Главные герои рассказа Телеграмма Паустовского (характеристика)
Паустовский написал замечательный рассказ, который называется “Телеграмма”. Рассказ о пожилой женщине, которую не навещает дочь из города. В конце концов, мать погибает, а дочь только после утраты осознала свою ошибку, но, к сожалению, было уже поздно. Давайте немного поговорим о персонажах данного рассказа.
Екатерина Петровна — это пожилая женщина, которая доживает свой век в старом доме и мечтает о последней встречи с дочерью, которую так безумно любит. Дом построил ее отец, так как он был знаменитым художником, то его признали мемориальным. Она очень дорожила им, но не могла ухаживать за садом, так как была уже старенькой, в этом ей помогали Тихон и Манюшка, о которых мы поговорим чуть позже. Даже соседи пришли к ней на помощь, а дочь даже не приезжала к ней, да и и пишет она редко. Но нужно заметить, что матери она помогала материально, оправляла ей конверт с деньгами. Иногда ей мерещилось, что деньги пахнут духами доченьки. Но не деньги ей нужны были, а любовь и забота. Чувствую, что не сможет пережить зиму, она пишет письмо дочери, в которое вложила всю материнскую боль, то как скучает по ней. К сожалению, Настя забывает о письме, и он остается в сумке.
Настя — это дочь Екатерины Петровны, которая работает в городе, забыв о матери. Она устроилась в союз художников, Настя замечательный работник и хороший коллега. Она очень отзывчивая, помогала всем, но, к сожалению, времени для матери она не находила. Автор преподносит нам характер Насти не однозначно. Ее сложно понять, ведь она не была чёрствым человеком, она помогала скульптуру Тимофееву. Почему Настя помогает ему, а не свей матери, которая так нуждается в ее поддержке? В этом и состоит проблема рассказа. Люди не всегда ценят близких им людей. В конце концов, она это осознает, но слишком поздно. Кода ей приходит письмо, в котором говорится, что мать ее умирает, она начинает плакать, но Паустовский показывает нам, что слезы запоздалые. Настя не успела на похороны, и только тогда она осознает свою ошибку, понимая, что ее не было рядом с матерью, с ее единственным близким человеком.
Тихон — это сосед, который помогает Екатерине Петровне по хозяйству. Он знал отца Екатерины, очень ценил и уважал его. Именно этот человек отправляет Насте телеграмму, в которой говорится о состоянии матери. Перед смертью Екатерины он взял бланк на почте и от имени Насти написал ей телеграмму со словами, что она едет. После он зачитывает перед матерью Насти и она благодарит его, она все понимает…
Манюшка — это соседская девочка, которая тоже помогает Екатерине. Она готовит, убирается, приносит воду, а хозяйка за ее помощь дарит ей вещи, которые ее не интересуют. Свои последние дни Екатерина проводит в обществе этой соседской девочки
Вариант 2
В данном великолепном произведении, написанным замечательным писателем Паустовским раскрывается идея того, что некоторые люди забывают о своих самых близких людях, которые о них заботились, и старались сделать все, чтобы они выросли хорошими и добрыми людьми. Екатерина Петровна показана очень доброй женщиной, которая жила в непростых условиях. Читателю порой хочется, чтобы все в данной истории сложилось совершенно иначе, однако, писатель неизбежно подводит рассказ к тому, что женщина доживает свои последние дни в крайне тяжелых условиях, и мечтает об одном – увидеть на прощание свою родную дочь. Однако, ее дочь совершенно не думает о родной матери, и старается устроить лишь свою личную жизнь.
Образ Екатерины Петровны
Данная женщина показана довольно одинокой, которая доживает свои последние дни в том месте, где она когда-то воспитывала родную дочь, что покинула ее, и оставила одну в столь тяжелом состоянии. Ее папа был связан с художественной деятельностью, она когда-то проживала во Франции. Иногда дочь помогала ей материально, однако, этого, не хватало женщине для того, чтобы жить нормально. Она очень скучает по родной дочери, и хочет, чтобы все было как раньше, когда ее родная Настенька прижималась к ее груди, и она рассказывала ей сказку. Женщина понимает, что это будет последняя зима в ее жизни, и поэтому очень хочет, чтобы дочь приехала к ней из города. Несмотря на свою мечту, увидеть Настю ей так и не удается.
Образ Насти
Данная героиня проживала в городе Ленинград, где работала художницей. Она не навещала родную маму, потому что всегда была занята по профессиональным делам, и считала, что ей некогда делать это. Она добилась большого карьерного роста, и только после этого поняла, что у нее есть мама, которая осталась одна в ветхом жилище. Также, она поняла, что женщина больна. Когда она приезжает, то понимает, что сделать уже ничего нельзя, так как Екатерины Петровны не стало. Она чувствует большой стыд за то, что не смогла увидеть родную маму в тот период, когда ей нужна была особая поддержка и внимание. Плача, и переживая о том, что мама не сможет ее простить, девушка отчаивается, и чувствует сильную душевную боль.
Тихон
Данный герой показан сторожем, а также соседом мамы Насти. Когда-то он дружил с отцом девушки, и старался помогать и заботиться о Екатерине Петровне. Как-то раз, он, зная то, что женщина ждет какое-либо известие от Насти, решает написать телеграмму от имени дочери женщины, и говорит о том, что ее дочь скоро прибудет в дом к ней. Однако, его план не срабатывает, и женщина быстро понимает, что это дело рук сторожа, который очень хотел ей помочь.
Также читают:
Картинка к сочинению Главные герои рассказа Телеграмма
Популярные сегодня темы
Телеграмма паустовский герои рассказа — Отношения
Skip to content Main Menu- Главная
- Психология
- Депрессия
- Любовь
- Жизнь
- Отношение
- Вопросы
Свежие записи
- Красивые слова мужчине своими словами на расстоянии
- Развитие навыков эффективного общения
- Прозы про любовь со смыслом парню
- Итоговое сочинение по литературе 11 класс клише
- Мужчина редко звонит и пишет ответы психологов
Содержание
- 1 портрет сравнение монолог полилог контраст
- 2 История создания рассказа «Телеграмма»
- 3 Страница 315-316 – 1 группа
- 4 СЛОВО УЧИТЕЛЯ
- 5 Проблема одиночества, равнодушия по отношению к близким.
- 6 Вина
- 7 Герои произведения Телеграмма
- 8 Читать подробное краткое содержание Телеграммы Паустовского
- 9 Об авторе
- 10 Паустовский «Телеграмма»: краткое содержание
- 11 Экранизация рассказа
- 12 и Паустовский «Телеграмма»
- 13 О книге
- 14 Структура рассказа
- 15 «Телеграмма» Паустовский. Краткое содержание: «Мать»
- 16 «Телеграмма» Паустовский. Краткое содержание: «Дочь»
- 17 «Телеграмма» Паустовский. Краткое содержание: «Телеграмма. Под хмурым небом»
- 18 «Телеграмма» Паустовский. Краткое содержание: «Не дождалась»
- 19 Паустовский, «Телеграмма». Краткое содержание: «Эпилог. Похороны»
- 20 Заключение
- 21 Анализ рассказа
- 22 Главные герои
- 23 Искусство видеть мир
- 24 История одной фотографии
Герои произведения Телеграмма Паустовского
Екатерина Петровна – пожилая женщина, живущая совершенно одна, мать Насти. Ее отец был художником, но уже умер. Она жила в Париже и видела похороны Виктора Гюго. Катерина очень дорожит домом, который построил ее отец, но не может ухаживать за садом, так как уже стара, поэтому в этом ей помогают Тихон и Манюшка. Даже соседи пришли к ней на помощь, помогая по хозяйству – настолько она одинока. Ее дочь стала редко навещать мать и, кажется, совсем забыла про нее. Екатерина постоянно думает о дочери, переживает за нее и ждет писем. Сама не пишет, ведь боится потревожить Настю, у которой всегда много дел и забот. Но родная дочь не только не навещает мать, но и не находит времени написать ей, лишь присылая деньги и жалуясь на нехватку времени. Позже женщина пишет письмо, в котором говорит, что сильно болеет. Но дочь забывает о письме матери, не принимая его всерьез. Так и не успев повидаться с дочерью, Катерина доживает свой век в полном одиночестве.
Анастасия Семеновна — дочь Катерины Петровны, живущая и работающая в Союзе художников в Ленинграде. Она постоянно чем-то занята. В рассказе проявляется ее очень значимые черты характера – настойчивость и готовность помочь. Так она помогает Тимофееву, непризнанному скульптору, с его выставкой. Но, постоянно работая, она забывает о самом главном человеке в ее жизни – матери. В то время как та болела, девушка и не думала приезжать. Лишь телеграмма вновь пробудила в ней чувство любви к матери. Она впервые за долгое время вспомнила это родное слово «мама», но, не успев приехать вовремя, она испытывает невероятную боль и винит себя в случившимся. К сожалению, девушка поздно осознала то, насколько мать любила ее и была единственным человеком, поддерживающим ее.
Тимофеев – странноватый скульптор, не получающий должного внимания и недовольный этим. Живя в квартире с ужасными условиями, он жалуется на всех. Лишь Настя помогла ему в организации выставки, благодаря чему он, наконец, получает признание от мастеров. Настя забывает о своей матери, при этом заботясь о чужом человеке.
Тихон – сторож в деревне Заборье. Он знал и уважал отца Катерины Петровны, который был художником, и восхищался его работами. Тихон всегда помогает ей. Именно он высылает телеграмму, которая наконец-то снимает завесу «беспамятства» в чувствах Насти. В кульминационный момент он приносит выдуманное письмо с известием о приезде Насти, ведь жалеет одинокую женщину.
Манюшка – соседская девочка, помогающая Катерине Петровне по хозяйству. Она готовит, убирается, приносит воду. За это пожилая женщина ей дает всякие старинные вещи, но девочка не интересуется ими, ведь ей было лишь важно помочь. Когда Екатерина заболела, Манюшка не отходила от нее.
Сочинение 2
Екатерина Петровна.
Главной героиней произведения является женщина в пожилом возрасте, проживающая одна в старом доме. Дом уже совсем ветхий, Екатерина Петровна доживаем там свои последние годы, без супруга и детей. Ее дочь Настя, последний раз виделась с матерью года три назад, а так, иногда просто присылает ей немного денег. По хозяйству женщине помогали соседи. Екатерина Петровна очень любит свою дочь и скучает по ней. Она чувствует, что ей осталось жить совсем немного, отправляет письмо своей дочери Насте, с просьбой приехать. Настя же забывает об этом письме, и не прочитала его. Но когда решила приехать, то было уже поздно. Екатерина Петровна, бедная женщина, так и не успела увидеться со своей дочкой.
Настя.
Дочь Екатерины Петровны занятая женщина, у нее много работы, забот по дому. Она занята своей жизнью. И совсем не навещала свою уже пожилую мать. Настя работает в союзе художников. Однажды Настя все-так вспомнила о матери, но было уже поздно. Женщина не успела увидеть маму, она очень расстроена. Настя плачет и в голове ее мелькают воспоминания из детства, когда мама была рядом. Настя приезжает только ко второму дню после понихиды. Ей очень горько и стыдно, она уехала, чтобы спрятаться ото всех. Настя не была злым или черствым человеком, она помогала своему скульптору, по сути, чужому человеку, но забыла о своем родном и дорогом человеке.
Тихон.
Тихон –сторож, а также живет по соседству с Екатериной Петровной. Он часто бывал у нее, помогал по хозяйству, а также вел с ней беседы на разные темы. Ему очень жаль было бедную женщину. Он отправил Насте телеграмму, написав в ней, что ее мать умирает. А в крайний день жизни пожилой женщины, он пошел на почту и написал телеграмму от имени дочери женщины, что та едет. Он зачитал ей эту телеграмму перед смертью.
Манюшка.
Также в произведении есть и второстепенные персонажи, такие как девочка соседка по имени Манюша. Девочка помогает пожилой женщине, она готовит еду, убирается, ходит за водой. В благодарность за это женщина дарит ей вещи, которые уже давно вышли из моды. Свои последние дни жизни больная женщина проводит с Манюшей. В тот момент Екатерина Петровна совсем не могла вставать и даже потеряла зрение.
Скульптор Тимофеев.
Еще один герой произведения, который словами поблагодарил Настю, когда та обилась выставку. Он очень горд, а также странноват и практически не востребован и переживает по этом поводу. Он хочет признаний и славы.
Другие сочинения:Герои произведения Телеграмма
Несколько интересных сочинений
- Человек и общество в произведении На дне Горького сочинение
Человек и общество неразрывно связаны друг с другом. Каждый из нас взаимодействует с социумом. К сожалению, гармонии между двумя понятиями зачастую сложно представить, ибо один начинает понимать, что общество ограничивает его свободу слова
- Cочинение на тему Народные песни
Народные песни являются превосходным свидетельством огромного таланта людей, которые проживают на определенной территории. Они отражают исторические события, содержимое легенд и сказок.
- Сочинение на тему Дружба (рассуждение)
Дать определение слову дружба люди пытаются с давних пор. Во имя дружбы совершались подвиги и бескорыстные поступки, ради дружбы сражались и погибали.
- Смысл названия произведения Судьба человека Шолохова
В этом рассказе Михаил Шолохов показывает, как бы сложно не было, нужно оставаться человеком. Автор дает понять что не плен не потеря близких людей не сломала человека.
- Сочинение 100-летие со дня рождения Солженицына
11 декабря 2018 года русскому писателю, драматургу, общественному деятелю Александру Солженицыну исполняется 100 лет. Ровно сто лет назад родился этот удивительный человек, который получил известность не только в России, но и за рубежом.
Главные герои повести телеграмма. К.Г.Паустовский. «Телеграмма» Главные герои произведения. Зарубки на сердце
1.
В 1937-ом году Паустовским был написан цикл небольших рассказов » Летние дни» (на материале повести » Золотая роза»), в 1939-ом году повесть » Мещёрская сторона», о природе и жителях рязанской земли. Материал о судьбе дочери художника, лёгший в основу рассказа » Телеграмма», мы находим в повести » Золотая роза» в главе » Зарубки на сердце». В этой главе автор делится с читателем тем, что послужило написанию «Телеграммы». Таким образом можно предположить, что это произведение было создано Паустовским в 30-е годы прошлого столетия, в период его жизни на рязанской земле, в мещёрском крае, хотя конкретную дату создания этой психологической новеллы, занимающей особое место в период развития в советской литературе метода социалистического реализма, мне так и не удалось разыскать.
Зарубки на сердце
Давая название романа, Левин выступает в роли главного героя романа, как главного героя истории, как сама Анна. Многие критики читают Левина как завуалированный автопортрет автора: его имя включает имя Толстого, и многие из них детали его ухаживания за Китти, в том числе и отсутствующую рубашку на свадьбе, были взяты прямо из жизни Толстого. В частности, признание Верой Левина в конце романа параллели с обращением Толстого к религии после написания Анны Карениной.
История одной фотографии
Независимый и социально неуклюжий, Левин — поистине индивидуальный персонаж, который не вписывается ни в одну из очевидных классификаций российского общества. Он не является вольномыслящим повстанцем, как его брат Николай, и не книжный интеллектуал, как его сводный брат Сергей. Он не такой светский человек, как Бетси, и не бюрократ, такой как Каренин, и не такой мошенник, как Весловский. Левин ставит вопрос о судьбе России как западной нации: он не доверяет либералам, которые хотят вестернизировать Россию, отвергая их аналитический и абстрактный подход, но, с другой стороны, он признает полезность западной технологии и сельскохозяйственной науки.
Рассказ К.Г.Паустовского » Телеграмма» не изучался в советской школе и был включён только немногим более десяти лет тому назад в некоторые программы по литературе современной российской школы для учащихся восьмых классов.
Сюжет рассказа прост: старая больная женщина, не дождавшись приезда своей дочери-ленинградки к ней, в далёкую рязанскую деревню, умирает. Дочь, Настя, получившая телеграмму о плохом состоянии матери и ещё не знающая о её смерти, добирается до Заборья только на второй день после похорон Катерины Петровны.
И в одиночестве жестоком
Короче говоря, Левин — его собственная личность. Он следует за своим видением вещей, даже когда он запутан и туман, вместо того, чтобы принимать готовые взгляды любой группы. Более того, Левин предпочитает изолировать себя, приспосабливаясь к социальному набору, с которым он не вполне удобен. В этом он напоминает Анну, чья история является аналогом его собственных в поисках самоопределения и индивидуального счастья.
Несмотря на свой статус одиночка, Левин не эгоистичен, и у него нет никаких признаков того, чтобы он считал себя исключительным или превосходящим. Если Толстой делает Левина героем в романе, его героизм заключается не в его уникальных достижениях, а в его способности наслаждаться общим человеческим опытом. Его самые незабываемые впечатления в романе — его блаженство в любви, его страх перед женой в родах — не редкость или аристократическая, но разделенная миллионами. Любой может чувствовать эти эмоции; Левин особенно просто чувствует их так глубоко и открыто.
В Интернете размещено несколько школьных разработок уроков по этому рассказу, в которых особо выделяется нравственная линия произведения (отрыв взрослых детей от престарелых родителей) с целью воспитания в учениках душевности, сердечности и внимания к своим близким.
У меня же после недавнего перечитывания рассказа » Телеграмма» (а надо сказать, что лет 16 тому назад, работая в лицее, я сама давала восьмиклассникам и учителям своего города открытый урок по этому произведению, делая, как помню, упор на ту же проблему » отцов и детей») возникло желание исследовать этот текст глубже и поразмышлять над теми его сторонами, которые не лежат на поверхности.
Эта общность дает ему гуманитарную широту, которую не проявляет ни один другой персонаж в романе. Его комфорт со своими крестьянами и его отвращение к социальной претензиям характеризуют его как обычного человека, одного из русских людей, несмотря на его аристократическую родословную. Когда Левин косит целый день вместе со своими крестьянами, мы не чувствуем, что он намеренно путается с простолюдинами — он искренне пользуется трудом. Представление Толстого окончательного открытия Веры Левина, которое он узнает от крестьянина, равнозначно.
2.
Система действующих лиц рассматриваемого нами текста включает в себя две группы участников событий.
1-я группа — жители села Заборье: дочь когда-то широко известного русского художника из Петербурга, построившего в этой деревне дом, Катерина Петровна, обитающая после смерти отца в этом же доме; её соседи-односельчане: сторож при пожарных сараях — Тихон, дочка соседа-сапожника Манюшка, молодая учительница, почтарь Василий, старухи, хоронившие Катерину Петровну.
В этом отношении Левин воплощает простые добродетели жизни и видение Толстого модельного человека. В Москве Левин и Китти ждут рождения своего ребенка. Китти отмечает, что тревожный и осторожный Левин находится в городе по сравнению с деревней. Он не любит мужской клуб и сопутствующий ему общение, но имеет несколько других способов пройти время. В ее состоянии Китти редко гаснет. Однажды, однако, она покидает дом и встречает Вронского, к которому она обращается спокойно, довольная своей способностью овладеть ее прежними романтическими чувствами к нему.
2-я группа лиц объединена вокруг дочери главной героини, Насти, секретаря Союза художников, давно живущей отдельно от матери в Ленинграде. К этой группе можно отнести талантливого, но затираемого начальством и коллегами молодого скульптора Тимофеева, его удачливого соперника по цеху Першина; не названных по имени председателя Союза художников и старого мастера, встревожившегося по поводу получения Настей телеграммы, а также, словно ожившую, скульптуру Н.В. Гоголя, талантливо выполненную Тимофеевым и как бы осуждающую Настю за невнимание к матери.
Левину неловко известно о расходах на городскую жизнь, отмечая, что стоимость его униформы городских служащих может заплатить за двух летних рабочих на его ферме. Он встречает ученых Катавасова и Метрова и обсуждает с ними свою книгу о российском сельском хозяйстве. Метров согласен, но пони
Телеграмма Паустовского: краткий пересказ и анализ произведения, затрагивающий главных героев
Телеграмма произведение, написанное Паустовским. В Википедии можно подробнее узнать об авторе и его творчестве.
Вы можете прочитать Телеграмму онлайн на Брифли. Или обратиться к её краткому пересказу.
Паустовский обращается к теме отцов и детей, что, безусловно, не оставит читателя безразличным. Проблема актуальная, острая, свойственна каждому, у кого есть или была семья. Краткое содержание Телеграммы Паустовского позволит проникнуться теми переживаниями, что заложил в неё автор, почерпнув основную идею.
А также познакомиться с героями и понять причины их поступков. Для полноты картины при необходимости лучше, конечно, ознакомиться с текстом целиком. Он занимает всего двенадцать машинописных страниц.
Это интересно: чем архаизмы отличаются от историзмов?
Анализ произведения Телеграмма
Структура
Рассказ перед нами или повесть? Телеграмма Паустовского короткий рассказ. Его можно условно поделить на пять частей, каждая из которых несёт определённую смысловую нагрузку в сюжете:
- О матери
- О дочери
- Тревожная весть
- Трагичная развязка
- Итог.
Первая часть представление матери, Катерины Петровны. Рассказывается о том, что старушка живёт в глухой деревне одна и имеет дочь. Вторая часть знакомство с Настей, описание её работы. В третьей происходит кульминационный момент зарождение и отправка самой телеграммы матерью о своей болезни. Там же неравнодушный ко всему мужик Тихон высылает ответ якобы от дочери для Катерины Петровны. Но та понимает и благодарит его за душевный порыв, не получая, однако, истинного письма от Насти. В четвёртой дочь приезжает, да не застаёт мать живой. И в пятой происходит переосмысление ею своего поступка, подведение итогов.
О чём сюжет: короткое содержание
Читайте краткое содержание и узнаете что: Катерина Петровна доживает свой век в удалённой от города деревушке. Её дом был построен ещё дедом, талантливым художником. Женщина малообщительна и практически не имеет контактов с односельчанами, но у неё есть дочь, занимающаяся важной работой и высылающая матери денег. В какой-то момент Катерина Петровна понимает, что смертельно больна и хочет повидаться с дочерью напоследок, в чём и просит её в телеграмме. Однако Настя не принимает письмо всерьёз и выезжает спустя две недели, когда узнаёт, что смерть матери не за горами. Девушка опаздывает на похороны и испытывает горечь, запоздалое раскаяние за свою медлительность.
Герои рассказа
Всех героев можно поделить на группы:
- главные действующие: мать Катерина, дочь Настя
- второстепенные действующие. В деревне: пожилой сторож Тихон, соседка девочка Манюшка. У Насти: скульптор Тимофеев.
- Третьестепенные действующие лица жители деревни на похоронах. Почтарь, учительница и т.д.
- недействующие: отец Катерины Петровны, художник. Здесь можно выделить и скульптуру Гоголя она говорит в сознании Насти голосом совести. Тем самым через неё читатель знакомится с авторской позиции произведения.
Главные герои в Телеграмме
Катерина Петровна, вероятнее всего, происходит из дворянского рода. Паустовский намекает, что она воспитывалась в интеллигентной семье, разбирающейся в искусстве. В молодости женщина бывала в обществе творческих людей, а в Париже застала похороны Виктора Гюго. Катерина Петровна образованна и духовно развита.
Но в деревне она никому не нужна, ей не с кем обмолвиться словом. У женщины шикарный гардероб дворянки, небывалая там роскошь. Тем не менее находятся небезразличные знакомые, которые навещают старушку. Среди них и сторож Тихон, и девочка, и почтальон. Катерина Петровна ждёт участия только от одного человека своей дочери. Та присылает ей скупые отписки, ссылаясь на занятость. Мать и боится лишний раз потревожить своими телеграммами, лишь единожды не выдержав и отправив её первой. Когда находится при смерти.
Настя неопытна и только познаёт мир вокруг себя. В ней много амбиций и иллюзий. Девушка кажется душевной и трепетной, но своей матери уделяет мало внимания. Откликается на призыв о помощи не с первого раза, да и то на чужое письмо.
Роль Тихона
Тихон работяга, малограмотный, но искренний и отзывчив душой к чужим бедам. Он сторож в доме умирающей женщины. В его сердце ещё живы воспоминания об отце Катерины Петровны, Тихон уважает и её саму, как образованную и вежливую даму. Он проникается её бедой и составляет ответное письмо якобы от дочери. Несмотря на то, что обман был понят женщиной, старушка поблагодарила Тихона за участие. А сам его поступок можно считать бескорыстным порывом души, светлой и доброй. Его телеграмма символ рассказа.
Вместо заключения
Настя раскаивается, да поздно. Из деревни уезжает в слезах, ей стыдно. Паустовский не даёт конкретной оценки поведению девушки. Но через скульптуру Гоголя как бы передаёт зов совести и разума. Настя чувствует на себе, как была неправа, как опрометчиво поступила, откладывая последнюю встречу с матерью.
В результате читатель понимает, что дочь, какой бы чёрствой ни казалась, всё же пробудилась и признала свою вину, пусть и тяжёлым крестом станет для неё теперь эта ошибка. Всё-таки рассказ несёт в себе светлую мысль и даёт возможность учиться на чужих ошибках. Любить и беречь своих родителей, пока те живы, а не думать только об эгоистичных желаниях.
Читайте короткое произведение Паустовского и делайте собственные выводы.
Урок по литературе на тему «К.Г.Паустовский «Телеграмма». Образы-персонажи»
Тема: Образы — персонажи в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма»
Цель урока: обучая, развивать коммуникативную, социальную и информационную компетенции; создание условий для проявления познавательной активности учащихся.
Задачи:
Метапредметные:
— формировать представления о нравственности: добре, чуткости, отзывчивости, милосердии.
— раскрыть духовно-нравственные ценности, по которым живут герои;
Обучающие: формировать
-навыки самостоятельного анализа текста;
— умение высказывать свое отношение к прочитанному;
— умение выделять наиболее важные качества в человеке;
— способности раскрывать положительные и отрицательные черты характера героев;
— самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя и/или образа-персонажа;
— давать аргументированный ответ на проблемный вопрос.
Воспитательные:
— привитие таких ценностей, как ответственность перед родителями, уважение к ним, внимательное и бережное отношение к людям старшего поколения.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, видео Симоновой «Не опоздайте!».
Ход урока
Организационный момент. Мотивация.
У нас сегодня непростой урок. Непростой – по содержанию, по осмыслению, непростой эмоционально. Я поняла, что этот рассказ растревожил ваши души, а лишь растревоженная душа способна в полной мере воспитать в каждом из нас человека.
II. Определение темы целей урока. Просмотр видео Симоновой «Не опоздайте!»
— Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить?
III. Подбор эпиграфа к уроку.
Работа в группе.
«Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, — это мать» М. Горький
«Никогда не делайте того, за что вам придется казнить себя» Кант
«Против предательства никто не застрахован» М. Шатров
«Самое большое счастье в жизни – это уверенность в том, что тебя любят. Гюго.
«Природа учит нас понимать прекрасное. Любовь к родной стране невозможна без любви к природе». Паустовский К.Г.
«Будь человеком! За добро плати добром. Не будь пустельгой». К.Паустовский.
Словарная работа.
Пустельга – хищная птица семейства соколиных; (простореч.) – пустой, легкомысленный человек.
Паустовский затрагивает одну из важнейших проблем всех времен – проблему отношений детей и родителей.
-Какие же проблемы, ребята, поднимает в своем рассказе К. Паустовский?
— одинокой старости;
— материнской любви;
— милосердия;
-взаимоотношений родителей и детей и другие проблемы.
IV. Анализ произведения.
Итак, сегодня на уроке мы постараемся ответить на проблемный вопрос: Прошли ли герои Паустовского испытание на истинную человечность?
Человечность – это (милосердие, доброта, забота, участие, сострадание, внимание, жалость, сочувствие, ненависть, предательство, злость, гуманность).
1 группа.
Дайте аргументированные ответы на вопросы, подкрепляя их цитатами из текста.
1. Что во внешнем облике Насти подчёркивает автор? Стр.58
(«Художники звали её Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза». Сольвейг – в переводе означает «Солнечный путь». Но авторское определение «холодные» контрастно этому имени. Солнце не может быть холодным. Глаза – зеркало души человека. Что-то подобного мы и ожидали.)
2. Почему Настя вздрогнула, когда увидела скульптуру Гоголя? Стр.59
(Произошло то, что происходит в момент встречи человека с прекрасным. Героиня потрясена. «Насмешливо, зная её насквозь, смотрел на неё остроносый человек. Настя видела, как на виске его бьётся тонкая склеротическая жилка», «А письмо –то в сумочке нераспечатанное, — казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. – Эх ты, сорока», В душе героини происходит внезапный перелом в психологическом состоянии. Отступило суетное, сиюминутное – осталось главное: мать и её одиночество.)
3. Случайна ли цифра 3 во фразе, вложенной автором в уста Тимофеева: «Ночи не спишь! Три года читаешь о Гоголе. Свиные рыла снятся?» стр56
(3 года страдает от одиночества Катерина Петровна, три года проводит в творческих муках и безвестности Тимофеев, и эти же 3 года живёт вдали от матери Настя, живёт, по её словам, так, что «нет времени не то чтобы приехать, а даже написать настоящее письмо».)
5. Бездушна ли, по-вашему, Настя?
(Настя отнюдь не бездушна: она сочувствует Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки.)
Критерии оценивания:
1) Даёт ответы на вопросы;
2) Точно подбирает аргументы из текста
2 группа.
Дайте аргументированные ответы на вопросы, подкрепляя их цитатами из текста.
Найдите в тексте глаголы, которые указывают на темы Настиной жизни.стр60
(«горячилась, доказывала», хлопотала, ссорилась и мирилась с неуживчивым скульптором, «приходила в отчаяние». Неужели это самая Настя, которая могла за три года не написать матери ни одного письма? Сколько душевных сил потратила.)
Какое чувство вызвало письмо от Катерины Петровны? Стр.60.
Как можно объяснить реакцию Насти, когда она получила телеграмму?стр61
(«Настя скомкала телеграмму и нахмурилась». Неприятное известие, не вовремя, это нарушило её планы.)
Какие факты свидетельствуют о том, что совесть и Насти всё же пробудилась? Стр.62, 66
(Бросив всё, она наконец-то поехала к матери: «проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжёлый (как на душе у Насти) рассвет», уехала «крадучись» (стыдно перед людьми). И не зря ей казалось, что никто, кроме матери, «не смог снять с ней непоправимой вины, невыносимой тяжести».)
Критерии оценивания:
1) даёт ответы на вопросы;
2) рассуждает на заданную тему;
3) ответы подкрепляет цитатами из текста
3 группа
Составить «Толстые и тонкие» вопросы о жизни Катерины Петровны.
4 группа
Составить план к той части, в которой рассказывается о болезни Катерины Петровны и последующих событиях.стр.63
5 группа
Дайте аргументированные ответы на вопросы, подкрепляя их цитатами из текста.
1.Кто такие Тихон и Манюшка? Как они помогали Катерине Петровне? стр55
2.Для чего Тихон сочинил телеграмму. Стр.64
3. Какой наказ Тихон дает Манюшке и с какой целью? Стр.64
4. Прошли ли Тихон с Манюшкой это жизненное испытание? Вместе с Тихоном рядом с Катериной Петровной находилась девочка Манюшка. Она занимала то место, которое должна занимать дочь Настя.
5. А для чего вводится в рассказ образ молодой учительницы? Стр.65 Этот образ противопоставлен образу Насти. Она сразу вспомнила про мать, которая осталась в городе. Сердце у нее доброе, ведь она не знала Катерину Петровну, а пошла за гробом.
-Сторож Тихон помогает старой женщине: рубит, пилит, колет старые деревья на дрова. Тоже не умеет красиво говорить. Но, пожалев Катерину Петровну, дает телеграмму Насте. Не дождавшись ответа, совершает подлог: приносит умирающей женщине мнимую телеграмму от дочери.
-Манюшка — дочь колхозного сапожника — прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь, спала на старом диване. По речи видно, что она не очень грамотная, простая девочка, но понимает, что человек в беде — надо помогать
— Девочка окружает одинокую старушку теплом и заботой. Милосердие и сострадание проявляются у маленькой девочки в большей степени, чем у дочери.
6 группа
Попытаемся доказать, что Катерине Петровне действительно плохо. У Паустовского природа – живое существо, связанное незримой нитью с человеком.
— В какое время года происходят события, описанные в рассказе и почему? Стр.54
— Какие детали в описании пейзажа выделяет автор, чтобы подчеркнуть одиночество доживающей свой век женщины?
1. «Позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю» – параллель: Катерину Петровну как бы тоже позабыли, и звёзды понимают это и поэтому смотрят пронзительно.стр57
2. «Доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора» — «Доживала свой век в старом доме». Стр.54
3. Озябший клён – «Ему некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи» — К.П. тоже никто не ждёт, ей тоже некуда идти, она просто доживает. Клён – это её память, видя его, она вспоминает себя.) стр.57
-Какова роль эпизода встречи с кленом? (Именно после встречи с кленом она решается написать письмо дочери.)стр.57 К.П.пожалела клен…
(Учащиеся читают письмо: «Ненаглядная моя, — писала Катерина Петровна. — Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень».
-А что-то удивило в письме?
(Никакой радости, только одиночество. Тоска прорывается в письме, всю силу материнской любви вложила она в письмо. Нет у неё никакого,у дивило то, что она как-то просто пишет о приближении смерти («зиму эту я не переживу», «смерть забыла ко мне дорогу»).
— А еще удивительно, что в таком коротком письме она пишет об окружающей природе: обычно в письмах сообщают о знакомых или родственниках. А Катерина Петровна упоминает о саде, об осени).
Действительно, образ Катерины Петровны очень цельный. Паустовский мастерски показывает тонкий склад души Катерины Петровны. Она и окружающий ее мир — единое целое.
1) даёт ответы на вопросы;
2) рассуждает на заданную тему;
3)ответы подкрепляет цитатами из текста
Вспомните, с какими произведениями на эту тему мы познакомились недавно?
— Притча о блудном сыне, «Станционный смотритель».
— В чем сходство и в чем различие этих произведений?
V. Выступление групп. Взаимооценивание по критериям.
VI. Итоги урока. Рефлексия.
— Кто из героев прошёл испытание на истинную человечность? (Чужие для К.П. люди не прошли мимо горького одиночества брошенной дочерью старушки. А вот Настя это испытание не прошла, поэтому из него она вышла с чувством непоправимой вины, невыносимой тяжести.)
Чтение заранее подготовленным учеником стих. Андрея Дементьева «Как важно вовремя успеть»
Как важно вовремя успеть
Сказать кому-то слово доброе,
Чтоб от волненья сердце дрогнуло! —
Ведь все порушить может смерть.
Как важно вовремя успеть
Похлопотать или поздравить,
Плечо надежное подставить!
И знать, что будет так и впредь.
Но забываем мы подчас
Исполнить чью-то просьбу вовремя,
Не замечая, как обида кровная
Незримо отчуждает нас.
И запоздалая вина
Потом терзает наши души.
Всего-то надо — научиться слушать
Того, чья жизнь обнажена
«Мы научились плавать, как рыбы, летать, как птицы, нам осталось научиться жить по-человечески». Будьте Человеком! Не забывайте о самых близких и родных людях. Не гасите свет своей души» Бернарда Шоу:
VII.Домашнее задание.
Стр.68, зад 6.
Написать письмо своей маме «Поступок, за который я себя осуждаю»
Формативное оценивание.
Фамилия, имя _____________________Оцени свою работу в группе по схеме:
0 – не работал, ленился
1 – работал нехотя, заставляли
2 – активно работал
3 – очень активно работал
Фамилия, имя _____________________
Оцени свою работу в группе по схеме:
0 – не работал, ленился
1 – работал нехотя, заставляли
2 – активно работал
3 – очень активно работал
К.Г.Паустовский. «Телеграмма» Главные герои произведения.
Орг. Момент
Звучит песня на казахском языке «Ана туралы ән»
1.Установка на урок
Сегодняшний урок – это урок доброты, понимания, сочувствия, сострадания.
2.Мотивация деятельности.
Сегодня мы поговорим об обыденном и вечном – о любви к матери. Это чувство заложено в нас самой природой, но мы не всегда осознаем, как важно не допустить, чтобы повседневные заботы оттеснили на второй план любовь к самому близкому нам человеку.
Обратимся к эпиграфу, написанном на доске:
Самозабвенная и бескорыстная любовь матери – что есть на свете более высокого и благородного, чем это чувство? Оно обязывает нас, детей человеческих, жить по самому строгому и высокому кодексу совести.
Все мы в долгу перед нашими матерями.
Чингиз Айтматов.
— Итак, ребята, выпишем ключевые слова из эпиграфа, обоснуем свой выбор.
Любовь
есть что? /чувство/ чья /материнская/
какое?
высокое, благородное
какая?
самозабвенная, бескорыстная
что делает?
обязывает
кого?
нас
как?
жить по совести
Вывод: Все мы в долгу перед нашими матерями.
Слово мама – особое, оно сопровождает нас всю жизнь. Всё может измениться. Ничего нельзя знать наверняка. Но никакие, даже самые невероятные, перемены не могут заставить «пересмотреть» роль в нашей судьбе человека, который дал нам жизнь. Мать – вне ряда, место её в нашей жизни – особое, исключительное.
Об этом говорит в своем рассказе «Телеграмма» К.Г.Паустовский
Задание группам:
Напишите текст телеграммы.
Вывод:
1) Что такое телеграмма?/извещение/
2) Чем она отличается от письма?/краткостью содержания/
3) По какому случаю посылают телеграммы?
а) Поздравления со свадьбой или юбилеем, с днем рождения
б) Приглашения
4)Сколько было телеграмм в тексте?
Куда, кому и кем они были отправлены?
Сегодняшний урок – это урок доброты, понимания, сочувствия, сострадания.
II. Проверка домашнего задания
Работа по группам.
« Дополни предложения»
( пересказ отрывков из текста) Екатерина Петровна доживала свой век в . . . доме.
2.
Она задохнулась, остановилась у . . . дерева, взялась рукой за холодную мокрую ветку.
3 .
Катерина Петровна осторожно перебирала пухлые бумажки
Вопрос: — Выражает ли автор прямое сочувствие героине?
Вывод: за простой, внешне бесстрастной манерой повествования скрывается глубокое сострадание автора к одиноко доживающей свой век женщине.
Прослушивание песни «Пишите письма матерям»
Скажите, что объединяет эту песню с рассказом К. Паустовского ,,Телеграмма,,.
— Тема взаимоотношение родителей и детей.
Основная мысль:
Помните о родителях, пишите, навещайте – это обязанность перед тем, кто дал тебе жизнь.
Задание:
Напишите мини-сочинение « Моя мама»
Переход к новой теме:
Слово учителя
Приезжайте к родителям в гости,
Чтобы совесть не мучила после.
Не возите ни денег, ни славы –
Будьте ласковы с ними всегда вы,
Мать, отец . . . Их предел недалече
Завтра может не быть встреч,
Чтобы совесть не мучила после,
Приезжайте к родителям в гости.
—Ребята, кому из героев рассказа вы бы обратили эти слова?
— Насте .
тема нашего урока:
Главные герои рассказа К.Паустовского «Телеграмма»
Словарная работа.
Словарь урока
Сочувствие – отзывчивое отношение к переживаниям, несчастью других.
Совесть – чувство моральной ответственности за свое поведение.
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствутся человек.
Милосердие – сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся.
1.Как вы думаете, почему рассказ называется ,,Телеграмма,,?
— Именно это телеграмма перевернула всю жизнь Насти
2. С каким чувством вы прочитали это произ.?
— С чувством волнения, тревоги, грусти.
Само название рассказа настроило на это.
— Есть телеграммы, которые приносят радость, а некот. телеграммы – горе.
3. Чтение телеграммы.
«Катя помирает. Тихон.»
4.Работа по тексту.
— С чего начинается рассказ?
— С описания природы.
-Читается отрывок, где описывается,
мрачная картина природы.
5. Докажите , что природа передает нам чье-то настроение, состояние души?
Задания по группам: Покажите трагизм положения (одиночество и переживания) Катерины Петровны через
1.Пейзаж
Сделайте вывод.
2. Интерьер её комнаты
Возникает ощущения чего?
Какой вы увидели Катерину Петровну?
3.Слова « один», « единственный»
Что с чем сравнивается?
Зачем К. Паустовскому нужно
вернуться к слову «один» в
предложении «… скатилась одна –
единственная слеза»?
Вывод: 1. пейзаж печален, когда печален
человек.
2.ощущение одиночества,
покинутости, заброшенности.
«Все слёзы выплаканы…»
6. Составления синквейна.
1.Какими словами вы бы определили
душевное состояние Катерины Петровны?
Надежда, разочарование, грусть, боль, одиночество.
Что вы узнали о Катерине Петровне.?
Добрая, больная, грамотная, слабая, одинокая.
Какая Настя для Катерины Петровны?
Единственная, ненаглядная, любимая, родная, непонятная.
7. Настя – дочь Катерины Петровны.
— Чем жила Катерина Петровна?
— надеждой, что приедет Настя.
Чтение текста письма.
— Почему в обществе человек умирает от одиночества?
— Что происходит с душами людей?
В душах поселился холод.
— Когда К. Паустовский использует слово «холод» ?
— По отношению кому чаще всего звучит это слово?
Задание группам:
— Что вы узнали о Насте?
Какая она?
Используется для характеристики Насти
Контраст
К окружающим | К матери |
внимательная чуткая заботливая добрая | невнимательная плохая чёрствая бездушная |
Вопрос: Бескорыстна ли Настя? (карьеристка)
— Все делает, чтобы продвинуться, прославиться
-Можно ли однозначно сказать, что Настя – плохой, жестокий, черствый человек?
— Нет, она не черствый человек – в Ленинграде помогает . . .
-вы думаете, как Настя будет жить в будущем?
— Какую библейскую заповедь нарушила Настя?
Почитай мать, отца.
— Есть ли в рассказе по – настоящему добрые люди?
Какова их роль?
8. Задание по группам:
Заполнение «Двойной пузырь»
В рассказе есть второстепенные герои – это Манюша, Тихон.
— Прощает ли Паустовский Настю ?
Учительница.
Прочитайте про поведение молодой учительницы во время похорон.
Молодая учительница поцеловала желтые руки К.П., как бы прося прощение за все молодое поколение, которое оторвано от своих родителей, у которых своя жизнь, свои дела, свое счастье.
Вывод: Паустовский простил Настю. Потому что в тексте есть предложение « Ей казалось…»
Казалось , значит можно предположить…
9. Обратная связь.
Задание: Составьте текст телеграммы, где вы могли бы донести до Насти состояние её матери.
Основной признак телеграммы: лаконизм, образность.
10.—Итак, в чем же мастерство писателя?
( В том, что он помог нам задуматься
о том, как страшно потерять маму;
об одиночестве, доброте и милосердии;
о человечности, об отношении к маме;
о моих родных;
о том, какой ценой Настя расплатилась за свой эгоизм;
почему Настя не поняла, что не деньги были нужны её маме;
нельзя быть таким бесчеловечным, как Настя;
нужно заботиться о маме;
я многого не знаю, но я никогда не поступлю так, как Настя;
старые люди нуждаются в нашей поддержке;
я очень люблю свою маму и боюсь её потерять;
нельзя совершать такие ошибки, которые исправить невозможно
11. Домашнее задание:
,,Не забывайте о самых близких,,
Будь человеком! – говорил Паустовский
За добро плати добром.
Напишите письмо своей маме