9. Сознание и познание.
Проблема сознания в истории философии.
Структура сознания. Сознание и самосознание.
3. Научное познание: объективность, обоснованность и
универсальность научных знаний.
4. Знание, истина, вера, мнение, знаки, символы.
1. Обратите внимание на то, что философская проблема сознания имеет гносеологическую, онтологическую, аксиологическую и праксеологическую стороны; она не может быть сведена только к проблеме познания, его условий и результатов. Вопрос о сознании неизбежно соотносится с вопросами о свободе и ответственности, добре и зле, правильном и неправильном действии и т.п. Покажите, что представление о сознании как целенаправленном отображении действительности, на основе которого осуществляется регулирование поведения человека, сложилось не сразу. На протяжении длительного времени сознательные и бессознательные проявления человека не различались, а само сознание часто отождествлялось только с одним аспектом – интеллектом, мышлением.
2. Обратите внимание на то, что сознание – основная философская категория – имеет сложную структуру, в него входят как образы действительности (понятия), так и образы воображения (цели, идеи, планы, мечты, идеалы, иллюзии), эмоции и огромный пласт бессознательного. От сознания следует отличать мышление как процесс, происходящий в человеческом сознании и приводящий к формированию нового знания, и познание как усвоение чувственного содержания вещей и процессов с целью нахождения истины.
В основу раскрытия темы следует положить индивидуально-познавательную деятельность субъекта, обратив внимание при этом на соотношение понятий «разум» и «рассудок», рационального и иррационального, на функциональную асимметрию человеческого мозга, порождающую два типа мышления – рационалистическое (левое полушарие) и образное (правое полушарие), творчество и интуицию, веру и мнение.
3. Важнейшим вопросом для теории познания является следующий: что такое знание, каково его строение и как оно возникает? Этому и должен быть посвящен третий вопрос. Здесь необходимо обратить внимание на то, что в научном знании в отличие от других форм знания (религия, искусство, мораль, право) критерий рационального осознания мира занимает центральное место, а понятие выступает как основная форма рационального познания.
4. В изучении четвертого вопроса главное состоит в раскрытии понятия «истина» и выяснении ее отличия от веры, мнения и вненаучного знания. В истории философии истина понимается как соответствие знаний предмету познания, а предмета познания – своему понятию. Здесь необходимо затронуть проблему критериев истины и роль заблуждений, веры, мнений в поисках истины. Обратите внимание на знаковую систему и смысловое содержание значений.
Список литературы
Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.2. С.321-343, 364-406.
Диалектика. Познание. Наука. – М., 1988.
Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов вузов: В 2 ч. – М., 1994. Ч.1. С. 165-259.
Климов А.Я. Диалектика и практика познания. – М., 1991.
Петров Ю.А. Теория познания. Научно-практическое значение. – М., 1988.
Спиркин А.Г. Философия: Учебное пособие для вузов. – М., 2000.
Современная философия науки: Хрестоматия. – М., 1994.
Философия и методология науки/ Под ред. В.И. Купцова и С.В. Девятовой.- М., 1996.
Философский словарь. – М., 1987.
Сознание и познание. Особенности социального познания
Стр.22
Вспомните из курса обществознания, что такое сознание. Можно ли назвать сознание особой формой деятельности человека? В чём состоит различие сознания и познания? Может ли формироваться сознание вне общественных связей человека?
Деятельность — это форма взаимодействия человека с окружающим миром. В течение всей своей жизни Человек действует, чем — то занят, что — то делает. Он самосовершенствуется. Что касается сознания, то оно по — разному воспринимается наукой и религией. Но и те, и другие утверждают, что сознание связано с деятельностью человека. Например, в ходе деятельности человека изменяется его сознание. В тоже время сознание регулирует деятельность, формирует ее.
Стр.33
Вопросы и задания
1.Что такое сознание? Что может выступать объектом в процессе сознания?
Сознание — высшая функция мозга, характерная лишь для людей и заключается в отражении действительности, взаимодействии с ней через мысленное построение действий в уме, предварительном просчете результатов и реализации во внешнем мире. Сознание тесно связано с речью и мышлением. Структура сознания в философии имеет больше взаимосвязь с общественным, в психологии значительное внимание уделено индивидуальному сознанию, которое возникло и выделилось из общественного.
