Тот кто хочет делает а тот кто не хочет ищет причины: Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины / Habr – Кто хочет – ищет возможности. Кто не хочет – ищет причины

Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины / Habr

Открыв сегодня хабр, увидел большое количество публикаций на тему образования. Так как эта тема мне очень близка, решил поделиться своими мыслями.

Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины. Этот тезис применим ко многим вопросам — отсутствие материально-технической базы в университете, глупые преподаватели, пассивность компаний etc. Это, конечно, важные причины, почему молодые люди не хотят учиться, но давайте все же разберемся.

Отсутствие материально-технической базы

Часто слышу — в вузе А есть вычислительный кластер, в Б — инновационный центр, а у нас только несколько гробов под управлением Windows 3.11. Сам такое наблюдаю в родном вузе.

Часто таким вот образом молодой специалист себя оправдывает «мол, я не виноват, базы не было — поэтому я ничего не знаю». Следуя этой логике, ни один выпускник сферического Мухосранского технического университета не может по определению быть умнее студента топовых вузов. Таким же образом, выпускник Гарварда обязательно должен быть умнее всех выпускников всех вузов мира.

Но реальная жизнь показывает, что выпускник сферического Мухосранского технического университета и выпускник топового университета страны могут в итоге сидеть рядом в каком-нибуть Microsoft Research, Google или Oracle. И все потому — что разные люди по разному принимали возникшие в их жизни сложности. Кто-то нашел в этом причину своей бездеятельности, а кто-то — призыв в действиям.

Глупые преподаватели

Здесь можно спорить долго и истина будет где-то посредине. Но по законам нормального распределения всегда есть тех 20% толковых преподавателей, с которыми можно и нужно иметь дело. Но очень часто студент сознательно выбирает откровенно слабых преподавателей для того, чтобы побыстрее и похалтурнее выполнить свою работу. Либо, зная, что преподаватель толковый, но требовательный, сознательно выбирают более слабого и менее требовательного, чтобы меньше было проблем.

А теперь немного личного. Был у меня преподаватель по физике — не то, чтобы плохой физик, но плохой преподаватель — это точно. Плохой потому, что ему эти все студенты, лекции на 40-й год преподавания были на одно лицо. В итоге рулон туалетной бумаги был более информативный, чем конспект по физике. Было принято волевое решение не ходить на пары дабы не тратить свое драгоценное время. Но пришла сессия и нужно был сдавать предмет. Как вы думаете, что сделали 90% студентов? Угадали — забашляли немного деньжат на развитие кафедры физики и материального состояния преподавателей кафедры физики. В итоге не знаний, ни денег…

Я за 2.5 дня выучил книгу по физике и самостоятельно сдал экзамен.

Как молодой преподаватель могу сказать, что когда ты добровольно рассказываешь и показываешь вместо паскаля C#, вместо досовского FoxPro — MS SQL и MySQL и когда в итоге студента после вопроса «что такое запрос» три минуты выводишь из транса, то продолжать рассказывать о data mining, факторном анализе и MVC как-то не хочется…

Пассивность компаний

Здесь все просто — компании считают, что вузы должны им выдавать подготовленных студентов, вузы считают, что они должны давать лишь матчасть. В итоге мы имеем ситуацию, когда выпускник отдаленно понимает, что такое ООП, и в то же время теряется при фразе «метод Рунге-Кутта».

А все почему? Компании считают нормальным выбрасывать тонны денег на рекламу и PR, но считают не допустимым вкладывать эти деньги в обучение. Да что там говорить: я не могу выпросить у местных компаний 1-2 специалиста, чтобы они раз в месяц выступили на user group и сделали в плане пиара своей компании больше чем тонны баннеров!

В то же время в университете каждый хочет примерять звездочки на своих плечах и впускать «чужаков» никто не хочет (потому что на фоне чужаков они будут выглядеть сами знаете как).

А теперь переходим к самому главному

Мы долго можем хаять наше образование и бюрократию (сам это делаю, но сейчас не об этом), но пока мы не имеет позитивных тенденций нужно что-то делать. В Москве, Киеве, Минске проходит огромное количество технических мероприятий, где получить совет профессионалов вы можете за $0.00. Есть много людей (евангелисты, education managers, research program managers, MVP, MSP etc.), которые с удовольствием посоветуют вам направление деятельности, подпишут под программы и т.д. и т.п (скептикам — не нужно говорить, что это адепты «M$» или адепты «G$», потому как в абсолютном большинстве — это профессионалы, которые не позволяют себе крики в стиле «что-то там — г**о»).

Еще немножко из опыта. Очень часто я предлагал различным людям участвовать в проекте «за знания». Т.е. вы нам что-то пишете (не коммерческий код, не фриланс, а просто реализация интересных идей), мы вас бесплатно учим. Из около 20 человек, которые прошли через меня за прошлый год, только 2 (!) выдали вменяемый результат. Остальные либо пропали, либо им стало не интересно.

О чем это говорить? О том, что люди хотят все и сразу, но не хотят ничего при этом делать.

Даже если ваш университет находится в пустыне и все, что у вас есть — это выход в сеть — это не безнадежный случай, а если есть еще компьютерный класс и техническая библиотека — не говорите, что вам кто-то мешал учиться.

Поэтому ищите возможности, а не причины.

Кто хочет – ищет возможности. Кто не хочет – ищет причины

Кто хочет – ищет возможности. Кто не хочет – ищет причины

«Кто хочет – ищет возможности. Кто не хочет – ищет причины». Очень точное и важное утверждение.

Точное, потому что это по сути своей, действительно так и есть. Человек, который не хочет что-то делать, всячески старается увильнуть от этой деятельности. Придумывает 100 причин, почему это сделать «не получается». Тот же, кто хочет – ищет возможности и в итоге, как правило, находит их.

Важно замечать это «желание и нежелание» не только в других людях, но и в самих себе.

 

Почему это важно?

Потому что, мы сами себе врем. Печем довольно часто. Нет, конечно, не все так делают, но большинство людей себя обманывает. И в этом кроется проблема.

А проблема следующая. Если человек, к примеру, говорит, что он хочет бросить курить, но при этом не бросает, находя отговорку в том, что якобы все вокруг курят – то это самообман.

Если бы человек хотел бросить эту вредную привычку, он бы нашел способ это сделать. А то, что окружение не позволяет, погода сегодня не та и так далее – это просто уютный самообман. В котором очень приятно спрятаться и успокоить себя, что ты не виноват, ничего сделать нельзя, ты бы с радостью, но обстоятельства…

Очень важно, если вы хотите развиваться (в любой области) уметь замечать моменты, когда вы сами себя обманываете, и вместо возможностей ищете причины. Возможно, что это не то, чем вы хотели бы заниматься…

Вот такая вот небольшая заметка на тему самообмана. Просто помнить и понимать фразу «Кто хочет – ищет возможности. Кто не хочет – ищет причины» может быть очень полезным, чтобы адекватно оценивать ситуации, которые у вас случаются в жизни. Как с вами, так и с участием других людей.

Возможно, в продолжение темы вы захотите прочитать так же статью на тему, как отличить свои истинные желания от навязанных. Она по этой ссылке.


Кто хочет – ищет возможности. Кто не хочет – ищет причины

Если мысли в этой заметке вам понравились, то будет классно:

🙂 Если вы оставите комментарий ниже – что вам понравилось, что не понравилось, какие вопросы есть? Мне будет приятно почитать

🙂 Если захотите поделиться ссылкой на эту заметку у себя в соц. сетях, то ниже есть кнопки, при помощи которых можно легко это сделать

Чьи слова Кто хочет, ищет возможности, кто не хочет — причины

«Кто хочет — ищет способы, кто не хочет — причины» (Сократ)

Сократ

Сократ

Жил в Афинах в 470 — 399 годах до н. э. Некоторые исследователи называют его первым философом в прямом смысле этого слова, то есть мыслителем, чьи раздумья впервые были обращены к себе самому, собственным принципам и наклонностям. Он первым начал рассматривать человека, как отдельный космос, в отличие от иных философов, больше рассуждавших о природе и окружающем мире

Мысли Сократа

  • Мы не для того живем, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить
  • Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам
  • Довольствуйся настоящим, но стремись к лучшему
  • Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая — станешь философом
  • Мир скучен для скучных людей
  • Человек — повелитель своей собственной внутренней вселенной
  • Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя
  • Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее
  • Кто хочет — ищет способы, кто не хочет — причины
  • Бедный человек не тот, у которого нет ни гроша в кармане, а тот, у которого нет мечты

Если нельзя, но очень хочется, то … можно (Шолом-Алейхем)

Аналоги выражения «кто хочет — ищет способы, кто не хочет — причины»

  • Где хотенье, там и уменье.
  • Была бы охота — заладится любая работа
  • Как человек чего захочет, так он о том и похлопочет
  • Где желание, там и исполнение
  • Охота пуще неволи

Притча о сметане и двух лягушках

Попала в банку со сметаной лягушка и подумала: «О, какая большая глубина! Мне отсюда не выбраться». Сложила лапки и утонула. Другая лягушка, оказавшись в такой же ситуации, барахталась-барахталась, барахталась-барахталась, взбила сметану в масло и выпрыгнула.

Для утвердительного ответа достаточно лишь одного слова — «да». Все прочие слова придуманы, чтобы сказать «нет» (Дон Амидано)

Ещё статьи

«Бойтесь данайцев, дары приносящих»
«Боливар не вынесет двоих»
Бороться с ветряными мельницами

Кто хочет, ищет возможности. Кто не хочет, ищет оправдания

Тот, кто хочет, ищет возможности. Остальные ищут и находят оправдания.
скачать видео

Самый целеустремлённый человек — это тот, который очень хочет в туалет: все преграды кажутся несущественными, для него несущественно все, кроме цели. Согласитесь, смешно слышать фразы типа: «Я описался, потому что не было времени сходить в туалет; потому что я был слишком уставший; потому что я потерял надежду и уже не верил, что смогу добежать!»

А также «Ну конечно, он добежал, но у него ноги вон какие длинные!»; «Это явно не для меня», «Я постучался в туалет, но мне не открыли!», «Мне не хватило мотивации» или «Я решил сделать это завтра…».

Все это — фразы из словаря Жертвы. Внимание, вопрос: это ваши фразы? Они помогают вам добиться ваших целей?

Фильм «Базовый тренинг 2010»

Как перестать верить в то, что ты жертва? Работа на тренинге. Ведущий Н.И.Козлов.
скачать видео

​​​​​​​Люди часто делают выборы, в которых не хотят себе признаваться, и в порядке психологической защиты прикрывают их надуманными, фальшивыми оправданиями.

«Я опоздала, потому что хотела побольше выспаться. Ну очень хотелось спать!» — с подтекстом «Я так хотела спать, что никаких сил сопротивляться не было. Это объективно было невозможно».

Люди придумывают себе оправдания — легко. Свою лень собрать себя и двигаться вперед легко назвать возрастным кризисом, страх строить новые отношения легко сформулировать себе (и другим) самодостаточностью своей натуры, несдержанность оправдать своим характером, а свою невоспитанность объяснить своей эмоциональностью…

Когда-то придуманные оправдания настолько правдоподобны, что со стороны опрокинуть их невозможно, признаться в неправде может только сам человек.Бывает и по-другому, когда человек настолько долго и успешно обманывает сам себя, что без помощи со стороны уже разобраться трудно. Сильные и ответственные люди в этом случае могут выступить в качестве воспитателей. Иногда это происходит на психологическом тренинге.

На тренинге ответ уточняется: «Если честно, то спать конечно хотелось, но я сама решила, что можно и опоздать. Это был мой выбор. Если бы я считала дело очень важным, я бы встала вовремя и не опоздала».

Как воспитывать людей, чтобы они становились авторами своей жизни? Главное, это научить людей быть к себе внимательными, чтобы они перестали себе врать, прикрывая свои настоящие выборы фальшивыми отмазками-оправданиями. Далее — развивать и укреплять уже возникшую авторскую позицию.

Если вы готовы работать над собой, чтобы развивать свою авторскую позицию, вам рекомендации: Держи слово. Держи осанку и улыбку. Три Авторских ключа. Научитесь отказываться от не реалистичных проектов.


Статус, авторитет, влияние

Ктo хочет — ищет возможности, кто не хочет — ищет причины


Автор: anna, 07 Янв 2012

Это мудрое изречение приписывают множеству великих мыслителей. Порывшись в дебрях всемирной паутины, можно минимум четверых насчитать: Мишель де Монтень, Сократ, Жан-Жак Руссо, даже товарищ Леонид Ильич Брежнев. Авторитетные книжки говорят, что автор все же Сократ. Этот древнегреческий ученый жил в V веке до нашей эры в Афинах. Он является родоначальником такого направления в философии, как диалектика. Книжек он не писал. Все свои мысли излагал устно в беседах с учениками, просто горожанами, приезжими. А знаем мы о его мудрости из трудов его учеников и других древних философов. Среди них Аристотель, Аристофан, Ксенофонт, Платон. Одни, как его ученики, просто записывали его мысли, другие комментировали, третьи просто высмеивали Сократа и его философию в своих произведениях. Смысл высказывания «Тот, ктo хочет, тот ищет возможности, кто не хочет, тот ищет причины» в следующем: человек не выполняет какое-то дело просто потому, что лень, а оправдывает это тем, что не успел, не смог, либо это слишком сложно. Если кто-то чего-то действительно хочет, то обязательно сделает, найдет время, силы, способ. А если не захочет, то будет бесконечно искать оправдания, не стараясь что-то выполнить. На сегодняшний день изречение Сократа стало особенно популярно. По так называемой философии успеха издано-перееиздано множество книг. Авторы этих книг взяли на вооружение изречение Сократа и немало, благодаря этому, преуспели. Философия успеха говорит , что в мире есть масса способов преуспеть. Только нужно учиться видеть их повсюду и находить, а также создавать их самим. Не нужно сидеть, сложа руки, а нужно действовать. Но прежде необходимо определить цель и составить план. «Тот, ктo хочет, тот ищет возможности, кто не хочет, тот ищет причины» стало лозунгом не только современных успешных менеджеров, но и целых компаний. Так что Сократ создал, как сегодня сказали бы, вполне успешный маркетинговый слоган.

Рубрики: Афоризмы известных людей, Философские высказывания
Метки: желание, Сократ

Кто хочет — ищет способ, кто не хочет — ищет причину ▷ Socratify.net

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

Тому, кто не хочет изменить свою жизнь, помочь невозможно.

Гиппократ (100+)

Тот, кто хочет развить свою волю, должен научиться преодолевать препятствия.

Иван Петрович Павлов (10+)

Существует достаточно света для тех, кто хочет видеть, и достаточно мрака для тех, кто не хочет.

Блез Паскаль (100+)

Тот, кто ищет миллионы, весьма редко их находит но зато тот, кто их не ищет, — не находит никогда!

Оноре де Бальзак (100+)

Безумен тот, кто не умея управлять собой, хочет управлять другими.

Публий Сир (50+)

Забавно, когда огонь в твоих глазах ищет тот, кто его погасил.

Неизвестный автор (1000+)

Забавно, когда огонь в твоих глазах ищет тот, кто его погасил.

Неизвестный автор (1000+)

Выбор становится очевидным когда ты понимаешь, что между тем, кто хочет с тобой согреться и тем, кто хочет тебя согреть — огромная разница.

Неизвестный автор (1000+)

Хорош не тот, кто ищет в людях слабость.
Да и не тот, кто ищет красоту.
Хорош лишь тот, кто дарит людям радость,
Собою излучая простоту.

Антон Харевич (1)

Можно спорить с тем, кто ищет истину, с тем, кто хочет утвердиться в своём мнении, спорить бесполезно.

Захар Прилепин (20+)

Сократ — Викицитатник

Socrates Louvre.jpg

Сокра́т (др.-греч. Σωκράτης, ок. 469—399 г. до н. э.) — древнегреческий философ, учение которого знаменует переход в греческой философии от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека.

По Платону[править]

«Желать вам всякого добра — я желаю, о мужи афиняне, и люблю вас, а слушаться буду скорее бога[комм. 1], чем вас, и, пока есть во мне дыхание и способность, не перестану философствовать, уговаривать и убеждать всякого из вас, кого только встречу, говоря то самое, что обыкновенно говорю: о лучший из мужей, гражданин города Афин, величайшего из городов и больше всех прославленного за мудрость и силу, не стыдно ли тебе, что ты заботишься о деньгах, чтобы их у тебя было как можно больше, о славе и о почестях, а о разумности, об истине и о душе своей, чтобы она была как можно лучше, — не заботишься и не помышляешь?» — Ответ Сократа на гипотетическое предложение отпустить с условием оставить философию. (Перевод М. С. Соловьёва.)

 — «Апология Сократа»

— Я, – сказал Агафон, – не в силах спорить с тобой, Сократ. Пусть будет по-твоему.
— Нет, милый мой Агафон, ты не в силах спорить с истиной, а спорить с Сократом дело нехитрое. — «Пир» (201c)

Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного. — Сократ наставляет Гиппократа («Протагор» (314с)

По Ксенофонту[править]

Перед началом суда над Сократом один из его друзей спросил: «Не следует ли подумать тебе и о том, что говорить в свою защиту?» Сократ отвечал: «А разве <…> вся моя жизнь не была подготовкой к защите?»

 — «Апология Сократа», 3

По Клавдию Элиану[1][править]

Когда в старости Сократ захворал и кто-то спросил его, как идут дела, философ ответил: «Прекрасно во всех смыслах: если мне удастся поправиться, я наживу больше завистников, а если умру — больше друзей». — книга II, 36

Когда кто-то заметил Сократу, сколь великое благо достичь того, чего желаешь, он возразил такими словами: «Ещё большее, однако, не пытаться что-нибудь желать». — книга IX, 29

Сократ обратил внимание, что Антисфен старается выставить напоказ дыры на своей одежде, и сказал: «Перестань красоваться». — книга IX, 35

Сократ утверждал, что бездеятельность — сестра свободы. В доказательство он приводил мужество и свободолюбие индийцев и персов, народов, которые весьма непредприимчивы, и, наоборот, в высшей степени оборотистых фригийцев и лидийцев, привыкших к игу рабства. — книга X, 14

Рассказывают, что Платон называл Диогена сумасшедшим Сократом. — книга XIV, 33

По Диогену Лаэртскому[2][править]

Если бы меня лягнул осёл, разве стал бы я подавать на него в суд? — В ответ на пинки во время уличных споров.

Что я понял — прекрасно; чего не понял, наверное, тоже: только, право, для такой книги нужно быть делосским ныряльщиком. — Ответ Еврипиду о сочинении Гераклита.

Сколько же есть вещей, без которых можно жить! — При осмотре множества рыночных товаров.

Лучше всего ешь тогда, когда не думаешь о закуске, и лучше всего пьёшь, когда не ждёшь другого питья: чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам.

Я ем, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть.

Это удивительно: всякий человек без труда скажет, сколько у него овец, но не всякий сможет назвать, скольких он имеет друзей, — настолько они не в цене.

Есть одно только благо — знание и одно только зло — невежество. Богатство и знатность не приносят никакого достоинства — напротив, приносят лишь дурное.

Мой демоний [комм. 2] предсказывает мне будущее.

Ничего сверх меры. — Ответ на вопрос одного юноши, в чем добродетель.

Делай, что хочешь, — всё равно раскаешься. — Ответ на вопрос одного человека, жениться тому или нет.

Надо принимать даже насмешки комиков: если они поделом, то это нас исправит, если нет, то это нас не касается

Сварливая жена для меня — то же, что норовистые кони для наездников: как они, одолев норовистых, легко справляются с остальными, так и я на Ксантиппе учусь обхождению с другими людьми.

— Ты умираешь безвинно, — говорила ему жена; он возразил:
— А ты бы хотела, чтобы заслуженно? — После смертного приговора.

Неужели мой собственный плащ годился, чтобы в нем жить, и не годится, чтобы в нем умереть? — В ответ на предложение Аполлодора надеть его прекрасный плащ перед смертью.

Сам Сократ, говорят, послушав, как Платон читал «Лисия», воскликнул: «Клянусь Гераклом! сколько же навыдумал на меня этот юнец!» — ибо Платон написал много такого, чего Сократ вовсе не говорил. — Кн. III

Из «Пчелы»[править]

Подобает основанию дома и корабля быть крепким, но также и дела началу справедливым и верным быть.

Вот увидел ученика своего, отдающего силы пашне, а к учению нерадивого, и сказал: «Берегись, друг, если только пашню хочешь возделать, а душу пустынной оставишь и необработанной».

Когда рассуждаешь, подумай о прежде бывшем и сравни его с нынешним; и все, что не явно, явным сразу окажется.

Этот, увидев врата Коринфа прочно замкнутыми, сказал: «Разве женщины здесь живут?»

Этот, спрошенный, кто тайну может хранить, отвечал: «Тот, кто уголь горячий держать на языке сумеет».

Этот, спрошенный, что заботит хороших, сказал: «Слава плохих».

Этот, спрошенный, какой город хорошо живет, отвечал: «В котором живут по закону, а несправедливых наказывают».

Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.

Цитаты о Сократе[править]

Сократ превыше всех своею мудростью.[2] — Ответ дельфийской пифии на вопрос Херефонта, есть ли кто на свете мудрее Сократа.

Более всего, по-моему, он [Сократ] похож на тех силенов, какие бывают в мастерских ваятелей и которых художники изображают с какой-нибудь дудкой или флейтой в руках [комм. 3]. Если раскрыть такого силена, то внутри у него оказываются изваяния богов. Так вот, Сократ похож, по-моему, на сатира Марсия. Что ты сходен с силенами внешне, Сократ, этого ты, пожалуй, и сам не станешь оспаривать. А что ты похож на них и в остальном, об этом послушай.
<…> и речи его больше всего похожи на раскрывающихся силенов. В самом деле, если послушать Сократа, то на первых порах речи его кажутся смешными: они облечены в такие слова и выражения, что напоминают шкуру этакого наглеца сатира. На языке у него вечно какие-то вьючные ослы, кузнецы, сапожники и дубильщики, и кажется, что говорит он всегда одними и теми же словами одно и то же, и поэтому всякий неопытный и недалекий человек готов поднять его речи на смех. Но если раскрыть их и заглянуть внутрь, то сначала видишь, что только они и содержательны, а потом, что речи эти божественны, что они таят в себе множество изваяний добродетели и касаются множества вопросов, вернее сказать, всех, которыми подобает заниматься тому, кто хочет достичь высшего благородства. — Похвальная речь Алкивиада на пиру у Агафона

 — Платон, «Пир»

Сократ сперва ходил, потом сказал, что ноги тяжелеют, и лёг на спину: так велел тот человек. Когда Сократ лёг, он ощупал ему ступни и голени и немного погодя — ещё раз. Потом сильно стиснул ему ступню спросил, чувствует ли он. Сократ отвечал, что нет. После этого он снова ощупал ему голени и, понемногу ведя руку вверх, показывал нам, как тело стынет и коченеет. Наконец прикоснулся в последний раз и сказал, что когда холод подступит к сердцу, он отойдёт.
Холод добрался уже до живота, и тут Сократ раскрылся — он лежал, закутавшись, — и сказал (это были его последние слова):
— Критон, мы должны Асклепию петуха. Так отдайте же, не забудьте.
— Непременно, — отозвался Критон. — Не хочешь ли ещё что-нибудь сказать?
Но на этот вопрос ответа уже не было. Немного спустя он вздрогнул, и служитель открыл ему лицо: взгляд Сократа остановился. Увидев это, Критон закрыл ему рот и глаза.
Таков, Эхекрат, был конец нашего друга, человека — мы вправе это сказать — самого лучшего из всех, кого нам довелось узнать на нашем веку, да и вообще самого разумного и самого справедливого.[3] — смерть Сократа по Платону

 — Платон, «Федон»

… Сократ исследовал нравственные добродетели и первый пытался давать их общие определения (ведь из рассуждавших о природе только Демокрит немного касался этого и некоторым образом дал определения теплого и холодного; а пифагорейцы — раньше его — делали это для немногого, определения чего они сводили к числам, указывая, например, что такое удобный случай, или справедливость, или супружество. Между тем Сократ с полным основанием искал суть вещи, так как он стремился делать умозаключения, а начало для умозаключения — это суть вещи: ведь тогда еще не было диалектического искусства, чтобы можно было, даже не касаясь сути, рассматривать противоположности, а также познает ли одна и та же наука противоположности; и в самом деле, две вещи можно по справедливости приписывать Сократу — доказательства через наведение и общие определения: и то и другое касается начала знания). Но Сократ не считал отделенными от вещей ни общее, ни определения. Сторонники же идей [комм. 4] отделили их и такого рода сущее назвали идеями, так что, исходя почти из одного и того же довода, они пришли к выводу, что существуют идеи всего, что сказывается как общее, и получалось примерно так как если бы кто, желая произвести подсчет, при меньшем количестве вещей полагал, что это будет ему не по силам, а увеличив их количество, уверовал, что сосчитает.[4]

 — Аристотель

Алкивиад подарил Сократу большой, красиво испечённый пирог. Ксантиппа сочла, что подношение, посланное любимым любящему, ещё сильнее разожжёт его чувства, по своему обыкновению обозлилась и, швырнув пирог на пол, растоптала ногами. Сократ же со смехом сказал: «Ну вот, теперь и тебе он не достанется». Кому покажется, что я, рассказывая эту историю, говорю о не стоящих внимания пустяках, не понимает, что и в поступке такого рода познаётся истинно достойный человек, ибо он презирает то, что все считают главным украшением трапезы.[1]

 — Клавдий Элиан, «Пёстрая история» (книга XI, 12)

Речи Сократа уподобляли картинам Павсона[5]. Однажды Павсон получил от кого-то заказ изобразить коня, катающегося на спине, а нарисовал коня на бегу. Заказчик остался недоволен тем, что Павсон не выполнил его условия; художник же ответил на это: «Переверни картину, и скачущий конь будет у тебя кататься на спине». Сократ в своих беседах тоже не говорил прямо, но стоило перевернуть его слова, и они становились вполне понятными. Он боялся навлечь на себя ненависть собеседников и поэтому говорил загадочно и излагал мысли прикровенно.[1]

 — Клавдий Элиан, «Пёстрая история» (книга XIV, 15)

Перед нами переполненный зрителями амфитеатр; «Облака» Аристофана отравляют толпу ядом остроумного издевательства. Со сцены осмеивают — и с нравственной, и с физической стороны — замечательнейшего мужа Афин, спасшего народ от тридцати тиранов, спасшего в пылу битвы Алкивиада и Ксенофонта, осмеивают Сократа, воспарившего духом выше богов древности. Сам он тоже в числе зрителей. И вот, он встаёт с своего места и выпрямляется во весь рост, — пусть видят хохочущие Афиняне, похожа ли на него карикатура. Твёрдо, несокрушимо стои́т он, возвышаясь надо всеми.
Сочная, зёленая, ядовитая цикута! Тебе служить эмблемою Афин, а не оливковой ветви!

 — Ганс Христиан Андерсен, «Тернистый путь славы», 1855

Кто этот человек, дерзающий в одиночку отрицать греческую сущность, которая в лице Гомера, Пиндара и Эсхила, Фидия, Перикла, Пифии и Диониса неизменно вызывает в нас чувства изумления и преклонения, как глубочайшая бездна и недостижимая вершина?

 — Фридрих Ницше, «Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм»

Ученики Сократа распадаются на две довольно четко разграниченные группы: одни видели в нем учителя жизни, другие — вождя на пути философских исканий. [Каждый] брал у него то, в чем сам нуждался…[6]

 — Фаддей Зелинский

Сократ вместе с софистами открыл новую эпоху истории античной философии, обратившись от космологии и натурфилософии к проблеме человека, и в частности к проблеме разума. В свое время это, несомненно, было чем-то вроде философской революции. А всякая революция требует героев и по необходимости должна идти на великие жертвы. Таким героем и такой жертвой как раз и оказался Сократ. Его постоянное стремление анализировать традиционные человеческие понятия, добиваться их ясности, стараться сохранить все лучшее и сокрушить все худшее в них естественно вызывало у многих его современников недоумение или боязнь, а некоторые даже испытывали ужас и испуг перед такого рода еще небывалым в Греции критицизмом.[7]

 — А. Ф. Лосев

Перспектива и контекст неотделимы от подлинного понимания и представления истории. Мы не сможем глубоко и исторически понять Сократа, если забудем о том, как сказывалось на позднейшей греческой философии влияние его идей и личности. Если же мы попытаемся увидеть его, так сказать, в вакууме, вне целостного исторического фона, включающего и то, что для самого Сократа было далеким и непредсказуемым будущим, ― мы будем знать об «истинном», то есть историческом, Сократе гораздо меньше. История не зрелище и не панорама. Это процесс.

 — протоиерей Георгий Флоровский, «Положение христианского историка», 1959

Я бы обменял все свои технологии на встречу с Сократом.

 

I would trade all of my technology for an afternoon with Socrates.

 — Стив Джобс[8]
  1. ↑ Часто упоминаемый платоновским Сократом бог — некое божество, близкое к монотеистическому. (Прим. А.А.Тахо-Годи)
  2. ↑ Внутренний божественный голос, запрещающий человеку те или иные поступки: на него часто ссылается Сократ у Платона и Ксенофонта (Прим. ред.)
  3. Силены, или сатиры, в мастерских ваятелей – забавные смешные фигурки козлоногих спутников бога Диониса. В этих фигурках, состоящих из двух половинок и сделанных часто из дорогого материала, а иной раз из терракоты, хранились флаконы с ароматическими веществами, драгоценности или изваяния богов. О том, что Сократ действительно был похож на силена, упоминает в своем «Пире» Ксенофонт (IV 19). Сократ мудр, значит, он похож на мудрого сатира, или силена, Марсия (см.: т. 1, Евтидем, прим. 29 и Алкивиад I, прим. 9). Скрытая за безобразной внешностью силена мудрость Сократа, завораживающего своими речами, как флейтой, слушателей, – опять-таки блестящий пример создания Платоном выразительной символики. (Прим. А. А Тахо-Годи)
  4. ↑ Т. е. Платон.
  1. 1,01,11,2 Элиан. Пёстрые рассказы / перевод С. В. Поляковой. — М.-Л.: Издательство АН СССР. 1963. — Серия «Литературные памятники».
  2. 2,02,1 Диоген Лаэртский. Жизнь, учения и изречения знаменитых философов. Кн. II. 5 Сократ.
  3. Платон, диалог «Федон» в переводе С.П.Маркиша
  4. ↑ «Метафизика», кн. XIII, гл. 4
  5. ↑ Pauson (лат.) — живописец V–IV вв. до н. э.
  6. ↑ Зелинский Ф. Ф. Древнегреческая литература эпохи независимости. 1919 г., ч. 1, с. 149.
  7. ↑ Платон. Собрание сочинений. Т. 1. СПб., 2006. С. 503
  8. ↑ The Classroom Of The Future // Newsweek (29 October 2001)

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *