Термин жизнь это: Жизнь — это… Что такое Жизнь? – ЖИЗНЬ — это… Что такое ЖИЗНЬ?

Философия жизни — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Философия жизни Фридрих Ницше
Основные понятия
жизнь, воля, эволюция

вечное возвращение, Бог умер
интуиция и понимание
культура и цивилизация
массы, элита, сверхчеловек

Тексты
Воля к власти, Весёлая наука

Рождение трагедии, Антихрист
Так говорил Заратустра
Творческая эволюция
Закат Европы

Люди
Ницше, Бергсон, Зиммель

Дильтей, Шпенглер, Крик
Ортега-и-Гассет

Философия жизни (нем. Lebensphilosophie) — иррационалистическое течение в европейской философии, получившее преимущественное развитие в Германии в конце XIX — начале XX веков.

Философия жизни зародилась на фоне господства романтизма и явилась реакцией на рационализм эпохи Просвещения[1]. «Крестным отцом» этого течения считается Артур Шопенгауэр, чья философия причудливо совмещала в себе кантианские и буддийские мотивы[2]. Если мир феноменов — это представления, то единственной известной нам вещью в себе является мировая воля.

Основной темой нового направления в философии была интуитивно постигаемая жизнь (у Бергсона также англ. Duration — длительность) как целостная и динамически развивающаяся реальность. Собственно первым её представителем считается Фридрих Ницше[3], который ввел понятие воли к власти (нем. Der Wille zur Macht), которая пронизывает всю природу, являясь стимулом эволюции, а также социальное бытие (как дионисийское или творческое начало). У французского философа Анри Бергсона аналогичным понятием является жизненный порыв (фр. Élan vital). Объективацией (результатом) воли к власти являются культурные нормы и ценности. В теории познания философии жизни господствовал интуитивизм и альтернативный объяснению принцип понимания, который сближался с неокантианским методом гуманитарных наук (Дильтей). Интеллект и разум однозначно воспринимаются как инструмент воли к власти или средство приспособления к окружающей среде. В социальной философии проводилось различие между культурой как творческим периодом развития общества и цивилизацией как объективацией культуры (Г. Зиммель, О. Шпенглер)

[4]. С этим различием было тесно связано противопоставление творческой элиты (обладающей монополией на «жизненный порыв») инертным массам (Ортега-и-Гассет). Крайним случаем творческой элиты является сверхчеловек Ницше (нем. Übermensch).

В дальнейшем философия жизни повлияла и подготовила появление герменевтики (через Дильтея)[5] и экзистенциализма[6] (через антропологию Шелера). Элементы философии жизни были заимствованы представителями гуманитарных наук (А. Тойнби, Л. Н. Гумилёв), а также некоторыми идеологами Третьего Рейха (Э. Крик).

Образ жизни — это… Что такое Образ жизни?

О́браз жи́зни — (лат. modus vivendi) устоявшиеся, типичные для исторически-конкретных социальных отношений формы индивидуальной, групповой жизни и деятельности людей, характеризующие особенности их общения, поведения и склада мышления в различных сферах. Образ жизни — это устоявшаяся форма бытия человека в мире, находящая своё выражение в его деятельности, интересах, убеждениях. Образ жизни — способ, формы и условия индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека, типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений[1]

Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления.

Образ жизни человека — главный фактор, определяющий его здоровье.

Ю. П. Лисицын, опираясь на классификации образа жизни И. В. Бестужева-Лады и др., выделяет в образе жизни четыре категории: «… экономическую — «уровень жизни», социологическую — «качество жизни», социально-психологическую — «стиль жизни» и социально-экономическую — «уклад жизни»[2].

Уклад жизни — образ жизни людей, который определяется[1]:


Стиль жизни — совокупность образцов поведения индивида или группы, ориентированных преимущественно на повседневную жизнь[1].

Вырабатывается стиль жизни людьми в соответствии с их биологическими, общественными и эмоциональными потребностями[1].

О стиле жизни судят по внешним формам бытия, в которые входит[1]:

См. также

Литература

  • Ефимов, Н. И. Советский образ жизни. — М. : Изд-во агентства печати «Новости», 1982.
  • Социология образа жизни / Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского, Каф. социол.; [Сост. В. И. Бегинин и др.]. — Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1993 (1994).
  • Возьмитель, А. А. Образ жизни : Концепция, сущность, динамика : Автореф. дис. … д-ра социол. наук : 22.00.04 / Ин-т социологии Рос. акад. наук. — М.: 2000.
  • Мировосприятие и образ жизни : [Монография] / Рос. акад. образования. Ин-т образования взрослых; [Под ред. Ю. Н. Кулюткина, С. В. Тарасова]. — СПб. : Образование-Культура, 1999.
  • Общее и особенное в образе жизни социальных групп советского общества / [И. Т. Левыкин, Б. А. Бабин, Я. В. Рейзема и др.]; Отв. ред. И. Т. Левыкин; АН СССР, Ин-т социол. исслед. — М. : Наука, 1987.
  • Клямкин, И. М. Теневой образ жизни : Социол. автопортр. постсовет. о-ва / Игорь Клямкин, Лев Тимофеев; Рос. гос. гуманитар. ун-т. Центр по изучению экон. деят-сти. — М. : РГГУ, 2000.
  • Крылов А. Н. Эволюция идентичностей: кризис индустриального общества и новое самопознание индивида. Гл. 4.4. Идентичность по стилю жизни. -М: Издательство НИБ, 2010,С.163-181.
  • Образ жизни горожан в объективных и субъективных показателях / Рос. акад. наук. Ин-т социологии; [Отв. ред.: Т. М. Караханова]. — М. : Изд-во Ин-та социологии РАН, 2002.)

Ссылки

Примечания

Question book-4.svgВ этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 14 мая 2011.

Гедонизм — Википедия

Гедони́зм (др.-греч. ἡδονή «наслаждение, удовольствие») — аксиологическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и смыслом жизни, единственной терминальной ценностью (тогда как все остальные ценности являются инструментальными, то есть средствами достижения удовольствия). Гедонизм часто отождествляют с утилитаризмом, но между этими доктринами есть различие. Гедонизм есть учение чисто аксиологическое: оно утверждает, что ценно, но не делает предписаний, как должны вести себя люди. Гедонизм сам по себе не является законченной моральной системой, он лишь может служить ценностным основанием для построения таковой. Утилитаризм есть консеквенциалистское этическое учение, которое даёт конкретные предписания для поведения людей. Утилитаризм утверждает, что правильное общество должно быть организовано так, чтобы действия людей максимально приносили друг другу удовольствие и минимизировали страдание. Гедонизм, в отличие от утилитаризма, допускает и чисто личное, эгоистическое стремление.

Гедонизм как чистая философия[править | править код]

Основоположником гедонизма считается древнегреческий философ Аристипп (435—355 гг. до н. э.), современник Сократа. Аристипп различает два состояния души человека: удовольствие как мягкое, нежное и боль как грубое, порывистое движение души. При этом не делается различия между видами удовольствия, каждое из которых в своей сущности качественно похоже на другое. Путь к счастью, по мнению Аристиппа, лежит в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли. Смысл жизни, по Аристиппу, находится именно в получении физического удовольствия.

Однако наслаждение у Аристиппа и киренаиков в целом — философский принцип, а не просто желание удовольствия[1]. Они не максимизируют удовольствия, а наслаждаются ими; через наслаждение проявляется свобода. А.Ф. Лосев писал по теме[2]:

«Таким образом, принцип киренаиков заключался не просто в наслаждении, но в свободе духа, который всегда наполнен наслаждениями, что бы на него ни действовало, независимо от внутреннего самонаслаждения духа от каких бы то ни было внешних влияний».

Эпикур описывает удовольствие как принцип удавшейся жизни. Удовлетворённость желаний Эпикур считает свободой от неохоты и отвращений. Целью в данном случае является не само удовлетворение, а избавление от страдания и несчастья. Высшим удовольствием и его мерой, согласно Эпикуру, является отсутствие боли и страдания. Поэтому счастье достигается с помощью атараксии — освобождения от боли и беспокойства, умеренным потреблением земных благ.

Во время расцвета абсолютизма гедонизм был одним из отличительных жизненных принципов так называемого галантного века в психологии аристократов XVIII века в Европе, и в особенности во Франции во времена правления Людовика XV. Однако зачастую он понимался вульгарно, как стремление к простейшим удовольствиям, которые в обществе обычно считались признаками аморального поведения. Возвращение серьёзного философского подхода к гедонизму обычно связывают с именем британского юриста и философа Иеремии Бентама. Бентам также является основателем утилитаризма — этической теории, согласно которой общество должно заботиться о максимизации удовольствия своих членов.[3]

Научная дискуссия вокруг гедонизма[править | править код]

Генри Сиджвик (Henry Sidgwick) в своём описании гедонистических учений ввёл различие между этическим и психологическим гедонизмом. Психологический гедонизм является антропологической гипотезой о стремлении любого человека (независимо от того, является ли он сам идейным гедонистом) увеличить собственные радости. Чисто физиологически единственными мотивами поступков являются перспектива удовлетворения и избегание страданий. В свою очередь, этический гедонизм является нормативной теорией или группой теорий о том, что человек должен стремиться к удовлетворению — или собственному (гедонический эгоизм), или всеобщему (универсальный гедонизм или утилитаризм). Бентам разделял обе формы гедонизма. В частности, как психологический гедонист он писал:

Природа поставила человека под власть двух суверенных владык: страданья и радости. Они указывают, что нам делать сегодня, и они определяют, что мы будем делать завтра. Как мерило правды и лжи, так и цепочки причины и следствия покоятся у их престола.

Таким образом, Сиджвик указал, что по крайней мере одна из форм гедонизма (психологический гедонизм) имеет характер научной гипотезы, которая нуждается в проверке. И здесь возможны были два подхода.

Первый подход научной проверки психологического гедонизма состоит в том, чтобы использовать его как постулат для некоторой более широкой теории поведения людей и проверить, действительно ли они ведут себя так. Наиболее известный пример здесь — работы участников Австрийской экономической школы и других экономистов-маржиналистов: Карла Менгера, Вильфредо Парето, Людвига фон Мизеса и т. д. Эти авторы постулировали, что любой гражданин в своём экономическом поведении стремится к максимизации удовольствия, и именно исходя из этого принимает решения о покупке товара или вступлении в иные товарно-денежные отношения. Австрийская школа совершила революцию в мировой экономической мысли, некоторые её участники (в частности, Мизес) получили Нобелевские премии. Тем не менее, до сих пор сохраняются споры, можно ли считать успехи теорий перечисленных авторов доказательством гедонизма, или же они лишь опровергают ограниченный круг альтернативных учений.

Второй подход научной проверки психологического гедонизма состоит в исследовании нейромеханизмов мотивации человека и других животных с целью выявления единого стимула любого сознательного поведения. Психологический гедонизм верен, если за любым сознательным поступком всегда лежит один и тот же конечный критерий принятия решения. Наиболее известные аргументы в пользу гедонизма связаны с работой так называемых центров удовольствия. В 1954 году американские физиологи Олдс и Милнер показали, что электростимуляция некоторых центров мозга крыс и мышей может по сути напрямую управлять их поведением. Было показано, что животным нравится стимуляция этих центров, и даже если им самим предоставляется возможность замыкать электроды, они это делают безостановочно, отказываясь от еды и других необходимых действий.[4]

Дальнейшие исследования показали, что найденные учёными центры связаны с выделением таких нейромедиаторов как дофамин, серотонин и норадреналин, но они ответственны скорее за стимуляцию, нежели собственно за удовольствие. Аналогичные опыты на людях показали, что хотя у них и присутствует сильная мотивация стимулировать центры, они испытывают при этом не столько удовольствие, сколько азарт и предвкушение.[5] Однако в мозге были обнаружены другие центры (на этот раз, связанные с работой не катехоламинов (норадреналин и др), а опиоидов). В частности, Берриджем и Смитом было показано, что удовольствие можно надёжно вызывать, воздействуя на опиоидные мю-рецепторы в бледном шаре и прилежащем ядре.[6] Тем не менее, как признают сами авторы, само наличие этих центров тоже мало что доказывает, так как неясен дальнейший каскад событий после раздражения рецепторов.

В 2014 году Виктор Аргонов предложил набор постулатов, подтверждение которых могло бы строго означать научную проверку психологического гедонизма.[7] Он утверждает о необходимости поиска нейрокоррелята удовольствия — нейрофизиологического параметра, максимизация которого однозначно связана с любым волевым поведением. На сегодняшний день такой параметр неизвестен. Ни уровень катехоламинов, ни уровень опиоидов не могут претендовать на роль нейрокоррелята удовольствия. Скорее всего, работа этих нейромедиаторов является лишь промежуточным звеном в механизме появления удовольствия. Помимо нейромедиаторных, существуют и более фундаментальные гипотезы о нейрокорреляте удовольствия. Так, Карл Фристон считает, что поведение может быть сведено к минимизации информационной свободной энергии.[8] Согласно теории Владимира Швыркова, фундаментальной целью работы мозга является снабжение нейронов определёнными метаболитами.[9] Наконец, Сергей Мурик предполагает, что непосредственным нейрокоррелятом удовольствия является уровень поляризации мембран отдельных нейронов.[10][11] Такое обилие гипотез указывает, что наука пока далека от строгого определения нейрокоррелята удовольствия, если он вообще есть. Тем не менее, работы в этом направлении продолжаются. В итоге, по мнению Аргонова, наука должна найти фундаментальную мотивацию, которую невозможно перепрограммировать никакой модификацией мыслящей структуры. Если такая фундаментальная мотивация существует, то это, вероятно, и стоит считать доказательством психологического гедонизма.

Гедонизм и футурология[править | править код]

Современная футурология (главным образом, трансгуманисты) считает, что в будущем человек сможет менять структуру своего тела и искусственно изменять психику.[12][13][14] Значительная часть трансгуманистов придерживается гедонистических ценностей и считает, что одним из магистральных направлений дальнейшей автоэволюции биосферы будет повышение счастья человека и, возможно, остальных чувствующих существ. Происходить этот процесс будет с помощью новейших технологий, включая прямое воздействие на мозг.

