Суета спешка на палубе: Суета на палубе, 5 букв

Советская Британия читать онлайн Андрей Максимушкин (Страница 14)

Тяжело, когда знаешь, что впереди ждет беда, а ничего сделать не можешь. Неприятное чувство, как будто твой корабль прет полным ходом на мель, но дать задний ход или переложить руль нельзя. Остается только стоять на мостике и считать про себя последние минуты. Делиться с сослуживцами своими опасениями Виктору не хотелось. Чего доброго засмеют. А еще хуже, если воспримут слова командира всерьез и обеспечат помполиту долгосрочный отдых в госпитале с тяжелыми телесными. Дело, мать их за ногу, подсудное.

Последние дни перед отплытием прошли скомканно. Все куда-то спешили, неожиданно возникали непонятные проблемы и вопросы, и, как всегда, все планы и графики отправились коту под хвост. Знакомая военным морякам предпоходная суета и неразбериха. Беготня, спешка, суетящееся начальство, сыплющиеся одно за другим распоряжения, нередко противоречащие друг другу. Одним словом — большой аврал.

Наконец все улеглось, успокоилось. Неожиданно в последний момент выяснилось, что всё мы успели, всё подготовлено, запасено, отремонтировано и снаряжено. А то, что не успели, оказалось неважным, несущественным, не стоящим выеденного яйца по большому счету. Привычное дело. Знающие моряки относились к таким авралам спокойно: дескать, всё знаем, всё понимаем, что от нас требуют, исполним, а если начальство дурное, так виду не подадим, отрапортуем, как положено, а сделаем все, как надо.

Во второй половине дня 20 августа наконец-то собравшиеся в Тронхейм-фьорде дивизионы подлодок отдали швартовы, и одна за другой отчалили в море. Капитан-лейтенант Котлов в момент отхода стоял на мостике своего «Красногвардейца». Радостное и одновременно грустное событие. Построение команды на палубе корабля. Равнение на флаг! Лица ребят светятся, глаза горят, все в чистой отутюженной форме, все гладко выбриты. Даже помполит глядит орлом, горделиво выпячивает подбородок. А что уж говорить о моряках?!

Короткие команды, доклады старпома и командиров боевых частей.

Все в порядке. А иначе и быть не может. Идем в боевой поход. Командир командует: «По местам!» Сам спускается в центральный пост вслед за людьми. Радостно фыркают дизеля. От выхлопных труб идет сизый дымок. Боцманская команда отдает концы, и подлодка медленно отваливает от борта «Умбы».

Д-3 «Красногвардеец» идет восьмым. Первыми военную базу покидают быстроходные «эски», следом идут комбинированные «Ленинцы». За ними два «Декабриста». Последними от причалов и плавбаз отваливают «Щуки». Колонны кораблей движутся неторопливо. Фарватер считается сложным, ни у кого нет желания опозориться перед лицом трех бригад и налететь на камни в двух шагах от пирса.

— Как прокладывать курс? — словно невзначай интересуется у Котлова штурман. Лейтенант Серебряков хитрит. Знает же, что о цели похода не ведают даже командир и помполит, а все равно на всякий случай интересуется. Наивно.

— В море. Выводи нас в открытое море, — добродушно усмехается Котлов, — а там посмотрим.

— Есть идти в открытый океан.  — Лицо Серебрякова расплывается в улыбке.

Командир недовольно косится на старпома, коротко подбадривает наблюдателей и отворачивается к зенитному полуавтомату. Двое артиллеристов держатся рядом с пушкой. Сам командир БЧ-2-3 прохаживается по палубе рядом с носовым орудием. Пусть мы в норвежских водах, но война есть война — бдительность не терять. Мало ли что?

Во фьорде чувствуется небольшое волнение. В глубь залива тянет легкий ветерок. Погода хороша, редкий спокойный день для поздней осени в Северной Атлантике. Правда, спокойствие и благолепие моря обманчивы. Курсирующие над Атлантикой, забирающиеся в высокие широты вплоть до Исландии и Гренландии, облетающие по большой дуге с запада осажденную крепость Британских островов тяжелые самолеты дальней разведки передали, что со стороны Гренландии и Лабрадора идет шторм.

С одной стороны, непогода заставит сбавить ход, а то и загонит на глубину, но зато крейсерским патрулям будет не до подводных лодок, да и не разглядишь среди пенных валов невысокую, скрывающуюся между волнами рубку подлодки, и авиации можно не опасаться. Если погода позволит, можно будет проскочить Северный Барьер в районе Фарерских островов днем, в надводном положении и крейсерским ходом.

Хотя у Котлова возникло нехорошее ощущение, что в этом походе им не придется прорываться в Атлантику. Он пока вообще не знал, куда они идут. Полученный перед отплытием в штабе бригады пакет полагалось вскрыть после форсирования фьорда, на удалении 50 миль от берегов Норвегии, погрузившись на глубину, в присутствии помполита и старпома, о чем все трое должны расписаться на конверте.

Предосторожности, непривычные даже для советского флота. От этого капитан-лейтенанту Котлову было не по себе. Вида он при людях не показывал, даже наедине со старпомом отшучивался, что, дескать, шпиономания-с. В душе же командир побаивался предстоящего похода.

Все сходилось один к одному, Котлов даже сам с собой поспорил, что им выделили позицию у Оркнейских или Шетландских островов с приказом атаковать только тяжелые боевые корабли английского флота. Кузнецов и Редер, похоже, решили дать надменным лайми эскадренный бой. Пусть бой будет на наших условиях, по планам штабов, но Котлов опасался, что в итоге все произойдет, как всегда, через известное место.

Противник силен, он сильнее соединенных немецкого и советского флотов. Говорить об этом не рекомендуется — распространение панических слухов, так это называется. В условиях военного времени пахнет трибуналом. Сам же для себя Котлов как разумный человек готовился к худшему варианту. Самому худшему, по его разумению. Командир «Красногвардейца» еще не знал, что все его опасения, все его наивные расчеты окажутся сущим пустяком по сравнению с тем, что на самом деле им уготовило союзное командование.

7

— Новости есть? — деловито поинтересовался командир, просовывая голову в люк, ведущий в центральный пост.

— Чисто, товарищ капитан-лейтенант, — отрапортовал штурман, не отрывая головы от окуляров перископа.

— Есть радиограммы с базы, — высунулся из своей конуры радист.

— Добро. — Котлов прошел через отсек, на ходу ловко обогнул старшину отделения рулевых и лейтенанта Серебрякова, умудрился разминуться с ввалившимся на центральный пост заспанным помполитом и втиснулся в радиорубку.

В помещении корабельных Маркони и без того было тесновато. Все пространство занимала радиоаппаратура. Немного места оставалось для шкафов с журналами и кодовыми таблицами. Сам командир отделения радистов Антон Черемизов скорчился за крохотным столиком, заваленным журналами и таблицами. Как там еще поместился Котлов, уму непостижимо!

Первым делом радист протянул командиру сводку погоды, затем последовали два запроса о местоположении подводной лодки. Черемизов и дежуривший до него радист Седлецкий сразу же после получения отбили квитанции. Заурядная процедура, благодаря которой командование знает, что на корабле получили сообщение и все живы-здоровы, подлодка боеспособна.

Последним, на самое сладкое, Черемизов приберег приказ по бригаде, требующий сменить позицию сегодня ночью. Судя по завитушке подписи на бланке, старпом уже успел ознакомиться с этим приказом. Это как раз было его дежурство. Будить командира ради сомнительной радости прочесть несколько коротких строчек старший лейтенант Соколов не стал.

И правильно сделал.

Перечитав радиограмму дважды, Котлов негромко выругался и, выскочив из радиорубки, поспешил к штурманскому столику. Да, все точно, указанный в приказе квадрат позиции находится северо-западнее Оркнейских островов, как раз у выхода из Скапа-Флоу.

Кроме того, в приказе рекомендовалось быть осмотрительным — в квадрате должны быть наши подводные лодки. Сколько и кто именно, не уточнялось. Конспираторы фиговы!

— Прикинь курс, Серебряков, — ворчливо бросил командир.

— Четырнадцать часов хода в надводном положении.

— А если экономическим?

— Я рассчитывал на девять с половиной узлов. Это здесь, у берега, волнение слабое, стоит выйти из-под защиты острова — придется побултыхаться.

— На нет и суда нет, — пробурчал Котлов.

Подводная лодка провела на позиции двое суток. Над Атлантикой бушевал шторм, и капитан-лейтенант специально держал свой корабль близ береговой линии острова Мейкленд. Здесь, в тени скалистой громады острова, волнение было терпимым.

Можно было крейсировать вдоль побережья в надводном или полупогруженном положении, не превращая стальные отсеки корабля в грохочущий, вибрирующий и вырывающийся из-под ног ад. Вражеских самолетов Котлов не боялся. В такую погоду только сумасшедший рискнет подняться в небо, и только очень везучий человек сможет это сделать.

Кроме того, восточное побережье Шетландских островов считалось прекрасным охотничьим местом. Возвращающиеся с патрулирования в высоких широтах корабли, по разумению командира «Красногвардейца», должны были стремиться проложить свой курс вдоль восточной линии береговой черты, дабы дать своим командам небольшой отдых от шторма. Раз уж распечатанный после выхода в море приказ предписывал не отвлекаться на безоружные транспорты и атаковать только боевые корабли и вспомогательные крейсера, то грех было не воспользоваться удачной нарезкой позиции.

Неделя на Волге, или несколько слов о том, почему хоть раз в жизни стоит отправиться в речной круиз

В 14:30 с Северного речного вокзала теплоход «Санкт-Петербург» под «Прощание славянки» отправляется в круиз по маршруту Москва — Череповец — Горицы — Москва. Забегая вперед, скажу, что за неделю мы прошли 1428 километров, преодолели 18 шлюзов, посетили четыре области и 7 населенных пунктов.

Речной отель, где «все включено»

На время круиза теплоход становится и транспортом, и домом. Фото: АНО Национальные приоритеты

Посадка на теплоход началась за два часа до отплытия. На стойке администратора каждому гостю выдали ключ от каюты, программу мероприятий первого дня и внушительный список экскурсий, из которых нужно было выбрать подходящие. Моя каюта расположилась в носовой части главной палубы. Зайдя внутрь, поняла, что прожить неделю в таких условиях не составит труда — она напоминала номер хорошего сетевого отеля. Единственное отличие — это спасательные жилеты и встроенный радиоприемник. Последний не раз помогал сориентироваться — каждый день с момента подъема до 23:00 по судовому радио транслировались важные объявления и рассказы об исторических пунктах на маршруте.

В первый день проводится учебная шлюпочная тревога, пассажиров учат правильно надевать спасательные жилеты. Фото: Евгения Акулова

В нашем случае теплоход оказался не столько гостиницей на воде, сколько туром с системой «все включено»: помимо питания, он предполагает развлекательные мероприятия и экскурсии. От участников поездки требуется лишь успевать выбирать, что попробовать, посетить и посмотреть.

Питание на теплоходе организовано по заказной системе, то есть каждый день официант приносит меню с вариантами блюд на завтрак, обед и ужин, а отдыхающие проставляют галочки напротив понравившихся. В первое время у меня разбегались глаза: припущенное филе гольца с соусом из белого вина, кундюмы с лесными грибами, пельмени с волжской щукой, сабайон с ананасом. Выбор блюд превратился в увлекательное гастрономическое путешествие.

В одном круизе можно попробовать традиционные блюда Поволжья, Карелии, Дальнего Востока и других регионов России. Фото: АНО Национальные приоритеты

Все блюда готовятся на камбузе вплоть до выпечки хлеба, а для полного погружения в атмосферу путешествия меню адаптируют под кулинарные традиции мест, где теплоход делает остановки. «Душа региона кроется в его кухне», — улыбается шеф-повар теплохода Альбина.

Кстати, возле каждого блюда прописана калорийность, а для некоторых есть вариант выбора порции поменьше. Мне показалось, что большинство пассажиров, и я в том числе, решили на неделю забыть о калориях и просто наслаждаться отдыхом.

Ретрит в движении

Шлюз №6 Канала имени Москвы, расположенный возле поселка Икша Московской области. Фото: iStock

Парадокс речных круизов состоит в том, что ты отдыхаешь и находишься в непрерывном движении — теплоход идет, а с ним меняется и картинка. В отличие от моря, берег реки отчетливо бросается в глаза, один вид сменяет другой — шлюзы канала имени Москвы, стоящая посреди воды колокольня Калязина, купола голубые купола церкви Дмитрия на крови в Угличе.

Экскурсии и насыщенная развлекательная программа не оставляют времени для скуки. Проснулась, сходила на зарядку, позавтракала, посетила урок живописи, научилась нескольким «па» на уроках танцев, послушала фортепианный концерт или скрипку, следом обед, и вот мы уже пришвартовались к одному из городов, где нас поджидает экскурсия. И это лишь первая половина дня. Стоянки стремительно сменяют друг друга: вчера Углич, сегодня Рыбинск и Тутаев, а впереди еще Череповец, Сизьма, Вологда, Коприно, Мышкин… Под вечер воспоминания пляшут в голове словно узоры в калейдоскопе.

В один из вечеров, наблюдая закат на Волге, разговорилась с туристкой Ириной из Рязани. Она призналась, что набрала с собой книг — как и я, впервые в круизе, думала, будет скучно. «Так ни одну и не открыла, — посмеялась она. — За день столько впечатлений, пока даже в голове не укладываются».

На мастер-классе по рисованию нас учили рисовать веточку сирени. Оценка преподавателя: не идеально, но «потенциал есть». Фото: Евгения Акулова

Впрочем, успевать на все мероприятия и постоянно куда-то спешить совершенно необязательно. Бегая с палубы на палубу и посещая все активности, я провела три дня в бешеном ритме, а потом решила остановиться и наслаждаться моментом. После шумного, вечно спешащего мегаполиса посидеть за столиком на палубе с чашкой кофе и книжкой или просто наблюдать за Волгой — такое сегодня сложно переоценить.

Закат на Волге при тихой погоде завораживает. Фото: АНО Национальные приоритеты

Турист, который возвращается

Палуба — главное место для знакомства с другими пассажирами, особенно для соло-путешественников вроде меня. «Первый раз увидели теплоход, когда были с автобусной экскурсией в Мышкине. Очень захотелось попробовать, но было страшно — вдруг не понравится, укачивать будет. Решили взять самый бюджетный вариант, чтобы не обидно было сойти на первой же стоянке, — делятся откровениями муж с женой, для которых это уже пятая вылазка в речной круиз. — В итоге втянулись, это же как наркотик: новые места, комфорт, тебя везде довозят и не надо ни о чем беспокоиться — хорошо же. Да что мы, вот с нами женщина за обедом сидела, так она как с 2020-го года начала, так и ходит в круизы — уже, кажется, седьмой раз».

Палуба — место знакомств пассажиров. Фото: Евгения Акулова

Около 98% участников нашего круиза уже бывали на теплоходе и не раз. По статистике, речной туризм является одним из лидеров сферы по возвращаемости туристов — каждый третий путешественник снова ступает на борт теплохода. Приезжают со всей страны — Москвы, Санкт-Петербурга, Рязани, Перми, Нижнего Новгорода. В нашем круизе была даже семья с тремя детьми из Петропавловска-Камчатского. Большинство поклонников такого отдыха — люди в возрасте от 50 лет и семьи с детьми. Первых привлекает безопасность путешествия, возможность посетить за одну поездку множество мест, высокий уровень сервиса. Вторых — качественный семейный отдых и наличие программ для детей.

Самыми активными поклонниками речных круизов являются граждане от 50 лет и старше. Фото: АНО Национальные приоритеты

«Меня в принципе устраивает любой отдых, лишь бы всей семьей. Но тут дети пристроены, жене не надо готовить — она может просто наслаждаться отдыхом. Она у меня вообще с детства любит круизы», — делится Игорь из Казани. «Бабушка их очень любила, часто рассказывала, показывала фотографии, иногда с собой брала — такая советская романтика», — вспоминает его супруга.

В круизе заняты все: для взрослых- танцы, рисование и музыкальные программы, для детей подготовлены игры и мастер-классы. Фото: Евгения Акулова

И все же процент путешественников в этой сфере пока составляет лишь около 5%. Многие до сих пор ошибочно полагают, что круизы — это либо плохой сервис, либо не всем по карману. Дело в том, что после распада СССР имидж водных туров существенно пострадал — многие теплоходы стали напоминать старые пансионаты с плохим сервисом и потрепанным интерьером. В конце 90-х круизами по России заинтересовались иностранные туристы, и суда стали реконструировать под них. Российские туристы, конечно, продолжали интересоваться водным отдыхом, но вплоть до пандемии именно иностранцы составляли 40-70% пассажиров. Ковид многое изменил и здесь — приток иностранных туристов прекратился, зато россияне начали открывать для себя новые направления для отдыха. Многие с удивлением обнаружили, что доступно и качественно отдохнуть можно и внутри страны, чему немало способствовал запуск нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Особенно ощутимо подстегнула круизное направление вошедшая в нацпроект программа туристического кешбэка — спрос на речной отдых вырос на 30% по сравнению с допандемийным уровнем, средний турист омолодился, в сферу пришла «свежая кровь». По оценке Ростуризма, в этой навигации на теплоходах отдохнут 700 тысяч человек.

Кстати

Безопасно ли в круизе?

Почти все теплоходы, курсирующие сегодня по нашим рекам, были произведены еще в советские годы в странах соцлагеря — ГДР, Чехословакии, Венгрии. Хотя средний возраст флота составляет 47 лет, его постоянно модернизируют. Например, «Санкт-Петербург» был построен в Восточной Германии еще в 1974 году. Но после проведенной в 2019 году реновации назвать его «дедушкой» можно разве что по паспорту.

Максим Акишев: Капитан должен быть целеустремленным и уметь вести экипаж за собой. Фото: АНО Национальные приоритеты

Что касается безопасности, то река — не море и не океан, поэтому девятый вал речному теплоходу точно не грозит. К тому же ни одно судно, предназначенное для путешествий по рекам, не выйдет в плавание в потенциально опасную погоду — диспетчер просто не даст разрешение. Конечно, в водохранилищах или озерах может покачивать, но, если волна выше проходимости, теплоход будет ждать улучшения погодных условий. В этом отношении речные круизы — один из самых безопасных и предсказуемых видов путешествия.

Центральный пульт управления. Фото: АНО Национальные приоритеты

«Волнительные моменты, безусловно, случаются — прохождение непростых участков пути, гидротехнических сооружений (шлюзов), — рассказывает капитан нашего теплохода Максим Акишев. — Но, если ты не волнуешься, значит ты недостаточно умен. Всегда нужно грамотно оценивать опасность и предотвращать ее».

Открыть Россию

На маршруте мы посещали разные места: об истории одних я и не догадывалась, хотя проезжала не раз, о существовании других подозревала. Почему Волгу называют рекой пяти морей, бывают ли над ней белые ночи, чем отличается говор жителей Сизьмы и как вышло, что деревня Коприно исчезла с карт?

«Именно так, путешествуя по воде, я впервые по-настоящему увидела нашу страну. У нас такие места красивые. Раньше все по заграницам моталась — была уверена, что море там чище, да сервис лучше», — смеется Ирина. «Дети до сих пор удивляются, как плотно я «подсела» на речные круизы. А я просто советую им попробовать. Вот и подругу свою втянула в это дело», — подключается ее подруга Наталья.

Порой Волга кажется бескрайней словно море. Фото: АНО Национальные приоритеты

«Я таким же был, а в пандемию начал по стране ездить. Теперь жалею, что лет десять назад не начал — столько времени упущено. Это моя третья навигация, будет и четвертая, и, даст Бог, пятая — вступил в наш разговор стоявший неподалеку мужчина. — А вы, девушка, уже сколько раз бывали в круизе?»

«Да вот, впервые», — скромно ответила я.

«Надо же, — удивился собеседник. — Еще вернетесь. Река позовет, и обязательно вернетесь».

Фото: АНО Национальные приоритеты

Памятка начинающим круизёрам

1.Бронируйте круиз заранее. Каюты, особенно одноместные, быстро раскупают. К тому же при раннем бронировании предоставляются неплохие скидки, что приятно.

2.Выбирая каюту, учтите, что каюты на верхних палубах дороже и обзор с них лучше, но мимо по палубе постоянно будут прогуливаться другие пассажиры. С окон главной палубы не такой шикарный обзор, зато можно открыть окно, не боясь, что кто-то вас потревожит.

3.Заранее изучите экскурсионную программу круиза, это избавит вас от суеты. Список внушительный, а времени для выбора не так много.

4.Подготовьте одежду под разные погодные условия. Сегодня в Москве +22 и ветер с дождем, а через день в Рыбинске уже +33. Чтобы отдых не превратился в испытание, позаботьтесь о правильном гардеробе и не забудьте солнцезащитный крем, тем более тащить вещи на себе все равно не придется.

5.Прихватите вечерний наряд — это не требование, скорее рекомендация. На теплоходе проводятся праздничные мероприятия, например, капитанский ужин. Приятнее сфотографироваться с капитаном в платье, а не в джинсах.

6.Возьмите деньги. «Зачем? Ведь все включено», — наверное, подумали вы. На самом деле, они вам могут и не понадобиться, но вдруг захотите взять дополнительную экскурсию, сеанс массажа или купить сувенир в городе на маршруте. Сама возможность сделать это уже греет душу.

В сезон речной навигации движение на Волге довольно интенсивное — теплоходы идут один за другим. Фото: АНО Национальные приоритеты

Что нельзя делать в круизе

1. Опаздывать. На борт нужно заходить не позднее, чем за 15 минут до отправления.

2. Шуметь после 23:00 в жилой зоне.

3. Выходить на стоянке, не сдав ключ от каюты. Вместо ключа вам на время выдадут аудиоустройство для экскурсий и пропуск на теплоход.

4. Курить в неположенном месте. На теплоходе есть строго отведенное для курения место, часто это кормовая часть средней палубы. В противном случае, придется заплатить штраф.

5. Использовать электронагревательные приборы, кроме тех, что есть в каюте.

Фото: АНО Национальные приоритеты

Прямая речь

Три отзыва пассажиров теплохода

«Я попробовала круиз один раз и не смогла от этого отказаться, — признается отель-менеджер «Санкт-Петербурга» Любовь Докучаева. — Иногда думаешь, где же реальная жизнь — на берегу или на теплоходе, и понимаешь, что все же здесь. Говорят, каждый день нужно проживать как последний, а в круизе каждый день предельно насыщен событиями. Сегодня — белые ночи в Карелии, а завтра — бескрайний Дон. На берегу такое не получишь».

«Именно так, путешествуя по воде, я впервые по-настоящему увидела нашу страну. У нас такие места красивые. Раньше все по заграницам моталась», — смеется пассажир теплохода Ирина.

«Дети до сих пор удивляются, как плотно я «подсела» на речные круизы. А я просто советую им попробовать», — говорит ее подруга Наталья.

Шум и суета вокруг елки

Артикул: 114340

149. 00 €

вкл. НДС плюс стоимость доставки

Добавить в список желаний
  • Описание

Праздничное зрелище для эффектного украшения

  • с подсветкой, музыкой и движением
  • Маленький поезд бежит по рельсам вокруг дерева
  • Воспроизведение 8 различных рождественских мелодий: Jingle Bells ; Счастливого Рождества ; Тихая ночь ; Палуба залов; Радость для мира ; Первый Ноэль; Харк! Ангелы-вестники поют; О Рождественская елка
  • включая адаптер 5В, 800мА и 3 батарейки ААА
  • высота: 12,60 дюйма (32 см)
  • Материал: синтетическая смола

Кете Вольфарт Информационный бюллетень

С информационным бюллетенем Käthe Wohlfahrt вы всегда будете в курсе сезонных тенденций, предложений и новинок.

Войти