Сознание в психологии — Психологос
В психологии сознание — один из элементов, объясняющих механизм поведения человека, наряду с волей, вниманием, эмоциями и памятью.
Сознание в различных психологических школах трактовалось по-разному.
Психология сознания
Элементы сознания – это ощущения, представления, чувствования.
Сознание — это результат творческого синтеза основных процессов психики:
- процесс непосредственного отражения объективной действительности органами чувств (перцепции)
- активного процесса, с помощью которого сознание реализует свой потенциал к самоорганизации на качественно ином, чем простая сумма его элементов, уровне и приводит к образованию осмысленных и упорядоченных совокупностей психических элементов (апперцепции).
Структуралисты
В. Вундт и структуралисты искали природу сознания в самом сознании: они пытались разложить его на элементы и построить «химию души» — нечто вроде Периодической системы элементов для сознания. Однако выяснилось, что однозначное решение этой задачи невозможно — прежде всего потому, что выделение элементов сознания зависит от исходной позиции носителей сознания, пытающихся анализировать его содержание. Но даже если бы удалось преодолеть подобные методические трудности, все равно оставалось неясным: как же в сознании образуется новое знание — неужели просто новой комбинацией стандартных элементов?
Функционалисты
Сознание по Джеймсу – это жизненно важная функция человека, живущего в сложной среде. Джеймс ввел «личностное» измерение сознания, считая, что сознательный опыт всегда переживается как «мой», как «принадлежащий мне». У. Джеймс и функционалисты выводили природу сознания из биологических потребностей организма: сознание нужно, потому что оно полезно, потому что оно решает биологически важные задачи. Им возражали, что без контроля сознания организм иногда действует быстрее и точнее и в целом лучше решает задачи адаптации. При этом У. Джеймс понимал ограниченность возможностей сознания: «Сознание — это маленький остров посреди великого океана возможностей человеческой психики».
Он же в итоге пришел к выводу, что сознание — не существующая в реальности фикция.Гештальт-психология
Сознание — результат сложных преобразований по законам гештальта. Сложный момент: неясно, Психоанализ, психоаналитический подходкак человек может, по выражению К. Левина, «встать над полем» и иногда действовать даже вопреки ситуации, в которой он находится. Ведь если содержание сознания является однозначным результатом вычислений или иных преобразований физических раздражителей, то какая-либо самостоятельная активность сознания невозможна.
Деятельностный подход в психологии
Принцип единства сознания и деятельности. Сознание (или шире – психическое) не управляет деятельностью извне, а составляет с ней органическое единство, будучи как предпосылкой (мотивы, цели), так и результатом (образы, состояния, навыки и т.д.) деятельности.
Психоанализ
Сознание — пространство, которое порождается бессознательным и из которого вытесняются элементы, конфликтующие с главенствующим в сознании содержанием.
Бихевиоризм
Сознание — это внутреннее поведение. Внутреннее поведение отличается от внешнего лишь тем, что в этом случае реакции столь слабы, что не могут быть замечены наблюдателем (например, мышление – это речь минус звук).
С другой стороны, в связи с тем, что никаких ясных критериев наличия психики и сознания не существует, бихевиористы отказались всерьез отказались этот предмет, как не соответствующий принципам научного познания.
Гуманистическая психология
К сознанию относились серьезно, как к научному понятию, но описывали его противоречиво. Смотри Ж.-П. Сартр: «Сознание есть то, что оно не есть, и не есть то, что оно есть».
Когнитивная психология
Сознание объясняется логикой процесса познания. Когда-то сознание самостоятельно включается в процесс переработки информации, когда-то оно лишь маркирует, т. е. специальным образом выделяет какую-то часть перерабатываемой информации. В предлагаемых ими конкретных схемах когнитивных процессов сознания, как правило, просто не фигурирует.
Культурно-историческая психология
Согласно Выготскому, именно сознание — главное условие и средство овладения собой: осознать — значит в известной мере овладеть, осознание и овладение идут рука об руку. «Конечно, жизнь определяет сознание. Оно возникает из жизни и образует только один из ее моментов. Но раз возникшее мышление само определяет или, вернее, мыслящая жизнь определяет сама себя через сознание. Как только мы оторвали мышление от жизни, от динамики и потребности, лишили его всякой действенности, мы закрыли себе всякие пути к выявлению и объяснению свойств и главнейшего назначения мышления: определять образ жизни и поведения, изменять наши действия, направлять их и освобождать их из-под власти конкретной ситуации» (Л. С. Выготский). Высшим психическим функциям «в такой же мере присуща иная интеллектуальная, как и иная аффективная природа. Все дело в том, что мышление и аффект представляют собой части единого целого — человеческого сознания». (Выготский).
Сознание
Вопрос о взаимоотношении психики и мозга является предметом постоянной дискуссии между представителями различных направлений в философии, медицине и психологии.
Отечественная наука утверждает, что психическая деятельность — это функциональная способность мозга отражать объективную действительность и обеспечивать адекватные взаимоотношения организма с окружающей средой. С психофизиологических позиций психическая деятельность — это сложный, многоэтапный, многозвеньевой физиологический процесс, все звенья которого функционируют в гармоническом единстве.
Сознание — это высший уровень отражения действительности, проявляющийся способностью личности отдавать себе ясный отчет об окружающем, о настоящем и прошлом времени, принимать решения и в соответствии с ситуацией управлять своим поведением.
Можно привести характеристику или структуру сознания. Первая характеристика — это совокупность знаний об окружающем мире, вторая — закрепленное в сознании отчетливое различение субъекта и объекта, то есть того, что принадлежит «я» человека и его «не-я». Третья характеристика сознания это обеспечение целеполагающей деятельности. Четвертая характеристика сознания — наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.
Психика человека имеет качественно более высокий уровень, чем психика животных (homo sapiens — человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биолого-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики происходило в процессе трудовой деятельности.
Трудовая деятельность имеет продуктивный характер, осуществляя процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей. Таким образом, материальная, духовная культура человечества — это объективная форма воплощений достижений его психического развития.
Труд — это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. Для трудовой деятельности характерно следующее:
- употребление и изготовление орудий труда, их сохранение для последующего использования;
- продуктивный характер и целенаправленность процессов труда;
- подчиненность труда представлению о продукте труда — трудовой цели, которая определяет характер труда и способ трудовых действий;
- общественный характер труда, осуществление его в условиях совместной деятельности;
Изготовление, употребление и сохранение орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, общественно-исторических отношений между людьми. В процессе своего исторического развития человек сам изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции — специфически человеческие. Общественно и исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия.
Сознательная деятельность представляет собой одну из высших психических функций. Без участия сознания невозможно представить себе какое-то законченное сложное действие даже на уровне высокоорганизованного млекопитающего, например, процесс выслеживания и добывания пищи хищником, сложный процесс защиты от преследования врагов в мире животных и др. Сознание рассматривают в эволюционно-физиологическом и психосоциальном аспекте.
В эволюционно-физиологическом аспекте сознание было бы правильно квалифицировать как состояние центральной нервной системы, обеспечивающее сложную интегральную высшую деятельность головного мозга и всего организма. У высокоорганизованных животных это психическая деятельность.
В психосоциальном аспекте сознательная деятельность неотделима от психической. Без ясного сознания как определенного состояния мозга невозможна психическая деятельность. Нельзя отождествлять «сознательное» и «психическое». Последнее — более широкое понятие.
Необходимо различать несколько этапов развития сознательной деятельности, неразрывно связанных со зрелостью ума и соответствующим уровнем общественного сознания и развития психики: психика животных и пред человека, стадное сознание, сознание разумного человека, сознание человека родового общества и появление самосознания.
Понятие «сознание» относится как к отдельному человеку (индивидуальное сознание), так и к обществу (общественное сознание). Общественное сознание как отражение общественного бытия включает в себя политические, философские, правовые, художественно-эстетические взгляды, морально-этические идеи, нормы, научные знания. Общественное сознание влияет на индивидуальное сознание, на его развитие.
Сознание неразрывно связано с речью, языком. Сознание есть всегда знание о чем-то, имеет активный характер и неразрывно связано с деятельностью.
Важную роль среди различных свойств сознания играет его ориентирующее качество (в месте, времени, окружающей обстановке).
Человек обладает способностью осознавать как окружающий его мир, так и самого себя. Это называется самосознанием, осознанием человеком своего тела, мыслей, действий, чувств, собственного положения в системе общественного производства.
Мир познается и осознается человеком через призму общественных отношений, производственного процесса, орудий труда, языка, этических и эстетических норм. Поэтому сознание человека, в конечном счете, определяется его бытием, т.е. реальной жизнью в конкретно-исторических условиях. О физиологическом механизме сознания И.П. Павлов сказал, что:
сознание — это нервная деятельность определенного участка больших полушарий в данный момент, при данных условиях, обладающего известной оптимальной возбудимостью.
Сознание — это динамический процесс, детерминированный объектом его и опосредуемый мозгом.
Часто в быту употребляется выражение подсознательное. Иногда подсознательно появляются некоторые чувства, происхождение которых человек объяснить не в состоянии. К ним же следует отнести автоматизированные навыки, внушение в гипнозе и т.д.
К области подсознательного следует отнести и работу головного мозга во время сна. Известно, что ряд людей во сне делали открытия (Д.И. Менделеев, А.С. Грибоедов и др.)« Объяснение этому наука еще не дала. В головном мозге во время сна продолжается работа— происходит анализ и синтез, уточнение и выделение.
Болезнь может изменить самосознание, в частности, нарушить осознание самого себя как больного или понимание себя как личности, своего «я».
Сознание — особое свойство психики, специально направленное на самоконтроль жизнедеятельности индивида, в том числе, на контроль функционирования и самой психики. Определенную роль не в научной, а в церковной психологии, в восточной психологии и философии занимает понятие «сверхсознание».
Сверхсознание отличается от обычного сознания тем, что в нем представлен не только невидимый мир, но и все сверхразумное и сверхчувственное, а в древнецерковном аскетическом сверхсознании представлено также и сверхъестество Божественных принципов.
Виды сверхсознания. Лодыженский различает три вида сверхсознания: астральный, ментальный и духовный.
Астральное сверхсознание, по Лодыженскому, имеет место в демонской мистике, осуществляется через астральные силы, питаемые в человеке злыми страстями. Астральное сверхсознание составляет элемент в шаманском экстазе, у хлыстов и дервишей. В основе его лежит взвинченная до крайности в пляске или прыганье сила неразумной души.
Ментальное сверхсознание достигается силой концентрированного ума и сознания, то есть возбуждением разумной части души. Психизм — характерная особенность обоих этих видов сверхсознания. Рудольф Штейнер в книге «Как достичь познания сверхчувственных миров» также уделяет внимание развитию этих центров.
Духовное сверхсознание в «умной медитации» достигается концентрацией ума в сердце, что вызывает интенцию всего духа в сердце.
В древнецерковной науке нет понятия сверхсознания, а есть божественное сознание.
Глава 5. Сознание человека
Краткое содержание
Природа человеческого сознания. Сознание как форма отражения человеком действительности. Основные признаки сознания. Психологическая характеристика сознания человека. Значение и смысл как составляющие сознания. Роль речи в функционировании человеческого сознания. Сознание как обобщенное, словесно определенное отражение человеком действительности в ее сущностных и наиболее устойчивых инвариантных свойствах.
Возникновение и развитие сознания. Предпосылки и условия возникновения сознания: совместная продуктивная деятельность людей, распределение труда, ролевая дифференциация и активизация общения, выработка и использование языка, других знаковых систем, становление человеческой материальной и духовной культуры. Основные направления фило- и онтогенетического развития сознания. Возникновение и развитие у человека рефлексивной способности. Становление системы понятий. Изменение психологии и поведения людей под влиянием исторических событий. Успехи науки, культуры, промышленного производства, появление новых средств познания и саморегуляции (психической и поведенческой) — факторы, обеспечивающие развитие сознания. Основные направления развития сознания в современных условиях. Грядущие социально-экономические изменения и перспективы развития сознания человека.
Сознание и бессознательное. Понятие бессознательного. Проявления бессознательного начала в психических процессах, свойствах и состояниях человека. Бессознательное в личности человека. Сновидения как проявление бессознательного. Соотношение между сознательной и бессознательной регуляцией поведения человека. Виды бессознательных психических явлений.
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его,, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.
132
Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических позиций. В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических или идеалистических позиций, но на пути ее материалистического понимания возникало множество самых сложных вопросов. Именно по этой причине глава о сознании, несмотря на важнейшее значение этого явления в понимании психологии и поведении человека, до сих пор остается одной из наименее разработанных.
Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.
Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.
Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразив их в словах, понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и т.п.) такая способность теряется.
Мысленное представление и воображение действительности — вторая важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением
133
говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека.
Здесь, правда, есть одна сложность. Воображение и представления не всегда находятся под сознательным волевым контролем и в этой связи возникает вопрос: имеем ли мы дело с сознание в том случае, если они представляют собой «поток сознания» — спонтанное течение мыслей, образов и ассоциаций. Думается, что в данном случае правильнее было бы говорить не о сознании, а о предсознании — промежуточном психическом состоянии между бессознательным и сознанием. Иными словами, сознание почти всегда связано с волевым контролем со стороны человека его собственной психики и поведения.
Представление действительности, отсутствующей в данный момент времени или вовсе не существующей (воображение, грезы, мечты, фантазия), выступает как одна из важнейших психологических характеристик сознания. В данном случае человек произвольно, т.е. сознательно, отвлекается от восприятия окружающего, от посторонних мыслей, и сосредоточивает все свое внимание на какой-либо идее, образе, воспоминании и т.п., рисуя и развивая в своем воображении то, что в данный момент он непосредственно не видит или вообще не в состоянии увидеть.
Волевое управление психическими процессами и состояниями всегда связывалось с сознанием. Не случайно, что в старых учебниках по психологии темы «Сознание» и «Воля» почти всегда соседствовали друг с другом и обсуждались одновременно.
Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует, В отличие от ощущений и восприятия, представлений и памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств. Одно из них — осмысленность представляемого, или осознаваемого, т.е. его словесно-понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой.
Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.
Сознание почти всегда связано с употреблением для обозначения осознаваемого слов-понятий, которые, по определению, содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов.
134
Третья характеристика человеческого сознания — это его способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек . передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это является главным в языке и общении животных), но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире.
Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, отнесение ее к той или иной категории. С примерами схем, работающих в области восприятия, памяти и мышления, мы еще встретимся на страницах учебника при рассмотрении познавательных процессов.
Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в сообщаемом главное. Так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение от всего второстепенного, и сосредоточение сознания на самом существенном. Откладываясь в лексике, семантике в понятийной форме, это главное затем становится достоянием индивидуального сознания человека по мере того, как он усваивает язык и научается пользоваться им как средством общения и мышления. Обобщенное отражение действительности и составляет содержание индивидуального сознания. Вот почему мы говорим о том, что без языка и речи сознание человека немыслимо.
Язык и речь как бы формируют два разных, но взаимосвязанных в своем происхождении и функционировании пласта сознания: систему значений и систему смыслов слов. Значения слов называют то содержание, которое вкладывается в них носителями языка. Значения включают в себя всевозможные оттенки в употреблении слов и лучше всего выражены в различного рода толковых общеупотребительных и специальных словарях. Система словесных значений составляет пласт общественного сознания, которое в знаковых системах языка существует независимо от сознания каждого отдельно взятого человека.
135
Смыслом слова в психологии называют ту часть его значения или то специфическое значение, которое слово приобретает в речи употребляющего его человека. Со смыслом слова, кроме ассоциированной с ним части значения, связано множество чувств, мыслей, ассоциаций и образов, которые данное слово вызывает в сознании конкретного человека.
Сознание, однако, существует не только в словесной, но и в образной форме. В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и преобразующей соответствующие образы. Наиболее ярким примером образного человеческого сознания является искусство, литература, музыка. Они также выступают как формы отражения действительности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ
Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества. Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло, вероятно (об этом сейчас, по прошествии десятков тысяч лет, трудно судить определенно), в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для того чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы. Эта цель должна быть означена, т.е. определена и выражена в слове.
Точно так же, по-видимому, в онтогенезе возникает и начинает развиваться индивидуальное сознание ребенка. Для его становления также необходимы совместная деятельность и активное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия. С самого начала фило- и онтогенетического возникновения и развития челове-
136
ческого сознания его субъективным носителем становится речь, которая вначале выступает как средство общения (сообщения), а затем становится средством мышления (обобщения).
Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово и связанное с ним содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Это впервые и происходит в совместной деятельности. Получив свое всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное сознание и становится его достоянием в форме значений и смыслов. Следовательно, вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание, причем такая последовательность развития характерна не только для филогенеза, но и для онтогенеза сознания. Индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения (интериоризации, социализации).
Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Иного пути осознания этого, кроме получения возможности «видения» собственной психологии, опредмеченной в творениях, для человека нет. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными. Поэтому творчество есть путь и средство самопознания и развития сознания’ человека через восприятие им своих собственных творений.
В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный от него и существующий независимо от него. Позднее появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Такова последовательность стадий развития сознания в фило- и онтогенезе. Данное первое направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное.
Второе направление связано с развитием мышления и постепенным соединением мысли со словом. Мышление человека, развиваясь, все больше проникает в суть вещей. Параллель-
137
но с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых знаний. Слова языка наполняются все более глубоким смыслом и, наконец, когда развитие получают науки, превращаются в понятия. Слово-понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.
Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. Филогенез его развития можно, таким образом, представить в историческом ракурсе. Но то же самое справедливо и в отношении сознания человека в ходе его онтогенетического развития, если благодаря произведениям культуры, созданным людьми, индивид все глубже проникает в психологию живших до него народов. Это направление в развитии сознания есть смысл обозначить как историческое.
В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, по-видимому, идет с известным ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса. Такой вывод можно сделать на основании того, что все процессы, описанные выше в основных направлениях преобразования сознания, существуют и усиливаются.
Магистральным направлением дальнейшего развития человеческого сознания становится расширение сферы осознаваемого человеком в себе и окружающем мире. Это, в свою очередь, связано с совершенствованием средств материального и духовного производства, с начавшейся в мире социально-экономической революцией, которая со временем должна перерасти в революцию культурно-нравственную.
Первые признаки такого перехода мы начинаем замечать уже сейчас. Это — рост экономического благосостояния разных народов и стран, изменение их идеологии и политики как на международной, так и на внутренней арене, снижение межгосударственного военного противоборства, повышение значимости религиозных, культурных и нравственных ценностей в общении людей друг с другом. Параллельным курсом идет проникновение человека в тайны жизни, макро- и микромира. Благодаря успехам науки расширяется сфера познания и управления человеком, власти над собой и миром, значительно повышаются человеческие творческие возможности и, соответственно, сознание людей.
138
СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлек-сируются, т.е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими.
Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.
Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации.
Бессознательная память — это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь — это внутренняя речь.
Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях. Но главный интерес для психологии представляют так называемые личностные проявления бессознательного, в которых, помимо желания, сознания и воли человека, он проявляется в своих наиболее глубоких чертах. Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес З.Фрейд.
Бессознательное в личности человека — это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп
139
таких явлений — ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основе второй группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.
Оговорки представляют собой бессознательно детерминированные артикуляционные речевые действия, связанные с искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. Такие искажения, особенно их смысловой характер, неслучайны. З.Фрейд утверждал, что в них проявляются скрытые от сознания личности мотивы, мысли, переживания. Оговорки возникают из столкновения бессознательных намерений человека, других его побуждений с сознательно поставленной целью поведения, которая находится в противоречии со скрытым мотивом. Когда подсознательное побеждает сознательное, то возникает оговорка. Таков психологический механизм, лежащий в основе всех ошибочных действий: они «возникают благодаря взаимодействию, а лучше сказать, противодействию двух различных намерений»1.
Забывание имен представляет собой другой пример бессознательного. Оно связано с какими-то неприятными чувствами забывающего по отношению к человеку, который носит забытое имя, или к событиям, ассоциируемым с этим именем. Такое забывание обычно происходит против воли говорящего, и данная ситуация характерна для большинства случаев забывания имен.
Особую категорию бессознательного составляют сновидения. Содержание сновидений, по Фрейду, связано с бессознательными желаниями, чувствами, намерениями человека, его неудовлетворенными или не вполне удовлетворенными важными жизненными потребностями.
Явное, осознаваемое содержание сновидения не всегда, за исключением двух случаев, соответствует скрытым, бессознательным намерениям и целям того человека, кому это сновидение принадлежит. Эти два случая — детские сновидения дошкольников и инфантильные сновидения взрослых людей, возникшие под влиянием непосредственно предшествующих сну эмоциогенных событий прошедшего дня.
хФрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М, 1991. — С. 25.
140
В своем сюжетно-тематическом содержании сновидения почти всегда связаны с неудовлетворенными желаниями и являются символическим способом устранения нарушающих нормальный сон импульсов, порождаемых этими желаниями. Во сне неудовлетворенные потребности получают галлюцинаторную реализацию. Если соответствующие мотивы поведения неприемлемы для человека, то их явное проявление даже во сне блокируется усвоенными нормами морали, так называемой цензурой. Действие цензуры искажает, запутывает содержание сновидений, делая их алогичными, непонятными и странными. Благодаря бессознательному смещению акцентов, замене и перегруппировке элементов явное содержание сновидения под действием цензуры становится совершенно непохожим на скрытые мысли сновидения. Для их расшифровки требуется специальная интерпретация, называемая психоанализом.
Сама цензура является бессознательным психическим механизмом и проявляется в пропусках, модификациях, перегруппировке материала памяти, сновидений, представлений. Подсознательные мысли, по Фрейду, превращаются в сновидениях в зрительные образы, так что в них мы имеем дело с примером бессознательного образного мышления.
Бессознательные явления вместе с предсознательными управляют поведением, хотя функциональная роль их различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях: (а) когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения, (б) когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа, (в) когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может, (г) когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.
Подобного рода ситуации возникают перед людьми практически беспрерывно, поэтому сознание как высший уровень психической регуляции поведения постоянно присутствует и функционирует. Наряду с ним многие поведенческие акты осуществляются на уровне пред- и бессознательной регуляции, так что в реальной действительности одновременно в управлении поведением участвуют многие различные уровни его психической регуляции.
141
Вместе с тем следует признать, что в свете имеющихся научных данных вопрос об отношениях между сознательными и другими уровнями психической регуляции поведения, в частности бессознательным, остается сложным и не решается вполне однозначно. Основной причиной этого является тот факт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием. Есть бессознательные психические явления, находящиеся в области предсоз-нания, т.е. представляющие собой факты, связанные с более низким уровнем психической регуляции поведения, чем сознание. Таковы бессознательные ощущения, восприятие, память, мышление, установки.
Другие бессознательные явления представляют собой такие, которые раньше осознавались человеком, но со временем ушли в сферу бессознательного. К ним относятся, например, двигательные умения и навыки, которые в начале своего формирования представляли собой сознательно контролируемые действия (ходьба, речь, умение писать, пользоваться различными инструментами).
Третий тип бессознательных явлений — те, о которых говорит З.Фрейд в приведенных выше суждениях, касающихся личностного бессознательного. Это — желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры.
Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связан с поведением человека и его сознательной регуляцией. Первый тип бессознательного есть просто нормальное звено в общей системе психической поведенческой регуляции и возникает на пути продвижения информации от органов чувств или из хранилищ памяти к сознанию (коре головного мозга). Второй тип бессознательного также можно рассматривать как определенньш этап на этом пути, но при движении как бы в обратном направлении по нему: от сознания к бессознательному, в частности к памяти. Третий тип бессознательного относится к мотивационным процессам и возникает при столкновении разнонаправленных, конфликтных с точки зрения морали мотивационных тенденций.
Темы и вопросы для семинаров Т е м а 1. Природа человеческого сознания.
1. Определение сознания.
2. Проявления сознания.
3. Психологические свойства сознания.
4. Сознание и речь.
142
Т е м а 2. Возникновение и развитие сознания.
1. Предпосылки и условия возникновения сознания.
2. Основные направления фило- и онтогенетического развития сознания.
3. Перспективы развития человеческого сознания.
Т е м а 3. Сознание и бессознательное.
1. Понятие и виды бессознательного.
2. Проявление бессознательного в психических процессах, свойствах и состояниях человека.
3. Соотношение между сознанием и бессознательным.
Темы для рефератов
1. Проявления сознания в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.
2. Проявления бессознательного в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Развитие сознания человека в материалистически ориентированных философских и психологических исследованиях.
2. Постановка и решение проблемы развития человеческого сознания в идеалистических философских и психологических работах.
3. Сознание и бессознательное в психике и поведении человека.
ЛИТЕРАТУРА I
Брунер Д.С. Психология познания: за пределами непосредственной информации. — М., 1977. (Глаз, рука и сознание: 274— 286. Сознание и его развитие: 377—403.)
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. I. — М., 1982. (Сознание как проблема психологии поведения: 78—98. Психика, сознание и бессознательное: 132—148.)
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1982 (1975). (Теория сознания: 23—33. Активность психического отражения: 56—72. Деятельность и сознание: 124—158.)
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — Т. I. — М., 1983. (Возникновение и развитие сознания человека: 222—279.)
Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М., 1991. (Ошибочные действия: 7—48. Сновидения: 50—152.)
143
Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., 1989. (О сновидении: 310—343. По ту сторону принципа удовольствия: 382—424.)
II
Бассин Ф.В. Проблема бессознательного (о неосознаваемых формах высшей нервной деятельности). — М., 1968. (Понятие бессознательного: 15—35. История исследований бессознательного: 52—66. Психология сознания: 123—160.)
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986. (Деятельность, психика и сознание: 21—37.)
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — Т. II. — М., 1983. (О механизме чувственного отражения: 6—30.) Общая психология. — М., 1986. (Развитие психики и сознания: 63—91.)
Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. I. М., 1989. (Сознание человека: 156—190.)
Столин В.В. Самосознание личности. — М., 1983. (Самосознание как психологическое явление: 6—123. )
Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. — М., 1974. (Психология сознания: 207—231.)
III
Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. — Т. 3. — Л., 1981. (Психика — речь — сознание: 285—325.)
Келасьев В.Н. Структурная модель мышления и проблемы генезиса психики. — Л., 1984.
Клике Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. — М., 1983. (О биологической и социальной обусловленности человеческого интеллекта: 17—126.)
Мерлин B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. Учебное пособие к спецкурсу. — Пермь, 1990. (Самосознание: 81—108.)
Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. — Л., 1989. (Сознание, самосознание: 3—81.)
Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. — М., 1988. (Психологические аспекты проблемы сознания: 4—37.)
Роговин М.С. Проблемы теории памяти. — М., 1977. (Эпифе-номенализм: 130—152.)
Тихомиров O.K. Психология мышления. — М., 1984. (Мышление и сознание: 34—86.)
144
Сознание в психологии: 8 теорий и примеров
Сознание — загадка.
Несмотря на жизненно важное значение для человеческого опыта, он остается темным и скрытым — призрак в машине (Hofstadter & Dennett, 1982).
Являясь эпифеноменом сложности физического мозга, сознание возникает из активности миллиардов нейронов, подобно пузырькам, лопающимся наверху бокала с шампанским.
Сознание — обширная и сложная тема, основанная на последних достижениях междисциплинарных исследований. И хотя мы не можем открыть наши головы, чтобы понять сознание, мы, по крайней мере, заглянем в увлекательные области исследований, которые стремятся раскрыть то, что до сих пор оставалось скрытым. В этой статье мы познакомим вас с некоторыми из задействованных концепций и не только.
Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших позитивных упражнения КПТ. Эти научно обоснованные упражнения предоставят вам подробное представление о позитивной когнитивно-поведенческой терапии и дадут инструменты для ее применения в терапии или коучинге.
Эта статья содержит:
- Что такое сознание в психологии?
- Типы и уровни сознания
- 3 увлекательные теории
- 5 примеров исследования сознания
- Как измерить сознание
- 5 книг по теме
- Заметка о значении бессознательного состояния
- Связанные ресурсы PositivePsychology.com
- Сообщение на вынос
- Ссылки
Что такое сознание в психологии?
В книге «Ощущение самой жизни» Кристоф Кох (2020), главный научный сотрудник Алленовского института исследований мозга в Сиэтле, пишет: «Сознание — это любой опыт, от самого обыденного до самого возвышенного».
Но более того, продолжает Кох, «это ощущение самой жизни», а без него «я был бы зомби, никем для себя».
Но — и вот в чем загвоздка — мы не на самом деле знаем, что это такое.
Сознание не лежит в уравнениях физики или смотрит на нас из таблицы Менделеева. Каким-то образом он материализуется из нервной системы и наделяет нас способностью осознавать, самопознавать и удерживать набор эмоций и убеждений как об окружающей среде, так и о самих себе (Koch, 2020).
Тем не менее, наука решительно отвергает идею о том, что в разуме есть что-то потустороннее.
Достижения в области методов сканирования мозга опровергли предположение философа Рене Декарта в 1641 году о том, что мы можем жить во сне злобного демона или что наш разум каким-то образом отделен от тела. И возможность существования гомункулов — маленьких человечков, работающих в мозгу, которые совместно составляют разум, как в фильме Pixar Inside Out — , более чем неправдоподобна (Hofstadter & Dennett, 19). 82; Ясанофф, 2018).
По словам философа Джона Сирла в его выступлении на TEDx Talk в 2013 году, сознание — это биологический феномен, такой же, как и любой другой, такой как пищеварение или деление клеток.
Прежде чем мы скроемся слишком далеко в кроличьей норе, которой является философия, когнитивная наука может задать нам два практических вопроса:
Какова цель сознания и что оно делает ?
Общепризнанно, что сознание выполняет следующие функции (Eysenck & Keane, 2015):
- Восприятие окружающей среды
- Социальное общение – общение с другими людьми и понимание их мыслей
- Играет решающую роль в управлении нашими действиями
- Позволяет нам думать о проблемах и событиях за пределами настоящего
- Интеграция и объединение различных типов информации для информирования нас о том, что происходит
Возможно, наиболее важно то, что сознание связано с теми психологическими механизмами, которым в настоящее время уделяется определенное внимание, что приводит к их повышенной концентрации и активации (Jasanoff, 2018). В отсутствие сознания многие наши психологические процессы продолжаются в фоновом режиме, незаметно.
Типы и уровни сознания
Степени сознания могут значительно различаться: от нулевого во время комы до высокого в состоянии бодрствования и бодрствования.
Чтобы человек «испытывал сознательное содержание или осознание», он должен иметь ненулевой уровень сознания (Eysenck & Keane, 2015).
Ученые различают несколько различных форм сознания, кратко описанных ниже.
Нед Блок (2012), философ из Нью-Йоркского университета, предполагает, что доступ сознание — это то, что может быть сообщено и использовано другими когнитивными процессами, такими как восприятие и память, в то время как феноменальное сознание остается частным, необработанным и недоступным (Eysenck & Keane, 2015).
Альтернативный взгляд различает сознание низкого и высокого уровня. Феноменальное сознание описывает чувства и ощущения, принадлежащие настоящему, и является «по существу способом, которым живые существа с мозгом получают информацию об окружающей среде». В то время как более высокий уровень сознания, возможно, свойственный людям, способствует разуму, размышлению и самоощущению, выходящему за пределы настоящего (Baumeister & Masicampo, 2010).
Однако нашим теориям сознания предстоит преодолеть множество проблем. Например, бывают моменты, когда мы явно не знаем новой информации, но она все равно влияет на нас.
Когда Трояни, Прайс и Шульц (2012) предоставляли участникам стимулы за пределами их поля зрения, они сообщали, что не видели изображений. Тем не менее, невидимых страшных лиц и домов вызвали повышенную активацию областей мозга, связанных со страхом.
3 Увлекательные теории
Сознание и осознание — сложные явления, которые трудно классифицировать, и тем не менее теории, призванные объяснить их, должны учитывать все поведение человека.
Взлом сознания
Хотя многие считают, что правильно запрограммированные компьютеры могут стать сознательными, Кристоф Кох считает иначе. В интервью MIT Press в 2019 году он сказал: «Сознание — это не хитрый хак. Опыт не возникает из вычислений».
Стюарт Рассел (2020 г.), профессор компьютерных наук Калифорнийского университета, меньше беспокоится о том, является ли поведение компьютерной системы сознательным или нет. Его беспокоит, может ли искусственный интеллект выйти из-под контроля и нанести вред обществу.
Хотя для понимания сознания (человеческого или иного) было предложено несколько теорий, особенно выделяются две, которые будут обсуждаться ниже.
Интегрированная теория информации (ИИТ)
IIT идентифицирует сознание как эмерджентное ; считается, что сознание возникает из сложного поведения мозга.
Кох (2020) описывает ИИТ как связующее звено между «изучением природы бытия и феноменологией, изучением того, как появляются вещи». Это глубокая и сложная теория с математическим обоснованием, которая предсказывает новые явления и недавние результаты исследований в области анестезии.
ИИТ пытается идентифицировать основные свойства сознания и объяснить их сложность базовой системы.
Теория глобального рабочего пространства
Теория глобального рабочего пространства, пожалуй, самая влиятельная теория сознания. Хотя в этой модели есть вариации, существует ряд общих предположений (Eysenck & Keane, 2015).
- Сознание зависит от многих бессознательных, специализированных процессов, которые действуют параллельно; например, движение, восприятие глубины и обработка цвета работают вместе в зрительной системе.
- Информация от каждого процесса интегрируется на поздней стадии обработки.
- Содержание сознания влияет на то, какие процессы активны.
- Внимание и сознание тесно связаны. «Внимание напоминает выбор телевизионного канала, а сознание — картинку на экране» (Eysenck & Keane, 2015).
Исследования подтвердили предположения теории глобального рабочего пространства. Однако, хотя этот подход подходит для задач визуального восприятия, его труднее применить к самопознанию 9. 0006 или другие психологические процессы (Eysenck & Keane, 2015).
5 Примеры исследований сознания
Ниже приведены захватывающие истории исследований сознания, которые заставляют задуматься и интригуют.
Анестезия
Анестезия играет решающую роль в хирургии уже более двух столетий. И все же, как это ни удивительно, как превращает сознательный индивидуум в бессознательное, осталось неясным.
Исследование, проведенное в 2018 году Кимом, Худетцем, Ли, Машуром и Ли из Мичиганского университета, зафиксировало мозговые волны пациентов, подвергающихся анестезии.
Их выводы подтвердили, что сознание не похоже на выключатель — либо включено, либо выключено. Вместо этого, по мере увеличения дозы анестезии, фи — мера сознания — падает до точки, когда всякое сознание отсутствует, и пациент не реагирует даже на боль.
Исследования Университета Орегона предполагают, что это снижение сознания может быть результатом способности анестезии отключать возбуждение в мозге и блокировать интеграцию информации (Alkire, Hudetz, & Tononi, 2008).
Приостановка анимации
Каждая секунда на счету в отделении неотложной помощи после серьезной травмы. Исследования показали, что можно выиграть дополнительное время, заменив кровь пациента ледяным физиологическим раствором, чтобы снизить его температуру до такой степени, что признаки жизни и умственная активность становятся почти нечитаемыми.
Несмотря на очевидную смерть мозга, этот метод спас жизнь. Пациенты полностью восстановились после экстремальной процедуры, восстановив все функции и, что особенно важно, сознание. Такие исследования приводят к важным вопросам относительно того, что означает смерть, природа сознания и как жизнь может продолжаться в его отсутствие (Mohiyaddin et al., 2017).
Моделирование сознания
Взгляд на человеческое сознание со стороны, кажется, рассказывает нам только часть истории.
Так почему бы не попытаться построить (Грациано, 2019)?
По мнению ученых-когнитивистов и нейробиологов, успешное построение сознания является результатом «особых типов вычислений по обработке информации, физически реализуемых аппаратным обеспечением мозга» (Dehaene, Lau, & Kouider, 2017).
В то время как некоторые утверждают, что, отражая такую обработку, мы придем к сознанию, другие с этим не согласны. Говорят, что это похоже на моделирование погоды. Каким бы реальным он ни казался, вы не промокнете. Может показаться, что хорошая симуляция подобно сознанию , но никогда не будет сознательным (MIT Press, 2019).
Тем не менее, исследователей это не останавливает. В статье 2019 года сообщалось об искусственной нейронной сети, способной успешно моделировать 77 тысяч нейронов и 0,3 миллиарда синапсов (Rhodes et al., 2019).
Сознание можно обмануть
Сознание, хотя и имеет решающее значение для переживания и того, что он чувствует, будучи человеком, не всегда надежно. В классическом исследовании 1998 года, известном как иллюзия резиновой руки , у участников одна рука была скрыта от глаз и заменена похожей на резиновую руку (Botvinick & Cohen, 1998). Когда фальшивую руку погладили, участники сообщали, что осознавали новую руку и испытывали чувство собственности.
Когда недавно повторили в виртуальной реальности, исследователи обнаружили, что виртуальная конечность также может ощущаться очень реальной, предполагая, что «наше ощущение себя непоследовательно и может быть распространено на объекты вне тела» (Alimardani, Nishio, & Ishiguro, 2016). .
Природа и содержание сознания могут быть менее ясны, чем мы себе это представляем.
Сознание подобно прожектору в темноте
Ученые-когнитивисты сообщают, что люди часто страдают от «невнимательной слепоты». Мозг, перегруженный информацией, фильтрует и игнорирует то, что считает ненужным.
В исследовании 1999 года испытуемых просили подсчитать количество пасов между баскетболистами. В то время как их внимание было сосредоточено на отслеживании мяча и игроков, большинство из них не заметили неожиданного прибытия человека, одетого в костюм гориллы (Simons & Chabris, 19 лет).99).
Невероятно, эксперимент повторялся несколько раз в разных форматах с тем же результатом. Мы часто не осознаем, на что не обращаем внимания, даже если это находится на виду.
Как измерить сознание
Традиционно сознание измеряли субъективно, то есть спрашивая кого-то, насколько он осознает что-то. В конце концов, в какой-то степени это и то, что вы испытываете (феноменальное сознание), и то, что вы можете сообщить об этом опыте (сознание доступа; Koch, 2020).
Тем не менее, дальнейшие исследования привели к потенциалу объективно измерять сознание и оценивать его с использованием единиц, известных как фи . В исследовании 2018 года пациентов перед анестезией подключали к электроэнцефалограмме с помощью электродов, прикрепленных к коже головы. Когда они теряли сознание, можно было записывать их мозговые волны и отслеживать снижение фи (Kim et al., 2018).
Джулио Тонони из Университета Висконсина описывает фи как количество сознания в системе — биологической или искусственной. Как правило, он «высокий в системе специализированных модулей, которые могут взаимодействовать быстро и эффективно», — говорит он. Кажется даже, что фи отличается внутри мозга, при этом разные области анатомии мозга демонстрируют разную степень сознания (Snaprud, 2018).
5 Книг по теме
Есть много книг о сознании, написанных с разных точек зрения, таких как биологический, искусственный интеллект, эволюционный, когнитивный и психологический. Ниже приведен пример некоторых личных фаворитов.
1.
Ощущение самой жизни: почему сознание широко распространено, но не поддается вычислению – Кристоф КохКнига Кристофа Коха 2020 года заслуживает того, чтобы ее прочитали не один раз. На его страницах Кох описывает свою новую теорию сознания и то, как мы воспринимаем мир и взаимодействуем с ним.
Хорошо написанная и захватывающая книга представляет собой путешествие по обычно скрытой работе нашего сознательного существа и последним открытиям передовой науки и техники.
Найдите книгу на Amazon.
2.
Совместимость с человеком: искусственный интеллект и проблема управления — Стюарт РасселСтюарт Рассел объясняет, что, хотя искусственный интеллект имеет много преимуществ, он также может нанести человечеству большой вред.
Хотя это и не является целенаправленной дискуссией о создании искусственного сознания, этические вопросы, которые он поднимает в отношении ИИ, важно учитывать наряду с человеческими способностями, которые мы можем наделить компьютерами.
Найдите книгу на Amazon.
3.
Когнитивная психология: пособие для студентов – Майкл В. Айзенк и Марк Т. КинЭта книга, регулярно обновляемая с учетом последних теорий и результатов исследований, остается по когнитивной психологии.
Глава о сознании предлагает невероятные идеи и путь к некоторым захватывающим результатам исследований его природы и сложности.
Найдите книгу на Amazon.
4.
Биологический разум: как мозг, тело и окружающая среда сотрудничают, чтобы сделать нас теми, кто мы есть – Алан ДжасаноффОкружающая среда, в которой находится мозг, имеет решающее значение для его функционирования.
Чтобы понять сознание, мы должны признать эволюционные процессы, которые привели нас сюда, и среду, в которой оно существует.
«Только понимая, как взаимодействуют мозг, тело и окружающая среда, мы сможем понять истинную природу нашей человечности».
Найдите книгу на Amazon.
5.
Новое открытие разума (представление и разум) – John R. SearleПервоначально опубликованная в 1992 году, эта книга по философии разума остается классическим текстом, все более актуальным для решения сегодняшних задач.
Серл объясняет, почему сознание зависит от физической природы мозга, и использует мысленные эксперименты, такие как Китайская комната , чтобы выяснить, почему симуляция сознания не то же самое, что быть сознательным .
Найдите книгу на Amazon.
Заметка о значении бессознательного состояния
Несмотря на то, что анестезия доказала свою эффективность в том, что пациенты теряют сознание во время операции, бессознательная обработка — это больше, чем просто отсутствие сознания (Kim et al., 2018).
Действительно, согласно теории бессознательного мышления , наше сознательное мышление может быть ограничено ограничивающими факторами. В результате бессознательное мышление иногда вмешивается, чтобы интегрировать большие объемы информации (Eysenck & Keane, 2015).
В то время как сознательное мышление может быть жизненно важным для решения проблем на основе правил, бессознательные мыслительные процессы могут работать в фоновом режиме, помогая нам в ежедневном принятии решений.
Связанные ресурсы PositivePsychology.com
У нас есть много инструментов в составе Инструментария позитивной психологии© , которые раскрывают, как мозг решает повседневные проблемы, а также рабочие листы, которые могут помочь клиентам размышлять над своим мышлением, получая ясность при принятии ключевых решений.
Почему бы не попробовать некоторые из следующих?
- Анализ поведения на основе саморефлексии предлагает практическое и глубокое исследование поведения клиента для формирования осознания его моделей.
- Упражнение «Познай себя» может использоваться клиентами, чтобы напомнить себе о том, кто они есть, способствуя лучшему самосознанию.
- Нейтрализация осуждающих мыслей направлена на то, чтобы остановить привычное негативное самоосуждение и может подтолкнуть человека к самопринятию, освобождая его для принятия более сбалансированного образа мышления.
- Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим с помощью КПТ, эта коллекция содержит 17 подтвержденных положительных инструментов КПТ для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим преодолеть бесполезные мысли и чувства и развить более позитивное поведение.
Важная информация
Понимание сознания — возможно, самая сложная проблема, с которой когда-либо сталкивались люди. Это более сложная задача, чем может решить один человек или даже одна команда исследователей. Скорее, как и в случае с картированием генома человека, для этого потребуется армия ученых из набора дисциплин, работающих на пределе своих знаний.
Тем не менее, награды огромны. Понимание сознания может помочь нам понять, что значит быть человеком, и ощущение самой жизни (Koch, 2020). Для этого наука должна найти поддающуюся проверке теорию сознания, которая была бы рациональной, отражая и объясняя нормальное и ненормальное функционирование мозга.
Мы, вероятно, придем к глубокому пониманию мозга, рассмотрев его связь с прошлым и средой, в которой он существует сейчас. Последствия этого понимания огромны. Такое знание может укрепить и наполнить наши отношения с планетой, на которой мы живем, с животными, с которыми у нас так много общего в ДНК, и с нашими поисками внеземной жизни.
Области нейронауки, биологии, генетики и даже искусственного интеллекта продолжают обеспечивать невероятное понимание функций нашего мозга и, следовательно, наших психологических процессов.
Терапевтам, работающим с клиентами, будет все более полезно понимать, как работает мозг и процессы, связанные с вниманием и опытом. Большая ясность того, что значит быть осознанным и как мы сохраняем полную вовлеченность в жизнь, будет влиять на методы лечения, которые мы используем, и наше представление об успехе для клиента.
Надеемся, вам понравилась эта статья. Для получения дополнительной информации не забудьте бесплатно загрузить три наших позитивных упражнения CBT.
- Алимардани М., Нишио С. и Исигуро Х. (2016). Удаление проприоцепции с помощью BCI создает более сильную иллюзию владения телом при управлении человекоподобным роботом. Научные отчеты , 6 (1).
- Алкире, М. Т., Худетц, А. Г., и Тонони, Г. (2008). Сознание и анестезия. Наука , 322 (5903), 876–880.
- Baumeister, RF, & Masicampo, EJ (2010). Сознательное мышление предназначено для облегчения социальных и культурных взаимодействий: как ментальные симуляции служат интерфейсу животных и культур. Psychological Review , 117 (3), 945–971.
- Ботвиник, М., и Коэн, Дж. (1998). Резиновые руки «чувствуют» прикосновение, которое видят глаза. Природа , 391(6669), 756–756.
- Блок, Н. (2012). Ответ Kouider et al.: Какая точка зрения лучше подтверждается доказательствами? Trends in Cognitive Sciences , 16 (3), 141–142.
- Дехане, С., Лау, Х., и Куидер, С. (2017). Что такое сознание и могут ли оно быть у машин? Наука , 358 (6362), 486–492.
- Айзенк, М. В., и Кин, М. Т. (2015). Когнитивная психология: Учебное пособие . Психология Пресс.
- Грациано, М. (2019). Истинная природа сознания: Разгадка самой большой тайны вашего разума. Новый ученый. Получено 25 ноября 2020 г. с https://www.newscientist.com/article/mg24332480-000-true-nature-of-cognition-solving-the-biggest-mystery-of-your-mind/ .
- Хофштадтер, Д. Р., и Деннет, округ Колумбия (1982). Я ума: фантазии и размышления о себе и душе . Пингвин.
- Ясанофф, А. (2018). Биологический разум: как мозг, тело и окружающая среда взаимодействуют, чтобы сделать нас такими, какие мы есть . Основные книги.
- Ким, Х., Худетц, А.Г., Ли, Дж., Машур, Г.А., и Ли, У. (2018). Оценка интегральной информационной меры фи по данным электроэнцефалографии высокой плотности во время состояний сознания у человека. Frontiers in Human Neuroscienc e, 12 .
- Кох, К. (2020). Ф Угорь самой жизни: почему сознание широко распространено, но не может быть вычислено . Массачусетский технологический институт Пресс.
- Пресса Массачусетского технологического института (2019). Кристоф Кох о «Ощущении самой жизни» и о том, как технологии позволяют нам наблюдать за сознанием. Получено 25 ноября 2020 г. с https://medium.com/@mitpress/christof-koch-on-the-feeling-of-life-itself-and-how-technology-allows-us-to-observe- e52b39091ad3
- Мохияддин С., Нанджая П., Саад А. О., Ачарья М. Н., Хан Т. А., Дэвис Р. Х. и Ашраф С. (2017). Подвесная анимация: прошлое, настоящее и будущее серьезных кардиоторакальных травм. ANZ Journal of Surgery , 88 (7–8), 678–682.
- Родс, О., Перес, Л., Роули, А. Г. Д., Гейт, А., Плана, Л. А., Бреннинкмейер, К., и Фербер, С. Б. (2019). Моделирование коры головного мозга в реальном времени на нейроморфном оборудовании. Философские труды Королевского общества A: Математические, физические и технические науки , 378 (2164).
- Рассел, С. (2020). Совместимость с человеком: искусственный интеллект и проблема управления . Книги пингвинов.
- Сирл, Дж. Р. (1992). Новое открытие разума: Представление и разум . Массачусетский технологический институт Пресс.
- Саймонс, Д.Дж., и Чабрис, К.Ф. (1999). Гориллы среди нас: устойчивая слепота по невнимательности к динамическим событиям. Восприятие , 28 (9), 1059–1074.
- Снапруд, П. (2018). Сознание: как мы разгадываем тайну, большую, чем наш разум. New Scientist Получено 26 ноября 2020 г. с https://www.newscientist.com/article/mg23831830-300-сознательность-как-мы-решаем-а-тайна-больше-чем-наши-умы/
- Трояни, В., Прайс, Э. Т., и Шульц, Р. Т. (2012). Невидимые испуганные лица способствуют управлению вниманием миндалевидного тела. Социальная когнитивная и аффективная неврология , 9 (2), 133–140.
Количественная оценка человеческого сознания с помощью ИИ
Резюме: Новый алгоритм глубокого обучения способен одновременно количественно оценивать возбуждение и осознание у людей.
Источник: CORDIS
Новое исследование, проведенное при поддержке проектов HBP SGA3 и DoCMA, финансируемых ЕС, дает ученым новый взгляд на человеческое сознание.
Исследовательская группа под руководством Корейского университета и Университета Льежа (Бельгия), партнера проекта, разработала объяснимый индикатор сознания (ECI) для изучения различных компонентов сознания.
Их выводы были опубликованы в журнале Nature Communications .
Сознание можно описать как имеющее два компонента: возбуждение (т. е. бодрствование) и осознание. Акт открытия глаз указывает на состояние бодрствования, а способность воспринимать различия или следовать командам указывает на осознанность.
При разных состояниях — сон без сновидений, сон со сновидениями, анестезия и тяжелые черепно-мозговые травмы — существуют разные уровни сознания. До сих пор не было сообщений о системах измерения, способных дать количественную оценку двух компонентов сознания.
Надежная мера сознания
ECI, разработанный исследователями, использует глубокое обучение, чтобы различать бодрствование и осознание в физиологических, фармакологических и патологических состояниях. Команда проанализировала активность мозга шести здоровых участников во время сна; 16 здоровых участников под кетаминовой, пропофоловой или ксеноновой анестезией; и 34 участника, которые находились в коме в результате тяжелой черепно-мозговой травмы.
Исследование показало, что вызванная кетамином анестезия и сон с быстрым движением глаз (когда происходит большая часть наших сновидений) с низким уровнем бодрствования и высоким осознанием явно отличаются от других состояний. Более того, было обнаружено, что теменные области мозга наиболее важны для измерения бодрствования и осознания в измененных состояниях сознания.
Авторы исследования описывают новый инструмент как потенциально «надежный дискриминатор и ценный инструмент как объективную меру сознания».
В этом документе представлена «первая в мире технология для одновременной количественной оценки возбуждения и осознания», — утверждает соавтор исследования профессор Сон-Ван Ли из факультета искусственного интеллекта Корейского университета.
У ECI есть потенциал для улучшения клинической помощи пациентам в различных условиях, таких как мониторинг состояний, вызванных анестезией, во время операции и диагностика пациентов в коматозном или вегетативном состоянии.
По словам соавтора доктора Оливии Госсерис, которая является содиректором научной группы комы в Университете Льежа, «необходимы дальнейшие исследования для внедрения этого нового индикатора в клиническую практику и даже для разработки онлайн и инструмент в режиме реального времени, который будет внедрен в наших больницах, операционных и отделениях интенсивной терапии».
Сознание можно описать как имеющее два компонента: возбуждение (то есть бодрствование) и осознание. Изображение находится в свободном доступе.HBP SGA3 (Специальное соглашение о гранте для проекта «Человеческий мозг» 3) — это последний из четырех этапов инициативы «Проект человеческого мозга». «Это плодотворное международное сотрудничество между партнерами HBP иллюстрирует эффективность инструментов платформы обмена данными EBRAINS для больших наборов нейровизуализации человека», — говорит соавтор исследования и руководитель группы Coma Science Group профессор Стивен Лорейс из Льежского университета.
«Наша работа основывалась на усилиях, предпринятых командами проекта «Человеческий мозг» для продвижения и облегчения цифровой нейробиологии и медицины мозга». Проект DoCMA (Расстройства сознания (DoC): улучшение передачи знаний и профессиональных навыков в области доказательных вмешательств и проверенных технологий для лучшего лечения пациентов) завершается в январе 2023 года.
Ссылки на проект:
HBP SGA3 веб-сайт проекта
веб-сайт проекта DoCMA
См. также
Автор: Пресс-служба
Источник: CORDIS
Контактное лицо: Пресс-служба – CORDIS
Изображение: Оригинал находится в открытом доступе
3 .
«Количественная оценка возбуждения и осознания в измененных состояниях сознания с использованием интерпретируемого глубокого обучения» Минджи Ли и соавт. Nature Communications
Abstract
Количественная оценка возбуждения и осознания в измененных состояниях сознания с использованием интерпретируемого глубокого обучения
Сознание можно определить по двум компонентам: возбуждение (бодрствование) и осознание (субъективный опыт). Однако о нейрофизиологических показателях сознания, способных разделить эти компоненты, не сообщалось.
Здесь мы предлагаем объяснимый индикатор сознания (ECI), использующий глубокое обучение для разделения компонентов сознания.
Мы используем электроэнцефалографические (ЭЭГ) ответы на транскраниальную магнитную стимуляцию в различных условиях, включая сон ( n = 6), общая анестезия ( n = 16) и тяжелая черепно-мозговая травма ( n = 34). Мы также проверяем нашу схему с использованием ЭЭГ в состоянии покоя под общей анестезией ( n = 15) и тяжелой черепно-мозговой травмой ( n = 34). ECI одновременно измеряет возбуждение и осознание в физиологических, фармакологических и патологических условиях.
В частности, вызванная кетамином анестезия и сон с быстрыми движениями глаз с низким уровнем возбуждения и высоким уровнем сознания четко отличаются от других состояний. Кроме того, теменные области, по-видимому, наиболее важны для количественной оценки возбуждения и осознания.
Этот индикатор дает представление о нейронных коррелятах измененных состояний сознания.
Карта человеческого сознания ESP-A
Этот пост предлагает вам рассмотреть ваше сознание, состоящее из четырех различных доменов.
Первый домен — это тот, которым я сейчас занимаюсь. Говорящая часть вашего разума читает это и думает о том, что это значит. Это «я» часть вашего сознания, которая размышляет о происходящем и повествует о том, что есть и должно быть, например: «Читаю этот пост и думаю, что это значит».
Мы будем называть это « эго », буквой «Е» на карте ESP-A, изображенной ниже. 2 Эго — это самосознательная рефлексивная петля, которая развивается как интерпретатор, функционирующий для оправдания ваших действий. Оно возникает из того, что мы можем назвать вашим приматом « я сам », что является буквой S в модели.
Ваше приматическое «я» — это воплощенный взгляд на мир, который вы видите. Вспомните, например, когда в последний раз вы чувствовали себя неуверенно, или уязвимы, или беспокоились о том, что произойдет, и вы предвкушали боль, угрозу, утрату или критику. Возможно, вы даже подумали: «Хотел бы я не быть таким напряженным и уязвимым». Это предложение отражает то, как часто оформляются отношения «эго-я».
Рассказывая о том, что происходит, эго часто выносит суждения или просьбы к себе. Это представление об эго, направляющем самость, очень близко согласуется с концепцией Фрейда об эго и ид как об отношениях между всадником и лошадью. В 1932 году Фрейд писал:
Отношение Эго к Оно можно сравнить с отношением между всадником и его лошадью. Лошадь обеспечивает двигательную энергию, а всадник имеет прерогативу определять цель и направлять к ней движения своего мощного скакуна. Но слишком часто в отношениях между Эго и Оно мы находим картину менее идеальной ситуации, в которой всадник обязан вести свою лошадь в том направлении, в котором она сама хочет двигаться. 1
Теперь представьте, что вы говорите себе: «Надеюсь, другие люди не знают, насколько я беспокоен и уязвим». У вас может возникнуть эта мысль, потому что вы заботитесь о том, что думают другие люди, вы хотите, чтобы вас ценили в мире, и вы не хотите, чтобы другие считали вас напуганным, слабым или неуверенным в себе.
Мы управляем своими впечатлениями от других через нашу персону , которая является буквой «P» в модели. Это относится к тому, как вы пытаетесь надеть маску или сыграть роль, которая позволяет вам вписаться в социальную арену и управлять своими отношениями с другими. Всякий раз, когда вы пытаетесь сознательно отфильтровать информацию от людей, что может включать в себя все, от блокировки вашего дневника до закрытия двери перед деликатным разговором, до личных мыслей, которые вы не должны высказывать публично, вы фильтруете информацию, которая находится в пространство вашего эго-я из области персоны.
Наконец, выделите секунду и просто будьте. В «просто бытии» отпустите свои убеждения, желания, побуждения, желания, мысли и эмоции. Просто сядьте и обратите внимание на то, что вы испытываете в сыром виде. Это поле чистого осознания , которое является буквой «А» в модели. Это поле опыта, которое просто представляет себя вам. Это волшебство того, как вода мозга превращается в вино субъективного опыта от первого лица. Это ваш эпистемологический портал в мир, который позволяет вам испытать себя в качестве свидетеля. Это чистое осознание и есть то, что философ Роб Скотт назвал «естьностью». Она не требует никаких выводов, анализа или предположений.
Модель ESP-A
Источник: Gregg Henriques
Определив эти четыре области человеческого сознания, мы теперь можем делать кое-какие интересные вещи. Во-первых, каждый домен находится в контакте с другими. Мы можем видеть соединение от A до S, от E до P.
Рассмотрим, как чистое осознание интерпретируется самостью. Возвращаясь к примеру с чувством уязвимости, подумайте, как бы вы отреагировали на человека, который повысил бы на вас голос, пока вы находились в таком состоянии. Очень вероятно, что ваше «я» примата воспримет этот тон как угрозу. Мы можем сказать, что это просто перцептивное переживание более громкого голоса на одном уровне. Однако «я» примата улавливает этот опыт, воспринимает его как угрозу и помещает тон в эмоциональный и мотивационный контекст. Эти чувства придают смысл тону и подготавливают тело к защите, подчинению или бегству.
Тогда мы можем сказать, что эго выходит на линию и «схватывает» чувства самости и интерпретирует их. Эго должно решить, оправданы ли чувства страха, гнева или подчинения в ответ на изменение тона и общего контекста. В то время как я примата больше реагирует на непосредственную ситуацию в этом контексте, эго лучше осведомлено о личности и долгосрочных последствиях ваших действий в социальной среде. Таким образом, работа эго состоит в том, чтобы интерпретировать происходящее и находить оправданный путь, основываясь на том, на что реагирует «я» примата, и на социальных требованиях, которые давят на персону.
Помимо четкого определения четырех областей человеческого сознания, мы можем использовать модель ESP-A, чтобы прояснить важную взаимосвязь между медитативными практиками осознанности многих восточных традиций и психологическими практиками осознанности, лежащими в основе современной психотерапии. Практики медитативной внимательности сосредоточены в первую очередь на чистом осознании и на том, как культивировать внимание в этом пространстве.
Как услужливо охарактеризовал его Сэм Харрис, медитативная осознанность дает много преимуществ людям, которые могут выйти за пределы обычного потока привязанностей, реакций, убеждений и увидеть мысли и чувства в новом свете, который дает много свобод.
Напротив, большая часть моего обучения психотерапевту в гуманистических, психодинамических и когнитивных традициях была сосредоточена на отношениях между приматическим «я» и его побуждениями и чувствами, эго и персоной. Современная психотерапия направлена на то, чтобы помнить об отношениях экстрасенсорного восприятия и гораздо меньше внимания уделяет чистому осознаванию.
Дело в том, что модель ESP-A дает нам четкую и полезную основу для объединения психологических и медитативных практик осознанности таким образом, что позволяет нам увидеть, как они пересекаются, чем они отличаются и могут продуктивно дополнять друг друга.