Свобода для и свобода от: Свобода «ОТ» … и свобода «ДЛЯ». / Блог sambodhi-raf / Мир Адвайты

Свобода «ОТ» … и свобода «ДЛЯ». / Блог sambodhi-raf / Мир Адвайты

Поговорим про два принципа свободы. Свобода “ОТ” назовем ее “негативная свобода”, свобода “ДЛЯ” – “позитивная свобода”. Сам принцип был сформирован ещё Кантом, но нашёл своё завершение Эрихом Фромом в 1941 в работе: “Бегство от свободы”, которая стала известной благодаря Айзеку Берлино и его эссе: “Два принципа свободы”.

Понимание разницы между негативной и позитивной свободы.

Негативная свобода / Свобода ОТ

Негативная свобода это свобода от внешних ограничений, которые мешают нам делать то что нам хочется, когда нам хочется, и как нам этого хочется. А внешние ограничения накладывают на тебя другие люди неважно кто — будь это твои родители, учителя или твой начальник на работе. Чем больше негативной свободы у тебя есть, тем меньше препятствий лежит между тобой и тем, что желаешь.

Чарлз Тейлор называет негативную свободу “принцип возможности” потому что она дает тебе доступ к ряду желанных возможностей, независимо от того воспользуешься ли ты этими возможностями или нет.

Подытожить этот принцип можно словами: “Я не раб”.

Позитивная свобода / Свобода ДЛЯ

Позитивная свобода это свобода контролировать и направлять свою собственную жизнь. Позитивная свобода позволяет мужчине осознано делать выбор, выбирать собственные цели, и соответственно самому формировать собственную жизнь. Он поступает так, потому что он сам решил так поступить, а не, потому что ему так сказали, или что подтолкнуло его к этому.

Тейлор называет позитивную свободу “концепцией упражнения”, потому что ты делаешь осознанный выбор между всеми доступными возможностями в сторону той, которая наиболее отвечает твоим жизненным приоритетам и ценностям.

Подытожить можно словами “Я сам себе начальник”.

И если тебе все еще не до конца понятна разница то приведу пример из Стэндфордской Энциклопедии которая классно объясняет эти два типа свобод этой историей:

“Представь мужчину, который сидит за рулем автомобиля. Он подъезжает к перекрестку. Там нет, не светофоров, не полиции, не дорожных знаков, а также никаких других машин, у водителя есть возможность повернуть в любую сторону, и он поворачивает налево. — Это негативная свобода.

Непонятно, конечно, но читай дальше. Водитель свободен от всякого рода ограничений, которые заставляют его ехать в каком либо направлении (то есть у него как мы говорили выше море негативной свободы). Но предположим, что если водитель повернул налево, потому что у ему нужно было заехать за пачкой сигарет в магазин, и этот поворот одновременно означал что он пропустит важную встречу? И теперь вопрос к тебе, сам ли он управлял машиной? Ну это понятно что он конечно сидел за рулем, но что им двигало в тот момент? Сам ли он выбрал тот путь куда поехал, или за него уже был сделан выбор его же зависимостью? Это как раз и иллюстрирует недостаток позитивной свободы у водителя, чтобы осуществить то, что он хотел по-настоящему – успеть на встречу.

Как Стэндфордская энциклопедия объясняет дальше:

Эта история дает тебе два пути как думать о свободе. С одной стороны можно думать о свободе как об отсутствии внешних ограничений. Ты полностью волен делать все, что ты хочешь, никто тебя не останавливает, ты дикий волк, ты ренегат. И с первого взгляда, может показаться, что ты полностью свободен, что ты на самом деле крутой перец, и лучше всех остальных, и вот та свобода которую нужно искать. С другой стороны ты можешь думать о свободе как о присутствии контроля, но сейчас я не говорю о контроле установленного другими людьми, а о том контроле — тех правил который ты сам для себя установил. Ты установил для себя эти правила чтоб достигнуть именно того что ты так хочешь.

Другими словами негативная свобода, это количество открытых для тебя дверей, а позитивная свобода это возможность войти в нужную именно для тебя дверь.

Применение этих принципов в жизни.

Cтупень I. Детство. Низкая негативная свобода. Низкая позитивная свобода.

Когда ты был ребенком, скорее всего ты одинаково был ограничен как от негативного влияния так и от сильно позитивного. Твои родители сами устанавливали для тебя правила и распорядок дня по которым ты должен был жить. Твои возможности были ограничены, а твои взгляды и цели зачастую формировались твоими родителями. Также ты особенно себя и не контролировал, ты был импульсивным, а может и зачастую перепуганным ребенком.

Ступень II. Юность. Высокая негативная свобода, низкая позитивная.

Поздравляю тебе исполнилось 18 лет, и ты оставляешь родной дом и идешь учиться в пту, универ, бурсу. Теперь парень ты можешь вздохнуть полной грудью, никто за тобой не смотрит, и никто тебя не контролирует. Внешний авторитет ушел из твоей жизни, и ты в принципе можешь делать все что хочешь. Веселиться каждую ночь, спать до обеда, пропускать пары, приводить к себе кого хочешь.

У тебя обилие негативной свободы – то есть перед тобой открыто множество дверей. Это довольно таки опьяняющее чувство свободы, которым ты начинаешь упиваться, пробуя перейти границы неизведанного, проверяешь себя из раза в раз как далеко ты можешь зайти. Сила воли, дисциплина, что это такое?..

Тут конечно необходимо добавить, что свобода не значит свободу от последствий выбора, ты все еще можешь обанкротиться, или кинуть университет. Ты можешь выбрать свои действия, но ты не можешь выбрать последствия своих деяний.

Ступень III. Зрелый возраст. Высокая негативная свобода. Увеличенная позитивная свобода.

И тут раз ты начинаешь понимать что не все доступные двери одинаковы по важности. Начинаеться плавный переход от мысли Я МОГУ ДЕЛАТЬ ВСЕ, ЧТО ХОЧУ!!! к мысли, ЧТО Я ХОЧУ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОТ СВОЕЙ ЖИЗНИ???.. Ты начинаешь искать смысл и находишь его(или нет, но об этом в другой раз, и в другой статье). И внутри себя ты обнаруживаешь что-то новое…

А тем временем как твое мышление меняется, ты начинаешь, наконец, различать между вариантами которые у тебя есть, начинаешь делать выбор между теми вещами, которые приведут тебя к тому чего ты действительно так хочешь. В это время ты проверяешь разные двери, ты замечаешь, что те из них которые легко открываются удовлетворяют всего лишь твои низшие потребности и соответственно ведут в одну комнату, а те двери, которые с первого раза не поддаются ведут тебя к более высоким целям приводят тебя в комнату еще с большим количеством дверей и возможностей. И вот еще одно открытие которое ты сделаешь для себе некоторые из дверей, которые идут к высоким целям для тебя закрыты. Эти замки символизируют внешние обстоятельства, которые питаются ограничить тебя от действительно тех вещей, которые ты хочешь достичь в своей жизни.

Ступень IV. Мужественность. Высокая негативная свобода. Высокая позитивная.

Тут уже люди не говорят тебе что ты должен или не должен делать как в детстве, ты сам решаешь, что тебе необходимо сделать чтоб стать тем мужчиной, которым ты хочешь стать. Ты сам для себя устанавливаешь те правила и границы, которые наоборот делают тебя сильнее, а не ограничивают. Ты охотно работаешь над самодисциплиной и силой воли. И работая в этом направлении ты учишься контролировать свою низменную природу, или животную сущность, ради высшей цели.

Например, как в нашей первоначальной истории: “водитель бросает курить, чтоб эта привычка не могла контролировать направление его езды.”

Учась контролировать и сдерживать свои желания, ты становишься по-настоящему более независимым.

Ты не только свободен от внешних ограничений, но ты также и не раб своим страстям. У тебя есть не только свобода стоять в коридоре с безграничным количеством дверей, но также есть свобода зайти в любую из них. Самообладание это ключ ко всем дверям.

Стремление к позитивной свободе как путь к мужеству.

К сожалению, большинство парней заостряют на II ступени. Мы все растем в культуре, которая поддерживает негативную свободу. Вся реклама, все фильмы, музыка говорит только об одном — бери от жизни все что хочешь, и соответственно счастье ассоциируется с тем что ты можешь делать все что хочешь. И потому они никогда так и не переходят в своем мышление от свободы “ОТ” к свободе “ДЛЯ”. Но как раз этот переход и сопутствует перерождению мальчика в мужчину.

Мужчины, которые меняют свое мышление от негативной свободы к позитивной обнаруживают что те ограничения, которые они сами придумали не ставят им никаких преград, а их самодисциплина наоборот открывает им новые возможности, она открывает им те двери которые по-другому для них были б закрытии.

— Почти любой мужчина может устроиться на работу, но только мужчина с позитивной свободой может найти работу своей мечты.

— Почти любой мужчина может стать мужем и отцом, но только мужчина с позитивной свободой может стать хорошим мужем и отцом.

С другой стороны мужчины, которые остаются детьми во взрослом теле видят в своей жизни только одни ограничения, которые на них наложил мир. Если они видят то что они хотели б иметь им сразу не поддаётся то бишь находиться за закрытой дверью, то вместо того чтоб приложить усилия и поработать над этим они просто пожимают плечами и говорят что им это и не нужно было. По этой причине мужчины, которые застряли в своем развитии на II ступени, никогда не достигают своего высшего потенциала, они недовольны своей жизнью.

Чувство контроля и понимание того что только ты в ответе за свою судьбу добавляет радости и чувства удовлетворения. Мужчина со свободой “ДЛЯ”, знает смысл своей жизни, и он готов жертвовать всем, чтоб достичь свою цель. Он понимает, чтоб достичь чего-то большего надо пожертвовать малым.

Культивируя позитивную свободу, и ограничивая себя сами ми получаем тот стержень, который никто не в силах вырвать у нас.

Подытоживая все вышесказанное хочу закончить статью цитатами из книги Виктора Франкла (психолога, бывшего узника нацистского концентрационного лагеря) – “Человек в поисках смысла”, где он пишет про людей которых возможно лишили всего что можно представить:

“Чувствительные люди, с детства, привыкшие к активному духовному существованию, переживали тяжелую внешнюю ситуацию лагерной жизни хоть и болезненно, но, несмотря на их относительно мягкий душевный нрав, она не оказывала такого разрушительного действия на их духовное бытие. Ведь для них как раз был открыт путь ухода из ужасающей действительности в царство духовной свободы и внутреннего богатства. Только так можно понять тот парадокс, что иногда люди хрупкой телесной организации лучше переносили лагерную жизнь, чем физически сильные натуры…”

“…Напротив, видение «конца» и нацеленность, на какой- то момент в будущем образуют ту духовную опору, которая так нужна заключенным, поскольку только эта духовная опора в состоянии защитить человека от разрушительного действия сил социального окружения, изменяющих характер, удержать его от падения. Тот, кто не может привязаться к какому-либо конечному пункту, к какому-либо моменту времени в будущем, к какой-либо остановке, подвержен опасности внутреннего падения.”

.

Свобода от и свобода для: главные книги этой зимы

Писателям, сочинившим главные книги этой зимы, их героям, а в конечном итоге — читателям необходима свобода идти своим путем, как поступают «скромные герои» Марио Варгаса Льосы; нужна свобода выбора и самоопределения, которой добивается «сын террориста» Зак Ибрагим вопреки обстоятельствам и сильнейшей чужой воле. Свободы от власти денег не хватает героине Джона Гришэма, свободу помнить прошлое ищут герои Кадзуо Исигуро. Лин по прозвищу Шантарам ценит свободу физическую но, главное, оберегает свободу внутреннюю.


Марио Варгас Льоса «Скромный герой»


Издательство: «Азбука»

Новый большой роман абсолютного классика латиноамериканской литературы, нобелевского лауреата 2010 года, набирает темп от страницы к странице. Марио Варгас Льоса в своей неповторимой манере смешивает детектив с семейной драмой, авантюрный роман с философской притчей, щедро добавляет перуанского колорита — и вот мы уже в жаркой Лиме, обдумываем план мести.

пресс-материалы «Азбука»

Скромных героев в романе Льосы на самом деле два: трудяга Фелисито Янаке из провинциального города Пьюре и успешный столичный бизнесмен Исмаэль Каррера. В общем-то, отнюдь не герои, просто обычные люди, которые не хотят малодушно идти на поводу других. Там, где от них ожидают смиренного согласия, оба устраивают тихий бунт.

Янаке работал всю жизнь, чтобы из нищего водителя грузовика стать владельцем небольшой транспортной компании. И когда загадочные шантажисты начинают угрожать ему и требовать ежемесячную дань, Фелисито вспоминает единственный завет своего отца: «Никогда не позволяй себя топтать».

Исмаэль Каррера знает, что лоботрясы сыновья ждут его смерти и уже мечтают прокутить наследство. Он решает настоять на своем и обращается за помощью к ближайшему другу (и старому знакомому поклонников Льосы), главному управляющему своей страховой компании, дону Ригоберто.

«Скромный герой» — роман о силе духа, свободе и мужестве «маленького человека» противостоять человеческой подлости и низости, на которые способны люди, порой даже самые близкие.


Зак Ибрагим «Сын террориста»


Издательство: Corpus

Само появление этой книги кажется невозможным. Зака Ибрагима с детства готовили стать террористом, а не писателем и борцом за мир. Он рос в атмосфере ненависти, религиозного фанатизма и догматических наставлений. И это не просто слова. Заку было семь лет, когда его отец, исламский экстремист Эль-Саид Нуссар, застрелил в Нью-Йорке раввина Меира Кахане — основателя Лиги защиты евреев. А для маленького мальчика это был «по-прежнему мой Баба — смешной, любящий и милый», авторитет и защитник. Позже, уже из тюрьмы Нуссар помог спланировать и осуществить первый теракт во Всемирном торговом центре в 1993 году — шестеро убитых, тысячи раненых. Даже сейчас, отбывая пожизненное заключение, он остается героем для мусульманских фанатиков. Естественно, Зак Ибрагим должен был продолжить дело Нуссара. И ни отец-экстремист, ни его окружение все же не смогли заставить Зака пойти по пути насилия и террора.

пресс-материалы Corpus

История мальчика, которого учили ненавидеть, превратилась в историю мужчины, сумевшего переломить судьбу. Зак Ибрагим собственным примером доказывает, что никакое промывание мозгов не способно сделать из человека убийцу, если он сам этого не захочет. «У каждого есть выбор, — говорит Зак. — Даже тот, кого учили ненавидеть, способен выбрать любовь».

Лекцию Зака Ибрагима «Я — сын террориста. Я выбираю мир», записанную на конференции TED, уже слышали более трех миллионов человек. 

Кадзуо Исигуро  «Погребенный великан»


Издательство: «Эксмо»

Когда десять лет назад лауреат «Букера», мастер прозы Кадзуо Исигуро написал около пятидесяти страниц нового романа, текст удивил даже его самого. Получилась мифологическая сказка о средневековой Англии времен короля Артура с великанами, рыцарями и драконами. Исигуро попросил свою жену Лорну прочесть начало романа и, как теперь сам рассказывает, ее приговор был жестоким. «Она просмотрела текст и сказала: «Из этого ничего не выйдет. Я имею в виду, что исправления не помогут, нужно все переписать. Это вообще не стоит никому показывать».

пресс-материалы «Эксмо»

Отложив рукопись, Исигуро сосредоточился на сборнике коротких рассказов и не возвращался к роману шесть лет. А потом одним махом, не показывая ни жене, ни издателю, все же написал задуманную историю пожилой любящей пары, Акселя и Беатрисы. Они отправляются в полное опасностей путешествие, чтобы найти сына, которого не видели уже много лет. А сами, в общем-то, почти и не помнят, когда и почему уехал сын — их родные холмы окутывает странная хмарь, стирающая даже самые драгоценные воспоминания, заставляя забывать и только что прошедший час, и то, что было много лет назад.

Погребенный великан из названия романа — это наши болезненные воспоминания, которые на самом деле далеко не всегда стоит раскапывать. «Глубоко погребенный великан начинает шевелиться, — говорит писатель, — и когда он очнется, наступит хаос».

Исигуро рассказывает о коллективной памяти и забвении, которое служит обществу средством исцеления от жестокости прошлого, рассказывает о мести и войне, о любви и прощении, о свободе и одиночестве. Для Исигуро место действия романа — одновременно и послевоенные Франция или Япония, и современные Босния или Америка. Он намеренно выбрал фантастический антураж и самый туманный период средневековой английской истории, чтобы «реальные политические события не отодвинули основную идею на второй план». Критики называли роман самой необычной, рискованной и амбициозной книгой из всех, что Исигуро написал за 33 года творчества.


Джон Гришэм «Серая гора»


Издательство: «АСТ»

Самый обсуждаемый юридический детектив от мастера жанра, ставший главной художественной книгой 2014 года по версии The New York Times. Актуальный (даже больше, чем хотелось бы), отлично закрученный и, что важно, хорошо переведенный. Словом, как пишет Huffington Post, в мире, где продается около 300 миллионов книг, снова читать Гришэма — почти греховное удовольствие. Но устоять невозможно.

Кризисный 2008 год. Карьера Саманты Кофер в крупной юридической фирме на Уолл-Стрит неожиданно обрывается. Героиню сокращают, отправляют в неоплачиваемый отпуск и выпроваживают из здания. Правда, предлагают год поработать в службе бесплатной юридической помощи для тех, кто не может позволить себе адвоката. Саманта, подумав, соглашается «отсидеться в повинции» и становится «общественным защитником» в затерянном в горах шахтерском городке Брэйди с населением в 2 тысячи жителей.

пресс-материалы «АСТ»

Она отправляется помогать «реальным людям решать настоящие проблемы», считая главной опасностью, которая грозит ей в Брэйди, смертную скуку и потерянный для карьеры год. Однако Брэйди, как любой маленький городок, скрывает немало опасных тайн — и Саманта оказывается в самом центре конфликта в угледобывающей промышленности.

Грегори Дэвид Робертс «Тень горы»


Издательство: «Азбука»

Для полумиллиона российских читателей романа «Шантарам» достаточно того, что «Тень горы» — это «Шантарам-2». Художественная исповедь Грегори Дэвида Робертса, который много лет скрывался от закона, бежал из австралийской тюрьмы строгого режима и провел 80-ые в Бомбее, работая на мафию, стала невероятно успешным лонгселлером. Индия «с лица» и «изнанки», жизнь бедняков в трущобах, законы криминального мира, героиновые ломки, кровь, смерть, жестокость, любовь, философия, поиски истины в собственной душе — проще, наверное, перечислить, чего в «Шантараме» нет — сложились в сумасшедшую историю жизни, которую постепенно проживаешь вместе с героями.

пресс-материалы «Азбука»

Опасный и по-своему честный Лин, по прозвищу Шантарам, что на маратхи значит «мирный человек» или «человек, которому Бог даровал мирную судьбу», неожиданно оказался идеальным героем, и было очевидно, что одной книгой Робертс не ограничится. «Тень горы» начинается все там же, в шумном и ярком Бомбее, где все по-прежнему, и не хватает только искренней улыбки Прабакера. С тех пор, как Лин потерял двух самых близких ему людей: Кадербхая — главаря мафии, погибшего в афганских горах, и волевую красавицу Карлу — возлюбленную, которая вышла замуж за бомбейского политика и медиамагната — прошло два года. В мафиозной группировке назревает серьезный конфликт, а влияние Компании начинает ослабевать. В это время Лин получает прощальное письмо Кадербхая, его драгоценную саблю и последнее поручение, а муж Карлы неожиданно обращается к Лину с просьбой защитить все еще любимую женщину силами мафии. 

Свобода «к» против свободы «от»

19 марта 2017 г.

Twitter Фейсбук

В Соединенных Штатах мы придаем большое значение свободе и юридическому расширению этой свободы — правам. Показательно, что сопротивление Чаепития программе Барака Обамы и растущее прогрессивное сопротивление администрации Трампа, несмотря на то, что у них мало общего в идеологическом отношении, объединяет их почтение к правам и их опасения по поводу их потери. В случае с «Чайной партией» эти права, в частности, включают право на ношение оружия, право собираться и свободно говорить; слева акцент делался на таких вопросах, как право на безопасный репродуктивный уход и равную оплату труда, а также право работников на объединение в профсоюзы. Примечательно, что все эти права являются правами «на», то есть они представляют нашу свободу совершать действия или получать доступ к ресурсу, который приносит нам пользу и в большинстве, но не во всех случаях обогащает наше гражданское общество. Но есть и другой вид прав — права, основанные на свободе «от». К ним относится право на жизнь без социально-экономической незащищенности, угрозы экологической катастрофы или опасности предотвратимых травм и болезней. Содействие свободе «от» — это в значительной степени работа общественного здравоохранения. Однако при этом нас иногда обвиняют в патернализме, в ущемлении свободы «на» права других. Имея в виду эту напряженность, примечание об этих двух понятиях свободы и о том, как общественное здравоохранение может работать, чтобы в конечном итоге сделать свободу «от» такой же неотъемлемой частью нашего общества, как и свободу «для».

Чему наша история может научить нас относительно нашего коллективного акцента на свободе «для?» Как развивался этот акцент? Возможно, самый важный свод американских свобод, Билль о правах, содержит ряд знаменитых свобод «на». Они включают право на свободу слова и собраний, на ношение оружия, на надлежащую правовую процедуру, на скорый и публичный суд и на суд присяжных. Остальные пять поправок представляют собой либо совершенно явно свободы «от» (свобода от необоснованных обысков и выемок, от необходимости четвертовать солдат во время войны, от чрезмерного залога и применения жестоких и необычных наказаний), либо, в случае с Девятой и Десятая поправка относятся к самой Конституции. В дополнение к свободам «на», перечисленным в Билле о правах, которые представляют собой основные привилегии быть американским гражданином, Конституция катализировала нашу свободу «на» еще одним важным способом. Поскольку документ был написан в то время, когда многие группы, особенно афроамериканцы и женщины, были исключены из полного объема его защиты, центральной темой американской истории была борьба этих групп за получение свобод, в которых им изначально было отказано. . Драма этой борьбы часто вращалась вокруг свобод «чтобы» — голосовать; иметь доступ к тем же столовым, школам и общественным местам, что и сограждане; или жениться. Эти достижения стали центральными в истории нашей страны, сформировав то, как мы относимся к себе и своим свободам, а свобода «для», возможно, занимает почетное место в американской психике.

Эта свобода с акцентом на «для» сформировала нашу политическую реальность как в положительном, так и в отрицательном смысле. Свобода «tos», кодифицированная в Билле о правах, заложила основу для свободной прессы, открытого общества и судебной системы, которая в своих лучших проявлениях стремится к идеалу справедливости. Когда мы не оправдали этих идеалов, борьба за свободу — за гражданские права, равную защиту закона и более справедливое общество, в котором все могут пользоваться одинаковыми правами, независимо от расы, пола или сексуальной ориентации, — во многом способствовала улучшить условия, ведущие к десятилетиям социального и политического прогресса. Эти усилия также вдохновили на создание влиятельных гражданских организаций, занимающихся защитой этих с таким трудом завоеванных прав и увеличением числа людей, которые могут ими пользоваться. Примерами таких организаций являются Planned Parenthood, Американский союз гражданских свобод, Национальная ассоциация по улучшению положения цветных людей и Южный юридический центр по борьбе с бедностью. Мы также видели, как акцент на свободе «для» может угрожать здоровью и безопасности граждан. Проблема насилия с применением огнестрельного оружия является показательным примером. За столетия, прошедшие после написания Второй поправки, право на ношение оружия для небольшого, но громкого меньшинства американцев стало означать право на беспрепятственный доступ к огнестрельному оружию в любое время, в любом месте, к любому виду оружия. Ежегодное число погибших от огнестрельного оружия в США — более 30 000 человек в год — является прямым следствием этой интерпретации, интерпретации, продвигаемой влиятельными заинтересованными группами, в частности Национальной стрелковой ассоциацией, которые сопротивляются усилиям по обузданию насилия с применением огнестрельного оружия. Мы также видели протест против всего, от законов о ремнях безопасности до контроля порций сахаросодержащих напитков и запрета на курение в помещении. Хотя все эти меры представляют собой шаги вперед для общественного здравоохранения, их реализация была затруднена в обществе, которое склонно рассматривать свободу в первую очередь с точки зрения того, что человек уполномочен делать и чем владеет.

Как выглядит альтернативный взгляд на свободу, т.е. свободу «от»? Что означает свобода «от» в контексте социальных и политических систем? Ключевое выражение этой свободы можно найти во Всеобщей декларации прав человека. В преамбуле Декларации говорится, что «свобода от страха и нужды провозглашена высочайшим стремлением простых людей». Это основная обязанность общественного здравоохранения и основная проблема, с которой мы сталкиваемся во всей нашей работе. В стремлении к достижению этих целей мы часто сталкиваемся с сопротивлением тех, кто ориентирован на свободу «для», кто видит в стремлении к свободе «от» угрозу свободе личности. Это происходит, когда институты и политика, которые существуют для защиты прав населения на жизнь, свободную от опасностей экономической незащищенности и болезней, неправильно истолковываются как ущемляющие права отдельных лиц. В 1789 г., консервативный политический философ Эдмунд Берк обратился к этому вопросу в письме, в котором он описал то, что он считал лучшим способом продвижения свободы:

«Свобода, которую я имею в виду, — это социальная свобода. Это то положение вещей, при котором свобода обеспечивается равенством ограничений. Устройство вещей, при котором свобода ни одного человека, ни группы людей, ни количества людей не может найти средства посягать на свободу любого лица или любого вида лиц в обществе. Такого рода свобода на самом деле есть не что иное, как справедливость; установлены мудрыми законами и защищены хорошо построенными институтами».

Поддержка Бёрком формирования правовых и социальных институтов, необходимых для защиты свободы, хорошо отражена в его фразе «равенство сдержанности», которая предполагает роль этих институтов в создании среды, в которой свобода может процветать. Приводя этот случай, Берк разъясняет, что эти институты необходимы для обеспечения того, чтобы неограниченная индивидуальная свобода не посягала на свободу кого-либо еще, и что такое посягательство на самом деле является несправедливостью. Для Бёрка свобода от этого посягательства — помимо осуществления любой отдельной свободы «для» — является сущностью свободы; мощное подтверждение важности свободы «от» для здорового гражданского общества.

Слишком часто то, что в идеале должно быть обсуждением социальных, экономических и экологических условий, влияющих на здоровье населения, вместо этого превращается в дебаты о том, не нарушает ли работа общественного здравоохранения права этих групп населения. Такие аргументы обычно противопоставляют нас узкому определению прав, основанному на свободе «для»; такая, которая не принимает во внимание, что возможность вести здоровую, продуктивную жизнь является не только правом сама по себе, но и необходимым условием нашей способности пользоваться другими правами, не последними из которых являются наши права на жизнь, свободу , и стремление к счастью. Вместо того, чтобы принимать условия этих дебатов, нам нужно изменить контекст, в котором происходит разговор, и обратиться к нашему общему конституционному наследию, рассматривая его как основу для многих различных видов свободы. Это означает доказывать, что и свобода «от», и свобода «к» являются в равной степени действительными важнейшими характеристиками общества, которое уделяет первостепенное внимание здоровью и правам человека для всех групп населения, и вносить изменения в нашу национальную дискуссию, где свобода от болезней — это здоровая жизнь — это основная желаемая свобода, которой необходимо предоставить такое же место в общенациональных дебатах, что и свободе «для». Современная доктрина прав человека точно резюмирует этот аргумент: не существует иерархии прав человека, при которой гражданские права имели бы приоритет над экономическими и социальными правами; все права человека взаимосвязаны и необходимы для человеческого процветания. Отчасти это наша обязанность как школы общественного здравоохранения; создать пространство для такого разговора в нашем сообществе — на местном, национальном и глобальном уровнях.

Желаю всем отличной недели. До следующей недели.

С уважением,

Сандро

Сандро Галеа, доктор медицинских наук, доктор медицинских наук
Декан и профессор Роберт А. Нокс, Школа общественного здравоохранения Бостонского университета
Twitter: @sandrogalea

Благодарность: я благодарен профессору Джорджу Аннасу и Эрику ДельГиззо за их вклад в эту заметку декана.

Предыдущие заметки декана заархивированы по адресу: https://www.bu.edu/sph/tag/deans-note/

  • записка декана

Свобода от и свобода к

Есть два вида свободы. Свобода от (отрицательная свобода) и свобода от до (положительная свобода). Разделение свободы на эту бинарную структуру можно проследить, по крайней мере, до Канта, оно было сформулировано Эрихом Фроммом в его работе 1941 года « Бегство от свободы », прославившейся благодаря эссе Исайи Берлина 1958 года «Две концепции свободы» и исследованию более современный Чарльз Тейлор.

Эти философы и мыслители обычно использовали эти две разные категории свободы для обсуждения и обсуждения роли правительства в жизни граждан. Но сегодня мы хотели бы попытаться выяснить, как размышления о разнице между свободой и и свободой и могут помочь нам лучше понять наше личное развитие и путь от мальчика к мужчине.

Понимание разницы между негативной и позитивной свободой

Негативная Свобода/Свобода From

Негативная свобода – это свобода от внешних помех, которые мешают вам делать то, что вы хотите, когда вы хотите это делать. Эти ограничения наложены на вас другими людьми. Чем больше у вас негативной свободы, тем меньше препятствий существует между вами и тем, что вы хотите делать.

Чарльз Тейлор называет негативную свободу «концепцией возможности» свободы, потому что она дает вам доступ к целому ряду желаемых возможностей, независимо от того, решите ли вы воспользоваться этими возможностями или нет.

Концепцию негативной свободы можно резюмировать так: «Я никому не раб».

Позитивная свобода/Свобода К

Позитивная свобода — это свобода контролировать и направлять собственную жизнь. Позитивная свобода позволяет человеку сознательно делать собственный выбор, создавать свою собственную цель и формировать свою жизнь; действует на вместо того, чтобы воздействовал на .

Тейлор называет позитивную свободу «упражнением концепции» свободы, потому что оно включает в себя различая все возможные возможности и используя варианты, наиболее соответствующие вашей реальной воле и тому, что вы действительно хотите в жизни.

Концепцию позитивной свободы можно резюмировать так: «Я сам себе хозяин».

Если разница между негативной и позитивной свободой все еще кажется вам неясной, Стэнфордская философская энциклопедия предлагает прекрасную аналогию, объясняющую природу этих двух понятий.

Представьте себе человека за рулем автомобиля. Он подходит к перекрестку. Здесь нет ни светофора, ни полицейского блокпоста, ни других машин; водитель может повернуть в любую сторону, и он решает повернуть налево. это отрицательная свобода ; водитель свободен от ограничений, которые вынуждают его ехать в ту или иную сторону. Но что, если водитель повернул налево, потому что ему нужно было остановиться в магазине, чтобы купить сигареты, и он остановился, даже если это означало бы пропустить важную встречу? Это была его зависимость, которая действительно управляла машиной. Это показывает отсутствие положительной свободы ; водителю не хватало свободы на делать то, что он действительно хотел — попасть на встречу вовремя.

Как поясняет Стэнфордская философская энциклопедия:

Эта история дает нам два противоположных взгляда на свободу. С одной стороны, можно думать о свободе как об отсутствии препятствий, внешних по отношению к действующему лицу. Вы свободны, если никто не мешает вам делать все, что вы хотите. В приведенной выше истории вы кажетесь в этом смысле свободным. С другой стороны, можно думать о свободе как о наличии контроля со стороны агента. Чтобы быть свободным, вы должны быть самостоятельными, то есть вы должны быть в состоянии управлять своей судьбой в своих интересах. В вышеприведенной истории вы кажетесь в этом смысле несвободным: вы не владеете своей судьбой, так как не можете управлять страстью, от которой вы сами хотели бы избавиться и которая мешает вам реализовать то, что вы признать ваши истинные интересы. Можно сказать, что в то время как с первой точки зрения свобода заключается просто в том, сколько дверей открыто для агента, со второй точки зрения речь идет скорее о том, чтобы пройти через правильные двери по правильным причинам.

Применение понятий негативной и позитивной свободы к жизни человека

Стадия 1: Детство. Низкая отрицательная свобода. Низкая положительная свобода.

В детстве вам не хватает как отрицательной, так и положительной свободы. Ваши родители навязывают вам расписание и правила, по которым вы должны жить. Ваш возможный выбор ограничен, а ваши убеждения и цели часто исходят от ваших родителей. Вам также не хватает самообладания; вы плохо контролируете импульсы и многого боитесь.

Стадия 2: взросление. Высокая негативная свобода. Низкая положительная свобода.

Однажды вам исполнится 18 лет, вы закончите среднюю школу и, возможно, покинете дом и отправитесь в колледж. Впервые в жизни никто не оглядывается через плечо и не говорит, что делать. Внешний авторитет в вашей жизни исчез, и, особенно в эпоху аномии, где действительно больше нет никаких культурных правил, вы можете делать практически все, что захотите (кроме нарушения закона). Вечеринка каждую ночь, сон до полудня каждый день, прогуливание занятий по прихоти, приводи кого хочешь к себе домой…

Вы купаетесь в негативной свободе — у вас масса возможностей, множество дверей, которые нужно открыть. Это довольно опьяняющее чувство, и поначалу ты упиваешься им, проверяя его, продвигаясь к старым границам, лишь бы доказать себе, что их нет. Укрепление самодисциплины и самоконтроля не является приоритетом.

Примечание: Конечно, свобода делать то, что вы хотите, не означает, что вы свободны от последствий этого выбора; вы все равно можете разориться и вылететь из школы. Вы можете выбирать свои действия, но вы не можете выбрать последствия тех действий.

Стадия 3: Становление взрослой жизни. Высокая негативная свобода. Увеличение позитивной свободы.

В какой-то момент вы начинаете понимать, что хотя перед вами открыто бесконечное количество возможностей, не все возможности одинаково важны. Вы уходите от мысли: «Я могу делать все, что хочу!» на «Чего я действительно хочу от жизни?» Вы начинаете искать больший смысл и открывать цель своей жизни. Вы находите более высокий уровень желаний для своей жизни.

По мере того, как ваше мышление меняется, вы начинаете различать все доступные вам варианты, решая, что некоторые из них более значимы, чем другие — те, которые ведут к исполнению ваших высших желаний. Когда вы исследуете различные двери перед вами, вы замечаете, что те, которые ведут к вашим низшим желаниям, свободно распахиваются и ведут в одну комнату, в то время как двери, которые ведут к вашим высшим желаниям, открываются на лестницу, которая поднимает вас на уровень выше. другой коридор с новым набором дверей. Вы также понимаете, что некоторые двери к вашим высшим желаниям заперты. Эти замки представляют внутренние препятствия, мешающие вам достичь того, чего вы действительно хотите в жизни. Например:

  • Вы хотите жениться, но ваша застенчивость мешает вам общаться с женщинами.
  • Вы хотите закончить колледж, но недостаток дисциплины мешает вам учиться и получать проходные оценки.
  • Вы хотите пройти Ironman, но вы толстый и не в форме.
  • Вы хотите быть финансово независимым, но не можете контролировать свои расходы.
  • Вы хотите жить по принципам своей новой веры, но продолжаете отступать к старым привычкам.
  • Вы хотите сохранить работу, но не можете перестать пить и появляться с похмелья.
  • Вы хотите стать конгрессменом, но боитесь публичных выступлений.
  • Ты хочешь стать мужчиной, но не знаешь, что это значит.

Вы понимаете, что у вас много негативной свободы — вы свободны от внешних ограничений — но у вас мало позитивной свободы, способности преодолевать страх, невежество, дурные привычки и черты, чтобы стать тем, кем вы являетесь хотеть быть.

Стадия 4: Мужественность. Высокая негативная свобода. Высокая позитивная свобода.

В то время как люди больше не навязывают вам внешние ограничения, вы решаете, что для того, чтобы стать тем человеком, которым вы хотите быть, вам придется придумать для себя свои правила и установить свои ограничения. Вы охотно работаете над развитием самоконтроля, самодисциплины и силы воли. Поступая таким образом, вы обретаете способность контролировать свои низшие желания, чтобы исполнять свои высшие желания. Например, водитель в приведенной выше истории бросает курить, так что его зависимость больше не влияет на его решения.

Философы, подобные Канту, сказали бы, что эти добровольно наложенные ограничения не уменьшают вашей общей негативной свободы, потому что вы сами создали законы по своей собственной воле и выбору, и ни один человек не может поработить себя. Ваша негативная свобода может быть ограничена только другими, которые принуждают вас делать что-то вопреки вашей воле. Научившись контролировать и использовать свои желания, вы на самом деле станете более автономными. Вы не только свободны от внешних ограничений, но и больше не являетесь рабом своих страстей. У вас есть не только свобода стоять в коридоре с бесконечным количеством дверей, у вас также есть свобода пройти через любые из них. Самообладание — это главный ключ, открывающий все двери.

Стремление к позитивной свободе и путь к зрелости

К сожалению, многие парни застревают на Стадии 2. Они растут в культуре, в которой негативная свобода ставится как конец всего, быть всем в жизни; счастье = возможность делать все, что вы хотите. Поэтому они никогда не совершают перехода от размышлений о свободе из к размышлениям о свободе к . Но этот переход — большая часть перехода от мальчика к мужчине.

Люди, которые переходят от мыслей исключительно о негативной свободе к мыслям также и о позитивной свободе, также обнаруживают, что ограничения, которые они накладывают на себя, не ограничивают их негативную свободу — в то время как их самодисциплина действительно закрывает некоторые возможности, она открывает новые, доступные только тем, у кого есть позитивная свобода их понять. Почти любой человек может получить работу; только человек с позитивной свободой может получить работу своей мечты . Почти любой мужчина может стать муж и отец ; только человек с положительной свободой может стать хорошим мужем и хорошим отцом.

С другой стороны, люди, которые не достигают зрелости за пределами единственного фокуса на свободе из , видят все ограничения, наложенные другими или навязанные им самим, как ограничения их негативной свободы. Если они обнаруживают, что что-то, чего они хотят, находится за запертой дверью, вместо того, чтобы работать над преодолением этого внутреннего препятствия, они пожимают плечами и решают, что на самом деле они все равно этого не хотели. По этой причине мужчины, застрявшие на Стадии 2, добиваются меньшего прогресса в жизни и никогда не достигают высших уровней «самоактуализации», если хотите, сверхчеловечности.

Свобода из -жители также становятся беспокойными и неудовлетворенными своей жизнью. Ощущение контроля над своей жизнью создает счастье и удовлетворение, а чувство контроля приходит от обретения позитивной свободы от самообладания. Человек с позитивной свободой устанавливает прочную связь между своей целью, тем, чем он должен поступиться, чтобы достичь этой цели, и тем фактом, что он делает это добровольно. Он понимает закон жертвы и берет на себя ответственность за свой выбор.

Наконец, преимущество взращивания богатого источника положительной свободы состоит в том, что, хотя отрицательная свобода человека может быть отнята другими, его резерв положительной свободы является неприкосновенным источником силы, который может поддерживать его независимо от того, как меняются его внешние условия или какие ужасные обстоятельства постигли его.

Именно это наблюдал психиатр Виктор Эмиль Франкл, когда жил среди своих товарищей по заключению — людей, лишенных всех остатков своей негативной свободы — в нацистском концентрационном лагере Терезиенштадт. Как рассказывает Франкл в своей знаменитой книге, Человек в поисках смысла :

Несмотря на всю вынужденную физическую и умственную примитивность жизни в концентрационном лагере, духовная жизнь могла углубляться. Чувствительные люди, привыкшие к богатой интеллектуальной жизни, могли переносить много боли (часто они были тонкого телосложения), но ущерб их внутреннему «я» был меньше. Они смогли уйти от своего ужасного окружения к жизни внутреннего богатства и духовной свободы. Только так можно объяснить кажущийся парадокс, заключающийся в том, что некоторые заключенные менее выносливого склада часто как бы лучше переживают лагерную жизнь, чем заключенные крепкого характера…

Опыт лагерной жизни показывает, что у человека есть выбор действий.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *