Page not found — Сайт педагога-психолога «ПСИХОЛОГиЯ» Соловьевой Л.А.
Unfortunately the page you’re looking doesn’t exist (anymore) or there was an error in the link you followed or typed. This way to the home page.
- Главная
- Обо мне
- Психолог в ДОУ
- Мой кабинет
- Работа с детьми
- Работа с педагогами
- В помощь коллегам
- Работа с родителями
- Интерактивная мастерская для педагогов ДОУ
- Родителям на заметку
- Конкурс «Мой кабинет-моя гордость!»
- Проектная деятельность психолога в ДОУ
- Проект «Шаг навстречу»
- Сетевой проект «Обмен опытом»
- Мультстудия «Светлячок и Ко»
- Интерактивный проект «Развиваемся вместе!»
- Конкурсы для психологов ДОУ
- Видео-советы психолога
- Тесты online
- Сайты по психологии
- Газета для родителей и детей
- DVD диск «Все для детского сада от lutiks»
- Ваши отзывы и комментарии
- Контакты
- 07/21/2019 — Дорогие коллеги! После длительного отпуска, связанного с ремонтом нашего детского сада, я снова в строю! Следите за новостями)
- 11/22/2018 — Дорогие коллеги! Поздравляю Вас с нашим профессиональным праздником! Позитива, оптимизма, успехов в профессии!
- 09/16/2018 — Уважаемые коллеги, посетители сайта! В конкурсе «Мой кабинет-моя гордость!» началось голосование! Участникам важен КАЖДЫЙ ваш голос!!!!
- 09/03/2018 — Дорогие коллеги! Поздравляю Вас с началом учебного года! Терпения, вдохновения, творчества, инициативы!!!
- 08/01/2018 — Дорогие коллеги! Приглашаю Вас принять участие в конкурсе «Мой кабинет-моя гордость!»
- 03/07/2018 — Дорогие женщины, девушки, девочки! Поздравляю Вас с весенним женским праздником 8 Марта! Солнечного настроения, позитива, цветов!!!
- 02/23/2018 — Дорогие мужчины, папы, дедушки! Поздравляем Вас с Днем защитников Отечества!
- 11/26/2017 — От всей души и искреннего сердца желаю всем мамам, будущим и настоящим, крепкого здоровья, счастливых глаз, спокойных ночей, ласковых улыбок!
- 10/23/2017 — Уважаемые родители подготовительной группы «Журавлик»! Приглашаю вас на тренинг «Мир наших эмоций» в рамках проекта «Шаг навстречу» 24 октября в 17ч. 20мин.
- 10/07/2017 — Победа в областном конкурсе «Лучший образовательный сайт». Награждение на губернаторском приеме ко Дню Учителя.
- 09/27/2017 — Дорогие коллеги! С Днем дошкольного работника! Профессионального роста, новых идей, творческих задумок!
- 09/01/2017 — Дорогие дети, родители, коллеги! Поздравляю каждого из вас с Днем знаний! Всем желаю новых побед, творческих успехов , реализации поставленных целей!
- 07/05/2017 — Уважаемые гости моего сайта! Я ухожу в отпуск, не теряйте меня, встретимся 1 сентября!!!!
- 06/13/2017 — Уважаемые родители детей, поступающих в детский сад! Для вас подготовлены консультации, которые помогут вам облегчить процесс адаптации вашего ребенка к ДОУ
- 05/24/2017 — Уважаемые родители группы «Журавлик»! Приглашаю вас на консультацию по итогам диагностики психологической готовности детей к школе.
- 05/17/2017 — Уважаемые родители группы «Солнышко»! Приглашаю вас на консультацию по итогам диагностики познавательной сферы детей. Приветствуется предварительная запись!
- 03/16/2017 — Дорогие посетители моего сайта! Хочу поделиться с вами радостной новостью — мой сайт занял 1 место во II Всероссийском конкурсе сайтов “Я люблю свою работу 2017
- 03/08/2017 — Дорогие девочки, девушки, женщины! Поздравляю Вас с праздником! Желаю весеннего настроения, улыбок и море цветов!!!
- 02/16/2017 — Уважаемые родители! Вы можете вместе с детьми приступить к выполнению практической части в рамках проекта «Развиваемся вместе» по теме «Развиваем внимание»
- 01/27/2017 — Уважаемые родители! Приглашаю вас и ваших детей поучаствовать в совместном интерактивном проекте «Развиваемся вместе!» по развитию познавательной сферы.
- 01/18/2017 — Уважаемые родители! В связи с объявлением карантина тренинги отменяются, о дате новых встреч сообщу дополнительно! Здоровья вам и вашим деткам!
- 01/11/2017 — Уважаемые участники проекта «Шаг навстречу!» Приглашаю вас на детско-родительский тренинг «В мире эмоций» 1 подгр. — 25.01., 2 подгр. — 26.01. в 17.30ч.
- 12/23/2016 — Дорогие коллеги, родители, дети и гости моего сайта! Поздравляю ВСЕХ с наступающим Новым годом!!!
- 12/11/2016 — Дорогие участники проекта «Шаг навстречу!», к сожалению нашей встречи в декабре не будет, потому что я в отпуске, жду вас в январе!!!
- 11/23/2016 — Уважаемые родители, участники проекта «Шаг навстречу», приглашаю вас на детско-родительский практикум «Чудеса на песке» 29, 30 ноября 17.15ч.
- 11/18/2016 — 15 ноября состоялся детско-родительский тренинг «Мы счастливы вместе» в старшей группе «Зайчик». Спасибо за позитив и активность. До новых встреч!
- 11/10/2016 — Уважаемые родители старшей группы «Зайчик»! Приглашаю вас на детско-родительский тренинг «Мы счастливы, когда мы вместе» 15 ноября в 17.15ч
- 10/12/2016 — Дорогие участники проекта «Шаг навстречу»! Приглашаю вас на тренинг «Мы так похожи друг на друга». 18 октября — 1 подгр., 19 октября — 2 подгр. в 17.30ч.
- 09/28/2016 — Уважаемые родители старшей группы! Закончилась диагностика познавательной сферы детей, приглашаю на консультацию ознакомиться с результатами.
- 09/16/2016 — Дорогие родители! Приглашаю вас с детьми на первую встречу в рамках проекта «Шаг навстречу»! 20.09. — 1 подгруппа, 21.09. — 2 подгруппа в 17-30 ч.!
- 09/07/2016 — Уважаемые коллеги! Дорогие родители! Поздравляю Вас с началом учебного года! Пусть он станет для нас ярким, интересным и плодотворным!
что делать родителям? Советы психолога
Взрослея, человек проходит через возрастные кризисы — в детстве, молодости, зрелости. Переходные периоды неизбежны: благодаря им происходит становление характера. В этой статье мы рассказываем о кризисе 5 лет у ребенка. Как его преодолеть?
Этапы психологического взросления ребенка
Поведение малыша напрямую зависит от уровня развития мозга. В раннем детстве формируются нейронные связи, которые в будущем определят основные навыки человека: речь, моторику, память, реакцию. В младенчестве мы познаем окружающий мир, учимся взаимодействовать с живыми существами и предметами.
Рассмотрим главные этапы взросления, о которых должны знать родители.
- Младенческий возраст (от рождения до 1 года). Наиболее активный период. 12 месяцев новорожденный учится понимать простую речь, назначение предметов. Ребенок стоит, ходит, пытается выговаривать первые слова. Закладывается фундамент дальнейшего развития личности.
- Ранний возраст (от 1 года до 3 лет). Ребенок зависит от папы с мамой, но стремится к самостоятельности, обретению собственного «я». Устанавливает причинно-следственные связи между вещами. Появляется заметная тяга к общению с другими детьми. Период заканчивается кризисом трехлетнего возраста: доминирующей фразой в речи становится «Я сам!», малыш устраивает истерики, манипулирует, получает желаемое любой ценой. Главная цель — обретение личного пространства, установка границ.
- Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Большой отрезок детства. Круг общения ребенка расширяется: родственники, друзья, воспитатели, случайные знакомые. Игра становится основным видом деятельности. С ее помощью определяются социальные роли, убеждения, взгляды. Возникает кризис пятилетнего возраста, о котором мы расскажем подробнее.
- Младший школьный возраст (7-12 лет). Важную роль играет учеба. Дети нарабатывают социальный статус, определяют сферу интересов. Происходит переход к абстрактно-логическому мышлению.
- Подростковый период. Завершается физическое развитие организма. Половое созревание сопровождается бунтом, отказом от старых принципов. Человек разрабатывает новую систему суждений и взрослеет.
Как меняется поведение и психология ребенка в 5 лет?
В 5 лет проявляются индивидуальные черты характера, ребенок беспрепятственно высказывает мнение, понимая, что его взгляды могут отличаться от общепринятых. С ним интересно вести беседу. Детские наблюдения в этом возрасте поражают взрослых неординарностью и глубиной. Пополняется словарный запас, ребенок легко подбирает синонимы и рифмы, пересказывает сюжеты книг, игр, мультфильмов, учит стихотворения наизусть.
Малыши чаще лгут, чтобы проверить, каковы будут последствия: интересно проверить возможные варианты развития событий. Нередко у детей появляются многочисленные воображаемые друзья — фантазия работает в усиленном режиме. Хорошо функционирует долгосрочная память.
Возникает интерес к описанию чувств и эмоций, играм с ролевыми моделями. Дошкольники в 5-6 лет способны минимально ухаживать за собой — одеваться, умываться, пользоваться столовыми приборами.
Почему наступает кризис в 5 лет?
Психика ребенка и кора головного мозга ежедневно развиваются, возникает потребность в самовыражении. Капризы, непредсказуемое поведение, эмоциональные всплески, споры — так формируется личность.
Нарушается коммуникация с родителями, друзья разочаровывают — детей преследует чувство одиночества. Неуправляемость объясняется попыткой привлечь внимание старших, подтвердить значимость своего мнения.
Ребенок осознает принадлежность к биологическому полу, интересуется отличиями между мальчиками и девочками, пытается понять свое место в сложной системе человеческих взаимоотношений. Малышу нелегко справиться с потоком поступающей информации, и он выплескивает накопившееся напряжение через упрямство. К счастью для родителей, это не навсегда.
Сколько может длиться кризис?
Продолжительность кризиса нельзя определить заранее: она зависит от индивидуальных особенностей психики ребенка, реакции взрослых, атмосферы в семье. Переходный период не начинается строго в 5 лет — иногда чуть раньше или позже. Как правило, он длится от 1 месяца до 1 года.
Кризис пятилетнего возраста порой проходит легко: родители даже не замечают изменений в поведении малыша. Каждый случай индивидуален, и ваша задача — подготовиться к возможным трудностям, следовать советам педиатров и психологов.
Признаки начала кризиса
Как понять, что наступил кризис? Он возникает из-за внутреннего конфликта: ребенок обнаруживает, что желания и реальные возможности не совпадают, а добиться полной автономности не получается — родители контролируют каждый шаг.
- Необоснованная агрессия. Малыш хамит, огрызается, отказывается следовать просьбам. Отталкивает родственников, которых раньше очень любил.
- Истерики. Мелкие неудачи вызывают слезы: не смог найти любимую машинку, запретили идти на улицу.
- Ребенок передразнивает старших, подражает им, старается быть «взрослым». Гримасничает, перенимает привычки.
- Возникает потребность в одиночестве: дети в пятилетнем возрасте любят запираться в комнате, организовывать секретные уголки. Отказываются делиться информацией (не рассказывают, как прошел день, что они обсуждали с друзьями). Это объясняется стремлением решать проблемы единолично.
- Фобии, ночные кошмары, беспокойный сон. Ребенок боится сверхъестественных существ, отказывается спать в комнате один. Также добавляются экзистенциальные страхи — навязчивые мысли о мучительных болезнях, смерти, печальном будущем («А вдруг у меня не будет друзей? А я не заболею?»)
- Неуверенность в себе. Малыш соревнуется со сверстниками, сравнивает себя с другими. Просит оценить его внешность или действия («У меня красивое платье?»)
Плюсы кризиса 5 лет
Любой кризис — это не только испытания, но и новые возможности. В 5-6 лет дети достигают пика обучаемости и восприимчивости к новой информации, постепенно учатся чтению, письму и счету. Чтобы отвлечься от психологических проблем, попробуйте помочь ребенку найти любимое занятие.
Во время кризиса пятилетнего возраста появляется море энергии. Этот факт нельзя игнорировать. Вы получаете бесценную возможность направить силы ребенка в мирное русло: найти хобби, подготовиться к школе, обнаружить новый талант, укрепить здоровье.
Будет полезна физическая активность — спорт, командные игры, долгие прогулки. Если малыш растет спокойным и замкнутым, самое время раскрыть творческий потенциал с помощью развивающих кружков.
Изменения после кризиса
После резкого скачка в развитии психики ребенок становится более уравновешенным, прислушивается к советам родителей и с удовольствием проводит время с семьей.
Укрепляются волевые качества характера, самоконтроль. Малыш организовывает распорядок дня, расставляет приоритеты (сначала сделать уроки, потом отдыхать; вовремя лечь спать).
Отчетливо проявляются черты характера, вкусы и предпочтения. Ребенок судит о событиях почти без оглядки на родителей или друзей.
Советы доктора Комаровского
Что рекомендует делать с неуправляемыми детьми врач-педиатр Е. О. Комаровский?
- Реагируйте на истерики спокойно, с улыбкой, игнорируйте при необходимости. Ребенок устраивает скандалы перед людьми, которые к нему чувствительны. Если вы понимаете, что готовы сорваться, уйдите в другое место. Члены семьи должны придерживаться одной линии поведения: шаблон «мама ругает, папа ничего не делает, бабушка все разрешает» приведет к избалованности.
- Не идите на поводу у окружающих. Люди смотрят с осуждением, потому что вы не разрешаете ребенку взять вторую шоколадку с полки в магазине? Дождитесь момента, когда истерика прекратится без вашего вмешательства. Если будете поддаваться, ребенок начнет использовать эту технику для манипуляций, капризничая перед посторонними людьми. Минута молчаливого осуждения лучше, чем часы детского крика.
- Осваивать педагогические тонкости нужно не во время кризиса, а гораздо раньше. Ребенок еще ползает, только готовится делать первые шаги? Читайте о предстоящих кризисах 3 и 5 лет. Готовьтесь к испытаниям заранее.
- Если истерики возникают без повода, а ребенок редко пребывает в спокойном состоянии, обратитесь к врачу.
- Взрослые могут терять самообладание: шлепать, наказывать, кричать. При повторяющихся нервных срывах родителям следует обратиться за помощью к семейному психологу. Дети чутко улавливают состояние старших, такое поведение их травмирует. Последствия проявятся, когда ребенок повзрослеет.
- В действиях должна прослеживаться причинно-следственная связь: уронил печенье — второе возьмешь из пачки завтра. Отказываешься от предложенной еды — получишь ее позже. Не надо мгновенно исправлять ошибки детей, поднимать предметы с пола, насильно кормить. Формируйте ответственность за совершаемые действия с малых лет.
- Важная вещь — взаимосвязь поступков и времени. «Нахулиганил утром, вечером останешься без мультиков!», «Будешь плакать — на выходных не пойдешь на День рождения!» — это неправильно. К концу дня ребенок уже забудет, что произошло. Сообщайте о последствиях сразу.
- Дети целиком зависят от вашей воли. Не соперничайте с ними. Вы не имеете права игнорировать биологические потребности, ограничивая в здоровой еде, прогулках, сне, но в качестве наказания можно запретить «излишества»: сладости, покупку игрушек.
Что делать родителям? Советы психолога
Родителям стоит четко определять границы дозволенного. Ребенок должен понимать установленные законы. Это вопрос не только хорошего поведения, но и безопасности: дети чувствуют себя защищенными, когда в жизни есть система правил, предложенная родителями.
Не меняйте принятые решения, подстраиваясь под желания малыша. Иначе он поймет, что вами можно манипулировать: «Зачем слушать старших, если они в любом случае согласятся на мои требования?» Запрещено сегодня — запрещено всегда.
Золотое правило педагогики — «Учи примером». Странно наказывать детей за бранные слова, если вы сами употребляете их в речи.
Помните: ребенок растет, учится новому, чтобы реализовать свой потенциал. Непослушание — признак независимого мышления. Идеальных малышей, беспрекословно выполняющих требования, не существует. Гиперпослушные дети вырастают в безынициативных, аморфных людей.
Чего не стоит делать?
- К сожалению, родители иногда теряют терпение и повышают на детей голос. Это бесполезно: разговаривайте спокойно, мягко, но настойчиво. Приводите логичные аргументы.
- Физическое насилие недопустимо. Исключите даже шлепки и другие «безобидные» прикосновения.
- Не вымещайте злость на ребенке. Накопилась усталость? Найдите иной способ избавиться от негатива.
- Не наказывайте безразличием. Если вы видите, что малыш наговорил грубостей, но не может справиться с проблемой без вас, подойдите и помогите ему. Ответственность всегда лежит на взрослом.
- Не бросайте в беде. Ребенок должен быть уверен, что родители всегда готовы прийти на помощь — это основа психологического комфорта.
- Не ругайте без причины. Выражайте недовольство корректно, обязательно подчеркивайте, почему вас расстроил тот или иной поступок.
- Не заостряйте внимание на детской лжи. Предложите вместе пофантазировать, сочинить рассказ или нарисовать картинку с выдуманными героями.
- Избегайте удушающей опеки. Дайте ребенку шанс развиваться свободно, без давления и внешнего контроля. Покажите, что вы уже доверяете ему во многих вопросах.
- Не отмахивайтесь со словами «Опять ты со своими глупостями». Найдите время выслушать, посочувствовать, дать совет.
- Не переживайте слишком сильно. Каждая семья проходит через кризисы взросления детей. Когда неприятный период закончится, вы оцените плоды терпения и правильного воспитания.
Эмоциональный интеллект для детей
Знакомим детей с видами эмоций, как ими управлять и как проявлять себя в командной работе, через ситуационные игры
узнать подробнее
Делайте эти 7 вещей, чтобы воспитать умственно устойчивых детей
Мозг ребенка — это не миниатюрный мозг взрослого человека. Это мозг, рожденный в процессе строительства, который связывает себя с миром. И именно родители должны создать мир — как физический, так и социальный — богатый инструкциями по подключению.
Основанные на многолетних исследованиях в области неврологии и психологии, вот семь правил воспитания, которые помогут вашему ребенку сформировать гибкий и, следовательно, устойчивый мозг.
1. Будьте садовником, а не плотником.
Плотники вырезают из дерева нужную им форму. Садовники помогают вещам расти сами по себе, возделывая плодородный ландшафт.
Точно так же родители могут вылепить из своего ребенка что-то конкретное, скажем, концертного скрипача. Или они могут создать среду, которая способствует здоровому росту ребенка в любом направлении.
Возможно, вы захотите, чтобы ваш ребенок когда-нибудь играл на скрипке в Симфоническом зале, но принуждение его к урокам (подход плотника) может воспитать виртуоза или ребенка, который воспринимает музыку как неприятную рутинную работу.
Подход садовника заключается в том, чтобы разбросать по дому разнообразные музыкальные возможности и посмотреть, какие из них вызовут интерес у вашего ребенка. Они любят стучать по кастрюлям и сковородкам? Возможно, ваш ребенок — начинающий барабанщик хэви-метала.
Как только вы поймете, какое растение вы выращиваете, вы сможете «отрегулировать почву», чтобы оно пустило корни и цвело.
2. Разговаривайте и читайте своему ребенку. Много.
Исследования показывают, что даже когда детям всего несколько месяцев и они не понимают значения слов, их мозг все еще использует их.
Это создает нейронную основу для дальнейшего обучения. Таким образом, чем больше слов они слышат, тем больше эффект. У них также будет лучше словарный запас и понимание прочитанного.
Особенно полезно научить их «эмоциональным словам» (т. е. «грустный», «счастливый», «разочарованный»). Чем больше они знают, тем гибче могут действовать.
Претворите этот совет в жизнь, исследуя чувства других людей. Поговорите о том, что вызывает эмоции и как они могут на кого-то повлиять: «Видишь того плачущего мальчика? Он чувствует боль от падения и царапает колено. Ему грустно и, вероятно, он хочет, чтобы его родители обняли его».
Подумайте о себе как о проводнике ваших детей по таинственному миру людей, их движений и звуков.
3. Объясни.
Если ваш ребенок постоянно спрашивает: «Почему?», это может быть утомительно. Но когда вы им что-то объясняете, вы берете что-то новое и оригинальное из мира и делаете его предсказуемым. Мозг работает более эффективно, когда он хорошо предсказывает.
Избегайте ответов на вопросы «почему» словами «Потому что я так сказал». Дети, которые понимают причины вести себя определенным образом, могут более эффективно регулировать свои действия.
Если все, что они знают, это: «Я не должен есть все печенье, потому что так сказал мне авторитетный человек, и у меня будут проблемы», эти рассуждения могут не помочь в отсутствие родителей.
Лучше, если они поймут: «Я не должен есть все печенье, потому что у меня будет болеть живот, а мои брат и сестра будут разочарованы отсутствием десерта». Это рассуждение помогает им понять последствия своих действий и способствует сочувствию.
4. Описывайте деятельность, а не человека.
Когда ваш сын бьет вашу дочь по голове, не называйте его «плохим мальчиком». Будьте конкретны: «Перестань бить свою сестру. Это причиняет ей боль и вызывает раздражение. Скажи ей, что сожалеешь».
То же самое относится и к похвале: не называйте свою дочь «хорошей девочкой». Вместо этого прокомментируйте ее действия: «Ты сделал хороший выбор, не ударив своего брата в ответ». Такая формулировка поможет ее мозгу построить более полезные представления о ее действиях и о себе самой.
Еще одно предложение — описать действия персонажей сборника рассказов. Когда кто-то не может сказать правду, не говорите: «Сэм — лжец», что касается этого человека. Скажите: «Сэм солгал», что касается действия. Затем добавьте: «Как вы думаете, почему Сэм это сделал? Что почувствуют другие люди, если узнают? Должны ли они простить Сэма?»
Работая с любопытством, а не с уверенностью, вы моделируете гибкость, которая им понадобится в реальных жизненных ситуациях. Вы также сигнализируете, что Сэм не нечестен по своей природе, а лжет в конкретной ситуации. Возможно, в других обстоятельствах он вел бы себя более честно.
5. Помогите своим детям копировать вас.
Вы замечали, что некоторые задачи, которые кажутся вам работой (например, уборка дома или прополка сада), могут быть игрой для ребенка?
Дети естественным образом учатся, наблюдая, играя и, прежде всего, копируя взрослых. Это эффективный способ обучения, и он дает им чувство мастерства. Так что дайте им миниатюрную метлу, садовую лопату или игрушечную газонокосилку, и пусть начнется имитация.
Одно предостережение: маленькие дети будут копировать вас в лучшую сторону или хуже . Я помню, когда моей дочери было три года, она начала часто произносить слово «сыры». Когда ее отец спросил об этом, она ответила: «О, это говорит мама». (Если вы еще не поняли, попробуйте сказать вслух «О, сыры» раздраженным тоном.)
6. Познакомить детей (безопасно) с большим количеством людей.
Наряду с людьми, с которыми обычно сталкиваются ваши дети — бабушками и дедушками, тетями и дядями, друзьями, другими детьми — постарайтесь предоставить им как можно больше разнообразия, особенно когда они еще младенцы.
Согласно исследованиям, младенцы, которые регулярно общаются с носителями разных языков, могут сохранять в мозгу важные связи, которые помогут им в будущем изучать другие языки.
Точно так же младенцы, которые видят много разных лиц, могут лучше различать и запоминать большее количество лиц в более позднем возрасте. Это может быть самый простой шаг против расизма, который вы можете предпринять как родитель.
7. Агентство аплодисментов.
Дети любят пробовать что-то самостоятельно без вашей помощи, например, одеваться или собирать пазлы. Это хорошо. Вы хотят, чтобы развили в них чувство свободы действий.
Даже действия, которые выглядят как плохое поведение, могут быть попытками ребенка понять их влияние на мир. Когда ваш двухлетний ангел бросает свои хлопья Cheerios на пол и ждет, пока вы их подберете, она не «манипулирует» вами.
Скорее всего, она что-то изучает в физике гравитации. Она также узнает, что ее действия влияют на мир вокруг нее. Так что зачерпните Cheerios и дайте ей попробовать еще раз.
Знать, когда вмешаться, а когда отступить, может быть непросто. Но если вы всегда присутствуете, направляя своего ребенка и заботясь обо всех его потребностях, они не учатся делать что-то сами. Иногда, позволив им бороться, вы повышаете устойчивость и помогаете им понять последствия своих действий.
Лиза Фельдман Барретт , доктор философии, нейробиолог, психолог и автор книги «Семь с половиной уроков о мозге». Она является заслуженным профессором Северо-восточного университета, работает в Гарвардской медицинской школе и Массачусетской больнице общего профиля. Она также является главным научным сотрудником Центра права, мозга и поведения Гарвардского университета. Подпишитесь на нее в Твиттере @LFeldmanBarrett .
Не пропустите:
- Я вырастил двух успешных руководителей и врача — вот одна из самых больших ошибок, которые, как я вижу, совершают родители
- Терапевт рассказывает о 7 самых больших ошибках родителей, которые разрушают умственные способности детей Какой у вас есть?
Навык № 1, который отделяет психически сильных детей от «тех, кто сдается» — и как этому научить
Бушующая пандемия, насилие с применением огнестрельного оружия, изменение климата — как педагог-психолог, я видел воочию как тревожные события сегодняшнего дня сказываются на наших детях.
«Трудно перестать думать о плохих вещах», — сказал мне недавно 11-летний ребенок. «Иногда я боюсь проснуться».
Без правильных инструментов для преодоления невзгод может возникнуть безнадежность, и общее благополучие детей может ухудшиться. Надежда — это то, что заряжает их энергией, чтобы они оставались сильными духом в трудные времена, и это то, что отличает их от тех, кто легко сдается.
Исследования показывают, что надежда может значительно уменьшить детскую тревогу и депрессию. Обнадеживающие дети обладают внутренним чувством контроля. Они рассматривают проблемы и препятствия как временные и преодолимые, поэтому они с большей вероятностью преуспеют и помогут другим.
Тем не менее, несмотря на свою огромную силу, надежда практически исключена из наших родительских планов. Хорошие новости? Надежде можно научиться. Один из лучших способов увеличить эту силу — вооружить детей навыками справляться с неизбежными ударами жизни.
Вот девять научно обоснованных способов помочь детям сохранить надежду, особенно в трудные времена:
1. Остановить негатив в данный момент.
Необоснованный пессимизм разъедает надежду, поэтому важно помочь детям уловить негатив, прежде чем он войдет в привычку. Разработайте личный код, сигнализирующий «это негативный комментарий», например, потяните себя за ухо. Затем предложите им прервать негативные мысли.
Прозвище для их пессимистического голоса («Мистер Отрицательная Нелли») может помочь детям контролировать его. Когда ваш ребенок изрекает хоть капельку оптимизма («У меня это получается лучше»), приветствуйте его («Да, я могу сказать, что вы тренировались!»).
2. Используйте обнадеживающие мантры.
Слова обладают великой силой. Помогите своему ребенку выработать оптимистичную мантру («Я понял!», «Всегда есть завтра» или «Со мной все будет в порядке») , чтобы использовать ее в трудные времена. Затем научите их использовать фразу, чтобы уменьшить пессимизм.
Вы также можете сделать так, чтобы ваш ребенок установил свою позитивную мантру в качестве заставки на телефоне, используя платформы для создания цитат, такие как Canva. Не забудьте взять один для себя. Говорите это до тех пор, пока ваш голос не станет внутренним голосом вашего ребенка.
Я всегда говорил: «У меня есть все, что нужно!» моим детям, и теперь они все еще говорят это как взрослые.
3. Обучать методам мозгового штурма.
Полные надежды дети не избегают проблем. Они берутся за дело, потому что узнали, что проблемы можно решить.
Объясните ребенку: «Чтобы не застрять, нужно «зажечь мозг» для поиска решений». Затем учите мозговой штурм. Одна хитрость заключается в использовании S.T.A.N.D. акроним, чтобы помочь детям вспомнить шаги:
- S низко, чтобы ты мог думать.
- T Расскажите о своей проблеме.
- A sk: «Что еще я могу сделать?»
- N ame все, что вы могли бы сделать, чтобы решить его без суждений.
- D Сделайте лучший выбор и сделайте это.
4. Делитесь радостными новостями.
Обнадеживающие дети слушают обнадеживающие истории. Жестокие СМИ могут создать представление о мире как о совершенно подлом, пугающе опасном. Воодушевляющие новости поддерживают надежду детей.
Ищите вдохновляющие новости, чтобы время от времени делиться ими со своими детьми. Организуйте перед сном обзор хороших сторон дня каждого человека, чтобы помочь вашим детям найти светлую сторону жизни.
И напомните им об их собственных победах над трудностями: «Помнишь, когда у тебя были проблемы с дружбой? Теперь у тебя отличные друзья!»
5. Спросите «что, если?»
Пессимистичные дети часто думают о «мрачных вероятностях», что омрачает надежду. Но подающие надежды дети учатся точно оценивать. Когда ваш ребенок разделяет сомнения, задайте вопросы типа «что, если», чтобы более реалистично обдумать возможные результаты.
Вы можете спросить: «Что может случиться, если вы попытаетесь — или не попытаетесь — сделать это? Что самое худшее, что может случиться? Какова вероятность того, что это произойдет? Каков наиболее вероятный исход?»
Эти вопросы помогают детям взвесить, действительно ли возможные последствия так плохи, как они себе представляли. Это знание может стать путем вперед.
6. Отмечайте маленькие успехи.
Повторяющаяся неудача увеличивает безнадежность, но признание даже небольшого успеха укрепляет надежду. Переопределите «успех» как достижение: небольшое улучшение по сравнению с прошлыми результатами благодаря усилиям. Затем помогите ребенку определить личные выгоды.
Например, «В прошлый раз вы правильно ответили на девять слов. Сегодня у вас получилось 10! Это успех!» Или: «Вчера ты сделал одну попытку, сегодня — две. Это выигрыш!»
7. Повышение уверенности в себе.
Детям, которые чувствуют себя безнадежными, трудно защищать себя. Обучение напористости, которая является промежуточным звеном между пассивностью и агрессией, увеличивает надежду и свободу действий.
Язык тела тоже имеет значение. Научите основам уверенного языка тела: «Высоко держите голову, это помогает вам выглядеть уверенно. Всегда смотрите человеку в глаза».
Мозговой штурм: реплики, которые ваш ребенок может использовать, чтобы постоять за себя: «Не круто». «Это не правильно.» «Я не хочу этого делать». Практикуйте эти навыки, пока ваш ребенок не сможет защитить себя.
8. Создавайте ритуалы благодарности.
Обнадеживающие дети благодарны. Одно исследование показало, что люди, которые ведут журналы благодарности, чувствуют себя более уверенными в своей жизни всего через 10 недель.
Соблюдайте традицию во время еды, когда каждый член семьи рассказывает о чем-то, за что он благодарен за то, что произошло в тот день. Установите ритуал перед сном, когда каждый называет кого-то, за кого он благодарен, и почему. Или записывайте оценки своих детей в семейный журнал, чтобы вспомнить хорошие моменты их жизни.
9. Услуга Embrace.
По мере роста несчастий может наступить безнадежность. Демонстрация детям того, что они могут изменить жизнь других людей, вселяет надежду и повышает самоэффективность.
У полных надежд детей есть заботливые взрослые, которые демонстрируют надежду.