На страницах этой книги я пытался ответить на некоторые грудные вопросы, касающиеся места человеческих существ во Вселенной. Наше представление о себе как о свободных деятелях лежит в основе нашего представления о самих себе. В идеале хотелось бы сохранить и точку зрения здравого смысла, и точку зрения науки. Думается, в отношении сознания и тела мне это удалось. Что касается примирения свободы и детерминизма, то здесь я, как и многие другие философы, потерпел поражение. Все говорит за то, что после 2000 лет обсуждения проблема свободы воли к настоящему времени должна быть решена. Многие философы так и считают. Проблема была решена, считают они, Томасом Гоббсом и Давидом Юмом, а также другими эмпирически ориентированными философами, в XX же столетии эти решения были усовершенствованы. Лично я думаю, что эта проблема так и осталась нерешённой. В данной лекции я постараюсь разъяснить её суть и показать, почему современное решение является неадекватным. Природа состоит из частиц и их отношений, и всё может быть объяснено в терминах этих частиц и их отношений, поэтому для свободы воли просто не остаётся места. Не имеет никакого значения, является ли физика, подобно ньютоновской физике, детерминистической или же допускает индетерминизм на уровне физики элементарных частиц, как это имеет место в современной квантовой механике. Индетерминизм вовсе не свидетельствует в пользу учения о свободе воли; во-первых, статистический индетерминизм на уровне частиц ещё не говорит об индетерминизме на уровне объектов, например человеческих тел; во-вторых, даже если в поведении физических частиц и присутствует элемент индетерминизма — даже если они предсказуемы лишь статистически, из этого ещё не следует человеческая свобода воли — из того факта, что частицы детерминированы статистически, не следует, что человеческое сознание может заставить статистически детерминированные частицы отклониться со своего пути. Индетерминизм ничего не говорит о существовании ментальной энергии человеческой свободы, способной двигать молекулами в тех направлениях, по которым бы они в противном случае не двигались. Так что всё, что мы знаем о физике, склоняет нас к отрицанию человеческой свободы.Ярче всего это выражено Лапласом: если бы идеальный наблюдатель знал положения всех частиц в некоторый данный момент, а также все законы, управляющие их движением, он мог бы предсказать и рассказать всю историю Вселенной. Некоторые из предсказаний современного квантово-механического Лапласа носили бы статистический характер, но это по-прежнему не оставляло бы места для свободы воли. Но довольно о детерминизме. Обратимся к аргументу, который выдвигается в пользу свободы волн. Как отмечали многие философы, все мы знакомы с одним простым фактом: наши выборы, решения, рассуждения и познания небезразличны для нашего поведения. Например, мы сделали какую-то вещь; тем не менее мы прекрасно знаем, что могли сделать нечто совсем другое. Перед нами философская головоломка. С одной стороны, ряд очень веских аргументов приводит нас к заключению, что свободе воли нет места во Вселенной. С другой стороны, имеются аргументы, которые склоняют нас к заключению, что свобода воли существует, — об этом говорят факты нашего опыта. Стандартное решение головоломки — тезис о совместимости свободы воли и детерминизма. Конечно, всё в мире детерминировано, но некоторые человеческие действия свободны. Утверждать это — не значит отрицать их детерминированность; просто эти действия не являются вынужденными. Никто не заставляет их совершать. Например, если человека заставляют что-то делать под дулом пистолета, или он страдает от какого-то невроза, то его поведение несвободно. Но если он действует свободно, если он действует, как говорится, по своей собственной свободной воле, тогда его поведение свободно. Конечно, оно тоже детерминированно, по-скольку любой аспект поведения обусловлен действием физических сил. Так что свободное поведение существует лишь в маленьком уголке детерминированного мира, в котором отсутствуют определённые виды обстоятельств и вынужденности. Этот взгляд обычно называется позицией совместимости (compatibilism). Думаю, что он неадекватен. Проблема свободы воли заключается не в том, имеются или нет внутренние психологические основания, которые причинно обусловливают наши действия подобно внешним физическим причинам и внутреннему принуждению. Проблема в том, являются ли эти причины достаточными для того, чтобы вещи происходили так, как они происходят, Можно поставить эту проблему и по-другому. Имеем ли мы право вообще говорить, что человек имел возможность поступить иначе в тех же самых условиях? Например, если известно, что человек предпочёл голосовать за консерваторов, мог ли он сделать иной выбор? Точка зрения «совместимости» не оставляет места для обыденного понятия о свободе воли. С этой точки зрения, поведение детерминировано таким образом, что оно не могло быть иным при тех же самых обстоятельствах. Всё, что произошло, было детерминировано. Просто дело заключается в том, что некоторые вещи были детерминированы внутренними психологическими причинами («причинами действия»), а не внешними силами или психотической вынужденностью. Так что проблема остаётся. Оправданно ли говорить о человеческом существе, что оно могло поступить как-то иначе?