Соотношение эмоций и чувств: Соотношение понятий «чувства» и «эмоции».

Эмоции и чувства — Психологос

01 января 2010 г., 11:48

 

 

Фильм «Шоколад»

 

Эмоции и чувства – очень близкие понятия, часто используются как синонимы. «Чувство гнева» или «эмоция гнева» – можно сказать и так и так, вас поймут. При этом иногда, для специальных задач, эти понятия нужно разводить.

«Я его люблю, прям жить без него не могу», «у меня сегодня депрессия», «я в тебе разочарован» — когда люди произносят эти фразы, обычно подразумевается, что речь идет о их чувствах. Нет, если говорить строго, тут речь идет о их эмоциях. В чем разница между ними?

Эмоции кратковременны и ситуативны: «я раздражен», «ты меня бесишь», «я в восхищении», «обожаю тебя» — обычно это реакции на какую-то конкретную ситуацию. А чувства более стабильны и говорят больше о самом человеке, нежели об особенностях конкретной ситуации.

Если молодой человек злится из-за того, что нравящаяся ему девушка молчит и не отвечает на его письма, девушка не перепутает: его злость — его эмоции, а то что она ему нравится — это его чувства. Ура!

Выступая на собрании, девушка волновалась и была скована, не эмоциональна. Когда волнение прошло (чувство волнения улеглось), у нее проснулись эмоции и она заговорила ярко и выразительно. Тут чувство гасило эмоции, и только с уходом чувства начали жить эмоции.

Разница между эмоциями и чувствами – в скорости и длительности процессов.

Если лицо меняет выражение быстро и быстро возвращается к исходному (спокойному) состоянию – это эмоция. Если лицо медленно начало менять свое выражение и осталось в новом выражении (относительно) надолго – это чувство. А поскольку это «быстро» или «медленно» очень относительно, то и четких границ между этими двумя понятиями нет.

Эмоции – это быстрые и короткие элементы чувств. Чувства – это длящаяся и более устойчивая основа вспыхивающих эмоций↑.

Говорить об эмоциях проще, потому что они не так интимны, эмоции — на поверхности, а чувства — в глубине. Эмоции, если только человек их специально не прячет — очевидны. Эмоции видны на лице, они насыщены, они ярко проявляются и иногда похожи на взрыв. А чувства — всегда немного загадка. Это нечто более сглаженное, глубинное и по крайней мере вначале их нужно разгадывать — и окружающим, и самому человеку. Случается так, что человек не понимая, что он на самом деле чувствует, говорит об эмоциях и это вводит в заблуждение тех, кто пытается понять его. Впрочем, и значение каждой конкретной эмоции можно понять только в контексте того чувства, которое оно выражает↑.

Сомнение «сказать — не сказать» может означать совершенно разные вещи: «смогу ли я сформулировать точно», «можно ли сказать это тебе сейчас» и «может, уже пора признаться?»

Чувства непосредственно передать нельзя, их можно передать только на внешнем языке, на языке эмоций. В достаточной мере справедливо сказать, что эмоции — это чувства, выражаемые для предъявления окружающим.

Переживания для себя — скорее чувства. Выплеск чувств на другого, демонстрация чувств, выразительные движения для… — это уже скорее эмоции.

Быть в эмоциях и чувствовать

Эмоции и чувства – вещи хотя разные, но во многом схожие. А вот «быть в эмоциях» и «чувствовать» — состояния очень различные, скорее противоречащие друг другу. Человек в эмоциях хуже чувствует других (даже близких) людей, а тот, кто привык чувствовать и вчувствоваться – реже впадает в эмоции. См.→

 


 

 

  • Эмоции
  • Внутренние чувства
  • Автор Н.И. Козлов
  • +

Комментарии (11):

Катя, 29 сентября 2015 г., 11:55

Спасибо, очень понятная статья!

1

ответ

Гость, 10 мая 2018 г., 17:11

Всё просто, как и всё гениальное.

Гость, 02 сентября 2016 г., 17:22

Я ничего и не поняла. Через нейронные сети может кто-нибудь объяснить?

1

ответ

Гость, 26 октября 2017 г., 13:05

Нейронные сети — это вообще из другой оперы.

1

ответ

Гость, 04 декабря 2017 г. , 10:25

Это такой юмор. Мне он понравился. Легкоуловимый, но отчетливый.

1

ответ

Гость, 26 декабря 2017 г., 00:39

Гениально!