Наиболее известным представителем гедонистического трансгуманизма является британский философ Дэвид Пирс, автор книги «Гедонистический императив»[15]. В ней гедонизм рассматривается как основополагающая нравственная ценность для всей биосферы. Дэвид Пирс является одним из основателей «Аболиционистского общества» (The Abolitionist Society)[16] — группы трансгуманистов, призывающих к прекращению страданий всех чувствующих живых существ посредством использования передовых биотехнологий. Сегодня Пирс призывает к использованию всех доступных средств для этих целей, включая сильнодействующие психотропные препараты. Он является последовательным сторонником легализации наркотиков и владеет рядом доменов со скандальными названиями, например, opioids.com, mdma.net и др. В частности, энтактоген MDMA (Экстази) он считает препаратом, показывающим человеку мир будущего, где будут побеждены психические болезни и насилие.

В традиционных обществах имелся недостаток ресурсов, и гедонизм не получил широкого распространения. Даже в Древней Греции, где была изобретена эта концепция, она подвергалась осмыслению и часто рассматривалась философски, а не как примитивный призыв к увеличению потребления удовольствий — см. различные ответвления в учении киренаиков.

В до- и индустриальном обществе удовольствия ограничивались этикой по принципу «делу — время, потехе — час». Затем сформировалась протестантская этика, которая провозглашала рациональное использование богатства как признака религиозной избранности, а не источника получения удовольствий. Наличие даже значительного капитала не означало возможности имманентной праздности[17].

Однако современный мир в развитых странах не испытывает недостатка ресурсов, а общественная либеральная этика положительно относится к росту потребления. Когда эта теденция только намечалась, Герберт Маркузе счёл основной чертой современного ему общества утверждение нарциссизма, а Эрих Фромм — становление радикального гедонизма[18]. При этом нарциссизм и гедонизм тесно связаны между собой, являясь проявлениями единого процесса и усиляя друг друга на фоне массовой культуры, нивелирующей значение ценностей, отличных от материальных и от получения примитивных удовольствий животного уровня[19].

Некогда возникшие в античности теории этического релятивизма и гедонистического аморализма в современности ведут к обесцениванию в социуме общих ценностей как таковых. Индивидуализм ложно понимается как безусловное самооправдание «свободы самовыражения», в чём бы она не заключалась, лишь бы не попадала под юридический запрет.

В античности подобный кризис не возник, так как этика получила дальнейшее развитие параллельно со становлением наук и логики как таковой. В современности это может соответствовать культуре, которая основана на почитании науки, развития и т.д.

Однако в современности потакание примитивному гедонизму является бизнесом, от фастфуда и до порнографии, причём ситуация постоянно ухудшается[20].

Более того: если в современном социуме Запада можно увидеть признаки пресыщения потребительством и идеалами либерализма, то большинство менее развитых стран, подключённые к общему глобальному рынку, только начинают «входить во вкус». При это рекламно-развлекательная машина действует на всём информационном пространстве, что в современности облегчено наличием интернета. Таким образом, даже если население стран Запада пресытится потреблением ради потребления, это будет компенсировано разрастающимся внедрением общества удовольствия как самоцели во всем остальном мире: «маховик индустрии развлечений, гедонизма и потребительства начинает раскручиваться все сильнее и остановить его импульсами из обществ, которые уже устали от этого процесса, теперь невозможно»[21] (при сохранении либерализма).

  1. Кучковский П. В. Парадоксы чувств у киренаиков и их связь с софистами // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 973-980.
  2. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон — М.: ООО «ИздательствоACT»; Харьков: Фолио, 2000. — С. 128.
  3. Bentham, Jeremy. An introduction to the principles of morals and legislation (англ.). — London: T. Payne, 1789.
  4. Olds J., Milner P. Positive reinforcement produced by electrical stimulation of septal area and other regions of rat brain (англ.) // Journal of Comparative and Physiological Psychology (англ.)русск. : journal. — 1954. — Vol. 47. — P. 419—427.
  5. Berridge K. C., Robinson T. E. What is the role of dopamine in reward: Hedonic impact, reward learning, or incentive salience? (англ.) // Brain Research Reviews (англ.)русск. : journal. — 1998. — Vol. 28. — P. 309—369.
  6. Smith K. S., Berridge K. C. Opioid limbic circuit for reward: interaction between hedonic hotspots of nucleus accumbens and ventral pallidum (англ.) // Journal of Neuroscience (англ.)русск. : journal. — 2007. — Vol. 27. — P. 1594—1605.
  7. Argonov V. Yu. The Pleasure Principle as a Tool for Scientific Forecasting of Human Self-Evolution (англ.) // Journal of Evolution and thechnology : journal. — 2014. — Vol. 24. — P. 63—78.
  8. Friston K. The free-energy principle: A unified brain theory? (англ.) // Nature Reviews Neuroscience : journal. — 2010. — Vol. 11. — P. 127—138.
  9. Швырков, В. Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики (рус.). — Москва: Издательство Института психологии РАН, 1995.
  10. Мурик, С. Е. Общие нейрональные механизмы мотиваций и эмоций (рус.). — Иркутск: Издательство Иркутского государственного университета, 2006.
  11. ↑ О природе эмоций, или Что чувствует амёба в горячей воде
  12. Bostrom N. A history of transhumanist thought (неопр.) // Journal of Evolution and Technology. — 2005. — Т. 14. — С. 1—25.
  13. Косарёв В. В. Кто будет жить на земле в 21 веке? (неопр.) // Нева. — 1997. — С. 135—149.
  14. Аргонов В. Ю. Искусственное программирование потребностей человека: путь к деградации или новый стимул развития? (рус.) // Вопросы философии : журнал. — 2008. — Т. 12. — С. 22—37.
  15. Pearce, David. The Hedonistic Imperative (англ.) (1995—2007). Дата обращения 16 июля 2013. Архивировано 19 июля 2013 года.
  16. ↑ The Abolitionist Society (англ.). Дата обращения 16 июля 2013. Архивировано 2 декабря 2008 года.
  17. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / Вебер М. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990. — 808 С.
  18. Красникова В.П. Гуманистическая философия Эриха Фромма // Философские исследования и современность. Вып. 4. — М., 2015. — С. 103-110.
  19. Аль-Хуссаини Р.Х. Гедонистические начала личности // Теория и практика общественного развития. — 2012. — №2. — С. 34-37.
  20. Неганов В.В., Щёлоков К.С. К вопросу об античных истоках западного индивидуализма // Вестник Московского университета МВД России. —2015. — № 5. — С. 193-195.
  21. Неганов В.В., Стрелкова Н.В., Щёлоков К.С. К вопросу об истоках и развитии современного гедонизма // Вестник Московского университета МВД России. — 2016. — №2. — С. 35-38.

Обсуждение:Жизнь/Архив — Википедия

» С точки зрения второго начала термодинамики, жизнь — это процесс, или система, вектор развития которой противоположен по направлению остальным, «неживым» объектам вселенной, и направлен на уменьшение собственной энтропии (см. Тепловая смерть). » — что за ***?

Мы не можем утверждать что «неживые» объекты вселенной стремятся увеличить собственную энтропию, пока не доказано что вселенная система закрытая, так как с точки зрения синергетики — закрытые системы стремятся к хаосу а открытые к порядку т.е. к уменьшению собственной энтропии.

Предлагаю или уточнить или удалить этот параграф. —exessqd 12:56, 17 мая 2012 (UTC)


«с точки зрения синергетики» — имеется в виду «Псевдосинергетика»?
Наблюдаются случаи использования терминологии синергетики для придания веса псевдонаучным изысканиям.
Синергетика неприменима ко второму закону термодинамики, поскольку второй закон термодинамики базируется на фактах и эмпирических результатах, а «синергетика» — на предположении, что открытые системы эволюционируют независимо ни от чего, так сказать в автоматическом режиме (а закрытые соответственно деградируют). Закон термодинамики — строго научный факт, а вопрос «синергетики» скорее популистский и про-политический, и нефиг ево сюда присобачивать не надо его сюда привязывать.
Предлагаю не удалять упомянутый абзац, попскольку всё описано верно. Насчет «неживых» объектов — можно бы заменить на «косную материю» но это же энциклопедия для людей а не научный труд так что сгодится и так, как написано.

—Avdonin 09:14, 11 апреля 2013 (UTC)


Целесообразно ли обсуждать такие формулировки, которые явно сами себя описывают, то-есть являются закрытым кустом логически связанных слов одного словаря. Фомрулировки в которых язык использован без контрольно¹ и не вполне коррктоно²: то использовано понятие «генетические объекты», то вдруг уже «живые объекты»… автору надо бы быть значительнго³ внимательнее. а главное не забыть цель: для чего пишется все это ).

¹безконтрольно? ·1e0nid· 09:31, 4 августа 2010 (UTC)
²корректно? ·1e0nid· 09:31, 4 августа 2010 (UTC)
³значительно? ·1e0nid· 09:31, 4 августа 2010 (UTC)
отчего Вы не читаете написанное? на редкость самокритично… ·1e0nid· 09:31, 4 августа 2010 (UTC)

Естественнонаучное определение жизни[править код]

Предлагается для обсуждения следующее определение жизни.

Естественнонаучное определение жизни


Данное определение неопределенно для общего языка людей, оно подпадает под определение «софистика».

Такое определение компрометирует понятие «естественнонаучный», поскольку среди физиков, биологов, химиков есть люди с аналитическим складом ума, с несоизмеримо большей памятью и компетенцией.

Назвал бы данное определение жизни ортодоксальным, поскольку автор не контроллирует свой язык, позволяет аллогизмы и нелогизмы, свойственные носителю предметного мышления и веры в абсолютные истины, даваемые человеку извне.

Автор не контроллирует процесс своего мышления. Ему не видно, что, он отображает содержимое своей памяти на своем собственном языке, в своем уникальном контексте. Он верит в то, что используемый им язык и есть всеобщий научный язык. Автор верит, что истины существуют в природе, «впечатаны» в нее и описаны в объеткивной «фундаментальной науке».


Четыре Солнца 20:19, 10 ноября 2007 (UTC)

Жизнь — это вид взаимодействия материи, основным отличием которого от других известных видов взаимодействий материи является наличие объектов (генетических объектов), которые определяют процесс синтеза из потребляемой материи объектов с подобным набором генетических объектов.

Пояснения.

Определение жизни должно базироваться на фундаментальных понятиях, которые использует наука. Это понятия о материи, о свойстве материи взаимодействовать, о генетических объектах, которые определяют характер взаимодействия материи в процессе воспроизводства или синтеза живых объектов.

Генетические объекты – это материальные объекты, которые при определенных условиях благодаря своим физико-химическим свойствам способны участвовать в синтезе живых объектов.

Живой объект — это объект, который содержит набор генетических элементов, имеющих свойство при определенных условиях контролировать процесс синтеза из потребляемой материи объекта, содержащего подобный набор генетических элементов.

…Это определени жизни так же расплывчато, как электрон в атоме водорода. Если это вид взаимодействия материи, то дожны быть источники и переносчики взаимодействия. Также закон, который описывает это взаимодейстие, т.е. что происходит при взаимодействии. —Александр Викорук 11:09, 12 февраля 2007 (UTC)

во вступительном списке (уместно использовать только самые общие понятия структуры знаний)
нет ясно различимой логики систематизации данных.
Я изменю это, оставляя в каждой строке листинга понятия одного уровня.
Автору: если что-то важное и необходимое для этого уровня я выбросил,
пожалуйста впишите как подпункт. Надо заботиться о читателе 😉 —Четыре Солнца 14:49, 1 января 2006 (UTC)

Предлагаю эту часть раздела из статьи Жизнь исключить. —Дмитрий Тарасов 14:07, 11 Дек 2004 (UTC)

Жизнь (биологическая) — реакция матричного синтеза[править код]

жизнь биологическая — состояние организма между рождением и смертью.

Как насчет альтернативного определения:
Жизнь биологическая — это комплексный процесс, ключевой частью которого является реакция матричного синтеза (синтез белка).—BioUnit 09:38, 8 августа 2005 (UTC)

Пожалуйста не выделяйте постоянно жирным шрифтом основное слово. Смысла в этом никакого нет (название статьи итак написано достаточно крупно), а читать очень неудобно. —Ctac (Стас Козловский) 05:53, 6 Сен 2004 (UTC)

Ok. Убрал выделение. Участник:maxal

Предлагаю выражение «Также жизнь это всего-лишь начало смерти» удалить, как некорректное: например, для млекопитающих начало жизни это образование зиготы, а конец жизни наступает через 5 минут после остановки сердца (необратимые изменения в тканях головного мозга) — т.е. именно остановка сердца это начало смерти, а не жизнь.

При необходимости высказаться в этом направлении более уместным представляется выражение: «Для человека после 25 лет (в среднем, для здорового индивидуума) жизнь это начало медленного умирания». АлКог 10:11, 29 марта 2009 (UTC) АлКог — Участник: (Александр Коган)

По-моему, перечисленное в подразделе «Жизнь человека»:

общение, ребенок, детский сад, игра, подросток, школа, оброзование,
дружба, семья, университет, армия, работа, зарплата, отдых, счастье,
удача

— не очень уместно для статьи жизнь. Оно лучше подходит в деятельность человека

Кибернетическая модель жизни[править код]

Интересно узнать, откуда было взято определение жизни, представленное в этом разделе.

213.187.126.27 13:43, 1 марта 2008 (UTC)
213.187.126.27 13:44, 1 марта 2008 (UTC)

К какой материи его отнести? Fractaler 14:07, 1 октября 2008 (UTC)

А какие типы материи Вам известны? 😉
ИМХО, в этой статье должно быть упоминание об этом явлении и я не считаю их живыми. Если я не одинок в этом мнении могу взяться за написание этого раздела. —ALEF7 11:41, 21 октября 2009 (UTC)
1) Живая материя 2) Неживая материя. Есть ещё Система органического мира Fractaler 18:13, 21 октября 2009 (UTC)

Причина аспектированности феномена «жизнь»[править код]

Аспектированность феномена указывает на его локализацию за пределами пространства восприятия, либо на узость этого восприятия. Объединяя все аспекты и рассматривая феномен с самых общих позиций, можно видеть, что он являет собой субъективные представления о периоде целостности анализируемой системы, где субъективными критериями относимости являются степени подобия анализируемого субъекту анализа. Отказ от попыток введения условий такого подобия приводит к феноменологической трансформации в сторону преставлений о применимости данного понятия к любой целостной сущности. Однако ввиду очевидного антропоморфно обусловленного несоответствия таких представлений существующим семантически и лингвистически определенным, целесообазно не аспектироваие феномена, а дифференциация с уточнением об идеальности представлений о существовании феномена «жизнь». 91.146.16.95 07:36, 29 ноября 2008 (UTC) Александр Костенко

Сущностный подход к определению жизни, в отличие от формально мертвящего.[править код]

По сути жизнь — это эволюционный процесс качественного и количественного роста, поскольку в случае доминирования дегенерационного процесса жизнь в целом перестала бы существовать. Таким образом, человеку для приобщения к жизни необходимо приобщаться к эволюционной деятельности, в противном случает индивид самоотбракуется из жизни, только и всего. Из эволюционного подхода к пониманию жизни следует, что жизнь в целом — это процесс реализации благотворных возможностей совершенствования. Валерий Ушаков 16:07, 6 марта 2009 (UTC)

Извините, я воспринял ваш текст с повторением слова «благотворный» два раза как издевательство, и, так как вы поместили его вне обычного форматирования, решил что это изощрённый вандализм. Прошу меня простить, сейчас восстановлю в подобающем виде.·Carn !? 16:20, 20 марта 2009 (UTC)

Толкование жизни призвано..[править код]

..раскрывать абсолютное право на жизнь человека в социуме

Важно обратить внимание, что слово «жизнь» входить в определение сущности конституционного курса России образца 1993 года: «Россия — это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека означает закономерное приложение усилий для улучшения социальной действительности, создания абсолютного блага качественного роста личности и социума. Жизнь личности зависит от процесса эволюции социума. Сознательная эволюция безальтернативна. Деградация ведет к гибели социума, под обломками которого гибнет гражданин. Создание абсолютного блага качественного роста общества — это общая обязанность и абсолютная потребность человека разумного.
Таким образом, благотворность определяет универсальный способ принятия эволюционных решений или, иначе говоря, абсолютную парадигму жизни. Фактически сущность конституционного курса России определяет абсолютное право на жизнь. Абсолютная сущность связана с абсолютной истиной и с сущностью жизни. Фактически задача определения благотворной парадигма конституционного курса России получена, исходя из толкования истины, как абсолютной сущности действительности, выраженной благотворной парадигмой совершенствования. Отметим, что абсолютная мудрость и абсолютная сущность имеют духовную или психологическую природу. Исходя из знания абсолютной сущности истины, можно получить верифицированное толкование сущности жизни, как процесса реализации благотворных возможностей совершенствования. Обратите внимание на наличие единой концептуальной связи между толкованием истины, толкованием жизни и сущностью конституционного курса России образца 1993 года, что может служить фактическим критерием истинности толкования.

Важно учесть, что элементарное сравнение благотворной парадигмы России образца 1993 года с целевой установкой США принятой в 1787 году и направленной на узурпацию абсолютных «благ свободы нам и нашему потомству» определяет сегодня полярный диполь благотворной тенденции качественного роста общечеловеческой цивилизации и тенденции ее тлетворного самоуничтожения, иллюстрируя жизненный процесс на общечеловеческом уровне. Благотворное толкование жизни, которое вносилось мною в статью уже дважды бракуют, предлагая взамен заведомо худшие варианты, фактически впадая в жизнеотрицающую психопатию тлетворного характера. Уважаемые носители русского языка, давайте будем уважать его абсолютный дух, истину, право и жизнь, а иначе нам удачи не видать?!
Валерий Ушаков 16:04, 23 марта 2009 (UTC)

Химическое определение жизни:
Жизнь — воспроизведение оптической активности (специфическое преодоление энтропии). А именно левые аминокислоты и правые сахара. Критика энтропии: 1 пример — пример падения ни о чём не говорит. Лучше бы взять пример другой галактики, там нарастает энтропия, значит определение не правильно. Чушь! 2 пример: в системе камень — земля: энтропия падает, в системе вулкан — камень — земля: возрастает. Зачем брать спорные внешние моменты, когда можно применить почти строги внутренние. Переписывайте текст сами!

Критика химико-физического определения

Какое-то странное пространное размышление, начинающееся со смешивания термина «синтез» из разных разделов науки, где оно может иметь разные определения.

Автор: «Жизнь -…процесс развития тел органического строения…» На самом деле, вероятно, возможна жизнь не только на основе углерода, но и, например, кремния или других элементов и веществ, а также искусственная, созданная человеком с помощью электроники, бионики и др. Поэтому нужно более широкое определение понятию «жизнь». Может быть так:

Жизнь в широком смысле-это процесс «рождения», развития и «умирания» предмета, напр. звезды. Живой предмет ( в узком смысле) — это предмет, в котором при некоторых внешних условиях и его соответствующей структуре постоянно происходит определённым образом упорядоченное движение материи, и все части которого тесно связаны между собой разного вида взаимодействиями в одно целое. Живые предметы могут быть: 1) Не способные иметь ощущения — это растения и др. 2) Способные ощущать — это животные. По способу создания: 1) Натуральные (возникшие в результате естественного отбора) и 2) Искусственные (созданные разумом, пока что только теоретически). По разуму: 1) Имеющие относительно высокий разум (люди и др.). 2) Имеющие относительно малый разум (звери и др.). 3) Не имеющие его (растения и др.). Очевидно, что искусственно созданные (на основе бионики и др.) разумные существа (ИРС) имеют возможность совершенствоваться с помощью разума, а не долгого — миллионы лет — естественного отбора, а потому скоро обгонят людей и уйдут далеко вперёд по уровню интеллекта, если люди не примут особые меры против этого. Также очевидно, что у ИРС при достижении определённой структуры возникнут ощущения также, как это произошло у животных. Ригомат 15:46, 7 октября 2009 (UTC)

Убрал флаг «оригинальное исследование», поскольку определение академика Пармона, вынесенное в заголовое, достаточно авторитетно, напечатано в академическом журнале и не вызвало нареканий.

Это такие приколы? «У трупа есть глаза, но он мертв. У бактерий, червей нет глаз но они живые». И у столба нет глаз. Он живой? Fractaler 13:07, 31 мая 2010 (UTC)

Ага. 🙂 Люди же в древности наделяли все окружающие предметы душой. Ну так и здесь. 😉 —VAP+VYK 19:18, 26 сентября 2010 (UTC)

Фундаментальные свойства живого[править код]

Отсутствуют в статье. Fractaler 13:09, 31 мая 2010 (UTC)

Впечатление от статьи, которая пишется 6 лет…[править код]

Списки определений, философия с критикой, 3 капли источников… и собственно предмет статьи не раскрыт вовсе. Почему углерод — основа жизни на Земле? Даже раздела такого до сих пор нет. —аимаина хикари 11:38, 10 декабря 2010 (UTC)

Не-клеточные и не-материальные формы жизни[править код]

Прионы, мемы, капитал — тоже относятся к «жизни» некоторыми исследователями. Говоря про капитал как про форму жизни, говорят, что Энгельс определял жизнь не только как тут в статье процитировано, но и короче и шире: как «самосовершающийся процесс». Нет ли возможности в статье отразить что-то и на эту тему? —Nashev 16:12, 21 декабря 2012 (UTC)

«Жизнь можно определить как активное, идущее с затратой полученной извне энергии, поддержание и самовоспроизведение специфической структуры.» — Под это определение отлично подходит и огонь, не стоит ли заменить неясный термин «специфической» на «молекулярной» струтуры? Бессмертный 13:20, 17 марта 2013 (UTC)

я считаю что цитаты из фильмов тут неуместны и я удалила ее 178.70.214.177 09:19, 15 февраля 2014 (UTC)

  • ✔отпатрулировано, здесь научная энциклопедия а не театрализованная. —аимаина хикари 11:03, 15 февраля 2014 (UTC)

Чтобы не повторяться, предлагаю посмотреть страницу обсуждения связанной статьи, т.к. вопрос один и тот же. NN21 13:19, 3 декабря 2014 (UTC)

  • И еще насчет рождения. Вылупление из яйца и т.п., как и появление детёныша из чрева матери, свойственно далеко не всем живым организмам. Вспомним о растениях, бактериях и вирусах. Даже у животных мы находим размножение почкованием. По этом причине нужность этого раздела сомнительна. Либо его надо как-то расширить. NN21 17:49, 3 декабря 2014 (UTC)
  • Никто не захотел исправлять. В итоге удалил раздел полностью. NN21 13:43, 28 декабря 2014 (UTC)

Биология — Википедия

Биоло́гия (греч. βιολογία; от др.-греч. βίος — «жизнь» + λόγος — «учение, наука»[1]) — наука о живых существах и их взаимодействии со средой обитания. Изучает все аспекты жизни, в частности, структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле. Классифицирует и описывает живые существа, происхождение их видов, взаимодействие между собой и с окружающей средой[2].

Как самостоятельная наука биология выделилась из естественных наук в XIX веке, когда учёные обнаружили, что все живые организмы обладают некоторыми общими свойствами и признаками, в совокупности не характерными для неживой природы. Термин «биология» был введён независимо несколькими авторами: Фридрихом Бурдахом в 1800 году, Готфридом Рейнхольдом Тревиранусом в 1802 году[3] и Жаном Батистом Ламарком в 1802 году.

В настоящее время биология — стандартный предмет в средних и высших учебных заведениях всего мира. Ежегодно публикуется более миллиона статей и книг по биологии, медицине, биомедицине[4] и биоинженерии.

Называют пять принципов, объединяющих все биологические дисциплины в единую науку о живой материи[уточнить][5][6]:

  • Клеточная теория — учение обо всём, что касается клеток. Все живые организмы состоят как минимум из одной клетки — основной структурно-функциональной единицы организмов. Базовые механизмы и химия всех клеток во всех земных организмах сходны; клетки происходят только от ранее существовавших клеток, которые размножаются путём клеточного деления. Клеточная теория описывает строение клеток, их деление, взаимодействие с внешней средой, состав внутренней среды и клеточной оболочки, механизм действия отдельных частей клетки и их взаимодействия между собой.
  • Эволюция. Через естественный отбор и генетический дрейф наследственные признаки популяции изменяются из поколения в поколение.
  • Теория гена. Признаки живых организмов передаются из поколения в поколение вместе с генами, которые закодированы в ДНК. Информация о строении живых существ или генотип используется клетками для создания фенотипа, наблюдаемых физических или биохимических характеристик организма. Хотя фенотип, проявляющийся за счёт экспрессии генов, может подготовить организм к жизни в окружающей его среде, информация о среде не передаётся назад в гены. Гены могут изменяться в ответ на воздействия среды только посредством эволюционного процесса.
  • Гомеостаз. Физиологические процессы, позволяющие организму поддерживать постоянство своей внутренней среды независимо от изменений во внешней среде.
  • Энергия. Атрибут любого живого организма, существенный для его состояния.

Клеточная теория[править | править код]

Клетка — элементарная структурно-функциональная единица живых организмов. Согласно клеточной теории, всё живое состоит из одной или множества клеток, либо из продуктов секреции клеток, например: раковины, волосы, ногти. Все клетки сходны по своему химическому составу и общему строению. Клетка происходит только из другой материнской клетки путём её деления, и все клетки многоклеточного организма происходят из одной оплодотворённой яйцеклетки. Даже протекание патологических процессов, таких как бактериальная или вирусная инфекция, зависит от клеток, являющихся их фундаментальной частью[7].

Эволюция[править | править код]

Центральная организующая концепция в биологии состоит в том, что жизнь со временем изменяется и развивается посредством эволюции, и что все известные формы жизни на Земле имеют общее происхождение. Это обусловило сходство основных единиц и процессов жизнедеятельности, упоминавшихся выше. Понятие эволюции было введено в научный лексикон Жаном-Батистом Ламарком в 1809 году. Чарльз Дарвин через пятьдесят лет установил, что её движущей силой является естественный отбор, так же как искусственный отбор сознательно применяется человеком для создания новых пород животных и сортов растений[8]. Позже в синтетической теории эволюции дополнительным механизмом эволюционных изменений был постулирован генетический дрейф.

Эволюционная история видов, описывающая их изменения и генеалогические отношения между собой, называется филогенез. Информация о филогенезе накапливается из разных источников, в частности, путём сравнения последовательностей ДНК или ископаемых остатков и следов древних организмов. До XIX века считалось, что в определённых условиях жизнь может самозарождаться. Этой концепции противостояли последователи принципа, сформулированного Уильямом Гарвеем: «всё из яйца» (лат. Omne vivum ex ovo), основополагающего в современной биологии. В частности, это означает, что существует непрерывная линия жизни, соединяющая момент первоначального её возникновения с настоящим временем. Любая группа организмов имеет общее происхождение, если у неё имеется общий предок. Все живые существа на Земле, как ныне живущие, так и вымершие, происходят от общего предка или общей совокупности генов. Общий предок всех живых существ появился на Земле около 3,5 млрд лет назад. Главным доказательством теории общего предка считается универсальность генетического кода (см. происхождение жизни).

Теория гена[править | править код]

Основная статья: Ген

Форма и функции биологических объектов воспроизводятся из поколения в поколение генами, которые являются элементарными единицами наследственности. Физиологическая адаптация к окружающей среде не может быть закодирована в генах и быть унаследованной в потомстве (см. Ламаркизм). Примечательно, что все существующие формы земной жизни, в том числе, бактерии, растения, животные и грибы, имеют одни и те же основные механизмы, предназначенные для копирования ДНК и синтеза белка. Например, бактерии, в которые вводят ДНК человека, способны синтезировать человеческие белки.

Совокупность генов организма или клетки называется генотипом. Гены хранятся в одной или нескольких хромосомах. Хромосома — длинная цепочка ДНК, на которой может быть множество генов. Если ген активен, то последовательность его ДНК копируется в последовательности РНК посредством транскрипции. Затем рибосома может использовать РНК, чтобы синтезировать последовательность белка, соответствующую коду РНК, в процессе, именуемом трансляция. Белки могут выполнять каталитическую (ферментативную) функцию, транспортную, рецепторную, защитную, структурную, двигательную функции.

Гомеостаз[править | править код]

Гомеостаз — способность открытых систем регулировать свою внутреннюю среду так, чтобы поддерживать её постоянство посредством множества корректирующих воздействий, направляемых регуляторными механизмами. Все живые существа, как многоклеточные, так и одноклеточные, способны поддерживать гомеостаз. На клеточном уровне, например, поддерживается постоянная кислотность внутренней среды (pH). На уровне организма у теплокровных животных поддерживается постоянная температура тела. В ассоциации с термином экосистема под гомеостазом понимают, в частности, поддержание растениями и водорослями постоянной концентрации атмосферного кислорода и диоксида углерода на Земле.

Энергия[править | править код]

Выживание любого организма зависит от постоянного притока энергии. Энергия черпается из веществ, которые служат пищей, и посредством специальных химических реакций используется для построения и поддержания структуры и функционирования клеток. В этом процессе молекулы пищи используются как для извлечения энергии, так и для синтеза биологических молекул собственного организма.

Первичным источником энергии для подавляющего большинства земных существ является световая энергия, главным образом солнечная, однако некоторые бактерии и археи получают энергию посредством хемосинтеза. Световая энергия посредством фотосинтеза превращается растениями в химическую (органические молекулы) в присутствии воды и некоторых минералов. Часть полученной энергии затрачивается на наращивание биомассы и поддержание жизни, другая часть теряется в виде тепла и отходов жизнедеятельности. Общие механизмы превращения химической энергии в полезную для поддержания жизни называются дыхание и метаболизм.

Уровни организации жизни[править | править код]

Живые организмы представляют собой высокоорганизованные структуры, поэтому в биологии выделяют ряд уровней организации. В различных источниках некоторые уровни опускаются или совмещаются друг с другом. Ниже представлены основные уровни организации живой природы обособленно друг от друга.

  • Молекулярный — уровень взаимодействия молекул, составляющих клетки и обуславливающих все её процессы.
  • Клеточный — уровень, на котором рассматриваются клетки как элементарные единицы строения живого.
  • Тканевой — уровень совокупностей сходных по строению и функциям клеток, образующих ткани.
  • Органный — уровень отдельных органов, обладающих собственным строением (объединением типов тканей) и местоположением в организме.
  • Организменный — уровень отдельного организма.
  • Популяционно-видовой уровень — уровень популяции, составляемой совокупностью особей одного вида.
  • Биогеоценотический — уровень взаимодействия видов между собой и с различными факторами окружающей среды.
  • Биосферный уровень — совокупность всех биогеоценозов, включающих и обуславливающих все явления жизни на Земле.

Большинство биологических наук является дисциплинами с более узкой специализацией. Традиционно они группируются по типам исследуемых организмов:

Области внутри биологии далее делятся либо по масштабам исследования, либо по применяемым методам:

  • биохимия изучает химические основы жизни,
  • биофизика изучает физические основы жизни,
  • молекулярная биология — сложные взаимодействия между биологическими молекулами,
  • клеточная биология и цитология — основные строительные блоки многоклеточных организмов, клетки,
  • гистология и анатомия — строение тканей и организма из отдельных органов и тканей,
  • физиология — физические и химические функции органов и тканей,
  • этология — поведение живых существ,
  • экология — взаимозависимость различных организмов и их среды,
  • генетика — закономерности наследственности и изменчивости,
  • биология развития — развитие организма в онтогенезе,
  • палеобиология и эволюционная биология — зарождение и историческое развитие живой природы.

На границах со смежными науками возникают: биомедицина, биофизика (изучение живых объектов физическими методами), биометрия и т. д. В связи с практическими потребностями человека возникают такие направления, как космическая биология, социобиология, физиология труда, бионика.

Биологические науки используют методы наблюдения, описания, сравнения, исторического сравнения, экспериментов (опыта) и моделирования (в том числе компьютерного).

Биологические дисциплины[править | править код]

Акарология — Анатомия — Альгология — Антропология — Арахнология — Бактериология — Биогеография — Биогеоценология — Биотехнология — Биоинформатика — Биология океана — Биология развития — Биометрия — Бионика — Биосемиотика — Биоспелеология — Биофизика — Биохимия — Ботаника — Биомеханика — Биоценология — Биоэнергетика — Бриология — Вирусология — Генетика — Геоботаника — Герпетология — Гидробиология — Гистология — Дендрология — Зоология — Зоопсихология — Иммунология — Ихтиология — Колеоптерология — Космическая биология — Ксенобиология — Лепидоптерология — Лихенология — Малакология — Микология — Микробиология — Мирмекология — Молекулярная биология — Морфология — Нейробиология — Орнитология — Палеонтология — Палинология — Паразитология — Радиобиология — Систематика — Системная биология — Синтетическая биология — Спонгиология — Таксономия — Теоретическая биология — Териология — Токсикология — Фенология — Физиология — Физиология ВНД — Физиология животных и человека — Физиология растений — Фитопатология — Цитология — Эволюционная биология — Экология — Эмбриология — Эндокринология — Энтомология — Этология.

Хотя концепция биологии как особой естественной науки возникла в XIX веке, биологические дисциплины зародились ранее в медицине и естественной истории. Обычно их традицию ведут от таких античных учёных, как Аристотель и Гален через арабских медиков аль-Джахиза[9], ибн-Сину[10], ибн-Зухра[11] и ибн-аль-Нафиза[12]. В эпоху Возрождения биологическая мысль в Европе была революционизирована благодаря изобретению книгопечатания и распространению печатных трудов, интересу к экспериментальным исследованиям и открытию множества новых видов животных и растений в эпоху Великих географических открытий. В это время работали выдающиеся умы Андрей Везалий и Уильям Гарвей, которые заложили основы современной анатомии и физиологии. Несколько позже Линней и Бюффон совершили огромную работу по классификации форм живых и ископаемых существ. Микроскопия открыла для наблюдения ранее неведомый мир микроорганизмов, заложив основу для развития клеточной теории. Развитие естествознания, отчасти благодаря появлению механистической философии, способствовало развитию естественной истории[13][14].

К началу XIX века некоторые современные биологические дисциплины, такие как ботаника и зоология, достигли профессионального уровня. Лавуазье и другие химики и физики начали сближение представлений о живой и неживой природе. Натуралисты, такие как Александр Гумбольдт, исследовали взаимодействие организмов с окружающей средой и его зависимость от географии, закладывая основы биогеографии, экологии и этологии. В XIX веке развитие учения об эволюции постепенно привело к пониманию роли вымирания и изменчивости видов, а клеточная теория показала в новом свете основы строения живого вещества. В сочетании с данными эмбриологии и палеонтологии эти достижения позволили Чарльзу Дарвину создать целостную теорию эволюции, в основе которой лежит естественный отбор. К концу XIX века идеи самозарождения окончательно уступили место теории инфекционного агента как возбудителя заболеваний. Но механизм наследования родительских признаков всё ещё оставался тайной[13][15][16].

В начале XX века Томас Морган и его ученики заново открыли законы, исследованные ещё в середине XIX века Грегором Менделем, после чего начала быстро развиваться генетика. К 1930-м годам сочетание популяционной генетики и теории естественного отбора породило современную эволюционную теорию или неодарвинизм. Благодаря развитию биохимии были открыты ферменты и началась грандиозная работа по описанию всех процессов метаболизма. Раскрытие структуры ДНК Уотсоном и Криком дало мощный толчок для развития молекулярной биологии. За ним последовало постулирование центральной догмы, расшифровка генетического кода, а к концу XX века — и полная расшифровка генетического кода человека и ещё нескольких организмов, наиболее важных для медицины и сельского хозяйства. Благодаря этому появились новые дисциплины геномика и протеомика. Хотя увеличение количества дисциплин и чрезвычайная сложность предмета биологии породили и продолжают порождать среди биологов всё более узкую специализацию, биология продолжает оставаться единой наукой, и данные каждой из биологических дисциплин, в особенности геномики, применимы во всех остальных[17][18][19][20].

  1. ↑ Биология // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. ↑ Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  3. ↑ Treviranus, Gottfried Reinhold, Biologie : oder Philosophie der lebenden Natur für Naturforscher und Aerzte, 1802
  4. King, TJ & Roberts, MBV. Biology: A Functional Approach. — Thomas Nelson and Sons, 1986. — ISBN 978-0174480358.
  5. Avila, Vernon L. Biology: investigating life on earth. — Boston : Jones and Bartlett, 1995. — P. 11—18. — ISBN 0-86720-942-9.
  6. Campbell, Neil A. Biology: Exploring Life. — Boston, Massachusetts : Pearson Prentice Hall, 2006.
  7. Mazzarello, P. A unifying concept: the history of cell theory (англ.) // Nature Cell Biology : journal. — 1999. — Vol. 1. — P. E13—E15. — DOI:10.1038/8964.
  8. ↑ Darwin, Charles (1859). On the Origin of Species, 1st, John Murray
  9. ↑ Conway Zirkle (1941), Natural Selection before the «Origin of Species», Proceedings of the American Philosophical Society 84 (1): 71-123.
  10. ↑ D. Craig Brater and Walter J. Daly (2000), «Clinical pharmacology in the Middle Ages: Principles that presage the 21st century», Clinical Pharmacology & Therapeutics 67 (5), p. 447—450 [449].
  11. ↑ Islamic medicine, Hutchinson Encyclopedia[en].
  12. ↑ S. A. Al-Dabbagh (1978). «Ibn Al-Nafis and the pulmonary circulation», The Lancet 1, p. 1148.
  13. 1 2 Mayr, E. The Growth of Biological Thought. — Belknap Press, 1985. — ISBN 978-0674364462.
  14. Magner, LN. A History of the Life Sciences. — TF-CRC, 2002. — ISBN 978-0824708245.
  15. Futuyma, DJ. Evolution. — Sinauer Associates, 2005. — ISBN 978-0878931873.
  16. Coleman, W. Biology in the Nineteenth Century: Problems of Form, Function and Transformation. — Cambridge University Press, 1978. — ISBN 978-0521292931.
  17. Allen, GE. Life Science in the Twentieth Century. — Cambridge University Press, 1978. — ISBN 978-0521292962.
  18. Fruton, JS. Proteins, Enzymes, Genes: The Interplay of Chemistry and Biology. — Yale University Press, 1999. — ISBN 978-0300076080.
  19. Morange, M & Cobb, M. A History of Molecular Biology. — Harvard University Press, 2000. — ISBN 978-0674001695.
  20. Smocovitis, VB. Unifying Biology. — Princeton University Press, 1996. — ISBN 978-0691033433.

СТИЛЬ ЖИЗНИ — это… Что такое СТИЛЬ ЖИЗНИ?

  • СТИЛЬ ЖИЗНИ — англ. life style; нем. Lebensstil. Совокупность образцов поведения индивида или группы (устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, вкусы, склонности), ориентированные преимущественно на повседневную жизнь. Antinazi. Энциклопедия… …   Энциклопедия социологии

  • стиль жизни — gyvenimo stilius statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Kultūros raidos nulemtas žmogaus būties būdas: gyvenimo modelis, elgsena, motyvai, vertybių skalė, tikslai ir jų siekimo sąlygos, t. y. sąmoningumo elementai ir kasdieninės… …   Sporto terminų žodynas

  • Стиль жизни — [греч. stylos стержень для письма] индивидуально своеобразная целостная система устойчивых способов и форм опосредования личностью объективных условий жизнедеятельности. Понятие С. ж. было разработано М. Вебером и затем введено в психологию А.… …   Психологический лексикон

  • СТИЛЬ ЖИЗНИ — [англ. Lifestyle] в маркетинге совокупность целей и ценностей приобретения, а также направлений, способов и размеров использования разнообразных ресурсов, доступных человеку (биологических, социальных, материально финансовых, информационных и… …   Маркетинг. Большой толковый словарь

  • СТИЛЬ ЖИЗНИ — устойчиво воспроизводимые отличительные черты общеНия, бытового уклада, манеры поведения, привычки, склонности и т. п., свойственные к. л. человеку или группе людей и выявляющие своеобразие их духовного мира, направленность жизни личности через… …   Словарь по этике

  • Стиль жизни — – термин А. Адлера, обозначает уникальный и устойчивый способ действий человека. Автор термина считает, что стиль в таком его представлении отражает множество мотивов, интересов, ценностей и черт человека и проявляется во всём его поведении …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • СТИЛЬ ЖИЗНИ — Термин Альфреда Адлера для обозначения уникального, устойчивого способа действия человека. Он считал, что этот стиль состоит из множества мотивов, черт, интересов и ценностей человека и проявляется во всем поведении …   Толковый словарь по психологии

  • СТИЛЬ ЖИЗНИ — соц. психологич. категория, выражающая определенный тип поведения людей. По содержанию С.ж. уже категории образ жизни (см.), охватывающей всю жизнедеятельность людей в целом, но позволяет сосредоточить внимание на субъективной стороне… …   Российская социологическая энциклопедия

  • Стиль жизни — Индивидуальные особенности поведения как одного из проявлений жизнедеятельности. Сюда же относят индивидуальные особенности образа мыслей, стиля мышления. Являясь существенным признаком индивидуальности, С. ж. во многом определяет способность… …   Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

  • Стиль жизни — совокупность характеристик жизнедеятельности человека, обусловливающих собой единство направления в жизни …   Психология человека: словарь терминов