2.Какие проявления «бессознательного» отмечают учёные? Приведите примеры каждого из проявлений.
Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Являясь психическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие «сознания», «сознательное»), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.
Явления бессознательного получают различные объяснения у представителей разных научных школ. Пионер изучения бессознательного Зигмунд Фрейд под бессознательным понимал влечения человека, которые ему не удавалось реализовать, поскольку они противоречили социальным нормам. Это, по Фрейду, приводило к их вытеснению в сферу бессознательного. Существование этих влечений обнаруживают в обмолвках, оговорках, сновидениях. Существуют и другие объяснения бессознательных проявлений человеческой психики. Однако очевидно, что многообразные феномены бессознательного в силу их неоднородности, очевидно, не могут быть сведены к одним и тем же причинам.
3.Что такое познание? Как связаны сознание и познание?
Основной круг вопросов теории познания — истина и способы ее доказательства, многообразие форм познавательной деятельности, структура познавательного процесса, методы познания. Традиционно теория познания изучала только те формы субъективного освоения действительности, явным содержанием которых было получение знания. С этой точки зрения искусство, нравственность, религия не входят в круг предметов, изучаемых теорией познания.
Сходные на первый взгляд понятия «знание», «познание», «сознание» несут в себе существенные смысловые различия. Так, «знание» и «познание» различаются как результат и процесс; иногда понятие «знание» употребляется в более широком смысле, в его содержание входит и характеристика результата, и путь его достижения. Определить содержание понятий «знание» и «познание» крайне сложно, это предельно широкие понятия. Попытка определить, что такое знание, наталкивается на дополнительные трудности
4.Охарактеризуйте два основных уровня познания. Какие существуют формы чувственного и рационального познания?
Формы чувственного познания
Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, I явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.
Восприятие — чувственный образ целостной картины I предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Представление — чувственно — наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.
Формы рационального познания
Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные I свойства предмета, процесса, явления.
Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что — либо о предмете, процессе, явлении.
Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.
5.Докажите, что утверждение о неделимости атома было относительной истиной.
Абсолютная представляет собой: Исчерпывающее, полностью проверенное, знание о человеке, предмете, объекте или явлении, которое не может быть опровергнуто никаким образом. Адекватное и осознанное воспроизведение субъектом определенного объекта, представление субъекта таким, каким он существует в действительности, независимо от мнения человека и его сознания. Определение бесконечности нашего познания, своеобразный предел, к которому стремится всё человечество.
6.На основе текста параграфа нарисуйте схему «Особенности социального познания».
7.Докажите, что чувственное и рациональное познание обладает внутренним единством.
Познание имеет два уровня (две стороны) — чувственное познание — осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом) и рациональное познание — присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.
Формы чувственного познания
Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, I явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.
Восприятие — чувственный образ целостной картины I предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Представление — чувственно — наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств
Формы рационального познания
Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления.
Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что — либо о предмете, процессе, явлении.
Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.
Индуктивное — Дедуктивное — Получаемое умозаключение от умозаключение от по аналогии. От частного к общему. От общего к частному.
По — разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения.
Эмпиризм — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.
Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и все же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счете опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.
8.Перечислите виды познания. Сравните их по субъекту, объекту и способу получения знаний.
1 Научное
2 Художественное
3 Философское
4 Мифологическое
5 Религиозное
Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания, — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.
Отражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы.
Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.
Мифологическое познание характерно для первобытной культуры. Такое познание выступает как целостное дотеоретическое объяснение действительности при помощи чувственно — наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни. Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.
Объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически — диалогический характер. Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления.
9.В параграфе практическое, мифологическое и художественное познание мира показано на примере таких природных явлений, как гроза и молния. Используя знания, полученные на уроках физики, дополните ряд научным познанием, пояснив, что́ наука говорит о природе этих явлений.
Для того, чтобы получить какие либо знания, для начала надо провести опыт, выполнить измерения, понаблюдать. Для того, как проходит явления надо выдвинуть гипотезу. Так же, чтобы получить знания об окружающем мире, надо обдумать и объяснить результаты опытов, найти причины явлений, ну, и конечно, сделать выводы
10. Как вы понимаете фразу: «Человечество редко достигает истины иначе как через заблуждения»? Проиллюстрируйте это на примере развития различных наук.
Истина кроется в наших ошибках и, чтобы достичь правильного ответа надо хоть раз ошибиться.
11. Назовите главный критерий истины. Почему его нельзя считать абсолютным?
Главным, решающим критерием истины (впервые введенным в таком качестве марксизмом) является практика, материальная предметно — чувственная деятельность человека, направленная на реальное преобразование мира — природного и социального.
12. В истории науки сложилось несколько концепций толкования истины.
Онтологическая концепция: «Истина — это то, что есть».
Гносеологическая концепция: «Истина — это соответствие знаний действительности».
Позитивистская концепция: «Истина — это опытная подтверждаемость».
Прагматическая концепция: «Истина — это полезность знания, его эффективность».
Конвенциональная концепция: «Истина — это соглашение»
а. Какое из определений истины не учитывает различий в восприятии и понимании одних и тех же вещей у разных людей?
Скорее всего понятие истины объединяет в себе все эти подходы: это и то, что есть на самом деле, и соответствие нашего знания тому, что есть на самом деле, но в тоже время это и определенное соглашение, договор о принятии данной истины.
б. К каким явлениям нашей жизни (связанным с отношениями людей) сложно применить перечисленные критерии истины?
Абсолютная истина — источник всего, то, из чего все изошло. Абсолютная истина не есть истина как процесс, она статична, неизменна (если она динамична, то она может стать более или менее абсолютной, следовательно, становится относительной истиной). Именно познание абсолютной истины есть то благо, к которому должна стремиться философия, однако чаще наблюдается уход современной философии от онтологических вопросов.
Относительная истина — философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина (или истина в последней инстанции) труднодостижима. Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются.
в. Какие из перечисленных определений истины находят применение в политике, дипломатии, медицинской практике, научном познании, образовании?
В исследовательском центре Европейской организации по ядерным исследованиям (ЦЕРН) получили крайне неожиданные результаты, которые привели физиков в замешательство: похоже, что субатомные частицы могут двигаться со скоростью, превышающей скорость света. Пучок нейтрино, направленный из ЦЕРН в подземную лабораторию Гран — Сассо в Италии на расстояние в 732 км, прибыл на место назначения, как сообщается, на несколько миллиардных долей секунды раньше, чем если бы передвигался со скоростью света.
Отвечая на эти вопросы, вы, надеемся, пришли к выводу о том, что ни одно из этих определений истины не является исчерпывающим и не даёт окончательного ответа, что такое истина. Скорее всего, понятие истины объединяет в себе все эти толкования. Иными словами, истина — это то, что есть на самом деле, но в то же время это и определённое соглашение, договор о принятии данной истины.
13. Представьте, что вам задали подготовить сообщение на тему «Научное познание и истина». Составьте сложный план своего выступления. Для выполнения задания воспользуйтесь памяткой № 2 в конце учебника.
Я был воспитан в сугубо материалистическом ключе. В молодости признавал только то что утверждалось стандартной наукой. Как физик я где — то даже презирал другие науки (ну конечно же за исключением математики) за «не точность» и «описательность».
В эти годы я просто радуюсь как мальчишка открывшемуся мне миру эзотерики.
Мир опять стал интересен!
Его опять можно изучать и познавать!
И для этого не нужны сложные приборы — мы сами и есть прибор!
Поэтому мне хочется привлечь внимание к теме сопоставления научного познания мира и духовного подхода.
Уставы небес я прочитал очень мне понравившиеся рассуждения о научном методе познания. Если читающий мои записки не боится опасностей и будет идти прямо, как по лезвию ножа, его не остановит даже его будут молить о пощаде все патриархи Запада и Востока. Но если он поддастся сомнениям, он уподобится человеку, который смотрит из узкого окошка на скачущего мимо всадника: не успеет он глазом моргнуть, а истины уж и след простынет.
философия разума — Требует ли знание сознания?
Краткий ответ
Зависит. Многие философы признают разные типы знания. Гилберт Райл, например, в своей основополагающей работе «Концепция разума » признает, например, «знание-как» (SEP), которое обычно понимается как навык. Следовательно, можно иметь навыки и не осознавать их. Согласно натурализованной эпистемологии, было продемонстрировано, что многие аспекты знания являются подсознательными.
Подробный ответ
Философ Роберт Оди постулировал, что одним из основных источников знания является сознание, и, конечно же, осознанное знание, которое часто считают квинтэссенцией знания. Знания, требующие языковых навыков и демонстрирующие саморефлексию, составляют основное содержание того, что лежит под обложками философских текстов. Но бывают ситуации, когда философ вынужден признать, что знание сознания не является всеобъемлющим.
Начнем с лунатика. Что должен сделать философ из того факта, что человек, находящийся в измененном состоянии сознания, может функционировать в сверхъестественной степени как сознательный человек? Сомнамбулы (клиника Майо) могут проявлять относительно сложное поведение:
Заниматься рутинными делами, такими как одевание, разговор или прием пищи
Выходить из дома
Вождение автомобиля
Демонстрировать необычное поведение, например, мочиться в туалете
Вступать в сексуальные отношения без осознания
Получить травму, например, упав с лестницы или выпрыгнув из окна
Становиться агрессивным в период кратковременного спутанного сознания сразу после пробуждения или, иногда, во время лунатизма
Не знаю, как вы, но вождение автомобиля во время разговора с кем-то во сне кажется идеальным случаем для демонстрации знаний — как и знаний — которые возможны без сознания. Если философ разума обратит внимание на психологию, то вполне очевидно, что само сознание есть лишь очень ограниченный аспект человеческого разума, а интуиция и привычка гораздо более весомы с точки зрения человеческого поведения. От ненормальной психологии и ее экзотических случаев, демонстрирующих отклонения в мозге, такие как синдром чужой руки, диссоциативное расстройство личности и странности, описанные Оливером Саксом в его Мужчина, который принял жену за шляпу что то, что значит быть в сознании и контролировать свое тело, несколько податливо.
Журналист Малкольм Гладуэлл в своей книге Blink: The Power of Thinking Without Thinking привел пример того, как интуиция иногда неизвестна или даже противоречит сознательному мышлению одного и того же человека, который является экспертом в некоторых формах знания-как. Он говорил о том, как высокоэффективные спортсмены иногда имеют сознательное представление о своем теле, которое, например, противоположно тому, как на самом деле функционирует их тело. Thinking, Fast and Slow Нобелевского лауреата Даниэля Канемана также является отличным аргументом в пользу модели, которую он расширил, разделяя человеческое знание на быстрое, ошибочное (тип I) и преднамеренное, логическое и лингвистическое (тип II).
В конечном счете, отношения между сознанием (SEP) и самопознанием (SEP) переплетаются, и для философа, который принимает науку, эволюционная эпистемология (SEP) и другие современные концепции эпистемологии обещают развить философские тезисы о знании в духе эмпирическое доказательство. Философы, конечно, продолжат спорить об определениях, но они выиграют от утверждений, которые имеют научную достоверность в отношении структуры и поведения человеческого мозга и разума, а также использования языка. Таким образом, философы могут обращаться к физическим фактам, чтобы продолжить свою таксономию знаний и их источников.
Знание, Возможность и Сознание
Знание, Возможность и СознаниеПерейти к содержимому
- $30. 00 Мягкая обложка
- Твердая обложка
238 стр., 5 x 8 дюймов,
- Мягкая обложка
- 9780262661355
- Опубликовано: 24 января 2003 г.
- Издатель: The MIT Press
30,00 $
- Твердый переплет
- 9780262161992
- Опубликовано: 13 апреля 2001 г.
- Издатель: The MIT Press
$45,00
- Амазонка ПОД
Другие розничные продавцы:
- Amazon.co.uk
- Блэкуэллс
- Книжный магазин.