корпоративные мероприятия для сплочения, методы
- Старт бизнеса
- Профориентация
- Целеполагание
- Будущее
- Развитие бизнеса
- Управление
- Финансы
- Кадры
- Юриспруденция
- Продажи
- Привлечение клиентов
- Тендеры
- Лидогенерация
- Лендинги
- Контекстная реклама
- Социальные сети
- Инстаграм
- Реклама
- Деловой мир
- Кейсы
- Тесты
- Старт бизнеса
- Профориентация
- Целеполагание
- Будущее
- Развитие бизнеса
- Управление
- Финансы
- Кадры
- Юриспруденция
- Продажи
- Привлечение клиентов
- Тендеры
- Лидогенерация
- Лендинги
- Контекстная реклама
- Социальные сети
- Инстаграм
- Реклама
- Деловой мир
- Кейсы
- Тесты
- Супер
- Интересно
- Любопытно
- Скучно
- Плохо
- Популярное
- Лучшее
- В тренде
- Профориентация
- Целеполагание
- Будущее
- Управление
- Финансы
- Кадры
- Юриспруденция
- Продажи
- Лидогенерация
- Лендинги
- Контекстная реклама
- Социальные сети
- Инстаграм
- Реклама
- Тендеры
- Кейсы
- Тесты
Поиск
Материал для сплочение классного коллектива
Тренинг на сплочение классного коллектива «Мы команда!»
Тренинг посвящен сплочению классного коллектива и развитию навыков взаимодействия в команде, группе, классе, его можно проводить на разных этапах учебного года.
Цель:
— Сплочение классного коллектива, построение эффективного командного взаимодействия.
— Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.
Жить в коллективе необходимо каждому человеку. Именно в коллективе он может получить опыт жизни в обществе в целом, возможности для обогащения ума и души, для реализации своих качеств, знаний, умений, способностей. В этом проявляется генетическая потребность людей к сотрудничеству, к объединению, сообществу.
От того, насколько дружен классный коллектив, зависит психологическое состояние каждого учащегося. От степени сплоченности ребят в классе, группе зависит и степень усвоения учебного материала, эффективность работы учителя с классом и формирование личности учащихся. В деле создания дружного коллектива ведущая роль, конечно, принадлежит классному руководителю.
Задачи:
— Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы.
— Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач.
— Осознание себя «командой».
Возраст: учащиеся старших классов.
Состав участников: 15-20 человек.
Режим работы: 45 — 1,5 часа.
Актуальность: невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне. [1].
Почему важна сплоченность: возможность окунуться…, возможность увидеть…, возможность услышать…, возможность ощутить…, возможность испытать…, возможность стать…, стать одним коллективом, который чувствует, поддерживает и вдохновляет на новые действия и поступки.
Психолог. Здравствуйте ребята! Мы сегодня проведем тренинг на сплочение.
Цель нашего тренинга – это сплочение нашего коллектива.
Сплочение – это возможность для коллектива стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, нужно уметь услышать и помочь, когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.
Сегодня на нашем тренинге мы поговорим о нашем классе, о взаимоотношениях друг с другом. Ребята скажите пожалуйста, что для вас означают такие слова как, дружба, доверие, взаимопомощь?
Упражнение: «Снежный ком»
Цель упражнения: разряжение обстановки.Участники по очереди называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен будет называть все больше имен с прилагательными, это облегчит запоминание и несколько разрядит обстановку. [2]Пример: 1. Сергей строгий, Петр прилежный, Наташа независимая и т.д.
Упражнение: «Салфетка»
Каждому участнику дается салфетка, которая сложена несколько раз. Психолог дает команды: Оторвать правый угол, затем нижний левый и т.д. Затем салфетка разворачивается. Нужно постараться найти одинаковые салфетки. Их нет. Подвести детей к мысли, что все мы разные и салфетки разные, но мы все живем в мире и согласии.
Упражнение: «Мы похожи с тобой тем…»
Участники делятся на две группы. Одна группа образует внутренний круг, другая – внешний. Все стоят лицом друг к другу. Каждый участник внешнего круга говорит своему напарнику: «Мы с тобой похожи…», после чего стоящие во внутреннем кругу отвечают «Мы с тобой отличаемся тем…» затем делают шаг к новому партнеру. Процедура повторяется до тех пор, пока все не дойдут до своего первого партнера.Рефлексия: – чем же вы похожи друг на друга и чем отличаетесь?
Упражнение — Беседа: «Модель идеального класса»
Материалы: ватман, фломастеры.
Время: 15 мин
– Все вы учитесь в одном классе.
Вы понимаете друг друга, стараетесь помочь товарищу? Зачем ходят в школу (вопросы детям)?
Во-первых получать знания, во-вторых, пообщаться. Это главные причины. Может так получиться, что из-за того, что не складываются отношения с одноклассниками, не хочется идти в школу. Давайте поговорим о том, какими качествами должен обладать класс, чтобы каждый чувствовал себя хорошо. Нужно назвать черты, благодаря которым в классе всем хорошо.
Далее психолог называет качество и группа решает, на сколько баллов оно проявляется в классе. После этого соединяются все точки, в результате чего получается «паутина» Чем ближе она к центру, тем каждому в группе трудней. Чем ближе паутина к краям окружности, тем лучше группа и тем комфортнее каждому.
Дальнейшая работа строится на обсуждении, как улучшить атмосферу класса, какие качества группе надо развивать, какой вклад может внести каждый в улучшение климата группы. Ведущий подводит к тому, чтобы оставаясь собой, каждый работал над своими недостатками. «Мы не можем изменить свой класс, не изменяя себя». [4].
Упражнение «Волшебная бутылочка»
Упражнение позволяет участникам задуматься о тех изменениях, которые они хотели бы видеть в своем классе. Так же это упражнение можно использовать для завершения занятия.
Материалы: Бумага для заметок, карандаши, бумага формата А3.
Время: 10 мин.
Психолог дает группе, следующие инструкции: «Представьте себе, что вы и ваш класс находят старую лампу, кто-то берет ее в руки, потирает и из нее появляется волшебный джин. Теперь вы можете загадать три желания. Но есть маленький нюанс, так как лампу вы нашли вместе со своей командой, то и желания должны касаться учебы. Вы можете изменить своих одноклассников, сделать больше перерывы между парами, изменить расписание занятий и т.д. Каждый может загадать свои три желания.
Обсуждение: Можно ли что-то сделать, чтобы эти перемены произошли в реальности? Если нет, то, что можно сделать для улучшения волнующего вопроса?
Упражнение «Ассоциации»
Цель: Это очень простое и интересное упражнение поможет каждому участнику тренинга прояснить для себя понятие «команда».
Время: 10–15 минут
Инструкция: Предлагаю каждому прояснить для себя значение понятия «дружный класс». Упражнение, которое мы сейчас с вами проведем, вроде бы простое, но это не совсем так. Вы в этом убедитесь, когда увидите, какими интересными и неожиданными могут быть ответы на многие вопросы. [3]
1. Возьмите ручки и бумагу.
2. Ваша задача — услышать мой вопрос и записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову.
Если класс — это постройка, то она…
Если класс — это цвет, то он…
Если класс— это музыка, то она…
Если класс — это геометрическая фигура, то она…
Если класс — это название фильма, то это…
Если класс — это настроение, то оно…
Обсуждение: опрос участников по тем ассоциациям, что вы назвали…
— Что вам понравилось в этом упражнении?
— Какие ответы были для вас самыми интересными?
— Какие ответы удивили вас?
— О чем нам говорит это упражнение?
7. Коллаж «Дружба»
Группа делится произвольно на команды по 5 человек и каждой команд выдается лист ватмана. Также выдается пачка журналов, брошюр, открыток, подходящих по тематике. Психолог поясняет, что подразумевается под коллажом.
Обсуждение
После того, как команды выполнили свой коллаж, каждая команда представляет его для всех остальных. Психолог хвалит каждую команду, подводит итог и предлагает объединить все работы, чтобы создать общую картину дружбы класса и стала своего рода талисманом класса.
Выражение чувств, расширение представления о себе и окружающих, как о талантливых, уникальных личностях, установление более тесного эмоционального контакта, развитие сплоченности, умение согласовывать свои действия с другими членами команды, а также осмысление и закрепление опыта, полученного в процессе тренинга.
Упражнение: «Гусеница»
Описание игры: для игры понадобятся несколько воздушных шаров – по числу играющих. Ребята становятся в колонну в затылок друг другу, положив руки на плечи впередистоящим. Воздушные шарики зажимаются между животами задних и спинами передних игроков. Дотрагиваться до шариков, поправлять их – нельзя. Передний игрок держит свой шарик на вытянутых руках. Цель игры – пройти таким образом по некому заданному маршруту. На пути можно поставить стулья, натянуть веревки, положить какие-то предметы на пол.Комментарий: главное, на что стоит обратить внимание, а потом помочь ребятам осознать это в ходе обсуждения: как сами ребята координировали свои действия? Рискнул ли кто-то взять на себя роль лидера, руководителя движения? Что потребовалось от каждого, чтобы удачи достигли все? .
9. Упражнение: «Пожелания»
Участникам раздаются листочки с именами одноклассников. Каждый должен написать пожелания тому, кто указан на листочке. Затем пожелания даются тому, кому они предназначены. Пожелания должны быть доброжелательными, позитивными.
Рефлексия тренинга
– Кому, что понравилось, что не понравилось? – Какие выводы сделали для себя. (Высказывания каждого участника.)
Ритуал прощания «Наш дружный класс»
Все встают в круг, берутся за руки и поднимают их кверху, встав на носочки, как бы дотягиваясь до солнца, к хорошему, к позитивному, к успеху, к совершенству.
Как сплотить коллектив на работе? Формирование эффективной команды – Виртуозы
Далеко не каждый рабочий коллектив является сплоченной командой. По этой причине компания не может успешно решать все поставленные задачи и двигаться к поставленной цели. Что делать? Заниматься формированием эффективной команды! Только она отличается высоким уровнем активности и сплоченностью. Все сотрудники в команде способны быстро подстраиваться под любые внешние изменения, объединяться для решения даже очень сложных задач и достигать, казалось бы, недостижимых целей!
Основные преимущества сплоченного коллектива
Коллектив-команда прочен и надежен! Он работает максимально продуктивно и тратит на исполнение обязательств минимальное время.
Сработанная команда способна:
- преодолевать кризисные периоды,
- объединяться, а не разобщаться в сложных ситуациях,
- удовлетворять многочисленные запросы клиентов,
- грамотно работать с партнерами компании,
- увеличивать прибыль организации.
Сплоченный коллектив не склонен к сплетням и раздорам, обсуждению и осуждению руководителей, их действий, образа жизни и негативным эмоциям по отношению к своей работе.
Процессу формирования команды важно уделять пристальное внимание на разных этапах:
- В фазе развития компании. Очень важно отслеживать отношения между всеми членами коллектива и быстро выделять лидеров. Именно они помогут объединить отдельные группы сотрудников.
- Во время спада в бизнесе. Формирование эффективной команды на этом этапе позволит преодолеть трудности, не допустить ухода ценных сотрудников и поднять их трудовой настрой, сохранив показатели эффективности.
- В моменты возникновения конфликтов между отделами организации. В этом случае создание команды позволит избежать серьезных разногласий и стагнации в компании.
Какие факторы сплотят коллектив?
Формирование сплоченного коллектива возможно только при наличии общих увлечений и интересов, активном трудовом единстве, наличии квалифицированного и авторитетного лидера, ощущении доброжелательности в группе и психологической безопасности.
Как сплотить коллектив: основные способы
Для создания сплоченного коллектива следует:
- Регулярно проводить корпоративные мероприятия. Все они должны различаться между собой, быть интересными для различных групп сотрудников. Полноценными праздники получаются лишь тогда, когда их сценарий продуман до мелочей.
- Проводить учебные тренинги. Такие мероприятия эффективны и для уже сплоченных команд, и для коллективов, которые образовались недавно. Учебные тренинги не только повышают работоспособность и стимулируют наработку новых навыков, но и адаптируют специалистов к достижению необходимых результатов в команде.
Как сплотить коллективы на работе максимально быстро и без серьезных затрат?
Все большее количество специалистов склоняется к мнению, что сплачивает коллектив, прежде всего, общее занятие, которое интересно всем. Найти его не так просто, как кажется. Но мы готовы предложить эффективный вариант! Хотите сплотить коллектив как можно скорее? Вам помогут корпоративные занятия музыкой школы «Виртуозы»!
Специальные занятия под руководством профессионального педагога исключают соперническую составляющую между сотрудниками, а также формируют умение слышать и слушать друг друга. Партнерам по группе нужно будет подстраиваться друг под друга. Это улучшит внутренние связи в команде, укрепит и расширит их. Кроме того, музыка всегда способствует улучшению настроения. Благодаря занятиям в музыкальной школе сотрудники смогут избавиться от стрессов и полноценно расслабиться. Это также положительно скажется на работоспособности всех сотрудников.
Для коллективов мы предлагаем хоровое пение, вокально-инструментальные занятия, а также широкие возможности по обучению игре на различных музыкальных инструментах: фортепиано, синтезатор, ударные, флейта, скрипка, гитара (классическая или акустическая) и других.
Занятия под руководством музыкой школы «Виртуозы» — это вклад в развитие отдельной личности и всего коллектива:
- Групповое пение в хоре способствует развитию артикуляции, выработке четкой дикции и постановке правильного дыхания. Специальные упражнения укрепляют организм и предотвращают заболевания верхних дыхательных путей. А четкая дикция, которая непременно появится в процессе вокальной практики, улучшит коммуникативные навыки сотрудников в работе с клиентами.
- Вокально-инструментальные занятия учат взаимопониманию и раскрепощению. Ваши сотрудники станут более активными и дружелюбными. Они будут общаться с клиентами и партнерами открыто и свободно, что положительно скажется на имидже компании.
- Игра на музыкальных инструментах позволяет переключиться с рабочих задач, получить эстетическое удовольствие, открыть в себе и коллегах новые грани, а для кого-то это станет прекрасным шансом реализовать мечту детства, что, конечно же, скажется на улучшении лояльности к компании-работодателю.
Немаловажно и то, что заниматься музыкой у нас могут все желающие. Необязательно обладать идеальным слухом и голосом или иметь за плечами музыкальный опыт. Уроки доступны для представителей самых разных компаний. Мы предлагаем удобное для вас время, а также выбор места для проведения занятий.
Теперь вы точно знаете, как сплотить коллективы любых типов. Обратитесь в музыкальную школу для взрослых и детей «Виртуозы» и получите более подробную информацию у наших специалистов. Мы предложим вам действительно эффективные и интересные занятия по удобному графику.
Наша музыкальная школа – это талантливые педагоги, это возможность раскрыть творческий потенциал, это максимум практики и по-настоящему увлекательные занятия.
Ваши сотрудники не только разовьют голос и слух, они станут цельной командой, ощутят единство и, конечно же, будут интересно проводить время. Совместные продуктивные занятия музыкой в коллективе позволят настроиться на решение всех задач и достижение любых целей.
А на корпоративе поющая или играющая на музыкальных инструментах команда сможет поразить гостей красивой музыкой и зарядить положительным настроением, доказав свою открытость, сплоченность и командный дух.
Обращайтесь! Мы с радостью ответим на все ваши вопросы по телефону.
Сплоченный коллектив – это про вас?
В профессиональной сфере, как и в обществе в целом, существует большое количество различных коллективов или групп. Их возникновение обусловлено наличием структуры в обществе и в организации, экономическими факторами и социальным разделением, принятым в том или ином сообществе.
Но самым главным фактором возникновения той или иной группы является сам человек, его поведение и отношение к окружающим людям. Например, когда Вы выбираете место работы и вступаете в организацию, собираясь заниматься предпочтенной профессией, Вы влияете на коллектив той организации и считаете престижными для себя профессиональную деятельность. Таким образом, Ваша позиция по отношению к выбранной профессии или группе людей занимающихся тем же, уже определена. В организации у Вас появляется своя позиция по отношения к трудовому коллективу.
Как правило, человек в любом коллективе ищет признания своих интересов и ценностей, чувства безопасности и комфорта. Межличностное общение, которое формируется в трудовом коллективе, либо способствует этому, либо нет.
Когда личные потребности участников трудового коллектива удовлетворяются, те есть уважаются и разделяются группой интересы и ценности каждого, можно говорить о сплоченности этого коллектива.
Сплоченность зависит и от симпатии участников коллектива друг к другу, разделением существующих норм и правил. Сплоченность трудового коллектива – это наличие особого вида связей в группе, которые нейтрализуют внешние, заданные структурой способы отношений, делая более значимыми внутренние психологические и социальные отношения между участниками коллектива.
Факторы, влияющие на сплоченность:
качество совместной групповой деятельности и определяемых в ее ходе целей;
единство ценностей или способов достижения целей;
уровень эмоциональных взаимодействий.
По результатам многолетней практики заметна тенденция человека при выполнении своих профессиональных обязанностей, выходить за рамки делового формального общения в своем трудовом коллективе. Поэтому в рабочем коллективе формируются не только официальные отношения, но и неофициальное взаимодействие. Достаточно длительное рабочее время и нахождение человека это время в одном обществе, заставляют человека испытывать потребности в дружбе и привязанности в трудовом коллективе. Возникает стремление обсудить с коллегами не только профессиональные новости, поддержать коллегу в трудной ситуации или получить советы, опытного, на Ваш взгляд, человека. Это формирует неофициальные контакты и развивает неформальные отношения. Наличие общих целей и профессиональных трудностей сближают специалистов, выполняющих одинаковые или похожие обязанности.
Коллектив могут сблизить общие социально-демографические особенности:
– пол;
– возраст;
– образование;
– опыт работы;
– одинаковое семейное положение.
Разнородный коллектив редко может сплотиться. Он распадается на несколько неформальных по отношениям малых групп, держащихся достаточно обособленно друг от друга.
Повлиять на сплоченность трудового коллектива может степень совпадения позиций, мнений в отношении значимых явлений и фактов, совпадения оценок тех или иных событий. Влияет время, проведенное вместе вне рабочей атмосферы. Чем больше происходит неофициальных контактов, совпадений мнений, практик оказания дружеской помощи друг другу, тем скорее коллектив становиться сплоченным.
Упражнение 1. «Определение доминирующего характера отношений в вашем трудовом коллективе»: Подумайте и определите, какие отношения доминируют в Вашем коллективе за недельный период работы:
эмоционально положительные;
деловые, относящиеся к определенным профессиональным задачам;
эмоционально негативные отношения.
Проанализируйте отчего, в первую очередь, зависит данное положение на этой неделе: от внешних обстоятельств (руководства, от объема работы), от поведения или чувств отдельных сотрудников?
Данное упражнение позволит Вам не только определить отношения, которые существуют в Вашем коллективе, но и определить Вашу устойчивость по отношению к внешним изменениям. А также может ли Ваш коллектив быть ресурсом, помогающим справиться с внешними трудностями.
Упражнение 2. Перепишите себе возможные формы и способы отношений в трудовом коллективе: проявление солидарности, одобрения, высказывание предложений, личных мнений, сообщение информации, просьба о высказывании мнения, просьба об информации, просьба об обращении к кому-либо, отклонение любой просьбы, проявление напряженности, ослабление напряженности, выражение антагонизма. Отмечайте в течение рабочей недели напротив этих 12-ти пунктов галочки, если встречаете в Вашем коллективе то или иное проявление отношений. «Солидарность», «одобрение» и «ослабление напряженности» – относятся к эмоционально положительным формам отношений. «Отклонение», «напряженность» и «антагонизм» – эмоционально негативные формы. Все остальные характеризуют официальные деловые отношения. Какие формы отношений преобладают? Попробуйте на следующей недели повлиять на складывающиеся отношения, изменив, например, свою форму обращений к коллегам? Проведите вновь анализ и отметьте в списке встречаемые на недели проявления отношений, изменилась ли ситуация?
Уровень сплоченности может зависеть оттого, какая образована группа: референтная или группа членства. Они различаются степенью значимости для каждого отдельного сотрудника существующих групповых норм и желания следовать им. Влиянием ценностей коллектива на установки включенного в группу сотрудника. Коллектив может рассматриваться сотрудником, как место пребывания, в этом случае, это группа членства. Если же трудовой коллектив играет существенную роль в жизни, поведении сотрудника, то для него рабочий коллектив – это референтная группа. На практике может быть, что сотрудник стремиться стать участником референтной группы, или только видит коллективы, в которые ему хотелось бы включиться.
Какие же признаки характеризуют сплоченную референтную группу среди сотрудников:
Особый способ взаимодействия между сотрудниками.
Чувство принадлежности к данному трудовому коллективу.
Преимущественно солидарность во взглядах, мнениях, нормах и установках.
Стабильность во времени и сложившихся отношениях.
Доверительные отношения.
Осознание своего коллектива как «мы», сотрудников, не входящих в состав группы, как «они».
Что может развить сплоченность? Хорошими стимуляторами развития сплоченности трудового коллектива могут быть соперничество и переживание групповой напряженности. Профессиональное соревнование с другими отделами способствует объединению сотрудников коллектива и достижению эффективного результата. Высокий темп работы или временные трудности, обрушившиеся на коллектив, тоже благотворно влияют на сплоченность. Важно только, чтобы профессиональные трудности и напряженность не были долгими, иначе это может не сплотить коллектив, а вызвать только негативные последствия и разрыв имеющихся отношений в рабочей группе.
Плюсы сплоченности трудового коллектива:
При сплоченном трудовом коллективе возникает демократическая атмосфера, которая положительно влияет на принятие решений в важных профессиональных вопросах.
Неформальные отношения, развитые при сплоченности, формируют у работников самодисциплину. Она позволяет легче справляться с профессиональными обязанностями и грамотно распределять трудовое время.
При сплоченности возникают доверительные отношения между коллективом, что влияет на эмоциональное состояние каждого сотрудника. При доверии отсутствуют негативные эмоции. Доверие – это устойчивое чувство безопасности, уверенности в окружающих и в себе. В сплоченном коллективе человек открыто выражает свое мнение, чувства, использует весь потенциал своей личности и развивается. В доверительных отношениях специалист соотносит себя с участниками трудового коллектива и ощущает поддержку группы.
Улучшается внутренняя мотивация сотрудников. Присутствует желание приходить на рабочее место, зная, что есть коллектив готовый поддержать в трудную ситуацию.
В сплоченном коллективе вырабатывается командный дух. В современном менеджменте наличие «команды» является одним из главных факторов, влияющих на производительность труда.
Таблица 16. «Сплоченный трудовой коллектив»
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Однообразное поведение сплачивает коллектив | Наука и жизнь
Тот, чьё поведение отличается однообразием и предсказуемостью, имеет больше шансов стать лидером – по крайней мере, среди рыб.
Многим животным, от рыб и саранчи до зебр в национальном парке Серенгети, свойственно социальное поведение. Жизнь в коллективе помогает, прежде всего, защититься от врагов, найти пищу и вообще выжить. Чтобы коллектив не распался, все его члены должны взаимодействовать друг с другом – задача не из легких, поскольку особи могут сильно отличаться друг от друга какими-то поведенческими особенностями, каковые особенности к тому же могут изменяться со временем. Очевидно, для коллектива было бы выгоднее, чтобы те, кто в него входит, вели себя более-менее постоянно, однообразно. С нашей точки зрения это очень скучно; известно, что английский писатель и философ Оскар Уайльд считал постоянное однообразное поведение «последним приютом лишенных воображения людей». Однако для социальных животных постоянство поступков – и, следовательно, их предсказуемость – может быть очень полезной, как показывают результаты исследований Христоса Иоанну (Christos Ioannou) Бристольского университета и Саши Доула (Sasha R. X. Dall) из Эксетерского университета.
Жизнь в коллективе может быть задачей не из легких, поскольку его члены сильно отличаются друг от друга своими привычками и поступками, которые к тому же могут измениться со временем. Группа бурчелловых зебр (Equus quagga) / Фото Paul Maritz с изменениями Pharaoh Hound / Wikimedia Commons / CC BY 2.5 Трёхиглые колюшки (Gasterosteus aculeatus) помогают исследователям раскрывать секреты коллективного поведения животных (Фото Giacomo Radi / https://www.flickr.com)‹
›
Биологи экспериментировали с трёхиглыми колюшками (Gasterosteus aculeatus), которые жили в аквариумах поодиночке или в группах по две или по четыре особи. Чтобы найти еду, рыбам необходимо было покинуть убежище и проплыть через весь аквариум. Оказалось, что какой бы храброй и решительной ни была рыба, лидером, который ведёт группу к пище, окажется не она, а та, чьё поведение отличается устойчивостью и однообразием в различных ситуациях. С другой стороны, такие однообразно-устойчивые особи, оказавшиеся на вторых ролях, быстрее взаимодействовали с вожаком образовавшейся стаи, быстрее входили к нему в подчинение – и в результате гарантированно получали большую часть пищи. Группы рыб, состоявшие из особей с постоянными поведенческими реакциями, оказывались более сплочёнными, что позволяло принимать всей стае правильные решения. По словам самого Христоса Иоанну, «важно не то, как вы будете действовать в коллективе, но насколько постоянно и последовательно вы делаете то, что определяет успех и сплоченность группы».
Полностью результаты опубликованы в журнале Scientific Reports. Авторам работы впервые удалось доказать, что однообразное поведение выгодно для социальных животных; кроме того, новые данные проливают свет на то, как определенные индивидуальные черты поведения развиваются с течением времени и в разных жизненных ситуациях. «При изучении группового поведения на устойчивость реакций животных обращают внимание не слишком часто. Наши результаты прокладывают путь для будущих исследований, в которых будут учитывать не только усреднённые особенности особей, но также и различия их поведенческих реакций, и что важно, постоянство этих реакций во времени», – говорит Христос Иоанну.
Предложения со словосочетанием СПЛОЧЁННЫЙ КОЛЛЕКТИВ
Это один из удачных вариантов сплотить коллектив. Весть о том, что шефа сегодня не будет, быстро разлетелась по офису, и члены нашего сплочённого коллектива начали с вожделением поглядывать на входную дверь. Даже в самом дружном и сплочённом коллективе может возникнуть зависть. При этом чем выше квалификация работника, чем сплочённее коллектив, которым руководит данный менеджер, тем эта зависимость выше. Люди разного положения, возраста, образования, они в это время представлялись мне единым сплочённым коллективом с одной идеей — быстрее построить завод.Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова марсовый (прилагательное):
Кристально
понятно
Понятно
в общих чертах
Могу только
догадываться
Понятия не имею,
что это
Другое
Пропустить
Неточные совпадения
Кажется, нет на свете коллектива сплочённее, чем этот. Да, действительно, подчас бывает непросто быть «новеньким» в коллективе, особенно когда коллектив сплочённый, сработавшийся и с нежеланием встречает новичков.Статья ( класс) на тему: статья :« Как создать сплоченный детский коллектив?»
Тема: « Как создать сплоченный детский коллектив?»
Подготовила Учитель начальных классов: Иванова Ирина Ивановна
(высшая квалификационная категория) МКОУ « СОШ№7»
Г. Изобильный ИМРСК
Как создать сплоченный детский коллектив в классе? Это вопрос очень сложный и многогранный .Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для воспитания коллективистских отношений. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности. Отношения между школьниками I-4 классов обычно устанавливаются педагогами, которые организуют коллективную деятельность детей, распределяют общественные поручения. К IV классу у ребенка появляется потребность занять определенное место среди товарищей и соответственно происходит становление детского коллектива как условия и средства воспитания.
Воспитательные возможности детского коллектива определяются содержанием деятельности детей и системой всех отношений, которые организуются в процессе деятельности. Исключительно важно формировать ко всем членам коллектива заботливое отношение, создающее оптимальное положение для каждого ребенка.
Взаимодействуя с детьми, педагог должен изучать, знать и учитывать особенности каждого ребёнка, приспосабливаться к ним и каждого включать в активную воспитывающую деятельность.
Учредить коллектив невозможно. Поскольку он представляет собой устойчивую, привычную систему сплочённых взаимоотношений воспитанников, для его создания необходимы определённые условия. Надо сплотить детей, построить объединяющие коллективные отношения. Люди сплачиваются тогда, когда им необходимо сообща выполнить важное для них дело. Чтобы закрепились коллективные отношения, требуется время.
Для воспитания детей необходима разнообразная совместная деятельность. Без неё нет упражнения и развития их способностей, не налаживаются необходимые социальные привычки и не образуется настоящий коллектив.
Основными способами сплочения детской группы являются увлечение и включение её в совместную деятельность.
Совместная деятельность воспринимается детьми, стремящимися к новым впечатлениям, как предстоящая радость. Она привлекает их, возбуждает подъём настроения и сил, объединяет и сплачивает
В Российской педагогической энциклопедии дано следующее толкование понятия «коллектив». «Коллектив» (от лат. Collectives –собирательный) рассматривается как собирательная общность людей, объединённых на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения»
Коллектив как психолого — педагогическое явление в научной и методической литературе понимается различно. В одном случае под коллективом понимают любое организованное объединение людей, в другом- высокую степень развития группы.
От того, как индивид становится элементом социальной организации, включается в общество, зависит, с одной стороны, формирование способности социальной организации влиять на личность, с другой – формирование способности личности поддаваться влиянию других.
Большую роль в социальном становлении учащихся призваны сыграть отношения, складывающиеся у них со сверстниками. Именно в процессе развития групповых отношений формируются условия, при которых более успешно протекает процесс социализации молодых людей. От того, какие отношения сложились у учащихся со своими товарищами, с педагогами, зависит возможность, с одной стороны, адаптации учащихся, с другой – раскрытие его потенциалов, сохранение его автономности. Включение учащихся в различные социальные общности (класс, клубы, объединения; коллектив, сообщества) создаёт условия для реальных социальных проб учащихся, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений.
[11, с. 89-90]
Взаимоотношения младших школьников в классе первоначально развиваются как функционально-ролевые отношения между учащимися. Доминирующими основаниями оценок являются ролевые, а не личностные характеристики. Условием формирования взаимооценок в группах младших школьников выступает, прежде всего, учебная деятельность, в процессе которого учащиеся демонстрируют свои возможности и получают общественную оценку со стороны учителя и своих одноклассников. Взаимооценки, в основном, зависят от того, как к тем или иным ученикам относится учитель — наиболее референтный для этого возраста взрослый.
Л.И. Уманский различает в развитии коллектива младших школьников следующие этапы: первый этап: найти интересные и нужные общие дела, создать условия каждому воспитаннику для реализации себя в коллективе; второй этап: начало действия органов самоуправления, возникновение отношения ответственных зависимостей, создание актива коллектива; третий этап: коллектив функционирует как субъект воспитания, механизм традиций, общественное мнение как особая форма коллективного мнения. Четвертый этап: новые коллективные отношения, родившиеся в гармонии взаимной ответственности и межличностных отношений.
Пути развития коллектива.
Для выделения этапа надо определить критерии, по которым процесс развития коллектива можно разделить на стадии. Здесь существует несколько подходов.
Развитие коллектива связано с преодолением ряда противоречий:
- между коллективом и отдельными школьниками или группами школьников, опережающими его в своём развитии или, наоборот, отстающими от его развития;
- между перспективами коллектива и перспективами его членов;
- между нормами поведения, принятыми в коллективе, и нормами, стихийно сложившимися в отдельных его группах;
- между отдельными группами учащихся с различными ценностными ориентациями.
А.С.Макаренко выделял три основных этапа развития группы с точки зрения её воспитательного влияния на личность. Опираясь на его взгляды, рассмотрим эти этапы подробнее.
1 этап. Дети пассивны. Инициатором деятельности является только педагог, от него исходят основные требования к деятельности и поведению членов группы. В группе его почти никто не поддерживает.
Нет чёткого распределения обязанностей между членами группы. Группа несамостоятельна и не имеет собственного руководства. Класс слабо участвует в жизни школы. Нет обще-групповых дружеских связей и сплочения.
Педагогу работать с такой группой нелегко, а воспитательная эффективность его деятельности недостаточна. Основное его внимание направлено на создание исходных условий для развития группы. Он стремиться увлечь школьников разнообразной привлекательной деятельностью, развить внутригрупповое общение, защитить школьников от групповой агрессии, привлечь помощников из самих детей в налаживании групповых дел.
Такое состояние детского объединения соответствует, скорее всего, номинальной группе или группе более низкого уровня, по типологии Л.И.Уманского.
2 этап. В группе складывается официальная структура, появились и действующие ответственные лица: староста, дежурные, физорг и т.д. Меняются и отношения к педагогу: образовался поддерживающий его актив. Расширяется дружеское общение и общая сплочённость. Появляется общественное мнение, выражаемое на собраниях и в повседневном общении. Часть школьников завоёвывает авторитет у товарищей. Общая деятельность группы более упорядочена и успешна. Она более самостоятельна и включается в общешкольную жизнь. Влияние группы на личность усиливается и приобретает воспитательный характер. Работа облегчается, её эффективность возрастает.
Такое состояние детского объединения в основном соответствует ассоциации, кооперации и автономии, по типологии Л.И.Уманского.
Продолжая и расширяя ту деятельность, которую он проводил на первом этапе, педагог особый упор делает на работу с активом и на влияние через него на всю жизнь группы.
3 этап. Педагога поддерживает вся группа, но его руководство незаметно- явное (видимое) управление группой и отдельными школьниками осуществляется детским органом самоуправления. Группа самостоятельна, она успешно действует и в отсутствии педагога. Все школьники имеют общественные поручения, их официальные роли часто сменяются и переплетаются. Группа интегрирована в общешкольную жизнь. Дружеские связи охватывают всю группу, она сплочена. Общественное мнение требовательно, критично и самокритично, могущественно. Каждая личность защищена, чувствует себя комфортно. Дети любят свою группу и не хотят уходить из неё. В целом группа становится мощным воспитательным фактором.
Такое состояние детского объединения соответствует коллективу. (№3, с.109-111)
Таким образом, путь к коллективу — это далеко не прямолинейное движение от низшего уровня к высшему.
Цель: Сплочение коллектива и повышение самооценки детей.
Условия проведения: Необходимо пространство, позволяющее обеспечить безопасность детей, например, спортивный зал. Для ведущего необходимо уделять особое внимание эмоциональной поддержке группы, созданию доброжелательной атмосферы.
Ход занятия
Прежде, чем мы начнем наш тренинг, давайте обсудим правила тренинга:
- Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени).
Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на “ты”, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.
- Общение по принципу “здесь и теперь”.
Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
- Конфиденциальность всего происходящего.
Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.
- Персонификация высказываний.
Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что…”, “Некоторые из нас думают…” заменяем на “Я считаю, что…”, “Я думаю…”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то.
- Искренность в общении.
Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.
- Уважение к говорящему.
Когда кто-то говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказаться. И лишь после того, как он кончит говорить, задаем свои вопросы или высказываем свою точку зрения.
- “Не опаздывать!”
Погружение. Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение, поднимите руку те, у кого сейчас плохое настроение. Поднимите руку те, кто знает, что мы сейчас будем делать. Поднимите руку те, у кого в группе есть друзья. В тренинге есть одно важное условие: задание засчитывается, если его выполнили все участники. Важно не кто лучше или быстрее, а чтобы сделали все.
Вначале вспомним притчу: В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но, хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать как эти прутья».
Сегодня на тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе. Начинаем.
Упражнение «Счёт до десяти»
Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.
Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее +. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.
Обсуждение:
- Что с вами происходило?
- Если не получилось, то почему?
Какую стратегию вы выбрали?
Упражнение «Строй». Вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого, до самого темного: А теперь — по алфавиту, но сделать это молча. (Варианты — по цвету глаз, по дате рождения и др.).
Обсуждение, какие ощущения и эмоции испытывали при выполнении задания?
Упражнение «Путанка»
Цель: Сплочение, улучшение взаимопонимания участников.
Ход упражнения: Все берутся за руки, стоя в кругу и начинают запутываться. Когда запутались все, и получилась одна большая «путанка», можно вообразить, что вся группа превратилась в одного огромного зверя. Теперь срочно необходимо определить, где находиться его голова, а где хвост. («Кто будет головой? А кто хвостом?», – спрашивает психолог). Когда зверь сориентировался, где его право, а где его лево, он должен научиться двигаться во все стороны, в том числе и назад. А потом, зверь должен пробежаться, и может быть даже кого-то, попавшегося по пути, «съесть»
Обсуждение: какие ощущения и эмоции испытывали при выполнении задания?
Упражнение «Поезд»
Цель: Сплочение, повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров.
Ход упражнения: 6-8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев. Задача «поезда» – проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (психолог указывает, какие именно) и, нестолкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа), при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно-близкое расстояние могут издавать предостерегающие звуки – например, начинать шипеть.
Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда». Если участников много и позволяют размеры помещения, можно сделать игру более динамичной, запуская одновременно по два «поезда».
Рефлексия:
- Какие чувства испытывали?
- Что нового узнали о себе, о классе?
- Как будете использовать эти знания?
- Чему научились?
- Как это пригодиться в будущем?
- Что было важным?
- Над чем вы задумались?
- Что происходило с вами?
- Что нужно развивать на будущее?
Спасибо, за внимание и активное участие!
Список литературы:
- Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2000.
- Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. М.: ТЦ «Сфера», 2000.
- Лейбман И. Психологический тренинг сплочения// газета «Школьный психолог», № 13 апрель 2004.