Ведьмы и колдуны Лондона: от Средневековья до наших дней
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
В последний день октября в Британии и во многих других странах отмечается Хеллоуин — шутовское веселье, уходящее корнями в церковное празднование Дня Всех святых. Издавна это время года связано с магией, колдовством, привидениями и ведьмами.
Мы решили вспомнить наиболее известных ведьм Лондона, причем вполне реальных.
Автор фото, Wikipedia
Повешенная ведьма, вдохновившая на пьесу
Туристы, затоваривающиеся на щедрых распродажах знаменитой Оксфорд-стрит, возможно, не догадываются, что еще сравнительно недавно в начале этой улицы, у самой кромки Гайд-парка, находилась трехногая виселица.
Простояла она там больше шестисот лет, а называлась по имени местной деревни — Тайберн. Там, на глазах у достопочтенной публики, повесили немало воров, грабителей с большой дороги и, конечно же, ведьм.
- Опрос: треть россиян верит в колдовство
- Почему люди верят в сверхъестественное?
- Черный петух и волчий зуб: зачем таджики ходят к колдунам
- «Изнасилована покемоном» и другие кошмары сонного паралича
19 апреля 1621 года там казнили Элизабет Сойер или, как ее прозвали, Ведьму из Эдмонтона, про которую злые языки рассказывали, что сам Сатана в образе черного пса по кличке Том поставил ее себе на службу.
Вероятно, зрелища самого повешения оказалось лондонцам недостаточно, потому что в том же году группа авторов, вдохновившись историей Элизабет, написала пьесу, которая тогда же и была поставлена.
Более того — она так и осталась с елизаветинских времен в репертуаре британских театров. Последний раз в 2014 году ее ставила Королевская Шекспировская компания с бесподобной Эйлин Аткинс в главной роли.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Так, очевидно, в старые времена простых крестьянок вербовали в ведьмы
Ведьма, которая отказалась пойти на оговор
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
Джоан Петерсон, или «ведьма из Уоппинга», жила себе преспокойно, лечила травками, помогала женщинам бороться с мигренью, пока в один ненастный день не оказалась в центре интриги, связанной с наследственными деньгами.
А началось все со смерти в 1652 году 80-летней леди Пауэлл, которая все свои деньги завещала одной своей родственнице — Энн Ливингстон, — обойдя вниманием всех остальных. Эти «остальные» обвинили Энн Ливингстон в колдовстве, но поскольку реальных свидетельств тому не было никаких, они решили подбить на показания Джоан Петерсон — тетя, как-никак, разбиралась в растениях и занималась целительством — значит, тут дело нечисто.
И пошли про нее басни: как она превратилась в черную кошку, как она напугала до смерти пекаря, как она «проговорилась» о своих злодеяниях рыжей белке — а все с тем, чтобы она оговорила Энн Ливингстон в ведьмовстве.
Доподлинно неизвестно, разговаривала ли Джоан с белками (что само по себе еще не образовывало состава преступления), но что можно сказать наверняка, так это то, что она оказалась крепким орешком, отказавшись сотрудничать со следствием, чт ов итоге и привело ее к печальному концу на Тайберне.
Автор фото, Getty Images
Ведьма в красной шапочке
Дело было во второй половине XVII века. Родившаяся в лондонском Кентиш-тауне в семье каменщика Джинни Бингэм к 16 годам уже родила ребенка от местного жулика, который был вскоре был отправлен «на Запад» то есть на печально известное Тайбернское дерево.
Тогда Джинни вышла замуж повторно, но вскоре муж номер 2 бесследно исчез, а Джинни сочеталась браком в третий раз — с неким мистером Питчером, который через какое-то время сгорел в домашней печке. Джинни обвинили было в убийстве, однако выяснилось, что муж номер 3 имел обыкновение залезать в печь и прятаться там от бесконечных попреков докучливой супруги.
Либо печьу Джинни была огромной, либо Питчер обладал скромными габаритами, но историю сочли правдоподобной, Джинни оправдали, и она снова вышла замуж за мужа номер 4, который не замедлил вскоре отправиться к праотцам, обеспечив безутешную вдову состоянием до конца дней.
- Как в средневековой Трансильвании поступали с теми, кто решил развестись
- Храм сорока тысяч мертвецов
- Деревня, которая пожертвовала собой и остановила чуму
На Джинни вновь пали подозрения, стали поговаривать о ее колдовских наклонностях, но она в очередной раз отболталась. Больше она счастья с мужчинами не искала, но любила посидеть-посквернословить на крыльце своего дома в красной шапочке и черной шали на плечах с преданным котом, свернувшимся у ее ног.
Соседи прозвали ее «Мамаша Красная шапочка»; кто-то бросал ей в лицо оскорбления, а кто-то приходил за снадобьями от разных хворей. Джинни и ее кот умерли в один день в результате отравления, а было ли оно результатом ее собственной оплошности или же подсыпано «доброжелателем» — об этом история умалчивает.
Ныне на месте ее коттеджа стоит известный в районе хиппового Кэмдена паб и рок-площадка World’s End («Конец света»), хранящая историю «Мамаши Красная шапочка».
Автор фото, Wikimedia
Подпись к фото,Калперер был просвещенным человеком не только для своего, но и для любого другого времени
Колдун из Гатвика
XVII век был щедр на обвинения в колдовстве и черной магии. Выдвигались они в основном против женщин, хотя изредка не везло в этом отношении и мужчинам. Одним из них был английский ботаник, врачеватель, астролог Николас Калперер, державший аптеку в районе Шордича.
Он был просвещенным человеком, причем не только для своего, но и для любого другого времени, считавшим, что снадобья и лекарственные средства это народное достояние, а не коммерческий секрет, и что врачи и фармацевты просто хотят удержать власть в своих руках, используя непонятную латынь и запрашивая огромные гонорары за лечение.
В 1643 году, уже после начала английской гражданской войны, усилиями некой Сары Линдж он был обвинен в дьявольщине, поскольку одно из прописанных им снадобий якобы привело к тому, что она стала чахнуть.
Он был отстранен от врачевания и в расстроенных чувствах отправился в том же году на войну, где начал проводить операции на раненых.
С войны он вернулся и умер уже у себя дома, в Лондоне, от туберкулеза в возрасте 37 лет, а написанная им в 1653 году книга «The Complete Herbal» («Травник») до сих пор переиздается.
Более того, прилетая или улетая из Лондона, вы можете закусить и выпить в аэропорту Гатвик в ресторане его имени — The Nicholas Culperer Pub and Dining, поскольку талантливый врачеватель родился в двух милях от места, где теперь располагается этот лондонский аэропорт.
Автор фото, PA
Подпись к фото,Средневековый колдовской знак, обнаруженный на одной из построек в графстве Уилтшир
Виккан, отогнавший нацистов от Британии
Еще один мужчина, попавший в наш список, — это Джеральд Гарднер, любитель антропологии и археологии, которому в первой половине XX века пришло в голову возродить древние народные колдовские традиции — ричем не только свои, английские, но и других народов.
Ему довелось немало путешествовать — и так родилось неоязыческое учение о магии Викка (образованного, возможно, от староанглийского слова witch — ведьма).
В 1950-е годы он был директором и главным колдуном Музея магии и колдовства на острове Мэн, позднее отпочковавшегося в другой музей в графстве Корнуолл.
В чем, собственно, заключалась практическая магия Гарднера, не очень ясно, однако один свой ритуал «отец викканства» описал довольно подробно.
В 1940-м году в районе Нового Леса (The New Forest) Гарднер провел «Операцию Конус силы» с целью отвадить гитлеровские силы от вторжения в Британию.
Под «конусом» понимался пучок магической энергии, который, согласно Гарднеру, был поднят с земли и послан в Берлин с наговором: «Вы не сможете переплыть море, вы не сможете переплыть море, вы не придете, вы не придете». Немцы в итоге не переплыли и не пришли.
Автор фото, Wikimedia
Подпись к фото,Данкан во время одного из своих ранних сеансов с имитацией эктоплазмы. Некоторые мистики полагали, что из этой субстанции состоят призраки.
Последняя осужденная ведьма
В 1736 году в Британском королевстве был принят Закон о колдовстве (Witchcraft Act), запрещавший объявлять о наличии у себя каких-либо магических способностей или практиковать их. Последней женщиной, осужденной по этому закону в суде Олд-Бейли в 1944 году, стала медиум из Шотландии Хелен Данкан.
Известно, что в 1941 году она провела в церкви в Портсмуте (стратегически важном в те годы портовом городе) спиритический сеанс, во время которого дух погибшего моряка якобы поведал ей о гибели британского линкора «Барнхем». Он действительно был потоплен в том же году немецкой подлодкой, однако этот факт не был известен широкой публике.
Деятельностью Данкан заинтересовалось военно-морское ведомство. Прорицательница была арестована во время еще одного сеанса в 1944 году и обвинена в госизмене; ее приговорили к 9 месяцам тюрьмы.
Учитывая, что в тот момент шла Вторая мировая, правительство это дело попыталось замять, но, говорят, что Уинстон Черчилль назвал его допотопным фиглярством.
Автор фото, The Museum of Witchcraft and Magic
Подпись к фото,На выставке в Музее чудес, изящных искусств и естественной истории Виктора Уинда обещаны колдовские экспонаты
Колдовской Кройдон наших дней
Викканство, запущенное в массы Гарднером и позднее подхваченное хиппи в 1960-е, проникло и в XXI век.
Согласно данным переписи населения, проведенной в 2011 году Национальным статистическим управлением Великобритании, изрядное число жителей лондонского района Кройдон указали в графе «религиозная принадлежность» викканство.
Но почему именно в Кройдоне?
Как и всё, связанное с колдовством, точного ответа этот вопрос не имеет, но одна из версий гласит, что на это могло повлиять ежегодное проведение там крупнейшего в мире международного фестиваля магии и колдовства Witchfest.
Он, правда, не так давно переехал в Брайтон, но Лондон трудно лишить его магии: с некоторых пор в районе Хакни открылся Музей чудес, изящных искусств и естественной истории Виктора Уинда, и именно туда 3 ноября приедет специальная выставка из корнуольского Музея магии и колдовства.
Обещано много интересных предметов, включая колдовское зеркало.
В материале использована информация лондонского издания журнала TimeOut
9 мифов об охоте на ведьм, в которые вы верите из-за фильмов и сериалов
19 февраля 2022 Образование
Пора узнать, как чувствовали себя колдуньи в Средневековье и правда ли, что всех красивых женщин в Европе сожгли на костре.
Краткую версию статьи можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.
Миф 1. Охота на ведьм шла в средневековой Европе
Сожжение ведьмы в Деренбурге, графство Рейнштейн. Иллюстрация 1555 г. Изображение: Wikimedia CommonsКогда мы слышим слова «ведьмы» и «охота», то представляем себе грязную необразованную средневековую Европу. Эти времена, казалось бы, лучше всего подходили для того, чтобы сжигать девиц, мало-мальски смахивающих на колдуний. Но на самом деле гонения начались позже.
До XIV века к ведьмовству относились довольно равнодушно. Оно считалось светским преступлением, пишет историк из университета Бристоля Анита Обермейер.
Вплоть до XV века церковь даже не хотела признавать существование ведьм и не судила людей за магию. А папа Александр IV в 1258 году официально запретил судить их церковным судом. Он заявил, что слугам Господа следует уничтожать еретиков, а со всякими там колдуньями и гадалками пусть местные власти разбираются.
Логично, ведь еретики — это реальная угроза, грозящая расколом в пастве. А какие-то травницы с заговорами на мужское бессилие и воровством молока — такая мелочь, что просто неудобно тратить время почтенных святых отцов.
Мнение правительства и общественности насчёт ведьм и колдунов не было постоянным и изменялось в зависимости от времени и места происшествия. Так, в средневековой Англии к ним могли обратиться за мелкими услугами — например, найти потерянный предмет, помочь при родах или содействовать в любовных делах.
Эдвард Бретвалл. «Визит к ведьме» (1882 г.). Изображение: Public DomainМногие священники и богословы вообще утверждали в проповедях, что ведьм не бывает. И что сама вера в колдовство — опасное суеверие, которое недопустимо для порядочных христиан.
Охота на ведьм началась уже после Ренессанса и открытия Нового Света. Большинство казней колдунов и колдуний произошло уже в Новое время, с XVI века, и они продолжались до XVIII века, пишет британский историк Хью Тревор-Ропер.
А миф об охоте на чародеек в Средневековье появился из-за документов якобы тех времён, описывающих массовые процессы по делам о колдовстве в Тулузе (Франция) с 1335 по 1350 год. На них опирался историк Джозеф Хансен, написавший в 1901 году масштабный труд об охоте на ведьм.
Но в 1975 году учёный из Сассекского университета Норман Кон опроверг исследование Хансена. Он обнаружил, что источники, на которые тот ссылался, оказались более поздней подделкой. Скорее всего, именно с подачи Джозефа Хансена стало традицией ошибочно связывать средневековую Европу и борьбу с колдовством.
Миф 2. Во время охоты на ведьм погибли девять миллионов человек
Иоганн Генрих Фюссли. «Три ведьмы» (1783). Изображение: Wikimedia CommonsЕщё одно заблуждение об охоте на ведьм связано с количеством пострадавших. В интернете можно встретить разные цифры: якобы по подозрению в колдовстве сожгли заживо 9, а то и 10 миллионов женщин. Но эти данные не соответствуют действительности.
Конечно, религиозная истерия в XVI–XVII веках и уничтожение невинных людей — это ужасно, но ни о каких миллионах жертв речи быть не может. Историк Уильям Монтер утверждает, что убито было около 35 тысяч человек, а Малькольм Гаскилл, Ричард Голден и Майкл Вулф говорят о 40–50 тысячах.
Охоту на ведьм принято считать апофеозом дикости и варварства, но войны, эпидемии, религиозные гонения и борьба с еретиками Ренессанса и Нового Времени унесли куда больше жизней.
Миф о девяти миллионах сожжённых ведьм появился из-за брошюры 1791 года, принадлежащей немецкому учёному Готфриду Кристиану Фойгту. Описывая зверства католической церкви, он немножко увлёкся.
Миф 3. В колдовстве обвинялись только женщины
Колдуны, призывающие дьявола. Двое мужчин в окружении дьявола. Гравюра 1720 г. Изображение: Public DomainСлово «ведьма» — женского рода, и в массовой культуре принято считать, что в прошлом на костёр за чародейство отправляли исключительно дам.
Это объясняется тем, что борьбу с колдуньями-де возглавляла церковь. А католические священники были вынуждены соблюдать обет безбрачия и поэтому повально проявляли мизогинические настроения. Однако тут есть нюансы, и в XVI–XVII веках колдуны мужского пола тоже были в немилости у населения.
Как подсчитал историк Джеффри Рассел, мужчины составляли четверть всех обвинённых в колдовстве.
В таких странах, как Эстония, Норвегия и Исландия, больше преследовали именно их, потому что считалось, что из них получаются более сильные и опасные колдуны. В Исландии 92% обвиняемых были мужчинами, в Эстонии — 60%. А в Нормандии, к примеру, архетип колдуна-пастуха, насылающего беды на своих конкурентов, куда популярнее, чем образ старухи-ведьмы.
Миф 4. Законный способ вычислить ведьму — утопить её
Чарльз Рейнхарт. Испытание ведьмы на «Гусином стуле», около 1867–1879 гг. Изображение: Public DomainМногие интересующиеся историей люди слышали о таком варварском обычае охотников на ведьм, как испытание водой. Берём подозреваемую и отправляем её в ледяную реку.
Если колдунья действительно в сговоре с дьяволом, то вода, как один из священных элементов, вытолкнет её на поверхность, отказавшись принимать проклятую душу. А если жертва утонула — значит, невиновна. Прощаем и хороним как добрую христианку.
Жуткие рассказы об испытании водой можно найти во многих произведениях о колдовстве, но распространённость такого метода несколько преувеличена.
Во-первых, в большинстве мест в Европе испытание водой было попросту незаконным. Во-вторых, даже там, где утопление подозреваемых в качестве «божьего суда» дозволялось, судьи этого действия не санкционировали. Видимо, понимали, что тест, который в любом случае убивает подсудимого, выглядит немного глупо.
В-третьих, даже если утопление и разрешали, испытуемого, который демонстрировал низкую плавучесть, живо вытаскивали за предусмотрительно привязанные к поясу верёвки и признавали невиновным.
Жертва погибала во время испытания водой лишь тогда, когда посторонние люди решали вершить «правосудие» над ней своими руками. Например, в 1751 году в Хертфорде (Англия) некий Томас Колли утопил 71-летнюю Рут Осборн, пытаясь перед толпой доказать её виновность в чародействе. Когда об этом узнали власти, суд присяжных приговорил Колли к повешенью за убийство.
Миф 5. Ведьм всегда сжигали на кострах
Повешение ведьм. Иллюстрация из книги Ральфа Гардинера (1655 г.). Изображение: Wikimedia CommonsТрадиционно считается, что самая подходящая казнь для ведьмы — это сожжение заживо. Однако на самом деле оно было далеко не обязательно.
Самой распространённой казнью колдунов и ведьм стало повешенье. С теми же салемскими ведьмами в Америке в XVII веке расправлялись именно так. В Европе к этому добавлялось обезглавливание (для особо почётных господ), утопление и изредка колесование.
Именно сожжение заживо же практиковалось реже всего перечисленного. Как и в случае с испытанием водой, на костёр ведьм отправляли, только когда судить их бралась толпа, а не официальные органы. А в английском праве этот вид казни вообще был зарезервирован исключительно для еретиков и предателей государства, а не для чародеек.
Но вот тела казнённых за колдовство людей уже сжигали, опасаясь, как бы те не встали из могилы, чтобы отомстить палачам. Из этого обычая и возник стереотип.
Кроме того, ведьм и ведьмаков подвергали и другим наказаниям, таким как нанесение увечий, клеймение, порка, обмакивание в ледяную воду, запирание в колодках, заключение в тюрьму, штраф, изгнание или продажа в рабство.
Миф 6. Подозреваемых ведьм убивали за их красоту
Джон Уильям Уотерхаус, «Волшебный круг» (1886 г.). Изображение: Wikimedia CommonsВ интернете можно найти немало утверждений о том, что «в Европе в Средние века всех самых красивых женщин сожгли как ведьм». Говорящие так пытаются подтвердить мнение, что славянские женщины намного симпатичнее жительниц Запада.
Кто на свете всех милее — вопрос дискуссионный, но вот то, что охотники на ведьм специально жгли красавиц, — заблуждение.
Большинство женщин, судимых за колдовство, были вдовами или одиночками старше 50 лет.
Историк Оклендского университета Анна Гарланд объясняет это рядом причин.
Во-первых, неправильно считать, что охотники на ведьм хватали жертв по первому доносу. Обвиняли тех, против кого уже накопились определённые подозрения. И на живущую вдали ото всех старушку определённо смотрели бы более опасливо, чем на юную красотку.
Во-вторых, у таких пожилых людей чаще проявлялись признаки асоциального или эксцентричного поведения, потому что одинокая старость не способствует здоровью психики.
В-третьих, люди тогда считали, что старики более склонны к колдовству как к средству мести или вымещению обиды, потому что уже не способны прибегнуть к физической силе.
Давид Тенирс Младший. «Сцена с ведьмами» (около 1700 г.). Изображение: Wikimedia CommonsИсторики Джеффри Скарре и Джон Кэллоу утверждают, что типичный портрет ведьмы — немолодая жена или вдова сельскохозяйственного рабочего либо мелкого фермера-арендатора, известная среди местных сварливым характером и агрессивностью.
Конечно, это не значит, что всем красивым женщинам можно было расслабиться. Жертвами обвинений в колдовстве становились все: богатые и бедные, старики и дети, женщины и мужчины — кто попадётся под горячую руку.
Но говорить, что охотники на ведьм целенаправленно истребляли красавиц, неверно.
Миф 7. В России на ведьм не охотились
Василий Максимов. «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875 г.). Изображение: Wikimedia CommonsМногие считают, что чародеек преследовали только в средневековой Европе. Это не так. В западных странах гонения на ведьм начались только с Ренессансом. До этого на магию смотрели довольно равнодушно.
На Руси же за колдовство казнили не с таким энтузиазмом и масштабом, зато делали это издавна, потому что ведьм и ведьмаков считали вредителями, подрывающими экономику и сельское хозяйство.
К примеру, в 1024 году несколько человек в Суздале были убиты за то, что якобы наслали засуху. В Киеве в 1153 году, по свидетельству заехавшего туда арабского торговца Абу Хамид аль-Гарнати, группу пожилых женщин бросили в воду, и когда те всплыли, их сожгли за ведьмовство. В 1227 году четверо мужчин были казнены за колдовство в Новгороде — тоже засуху устроили. В 1411 году в Пскове сожгли разом 11 женщин по тому же обвинению.
На Руси, впрочем, на ведьм охотились меньше, чем на чернокнижников. Как подсчитал историк Джеффри Рассел, до 75% обвиняемых были мужчинами. Преследования их продолжались на территории Руси и Российской империи и в Новое время.
Пётр Первый, например, не только прорубил окно в Европу, но и законодательно утвердил казнь за колдовство в 1716 году.
Императрица Анна Иоанновна в 1731 году заявила, что колдуны — шарлатаны, но оставила для них смертную казнь в своём указе «О наказании за призывание волшебников и о казни таковых обманщиков». Ведьм и ведьмаков следовало сжигать, а их клиентов — пороть кнутом.
И только императрица Екатерина Великая отменила смертную казнь за колдовство в 1775 году, назвав это незначительным преступлением и суеверием.
Миф 8. Обвинённые в колдовстве были заведомо обречены
Томпкинс Харрисон Маттесон. «Допрос ведьмы» (1853 г.). Изображение: Wikimedia CommonsМногие считают, что если уж на человека донесли как на колдунью или ведьмака, то ему конец. Из жертвы выпытают признание, а затем, не отходя от кассы, отправят на казнь. Однако это не совсем так.
В Средние века, когда отношение к магии было более терпимым, чем в Новое время, схваченных колдунов и ведьм на костёр волочь не спешили. Хотя бывало так, что на них подавали в суд клиенты, требовавшие возмещения трат, когда — вот неожиданность — магия не работала.
Церковь же ограничивалась несколькими предупреждениями и накладывала епитимью. Ведьма извинялась, и о ней забывали.
И даже после Ренессанса, в разгар борьбы с колдовством, обвиняемых вполне могли оправдать. Например, как пишет историк Густав Хеннингсен, в 1609 году в Испании народ басков, охваченный религиозной истерией, устроил массовую охоту на ведьм.
Но за обвиняемых вступился тот, от кого этого меньше всего следовало ожидать, — инквизитор Алонсо де Саласара Фриаса. Он пересмотрел доказательства, представленные в местных светских судах, объявил, что никакого колдовства не было и быть не могло, и приказал освободить всех обвиняемых.
Франс Франкен Младший. «Шабаш ведьм» (1606 г.). Изображение: Wikimedia CommonsИсторик Бенг Анкарлоо из Оксфорда описывает, как в период с 1668 по 1676 год в Швеции разгорелись гонения на колдунов, получившие название «Великий шум». Сформированная Карлом XI в Стокгольме Королевская колдовская комиссия пересмотрела дела и приказала всем светским и церковным судам прекратить преследования и отказаться от любых обвинений.
Правда, его величество опоздал с созданием комиссии на восемь лет, и местные власти по всей стране успели за это время поубивать около трёх сотен мнимых чародеев и ведьм в религиозном угаре. Но в конце концов справедливость восторжествовала, и выживших подозреваемых простили. Лучше поздно, чем никогда, правда?
Миф 9. Все обвинённые в ведьмовстве поклонялись некоему «рогатому богу»
Ф. Гойя. «Шабаш ведьм» (1798 г.). Снимок росписи в «Доме Глухого» (1874). Изображение: Public DomainВ 1921 году антрополог и специалист по Древнему Египту Маргарет Мюррей написала книгу «Культ ведьм в Западной Европе». В ней она изложила довольно складно звучащую теорию о том, что все чародейки и колдуны, которых казнили во время преследований в XVI–XVII веках, на самом деле были членами некоего тайного языческого культа.
Мюррей предположила, что все ведьмы устраивали сексуальные игрища и странные обряды в честь дохристианского Диануса, или Януса, — бога с двумя лицами и рогами, имеющего римские корни. Это был своеобразный ритуал плодородия, которым члены так называемых ковенов пытались привлечь удачу в делах и богатство.
Эти ведьмовские организации якобы были настолько скрытны, дисциплинированы и хорошо организованы, что католическая церковь не подозревала об их существовании вплоть до начала Реформации.
Мюррей очень ярко живописала сексуальные утехи ведьм, их поклонение козлам, проклятия и шабаши. Вот только в своей работе она не ссылалась на сколько-нибудь значимые исторические источники, а всё больше прибегала к своим собственным фантазиям.
Даже современные ей историки ловили Маргарет на противоречиях в её книге, а уж более поздние критики и вовсе не оставили камня на камне на теориях о «рогатом боге».
Тем не менее именно благодаря работам Маргарет Мюррей появилось современное неоязыческое религиозное течение под названием викканство. Его почитатели поклоняются Богине Матери-Земле и её супругу, Рогатому богу Пану, и считают себя «продолжателями традиций» ведьм и колдунов XVI–XVII веков.
Хотя естественно, что несчастные, казнённые в ту эпоху по надуманным обвинениям мракобесами-современниками, и знать не знали, что являются апологетами «древней религии, предвосхитившей христианство».
Читайте также 🧐
- 15 необычных и пугающих сказок для взрослых
- 7 странных вещей, в которые верили в Средневековье
- «Исчадия ада»: как папа римский Григорий IX развязал войну с кошками
Ведьмы настоящие? | Время
Ведьмы всегда ходили среди нас, населяя общества и сюжеты по всему миру на протяжении тысячелетий. От Цирцеи до Гермионы, от Морган ле Фэй до Мари Лаво, ведьмы уже давно существуют в сказках, которые мы рассказываем о женщинах со странными способностями, способными причинить вред или исцелить. И хотя ведьмами считались люди всех полов, это слово теперь обычно ассоциируется с женщинами.
На протяжении большей части истории она была кем-то, кого нужно бояться, сверхъестественной Иной, которая угрожает нашей безопасности или манипулирует реальностью в своих корыстных целях. Она изгой, персона нон грата, страшилка, которую нужно победить и выбросить. Хотя ее часто считали деструктивной сущностью, на самом деле женщина-ведьма исторически была гораздо более восприимчива к нападению, чем сама виновница насилия. Как и другие «ужасающие» аутсайдеры, она занимает в культурном сознании парадоксальную роль как злобный агрессор и уязвимая добыча.
Однако за последние 150 лет или около того ведьма проделала еще один фокус, превратившись из испуганного персонажа в фигуру вдохновения. Теперь она может быть как героиней вашего любимого телешоу, так и его злодейкой. Она может появиться в образе вашего викканского коллеги или любимого музыканта, который излучает атмосферу волшебницы в видео или на сцене.
Также есть шанс, что она вы , и эта «ведьма» — это личность, которую вы взяли на себя по ряду причин — искренних или легкомысленных, публичных или личных.
Сегодня больше женщин, чем когда-либо, выбирают путь ведьмы, буквально или символически. Они плывут по подиумам и тротуарам в прозрачной черной одежде и украшают себя пентаграммами и кристаллами, достойными Pinterest. Они заполняют кинотеатры, чтобы посмотреть фильмы о ведьмах, и собираются в задних комнатах и на задних дворах, чтобы проводить ритуалы, сверяться с картами Таро и ставить намерения, изменяющие жизнь. Они маршируют по улицам с плакатами HEX THE PATRIARCHY и каждый месяц произносят заклинания, пытаясь сдержать главнокомандующего. Год за годом статьи продолжают провозглашать: «Сезон ведьм!» в то время как журналисты пытаются осознать растущую «тенденцию ведьм».
И все это вызывает вопрос: Почему?
Какое значение имеют ведьмы? Почему они кажутся везде прямо сейчас? Что именно, это они? (И почему, черт возьми, они не исчезнут?)
Меня спрашивают о таких вещах снова и снова, и вы могли бы подумать, что после целой жизни изучения и написания статей о ведьмах, а также ведения подкаста на тему ведьм и сам занимаюсь колдовством, мои ответы будут краткими.
На самом деле, чем больше я работаю с ведьмой, тем сложнее она становится. У нее скользкий дух: попробуй ее придавить, и она только дальше отступит в глубокий темный лес.
Хотя я точно знаю: покажи мне своих ведьм, и я покажу тебе твои чувства к женщинам. Тот факт, что возрождение феминизма и популярность ведьм растут одновременно, не является совпадением: они являются отражением друг друга.
Тем не менее, в текущей Волне ведьм нет ничего нового. Я был подростком в 1990-х, десятилетии, которое принесло нам такую поп-оккультуру, как Баффи — истребительница вампиров , Зачарованные и Ремесло , не говоря уже о бунтовщиках и феминистках третьей волны, которые научили меня этой женской силе. может быть разных цветов и сексуальности. Я узнала, что женщины могут возглавить революцию с помадой на губах 9Ботинки 0009 и — а иногда и плащ .
Но мое собственное колдовское пробуждение пришло еще в более раннем возрасте.
Морганвилль, штат Нью-Джерси, где я вырос, был сплошным пригородным городком, но в то время он сохранил достаточно природных черт земли, чтобы местами чувствовать себя немного неряшливо. У нас на заднем дворе был небольшой участок леса, который примыкал к конной ферме, и их разделяла струйка проточной воды, которую мы могли пересечь по деревянной доске. В одном углу двора всякий раз, когда шел дождь, образовывалась гигантская лужа, окруженная бордюром из папоротников. Моя старшая сестра Эмили и я назвали это место нашим Волшебным местом. То, что он исчезнет, а затем снова появится, только добавило ему таинственности. Это был портал в неизвестность.
В этих лесах я впервые вспоминаю, как занимался магией — входил в состояние глубокой игры, когда воображаемые действия становятся реальностью. Я проводил там часы, создавая ритуалы с камнями и палками, рисуя секретные символы в грязи, теряя счет времени. Это было место, которое казалось святым и диким, но все же странно безопасным.
С возрастом мы должны перестать забивать себе голову такой «ерундой». Единорогов можно обменять на кукол Барби (хотя обе мифические существа, конечно). Мы теряем наших зубных фей, уходим от наших волшебников. Драконов убивают на алтаре молодости.
Большинство детей перерастают свою «волшебную фазу». Я все дальше врастал в свое.
Моя бабушка Труди работала библиотекарем в библиотеке Уэст-Лонг-Бранч, а это означало, что мне приходилось проводить много вечеров, прячась между 001,9 и 135 десятичных разделов Дьюи, читая о снежном человеке, толковании снов и Нострадамусе. Я провел бессчетное количество часов в своей комнате, изучая ведьм и богинь, и мне нравилось все, что писали такие авторы, как Джордж Макдональд, Роальд Даль и Майкл Энде — писатели, свободно владеющие языком волшебства. Книги были моей метлой. Они позволили мне летать в другие миры, где все было возможно.
Хотя моими первыми проводниками были вымышленные ведьмы, вскоре я обнаружил, что магия — это то, на что способны настоящие люди. Я начал часто посещать магазины нового века и экспериментировать с массовыми книгами заклинаний в мягкой обложке из торгового центра. Я вырос евреем, но обнаружил, что меня привлекают системы верований, которые казались более индивидуальными и мистическими и полностью уважали женское начало. В конце концов я нашел свой путь к современному язычеству, самостоятельный духовный путь, который поддерживает меня по сей день. Я не уникален в этой траектории поворота от организованной религии к чему-то более личному: по состоянию на сентябрь 2017 года более четверти взрослых американцев — 27% — теперь говорят, что они считают себя духовными, но не религиозными, по данным в Исследовательский центр Пью.
Итак, я идентифицирую как ведьму, а с как архетип ведьмы в целом, и я использую этот термин плавно. В любой момент я могу использовать слово ведьма , чтобы обозначить свои духовные убеждения, свои сверхъестественные интересы или свою роль бескомпромиссно сложной, динамичной женщины в мире, который предпочитает, чтобы женщины были улыбающимися и неподвижными. Я использую его с одинаковой долей искренности и соли: с поклоном богатой и часто болезненной истории всемирного колдовства и подмигиванием другим членам нашего не столь секретного общества людей, которые борются на задворках за свободу быть наши самые странные и самые удивительные личности. Магия творится на полях.
Для ясности: вам не нужно практиковать колдовство или любую другую альтернативную форму духовности, чтобы пробудить свою внутреннюю ведьму. Вас может привлекать ее символизм, ее стиль или ее истории, но вы не собираетесь бежать покупать котел или отправляться петь песни в небо. Может быть, вы больше противная женщина , чем почитательница Богини. Это прекрасно: ведьма тоже принадлежит тебе.
Я по-прежнему более чем когда-либо убежден, что концепция ведьмы выдерживает , потому что она выходит за рамки буквальности и потому что у нее есть так много темных и сверкающих вещей, которым мы можем научить. Многие люди зацикливаются на «правде» о ведьмах, и многочисленные прекрасные книги по истории пытаются рассмотреть эту тему с точки зрения так называемой фактичности. Действительно ли люди верили в магию? Наверняка делали и делают до сих пор. Были ли тысячи жертв, убитых во время охоты на ведьм в XVI и XVII веках, сами ведьмами? Скорее всего нет. Ведьмы реальны? Да что вы читаете слова одного. Все это правда.
Но были ли на самом деле женщины и мужчины, которые практиковали колдовство, скажем, в Риме, Ланкашире или Салеме, меня не так интересует, как тот факт, что идея ведьм осталась такой пробуждающей воспоминания и влиятельной и так, ну, завораживает в первую очередь.
Другими словами, факт и вымысел о ведьме неразрывно связаны. Каждый информирует другого и всегда так делал. Я очарован тем, как один архетип может охватывать столько разных граней. Ведьма — известный оборотень, и она бывает во многих обличьях:
Ведьма в остроконечной шляпе безумно кудахчет, пока варит котел с костями.
Обольстительница с алыми губами подсыпает зелье в напиток своего ничего не подозревающего любовника.
Переодетый французский революционер, который слышит голоса ангелов и святых.
Великолепно причесанная домохозяйка из пригорода, дергающая носом, чтобы изменить обстоятельства по своему желанию, несмотря на протесты мужа.
Женщина танцует в Центральном парке Нью-Йорка со своим шабашем, чтобы отметить смену времен года или новую лунную фазу.
У ведьмы зеленое лицо и флот летающих обезьян. Она носит шарфы, кожу и кружева.
Она живет в Африке; на острове Ээя; в башне; в избушке на курьих ножках; в Пеории, штат Иллинойс.
Она таится в лесах сказок, в позолоченных рамах картин, в сюжетных линиях ситкомов и юношеских романов, в тактах призрачных блюзовых песен.
Она одинока.
Она идет тройками.
Она член шабаша.
Иногда она он.
Она потрясающая, она безобразна, она коварна, она вездесуща.
Она наша погибель. Она наше избавление.
Наши ведьмы говорят о нас столько же, сколько и обо всем остальном — и к лучшему, и к худшему.
Однако ведьма — это сияющий и призрачный символ женской силы и силы, разрушающей статус-кво. Независимо от того, какую форму она принимает, она остается электрическим источником магического возбуждения, к которому мы все можем подключиться, когда нам понадобится высоковольтный заряд.
Она также является сосудом, который содержит наши противоречивые чувства о женской силе: наш страх перед ней, наше стремление к ней и нашу надежду на то, что она может — и будет — становиться сильнее, несмотря на пламя, которое на нее бросают.
Независимо от того, изображена ли ведьма злодейкой или доблестной, она всегда является фигурой свободы — как ее утраты, так и обретения. Она, пожалуй, единственный женский архетип, который является независимым оператором. Девственницы, шлюхи, дочери, матери, жены — каждая из них определяется тем, с кем она спит или нет, заботой, которую она оказывает или которую ей оказывают, или каким-то симбиотическим долгом, который она должна в конце концов заплатить.
Ведьма ничего не должна. Именно это делает ее опасной. И это то, что делает ее божественной.
Ведьмы обладают силой на своих условиях. У них есть агентство. Они создают. Они хвалят. Они общаются с духовным царством свободно и без какого-либо посредника.
Они трансформируются и заставляют вещи происходить. Они являются агентами изменений, чья основная цель состоит в том, чтобы преобразовать мир таким, какой он есть, в мир, которым они хотели бы его видеть.
Вот почему называться ведьмой и называть себя ведьмой — это обычно два совершенно разных опыта. В первом случае это часто акт деградации, нападение на предполагаемую угрозу.
Второй — акт возрождения, выражение автономии и гордости. Важно помнить об обоих этих аспектах архетипа. Они могут показаться противоречиями, но из их взаимодействия можно многое почерпнуть.
Ведьма — высшая феминистская икона, потому что она является полноценным символом женского угнетения и освобождения. Она показывает нам, как использовать нашу собственную силу и магию, несмотря на многих, кто пытается лишить нас нашей силы.
Сейчас она нужна нам больше, чем когда-либо.
Copyright © 2019, Пэм Гроссман. Из готовящейся книги Пэм Гроссман « Пробуждение ведьмы: размышления о женщинах, магии и силе », которая будет опубликована издательством Gallery Books, издательством Simon & Schuster, Inc. Напечатано с разрешения.
Свяжитесь с нами по телефону по адресу [email protected].
Почему многие до сих пор верят в ведьм? – DW – 12/12/2022
Представление о «злой ведьме» существует уже несколько поколений Изображение: NomadSoul/Panthermedia/IMAGO
CultureGlobal Issues
Suzanne Cords
12 декабря 2022 г.
Глобальное исследование показывает, что вера в колдовство все еще жива и здравствует в 21 веке.
https://p.dw.com/p/4KohY
Реклама
«Я современная ведьма, я придерживаюсь этого», — говорит Барбара из Кельна. В Средние века ее, наверное, сожгли бы на костре за такое заявление.
Барбара не единственная, кто до сих пор верит в колдовство.
Согласно глобальному исследованию «Witchcraft Beliefs around the World: An Exploratory Analysis», опубликованному в ноябре экономистом Борисом Гершманом из Американского университета в Вашингтоне, округ Колумбия, 40 % населения мира в 95 странах убеждены, что ведьмы существуют. .
Эта цифра колеблется от страны к стране: в Тунисе она составляет около 90 %, в Германии – всего 13%. Авторы исследования также определяют тех, кто верит в сглаз и проклятия, как «верящих в ведьм».
Считается, что амулеты отгоняют злых духов Изображение: Walter G. Allgöwer/imageBROKER/picture AllianceБарбара, однако, не хочет никого проклинать. удирать ночью, летать на метле и колдовать людям что-то нехорошее, это, конечно, полная ерунда».
Козлы отпущения за несчастья
На протяжении веков многие люди, особенно женщины, становились жертвами этого представления о ведьмах, особенно между 1450 и 1750 годами в Европе. Каким бы ни было несчастье — болезнь, мертвый скот, неурожай, неудавшееся дело — нужен был козел отпущения. Это было распространено в прошлом, но все еще существует сегодня в некоторых странах.
«Представления о колдовстве, подобные идеям раннего Нового времени, на самом деле существуют сегодня в других частях мира как объяснение бедствий», — сказала DW этнолог Айрис Гарейс. «К сожалению, на протяжении десятилетий людей, которых считали колдунами или ведьмами, жестоко убивали во многих частях мира».
В то время как в таких странах, как Танзания или Гана, женщинам, обвиняемым в колдовстве , приходится искать убежища в так называемых лагерях ведьм, чтобы избежать смерти, некоторые люди в северном полушарии открыто исповедуют колдовство.
Например, Юстин (имя изменено): «В детстве ты узнаешь о ведьме из сказки Гензель и Гретель, как о злой, пожирающей добро. И в какой-то момент ты обращаешься к этому представлению и учишься смотри на ведьму как на мудрую женщину». Джастин является самопровозглашенным последователем Викки — неоязыческого религиозного движения, названного в честь древнеанглийского слова, обозначающего ведьму.
«Hexe», немецкое слово, обозначающее ведьму, происходит от древневерхненемецкого «hagazussa», что означает «наездница на заборе». Кто-то, кто может заглянуть в другие миры, говорит Джастин, и может привнести волшебство в свою жизнь или жизнь других людей. Ему помогают духи и магические ритуалы, говорит он, добавляя, что для него в христианстве не хватало этого чувства магии, и он никогда не чувствовал себя в этой религии как дома.
Жертвы колдовства в Гане
Для просмотра этого видео включите JavaScript и рассмотрите возможность обновления до веб-браузера, поддерживающего видео HTML5
В параллельной вселенной
Барбара тоже не чувствовала себя как дома в христианской церкви. По ее словам, как ведьма, она последовательница естественных религий. Она разговаривает с деревьями и использует барабан, чтобы войти в контакт с духами и войти в транс. Она говорит, что научилась этому у шамана. «Вселенная колдовства богата и красочна. Вы живете немного здесь и немного в параллельном мире».
В то время как многие современные ведьмы читают карты Таро, Барбара предпочитает использовать руны для предсказания будущего. «Почему я должен ждать, пока силы судьбы подарят мне что-то?» она спрашивает. «Если я задам вопрос, ответ обязательно придет». Также у нее дома всегда есть ладан и настои растений — для борьбы с болезнями. «Все это звучит как травничество. Но это должно звучать так же, потому что в этом и заключалось колдовство, знание трав и исцеление людей».
Современные немецкие ведьмы имеют наготове различные волшебные травы Изображение: Waltraud Grubitzsch/ZB/picture AllianceНо с исторической точки зрения образ ведьмы как мудрой женщины со специальными знаниями целительницы и акушерки не более чем клише, считает этнолог Ирис Гарейс. «Женщины, которых преследовали как ведьм, не всегда были великими травницами, а в основном вполне нормальными людьми. И у них не всегда были рыжие волосы, как это часто утверждают. Это полная чепуха и не фигурирует ни в одном историческом документе». Однако этот образ настолько укоренился в сознании людей, что ему часто нельзя противопоставить даже научные доказательства, отмечает она.
Ведьмы как подставные лица феминисток
Феномен современных ведьм тесно связан с женским движением 1970-х, восставшим против доминирования мужского мира. «В ведьме у них было, так сказать, подставное лицо», — говорит Гарейс. «Конечно, эти феминистки не были исследователями ведьм. Они были просто нормальными, даже интеллектуальными женщинами, которые просто присвоили себе этот образ угнетенной женщины».
В 1980-х годах к этому образу добавился духовный аспект. Религии, основанные на природе, особенно привлекали городских женщин, говорит этнолог. «Что я могу себе представить, так это то, что во времена неопределенности люди ищут спасения в природе».
Некоторые ведьмы читают карты Таро, чтобы предсказать будущее Изображение: Lori Martin/Zoonar/picture AllianceХотя многие современные ведьмы в городских мегаполисах не принадлежат ни к какой группе, виккане объединяются в круги.
Культ Викки зародился в Великобритании в первой половине 20-го века и признан религией там, как и в США. Джастин завершил свой собственный ритуал инициации много лет назад.
Различные виды магии
«Некоторые говорят, что на ведьму нужно надеть остроконечную черную шляпу, чтобы ее можно было узнать как таковую», – сказал Джастин. «Лично мне нравится удивлять людей, не обвешивая себя оберегами и талисманами. А потом — бум — от меня исходит что-то неожиданное и волшебное».
«Это мое маленькое сообщество злых ведьм», — добавляет он с огоньком в глазах.
Однако он никоим образом не хочет причинить никому вреда, говорит он. Но он убежден, как и Барбара, что есть ведьмы с темными намерениями: «Есть маги, которые накладывают проклятия и заклинания, с помощью которых они определенно могут чего-то добиться».
Руны используются для чтения оракула Изображение: Paolo Gallo Modena/Zoonar/picture AllianceПараллели между верой в ведьм и теориями заговора?
Согласно исследованию Гершман, вера в колдовство менее распространена среди образованных и экономически обеспеченных людей, но Айрис Гарейс не так уверена: «Ввиду современных теорий заговора, которые стали особенно очевидными во время пандемии COVID в США , а также здесь, в Германии, это сомнительно».
Ведь она указывает, что есть даже образованные люди, которые верят, что рептилоиды, или люди-ящеры, живут среди нас и контролируют события в политике и экономике, что ей непонятно.
Колдовство — это не игра
Джастин предостерегает от участия в колдовстве, если вы не твердо стоите на ногах: «Люди с психическими расстройствами должны держаться подальше от магии и колдовства. Если они не могут спасти свою жизнь под контролем, они не найдут способ сбалансировать себя с помощью колдовства или Викки.