Тема общение: Общение.Общение – это широкое и многоплановое понятие

Общение.Общение – это широкое и многоплановое понятие

           Тема : Общение

 

Цель урока: разъяснить учащимся сущность «общения», его видов и форм, познакомить с элементами культуры общения, развивать умение вести дискуссию, владеть основами культуры диалога.

 

I      Приветствие

 

 

                                  Здравствуйте те, кто хорошо позавтракал

                                  Здравствуйте те, кто не завтракал и мечтает об обеде

                                  Здравствуйте те, кто рад наступлению осени

                                  Здравствуйте те, кто готов работать и общаться.

 

  Я не зря выбрала такую форму приветствия. Это связано с темой нашего урока, который будет посвящен проблеме общения.

 

II       Вводно-мотивационный этап.

 

              Сегодня мы ответим на вопросы:

—          Что такое общение?

—          Какие виды общения существуют?

—          Поговорим о правилах и способах общения.

 

III          Собственно учебная деятельность.

 

1.      Фронтальная работа с учащимися. Формирование новых понятий.

 

            Общение – это широкое и многоплановое понятие. Человек читает книгу, происходит общение, причем не только читателя с писателем, но и наоборот. Смотрит человек спектакль, выступает с лекцией, говорит по телефону, разговаривает с другом – все это общение.

               Существует и выражение «общение с природой».

               При всех различиях и понимании слова «общение» оно выражает обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности – усвоенной информацией, мыслями, суждениями, чувствами.

 

                Работа со схемой на доске

                                                    Структура общения.

 

                                                         

О б щ е н и е

                                               ø                  ú                   è

    

                 Коммуникация:              Интеракция:                  Социальная перцепция:

        обмен информацией           взаимодействие                  восприятие

                                                     обмен действиями,              понимание,

                                                     поступками                          оценка

 

 

                  Модель коммуникативного процесса включает 5 элементов:

     Кто? (передает сообщение) – коммуникатор

     Что? (передает) – сообщение (текст)

     Как? (осуществляется передача) – канал

     Кому? (направляется сообщение) – аудитория

     С каким эффектом – эффективность.

 

                 Слово коммуникация (с латыни) означает «общее, раздельное со всеми».

 

               Т.о., можно говорить об общении как организации совместной деятельности и взаимоотношении включенных в нее людей.

 

              Схема на доске

                                                В и д ы   о б щ е н и я

                                                                                                                            Речевое                                                              Неречевое

      Вербальное (коммуникация)                                 Невербальная коммуникация                                  

  Осуществляется посредством                                       Визуальные виды бщения-

речи, т.е. при помощи слов и звуков                       мимика, пантомимика,покрас-

Речь – универсальное средство                                 нение

коммуникации.                                                                  Акустическая система –       

                                                                                     диапозон, смех, плач.

                                                                                           Тактильная система –            

                                                                                       Пожатие руки, объятия.

                                                                                            Так же запахи                                                                                                   

 

 

           Выступление ученика с сообщением о формах общения.

 

 

          —     Человек нуждается в общении с другим человеком, с момента своего рождения. Учеными установлено, что с 1,5 – 2 месячного возраста развитие ребенка происходит прежде всего в общении со взрослыми. Недостаток в таком общении может привести к отклонениям в развитии.

Общение с другими людьми является жизненной необходимостью, для людей любого возраста, особенно оно важно в юности. Недаром у всех народов тяжким наказанием является одиночное наказание.

 

— Что вы думаете о роли общения?

Примерные ответы учеников:

Получение знаний

Передача опыта

Усвоение культурных норм, правил поведения

Ценности

Оценивание поступков

Вырабатывание таких качеств как доброта, честность, принципиальность, отзывчивость

Развитие интересов человека

Обмен мнениями, впечатлениями

Узнавать себя и других и т.д.

 

— Любой человек оценивает себя глазами других людей. От общения зависят наши успехи, настроение, удачи.

 

-Вспомните с кем вы общались сегодня утром?

— Изменилось ли ваше настроение?

— Если да, то в какую сторону?

 

Учащимся предлагается упражнение по определению настроения

Цветные карточки отображающие настроение учащиеся складывают в коробочку.

 

Учитель объясняет значение цветов.

1)красный — психологическое значение этого цвета- возбуждение, активность, вера в собственные силы, уверенность в себе.

2)желтый — соответствует чувству свободного развития, желтый цвет предпочитают люди стремящиеся к саморазвитию

3)зеленый — выражает стабильность, твердость, постоянство. Зеленый цвет успокаивает нервную систему.

4)серый

— скромность, практичность, печаль.

5)черный — противоположность всему позитивному, абсолютное отрицание. Человек предпочитающий черный стремится скрыть свой внутренний мир.

 

   -В каждом сообществе людей есть своего рода Кодекс правил общения.

 

       Выступление представителей групп о правилах общения.

1) Правила общения по телефону

2) Правила общения по sms

3) Правила общения и работы в группе

4)  Правила ведения спора

( задание дается заранее)

 

В общении существует понятие установки.

В « Ревизоре» есть тому подтверждении (два учащихся показывают сцену общения гоголевских персонажей)

 «Городничий. Позвольте мне предложить вам переехать со мною на другую квартиру.

Хлестаков. Нет, не хочу! Я знаю, что значит на другую квартиру:  то есть в тюрьму! Да какое вы имеете право? Да как вы смеете? Да вот я…Я служу в Петербурге. (Бодрится.) Я, я, я…

Городничий (в сторону). О, господи ты боже, какой сердитый! Все узнал, все рассказали, проклятые глупцы!

Городничий (вытянувшись и дрожа всем телом). Помилуйте, не губите! Жена, дети маленькие…не сделайте несчастным человека.

Хлестаков. Нет, я не хочу! Вот еще! Мне какое дело? От того, что у вас семья и дети, я  должен идти в тюрьму, вот прекрасно!…Нет, благодарю покорно, не хочу».

-Здесь мы с вами увидели психологическое явление, которое специалисты называют «установка». У Хлестакова и Городничего при встрече выявляются свои установки. Т. е., их представления о том , что должно произойти. Городничий ждал приезда ревизора, он уверен, что разговаривает с ревизором и боится за свою карьеру, стремится смягчить его. А Хлестаков знал, что он задолжал в гостинице, и его поэтому ждут неприятности, даже арест. Именно поэтому Городничий не сомневается в силе Хлестакова-ревизора , а Хлестаков в намерениях Городничего арестовать его. И истолковывают реплики друг друга на фоне собственных установок. Таким образом, установка может помешать началу разговора или привести к конфликту. Это мы и увидели в Гоголевском ревизоре.

 

Мы с удовольствием проводим время с теми, кто нас понимает, кто нам интересен и стараемся избегать общения с людьми, которые неприятны и не вызывают симпатии.

Однако такое общение не только неизбежно, оно может быть плодотворным и полезным.

 Историческая справка. Выступление учащегося о предвыборной борьбе Авраама Линкольна.

 

-Таким образом можно сказать что нет такого человека, с которым нельзя было бы найти точки соприкосновения.

Для того чтобы с кем-то поладить, подружиться надо приложить усилия, преодолеть ошибки в оценке людей, с которыми общаешься.

 

Упражнение  «Расшифруй слово».

На доске слово «Общение»

 

Каждую букву использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение».

 

О       объединение

Б        близость,

Щ      щедрость

Е        единство

Н       необходимость

И       искренность

Е        единомыслие

 

Фронтальная работа.  Вопросы к классу.

—  Всегда ли ваше общение с другими бывает успешным?

—  Нужно ли учиться общению?

—  Как вы считаете для чего это нужно?

—  Говорил ли кто-нибудь вам слова «я не хочу с тобой общаться»?

—  Были ли эти слова справедливы?

—  Как вы на них реагировали?

 

Иногда общение сравнивают с танцем. Для его успешного исполнения важно вовремя отступить, пропустив партнера.

В общение следует вступать без предвзятости М. Горький советовал:

«Никогда не подходите к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего».

А писатель М.М. Рощин сказал о культуре общения: «Попробуйте не наступать, а уступать; не захватывать, а отдать; не спрятать, а поделиться; не орать, а выслушать; не разорвать, а склеить».

— Умеем ли мы общаться, лучше всего знают те, с кем мы общаемся на улице, в школе с одноклассниками.

Давайте проверим, какие вы в общении.

При помощи теста «С тобой приятно общаться».

Постарайтесь отвечать честно.

Расшифровка баллов:

+2 – с тобой приятно общаться

+1 – ты не самый общительный человек

0 – не знаю, я мало с тобой общаюсь

-1 – с тобой иногда неприятно общаться

-2 – с тобой очень тяжело общаться

На листочке указывается балл и имя кому адресуется. Подсчет дома.

 

 

— Существующее в современном мире многообразие способов общения так или иначе связаны с интернетом.

Согласитесь, электронная почта, чаты, форумы, интернет журналы и газеты стали не менее важным аспектом повседневности чем телевизор и телефон.

— В чем же плюсы и минусы интернет-общения?

(Ответы учащихся)

 

Информационный блок

 

Я предлагаю вам запомнить правила общения:

1. Не оправдывайте себя! (Меня не понимают, меня не ценят)

2. Не снимайте с себя ответственности!

3. Будьте искренни!

4. Будьте справедливы!

5. Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают!

6. Будьте естественны в общении!

7. Анализируйте свои отношения с людьми, смотрите в них как в зеркало!

 

— Подумайте и перечислите основные составляющие успешного общения.

— Учащиеся от парты выходят к доске и прикрепляют лепестки ромашки к доске (в центре смайл желтого цвета) Примерные слова:

 расположенность к другим людям, чувство юмора,  искренность, справедливость, ответственность, терпение, доверие, умение владеть собой, умение слушать и т.д.

 

IV Закрепление понятий

 

— А сейчас поприветствуйте соседа по парте:

Скажите «привет» — какой это вид общения?

Пожмите руки — какой это вид общения?

Помашите рукой – какой это вид общения?

Скажите «как дела» — какой это вид общения?

 

   Учитель читает стихотворение

 

Останься честен , говоря с толпой,

Будь прям и тверд с врагами и друзьями.

Пусть все в свой час считаются с тобой

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег,

Тогда весь мир ты примешь во владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

                                                            (Р. Киплинг)

 

                         V  Рефлексия

 

— Сегодня для меня было главным…

— Сегодня я понял, что…

 

 

 

Домашнее задание:  Ответить на проблемный вопрос: « Может ли человеку в современном обществе что-либо ( TV, компьютер) заменить общение?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие общения. Структуры и виды общения. — Logoprofy.ru

Понятие общения

Общение — это многоплановый процесс взаимодействия людей, порождаемый потребностями совместной деятельности.

В процессе общения происходит передача и прием сообщения с помощью вербальных и невербальных средств. Процесс общения включает как прямую, так и обратную связь, в результате чего происходит обмен информацией между участниками общения, ее восприятие и познание ими, а также их влияние друг на друга и взаимодействие.

Общение присуще всем высшим живым существам. Человеческое общение является наиболее совершенным видом общения, так как процесс общения происходит осознанно и опосредствован речью.

Структура общения:

1) коммуникативно-информативный компонент — передача информации и обратная связь, в основе которой лежит психологический контакт;

2) познавательный аспект основан на взаимовосприятии и понимании людьми друг друга;

3) интерактивный аспект — взаимодействие людей друг с другом.

Структура взаимодействия в общении:

1) физический контакт;

2) перемещение в пространстве;

3) совместное групповое или массовое действие;

4) духовный вербальный контакт;

5) невербальный информационный контакт.

Взаимодействия бывают:

1) внутриличностные;

2) межличностные;

3) личностно-групповые;

4) личностно-массовые;

5) межгрупповые;

6) массово-групповые.

Для общения характерно наличие содержания и целей.

Под содержанием понимается информация, которая передается в процессе общения от одного живого существа к другому. Эта информация может содержать сведения о внутреннем мотивационном состоянии живого существа, о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Благодаря общению от одного существа к другому могут передаваться данные об эмоциональных состояниях (печаль, страдание, радость, гнев, удовлетворенность и т. п.), ориентированные на то, чтобы настроить другое живое существо на контакт.

Через общение от одного живого существа к другому может передаваться информация о состоянии внешней среды, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов (пищи, воды, другого существа).

Содержание человеческого общения значительно шире, чем у животных. В процессе общения люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение характеризуется многопредметностью и многоплановостью.

Целью общения у животных может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия.

Цели общения человека значительно шире, они включают передачу и получение объективных знаний о мире, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, обучение и воспитание, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, удовлетворения социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, интеллектуальных и нравственных потребностей.

При общении выделяют три зоны восприятия пространства:

1) интимная (20-30 сантиметров до тела человека) — впускаются только очень близкие люди, за исключением тех случаев, когда подобные контакты вызваны социальной необходимостью

2) личностная (один метр до тела человека) — допускаются люди, с которыми установлены ровные отношения;

3) социальная (три метра до тела человека) — впускаются практически все за исключением тех, кто не приятен человеку и вызывает у него дискомфорт.

Знание закономерностей общения является очень важным как для педагога, так и для врача, юриста, бизнесмена.

 Виды общения.

Виды общения по содержанию:

1) материальное — обмен предметами и продуктами деятельности, которые, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей;

2) когнитивное — передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности;

3) кондиционное — обмен психическими или физиологическими состояниями, оказание влияния друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести человека в определенное физическое или психическое состояние;

4) деятельностное — обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

5) мотивационное общение состоит в передаче друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.

Виды общения по целям:

биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей и необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;

социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

Виды общения по средствам:

1) непосредственное общение — происходит с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п.

2) опосредствованное общение — связано с использованием специаль ных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (природных (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.) или культурных (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.) предметов).

3) прямое общение строиться на основе личных контактов и непосредственного восприятия друг другом общающихся людей в самом акте общения (например, телесные контакты, беседы людей друг с другом и т. д.).

4) косвенное общение происходит через посредников, которыми могут быть другие люди (например, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

Другие виды общения:

1) деловое общение является частным моментом какой-либо совместной деятельности людей. Оно служит средством повышения качества этой деятельности;

2) личностное общение характеризуется сосредоточеностью в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека (поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т. п.).

3) инструментальное общение — это общение, которое не является сaмoцeлью, не стимулируется, самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения;

4) целевое общение служит средством удовлетворения потребности в общении.

5) невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица). Невербальные формы и средства общения присущи не только человеку, но и некоторым высшим животным (собакам, обезьянам и дельфинам). В большинстве случаев невербальные формы и средства общения человека являются врожденными. Они позв оляют людям взаимодействовать друг с другом, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях;

6) вербальное общение является прерогативой человека и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить.

Пособие для детских психологов: Психологические «Кубики историй» для детей

Связь | Определение, типы, примеры и факты

связь

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Эрнест Г. Борман Жан-Мари Мессье Максвелл МакКомбс Уилбур Шрамм Юрген Хабермас
Похожие темы:
язык общественное мнение общение с животными теория информации массовая коммуникация

Просмотреть весь связанный контент →

общение , обмен значениями между людьми через общую систему символов.

В статье рассматриваются функции, виды и психология общения. Для лечения общения животных см. поведение животных. Для дальнейшего рассмотрения основных компонентов и приемов человеческого общения см. язык; речь; письмо. Для технологических аспектов, включая устройства связи и информационные системы, см. вещание; словарь; энциклопедия; обработка информации; теория информации; библиотека; печать; издательское дело, история; телекоммуникационные СМИ; телекоммуникационная сеть; телекоммуникационная система.

Тема общения волновала ученых еще со времен Древней Греции. Однако до нового времени эта тема обычно относилась к другим дисциплинам и воспринималась как должное как естественный процесс, присущий каждой из них. В 1928 г. английский литературовед и писатель И.А. Ричардс предложил одно из первых — и в некотором смысле лучшее — определение коммуникации как отдельного аспекта человеческой деятельности:

Коммуникация имеет место, когда один ум воздействует на свое окружение таким образом, что оказывает влияние на другой ум, и в этом другом уме происходит переживание, подобное переживанию в первом уме, и частично вызванное этим переживанием.

Определение Ричардса является одновременно общим и грубым, но его применение почти ко всем видам коммуникации, включая общение между людьми и животными (но исключая машины), отделило содержание сообщений от процессов в человеческих делах, посредством которых эти сообщения передаются. . Совсем недавно были подняты вопросы относительно адекватности какого-либо одного определения термина 9.0025 связь в том виде, в котором она используется в настоящее время. Американский психиатр и ученый Юрген Рюш определил 40 разновидностей дисциплинарных подходов к предмету, включая архитектурные, антропологические, психологические, политические и многие другие интерпретации кажущегося простым взаимодействия, описанного Ричардсом. В целом, если включить такие неформальные коммуникации, как сексуальное влечение и игровое поведение, существует по крайней мере 50 способов межличностного общения, основанных на десятках дискретных интеллектуальных дисциплин и аналитических подходов. Таким образом, коммуникацию можно анализировать по меньшей мере 50 различными способами.

Викторина «Британника»

Викторина «Первые коммуникации»

Интерес к коммуникации был вызван достижениями в науке и технике, которые по своей природе привлекли внимание к людям как к общающимся существам. Среди первых и наиболее впечатляющих примеров изобретений, ставших результатом технологической изобретательности, были телеграф и телефон, за которыми последовали другие, такие как беспроводное радио и телеобъективы. Развитие популярных газет и периодических изданий, радиовещания, кино и телевидения привело к институциональным и культурным нововведениям, которые позволили эффективно и быстро общаться между несколькими людьми и большими группами населения; эти средства массовой информации несут ответственность за рост и социальную силу нового феномена массовой коммуникации. ( См. также теория информации; обработка информации; телекоммуникационная система. )

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

Примерно с 1920 года рост и явное влияние коммуникационных технологий привлекли внимание многих специалистов, которые пытались выделить коммуникацию как особый аспект своих интересов. Психологи в своих исследованиях поведения и психики разработали концепции коммуникации, полезные как для их исследований, так и для некоторых форм терапии. Социологи определили различные формы коммуникации, с помощью которых мифы, стили жизни, нравы и традиции передаются либо из поколения в поколение, либо из одного сегмента общества в другой. Политологи и экономисты признали, что общение многих типов лежит в основе закономерностей социального порядка. Под влиянием новых технологий, особенно высокоскоростных компьютеров, математики и инженеры пытались количественно определять и измерять компоненты передаваемой информации и разрабатывать методы перевода различных типов сообщений в количества или суммы, поддающиеся как их процедурам, так и инструментам. Художники, архитекторы, ремесленники, писатели и другие задавали многочисленные и по-разному сформулированные вопросы об общем влиянии различных типов коммуникации. Многие исследователи, работающие в соответствующих областях своих дисциплин, также искали возможные теории или законы причины и следствия, чтобы объяснить, каким образом определенные виды общения влияют на человеческие наклонности при определенных обстоятельствах, а также причины таких изменений.

В 1960-х годах канадский педагог Маршалл Маклюэн свел интерес к области коммуникации к точке зрения, связывающей многие современные психологические и социологические явления со средствами массовой информации, используемыми в современной культуре. Часто повторяемая идея Маклюэна о том, что «медиа — это сообщение», стимулировала многих кинематографистов, фотографов, художников и других, которые приняли точку зрения Маклюэна о том, что современное общество перешло (или движется) от «печатной» культуры к «визуальной». . Конкретные формы, представляющие наибольший интерес для Маклюэна и его последователей, были связаны со сложными технологическими инструментами, к которым молодежь проявляет особый энтузиазм, а именно с кино, телевидением и звукозаписями.

В конце 20-го века основной фокус интереса к коммуникациям сместился с маклюэнизма и стал сосредотачиваться на (1) индустрии массовой коммуникации, людях, которые ею управляют, и влиянии, которое они оказывают на свою аудиторию, (2) убедительности общение и использование технологий для воздействия на диспозиции, (3) процессы межличностного общения как посредников информации, (4) динамика вербального и невербального (и, возможно, экстрасенсорного) общения между людьми, (5) восприятие различных видов общения, ( 6) использование коммуникационных технологий в социальных и художественных целях, включая обучение в школе и за ее пределами, и (7) разработка соответствующей критики художественных начинаний с использованием современных коммуникационных технологий.

Короче говоря, эксперт по коммуникациям может быть ориентирован на любую из множества дисциплин в области исследования, которая еще не составила для себя окончательного списка предметов и не согласовала конкретные методологии анализа.

Связь | Определение, типы, примеры и факты

связь

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Эрнест Г. Борман Жан-Мари Мессье Максвелл МакКомбс Уилбур Шрамм Юрген Хабермас
Похожие темы:
язык общественное мнение общение с животными теория информации массовая коммуникация

Просмотреть весь связанный контент →

общение , обмен значениями между людьми через общую систему символов.

В статье рассматриваются функции, виды и психология общения. Для лечения общения с животными, см. поведение животных. Для дальнейшего рассмотрения основных компонентов и приемов человеческого общения см. язык; речь; письмо. Что касается технологических аспектов, включая устройства связи и информационные системы, см. радиовещание; словарь; энциклопедия; обработка информации; теория информации; библиотека; печать; издательское дело, история; телекоммуникационные СМИ; телекоммуникационная сеть; телекоммуникационная система.

Тема общения волновала ученых еще со времен Древней Греции. Однако до нового времени эта тема обычно относилась к другим дисциплинам и воспринималась как должное как естественный процесс, присущий каждой из них. В 1928 английский литературовед и писатель И.А. Ричардс предложил одно из первых — и в некотором смысле до сих пор лучшее — определение коммуникации как отдельного аспекта человеческой деятельности: происходит переживание, похожее на переживание в первом уме, и оно частично вызвано этим переживанием.

Определение Ричардса является одновременно общим и грубым, но его применение почти ко всем видам коммуникации, включая общение между людьми и животными (но исключая машины), отделило содержание сообщений от процессов в человеческих делах, посредством которых эти сообщения передаются. . Совсем недавно были подняты вопросы относительно адекватности какого-либо одного определения термина 9.0025 связь в том виде, в котором она используется в настоящее время. Американский психиатр и ученый Юрген Рюш определил 40 разновидностей дисциплинарных подходов к предмету, включая архитектурные, антропологические, психологические, политические и многие другие интерпретации кажущегося простым взаимодействия, описанного Ричардсом. В целом, если включить такие неформальные коммуникации, как сексуальное влечение и игровое поведение, существует по крайней мере 50 способов межличностного общения, основанных на десятках дискретных интеллектуальных дисциплин и аналитических подходов. Таким образом, коммуникацию можно анализировать по меньшей мере 50 различными способами.

Викторина Британника

Викторина Word Nerd

Интерес к коммуникации был вызван достижениями в науке и технике, которые по своей природе привлекли внимание к людям как к общающимся существам. Среди первых и наиболее впечатляющих примеров изобретений, ставших результатом технологической изобретательности, были телеграф и телефон, за которыми последовали другие, такие как беспроводное радио и телеобъективы. Развитие популярных газет и периодических изданий, радиовещания, кино и телевидения привело к институциональным и культурным нововведениям, которые позволили эффективно и быстро общаться между несколькими людьми и большими группами населения; эти средства массовой информации несут ответственность за рост и социальную силу нового феномена массовой коммуникации. ( См. также теория информации; обработка информации; телекоммуникационная система.)

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

Примерно с 1920 года рост и явное влияние коммуникационных технологий привлекли внимание многих специалистов, которые пытались выделить коммуникацию как особый аспект своих интересов. Психологи в своих исследованиях поведения и психики разработали концепции коммуникации, полезные как для их исследований, так и для некоторых форм терапии. Социологи определили различные формы коммуникации, с помощью которых мифы, стили жизни, нравы и традиции передаются либо из поколения в поколение, либо из одного сегмента общества в другой. Политологи и экономисты признали, что общение многих типов лежит в основе закономерностей социального порядка. Под влиянием новых технологий, особенно высокоскоростных компьютеров, математики и инженеры пытались количественно определять и измерять компоненты передаваемой информации и разрабатывать методы перевода различных типов сообщений в количества или суммы, поддающиеся как их процедурам, так и инструментам. Художники, архитекторы, ремесленники, писатели и другие задавали многочисленные и по-разному сформулированные вопросы об общем влиянии различных типов коммуникации. Многие исследователи, работающие в соответствующих областях своих дисциплин, также искали возможные теории или законы причины и следствия, чтобы объяснить, каким образом определенные виды общения влияют на человеческие наклонности при определенных обстоятельствах, а также причины таких изменений.

В 1960-х годах канадский педагог Маршалл Маклюэн свел интерес к области коммуникации к точке зрения, связывающей многие современные психологические и социологические явления со средствами массовой информации, используемыми в современной культуре. Часто повторяемая идея Маклюэна о том, что «медиа — это сообщение», стимулировала многих кинематографистов, фотографов, художников и других, которые приняли точку зрения Маклюэна о том, что современное общество перешло (или движется) от «печатной» культуры к «визуальной». . Конкретные формы, представляющие наибольший интерес для Маклюэна и его последователей, были связаны со сложными технологическими инструментами, к которым молодежь проявляет особый энтузиазм, а именно с кино, телевидением и звукозаписями.

В конце 20-го века основной фокус интереса к коммуникациям сместился с маклюэнизма и стал сосредотачиваться на (1) индустрии массовой коммуникации, людях, которые ею управляют, и влиянии, которое они оказывают на свою аудиторию, (2) убедительности общение и использование технологий для воздействия на диспозиции, (3) процессы межличностного общения как посредников информации, (4) динамика вербального и невербального (и, возможно, экстрасенсорного) общения между людьми, (5) восприятие различных видов общения, ( 6) использование коммуникационных технологий в социальных и художественных целях, включая обучение в школе и за ее пределами, и (7) разработка соответствующей критики художественных начинаний с использованием современных коммуникационных технологий.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *