Конспект проведения музыкальной гостиной в ДОУ
Конспект по художественно – эстетическому развитию
в подготовительной к школе группе
Музыкальная гостиная по теме «Полутона в музыке и живописи»
Выполнила: музыкальный руководитель
Высшей квалификационной категории
Казаченок М.П.
Дзержинск
2018 г.
Цель: содействие в развитии предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
Задачи:
ОО «Художественно – эстетическое развитие»
— побуждать детей старшего дошкольного возраста к эмоциональной отзывчивости через восприятие, соучастие, «вхождение в образ», постижения и осмысления произведений искусства Н.
О. Ренуара;
— участвовать в становлении эстетического отношения к окружающему миру;
— формировать познавательный интерес и любовь к искусству в процессе приобщения к музыке, живописи, поэзии;
— развитие целостного восприятия старших дошкольников, осознание общего характера музыкального произведения.
ОО «Социально – коммуникативное развитие»:
— формировать умение слушать собеседника.
ОО «Познавательное развитие»:
— совершенствовать координацию руки и глаза;
— развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться), направлять внимание на более тонкое различение качеств;
— побуждать детей выделять в процессе восприятия характерные детали, красивое сочетание цветов и оттенков, различные звуки;
— учить детей играть в дидактическую игру «Собери радугу»;
— формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства;
— закреплять умение любоваться красотой природы.
ОО «Речевое развитие»:
— уточнять высказывания детей, помогать им более точно высказывать свои мысли;
— продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях.
ОО «Физическое развитие»:
— воспитывать умение сохранять правильную осанку во время восприятия музыкального произведения.
Методы: наглядно-слуховой метод, наглядно-зрительный, словесный, практический.
Средства:
Музыкальный материал:
М.А. Картушина «Солнышко и туча»
Н.А. Римский-Корсаков «Песня индийского гостя» из оперы «Садко» в исполнении С.Я. Лемешева
Видеозапись: Н.А. Римский-Корсаков «Песня индийского гостя» из оперы «Садко» в исполнении Льва Кузнецова
Иллюстративный материал:
М. Врубель «Жемчужная раковина» — репродукция картины;
О. Ренуар «Девушка с веером» — репродукция картины;
Плоскостные капли;
Дидактическая игра «Радуга»;
Морские раковины.
ТСО: мультимедийная установка, ноутбук, (музыкальный центр)
Содержание образовательной деятельности.
Предварительная беседа в группе:
М.р.: Здравствуйте, дети! Меня зовут Мария Петровна. Сегодня я буду хозяйкой музыкальной гостиной. И мне очень хотелось бы пригласить вас к себе в гости. А вы знаете что такое музыкальная гостиная?
Ответы детей.
М.р.:
Музыкальная гостиная – это удивительное место, где живет и звучит красивая музыка; место, куда приходят разные гости, желающие насладиться и восхититься прекрасным миром музыки. Хотите сегодня побыть моими гостями и посетить музыкальную гостиную? Тогда я вас жду в музыкальном зале.
Образовательная деятельность в зале:
(Дети входят в зал под музыку и свободно располагаются в нем)
М.р.: Я очень рада видеть вас в музыкальной гостиной!
Каждый день мы с вами можем наблюдать за различными явлениями в природе. Среди природных явлений есть те, за которыми с удовольствием любят наблюдать и взрослые, и дети. Одно из таких явлений вы наблюдали сегодня (вчера), когда шли в свой любимый детский сад. Что это за явление? (можно пригласить посмотреть в окно)
Дети: снег, метель, вьюга, гололед, иней и др.
М.р.: есть еще одно очень красивое природное явление. Но что это, мы узнаем, разгадав нашу загадку.
Разноцветные ворота
На лугу построил кто – то,
Но пройти в них нелегко –
Те ворота высоко.
Постарался мастер тот,
Взял он краску для ворот
Не одну, не две, не три –
Целых семь, ты посмотри!
Дети: радуга
М.р.: правильно, это радуга! А сколько цветов в радуге?
Дети: семь.
М.р. достает конверт в котором находятся элементы радуги, достает их
М. р: совершенно верно! Ой, ребята, пока я добиралась к вам в детский сад все цвета радуги в моих конвертах перепутались. Не поможете ли вы мне заново собрать радугу? Приглашаю вас пройти к столам.
На столе дети собирают из заранее заготовленных элементов радугу. (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) (слайд 1)
М.р: очень красивые радуги у вас получились! Дети, скажите пожалуйста, а когда вы видели радугу?
Ответы детей
М.р: мы, ребята можем видеть радугу только после дождя, потому что радуга возникает тогда, когда в воздухе еще много дождевых капелек. А солнышко уже выглянуло из-за тучки и осветило эти капельки. Каждая капелька взяла какую – то краску у солнечного лучика, и получается радуга (слайд 2). Иногда получается, что одна капелька может отразить несколько красок, и цвета могут перемешаться. Например, пошел дождь, и все краски расплылись. Посмотрите, сегодня одна такая капелька пришла к нам в гости (показывает разноцветную капельку).
Дети и м.р. зовут солнышко в зал. Заходит под музыку солнце (взрослый персонаж). (слайд 3)
Солнце: Здравствуйте, мои друзья! Спешу в гостиную к вам я. Люблю я петь и танцевать, люблю с ребятами играть!
Предлагаю поиграть со мной в игру «Солнышко и туча», согласны? Тогда внимательно смотрите и повторяйте за мной.
Дети по показу м.р. выполняют логоритмическое упражнение М. Картушиной «Солнышко и туча»
Стоит на небе домик Соединяют руки под прямым углом над головой («крыша дома»)
В нем солнышко живет Складывают ладони крест-накрест широко раздвинув пальцы и поднимают вверх
Чай из самовара
Пьют чай
На крылечке пьет
А солнышко похоже Прикасаются указательными пальцами к щекам
Лицом на человечка,
И бродит у крылечка Поднимают руки вверх и качают ими
Облачко – овечка.
Вдруг угрюма, тяжела, Медленно поднимают руки вверх, пальцы слегка согнуты и напряжены
Туча на небо вползла,
Туча к Солнышку ползла,
Гром и молнию везла. Сжимают пальцы в кулак и трясут кулаками над головой
Загремело у ворот: Стучат кулаками по коленям
— Кто тут в домике живет?! Топают ногами
Солнышко не испугалось Ставят руки «полочкой» перед грудью и покачивают ими
Вышло и заулыбалось:
— Пожалуйте в гости, Вытягивают руки вперед
Только, чур, без злости Грозят пальцем
Тут случился странный случай — Пожимают плечами
Гром умолк, не стало Тучи. Прижимают ладони к щекам и покачивают головой
И на синие луга Поднимают прямые руки вверх
Вышла радуга – дуга! Соединяют руки над головой дугой.
М.р.: Спасибо, солнышко, мой свет! Тебе спасибо за совет!
Солнце: Ну а мне пора прощаться, к себе на небо возвращаться. До свидания, лечу, увидеть радугу спешу!
М.р: солнце ушло, но не стоит расстраиваться, ведь на нашей земле есть такие места, где радугу можно увидеть не только на небе. Как вы думаете, где еще может быть сразу много – много капелек?
Дети: река, озеро, лужа и др.
М.р: правильно дети. А вот очень — очень много капелек бывает конечно в море, и даже океане. Лучи солнца проникают во все капельки, которые в море, и окрашивают его обитателей в разные цвета.
М.р. показывает детям большую морскую раковину. Дети ее рассматривают. В это время звучит фрагмент (только звучание оркестра) «Песня индийского гостя» из оперы Н.А. Римского – Корсакова «Садко» (слайд 3). М.р. обращает внимание детей на переливы перламутра раковины. В это время, когда дети рассматривают, м. р. открывает репродукцию картины М. Врубеля «Жемчужная раковина» на мультимедиа (слайд 4 ).
М.р.: дети, сколько можно видеть раковин в нашем зале? Что еще можно увидеть на данной картине?
Ответы детей.
М.р.: да, ребята! Действительно, на картине мы видим русалок – девушек, живущих на глубине моря. Вы видите, что их одежды также переливаются всеми цветами радуги, как и сама раковина. А давайте посмотрим, какие же краски украшают одежду русалок и саму раковину?
Дети называют краски, м.р. подводит их внимание к тому, что есть ярковыраженные цвета, а есть и смешанные, нюансированные.
М.р: дети, мы с вами рассмотрели настоящую морскую раковину и раковину, которую написал замечательный русский художник Михаил Врубель (показать слайд 5). Я хочу вам рассказать историю, которая произошла с одним художником. Его имя Огюст Ренуар (показать слайд 6). Жил он во Франции. Огюст Ренуар очень любил путешествовать. Он всегда носил с собой краски и кисти, и зарисовывал все, что видел во время этих путешествий. Особенно он любил рисовать у моря. Однажды он увидел девушку, которая держала в руках несколько раковин и обмахивалась ими, так как было жарко. Светило яркое солнце, раковины переливались и сверкали, как драгоценные камни. Ренуар быстро зарисовал их в свой альбом. Приехав домой, художник на концерте услышал музыку, которая так напоминала ему сверкание раковин на солнце. Закрыв глаза, Огюст Ренуар опять ощутил теплый морской воздух, жаркие лучи солнца и красоту переливающихся раковин.
Вы хотите услышать эту музыку?
Ответы детей.
М.р: предлагаю представить, что мы тоже находимся на том концерте! Закроем глаза и послушаем музыку.
Звучит фрагмент «Песни индийского гостя» из оперы Н.А. Римского – Корсакова «Садко» в исполнении Сергея Яковлевича Лемешева. (слайд 7)
М.р.: вам понравилась музыка? Правда она очень красивая? А какие еще чувства определяет музыка?
Дети: радость, волнение, гордость и др.
М.р.: как зовут тех, кто сочиняет музыку?
Дети: композитор.
М.р.: правильно, музыку сочиняют композиторы. Эта красивая музыка принадлежит русскому композитору Николаю Андреевичу Римскому – Корсакову (показать портрет: слайд 8). А как вы думаете, о чем рассказала нам эта музыка?
Ответы детей.
М.р.: эта музыка называется «Песня индийского гостя» (показать слайд 9), который поет о богатстве страны Индии, из которой он приехал, о красоте драгоценных камней. Данное произведение вошло в оперу под названием «Садко»
Н.А. Римского – Корсакова. Взгляните, пожалуйста на ее фрагмент. (показать фрагмент видеозаписи «Песни индийского гостя) (слайд 10)
А еще я хочу вам показать и ту девушку, которую увидел около моря Огюст Ренуар. Только он написал ее не с раковинами, а с веером, который переливается красками перламутра. Картина так и называется «Девушка с веером».
Просмотр картины О. Ренуара «Девушка с веером» (слайд 11)
М.р.: к моему сожалению, вот и подходит к концу наша беседа. Мы посмотрели с вами, как много можно увидеть в простой капельке воды. А что вам понравилось, запомнилось из рассказа этой капельки?
Ответы детей.
М.р.: солнышко – наш друг помогало нам в этом. Мне кажется мы должны с вами радоваться нашей прекрасной природе, которая вдохновляет на создание прекрасных произведений художников и композиторов, писателей и поэтов. Мы должны нежно оберегать и защищать ее. Нам нужно учиться (слайд 12):
В одно мгновенье видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность,
И небо – в чашечке цветка.
(Уильям Блэйк)
М.р.: Я благодарю вас за сотрудничество. Спасибо. До свидания!
Литература.
1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду.- М.:Просвещение,1981.-240 с.
2. Картушина М.Ю. Праздники в детском саду. Старший дошкольный возраст. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 112 с.
4. Костина Э.П. Камертон: Программа муз. образования детей раннего и дошк. возраста / Э.П. Костина. – М.: Просвещение, 2004. – 223 с.
5. Мир праздников и развлечений для дошкольников: Сценарии мероприятий / Авт.-сост. Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова. – М.: 5 за занятия, 2006. – 192 с. – (Методическая библиотека).
6. Римский-Корсаков Н. А. Вместо предисловия // Садко. Опера-былина (клавир). — Л., Музыка, 1975
Интернет – ресурсы.
1. ВикипедиЯ: https://ru.wikipedia.org/wiki
2. Ffre. ru: http://ffre.ru/merbewbewrnaqasaty.html
3. Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe
4. Детство – гид: http://detstvogid.ru/metodika-provedeniya-muzyikalnoy-gostinoy-v-dou/. html
.конспект логоритмического занятия «История о том,как гном построил дом» | План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему:
Конспект логоритмического занятия в старшей группе
«История о том, как гном построил дом»
Цель: развитие артикуляционноий и общей моторики
Задачи: образовательные:
активизировать словарь по теме «Насекомые»;
развивающие: вырабатывать двигательные, слуховые, речевые и певческие навыки;
воспитательные: создать доброжелательную, эмоционально – насыщенную атмосферу совместного творчества детей и воспитателя, формирование навыка сотрудничества.
Оборудование:
Наборное полотно, картинки: гном, муравей, кузнечик, жук, паук, бабочка, пчела, гусеница, домик гномика; маски пчел, фонограммы песни «Маляры» В.Шаинского, «Макарена», «Утро» Э.Грига.
Ход занятия
Дети входят в зал под звучание пьесы «Утро» Э.Грига.
Воспитатель:
Ночь уходит на покой
И уводит за собой
И сверчка, и светлячка,
И ночного мотылька.
Те, кто ночью залетали
К нам в раскрытое окно,
Трепетали, стрекотали,
Где-то спят уже давно,
Залетает сыч в дупло…
Рассветает, рассвело,
Рассветает… Рассвело! В.Данько
Фонопедические упражнения «Утро»
Солнышко сказало: дети пропевают «а-а-а…», поднимаясь от нижнего
— Мне пора взойти! звука к верхнему.
Травка зашептала: дети произносят «ш-ш-ш…» на длительном
— Мне пора расти! выдохе.
Пчелы загудели: дети пропевают «ж-ж-ж…».
— Мед пора собрать!
Птицы загалдели: пропевают «чик-чирик!»
— Летать, летать, летать!..
В. Данько
Проснулось солнышко, село на крылечко своего домика, пьет чай, радуется новому дню.
Стихотворение с движениями «Солнышко»
Стоит в небе домик, дети соединяют ладони под прямым
углом над головой (крыша домика)
В нем солнышко живет. Ладони крест – накрест, широко
расставив пальцы, поднимают руки.
Чай из самовара «Пьют чай из чашки»
На крылечке пьет.
А солнышко похоже Прикасаются указательными пальцами
Лицом на человечка, пальцами к лицу.
И бродит у крылечка Поднимают руки и качают ими.
Облачко – овечка.
Вдруг угрюма, тяжела, Медленно поднимают руки, пальцы
Туча на небо вползла, слегка согнуты и напряжены.
Туча к солнышку ползла,
Гром и молнию везла. Сжимают пальцы в кулаки и трясут
кулаками над головой.
Загремело у ворот: Стучат кулаками по коленям.
— Кто тут в домике живет? Топают ногами.
Солнышко не испугалось, Ставят руки «полочкой» перед грудью
Вышло и заулыбалось: и покачивают ими.
— Пожалуйте в гости, Вытягивают руки вперед.
Только, чур, без злости. Грозят пальцем.
Тут случился странный случай — Пожимают плечами.
Гром умолк, не стало тучи. Прижимают ладони к щекам и качают
головой.
И на синие луга Поднимают прямые руки.
Вышла радуга! Соединяют руки над головой дугой.
В.Данько
В солнечном домике жило не простое солнышко, а солнышко – зайчиха. У солнечной зайчихи были озорные детки – солнечные зайчики, которые каждый день отправлялись путешествовать.
Двигательные упражнения «Солнечные зайчики»
На небе солнышко – зайчиха Дети потягиваются руками вверх,
Сказала так своим детишкам: вращая кистями.
— Вот, наконец, настало лето.
Пора побегать вам по свету!
Помчались побегайчики, Бегут на носках.
Солнечные зайчики.
Как скачут быстро по дорожкам! Скачут.
Мелькают солнечные ножки.
По лужицам попрыгали, Прыгают на месте на двух ногах.
Через лесок прошмыгнули, Ходят на носках.
И по горам скакали, Скачут боковым галопом.
И в море вдруг упали, Лежат на животе, вытянув руки.
Там на волнах качались Делают «качельку», лежа на животе.
И к маме вновь умчались, Маршируют.
Ведь день пошел, а темнота
Зайчатам вовсе не нужна.
Вечером солнечные зайчики рассказывали маме солнечной зайчихе о том, где они побывали днем. Один солнечный зайчик поведал, как помогал маленькому гному строить дом.
Однажды теплым вечерком,
Когда в траве кузнечик
Лег спать, укрывшись лепестком,
Задумал гном построить дом
Из крохотных дощечек.
В. Князев
Солнечный зайчик подумал, что маленькому гному трудно будет построить дом одному и позвал на помощь друзей. Кого он позвал, отгадайте.
Согнувшись под ношей тяжелой своей,
Тащит травинку в дом … (муравей)
Муравьи принесли сучки и веточки, из которых гном строил домик. Тяжело пришлось муравьям, несколько раз они ходили в лес за строительным материалом, останавливались, отдыхали, уж очень ноша была тяжела.
Логопедическая гимнастика
- «Муравьи спят» (на активизацию мышц мягкого неба). Храпеть на вдохе и выдохе (подражание спящему).
- «Муравьи играют язычком» (на развитие умения управлять языком). Рот открыт. Губы в улыбке. Высунутый язык делать попеременно широко распластанным ( «лопаткой») и узким («иголочкой»), стараясь, чтобы губы оставались неподвижными.
- «Муравьи угощаются ягодками» (на укрепление кончика языка). Напряженный язык упирается то в одну щеку, то в другую. При выполнении упражнения челюсть и губы должны быть неподвижны.
Следующий помощник взял в руки молоток.
С ветки – на тропинку,
С травки – на былинку
Прыгает пружинка –
Зеленая спинка.
Чемпион по прыжкам
Скачет, скачет по лужкам. (кузнечик)
Ритмическая игра «Молоток»
Тук – тук, тук – тук – тук! Дети стучат кулачками друг о друга.
Раздается громкий стук.
Молоточки стучат, Стучат кулачками по коленям.
Гвозди забивать хотят.
Тук – ток, молоток, Стучат кулачками.
Забей гвоздиков пяток!
Далее воспитатель прохлопывает 2-тактовые рифмоформулы, дети их повторяют («ритмическое эхо»).
Дом построен, надо его покрасить. Надо звать маляров. Красить дом пришли такие насекомые:
Слышим мы гудящий звук –
То летит к нам майский … (жук).
— Будьте любезны и будьте добры!
Дом наш покрасьте, друзья – маляры!
— Мы с удовольствием выкрасим дом,
Только вот кисти и краски найдем!
Пальчиковая игра «Маляр»
Размешаю краску я, Дети водят указательным пальцем по
Ярко – ярко красную. ладони другой руки.
Кисти в краску я макну Прижимают ладони друг к другу.
Капли лишние стряхну. Встряхивают кистями рук.
Что за серая стена? Пожимают плечами.
Станет яркою она. Поочередно поднимают и опускают руки.
Потихоньку, осторожно Рисуют два квадрата в воздухе.
Обведу я два окна.
До чего ж красивый дом! Соединяют прямые руки над головой
(«крыша»).
Вместе жить мы будем в нем! Скрещивают руки на груди.
М.Рузина
Ритмический танец под песню «Макарена».
Шторы для окон соткал лучший лесной ткач.
Сам плетет он мухам сети,
А за ним плетут и дети,
И сидит в углу. Молчок –
Ждет добычу… (паучок).
Игра «Паучок и мушки»
Жил на свете паучок,
Быстроногий старичок.
Паучку нужна сноровка,
Сети он раскинул ловко –
И висит ловушка.
Берегитесь, мушки!
Только гусеница не торопилась помочь гному. Она мирно спала в своем коконе.
Пальчиковая гимнастика «Гусеница»
Этот странный дом без окон Руки «домиком»
У людей зовется кокон. Обхватывают ладонями локти.
Свив на ветке этот дом, Вращательные движения пальцами.
Дремлет гусеница в нем. Соединяют указательный и большой
пальцы.
Спит без просыпа всю зиму. Кладут ладони под щеку.
Но зима промчалась мимо — Сгибают руки в локтях и попеременно
поднимают ладони вверх – вниз.
Март, апрель, капель, весна… сжимают руки в кулаки и разжимают
по очереди пальцы, начиная с мизинца.
Просыпайся, соня – сонюшка! Потягиваются.
Под весенним ярким солнышком
Гусенице не до сна — Через стороны опускают руки.
Стала бабочкой она! Маховые движения руками.
Как только гусеница превратилась в бабочку, она стала помогать угому украшать дом.
Дом украшен, нужно угощение для гостей приготовить.
Мед душистый принесла
С луга вешнего … (пчела)
Меда лишь не даст воришкам,
Неуклюжим толстым мишкам.
Игра «Мишки и пчелы»
На высокой кочке Соединяют руки над головой.
Стоит большая бочка. Округляют руки перед собой.
Пчелы бочку стерегут. Вращают руками перед грудью.
Мишкам меду не дадут. Грозят пальцем.
Раз, два, три, четыре, пять! Хлопают в ладоши.
Мишек будем прогонять! «Пчелы» ловят «мишек».
И вот наш гном в своем дому
Справляет новоселье.
Сквозь темный лес, сквозь ночи тьму,
Со всех сторон спешат к нему
Любители веселья. В.Князев
Танец «Полька»
Вот такую историю рассказал солнечный зайчик своей маме и солнечным зайчикам.
Чудесный волшебник из страны Оз: 1. Циклон
Чудесный волшебник из страны Оз: 1. Циклон Предыдущая глава: ВведениеДороти жила посреди великих прерий Канзаса, с Дядя Генри, который был фермером, и тетя Эм, которая была фермером. жена. Дом у них был маленький, и пиломатериалы для его постройки должны были быть везут на повозке много миль. Там было четыре стены, пол и крыша, которая сделала одну комнату; и в этой комнате был ржавый вид плита, шкаф для посуды, стол, три или четыре стулья и кровати. У дяди Генри и тети Эм была большая кровать в один угол, а Дороти кроватка в другом углу. Там было ни чердака, ни погреба, кроме небольшой ямки, выкопанной в землю, называемую циклонным подвалом, куда семья могла бы пойти в случае поднялся один из тех великих вихрей, достаточно могучий, чтобы сокрушить любого здание на своем пути. Это было достигнуто через люк в середине пола, откуда в маленькую темную дыру вела лестница.
Когда Дороти стояла в дверях и оглядывалась, она могла ничего не видишь, кроме огромной серой прерии со всех сторон. Не дерево ни один дом не нарушал широкую полосу равнины, которая доходила до край неба во всех направлениях. Солнце испекло вспаханная земля превратилась в серую массу, по которой бежали мелкие трещинки. Даже трава не была зеленой, потому что солнце сожгло верхушки длинные лезвия, пока они не стали того же серого цвета, что их можно было увидеть везде. Когда-то дом был покрашен, но солнце вздулась краска, и дожди смыли ее, и теперь дом был таким же унылым и серым, как и все остальное.
Когда тетя Эм приехала туда жить, она была молодой красивой женой. Солнце и ветер изменили и ее. Они взяли блеск от ее глаз и оставил их трезвый серый; они взяли красный со щек и губ, и они тоже были серыми. она была худой и изможденный, и никогда не улыбался теперь. Когда Дороти, которая была сиротой, впервые пришла к ней, тетя Эм была так поражена смех, что она закричала бы и прижала руку к сердцу всякий раз, когда веселый голос Дороти достигал ее слуха; и она до сих пор посмотрел на маленькую девочку с удивлением, что она могла найти что-нибудь смеяться над.
Дядя Генри никогда не смеялся. Он много работал с утра до ночь и не знал, что такое радость. Он тоже был седым, от его длинная борода к его грубым сапогам, и вид у него был суровый и торжественный, и редко разговаривал.
Именно Тото рассмешил Дороти и спас ее от становится таким же серым, как и все ее окружение. Тото не был седым; он была маленькая черная собачка с длинной шелковистой шерстью и маленькими черными глазами которые весело мерцали по обе стороны его смешного, крошечного носа. Тото играл весь день, и Дороти играла с ним и очень любила его.
Однако сегодня они не играли. Дядя Генри сидел на пороге и тревожно посмотрел на небо, которое было даже серее, чем обычно. Дороти стояла в дверях с Тотошкой в ней. руки, и тоже посмотрел на небо. Тетя Эм мыла посуду.
С крайнего севера они услышали низкий вой ветра, и Дядя Генри и Дороти могли видеть, где склонилась высокая трава. волны перед грядущей бурей. Раздался резкий свист в воздухе с юга, и когда они обратили свой взор туда они также видели рябь на траве, идущую с этого направления.
Внезапно дядя Генри встал.
— Надвигается циклон, Эм, — крикнул он жене. «Больной пойди присмотри за скотом.» Потом он побежал к сараям, где держали коров и лошадей.
Тетя Эм бросила работу и подошла к двери. Один взгляд сказал ей об опасности близко под рукой.
«Быстрее, Дороти!» она закричала. «Бегите в подвал!»
Тотошка выпрыгнул из рук Дороти и спрятался под кровать, а девушка начала его доставать. Тетя Эм, сильно испугавшись, бросила открыл люк в полу и спустился по лестнице в маленькое темное отверстие. Наконец Дороти поймала Тото и начала следовать за ее тетей. Когда она была на полпути через комнату, пришла сильный визг от ветра, и дом затрясся так сильно, что она потеряла равновесие и внезапно села на пол.
Потом случилось странное.
Дом два-три раза обернулся и медленно поднялся. через воздух. Дороти чувствовала себя так, словно взлетела на воздушном шаре.
Северный и южный ветры встретились там, где стоял дом, и сделали это точный центр циклона. В середине циклона воздух в целом неподвижен, но сильное давление ветра на каждая сторона дома поднимала его все выше и выше, пока не был на самом верху циклона; и там он остался и был уноситься на многие мили так же легко, как вы можете нести перо.
Было очень темно, вокруг ужасно выл ветер, но Дороти обнаружила, что едет верхом довольно легко. После первого несколько поворотов, и еще раз, когда дом сильно накренился, она чувствовала себя так, словно ее нежно качали, как младенца в колыбели.
Тото не понравилось. Он бегал по комнате, то здесь, то сейчас там, громко лая; но Дороти неподвижно сидела на полу и ждал, что будет дальше.
Однажды Тото подошел слишком близко к открытому люку и упал внутрь; и в Сначала маленькая девочка подумала, что потеряла его. Но вскоре она увидела одно ухо торчало в дырку, для сильного Давление воздуха поддерживало его так, что он не мог упасть. Она подползла к норе, схватила Тото за ухо и потащила его снова в комнату, закрыв люк, чтобы может произойти больше несчастных случаев.
Проходил час за часом, и Дороти постепенно приходила в себя. испуг; но ей было совсем одиноко, и ветер так громко завывал все о ней, что она чуть не оглохла. Сначала у нее было думала, не разобьется ли она вдребезги, когда дом снова рухнет; но так как часы шли и ничего страшного не происходило, она остановилась беспокойство и решимость спокойно подождать и посмотреть, что принесет будущее. Наконец она доползла по шатающемуся полу до своей кровати и легла на нее; и Тото последовал за ней и лег рядом с ней.
Несмотря на качание дома и вопли ветра, Дороти вскоре закрыла глаза и крепко уснула.
Следующая глава: 2. Совет с Жевунами
Африканская сказка
Африканская сказка
Уиллоу Легге
Guildford: Circle Press Publications, 1979
Африканская сказка — это адаптация традиционной сказки, рассказанной народом эфик с юго-востока Нигерии, о том, почему солнце и луна живут в небе. Вкратце это выглядит так:
«Давным-давно Солнце и Вода жили вместе в дружбе на земле. Солнце, часто посещавшее Воду в его доме, отвечает на приглашение, и Вода принимает. Но когда Вода приходит в дом Солнца со всем своим народом — все морских существ — он переполняет его, заставляя Солнце и его жену, Луну, бежать с земли и идти жить на небо, где они и остаются по сей день».
Эта история появилась в нескольких книгах,[1] но ни одна из них не была так образно проиллюстрирована, как книга Уиллоу Легге. Здесь яркие, выполненные шелкографией, плоские и стихийные изображения солнца и луны, воды и неба резко контрастируют с чистыми белыми глухими отпечатками «людей» воды — морского конька, креветки, краба, осьминога и наутилуса — оживить сказку. Детальное изображение морских существ отражает точность иллюстраций из викторианской энциклопедии, которым подражал Легге.
Восемнадцать инталий были слепым тиснением на резных пластинах линолеума. Все гравюры и текст книги напечатаны на бумаге Somerset 300 gsm mould made. Текст был набран вручную и отпечатан высокой печатью 30 pt. Серия Baskerville 169 в десяти разделах по 4 страницы без переплета. Коробка-раскладушка, обтянутая тканью, была изготовлена Dorset Bookbinding, а все производство было выполнено художником при содействии Джона Коулмана, Кэти Даун и Рона Кинга в Circle Press, Англия.
Это классическая история о дружбе Солнца, Луны и Воды в то время, когда все они жили на земле. Когда читатели/зрители медленно переворачивают страницы этой прекрасно оформленной книги, они видят, как Вода и его большая семья всех морских существ, приглашенные в гости к Солнцу и Луне, переполняют дом Солнца. Солнце и Луна вынуждены бежать с земли на Небо, где и остаются по сей день.
* * * *
Это история о. . .
почему солнце и луна живут на небе.
Много лет назад солнце и вода были большими друзьями и вместе жили на земле.
Солнце очень часто посещало воду, но вода никогда не отвечала на его визиты.
Наконец солнце спросило воду, почему она никогда не приходит навестить его в своем доме.
Вода ответила, что дом солнца недостаточно велик, и что если он придет со всеми своими людьми, то изгонит солнце.
Затем вода сказала: «Если вы хотите, чтобы я посетил вас, вы должны построить очень большой комплекс; но я предупреждаю вас, что это должно быть огромное место, так как мои люди очень многочисленны. . .
. . . «и занимают много места».
Солнце пообещало построить очень большой комплекс, и вскоре после этого он вернулся домой к своей жене, луне, которая приветствовала его широкой улыбкой, когда он открыл дверь.
Солнце рассказало луне, что обещало воду, и на следующий день он начал строить огромный комплекс, чтобы развлечь своего друга.
Когда оно было завершено, он попросил воду прийти к нему на следующий день.
Когда пришла вода, он воззвал к солнцу и спросил его, будет ли безопасно для него войти, и солнце ответило: «Да, заходи, мой друг».
Затем вода начала течь в сопровождении рыб и всех водных животных.
Очень скоро воды стало по колено, поэтому он спросил солнце, безопасно ли еще, и солнце снова ответило: «Да», так что воды стало больше.
Когда вода была на уровне макушки головы человека, вода говорила солнцу:
— Хочешь, чтобы пришли еще мои люди?
Солнце и луна ответили: «Да», ничего не зная, и вода текла внутрь, пока солнцу и луне не пришлось взгромоздиться на вершину крыши.
Снова обратилась вода к солнцу, но, получив тот же ответ, и еще больше примчавшихся его людей, вода очень скоро захлестнула верх крыши,
и солнце и луна были вынуждены подняться в небо, где они и остались с тех пор.
* * * *
О художнике
Уиллоу Легге — британская художница, наиболее известная как скульптор-портретист. Она изучала скульптуру в Школе искусств Челси в начале 1950-х годов. С 1987 по 2000 год она работала в Музее мадам Тюссо в Лондоне, создавая портреты знаменитостей. Так как же этот скульптор-портретист пришел к созданию книги художника? Ее начинание в сфере книг художников возникло благодаря ее браку и сотрудничеству с коллегой-художником Роном Кингом, который основал Circle Press в 1919 году.67, художественное предприятие, специализирующееся на книгах по изобразительному искусству, которое существует и сегодня. В дополнение к «Африканская сказка » Легге выпустил еще три книги художников в Circle Press: «Блоха » (1977), «Комар и лев» (1980) и «Вкусные дети» (1995).
Библиография
Круговая пресса: www.circlepress.com
Кортни, Кэти.