Созидающее начало – созидающее начало, созидательная сила (в философии и теологии); творец, 7 букв, 1 буква «Д», сканворд

Предложения со словосочетанием СОЗИДАТЕЛЬНОЕ НАЧАЛО

В целом же книга построена на утверждении созидательных начал и чистого творчества, но с оглядкой и опорой на действительность. Причем защитник, соединяющий в себе и созидательное начало, и силу, способную вооружённой рукой защитить ею же созданное! Итак, людей из мира животных выделяет то, что общую систему отношений, в которую человеческие индивиды вступают в процессе своего существования, они оказываются способными строить на качественно новых, созидательных началах, которые и находят своё комплексное выражение в культуре. Любая интеграция, выстраиваемая на негативе, деструктивна, она не содержит в себе созидательного начала. Фундаментальная слабость марксизма как революционного учения заключалась в том, что в его концепции о преобразовании общества, как это ни парадоксально, отсутствовало
созидательное начало
.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова аморфность (существительное):

Кристально
понятно

Понятно
в общих чертах

Могу только
догадываться

Понятия не имею,
что это

Другое
Пропустить

Они справились и с трудностями странствия по волнам неведомой мирной жизни, не пленились пением «сирен», вернулись к
созидательным началам
личных отношений. Она крайне отлична от привычных категорий свободы воли или свободы выбора в западной философии и теологии, которые заведомо не могут служить созидательными началами единства, будь то церковного или иного. Эффективность права не вытекает из эффективности конкретных норм законодательства, а связана с реализацией, развитием посредством права как социально-духовного регулятора, как принудительной регулятивной системы начал и закономерностей человеческого общежития, способностей и социально позитивных качеств человека, его созидательных начал. В эзотерике числу один приписывается символизм активного созидательного начала, энергии, которая воздействует на материю. В принципе, любые слова, имеющие
созидательное начало
, могут быть отнесены к позитивным. В нём не было созидательных начал, не было и духовных сил для отыскания удачных способов действия. Самым распространённым термином-понятием для обозначения глобальной категории субъектности, выражающей созидательное начало в речевых видах деятельности, является образ автора. Амазонит помогает писателям, композиторам, поэтам и всем людям творческих профессий, потому что несёт в себе созидательное начало. Все, кто начинает заниматься изучением эманации ауры, или человеческого магнитного поля, когда оно изливается в пространство, должны признавать существование созидательного начала в человеке. Созидательное начало должно превалировать над разрушительной тенденцией. Можно считать доказанным: большая часть современных общественных проблем, и, в первую очередь, проблема выживания, решается, если развиваются под надёжной защитой и
созидательное начало
интеллекта, и носитель этого неисчерпаемого ресурса творчества — сам человек. Этически осмысленным основанием того, с какой из сторон этой оппозиции отождествить себя, окажется наше признание или непризнание творческого созидательного начала в качестве определяющей характеристики самого способа быть человеком, угнетение которой не должно терпеть. Из самой истории зарождения зла становится ясно, что зло — это отпадение, отрицание, не несущее в себе созидательного начала. Утрируя можно сказать, что созидательные начала формируют упорядоченность вещей и их систематизацию, а деградация и деструкция обрекает этот порядок на бардак, который в нашем случае и называется «неопределённостью», что противоречит созидательным началам сатанинской концепции. — Примерно то же, что и для вас —
созидательное начало
, базовая идея этого мира. — Мы разные части твоего бессознательного разума, — сказал высокий человек, — мы все ответственны за твоё творческое и созидательное начало. Бывают редкие периоды, когда русские забывают о своём страдательном залоге и начинают подражать прочим народам в их созидательном начале, что-то строить, к чему-то стремиться. Но главное созидательное начало условного игрового мира — это особые игровые правила. Вместо бога любви, доброго и созидательного начала, он оказался злым архонтом, которому была попущена власть над чувствами. Ницше, который видел в хаосе не только разрушительную и опустошительную силу, но и его креативное,
созидательное начало
. Любой уголовный закон, вступивший в силу, имеет своё созидательное начало и свой, зачастую неутешительный, конец, который наступает с утратой этим законом некогда приобретённой силы. После свершения большевистского переворота в 1917 году и насаждения советской власти, дирижёр активно включается в новые процессы, в которых (как и многие творцы) видит созидательное начало. Как бы то ни было, в том, что произошло, есть и созидательное начало. Проявления созидательного начала существовать не перестанут, только они-то и останутся в этом мире. Главное в ней —
созидательное начало
, организация нормальной жизни и развития общества, его систем образования, здравоохранения, связи, транспорта и др. Нормальное состояние людей зависит от естественного состояния их крови, а изменения в их духовном и созидательном началах являются следствием изменения их расовой основы. Её дают нам чувства, ощущения, состояния, несущие в себе созидательное начало. Меннингер пошёл ещё дальше: он прямо говорил о том, что в самом отрицательном, разрушительном потенциале агрессии содержится в то же время необходимое созидательное начало. Сопутствующее развитию созидательное начало в переходные периоды дополняется ломкой лишь настолько, насколько это вызывается необходимостью развития новых свойств и чёрт личности. Вишудха же является источником вдохновения, она поднимает
созидательное начало
на уровень творческого выражения. Разве человек лишён творческого и созидательного начала? Таким образом, когда вы говорите о созидательном начале человека, какую именно часть его существа вы имеете в виду? В отличие от искренних мечтаний, задачи, которые мы ставим перед собой в жизни, не отличаются созидательным началом. То же самое для форварда: выбыл из строя плеймейкер, который его прекрасно чувствовал, команда перестроилась на игру в два опорника без выраженного созидательного начала, и форвард просел по голам. Писатель возлагал надежды прежде всего на инстинкт самосохранения народа, на созидательное начало как главный признак здоровья нации.

Мужское созидательное начало


ТОП 10:

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 26Следующая ⇒

 

Карте «Император» соответствует алхимическая Сера, мужская огненная энергия Вселенной, движущая сила всего бытия. Это как созидательное, так и разрушительное (в своем построении нового и другого) начало. В «Книге Тота» Алистер Кроули так описывает карту своей колоды: «На карте изображен мужчина в императорском облачении, в короне и при соответствующих регалиях. Он восседает на троне, опоры которого увенчаны головами гималайского дикого барана, поскольку Овен – это и есть Баран. Лежащий у ног Императора Агнец с Флагом подкрепляет то же соответствие на более низком плане; поскольку баран по природе своей животное дикое и отважное, одинокий житель пустынных мест; если же его приручить и уложить па зеленом пастбище, он превращается в покорную, трусливую, стадную и тучную скотину. Такова теория управления государством… В руках Императора – скипетр (увенчанный головой барана по указанным выше причинам) и держава с мальтийским крестом, означающим, что его энергия благополучно достигла цели, и что власть ею полностью утвердилась» (перевод А. Блейз).

Это первый откровенно мужской знак в Таро, ибо и Шут, и Маг могут быть андрогинны. Здесь появляется необходимость организации пространства, чьи границы в то же время не особенно четко определены. Император создает свою структуру, исходя не ИЗ имеющегося пространства (как Императрица), а в соответствии с целью и задачей. Поэтому он способен построить свою систему «на ровном месте», опираясь лишь на имеющиеся в распоряжении силы и ресурсы – и, конечно, принимая нужные решения. Это исключительная особенность мужского творческого начала. Безусловно, тут будет необходима слаженность этих верных решений и мощных усилий. Основная сила Императора – во властных полномочиях, верных (то есть успешных) решениях и устойчивой организации системы. Не в постоянных усилиях и каких-то действиях, а именно в принятии решений. Император вступает в игру тогда, когда нужно принять решение и определить цели и задачи, обеспечивая самим решением дальнейшее развитие событий.

В колоде Хайндля Император – достаточно молодой, но уже зрелый, обнаженный мужчина у ствола дерева, с жезлом Диониса в одной руке и шаром – в другой. Над его головой мы видим четырехцветный куб, символизирующий космическую слаженность четырех стихий, этот Император – воплощение мужской созидательной силы, мужского творческого начала. Он спокоен, но не ригиден, не искусствен в своей позе, а, наоборот, готов к уверенному следующему движению.

 

 

Отцовское начало: образ, архетип, голос, роль

 

Архетипический Отец вовсе не тождествен личному опыту взаимоотношений со своим отцом, равно как и личному опыту отцовства. Как и в случае с архетипической Матерью, за реальным отцом (или даже отцовской фигурой, которой может быть и дед, и другой близкий родственник, а позже – учитель или иная авторитетная личность) стоит архетип Отца, и реальный опыт общения накладывается на этот архетип и подтверждает или не подтверждает определенные его черты. У каждого архетипа есть светлая и темная сторона, и реальная отцовская фигура будет соответствовать каким-то свойствам одной и другой из этих сторон. Впечатление от жизненного опыта взаимодействия со старшими близкими родственниками всегда накладывается на представление о родительском архетипе. Поэтому мы воспринимаем отца через его качества сильного или слабого архетипического Отца, поддерживающего или кастрирующего (пожирающего, может быть также соперничающего).

Аналитические психологи склонны отличать архетипический образ Отца от отцовской архетипической структуры или паттерна. Дело в том, что структура может быть внутренней или заимствованной, а образ – это, как правило, то, что дает нам господствующая культура с ее представлениями и ожиданиями. Опыт личного взаимодействия с реальным отцом оказывается при этом тем более продуктивным, чем более родитель способен выразить отцовский архетип наиболее человечным образом. Это означает избегание крайностей спектра характерных качеств, не всегда быть сильным, но и не слишком слабым, не всегда – лояльным и поддерживающим, но и не слишком обесценивающим. Слишком сильный отец способен подавить индивидуальность характера и поступков ребенка. Слишком слабый сделает его беззащитным и, кроме того, слабомотивированным. Все поощряющий отец – не лучшая подготовка к реальной жизни, в то время как исключительно ограничивающая роль родителя повлечет за собой психосексуальные и социальные проблемы. Также важно то, что, не ощущая контакта с человеческим, личным, эмоциональным пластом бытия своего отца, ребенок будет воспринимать его лишь через архетипический образ.

Образ и архетип отца влияют на формирование внутреннего «отцовского голоса». Известный британский юнгианский аналитик Эндрю Самуэлс указывает, что он заключается в вопросах личных и социальных приоритетов; эволюции идей и ценностей; развитии сексуальной и психосексуальной идентичности; а также в социальной и культурной роли человека. Пространство, разделяющее или соединяющее, объединяющее или сковывающее индивидуальность и ее «внутреннего отца» (включающего и отцовский образ, и опыт взаимодействия, и архетип), становится территорией взаимодействия индивидуума и Суперэго, аспектом психического функционирования, связанным с общепринятой моралью и культурными нормами как непререкаемой данностью.

Во взаимоотношениях с дочерью роль отца интересна тем, что именно отец показывает ей, что можно быть феминной, отличаясь при этом от материнского клише и роли. Отец воспринимает дочь как девочку и самостоятельную индивидуальность, и она ценна (или не ценна) для него в этой роли. Разумеется, в ряде случаев отец равнодушно или отрицательно относится к любым женским ролям, отличным от всеублажающих материнских. И тогда психосексуальное развитие дочери будет иметь собственные изломы. В отношениях с сыном отец выступает образцом для подражания, другом и соперником, старшим и опытным учителем жизни. Соперничество между отцом и сыном имеет смысл как игровой опыт социализации мужчины. Если его нет, то социальную роль сыну также придется постигать самостоятельно, на своих пробах и ошибках, без поддержки опыта зрелости, руководствуясь большей частью слепыми инстинктами и примитивными защитами. Если имеет место реальное соперничество, то это будет борьба за бессмертие: если выиграет сын, то оно – в продолжении рода и мужской линии – состоится, если победит отец, присвоив вечность себе самому, то рано или поздно он проиграет окончательно, от беспомощности и бессилия, а смерть станет ему унижением.

 

 

Власть и авторитет

 

Власть – важная ценность для Императора. Но, учитывая его атрибутацию зодиакальному Овну, это не столько зрелый начальник (хотя есть колоды – и, прежде всего, традиция Уэйта, – иконографически предлагающие именно такое прочтение), сколько молодой вождь, юный Зевс, который победил титанов и своего отца, после чего сам стал главой и царем всех богов. Одной из отличительных черт этого раннего Зевса является способность к альянсам с совершенно различными силами, дружественными, по-лудружеетвенными, полунейтральными или полувраждебными. Так, молодому Зевсу помогают не только олимпийские боги – его сторонники и «подчиненные», но и сторукие великаны, существа, более похожие на его вечных хтонических врагов, чем на друзей. И позднее Зевс сохранит этот ресурс за собой. Как только оказывалось, что дела плохи. Зевс тут же находил себе союзника и заключал сделку. Император Таро – это не весь Зевс, не то же самое, что архетип Зевса целиком, но это узнаваемый ранний Зевс, само созидательное, структурирующее начало и волевые акты царя богов во все времена[22]. Он должен уметь эффективно построить работающую систему, способную обеспечивать некое сообщество необходимыми ресурсами. В зависимости от статуса и масштаба деятельности на него возлагаются определенные полномочия и ожидания того, как замечательно он организует остальных для всеобщей счастливой жизни.

Кроме того, для него важна и представительская функция; он – лицо своей системы. И «жена Цезаря должна быть вне подозрений» (Юлий Цезарь развелся со своей женой, когда смелый поступок одного молодого человека мог подвергнуть сомнению репутацию целой группы порядочных замужних женщин… среди которых оказалась и жена Цезаря) – поэтому все, что его касается, все, что он презентует, представляет (жена, дом, дети, свита), обязано быть безупречно с точки зрения подачи в мир его образа. В противном случае страдает эффективность его воздействия.

Одно из направлений усилий Императора заключается в расширении территории. Видение новых и перспективных или необходимых областей и выступление (наступление) на них – очень характерный для него ход. Это касается как поведения воспринимаемого нами Императора извне, как личного проявления во внешнем мире, так и расширения новых территорий при абсолютной необходимости сохранения целостности при развитии нашей личности. Личностный рост возможен лишь постепенно, в зоны ближайшего развития и при сохранении целостности эго.

В эротической колоде «Декамерон» обыгрывается неспособность Императора принять решение: его стимулирует к активному действию шут-карлик, сам император выглядит скорее растерянным, а сзади его осторожно обнимает молодая женщина. Это недостаточно сильная фигура, обозначающая скорее слабость власти и хилость как границ, так и воли. В реальных ситуациях она может указывать как на нерешительность в вопросах целей и приоритетов (достаточно ли приапического в любви или нужно и романтическое начало), так и на неспособность уронить свой статус (изменить границы) в любовных или других межличностных отношениях. Поэтому в целом данная карта – вполне по-императорски! – говорит о границах и приоритетах.

Императорская власть легитимна. Однако, поскольку мы говорим о Старших арканах, речь идет об архетипической силе этого принципа, о нашем внутреннем Императоре и, зачастую, о какой-то необходимости воплотить его вовне. Поэтому Император в Таро олицетворяет скорее сильное стремление – например, изменить поведение людей так, чтобы они начали делать то, чего раньше не стали бы делать добровольно, и все это – для достижения поставленных Императором задач. Во внутренней реальности это может быть воплощение крепкой структуры Эго («me» У. Джеймса) или же само Я («I» У. Джемса[23]), именно благодаря функции познания и волевого контроля.

Определенная харизма власти, свойственная архетипу, привлекает людей, испытывающих недостаток проявления этого принципа в себе. Это то самое очарование силы и власти, притягивающее красивых женщин и слабых мужчин к носителю или воплощению принципа. Архетип Императора в нашей жизни может быть актуализирован вовне, когда особенно значимыми становятся встречи и контакты с теми, кто для нас его воплощает. Кроме того, он как бы представляет собой образ «хорошего Отца», сильного и справедливого, или же «жестокого Отца», несправедливого, подавляющего, пожирающего. Но и в том и в другом случае это будет Император (если только не патологическая извращенность и жестокость Дьявола).

Император «Таро Элементов» предлагает положительный отцовский образ. Здесь изображен полуобнаженный мужчина, сидящий на троне и держащий на плечах ребенка. Сверху его обвивают гирляндой птицы любви – голуби, а слева в ухо шепчет что-то змея, то ли мудрость, то ли ложь… Лозунг этой карты – «Я – правитель моего потомка, и моя власть исходит от него». В этой колоде, никак не соотносящейся с привычной системой атрибутации Золотой Зари, карте Императора соответствует Солнце на асценденте.

 

 

Принятие решений

 

Карте «Император» соответствует астрологическим знак Овна; это кардинальный знак, который принадлежит огненной стихии. Кардинальные знаки дают свойства активной целеустремленности в сочетании с устойчивой утвержденностью (Овен, Рак, Весы, Козерог), ощутимым «внутренним стержнем». Вкупе с огненной стихией, импульсивной, порывистой и взрывной, это придает Овну яркость и «взрывчатость» самовыражения, активность в проявлении, бурную спонтанность. Этот знак управляется планетой Марс, а экзальтирует в нем Солнце, что вновь говорит нам о необходимости деятельной активности в сочетании с неприкрытым, но достойным самопроявлением.

Один из атрибутов Императора – скипетр, древнейший символ власти. Прообразом его был пастушеский (или иной) жезл как символ принятия решении и направления силы, энергии или ресурсов. Посох, подобный пастушескому, был принят в качестве атрибута христианскими священниками, архиереями – пастырями своих верующих. У государей это, как правило, был укороченный жезл – скипетр. Жезлы стали одной из мастей Младших карт Таро, символизируя силу решении, стимулы сопротивление среде в продвижении своей воли.

Император Таро – волевое начало, ответственное за видение перспективы и принятие решений в соответствии со своими целями или планами. Интересно, как различаются принципы продвижения своей воли у Императрицы (III) и Императора (IV). Я с этим столкнулась, когда в результате определенных жизненных перипетий начала вдруг медленно переживать циклы Старших карт, принимая принципы и ценности каждой карты, строя свою жизнь (неосознанно) в рамках каждой из них. Я осознала себя в Жрице и провела там довольно много времени (то, что периоды и ценности Мага и Шута к этому времени уже были прожиты и восприняты, стало очевидным лишь впоследствии), затем перешла в Императрицу. И вдруг настало время Императора. Принятие решений и организация своего времени, дел, связей, договоренностей стали особенно ощутимыми. Я внезапно увидела, что это общаясь в своей жизни преимущественно с музыкантами, оккультистами и «психологами по первому образованию» я чувствовала себя вполне дисциплинированной, целенаправленной и организованной. А в новом окружении и обстоятельствах моих прежних качеств (которые, собственно, идут по Магу: умение время от времени уладить то или иное дело) уже не хватает!.. Это было немного неприятно, хотя и увлекательно.

Кроме этих очевидных расхождений, я обнаружила, что Император отличается от Императрицы также принципом принятия решений о желаемых целях. По Императору я ощутила потребность осуществлять то, что хочется, вне избранной территории, хотя и оценивая адекватность и перспективы. В этом состояло отличие от Императрицы, которая, конечно, делала то, что доставит ей удовольствие, – но лишь на избранной территории. Войдя в Императора, я поняла, что нельзя себе отказывать ни в каких желаниях, если они достаточно сильны и вполне адекватны. Это была уже янская, мужская сила желаний и устремлений. У меня был выбор. Первый вариант: «закуклиться» в привычной уже Императрице (или цикле Жрица-Императрица и обратно, временами с включением трикстеров, Шута и Мага). Тогда бы я, как и раньше, проецировала бы Императора лишь вовне, ожидая, что кто-нибудь придет и организует мою жизнь или будет покровительствовать или, наоборот, сойдет и так. Второй вариант: двинуться вперед, овладевая активной силой, способностью продвигать свою волю на неизвестной территории, свойствами Императора. Я все же выбрала продвижение вперед. Не скажу, что это было просто или хватило лишь решения (так бывает с уже отработанными, знакомыми принципами, между которыми достаточно просто переключаться). Но я стала более чуткой к проявлениям Императора во внешнем мире, принимая их в своей жизни и стараясь в чем-то уподобляться им, перенимать свойства. И время от времени методично себя направляла по избранному пути – когда мы осознаем «ход карт» внутри нашей жизни, это, конечно, бывает яснее.

Первым заново воспринятым и понятым изнутри принципом стала способность принимать решения, выходящие за пределы привычной территории, сферы общения и взаимодействия. И это не просто «хватание того, чего хочется» извне (как это можно делать из Мага), а свое личное самостоятельное выступление в другие сферы. Поистине, здесь часто требуется настоящая героическая решимость. Это очень явный и ясный выход вовне. Вместе с тем принцип Императора дает способность отделять свои решения и действия от чужих, делегировать Другим полномочия на исполнение своих решений или же предоставлять другим заниматься их делом, а самому принять роль наблюдателя, ожидающего благоприятной возможности для принятия решений. Я приведу, возможно, неожиданный пример: любовница женатого мужчины, который уходит от жены (в актуальной или длительной, перманентной ситуации), может либо проецировать на него Императора и ожидать, что он наконец примет Решение, а сама – терпеливо ждать, как Императрица в своем царстве, либо же – обнаружив в самой себе качества Императора – делегировать ему полномочия заниматься своим героическим квестом по избавлению чудовища (со стороны любовницы, жены часто так глядят), не принимая на себя эмоциональных тягот этой борьбы, или же по-Императорски принять собственное решение, взвесив обстоятельства и собственную выгоду.

 

 




что это такое и какие качества в этом помогают?

Есть мнение, что способность созидать – это некое супер-умение идеального человека. Созидательность – действительно удивительное (и не единственное) качество, но не идеальной, а психологически зрелой личности. Узнайте об остальных особенностях психологической зрелости, позитивной терапии творчеством и трех приятных техниках арт-терапии.

Что такое созидание?

Созидание — это высшая из известных человеку форм творческого изменения реальности. Созидательная деятельность всегда направлена на то, чтобы улучшить мир, сделать его более гармоничным. Она сопровождает действия, приносящие людям благость: материальную, практическую, душевную, духовную, полезную для расширения сознания или наработки хороших качеств. В широком смысле созидание – это не столько преобразование, сколько постижение сущего; волевая, сознательная и духовная деятельность человека.

Созидание в литературной речи имеет пафосный или величественный оттенок. Чаще применяется к нематериальным объектам: душе, моральным ценностям, духовному воспитанию. В словарях слово «созидать» описывается как устаревшая форма от «создавать». Но различия в этих понятиях есть. Созидание не просто создает – оно вдохновляет. Оно носит положительный оттенок чего-то конструктивного, полезного, гармоничного и приводит возникновению чего-то более ценного. А создавать можно и проблемы или неприятности.

Созидательность как качество личности – умение направлять умственную и творческую энергию на создание чего-то красивого, величественного, полезного. В повседневной речи словосочетание «созидательный человек» чаще заменяют на «творческий человек», а творчество и созидательность употребляют как синонимы. Хотя и в этих понятиях есть отличия. Творчество – это сила чувства и вдохновения, нечто стихийно-хаотическое; созидание – это сила разума, сознательно направленная на движение к цели.

Созидание невозможно постичь без его дуальной пары – разрушения. Чтобы создать что-то новое, нужно предварительно что-то разрушить: весна разрушает снежный покров, торнадо разрушает прежний ландшафт, давая возможность создать что-то новое. Разрушать всегда легче, ведь разрушение не требует душевных затрат. Поэтому каждый человек делает свой выбор: саморазрушение (преумножение зла) или самосозидание (преумножение добра).

Пройти тест на полушария мозга

Способность созидать как признак зрелой личности.

Созидательность — это одна из характеристик психологически зрелой личности. Зрелость приходит тогда, когда человек не просто взрослеет, но набирается мудрости. В рамках теории психоанализа психологическая зрелость личности рассматривалась как конечная цель психотерапии.

Термин «зрелая личность» в психологическую науку ввел австрийский психолог Альфред Адлер. В своих работах ученый предложил понятие творческого «Я» как первопричины человеческого в человеке, того, что делает его созидателем своей жизни, придает смысл существованию. Позже вопросы зрелости рассматривались русским профессором психологии Н. Рыбниковым, швейцарским философом К. Юнгом, американским психоаналитиком Э. Эриксоном.

Сама по себе зрелость – не конечная точка, а состояние, которое подобно паззлу складывается из качеств:

  1. Самоанализ. Способность «знать самого себя» – посмотреть на свою жизнь глазами стороннего наблюдателя, адекватно оценить свои сильные и слабые стороны.
  2. Выстраивание границ. Понимание того, что допустимо или неприемлемо в семейных, рабочих, рабочих, детско-родительских отношениях.
  3. Самоирония. Умение посмеяться над собой в абсурдных ситуациях жизни, но при этом продолжать ценить самого себя.
  4. Благодарность. Умение быть благодарным за то, что произошло и чего смогли избежать. Причем не просто быть, но уметь выражать благодарность людям и обстоятельствам.
  5. Самоконтроль. Способность оградиться от страха, вины, вредных привычек – всего того, что побуждает жить сиюминутными эмоциями и желаниями.
  6. Дружелюбие. Способность к теплым, сердечным социальным отношениям. Умение демонстрировать искреннюю привязанность без ревности или корысти.
  7. Независимость. Способность создать о самом себе положительное представление, независимое от оценок окружающих.
  8. Реалистичность. Стремление достигать лично значимых и реалистичных целей, не подстраивая факты под свои фантазии или иллюзии.
  9. Целеустремленность. Разграничение долгосрочных и краткосрочных целей. Понимание того, сколько времени и сил нужно для достижения цели.
  10. Нравственность. Умение совершать и рассматривать поступки, согласовывая их со своими моральными принципами.
  11. Умение выстраивать отношения. Способность понимать чувства другого, сопереживать, поддерживать, проявлять искренний интерес к своему партнеру.
  12. Гибкость. Способность целесообразно перестраивать свое поведение, ориентироваться в общении с людьми, маневрировать в изменяющихся условиях реальности.
Хотите принимать лучшие решения, найти идеальную карьеру и реализовать ваш потенциал по максимуму? Узнайте бесплатно, каким человеком вам суждено было стать при рождении с помощью системы Дизайн Человека.

Списки качеств зрелой личности составляли основатель психоанализа Зигмунд Фрейд и его современник, разработчик теории черт личности Гордон Олпорт. Основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу полагал, что на звание зрелой личности могут претендовать не более 1% людей. Одной из показательных характеристик он считал креативность – способность к творчеству, которая проявляется в любом деле, даже в быту.

Пройти тест на тип личности

Арт-терапия или как начать созидать?

Автор бестселлера «Ешь, молись, люби» Элизабет Гилберт сравнивает творчество с доступной каждому магической силой способной сделать жизнь более насыщенной, необычной, интересной. Психологи советуют практиковать терапию творчеством всем, кто хочет привнести в жизнь гармонию, повысить способность к самовыражению, раскрыть творческий потенциал.

С момента зарождения арт-терапии у нее появилось несколько различных направлений. Проходить психотерапию и просто получать удовольствие можно через фотографию, музыку, составление коллажей, раскрашивание мандалы, работу с тканями, тестом или глиной. Одним из самых популярных направлений считается изотерапия – лечение изобразительным искусством. Она помогает добраться до глубинных переживаний, избавиться от стресса и просто отвлечься от повседневных забот с помощью несложных техник.

Техника 1. Рисование в темноте.

Большая часть внутреннего напряжения прибывает от критики со стороны. Ослабить силу внутреннего критика поможет рисование в полной темноте. Попробуйте сначала создать рисунок одноцветным карандашом, позже можно перейти к сложным изображениям. Сосредоточьтесь на создании абстрактных линий, узоров, фигур. При включенном свете рисунок, скорее всего, вас сильно удивит.

Техника 2. Раскрасьте свое физическое состояние.

Нарисуйте на листе бумаги очертания своего тела. Закройте глаза, представьте свое тело и свои ощущения. Раскрасьте изображение внутри контура акварельными красками так, как вы это чувствуете. Подумайте, что для вас значат эти оттенки и почему они появились именно на этих участках. Эту технику можно практиковать в больших масштабах: взять рулон обоев, обрисовать на нем контуры своего тела в натуральную величину и разрисовать.

Техника 3. Мандала желаний.

Круглая мандала – символ вечности. Поместив внутрь свое желание, мы создаем условия для его исполнения. Для начала нужно нарисовать на бумаге круг-основу – обвести тарелку или использовать циркуль. Визуализируйте желание. Начинайте раскрашивать. Это может быть конкретный или фантазийный узор. В процессе рисования нужно отмечать свои инсайты и просто получать удовольствие.

Выводы:

  • Созидание – это одновременно создание, творение, построение чего-то гармонично-вдохновляющего.
  • Разрушение – это созидание со знаком «минус».
  • Созидательность – положительное качество зрелой личности, необходимое для творческой самореализации.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

Созидательность Созидатель Созидательный | Что такое Созидательность Созидатель Созидательный

Созидая, мы творим самих себя.

Латинское крылатое выражение

       Созидательность как качество личности –  способность, постоянно проявляя энергию воли и разума, делать что-то  существующим, создавать, производить, основывать.

     Известный  мудрец сидел в молчании, и лицо его выражало устремление. Его спросили: — Чем занят ум твой? Он отвечал: — Сейчас строю храм. — Где же храм твой? — Он за двадцать переходов отсюда, и строители в большой нужде. — Так даже в бездействии ты созидаешь?  Мудрец улыбнулся: — Неужели действие только в пальцах и ступнях?

     Человеческий ум пытлив и неугомонен, ему всегда всего мало, ему всё не так, всё всегда надо созидать.  Созидательное начало подталкивает создавать что-то новое. Так возникают новые потребности и конца этому процессу не видно, хотя бы потому, что в обществе действует объективный, всеобщий экономический закон – закон возвышения потребностей. Словом, пока существует человечество, оно постоянно будет направлять свою мысль на созидание.

      Созидание и разрушение – дуальная пара. Два полюса. Две стороны одной  медали. То есть созидание – это разрушение с обратным знаком. Созидательность – дочь добра. Всю  огромную материнскую силу она, проявляя сострадание, направляет на помощь людям. Сострадание – самая мощная созидательная сила Вселенной.  Добро множит добро.  Каждый человек делает свой выбор – созидать добро или попустительствовать злу, быть созидателем или разрушителем. Современный французский писатель Бернар Вербер в книге «Муравьи» пишет по этому поводу: «Ах, как длинна жизнь, и какой разрушительной она может быть, и насколько легче сделать её разрушительной, чем созидательной…»

      Есть такая пословица:  «Ломать – не строить, душа не болит». Верно подмечено. Созидание  требует душевных затрат. Взять, к примеру, семейные отношения. Если у женщины грубое, каменное сердце, она не сможет воодушевлять своего мужа на созидание, ибо воодушевляющей силой в семье обладает исключительно женщина. «Мужчина – это олицетворение созидательной силы, женщина – воодушевляющей. Когда жена не может воодушевлять, ей придется вопреки женской природе созидать всё самой.

     Воодушевляющая энергия женщины соткана из любви и может творить настоящие чудеса.  Созидательная энергия мужчины соткана из силы разума и воли. Мужчина и женщина дополняют и уравновешивают друг друга. На этом стоит семья. Рэй Брэдбери в книге «Дом» пишет: «Любовь всегда что-то где-то строит. Иначе она угасает. Всю свою совместную жизнь вы строите — строите себя, строите дома, растите детей. Если один останавливается, <…> тогда получается, лишь половина всего строения. В конце концов, оно рассыпается, как карточный домик».

      Начало созидания – воображение или визуализация того, что хочешь создать.  Человек, созидая дом, уже мысленно нарисовал его у себя в голове. Муравьи строят муравейник на инстинктах. Ни одно животное не способно создать в своей голове мысленный план будущей созидательной деятельности. Иными словами, созидательность – прерогатива разумных существ. Еще Бернард Шоу подметил: «Воображение — это начало создания. Вы воображаете то, что хотите; вы желаете то, что воображаете; и, наконец, вы создаете то, что желаете».

      Зависть лишена созидательного начала. Завистник будет исходить злобой к созидателю, но сам не способен на созидание. Квалификация не та. Зависть – это всегда разрушение. Пусть у меня сарай сгорит, лишь бы у соседа сгорел дом. Пусть мне выбьют один глаз, но соседу два. Словом, всегда найдутся завистники, которые обвинят в своей никчемности и неудачливости тех, кто творит и созидает.

       Армянский поэт Аветик Исаакян в стихотворении «Я возвещаю вам…» пишет:

Для вас, кто осмеял величье созиданья,
Для вас, пресыщенных, придет духовный глад.
И будете молить и клянчить подаянье,
Блуждая по земле, мечась из града в град.

      Какой огромной, животворящей силой обладает созидательность, мы убедимся на примере невероятной по своему масштабу личности  — Иване Ивановиче Бецком – образованнейшим человеком своего времени. О нем рассказывает А. Бушков в романе «Екатерина II. Алмазная Золушка».

       К моменту восшествия Екатерины на престол российское образование  было в состоянии крайне горестном. Существовало несколько военных корпусов, где преподавали не только «специальные» предметы, но и, так сказать, общеобразовательные, общенаучные. Программа была довольно широкая – но в эти корпуса принимали исключительно дворян.  «Гражданское» образование тоже не блистало особенным разнообразием: Академический университет и гимназия в Петербурге, университет и две гимназии в Москве, гимназия в Казани.  И это – все. По всей стране более не имелось не то что университетов, но и простых школ – одни духовные училища. Не приходские школы, где учат духовные лица (как до Петра), а именно духовные училища со своим специфически узким кругом задач.

       И вот выбор императрицы выпал на И.И. Бецкого, в ком во всю мощь была развита созидательность как качество личности. По  замыслу Бецкого школа должна  воспитывать новых людей – образованных, высоконравственных. Вообще Бецкой обучение ставил на второе место, а на первое – как раз воспитание высокой морали и нравственности.

     Бецкой составил новую программу: «Генеральный план воспитания юношей обоего пола». Многое из него Екатерина осуществила на практике.   Даже краткий пересказ биографии Бецкого поражает. Именно он (на равных с Екатериной) был основателем «Смольного общества благородных девиц» – того самого, знаменитого впоследствии Смольного института. А также – подобного Смольному Екатерининского училища в Москве.

           Реформа Сухопутного кадетского шляхетского корпуса – снова Бецкой. Коммерческое училище при Воспитательном доме, «родовспомогательное училище при Санкт-Петербургском воспитательном доме, училище при Академии художеств, педагогические училища, дворянские „благородные училища“, „мещанские училища“ – и это Бецкой. Более тридцати лет Иван Иванович руководил всеми учебными заведениями империи, старыми и вновь создаваемыми. Он был главным попечителем Московского воспитательного дома, попечителем Смольного, президентом Академии художеств, фактическим руководителем Сухопутного шляхетского кадетского корпуса. Да вдобавок был одним из основателей Комиссии от строений Санкт-Петербурга и Москвы (подготовка и распределение всевозможных специалистов для заводов и фабрик, постройки и реставрации зданий, создание проектов застройки городов, строительство набережных). И разрабатывал уставы трех банков, и написал немало книг о воспитании детей…

     И на всех этих должностях работал всерьез. И, между прочим, на связанные с воспитанием и образованием проекты израсходовал свои собственные, огромные средства (по подсчетам изумленных французов, два миллиона франков золотом). В отличие от подавляющего большинства тогдашних сановников, не принимал от Екатерины никаких «материальных благ» – за исключением крохотной усадебки в Лифляндии.  Одним словом, потрясающий был человек, неизмеримо много сделавший для России…

    Его смерть прошла не замеченной! Ни одной строчки в тогдашних газетах, охотно и много писавших о людях гораздо более малозначительных. Только Гаврила Державин откликнулся стихотворении «На смерть благотворителя». Когда зайдет речь о восемнадцатом столетии, охотно и много вспоминают об авантюристах вроде Калиостро, о дуэлянтах и повесах, о куртизанках, великосветских хлыщах – но мало кто помнит Ивана Ивановича Бецкого, которому впору памятники ставить. Недавно исполнилось двести лет со дня его рождения – но промолчали высокоумные академики, ни одна собака к могиле в Александро-Невской лавре цветочек не принесла… Прости уж, Иван Иванович! Ленивы мы и беспамятны…

Петр Ковалев 2013 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

Тест в картинках: созидательное или разрушительное начало

Тесты по картинкам удобны, ведь они не занимают много времени. Вам не приходится долго отвечать на вопросы, а результат позволяет лучше узнать себя.

определить какое начало в вас преобладает: положительное и созидательное, или отрицательное и разрушительное.

Перед вами несколько картинок. Выберите ту, что вам больше понравится и привлечет внимание. К каждой из них есть описание, которое и поможет вам лучше узнать себя.

pic

Маска

Маска — это всегда сокрытие чего-то, утаивание и порой даже лицемерие. Выбор маски совершенно не означает, что вы ведете двойную жизнь или наделены сплошь лживыми качествами. Но ассоциации с таинственностью могут подразумевать, что иногда вы слишком много держите в себе. Другой стороной может являться игра на публику. Все это хорошо в разумных пределах. Поскольку при ярком преобладании таких качеств вы рискуете либо потерять себя, либо потерять мир вокруг вас. Разрушает это начало постепенно, высасывая силы и энергию. Неплохо придерживаться чуть более нейтральной стороны, чтобы снизить негативное воздействие. Помните, речь идет не о ваших отрицательных качествах, а о вашей склонности к саморазрушению.

pic

Натюрморт

Слово образовано от французского, и имеет значение «мертвая природа». Тем не менее, на картине она совершенно жива. При склонности к саморазрушению у вас есть фактор, который, как росток через землю, ведет вас к солнцу и жизни. Возможно, это проявляется в вашей внутренней вере в светлое будущее, даже при тяжелых обстоятельствах. Возможно, вы достаточно ярко выраженный материалист или просто человек с рациональным складом ума, для которого все в этой жизни имеет начало и конец. Но порой именно это может быть причиной наслаждаться непостоянными моментами счастья и растить в себе силы идти вперед. Вы на правильном пути, так держать.

pic

Подводный мир

Давно замечено, что люди, у которых есть аквариум, глядя на него быстро успокаиваются. Вода ассоциируется с некоторым погружением и иным миром, развивающимся невидимо для наших глаз. Но тем не менее, он открыт. В вас исконно созидательное начало, вы со здоровыми силами если не сразу, то через какое-то время приходите в себя после неурядиц и находите внутренние стремление использовать сложившуюся ситуацию так, чтобы отрицательных последствий было как можно меньше. Вы умеете наблюдать и радоваться жизни, порой находя то самое хрупкое равновесие. Может быть, иногда вы слишком много мечтаете или рефлексируете, но ведь именно за счет этого вы и восстанавливаете свои силы и находите примирение с собой и миром.

pic

Феникс

Изначально имея яркое и стремительное начало, в нем заложено саморазрушение, словно доведя себя до пика он из одного состояния переходит в другое и сгорает. Но сгорает он для того, чтобы заново родиться. Вероятно, вы в определенной степени максималист и неутомимая личность, стремящаяся к собственной цели любым способом. Чтобы избежать негативных последствий неплохо давать себе вовремя отдохнуть и сбросить лишний эмоциональный груз. Полезно делать дыхательные гимнастики и заниматься плаванием, а может быть даже завести дома рыбок или кошку, если у вас нет домашних животных.

Человеческая душа достаточно сложный предмет для изучения, но психология находит способы выяснения закономерностей. Будьте в мире и согласии с собой и не забывайте нажимать на кнопки и