его сын, Лампрокл, был подростком, а двое младших малолетками. Самому же Сократу тогда должно было около 70 лет. На вопрос был ли Сократ женат два раза или один, есть разные точки зрения. Платон и Ксенофонт упоминают лишь о Ксантиппе. Она же, согласно Платону, навещала в тюрьме своего мужа с ребенком на руках и оплакивала его смерть. Вопрос о статусе предполагаемой второй жены — Мирто, остается открытым. Упоминание о ней встречается у Диогена Лаэртского(который считает, что она была первой женой, а Ксантиппа второй) и Плутарха. В качестве оправдания факта предполагаемого двоеженства рассказывается, что Пелопонесская война и страшная чума опустошили Афины, и афиняне, чтобы пополнить население опустелого своего города и поскорее справиться с разорением, издали декрет, которым каждому гражданину разрешалось иметь двух жен, причем дети второй жены должны были считаться такими же законными, как и дети первого брака. Желая всегда служить наибольшему благу государства и подавать добрый пример, Сократ подчинился этому исключительному и необходимому закону и заключил второй брак с одной вдовой, впавшей в бедность. Действительно ли такое решение было принято, или оно является последующей выдумкой — неизвестно. По версии Плутарха, Сократ, хотя и был женат на Ксантиппе,оказывал материальную помощь одной обедневшей вдове — из чего однако же не следует, что они состояли в браке.
Имя Ксантиппы вошло в историю как нарицательное для дурной и сварливой жены. Действительно ли он была таковой, неизвестно. О дурном нраве Ксантиппы и раздорах между супругами ничего не сказано ни у Платона, ни в «Воспоминаниях о Сократе» Ксенофонта. Миф об особой сварливости Ксантиппы восходит, по-видимому, к сочинению Ксенофонта «Пир», где Ксантиппа используется как философский антипод и полная противоположность мудрого Сократа. Не случайно, что после появления «Пира» в философских школах Греции утвердилась новая тема для риторических упражнений — сравнительные характеристики Сократа и Ксантиппы. В ходе этих упражнений ученики должны были придумывать диалоги между ними, что окончательно исказило образ реальной жены Сократа, которая с этой «философической», умозрительной Ксантиппой не имела ничего общего.
«Ксантиппа, прославилась своим дурным нравом. И, действительно, она обладала таким сварливым характером, такою неистовою и грубою природою, что никто другой кроме Сократа с его неизменной вежливостью не вынес бы всех ее оскорблений.
— Ну, Сократ, — сказал ему однажды Антисфен, — скажи мне, почему женился ты на Ксантиппе? Желал бы я знать, как можешь ты ужиться с самой необщительной женщиной, которая когда-либо была, есть и будет?
— Потому что я вижу, — отвечал Сократ, — что те, кто хотят быть хорошими наездниками, берут обычно не самых смирных лошадей, но пугливых и с норовом, будучи уверены, что если они их обуздают, то справятся потом со всяким конем. Я хотел научиться искусству жить с людьми; и я женился на Ксантиппе, будучи убежден в том, что если я вынесу ее нрав, то буду ладить со всякими характерами.» (эта история восходит к «Пиру» Ксенофонта.)
Говорят, что однажды, не довольствуясь всеми теми оскорблениями, в которых она изливала досаду на Сократа, Ксантиппа в ярости вылила ему на голову ведро помоев.
— После такой бури, — только и сказал на это мудрец, — можно было ожидать, что гроза не пройдет без дождя!
Для этой бранчивой женщины все могло служить поводом к проявлению ее нрава. Принимал ли Сократ подарок или отказывался от него, жена неизменно ополчалась на него за это. Однажды, когда Ксантиппа бранилась на него за то, что муж хотел вернуть Алкивиаду довольно ценный, только что полученный подарок, мудрец притворно раззадорил жадность своей супруги, говоря:
— Ну, Ксантиппа, поверь мне, вернем этот подарок! Не думаешь ли ты, что, постоянно принимая дары, мы надоедаем тем, кто их нам преподносит? Мудрый отказ может только возбудить бОльшую щедрость. Откажись сегодня от этого подарка. А, когда мы будем действительно нуждаться, тогда нам легче будет получить то, что нам нужно будет просить.
Другой раз, вероятно, ревнуя мужа к Алкивиаду, Ксантиппа швырнула на пол и с криками бешенства стала топтать ногами чудесный пирог, присланный этим другом Сократу. Муж, смеясь, смотрел на нее и только сказал:
(КОММЕНТАРИЙ: Алкивиад был в молодости эроменом Сократа,см. педерастические традиции Древней Греции )
— Хорошо, Ксантиппа, что ты попираешь ногами собственное обжорство. Ведь ты не съешь отсюда ни кусочка! Немного спустя, Алкивиад доказывал Сократу, что, обращаясь так благодушно с женой и не возмущаясь на ее выходки, он только поощряет этим ее крикливое нетерпение.
— Я приучил себя ко всему этому шуму, — отвечал мудрец, — как привыкают люди к скрипу блоков. Впрочем, ты дурно говоришь про мою жену, а сам разве не выносишь криков своих гусей и разве сердишься, что они оглушают тебя?
— Но ведь гуси приносят мне выгоды, — отвечал Алкивиад, — несут яйца и высиживают гусят.
— А жена моя, — возразил Сократ, — разве не дает мне детей?
Другой раз Алкивиад был вне себя от того, что Ксантиппа день и ночь утомляла его любимого учителя постоянством своего злого расположения духа.
— Почему, — спросил он, — не прогонишь ты эту женщину?
— Потому что, — сказал Сократ, — имея ее, я упражняюсь в терпении и кротости, с которыми я потом выношу дерзости и оскорбления от других. Добрый муж должен исправлять недостатки жены или претерпевать их. Если он их исправит, он создаст себе приятную подругу. Если же он их претерпевает, он работает над усовершенствованием самого себя.
Алкивиад был однако не один, кто упрекал мудреца за крайнюю его супружескую кротость. Однажды, действительно, Ксантиппа, встретив мужа среди людного рынка, где он ходил без дела и спорил с кем-то, осыпала его бранью, называя болтуном, сорвала и разрезала его плащ. Друзья мудреца, свидетели этого оскорбления, осуждали его за кротость и советовали побить дерзкую, чтобы привести ее в разум и внушить ей уважение к себе.
— Друзья мои, что за советы подаете вы мне! Вы хотите,чтобы весь город стал свидетелем наших ссор, чтобы я при всех вступил в рукопашную с женой, а вы, присутствуя как на петушином бою, подзадоривали бы то ее, то меня: «А ну-ка, Сократ! – Ну-ка ты, Ксантиппа!» Поверьте мне, терпение никогда не смешно. Я для себя извлекаю пользу от злых женщин, как всадник от лошадей с норовом. Если я сумею ужиться с Ксантиппой, мне легче будет ладить со всякого рода характерами.
Впрочем, в оправдание Ксантиппы, надо вспомнить и то, что этой женщине очень трудно было понять те цели, которые странный ее супруг преследовал в жизни. Он был, действительно, великий мудрец, но внешнее его поведение могло казаться сплошным сумасбродством. По нескольку дней не возвращался он домой, а когда возвращался после целого дня бесконечных разглагольствований, которые вел, переходя из лавки в лавку, он никогда сразу не переступал порог своего жилья и до поздней ночи прогуливался взад и вперед перед своей дверью. После занятий гимнастикою он приходил потный, томимый жаждой и черпал себе ведро воды. Но, для упражнения себя в терпении и для подчинения чувственных инстинктов голосу рассудка, он воздерживался от питья, медленно выливал содержимое ведра, черпал другое и только тогда утолял жажду.
И эта воздержность Сократа была так велика, что ему требовалось очень немного для существования и он никогда почти ничего не желал, а считал рабами тех, кто, как ему казалось, жили для того, чтобы есть.. Поэтому он требовал умеренности в своем столе. Рассказывают, что однажды мудрец пригласил к себе на ужин нескольких знатных людей. Ксантиппа устыдилась и стала ворчать, что муж ее собирался поставить гостям слишком скромное угощение.
— Не волнуйся, — заметил ей Сократ. – Если наши гости умеренны и скромны, они удовлетворятся тем, что им будет предложено. Если же они прожорливы, их жадность изощрит бойкость нашей беседы.
Другой раз Сократ привел к себе в гости юного и прекрасного Эфидема. Ксантиппа не была об этом предупреждена. Она подняла большой шум, стала жаловаться на бесцеремонность чудака-мужа и принялась, брюзжа, готовить обед. Потом, все более и более досадуя на ясную невозмутимость мудреца, она так рассердилась, что ухватилась за стол и опрокинула его. В смущении Эфидем поднялся и хотел уйти. Но Сократ, обращая в смех это непредвиденное недоразумение, удержал его.
— Останься, Эфидем, — сказал он, — разве ты не помнишь, как намедни, когда мы ужинали у тебя, курица случайно вскочила на стол и уронила приборы, которые ты только что поставил? Разве я тогда смутился и собрался уходить от тебя? Тем не менее мудрец как-то обнаружил некоторую горесть по поводу семейного своего положения; когда один из друзей спросил его, что лучше, жениться или не жениться, Сократ ответил:
— И в том и в другом случае будешь раскаиваться.
Несмотря на отвратительный характер супруги, Сократ оставался всегда ей верен, все переносил от нее и никогда не приходил в отчаяние. Он вообще, как древние греки, был убежден, что своим достоинством женщина обязана не столько лично себе, сколько своему семейному очагу, но он признавал все же, что женщина, развивая умственные свои способности и с усердием выполняя семейные обязанности, содействует тем самым совершенствованию своей эстетической и нравственной природы; а пуская в дело тот разум, которым она наделена наравне с мужчиной, она приобретает и личные заслуги, способные возвысить как ее душу, так и репутацию той семьи, которую она растит.
Ксантиппа хотя мало извлекла для себя пользы от ясной мудрости своего знаменитого супруга, но тоже всегда была ему верна и поддержала его в последние минуты его жизни. И если Сократ много страдал от ее нрава, то качества ее, как матери, часто вызывали похвалы нежного и любящего отца, каким был этот мудрец, умевший с такою простотою принимать участие в играх своих детей.
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
5 важных уроков из жизни Сократа: storm100 — LiveJournal
Как научиться уживаться с другими людьмиЖена Сократа обладала очень вздорным характером. Как–то философа спросили, почему он женился на ней. На что он ответил: «Это же просто чудесно – жениться на человеке с таким плохим характером. Это лучшая школа, как научиться уживаться с другими людьми».
Древнегреческий философ Сократ по праву считается отцом философии. Кстати, он не написал ни одного произведения. Все его мысли и идеи дошли до нас благодаря трудам его учеников – Платона и Ксенофонта.
Сократ родился в Афинах в 469 году до нашей эры. Его отец, Софрониск, был каменщиком. Мать, Фенарета, была акушеркой. Несмотря на своё скромное происхождение, он стал величайшим философом, уроки которого остаются актуальными до наших дней.
По сути, сначала ничего не предвещало такого будущего. Сократ жил точно такой же жизнью, как и любой житель Афин того времени. Некоторое время он даже пошёл по стопам отца и стал неплохим скульптором, ведь был очень трудолюбивым и терпеливым. Также отличился в ряде сражений и был примером личной храбрости. Но любовь к ораторскому искусству и философии – всё же победила. Он стал мудрецом, который славился как непобедимый спорщик и бессребреник, отказывавшийся от дорогих подарков и ходивший в старой одежде и босиком.
Когда Сократ стал известным философом, то сразу же нажил себе немало врагов. Дело в том, что он всё поддавал сомнениям и постоянно допытывался у сограждан, что они думают по тому или иному поводу. В его этической системе не было места двойным стандартам. Людям же это было непонятно и удивительно. Поэтому его преследовали и высмеивали за эти идеи. В конце концов, Сократа даже осудили и приговорили к смертной казни.
Кстати, даже этот последний эпизод его жизни стал ещё одним из жизненных уроков. Рассказывают, что, когда Сократ вышел из зала суда, где его приговорили к смертной казни, он остановился, чтобы… поспорить. В такой драматический момент философ вступил в дискуссию со знатоком религии Евтрифроном о добродетели. Он не воспользовался возможностью избежать смертного приговора, потому что считал, что его священный долг – покоряться афинским законам.
Итак, 5 очень важных уроков из жизни Сократа
1. Смирение: один из самых важных уроков жизни великого философа
Внешне Сократ был весьма заурядной внешности. Он был невысокого роста, да ещё и с выступающим животом. Кроме того, у него были грубые черты лица и огромные выпуклые глаза. И на фоне всего этого – тонкий и изящный нос. Поэтому над ним частенько посмеивались и издевались другие философы.
Тем не менее такое отношение никак не повлияло на «отца философии». Напротив, он даже не обращал внимания на постоянную критику и насмешки. Сократ вёл очень скромную жизнь и всегда носил одну и ту же потрёпанную накидку. Ходил босиком, почти не ел и не пил.
Один философ даже сказал, что ни один раб не захочет, чтобы к нему относились так, как относился к себе Сократ. Он же упрямо доказывал всей своей жизнью, что главное – это смирение.
2. Уважение к индивидуальности других людей
Одним из самых интересных аспектов жизни этого философа является то, что он никогда ничего не записывал. Несмотря на то, что все восхищались его идеями, Сократ был уверен, что передавать их следует исключительно с помощью бесед.
Философ считал, что каждый человек должен развивать свои собственные идеи. То есть, если бы он записывал свои мысли и соображения, то это могло бы повлиять на интеллектуальное формирование других людей.
Поэтому Сократ придумал другой способ обучения: он подолгу разговаривал с собеседниками, постоянно иронизируя и поддавая всё сомнениям. Таким образом, он учил их смотреть на вещи под разными углами зрения.
3. Слушать и слышать
Сократ очень тонко и мастерски передавал свои знания. Он слушал людей. Тем самым – мотивировал думать, делать выводы, а значит – расти. Кстати, и в наше время этот метод многие педагоги пытаются преподавать подобным образом, но, следует заметить, с гораздо меньшим успехом. К слову, этим методом пользовался также швейцарский психолог и философ, исследующий психику человека, Жан Пиаже.
Сократ начинал разговор с вопросов, которые задавал собеседникам. При этом он спрашивал именно то, что помогло бы понять, что их выводы – либо последовательны, либо – плохо обоснованы. Таким образом, его ученик должен был прийти к выводу самостоятельно.
Роль Сократа как учителя сводилась к тому, что он просто слушал и задавал вопросы.
4. Докопаться до правды
Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю». Это был не просто лозунг или способ привлечь к себе внимание. Ведь он был очень открытым и прямым человеком. Сократ действительно был уверен: он не знает, что такое правда. Он задавал вопросы, прежде чем искать ответы, и расширял кругозор, прежде чем пытаться что–то приблизить.
Также Сократ говорил: «Познай себя». Тем самым он подчеркивал, что даже не пытается постигнуть природу всех людей. Вместо этого он предлагал нам исследовать самих себя. Ведь это – одно из самых захватывающих путешествий, которое только может предпринять человек.
5. Чувство юмора
Сократ обладал потрясающим чувством юмора. Это нашло отражение в его анекдотах о Ксантиппе, его жене. Она была на 30 лет моложе и обладала очень непростым и вздорным характером.
Как–то Сократа спросили, почему он женился на ней. На что он ответил: «Это же просто чудесно – жениться на человеке с таким плохим характером. Это лучшая школа, как научиться уживаться с другими людьми».
Сократ и Ксантиппа
Когда Сократа приговорили к смертной казни, его жена Ксантиппа пришла к нему прощаться и заплакала. «Не плачь – мы все обречены на смерть», – сказал он ей. На что Ксантиппа возразила: «Но тебя осудили несправедливо!». И великий философ ответил: «Ты полагаешь, что эта ситуация была бы менее прискорбной, если бы меня осудили справедливо?»
Muz4in.Net
18.11.19., 18:00