Красною кистью рябина зажглась Цветаева М. И. Анализ стихотворений – avosya.ru
Анализ стихотворения Красною кистью рябина зажглась
В своем творчестве Марина Цветаева очень редко использовала приемы символизма, стараясь передавать свои сиюминутные чувства и мысли, а не проводить параллель между определенными событиями и явлениями. Тем не менее, в ее произведениях все же присутствуют символы, которые играли в жизни поэтессы очень важную роль. К ним, в частности, относится рябина – кисло-горькая ягода, которая созревает в конце лета и у многих литераторов ассоциируется с приближающейся осенью.
Для Марины Цветаевой рябина – это особое растение, образ которого присутствует во многих произведениях поэтессы. Рябиновые ягоды она воспринимает как определенный знак судьбы, который несет в себе духовное очищение и является синонимом совершенства. Свое трепетное отношение к плодам рябины поэтесса объясняет в стихотворении «Красной кистью…», которое было написано в сентябре 1916 года, незадолго до своего 26-летия. Именно в этот период, когда рябиновые ягоды налились соком, Марина Цветаева появилась на свет. Поэтому каждый день рождения у поэтессы ассоциируется с ярким пламенем рябиновых кистей, которые горят в поредевших кронах деревьев, создавая атмосферу праздника и особой торжественности. «Падали листья, я родилась», — это важное событие Марина Цветаева воспринимает, как что-то обыденное и само собой разумеющееся. Потому что ее день рождения меркнет на фоне буйства осенних красок. Автор отдает себе отчет, сто пройдут столетия, и рябиновые кисти по-прежнему будут расцвечивать унылый осенний пейзаж. Они – это вечность, в то время как жизнь мимолетна и далеко не так прекрасна, как кажется на первый взгляд.
Еще одним символом, присутствующим в стихотворении «Красной кистью…», является религия, которую Цветаева олицетворяет с чем-то вечным и незыблемым. Она появилась на свет в день Иоанна Богослова, когда в храме «спорили сотни колоколов». Но поэтесса упоминает об этом сдержанно и как-то отстраненно, не считая, что вправе этим хвалиться и гордиться. С религией у Цветаевой взаимоотношения весьма сложные и противоречивые. Она не считает себя глубоко верующим человеком, однако в самые сложные моменты жизни обращается именно к Богу, уповая на то, что он защитит ее и поможет найти правильный путь.
Таким образом, свое появление на свет поэтесса описывает просто и буднично, хотя между строк можно прочесть о том, что она благодарна судьбе за то, что родилась именно в этот теплый сентябрьский день. Поэтому Цветаева признается, что ей до сих пор «хочется грызть жаркой рябины горькую кисть». При этом поэтесса глубоко убеждена в том, что жизнь циклична, и каждый новый ее виток начинается именно со дня рождения. Это – прекрасная возможность что-то переосмыслить и изменить, так как любым начинаниям, если человек находится на верном пути, будет сопутствовать удача.
Примечательно, что именно накануне своего 26-летия Марина Цветаева приняла решение вернуться к мужу и восстановить семью. Гораздо позже она напишет о том, что это решение далось ей нелегко, так как в течение нескольких лет поэтесса была влюблена в свою лучшую подругу Софью Парнок, из-за которой и распался ее брак. Однако Цветаева понимала, что ее подрастающей дочери нужен отец, и его никто не сумеет заменить.
Пройдет еще несколько лет, и поэтесса убедится в том, что ее брак хоть и не является безупречным, однако Сергей Эфронт – прекрасный муж, который способен сделать ее по-настоящему счастливой. Однако Цветаева не могла и предположить, что очень скоро рябиновые кисти станут для нее полузабытым мифом, так как в Париже, где обоснуется семья поэтессы, ее любимое дерево не растет и не сможет радовать ее своими плодами каждую осень.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Литературно-музыкальная композиция «Красной кистью рябина зажглась…». 9-й класс
Класс: 9 класс.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок – литературно-музыкальная композиция.
Тема урока: “Красною кистью рябина зажглась…”.
Цель: познакомить учащихся с личностью и судьбой М.И.Цветаевой.
Задачи:
— рассказать об основных этапах жизни и творчества поэтессы;
— творчески осмыслить материал;
— создать мотивацию для дальнейшего изучения творчества поэтессы
Методы: наглядно-иллюстративный, лекционный, творческое восприятие, самостоятельная работа.
Оформление урока: на доске — драпировка с портретом М.И.Цветаевой, листьями клена, гроздьями рябины. На столике под портретом – подсвечник с тремя свечами, цветы. Рабочий стол, застланный скатертью, на нем настольная лампа, авторучка, бумага, сборники стихов А.С.Пушкина, А.А.Блока, М.И.Цветаевой.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, проектор, экран, синтезатор, гитара.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие.
II/ Эмоциональный настрой
— Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? ( С хорошим)
— Меня это радует, тем более что у нас в гостях корреспондент газеты “Знамя” (ученик в роли корреспондента). Но чтобы ваше настроение было не просто хорошим, а отличным, проведу эмоциональный настрой.
Слайд №1 (презентация)
Оглянись: кругом весна поет,
Солнце так безудержно смеется!
Пусть оно энергией своей
В душу каждого из вас прольется!
Улыбнись, стараясь мир понять,
Сбрось с себя ненужный груз волнений,
Приготовься сердцем воспринять
Глубину цветаевских творений.
— Помимо того, что эти стихотворные строки дарят нам бодрость и оптимизм, они ещё о чём-то сообщают. О чем?
III. Новый материал
— Сегодня мы будем говорить о лирической биографии М.И.Цветаевой. “Возьмите стихи – это и есть моя жизнь”, — говорила поэтесса. Поэтому на уроке будет прчитано много стихотворений Марины Ивановны. А тема звучит так: “Красною кистью рябина зажглась…”. В конце урока вы сами объясните её название.
— Ваши одноклассники приготовили интересный материал о М.И.Цветаевой.
Задание классу: составить план рассказа учащихся.
1-й чтец (Слайд №2-4)
26 сентября 1992 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора московского университета, директора Румянцевского музея и основателя московского Музея изящных искусств, и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина.
2-й чтец (Слайд №5)
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Ионн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Лучом света высвечивается девочка, сидящая у пианино и перебирающая клавиши.
3-й чтец.
“Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: “По крайне мере, будет музыкантша”. Когда же первым, явно бессмысленным и вполне отчётливым догодовалым словом оказалось “гамма”, мать только подтвердила: “Я так и знала”,- и тут же принялась учить меня музыке, без конца напевая мне эту самую гамму: “До, Муся, до, а это ре, до-ре…”. Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку”.
Слайд №6 (звучит музыка Шопена) зажигаются свечи под портретом.
4-й чтец
Кто создан из камня, кто создан из глины, —
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти-
Тем гроб и надгробные плиты…
— В купели морской крещена – и в полёте
Своём – непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьётся моё своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти?
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – весёлая пена –
Высокая пена морская!
5-й чтец
Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у Марины постепенно угасает. Особенно после смерти матери. У неё появилась более глубокая страсть – книги. С шести лет Муся (так называли её в семье) писала стихи, теперь же любовь к поэтическому творчеству захватывает её целиком.
6-й чтец
Анастасия Цветаева, сестра Марины, вспоминает: “В комнате матери висел портрет бабушки. Красавицы-польки Марии Лукиничны Бернацкой, умершей очень рано – в двадцать семь лет. Увеличенная фотография – темноокое, с тяжёлыми веками, печальное лицо с точно кистью проведёнными бровями, правильными чертами, добрым, горечью тронутым ртом…”.
1-й чтец
Вот как об этом говорит Марина в своём стихотворении “Бабушке”:
Продолговатый и твердый овал,
По сторонам ледяного лица –
Чёрного платья раструбы…
Юная бабушка! – Кто целовал
Ваши надменные губы?
Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли…
Локоны в виде спирали.
Тёмный, прямой и взыскательный взгляд,
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?
Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей – сколько? –
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!
День был невинен, и ветер был свеж,
Темные звезды погасли.
— Бабушка! – Этот жестокий мятеж
В сердце моём – не от вас ли?…
2-й чтец
Стремительно и властно в жизнь будущей поэтессы вошёл Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души.
Нет, бил барабан перед смутным полком,
Когда мы вождя хоронили:
То зубы царёвы над мертвым певцом
Почётную дробь выводили.
Такой уж почёт, что ближайшим друзьям –Нет места. В изглавьи, в изножьи,
И справа, и слева – ручищи по швам –
Жандармские груди и рожи.
Не дивно ли – и на тишайшем из лож
Пребыть поднадзорным мальчишкой?
На что-то, на что-то, на что-то похож
Почёт сей, почётно – да слишком!
Гляди, мол, страна, как, молве вопреки,
Монах о поэте печётся!
Почётно – почётно – почётно – архи –
Почётно, — почётно – до чёрту!
Кого ж это так – точно воры вора
Пристреленного – выносили?
Изменника? Нет. С проходного двора —
Умнейшего мужа России.
Великому русскому поэту Цветаева посвятила цикл стихотворений “Стихи к Пушкину” и эссе “Мой Пушкин”, “Пушкин и Пугачев”.
Слайд №7 (видеофрагмент).
3-й чтец
Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих в ней. Поэтесса была хорошо знакома с Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой и другими талантливыми людьми конца XIX- начала ХХ века. Им она посвящала свои стихи, являвшиеся выражением её чувств и мыслей. Особенной любовью проникнуты строки, посвященные её поэтическому кумиру – Александру Блоку:
Имя твоё – птица в руке,
Имя твоё – льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твоё – пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В лёгком щёлканье ночных копыт
Громкое имя твоё гремит.
И назовёт его нам в висок
Звонко щёлкающий курок.
Имя твоё, — ах, нельзя! —
Имя твоё — поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твоё – поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим – сон глубок.
(Слайд №8)
4-й чтец
В 1906 году поэтесса знакомится в Крыму с Сергеем Эфроном, ставшим впоследствии её мужем. И жизнь закружила их в вальсе, полном радости и грусти, тревог и разочарований (звучит вальс , юноша с девушкой танцуют). Именно ему, любимому мужу, другу, будут посвящены лучшие стихи.
5-й чтец
Я с вызовом ношу его кольцо!
— Да, в Вечности – жена, не на бумаге! –
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза – прекрасно – бесполезны! –
Под крыльями раскинутых бровей –
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
— Всем вам, кто жил и умирал без страху! –
Такие – в роковые времена –
Слагают станы – и идут на плаху.
Стихи М.Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, тогда они превращаются в удивительные по красоте песни.
6-й чтец. (Песня “Мне нравится, что вы больны не мной…” под гитару в исполнении ученика).
1-й чтец.1913 год. Крым. Коктебель. Рядом с Мариной Цветаевой – её друзья, любимый человек и крохотная дочурка Аля. Сестра поэтессы рассказывает: “Это было время расцвета Марининой красоты. Цветком, поднятым над плечами, её золотоволосая голова, пушистая, с вьющимися у висков струйками лёгких кудрей, с густым блеском над бровями подрезанных, как у детей, волос. Ясная зелень её глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское.
Это не та застенчивость, что мучила её в отрочестве, когда она стеснялась своей ею не любимой наружности… Она знает себе цену и во внешнем очаровании, как с детства знала её – во внутреннем”.
(Раздаются звуки морских волн)
2-й чтец.
Тихо плещется море. Тёмно-синее небо, мерцающие звезды и стихи:
В огромном липовом саду –
Невинном и старинном –
Я с мандолиною иду
В наряде очень длинном.
Вдыхая тёплый запах нив
И зреющей малины,
Едва придерживая гриф
Старинной мандолины.
Прибором кудри разделив…
Тугого шёлка шорох,
Глубоко вырезанный лиф
И юбка в пышных сборках.
Мой шаг изнежен и устал,
И стан, как гибкий стержень,
Склоняется на пьедестал,
Где кто-то ниц повержен.
Упавшие колчан и лук
На зелени так белы!
И топчет узкий мой каблук
Невидимые стрелы…
4-й чтец
Бурные события 1917 года разделили сестёр Марину и Анастасию на три с половиной года. В мае 1921 года Марина передает сестре письмо с вызовом на работу в Москву, пуд муки на дорогу и машинописный сборник стихов:
Я эту книгу поручаю ветру
И встречным журавлям.
Давным -давно – перекричать разлуку –
Я голос сорвала.
Я эту книгу, как бутылку в волны,
Кидаю в вихрь войн,
Пусть странствует она – свечой под праздник –
Вот так: из длани в длань.
О ветер, ветер, верный мой свидетель,
До милых донеси,
Что еженощно я во сне свершаю
Путь с Севера на Юг.
5-й чтец
И снова разлука: с 1922 года по 1927. До встречи в Париже. Находясь в эмиграции, М.Цветаева постоянно думала о родине. В стихотворении, обращённом к Б. Пастернаку, звучат ноты непередаваемой тоски и грусти:
Русской ржи от меня поклон,
Ниве, где баба застится…
Друг! Дожди за моим окном,
Беды и блажи на сердце…
Ты, в погудке дождей и бед –
То ж, что Гомер в гекзаметре.
Дай мне руку – на весь тот свет!
Здесь – мои обе заняты.
(Слайд №9)
6-й чтец
Годы летят один за другим. Короткие и длинные письма. Анастасия Ивановна узнаёт, что сестра с сыном Георгием в 1939 году возвращаются в Россию (муж и старшая дочь к тому времени уже были на родине).
Однако надежды, связанные с возращением, не оправдались. Тяжёлые удары судьбы обрушились на поэтессу. Арест мужа и старшей дочери Али. Начало войны. Высылка в Елабугу. Постоянная тревога за жизнь близких ей людей. Полная духовная изоляция. Ни весточки от друзей. И думы, думы… Испепеляющие душу, не оставляющие места желанию жить.
В 1943 году, вспоминает Анастасия Цветаева, пришла страшная телеграмма.
(Слайд №10)
5-й чтец
“Я раскрыла листок. В нем две строки от друзей: “Марина погибла два года назад, тридцать первого августа. Целуем ваше сердце. Лиля. Зина”.
Звучит “Реквием” М.Цветаевой в исполнении А.Пугачевой “Уж сколько их упало в эту бездну…”. (Слайд №11)
С первыми звуками песни зажигается свеча под портретом М.Цветаевой.
IV. Закрепление
1) Проверка плана
— Прочитайте, пожалуйста, составленный вами план.
1. Рождение М.И.Цветаевой.
2. Страсть к книгам.
3. Стихотворение “Бабушке”.
4. Пушкин в жизни Цветаевой.
5. Первый сборник стихов “Вечерний альбом” и дружба с М.Волошиным.
6. Стихотворение, посвященное Блоку.
7. Замужество М.И.Цветаевой.
8. 1913 год в жизни поэтессы.
9. События 1917 года и их последствия.
10. Разлука с 1922 по 1927 г. (с сестрой Анастасией).
11. Возвращение Цветаевой с сыном в Россию (1939 г.)
12. Арест мужа и дочери Али.
13. Высылка в Елабугу.
14. Страшная телеграмма.
2) Беседа корреспондента с учащимся
— Дорогие мои, ваш рассказ о М.И. Цветаевой был безумно интересен. А почему при оформлении доски вы использовали именно листья и гроздья рябины?
— Сегодня, как я понимаю, у вас состоялась первая встреча с М.И.Цветаевой, в ходе которой вы познакомились с основными этапами жизни и творчества поэтессы. Поделитесь впечатлениями.
V. Итог урока
— Ребята, вы устали?
— М.И.Цветаева писала: “…Чтение – прежде всего сотворчество… Устал от моей вещи, значит – хорошо читал и хорошее читал. Усталость читателя – усталость не опустошительная, а творческая. Сотворческая. Делает честь читателю и мне”.
Мы сегодня на уроке занимались сотворчеством. А значит 40 минут учебного времени прошло не зря. Спасибо за работу.
VI. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру “Моё восприятие лирической биографии М.И.Цветаевой”.
“Красной кистью рябина зажглась” анализ стихотворения Цветаевой 👍
В истории русской литературы известны случаи мистического предсказания каких-либо событий в жизни писателей. Однако чаще такие истории случаются с поэтами. Например, Николай Рубцов в одном из своих стихотворений написал: “Я умру в крещенские морозы”.
И он действительно
погиб 19 января 1971 года – в самое Крещение. Некоторые творцы в своих произведениях вскользь касались даты своего рождения. Не стала исключением и русская поэтесса Марина Ивановна Цветаева.Она уже упоминала в стихотворениях свое имя: “…мне имя – Марина, Я – бренная пена морская”. И вот написанное 16 августа 1916 года стихотворение “Красною кистью…”, чей анализ здесь и будет представлен, стало биографически точным отражением даты ее рождения. Марина Цветаева родилась в ночь на 26 августа 1892 года – день, который в церковном календаре значится как день Иоанна Богослова.
Уже первая строка
“Красной кистью рябина зажглась” содержит множество символов. Если в фольклорной поэзии красный цвет всегда обозначал красоту, радость, торжество, то в преддверии 1917 года и Октябрьской революции упоминание красного цвета невольно рождает мысль о предвидении трагических событий в жизни самой Цветаевой и всей России.Поэзия, по существу, не может быть автобиографичной, в отличие от прозы. Но это стихотворение все-таки именно про Цветаеву. И в данном случае “я” – это не просто лирическая героиня.
Здесь сама Марина. Неслучайно А. И. Павловский в книге “Куст рябины” писал, что “рябина навсегда вошла в геральдику” поэзии Марины Цветаевой. “Пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы – она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и уходящей в зиму забвения”. Отныне две приметы осени вызывали у поэтессы ассоциацию с днем ее рождения: “кисть рябины” и “падали листья”.
И если у большинства обывателей опадающие осенью листья порождали мысли об умирании в природе, то для поэтессы это, наоборот, начало ее жизни.
Еще одно важное событие, связанное с датой рождения, – день евангелиста Иоанна Богослова. Марина Ивановна появилась на свет в этот церковный день, когда “спорили сотни колоколов” в храмах. Конечно, христианство в жизни любого русского человека играло немаловажную роль. Однако у Марины было довольно сложное отношение к религии.
В этом стихотворении героиня все-таки придает большое значение тому, что родилась в христианский праздник, ведь в самые трагические моменты своей жизни ей ничего не остается, как уповать только на Бога, ища защиты и успокоения.
Завершается стихотворение несколько неожиданно: героиня признается, что ей хочется грызть “жаркой рябины горькую кисть”. Образ жаркой рябины позже “позаимствует” Сергей Есенин, у которого в известном стихотворении “горит костер рябины красной”. Что же касается горечи, то у Марины Цветаевой эпитет вновь многозначен. Да, можно понять буквально, что красная рябина на вкус горькая.
Она становится слаще после первых заморозков. Но горькой кисть может стать и от перенесенных в жизни испытаний, оставляющих привкус горечи на всю жизнь.
В целом стихотворение необычно своим построением. Оно представляет из себя короткие отрывистые предложения, напоминающие народные причеты или заклички. Поэтесса выбрала трехсложный размер – дактиль, но в строке всего две стопы, одна из которых неполная.
Это еще больше усиливает восприятие как бы оборванности стиха. В каждой строфе чередуется женская и мужская рифма, причем ударение падает на последний слог именно в четных завершающих строках. При чтении возникает ощущение, будто Цветаева намертво припечатывает этой рифмой строку. Именно поэтому, за исключением одного двоеточия, все знаки препинания – точки.
Ведь неслучайно одной из особенностей поэзии Марины Цветаевой принято считать так называемый телеграфный синтаксис, то есть построение, основанное не на грамматических законах речи, а на экспрессии, чувствах, эмоциях.
Марина Цветаева. Красною кистью рябина зажглась…
Красною кистью рябина зажглась…
26 сентября 1882 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, директора Румянцевского музея и основателя московского музея изящных искусств, и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина.
«Красною кистью
Рябина зажглась».
«Когда вместо желанного, предрешённого, почти приказанного сына Александра родилась только я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша», Когда же первым, явно бессмысленным и вполне отчётливым догодовалым словом оказалась «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала»,- и тут же принялась учить меня музыке, без конца напевая мне эту самую гамму» «До, Муся, до, а это ре, до- ре…» Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку».
Музыка Е.Доги из «Гонки по вертикали»
«Кто создан из камня»
М.Цветаева: «Счастливому человеку жизнь должна радоваться, поощрять его в этом редком даре. Потому что от счастливого идёт счастье. От меня — шло. Здорово шло… Попытки моих друзей меня расстраивают и расстраивают. Мне – совестно, что я ещё жива. Так себя должна чувствовать столетние (умные) старухи.
Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери. У неё появилась более глубокая страсть – книги. С шести лет Муся (так называли её в семье) писала стихи, теперь же любовь к поэтическому творчеству захватывает её целиком.
Звучит музыка Шопена
Анастасия Цветаева (Сестра Марины) вспоминает: «В комнате матери висел портрет бабушки, красавицы-польки Марии Лукинишны Бернацкой, умершей очень рано – в 27 лет. Увеличенная фотография – темноокое, с тяжёлыми веками, печальное лицо с точно кистью проведёнными бровями, правильными, милыми чертами, добрым горечью тронутым ртом.
Вот как об этом говорит Марина Цветаева в своём стихотворении «Бабушке»…
Двадцати лет, великолепная и победоносная, я во всеуслышание заявила: «Раз я люблю душу человека, я люблю и губы. Но если бы эти губы у него срезали, я его бы всё-таки любила»
Стремительно и властно в жизнь будущей поэтессы вошёл Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и тяжёлой души:
«Нет бил барабан перед смутным полком…»
Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих в ней. Поэтесса была хорошо знакома с Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой и др. талантливыми людьми конца 19- начала 20 века. Им она посвятила свои стихи, являвшиеся выражением её чувств и мыслей. Особенной любовью проникнуты строки, посвящённые её поэтическому кумиру – Александру Блоку.