Концепция «совместимости» не даёт ответа на вопрос: «Можно ли было поступить иначе в тех же условиях?», который не противоречил бы нашей вере в нашу свободную волю. Короче говоря, концепция «совместимости» отрицает субстанцию свободной золи, но сохраняет её словесную оболочку. Поэтому начнём с начала. Мы уверены, что наша собственная свободная воля основывается на фактах человеческого опыта. Перед нами открывается несколько возможностей выбора, и мы размышляем, что лучше сделать, а затем приходим к решению и делаем то, что решили. Но можно ли положиться на этот опыт? Быть может, убеждение в том, что наш опыт свидетельствует в пользу учения о человеческой свободе, иллюзорно? Рассмотрим такой пример. Под гипнозом испытуемый получает постгипнотическое внушение. Вы можете сказать испытуемому, чтобы он сделал какие-то самые тривиальные и безвредные вещи, например прополз по полу. После сеанса испытуемый принимает участие в беседе, сидит и пьёт кофе; и вдруг он говорит нечто вроде: «Какой восхитительный пол в этой комнате!», или «Я хочу проверить, что это за ковер», или «Я предполагаю вложить деньги в ковровые покрытия и потому хотел бы изучить этот пол». И начинает ползать по полу. Такие случаи интересны тем, что испытуемый всегда приводит какую-то более или менее правдоподобную причину, объясняющую, что он собирается делать. Иначе говоря, с его собственной точки зрения, он действует свободно. У нас же имеются достаточные основания полагать, что его поведение отнюдь не свободно, что его объяснения неправильны, что его поведение было детерминировано заранее, что на самом деле он находился во власти постгипнотического внушения. Его поведение можно было предсказать заранее. Итак, поставить проблему детерминизма или, по крайней мере, один из аспектов этой проблемы можно было бы следующим образом: «Можно ли сказать, что всё человеческое поведение подобно поведению человека, совершающего поступки под действием постгипнотического внушения?»С эмпирической точки зрения это маловероятно. Иногда на людей действует гипноз, иногда они находятся во власти бессознательных неконтролируемых побуждений. Но все ли люди так поступают? Все ли наше поведение детерминировано подобной психологической вынужденностью? Если трактовать психологический детерминизм как утверждение о фактах нашего поведения, оно явно ложно. Тезис психологического детерминизма состоит в том, что первоначальные психологические причины детерминируют всё наше поведение так же, как они детерминируют поведение находящегося под гипнозом субъекта или поведение наркомана, употребляющего героин. Согласно этому взгляду, всё наше поведение так или иначе носит психологически вынужденный характер. Однако имеющиеся у нас данные свидетельствуют о том, что этот тезис ложен. Мы обычно действуем, исходя из наших интенциональных состояний — убеждений, надежд, страхов, желаний и так далее, — и в этом смысле наши ментальные состояния действуют как причины. Но это отношение причины и следствия не является формой детерминизма, При тех же самых ментальных состояниях мы могли бы и не сделать того, что мы сделали. С другой стороны, гипноз и психологически вынужденное поведение обычно носят патологический характер, и их легко отличить от нормального свободного действия. С психологической точки зрения, возможность для существования человеческой свободы остаётся.Но является ли это решение шагом вперёд по сравнению с позицией «совместимости?» Мы как будто снова говорим: «Да, все поведение детерминировано, но то, что мы называем свободным поведением, есть поведение, детерминированное рациональными мыслительными процессами». Иногда сознательные, рациональные мысленные процессы не играют никакой роли, как в случае с гипнозом, по обычно всё происходит наоборот. Обычно мы говорим, что агент действительно свободен. Но ведь и нормальные рациональные мыслительные процессы являются детерминированными, как и всё остальное в мире. Итак, не пришли ли мы вновь к тому выводу, что всё, что делается, уже было записано в книге истории за миллиарды лет до того, как мы родились, и потому никакое наше действие не является свободным в философском смысле слова? Называть или не называть наше поведение свободным — вопрос чисто терминологический. Проверить философский или какой-то иной тезис можно, спросив: «Что от этого меняется? Чем будет отличаться мир в том случае, если этот тезис истинен, а не ложен?» Отчасти детерминизм привлекает нас тем, что соответствует реальному положению дел в мире, по крайней мере в мире физическом. Иначе говоря, окажись детерминизм истинным, мир развивался бы точно так же, как и сейчас, и только некоторые из наших представлении оказались бы ложными. Однако эти представления для нас значимы. Они связаны с убеждением, что мы могли бы поступить иначе, чем поступили на самом деле, А это, в свою очередь, связано с убеждениями, касающимися моральной ответственности и нашей природы как личностей. Но если бы тезис о свободной воле был истинным, то в наши представления о мире пришлось бы внести некоторые весьма радикальные изменения. Необходимо было бы постулировать существование внутри каждого из нас некоторой самости (self), способной влиять на причинный порядок природы. Иначе говоря, в нас должна была бы существовать некая внутренняя реальность (entity), способная изменять направление движения молекул. Не знаю, насколько разумен такой взгляд, но он явно не согласуется с тем, что мы знаем об устройстве мира из физики. И нет ни малейшего основания для того, чтобы отказаться от физической теории в пользу такого взгляда. Итак, до сих пор мы, по-видимому, так и не пришли ни к какому результату в разрешении конфликта между детерминизмом и верой в свободу воли. Наука не оставляет места для свободы воли, а индетерминизм в физике не может служить свидетельством в её пользу. С другой стороны, мы не можем отказаться от веры в свободу волн. Так давайте ещё немного поразмыслим об этом. Почему, с точки зрения современной науки, для свободы воли не остаётся места? Основные объяснительные механизмы в физике работают снизу вверх. Иначе говоря, мы объясняем поведение такого феномена, как прозрачность стекла или текучесть воды, в терминах поведения микрочастиц, например молекул. Объяснение отношения сознания и мозга как раз и является примером такого механизма. Ментальные свойства и причинно обусловливаются, и реализуются в нейрофизиологических феноменах. Но имеет место и причинное обусловливание, которое идёт от сознания к телу, то есть своего рода перевёрнутая причинность; она имеет место, потому что феномены на высшем и низшем уровене происходят одновременно. Представим себе, что мне хочется вызвать выделение ацетилхолина вставочным нейроном в аксонных рецепторах моих моторных нейронов. Можно сделать это, решив поднять руку и затем действительно её подняв. В данном случае ментальное событие, — намерение поднять руку, — причинно обусловливает физическое событие, выделение ацетилхолина. Но перевёрнутая причинность работает только потому, что ментальные события базируются на нейрофизиологии. Так что, соответственно описанию причинных отношений, действующих сверху вниз, есть и другое описание тех же событий, где причинные отношения имеют место только внизу, то есть в сфере нейронов и нейронного возбуждения в синапсах и так далее. В этой концепции устройства природы вряд ли остаётся место для свободы воли, ибо в соответствии с такой концепцией сознание может воздействовать на природу только потому, что само является частью природы. В таком случае, подобно всей остальной природе, свойства сознания детерминированы базисными физическими микроуровнями. Это — абсолютно фундаментальный момент, так что позвольте мне повторить сказанное ещё раз. Форма детерминизма, которая вызывает трудности, не является психологическим детерминизмом. Тезис о том, что наших состояний сознания достаточно для детерминации всего, что мы делаем, вероятно, просто ложен. Форма детерминизма, которая вызывает трудности, более важна и фундаментальна. Поскольку все поверхностные свойства мира полностью обусловлены системами микроэлементов и реализованы в них, их достаточно для детерминации всего, что происходит. Такая «вверх ногами картина мира допускает «вверх ногами» причинность (например, воздействие нашего сознания на наше тело). Но эта причинность действует только потому, что высший уровень уже обусловлен низшими уровнями и реализован в них. Ну, а сейчас зададимся вопросом: что в нашем опыте не позволяет нам отказаться от веры в свободу воли? Если свобода — иллюзия, почему мы не можем от неё отказаться? Первое, на что надо обратить внимание, — это то, что свобода существенным образом связана с сознанием. Мы говорим о свободе только в отношении со-знательных существ. Например, робота, полностью лишённого сознания, мы никогда не назовём свободным. Даже если мы обнаружим, что его поведение произвольно и непредсказуемо, мы всё же не скажем, что он действовал свободно. Если же кто-то сконструирует робота, обладающего сознанием в том же смысле, в каком мы сами им обладаем, вопрос о его свободе останется по крайней мере открытым, Во-вторых, следует отметить, что в существовании свободы убеждает не просто любое состояние сознания, Если бы жизнь состояла только в пассивном получении восприятий, то мы бы никогда не смогли сформулировать идей человеческой свободы. Вообразите себя совершенно неподвижным, неспособным определять даже направление собственных мыслей, но всё же воспринимающим стимулы, например периодические лёгкие болевые ощущения. У вас не будет никакого основания для заключения, что вы обладаете свободой воли. Большинство философов полагают, что убеждение в существовании человеческой свободы существенным образом связано с процессом рационального принятия решений. Но это верно только отчасти. Фактически, взвешивание оснований — лишь частный случай того опыта, который убеждает нас в существовании свободы. Опыт, который нас действительно убеждает, — это опыт участия в произвольных, интенциональных человеческих действиях. Обсуждая интенциональность, мы сосредоточили внимание на сознательных интенциях в действии, на той форме интенциональности, которая является каузальной в вышеуказанном смысле и условия удовлетворения которой заключаются в том, что происходят некоторые телесные движения, и происходят они как причинно обусловленные самой интенцией в действии. Именно этот опыт и служит краеугольным камнем для нашей веры в свободу воли. Почему? Поразмыслим о характере того опыта, который у нас есть, когда мы принимаем участие в нормальных, повседневных человеческих действиях. Мы почувствуем возможность альтернатив, встроенных в этот опыт. Поднимите руку, или пройдитесь по комнате, или возьмите стакан воды, и вы почувствуете в этом опыте наличие альтернатив. Различие опыта восприятия и опыта действия заключается в том, что в восприятии человек имеет ощущение: «Это происходит со мной», ав действии человек чувствует: «Я действую таким образом, чтобы это произошло», Но в ощущении «я действую таким образом, чтобы это произошло» содержится также ощущение «я мог бы сделать и что-то другое». В случае нормального поведения всё, что мы делаем, содержит в себе убеждение, верное или неверное, что здесь и сейчас, в тех же самых условиях, мы могли бы делать и что-то другое. В этом — источник нашей непоколебимой веры в наличие у нас свободной воли. Следует подчеркнуть, что речь идёт о нормальном человеческом действии. Если кто-то находится под влиянием сильной страсти, например сильного гнева, он теряет это ощущение свободы и иногда сам удивляется тому, что делает. Как только мы это замечаем, легко объяснимыми становятся и многие из тех загадочных явлений, о которых упоминалось ранее. Например, почему мы чувствуем, что человек, находящийся в состоянии постгипнотического внушения, не свободен, несмотря на его полнейшую уверенность в собственной свободе? Дело в том, что в одном весьма существенном смысле он не знает, что делает. Его интенция-в-действии является бессознательной. Выбор, который, как ему представляется, для него доступен, не имеет отношения к действительной мотивации его поступков. Следует также отметить, что примеры «вынужденного» поведения во многих случаях всё же предполагают опыт свободы. Если мне под дулом пистолета приказывают что-то сделать, то даже в этом случае в моём опыте присутствует ощущение альтернативы. Если, например, под дулом пистолета мне приказывают пройтись по комнате, в буквальном смысле слова на каждом шагу передо мной открыта возможность совершить какое-то другое действие. Таким образом, опыт свободы является существенным компонентом любого случая интенциональной деятельности. Можно убедиться в этом, сопоставив нормальное действие с экспериментами Пенфилда, в которых воздействие на моторную кору вызывает непроизвольное движение руки или ноги. В этом случае испытуемый воспринимает движение пассивно, подобно тому как он воспринимал бы звук или ощущение боли. В отличие от интенциональных действий, здесь возможности выбора в опыт не встроены. Вообразите, что ваша жизнь представляет собой как бы увеличенный в масштабах эксперимент Пенфилда. Вы обнаруживаете, что ваше тело движется по комнате; вы слышите слова, вами произносимые. В этом случае ваш опыт окажется опытом совершенно пассивной, но сознательной куклы. Вообразив это, вы отсечете в этом своём воображении опыт свободы. Но в типичном интенциональном действии опыт свободы неустраним. Это — существенный момент опыта деятельности, Это объясняет и то, почему мы не можем отказаться от нашей веры в существование свободы. Мы легко откажемся от веры в то, что Земля плоская, если поймём аргументы в пользу гелиоцентрической теории. Подобно этому заход Солнца есть просто иллюзия, создаваемая вращением Земли. В каждом из этих случаев от точки зрения здравого смысла можно отказаться, потому что заменяющая её гипотеза объясняет и тот опыт, который привёл к этой точке зрения, и великое множество других фактов, объяснить которые здравый смысл неспособен. Вот почему мы отказались от предположения о том, что Земля плоская, и от «закатов» Солнца в пользу коперниканской концепции солнечной системы. Но мы не можем отказаться от веры в свободу, потому что свобода включена во всякое нормальное, сознательное интенциональное действие. Это убеждение служит нам для идентификации и объяснения действий. Чувство свободы не есть просто выбор. Это часть любого действия, задуманного заранее или осуществляемого спонтанно. В сущности, это не обдумывание; обдумывание — всего лишь частный случай чувства свободы. Мы не пускаемся в мореплавание, исходя из предположения о том, что Земля плоская; но мы действуем, исходя из предпосылки о существовании свободы. Мы вообще не можем действовать иначе, и это никак не зависит от наших знаний об устройстве мира как детерминированной физической системы. Теперь можно сформулировать заключения, всё время неявно присутствовавшие в нашем обсуждении. Во-первых, если трудности с детерминизмом сводятся к тому, что в этом случае всё наше повеление оказывается психологически вынужденным, то эти трудности неоправданны. В той мере, в какой психологический детерминизм есть эмпирическая гипотеза, подобная любой другой гипотезе, имеющиеся у нас сегодня свидетельства говорят о том, что он ложен. Таким образом, мы имеем дело с модификацией концепции «совместимости», согласно которой психологический либертарианизм и физический детерминизм не противоречат друг другу. Во-вторых, это даёт нам ощущение «мог бы»; поведение человека детерминировано, однако он мог бы поступить и иначе; речь здесь идёт о психологических факторах. Понятие способности — того, что мы можем делать и что мы могли бы делать, подчиняется определённым критериям. Например, я мог бы голосовать за Картера на американских выборах 1980 года. Но я не мог бы голосовать за Джорджа Вашингтона, Так что в соответствии со смыслом «мог бы» мне доступен самый широкий выбор возможностей, и в этом смысле я мог бы сделать множество вещей, которых, однако, я так и не сделал. Подобно этому, поскольку воздействующие на меня психологические факторы не всегда и не во всём вынуждают меня к определённому поведению, я часто мог бы делать совсем не то, что я фактически делал. В-третьих, эта форма концепции «совместимости» так и не разрешает конфликт между свободой и детерминизмом. Пока мы придерживаемся концепции физического объяснения «снизу — вверх», — а именно на этой концепции последние триста лет основывалась наука, — психологические факты, как и любые другие факты высшего уровня, полностью объяснимы в терминах (и реализуемы в системах элементов) фундаментального микрофизического уровня. Наша концепция физической реальности просто не допускает существования радикальной свободы, Наконец, в-четвёртых, по причинам, которые мне не очень понятны, эволюция предоставила нам такой опыт произвольного действия, в котором опыт свободы, так сказать опыт ощущения альтернативных возможностей, встроен в саму структуру сознательного, произвольного, интенционального человеческого поведения. Поэтому никакие аргументы никогда не убедят нас, что наше поведение несвободно. В данной книге я попытался описать отношения между нашим представлением о себе как о рациональных, свободных, сознательных, разумных деятелях и нашим представлением о мире как совокупности лишённых сознания и смысла физических частиц. Можно предположить, что подобно тому, как здравый смысл в значительной мере неадекватен реальному устройству мира, так же и наше представление о самих себе и собственном поведении является совершенно ложным. Однако различение реальности и кажимости неприменимо к самому существованию сознания. Ибо если мне кажется, что я сознательное существо, то я и на самом деле сознательное существо. Мы способны открыть самые поразительные вещи о самих себе и о своём поведении; но мы не способны открыть отсутствия у себя сознания, мы не способны открыть, что сознание не содержит сознательных, субъективных, интенциональных ментальных состояний. И мы никогда не обнаружим отсутствия у самих себя попыток произвольного свободного интенционального действия. Проблема состоит не в том, чтобы доказать существование всех этих вещей, но в том, чтобы определить их статус и последствия, которые они имеют для наших представлений о природе. Мой общий вывод состоит в том, что, за некоторыми существенно важными исключениями, наше обыденное менталистское представление о самих себе прекрасно согласуется с нашим представлением о природе как физической системе. |
Свобода воли и детерминизм. Философия сознания от А до Я
Наличие свободы воли придает смысл нашей жизни. Но возможна ли свобода воли, если все физические процессы детерминированы (или предопределены)? Философы в этом вопросе разделились на два противоположных лагеря: компатибилистов, считающих возможным совместить представления о свободе воли с детерминизмом, и инкомпатибилистов, отрицающих такую возможность.
Дерк Перебум отстаивает позицию несовместимости свободы воли как с детерминизмом, так и с индетерминизмом. Он предлагает аргумент манипуляции, направленный против сторонников тезиса совместимости детерминизма со свободой воли. Перебум исходит из допущения, что детерминизм верен. Тогда представьте себе человека, поступки которого могут контролироваться четырьмя разными способами, но так, чтобы он с неизбежностью совершил преступление, например, убийство. В первом случае его деятельность направляет злой ученый при помощи чипа, вшитого ему в мозг. Это случай прямой манипуляции. Во втором случае чип контролирует действия благодаря выполнению программы, без участия ученого. В третьем случае человек целиком детерминируется социальной средой, генами, воспитанием и так далее. В последнем, четвертом случае, совершение преступления уже предопределено с момента Большого взрыва, как это и предполагается в трактовке детерминизма. Суть аргумента манипуляции Перебума сводится к тому, что между всеми четырьмя случаями нет принципиальной разницы. И если в первом случае человек подвергается прямой манипуляции и поэтому, что очевидно, не обладает свободой воли и не несет моральной ответственности за свои поступки, то и во всех остальных — тоже. Между манипуляцией и детерминизмом нет принципиальных отличий, считает Перебум. Значит, детерминизм несовместим со свободой воли.
Философы Дмитрий Волков и Кирилл Мартынов обсуждают этот аргумент в рамках нашего совместного проекта с Постнаукой «Философия сознания от А до Я».
Ещё на эту тему
Научные семинары
Сознание, мозг и свобода воли. Научный семинар Центра исследования сознания
Семинар был посвящен книге известного оксфордского философа Ричарда Суинберна «Сознание, мозг и свобода воли». Суинберн по современным меркам занимает непопулярную позицию, отстаивая субстанциальный д…
Май 2018
Лекции
Записи докладов «> Конференция о проблеме тождества личности. Записи докладовПроблема тождества личности является одной из самых обсуждаемых в современной философии. Она включает в себя вопросы о Я, личности, ее тождестве во времени и единстве. 17 мая 2018 года на философском …
Май 2018
Дайджест МЦИС:
Будьте в курсе
главных философских событий
Подписаться
Ура! Почти всё. Подтвердите подписку — мы вам отправили письмо со специальной ссылкой
Сознание и свобода: Юнг, Сартр, Штайнер.
Стивен Фара Сознание, Философски сознания, Юнг, радикальная свобода, Сартр, Штайнер 2 комментария
Свобода, то есть идея свободы, возможность свободы, — вот тема, которая кажется мне стоящей рассмотрения. В конце концов, пожалуй, это самый важный вопрос, который может задать философия; и определяющий параметр в нашем понимании того, что значит быть человеком. Проще говоря вопрос таков: Может ли индивидуум делать выбор, который не полностью определяется предшествующей случайной цепочкой? Возможно ли, подобно кантовскому гипотетическому Богу, инициировать первый акт, акт творения, не определяемый тем, что ему предшествовало? Или, как свободный человек, дополнить себя, как предлагает Штайнер? Эта тема и дебаты за или против такой возможности слишком обширны, чтобы всесторонне рассмотреть их здесь. Даже если бы я был достаточно хорошо осведомлен об истории этой идеи, а это не так, любой обзор, претендующий на полноту, занял бы несколько томов. Что такое свобода? Мое намерение состоит здесь лишь в том, чтобы высказать несколько соображений по одному очень частному аспекту вопроса. Аспект, с которым я часто сталкивался, как я думаю, что и большинство философов по необходимости, заключается в том, что именно мы имеем в виду, когда говорим о свободе в метафизическом смысле (т. е. в противоположность социальному или политическому смыслу). И тогда я сужаю свои размышления до еще более узкого аспекта этого вопроса, а именно, чем будет (радикальная) свобода выбора для самого субъекта? Как бы вы испытали радикальную свободу? Сама идея свободы на первый взгляд несколько абсурдна. Этот абсурд был очень ясно сформулирован современными философами сознания и нейробиологами, которые балуются немного метафизикой, когда не восхищаются своей коллекцией мозгов в бочке. Те, кто находится в широком лагере детерминистов, как жесткие детерминисты, т. аппарата личности, задайте животрепещущий вопрос любому, кто отстаивает либертарианскую позицию, то есть радикальный свободный выбор. Компатибилист задает вопрос: что вы подразумеваете под свободой, как не именно свободу действовать в соответствии с тем, кто вы есть; чтобы ваши действия следовали за вашим выбором, который определяется вашими убеждениями и желаниями. И я думаю, что на этот вопрос сложно ответить, если кто-то хочет бросить вызов компатибилистской идее и отстаивать радикальную свободу. Итак, пытаясь ответить на вопрос: возможна ли радикальная свобода, мы сталкиваемся с настоящим вызовом. Задача состоит не только в том, чтобы дать правдоподобное объяснение того, как «свободный выбор», чем бы он ни был, что далеко не ясно, возможен в каузальной вселенной, но и в том, чтобы объяснить, что представляет собой само понятие свободы, если это не компатибилизм. . Любая попытка определить радикальную свободу сталкивается с проблемой определения концепций как 9, так и0009 свободный выбор или свободное действие и концептуальная природа агента, I или субъекта , способного и ответственного за такое свободное действие, когда вы делаете утверждение: I я способен сделать свободный выбор или инициировать свободное действие [1]. Один из возможных подходов состоит в том, чтобы предположить, что радикальная свобода является непреложной идеей. Его нельзя разложить на составные части в попытке лучше понять его сущность. В философии есть несколько подобных идей: два таких примера — «я» и сознание. Попытка определить, что такое сознание, поскольку оно представляет собой нечто радикально большее, чем материальный (то есть неврологический) процесс, наталкивается на аналогичную проблему. Одним из способов ответить на этот вызов было предположение, что, возможно, подобно пространству и времени, сознание является просто непреодолимым свойством вселенной.[2] Аналогичные аргументы можно привести и в пользу радикальной свободы. Радикальная свобода, или, чаще, либертарианство, это просто; оно не может быть далее определено или сокращено. Хотя лично я не придерживаюсь такой позиции или, вернее, нахожу такой ответ рационально оскорбительным, следует признать, что возможность такого ответа необходимо учитывать. И, как отмечалось выше, можно столкнуться с подобным диалектическим ответом, когда ищешь ответ на то, что именно имеется в виду под я или хотя бы тот кто свободен . Причина, по моему мнению, в том, что такой ответ, который, по общему признанию, имеет prima facia правдоподобие, является рационально оскорбительным, потому что он является признанием невежества. На самом деле такой ответ подразумевает, что слова свобода и я, , по крайней мере в этом контексте, являются просто заполнителями или символами в юнгианском смысле для неизвестных фактов вселенной. Мы что-то имеем в виду, когда используем их, но что именно мы имеем в виду, неизвестно. Такой подход, то есть рассмотрение этих понятий как заполнителей более фундаментальной реальности, может найти сочувственное прочтение у кантианских философов. Кант проводит именно такое различие: феноменальная (эмпирическая) истина опосредована нашими ограниченными интеллектуальными и познавательными способностями и представляет более фундаментальную реальность, независимую от разума, ноуменальную реальность для Канта или, в терминах Юнга, архетипическую реальность. Несмотря на этот возможный ответ на вопрос о том, что такое радикальная свобода, я признаю, что он prima facia правдоподобен; Я попытаюсь дать ответ, который является рационально более удовлетворительным, хотя и обязательно ограниченным. Другими словами, я не собираюсь разгадывать загадку того, как возможна радикальная свобода и что она может означать, а лишь предлагаю некоторые исследовательские мысли относительно того, где мы можем искать такие ответы. К теории радикальной свободы Юнг предполагает, что свобода является эмерджентным свойством сознания. Наша способность к свободе пропорциональна степени нашего сознания. Под сознанием здесь следует понимать главным образом, хотя и не исключительно, самосознание, т. е. степень, в которой я сознаю свои внутренние психические жизненные побуждения, влечения, внутренние побуждения и императивы. Осознание нашей душевной жизни, увиденной с точки зрения внутреннего объективного наблюдателя, точки зрения, способной временно выпутаться из обычного потока мыслей, идей, импульсов и достичь мета-перспективы.
‘К какой эротике знания относится экстаз от чтения такого космоса? Получив от него сладострастное удовольствие, я задаюсь вопросом, в чем источник этого удовольствия «видеть целое», смотреть свысока, суммировать этот самый неумеренный из человеческих текстов […] Он позволяет читать его, быть солнечным Глаз, смотрящий вниз, как бог. Ликование скептика и гностического влечения: фикция знания связана с этой жаждой иметь точку зрения и ничего больше». Майкл де Серто, «Прогулка по городу», 19 лет74, относительно перспективы Нью-Йорка, если смотреть с верхнего этажа башен-близнецов.
Оставаясь метафорой Нью-Йорка, сознание в этом смысле понимает приливы и отливы, закономерности и цели жизни, оживляющей город; и как такая жизнь движется через конкретизированную географию города. Однако вопрос, который заставляет нас задуматься, заключается в том, кто получает эту возвышенную перспективу? Не впадаем ли мы в бесконечный регресс, изображая сознание типа гомункула, способное принять трансцендентную или возвышенную перспективу по отношению к остальной части психики? Рудольф Штайнер в своей книге Философия Свободы предлагает возможный способ обоснования «свободного бытия» и тем самым позволяет избежать проблемы бесконечного регресса. Штайнер предполагает, что сам акт мышления является основой свободы. Это также естественное основание сознательного бытия, по крайней мере в той мере, в какой сознательное существо заключает, что оно есть сознательное существо, т. е. посредством акта мышления. Всякое концептуальное построение и деконструкция, вся философия, короче, всякая рациональная деятельность есть деятельность мысли. Cogito ergo sum Я мыслю, следовательно, существую. Однако здесь следует отметить, что тот факт, что разум пребывает в акте мышления, сам по себе, по крайней мере, насколько я могу видеть, не дает свободы этой деятельности. Однако, как указывает Штайнер, отрицание или утверждение свободы является актом мышления, придающим акту мышления естественный приоритет над содержанием этих мыслей, будь то отрицание или утверждение свободы. Философ Сартр рассуждает в том же духе в Бытие или Ничто. Акт мышления и тот, кто думает, никогда не могут быть синонимами содержания этих мыслей. Акт мышления, предлагаемый Сартром, всегда есть акт неотождествления с самими мыслями. Следуя этой линии мышления, Сартр заключает, что свобода — это неизбежная природа человека. Существование предшествует сущности . Я полагаю, что вопрос о том, действительно ли такой взгляд на мышление дает свободу, остается открытым. Конечно, ни идеи Штайнера, ни Сартра не были восприняты с какой-либо близкой к принятию широкой интеллигенцией или более узким кругом философов, активно вовлеченных в эти непрекращающиеся дебаты. Во всяком случае, именно детерминисты, чья философия конвергентна с естествознанием, наиболее ясно слышны и приняты сегодня. Ведь мы живем в эпоху, когда метафизика в значительной степени является подобластью парадигматической философии естествознания. Однако, несмотря на это, вопрос о свободе, как и о свободе сознания, до сих пор окончательно не объяснен наукой. Образно говоря, он еще не поддался коперниканской революции, и в его, пусть и хрупком, корпусе продолжает гореть мерцающий свет, представляющий достоинство человеческой личности. Реальная практика Радикальной Свободы (как она выглядит?) Подумайте, как вы делаете выбор. Предположим, вы стоите у прилавка с мороженым Haagen-Dazs и направляетесь в кино. Как мы все знаем, действительно хорошее мороженое Haagen-Dazs увеличивает общее удовольствие, чистый коэффициент радости, который можно получить от ожидаемого кинематографического опыта. Рассмотрим несколько различных сценариев:
- Сценарий 1; Ваш партнер выбирает для вас мороженое, пока вы заняты покупкой билетов в кино. Скорее всего, это не так уж и здорово, скажем, кокосовое миндальное печенье, но вы все равно едите его, хотя бы как символическое выражение всего остального, что вам нужно «есть» в ваших отношениях, и в любом случае у вас действительно нет времени идти и обменять его до начала фильма.
- Сценарий 2; вы можете пойти и выбрать себе мороженое, в то время как ваш партнер на этот раз фактически кладет руку в карман, чтобы купить билеты в кино. Теперь у вас есть любимый вкус, давайте для примера предположим, что это ром с изюмом. Так что процесс выбора очень прост:
Вопрос , у них есть ром с изюмом? Ответить , да. Выбор/действие , купить ром с изюмом, перейти к фильму; (в идеале с кокосовым миндальным печеньем для вашего партнера :-)).
- Сценарий 3; когда вы собираетесь заказать ром с изюмом, ваш взгляд падает на ванильный эспрессо ограниченного выпуска. Вы, понятное дело, конфликтуете.
Вопрос , покупаю ли я ром с изюмом, который, как я знаю, мне нравится (на самом деле люблю!) или я расширяю свой кругозор, увеличиваю свои возможности для более широкого ассортимента изысканного мороженого и рискую ванильным бобовый эспрессо? Размышление, Бог/ Гея/ Тетушка Агата/ мое высшее существо/ ангел/ духи предков, мое глубокое внутреннее я/ желудок/ вкусовые рецепторы запечатлели воспоминания/ вставьте сюда ваш любимый источник вдохновения… какой из них мне выбрать? Ответ, (например) ванильный эспрессо, слышимый как бестелесный голос с высоким вибрато. Выбор/действие, купить ванильный эспрессо, перейти к фильму (в идеале с ромом и изюмом для вашей партнерши, на случай, если вы не ослышались, вы всегда можете украсть у нее пару ложек :-)).
- Сценарий 4; то же, что и в сценарии 3, за исключением того, что когда вы консультируетесь с источником вдохновения, все, что вы получаете в ответ, — это глубокое молчание, и давайте предположим, что ваш партнер слишком долго тратит время на эти билеты в кино, чтобы сказать вам, какой из них вам следует купить.
Итак, теперь, с одной стороны, у вас есть ром с изюмом, а с другой — ванильный эспрессо, оба имеют ваше внимание и желание в совершенно равных пропорциях, а голос духа и источник вдохновения оставляет это на усмотрение. ты. Ответ, неизвестно. Выбор/действие неизвестно.
На мой взгляд, только в сценарии 4 существует возможность свободы, радикальной свободы. По крайней мере, если под радикальной свободой мы подразумеваем радикальную сознательную свободу . Пока мои желания, необходимость, мой партнер или мое бессознательное (из которого происходит все вдохновение) дают мне ответ на мою дилемму, я в лучшем случае свободен в компатибилистском смысле. Выбор, который я сделаю, продиктован моими убеждениями и желаниями (причинами). И этих причин самих по себе достаточно, чтобы решить вопрос о том, какой аромат выбрать. Только когда создано негативное пространство, когда нет ответа, нет вдохновения, чтобы закрыть пустоту, открытую моим вопросом, существует возможность радикальной сознательной свободы. Не заблуждайтесь, это трудное и неудобное пространство. Теперь ребенок не может полагаться на родителя, чтобы дать ответ. Необходимо сделать выбор и принять на себя полную ответственность за этот выбор. Выбор по-прежнему соответствует причинам субъекта, но этих причин самих по себе недостаточно, чтобы сказать субъекту, что делать. Субъект действует в открытом негативном пространстве, чтобы сделать действительно свободный выбор, выбор, не полностью продиктованный предшествующей каузальной цепью. В этом свете становится ясным приравнивание Юнгом свободы к сознанию. По мере того, как я все больше иду по жизни как сознательный субъект, делающий сознательный выбор, я пропорционально свободен. В той мере, в какой я консультируюсь с внешним авторитетом, включая свое бессознательное, я несвободен. Я свободен в том, что выбираю быть несвободным, но все другие выборы, поскольку они являются актами «вдохновения», несвободны. Штайнер, определяя мышление как точку 0, из которой возникают все концептуальные/идеальные/когнитивные/рациональные/оценочные процессы, обеспечивает возможный способ избежать проблемы регресса или избежать тщетной попытки, другими словами, определить местонахождение гомункул. Это опыт радикальной свободы. Как только вы отпустите все нити, удерживающие вас и заставляющие танцевать, как только откроется пространство, где возможно и необходимо спонтанное движение, тогда и только тогда станет возможным радикально свободное действие. Пока мы не поговорим снова, Стивен.
[1] Свободный выбор и свободное действие не являются синонимами, хотя между ними есть пересечение. Свободный выбор подразумевает выбор между переменными, но установленными вариантами. Свободное действие можно понимать как спонтанное неопределенное действие вне предопределенных установленных переменных.
[2] Я исправлен, но я считаю, что это предложение исходит от Дэвида Чалмерса.
Карма, сознание и свобода | Тони Роббинс
Готовы проявить инициативу и подписаться на нашу рассылку?
Зарегистрируйтесь сейчас
Главная » Карма, сознание и свобода
Новое понимание Садхгуру с Сейджем и Тони Роббинсом Сообщение от:
Команда ТониЧто такое карма? Вы верите в это? Слово существует в каждой культуре в разных формах. Некоторые верят в прошлые жизни. Некоторые верят в рай и ад. Все сводится к единому пониманию: если ты хорош, ты получаешь вознаграждение. Если ты плохой, тебя накажут. Когда происходит что-то плохое, мы верим, что заслужили это из-за кармы. Но такое понимание кармы на самом деле используется для внушения страха и вины, а также для управления человеческим поведением. Это используется как предлог, чтобы не брать на себя ответственность за свою жизнь.
Истинная карма не в контроле, а в свободе. Это не фиксировано. Он ждет, когда мы его определим. «Моя жизнь — это моя карма» на самом деле означает «Моя жизнь — это мое творение». Речь идет о том, чтобы принять величайший дар быть человеком: у нас есть способность создавать свою собственную реальность. Наш опыт происходит изнутри. Среди всех существ на земле люди обладают уникальной способностью выбирать. У нас есть сознание. Мы единственные, кто имеет право отвечать, а не реагировать. Делать выбор, а не позволять эмоциям управлять нами. Мы можем перерезать веревки, которые удерживают нас, освободить наше сознание и изменить нашу жизнь.
В этом подкасте Садхгуру, любимый друг Тони и Сейджа, обсуждает личность, сознание, внутреннюю свободу, человеческую эволюцию и свою книгу Карма. Руководство йога по созданию своей судьбы . Садхгуру — настоящее светило нашего времени, и в этом интервью он предлагает свежее понимание кармы и ее распространенных заблуждений. Снимая клеймо «хорошая карма» или «плохая карма», Садхгуру объясняет, что наша карма действительно способна улучшить нашу жизнь, если только мы решим использовать свое прошлое и наши воспоминания о нем таким образом, который служит нашему восприятию жизни. , личностная эволюция и духовный рост.
Выберите способ прослушивания (или просмотра) ниже.
Какие веревки связывают вас? Как их идентифицировать – и раз и навсегда отсечь? Послушайте подкаст выше, чтобы узнать от самого Садхгуру о наиболее распространенных потребностях и убеждениях, которые сдерживают нас, и о том, как вы можете полностью раскрыть потенциал своей жизни, чтобы принять настоящую карму. Многие из них соответствуют самым глубоким принципам Тони: то, как человеческая потребность в определенности может фактически привести к страху перед свободой. Как переосмысление прошлого в конечном итоге дает нам свободу жить настоящим. И как вы можете превратить свой опыт из страдания в радость, просто переключив внимание.
ПРИМЕЧАНИЯ К ЭПИЗОДУ
[00:11] ID Садхгуру/вступление
[00:42] Что такое карма?
[03.26] Карма – это освобождение, а не контроль
[07:08] Карма – это переход от бессознательного к сознательному существованию.
[07:36] Реакция (выбор) против реакции
[11:17] Одно сознание
[12:23] Сознание — это не то, что мы делаем
[15:43] Чтобы быть свободным, пойми, какие веревки тебя держат
[16:30] Что такое Васана?
[18:31] Садхгуру работает с заключенными в Индии и США
[20:37] Большая часть кармы создается бессознательно
[22:08] Цель Садхгуру привести весь мир в экстаз
[23:41] Люди боятся свободы
[26:15] Мы умираем в рассрочку.
[28:01] Ваше внимание должно быть сосредоточено на жизни.
[28:50] Как можно сознательно создать новую судьбу?
[29:41] Ваш жизненный опыт вырабатывается внутри вас.
[34:14] Почему намерение так важно?
[36:06] Ваше намерение основано на вашей личности
[36:44] Исправьте свою личность
[38:38] Что означает Садхгуру?
[41:08] Как освободиться от Кармы?
[41:54] Осознание и отказ
[42:46] История Гаутамы
[49:15] Генетические принуждения есть внутри каждого из нас.