Советы по вдумчивому чтению – ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВДУМЧИВОГО ЧТЕНИЯ И РЕФЛЕКСИВНОГО ПИСЬМА СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО»

Читаем правильно: советы для вдумчивого чтения

chteniye-ili-televizor

Как научиться читать на английском? Казалось бы, ответ очевиден: просто больше читать и навык разовьется сам собой. Но тот, кто хоть раз в жизни сдавал экзамен по английскому сталкивался с такой проблемой: текст прочитал, все понял, а ответить на вопросы не можешь, сформулировать главную идею сложно, а выбрать заголовок для текста вообще не представляется возможным.  Оказывается, существуют специальные приемы, которые позволяют научиться читать осознанно, анализировать прочитанное и извлекать из чтения максимум пользы. Об этих приемах рассказала на очередном семинаре преподаватель из США Дженнифер Депто.

1. Подготовка к чтению — половина успеха

Нельзя просто так взять и прочитать незнакомый текст. Сначала нужно подготовиться, познакомиться с темой, основными проблемами и вопросами, которые будут затронуты в тексте. Для этого существуют pre-reading activities:

  • Вопросы перед текстом. Они подготавливают нас к чтению, знакомят с темами и главными героями рассказа.
  • Предсказания. Попробовать угадать и пофантазировать, о чем пойдет речь в тексте, всегда полезно и даже весело. А интереснее всего  потом сравнить, на сколько вопросов удалось угадать ответы.
  • Работа с новыми словами. Новые слова, которые встретятся в тексте, можно подавать ученикам в игровой форме: пусть проведут мозговой штурм и набросают как можно больше слов на заданную тему. Например, если в тексте речь пойдет о футболе в США, то задание может звучать так: «Разделитесь на 2 группы и за 5 минут напишите как можно больше слов на тему футбола.»

    2. Картинки и схемы облегчают понимание

    Вспомните, как скучно бывало в детстве читать книжки без картинок. Чтение на английском — не исключение. Рисунки, фото, схемы и диаграммы сильно облегчают понимание. Работать с графикой можно несколькими способами:

  • Если текст сопровожден картинками, то можно их обсудить и описать перед началом чтения
  • Если картинок нет, не беда — можно нарисовать свои. Представлять основные идеи прочитанного в виде разноцветных схем и mind-maps — это навык, который не только помогает анализировать прочитанное, но и развивает так необходимое в современном мире критическое мышление.
  • Для самых маленьких можно использовать flash-cards с незнакомыми словами и иллюстрациями к ним.

3. Вдумчивое чтение

Для того,  чтобы стать вдумчивым и внимательным читателем нужно:

  • Вооружиться карандашом. Очень полезно подчеркивать и отмечать идеи, которые кажутся интересными, удивительными, непонятными или связанными как-либо с вашим личным опытом. Все это разнообразие вы можете помечать звездочками, восклицательными и вопросительными знакам и т. д. Приучайте детей читать так же.
  • Читать текст несколько раз. Или читать по ролям, или слушать как читает учитель.
  • Рассуждать вслух и обсуждать прочитанное. Обсуждать можно в группе, парах или всем вместе. Можно устроить круглый стол или дружеский обмен мнениями, которые могут варьироваться от Strongy agree до Strongly disagree. Если для дебатов ученикам не хватает словаря, то можно ограничится открытыми вопросами. Например, спросить согласны ли они с тем, как поступил главный герой? Как бы они сами поступили в описанной ситуации? и т. д.

Усовершенствуйте навык чтения, узнав также что мешает нам читать на анлийском.

Метки:дженифер депто чтение

Вдумчивое чтение: как это делается

Если Вам это действительно интересно, предлагаю познакомиться с тезисами лекции Ольги Громовой, которая проходила сегодня в Национальной библиотеке Чувашии. Ольга Громова – главный редактор журнала «Библиотека в школе», библиотекарь по призванию.

Вдумчивое чтение: как это делается

В течении часа гостья рассказывала об эффективных методиках работы по привлечению к чтению детей и подростков, среди которых – громкое чтение, чтение с остановками, музей проживания одной книги.

Вдумчивое чтение: как это делается

Периодически мы слышим о том, что современные дети не читают, но это не совсем так. Просто большинство родителей сравнивают себя со своими детьми и считают, что они не так читают, не то читают и не там читают. А ведь согласитесь, у родителей просто не было выбора, читали они то, что было – прочитать труды семнадцатого съезда КПСС, да пожалуйста. Выучить наизусть очередной трактат, не вопрос.

Большинство современных детей и подростков читают, но вместо бумажных книг они используют электронные гаджеты. Учеными доказано, что среди тех детей, которые читают только с экранов, в три раза меньше таких, кто получает от чтения большое удовольствие, и на треть меньше тех, кто смог назвать свою любимую книгу. При чтении с экрана «снимается» меньше информации, чем с бумаги. И нельзя считать такое чтение нормой.

Вдумчивое чтение: как это делается

Исследования в области когнитивной науки, психологии и нейробиологии показали, что внимательное, вдумчивое чтение – неспешное, с эффектом присутствия, позволяющее отмечать малейшие подробности и вызывающее множество тончайших ощущений, сложное по своему эмоциональному и нравственному воздействию – это особое, уникальное умение, которое совсем не похоже на обычную расшифровку слов. И хотя, строго говоря, для вдумчивого чтения обычная книга не требуется, заданные рамки печатной страницы необыкновенным образом способствуют именно такому внимательному вдумчивому чтению. Например, отсутствие в печатной книге гиперссылок избавляет читателя от необходимости принимать решение – нажимать на ссылку или нет, благодаря чему читатель может всецело погрузиться в содержание книги.

Вдумчивое чтение: как это делается

Вдумчивое чтение предполагает использование таких методик как громкое чтение, чтение с остановками, музей проживания одной книги.

Громкое чтение


Чтение вслух способствует созданию у детей образных представлений, воздействует на эмоциональную сферу восприятия. Оно помогает заинтересовать ребенка, может вызвать у него желание продолжить чтение самостоятельно. Более того, оно приучает к внимательному слушанию текста.

Чтение с остановками


Приём «чтение с остановками» учит умению выражать свои мысли, используется, чтобы заинтересовать ребенка книгой, привлечь его к осмысленному чтению. «Чтение с остановками» представляет собой своеобразный художественный календарь текста с обсуждением содержания каждого смыслового фрагмента и прогнозированием дальнейшего развития сюжета.

Музей проживания одной книги


Данная технология формирует активного читателя, развивает навыки понимания текста. Музей проживания одной книги – это музей-мастерская. Экспонатами могут быть как работы, выполненные в разных техниках, так и рецензии, критические статьи, письма, написанные читателями автору или герою прочитанной книги и т.д. Также в музейной экспозиции могут быть любые предметы, имеющие непосредственное отношение к тексту. Работы могут выполняться как коллективно, так и индивидуально.

Главная идея представленных технологий – уход от комментирования текста и мысли, что ответ только один и он верный. Важно уметь задавать вопросы, побуждающие аудиторию размышлять и чувствовать, давать свою оценку прочитанному, придумывать продолжение истории.

как научиться понимать больше, а забывать — меньше — Нож

Медленное (пристальное) чтение — это практика, противостоящая пассивному и бездумному потреблению информации. В отличие от скорочтения, которое обещает научить нас читать по 100, 200, 300 книг в год, или школьного чтения, раздающего готовые формулы и ответы на все вопросы, медленное чтение предполагает глубокое, комплексное погружение в текст и самостоятельную, ответственную работу с ним.

Рождение этой практики часто связывают с появившимся в конце ХХ века медленным движением. Его сторонники стремятся замедлить темп жизни, сильно ускорившейся в последнее время, во всех ее сферах — от еды и путешествий до моды и науки. Однако феномен медленного чтения возник намного раньше.

Примерно в 200 году нашей эры в иудаизме появился метод устного комментирования Торы, который сопровождался дотошным вчитыванием в священные тексты. Отталкиваясь от малейших деталей, словосочетаний и фраз, раввины-толкователи пытались обнаружить новые, ранее не замеченные и при этом более точные смыслы в словах, дарованных Богом. Впоследствии это занятие стало традицией и получило название «мидраш»; глагол «дараш», входящий в корень этого слова, означает «требовать, выяснять, выспрашивать». Позже толковать тексты подобным образом начали неоплатоники: философы вроде Прокла или Дамаския писали огромные, занимавшие порой тысячу страниц комментарии к отдельным диалогам Платона. Их изыскания надолго стали примером для философов, филологов и богословов.

Фридрих Ницше был одним из первых, кто начал замечать нехватку вдумчивого чтения в эпоху возросшей скорости жизни. В 1881 году в своей ключевой работе «Утренняя заря» он писал:

«Именно потому оно теперь необходимее, чем когда-нибудь, именно потому-то оно влечет и очаровывает нас, в наш век „работы“, век суетливости, век безумный, не щадящий сил поспешности, — век, который хочет успеть всё и справиться со всем, с каждой старой и с каждой новой книгой. Филология не так быстро успевает всё — она учит читать хорошо, то есть медленно, всматриваясь в глубину смысла, следя за связью мысли, улавливая намеки, видя всю идею книги как бы сквозь открытую дверь…»

В ХХ веке практики медленного чтения обрели второе дыхание, став обязательной составляющей многих литературно-критических направлений. Например, в России появилась формальная школа, настаивавшая на том, что в литературе важны прежде всего формальные, стилистические элементы, которые нужно тщательно анализировать. Во Франции подобную позицию занимал Марсель Пруст: в своем эссе «Против Сент-Бёва» он писал, что первичен текст, а не личность его автора. Позже эту идею подхватил и развил его соотечественник Ролан Барт в знаковом для структурализма эссе «Смерть автора» (1967).

В Англии о том же говорил Томас Стёрнз Элиот.

По его мнению, роман или стихотворение — это самостоятельный эстетический объект. Его смысл раскрывается только в нем самом, во взаимодействии его компонентов, поэтому он требует внимательного прочтения.

Той же точки зрения в США придерживались так называемые новые критики, в том числе Клинт Брукс и Роберт Пенн Уоррен, опубликовавшие в 1939 году книгу «Понимание поэзии», а в 1943-м — «Понимание прозы». Методы пристального чтения, предложенные в этих работах, определили американское образование на несколько десятилетий вперед.

Одним из ярчайших американских профессоров, учивших своих студентов медленному чтению, был Владимир Набоков. «Литературу, — говорил он в своих знаменитых лекциях, — настоящую литературу не стоит глотать залпом, как снадобье, полезное для сердца или ума, этого „желудка“ души. Литературу надо принимать мелкими дозами, раздробив, раскрошив, размолов, — тогда вы почувствуете ее сладостное благоухание в глубине ладоней».

На рубеже ХХ—ХХI веков практики медленного чтения отошли в литературоведении на второй план. Однако читатели продолжают собираться в книжные клубы и организуют ридинг-группы, где разбирают классические для разных областей тексты (а некоторые даже зарабатывают на этом большие деньги). Впрочем, такое групповое чтение дает хороший результат, только если каждый участник внимательно прочитал и проработал текст, иначе подобные встречи оказываются поверхностными. А медленное чтение — занятие, заслуживающее ответственного подхода.

Зачем читать медленно

В 1924 году в Советском Союзе вышла брошюра «Как читать книги». Ее автор, дореволюционный профессор логики и философии Сергей Иннокентьевич Поварнин, писал об опасностях быстрого, поверхностного чтения так:

«Привычка „глотать“ книги может вызвать головные боли. Может способствовать развитию неврозов, неврастении и других болезней нервной системы, а также быть одной из причин различных телесных заболеваний, производных от нарушения нормальной деятельности нервной системы. Плохое чтение препятствует иногда нормальному развитию способностей и нередко портит их, например ослабляет способность к сосредоточению внимания, память и т. д. Ослабляет волю и способность размышлять».

Сегодня некоторые из утверждений Поварнина можно поставить под сомнение, но одно из них остается неоспоримым:

«Плохое чтение вредно уже прежде всего потому, что лишает той огромной пользы, которую дает хорошее чтение».

Что же это за польза?

Во-первых, медленное чтение — это активное занятие. Мы привыкли относиться к художественной и философской литературе как к еще одному источнику информации, которая автоматически записывается в наш мозг, пока мы читаем. Поэтому нам кажется, что чем больше книг мы проглотим, чем больше информации употребим, тем умнее станем — отсюда все эти курсы по скорочтению и списки «50 главных книг». К сожалению, это так не работает.

Художественная литература, как и философская, никогда не была источником готовых знаний. Оба вида книг предполагают активное чтение, которое исключает спешку.

Медленное чтение развивает критическое мышление и умение думать. Активно работая с книгой, читатель самостоятельно ищет дополнительные сведения, сверяет источники, находит ключевые слова, сопоставляет идеи, оценивает суждения автора и продумывает свои аргументы. Всё это прекрасная школа мысли. Крупнейший европейский интеллектуал ХХ века Жак Деррида, критически отнесшийся к основаниям всей европейской культуры, в одном интервью признался, что из всей своей громадной библиотеки прочитал от силы три или четыре книги. «Но я прочел их очень, очень внимательно», — сказал он.

Жак Деррида показывает свою библиотеку

Во-вторых, серьезная и вдумчивая работа с книгой иногда приводит к настоящим озарениям. Медленное чтение заставляет нас долго концентрироваться на фрагменте текста, воспринимать его как проблему, требующую решения, и подбирать к ней ключи. Когда наш мозг после такой интенсивной деятельности переключается в пассивный режим, случаются творческие прозрения.

Взгляд на литературу как на источник готовой информации укрепляет и школьное образование. Вспомните, как часто учителя требовали от вас «знание текста» и «содержания», и при этом они обычно имели в виду сюжет. Но еще в начале ХХ века один из предшественников структурализма Владимир Яковлевич Пропп в своей работе «Морфология сказки» показал, что по большому счету все истории состоят из 31 варьирующейся функции и даже самые запутанные из них строятся по одним и тем же схемам.

Значит ли это, что сюжет не имеет значения? Нет, просто дело не только в нем. Авторы неспроста изводят бумагу и чернила, подбирая нужные эпитеты и выражения и сотню раз исправляя один и тот же абзац.

Толстой писал об «Анне Карениной» в письме Николаю Страхову: «Если бы я хотел словами сказать всё то, что имел в виду выразить романом, то я должен был бы написать роман — тот самый, который я написал, сначала».

Художественное произведение раскрывает свой смысл в полной мере только тогда, когда его рассматривают как целостный эстетический объект, состоящий из системы образов, соответствий и переплетений. Каждая ветка сирени, рассеченная лягушка, грамматически неправильная фраза героя или его описание играют в произведениях великого автора свою роль. Пропустить их или не придать им значения — то же самое, что пролистать два параграфа в учебнике математики. Но чтобы эти детали заиграли красками и наполнились смыслами, во время чтения нужно использовать свое воображение. Не ленитесь думать о душевном состоянии героя, вместе с ним обхватывать широкий дуб или дорисовывать недостающие краски на обоях — всё это разовьет ваш эмоциональный интеллект и эмпатию и подарит драгоценный опыт тысячи непрожитых жизней.

Ведь искусство, как говорил советский литературовед Юрий Лотман, «есть опыт того, что не случилось».
Теория и практика медленного чтения в литературе, кино и живописи от проекта «Эшколот»

В-третьих, медленное чтение художественных и философских текстов меняет нашу чувственность и формирует иной взгляд на мир. Если бы в наших школах внимательно читали Льва Толстого, многие из учеников стали бы анархистами. Поэтому литературный критик Дмитрий Петрович Святополк-Мирский в своей работе «О консерватизме» в начале XX века удивлялся тому, что власть, преподавая детям Толстого, хочет опереться на него как на один из столпов государственности.

Наконец, глубокая и продолжительная работа с текстом тренирует память и концентрацию. Книга, прочитанная за один присест, забывается за неделю. Если же книгу читали медленно, анализировали ее и задавали вопросы, она врежется в память надолго. Всё потому, что за то время, которое мы тратим при таком подходе на чтение, в нашей голове успевают образоваться не просто ассоциативные связи, а целые пучки и кластеры.

«При самообразовании, — писал в своей брошюре Сергей Поварнин, — работа над книгой должна быть самая серьезная, упорная, трудная и часто очень долгая. Но времени на нее жалеть нечего: окупится с избытком. Если даже вы забудете потом книгу — работа над ней не пропадет: она останется в виде полезных навыков, подвинувшегося развития, накопленного уменья и сил».

Как читать медленно

Общий совет: перед тем как приступать к чтению, отключите мобильный телефон и прочие девайсы. Или не выключайте, но поставьте их на беззвучный режим и уберите подальше. Дело в том, что оповещения из соцсетей стимулируют выработку дофамина в нашем мозге, а это мешает нам получать удовольствие от деятельности, требующей внимания, в том числе от неторопливого чтения хорошо написанного текста.

Совет 1. Перечитывайте

В начале XIX века немецкий философ и богослов Фридрих Шлейермахер ввел в научный обиход понятие «герменевтический круг».

При первом чтении мы не замечаем многих деталей, потому что еще не знакомы с произведением полностью. Когда мы читаем текст снова, у нас уже сложилось общее впечатление о нем, и мы начинаем подмечать подробности, которые в первый раз нам ни о чем не говорили. В результате наше представление о смысле текста становится объемнее и точнее. Поэтому перечитывание — необходимый этап медленного чтения, который к тому же доставляет отдельное удовольствие.

В предисловии к своим лекциям о европейской литературе Владимир Набоков говорил: «Пусть это покажется странным, но книгу вообще нельзя читать — ее можно только перечитывать. Хороший читатель, читатель отборный, соучаствующий и созидающий, — это перечитыватель».

Совет 2. Сосредоточьтесь на отдельном фрагменте

Невозможно медленно прочитать большое произведение — к счастью, это и не нужно. Свое умение вчитываться в текст необходимо практиковать на небольших фрагментах.

Советский филолог Дмитрий Сергеевич Лихачев так вспоминал о своем обучении в университете: «Пропагандистом медленного чтения был академик Щерба. Мы с ним за год успевали прочесть только несколько строк из „Медного всадника“. Каждое слово представлялось нам как остров, который нам надо было открыть и описать со всех сторон».

Таким же островом, на котором сконцентрировано всё внимание, должен становиться отдельный абзац или строчка.

На ограниченном участке текста возрастает значимость каждого его элемента; слова или знаки препинания обретают дополнительный вес.

Именно поэтому нам порой кажется, что короткое стихотворение вмещает больше смысла, чем какой-нибудь толстый роман. Русский формалист Юрий Николаевич Тынянов связывал этот эффект с так называемой теснотой стихового ряда — близкой расположенностью друг к другу слов с повышенным значением, заставляющих нас продвигаться вглубь.

Совет 3. Найдите ключевые места

Самые «ударные» места в любом произведении — его заглавие, начало и конец. Если с заглавием всё очевидно, то с началом и концом — не совсем. Попробуйте сопоставить начало и финал книги, которую читаете. Например, гоголевский «Ревизор» начинается с того, что Городничий сообщает своим подчиненным «пренеприятное известие» и один из них, Лука Лукич, восклицает: «Господи Боже!» — а заканчивается тем, что Городничий оказывается «посередине в виде столба, с распростертыми руками и закинутою назад головою». (Напомним, что Христа распяли за благую весть о наступлении Царства Божия.)

В повествовании нужно также обращать внимание на первое и последнее появление героя, на описание его внешности, манер, одежды, комнаты. Не менее значимы воспоминания и сны — зачем автор их тут поместил? Если в произведении несколько раз появляется какой-нибудь мотив, остановитесь и поразмышляйте над тем, что он может значить, вспомните, где вы его встретили в первый раз. У некоторых писателей есть слова-маркеры: у Достоевского, например, это фразы вроде «Не знаю, зачем он это сказал», после которых следуют ключевые монологи персонажей.

Однако самые важные места в любом произведении — те, которые вызывают интерес лично у вас. Наткнувшись на что-нибудь непонятное, не торопитесь, не бегите вперед — попробуйте понять, что именно вас озадачило и почему.

С вашего вопроса к тексту начинается его настоящее понимание.
Совет 4. Прочувствуйте стиль

У каждого автора свой голос: кто-то, как аристократичный Тургенев, пишет негромко и деликатно, стараясь не лезть персонажам в душу, кто-то, как Гоголь, любивший читать свои произведения друзьям, добавляет нелепые и звучные слова, кто-то, как Достоевский, второпях диктовавший текст своей жене-стенографистке, пишет извилисто и неровно. В том, как автор строит предложения, к каким метафорам он прибегает и с какой целью он их использует, отражается его взгляд на мир. Гнаться за сюжетом, проглатывая в неделю по пять книг, — значит не видеть за напечатанными буквами личность с индивидуальной манерой и темпераментом.

Плохо, когда мы в спешке не слышим голос автора, но еще хуже, когда мы не замечаем, что в книге таких голосов не один и не два. «Роман, — писал русский культуролог ХХ века Михаил Бахтин, — это многостильное, разноречивое, разноголосое явление», и не каждое записанное слово обязательно принадлежит автору.

Совет 5. Будьте подозрительны

Все читали в школе рассказ Чехова «Человек в футляре». Его герой, учитель греческого языка Беликов, «был замечателен тем, что всегда, даже в хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате». Мы над этим человеком дружно смеялись, осуждали его за «отвращение к настоящему», а Чехова хвалили за то, что он вывел такой нелепый и жалкий тип. Но погодите, разве Чехов рассказал нам эту историю? Давайте вернемся к началу.

«На самом краю села Мироносицкого, в сарае старосты Прокофия расположились на ночлег запоздавшие охотники. Их было только двое: ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин».

Историю «футлярного человека» нам (а точнее, ветеринарному врачу) рассказывает провинциальный учитель гимназии по фамилии Буркин. Судя по всему, Буркин — классический представитель интеллигенции XIX века, увлекшийся тенденциозной «демократической» литературой, которая искала «типы» и обличала людей за «бездействие».

«Под влиянием таких людей, как Беликов, — рассказывает Буркин, — за последние десять — пятнадцать лет в нашем городе стали бояться всего. Боятся громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, боятся помогать бедным, учить грамоте…»

Над кем на самом деле смеется здесь Чехов — над учителем греческого языка (о котором мы знаем только со слов Буркина) или над его коллегой — «мыслящим, порядочным» человеком своего времени? И кто из них действительно «в футляре»? Такие вопросы полезно задавать как можно чаще. Уверены ли вы, что Гумберт Гумберт, педофил из «Лолиты», до конца с вами откровенен? Помните ли вы, кто именно изложил своему приятелю-литератору всю жизнь Обломова? А не мог ли рассказчик из «Бедной Лизы» за тридцать лет, прошедших после описываемой в повести истории, что-нибудь напутать или приукрасить? Каким образом Белкин в «Станционном смотрителе» подглядел сцену между Минским, Дуней и Выриным в доме первого? Не водит ли автор читателей за нос?

Совет 6. Смотрите в словарь

Приучите себя проверять значения всех незнакомых слов, особенно прилагательных: с течением времени они существенно обогатят вашу речь. Обращайтесь к словарю и тогда, когда какое-то слово кажется вам знакомым, но точное определение вы дать не в силах. Не ленитесь смотреть происхождение слов, которые кажутся вам значимыми для текста. Для этого можно использовать словарь Фасмера или другие этимологические словари.

Особенно богатую почву для размышлений дает древнегреческий язык. К нему, в частности, любили прибегать русские писатели. Так, фамилия «Ставрогин» образована Достоевским от древнегреческого слова σταυρός («крест»). По первоначальному замыслу Толстого у Каренина должна была быть фамилия Ставрович, однако писатель изменил решение. Его сын Сергей Львович вспоминал об этом так: «Однажды он сказал мне: „Каренон — у Гомера — голова. Из этого слова у меня вышла фамилия Каренин“».

Еще один простой способ — обратиться к поисковику.

В «Записках из подполья» Достоевского есть такой фрагмент: «Мне говорят, что климат петербургский мне становится вреден и что с моими ничтожными средствами очень дорого в Петербурге жить. Я всё это знаю, лучше всех этих опытных и премудрых советчиков и покивателей знаю. Но я остаюсь в Петербурге; я не выеду из Петербурга!»

Обычно под словом «покиватель» стоит примечание со ссылкой на Даля: «Это слово, очевидно, образовано Достоевским от просторечного „киватель“; так назывался человек, который кивает головой, перемигивается или дает скрытно знаки кому-либо».

Проясняет ли такое толкование смысл фрагмента? Не очень. Однако в сети можно узнать, что слово «покиватели» — это отсылка к Евангелиям от Матфея и от Марка, к тем сценам, в которых Иисуса уговаривали сойти с креста: «И мимоходящии хуляху его, покивающе главами своими и глаголющее: разоряй церковь и тремя денми созидаяй: спасися сам, и сниди с креста» (Мк. 15, 29–30). Оказывается, текст Достоевского отсылает читателя к Библии: «подпольный человек» сравнивает себя с Иисусом Христом.

Совет 7. Оставляйте заметки, рисуйте схемы и планы

Заметки на полях книги или в отдельном блокноте обучают нас не только критическому, активному подходу к тексту, но и умению точно и сжато оформлять свою мысль. Интуиции и догадки, не зафиксированные на бумаге или электронном носителе, так и останутся туманными впечатлениями и сгинут в небытие.

Привычка читать с карандашом, ручкой или маркером в руках превращает нас на мгновение в творца, равноправного участника диалога с автором, настоящего читателя.

А до тех пор мы обычные слушатели или гости.

Не меньшую услугу может оказать создание планов и схем. В своих лекциях об «Анне Карениной» Владимир Набоков с помощью графиков и сопоставлений показал, что линия Анны и Вронского хронологически вырывается вперед; читая Диккенса или Пруста, он рисовал на полях планы Лондона или Парижа. Лев Семенович Выготский, начертив композицию рассказа Бунина «Легкое дыхание», объяснил, как искусство взаимодействует с сознанием. Подобное может проделывать каждый читатель.

Возьмем сцену из восьмой главы «Отцов и детей», в которой Павел Петрович осматривает комнату Фенечки — девушки, которая недавно родила ребенка от его брата Николая Петровича:

«Вдоль стен стояли стулья с задками в виде лир; они были куплены еще покойником генералом в Польше, во время похода; в одном углу возвышалась кроватка под кисейным пологом, рядом с кованым сундуком с круглою крышкой. В противоположном углу горела лампадка перед большим темным образом Николая-чудотворца; крошечное фарфоровое яичко на красной ленте висело на груди святого, прицепленное к сиянию; на окнах банки с прошлогодним вареньем, тщательно завязанные, сквозили зеленым светом; на бумажных их крышках сама Фенечка написала крупными буквами: „кружовник“ <…> В простенке, над небольшим комодом, висели довольно плохие фотографические портреты Николая Петровича в разных положениях, сделанные заезжим художником».

Просто пробегая текст глазами, мы вряд ли обратим внимание на то, что в описании комнаты чего-то недостает. Если набросать план комнаты, станет ясно, что Павел Петрович не упоминает кровать Фенечки, хотя место для нее в помещении определенно есть. Могла ли эта кровать располагаться в другой комнате? Нет: ребенок спит здесь. Можно ли упрекнуть Павла Петровича в невнимательности? Вряд ли. Павел Петрович сознательно не смотрит на постель, на которой его брат не так давно зачал с Фенечкой ребенка. С той самой Фенечкой, из-за которой Павел Петрович вскоре будет стреляться с Базаровым. Такой трюк называется переводом из одной знаковой системы в другую — из вербальной в графическую. А сколько еще сведений о семье Кирсановых можно вынести из этого фрагмента?

Совет 8. Сначала читайте сам текст, и только потом критику

Хорошая критическая статья — это всегда результат медленного, вдумчивого чтения текста. Она помогает нам расширить собственное понимание книги. Журнальная критика оценит ее качество и раскроет актуальность, филологическая покажет, как текст устроен и какие влияния испытал его автор, научная монография предложит новое толкование и объяснит его значение для культуры. Особенно ценна критика классических произведений, написанная «по горячим следам», вслед за выходом книги из печати: полезно видеть, насколько по-разному современники воспринимали текст, который кажется нам каноническим.

Однако русский философ ХХ века Владимир Бибихин на своих курсах по чтению философии предостерегал студентов от того, чтобы оказаться «захваченными» чужой концепцией. Любой мысли надо прежде всего позволить быть собой, без «помещения» ее в определенную эпоху, направление или стиль. Это относится и к художественной литературе: перед тем, как знакомиться с критикой, прочтите произведение сами.

Что почитать еще

Методы медленного чтения:

Примеры медленного чтения поэзии:

Теоретические тексты о медленном чтении:

Отдельный вид медленного чтения — это комментарии:

  • Набокова и Лотмана к «Евгению Онегину»,
  • русского философа Густава Шпета к «Посмертным запискам Пиквикского клуба» Чарльза Диккенса,
  • лингвиста Юрия Щеглова к романам Ильфа и Петрова,
  • историка литературы Александра Долинина к роману Владимира Набокова «Дар»,
  • группы филологов во главе с Олегом Лекмановым к «Египетской марке» Осипа Мандельштама,
  • советского литературоведа Александра Аникста к «Фаусту» Гёте, «Гамлету» и остальным пьесам Шекспира,
  • современного поэта Всеволода Зельченко к стихотворению Владислава Ходасевича «Обезьяна»,
  • философа Джорджо Агамбена к «Посланию к римлянам»,
  • Прокла и Дамаския к «Пармениду» Платона,
  • Жака Деррида ко всей западноевропейской философской традиции.

И последний совет. За всем пристальным вниманием к тексту, за всеми практиками медленного чтения важно не забыть слова грузинского философа Мераба Мамардашвили: «Литература — никакая не священная корова, а лишь один из духовных инструментов движения к тому, чтобы самому обнаружить себя в действительном испытании жизни, уникальном, которое испытал только ты, и кроме тебя и за тебя никто извлечь истину из этого испытания не сможет».

советы для вдумчивого чтения. Об интеллектуальном вкусе, качественном чтении и ущербности любого такого списка

Если Вам это действительно интересно, предлагаю познакомиться с тезисами лекции Ольги Громовой, которая проходила сегодня в Национальной библиотеке Чувашии. Ольга Громова – главный редактор журнала «Библиотека в школе», библиотекарь по призванию.

В течении часа гостья рассказывала об эффективных методиках работы по привлечению к чтению детей и подростков, среди которых – громкое чтение, чтение с остановками, музей проживания одной книги.


Периодически мы слышим о том, что современные дети не читают, но это не совсем так. Просто большинство родителей сравнивают себя со своими детьми и считают, что они не так читают, не то читают и не там читают. А ведь согласитесь, у родителей просто не было выбора, читали они то, что было – прочитать труды семнадцатого съезда КПСС, да пожалуйста. Выучить наизусть очередной трактат, не вопрос.

Большинство современных детей и подростков читают, но вместо бумажных книг они используют электронные гаджеты. Учеными доказано, что среди тех детей, которые читают только с экранов, в три раза меньше таких, кто получает от чтения большое удовольствие, и на треть меньше тех, кто смог назвать свою любимую книгу. При чтении с экрана «снимается» меньше информации, чем с бумаги. И нельзя считать такое чтение нормой.

Исследования в области когнитивной науки, психологии и нейробиологии показали, что внимательное, вдумчивое чтение – неспешное, с эффектом присутствия, позволяющее отмечать малейшие подробности и вызывающее множество тончайших ощущений, сложное по своему эмоциональному и нравственному воздействию – это особое, уникальное умение, которое совсем не похоже на обычную расшифровку слов. И хотя, строго говоря, для вдумчивого чтения обычная книга не требуется, заданные рамки печатной страницы необыкновенным образом способствуют именно такому внимательному вдумчивому чтению. Например, отсутствие в печатной книге гиперссылок избавляет читателя от необходимости принимать решение – нажимать на ссылку или нет, благодаря чему читатель может всецело погрузиться в содержание книги.

Вдумчивое чтение предполагает использование таких методик как громкое чтение, чтение с остановками, музей проживания одной книги.

Громкое чтение

Чтение вслух способствует созданию у детей образных представлений, воздействует на эмоциональную сферу восприятия. Оно помогает заинтересовать ребенка, может вызвать у него желание продолжить чтение самостоятельно. Более того, оно приучает к внимательному слушанию текста.

Чтение с остановками

Приём «чтение с остановками» учит умению выражать свои мысли, используется, чтобы заинтересовать ребенка книгой, привлечь его к осмысленному чтению. «Чтение с остановками» представляет собой своеобразный художественный календарь текста с обсуждением содержания каждого смыслового фрагмента и прогнозированием дальнейшего развития сюжета.

Музей проживания одной книги

Данная технология формирует активного читателя, развивает навыки понимания текста. Музей проживания одной книги – это музей-мастерская. Экспонатами могут быть как работы, выполненные в разных техниках, так и рецензии, критические статьи, письма, написанные читателями автору или герою прочитанной книги и т.д. Также в музейной экспозиции могут быть любые предметы, имеющие непосредственное отношение к тексту. Работы могут выполняться как коллективно, так и индивидуально.

Главная идея представленных технологий – уход от комментирования текста и мысли, что ответ только один и он верный. Важно уметь задавать вопросы, побуждающие аудиторию размышлять и чувствовать, давать свою оценку прочитанному, придумывать продолжение истории.

При невнимательном чтении велика возможность упустить значительный элемент содержания или неверно понять его. Дело в том, что строится на взаимосвязи мельчайших фактов. В множества сюжетных линий невнимательное отношение к какой-либо мелочи приведет к тому, что вы запутаетесь в этих тонких причинно-следственных цепочках. А , неверно поймете или вообще не поймете суть происходящего на книги. Во втором случае придется возвращаться к тому месту, на котором вы оступились. Плавный ход повествования будет нарушен, вы «вынырнете» из книжной реальности, и эмоциональное воздействие этого будет уже не таким сильным.

Важная

16 советов для чтения с пользой

Ученые давно выяснили, как сохранить ясность ума на протяжении всей жизни: надо «всего лишь» постоянно развивать свой мозг. Один из лучших способов делать это – регулярно и вдумчиво читать. У читающих людей выше шанс построить успешную карьеру, лучше взаимоотношения в семье, они моложе выглядят и дольше живут.

Полезные советы

Автор Редакция На чтение 4 мин. Просмотров 1.2k. Опубликовано

Ученые давно выяснили, как сохранить ясность ума на протяжении всей жизни: надо «всего лишь» постоянно развивать свой мозг. Один из лучших способов делать это – регулярно и вдумчиво читать. И не обязательно инструкцию к экскаватору Хитачи 210, например. У читающих людей выше шанс построить успешную карьеру, лучше взаимоотношения в семье, они моложе выглядят и дольше живут.

C другой стороны, неправильно организованное чтение может нанести вред: страдают, как правило, зрение и осанка. Неудобства во время чтения также рассеивают внимание и мешают воспринимать текст глубоко.

В условиях активной городской жизни немногим удается организовать идеальные условия для чтения, но я все-таки опишу их здесь, чтобы определить, к чему стоит стремиться.

Чтение, советы:

  1. Заведите себе излюбленное место для чтения. Для разных текстов можно выбрать разные места: например, профессиональную литературу читать за столом, а художественную – в кресле или на диване.
  2. Расслабьтесь и успокойтесь: лишние телодвижения отвлекают. Также не стоит объединять чтение с едой и питьем.
  3. Текст должен быть хорошо освещен. Желательно использовать для этого дополнительный источник света. Если вы правша – установите лампу слева, если левша – то справа.
  4. Располагайте книгу на расстоянии 35–40 см от глаз. Лучше всего держать ее под наклоном, чтобы все строки были равноудалены. Хорошо использовать подставку для книг или другую опору. Если вы держите книгу в руках – постарайтесь их максимально расслабить.
  5. Предпочитайте бумажные книги электронным устройствам, несмотря на то, что это так несовременно. Разрешение напечатанного на бумаге текста в несколько раз выше.
  6. Избегайте чтения в дороге. Во время движения вибрация от транспорта передается книге, и глаза сильнее устают. Если вам жалко терять время в пробках, отдайте предпочтение аудиокнигам.
  7. Читайте в тишине: лишние звуки неизбежно забирают часть вашего внимания, так как человеческий мозг не заточен под многозадачность.
  8. Приучите себя читать в одинаковой, наиболее комфортной позе. Современные ученые рекомендуют сидеть под углом 135 градусов, облокотив спину на опору, открыв грудную клетку и поставив ноги на пол. Лучше всего расположиться в удобном кресле, а не на жестком стуле и при необходимости подкладывать подушки и валики. Главное, чтобы это не выглядело вот так.
  9. Обратите внимание, чтобы шея во время чтения не вытягивалась вперед. Поза должна быть симметрична: без перекосов вправо или влево.
  10. Делайте логические перерывы не реже, чем раз в час. Встаньте, налейте себе стакан воды, съешьте фрукт, сделайте гимнастику для глаз, обдумайте прочитанное.

И несколько общих советов, как читать больше, лучше и чаще:

  • Составляйте списки книг, которые вы хотели бы прочитать. Собирайте рекомендации друзей, уважаемых вами знаменитостей, выписывайте отсылки из книг, песен, фильмов.
  • Тратьте на книги фиксированную сумму в месяц. Это вложение гарантированно окупится, потому что направлено на ваше развитие.
  • Обменивайтесь книгами с друзьями. Нет смысла хранить то, к чему вы не планируете возвращаться второй раз.
  • Чередуйте стили: после деловой литературы приятно «полакомиться» художественной, в после психологии – почитать стихи.
  • Читайте с карандашом. Попутное записывание заинтересовавших вас мыслей, идей, фактов, событий значительно улучшает качество усвоения материала. Если под рукой нет блокнота, можно оставлять заметки на полях и отмечать фрагменты в тексте.
  • Перечитывайте свои записи – это вдохновляет читать еще больше и помогает понять, какая книга будет актуальна сейчас.
  • Выделите специальное время для чтения. В идеале хорошо бы найти час или два в день. Занятому человеку сложно выкроить их целиком, поэтому разделите это время на небольшие отрезки. Например, читайте по 20 минут после обеда и ужина и хотя бы полчаса перед сном.

Источник: vitamarg.com

Вдумчивое чтение. Вдумчивое чтение: как это делается

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПОКОСНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заседание ШМО учителей Заседание МС Приказ №________

начальных классов МКОУ «Покоснинская от

МКОУ «Покоснинская СОШ» «___» _________2015г.

СОШ» Протокол № _____ Директор МКОУ

Протокол «1 от «___» августа 2015г. «Покоснинская СОШ»

от «__» августа 2015г. Зам.директора по УВР МО «Братский район»

Руководитель МО Кузьмина Г.В. ________ Хрипач Ю.Н._________

Россало Е.Н.__________

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Вдумчивое чтение»

(в соответствии с ФГОС)

для 1 класса

на 2015-2016 учебный год

адаптированная

учителем начальных классов

Ковалевой Мариной Ивановной

2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по факультативному курсу «Вдумчивое чтение» для 1 класса разработана на основе программы «Вдумчивое чтение» Посашковой Е.В.

    Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273.

    Федеральными государственными образовательными стандартами и основной образовательной программой начального общего образования на 2011-2015 учебные годы ОУ.

    Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253.

    Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089.

    Приказ Министерства образования и науки РФ о введении ФГОС начального общего образования № 373 от 06.10.2009.

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом от 6 октября 2009 г. № 373» № 1241 от 26 ноября 2010 г.

    Основная образовательная программа МКОУ «Покоснинская СОШ»

Для реализации программы «Вдумчивое чтение» разработаны учебные пособия «Читательский портфель».

Методический аппарат « Читательского портфеля » формирует читательские умения обучающихся, необходимые для квалифицированной читательской деятельности. Это становится возможным при выполнении заданий и упражнений, представленных в учебных пособиях. Основными являются задания р епродуктивного характера , которые проверяют знание текста у читателя; создают мотивацию к повторному чтению произведения; обращают внимание читателя на детали текста, которые он мог пропустить при первичном чтении; углубляют его интерес к «медленному», вдумчивому чтению.

Важнейшее место в учебных пособиях занимают а налитические и проблемные задания , которые, формируют осознанность чтения, позволяют структурировать сложный текст, формируют умение анализировать текст, развивают интеллект ребенка. В учебных пособиях представлена система т ворческих заданий : придумай продолжение сказки, сочини устный рассказ, посоревнуйся с поэтом: придумай необычные слова и стихи и т.д. Представлены упражнения, направленные на формирование выразительности чтения (создание «партитуры» текста, пробы выразительного чтения, чтение по ролям, инсценирование).

Для формирования читательской культуры и полноценного восприятия обучающимися

Вдумчивое чтение

«Мы не умеем читать».

Мы не умеем читать. Слово «читать» в этом тезисе значит нечто большее, чем умение складывать буквы в слова, а слова в предложения. Я говорю о чтении в самом высоком смысле — о чтении ради понимания и образования.

В учебных заведениях нам преподают литературу, родной язык, иностранные языки и ряд других гуманитарных дисциплин, способствующих совершенствованию навыков чтения. Однако вдумчивому чтению хороших книг — в виде системы приемов работы с текстом — нас учат редко и фрагментарно.

Возможно, в последние столетия произошла деградация системы образования, которая в старые времена основывалась на изучении гуманитарных наук, активном чтении и обсуждении великих книг. Возможно, человеческое знание стало таким объемным и многообразным, что человек невольно сужает границы понимания мира. Возможно, человек ощутил себя настолько могучим и всесильным по сравнению с людьми прошлых веков, что потерял интерес к развитию

Каковы бы ни были причины, нам надо учиться читать — учиться самим и учить наших детей, потому что система образования в ее современном виде не способна сделать это за нас.

При всей кажущейся простоте нижеизложенных правил чтения процесс овладения ими будет трудным, долгим, практически бесконечным в рамках человеческой жизни. В книге «Как читать книги» философа Сергея Поварнина (1870-1952 гг.) приводятся известные слова Гете: «Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, чтобы вполне достиг цели.»

Этот труд не станет напрасным. Правильное чтение — дорога к уникальным знаниям, которые содержатся только в книгах и которые дают человеку возможности для улучшения жизни, личностного и профессионального самосовершенствования. Хорошие книги имеют и более возвышенное значение: знание и понимание лежат в основе свободы человека, видящего суть явлений и умеющего мыслить эффективно и критически; в основе защиты от различного рода манипуляций, столь распространенных в эпоху информационных войн; в основе умения находить общий язык с окружающими людьми.

Я изложу здесь вполне завершенную технологию чтения хороших книг, однако в будущем намерен расширить ее после прочтения нескольких книг по теме правильного чтения.

Выбор книг для чтения

В наследии человечества даже по-настоящему великих книг больше, чем человек способен прочесть за всю жизнь. Грустно, что невозможно охватить их все, но в то же время приятно сознавать, что мы обеспечены богатым материалом для ума и души до конца наших дней. Когда глубоко проникаешься этой мыслью, то приходишь к выводу: надо читать только то, что действительно заслуживает внимания и способно принести пользу. Стоит читать только лучшие книги.

В категории лучших книг особо выделяются великие книги. Они живут вне времени, они были актуальны тысячи лет назад и остаются таковыми сегодня — они являются для нас даром свыше, как и для наших древних предков.

Важно иметь стратегию чтения: не читать все интересные книги вподряд, а соотносить план чтения с личными целями и текущими делами; не читать самые разные книги вперемежку, а изучать дополняющие друг друга или дискутирующие друг с другом книги (это расширенное чтение, более подробно я расскажу о нем ниже).

Чтение книги и работа над ней

Можно выделить три основных этапа чтения:

  1. Получение общего представления о книге и анализ ее структуры.
  2. Прочтение книги, поиск общего языка с автором, понимание книги.
  3. Формирование собственного критического мнения о книге.

1. Получение общего представления о книге и анализ ее структуры

Знакомство с книгой начинается с названия, обложки, аннотации, оглавления. Нужно внимательно прочесть предисловие к книге, так как в нем хорошие авторы дают ценную информацию для понимания проблем, затронутых в книге, ее структуры и целей. В большинстве случаев есть смысл еще до прочтения книги ознакомиться с заключением. Собранные в нем выводы способствуют лучшему пониманию произведения.

Необходимо определить основную тему книги, сформулировать ее для себя в кратком виде, в нескольких предложениях. Очень важно выразить главную тему именно своими словами, а не заимствовать готовые фразы из аннотации и предисловия.

Далее можно переходить к анализу структуры. Мы должны видеть анатомию книги — все ее составные части и их взаимосвязь — чтобы окончательно сформировать общее представление и понять логику и ритм произведения. В хороших книгах отчетливо просматривается стройная, как в музыке, структура.

Выделив основные логические части книги, нужно проговорить, о чем говорится в каждой из них, установить, почему они расположены именно в таком порядке, как они связаны друг с другом, какие части находятся на первом уровне структуры, какие второстепенны.

Проделав эту начальную работу, мы выявим проблемы, которые автор собирается решить в книге. Необходимо знать перечень этих проблем, это пригодится нам как для понимания книги, так и для ее критической оценки на последнем этапе чтения.

2. Прочтение книги, поиск общего языка с автором, понимание книги

Часто мы считаем чтение пассивным занятием: казалось бы, мы только воспринимаем информацию, но не создаем ее сами. Однако в действительности вдумчивое чтение подразумевает активную работу мозга и активный диалог с автором. Как известно, условие успешного диалога двух людей — взаимопонимание и единство терминологии.

Следовательно мы должны найти общий язык с автором, понять, каким образом и в каком смысле он употребляет те или иные ключевые слова — слова, имеющие в книге большой вес. Например, ключевые слова этой статьи: «книга», «чтение», «автор» и т.д.

При знакомстве с книгой и анализе структуры мы уже могли обратить внимание на ключевые слова, теперь при подробном чтении книги за ними нужно внимательно следить, выделять их и правильно интерпретировать, исходя из контекста.

Одновременно в процессе чтения необходимо обнаруживать главные, наиболее важные для книги утверждения автора, подчеркивать их карандашом или выписывать в блокнот. Нужно видеть тезисы, их доказательства и выводы, нужно видеть утверждения, требующие аргументации, и утверждения, аргументирующие другие утверждения. Стоит сохранять в блокноте не только главные тезисы, но и кратко указывать своими словами, каким образом автор доказывает их.

Также можно выписывать наиболее яркие и сильные цитаты. Будет хорошо, если мы поделимся ими с другими людьми во время чтения через социальные сети или твиттер, а после чтения их можно оформить в виде отдельного поста в блоге.

Завершая чтение, мы вспоминаем, какие проблемы автор стремился решить в книге, и делаем вывод, насколько удачно он выполнил свою задачу. Мы определяем, какие проблемы не решены и знает ли автор об этом или упустил что-то важное. Таким образом, мы закладываем основу для следующего этапа чтения — критической оценки книги.

3. Формирование собственного критического мнения о книге

Перед началом этого этапа работы с книгой нужно убедиться, что мы добросовестно следовали всем правилам чтения, описанным выше. Мы только тогда имеем возможность и право соглашаться с автором или выносить ему обвинительный приговор, когда закончили внимательно изучать книгу и поняли ее.