«Имя твоё – птица в руке».
М.Цветаева: « Блок! Такое явное торжество духа, такой воочию дух, что удивительно, как жизнь вообще допустила.
«У меня в Москве — купола горят»
Музыка Шопена.
«Наконец-то встретила надобного мне».
В 1906 году поэтесса знакомится в Крыму с Сергеем Эфроном, ставшим впоследствии её мужем. Именно ему, любимому, мужу, другу, будут посвящены лучшие стихи.
Музыка А.Петрова «Жестокий романс»
«Я с вызовом ношу его кольцо»
Вальс Е.Доги. «Мой ласковый и нежный зверь»
«Мне нравится, что вы больны не мной»
А.Пугачёва «Мне нравится, что вы больны не мной»
1913 год. Крым. Коктебель. Рядом с Мариной Цветаевой – её друзья, любимый человек и крохотная дочурка Аля. Сестра поэтессы рассказывает: «Это было время расцвета Марининой красоты. Цветком, поднятым над плечами, её золотоволосая голова, пушистая, с вьющимися у висков струйками лёгких кудрей, с густым блеском над бровями подрезанных, как у детей, волос. Ясная зелень её глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское. Это не та застенчивость, что мучила её в отрочестве, когда она стеснялась своей ею не любимой наружности… Она знает себе цену и во внешнем очаровании, как с детства знала её во внутреннем».
Тихо плещется море. Тёмно-синее небо, мерцающие звёзды и стихи:
«В огромном липовом саду»
М.Цветаева: «Друг! Я не маленькая девочка (хотя в чём-то никогда не вырасту), обжигалась, горела, страдала – всё было, но ТАК разбиваться, как я разбилась о Вас, всем размахом доверия о стену! – Никогда! Я оборвалась с Вас, как с горы!
Стихи М.Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.
«Вчера ещё в глаза смотрел»
Звучит романс
Бурные события 1917 года разделили сестёр Марину и Анастасию на тир с половиной года. В мае 1921 года Марина передаёт сестре письмо на работу в Москву, пуд муки на дорогу и машинописный сборник стихов.
«Я эту книгу поручаю ветру».
Свой творческий путь Марина начала ещё в раннем детстве, когда интерес к музыке угас, а более глубокая страсть появилась в интересе к книгам, и в конце концов любовь к поэтическому творчеству захватила её целиком. Однако своё творческое начало она начала в кругу друзей, знакомых. После знакомства с Максимилианом Волошиным она начала выступать со своими стихами в более широких кругах, в клубах, в залах. Ведь Максимилиан Волошин был первым из тех, кто признал Цветаеву как поэтессу. Он ей дал как бы вдохновение на дальнейшее творчество.
Когда в 1932 году он умер, Цветаева с прискорбием узнала о его смерти в Париже, и как бы в дань этому человеку она написала воспоминания о нём. Однако вот как её узнала литературная Москва и другие люди.
В декабре 1920 года в заснеженной Москве, в переполненном музее Политехнического музея проходил «Вечер поэтесс». Одна за другой на сцене появлялись представительницы московской богемы, читая свои стихи. Публика заметно скучала. Как вдруг…
…словно из тёмной студеной ночи явилась взору настороженно притихшего зала женщина в чёрном, похожем на облачение монахини платье, в стоптанных валенках, с военной сумкой через плечо. Коротко стриженные волосы делали её лицо вызывающе независимым. А вся она дышала каким-то внутренним протестом, вызывающим ответную подобную реакцию у рафинированной части зрителей.
«Я расскажу тебе про великий обман»
Это была Марина Цветаева. Поэтесса, которую уже стала забывать литературная Москва. Многие знали, или вернее, догадывались, что революция не вдохновляла её. Видели, что она сторонится общества молодых московских поэтов, живёт почти в полном отчуждении. И поэтому её появление, столь неожиданное, воспринималось как вызов происходящему.
И не на то мне пара крыл прекрасных
Дана, чтоб на сердце держать пуды
Спеленатых, безглазых и безгласных
Я не умножу жалкой слободы.
И снова разлука: с 1922 года по 1927 год. До встречи в Париже. Находясь в эмиграции, М.Цветаева постоянно думала о родине. В стихотворении, обращённом к Б.Пастернаку, звучат ноты непередаваемой тоски и грусти.
«Русской ржи от меня поклон»
М.Цветаева вспоминала: «Я годы, по-моему 8 лет, живу в абсолютном равнодушии, то есть очень любя того и другого, и третьего, делая для них всё, что могу, потому что надо же, чтобы кто-нибудь делал, но без всякой личной радости и боли: уезжают в Россию – провожаю, приходят в гости – угощаю.
1 августа она переезжает в Чехию, чтобы прожить в ней 3 года. Здесь у неё родился первенец, сын Георгий. После его рождения Сергей Яковлевич ушёл на фронт и служил в белой армии. Но долго жить в Праге было не по карману, и 31 октября 1925 года она прощалась с Чехией, родиной сына.
Начались годы скитаний. После Чехословакии она со своей семьёй переехала в Париж, но там её не приняли, так как считали её красной, а красные говорили, что она белая, догадываясь о том, что её муж служит в белой армии.
14 лет Марина Цветаева кочевала по квартирным убожьям Парижа.
«Вот опять окно»
За границей её муж, Сергей Эфрон, стал сотрудничать с НКВД, чтобы искупить свою вину. Он всегда говорил: «Я перед Родиной в долгу!» 12 июля 1939 года Марина Цветаева уезжает с Георгием из Парижа в Москву. Однако там, на родине, её ждали всего три человека: муж, дочь Аля и Борис Пастернак.
43. Борис Пастернак часто читал её стихи на литературных вечерах. Он ей писал, что её стихи забивают московских поэтов. Он хотел, чтобы она вернулась, но он не мог её вернуть, тогда он стал возвращать её стихи.
М.Цветаева вспоминает: «Всю жизнь напролёт любила не тех. И равных себе по силе я встретила только Рильке и Пастернака. Одного – письменно, за полгода до его смерти, другого – незримо.
«Расстояние: вёрсты, мили…»
М.Цветаева писала: «Моя беда в том, что для меня нет ни одной внешней вещи, все – сердце и судьба.
Годы летят один за другим. Короткие и длинные письма. Анастасия Ивановна узнаёт, что сестра с сыном Георгием в 1939 году возвращаются в Россию (муж и старшая дочь к тому времени были уже на родине).
Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Тяжёлые удары судьбы обрушились на поэтессу. Арест мужа и старшей дочери Али. Начало войны. Высылка в Елабугу. Постоянная тревога за жизнь близких ей людей. Полная духовная изоляция. Ни весточки от друзей. И думы, думы… Испепеляющие душу, не оставляющие места желанию жить.
В 1943 году, вспоминает Анастасия Цветаева, пришла страшная телеграмма: « Я раскрыла листок. В нём две строчки от друзей: « Марина погибла два года назад, 31 августа. Целуем ваше сердце. Лиля. Зина».
«За этот ад, за этот бред»
Звучит музыка «А напоследок я скажу» («Жестокий романс»)
литературная гостиная по творчеству Марины Цветаевой «Красною кистью рябина зажглась…»
Выполнила
учитель русского языка и литературы
высшей категории
МБОУ «Полазненская СОШ №3»
О.И.Меденникова
«Красною кистью рябина зажглась…»
Урок — литературная гостиная, посвященный
120-летию со дня рождения Марины Цветаевой (1892-1941)
Цель: Организация образовательного пространства, способствующего развитию познавательных (интеллектуальных) и творческих способностей обучающихся.
Задачи:
• Познакомить обучающихся с жизнью М. Цветаевой и её творчеством, в котором «душа, не знающая меры», раскрывается вначале «щедро и ясно», а затем уходит «в себя, в единоличье чувств»;
• Постигнуть глубину поэтической мысли, красоту художественных образов;
• Формировать общую и сценическую культуру, развивать творческие способности;
• Формировать эмоционально-ценностное отношение к миру, познанию, окружающим, себе.
Тип урока: систематизация полученных знаний.
Планируемый результат
Урок ориентирован на обучающихся старшего звена, профильного обучения русскому языку и литературе. Урок является личностно-ориентированным, построенным на принципах развивающего обучения и деятельностного подхода, включает обучающихся в активную исследовательскую деятельность и способствует развитию внутренних мотивов учения, стимулированию и становлению собственного (личностного) смысла учения.
Результатом проведения урока-гостиной является представление результатов исследовательской деятельности в творческой форме. Проведение урока-гостиной также поможет формировать у ребят литературный вкус, приобщать их к тайне слова писателя или поэта, помогать понимать и уяснять глубину содержания авторской мысли, давать верную оценку героям, их поступкам, а самое главное – учить внимательно и вдумчиво читать и анализировать прочитанное произведение, соотносить литературные произведения и свой жизненный опыт.
Действующие лица: ведущая и поэтесса – Марина Цветаева
Звучит Полонез Ф.Шопена
Ведущая: «Незаконная комета» Марины Ивановны Цветаевой вспыхнула на небесах русской литературы, когда ей было всего восемнадцать лет, — сборник «Вечерный альбом» стал первым шагом юной гимназистки в творческое бессмертие. В этом сборнике она определила свое жизненное и литературное кредо – утверждение собственной непохожести и самодостаточности, обеспеченных глубиной души.
Стихотворение «Красной кистью рябина зажглась», написанное в 1916 году, заставляет нас вспомнить о дне рождения Марины Цветаевой. Строки стихотворения возвращают нас в тот далекий осенний день – 8 октября 1892 года, когда в полночь с субботы на воскресенье, почти в самом центре Москвы, в тихом Трехпрудном переулке, в небольшом, уютном, окруженном садом доме родилась великая поэтесса.
Поэтесса:
Красной кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась. («Красной кистью…»)
Ведущая: Рябина навсегда вошла в поэзию Марины Цветаевой. Пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы, тоже переходящей и горькой, пылающей творчеством и постоянно грозивщей уйти в зиму забвения.
Детство поэтессы, по её собственным словам, «лучше сказки», прощло в глубоко образованной семье. Отец – известный искусствовед, основатель и директор Музея изящных искусств в Москве, Иван Владимирович Цветаев. Мать – Мария Александровна Цветаева, урожденная Мейн, талантливая, музыкально одаренная ученица Рубинштейна, умерла, когда Марине было четырнадцать лет. С раннего детства спутниками Марины стали собственные фантазии, книги, музыка.
Стихотворение «Книги в красном переплете» рассказывают о любви Марины к книгам, которая зародилась в детстве. Книги из отцовского шкафа не только скрашивали досуг маленькой Марины, но звали её в увлекательный мир романтики и приключений. Захватывающие приключения героев Марка Твена навсегда остались в памяти Марины Цветаевой.
Поэтесса: «Книги в красном переплёте»
Ведущая: В стихотворении «Из сказки в сказку» звучат автобиографические мотивы. Лирическая героиня становится старше, взрослеет, но по прежнему тоскует по чуду. Поэтесса обращается к своему воображаемому собеседнику, просит понять её дущу, внутренний мир.
Поэтесса: стих. «В пятнадцать лет»
(Звучит «Ноктюрн» Ф.Шопена)
Ведущая: Любовь прищла к юной Марине Цветаевой в 1911 году, когда она с семьей отдыхала в Крыму, в Коктебеле. Здесь познакомилась с Сергеем Яковлевичем Эфроном. Все было как в сказке: на пустынном берегу Марина ищет красивые камни. Высокий тонкий незнакомец с огромными серо-голубыми глазами просит разрешения ей помочь. Девущка соглашается и загадывает: если молодой человек найдет и подарит ей любимый сердолик, она выйдет за него замуж. Сердолик он нашел и вложил ей в ладонь розовый крупный камень. Через полгода Марина и Сергей поженились.
Цветаева адресовала Эфрону более 20 стихотворений. В стихах его облик окружен романтическим ореолом. Любовь озарила поэзию Марины новым светом. Упоение безграничной радостью, беспредельным счастьем, восприятие целого мира как дома – все это зазвучало в Марининых стихах.
Поэтесса: Стих. «На радость»
Ведущая: Предчувствуя сложную судьбу своих произведений, Марина Цветаева написала стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…», в котором указала на своеобразие поэтического творчества, на неповторимость, на собственную индивидуальность. Послушаем это стихотворение.
(Тихо звучит начало «Лунной сонаты» Л.Бетховена)
Поэтесса: Стих. «Моим стихам, написанным так рано…»)
Ведущая: Годы революции и гражданской войны были в жизни Марины Цветаевой трудными и драматичными. Муж Цветаевой, Сергей Эфрон, находится в рядах белой Добровольческой армии, и от него уже третий год нет вестей. Её переживания нашли отражение в цикле стихов, посвященных разлуке, из которых впоследствии сложилась книга «Разлука». Но период бедствий в первые годы после революции был и плодотворным. В1922 году Марина Цветаева покидает Россию, чтобы обрести семейное счастье с Сергеем Эфроном, который жил в Праге. Но эмиграция обернулась бедой, несчастьем, нищетой, бесконечными мытарствами и тоской.
Эмиграция, которая растянулась на долгие 17 лет, отмечены напряженным творческим трудом. Из произведений чешского периода, который составил три года, следует выделить две поэмы: «Поэму Горы» и «Поэму конца», которую Борис Пастернак назвал «лучшею в мире поэмой о любви». Французский период эмиграции отмечен созданием поэм «Крысолов» и «Лестница», в которых заметна тема обличения мещанства. В это время Марина Цветаева всё чаще обращается к драматургии, прозе и переводам. Творчество, ежечасный поэтический труд спасали её не только от голодной смерти, но и от страшной тоски по Родине.
Поэтесса: Стих. «Родина»
Ведущая: 19 июня 1939 года Марина Ивановна с сыном Георгием вернулась на родину. Она поселяется с семьей в подмосковном поселке Балашиха. Но несчастья преследуют её семью: в августе была арестована дочь Ариадна, а в октябре – муж. Марина Цветаева в страшной тревоге о судьбе близких людей пищет письмо Сталине и Берия, но ответа не получает. Оставшись с сыном – без работы, без жилья, с редкими гонорарами за переводы, она погружается в глубокую депрессию. В её стихах 1940-1941 годов возникает – неотвратимо – как Судьба – мотив близкого конца. Она пишет…
Поэтесса: Пора снимать янтарь,
Пора менять словарь,
Пора гасить фонарь
Наддверный… М.Цветаева «Пора снимать янтарь…»
Ведущая: Война застала Цветаеву за переводом Федерико Гарсии Лорки. Работа была прервана; события привели поэта в состоянии паники, безумного страха за сына, полной безысходности. 8 августа Цветаева вместе с сыном Георгием уезжает на пароходе из Москвы в эвакуацию в городок Елабугу на Каме. Навис ужас остаться без работы. Тоска от полнейшего одиночества, предстоящая впереди зима в глуши, трагическое ощущение собственной ненужности, страх за сына – все это толкнуло её на роковой шаг. 31 августа 1941 года Марина Ивановна Цветаева ушла из жизни. Она покончила жизнь самоубийством. Прощаясь с сыном, Цветаева написала ему записку.
Поэтесса (читает): «Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь, что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик».
(Поэтесса медленно уходит. Звучит фрагмент «Реквиема» В.Моцарта)
Ведущая: Марину Ивановну Цветаеву похоронили на Елабужском кладбище. Могила её оказалась потерянной для потомков. Но осталось её творчество. Наследие Марины Цветаевой велико и необозримо. Среди созданного Цветаевой кроме лирики семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическая, мемуарная, историко-литературная проза.
Смерть поэта тоже входит в его бытие. А его бытие принадлежит Будущему. Это будущее уже наступило. Творчеству Марины Цветаевой «настал черед».
(Звучит фрагмент «Лунной сонаты» Л.Бетховена)
Ведущая: Мне близка и дорога поэзия Марины Цветаевой прежде всего потому, что она проникнута глубокой искренностью и пронзительной нежностью. Любить – значит жить. Любовь у Цветаевой всегда «поединок роковой», всегда спор, конфликт и чаще всего – разрыв. Любовная лирика Марины Цветаевой громогласна, неистова и внутренне драматична. Любовь у Цветаевой не бывает счастливой. Драматизм в том, что души любящих не могут встретиться. Читая стихи Цветаевой, понимаешь, что любовь остается в мире, умирает «лишь затем, чтобы, смеясь над тленом, стихом восстать – иль розаном расцвесть!»
Поэтесса: Стих. «Две песни»
(Звучит песня «Мне нравиться, что вы больны не мной…» (муз. М.Таривердиева, сл.М.Цветаевой) из кинофильма «Ирония судьбы, или с легким паром!»)
Ведущая: Среди стихотворений Марины Ивановны есть стихи, посвященные Москве – городу, где прошли детство, юность и молодость. Дом в Трехпрудном она любила больше всего на свете. О Москве Марина писала очень много. Один из её ранних циклов стихов был так и назван – «Стихи о Москве». Цикл состоит из девяти стихов, объединенных темой города. Давайте послушаем одно из стихотворений этого цикла.
Поэтесса: Стих. «Стихи о Москве. Облака – вокруг»
Ведущая: В центре существования Марины Цветаевой была поэзия, и в ней – непреходящая величина – Пушкин. «Мой Пушкин» — так назвала она одно из своих эссе – воспоминаний. Местоимение «мой» в сочетании с именем Пушкина, великого поэта, показалось многим современникам Цветаевой вызывающим, было воспринято как притязание на единоличное владение. Между тем Марина Цветаева не отнимала Пушкина у остальных, ей просто хотелось, чтобы они увидели Пушкина её глазами, глазами влюбленного человека. К столетию со дня гибели поэта Марина Цветаева посвятила цикл стихотворений «Стихи к Пушкину». Пушкин, в понимании Цветаевой, был тем чистым родником, из которого черпали творческую энергию русские поэты всех поколений – от Лермонтова до Блока и Маяковского. Пушкин, всегда оставался лучшим собеседником, советчиком. С ним она постоянно сверяла свое чувство прекрасного, свое понимание поэзии.
Давайте послушаем стихотворение Цветаевой, адресованное Наталье Николаевне Гончаровой, избраннице Пушкина. В одном из своих эссе Марина Ивановна трактует брак Пушкина с Гончаровой как исполнение судьбы. Она пишет: «Гончарову, не любивщую, он взял уже с Дантесом в придачу, то есть с собственной смертью».
Поэтесса: Стих. «Счастие или грусть»
Ведущая: Весь нелегкий творческий путь Марины Цветаевой увенчан легендами и предстает перед нами и как необычайная история жизни. Когда я первый раз познакомилась с некоторыми стихотворениями Марины Цветаевой, меня поразили та глубокая искренность и необычайно трепетная нежность, которые живут в её произведениях. Почти в каждом стихотворении Цветаевой присутствует образ лирического героя.
Стихотворение «Молитва» Марина Цветаева написала в день своего семнадцатилетия. Само название стихотворения настраивает на разговор с Богом, где высказываются самые сокровенные мысли. Лирическая героиня считает, что есть место подвигу, но понимает, что нельзя пройти всех дорог и что разочарование жизнью неизбежно. И она готова выбрать смерть, чтобы сохранить верность своим прекрасным мечтам.
Поэтесса: Стих. «Молитва»
Ведущая: «В России писателю или поэту надо жить долго», чтобы застать признание ещё при жизни. Но, к сожалению, век поэта краток. Отечество либо само укорачивает ему жизнь, либо равнодушно взирает, как делают это другие с великими людьми. Такова и судьба Марины Цветаевой – яркого и значительного поэта, прошедшего трагический жизненный и творческий путь. Литературная судьба Марины Цветаевой заинтересует каждого, кто приоткроет окно в волшебный мир её поэзии. Послушаем эти стихотворения.
Поэтесса: Стих. «Стихи растут как звезды и как розы»
«Умирая, не скажу: была…»
Ведущая: Есть прекрасная легенда о птице Феникс, возрождающейся из пепла. Так и поэзия Марины Цветаевой, забытая на несколько десятилетий, теперь снова стала нашим духовным достоянием, которое нужно бережно хранить и передавать из поколение в поколение.
Нельзя не преклоняться перед гением Цветаевой, создавшей совершенно неповторимый поэтический мир и свято верившей в свою музу. «Стихам моим всегда будет хорошо».
(Звучит «Лунная соната» Л.Бетховена)
«Красной кистью рябина зажглась» Урок, посвященный жизни и творчеству Марины Цветаевой.
«Красной кистью рябина зажглась»
Урок, посвященный жизни и творчеству Марины Цветаевой.
Цели:
Обучающие:
расширить представление о творчестве М.Цветаевой,
познакомить учащихся с программными и внепрограммными произведениями М.Цветаевой.
Развивающие:
развивать у учащихся творческие и артистические способности,
развивать умение анализировать лирическое произведение, обобщать, аргументировать свои ответы, высказывать и отстаивать свою точку зрения,
работать над эмоциональной аурой как стимулом познания творческой активности учащихся.
Воспитательные:
воспитывать через творческую активность учащихся любовь к жизни, духовность, понимание прекрасного, эстетические вкусы,
воспитывать интерес к поэзии,
прививать интерес к предмету.
Педагогические:
совместное целеполагание,
знание содержания стихотворений М.Цветаевой, биографических фактов,
совершенствование надпредметных умений литературоведческого анализа поэтического текста, решение проблем, оперирование литературоведческими терминами, рассуждение, обобщение путем сравнения,
развитие памяти, внимания, сопоставление опыта поколений и собственного жизненного опыта,
формирование личностной позиции.
Диагностическая:
определение зоны ближайшего развития учащихся после изучения темы.
Методы и приёмы:
работа над биографией М.Цветаевой, теоретико-литературными понятиями,
выразительное чтение и анализ стихов,
использование фонограмм, работа с иллюстрациями,
использование внепрограммных материалов.
Оборудование:
портреты М.Цветаевой. В молодости и в зрелые годы ,
тексты стихотворений,
фонограммы – А. Пугачевой: «Уж сколько их упало в эту землю»
, произведения Бетховена и Р.Шумана,Доги),
иллюстрации к произведениям.
Доска:
портрет М.И.Цветаевой. Возле него, на драпировке,- листья клена, гроздья рябины. На столике под портретом- подсвечник с свечой, цветы, сборники стихотворений А.С.Пушкина, А.А.Блока, М.И.Цветаевой.
Эпиграф: «Все понять и за всех пережить!»
(М.И.Цветаева)
Структура урока
( Звучит музыка Р.Шумана)
Слово искусствоведа:
В декабре 1920 г. В заснеженной Москве, в переполненном зале Политехнического музея проходил «Вечер поэтесс». Одна за другой на сцене появлялись представительницы московской богемы, читая свои стихотворения. Публика заметно скучала. Как вдруг… словно из темноты студеной ночи, явилась взору настороженно притихшего зала женщина в черном, похожем на облачение монахини платье, в стоптанных валенках, с военной сумкой через плечо. Коротко остриженные волосы делали ее лицо вызывающе независимым. А вся она дышала каким-то внутренним протестом, вызывающим ответную подобную реакцию у рафинированной части зрителей.
(звучит музыка Бетховена)
Чтец.
Я расскажу тебе — про великий обман.
Я расскажу тебе, как нисходит туман
На молодые деревья, на старые пни.
Я расскажу тебе, как погасают огни
В низких домах, как – пришелец
Египетских стран –
В узкую дудку под деревом дует цыган.
Я расскажу тебе — про великую ложь:
Я расскажу тебе, как зажимается нож
В узкой руке, как вздымаются
ветром веков
Кудри у юных и бороды у стариков.
Рокот веков.
Топот подков.
4.Слово учителя:
Это была Марина Цветаева. Поэтесса.
Наш урок мы начали несколько необычно, с выступления зрелой поэтессы перед искушенной поэзией современных поэтов публикой.
5. Биограф.
Если внимательно прочитать стихотворения Цветаевой 1918-1921гг., то нельзя не заметить, что она находилась в духовной оппозиции существующему укладу жизни, не хотела да и не могла смириться с насилием, террором, которые были роковым знамением времени.
Где-то в водовороте гражданской войны, в белой гвардии, между жизнью и смертью находился любимый человек поэтессы, муж Сергей Эфрон. Быть может, читая стихи в Политехническом музее, она
вспоминала об их первой встрече, свадебном путешествии, присутствии на торжестве по случаю по случаю открытия Музея изящных искусств, который основал ее отец.
(Звучит музыка Р.Шумана)
Слово учителя.
Обратите внимание на запись на доске.
Тема нашего урока: Судьба и стихи Марины Цветаевой.
Цели урока: Постижение истоков формирования поэтического дара Цветаевой, основных мотивов творчества в соотнесении с драматическими страницами судьбы поэта.
Поэзия, словно лавровый венок, обрамляет творчество Цветаевой Поэзия сделала её известной в юности, стихи последующих лет жизни принесли ей славу на века.
В конце урока вам предстоит решить для себя, какая из строк её стихов наиболее полно отражает ваше представление о Цветаевой.
Эпиграф урока: «Буду брать последнюю ноту, буду петь – последнюю жизнь»
Вступительное слово учителя:
М.Цветаева вступила в литературу на рубеже веков , в тревожное и смутное время. Как и многим поэтам ее поколения , ей присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем оказался неизбежным для нее.
Ее литературный манифест – «Буду брать — труднейшую ноту, буду петь –последнюю жизнь!»
Сегодня мы познакомимся с основными этапами жизни и творчества Марины Цветаевой, послушаем рассказы ребят, прочитаем стихи.
Сделайте записи в тетради, обозначив основные темы и мотивы цветаевской лирики.
Литературовед:
Тема – предмет, основное содержание чего-либо.
Мотив – причины, повод к какому-нибудь действию.
А как же все начиналось?
Выступление поисковых групп
Биографы:
1.ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ ПОЭТА.
Родители. Из воспоминаний: «Отец наш- профессор Московского университета – Иван Владимирович Цветаев. Рос с братьями без матери, в бедности. В 25 лет уже был профессором.Российская академия присудила ему премию «За ученый труд на пользу Отечеству».Болонский университет удостоил докторской степени. Купить новую одежду для себя было не радостью, а катастрофой. –Купи, купи… Это ты привык, с колыбели нужды не знаешь. А я учился на медные деньги и не привык бросаться тем, что еще может послужить. Это была скупость бывшего нищего студента; скупость дающего:быть скупым, чтобы можно было раздавать. Ибо раздавал он до последнего вздоха.ибо последний вздох его был сожалением, что не хватило еще несколько лет жизни для перестройки на собственный счет колонн музея изобразительных искусств, создателем которого он был, ставшего ныне культурным центром мирового значения. Ближайшим помощником отца была его жена Мария Александровна Цветаева, рожденная Мейн.мария Александровна прекрасная пианистка, которая щедро дарила родным сокровища своего таланта, которая «на рояле могла все», сходившая на клавиатуру, «как лебедь на воду», привила дочерям любовь к Шуману, Бетховену, Моцарту, Верди, Чайковскому. «Музыка полнила дом радостью»- пишет сестра Анастасия. «Музыка обернулась лирикой»- писала Марина.
1. 26 сентября 1882 года в семье Ивана Владимировича Цветаева , профессора Московского университета, директора Румянцевского музея и основателя Музея изящных искусств, и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина.
2. Чтец:
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Биограф:
«Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». Когда же первым, явно бессмысленным и вполне отчетливым догодовалым словом оказалось «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала», -и тут же принялась учить меня музыке. «До, Муся, до, а это ре, до-ре…»Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку.
(Звучит музыка Доги)
Чтец:
Кто создан из камня, кто создан из глины,- А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя — Марина, Я – бренная пена морская. Кто создан из глины, кто создан из плоти — Тем гроб и надгробные плиты… — В купели морской крещена — и в полете Своем – непрестанно разбита! Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети Пробьется мое своеволье. Меня – видишь кудри беспутные эти? Земною не сделаешь солью. Дробясь о гранитные ваши колена, Я с каждой волной — воскресаю! Да здравствует пена – веселая пена — Высокая пена морская!
Биограф:
Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери. У нее появилась более глубокая страсть – книги. С шести лет Муся (так называли ее в семье) писала стихи, теперь же любовь к поэтическому творчеству захватывает ее целиком.
(Звучит музыка Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»)
2. ТВОРЧЕСТВО А.С.ПУШКИНА И А,БЛОКА В ЖИЗНИ ЦВЕТАЕВОЙ.
Биограф:
Стремительно и властно в жизнь будущей поэтессы вошел Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души. «Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта убили» и еще … «Ведь Пушкина убили, потому что своей смертью он никогда бы не умер, жил бы вечно…»
Чтец:
Нет, бил барабан
Перед смутным полком,
Когда мы вождя хоронили:
То зубы царевы над мертвым певцом
Почетную дробь выводили.
Такой уж почет,
Что ближайшим друзьям –
Нет места. В изглавьи, в изножьи, И справа, и слева – ручищи по швам –
Жандармские груди и рожи.
Не дивно ли — и на тишайшем из лож
Пребыть поднадзорным мальчишкой?
На что – то, на что – то, на что – то похож
Почет сей, почетно – да слишком!
Гляди, мол, страна, как,
Молве вопреки,
Монарх по поэте печется!
Почетно – почетно – почетно – архи –
Почетно – почетно – до черту!
Кого ж это так – точно воры вора
Пристреленного выносили?
Изменника? Нет. С проходного двора –
Умнейшего мужа России.
10.Велкому русскому поэту Цветаева посвятила цикл стихотворений «Стихи к Пушкину» и эссе «Мой Пушкин».
11. Слово учителя:
Марина Цветаева принадлежала к той эпохе, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих на ней. Поэтесса была хорошо знакома с Валерием Брюсовым, с Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой и другими талантливейшими людьми конца 19 – начала20 века. Им она посвящала свои стихи, являющиеся выражением ее чувств и мыслей. Особенной любовью проникнуты строки, посвященные ее поэтическому кумиру – Александру Блоку:
Чтец:
Имя твое – птица в руке,
Имя твое – льдинка на языке.
Одно – единственное движение губ.
Имя твое – пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Имя твое, — ах, нельзя! –
Имя твое – поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век,
Имя твое – поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим – сон глубок.
3.ЛЮБОВЬ.
12.Биограф:
В 1906 году поэтесса знакомится в Крыму с Сергеем Эфроном, ставшим впоследствии ее мужем. Эфрон «Я чувствую себя одиноким, несмотря на окружающую меня любовь. Одинок я, мои самые сокровенные мысли, мое понимание жизни и людей. Мне кажется, что никто так не понимает окружающее, как я. Кажется все грубы, все чего –нибудь да не видят, самого главного не чувствуют.» Одиночество это разомкнула только Марина.Они встретились-семнадцатилетний и весемнадцатилетняя –на пустынном , усеянном мелкой галькой коктебельском берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей-красивый, грустный, кроткой красотой юноша. Обвенчались Сережа и Марина в январе1912 года, и короткий промежуток между встречей их и началом первой мировой войны был единственным в их жизни периодом бестревожного счастья.
Именно ему, любимому, мужу, другу, будут посвящены лучшие стихи.
Слово учителя:
Давайте послушаем некоторые из них и подумаем: какое настроение их объединяет?
Чтец:
Я с вызовом ношу его кольцо!
— Да, в Вечности – жена,
не на бумаге!-
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно – великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза – прекрасно – бесполезны! –
Под крыльями раскинутых бровей –
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
_ Всем вам, кто жил и умирал
Без страху! –
Такие – в роковые времена –
Слагают стансы- и идут на плаху.
12. Любовь – это роковой поединок двух сердец, который чаще всего приводит к трагической развязке, причем страдает почти всегда женщина.( «В нашей жизни выпало так: Мальчик поет, а девочка плачет»). Никто из поэтов с такой силой не сказал об отчаянии покинутой женщины, о «вопле женщин всех времен. Здесь не обида, здесь смерть.
13. Звучит песня:
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть
Смешной –
Распущенной – и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью – всуе…
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!
Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня – не зная сами! –
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не – гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами, —
За то, что вы больны – увы! –не мной,
За то, что я больна –увы! –не вами!
4.РЕВОЛЮЦИЯ, ЭММИГРАЦИЯ,УХОД ИЗ ЖИЗНИ.
14. Биограф:
Удачный литературный дебют, счастливый брак, рождение дочери – все ,что так или иначе составляло радость бытия, неожиданно подверглось нападению демонических сил. Империалистическая война, уход С.Эфрона на войну, бурные события 1917 года.
Марина Цветаева. «Если вы живы, если мне суждено еще раз с Вами увидеться, -…слушайте. Если Бог сделает чудо- оставит Вас в живых, я буду ходить за Вами, как собака…» Эфрон. «Мариночка, -знайте, что Ваше имяя крепко ношу в сердце… Моя последняя и самая большая просьба к Вам-живите. Целую Вас, Алю и Ириночку.» Это письмо М.Цветаева никогда не прочитала: не было оказии в Москву. До 1919 года она не знала , что муж жив.
В мае 1922г. М.Цветаева , узнав , что муж за границей, вместе с дочерью покинула Россию, направившись в Прагу, к мужу. Начались долгие годы эмиграции. Духовное одиночество, трудное, а подчас полунищенское существование не сломили Цветаеву. Гораздо тяжелее было переносить тоску по родине. «Моя неудача в эмиграции – в том, что не эмигрант по духу», «Мой читатель, несомненно, в России.» По всем своим городам и пригородам …Марина прошла инкогнито, твеновским нищим принцем, не узнанная и не признанная ни Берлином, ни Прагой, ни Парижем (у которых она в моде сейчас)
В 1939 году Цветаева восстановила свое советское гражданство и возвратилась на Родину.Т яжело дались ей 17 лет, проведенные на чужбине. «Зола эмиграции… я вся под нею – как геркуланум, — так и жизнь прошла» Ранее вернулись на родину дочь Ариадна и муж Сергей Эфрон, но вскоре были репрессированы.
Чувство обреченности –вот составляющая трагедии, финал которой наступил в Елабуге, в маленьком городке в котором Цветаева оказалась в 1941 г.9а этому предшествовали СССР, арест атмосфера страха и лжи, царившие в стране, начало войны и др.) «Жить – это неудачно кроить и беспрестанно латать , — ничто не держит меня, не за что держаться, — простите мне эту печальную, суровую игру слов»
15. Слово учителя:
31 августа 1941 г. М.Цветаева приняла решение уйти из жизни. Одиночество, состояние безысходности, душевные страдания привели ее к гибели. Как Н.Заболоцкий, Н.Клюев, Б.Пильняк, О.Мандельштам и многие другие писатели, она стала жертвой сталинского тоталитарного режима.
Чтец:
Вскрыла жилы: неостановимо,
Невосстановимо хлещет жизнь.
Подставляйте миски и тарелки!
Всякая тарелка будет – мелкой,
Миска – плоской.
Через край – и мимо –
В землю черную, питать тростник.
Невозвратно, неостановимо,
Невосстановимо хлещет стих.
16 (Звучит «Реквием» М.Цветаевой в исполнении А. Пугачевой: «Уж сколько их упало в эту землю»)
5. Заключительное слово учителя:
Так трагически завершился жизненный путь Марины Цветаевой, но жизнь ее поэзии имеет свое продолжение. Потому что эта поэзия преодолевающей все невзгоды любви, жизни надежды.
Д/з (трёхуровневое)
1. (обязательный) написать сочинение на тему : М.Цветаева для меня… взяв за основу эпиграф урока «Буду брать последнюю ноту, буду петь – последнюю жизнь»
2. (тренировочный) Выучить наизусть любое стихотворение М.Цветаевой , отражающие ее взгляды на поэтическое творчество.
3. (творческое задание) Написать стихотворение или подобрать свой эпиграф урока