Гость, 15 августа 2017 г., 09:49

Все отлично, спасибо

Гость, 03 октября 2017 г., 15:30

Благодарю Вас, просто волшебная статья)))

Гость, 09 ноября 2017 г., 16:44

Я знала разницу, но просто перепутала. Поэтому зашла …) спасибки!!!

1

ответ

Гость, 23 ноября 2017 г., 00:20

отлично!

Гость, 22 ноября 2020 г., 12:25

Эмоцию можно переживать и в одиночестве, даже когда окружающих нет. Просто это реакция тела на чувства — подготовка к действию, настройка тела на определенные действия: нападать, бежать, прятаться, замирать и т.д. Но практически при каждом чувстве есть эмоциональная реакция тела, пусть даже слабая. У некоторых людей есть сбой: чувства не переходят в эмоции, тогда говорят об эмоциональной закрытости, либо это вырабатывается профессионально — у актеров, разведчиков, продавцов и т. д. — кому нужно играть эмоции (желательно, искренне) с целью воздействовать на других людей.

Материалы по теме:

31 дек. 2005 г.

Быть в эмоциях и чувствовать

Эмоции дают радость, и девушки, как и молодые люди, эмоции любят, хотя каждый из нас выбирает любимые эмоции свои. Девушки больше любят попереживать и побояться, молодые люди любят испытать себя «на слабо» и потренировать стойкость при встрече с опасностью. Развлекаться эмоциями — можно, это нормально и весело, важно знать черту, когда нужно остановиться.

3Подробнее

01 янв. 2012 г.

Что такое эмоции?

Слово «эмоции» имеет несколько основных значений. В первом значении, эмоции — это быстрые и короткие элементы чувств, их ситуативное проявление. Злость, обвинения и страдания, как вспыхивающие эмоции при глубоком чувстве обиды. Во втором значении, эмоции — это чувства, выражаемые для предъявления окружающим. Переживания для себя — скорее чувства. Выплеск чувств на другого, демонстрация чувств, выразительные движения для. .. — это уже скорее эмоции. В третьем значении, эмоции — это название всех проявлений аффективной сферы, в этом случае под эмоциями понимаются и чувства, и аффекты, и настроения, и даже желания.

7Подробнее

01 окт. 2022 г.

Чувства и эмоции — разница в скорости протекания

И эмоции, и чувства – это прожитые нами изнутри функциональные состояния. Любой человек всегда находится в том или ином функциональном состоянии – он спокоен или возбужден, устал или бодр, внимателен или рассеян, настроен к кому-то или от чего-то, его внимание привлечено к кому-то или чему-то…

0Подробнее

31 дек. 2005 г.

Чувство

В широком смысле слова, чувства — это все то, что противопоставлено рациональному началу в человеке, все, что относится к аффективной сфере: чувства, эмоции, настроения, желания и потребности. Однако в более узком значении — чувства отличают от эмоций, настроений, потребностей и пр., определяя чувства как эмоционально и телесно переживаемое отношение человека к тому или иному событию или явлению.

3Подробнее

01 окт. 2022 г.

Значение эмоций определяется контекстом чувств

Значение эмоций определяется контекстом чувств. Эмоции относятся к чувствам так же, как слова к тексту. Эмоции – составляющие чувств. Значение каждой эмоции становится более ясным в контексте чувства, в которое она включена.

0Подробнее

Чувства и эмоции

14.05.2011

Эмоции и чувства — это субъективное, личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Научным эквивалентом словосочетания «органы чувств» является термин «анализаторы».


 

Эмоции и чувства соотносятся по-разному. Иногда — как содержание (чувства) и форма (эмоции). Чаще же их различают по происхождению. Тогда эмоции рассматриваются как исходные, первичные и более простые психические явления, чувства же выступают как производные, вторичные, сложные, присущие только человеку структурные образования.

В субъективном мире человека между ними складывается обратное соотношение. В зависимости от акцента — либо на существовании, либо на происхождении субъективного мира — используют понятия «сфера чувств» или «эмоциональная сфера».

В узком смысле под эмоциями понимают переживания-отношений, возникшие в данный момент. Эмоции обычно носят ситуативный характер и выражают оценку человеком определенной ситуации, связанной с удовлетворением его потребностей в данный момент. Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называются стеническими. вторые — астеническими.

Состояния, характеризующиеся максимальной мобилизацией всех сил. напряжением, называются стрессовыми. Стресс возникает под влиянием сильных воздействий и характеризуется целым рядом неспецифических физиологических сдвигов, по которым нельзя судить о содержании эмоций, а также рядом психических проявлений. исследованные стресса проводится в рамках учения о гомеостазе (постоянстве внутренних условий функционирования организма) и учения Г. Селье об «адаптационном синдроме» (своеобразной защитной реакции организма, мобилизующего свои ресурсы в ответ на сильные и травмирующие внешние воздействия).

Физиологические механизмы чувств. И. П. Павлов изучал общую картину работы головного мозга, взаимодействие коры и подкорки. Возникновение и проявление чувств связано с установлением и поддержанием совместной работы центральных и периферических участков нервной системы, с наличием отдельных мозговых участков в подкорке — центров удовольствия и центров страдания. Наконец, установлена роль функциональной асимметрии больших полушарий мозга, в разной степени ответственных за положительные (левое полушарие) и отрицательные (правое полушарие) эмоции.

Высшая нервная деятельность является интегратором всех физиологических сдвигов в организме — и в вегетативной нервной системе, и в работе желез внутренней секреции (гормональных систем), и в работе всех остальных подсистем организма (сердечно-сосудистой и прочих), причастных к возникновению и протеканию эмоциональных явлений.

Именно участием подкорки объясняется во многом тесная связь эмоций и чувств с деятельностью сердца, кровеносных сосудов, органов дыхания, а также с изменениями в деятельности скелетных, лицевых мышц и желез внешней и внутренней секреции. На эмоции и чувства человека влияет вторая сигнальная система. Переживания возникают не только при непосредственном воздействии явлений и предметов, они могут быть вызваны словами. Благодаря деятельности второй сигнальной системы эмоции и чувства становятся осознанными.

Ключевые слова: Эмоции, Чувства

Материалы по теме

Физиологические основы чувств и эмоций

Вербина Г.Г., Психология эмоций

Эмоции и чувства в норме

Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб…

Выражение эмоций и чувств

Максименко С. Д., Общая психология

Эмоции (чувства) как инструмент сознания

Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное…

Функции эмоций и чувств

Шадриков В.Д., От индивида к индивидуальности

Высшие эмоции и чувства

Еникеев М.И., Общая и социальная психология

Классификация эмоций и чувств

Ефимова Н.С., Основы общей психологии

Общие закономерности эмоций и чувств

Еникеев М.И., Общая и социальная психология

Сложные отношения – эмоциональный ученик

Эмоции, безусловно, являются одним из самых игнорируемых факторов в преподавании и обучении, несмотря на их влияние на многие процессы, связанные с обучением. Хотя мы можем долго обсуждать роль беспокойства, другие аспекты эмоций почти не упоминаются в разговоре. Когда речь идет об эмоциях, их роль неизменно связана с психическим здоровьем и благополучием, а также с косвенным влиянием этих факторов на обучение. Таким образом, более широкий разговор об эмоциях привязывается к разговору о существовании или отсутствии кризиса психического здоровья среди молодежи, а не к прямой связи между эмоциями и успеваемостью.

В сфере образования также существует своеобразное мнение, согласно которому эмоции каким-то образом относятся к прогрессивной стороне дихотомии традиционного и прогрессивного. С одной стороны, это представление может быть обоснованным, поскольку мы часто рассматриваем эмоциональные реакции как связанные с благополучием и другими некогнитивными факторами, однако большая часть исследований эмоций и обучения проводится когнитивной наукой. Обычно считается, что когнитивная наука находится на традиционной стороне дебатов, однако эмоции являются важным фактором в когнитивных процессах. В этом отношении ни одна из сторон не может претендовать на исключительные права ни на одну из сторон.

Эмоции играют важную роль в таких процессах, как внимание, память и принятие решений, но они также связаны с другими факторами, такими как мотивация. В интервью для TES Джон Данлоски, когнитивный психолог из Кентского государственного университета в США, предположил, что такие факторы, как эмоции и мотивация, «должны играть роль в обучении». Мэри Хелен Иммордино-Янг и Антонио Дамасио из Института мозга и творчества Университета Южной Калифорнии несколько более убедительно обосновывают роль эмоций в обучении, настаивая на том, что «любой компетентный учитель признает, что эмоции и чувства влияют на успеваемость и обучение учащихся, и добавляет: «Педагоги часто не учитывают, что высокие уровни когнитивных навыков, которым обучают в школах (включая мышление и принятие решений, язык, чтение и математику), не функционируют как рациональные бестелесные системы, находящиеся под влиянием эмоций и тела, но отделенные от них» ( Иммордино-Янг и Дамасио, 2007).

Традиционно эмоции и познание рассматривались как отдельные процессы, и, что еще более пагубно, эмоции рассматривались только как отвлечение, посторонняя переменная, способная нарушить даже самый тщательно контролируемый эксперимент. Иммордино-Янг и Дамасио сравнивают этот взгляд на эмоции с малышом в посудной лавке, мешающим упорядоченным рядам бокалов на полках. Поэтому многие исследователи склонны контролировать эмоции, а не принимать их роль в обучении и достижениях.

Таким образом, эмоции часто рассматриваются как нечто запретное для серьезных ученых-психологов. Интересно, однако, что когда-то это имело место и с мыслями в целом, особенно в те годы, когда бихевиоризм представлял собой доминирующую парадигму в психологии. История психологии — это история сдвигов, от интроспекции первых лабораторий экспериментальной психологии конца девятнадцатого века через годы фрейдизма к бихевиористским и когнитивным подходам. Бихевиоризм отверг интроспекцию, настаивая на том, что только то, что можно объективно наблюдать, заслуживает научного исследования. Это означало, что и познание, и эмоции игнорировались. Однако эта точка зрения стала меняться, и к 19 в.В 50-е годы критика бихевиористского подхода усилилась. Недавно возникшая когнитивная психология рассматривала людей не просто как машины, работающие по принципу «стимул-реакция», а как обработчиков информации, и эта точка зрения подпитывалась развитием микропроцессоров. Разум и мозг стали аналогичны компьютеру с устройствами ввода, вывода и хранения, но с небольшим пространством для скользких сложных явлений, таких как эмоции. Действительно, когнитивная психология стала настолько успешной, что трудно обсуждать такие факторы, как память, не прибегая к компьютерной терминологии.

Так называемая компьютерная метафора сохраняется в когнитивной науке и сегодня, хотя и не без критики. Психолог Роберт Эпштейн утверждает, что мозг совсем не похож на компьютер; он не содержит информации, даже таких простых вещей, как воспоминания, мозг не хранит слова или правила, которые говорят нам, как ими манипулировать, в человеческом мозгу не происходит ни хранения, ни передачи, ни извлечения, нет жесткого диск, на котором хранится информация; это вещи, связанные с компьютерами, они имеют мало общего с живыми организмами.

Проблема с метафорами

Эти ограничения были известны в течение некоторого времени, действительно, Ульрик Найссер, которого многие считают основателем когнитивного подхода, весьма скептически относился к способности компьютерной метафоры объяснять определенные аспекты человеческого поведения, в том числе эмоции. В отличие от людей, «программы с искусственным интеллектом, как правило, простодушны, не отвлекаются и не эмоциональны», — написал он в своей основополагающей книге 1967 года «Когнитивная психология». Нейссер также настаивал на том, что тело обеспечивает важные дополнительные сенсорные ощущения, подразумевая, что познание не ограничивается мозгом.

Совсем недавно нейробиологи обнаружили, что несколько областей мозга участвуют в самых простых и обыденных задачах памяти, и когда мы добавляем к ним сильные эмоции, миллионы нейронов становятся более активными (Palombo et al., 2016). Например, когда люди вспоминают прошлые события, увеличивается нервная активность в миндалевидном теле, медиальной височной доле, передней и задней средней линии и зрительной коре. Эти области участвуют в нескольких функциях, от эмоциональной активации до буквального видения опыта нашим мысленным взором. Миндалевидное тело, например, играет важную роль в памяти, принятии решений и эмоциональной реакции. Таким образом, познание и эмоции работают вместе.

Если бы мой мозг работал как компьютер, то моя память о предмете, который я вижу каждый день, должна быть точной, верно? Я часто просил отличников-психологов нарисовать по памяти монету в фунтах стерлингов. Создаваемые ими изображения редко содержали детали, которые мы могли бы увидеть на настоящей монете; суть была в этом, но, несмотря на то, что они видели монету в фунтах стерлингов бесчисленное количество раз, их память о ней была невероятно плохой. С другой стороны, если бы мы сфотографировали монету в фунт на телефоне, сохранили ее на жестком диске компьютера в качестве файла соответствующего типа, а затем получили изображение, оно было бы во всех отношениях идентично настоящей монете. . Воспоминания — это не файлы, к которым нужно получить доступ, а репрезентации, и чтобы увидеть их мысленным взором, нам нужно заново пережить этот опыт, часто с большим эмоциональным багажом.

Принятие этого критического взгляда на компьютерную аналогию не отрицает когнитивную психологию, более того, она остается одним из самых стабильных психологических подходов (наряду с психологией личности) и практически не пострадала от кризиса репликации. Однако мы еще далеки от того, чтобы успешно сопоставлять когнитивные модели с неврологическими структурами, и нейронауке еще предстоит внести существенный вклад в дискуссию об образовании. Нейронаука может рассказать нам кое-что о том, как взаимодействует наша когнитивная и эмоциональная архитектура, но она все еще не создает очень полезной картины того, как это взаимодействие влияет на фактическое обучение.

Все модели неверны, но…

Когнитивная психология, с другой стороны, создала несколько очень влиятельных моделей, которые формируют наше понимание того, как мы можем улучшить обучение и сделать обучение более эффективным (такие как теория когнитивной нагрузки и более общие модели оперативной памяти). Эти модели будут адаптироваться в ответ на продолжающиеся исследования, и некоторые из них могут быть отброшены. Или, как заметил статистик Джордж Бокс, «все модели ошибочны, но некоторые из них полезны» (Box, 1979) — как только они изживут себя, их заменят чем-то другим, а будущие модели, несомненно, будут включать эмоции.

Подчеркивание роли эмоций, таким образом, никоим образом не умаляет полезности когнитивной науки, тем не менее, несмотря на кажущееся отсутствие интереса к эмоциям, помимо их раздражающих тенденций, разрушающих эксперименты, все еще существуют значительные исследования, изучающие взаимосвязь между когнитивными процессами. (например, память) и эмоциональные состояния. Подавляющее большинство таких исследований было сосредоточено на роли страха и беспокойства, например, Берггрен обнаружил, что личностная тревога оказывает большее давление на когнитивную нагрузку, тем самым снижая способность сосредоточиться на поставленной задаче (Берггрен, Ричардс, Тейлор и др.). Деракшан, 2013). Оджа обнаружил, что отрицательные эмоции увеличивают когнитивную нагрузку у людей с более низким уровнем интеллекта, но не влияют на людей со средним интеллектом (Ojha, Ervas, & Gola, 2017). Это также может объяснить, почему индивидуумы с тревожными чертами ниже в тестах IQ, чем их менее тревожные сверстники (например, Furnham, Chamorro-Premuzic, & McDougall, 2002). Действительно, было обнаружено, что включение эмоциональных стимулов (как положительных, так и отрицательных) с информацией, которую необходимо запомнить, улучшает запоминание, в то время как вызывание плохого настроения может его подавлять (более подробное обсуждение см. Smith, 2018). В других исследованиях эмоций изучалась взаимосвязь между скукой и любопытством (Mann & Cadman, 2014), а также роль доброкачественной зависти в мотивации (Lange & Crusius, 2015). Однако, несмотря на эту впечатляющую исследовательскую базу, образование по-прежнему рассматривает эмоции как имеющие мало отношения к познанию.

Справедливости ради учителя и исследователи, многие проблемы с эмоциями возникают из-за того, что не всегда ясно, что такое эмоции и как их можно изучать. Как отмечает Дунлоски, «пока мы не поймем это, мы не сможем контролировать это». Несмотря на это, мы субъективно знаем, когда испытываем эмоцию, и часто возникающее поведение может быть замечено другими. Если мы улыбаемся или смеемся, скорее всего, мы счастливы, а если наш рот закрыт или мы плачем, нам, вероятно, грустно. Проблема в том, что многие люди смеются, когда нервничают, и плачут, когда счастливы, поэтому мы не все одинаково реагируем на одни и те же эмоции. Но это точно не говорит нам, что такое эмоции.

Антонио Дамасио предлагает неврологическое определение эмоций как «сложных программ действий, запускаемых присутствием определенных нервных систем» (Дамасио, 2011), в то время как психологи рассматривают их как три взаимосвязанных конструкта: аффективные тенденции, основной аффект и эмоциональный опыт. Наиболее важным из этих трех конструктов является, пожалуй, основной аффект (конечно, в отношении обучения), то, как мы себя чувствуем в любой конкретный момент времени. Основной аффект также, как правило, довольно просто измерить с помощью вопросников для самостоятельного заполнения, где людей просят оценить чувство с точки зрения валентности (континуум, меняющийся от приятного к неприятному) и возбуждения или нашей телесной активации (например, частота сердечных сокращений). от низкого к высокому. Таким образом, если бы студента попросили оценить уровень своей тревожности непосредственно перед экзаменом, он мог бы оценить валентность как неприятную, а возбуждение — как высокую. Поэтому то, что мы думаем о положительных эмоциях, будет иметь положительную валентность, в то время как отрицательные эмоции будут ближе к неприятному концу шкалы.

Что вообще такое эмоции?

Еще одна проблема заключается в том, что мы на самом деле не знаем, сколько существует эмоций. Гнев, печаль и радость могут быть очевидны, но как насчет любопытства, интереса или скуки? Что касается исследований, единого мнения нет. Кроме того, эмоции также в некоторой степени зависят от языка, который мы используем для их обозначения. Например, иногда мы можем чувствовать себя счастливыми, но это счастье имеет оттенок меланхолии. Мы могли бы сказать, что мы амбивалентны, но это все равно не описывает то, что мы чувствуем. Китайский язык имеет в своем распоряжении bēi xî jiāo jí, что означает смешанные чувства печали и радости, гораздо лучшее описание, чем амбивалентное. Однако среди многих исследователей, по-видимому, существует общее согласие в том, что существует шесть или восемь чистых эмоций: гнев, отвращение, страх, счастье, печаль и удивление (и, возможно, радость и предвкушение), причем все остальные эмоции являются их элементами. Американский психолог Роберт Плутчик (Plutchik, 2001) предполагает, что основные эмоции можно смешивать так же, как мы можем смешивать цвета, чтобы получить гораздо больше.

Но эмоции строго хорошие или плохие (или положительные и отрицательные)? Например, беспокойство всегда плохо? Беспокойство и страх, безусловно, служат полезной эволюционной цели; вряд ли наши далекие предки продержались бы очень долго, если бы не боялись того стремительно приближающегося саблезубого тигра. Тревога увеличивает возбуждение, подготавливая наше тело к борьбе или бегству, жизненно важному инстинкту выживания. Но реакция «бей или беги» рассчитана на недолгий период, и как только опасность минует, наше тело возвращается в исходное положение. Если тревога затягивается (например, в случае хронической длительной тревоги), мы остаемся в состоянии чрезмерной бдительности, что, в свою очередь, негативно влияет на ряд систем организма, включая когнитивную и иммунную системы. Так что немного беспокойства — это хорошо, по крайней мере, когда от этого зависит наша жизнь. Другим положительным моментом является то, что возбуждение, вызванное реакцией на стресс, может помочь нам сконцентрироваться и оставаться сосредоточенным, но только до определенного момента — когда мы слишком беспокоимся, наша способность функционировать страдает. Это широко известно как закон Йеркса-Додсона, впервые предложенный Робертом Йерксом и Джоном Диллингемом Додсоном в 1919 г.08. Поэтому хорошо, что студенты немного нервничают перед экзаменом.

Активация и деактивация эмоций

То же самое верно для всех эмоций, то есть они не являются ни положительными, ни отрицательными. Психолог Рейнхард Пекрун использует термины активация и деактивация эмоций, а не положительные и отрицательные. Эмоции служат цели, но только если они возникают при правильных обстоятельствах (Pekrun, 2006). Скука, например, может заставить нас отвлечься от текущей задачи, но она также может привести к повышению креативности или побудить нас найти что-то другое. Точно так же любопытство может усилить желание учиться, но мы все знаем, что оно сделало с этим бедным котом.

Таким образом, эмоции могут помочь или помешать обучению, но они также имеют более широкие последствия. Нейробиологическая система, которая поддерживает эмоциональную функцию, также поддерживает принятие решений в целом, поэтому наши эмоции потенциально могут привести к неправильному выбору. Поэтому мы можем думать об эмоциях как об основной форме принятия решений, позволяющей нам адекватно реагировать на различные ситуации. По мере развития познания развиваются и более высокие формы рассуждений, поддерживающие способность настраивать ответы как в том, как люди думают, так и в том, как они себя ведут. Если мы думаем об обучении как о средстве, с помощью которого люди могут создавать репертуары когнитивных и поведенческих стратегий и вариантов, признание взаимодействия между познанием и эмоциями позволяет учителям и инструкторам помочь им распознавать сложности ситуаций и реагировать соответствующим образом и гибко.

Эмоции являются важной частью познавательного процесса (и, следовательно, обучения). Иммордино-Янг и Дамасио настаивают, что вместо того, чтобы быть малышом в посудной лавке, мы должны рассматривать эмоции как полки, лежащие в основе стеклянной посуды, потому что без них познание имеет меньшую поддержку. Только когда мы поставим эмоции на один уровень с познанием, станет очевидным, что и то, и другое работают вместе, чтобы способствовать обучению или сдерживать нас.

Ссылки.

Берггрен, Н., Ричардс, А., Тейлор, Дж., и Деракшан, Н. (2013). Аффективное внимание при когнитивной нагрузке: снижение эмоциональных предубеждений, но возникающие связанные с тревогой затраты на тормозящий контроль. Frontiers in Human Neuroscience , 7 (май), 1–7.

Box, GEP (1979). Надежность в стратегии построения научной модели. In Надежность в статистике 201–236. Эльзевир.

Дамасио, А. (2011). Нейронная основа эмоций. Scholarpedia , 6 (3), 1804.

Furnham, A., Chamorro-Premuzic, T., & McDougall, F. (2002). Личность, когнитивные способности и представления об интеллекте как предикторы академической успеваемости. Обучение и индивидуальные различия , 14 , 49–66.

Иммордино-янг, М. Х., и Дамасио, А. (2007). Мы чувствуем, поэтому учимся: актуальность аффективной и социальной нейронауки для образования, 1 (1), 3–10.

Ланге, Дж., и Крузиус, Дж. (2015). Возвращение к диспозиционной зависти. Бюллетень личности и социальной психологии , 41 (2), 284–294.

Манн, С., и Кэдман, Р. (2014). Скука делает нас более творческими? Журнал исследований творчества , 26 (2), 165–173.

Нейссер, У. (1967). Когнитивная психология. Нью-Йорк, Лондон: Psychology Press.

Оджа, А., Эрвас, Ф., и Гола, Э. (2017). Анализ движения глаз людей с высоким и низким интеллектом (октябрь).

Паломбо, Д. Дж., Маккиннон, М. К., Макинтош, А. Р., Андерсон, А. К., Тодд, Р. М., и Левин, Б. (2016). Нейронные корреляты памяти на опасное для жизни событие. Клиническая психология , 4 (2), 312–319.

Пекрун, Р. (2006). Теория контрольной ценности эмоций достижения: предположения, следствия и последствия для образовательных исследований и практики. Обзор психологии образования , 18 (4), 315–341.

Плутчик Р. (2001). Природа эмоций. Человеческие эмоции имеют глубокие эволюционные корни, что может объяснить их сложность и предоставить инструменты для клинической практики. Американский ученый , 89 (4), 344–350.

Смит, М. (2018) Эмоциональный ученик: понимание эмоций, учеников и достижений. Routledge

Нравится:

Нравится Загрузка…

Как измерить эмоции и чувства (и разницу между ними)

Хотя эмоции и чувства совершенно разные, мы все используем эти слова взаимозаменяемо, чтобы более или менее объяснить то же самое – как что-то или кто-то заставляет нас чувствовать.

Однако лучше думать об эмоциях и чувствах как о тесно связанных, но разных экземплярах — по сути, это две стороны одной медали.

Вот чем они отличаются.

Содержание

Что такое эмоции?

Представьте себе: вы бежите по аэропорту, чтобы успеть на свой рейс. Пока вы пытаетесь пробраться сквозь толпу людей, стоящих в очереди на проверку безопасности, вы замечаете старого друга, которого не видели целую вечность.

Прежде чем ты успеваешь что-то сказать, ты плачешь от волнения (и забываешь о спешке) и крепко обнимаешь своего друга.

Эмоции — это реакции более низкого уровня, возникающие в подкорковых областях мозга (например, в миндалевидном теле, которое является частью лимбической системы) [1] и в неокортексе (вентромедиальная префронтальная кора, отвечающая за сознательные мысли, рассуждения, и принятия решений) [2, 3].

Узнать больше: Введение в теории эмоций

Эти реакции вызывают в организме биохимические и электрические реакции, которые изменяют его физическое состояние. Строго говоря, эмоции — это неврологические реакции на эмоциональный стимул.

Знаете ли вы? Миндалевидное тело играет ключевую роль в эмоциональном возбуждении. Он может регулировать высвобождение нейротрансмиттеров в гиппокампе, области, занимающей центральное место в консолидации памяти [4]. Одна из теорий состоит в том, что именно поэтому эмоциональные воспоминания обычно воспринимаются как более сильные и такие продолжительные [5, 6].

Можно ли измерить эмоции?

Эмоции бывают физическими и инстинктивными, мгновенно вызывая телесные реакции на угрозу, награду и все, что между ними. Телесные реакции могут быть объективно измерены по расширению зрачка (отслеживание глаз), проводимости кожи (EDA/GSR), активности мозга (ЭЭГ, фМРТ), частоте сердечных сокращений (ЭКГ) и выражению лица.

Хотите узнать больше?

У вас есть много способов связаться с нами: Бесплатные виртуальные демонстрации , консультация эксперта, и поддержка по всем вашим вопросам.

Что такое чувства?

В то время как эмоции связаны с телесными реакциями, которые активируются нейротрансмиттерами и гормонами, высвобождаемыми мозгом, чувства представляют собой сознательный опыт эмоциональных реакций.

Чувства, возникающие в неокортикальных областях мозга, вызываются эмоциями и формируются на основе личного опыта, убеждений, воспоминаний и мыслей, связанных с этой конкретной эмоцией. Строго говоря, чувство — это побочный продукт вашего мозга, воспринимающего эмоцию и придающего ей определенное значение [7].

Интересно, что этот процесс работает в обоих направлениях: хотя реальная встреча с пауком (стимул) может напугать вас, просто мысль о нем может вызвать ту же эмоциональную реакцию.

Можно ли измерить чувства?

Осознанная природа чувств позволяет довольно легко измерить их с помощью инструментов самоотчета, таких как интервью, опросы и анкеты, включая рейтинговые шкалы и процедуры самооценки.

Совет: Манекен для самооценки (SAM) Bradley & Lang [8] — это метод невербальной графической оценки, который непосредственно измеряет чувства (удовольствие — неудовольствие) и уровни возбуждения (низкий — высокий) респондентов при столкновении с различными эмоциональные раздражители.

Как можно исследовать чувства и эмоции

В коммерческих и академических исследованиях человеческого поведения сбор данных об эмоциональных реакциях и чувствах имеет центральное значение для получения ценных сведений о процессах, связанных с наблюдаемыми действиями, мыслями и воспоминаниями интересующей вас группы респондентов. .

Что мы имеем в виду, когда говорим о чьих-то «эмоциях» или их «эмоциональных реакциях»? Более того, что мы можем достоверно измерить об «эмоциональном опыте» человека и как эти измерения помогают нам понять поведение? Доктор Брендан Мюррей и доктор Джессика Уилсон познакомят вас с тем, что мы имеем в виду, когда говорим об «эмоциях», и как мы можем осмысленно измерить эмоциональный опыт.

Посетите наш вебинар: Что такое эмоции и как мы их измеряем?

PS: Если вы хотите узнать больше о человеческом поведении, загрузите наше бесплатное руководство ниже!

Бесплатно 52-страничное руководство по поведению человека

Для начинающих и продолжающих

  • Доступное и подробное пошаговое руководство
  • Ценные выводы из исследований человеческого поведения
  • Узнайте, как вывести свои исследования на новый уровень

Ссылки

[1] ЛаБар, К. , и Кабеса, Р. (2006). Когнитивная нейронаука эмоциональной памяти. Nature Reviews Neuroscience, 7 (1), 54–64. doi: 10.1038/nrn1825

[2] Бечара А., Дамасио Х. и Дамасио А. (2000). Эмоции, принятие решений и орбитофронтальная кора. Кора головного мозга , 10 (3), 295-307. doi: 10.1093/cercor/10.3.295

[3] Доносо, М., Коллинз, А., и Коэчлин, Э. (2014). Основы мышления человека в префронтальной коре. Наука , 344 (6191), 1481-1486. doi: 10.1126/science.1252254

[4] Ричардсон М., Стрейндж Б. и Долан Р. (2004). Кодирование эмоциональных воспоминаний зависит от миндалевидного тела и гиппокампа и их взаимодействия. Nature Neuroscience, 7 (3), 278–285. doi: 10.1038/nn1190

[5] Смит А., Стефан К., Рагг М. и Долан Р. (2006). Задача и содержание модулируют связь между миндалевидным телом и гиппокампом при эмоциональном поиске. Нейрон , 49 (4), 631-638. doi: 10.1016/j.neuron.2005.12.025

[6] Рихтер-Левин Г.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *