Тень в философии это: Валерий Лейбин о теневой стороне личности — Моноклер

Валерий Лейбин о теневой стороне личности — Моноклер

Рубрики : Лекции, Последние статьи, Психология, Публичные лекции


Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными, сделав любое пожертвование или купив что-то из нашего литературного мерча.


Какую функцию теневая сторона выполняет в нашей психике, из чего состоит архетип Тени, как он проявляет себя в нашей жизни, какое находит отражение в культуре и искусстве и почему так важно осознание и знакомство со своей Тенью: смотрим короткую, но обстоятельную лекцию доктора философских наук, профессора кафедры основ клинического психоанализа МИП Валерия Моисеевича Лейбина.

Тень — довольно важное понятие в аналитической психологии. Оно обозначает темную сторону психики, бессознательные проявления, отвергаемые человеком, но внутренне присущие ему и оказывающие воздействие на его мышление и поведение. Это не только бессознательные влечения и желания, которые воспринимаются с точки зрения культуры и общества как негативные, теневые, асоциальные, аморальные. Это часть Я, от взаимодействия с которой во многом зависит наше состояние. Как отмечал Карл Густав Юнг:

«Тень персонифицирует всё, что человек отказывается признавать в самом себе…. Встреча с самим собой предполагает встречу с собственной тенью» .

Тень издавна завораживала человека. Еще до появления психоанализа культура по-своему пыталась осмыслить феномен тени: Как отмечает д.ф.н., профессор кафедры основ клинического психоанализа МИП Валерий Моисеевич Лейбин:

«С древних времен считалось, что тень человека это неотъемлемая часть его души, изнанка его духа, необходимое условие формирования его я. Неслучайно в различных странах олицетворение тени человеком была пронизано мифами, суевериями. Как правило, чем-то негативным, приносящим личности несчастья, невзгоды….»

Почему так важна «очная ставка» с Тенью?

Во-первых, эта теневая сторона личности несет в себе наше прошлое, сохраняет примитивные желания и агрессивные влечения. Именно поэтому она, как правило, вытесняется, подавляется: мы не хотим замечать свои бессознательные негативные характеристики, поэтому игнорируем их. Это может привести к катастрофе, потому что сдерживаемое и подавляемое способно прорываться наружу, разрушать мораль, самоконтроль и захлестывать наше сознание.

Во-вторых, нужно учитывать, что тень – это не только изнанка психики, содержащая исключительно темные аспекты личности.

В ней присутствуют также такие влечения и желания, которые не исчерпываются чем-то скверным, морально неприемлемым. По убеждению Юнга, Тень включает в себя и все то, что представляет собой примитивное, инфантильное, неприспособленное, которое не получило своего зрелого, позитивного развития. Это означает, что тень может быть представлена не только негативной, но и позитивной фигурой. Она может включать в себя положительные характеристики человека, не получившие в реальной жизни своей реализации, поэтому задача аналитической терапии состоит не в исключении Тени из жизни пациента, а в осознании им ее наличия, в обретении способности интегрировать ее в Я и сосуществовать с ней, не прибегая к мучительному подавлению и соскальзыванию в лоно невротического заболевания.

Ну, и в-третьих, не стоит забывать, что наши негативные качества и характеристики могут обрести свою персонификацию в сновидениях или быть спроецированы на других людей. Мы редко осознаем проекции, тем более сложно «признать в них свою собственную Тень, отброшенную на объекты» — это обычно ускользает от нашего сознания. По мнению того же Юнга, человек не создает проекции, а сталкивается с ними. Окруженные собственными проекциями, мы словно оказываемся изолированным от своего окружения, вытесняя реальные отношения с людьми чем-то иллюзорным. И выбраться из этого порочного круга не так-то легко.

«Необходимо убедить его, что он отбрасывает очень длинную Тень, прежде чем он согласится убрать свои эмоционально окрашенные проекции с их объекта» (К.Г. Юнг).

Кажется, аргументов более чем достаточно. Подробнее о том, что такое Тень (архетип), какую функцию теневая сторона выполняет в нашей психике и почему так важно осознание и знакомство со своей Тенью, смотрим в коротком, но обстоятельном докладе доктора философских наук, профессора кафедры основ клинического психоанализа Московского института психоанализа (МИП) Валерия Моисеевича Лейбина.


Читайте также Карл Юнг о том, почему некоторые люди раздражают нас


«Моноклер» – это независимый проект. У нас нет инвесторов, рекламы, пейволов – только идеи и знания, которыми мы хотим делиться с вами. Но без вашей поддержки нам не справиться. Сделав пожертвование, вы поможете нам остаться свободными, бесплатными и открытыми для всех.

Donate


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Карл Юнгпсихологияпубличные лекции

Похожие статьи

📖 Тень, Основные понятия, Глава 4. Карл Густав Юнг и аналитическая психология. Теории личности и личностный рост. Фрейджер Р. Страница 91. Читать онлайн


Тень

Тень — это архетипическая форма, состоящая из материала, подавленного сознанием; ее содержание включает те тенденции, желания, воспоминания и опыты, которые отсекаются человеком как несовместимые с персоной и противоречащие социальным стандартам и идеалам. Тень содержит в себе все негативные тенденции, которые человек хочет отвергнуть, включая животные инстинкты, а также неразвитые позитивные и негативные черты.

«Как я могу быть реальным, не отбрасывая тени? Если я хочу быть цельным, то должен иметь и темную сторону; осознавая свою тень, я вспоминаю еще раз, что я человеческое существо, подобное любому другому» (Jung, 1931, р. 59).

Чем сильнее становится наша персона, тем более мы идентифицируемся с ней и тем больше отвергаем другие части самих себя. Тень представляет собой то, что мы намереваемся сделать подчиненным в нашей личности, и даже то, чем мы пренебрегаем и чего никогда не развиваем в себе. В снах фигура тени может появиться как животное, карлик, бродяга или любая другая подчиненная фигура.

В своих работах о подавлении и неврозе Фрейд в первую очередь рассматривал аспекты того, что Юнг называет тенью. Юнг нашел, что подавленный материал организован и структурирован вокруг тени, которая становится в буквальном смысле негативной самостью, или тенью эго. Тень часто является в опыте снов как темная, примитивная, враждебная или пугающая фигура, так как содержание тени насильственно вытеснено из сознания и антагонистично сознательной точке зрения. Если материал из тени возвращается обратно в сознание, она теряет очень многие из своих примитивных и пугающих черт. Тень наиболее опасна, когда неузнана. В этом случае человек проецирует свои нежелательные черты на других или подавляется тенью, не понимая ее. Образы врага, дьявола или понятие первородного греха являются аспектами архетипа тени. Когда большая часть материала тени становится осознанной, меньшая не может доминировать. Но тень является интегральной частью нашей природы и никогда не может быть полностью уничтожена. Личность, претендующая на то, чтобы не иметь тени, оказывается не сложным человеком, а двумерной карикатурой, отрицающей смесь хорошего и плохого, неизбежно присутствующую во всех нас.

Юнгианский подход к тени стал предметом многих популярных книг и статей (см.: Abrams & Zweig, 1991 и Abrams, 1994, о точке зрения на тень в Америке).

Древний китайский мудрец Чжуан-цзы (369–286 до н. э.) описывает подход к установлению контакта с тенью, который заметно похож на юнгианский:

«Жил человек, который был так обеспокоен видом своей собственной тени и так недоволен своими собственными следами, что решил избавиться оттого и от другого.

Метод, который он нашел, — убежать от них. Так он встал и побежал. Но он все время ставил ноги (на землю) и оставлял другой след, пока тень держалась возле него без единого затруднения. Он приписал свою неудачу тому, что бежал недостаточно быстро. Так он бежал все быстрее и быстрее, не останавливаясь, пока наконец его не настигла смерть.

Ему не удалось понять, что, если бы он просто остановился в тени, его тень исчезла бы, а если бы он сел и оставался спокойным, не было бы больше следов» (in: Merton, 1965, p. 155).

Каждая подавленная частица тени представляет часть нас самих. И пока мы храним этот бессознательный материал, мы сами себя ограничиваем. По мере того как тень становится все более осознанной, мы получаем обратно подавленные части самих себя. Кроме того, тень остается негативной силой в психике. Тень — кладовая значительной инстинктивной энергии, спонтанной и жизненной — является главным источником нашей творческой энергии. Подобно всем архетипам, тень уходит корнями в коллективное бессознательное, и это может открыть доступ к множеству ценного бессознательного материала, отвергаемого эго и персоной.

Следующий отрывок ясно иллюстрирует юнгианское понятие тени и бессознательного в целом:

«Вопрос, который вы называете техникой установления контакта с тенью, очень труден и важен. Это фактически не является «техникой», так как техника означает то, что заранее известно, способ, связанный с основной трудностью или задачей, даже некое предписание. А это можно сравнить с дипломатией или управлением государством. Это, например, не отдельная техника, которая могла бы помочь нам примирить две противостоящие друг другу политические партии… Если кто-то может говорить о технике вообще, это включается только лишь в аттитюд. Во-первых, нужно принять опыт тени и серьезно к нему отнестись. Во-вторых, необходимо знать ее черты и стремления. В-третьих, длинные и сложные переговоры с ней будут неизбежны…

Никто не знает, каким может оказаться конечный результат таких переговоров. Известно только, что осмотрительное сотрудничество приводит к тому что проблема меняет свои очертания. Очень часто основные невозможные желания тени оказываются не более чем угрозами, обусловленными нежеланием части эго выйти на серьезное рассмотрение тени. Такие угрозы обычно ослабевают, если встретить их серьезно» (1973, р. 234).

Только когда мы размышляем, мы понимаем это, и тень появляется в другой форме. Установление контакта с тенью — пожизненный процесс всматривания и правдивого отражения того, что мы видим. Надо только удержаться в нашем основном, аутентичном ядре, нашей сокровенной самости (Франц, 1995).

Для размышления. Тень

Один из аспектов тени может быть персонифицирован в образе маленького демона, посвятившего себя тому, чтобы навредить вам или расстроить ваши замечательные планы. Он может появляться как непримиримый критик или как вопрошающий судья. Приведенные ниже вопросы направлены на то, чтобы помочь вам лучше понять этот аспект вашей тени.

1. Подумайте о том, как бы вы описали в деталях вашего личного демона и то, как он действует в вашей жизни. Когда он появляется? Делаете ли вы что-нибудь, что, как вам кажется, может послужить началом преодоления демона?

2. Если бы можно было персонифицировать этот аспект тени, на что он был бы похож? Есть ли у него имя? Как он был бы одет? Какими могут быть его любимые выражения?

3. Пообщайтесь с этим персонажем. Обсудите его хорошие качества. Как он помог вам? Как он поощрял или останавливал ваш личный выбор и рост?

Психология bookap

4. Какой внутренний персонаж может быть противоположен вашему личному демону? С мыслями об этом противоположном персонаже пересмотрите пункты 1 и 3.

Embracing The Shadow — Карл Юнг

«Человек становится просветленным не воображая образы света, а делая тьму осознанной. Последняя процедура, однако, неприятна и потому непопулярна».

Карл Юнг

«Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» — новелла 1886 года, написанная шотландским писателем Робертом Льюисом Стивенсоном. В книге доктор Джекилл, большой, хорошо сложенный мужчина, сражается между двумя внутренними личностями добра и зла. Хорошим человеком хочет быть Генри Джекилл, и злым, импульсивным и жестоким Эдвардом Хайдом. Джекил знает, что Хайд в нем содержит побуждения, которые не подходят тому человеку, которым он хочет быть, и внутренний конфликт и подавление Хайда подпитывают эту более темную сторону, пока она не станет всеохватывающей.

История Джекила и Хайда — прекрасная иллюстрация эго и тени в юнгианской психологии. Сегодня мы будем исследовать как природу человека, которым мы хотим быть, так и природу нашей тени, форму, которую принимают аспекты нашей природы, которые нам не нравятся, части нас самих, которых мы стыдимся, первобытные и импульсивные части и то, что мы скрываем от себя и окружающих.

Мы исследуем оба этих аспекта нашей личности, чтобы дать контекст обоим — мы увидим опасности, скрывающиеся в нас, и мы увидим, как мы можем их преодолеть, принять тень и использовать это мощный инструмент, помогающий нам жить лучше и конструктивнее.

Юнг писал:

«К сожалению, не может быть никаких сомнений в том, что человек в целом менее хорош, чем он себе воображает или хочет быть. Каждый несет тень, и чем меньше она воплощена в сознательной жизни индивидуума, тем она чернее и плотнее. Во всяком случае, это образует бессознательную загвоздку, мешающую нашим самым благонамеренным намерениям».

В каждом из нас заключены две части единого целого — человек, которым мы хотим быть, и часть нас самих, конфликтующая с этой идеальной версией нас самих. Часто часть нас, которая конфликтует с идеалом, — это часть, которая имеет импульсивные побуждения, желания и вещи, которые мы чувствуем, но не любим.

Тень, описанная Карлом Юнгом, — это бессознательная часть нашего характера или личности, которая не соответствует идеальной версии того, к чему мы стремимся, — той версии нас, которую Юнг называл идеалом эго.

Этот контраст между эго-идеалом и тенью заставляет нас отвергать тень и сопротивляться ей, и, отвергая те части себя, которые нам не нравятся, мы бессознательно проецируем их на других. Это легко увидеть в нашей неприязни к некоторым людям. Часто то, что нам не нравится в других, указывает на то, что нам не нравится в себе.

Юнг писал:

«Психологическое правило гласит, что когда внутренняя ситуация не осознается, она происходит снаружи как судьба. Иными словами, когда индивидуум остается неделимым и не осознает своей внутренней противоположности, мир волей-неволей должен разыграть конфликт и разорваться на противоборствующие половины».

Карл Юнг и Ид

Чтобы правильно понять тень и ее природу, мы сначала должны исследовать свое Ид. Ваше Ид — это инстинктивная часть вашей личности, которая существует с момента вашего рождения — это побуждение, которое вы испытываете к желанию, импульсу, потребности в еде, укрытии, общении и агрессии. Ид управляется импульсом, желанием, мгновенным удовлетворением и избеганием боли и дискомфорта. Фрейд объяснял Ид как бессознательную силу внутри нас:

Он писал:

«Это темная, недоступная часть нашей личности, и то немногое, что мы знаем о ней, мы узнали из нашего изучения работы сновидения и, конечно же, построения невротических симптомов и большей части этого. носит отрицательный характер и может быть описан только как противопоставление эго. Мы подходим к Оно с аналогиями: мы называем его хаосом, котлом, полным бурлящих возбуждений. . . . Он наполнен энергией, идущей к нему от влечений, но он не имеет организации, не производит коллективной воли, а только стремление произвести удовлетворение инстинктивных потребностей при условии соблюдения принципа удовольствия».

Карл Юнг и Эго

Когда мы рождаемся, мы рождаемся со своим Ид, однако по мере того, как мы взрослеем и начинаем ориентироваться в мире, мы развиваем наше Эго. Там, где Ид — это поиск удовольствия и избегание боли, эго — это то, как мы определяем свое место в реальности окружающего нас мира, как мы решаем представить себя миру на основе каждого из наших переживаний, ценностей и убеждений. .

Во фрейдистской психологии эго — это способ разума оценивать внешний мир и ориентироваться в соответствии с тем, что он наблюдает, и в соответствии с тем, что он считает наиболее подходящим. В отличие от Ид, которое действует в соответствии с поиском удовольствия и избеганием боли. Эго опосредует Ид в откладывании удовлетворения и принятии исполнительных решений не действовать по каждому импульсу, а действовать в соответствии с нашими ценностями и тем, как мы думаем, что мы должен вести себя , а не так, как мы хотим, чтобы вел себя.

Однако, поскольку эго пытается удовлетворить импульс Ид способами, которые оно может оправдать в контексте реальности, существует риск, что оно замаскирует желания Ид бессознательной рационализацией, другими словами; поскольку эго пытается сбалансировать поиск удовольствий с действиями, которые, по его мнению, способствуют тому, чтобы быть хорошим человеком, эго может искажать реальность, чтобы создавать истории, подтверждающие импульсы Ид и поведение, проистекающее из этих импульсов. Это то, на что мы должны обратить внимание. Примером этого является человек, который съедает целый торт, говоря себе, что он заслужил это за то, что так хорошо соблюдал диету на этой неделе. Как люди, мы склонны искажать реальность, чтобы служить импульсам нашего ид, и это поведение — то, о чем мы должны знать.

В детстве мы поглощены нашим Ид, мы действуем по каждому импульсу, стараемся избегать всех источников боли, и в этом состоянии баланс эго и Ид почти полностью направлен на Ид.

По мере взросления мы узнаём, что не все импульсы созидательны, не всякой боли следует избегать. Чем больше мы переживаем и чем больше мы учимся, тем лучше мы можем увидеть разницу. Это часть мудрости. Способность не только решать, чего нам следует и чего не следует избегать, несмотря на давление Ид, но и сочетать это с дисциплиной действовать в соответствии с этим пониманием.

ТЕНЬ:

Лучше поняв ид и эго, мы сможем лучше понять концепцию тени. Юнг объяснил, что тень — это когнитивное слепое пятно нашей психики, подводное течение того, кто мы есть, что мы. совершенно не подозревая; это элемент нашей собственной природы, который существует в нашем бессознательном и создан из наших подавленных желаний, идей, инстинктов, наших слабостей и недостатков. Это разрыв между эго и ид. В частности, это вызвано сопротивлением, которое исходит из различий в жизни, которую наше эго сознательно заставляет нас жить, чтобы вписаться в окружающий мир, и поведения, к которому нас тянет наше Ид.

Юнг описал тень как «то, чем человек не хочет быть». не любить в себе и подавлять или избегать — это называется проекцией и может привести к искаженному восприятию окружающих нас людей.

Хотя нам может не нравиться то, что мы видим, когда начинаем смотреть на свою тень, ее исследование важно для личного развития.

Юнг писал:

«Встреча с самим собой — это, во-первых, встреча с собственной тенью. Тень — тесный проход, узкая дверь, чье болезненное сужение не щадит никого, кто спускается в глубокий колодец. Но нужно научиться познавать себя, чтобы узнать, кто ты есть».

Когда мы чувствуем притяжение нашего Ид, и это притяжение вступает в противоречие с нашим эго и тем человеком, которым мы хотим быть, это трение — это то место, где проявляется тень. Опасность тени заключается в том, что она бессознательно проецирует себя, а это означает, что она может проникнуть в наши мысли и наши действия без нашего ведома. Мы можем занять оборонительную позицию, мы можем слишком много протестовать против чего-то, чего мы на самом деле желаем внутренне, мы можем набрасываться на людей или использовать свое эго для создания историй, подтверждающих потребности Ид и, соответственно, Тени.

В «Архетипах и коллективном бессознательном» Юнг писал:

«Человек, одержимый своей тенью, всегда стоит в своем собственном свете и попадает в собственные ловушки… живя ниже своего уровня».

Какой бы ни была тень, велика вероятность того, что она будет разрушительной в большей или меньшей степени и повлияет на нашу жизнь и наше благополучие. Многие из саморазрушительных поступков, которые мы совершаем по отношению к себе, вызваны борьбой тени. Некоторые пристрастия вызваны им, конфликтом, который мы переживаем. Как написал Стивенсон в рассказе о Джекилле и Хайде, человек не один, а на самом деле два; у него есть сознательная личность и тень, каждая из которых часто борется за превосходство в его разуме.

«Человек должен осознать, что он обладает тенью, которая является темной стороной его собственной личности; он вынужден признать свою «низшую функцию» уже хотя бы по той причине, что она так часто подавляет его, в результате чего светлый мир его сознательного разума и его этические ценности поддаются вторжению темной стороны. Все страдание, причиняемое человеку переживанием врожденного зла в его собственной природе, вся неизмеримая проблема «первородного греха», по сути, грозит уничтожить личность в суматохе беспокойства и чувства вины». — Эрих Нойманн

ПРЕИМУЩЕСТВА ТЕНИ:

Прежде чем мы рассмотрим принятие тени и ассимиляцию ее тем, кто мы есть, стоит задуматься о том, что тень может сделать для нас.

В своем хаосе и порыве тень может также содержать ряд качеств и потенциала, которые могут помочь скорректировать наш характер и нашу личность.

Например, если вы считаете, что напористость или агрессия делают вас плохим человеком, возможно, вы позволили другим людям раздвинуть ваши границы, а сами ничего не говорите, не желая причинять неприятности. Тем не менее, ваша тень может содержать напористую природу, природу, которую вы можете гневно отталкивать, когда вас толкают другие. Если это так, то вы можете научиться использовать этот элемент своей тени, чтобы, когда вы находитесь в положении, требующем жестких границ или переговоров, у вас была возможность сказать «нет» и устоять на своем.

Другие примеры могут включать в себя разрешение себе выражать свои чувства, если мы выросли, полагая, что выражение наших чувств — это слабость.

Наша тень может помочь нам понять других; когда мы знаем свою собственную тень и видим намеки на нее в других людях, мы можем быть более сострадательны к тому, что они чувствуют.

Какой бы ни была природа вашей тени, знание ее поможет вам принять ее, а принятие не только ослабит ее власть над вами, но и начнет раскрывать ее потенциал.

АССИМИЛЯЦИЯ ТЕНИ:

Итак, как нам взять тень и связать ее с тем, кто мы есть?


Юнг сказал:

«Не существует общеэффективной техники для ассимиляции тени. Это больше похоже на дипломатию или государственную мудрость, и это всегда индивидуальный вопрос. Сначала нужно принять и отнестись серьезно к существованию тени. Во-вторых, нужно осознать его качества и намерения. Это происходит благодаря сознательному вниманию к настроениям, фантазиям и импульсам. В-третьих, неизбежен длительный процесс переговоров».

Что это значит?

Во-первых, мы должны признать, что часть того, кто мы есть, это масса нежелательных импульсов и желаний, называемая тенью. Это часть всех нас, и хотим мы этого или нет, это будет влиять на то, как мы ведем себя и воспринимаем мир вокруг нас.

Во-вторых, мы должны изучить его природу. Это требует самоанализа. Как выразился Юнг, « добросовестное внимание к настроениям, фантазиям и импульсам». Этого внимания можно достичь с помощью медитации, наблюдения за работой ума в настоящий момент и с помощью таких практик, как ведение дневника, когда мы записываем свои мысли, настроения, фантазии и желания. Оба метода полезны для изучения того, как работает наш разум, и оба постепенно, со временем, позволят нам изучить качества нашей тени.

В-третьих, и наконец, переговоры — это то, что мы неизбежно будем иметь взад и вперед между принятием тени и ее отвержением, и выяснением того, что нам полезно, а что нет. Это опять же можно сделать с помощью медитации, но вам также нужно будет показать тень миру, чтобы увидеть, какие части кажутся конструктивными, а какие нет.

Есть несколько техник, которые могут помочь нам в этом путешествии с нашей тенью:

  1. Научившись осознавать, как мы реагируем на вещи и на других людей, мы сможем лучше понять, что нас побуждает и заставляет оборонительные и какие конкретные черты в других нам не нравятся. Эти модели нашего поведения со временем помогают нам понять природу нашей тени. Поэтому, когда мы чувствуем побуждение инстинктивно действовать в ответ на что-то или кого-то, постарайтесь поймать себя в данный момент и понять, почему и что вы чувствуете.

  2. Используйте качества, которые вам нравятся в себе, чтобы понять качества, которые вам не нравятся. Если вам нравится быть спокойным человеком, поищите примеры, когда ваше спокойствие было нарушено и что вызвало ответную реакцию. Если вам нравится быть добрым человеком, найдите в своей жизни области, в которых вы склонны быть недобрым, холодным или лишенным сострадания. Ищите в себе исключения из хорошего и попытайтесь понять, почему это может быть

  3. Управляйте своим внутренним диалогом — мы все говорим сами с собой, сознательно или бессознательно. Язык, который мы используем внутри, в какой-то мере влияет на то, как мы реагируем вовне. Следите за языком и тем, что говорится, это может привести вас к некоторой ясности в отношении природы вашей тени или историй, которые мы рассказываем себе, чтобы скрыть или подтвердить потребности тени.

Наконец, есть несколько вещей, которые могут быть полезны, когда мы исследуем тень в себе:

  1. Сострадание к себе — и наша способность понимать себя, когда мы находим в своем характере что-то, чего не видим. нравиться. Важно понимать, что у каждого есть тень под той версией себя, которую он решил показать миру. Некоторые из них более разрушительны, чем другие, но в той или иной степени они есть у всех. Не корите себя слишком сильно.

  2. Самосознание — и наша способность понимать, что мы чувствуем и о чем думаем в данный момент.

  3. Честность — и наша способность принимать то, что мы видим в себе, и видеть это таким, какое оно есть, а не пытаться исказить это, потому что это может быть неудобно.

«Тень, когда она реализована, является источником обновления; новый продуктивный импульс не может исходить из установившихся ценностей эго. Когда в нашей жизни наступает тупик и бесплодное время — несмотря на адекватное развитие эго — мы должны смотреть на темную, до сих пор неприемлемую сторону, которая была в нашем сознательном распоряжении… Это подводит нас к фундаментальному факту, что тень — это дверь в нашу индивидуальность. В той мере, в какой тень дает нам первое представление о бессознательной части нашей личности, она представляет собой первую стадию встречи с Атманом. На самом деле нет доступа к бессознательному и к нашей собственной реальности, кроме как через тень. Только когда мы осознаем ту часть себя, которую до сих пор не видели или предпочитали не видеть, мы можем перейти к вопросу и найти источники, из которых она питается, и основу, на которой она покоится. Следовательно, никакой прогресс или рост невозможны до тех пор, пока тени не будут адекватно противостоять, а противостояние означает больше, чем просто знание о ней. Только когда мы действительно будем потрясены, увидев себя такими, какие мы есть на самом деле, а не такими, какими мы хотим или, как мы надеемся, предполагаем, мы можем сделать первый шаг к индивидуальной реальности». -Конни Цвейг

Больше похоже на Юнга и Тень

Юнгианская Тень — Общество аналитической психологии

Тень, Кристофер Перри

В модели психики Юнга существуют различные персонифицированные структуры, которые взаимодействуют друг с другом в нашем внутреннем мире. Два из них, персона и анима/анимус, являются реляционными; персона относится к внешнему миру, а анима/анимус — к внутреннему миру. Эго, которое в основном основано на теле и может быть понято как исполнительная часть личности, стоит рядом с тенью, и эти два связаны с нашей идентичностью.

Проблемы с нераспознаванием тени

Юнг глубоко интересовался тенью — ее формой и содержанием — и процессом ассимиляции «того, чем человек не желает быть» [CW16, para 470]. Он совершенно ясно видел, что неспособность распознать, признать и справиться с теневыми элементами часто является корнем проблем между людьми, а также внутри групп и организаций; это также то, что питает предрассудки между группами меньшинств или странами и может спровоцировать что-то между межличностным конфликтом и большой войной. Возможно, поэтому Общий указатель к его собранию сочинений содержит более двух страниц ссылок на тень. Знакомство с тенью является существенной частью терапевтических отношений, индивидуации и становления более округлым, более цельным и более красочным.

Тень и личность

В дополнение к юнговской идее персоны, которая есть «то, чем себя считает сам, а также другие» [CW9, параграф 221], «тень — это та скрытая, подавленная, по большей части неполноценная и обремененная виной личность, чьи конечные разветвления проникнуть в царство наших животных предков… Если до сих пор считалось, что человеческая тень была источником зла, то теперь при более тщательном исследовании можно установить, что бессознательный человек, то есть его тень, состоит не только из морально предосудительных склонности, но также демонстрирует ряд хороших качеств, таких как нормальные инстинкты, адекватные реакции, реалистическое озарение, творческие импульсы и т. д.» [CW9пункты 422 и 423].

Потенциал тени

Здесь необходимо очень сильно подчеркнуть, что тень содержит в себе всевозможные качества, способности и потенциал, которые, если их не распознать и не овладеть, поддерживают в личности состояние оскудения и лишают человека источников энергии и мостов связи с другими. Например, человек может считать, что быть напористым — значит быть эгоистичным; поэтому он идет по жизни, подталкиваемый другими и глубоко внутри кипящий от обиды, которая, в свою очередь, заставляет его чувствовать себя виноватым. В этом случае его способность к самоутверждению и его негодование составляют часть его тени. Анализ может бросить вызов его системе ценностей, проследить ее до ее истоков, помочь ему стать более воплощенным и, таким образом, лучше соприкоснуться со своими потребностями, а также открыть области выбора, которые, вероятно, приведут к уменьшению его обиды.

Личные и коллективные аспекты тени

Может быть полезно представить тень вертикально. Наверху находится личная тень — она может казаться довольно черной, бесформенной и недоразвитой, а также нежелательной и отвергнутой. Но, как мы видели, хотя это может показаться выгребной ямой, это также может быть сокровищницей. Ниже этого, но никак не отделенного от него, находится коллективная тень. Это, как и личная тень, относительно в том смысле, что оно будет частично культурно детерминировано.

Он состоит из того, что противоречит нашим сознательным, разделяемым и коллективным ценностям. Например, в некоторых культурах допустимо женское обрезание; и вызывает отвращение у членов других культурных групп. Что-то вроде педофилии, однако, является нарушением табу, которое, кажется, повсеместно поддерживается.

Тень и зло

Это ведет нас к самым глубоким теневым областям, где мы находим проявления зла как динамики в мире, к которому мы должны относиться с коллективной виной, ответственностью и возмещением: приватизированная вода, торговля оружием, голод, пытки, Гуантанамо залив и т.д.; у каждого из нас будет такой список. Проблема зла — это проблема, которую Юнг исследовал в своей переписке с доминиканцем отцом Виктором Уайтом и в своих работах, в частности, в «Ответе Иову». Это огромная тема, которая выходит за рамки данного введения.

Тень и проекция

Как встречается тень? Почти всегда в проекции на какого-то другого человека/семью/группу и т.

д. Это означает, что я вижу в другом что-то, что мне не нравится; это имеет тенденцию продолжаться. Например, я могу начать замечать, что многие другие люди довольно жадны. И я могу начать осуждать или осуждать их жадность. Но, если повезет, до меня может дойти, что то, что мне не нравится в других, на самом деле является чем-то, с чем я борюсь внутри себя. Эти проекции могут быть на внешних других или на внутренние фигуры сна; или оба.

Каковы некоторые из отрицаемых аспектов психосоматического единства, которое мы называем личностью? Тело — хорошее место для начала. Его форма проблематична для некоторых людей, которые не чувствуют себя физически соединенными; другие не любят или ненавидят свою форму и идут на все, чтобы изменить ее; другие чувствуют себя совершенно бестелесными. Содержимое тела притягивает негативные проекции, которые затем могут быть переданы другим, которых мы описываем как «дерьмовых/сопливых/кровавых» и т. д. Затем идут сексуальность и секс и сопутствующие им тревоги и давления.

С точки зрения человеческого развития, как только младенцы смогут испытывать, наслаждаться и жить в своем теле, они могут затем научиться с помощью своей матери, как переводить ощущения в аффекты. Например, «бабочки» в животе могут означать «я нервничаю/застенчив/боюсь этой авторитетной фигуры и т. д.». Так мы постепенно создаем эмоциональный словарь и учимся принимать широкий спектр чувств наряду со способностью думать о них. Но многие люди, которые обращаются за терапией, приходят с целым рядом эмоций, запертых за защитной стеной брони, которая препятствует сближению с собой и другими, истинной близости и конфликту. Положительные и отрицательные чувства проецируются на окружающих, и с проекцией уходит способность ясно мыслить о ситуациях и отношениях.

Влияние других на тень

Почему это произошло? С младенчества, детства и юности мы получаем от наших родителей/опекунов как сознательные, так и бессознательные сообщения о том, что приемлемо с точки зрения нашего тела, наших чувств и нашего поведения. Все неприемлемое подавляется и подавляется и становится частью нашей тени. Мы не только принимаем и подавляем то, что неприемлемо, мы также усваиваем отношение наших опекунов к этим нежелательным качествам и характеристикам самих себя. Чем жестче отношение, которое могло выражаться в отказе от любви, отвержении, физическом/эмоциональном/сексуальном насилии, тем более враждебно мы относимся к этим граням нашей тени. В худшем случае тень неразрывно переплетается с тревогой покинутости, так что ее появление действительно может ощущаться как вопрос жизни или смерти. Тем не менее, необходимо еще раз подчеркнуть, что положительные, любящие чувства, фантазии и импульсы могут стать такой же частью тени, как и отрицательные, враждебные.

Карл Юнг и тень – опыт Юнга

В «Воспоминаниях, снах, размышлениях» Юнг рассказывает о сне, в котором он и «смуглокожий дикарь» убили Зигфрида. Рассказывая сон, Юнг описывает некоторые чувства, связанные со встречей с тенью и ее ассимиляцией: страх, отвращение, раскаяние и вина, сострадание, горе и смирение. Это потрясающий список, и он указывает на силу тени, ее способность владеть нами («Сегодня он не в себе»), даже подавлять нас. Но в нем отсутствует стыд; мы все склонны стыдиться своей тени, некоторые до ужаса.

В первых главах своей автобиографии Юнг часто ссылается на то, что его мать использовала стыд как средство дисциплины. Но ни Фрейд, ни Юнг не обращали особого внимания на стыд, хотя оба сильно страдали от его последствий. Возможно, этот дефицит в их сочинениях отчасти был связан с тем, что ни один из них не подвергался анализу. Для появления тени без преодоления эго ядовитыми эффектами стыда каждому из нас нужна разная реляционная и психологическая среда; анализ, психотерапия, консультирование — все они предлагают такую ​​среду по-разному.

Терапевт предлагает постоянное положительное отношение, частично выражающееся в приверженности надежности, преемственности и желании поделиться с пациентом своим пониманием внутреннего и внешнего мира пациента. Это часть понимания, поиска смысла, принятия мер (например, с точки зрения проверки реальности) и сохранения результата на какое-то время. Пациент начинает доверять терапевту; и это доверие углубляется, когда теневые элементы пациента вступают в терапевтические отношения, где они принимаются с состраданием и попытками понимания. Если все идет достаточно хорошо, они больше не подвергаются неодобрению, стыду или отвержению, и энергия, которая заперта в них, высвобождается. Например, депрессивный человек, которому удается связаться и познакомиться с подавленной яростью, становится оживленным и энергичным.

Поглощение тени

Этот процесс, ассимиляция тени, ведет к самопринятию и самопрощению. Обида и вина уступают место принятию на себя ответственности и попыткам разобраться, что кому принадлежит. Ожесточенная совесть, склонная наказывать себя и других, может расслабиться, а личные ценности можно противопоставить коллективной морали.

Тень терапевта

У терапевта также есть тень, тема, которую исследовал Адольф Гуггенбюль-Крейг, который предупреждает нас об опасностях, присущих возможному искажению архетипического образа Раненого-Целителя. Такое извращение может иметь место, когда по разным причинам терапевт разделяет терапевтическую пару на «исцеленного терапевта» и «раненого пациента», тем самым извлекая целительный потенциал из самого пациента, который затем попадает в ловушку пассивного, инфантилизированного состояния. и зависимое положение. Такое расщепление может привести ко всевозможным нарушениям терапевтических границ, ответственность за которые всегда лежит на терапевте из-за, среди прочего, силы переноса. Их необходимо рассмотреть в рамках дальнейшего анализа+/надзора.

Трикстер

Из мифологии это персонаж Трикстера, «…коллективная теневая фигура, сумма всех низших черт характера в людях» [CW9, параграф 484], который, по мнению Юнга, может спасти нас от «высокомерия» и освободить сознательный разум. от его увлечения злом. Трикстер обычно считается жестоким, бессознательным и не связанным, но тем не менее тем, кто может превратить бессмысленное в значимое. Часто встречающийся на перекрестках, он всегда подвижный, двуличный, сексуально необузданный и шутник. Трикстер лучше всего изображается, пожалуй, в образе Гермеса, наделившего Пандору («всеодаренную») дерзостью и хитростью.

В западной культуре именно волк приближает нас к миру теней на его более животном уровне. Де Врис (1984) приводит архетипические качества волка: необузданная природа, плодовитость, похоть, жестокость, кровожадность, жадность; «…дьявольский, меланхолический голод», который может приобретать более гуманные черты.

Тень Юнга

В настоящее время считается, что Юнг оставил тем, кто интересовался его идеями и их развитием, некоторые из своих собственных теневых элементов, чтобы иметь дело с ними: его антисемитизм, его негативная коннотация анимуса, его неясное письмо, его идеализация Востока и т. д. Он никогда не хотел, чтобы были какие-то «юнгианцы», но интересно отметить, что так много юнгианских организаций подверглись расколу, окостенению жестких защит и массовому проецированию! Но, как предположила Стейси, именно в теневых землях организаций так много творчества находит передышку.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *