Сознание человека: Сознание (психология) — Википедия – Сознание человека. Почему сознание это не мозг — АЛЛАТРА Вести

Сознание человека | Clinic All



Наше Я

Что лежит в основе неповторимого индивидуального сознания, в основе «я» каждого человека! Этот вопрос в той или иной форме волнует человека с незапамятных времен. Сознание человека и современная наука!

Несмотря на то, что уже глубоко, казалось бы, изучена работа мозга, работа отдельных его структур, полного понимания всех физиологических основ этого феномена — индивидуального сознания — еще нет. О том, какими путями наука приближается к ответу на этот сложный вопрос, рассказывает публикуемая статья.

Для каждого человека, мало знакомого с философией и современной нейрофизиологией, существование своего «я», своего индивидуального сознания и самосознания представляется каким-то совершенно необъяснимым явлением, граничащим с чудом.

Действительно, мое появление на свет, возникновение моего «я» — это ведь чистая случайность! Ибо если бы мой отец и моя мать не встретили когда-то друг друга, то не было бы и меня, я бы сейчас не ходил по этой чудесной земле, не беседовал бы с друзьями…

Но, с другой стороны,- это ведь именно мое «я», моя психика, мой мозг воспринимают этот окружающий меня мир, получают разнообразнейшую информацию о нем, осмысливают ее, перерабатывают…

И вместе с отходом ко сну он, этот мир, как бы исчезает, с тем, чтобы завтра утром возродиться вновь. И так — до самой смерти, когда он исчезнет совсем.

Значит, с одной стороны, мое «я»- это сугубо случайное явление, а с другой — как бы абсолютно необходимое, совершенно закономерное и обязательное, ибо без моего личного существования вроде бы не было и этого мира. Однако это уже нечто от солипсизма!

Но это же нелепость, ибо каждый из существующих на Земле людей может думать именно так же. Известно, что именно трудность осмысления феномена индивидуального сознания привела таких крупных ученых, как английский нейрофизиолог Ч. Шеррингтон и его ученик Дж. Экклз, к дуализму, то есть к мнению о существовании вне нас чего-то идеального, что порождает индивидуальное сознание человека, лишь входя в контакт с мозгом.

Мозг, по Дж. Экклзу, по сути, лишь только своеобразный, очень чувствительный детектор, который воспринимает «дух». Связь эта происходит на уровне синапсов — образований, где нервные клетки через свои отростки контактируют одна с другой.

Как видите, перед нами старое-престарое, хотя и приодетое в современную физиологическую терминологию, представление о существовании вне нас и независимо от нас некоей абсолютной идеи (Гегель) или «мира идей» (Платон), которые лишь выявляют себя в индивидуальном человеческом сознании.

Сознание однояйцевых близнецов

Что же может сказать современная наука об основах каждого индивидуального психического «я», его неповторимости?

Так как неповторимость каждого «я» — это фактически неповторимость нервной системы каждого из нас во всех ее проявлениях, то могло бы казаться, что на вопрос ответить очень просто: она основывается на неповторимости, уникальности генных комбинаций при оплодотворении каждой яйцеклетки.

И в самом деле, если учесть, что один из родителей производит в течение своей жизни более 17 000 половых клеток, а другой — более 300 биллионов, то шанс, что одинаковая генная комбинация повторится, составляет один на 5 миллионов биллионов,- практически такое повторение невозможно.

И, однако, стоит произнести: «однояйцевые близнецы», — чтобы стало ясно, что не это является главным, определяющим в причине неповторимости индивидуального «я» человека. Ведь у однояйцевых близнецов одна и та же генетическая основа, одна и та же генная комбинация, и, тем не менее — это два разных индивидуума, со своим индивидуальным сознанием и самосознанием, со своим «я».

Известно, что однояйцевые близнецы, помимо чрезвычайного внешнего сходства имеют много сходного, одинакового и в формировании их нервной системы. Именно поэтому по характеру основных нервных процессов они стоят друг к другу гораздо ближе, чем двуяйцевые близнецы и тем более прочие братья и сестры.

Очень сходна у однояйцевых близнецов электроэнцефалограмма, а ведь она во всех своих подробностях так же индивидуальна, так же специфична, как кожный узор кончиков пальцев. О сходстве психических процессов у многих однояйцевых близнецов рассказывают прямо-таки легенды.

Например, в семье Бахов, давшей миру несколько выдающихся музыкантов, было два однояйцевых близнеца.  Иоганн Христофор и Иоганн Амбросиус, отец знаменитого Иоганна-Себастьяна Баха,- которые не только внешне так походили друг на друга, что их с трудом различали жены, но и образ мышления у них был столь одинаков, что они одинаково играли, одинаково развивали музыкальную тему.

И, однако, как показали многие фундаментальные исследования, значительным оказывается сходство психики у однояйцевых близнецов лишь при сравнении относительно простых нервных функций, при сопоставлении же более сложных различия между ними все более возрастают. И к тому же чем дальше по времени процесс индивидуального развития, тем резче близнецы отличаются друг от друга своими психическими свойствами.

Значит, генами передается лишь самый общий план развития центральной нервной системы нового существа, определяющий наиболее общие структуры в мозгу. И при этом, как было экспериментально показано, лишь сравнительно простые из них формируются как бы автоматически, независимо от каких бы то ни было внешних воздействий.

Так, например, прокладывают свой путь к совершенно определенным нервным клеткам первичных зрительных центров отростки клеток сетчатки, идущие в составе зрительного нерва. Оказывается, что если эти отростки искусственно «перепутать», они все равно в процессе роста будут направляться к «своим», как бы им предназначенным клеткам нервных центров.

Как выяснилось, такой выбор правильного пути зависит от химического сродства нервных элементов, устанавливающих между собой контакт, образно говоря, отростки нервных клеток как бы обладают «химическим чутьем».

Для нормального же формирования более высокого уровня структур в мозгу оказывается необходимым уже участие тех или иных внешних воздействий, включающихся к тому же в совершенно определенные периоды развития организма.

Так, если крыс или кошек с самого рождения держать 2- 3 месяца в темноте, то у них в будущем никогда не сформируются высшие зрительные функции в коре головного мозга: они не научатся отличать предметы один от другого, брать корм только от знакомых людей и т. д.

Подобное явление лежит и в основе «феномена Маугли»: из ребенка, если он долгое время был изолирован от человеческого общества, а затем возвращается в него, можно надеяться воспитать психически нормального человека лишь в том случае, если его возраст к этому моменту меньше 13- 14 лет. Связи в мозгу, необходимые для такого кардинального «переучивания», для такой перестройки, уже не способны создаваться после указанного возраста.

В дальнейшем идет замыкание новых нервных связей, формирование новых функциональных структур, новых психических функций уже почти целиком под влиянием внешних воздействий и главным образом социальной среды.

И этот процесс становится все более индивидуализированным, ибо хотя бы в чем-то незначительном сочетание таких воздействий на один организм будет обязательно отличаться от воздействия на другой. Это уже действительно сугубо индивидуальный опыт.

Поэтому-то в самом тончайшем строении, в формировании массы (миллионов и миллиардов) новых синапсов каждый мозг неповторим. Но эта уникальность, неповторимость не столько генетическая, сколько образующаяся в процессе развития, в процессе восприятия и «усвоения» внешнего.

Зарождение и развитие сознания человека

Сознание своего «я», самосознание появляются у человека не сразу после рождения. Как выяснилось в результате наблюдений многих психологов, отчетливое выделение своего «я» из «не-я» приходится примерно на третий год жизни ребенка.

Именно в этом возрасте ребенок также впервые начинает называть себя «я». «Я» — многоэтажная структура.

В него входит, прежде всего, чувство собственного существования вообще, чувство «бытия в мире». О времени появления этого чувства мы знаем пока очень мало.

Как показали исследования многих психологов, и особенно тщательные наблюдения известного швейцарского ученого Жана Пиаже над развитием своих трех детей, в самом раннем периоде жизни ребенка (от момента рождения и до 4 месяцев) личность и окружающий ее мир абсолютно не дифференцируются.

Для младенца в этот период окружающие предметы существуют лишь как его ощущения, они как бы слиты с действиями, которые по отношению к ним производит ребенок. Лишь в возрасте 4-8 месяцев младенец начинает выполнять действия, уже более определенно направленные на предметы и события, существующие вне его и отдельно от него.

Может быть, именно в этом возрасте и появляется это еще совершенно недифференцированное, неосознаваемое чувство собственного существования вообще, которое лишь в последующем будет развиваться и все более осознаваться. Формирование «я» связано также с созданием в мозгу «схемы тела» (так называется своеобразное объединение в одно функциональное целое всех импульсов, исходящих от разных частей нашего тела).

Последующие же пласты «я» образуются в процессе получения организмом самой разнообразной информации извне. И чем выше этажи «я», тем они многограннее и богаче. И вообще богатство каждого «я» будет прямо зависеть от количества и качества воспринятой и переработанной информации.



В этом «обогащении» и заключается роль общества, всех его институтов при формировании каждой личности. Последним определяется и общественный характер сознания человека.

Многоэтажность индивидуального сознания может испытать каждый человек, пробуждаясь после глубокого сна или выходя из обморочного состояния. Принято ссылаться на очень обстоятельное, классическое описание, сделанное физиологом А. А. Герценом, который сам страдал обмороками.

По его свидетельству, вначале при выходе из обморочного состояния возникает неопределенное, совершенно недифференцированное ощущение своего существования вообще, затем появляются хаотические представления без чувства личного «я», и лишь позднее восстанавливается полное осмысление всего окружающего с разделением «я» от «не-я».

И после пробуждения и при выходе из обморока эти фазы протекают очень быстро, в какие-то мгновения сменяя одна другую. Известно, что чувство «я» у каждого из нас сохраняется, несмотря на то, что ночью мы крепко спали или даже теряли сознание на длительное время, как бывает при травме головы. Эта непрерывность «я» поддерживается механизмами памяти.

Как известно, генетически от родителей детям передаются многие особенности нервной системы. Поэтому-то дети или внуки бывают похожи как своим характером, так и склонностями на отца или мать, на деда или бабку. Ну, а может ли в глубинах нашего мозга, в глубинах памяти происходить такая «запись» событий индивидуальной жизни, которая тоже способна передаваться по наследству от одного человека к другому?

Родовая память и  «dejavu»

Известно, что еще 3. Фрейд писал о передаче по наследству «родовой памяти». Он считал, что в подсознательных сферах нашего мозга хранится память веков.

При этом в своих построениях, касающихся закономерностей психической деятельности человека, Фрейд предполагал возможность передачи по генетическим механизмам и отдельных событий этой «родовой памяти».

Так, он считал, что у каждого из нас в глубинных сферах мозга имеется — подсознательная память, скажем, на такие события, как убийство в далеком прошлом нашим диким предком своего отца, факты кровосмешения и т. д.  

Вот эта «вина» за совершенное в прошлом нашими далекими предками, засев, как заноза, в подсознательной сфере каждого из ныне живущих людей, и является будто бы основой, причиной многих случаев заболеваний неврозами.

Подобные «откровения» 3. Фрейда начисто отметаются данными современной нейрофизиологии. Генетически по «родовой памяти» могут передаваться лишь какие-то самые общие особенности высшей нервной деятельности человека, определяющие собой степень его возбудимости, реактивности, темперамент, характер, но никак не память на события, случавшиеся в индивидуальной жизни.

Поэтому и не может быть того, что так красочно описал И. Ефремов в своем романе «Лезвие бритвы»: воссоздание в памяти современного человека событий, случившихся с каким-то отдаленным его предком.

Интересно, что замечательный русский писатель И. Бунин был уверен в том, что его память хранит воспоминания об определенных событиях, переданных ему от предков и, в частности, от отца. Об этом можно прочесть, например, в книге Сергея Антонова «От первого лица».

В «Жизни Арсеньева» И. Бунин пишет: «Разве мы могли бы любить мир так, как любим его, если бы он уж совсем был нов для нас?» И, приехав впервые в Севастополь, он был уверен, что уже видел этот город раньше (в Севастополе воевал его отец).  

Все это хорошо известно в медицине под названием феномена «уже виденное» («dejavu»). Вначале оно было описано у больных с поражением височной области мозга (на почве опухоли, эпилепсии и т. п.).

В этой зоне мозга лежат структуры, которые как бы «санкционируют» узнавание, сходство данного явления с каким-то прежним. А в случае заболевания эти структуры могут «срабатывать» и при отсутствии действительного сходства, вызывая «ложное узнавание».

Интересно, что болезненные процессы в этой области могут вызывать и противоположное явление, когда хорошо знакомая ситуация будет казаться больному впервые виденной (феномен «jamaisvu»).

Феномен «уже виденного» наблюдается иногда и у здоровых людей. Как считают некоторые ученые, это бывает чаще у людей, долго учившихся или много путешествовавших. Подобные случаи описаны и в художественной литературе (например, Диккенсом в «Давиде Копперфильде»). Видимо, и психика Бунина обладала такой довольно редкой особенностью.

Поскольку, как уже было сказано, индивидуальное сознание формируется каждый раз заново в процессе взаимодействия мозга с внешними факторами, должно быть ясно, что какие-либо элементы индивидуального сознания от родителей детям передаваться не могут. Собственно, об этом хорошо было сказано еще Лукрецием: «И потому мы должны убедиться, что бывшие души  сгибли, а та, что теперь существует, теперь и родилась».

Где живет сознание

Где же в мозгу человека локализуется сознание? Имеется ли там какая-либо ограниченная область, ответственная за эту функцию? Где и как получить квалифицированное лечение за рубежом в случае расстройства сознания?

Известно, что такие сложные психические функции, как, например, речь, письмо, счет, нарушаются при поражении определенных областей коры головного мозга.

Это и дало основание выделить в нем центры речи, письма, счета. Позднее, однако, выяснилось, что говорить в этих случаях о «центрах», как ограниченных участках, где именно заложена данная функция, можно лишь условно.

Дело в том, что указанные «центры» располагаются на стыках тех зон мозга, где заканчивается нервные пути от различных органов чувств и которые сами, таким образом, действительно являются высшими корковыми анализаторами для таких сравнительно простых функций, как слух, зрение, осязание и т. д.

 Для формирования же таких сложных навыков, как речь, письмо, счет, оказывается необходимым формирование особых связей между указанными корковыми зонами. Поэтому-то стыки этих зон и представляются как бы центрами речи, письма и т. д., ибо разрушение их действительно ведет к утрате человеком названных функций.

Попытки выделить, локализовать еще более сложную функцию мозга — функцию сознания — в совершенно определенных его участках известны издавна. Когда-то в древности Р. Декарт седалищем сознания произвольно избрал маленькое образование в мозгу, именуемое шишковидной железой за ее форму, действительно несколько похожую на елочную шишку.

В связи с тем, что сознание выключается при повреждении ствола мозга, в последние десятилетия стали считать центром сознания именно его стволовые образования. А совсем недавно довольно распространенной на Западе была гипотеза о центрэнцефалической системе как своеобразном центре сознания предложенная известным канадским нейрофизиологом В. Пенфилдом (кстати, автором романа «Факел» о жизни величайшего врача древности Гиппократа).

Но все эти теории не учитывают того, о чем уже говорилось, а именно, что нарушение всякой сложной функции мозга, например, утрата речи при поражении той или иной его области, еще не говорит о том, что именно эта пораженная область является «центром» данной функции.

Действительно, такое сложнейшее явление, как сознание, складывается в результате работы самых различных уровней и областей мозга. Например, его стволовые структуры держат функцию сознания на уровне бодрствования: в стволе идут пути, которые, подобно силовой установке, как бы энергетически питают вышележащие отделы мозга.

Естественно, что при выключении этой силовой установки тухнут «лампочки-клетки» в коре мозга. Хотя сознание — структура и многослойная и многозвеньевая, в основном это все же функция коры головного мозга, зависящая от совместной синхронной работы многих зон коры. Поэтому повреждение любого участка коры, «поломка» любой сложной ее деятельности — такой, как речь, письмо,- ведет к определенной ущербности сознания, хотя и не выключает его совсем.

Несмотря на то, что сегодня мы много знаем о работе мозга в целом и отдельных его структур, все же надо признать, что до полного понимания всех физиологических основ этого замечательного явления — индивидуального сознания — еще очень не близко. Возможно, те мерки, с которыми современная наука подходит к объяснению его, недостаточны и не совсем адекватны.

Например, в физике: на каком-то этапе ее развития очевидные положения, принципы ньютоновской физики оказались недостаточными для объяснения полученных фактов, и понадобились совершенно новые идеи, новые теории, разработанные гениальными Эйнштейном, Бором, Планком и другими.

О том, что объяснение каждого нового более высокого уровня явлений нуждается и в новых подходах, новых теориях, говорят методологические требования принципа дополнительности, выдвинутого Нильсом Бором, а также общая теория систем, развитая в трудах Л. Берталанфи. Согласно последней, закономерности деятельности той или иной системы не могут сводиться лишь к закономерностям, характерным для подсистем, входящих в нее.

Попытки найти эти новые подходы, новые пути объяснения феномена индивидуального сознания делались и раньше, делаются и сегодня. И не следует впадать в пессимизм, не следует думать вслед за скептиками, что эта проблема неразрешима.

Уже сейчас очень многое в проблеме нейрофизиологических механизмов, лежащих в основе индивидуального сознания, нам стало ясным, хотя, несомненно, еще больше потребуется сделать, чтобы до конца уяснить себе сущность этого удивительного явления.



Похожее

Глава 5. Сознание человека

Краткое содержание

Природа человеческого сознания. Сознание как форма отражения человеком действительности. Основные признаки сознания. Психологическая характеристика сознания человека. Значение и смысл как составляющие сознания. Роль речи в функционировании человеческого сознания. Сознание как обобщенное, словесно определенное отражение человеком действительности в ее сущностных и наиболее устойчивых инвариантных свойствах.

Возникновение и развитие сознания. Предпосылки и условия возникновения сознания: совместная продуктивная деятельность людей, распределение труда, ролевая дифференциация и активизация общения, выработка и использование языка, других знаковых систем, становление человеческой материальной и духовной культуры. Основные направления фило- и онтогенетического развития сознания. Возникновение и развитие у человека рефлексивной способности. Становление системы понятий. Изменение психологии и поведения людей под влиянием исторических событий. Успехи науки, культуры, промышленного производства, появление новых средств познания и саморегуляции (психической и поведенческой) — факторы, обеспечивающие развитие сознания. Основные направления развития сознания в современных условиях. Грядущие социально-экономические изменения и перспективы развития сознания человека.

Сознание и бессознательное. Понятие бессознательного. Проявления бессознательного начала в психических процессах, свойствах и состояниях человека. Бессознательное в личности человека. Сновидения как проявление бессознательного. Соотношение между сознательной и бессознательной регуляцией поведения человека. Виды бессознательных психических явлений.

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его,, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.

132

Глава 5. Сознание человека

Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических позиций. В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических или идеалистических позиций, но на пути ее материалистического понимания возникало множество самых сложных вопросов. Именно по этой причине глава о сознании, несмотря на важнейшее значение этого явления в понимании психологии и поведении человека, до сих пор остается одной из наименее разработанных.

Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.

Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.

Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразив их в словах, понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и т.п.) такая способность теряется.

Мысленное представление и воображение действительности — вторая важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением

133

говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека.

Здесь, правда, есть одна сложность. Воображение и представления не всегда находятся под сознательным волевым контролем и в этой связи возникает вопрос: имеем ли мы дело с сознание в том случае, если они представляют собой «поток сознания» — спонтанное течение мыслей, образов и ассоциаций. Думается, что в данном случае правильнее было бы говорить не о сознании, а о предсознании — промежуточном психическом состоянии между бессознательным и сознанием. Иными словами, сознание почти всегда связано с волевым контролем со стороны человека его собственной психики и поведения.

Представление действительности, отсутствующей в данный момент времени или вовсе не существующей (воображение, грезы, мечты, фантазия), выступает как одна из важнейших психологических характеристик сознания. В данном случае человек произвольно, т.е. сознательно, отвлекается от восприятия окружающего, от посторонних мыслей, и сосредоточивает все свое внимание на какой-либо идее, образе, воспоминании и т.п., рисуя и развивая в своем воображении то, что в данный момент он непосредственно не видит или вообще не в состоянии увидеть.

Волевое управление психическими процессами и состояниями всегда связывалось с сознанием. Не случайно, что в старых учебниках по психологии темы «Сознание» и «Воля» почти всегда соседствовали друг с другом и обсуждались одновременно.

Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует, В отличие от ощущений и восприятия, представлений и памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств. Одно из них — осмысленность представляемого, или осознаваемого, т.е. его словесно-понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой.

Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.

Сознание почти всегда связано с употреблением для обозначения осознаваемого слов-понятий, которые, по определению, содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов.

134

Третья характеристика человеческого сознания это его способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек .передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это является главным в языке и общении животных), но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире.

Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, отнесение ее к той или иной категории. С примерами схем, работающих в области восприятия, памяти и мышления, мы еще встретимся на страницах учебника при рассмотрении познавательных процессов.

Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в сообщаемом главное. Так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение от всего второстепенного, и сосредоточение сознания на самом существенном. Откладываясь в лексике, семантике в понятийной форме, это главное затем становится достоянием индивидуального сознания человека по мере того, как он усваивает язык и научается пользоваться им как средством общения и мышления. Обобщенное отражение действительности и составляет содержание индивидуального сознания. Вот почему мы говорим о том, что без языка и речи сознание человека немыслимо.

Язык и речь как бы формируют два разных, но взаимосвязанных в своем происхождении и функционировании пласта сознания: систему значений и систему смыслов слов. Значения слов называют то содержание, которое вкладывается в них носителями языка. Значения включают в себя всевозможные оттенки в употреблении слов и лучше всего выражены в различного рода толковых общеупотребительных и специальных словарях. Система словесных значений составляет пласт общественного сознания, которое в знаковых системах языка существует независимо от сознания каждого отдельно взятого человека.

135

Смыслом слова в психологии называют ту часть его значения или то специфическое значение, которое слово приобретает в речи употребляющего его человека. Со смыслом слова, кроме ассоциированной с ним части значения, связано множество чувств, мыслей, ассоциаций и образов, которые данное слово вызывает в сознании конкретного человека.

Сознание, однако, существует не только в словесной, но и в образной форме. В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и преобразующей соответствующие образы. Наиболее ярким примером образного человеческого сознания является искусство, литература, музыка. Они также выступают как формы отражения действительности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества. Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло, вероятно (об этом сейчас, по прошествии десятков тысяч лет, трудно судить определенно), в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для того чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы. Эта цель должна быть означена, т.е. определена и выражена в слове.

Точно так же, по-видимому, в онтогенезе возникает и начинает развиваться индивидуальное сознание ребенка. Для его становления также необходимы совместная деятельность и активное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия. С самого начала фило- и онтогенетического возникновения и развития челове-

136

ческого сознания его субъективным носителем становится речь, которая вначале выступает как средство общения (сообщения), а затем становится средством мышления (обобщения).

Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово и связанное с ним содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Это впервые и происходит в совместной деятельности. Получив свое всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное сознание и становится его достоянием в форме значений и смыслов. Следовательно, вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание, причем такая последовательность развития характерна не только для филогенеза, но и для онтогенеза сознания. Индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения (интериоризации, социализации).

Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Иного пути осознания этого, кроме получения возможности «видения» собственной психологии, опредмеченной в творениях, для человека нет. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными. Поэтому творчество есть путь и средство самопознания и развития сознания’ человека через восприятие им своих собственных творений.

В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный от него и существующий независимо от него. Позднее появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Такова последовательность стадий развития сознания в фило- и онтогенезе. Данное первое направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное.

Второе направление связано с развитием мышления и постепенным соединением мысли со словом. Мышление человека, развиваясь, все больше проникает в суть вещей. Параллель-

137

но с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых знаний. Слова языка наполняются все более глубоким смыслом и, наконец, когда развитие получают науки, превращаются в понятия. Слово-понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.

Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. Филогенез его развития можно, таким образом, представить в историческом ракурсе. Но то же самое справедливо и в отношении сознания человека в ходе его онтогенетического развития, если благодаря произведениям культуры, созданным людьми, индивид все глубже проникает в психологию живших до него народов. Это направление в развитии сознания есть смысл обозначить как историческое.

В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, по-видимому, идет с известным ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса. Такой вывод можно сделать на основании того, что все процессы, описанные выше в основных направлениях преобразования сознания, существуют и усиливаются.

Магистральным направлением дальнейшего развития человеческого сознания становится расширение сферы осознаваемого человеком в себе и окружающем мире. Это, в свою очередь, связано с совершенствованием средств материального и духовного производства, с начавшейся в мире социально-экономической революцией, которая со временем должна перерасти в революцию культурно-нравственную.

Первые признаки такого перехода мы начинаем замечать уже сейчас. Это — рост экономического благосостояния разных народов и стран, изменение их идеологии и политики как на международной, так и на внутренней арене, снижение межгосударственного военного противоборства, повышение значимости религиозных, культурных и нравственных ценностей в общении людей друг с другом. Параллельным курсом идет проникновение человека в тайны жизни, макро- и микромира. Благодаря успехам науки расширяется сфера познания и управления человеком, власти над собой и миром, значительно повышаются человеческие творческие возможности и, соответственно, сознание людей.

138

СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлек-сируются, т.е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.

Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации.

Бессознательная память — это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь — это внутренняя речь.

Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях. Но главный интерес для психологии представляют так называемые личностные проявления бессознательного, в которых, помимо желания, сознания и воли человека, он проявляется в своих наиболее глубоких чертах. Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес З.Фрейд.

Бессознательное в личности человека — это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп

139

таких явлений — ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основе второй группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.

Оговорки представляют собой бессознательно детерминированные артикуляционные речевые действия, связанные с искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. Такие искажения, особенно их смысловой характер, неслучайны. З.Фрейд утверждал, что в них проявляются скрытые от сознания личности мотивы, мысли, переживания. Оговорки возникают из столкновения бессознательных намерений человека, других его побуждений с сознательно поставленной целью поведения, которая находится в противоречии со скрытым мотивом. Когда подсознательное побеждает сознательное, то возникает оговорка. Таков психологический механизм, лежащий в основе всех ошибочных действий: они «возникают благодаря взаимодействию, а лучше сказать, противодействию двух различных намерений»1.

Забывание имен представляет собой другой пример бессознательного. Оно связано с какими-то неприятными чувствами забывающего по отношению к человеку, который носит забытое имя, или к событиям, ассоциируемым с этим именем. Такое забывание обычно происходит против воли говорящего, и данная ситуация характерна для большинства случаев забывания имен.

Особую категорию бессознательного составляют сновидения. Содержание сновидений, по Фрейду, связано с бессознательными желаниями, чувствами, намерениями человека, его неудовлетворенными или не вполне удовлетворенными важными жизненными потребностями.

Явное, осознаваемое содержание сновидения не всегда, за исключением двух случаев, соответствует скрытым, бессознательным намерениям и целям того человека, кому это сновидение принадлежит. Эти два случая — детские сновидения дошкольников и инфантильные сновидения взрослых людей, возникшие под влиянием непосредственно предшествующих сну эмоциогенных событий прошедшего дня.

хФрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М, 1991. — С. 25.

140

В своем сюжетно-тематическом содержании сновидения почти всегда связаны с неудовлетворенными желаниями и являются символическим способом устранения нарушающих нормальный сон импульсов, порождаемых этими желаниями. Во сне неудовлетворенные потребности получают галлюцинаторную реализацию. Если соответствующие мотивы поведения неприемлемы для человека, то их явное проявление даже во сне блокируется усвоенными нормами морали, так называемой цензурой. Действие цензуры искажает, запутывает содержание сновидений, делая их алогичными, непонятными и странными. Благодаря бессознательному смещению акцентов, замене и перегруппировке элементов явное содержание сновидения под действием цензуры становится совершенно непохожим на скрытые мысли сновидения. Для их расшифровки требуется специальная интерпретация, называемая психоанализом.

Сама цензура является бессознательным психическим механизмом и проявляется в пропусках, модификациях, перегруппировке материала памяти, сновидений, представлений. Подсознательные мысли, по Фрейду, превращаются в сновидениях в зрительные образы, так что в них мы имеем дело с примером бессознательного образного мышления.

Бессознательные явления вместе с предсознательными управляют поведением, хотя функциональная роль их различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях: (а) когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения, (б) когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа, (в) когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может, (г) когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.

Подобного рода ситуации возникают перед людьми практически беспрерывно, поэтому сознание как высший уровень психической регуляции поведения постоянно присутствует и функционирует. Наряду с ним многие поведенческие акты осуществляются на уровне пред- и бессознательной регуляции, так что в реальной действительности одновременно в управлении поведением участвуют многие различные уровни его психической регуляции.

141

Вместе с тем следует признать, что в свете имеющихся научных данных вопрос об отношениях между сознательными и другими уровнями психической регуляции поведения, в частности бессознательным, остается сложным и не решается вполне однозначно. Основной причиной этого является тот факт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием. Есть бессознательные психические явления, находящиеся в области предсоз-нания, т.е. представляющие собой факты, связанные с более низким уровнем психической регуляции поведения, чем сознание. Таковы бессознательные ощущения, восприятие, память, мышление, установки.

Другие бессознательные явления представляют собой такие, которые раньше осознавались человеком, но со временем ушли в сферу бессознательного. К ним относятся, например, двигательные умения и навыки, которые в начале своего формирования представляли собой сознательно контролируемые действия (ходьба, речь, умение писать, пользоваться различными инструментами).

Третий тип бессознательных явлений — те, о которых говорит З.Фрейд в приведенных выше суждениях, касающихся личностного бессознательного. Это — желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры.

Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связан с поведением человека и его сознательной регуляцией. Первый тип бессознательного есть просто нормальное звено в общей системе психической поведенческой регуляции и возникает на пути продвижения информации от органов чувств или из хранилищ памяти к сознанию (коре головного мозга). Второй тип бессознательного также можно рассматривать как определенньш этап на этом пути, но при движении как бы в обратном направлении по нему: от сознания к бессознательному, в частности к памяти. Третий тип бессознательного относится к мотивационным процессам и возникает при столкновении разнонаправленных, конфликтных с точки зрения морали мотивационных тенденций.

Темы и вопросы для семинаров Т е м а 1. Природа человеческого сознания.

1. Определение сознания.

2. Проявления сознания.

3. Психологические свойства сознания.

4. Сознание и речь.

142

Т е м а 2. Возникновение и развитие сознания.

1. Предпосылки и условия возникновения сознания.

2. Основные направления фило- и онтогенетического развития сознания.

3. Перспективы развития человеческого сознания.

Т е м а 3. Сознание и бессознательное.

1. Понятие и виды бессознательного.

2. Проявление бессознательного в психических процессах, свойствах и состояниях человека.

3. Соотношение между сознанием и бессознательным.

Темы для рефератов

1. Проявления сознания в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.

2. Проявления бессознательного в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

1. Развитие сознания человека в материалистически ориентированных философских и психологических исследованиях.

2. Постановка и решение проблемы развития человеческого сознания в идеалистических философских и психологических работах.

3. Сознание и бессознательное в психике и поведении человека.

ЛИТЕРАТУРА I

Брунер Д.С. Психология познания: за пределами непосредственной информации. — М., 1977. (Глаз, рука и сознание: 274— 286. Сознание и его развитие: 377—403.)

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. I. — М., 1982. (Сознание как проблема психологии поведения: 78—98. Психика, сознание и бессознательное: 132—148.)

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1982 (1975). (Теория сознания: 23—33. Активность психического отражения: 56—72. Деятельность и сознание: 124—158.)

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — Т. I. — М., 1983. (Возникновение и развитие сознания человека: 222—279.)

Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М., 1991. (Ошибочные действия: 7—48. Сновидения: 50—152.)

143

Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., 1989. (О сновидении: 310—343. По ту сторону принципа удовольствия: 382—424.)

II

Бассин Ф.В. Проблема бессознательного (о неосознаваемых формах высшей нервной деятельности). — М., 1968. (Понятие бессознательного: 15—35. История исследований бессознательного: 52—66. Психология сознания: 123—160.)

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986. (Деятельность, психика и сознание: 21—37.)

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — Т. II. — М., 1983. (О механизме чувственного отражения: 6—30.) Общая психология. — М., 1986. (Развитие психики и сознания: 63—91.)

Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. I. М., 1989. (Сознание человека: 156—190.)

Столин В.В. Самосознание личности. — М., 1983. (Самосознание как психологическое явление: 6—123.)

Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. — М., 1974. (Психология сознания: 207—231.)

III

Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. — Т. 3. — Л., 1981. (Психика — речь — сознание: 285—325.)

Келасьев В.Н. Структурная модель мышления и проблемы генезиса психики. — Л., 1984.

Клике Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. — М., 1983. (О биологической и социальной обусловленности человеческого интеллекта: 17—126.)

Мерлин B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. Учебное пособие к спецкурсу. — Пермь, 1990. (Самосознание: 81—108.)

Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. — Л., 1989. (Сознание, самосознание: 3—81.)

Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. — М., 1988. (Психологические аспекты проблемы сознания: 4—37.)

Роговин М.С. Проблемы теории памяти. — М., 1977. (Эпифе-номенализм: 130152.)

Тихомиров O.K. Психология мышления. — М., 1984. (Мышление и сознание: 3486.)

144

Осознанность — Википедия

Осознанность — понятие в современной психологии; определяется как непрерывное отслеживание текущих переживаний, то есть состояние, в котором субъект фокусируется на переживании настоящего момента, не вовлекаясь в мысли о событиях прошлого или будущего. Это способность сознания к интроспекции собственной деятельности. Такое определение осознанности подразумевает, что субъективные переживания могут восприниматься самим субъектом непосредственно, без концептуализации, и принимаются как таковые. Осознанность включается в более общее понятие внимательности (англ. mindfulness)[1].

Осознанность — относительное понятие. Животные могут частично осознавать[2], подсознательно осознавать или совсем не осознавать события[источник не указан 2188 дней]. Осознанность может быть направлена на внутренние состояния, такие как внутреннее чутье (интуиция) или чувственное восприятие внешних событий.

Также для различения степени чувственного восприятия используется слово «осознание»

Нервная система, которая регулирует уровень внимания, служит для его ослабления у высокоразвитых животных, так как центральная и периферическая нервные системы обеспечивают больше информации, чем участок мозга, отвечающий за познавательные способности, может обработать. Без системы подавления осознанности мозг может воспринимать гораздо больше информации в так называемом состоянии расширенного сознания.

Психотерапия[править | править код]

Осознанность — базовое понятие в теории и практике гештальттерапии. Понятие осознанности, в том смысле, в котором оно используется гештальт-терапевтами, тесно связанно с понятием интенциональности, развитым феноменологией. Основоположник гештальттерапии, Ф. Перлз, утверждал, что ответственность можно понять, как способность к ответу (англ. respons-ability), то есть «возможность ответить, мыслить, реагировать, проявлять эмоции в определенной ситуации»[3]. Его ученик, К. Наранхо, считал что триадой основополагающих принципов гештальттерапии является «актуальность — осознанность — ответственность»[4]. Также, считается, что способность находиться в настоящем является необходимым условием подлинной осознанности[5].

Базовое осознание внутреннего и внешнего мира человеком происходит в стволе головного мозга. Бьорн Меркер[6], независимый невролог в Стокгольме (Швеция), утверждает, что ствол головного мозга поддерживает элементарные формы сознания у детей с гидроэнцефалитом. Более высокие формы осознанности, включая самосознание, требуют работы коры головного мозга[7]. Но за «первичное сознание» или «базовую осознанность» – как возможность интерпретировать ощущения, исходящие из окружающей среды в соответствии с ближайшими целями и чувствами для того, чтобы управлять поведением, – отвечает ствол головного мозга, который есть не только у человека, но и у большинства позвоночных животных. Психолог Кэрролл Изард подчеркивает, что подобные формы первичного сознания состоят из способности продуцировать эмоции и осознавать присутствие кого-либо ещё в окружении. Они не включают возможность говорить о собственном опыте. Таким же образом люди осознают чувства, которые они не могут назвать или описать. Этот феномен особенно характерен для детей, которые ещё не научились говорить. В соответствии с этим открытием описание инсульта как дефицита активности коры головного мозга сталкивается с серьёзными противоречиями.

Популярная концепция сознания предполагает феномен осознавания себя или самосознание. Попытки описать сознание в неврологических терминах сосредотачиваются на описании нервных клеток головного мозга, которые создают осознавание квалиа, продуцированных другими нервными клетками.

Осознанность по Декарту[править | править код]

Одним из первых тему научного изучения сознания начал развивать Р. Декарт. Он сформулировал тезис «мыслю, следовательно, существую» (лат. Cogito ergo sum). Под мышлением (cogito — дословно, «сознаю») Декарт понимал все то, что совершается осознанно[8]. Для него осознанность — это критерий отличия психических процессов от непсихических, физиологических, телесных[8]. Вместе с тем Декарт наметил путь эмпирического изучения психических процессов — путь непосредственного самонаблюдения (интроспекции), позднее реализованный основателем экспериментальной психологии Вильгельмом Вундтом.

Вне неврологической биологии Умберто Матурана и Франсиско Варела развили «теорию Сантьяго», которая гласит:

«Живые системы — это познающие системы, а процесс жизни является процессом познания. Это утверждение действительно для организмов, как с нервной системой, так и без неё»[9].

Данная теория говорит о том, что познание — это процесс присущий органическому уровню жизни вообще, что мы обычно не принимаем во внимание. Говоря о взаимоотношении таких понятий как осознанность, познание и сознание, эта теория поднимает интересную перспективу с точки зрения диалога философии и науки об осознанности и теории живых систем.

Осознанность — базовое понятие в теории и практике Гештальт терапии.

«Осознанность» также относится к общим знаниям и пониманию по социальным, научным или политическим вопросам. Отсюда происходит частое употребление слова «осознанность» в аспекте повышения осведомленности. Например, в вопросах борьбы со СПИДом или межкультурного общения.

Скрытая осознанность[править | править код]

Скрытая осознанность — это знание о чём-либо без понимания этого. Например, некоторые пациенты со специфическими повреждениями коры головного мозга не могут сказать, карандаш находится в вертикальном или горизонтальном положении. И все же они способны схватить карандаш, используя правильное положение руки и запястья. Этот опыт показывает, что некоторые знания, которыми обладает мозг, проходят через каналы альтернативные сознательному намерению.

  1. Cardaciotto L., Herbert J. D., Forman E. M., Moitra E., Farrow V. The Assessment of Present-Moment Awareness and Acceptance: The Philadelphia Mindfulness Scale (англ.) // Assessment. — Sage Publications, 2008. — Vol. 15, no. 2. — P. 204—223. — DOI:10.1177/1073191107311467.
  2. Козловский, Станислав Отражённое сознание (рус.) (журнал). Издательство «ВОКРУГ СВЕТА» (15 ноября 2006). Дата обращения 6 февраля 2014.
  3. Перлз Ф. Гештальт—семинары. Гештальт-терапия дословно. — М.: Институт Общегуманитарных исследований,1998. — 326 с. — С. 71.
  4. Наранхо К. Гештальт-терапия: Отношение и Практика атеоретического эмпиризма / Перев. с англ.— Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 304 с. — ISBN 5-87224-083-X.
  5. Гронский А. Экзистенциальные аспекты гештальт—терапии // Человек: траектории понимания. Сборник статей на основе межрегиональной научной конференции. — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2002. — С. 272—279.
  6. ↑ Consciousness in the Raw, Science News Online, September 2007
  7. Amir Hussain, Igor Aleksander, Leslie S. Smith, Allan Kardec Barros, Ron Chrisley, Vassilis Cutsuridis Brain Inspired Cognitive Systems. — 2008. — pp. 298—299. — ISBN 978-0-387-79100-5.
  8. 1 2 Макарова И. В. Психология: конспект лекций / И. В. Макарова. — 2-е изд., доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. — 237 с. — С. 24—25.
  9. Capra, Fritjof. The Web of Life: A New Scientific Understanding of Living Systems (англ.). — Garden City, N.Y: Anchor Books (англ.)русск., 1996. — ISBN 0-385-47676-0.

Тема 10. Сознание и самосознание

14

Образовательные задачи:

–       Понять ключевые идеи психологии сознания и самосознания.

–       Осознать роль социальных процессов и труда в происхождении высших психических функций.

–       Усвоить основные понятия психологии сознания.

–       Сформировать представления о роли общественно-исторического опыта в психическом развитии.

Содержание

1.       Функции и свойства сознания.

2.       Высшие психические функции человека.

3.       Самосознание.

4.       Психологические подходы к проблеме самосознания.

5.       Классификация неосознаваемых процессов.

1. Функции и свойства сознания

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира.

Это сформированная у человека внутренняя модель внешнего мира, в результате чего становится возможным познание и преобразование окружающей действительности [2; 8].

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.

В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

С. Л. Рубинштейн выделяет следующие свойства сознания:

построение отношений,

познание и

переживание.

Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания.

Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям.

В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания.

Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием [8].

Основные функции и свойства сознания отражены на рис. 10.1.

Рис. 10.1. Сознание и его свойства

Основные психологические характеристики сознания:

1.       В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания.

2.       В сознании закреплено отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит “Я” человека и его “Не-я”.

3.       Сознание обеспечивает целеполагание в деятельности человека. Приступая к какой либо деятельности, человек ставит перед собой те или иные цели.

4.       Наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.

Л. Фейербах выдвинул идею о существовании сознания для сознания и сознания для бытия.

Эта идея развивалась Л. С. Выготским.

А. Н. Леонтьев выделял три составляющих в структуре сознания:

         чувственную ткань образа;

         значение;

         смысл.

В. П. Зинченко добавляет еще один компонент в эту структуру: биодинамическую ткань движения и действия (см. рис. 10.2).

Рис. 10.2. Структура сознания по В. П. Зинченко

В. П. Зинченко выделяет два слоя сознания:

1.      Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя:

        биодинамические свойства движений, опыт действий;

        чувственные образы.

2.      Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя значение (содержание общественного сознания, усваиваемое человеком) и смысл (субъективное понимание и отношение к ситуации, информации) (см. рис. 10.2).

На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного поведения в той или иной ситуации необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т. е. образ действия должен вписываться в образ мира.

Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания).

Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного “Я” [10].

Виды сознания человека

Понятие сознания

Определение 1

Сознанием называют высшую форму отражения реального мира, свойственную людям.

Заключается в обобщении и фокусировке на отражении реальности, используя предварительное мысленное построение образов или действий и предвидении возможных результатов, а также сознательного контролирования поведения личности.

Сознанием можно назвать восприятие окружающей среды и осознанное, осмысленное отношение к людям и вещам, находящимся во внешнем мире.

Понимание сущности сознания среди психологов является неоднозначным. В общем смысле подразумевается отражение действительности на любом уровне физического мира. При этом подчеркивается его взаимосвязь с материей без обнаружения его структуры . В структуру сознания входят такие важные моменты как осознанное отношение к вещам, то есть переживание или конкретное отношение к воспринимаемому субъекту.

Сознание формируется с помощью высшего уровня психики.

Свойства сознания

Сознание обладает следующими свойствами:

  • Ограниченностью. Оно охватывает определённое число воспринимаемых субъектов.
  • Неоднородностью. Психологи выделяют две области сознания — мутное сознание и ясное сознание с точкой фиксации, находящийся в фокусе ясного сознания.
  • Ритмичностью. Некоторые компоненты сознания стремятся к формированию групп элементов, которые взаимосвязаны друг с другом. Это происходит либо непроизвольно либо осознанно управляется вниманием. Благодаря данному свойству объем внимания увеличивается.

Замечание 1

Степень развития сознания зависит от уровня организации мозговой деятельности и формируется в процессе развития мозга, также происходит и противоположный процесс, по мере снижения активности мозговой деятельности угасают и функции сознания.

Процесс осознания всегда связан с мыслительными реакциями и тесно взаимодействует с мозгом. При этом сознание зависит от членораздельной речи, логических обобщений и абстрактных понятий, присущих человеку.

Виды сознания

В психологии различают несколько видов сознания:

  1. Ясное или чистое — адекватное восприятие окружающих событий и людей. Характеризуется:

    • активным вниманием;
    • развернутым речевым контактом;
    • осмысленными ответами на вопросы;
    • выполнением необходимых действий;
    • самопроизвольным открыванием глаз;
    • быстрой и целенаправленной реакцией на любые раздражители;
    • сохранностью ориентации в пространстве.
  2. Неясное или помрачение сознания. Характеризуется:

    • проявлением равнодушного и безразличного отношения к своему состоянию;
    • на заданные вопросы реагирует верно, но с задержкой ответа.
  3. Ступор. Характеризуется:

    • плохой ориентацией в окружающем мире;
    • при ответах на вопросы реагирует медлительно и вяло, отвечает невпопад;
    • может заснуть в процессе разговора;
    • в течение дня может впасть в оцепенение.
  4. Отупление. Характеризуется:

    • глубоким помрачением сознания;
    • человеку свойственно находиться в спячке. При этом вывести из спячки можно громким криком или болевыми воздействиями, но на короткий промежуток времени, затем он снова погружается в спячку.
  5. Кома. Характеризуется:

    • полной утратой сознания и глубокой спячкой;.
    • человек абсолютно не реагирует на крики, болевые импульсы и и физические касания;
    • полностью утрачены рефлексы.
  6. Бред. Данный вид сознания является ложным и человек искажает восприятие своей реальности. Характеризуется:

    • сильным нарушением сознания;
    • бредовым состоянием.
  7. Галлюцинации. Различают две разновидности галлюцинаций: зрительные искажения и слуховые.

Самосознание — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 мая 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 мая 2019; проверки требует 1 правка.

Самосозна́ние — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это сознание человеком своего взаимодействия с объективным миром и миром субъективным (психикой), своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

В психологии самосознание понимается как психический феномен, сознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я».

«Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект.»

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1946.

Развитие самосознания[править | править код]

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребёнок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Стадии (или этапы) развития самосознания:

  • Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.
  • К двум — трём годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко сознаёт себя как деятеля.
  • К семи годам формируется способность оценивать себя (самооценка).
  • Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

  • Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
  • Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».
  • Оценка результатов своей деятельности.

Компоненты самосознания[править | править код]

Компоненты самосознания по В. С. Мерлину:

  • сознание своей тождественности;
  • сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;
  • сознание своих психических свойств и качеств;
  • определенная система социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.

Функции самосознания[править | править код]

  • Самопознание — получение информации о себе.
  • Эмоционально-ценностное отношение к себе.
  • Саморегуляция поведения.

Значение самосознания[править | править код]

  • Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.
  • Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.
  • Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

В рамках социальных наук также используют термины «национальное самосознание», «этническое самосознание», «классовое самосознание», обозначающие сознание членами группы наличия данной группы, её особенностей и целей в социальном мире.

В философии самосознание есть сознание сознанием самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Самосознание одновременно понимается и как акт (деятельность) рефлексии сознанием себя и как результат этой рефлексии — знание себя. Самосознание выступает условием того, что сознание сохраняет себя во времени — удерживает себя как одно и то же сознание. При этом говорят о единстве самосознания. В свою очередь, единство самосознания является условием всякого единства в мире (см. Кант). В строго философском смысле сознание есть всегда — оно не может ни начаться, ни прекратиться, поскольку в этом значении оно понимается как непосредственно само условие конституирования мира, как сам способ бытия и данности мира. Соответственно этому самосознание понимается как лежащее в основании всякого сознания единство субъекта.

Высшие состояния сознания — Википедия

Высшие состояния сознания (англ. Higher States of Consciousness, также англ. Exceptional States of Mind) — класс изменённых состояний сознания, в которых, как считается, люди достигают повышенных уровней внимания, эмоций или когнитивных способностей. Эти состояния представляются переживающим их людям исполненными смысла, желательными и доставляющими приятные ощущения, однако для их достижения и поддержания (в отличие от других видов изменённых состояний сознания) требуются значительные усилия[1][2][3][4].

Согласно П. Тасси и А. Музе, подобные состояния сознания являются фокусом традиционных восточных практик психологического и духовного роста и характеризуются спонтанным возникновением в пассивном состоянии сознания ясных, выпуклых представлений, которые затем рационализируются в соответствии с системой верований индивида. Ими отмечается, что современная западная культура часто пренебрегает такими состояниями сознания или считает их патологическими[5].

Высшие состояния сознания с конца 1960-х годов являются одним из важнейших направлений исследований в трансперсональных исследованиях, в частности, трансперсональной психологии и трансперсональной психиатрии[6][7][8][9][10]. С начала 1990-х годов в связи с развитием науки о сознании высшие состояния сознания стали широко исследоваться в других направлениях психологии и психиатрии, а также в различных областях нейронауки[11][12][13][14][15][16].

Все крупнейшие религии и многие философские системы говорят (зачастую в символической форме) о состояниях сознания, превосходящих обыденный человеческий опыт. Согласно этим учениям, в каждом человеке заложен потенциал, позволяющий ему выйти на качественно новый, более высокий уровень восприятия себя, окружающих и Вселенной. Достижение высших состояний сознания может быть обеспечено приверженностью определённым идеям, использованием практических методов и медитативных техник, в результате чего сознание трансформируется, очищается и обогащается[6].

Восточные цивилизации с давних времён традиционно уделяли высшим состояниям сознания намного больше внимания, чем Запад. Существование высших состояний сознания в этих цивилизациях считается само собой разумеющимся, причём эти состояния сознания играют важнейшую роль в самых разных сферах деятельности, включая поэзию, живопись, танцевальное искусство, традиционные боевые искусства и др. Восточные цивилизации на протяжении нескольких тысячелетий систематически занимались анализом природы высших состояний сознания и разработкой множества методик, позволяющих максимально эффективно достигать этих состояний. В этой связи западные исследователи чаще всего рассматривают высшие состояния сознания в контексте таких важнейших восточных традиций, как йога, веданта, буддизм и даосизм[17][18][19][20].

Одним из первых учёных на Западе, начавших исследования высших состояний сознания, стал канадский психиатр Ричард Морис Бёкк[en]. В своей книге под названием «Космическое сознание. Исследование эволюции человеческого разума»[en], впервые опубликованной в 1901 году (и многократно переиздававшейся впоследствии на многих языках), он выдвинул теорию, согласно которой существуют три уровня сознания:

  • простое сознание, которым обладают высшие животные;
  • самосознание, которым обладают все люди;
  • космическое сознание, которое настолько же выше самосознания, насколько самосознание выше простого сознания.

В этой книге он рассмотрел мистический опыт Будды, Иисуса Христа, Магомета, Плотина, Данте, Уильяма Блейка, Оноре де Бальзака, А. С. Пушкина и других[21][22].

Один из основоположников психологической науки Уильям Джеймс в 1902 году опубликовал книгу под названием «Многообразие религиозного опыта», в которой описал эмпирическое разнообразие высших состояний сознания. Он полагал, что хотя существование этих состояний невозможно доказать объективно, они могут эмпирически изучаться наукой как с точки зрения когнитивных процессов, так и с точки зрения их воздействия на жизнь индивидов и социумов. Аналогичной точки зрения придерживался основоположник аналитической психологии Карл Густав Юнг[23].

В течение XX столетия экспериментальная психология не занималась исследованиями сознания вообще и исследованиями высших состояний сознания в частности. В 1960-е годы высшие состояния сознания начали изучать представители трансперсональной психологии (которая критикуется рядом учёных по причине отсутствия научных оснований[24] и сомнительной эффективности практик на её базе[25]). Кроме того, интерес к изучению сознания в целом начал возрождаться в когнитивной психологии. Взаимодействие между двумя этими психологическими субдисциплинами почти отсутствует, хотя имеются и исключения – такие, как Центр исследований сознания в Аризонском университете и проводимая им раз в два года конференция «На пути к науке о сознании»[en][значимость факта?].

В 1990-е годы исследованиями сознания в целом и исследованиями высших состояний сознания в частности начали заниматься и другие направления психологии. Кроме того, высшие состояния сознания начали изучаться в нейробиологии, где возникло множество новых смежных направлений, таких как нейрофилософия, нейротеология, нейрофеноменология и др. В настоящее время исследования высших состояний сознаний носят междисциплинарный характер[21].

Достижение высших уровней внимания может происходить в двух противоположных формах: полная концентрация на одном объекте или, наоборот, одновременный охват всего сенсорно-перцептивного поля. Обычно при достижении этих высших состояний сознания у людей исчезает саморефлексия, они ощущают глубокое умиротворение.

Достижение высших уровней эмоций ведёт к интенсивному переживанию счастья, благополучия, сострадания, восторга или радости.

Достижение высших уровней когнитивных способностей сопряжено с ощущением озарения, глубокого понимания природы вещей, устройства мира, ощущением единства со Вселенной или тесной связи с более высокими духовными сферами или сущностями (к примеру, с Богом). В настоящее время наука не имеет данных о том, что люди в высших состояниях сознания действительно получают доступ к новой информации, однако субъективно подобное переживание несомненно присутствует. Кроме того, обычно такое знание невыразимо словами, и оно быстро исчезает при возвращении к обычному состоянию сознания или же утрачивает своё первоначальное субъективно переживаемое значение, становясь банальностью[1][2].

Различные виды высших состояний сознания могут возникать по отдельности или в разнообразных комбинациях. Известны следующие виды высших состояний сознания[1][2]:

Проблема объяснения причин и механизмов возникновения[править | править код]

Хотя высшие состояния сознания на протяжении достаточно долгого времени являются предметом исследований многих учёных и философов, удовлетворительного ответа на вопрос о причинах и механизмах возникновения этих состояний в настоящее время никем из них не представлено[источник не указан 1448 дней]. Стив Тейлор[en] отмечает, что в физикалистских теориях высших состояний сознания имеется тот же самый разрыв в объяснении, что и в теориях, пытающихся объяснить порождение сознания головным мозгом (и тем самым создающих трудную проблему сознания)[10].

В когнитивных и нейропсихологических теориях предложены естественнонаучные, связывающие феномен с функционированием головного мозга, объяснения внетелесных переживаний (подкрепляемые всеми фактами о феномене), модели появления околосмертных переживаний, выявлены также некоторые нейрофизиологические корреляты состояния медитации. Высшие состояния сознания как частный случай изменённых состояний сознания плохо поддаются воспроизведению, очень субъективны и с трудом поддаются описанию, что затрудняет их научное изучение. В то же время любая удовлетворительная теория сознания должна объяснять их существование и возникновение. Однако успехи нейронаук дают всё больше уверенности, что за этими состояниями стоят определённые нейрональные корреляты, и что возможно будет определить структуры и механизмы мозга, ответственные за их возникновение и протекание. Так, в основе сновидений, гипноза, медитации и состояния потока могут лежать механизмы, которые понижают общую активность или связность активности префронтальной коры мозга, а источниками внетелесных и даже мистических переживаний может быть возбуждение некоторых частей височных областей. Аналоги околосмертных переживаний, в свою очередь, могут быть вызваны у здоровых людей применением некоторых препаратов, например, кетамина, или кислородного голодания[2].

Со второй точки зрения высшие состояния сознания, особенно внетелесные, околосмертные и мистические переживания, трактуются как указывающие на потенциальную независимость сознания от функционирования мозга. В рамках этого подхода являются важными эмпирические исследования, которые могли бы подтвердить этот тезис, так как его утверждение вызвало бы революцию в философии и науке в целом, не говоря уже о науке о сознании[2]. В то же время существующие разработанные версии данного тезиса являются плохо фальсифицируемыми[26] и не прогрессивными, но регрессивными исследовательскими программами по классификации Лакатоса, так как они не обладают предсказательной силой, а скорее постоянно приводятся в соответствие со всё более расширяющимся массивом эмпирических данных нейронаук, психофармакологии, сравнительной психологии, поведенческой генетики, эволюционной психологии, психологии развития и нейрофизиологии[27].

  1. 1 2 3 Revonsuo, A. Altered and Exceptional States of Consciousness // Encyclopedia of consciousness (Vol. 1) / W. P. Banks (Ed.). — 1st Edition. — San Diego, CA: Academic Press, 2009. — P. 9-21. — 1034 p. — ISBN 978-0-12-373873-8.
  2. 1 2 3 4 5 Ревонсуо, Антти. Глава 15. Состояния сознания более высокого уровня // Психология сознания / Перевод: А. Стативка, З. С. Замчук. — Санкт-Петербург: Питер, 2013. — С. 288-305. — 336 с. — (Мастера психологии). — ISBN 978-5-459-01116-6.
  3. Raymond J. Corsini. higher states of consciousness // Dictionary of Psychology. — New York: Brunner-Routledge, 2002. — P. 446. — 1176 p. — ISBN 978-1-58391-328-4.
  4. Овчаренко В. И. Higher (state of) consciousness // Англо-русский психоаналитический словарь / Рецензенты: кандидат философских наук Старовойтов В. В., кандидат философских наук Брылев Д. П.. — Москва, 2003. — С. 302. — 408 с.
  5. Patricia Tassi, Alain Muzet. Defining the states of consciousness (англ.) // Neuroscience & Biobehavioral Reviews. — 2001. — Vol. 25, iss. 2. — P. 175—191. — ISSN 0149-7634. — DOI:10.1016/S0149-7634(01)00006-9.

    Modern western culture often favours the awake consciousness at the expense of dreaming and completely neglects or classifies as pathologic, states that are considered to be normal and privileged in other cultures, such as ‘transcendental meditation’ or ‘shamanic trances’ [38]. Traditional Eastern ideological systems of psychological and spiritual development presume the existence of a ‘higher stage of consciousness’. As mentioned by Kokoszka [107], they are characterised by vivid spontaneous images which are contemplated during a passive state of mind and eventually experienced as rational, in a specific way congruent with a system of one’s beliefs. This system enables practitioners to experience these states, not only without anxiety and cognitive dissonance, but also with a feeling of high rationality.

  6. 1 2 Needleman, J., & Eisenberg, R. Consciousness, states of // The encyclopedia of religion (Vol. 4) / M. Eliade (Ed.). — New York: Simon & Schuster Macmillan, 1987. — P. 52–59. — VI, 581 p. — ISBN 0-02-909730-4.
  7. Charles T. Tart. 17. Higher States of Consciousness // States of Consciousness. — First edition. — New York: E.P. Dutton & Co., 1975. — 305 p. — ISBN 978-0-525-20970-6.
  8. Andrzej Kokoszka. States of Consciousness: Models for Psychology and Psychotherapy. — Springer Science+Business Media, LLC, 2007. — 288 p. — ISBN 978-0-387-32757-0.
  9. ↑ Spirituality and psychiatry / Edited by Chris Cook, Andrew Powell and Andrew Sims. — Printed by Bell & Bain Limited, Glasgow, UK: RCPsych Publications, 2009. — 228 p. — ISBN 978-1-904671-71-8.
  10. 1 2 Steve Taylor. The Sources of Higher States of Consciousness // The International Journal of Transpersonal Studies. — 2005. — Vol. 24. — P. 48-60. Архивировано 14 июля 2015 года.
  11. Antti Revonsuo, Sakari Kallio and Pilleriin Sikka. What is an altered state of consciousness? // Philosophical Psychology. — 2009. — Vol. 22, № 2. — P. 187–204.
  12. ↑ American Psychological Association/ Psychology of Consciousness: Theory, Research, and Practice
  13. Susan F. Wallock. East-West psychology // The Concise Corsini Encyclopedia of Psychology and Behavioral Science / W. Edward Craighead (Editor), Charles B. Nemeroff (Editor). — Third edition. — Hoboken, New Jersey: John Wiley & Sons, Inc., 2004. — P. 310-311. — 1112 p. — ISBN 978-0-471-22036-7.
  14. С. Ф. Уоллок. «Восточно-западная» психология (east-west psychology) // Психологическая энциклопедия / Под редакцией Р. Корсини и А. Ауэрбаха. Научная редакция перевода на русский язык профессора А. А. Алексеева. — 2-е издание. — СПб: Питер, 2006. — 1096 с. — 3000 экз. — ISBN 5-272-00018-8.
  15. ↑ New Horizons in the Neuroscience of Consciousness / Edited by Elaine K. Perry, Daniel Collerton, Fiona E.N. LeBeau and Heather Ashton. — John Benjamins Publishing Company, 2010. — xxv, 330 p. — (Advances in Consciousness Research (Book 79)). — ISBN 978-90-272-5215-9.
  16. Bernard J. Baars, Nicole M. Gage. 8. The brain is conscious. 7.0 Exceptional states of mind // Fundamentals of Cognitive Neuroscience: A Beginner’s Guide. — Elsevier, 2012. — P. 246-250. — viii, 463 p. — ISBN 978-0-12-415805-4.
  17. Jonathan Shear. Eastern Approaches to Altered States of Consciousness // Altering Consciousness: Multidisciplinary Perspectives. Volume 1: History, Culture, and the Humanities / Etzel Cardeña (Editor), Michael J. Winkelman (Editor). — Santa Barbara: Praeger, 2011. — P. 139-158. — 800 p. — ISBN 978-0-313-38309-0. Архивная копия от 14 июля 2015 на Wayback Machine
  18. Daniel J. Goleman. II Psychology of Meditation 25 The Buddha on Meditation and States of Consciousness // Meditation: Classic and Contemporary Perspectives / Edited by Deane H. Shapiro, Jr. and Roger N. Walsh. — Aldine Transaction, 1984. — P. 317-360. — 722 p. — ISBN 978-0-202-25136-3.
  19. Roger Walsh. Asian Psychologies // The Corsini Encyclopedia of Psychology, Volume 1 / Edited by Irving B. Weiner, W. Edward Craighead. — Fourth Edition. — Hoboken, New Jersey: John Wiley & Sons, Inc., 2010. — P. 148-151. — 480 p. — ISBN 978-0-470-17025-0.
  20. Prof. Anand C. Paranjpe, Prof. Girishwar Misra. Psychology in Pre-Modern India // Encyclopedia of the History of Psychological Theories / Robert W. Rieber (Editor). — 1st Edition. — New York: Springer, 2012. — P. 892-908. — 1228 p. — ISBN 978-1-4419-0425-6. Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine
  21. 1 2 Jayne Gackenbach, Jim Karpen. Chapter 13 — The Internet and Higher States of Consciousness—A Transpersonal Perspective // Psychology and the Internet: Intrapersonal, Interpersonal, and Transpersonal Implications / Jayne Gackenbach (Editor). — Second edition. — Elsevier/Academic Press, 2007. — P. 337-360. — 392 p. — ISBN 978-0-12-369425-6.
  22. Бёкк Ричард Морис. Космическое сознание. Исследование эволюции человеческого разума / Перев. с фр.. — Москва: ООО Издательство «София», 2008. — 448 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-91250-603-1.
  23. Хант Г. Т. О природе сознания: С когнитивной, феноменологической и трансперсональной точек зрения / Перевод с английского Александра Киселева. Научный редактор кандидат философских наук Владимир Майков. — Москва: ООО «Издательство ACT» и др., 2004. — С. 38. — 555 с. — 3000 экз. — ISBN 5-17-022758-2.
  24. Сердюков Ю. М. (д.ф.н., профессор). Альтернатива паранауке. — Академия, 2005. — 307 с. — ISBN 5874442170.
  25. Cooperstein M. A. The myths of healing: A summary of research into transpersonal healing experiences // Journal of the American Society for Psychical Research, Vol 86(2), Apr 1992, 99-133.
  26. ↑ K. Augustine, Y. I. Fishman. The Dualist’s Dilemma, 2015, P. 214—246. Testability & Confirmation: Checking Hypotheses Against the Data.
  27. ↑ K. Augustine, Y. I. Fishman. The Dualist’s Dilemma, 2015, P. 246.

    The independence thesis can thus only assimilate, not anticipate, what the dependence thesis positively predicts. If we evaluate our competing hypotheses in keeping with the sophisticated falsificationism of philosopher of science Imre Lakatos, the dependence thesis is judged progressive for generating a number of successful novel predictions, whereas the independence thesis is deemed degenerating for merely accommodating existing data post hoc (Chalmers, 1999, pp. 138–141; Lakatos, 1978, p. 112, 179).

    .