Сознание определяет: как облик города и его обустройство влияет на наше сознание и восприятие мира?

как облик города и его обустройство влияет на наше сознание и восприятие мира?

Контакты

Способы оплаты

Выбрать квартиру

О нас

как облик города и его обустройство влияет на наше сознание и восприятие мира?

Человек приходит в мир пустой книгой, которую начинают заполнять сначала семья, потом друзья, учителя, знакомые. Культура, в которой растёт человек, во многом формирует его, как фигурку из пластилина. На людей влияет климат, политическая, экономическая, социальная жизни региона, в котором они проводят начальные годы жизни. Самым неочевидным фактором, вносящим свою лепту в становление личности, является облик города, в котором она живёт. То, что человек видит каждый день, отпечатывается в сознании и даёт человеку определённое восприятие мира.

«Бытие определяет сознание», – фраза принадлежит хорошо известному немецкому философу Карлу Марксу, перефразировавшему слова своего учителя Гегеля, считавшего, что «бытие определяется сознанием». Последний считал: человек строит свою жизнь на основе своих убеждений, принципов, морали. По мнению Гегеля действия человека формируют его жизнь. Маркс же, напротив, писал: способы жизнеобеспечения, или то, как человек зарабатывает на жизнь, определяет его убеждения, а значит и сознание. «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание», – писал Маркс.


Чтобы было легче разобраться в этом философском вопросе, определим, что же такое бытие и сознание. Бытие – то, что окружает человека в жизни, а сознание – это мы. Бытие – внешнее, сознание – внутреннее. Простыми словами, противоречие в формулировках фразы упомянутыми философами является в вопросе, что формирует что: внешнее формирует внутреннее, или внутреннее формирует внешнее.

Как облик города и его обустройство влияет на наше сознание и восприятие мира?

Мы, в редакции IconDevelopment, согласны с Марксом. Мы уверены, что люди принимают решения и строят свою жизнь на основе своих принципов, то есть сознание напрямую зависит от убеждений. Принципы же строятся на основе образа жизни человека, ведь рутинные действия, о которых мы даже не задумываемся, влияют на нашу жизнь. Получается: бытие формирует наше сознание. А как мы уже выяснили, бытие – то, что встречается нам в жизни каждый день. Тогда, окружающий мир создаёт нас – наше сознание.

То, с чем человек сталкивается каждый день, но не обращает на это внимание – город. Мы передвигаемся по разным частям города и, не придавая тому значение, впитываем его культуру и дух. Несомненно, обустройство города влияет на наши привычки, ценности и нормы. Для наглядности приведём примеры из жизни.

Советская архитектура: практичность – наше всё


Неброская советская архитектура с типовыми многоэтажками толкает людей в серость. Она внушает человеку не выделяться и быть как все, не жаловаться и работать. Главная идеология подобной архитектуры: если сыт – уже хорошо, заботиться о счастье и баловать себя – роскошь. Однако, подобное мышление – пережиток прошлого, когда физический труд доминировал над умственным и производственные линии не были высоко автоматизированы.

Да, строения той эпохи во многом практичны: отвечают всем основополагающим запросам к жилью. Они долговечны и жизнеспособны: в суровых условиях нашего климата они служат уже не первому поколению. Я, скорее всего, не ошибусь, если скажу, что типовая архитектура нашего города навевает скуку в холодное время года, когда природные краски тускнеют: город сливается с серостью вокруг.

Действительно ли практичность – всё?

Стоит ли ограничиваться только этим? Если можно сделать жилье красивым, чтобы было приятно гулять во дворе. Если можно сделать его удобным, чтобы в нем были учтены все условия для комфортной жизни современного человека. Функциональные спортзалы, стильные, уютные подъезды, современные, безопасные игровые зоны, спортивные площадки, продуманное озеленение – современная архитектура пошла дальше практичности и предлагает современному человеку комфорт, эстетику, условия для приятной жизни – философию любви к себе.

Город, построенный для людей, не только удобен для жизни населения, но и приносит визуальное наслаждение, влюбляя в себя своих жителей и побуждая развиваться в нем. Такой город своим видом утверждает: творчество тут ценится, фантазия – тоже навык и труд. Так формируется простор для творчества. Продуманное обустройство города способствует развитию всевозможных сфер общественной жизни. Так формируются условия для здоровой конкуренции, которая способствует дальнейшему развитию и росту коллективной мечты, веры и амбиций общества.

В современном мире люди имеют возможность путешествовать виртуально, через интернет, и реально, на самолёте. Отсутствие занавеса, информационного и пространственного, стирает рамки ограниченного мышления. Технологии кочуют и перенимаются из одной культуры в другую. Вместе с технологиями развиваются и города, а с ростом последних развиваются и люди, в нем живущие. Все лучшее обустройство города облегчает жизнь и улучшает её качество, в ходе этого процесса люди больше ценят комфорт и учатся любить себя – не нарциссично, адекватно, безусловно.

«Сознание определяет бытие или бытие определяет сознание?» — Яндекс Кью

Популярное

Сообщества

ФилософияНаука

Кристина Ульянова

  ·

74,4 K

На Кью задали 4 похожих вопросаОтветить5Уточнить

Игорь Бондаренко

Философия

192

Преподаю философию. Доктор философских наук. Практикую простую философию. Канал на ЯД «Сок…  · 2 мая 2021  · dzen.ru/igorbon55

Ни один из серьезных философов не занимался этим вопросом. Просто потому, что он безграмотно сформулирован. Вот грамотная формулировка соотнесения «бытия» и «мышления/сознания» у Парменида (а не у университетских доцентов): «бытие и сознание его узнающее — тождественны». Иначе, бытие и сознание являются континуумом. Т.е. они связаны: «бытие-сознание». Бытия нет без сознания, думающего о бытии. Сознание же и есть способ думать о бытийном. Одно НЕВОЗМОЖНО без другого. Правда, нужно понимать, что философы не говорят о сознании «в голове» и о бытии как о «существовании в целом». Вопрос о первичности — псевдовопрос (вошедший в обиход с подачи бомбардира, проучившегося один год в университете, Фридриха Энгельса), который гулял в марксистской идеологии.

Не путать с философией Маркса. Маркс был грамотным философом.

12,4 K

Леонид Чернов

21 июля 2021

Ну ты и напутал, накрутил. Все в кашу смешал, все термины сначала определил а потом переопределил. И что в результате? Путаница.

Комментировать ответ…Комментировать…

Дмитрий Седов

Философия

30

Аспирант НИУ РАНХиГС  · 28 авг 2021

Это один из вечных вопросов философии, ответ на который до сих пор дать невозможно. Суть вопроса в том, чтобы определить — мы влияем на бытие, имея сформированные не из бытия основы нашего мировоззрения, или бытие оказывает на нас влияение и формирует наше мирвоззрение. Сложность этого вопроса в том, что тут от значения термина «бытие» как раз и зависит ответ. Если… Читать далее

10,8 K

Комментировать ответ…Комментировать…

Эйнер Эвальд.

246

Пенсионер предприниматель , верующий, люблю Священные писания и научные статьи.  · 14 апр 2021

Когда младенец находиться в утробе матери, то вот для малыша мир един. Когда младенец появляется на свет, то вот вскоре он обнаруживает, что мир может быть сытым, а может быть голодным, вскоре малыш осознает, что мир может быть теплым, а может быть холодным, а далее мир бывает сухим, а может быть влажным, может быть светлым , а может быть темным, и так далее, и так же… Читать далее

Лилия Гу

11 мая 2021

Сознание малыша не «возникает», но дух, которому предназначена эта физическая оболочка для воплощения постепенно… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Эйнер Эвальд.

246

Пенсионер предприниматель , верующий, люблю Священные писания и научные статьи.  · 31 мар 2021

Бытие и сознание это взаимосвязанные вещи.

Это круг замкнутый. Бог говорит.» Если у вас есть немного веры, то я дам вам немного знаний по вашей вере, и когда вы получите немного знаний, то вера ваша возрастет, и тогда вы получите еще больше знаний, и вера ваша еще возрастет, и так до тех пор пока Свет ваш не достигнет Света дня полуденного совершенного.То же и с… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Ирина Суворина

3

Специалист в области Недвижимости  · 9 июл 2022

Я так полагаю-что на первичном этапе жизни человеческой-именно бытие определяет сознание, позже, когда человек уже сформировался Как личность -он начинает руководить бытием через сознание!!! Есть исключения из правил такие, как деградация, а не прогресс!!! 

Ирина Суворина

9 июля 2022

Если бы Бытие определяло сознание, а не наоборот-то мы всё плыли бы по течению, а не регулировали свою жизнь!!!

Комментировать ответ…Комментировать…

Первый

Борис Султанович

1

люблю математику, уважаю спорт  · 26 нояб 2020

Фраза «чем выше сознание у человека, тем в большей степени оно определяет бытие» неоднозначна. Если под бытием подразумевать комфорт, а под определением бытия — создание комфорта, то с утверждением нельзя согласиться, так как есть весьма осознанные люди, которые живут не в комфортных условиях.

Лилия Гу

11 мая 2021

Значит логично под «бытием» понимать не комфорт и не создание его, но нечто другое.

Комментировать ответ…Комментировать…

Ilia Isachenko

113

Обыватель широкого профиля  · 3 февр 2017

Если коротко, то я бы сказал, что для того, чтобы сознание начало определять бытие необходим определёные уровень или качество этого самого бытия. Т.е. я бы всё-таки дал бытию главенствующую роль.  Рассуждать о высших (или не очень) материях, экспериментировать с позитивным мышлением и прочими малообоснованными практиками, конечно, никому не запрещается. Но куда приятнее… Читать далее

Игорь Ботвинов

2 декабря 2019

Поместите бомжа во дворец , и он его быстро превратит в бомжатник ! И наоборот кто-то из шалаша сделает настоящий. .. Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Лилия Гу

180

онтология, теософия, Учения Востока в современной интерпретации  · 10 мая 2021

Сознание есть сущность бытия, они неразрывны или суть одно, но как бы «в разной степени утонченности/плотности» планов понимания. Это можно понять по аналогии, например, для современного обывателя сущность любой материи в ее атомистическом строении. Воспринимаемая пятью органами чувств материя является плотной, но сущность ее заключена в тонком атомизме. Для… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Александр С.

6,0 K

Разбираюсь в темах — политология, социология, история. Увлекаюсь как любитель — история…  · 28 нояб 2019

Этот вопрос ставился и разрешался обычно в классической философии Просвещения (я имею в виду именно немецкую философию кон. ХVIII- ХIXвв. — И. Фихте, И. Канта, Ф. Шеллинга, Ф. Гегеля, К. Маркса, Л. Фейербах) с точки зрения того, что под «сознанием» понималась абстрактная Идея или логически отвлеченный Дух, а под «бытием» — материальный мир. Отсюда возникло три школы -… Читать далее

nektosvostoka

28 ноября 2019

А пантеизм Вы куда отнесёте? К последнему? Или отдельно?

Комментировать ответ…Комментировать…

Георгий Музыкантов

8

26 нояб 2020

Социальный аспект. все зависит от моих поступков и слов, а мои поступки и слова от моего сознания, а значит мое бытие зависит от моего сознания и определяет его. В то же время, для моего сознания очень важно то, каким я родился как я воспитывался какое общество меня окружает потому бытие так же определяет мое сознание. Теперь заглянем на это все через материалистическую… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Ответы на похожие вопросы

Всё же- сознание определяет бытие или бытие определяет сознание? — 21 ответ, задан 

Денис Мартынов

Философия

319

Сертифицированный коуч (ICF, ICM). Писатель. Помогу найти дело жизни, обрести уверенность…  · 22 сент 2022  · wapp.click/79513201746

Проблема заключается в правомерности самой постановки вопроса.

Мышление не существует и не может существовать само по себе. Не сам мозг мыслит, то есть действует на идеальном плане, а человек, владеющий мозгом, — в своем единстве с внешним миром. Идеальное есть функция человека как субъекта деятельности, которая осуществляется в рамках форм, созданных предшествующим развитием.

Мыслящее тело не может ни изменить мысль, ни повлиять на нее. Это происходит потому, что само его существование как «мыслящего тела» является мышлением. Мышление — это свойство, функция. 

Из черепа мы не достанем ни одного функционального определения мысли. Это объясняется тем, что мысль является функцией внешнего субъективного действия, активно определяемого формами внешних вещей, а не формой тела, мозга.

Когда мы рисуем рукой круг на листе бумаги, наше тело находится в точно таком же состоянии, как и форма круга вне нашего тела, то есть в активном действии (рефлексии) на форму круга.

Таким образом, «Картезианский дуализм» внешнего телесного мира и внутреннего состояния человеческого тела (призрак в машине) лишён оснований.

Дело жизни. Уверенность. Самооценка. Самопроектирование. Персональный коуч

Перейти на t.me/martyncoach

Комментировать ответ…Комментировать…

А в современном-то мире сознание определяет бытие или все-таки бытие определяет сознание? — 6 ответов, задан 

Игорь Бондаренко

Философия

192

Преподаю философию. Доктор философских наук. Практикую простую философию. Канал на ЯД «Сок…  · 24 мая 2021  · dzen.ru/igorbon55

Всегда бытие и сознание — единство (континуум). Только важно: язык философии символический (непрямой). Тогда сознание здесь не то, «что в голове», а так и определяется: то, что думает о бытии («заботится о бытии» Мартин Хайдеггер), а бытие — бытие существующего. Иначе, срез мира, который открывается, когда есть думающий о бытии (философ). Бытие это то, что позволяет осмысленно и продуктивно жить.

Комментировать ответ…Комментировать…

Бытие определяет сознание или сознание определяет бытие? — 3 ответа, задан 

Дмитрий Седов

Философия

30

Аспирант НИУ РАНХиГС  · 28 авг 2021

Это один из вечных вопросов философии, ответ на который до сих пор дать невозможно.

Суть вопроса в том, чтобы определить — мы влияем на бытие, имея сформированные не из бытия основы нашего мировоззрения, или бытие оказывает на нас влияение и формирует наше мирвоззрение.

Сложность этого вопроса в том, что тут от значения термина «бытие» как раз и зависит ответ. Если бытие определять глобально, вопрос остается открытым, но объяснить ответ можно тем, что формирование мировоззрения — слишком сложный процесс, чтобы мы могли вывести ключевой фактор — сознание или бытие.

А вот если бытие определять как локальный окружающий мир (что неверно для философии, но часто подразумевается в этом вопросе задающими), то ответ также неясен, но объяснение другое — есть примеры людей, которые полностью соответствуют своему окружению и сформированы под его влиянием, а есть примеры людей, которые из своего окружения вышли, добившись значительных успехов в другой стране, например.

Комментировать ответ…Комментировать…

А в современном-то мире сознание определяет бытие или все-таки бытие определяет сознание? — 6 ответов, задан 

Дмитрий Седов

Философия

30

Аспирант НИУ РАНХиГС  · 28 авг 2021

Это один из вечных вопросов философии, ответ на который до сих пор дать невозможно.

Суть вопроса в том, чтобы определить — мы влияем на бытие, имея сформированные не из бытия основы нашего мировоззрения, или бытие оказывает на нас влияение и формирует наше мирвоззрение.

Сложность этого вопроса в том, что тут от значения термина «бытие» как раз и зависит ответ. Если бытие определять глобально, вопрос остается открытым, но объяснить ответ можно тем, что формирование мировоззрения — слишком сложный процесс, чтобы мы могли вывести ключевой фактор — сознание или бытие.

А вот если бытие определять как локальный окружающий мир (что неверно для философии, но часто подразумевается в этом вопросе задающими), то ответ также неясен, но объяснение другое — есть примеры людей, которые полностью соответствуют своему окружению и сформированы под его влиянием, а есть примеры людей, которые из своего окружения вышли, добившись значительных успехов в другой стране, например.

Комментировать ответ…Комментировать…

Всё же- сознание определяет бытие или бытие определяет сознание? — 21 ответ, задан 

Александр Зимин

Финансы

2,0 K

Свободный ученый. Торгую опционами и фьючерсами на ММВБ.  · 28 окт 2021

Это зависит от человека. Если у человека есть цель и воля для достижения цели, то он формирует быте. И соответственно, его сознание формирует бытие.

Если человек не имеет цели или у него нет воли идти к цели, то он подчиняется внешним обстоятельствам и идет за другими людьми. Окружающее его бытие определяет каким будет его сознание.

1 эксперт согласен

Комментировать ответ…Комментировать…

Всё же- сознание определяет бытие или бытие определяет сознание? — 21 ответ, задан 

Миша Корман

Математика

327

поэт, музыкант, математик, инженер, программист, котельщик, электрик, сантехник  · 28 окт 2021  ·

Невозможно ответить на этот вопрос без того, чтобы решить, в какую сторону действует слово «определяет». В качестве примера: «Капитан определяет курс» и «Курс определяет капитан». Вопрос, который Вы ставите (в отличие от примеров, что здесь приведены) содержит два существительных, которые в данном предложении не склоняются, поэтому, как не поверни фразу, не понятно, что же в итоге первично, а что вторично.

На краю Ланиакеи, где законы природы на равных соперничают с законодательством

Перейти на vk.com/id1272815

Комментировать ответ…Комментировать…

Всё же- сознание определяет бытие или бытие определяет сознание? — 21 ответ, задан 

Сергей Чабовский

Математика

628

Инженер-радиофизик, преподаватель физической культуры и спорта  · 25 окт 2021

Это бытовой вопрос, скорее из психологии. Диалектический материализм утверждает: общественное бытие́ как подлежащее определяет общественное сознание.

Комментировать ответ…Комментировать…

Бытие определяет сознание, а работает ли это наоборот? Сознание определяет бытие? — 2 ответа, задан 

Дмитрий Седов

Философия

30

Аспирант НИУ РАНХиГС  · 28 авг 2021

Это один из вечных вопросов философии, ответ на который до сих пор дать невозможно.

Суть вопроса в том, чтобы определить — мы влияем на бытие, имея сформированные не из бытия основы нашего мировоззрения, или бытие оказывает на нас влияение и формирует наше мирвоззрение.

Сложность этого вопроса в том, что тут от значения термина «бытие» как раз и зависит ответ. Если бытие определять глобально, вопрос остается открытым, но объяснить ответ можно тем, что формирование мировоззрения — слишком сложный процесс, чтобы мы могли вывести ключевой фактор — сознание или бытие.

А вот если бытие определять как локальный окружающий мир (что неверно для философии, но часто подразумевается в этом вопросе задающими), то ответ также неясен, но объяснение другое — есть примеры людей, которые полностью соответствуют своему окружению и сформированы под его влиянием, а есть примеры людей, которые из своего окружения вышли, добившись значительных успехов в другой стране, например.

Комментировать ответ…Комментировать…

Всё же- сознание определяет бытие или бытие определяет сознание? — 21 ответ, задан 

Елена Каратеева

Общество

1,6 K

Финансист, экономист по образованию Интересны так же философия, христианство.   · 17 окт 2021

Бытие — это жизнь воли человека. Сначала человек желает. Это первое движение воли; действием оно станет тогда, когда человек перейдёт от мысли к движению. Сначала человек жаждет, потом пьёт. Сначала человек испытывает голод, потом ест, тем самым утоляет возникшее чувство голода.
Никогда не бывает наоборот. Мысль — это действие в намерении. Не все мысли можно воплотить, то есть открыть. Есть мысли, которым никогда не суждено вырваться наружу. Человек удерживает их разумом. Разум может удержать волю, а может найти ей оправдание.
Единственно, что действует в тесном содружестве, не боясь себя обнаружить, — это желание и делание добра.

1 эксперт не согласен

Комментировать ответ…Комментировать…

Всё же- сознание определяет бытие или бытие определяет сознание? — 21 ответ, задан 

Дмитрий Калинкин

100

1) Физика, субстанциология, 2) философия, гносеология и онтология, 3) биология, жизнь…  · 29 нояб 2021

Если взять за основу лошадь, а всадника считать вторичным, поскольку именно лошадь везет всадника, а не наоборот, то лошадь, как и бытие, является первичной. Сознание, как и всадник, будучи вторичным по своему статусу, однако, управляет лошадью и бытиём!!!
Таким образом, вторичное сознание способно управлять первичным бытиём!
Но что будет значить сознание-всадеик без бытия-лошади? Всадник перестанет быть всадником, а сознание перестанет быть сознанием? Ведь, всадник не сможет управлять лошадью с завязанными глазами! Выходит, что и бытие управляет сознанием так же, как и сознание, будучи сформировано бытием, управляет этим бытием!

1 эксперт согласен

Комментировать ответ…Комментировать…

Уровень сознания — клинические методы

Определение

Нормальное состояние сознания включает либо состояние бодрствования, осознания или бдительности, в котором большинство людей функционируют, когда они не спят, либо одну из признанных стадий нормального сна, из которой человек можно легко разбудить.

Аномальное состояние сознания труднее определить и охарактеризовать, о чем свидетельствует множество терминов, применяемых к измененным состояниям сознания различными наблюдателями. Среди таких терминов: помутнение сознания, спутанность сознания, делирий, летаргия, оглушение, ступор, деменция, гиперсомния, вегетативное состояние, акинетический мутизм, синдром запертости, кома, смерть мозга. Многие из этих терминов означают разные вещи для разных людей и могут оказаться неточными при передаче и записи информации о состоянии сознания пациента. Тем не менее, целесообразно дать как можно более точное определение некоторым терминам.

Помутнение сознания — очень легкая форма измененного психического статуса, при которой у больного наблюдается невнимательность и снижение бодрствования.

Спутанность сознания — это более глубокий дефицит, включающий дезориентацию, замешательство и трудности с выполнением команд.

Летаргия состоит из тяжелой сонливости, при которой пациент может быть разбужен умеренными раздражителями, а затем снова погрузиться в сон.

Оглушение — это состояние, похожее на летаргию, при котором у пациента снижен интерес к окружающему, замедлены реакции на стимуляцию и он склонен спать дольше, чем обычно, с сонливостью между состояниями сна.

Оцепенение означает, что только энергичные и повторяющиеся стимулы могут возбудить человека, и если его не беспокоить, пациент немедленно впадет в состояние невосприимчивости.

Кома — это состояние невозбуждаемой невосприимчивости.

Полезно иметь стандартную шкалу, по которой можно измерять уровни сознания. Это оказывается выгодным по нескольким причинам: улучшается информирование медицинского персонала о неврологическом состоянии пациента; рекомендации по диагностическому и терапевтическому вмешательству в определенных ситуациях могут быть привязаны к уровню сознания; а в некоторых ситуациях приблизительная оценка прогноза может быть сделана частично на основе оценки по шкале. Чтобы такая шкала была полезной, она должна быть простой для изучения, понимания и применения. Подсчет очков должен быть воспроизводим среди наблюдателей. Шкала комы Грейди (2) доказала свою эффективность в этом отношении. Он использовался более 10 лет в больнице Грейди Мемориал в Атланте, штат Джорджия, для измерения уровня сознания пациентов в нейрохирургическом отделении интенсивной терапии и в других местах. Пациент I степени лишь слегка спутан. Пациенту со степенью II требуется легкий болевой раздражитель (например, легкое постукивание острой булавкой по стенке грудной клетки) для соответствующего возбуждения, или он может проявлять воинственность или воинственность. Пациент III степени находится в коматозном состоянии, но адекватно реагирует на сильные болезненные раздражители, такие как давление на грудину или скручивание сосков. Пациенты IV степени неадекватно реагируют либо на декортикацию, либо на децеребрационную позу на такие глубоко болезненные стимулы, а пациенты степени V остаются вялыми при аналогичной стимуляции.

Таблица 57.1

Шкала комы Грейди.

Было разработано множество других шкал комы. Большинство из них предназначены для конкретных подгрупп пациентов и предназначены не только для отражения уровня сознания, но и для включения дополнительных данных, чтобы можно было провести более надежные сравнения в исследовательских целях или сделать более надежные прогностические определения. Примером такой шкалы является шкала комы Глазго (). По этой шкале нормальное состояние оценивается в 15 баллов, а по мере ухудшения уровня сознания оценка становится меньше.

Таблица 57.2

Шкала комы Глазго.

Техника

Технику обследования пациента с измененным уровнем сознания можно разделить на три этапа. Во-первых, определить уровень самого сознания. Во-вторых, оценка пациента, тщательный поиск подсказок относительно причины спутанности сознания или комы. В-третьих, это наличие или отсутствие очаговости расстройства, как с точки зрения уровня дисфункции рострокаудальной нервной оси, так и специфического вовлечения структур коры или ствола мозга.

После того, как врач убедится в отсутствии неотложной угрозы жизни, такой как обструкция дыхательных путей или шок, обследование начинается с наблюдения за пациентом. Каково положение больного? Есть ли у пациента одна или несколько конечностей, расположенных необычным образом, что может свидетельствовать о параличе или спастичности? Глаза открыты или закрыты? Признает ли человек ваше присутствие или не обращает на него внимания? Если пациент в сознании, признает присутствие исследователя, хорошо ориентируется во времени и месте и не смущается при общих расспросах, то уровень сознания можно считать нормальным. Таким образом, человек может иметь нормальный уровень сознания, но при этом иметь субнормальные интеллектуальные способности, иметь очаговый неврологический дефицит, такой как афазия или гемипарез, или демонстрировать ненормальное содержание мыслей, как у больного шизофренией.

При произнесении имени больного нормальным тоном голоса или если при попытке простого разговора отмечается, что человек растерян, сонлив или безразличен, существует ненормальный уровень сознания. О людях, которые узнающе реагируют, когда их зовут по имени, и не впадают в сон, если их не беспокоить, можно сказать, что они находятся в коме I степени. Если изменение уровня сознания более серьезное, так что человек впадает в сон, когда его не беспокоят, и пробуждается только при легком постукивании булавкой по стенке грудной клетки, степень комы — II. В эту категорию также входят пациенты с органической дезориентацией, агрессивностью и отказом от сотрудничества (что можно увидеть в различных состояниях интоксикации) или молодые люди с умеренно тяжелой черепно-мозговой травмой.

Если такие попытки, как произнесение имени пациента нормальным тоном голоса или легкое прокалывание кожи на грудной стенке булавкой, не дают ответа, исследователь должен выбрать более глубокий болевой раздражитель. Я предпочитаю щепотку или легкий поворот соска. Другие варианты включают давление на грудину, которое может быть применено кулаком, или сдавливание ногтевого ложа. Небольшие периареолярные кровоподтеки от повторяющегося скручивания сосков гораздо менее проблематичны для выздоравливающего пациента, чем хронически болезненные поднадкостничные или подногтевые кровоизлияния при последних вариантах. Ни в коем случае нельзя применять такой болевой раздражитель, как промывание ушей ледяной водой, пока не будет известно состояние внутричерепного давления. Затем отмечают реакцию пациента на глубокий болевой раздражитель. О пациенте, который вздрагивает и/или пытается соответствующим образом отразить глубокую боль, можно сказать, что он находится в коме III степени.

Однако глубокая болевая стимуляция может привести к аномальным постуральным рефлексам, как односторонним, так и двусторонним. Двумя наиболее распространенными являются декортикационная и децеребрационная поза. В обоих состояниях нижняя конечность демонстрирует разгибание в колене, внутреннюю ротацию и подошвенное сгибание в лодыжке. При декоративной позе верхняя конечность удерживается приведенной в плечевом суставе и согнутой в локтевом, лучезапястном и пястно-фаланговых суставах. В децеребрированном состоянии верхняя конечность приведена в плече, жестко выпрямлена и ротирована внутрь в локтевом суставе. В любом случае пациент, проявляющий такую ​​позу в ответ на глубокую боль, оценивается как кома IV степени. Пациент, сохраняющий состояние вялой невосприимчивости, несмотря на глубокую болевую стимуляцию, находится в коме V степени.

После того, как уровень сознания определен, следует тщательно проверить намеки на причину изменения уровня сознания. В большинстве случаев анамнез (который можно получить от пациента или его сопровождающих или из доступных медицинских карт) более ценен, чем обследование. Однако история не всегда доступна, и во всех случаях требуется тщательное изучение. Жизненно важные признаки могут явно свидетельствовать об инфекции, гипертонии, шоке или повышенном внутричерепном давлении с брадикардией. Есть ли признаки травмы головы или другого места? Тщательно осмотрите кожу головы на наличие ссадин или ушибов, и если видна кровь, объясните причину, даже если для этого придется сбрить часть кожи головы. Имеются ли периорбитальные или ретроаурикулярные экхимозы или кровь за барабанной перепонкой, что свидетельствует о переломе основания черепа? Есть ли отек диска зрительного нерва или внутриглазное кровоизлияние? Конъюнктива иктерична, печень увеличена или у больного астериксис? Являются ли губы или ногтевые ложа обесцвеченными или бледными, что свидетельствует об анемии или легочной дисфункции? Ригидность шеи — предупреждение о менингите или субарахноидальном кровоизлиянии. Есть ли что-нибудь, что указывает на интоксикацию наркотиками или ядами, например, необычный запах изо рта или тела или суженные зрачки?

Следующим шагом является попытка локализовать проблему, которая приводит к изменению сознания, во-первых, пытаясь локализовать дисфункцию на уровне рострокаудальной нервной оси, а во-вторых, путем поиска очаговых признаков, таких как специфический дефицит черепных нервов, аномальные рефлексы. или двигательная асимметрия.

Уровень сознания в определенной степени определяет уровень функциональных нарушений в пределах оси нерва. Пациент, который квалифицируется как степень I или II, имеет корковую или диэнцефальную дисфункцию. У пациента III степени имеется физиологическая дисфункция над средним мозгом. Кома IV степени указывает на дисфункцию выше уровня ножки мозга или моста, а при коме V степени может работать только продолговатый мозг. Наблюдение за паттерном дыхания может еще больше подтвердить впечатление исследователя о дисфункциональном уровне (). Дыхание Чейна-Стокса означает проблемы в промежуточном мозге или выше; центральная нейрогенная гипервентиляция (встречается редко) указывает на трудности в верхней части среднего мозга; апнейстическое дыхание предполагает функциональный дефицит моста; а атаксический паттерн дыхания предполагает дорсомедиальную дисфункцию мозгового вещества. Для документирования таких изменений необходимо наблюдение за частотой, характером и глубиной дыхания в течение как минимум нескольких минут. Как и дыхательные паттерны, размер и реактивность зрачков могут быть использованы для дальнейшего подтверждения уровня дисфункции внутри оси головного мозга (11). Маленькие реактивные зрачки предполагают диэнцефальную локализацию, часто на метаболической основе. Большие зрачки, которые автоматически расширяются и сужаются (гиппус), но не реагируют на прямой световой раздражитель, указывают на тектальное поражение. Фиксированные зрачки в среднем положении располагаются в среднем мозге. Двусторонние суженные зрачки указывают на проблемы с мостом.

Таблица 57.3

Некоторые аномальные формы дыхания, обнаруживаемые у коматозных пациентов.

Таблица 57.4

Возможные формы зрачка у коматозных пациентов.

Исследование так называемых стволовых рефлексов имеет первостепенное значение при обследовании пациента в состоянии комы III, IV или V степени (). Все полагаются на целостность центров моста или дорсальной части среднего мозга. Как подчеркивалось ранее, калорический тест с холодной водой не следует проводить до тех пор, пока не будет известно состояние внутричерепного давления пациента. Орошение барабанной перепонки ледяной водой вызывает такую ​​боль, что реакции Вальсальвы у пациента может быть достаточно, чтобы инициировать грыжу в и без того напряженной ситуации заметного повышения внутричерепного давления. Предлагаемые методы проверки этих рефлексов описаны в .

Таблица 57.5

Рефлексы ствола мозга.

Дальнейшее обследование может быть полезным для выявления таких признаков, как одностороннее расширение зрачка, фокальная недостаточность черепных нервов, асимметрия движений, свидетельствующая о гемипарезе, аномальные движения, свидетельствующие о судорожной активности, рефлекторная асимметрия или фокальная сенсорная аномалия, которые помогут в дальнейшем локализовать очаг поражения в центральной нервной системе. Конкретные методы такого обследования описаны в другом месте.

Основы науки

Точные связи нейронов, которые модулируют бдительность, бодрствование, нормальный сон и сонливость, точно не определены. Отдельная группа нейронов, ретикулярная формация, расположена в перивентрикулярных областях среднего мозга, моста и продолговатого мозга. Помимо модуляции различных взаимосвязанных путей в стволе мозга, эта группа нейронов связана с уровнями бдительности и бодрствования. Предполагается, что от этой ретикулярной формации исходит диффузная группа нейронных связей, проецирующихся вверх по среднему мозгу в таламические структуры, а затем в кору. Эта система называется восходящей ретикулярной активирующей системой (ВРАС). ARAS получает информацию от всех сенсорных систем, а эфферентные связи обширны. Считается, что эта система отвечает за модуляцию бдительности и сна. Таким образом, любое нарушение этой системы может привести к изменению уровня сознания (или к нарушениям цикла сна).

Механизмы, вызывающие дисфункцию дуги ARAS, различаются и сильно зависят от этиологии заболевания. В некоторых случаях может быть более одного фактора, способствующего ухудшению уровня сознания. Например, метаболические и токсические заболевания обычно вызывают ступор или кому, влияя на метаболизм нейронов или изменяя передачу нейронов. В таких ситуациях дисфункция обычно возникает упорядоченным рострокаудальным образом, начиная с корковой дисфункции и последовательно вовлекая промежуточный мозг, средний мозг, мост и продолговатый мозг (такая прогрессия характерна для индукции и поддержания общей анестезии). На раннем этапе, при поражении коры, могут возникать судороги или другие аномальные модели движений, которые модулируются корой (например, миоклонус).

Необычно, чтобы супратенториальное объемное образование приводило к значительному изменению уровня сознания, если только оно не было достаточно большим или не затрагивало оба полушария. Наоборот, прогрессирующий ступор или кома при таком поражении могут быть отнесены к отдельному физиологическому процессу на уровне ствола мозга или к вторичным воздействиям на ствол мозга смещений и грыж. Примером первого может быть ассоциация посттравматической супратенториальной субдуральной гематомы с растяжением аксонов и разрывом на уровне ствола мозга. Последнее лучше всего иллюстрируется кратким описанием транстенториальной грыжи и ее последствий. Когда супратенториальное объемное образование становится достаточно большим, чтобы сместить медиальную часть височной доли над тенториальным краем, у пациента может развиться ипсилатеральный частичный паралич третьего нерва, характеризующийся расширением зрачка и птозом, и, возможно, гомонимная гемианопсия из-за затылочной ишемии из-за компрессии. ипсилатеральной задней мозговой артерии по тенториальному краю. Поскольку ствол мозга скручивается и искривляется в пределах тенториального отверстия, в нем могут развиваться небольшие участки кровоизлияния или ишемии, что приводит к изменениям уровня сознания.

Массовые поражения ствола головного мозга вызывают кому вследствие прямого воздействия на ретикулярную формацию. Повреждения мозжечка могут вызывать кому из-за вторичной компрессии ствола мозга.

Клиническое значение

При обследовании пациента с изменением уровня сознания клиницист должен в первую очередь помнить о наиболее частых причинах комы. Лидируют в списке различные метаболические и токсические нарушения головного мозга, такие как нарушения кислотно-щелочного равновесия, нарушения обмена кислорода или глюкозы, уремическая и печеночная энцефалопатия, передозировка лекарств и отравление. Эпилепсия и различные постсудорожные состояния могут проявляться измененным сознанием. Цереброваскулярные расстройства, такие как ишемический или эмболический инсульт, внутримозговое или субарахноидальное кровоизлияние, также являются частыми причинами ступора или комы. Причиной может быть инфекция (менингит, абсцесс головного мозга или энцефалит). Внутричерепные последствия черепно-мозговой травмы часто приводят к изменению сознания, как и опухоли головного мозга, как первичные, так и метастатические. Иногда могут действовать две или более этиологии; например, алкоголик в коме II степени с повышенным уровнем алкоголя в крови и субдуральной гематомой.

Следовательно, анамнез важен для диагностики причин измененных уровней сознания. Знание временного хода и последовательности развития симптомов или наличия сопутствующих болезненных состояний является наиболее полезным.

Применяя систематический подход к оценке пациента, находящегося в спутанном, оглушенном или коматозном состоянии, можно сделать много выводов относительно возможной этиологии. Сначала определяют уровень комы, затем ищут физические признаки, которые могут указывать на причины, а затем дополнительно локализуют уровень дисфункции в пределах нервной оси. Информация, собранная в ходе такой оценки, послужит для адаптации последующих диагностических и терапевтических шагов.

Ссылки

  1. Fisher CM. Неврологическое обследование коматозного больного. Акта Нейрол Сканд. 1969; 45 (Приложение 36): 1–56. [PubMed: 5781179]

  2. Дженнет Б., Бонд М. Оценка исхода после тяжелого повреждения головного мозга: практическая шкала. Ланцет. 1975; 1: 480–84. [PubMed: 46957]

  3. Плам Ф., Познер Дж.Б. Диагностика ступора и комы, 3-е изд. Филадельфия: Ф. А. Дэвис, 1980.

Концепция человека Маркса. Эрих Фромм 1961

Концепция человека Маркса. Эрих Фромм 1961 г.

Эрих Фромм 1961

3. Проблема сознания, социальной структуры и применения силы


В только что процитированном отрывке поднимается проблема величайшей важности — проблема человеческого сознания. Ключевое положение: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Более полную формулировку проблемы сознания Маркс дал в «Немецкой идеологии»:0005

«Дело, следовательно, в том, что в эти определенные социальные и политические отношения вступают определенные индивиды, определенным образом продуктивно действующие. общественный и политический строй с производством.Общественный строй и государство постоянно развиваются из жизненного процесса определенных индивидов, но индивидов не такими, какими они могут казаться в своем или чужом воображении, а такими, какие они есть на самом деле, т. е. , так как они эффективны, производят материально и действуют при определенных материальных пределах, предпосылках и условиях, не зависящих от их воли.0005

«Производство идей, понятий, сознания сначала непосредственно переплетается с материальной деятельностью и материальным общением людей, с языком реальной жизни. прямой приток из их материального поведения. То же самое относится и к умственному производству, выраженному на языке политики, законов, морали, религии, метафизики народа. Люди являются производителями своих представлений, идей и т. д. — реальные, активные людей, как они обусловлены определенным развитием их производительных сил и соответствующего им общения, вплоть до самых дальних его форм. все идеологические люди и их обстоятельства предстают вверх ногами, как в камере-обскуре 9 .0124 [*] это явление возникает в такой же степени из их исторического жизненного процесса, как инверсия объектов на сетчатке — из их физического жизненного процесса».

Во-первых, следует отметить, что Маркс, как и Спиноза, а позже и Фрейд, считал, что большая часть того, что люди сознательно считают «ложным» сознанием, является идеологией и рационализацией; что истинные движущие силы действий человека не осознаются им. Согласно Фрейду, они коренятся в либидинозных стремлениях человека; по Марксу, они коренятся во всей социальной организации человека, направляющей его сознание в определенных направлениях. и блокирует его от осознания определенных фактов и переживаний. [19]

Важно признать, что эта теория не претендует на то, что идеи или идеалы нереальны или бессильны. Маркс говорит об осознании, а не об идеалах. Именно слепота сознательной мысли человека мешает ему осознавать свои истинные человеческие потребности и укорененные в них идеалы. Только в том случае, если ложное сознание трансформируется в истинное сознание, то есть только если мы осознаем реальность, а не искажаем ее рационализациями и фикциями, мы можем также осознать наши настоящие и истинные человеческие потребности.

Следует также отметить, что для Маркса сама наука и все силы, присущие человеку, являются частью производительных сил, взаимодействующих с силами природы. Даже в том, что касается влияния идей на человеческую эволюцию, Маркс никоим образом не забывал об их силе, как это представляется в популярной интерпретации его работы. Его аргумент был не против идей, а против идей, не укорененных в человеческой и социальной реальности, не являвшихся, по выражению Гегеля, «реальной возможностью». А главное, он никогда не забывал, что не только обстоятельства делают человека; человек также создает обстоятельства. Следующий отрывок должен показать, насколько ошибочно истолковывать Маркса так, будто он, подобно многим философам эпохи просвещения и многим современным социологам, отводил человеку пассивную роль в историческом процессе, как будто видел в нем пассивный объект обстоятельств. :

«Материалистическое учение [в отличие от воззрения Маркса] об изменении обстоятельств и воспитании забывает, что обстоятельства изменяются людьми и что воспитатель сам должен быть образован. Это учение должно поэтому разделить общество на две части, одна из которых выше общества [в целом].

«Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности или самоизменения может быть понято и рационально понято только как революционная практика». [20]

Последнее понятие, понятие «революционная практика», приводит нас к одному из самых спорных понятий в философии Маркса, понятию силы. Прежде всего следует отметить, как странно, что западные демократии испытывают такое негодование по поводу теории, утверждающей, что общество может быть преобразовано путем насильственного захвата политической власти. Идея политической революции силой вовсе не марксистская идея; такова была идея буржуазного общества в течение последних трехсот лет. Западная демократия — дочь великих английской, французской и американской революций; русская революция 19 февраля17, и немецкая революция 1918 года были тепло встречены Западом, несмотря на то, что они применили силу. Понятно, что негодование против применения силы, как оно существует сегодня в западном мире, зависит от того, кто и против кого применяет силу. Всякая война основана на силе; даже демократическое правительство основано на принципе силы, который позволяет большинству применять силу против меньшинства, если это необходимо для сохранения статус-кво. Негодование против силы является подлинным только с пацифистской точки зрения, которая считает, что сила либо абсолютно неправильна, либо, если не считать самой непосредственной защиты, ее применение никогда не приводит к изменению к лучшему.

Однако недостаточно показать, что идея Маркса о насильственной революции (из которой он исключил как возможные Англию и Соединенные Штаты) принадлежала буржуазной традиции; следует подчеркнуть, что теория Маркса представляет собой важное усовершенствование по сравнению со взглядами среднего класса, усовершенствование, коренящееся во всей его теории истории.

Маркс видел, что политическая сила не может произвести ничего, к чему не было подготовлено общественно-политическим процессом. Отсюда то, что сила, если это вообще необходимо, может дать, так сказать, только последний толчок развитию, которое фактически уже произошло, но никогда не может произвести ничего действительно нового. «Насилие, — сказал он, — это повивальная бабка всякого старого общества, беременного новым».

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *