Правильные ответы по теме «Античность» из курса «История философии»
1.1.1.
Основателем даосизма в Китае был Лао Цзы (б).
1.1.2.
Недеяние — это внутреннее освобождение от всякой эгоистической деятельности, что значит позволить дао руководить собой (г).
1.1.3.
Сексуальные энергии инь (женская) и ян (мужская) существуют помимо трех видов космических энергий. Однако они лежат в основе всей живой и неживой природы, как «тай цзи» — их единство, борьба, взаимопроникновение и взаимодополнение (в).
1.1.4.
Сердце является духовным центром человека в китайской философии (в).
1.1.5.
Вегетарианство как отказ от животной пищи отсутствует среди главных условий долголетия в Китае (б).
1.1.6.
Формирование независимого стиля жизни и мышления резко противоречит конфуцианским принципам (в).
1.1.7.
Отношения отца с сыновьями могут быть примером для управления обществом, по Конфуцию (а).
1.1.8.
Человек от природы отнюдь не добр, а обладает изначально злой природой, согласно легизму (а).
1.1.9.
Брахманы, религиозно-философские тексты, восходят к Ригведе, сборнику священных гимнов Древней Индии (ок. 1500 лет до н.э.) — (в).
1.1.10.
Карма в древнеиндийской философии — это закон воздаяния (в).
1.1.11.
Дхарма в древнеиндийской философии это — понятие долга и предназначения (а).
1.1.12.
«Будда» в религиозно-философском учении буддизма — это «просветленный» (г).
1.1.13.
Эта школа классической индийской философии была скорее практической, нежели теоретической, — йога (г).
1.1.14.
Истинное постоянство, кроме указанных добродетелей, включало в себя и истинное знание, в первую очередь, знание китайской истории, литературы и гражданского права (г).
1.1.15.
Буддизм ввел в качестве исходного понятия в свою философию страдание, в связи с чем философия буддизма именуется пессимистической (г).
1.1.16.
Санкхья считается дуалистической философской системой, признавая одновременно два вечных начала сущего — Пракрити и пурушу (б).
1.1.17.
«Дао» в древнекитайской философии включает в себя и представление об энергии, поддерживающей все сущее (в).
1.1.18.
Не случайно ее называют «пурва миманса», т.е. первая (б).
1.1.19.
Трипитака (типитака), или «три корзины» — письменные источники философии буддизма на санскрите (в).
1.2.1.
Гераклит Эфесский считал, что первоэлементом является огонь (б).
1.2.2.
Сократ в молодости обучался в школе софистов (а).
1.2.3.
Сократ о рабовладельческой демократии говорил: «Худшее — это большинство» (в).
1.2.4.
По Платону, прекрасное — это то общее, что прекрасные предметы имеют между собой (г).
1.2.5.
По мнению Сократа, знание — высшая добродетель и путь к обретению других добродетелей (б).
1.2.6.
По Эпикуру, наслаждение от еды есть удовольствие динамическое (а).
1.2.7.
Согласно стоикам, ревность относится к такому виду страстей, как печаль (г).
1. 2.8.
Стоики признавали три вида движения: пространственное перемещение, изменение качеств и напряжение пневмы (в).
1.2.9.
Этот философ-скептик — Секст Эмпирик. Начало цитируемой фразы: «Мы, скептики, следуем на практике пути, которым следует мир, но не имеем никаких мнений о нем» (г).
1.2.10.
Согласно стоикам, злорадство является разновидностью удовольствия (а).
1.2.11.
Стоики считали, что философ делает добро, чтобы быть добродетельным, а не добродетелен, чтобы делать добро (г).
1.2.12.
Диоген Синопский считал, что Прометей был справедливо наказан (б).
1.2.13.
Пиррон — скептик полагал, что следует подчиняться обычаям той страны, в которой живешь (б).
1.2.14.
Стоики сравнивали философию с яйцом, в котором этика — желток, физика — белок и логика — скорлупа (г).
1.2.15.
Для стоиков в философии этика — плоды, физика — деревья и логика — ограда (г).
1.2.16.
Для Платона мир нереальный и недействительный — это мир множества конкретных предметов и вещей (в).
1.2.17.
Сущность Аристотель считал основополагающей категорией (а).
1.2.18.
Скептик говорит по поводу познания вещи: «Я не узнаю о ней ничего, и никто никогда не сможет узнать» (б).
1.2.19.
Если киник проголодается, то он будет есть ту еду, что попадется на глаза (в).
1.2.20.
Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого» (г).
1.2.21.
Плотин — неоплатоник, преклоняясь перед Платоном, в его честь мечтал построить новый город и назвать его — Платонополис (в).
1.2.22.
В эпоху эллинизма у философов отмечался повышенный интерес к астрологии (г).
1.2.23.
Русский философ В. С. Соловьев писал, что в платонизме эрос «соединяет в себе идеальную природу с чувственною» (в). (См.: Соловьев B.C. Жизненная драма Платона.)
1.2.24.
По Аристотелю, человек — это политическое животное (г).
1.2.25.
Майевтика, или особое философское «повивальное искусство», по мнению Сократа, — это общение философа с собеседником с целью обретения им истины (г).
1.2.26.
Так называемая «платоническая любовь» в позднейшие эпохи ассоциировалась с аскетизмом. Как показал В. С. Соловьев в «Жизненной драме Платона», древний философ наметил пять главных путей эроса — адский, животный, семейно-брачный, аскетизм и совершенный путь. Аскетизм, предполагающий безбрачие и воздержание от чувственных влечений, а следовательно — совершенствование духа, позволяет уберечь силу божественного Эроса от материального хаоса (в). (См.: Соловьев B.C. Жизненная драма Платона).
1.2.27.
Перипатетическая школа зародилась в лицее или «ликее», как называлось учебное заведение, возглавлявшееся Аристотелем. Название аристотелевской школы происходит от греч. «ходить взад-вперед», что связывают с привычкой самого учителя и его учеников рассуждать и общаться, прогуливаясь по аллеям ликея (б).
1.2.28.
Основателем этики в западноевропейской философии считается Сократ, который свои философско-этические принципы утвердил не только собственной жизнью, но и самой смертью.
1.2.29.
В знаменитом диалоге «Пир» Платон устами своего героя Аристофана впервые поведал миф об андрогинах, совершенных двуполых существах (в).
1.2.30.
О том, что во главе государства должны стоять философы, говорил и писал Платон (в). (См. его «Государство»),
1.2.31.
Так говорил Гераклит Эфесский (называемый еще «Темным»), который считается одним из великих диалектиков античности (в).
1.2.32.
Платон во время путешествий по Востоку обучался в школах пифагорейцев (б).
1.2.33.
Анаксимандр был учеником Фалеса, родоначальника милетской школы (в).
1.2.34.
Среди категорий Аристотеля, рассмотренных им в работах «Категории» и «Метафизика», нет «формы» (б).
1.2.35.
Этика наиболее известна и исторически значима в системе Эпикура, несмотря на то, что этическое учение самого философа и то, что широко известно в истории как «эпикурейство» (эпикуреизм), — далеко не одно и то же (б).
1.2.36.
«Единое» у Плотина — это инобытие (ничто). Оно не познается через многое и вообще непознаваемо в принципе. Будучи вечным началом всего существующего, оно само по себе не существует. Оно одновременно и все, и ничто (в).
1.2.37.
Стоики называли центральную часть души «гегемо-никоном», поскольку она объединяла все остальные семь через посредство пневмы (г).
1.2.38.
Эпикур считал, что благоразумие дороже самой философии. Он видел в благоразумии начало всего и величайшее благо (б).
1.2.39.
Платон и Аристотель. Правда, у Платона речь идет о «хоре» — первоматерии для формирования «вещей» нереального мира как отражений совершенных эйдосов, а Аристотель материю связывает с формой, доказывая что они могут существовать только вместе (б).
1.2.40.
Эпикур был индетерминистом, т.е. отрицал необходимость. Он говорил в начале цитируемой фразы: «Необходимость есть бедствие». И еще: «Мудрецу подобает высмеивать необходимость, которую некоторые изображают владычицей Вселенной. ..» (б).
1.2.41.
Киник Антисфен говорил: «Кто достиг мудрости, тот не должен интересоваться науками, книгами, чтобы его не отвлекали посторонние вещи и мнения» (б).
1.2.42.
Аристотель. Цель (греч. «телос») определяет всякое становление, и развертывание сущности вещи, заложенной в материи, реализуется, благодаря форме, через превращение возможности в действительность (а).
1.2.43.
Стоики. Хотя душа смертна, у некоторых людей, например, мудрецов, она, обладая высоким тонусом, может временно пережить тело, но в границах одного «мирового года» (в).
1.2.44.
По Эпикуру, состояние насыщение после еды — это удовольствие статическое (в).
1.2.45.
В центре внимания основанной Пифагором школы находилось число (г).
1.2.46.
Эмпедокл, как и многие древние мудрецы и лекари, считал, что подобное познается подобным (ср. в герметизме: что наверху, то и внизу; или основной принцип древней медицины: подобное излечивается подобным) (б).
1.2.47.
В стоицизме пневма представляла собой смесь огня и воздуха, двух активных стихий, тем более, что огонь, вслед за Гераклитом, стоики считали первичной и субстанциальной стихией, основой всего сущего (в).
Сократ — краткая биография философа
Полное имя: | Сократ |
Дата рождения: | 469 г. до н.э. |
Место рождения: | Афины |
Деятельность: | Философ |
Дата смерти: | Май 399 г. до н.э. (≈70 лет |
Содержание:
- Детство и юность
- Краткая биография
- Личная жизнь
- Какой след оставил после себя
В античной Греции родилось немало великих гениев, имена которых навечно вписаны в историю нашего мира. Сократ – один из них. Он был гениальным философом, но его философия, в отличие от других, исследовала человека, его богатый и разнообразный внутренний мир.
Детство и юность
Сократ родился в 469 г. до н.э. в Афинах. Родители его хорошо зарабатывали своим трудом. Отец Софроникс был каменотесом – эта профессия высоко ценилась тогда в городах, где возводились каменные здания и храмы. Мать Фенарета прекрасно освоила профессию акушерки (если говорить современным языком), или попросту говоря была повитухой, или повивальной бабкой.
Сократу «повезло» родиться 6 фаргелиона. Эта дата в Древней Греции почему-то считалась нечистой. Дети, появившиеся на свет в этот день, получали звание фармак. Так называли особую кагорту жрецов, которых могли в любой момент принести в жертву богам при решении каких-либо важных проблем тогдашнего греческого общества. Ему повезло хотя бы в том, что к моменту его рождения этот закон почти не соблюдался.
Как и в любой семье, отец, по-видимому, учил юного Сократа своему ремеслу. Кроме того, будущий философ был научен грамоте, мог писать, читать, считать, что говорит о том, что он учился в начальной греческой школе.
Сократ в молодости
Краткая биография
Биографами Сократа стали его ученики – Платон и Ксенофонт. Сам философ не оставил никаких письменных трудов и не написал своей автобиографии. За давностью лет хронология его жизни имеет мало точных дат. Основное, что человечество знает о Сократе, описано в знаменитых диалогах Платона.
- Философ получил разностороннее образование. Его главным учителем стал Анаксагор, которого называют основоположником афинской философской школы. Анаксагор, будучи молодым отказался от большого наследства для того, чтобы без помех заняться философией. Возможно, и Сократ пошел по его следам. Известно, что при разделе родительского имущества ему не досталось ничего.
- Сократ был дружен с учеником Анаксагора Архелаем, они вместе, будучи еще совсем молодыми, совершили путешествие на остров Самос, посетили Дельфы и Коринф.
- Он слушал речи знаменитого стратега Конона, не менее известного Зелона Элейского. Есть среди его учителей и женщины – жрица Диотима, которая давала уроки диалектики, и подруга Перикла Аспазия, учившая риторике.
- Он участвовал в Пелопоннесской войне, сражался под Потидеей (432 г. до н.э.) и при Делии (424 г. до н.э.), а также в битве при Амифиполе (422 г. до н.э.). Если случалось так, что афиняне отступали, он не поворачивался к врагу спиной, что говорит о его храбрости.
- Полководец Алкивиад был его учеником и другом. В одном из сражений, где они вместе участвовали, полководец получил серьезное ранение. Сократ спас ему жизнь, на руках вынес его с поля боя.
Сократ и Алкивиад (худ. Кристофер Вильгельм Экерсберг)
- Затем он оставил военную службу, вернулся домой и принимал активное участие в общественной жизни Афин. В частности, нередко он заступался за тех, кто был несправедливо осужден. Своими риторическими вопросами и ораторским красноречием мог добиться для осужденных помилования.
- Философ часто выходил на улицы и площади Афин и проповедовал основные мысли своей философии. Он собирал возле себя молодежь, которая жаждала новых знаний, долго и интересно беседовал с ней, оказывая на молодых людей глубокое влияние.
- Главное, что хотел донести Сократ до молодежи, это идеи самосовершенствования и познания самого себя, победы человека над своими животными инстинктами и желаниями.
- Его слушатели были для него прежде всего друзьями, и только во вторую очередь учениками. Он разработал систему вопросов и ответов, благодаря которой человек сам приходил к правильной оценке тех или иных сторон своей жизни.
- Здесь же, на площадях он не раз вступал в полемику с софистами, имеющими размытые, изменчивые представления о добре и зле, доказывая, что истинными ценностями в человеческом обществе являются не деньги, не власть, а чистая душа человека.
- Сократ, будучи сам аскетом, придерживался спартанских методов воспитания юношей. Призывая своих учеников к умеренности во всем, он не разделял дела и слова, сам был ярким примером воздержанности во всех проявлениях жизни.
- В одно время с Сократом в Афинах жил Аристофан, прославившийся своими комедиями. В одной из них он достаточно жестко высмеял философа, изображая его хитрецом и пустословом, приравнивая его к софистам.
- Когда один из друзей Сократа посетил дельфийского оракула и спросил его о философе, то в ответ он услышал, что Сократ – мудрейший из греков.
- Необычный образ жизни и необычные мысли не всем были по нраву. Богатые и влиятельные афиняне не любили Сократа, осуждая его за то, что он хочет нарушить давно устоявшийся и вполне их устраивающий порядок жизни в городе. Было сфабриковано дело против него на основании доноса трех горожан, которые утверждали, что философ своими беседами развращает юные умы. Еще более серьезным было обвинение в непочтении к греческим богам и проповеди о едином Боге.
- Когда состоялся суд, Сократ не признал своей вины. Более того, он говорил, что достоин высших почестей за свою деятельность. Эти слова крайне возмутили судей, и они приговорили философа к смерти.
- Еще в течении целого месяца Сократ провел в тюрьме, беседуя со своими друзьями. Но в мае 399 г. до н.э. был казнен, выпив чашу с ядом.
«Смерть Сократа» (худ. Жак-Луи Давид)
Личная жизнь
Ксантиппа была второй женой Сократа и обладала дурным нравом. Некоторые из учеников философа говорили, что он нарочно взял ее в жены, чтобы тренироваться в смирении. Если у меня хватит терпения выносить свою сварливую жену — говорил он, — значит и других людей я смогу вытерпеть. Терпеть ему приходилось много и часто. Хорошо известен случай, когда Ксантиппа в приступе ярости вылила на голову философа горшок с помоями. На что Сократ заметил, что после такой бури и дождь хороший прошел.
Изображение Ксантиппы, выливающей горшок с помоями на Сократа
У Сократа было трое сыновей: Лампрокл, Софрониск и Менексен.
Какой след оставил после себя
До Сократа философы не придавали большого значения человеческой личности. Их объектом была природа и все, что окружало человека. Сократ же взял себе в девиз надпись, высеченную на Дельфийском храме – Познай самого себя. Своим ученикам он не только преподносил истины, но и старался заставлять их самостоятельно думать, самосовершенствоваться и любить других людей.
Бюст Сократа в музее Ватикана
Он не был основателем никакой философской школы, не построил свою собственную философскую систему. Он только всегда повторял, что он знает, что ничего не знает, т.е. нет предела совершенству. Ученики его сделали все это вместо него.
Своими беседами и диалогами с людьми он положил начало изучению нравственности, живя в условиях, где процветала безнравственность. Как же нужно было любить человека, чтобы видеть в нем малейшие, порой почти невидимые лучики доброты и разума. Наверное, поэтому многие православные богословы называют Сократа христианином до Христа.
Сократ и учение: прошлое, настоящее и будущее
После долгого (своего рода) перерыва я рад вернуться. Если вы хотите знать, я сосредоточил все свои усилия на стипендии Chevening с процессом подачи заявки и собеседованием в посольстве Великобритании. Поэтому у меня есть просьба: если вы считаете, что мой блог интересен и вам нравятся мои посты, пришлите мне много позитивной энергии, чтобы я стал одним из стипендиатов Chevening в этом году. Если я сдам экзамен, мне будет предоставлена замечательная возможность получить степень магистра психологии образования в Бристольском университете, и перспектива действительного достижения этого вызывает у меня улыбку до ушей, а не только зажигает мое сердце.
Давайте приступим к делу? Это довольно особенная неделя, так как я собираюсь быть одним из докладчиков на совместном мероприятии BRAZ-Tesol Goiania/Бразилия, и состав докладчиков просто потрясающий. Моя сессия посвящена древнегреческой философии и активным методологиям, их взаимосвязи и тому, что эти отношения могут рассказать нам о тенденциях в образовании, прошлом, настоящем и будущем.
Стоит отметить, что на протяжении сотен тысяч лет на протяжении всей человеческой цивилизации не существовало формального образования со специализированными учебными заведениями (например, школами), как мы знаем сегодня. Обучение происходило естественным образом, когда дети исследовали окружающую их среду, подражая своей семье и другим членам своего сообщества.
Сократ и его методы
Когда появился отец западной философии Сократ, в Афинах уже существовала современная система образования. Формальные и неформальные условия, в которых студенты (почти исключительно граждане мужского пола) могли изучать физкультуру, искусство, музыку, математику и философию. Школы и частные репетиторы заботились об образовании афинских граждан. Большинство предметов, которые мы изучаем сегодня, восходят к древнегреческому языку: математика — любовь к обучению, физика — природа, биология — изучение жизни, география — письмо или описание земли, музыка — искусство муз, грамматика — искусство муз. литературное искусство, история — исследование, а философия — любовь к мудрости.
Однако именно метод, разработанный философией, большая часть которого приписывается Сократу, имеет какое-то отношение к активному обучению. Но сначала давайте заглянем в последние дни Сократа, чтобы увидеть, как то, чему и как он учил, стоило ему жизни. Представьте себе на минуту старика с длинной седой бородой, стоящего перед десятками людей, а обвинитель говорит всем, что он совершил два преступления: 1) атеизм; и 2) испорченность умов. Чтобы помочь вам визуализировать эту сцену, вы можете думать об Энтони Хопкинсе как о Сократе (у них есть поразительное сходство, если вы посмотрите на бюст Сократа в Ватикане). Энтони Хопкинс спокойно выслушивает его обвинения, а затем начинает защищаться, доказывая, что претензии к нему ложны. Как он это делает? Задавая много вопросов. Видите ли, одна из причин, по которой Сократа обвиняли в развращении умов, в первую очередь связана с сообщением, которое его друг получил от Дельфийского оракула. Оракул сказал, что Сократ был самым мудрым человеком в Афинах, и, поскольку он сам не верил в это, он решил проверить самых интеллектуальных людей в городе-государстве, чтобы доказать, что Оракул ошибался. Проблема заключалась в том, что он фактически подтвердил «пророчество» Оракула, поняв, что все мудрейшие афиняне, философы, поэты, музыканты, политики, военные были слепы к своему невежеству и вполне уверены в том, что они знали, что было довольно легко деконструируется исследованием Сократа. Наш менеджер-философ, похожий на Энтони Хопкинса, раздражал некоторых влиятельных людей и навлек на себя массу неприятностей.
Представьте теперь, что во время суда Сократа признали виновным и спросили присяжные, какое наказание он считает справедливым для себя. Он сказал, что за услуги, которые он оказывает афинским гражданам, ему следует платить и получать бесплатное питание до конца своей жизни в Пританеуме, важном религиозном и политическом центре Афин. Из-за его иронии и того факта, что он разозлил многих людей, несмотря на попытки его друзей и учеников спасти его, предложив выручить его, он был приговорен к смертной казни. Он оставался в тюрьме несколько дней в ожидании приговора, принимал посетителей, среди которых было много друзей, которые хотели помочь ему бежать, но он не слушал. Его казнь была осуществлена им самим. Он выпил яд болиголова, и в трудах Платона и Ксенофонта упоминается, что он был спокоен и рад соблюдать афинские законы, а через несколько мгновений умер. Его последние слова были обращены к его другу Критону и до сих пор являются предметом споров. Он попросил Критона принести в жертву богу медицины и врачевания Асклепию петуха. Был ли он ироничным, отчаянным, бессмысленным или все вышеперечисленное? Мы никогда не узнаем, но мы знаем, что вклад Сократа в философию и преподавание, несмотря на то, что он никогда ничего не писал, будет длиться вечно и может помочь нам понять, почему образование было эффективным или неэффективным более двух тысячелетий.
Методы Сократа заключались в том, чтобы побуждать своих учеников докопаться до сути их утверждений, устраняя конфликт в их утверждениях и, таким образом, приходя к более чистой истине. Его уроки представляли собой диалоги (диалектические, от древнегреческого), основанные на исследовании и более глубоком исследовании. Студентов «заставляли» думать и использовать свои рассуждения, чтобы прийти к консенсусу (синтез) или отказаться от утверждения (опровержение). Для этого был главный вопрос или утверждение, часто предъявляемое Сократом, которое называется ТЕЗИСОМ и его противоположностью, называемой АНТИТЕЗИСОМ. Идея состоит в том, чтобы провести диалог с большим количеством вопросов, чтобы попытаться объединить ТЕЗИС + АНТИТЕЗИС в СИНТЕЗ. Его метод известен как Майевтика или Эленхус.
Ищите Гегелевскую диалектику, чтобы узнать большеВидите какое-либо сходство между его методами и современной наукой, научными работами, политическими дебатами или даже спорами с супругом? Верно. Сократ повсюду. Его идеи были против идеологической обработки и способствовали логическому мышлению. Мы должны благодарить этого 70-летнего мужчину, который умер за свои убеждения и стал символом мудрости.
Эволюция образования в Европе и Северной Африке
Со времени смерти Сократа и до наших дней существовало множество образовательных систем и подходов. К сожалению, большинство из них не были основаны на исследованиях и критическом мышлении. Наоборот, на самом деле. С древних времен до наших дней мы можем видеть влияние религиозных институтов, политических идеологий, рыночных тенденций, формирующих наш взгляд на образование и на протяжении большей части двух тысячелетий делающих наших студентов субъектами навязывания, а не со-конструкторами знаний. .
Давайте кратко рассмотрим, как работало образование в Европе и Северной Африке в Средние века. В Европе, особенно во Франции и Англии, школы были доступны только дворянам, монахам, королям и королевским особам. Частные репетиторы были обычным явлением, и их работа заключалась в том, чтобы учить детей классике, латыни и греческому языку с помощью грамматического перевода и тому, как быть послушными. На полях фермеры уже в 5 лет учили своих детей помогать на плантациях и в домашних делах. Допрос властей сурово наказывался. Физические наказания были частью их повседневной жизни. Те немногие мужчины и еще меньше женщин, которые осмеливались исследовать дальше, предлагать новые идеи, часто обвинялись в ереси и сжигались заживо или обезглавливались за свои «сатанинские» идеи.
В Северной Африке, арабском мире, тысячи лет назад возникла алгебра. До сих пор мы пользуемся арабскими цифрами и многими выражениями, происходящими из арабского языка. В этом видео Нил Деграсс Тайсон обсуждает, как золотой век науки в исламе угас из-за религиозной идеологической обработки. Числа и исчисление считались дьявольскими вещами, и те, кто хотел практиковать их, могли быть приговорены к смертной казни. Последствия остаются до сих пор.
В Средние и Новое время мы можем упомянуть многих предпринимателей, исследователей и ученых, которых преследовали или убили за их идеи: Христофора Колумба, Галилео Галилея, Коперника, Джордано Бруно и многих женщин, которых католическая церковь считала ведьмами. .
Когда в 1700-х годах в Англии произошла промышленная революция, появилась форма государственного образования, оплачиваемого государством. Идея заключалась в том, чтобы научить детей базовым математическим и языковым навыкам (письму), помимо послушания, чтобы они могли работать на грязных фабриках более 10 часов в день, подвергаясь инфекциям, ужасным условиям труда и психологическому насилию.
На протяжении большей части прошлого тысячелетия, за некоторыми исключениями, такими как Мартин Лютер, который хотел, чтобы люди учились читать Библию, чтобы практиковать учения и спасать свои души, или движение Просвещения, которое подвергало сомнению авторитет и догматизм, отдавая предпочтение свободному и критическому мышление, а также права человека, образование означало навязывание и ориентацию на учителя. И ирония судьбы, в честь нашего друга Сократа, заключалась в том, что многие дворяне и представители элиты читали рассказы Платона о методе Сократа, древнегреческой философии и поэзии, но не применяли его методы.
А теперь? Активное обучение
За последние сто лет, плюс-минус, авторы, которые прямо или косвенно искали вдохновения в Сократе, установили новую эру обучения. Выготский и Пиаже обсуждали обучение с точки зрения развития и интеракционизма. Монтессори учит нас тому, как дети учатся естественным образом, открывая для себя окружающую среду и взаимодействуя с ней. Пауло Фрейре показал нам, что образовательная система часто притесняет учащихся и заставляет их запоминать факты, которые предоставляются учителем небольшими вкладами, как если бы они были чистым листом бумаги. Медицина и бизнес научили нас, как использовать проблемный или проектный подходы для исследования и решения проблем. Революция в образовании произошла в 20 веке, и мы, безусловно, можем обвинить в этом Сократа.
Активное обучение ставит студента в центр учебного процесса. Предполагается, что знания создаются как учителем, так и учеником, и что взаимодействие является ключом к эффективному обучению. Он приветствует интерес и вопросы учащихся и надеется заставить их критически мыслить, чтобы добраться до сути проблемы. Это имеет прямое отношение к диалектике и майевтике. Это связано со знаменитой фразой Сократа после опроса мудрейших афинян:
«Я знаю, что ничего не знаю»
Сократ
И ничего не знать — не проблема, если мы хотим что-то узнать. Любознательность играет важную роль в активных методах обучения. Итак, сказав это, я хотел бы пригласить вас использовать свое любопытство. Я хотел бы попросить вас провести небольшое исследование некоторых методов или стратегий, которые являются частью активного обучения. Если вы уже знаете их, это здорово, но это не значит, что вы не можете копнуть немного глубже. Вот они:
Перевернутый класс
Проектное обучение
Монтессорианская педагогика
Групповое обучение
Вы можете использовать раздел комментариев ниже, чтобы поделиться тем, что вы нашли. Ведь знания сотворяются.
Заключение
Были и остаются темные времена, когда дело касается образования в мире. Чем больше мы отдалялись от учения Сократа, тем больше мы препятствовали возможности создания критических мыслителей с творческими решениями локальных и глобальных проблем. Помните 4 навыка 21 века? Коммуникация, сотрудничество, творчество и критическое мышление. Если вы, как и я, считаете, что должны основывать свое образование на этих четырех словах, вы определенно увидите, что Сократу еще есть чему нас научить. Во всяком случае, это мое отношение к образованию. Что у тебя? Я попросил некоторых друзей и сверстников прислать мне их фотографию в классе или селфи, отвечающее на вопрос «Для чего нужно образование?». Я получил отличные ответы и объединил их в видео ниже для вас. Присоединяйтесь к нам и ответьте на вопрос.
И, поскольку знание конструируется совместно, я попросил участников моего сеанса именно на эту тему вместе написать свой ответ, чтобы мы могли поделиться им со всем миром. Вот для чего должно быть образование.
#btgynbsb2018 #btgynbsb2018
Онлайн-курс Active Learning, MBE & PBL – от 60 до 51 долларов США – скидка 15% в июле современные подходы и методы 20 и 21 веков. В этом 10-часовом онлайн-курсе вы узнаете: -Древнегреческую философию и метод Сократа; — Исследовательское обучение и критическая педагогика; — Монтессори, Реджо-Эмилия и Вальдорф; -проблемное обучение, командное обучение; -перевернутый класс и проектное обучение; -Разум, мозг и педагогика; -Мой опыт работы с PBL и возможным фреймворком; -Будущее образования, тенденции и размышления; Вы не можете пропустить это! Участники получают сертификат от Partners of the Americas Goiás
$51,00
Ссылки
https://www. mattchurch.com/talkingpoint/education-evolution
https://www.psychologytoday.com/blog/freedom-learn/200808/brief-history-education
https://www.ancient.eu/socrates/
Нравится:
Нравится Загрузка…
Сократ — Энциклопедия всемирной истории
Сократ Афинский (л. ок. 470/469-399 до н.э.) является одним из самых известных фигур в мировой истории за его вклад в развитие древнегреческой философии, которая легла в основу всей западной философии. По этой причине он фактически известен как «отец западной философии».
Первоначально он был скульптором, который, кажется, также имел ряд других профессий, включая воина, прежде чем Оракул в Дельфах сказал ему, что он самый мудрый человек в мире. Стремясь доказать, что оракул ошибался, он начал новую карьеру, расспрашивая тех, кого считали мудрыми, и тем самым доказал, что оракул прав: Сократ был мудрейшим человеком в мире, потому что он не утверждал, что знает что-нибудь важное.
Удалить рекламу
Реклама
Его самым известным учеником был Платон (ок. 428/427–348/347 до н. э.), который прославил свое имя открытием школы в Афинах (Академия Платона) и, более того, философскими диалогами, которые он написал, изображая Сократа как центральный персонаж. Продолжаются споры о том, точно ли диалоги Платона отражают учение Сократа, но окончательный ответ вряд ли будет достигнут. Самым известным учеником Платона был Аристотель из Стагиры (ок. 384–322 до н. э.), который затем стал наставником Александра Великого (ок. 356–323 до н. э.) и основал свою собственную школу. Благодаря этому прогрессу греческая философия, впервые разработанная Сократом, распространилась по всему известному миру во время и после завоеваний Александра.
Историчность Сократа никогда не подвергалась сомнению, но то, чему именно он учил, так же неуловимо, как философские принципы Пифагора или более поздние учения Иисуса, поскольку ни один из этих деятелей сам ничего не написал. Хотя Сократ обычно считается основателем философской дисциплины на Западе, большая часть того, что мы знаем о нем, исходит от Платона и, в меньшей степени, от другого его ученика, Ксенофонта (ок. 430–354 гг. до н. э.). Были также предприняты попытки реконструировать его философское видение на основе многих других школ, помимо школы Платона, которые основали его ученики, но они слишком разнообразны, чтобы определить первоначальные учения, которые их вдохновляли.
Удалить рекламу
Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!«Сократ», дошедший до наших дней из античности, мог в значительной степени быть философской конструкцией Платона и, по мнению историка Диогена Лаэртского (180–240 гг. н. э.), многие современники Платона обвиняли его в переосмыслении Сократа. в своем собственном образе, чтобы способствовать собственной интерпретации Платоном послания своего учителя. Как бы то ни было, влияние Сократа привело к созданию школ, которые привели к формулированию западной философии и основополагающему культурному пониманию западной цивилизации.
Ранняя жизнь и карьера
Сократ родился ок. 469/470 г. до н.э. скульптору Софронику и акушерке Фенарете. В юности он изучал музыку, гимнастику и грамматику (обычные предметы изучения для молодого грека) и следовал профессии своего отца как скульптор. Традиция гласит, что он был выдающимся художником, и его статуя Граций на дороге к Акрополю, как говорят, вызывала восхищение во 2 веке нашей эры. Сократ отличился в армии и в битве при Потидее спас жизнь полководцу Алкивиаду.
Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Он женился на Ксантиппе, женщине из высшего общества, в возрасте около пятидесяти лет, и имел от нее троих сыновей. По словам современных писателей, таких как Ксенофонт, эти мальчики были невероятно скучны и совсем не похожи на своего отца. Сократ, кажется, жил довольно нормальной жизнью, пока Оракул в Дельфах не сказал ему, что он мудрейший из людей. Его вызов заявлению оракула установил для него курс, который сделал его философом и основателем западной философии.
Оракул и Сократ
В зрелом возрасте друг Сократа Херефонт спросил знаменитого Оракула в Дельфах, есть ли кто-нибудь мудрее Сократа, на что Оракул ответил: «Нет». Сбитый с толку этим ответом и надеясь доказать, что Оракул ошибался, Сократ начал расспрашивать людей, которые считались «мудрыми» в своих собственных оценках и оценках других. К своему ужасу, он обнаружил, что «люди, чья репутация была самой высокой мудростью, едва ли не больше всего ее лишены, в то время как другие, на которых смотрели свысока, как на простых людей, были гораздо умнее» (Платон, 9).0119 Извинения , 22).
Удалить рекламу
Реклама
Афинская молодежь наслаждалась, наблюдая, как Сократ расспрашивает их старших на рынке, и вскоре у него появились последователи из молодых людей, которые благодаря его примеру и его учению отказались от своих прежних стремлений и посвятили себя философии ( от греческого «Филон» — любовь и «София» — мудрость — буквально «любовь к мудрости»). Среди них были Антисфен Афинский (л. ок. 445–365 до н. э.), основатель школы киников, Аристипп из Кирены (л. ок. 435–356 до н. э.), основатель киренейской школы), Ксенофонт, чьи сочинения оказали влияние на Зенона из Китиума (л. ок. 336-265 гг. до н.э.), основатель школы стоиков и, что наиболее известно, Платон (основной источник нашей информации о Сократе в его Диалоги ) среди многих других. Каждая крупная философская школа, упомянутая древними авторами после смерти Сократа, была основана одним из его последователей.
Тюрьма Сократа, Афины
Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)
Сократовские школы
Разнообразие этих школ свидетельствует о широком влиянии Сократа и, что более важно, о разнообразии интерпретаций его учения. Философские концепции, которым учили Антисфен и Аристипп, не могли быть более разными, поскольку первый учил, что хорошая жизнь достигается только путем самоконтроля и самоотречения, а второй утверждал, что жизнь в удовольствиях была единственным путем, достойным следования.
Говорят, что величайший вклад Сократа в философию состоял в том, что он сместил интеллектуальные поиски с фокуса на «физическую науку» (как это делали так называемые досократические философы, такие как Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и другие) и в абстрактную область этики и морали. Независимо от разнообразия школ, претендовавших на продолжение его учения, все они подчеркивали ту или иную форму морали в качестве своего основополагающего принципа. Тот факт, что «мораль», поддерживаемая одной школой, часто осуждалась другой, опять-таки свидетельствует о очень разных интерпретациях центрального послания Сократа.
Удалить рекламу
Реклама
В то время как ученые традиционно полагались на «Диалогов» Платона как на источник информации об историческом Сократе, современники Платона утверждали, что он использовал персонажа, которого он называл «Сократ», как рупор для своих собственных философских взглядов. Известными среди этих критиков были, как утверждается, Федон, однокурсник Платона, чье имя известно благодаря одному из самых влиятельных диалогов Платона (и чьи сочинения теперь утеряны), и Ксенофонт, Memorablia представляет другой взгляд на Сократа, чем тот, который представлен Платоном.
Сократ и его видение
Как бы ни интерпретировались его учения, кажется очевидным, что главное внимание Сократа было сосредоточено на том, как жить хорошей и добродетельной жизнью.
Как бы ни интерпретировались его учения, кажется очевидным, что главное внимание Сократа было сосредоточено на том, как жить хорошей и добродетельной жизнью. Приписываемое ему Платоном утверждение, что «неисследованная жизнь не стоит того, чтобы жить» ( Апология , 38b) кажется исторически точным, поскольку ясно, что он вдохновлял своих последователей думать самостоятельно, вместо того, чтобы следовать требованиям общества и общепринятым суевериям относительно богов и того, как следует себя вести.
Хотя между изображениями Сократа у Платона и Ксенофонта есть различия, оба представляют человека, которого не заботили классовые различия или «надлежащее поведение» и который так же легко разговаривал с женщинами, слугами и рабами, как и с представителями высших классов.
Удалить рекламу
Реклама
В древних Афинах индивидуальное поведение поддерживалось концепцией, известной как «евсевия», которая часто переводится на английский как «благочестие», но больше напоминает «долг» или «верность курсу». Отказавшись подчиняться общественным приличиям, запрещенным Евсевией, Сократ разозлил многих наиболее важных людей города, которые могли справедливо обвинить его в нарушении закона путем нарушения этих обычаев.
Испытание Сократа
В 399 г. до н. э. Сократ был обвинен в нечестии поэтом Мелетом, кожевником Анитом и оратором Ликоном, которые добивались смертной казни по этому делу. Обвинение гласило: «Сократ виновен, во-первых, в отрицании признанных государством богов и введении новых божеств, а, во-вторых, в развращении молодых». Было высказано предположение, что это обвинение было мотивировано как лично, так и политически, поскольку Афины пытались очиститься от тех, кто был связан с бедствием Тридцати афинских тиранов, которые только недавно были свергнуты.
Отношение Сократа к этому режиму было через его бывшего ученика Крития, который считался худшим из тиранов и, как считалось, был развращен Сократом. Также было высказано предположение, частично основанное на интерпретации диалога Платона о Меноне , что Анит обвинил Сократа в развращении своего сына. Похоже, что Анит готовил своего сына к политической жизни, пока мальчик не заинтересовался учением Сократа и не отказался от политических занятий. Поскольку обвинители Сократа привели Крития в качестве примера того, как философ развратил молодежь, даже если они никогда не использовали это доказательство в суде, этот прецедент, похоже, был известен присяжным.
Смерть Сократа
Жак-Луи Давид (1748-1825) (Общественное достояние)
Игнорируя советы своих друзей и отказываясь от помощи одаренного спичрайтера Лисия, Сократ решил защищать себя в суде. В древних Афинах не было адвокатов и вместо поверенного нанимали спичрайтера. Лисий был одним из самых высокооплачиваемых, но, поскольку он восхищался Сократом, он предлагал свои услуги бесплатно.
Спичрайтер обычно представлял подсудимого как хорошего человека, которого обидели ложным обвинением, и именно такой защиты суд ожидал от Сократа. Однако вместо защиты, наполненной самооправданием и мольбами о своей жизни, Сократ бросил вызов афинскому суду, провозгласив свою невиновность и представив себя в роли афинского «овода» — благодетеля для всех, кто за свой счет , держал их бодрствующими и осведомленными. В своей «Апологии» Платон говорит Сократу:
Если вы предадите меня смерти, то вы не легко найдете другого, который, если позволите мне нелепое сравнение, цепляется за государство, как овод за лошадь крупную и благовоспитанную, но довольно медлительную из-за своего размера. , так что его нужно возбудить. Мне кажется, что бог привязал меня так к государству, ибо я постоянно натыкаюсь на вас во всех местах, чтобы возбуждать, убеждать и упрекать каждого из вас целый день. (Извинение 30e)
Платон ясно дает понять в своей работе, что обвинения против Сократа не имеют большого значения, но также подчеркивает игнорирование Сократом чувств присяжных и судебного протокола. Сократ представлен как отказывающийся от профессионального адвоката в форме спичрайтера и, кроме того, отказывающийся соответствовать ожидаемому поведению подсудимого на суде за преступление, караемое смертной казнью. Сократ, по Платону, не боялся смерти, возвещая суду:
Бояться смерти, друзья мои, значит только считать себя мудрыми, не будучи на самом деле мудрыми, ибо это значит думать, что мы знаем то, чего не знаем. Ибо никто не знает, не является ли смерть величайшим благом, которое может случиться с человеком. Но люди боятся его, как будто прекрасно знают, что это величайшее из зол. (Извинение 29а)
После этого отрывка Платон излагает знаменитую философскую позицию Сократа, в которой старый мастер дерзко заявляет, что он должен предпочесть служение божественному подчинению своему обществу и его ожиданиям. Известно, что Сократ честно противостоит своим согражданам, говоря:
Афиняне, я чту и люблю вас; но я буду повиноваться Богу больше, чем вам, и, пока у меня есть жизнь и сила, я никогда не перестану заниматься и преподавать философию, увещевая всякого, кого я встречу, по-своему и убеждая его, говоря: о мой друг, почему ты кто является гражданином великого, могущественного и мудрого города Афин, так много заботится о накоплении наибольшего количества денег, чести и репутации и так мало о мудрости, истине и величайшем совершенствовании души, на что вы никогда не смотрите и не обращаете внимания вообще? Вам не стыдно за это? И если человек, с которым я спорю, говорит: да, но мне все равно; Я не ухожу и не отпускаю его сразу; Я допрашиваю и допрашиваю и подвергаю его перекрестному допросу, и если я думаю, что он не имеет добродетели, а только говорит, что имеет, то упрекаю его в том, что он недооценивает большее и переоценивает меньшее. И это я должен сказать всем, кого встречу, молодым и старым, гражданам и чужеземцам, но особенно гражданам, поскольку они мои братья. Ибо это есть повеление Божие, и я хочу, чтобы вы знали: и я верю, что до сего дня в государстве не было большего добра, чем мое служение Богу. Ибо я только и делаю, что увещеваю всех вас, и старых, и молодых, не заботиться о своей личности и своем имуществе, но прежде всего и главным образом заботиться о величайшем улучшении души. Я говорю вам, что добродетель не дается деньгами, но что из добродетели приходят деньги и все другие блага человека, как общественные, так и частные. Это мое учение, и если это учение развращает молодежь, то мое влияние поистине губительно. Но если кто скажет, что это не мое учение, тот говорит неправду. А потому я говорю вам, афиняне, делайте, как велит Анит, или не так, как велит Анит, и либо оправдайте меня, либо нет; но что бы вы ни делали, знайте, что я никогда не изменю своих путей, даже если мне придется много раз умирать. (29д-30в)
Когда Сократу пришло время предложить наказание, а не смерть, он предложил сохранить его в честь бесплатной трапезой в Пританеуме, месте, отведенном для героев Олимпийских игр. Это считалось бы серьезным оскорблением чести Пританеума и города Афин. Ожидалось, что обвиняемые преступники, которых судили за их жизнь, будут просить у суда милости, а не претендовать на героические похвалы.
Осуждение и последствия
Сократ был осужден и приговорен к смертной казни (Ксенофонт говорит нам, что он желал такого исхода, и рассказ Платона о суде в его Апологии , по-видимому, подтверждает это). Последние дни Сократа описаны Платоном в « Евтифроне, Апологии», «Критоне » и « Федоне », последнем диалоге, описывающем день его смерти (из-за употребления болиголова) в окружении друзей в его тюремной камере в Афинах и, как пишет Платон, Это: «Таков был конец нашего друга, человека, который, я думаю, был самым мудрым и справедливым, и лучшим человеком, которого я когда-либо знал» (9).